Глобализация: неизбежный процесс мирового развития. Глобализация: неизбежность, вызовы и возможности устойчивого развития России

Именно в это время «глобализацией» стали называть совокупность экономических и общекультурных явлений, которые воздействуют на исторически сложившиеся культуры (включая и экономические уклады) народов, проживающих в разных регионах планеты, отчасти разрушая их, а отчасти интегрируя их в некую - ныне пока ещё только формирующуюся - глобальную культуру, которой предстоит в исторической перспективе объединить всё человечество.

Хороша будет эта глобальная культура либо плоха, т.е. какая именно нравственность и этика выразятся в ней? Будет она одноязычной либо многоязычной? - вопрос пока во многом открытый.

И во всех обществах есть так называемые «антиглобалисты», которые недовольны глобализацией в её исторически наличествующем виде и выступают против неё, не вникая в суть и историю этого явления. При этом вопросы глобального взаимопроникновения друг в друга разных национальных культур в течении истории не интересуют «антиглобалистов» потому, что они действуют из предубеждения: глобализация - безальтернативно плохо.

Соответственно альтернативой глобализации, - с их точки зрения, - якобы является поддержание всеми народами режима национального обособления, изоляционизма и консервации своих культур. Но реально это - несбыточная ложная альтернатива, проистекающая из непонимания характера глобального исторического процесса . Предлагаемый «антиглобалистами» подход плох и в действительности не является альтернативой имеющей место исторически реальной глобализации . Дело в том, что:

Глобализация объективно порождается разнородной деятельностью множества людей, преследующих свои личные и групповые интересы. И эти интересы большей частью совсем не глобального масштаба: о судьбах человечества подавляющему большинству людей на протяжении всей истории думать некогда и несвойственно, и соответственно у них нет мыслей глобальной значимости, которые они бы целенаправленно воплощали в жизнь.

То, что ныне называется «глобализацией», имело место и в прошлом, но не имело имени и не было столь заметным в повседневной жизни обществ и личной жизни большинства людей. На протяжении всей памятной истории цивилизации нынешнего человечества «глобализация» предстаёт как процесс взаимного проникновения национальных культур друг в друга. В прошлом глобализацию стимулировала международная торговля и политика завоеваний, а ныне она стимулируется большей частью непосредственно технико-технологическим объединением народных хозяйств разных стран в единое мировое хозяйство человечества. Экономическая составляющая глобализации на протяжении всей истории доминирует над прочими её аспектами и представляет собой процесс интеграции производительных сил (населения разных регионов планеты и их ресурсов) в единую хозяйственную систему человечества, в результате чего в мире становится всё меньше хозяйственных единиц, изолированных от этой системы в целом и от прочих её фрагментов. Войны на протяжении истории нынешней глобальной цивилизации обусловлены большей частью непосредственно экономическими интересами, хотя сами по себе экономические интересы - следствие определённого мировоззрения и миропонимания , а кроме того - идеологические конструкции в ряде случаев были призваны скрыть за словами о высоких идеалах примитивное желание пограбить, поработить соседей или очистить от них территорию, на которой в дальнейшем намеревались жить сами агрессоры. Но вне зависимости от идеологического обеспечения и политической конкретики той или иной исторической эпохи:

Интеграция производительных сил носит объективный характер , поскольку ни нынешнее человечество, ни какое-либо одно национальное общество (включая и реликтовые первобытные культуры, застрявшие до настоящего времени в каменном веке) не может существовать без какой бы то ни было системы производства и распределения продукции, и все люди так или иначе заинтересованы в наращивании её эффективности, чтобы получать продукции побольше и иметь при этом свободное время. А одно из средств наращивания её эффективности - обмен достижениями культуры разных народов во всех его проявлениях.

Это всё в совокупности означает, что глобализация - процесс в истории человечества неизбежный - объективный: прервать или остановить его течение может только очередная глобальная катастрофа - военная или геофизическая. Он порождён не волей тех или иных «глобализаторов», а протекает вне зависимости от желания и воли каждого из противников или сторонников некой содержательно не определённой «глобализации вообще».

Однако объективная неизбежность процесса глобализации не означает, что он не может быть управляемым и не является давно уже управляемым по субъективному произволу.

Культура - совокупность всего информационно-алгоритмического обеспечения жизни людей, не передаваемого от поколения к поколению в готовом к употреблению виде на основе генетического аппарата вида «Человек разумный» . При этом культура, достаточно устойчивая в преемственности поколений, представляет собой один из факторов, к которому всякая культурно своеобразная популяция биологического вида «Человек разумный» генетически подстраивается в процессе смены поколений.

Всякое общество некоторым образом самоуправляется во взаимодействии с окружающей природной и социальной средой. По достижении некоторого уровня развития культуры - общество в некоторых формах выражает концепцию своего самоуправления, после чего концепция организации жизни общества становится фактором, определяющим дальнейшее развитие культуры во всех её аспектах. И после этого действует принцип «культура - следствие и выражение господствующей концепции управления», действие которого распространяется и на науку общества в целом, а на историческую и социологическую науку в особенности.

Стимулом к организации управления объективно существующими процессами и развёртыванию тех или иных проектов является давление на психику людей соответствующих факторов в их жизни. Соответственно объективности процесса глобализации и воздействию его на жизнь региональных обществ и людей в них - в культуре человечества неизбежны многократные на протяжении истории постановки вопроса об управлении глобализацией как объективным явлением вне зависимости от того, есть в культуре такое понятие «глобализация» либо же его нет: процесс-то объективно имеет место и воздействует на жизнь людей.

По своему существу вопрос об управлении течением глобализации это - вопрос двоякий:

  • Его первый аспект - целеполагание в отношении завершения глобализации (вектор целей в управлении глобализацией - определённый характер культуры, в которой с течением времени должно объединиться всё человечество).
  • Его второй аспект - концептуальный, определяющий пути и средства достижения намеченных целей.

Проекты глобализации

Соответственно исторически сложившимся обстоятельствам к настоящему времени имеются и действуют несколько проектов глобализации.

Библейский проект порабощения человечества от имени Бога

Существует в нескольких версиях:

Русский - большевистский

Русский - большевистский проект глобализации выражен в настоящее время в КОБ , предполагает переход многонационального человечества к соборности и диктатуре совести путём развития национальных культур в направлении, обеспечивающем достижение всеми к началу юности необратимо человечного типа строя психики.

Китайский

Китайский проект глобализации в силу собственных традиций толпо-«элитарного» характера и приверженности правящей «элиты» марксизму (с некой «китайской» спецификой) и атеизма китайской культуры на протяжении всей памятной истории , не способен разрешить проблему, которую китайцы назвали «парадокс жёлтой опасности» , поскольку как и библейский проект он изначально обречён на попытку реализации в пределах Божиего попущения. Фактически Китай отказался в прошлом от собственного проекта глобализации в XV веке (создание океанского флота и экспедиции под руководством евнуха Чжэн Хэ были предпосылкой к этому) и теперь предпринимает попытку исправить эту ошибку. Однако для успеха нравственно-этическая основа нового проекта глобализации по-китайски должна измениться так, чтобы Китай не предлагал другим народам свой толпо-«элитаризм» взамен исторически сложившегося их толпо-«элитаризма».

Японский

Японский проект глобализации в настоящее время проходит «эмбриональный период». Он унаследовал от прошлого проблемы, препятствующие успеху проекта:

  • толпо-«элитаризм» на основе принципов «бонсай», применяемых не к декоративным растениям, а к человеку и обществу,
  • идеалистический атеизм обособленно националистической по своему характеру древней японской религии Синто и буддизма, пришедшего в страну из Китая и несущего специфически буддистский толпо-«элитаризм».

Примечания

См.также

Распространение данной работы запрещено в России в связи с защитой библейской концепции от вторжения ей чуждых .

Посмотрите вокруг, уважаемый Читатель. Мы привыкли к тому, что окружающий нас мир прост и понятен. Ученые объяснили нам, как он устроен. Они знают о нем все, ну или почти все. Религиозные деятели знают все о Боге. Ну, или почти все. Творческая интеллигенция знает все о красоте. Ну, или почти все. Мы знаем это с детских лет, со школьной скамьи. Нас так научили. Исходя из этих знаний, мы оцениваем все новое, что встречается на нашем жизненном пути. Эти знания стали для нас критерием смысла жизни, мировоззренческим стандартом, с которым мы безрассудно сравниваем любую жизненную ситуацию. И лишь иногда, когда где-то в глубине души встрепенется что-то, отзываясь на несправедливость, мы усомнимся на миг. Посетуем на несовершенство мира и смиримся, как нам кажется, с неизбежным…

Но так ли несовершенен мир? Или просто несовершенны мировоззренческие стандарты, которые выработаны людьми? Или они людям навязаны? Тогда кто и зачем поддерживает воспроизводство этих мировоззренческих стандартов из поколения в поколение?

Книга, которую Вы держите в руках, даст ответы на эти вопросы. Она расскажет о мировоззрении, о методологии, о том как устроен мир, о том как организовано общество, даст знания о том, как самостоятельно познавать этот мир и справедливо устроить свою жизнь в нем. Эти знания не взяты «с потолка», не выдуманы «безумными гениями», не получены в «откровениях», не найдены в «тайных свитках»… Эти знания – тысячелетний опыт наших предков, построивших нашу Русскую Цивилизацию. Они живут в наших традициях, обычаях, пословицах, поговорках, сказках, песнях, словах и мыслях. Авторы книги просто взяли на себя труд систематизировать эти знания и рассказать о них нам. Еще не раз потом в жизни мы вспомним их труд и поблагодарим.

В современном мире все более явно наблюдаются некоторые процессы, которые объединяют его, стирают границы между государствами и превращают экономическую систему в один огромный рынок. Народы, населяющие Землю, взаимодействуют друг с другом как никогда эффективно и в некоторой степени ассимилируют. Все эти и многие другие процессы принято называть глобализацией. Многие специалисты склонны считать, что глобализация является неизбежным этапом в развитии человечества, когда весь мир постепенно становится одним целым.

Однако в ходе становления глобального общества естественным образом возникают определенные проблемы. Процессы глобализации настолько сложны и неоднозначны, что иначе и быть не может. Прежде чем искать решение этих проблем, необходимо понять суть самой глобализации, ведь сегодня она в той или иной степени уже затронула практически все стороны нашей жизни.

Что такое глобализация

В первую очередь глобализация - это процесс изменения структуры мировой экономической системы, когда экономики отдельных государств интегрируются в общую систему. Целью этих изменений является расширение возможностей для торговли, инвестирования, движения капиталов в пределах всего мира, которые регулируются по общему для всех принципу. На самом деле глобализация затрагивает больше сфер человеческой жизни. Взаимная интеграция происходит и в политике, культуре, религии, образовании и во многих других сферах. На примере Евросоюза и других альянсов можно наблюдать, как происходит стирание границ между государствами, а в объединившихся странах более или менее успешно применяются единые стандарты в различных сферах жизни.

Глобализацию характеризует множество различных явлений, таких как распространение информационных технологий и средств коммуникации, взаимозависимость финансовых рынков и объединение их участников, миграция, формирование общечеловеческой культуры и т. п. При этом данные процессы происходят в условиях, когда отдельные цивилизации и культуры, которым присущи собственные системы ценностей, необходимо интегрировать в общую систему. Современные проблемы глобализации по большему счету возникают по причине многообразия и непохожести друг на друга участников этих процессов. А по мнению ее противников, процессы глобализации основываются на принципах, использование которых очень часто приводит к негативным последствиям.

Ограничение государственного суверенитета

Основная проблема глобализации заключается в том, что на ее процессы в значительной степени влияют различные межправительственные, наднациональные или частные структуры. Иногда эти институты ведут себя так, будто они имеют власть над всеми и им обязаны подчиняться даже государства. Конечно же, эти структуры не могут заставить кого-либо выполнять их требования и чаще всего их условия носят рекомендательный характер, однако чтобы получить доступ к тем или иным ресурсам и возможностям, правительства стран вынуждены идти на уступки.

Действительно, сегодня можно увидеть, как правительства теряют контроль над самыми разными сферами управления страной. Все больше критики звучит в адрес таких структур, как ВТО, МВФ или Всемирный банк, а и вовсе стали настолько могущественными, что способны влиять как на отдельные государства, так и на весь мир в целом. Многие обеспокоены ограничением суверенитета стран, и это при том, что сегодня уже можно услышать разговоры о пересмотре традиционных ролей государства и правительства. Эта проблема глобализации проявляется в трудности отстаивания отдельными государствами своих интересов.

Концентрация на экономике

Структуры, оказывающие наибольшее влияние на течение процессов глобализации, в значительной степени сосредоточены на финансовых и экономических вопросах. В основном это касается ТНК и иных частных организаций, которые могут быть заинтересованы в получении прибыли или повышении финансовых показателей. Их больше волнуют глобализации, вследствие чего остаются без должного внимания другие ее аспекты, такие как здравоохранение или экология, которые также очень важны.

ТНК в погоне за прибылью

Как уже говорилось, ТНК ставят своим приоритетом получение максимальной прибыли, что может идти вразрез с интересами общества. Не говоря уже о том, что ради достижения своих целей ТНК могут действовать в ущерб всему остальному. Ярким примером служит тенденция переносить производства в страны, в которых имеются более выгодные для ТНК условия. На деле эти преимущества заключаются в более низкой стоимости труда и менее жестком трудовом законодательстве, меньших требованиях относительно охраны труда и окружающей среды, низких налогах и социальных отчислениях. Здесь налицо нарушение прав человека.

Помимо этого, перенос промышленного производства в развивающиеся страны провоцирует слишком быстрый рост их экономик, что влечет за собой негативные последствия. Данная проблема глобализации также дает о себе знать и на Западе, где в связи с закрытием многих предприятий растет уровень безработицы.

Недостаток открытости

Правительства и прочие государственные учреждения, а также их действия так или иначе могут контролироваться избирателями, их возможности, принципы функционирования и ответственность четко прописаны в законах. С надгосударственными организациями дело обстоит несколько иначе. Они могут действовать самостоятельно и чаще всего принимают решения, оказывающие существенное влияние на ход мировых процессов, за закрытыми дверями. Конечно же, этому предшествуют продолжительные многосторонние переговоры, которые проходят как на официальном уровне, так и в кулуарах. Настораживает тот факт, что многие весьма серьезные глобализации решаются подобным образом, а механизмы принятия этих решений недостаточно открыты и понятны.

Кроме этого, международные структуры трудно привлечь к ответственности в случае неправомерных действий с их стороны.

Утрата индивидуальности

По мере того как происходит интеграция общества в единое экономическое и некоторые жизненные стандарты также становятся одинаковыми для всех. Противники глобализации обеспокоены фактом нарушения права человека на собственную культуру и утратой государствами своеобразия.

Действительно, сегодня мы можем наблюдать, как все человечество буквально программируется, и люди становятся безликими и похожими друг на друга. Они слушают одинаковую музыку и едят одну и ту же еду, при этом не имеет значения, в какой стране или части света они живут. Большую роль в этом играет глобализация. Глобальные проблемы современности - это не только трудности в экономической или политической сферах. Культурные традиции забываются, а национальные ценности заменяются на чужие или попросту выдуманные, что не может не беспокоить.

Глобализация или вестернизация?

Приглядевшись внимательней, можно увидеть взаимосвязь между глобализацией и так называемой вестернизацией - процессом ассимиляции западной цивилизацией остальных менее развитых и в меньшей степени модернизированных территорий. Конечно же, глобализация - это более широкий процесс, чем вестернизация. На примере восточноазиатских стран, сохранивших свою самобытность, можно видеть, что модернизация и интеграция в мировую систему может происходить и в условиях сбережения собственной культуры. И все же глобализация неразрывно связана с либеральными ценностями, которые могут быть чужды некоторым культурам, например, исламу. Проблемы мировой глобализации в таких случаях могут проявляться достаточно остро.

Глобализация и лобби

Специалисты, да и некоторые наблюдательные люди, уверены - основные проблемы глобализации заключаются в том, что под прикрытием интеграции происходит продвижение чьих-то интересов. Это могут быть и отдельные страны, в основном западные, и могущественные ТНК. Не секрет, что штаб-квартиры многих международных организаций находятся в США, и хотя официально они являются независимыми институтами, работающими в общих интересах, часто можно наблюдать, как процессы глобализации происходят в ущерб развивающимся странам.

Ярким тому примером служит деятельность Международного валютного фонда. Те рекомендации и кредиты, которые МВФ щедро раздает развивающимся странам, не всегда приносят им пользу. Интегрируясь в общую систему, экономики этих государств становятся зависимыми от кредитных средств, а то и вовсе приходят в упадок.

Мировое правительство

Всевозможные конспирологические теории допускают возможность существования неких сил, целью которых якобы является установление мирового правительства или нового мирового порядка. И вправду, проблема глобализации в том, что она подчиняет себе весь мир, постепенно, шаг за шагом, страну за страной, она собирает всех вместе и превращает в единое целое. Один закон, одна культура... одно правительство. Вполне понятны переживания противников этих процессов, ведь многие уверены в том, что ничего хорошего это не предвещает.

Как говорят конспирологи, целью мирового правительства является создание так называемого Золотого миллиарда, в который войдут жители отдельных избранных стран (Западная Европа, Северная Америка и др.). Остальное население Земли в большинстве своем подлежит уничтожению и порабощению.

Антиглобализм

Сегодня многие люди, которых беспокоят проблемы, связанные с глобализацией, объединяются в антиглобалистское движение. На самом деле оно представляет собой объединение различных организаций - как международных, так и национальных, а также массу людей, политиков, ученых, правозащитников и простых граждан, имеющих активную гражданскую позицию. Важно отметить, что антиглобалисты протестуют не столько против самой глобализации, сколько против принципов, на которых она основывается. По мнению членов движения, многие проблемы и остальных сфер напрямую связаны с неолиберальными принципами регулирования и приватизации.

С каждым днем антиглобалистское движение становится все более организованным. Например, с 2001 г. ежегодно проводится Всемирный социальный форум, на котором под лозунгом «Мир может быть другим» обсуждаются наиболее важные вопросы.

Заключение

Глобализация и глобальные проблемы, сопутствующие ей, безусловно, являются неизбежными на данном этапе развития человеческой цивилизации. Отказаться от нее не представляется возможным, поэтому очень важно найти правильный подход к становлению нового единого и решению проблем, связанных с этим.

В заключение остается лишь привести слова одного представителя антиглобалистского движения: «Глобализация - это и коллективный вызов, и стимул для каждого из нас искать новые пути, чтобы стать гражданами мира».

Идет мощный процесс перестройки всего мирового порядка и растет необходимость нового подхода к осознанию совместной судьбы человечества. Процесс глобализации как он предстает в своей сегодняшней фазе сопровождается развитием новых социально-политических, экономических и идеологических тенденций. В течение последних десятилетий мировое сообщество переживает ряд стремительных и кардинальных изменений. Отдельные национальные рынки, несмотря на барьеры и ограничения, культурные и политические различия, начинают образовывать единый глобальный маркет. Этот процесс получил название глобализации.

Термин “глобализация” был впервые введен американским экономистом Т.Левиттой. Он обозначал явление слияния рынков, которое начало активно проявляться в начале 80-х годов XX века. Позже, японец Кеничи Оми, консультант Гарвардской школы бизнеса писал в своей книге “Мир без границ” (1990): “…экономический механизм некоторых стран стал бессмысленным, роли могущественных акторов на мировой сцене исполняются глобальными фирмами” (20, с.31).

Вкусы и предпочтения потребителей различных стран начали трансформироваться под влиянием ряда глобальных норм. Промышленность начала ориентироваться не только на европейский, американский или японский рынки. Ее объектом стал глобальный маркет. Достаточно вспомнить глобальные стратегии кока-колы, Сони, Макдональдса и многих других компаний, продукцию которых потребители многих стран рассматривают как свою, привычную.

Расширение рыночного механизма по планете началось после 2-й мировой войны. Снятие барьеров, препятствующих свободному перетоку товаров, услуг и капитала, сопровождалось быстрым развитием средств информации, коммуникации и передающих технологий, как новый пик научной и технологической революции.

Расширение рыночных механизмов практически во все страны мира, привело к качественному изменению роли государства в национальной экономике и появлению новых сверх-национальных образований, которые определяют развитие отдельных экономик, а также всей мировой экономики. Обнаружилось, что глобализация - это безудержный и очень сложный процесс, хотя иногда он выражается во вполне конкретных фактах, например, в снятии таможенных ограничений на ряд товаров. Мотивами его являются постоянный поиск сравнительных преимуществ в торговле, минимизация расходов в производстве товаров и услуг через перемещение средств производства в страны с более дешевой рабочей силой, или повышение интенсивности труда с помощью новых комбинаций разделения труда, когда целые страны предстают как отдельные департаменты транснациональной корпорации.

Глобализация - не линейный, но волновой процесс, имеющий много различных стадий. Он простирается от эпохи географических открытий до капиталистической колонизации мира, от кризиса 70–80-х годов до краха социализма. Более точно, это уже вторая, после первой неудавшейся, попытка глобализации. Первая имела место в 1850–1910 гг. В тот золотой век не требовалось паспортов и виз, можно было инвестировать в любые страны и заниматься импортом практически из любых мест. Закончилось все это войнами, революциями, анархией, милитаризмом, Великой депрессией, обвалами на финансовых рынках и свертыванием мировой торговли. Правда, первый этап глобализации проходил, как правило, на фоне колонизации ряда стран. Но, похоже, что и нынешний этап глобализации не избежит повторения каких-то последствий. Хотя сегодняшний коллапс системы валютного паритета и кумулятивные долговые крахи 80–90-х гг. нашего столетия все-таки по своим негативным последствиям несравнимо мягче, чем в начале ХХ века.

Глобализация - как сложный процесс имеет множество форм и аспектов, наиболее важные их которых - это взаимоотношения между современными мультикорпорациями и национальными государствами.

Множество субъектов продвигают и воплощают этот процесс - международные организации МВФ, МБ, ВТО, региональные организации, транснациональные корпорации, инвестиционные фонды, страховые компании, большие города и отдельные финансово-мощные индивиды (Сорос, Гейтс). Все эти субъекты заинтересованы в устранении государственных барьеров и в проведении политики Всемирной Торговой Организации (ВТО). Явно заметное ослабление роли государственных институтов приводит к возвышению международных или глобальных институтов, берущих на себя функции защиты и охраны как внутреннего так и внешнего для каждой страны порядка, причем выступающих как единый консолидированный механизм. Более конкретные и тесно сотрудничающие с населением институты заменяются на более абстрактные, отдаленные от национальной специфики глобальные нормы, поддерживаемые функционирующими на частной основе судами или частными армиями.

Наиболее вовлечены в это процесс, конечно, США, стоящие за спиной этих многочисленных корпораций и негосударственных организаций. Но определенный интерес к глобализации есть и у различных этнических и национальных групп, дисперсно расселенных в разных государствах, игнорирующих национально-культурную специфику этих групп и провоцирующих таким образом их негативную реакцию на собственное государство.

И, конечно, в определенной степени катализатором идей глобализации является само государство, предавшее интересы своего народа и ставшее марионеткой в руках частных корпоративных сил.

Глобализацию можно рассматривать в 4-х важных аспектах: как экономическую, политическую, коммуникационную и культурно-моральную глобализацию. Здесь вкратце мы коснемся экономического аспекта, а остальные будут рассмотрены в соответствующих статьях.

Глобализация начиналась прежде всего как экономический процесс, как стремление к нахождению новых рынков сбыта и дешевой рабочей силы. Сегодня транснациональные корпорации создали разветвленные, опутывающие весь мир организационные сети, координирующие производство продукции и ее продажу. В этой экономической глобализации можно вычленить два плана: потоки товаров и продукции, которой торгуют разные страны, и финансовые потоки. Более значимой и большей по объему сегодня является глобализация инвестиционных рынков.

Последние данные говорят, что торговую глобализацию опережает финансовая: более быстрыми темпами осуществляется переток капиталов и инвестирование в глобальную экономику. Финансовые рынки оказались более открытыми, менее подверженными таможенным барьерам. Например, если переток через границы государств товаров и услуг возрос за последнее десятилетие в 2,5 раз и составил более 1200 миллиардов долл., то финансовые вложения из развитых стран Запада в экономику развивающихся стран выросли в 10 раз и составили более 250 миллардов долл. (19). Причем значительную долю этих вложений составляют капиталы частных граждан развитых стран, чье законодательство поощряет подобное инвестирование. Через электронные средства передачи капитала инвесторы интегрируются в глобальную экономическую систему.

Эти данные демонстрируют реальную озабоченность больших масс населения Запада в числе которых и немало пенсионеров, вложивших свои деньги в пенсионные фонды, в надежности и стабильности экономической ситуации в развивающихся странах и в гарантиях возвратности своих капиталов. Относительно, крупнейших банков, объемов их инвестирования и их тревог, говорить уже не приходится.

Таким образом одним из негативных аспектов глобализации оказывается распространение американской модели экономики на другие регионы. Спецификой этой модели является приоритет финансов перед производством и общественным распределением. Фактически частными банками США (а других там нет) осуществляется полный контроль над всеми деньгами населения и перемещением каких бы то ни было капиталов. Каждый доллар, заработанный в США, находится под контролем частного банковского агентства, которое вправе потребовать доказательства законности его получения. Надо заметить, что поскольку все деньги в США проходят через банки, которые естественно оставляют у себя их часть, то сами банки заинтересованы в высоких зарплатах населения, из которых порой до 30–40% вычитывается на налоги. Приватизация государственных финансов привела фактически к приватизации самого государства группой частных финансистов. Отсюда, кстати, вытекают и многие проблемы внешней политики США.

Такая модель глобализации, проводимая ориентированными на США корпорациями, подавляет национально ориентированную волю населения незападных стран, подвергая мощной критике и осмеянию в терминах трайбализма и эгоцентризма их культуру, традиции и ценности. В то же время ставится запрет на проведение подлинно демократической политики внутри этих стран, как не отвечающей интересам этих компаний.

Каков потенциальный результат продвижения глобальной конкуренции во все сферы жизни? Последствия продвижения неолиберальной политики могут быть описаны с помощью фрактала как самоподобия. Это свойство означает что каждая деталь контура фрактала воспроизводит ту же самую структуру или пропорцию в увеличенном или уменьшенном масштабе.

Если расмотреть распространяемые по всему миру условия производства как желанные с точки зрения неолиберальной глобализации, то мы найдем в них аналогию с понятием фрактала. Каждая шкала социально продуктивной аггрегации - фирма, город, округ, страна, макрорегион или глобальное экономическое сообщество встречается с сильным давлением в сторону превращения в изолированный продуктивный узел конкурентно противостоящий всему миру. Индивид против индивида, фирма против фирмы, город против города, страна против страны, одна экономическая зона против другой. В этом смысле каждый производительный узел появляется как самоподобная копия всех остальных.

Каждый из этих уровней агрегации, каждый продуктивный узел должен справляться с ограниченными ресурсами и подчиняться правилам конкурентного существования по отношению к остальному миру. Будут ли эти ограниченные ресурсы принесены рыночной конкуренцией или правительственным бюджетом, конечный результат тот же: непосредственная сфера действий каждого производительного узла должна устранять любое другое действие, кроме как выживания против всего мира, никаких других стратегий действий, кроме как капитуляции или включения к конкурентную игру.

Через конкуренцию распространяются технологии и продукты, осуществляется найм работников и она же ведет к возникновению современных форм рабства внутри международного разделения труда. Целые страны или народы становятся филиалами или департаментами корпораций, как это некогда было с Индией по отношению к Ост-Индской компании.

Вместе с экономическим и конкурентным давлением, описанным выше, каждый узел внутри этой фрактальной геометрии мировой экономики, построенной по неолиберальным схемам, должен принять как свое фундаментальное объяснение и как решающий критерий для организации работы в данной сфере экономическое, а не социальное логическое обоснование. Всюду и во всех социальных вопросах неолиберальная экономическая теория должна стать библией, причем каждого узла. Магнификация узла не устраняет самоподобия. Чем шире всеобъемлющая коммерциализация, тем глубже это экономическое логическое обоснование проникает в мышление граждан и - с подачи правительств - во все сферы общества, которые не так давно были относительно защищены. Социальная функция экономического логического обоснования общественной жизни, конечно, исключительно прагматична и реализуется по принципу самоосуществляющегося предсказания: “если все поверят, что это так, то так оно и будет”.

Но почему каждый данный узел социального пространства (индивид, фирма, города, страны, региональные сообщества и т.д.) должны выживать в противостоящей конкуренции со всем остальным миром? Почему страны, города и народы не должны предпочесть солидарное преодоление трудностей общественного развития? На такие вопросы пропагандируемое экономическое логическое обоснование не только не отвечает, но и не позволяет ставить, не допуская даже выхода за пределы неолиберальной экономической практики. Существование изолированных узлов, лицом к лицу сталкивающихся со враждебным остальным миром, преподносится публике, в том числе, научной, как непреложная, данная от природы реальность. В конечном счете такая реальность и соответствует логике интенсивной эксплуатации, отнимающей у работников даже радость живого общения между собой. А экономико-логическое обоснование непреодолимости этого состояния ведет к примирению с ним и погружению в безнадежность отсутствия альтернативной реальности. Причем такое обоснование прививается населению вполне официально, в государственной печати и в государственном образовании.

Такова на сегодня роль правительств и институциональной политики незападных стран, вполне вписавшихся в контексте навязанной фрактальной геометрии. Понятно, что не у них может быть найден источник или мотивация для нового восприятия роли экономики. Но отказавшись от традиционной роли поддержки своего населения и кооптации социальных проектов, политики и правительства подвергаются большому риску. Все большее число людей понимают пагубность такого процесса экспансии примитивной доктрины, превращающей все население страны в продавцов чужого товара.

Член Европейской комиссии в Брюсселе Л.Британ пишет, что для того, чтобы удовлетворить потребности глобализации, незападные страны должны подвергнуться более широкой либерализации, чем прежде, но этот процесс также должен сопровождаться созданием более эффективной дисциплины, которая как следствие приведет к “уменьшению национальной суверенности” (5). Иными словами, агенты глобализации сами признают, что в контексте мировой экономики, как фрактальной геометрии капитала, упадок национальной суверенности соответствует не только усилению силы рынка. Увеличивается и мощь таких глобальных институтов, как ВТО, или Европейского сообщества, способных уже решать вопросы коммерческой политики без даже необходимых консультаций с Европейским парламентом или национальными правительствами или иными государственными институтами. Эти глобальные институты, несмотря на то, что они и не избирались населением, имеют силу для отмены национальных или региональных юридических постановлений, если те оказываются барьерами для либерализации, хотя эти региональные постановления могут исходить из важных локальных экологических, трудовых или социальных соображений. Но поскольку эти вопросы жизненно касаются местного населения, то игнорирование этих вопросов и при упадке государства, чревато опасностью. Именно этими обстоятельствами вызван рост национально ориентированных движений во всем мире. Это прекрасно понимают глобализаторы, почему вопрос дисциплины и усиления полицейских мер внутри государства становится актуальным. Можно подумать, что советскую дисциплину гигантской фабрики устанавливали именно глобализаторы первой волны.

Но, продолжает Британ, теперь уже в отношении населения европейских стран: “чем более прогрессирует процесс глобализации, более развивается европейская интеграция и растут и сливаются транснациональные интституты, тем более важно, чтобы электорат не чувствовал, что он обманут или лишен возможности влиять на принятие решений. Это требует более тонкого разделения труда между различными центрами силы и политическими институтами. Решения должны приниматься на наиболее подходящем уровне” (5, c.26). Другими словами, не только уменьшается влияние государственных институтов, но и уменьшается способность правительства входить в переговоры с социальными движениями и различными группами интересов внутри отдельной страны.

Конечно, люди могут чувствовать себя обманутыми, лишенными прав, и конечно возникает проблема легитимизации власти. Но здесь им преподносится неолиберальная концепция как естественный закон, примиряющий их с принятием жизни, как организованной вокруг непрерывной борьбы за выживание даже с собственным правительством и с воспроизводством дефицита солидарного общения. Это предполагает принятие социального дарвинизма как неотъемлемого условия человеческой жизни.

Фрактальность этого процесса в том что, приоритет капитала и его суверенности берется как первичное данное на любом уровне социальной агрегации и любом уровне политического администрирования, также как и приоритет конкурентности и важности аккумуляции капитала. Согласно этому алгоритму роль национальных парламентов уже не в разрешении социальных конфликтов и смягчении общественных отношений. Скорее в парламенте, в региональных или городских управах политики требуются для превращения этих территорий в производительные узлы глобальной фабрики. В этом смысле главная цель администраторов - это сделать страну, город, регион или соседство более конкурентноспособным, чем другие и, следовательно, более способным привлекать капитал. Передача полномочий на более низкие уровни иерархии не означает передачи части власти регионам, но имеет цель заставить людей более активно включиться в управление мировой капиталистической машиной на более локальном уровне, но на тех же сформулированных принципах.

Два важных элемента заслуживают упоминания по отношению к стратегиям государства по разрешению и возмещению девиантного поведения “социально исключенных”. С одной стороны увеличивающаяся криминализация в последние два десятилетия, привела в таких странах как Великобритания и США к возникновению частных тюрем, функционирующих как бизнес и полностью включенных в сети глобальной экономики. Во-вторых, более недавний факт, это связь и поддержка негосударственных организаций такими институтами как ВТО, Всемирный банк, правительствами. Эти отношения похожи на те, которые приняло государство по отношению к профсоюзному движению в 30-е годы и которое открыло дорогу кейнсианской стратегии разрешения социального конфликта. Скрытыми целями этой поддержки могут быть создание почвы для смягчения неизбежного расширения социального конфликта, и, следовательно, вовлечение многих негосударственных организаций в политику посредничества между запросами людей, населяющих территории, и конкурентными нуждами локальных узлов.

Но неолиберальные стратегии глобальной интеграции не происходят в вакууме и множатся социальные силы, противостоящие им. В течение неолиберальных 1980–90-х годов эта борьба часто ставила барьеры силам глобализации и заставляла отступать. Главным оружием для усиления рыночной зависимости и вовлечения стран в мировую экономику был долг. Причем, как всем известно, мошеннически навязанный, благодаря коррупции правительства. Хотя многие страны часто восставали и требовали отмены или снижения долга. Но с тех пор характер социальных движений и борьба против неолиберализма эволюционировали. Хотя первоначально эти сражения были реактивны по природе и в основном защищали права и привилегии, которым угрожала неолиберальная политика. Но с течением времени начал формироваться новый оппозиционный альянс, выдвигающий новые политические и организационные лозунги.Это привело к формулированию новых требований, новых прав и новых платформ. Наблюдатель, наделенный исторической перспективой, увидит в продвижении неолиберальной перспективы в течение 20 лет не просто поражение оппозиционных сил, а подспудно совершавшийся процесс рекомпозиции радикальных требований и вызревания новых социальных субъектов; процесс который заставлял каждое движение не только искать альянса с другими, но также принимать борьбу других, как свою собственную, без необходимости подвергнуть требования другого движения проверке на идеологическую чистоту.

Через этот процесс социальной рекомпозиции против неолиберальной гегемонии пробивается новая философия освобождения. Пока трудно окончательно определить ключевые элементы этой новой платформы, но видно, что движения уходят от прежних односторонне радикальных формулировок. Например, вот какая трансформация идей сопровождала процесс взаимодействия между этими движениями. Было осознано, что сокращение бедности не оправдывает ради этой цели слепого разрушения окружающей среды - в понимании этого заслуга экологических движений; защита окружающей среды не оправдывает сокращения рабочих мест и безработицу среди тысяч рабочих - заслуга рабочего движения; защита рабочих мест не оправдывает производства оружия, инструмента для пыток и еще большего колическва тюрем - заслуга движения прав человека; защита процветания и благосостояния не оправдывает убийства коренных народов и уничтожения их культуры - заслуга движения коренных народов и т.д. Подобные трансформации лозунгов происходили всеми другими движениями. Большое разнообразие подчас противоречивых социальных движений ведет к формированию новых альянсов и помогает очерчивать новые политические платформы.

Таким образом, глобализация торговли и производства внесла расширение в сферу международных контактов и сблизила нужды и стремления большого количества людей во всем мире, что и проявилось в различного рода движениях, противостоящих процессам неолиберализации. Эти движения не только выросли в организованные и эффективные международные сети сопротивления неолиберальным стратегиям, но также инициировали социальный процесс рекомпозиции гражданского общества во всем мире на приоритетах, которые не совместимы с ценностями глобального капитала. Трансформация социальной структуры обществ ведет к новым размежеваниям как между странами, так и внутри стран. И та же самая благополучная Италия, откуда приезжают в Прагу люди протестовать против процесса глобализации, свидетельствует о том, что появилось новое интернет-поколение, новый контекст социальных противоречий, новое расслоение общества и новые проблемы, от которых начинают страдать и благополучные зарубежные страны. Общества разделяются сегодня на группы стран, которые активно продвигают этот процесс и на группы стран, которые никогда уже не станут самостоятельными.

В то же самое время, поскольку стратегии глобализации капитала увеличивают взаимозависимость различных народов всего мира и увеличивают тем самым их уязвимость, движения трансформируют свою практику и преодолевают различие между национальным и интернациональным, делая первое менее заметным, менее важным. Так как все больше государственных функций передается трансгосударственным институтам, то и борьба против этих институтов (ВТО, МБ, МВФ и д.р.) затушевывает различия между национальным и интернациональным.

Образцы этой новой волны международных оппозиционных неолиберализму организаций можно увидеть в их борьбе против ВТО и северо-американского торгового соглашения - НАФТА. Кампания движения против НАФТА обнаружила столько разнородных сил, пришедших к согласию, что вынудила официальную государственную бюрократию США в области труда впервые в истории дистанциироваться от поддержки американской внешней политики, проводящей идеи неолиберализма.

Другая интернациональная организация, которая сочетает более широкий интернационализм и преодолевает различие платформ, включая их в движение “за гуманность и против неолиберализма”, создана запатистами, восставшими коренными жителями Мексики. Восстание запатистов в Мексике были спровоцировано попыткой правительства выставить на продажу земли, традиционно населяемые местным населением, аналогичное движение было в Бразилии по ре-апроприации земель. Можно также указать много других аналогичных движений против неолиберализма, радиально расходящихся от центральной для всех них темы - борьбы против ВТО, акции протеста против сессий которой проходят всюду, где бы в мире они не организовывались.

Методы организации таких движений очень важны. В последине два десятилетия акцент делался больше на горизонтальные организационные связи, чем на вертикальные, больше подчеркивалась необходимость прямого участия, чем делегирование полномочий, важнее был поиск консенсуса, чем принятие по правилу большинства. Эти практики западают глубоко в сознание участников этих процессов, обучая их тому, как поддерживать различные социальные движения. В этом смысле, например, вопрос о власти совершенно переопределяется запатистами. Вместо стремления к “взятию власти”, участники борьбы концентрируются на “осуществлении власти” через процесс взаимного признания движений как различных фрагментов целого.

Иными словами, ставя по новому вопрос о прямой демократии, о поиске консенсуса, о горизонтальной организации, эта борьба формулирует заново вопрос о человеческой свободе.

Таким образом, мы видим, что та приватизация мировой политики, которая осуществляется неолиберализмом, т.е. проведение интересов частных финансово-мощных групп через политику государств, не может не насторожить все остальные народы планеты. Но наш анализ должен принять во внимание и другую сторону, не антагонистическую первой, а катализирующую ее. Рассмотрим ближе логику процесса аккумуляции капитала. Наша задача, в данном случае, не обстоятельный анализ банковской деятельности, а попытка демонстрации новых методологичеких подходов к анализу социальных явлений.

Литература

  1. Amin, Samir (1996). What’s modern about the modern world-system? , Volume 3, N. 2
  2. De Angelis M. (1999).Globalisation, work and class. USA.
  3. Bell, Peter F. and Harry Cleaver. 1982. Marx’s Crisis Theory as a Theory of Class Struggle. In, Research in Political Economy . Greenwich, CT: Jai Press.
  4. Brecher, Jeremy & Tim Costello. 1994. Global village or global pillage: economic reconstruction from the bottom up . Boston: South End Press.
  5. Brittan, Leon. 1997. “Globalisation” vs Sovereignty? The European Response. Speech, Rede Lecture, Cambridge University, 20th February 1997. (In http://europa.eu.int/)
  6. Caffentzis, George. 1998. From Capitalist Crisis to Proletarian Slavery. An Introduction to Class Struggle in the U.S. 1973–1998. Jamaica Plain: Midnight Notes.
  7. Chossudovsky, Michel. 1997. The Globalisation of Poverty . London:
    Zed Book.
  8. Davis, Mike. 1992. City of Quartz . New York: Vintage Books.
  9. De Angelis Massimo. 1995. Beyond the Technological and the Social Paradigms: A Political reading of Abstract Labour as the Substance of Value. In Capital and Class 57, Autumn.
  10. Guy de Jonquieres. 1998. Network Guerrillas. In Financial Times , 30 April 1998.
  11. Helleiner, Eric. 1995. Explaining the Globalisation of Financial Markets: Bringing States Back In. Review of International Political Economy (2)2: 315–41.
  12. Federici, Silvia. 1992. The debt crisis, Africa and the New Enclosures.
    In Midnight Notes .
  13. Foreman-Peck, James. 1983. A History of the World Economy . London: Harvester Wheatsheaf.
  14. Giddens, Anthony. 1990. The consequences of Modernity. Polity Press.
  15. Gordon, David. 1988. The Global Economy: New Edifice or Crumbling Foundations? In New Left Review , 168, March/April.
  16. Harvey, David. 1989. The Condition of Postmodernity . Oxford, MA:
    Basil Blackwell.
  17. Hirst Paul & Thompson Grahame 1996. Globalisation in Question. The International economy and the Possibilities of Governance. London: Polity Press.
  18. Holloway, John. 1995. Global Capital and the National State. In Werner Bonefeld and John Holloway, Global Capital, National State and the Politics of Money . London: MacMillan.
  19. Kavaljit S. The Globalization of Finance. London, 1988.
  20. Kenichi Ohmae. 1990. The Borderless World. Power and Strategy in the Interlinked Economy. New York: Harper Business.
  21. Nader, Ralph and Lori Wallach. 1996. GATT, NAFTA, and the Subversion of the Democratic Process. In, Jerry Mander and Edward Goldsmith (ed. by), The Case Against the Global Economy and For a Turn Towards the Local. San Francisco: Sierra Club Books.
  22. Perelman, Michael. 1998. Classical Political Economy: Primitive Accumulation and the Social Division of Labour . Durham, NC: Duke University Press (forthcoming).
  23. Piven, Frances Fox and Richard Cloward. 1972. Regulating the Poor: The Functions of Public Welfare . New York: Vintage.
  24. Weiss, Linda. 1997. Globalisation and the Myth of the Powerless State. New Left Review . September/October.
  25. Walton John & David Seddon (1994). Free Markets and Food Riots. The Politics of Global Adjustment . Oxford: Blackwell.
  26. Waterman, Peter. 1998. Globalisation, Social Movements, and the New Internationalism . Washington, DC: Mansell.

- 52.00 Кб

Глобализация: неизбежный процесс мирового развития.

Довольно часто нам приходиться слышать с экранов телевизоров и в радиопередачах, а также читать на страницах газет и журналов о глобализации, о каких-то антиглобалистах, о вреде или же пользе такого явления современной цивилизации как глобализация. Что ж это за зверь такой? Съедобен ли? И нужен ли нам, россиянам? Давайте вместе разберемся в этом вопросе.

Как гласят словари, глобализация представляет собой процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации 1 . Более простым и доступным языком глобализацию можно охарактеризовать глобализацию как процесс объединения стран мира, в ходе которого формируются общие для всех стран законы, формирование единого мирового рынка, а также, фактическое уничтожение государственных границ. На практике процесс глобализации можно легко и наглядно продемонстрировать на примере Европы. Всего десятилетие назад Европа представляла собой множество независимых государств, которые не были связаны ОБЩИМИ законами, проблемами, кем-то установленными правилами и обязательствами. Царил принцип: «Мой дом – моя крепость». Конечно в минуты опасности, как например мировые войны, государства объединяли свои силы для устранения общей опасности, но такие союзы носили временный характер и не порождал каких либо обязательств в последующем. Союз разрушался после достижения определенной четко обозначенной цели. Пример легко иллюстрируется на примере Антанты, тройственного союза, антигерманской коалиции времен первой мировой войны.

Однако, технологический прогресс, международное разделение труда, возрастающие международные экономические отношения (основу которым положила вторая мировая война), привели к тому, что разобщенность государств стала негативно влиять на взаимодействия государств. Так, например, экспорт продукции одной страны в другую затруднялся из-за различий в таможенном и налоговом законодательстве этих стран. Перемещение бизнесменов по миру огранивался необходимостью получения значительного числа виз каждой из стран пребывания, а огромное число валют затруднял процесс купли-продажи между странами, особенно в случае сложных многоступенчатых сделок, когда только на обмене валют можно было потерять существенную долю прибыли. Поэтому ученые и политические мужи решили разрешить сложившуюся проблемную ситуацию. Ранее решение таких проблем тоже имелся: в случае, когда одной стране были необходимы ресурсы другой страны, ей объявлялась война, в ходе которой этот ресурс можно было добыть. Вспомним Римскую империю. Вот только историческая практика подобного способа имела крайне негативную окраску. Так Германия за XX век дважды терпела поражение в ходе кровопролитных войн за ресурсы. Такой способ явно не годился. Ему на замену пришло решение печатать общую валюту, издать (унифицировать) законы, открыть формально границы государств внутри особой зоны – Европейского союза. Пример с Евросоюзом показывает наивысшую, «чистую» форму глобализации. Нет в мире больше стран, обеспечивающих себя только за счет собственных ресурсов. Макдональдс шагает по миру, Китай производить большую часть мирового объема продукции широкого потребления, нефть России и стран Арабского востока дает топливо для автомобилей всего мира. Однако, говорить, что только это и есть глобализация, в корне не верно. Процесс глобализации носит глубинный и обширный характер, не ограничиваясь только экономической сферой жизни, затрагивая не только Европу, но и весь мир в общем. Изменяются, унифицируются традиции, моральные принципы, меняются культуры государств и народов, их населяющих. Практически невозможно найти страну, целиком населенную одной титульной нацией, что было обычным делом еще несколько столетий назад. Государства становятся многонациональными, и представители каждой народности привносят свой вклад в культуру той страны, куда он переселился. Наши родители понятия не имели о су ши, японских ресторанах и уж точно не знали, как использовать палочки для еды. Происходит смешение традиций, языков, моральных принципов и устоев. Хотя официальная наука достаточно мало внимания уделяет таким последствиям глобализации, забывать о них не следует. Разумеется политиков и бизнесменов, представителей мировой олигархии, заботит не ассимиляция китайцев на дальнем востоке России. Их заботит прибыль, которую можно извлечь посредством глобализации. Однако, как это обычно водиться, палка глобализации имеет два конца: на одном из них – сверхприбыли для олигархии, огромные откаты политикам, и распространение и рост международных корпораций, на другом конце «экономической» палки глобализации можно обнаружить возрастающую зависимость стран друг от друга. Вспомним кризис финансовой системы в Греции, в результате которого экономика всего Евросоюза оказалась под угрозой. Такая взаимозависимость стран выступает достаточно негативным фактором, сопровождающим процесс глобализации.

Рассмотрим более подробно механико-экономический процесс глобализации, с целью выявления его признаков и особенностей. Изучая историю древнего мира, мы вполне можем обнаружить задатки глобализации в период Римской Империи, которой в ходе завоевательных походов удалось покорить огромные земли средиземноморья и Западной Европы. Результатом подобных завоеваний стало смешение культур данных стран, а также разделение труда в мировом масштабе, при этом у всех покоренных стран был центральный орган управления. Конечно, способ объединения и, соответственно, основы глобализации в условиях Римской Империи имел свои специфические особенности: полное подчинение стран – образование единого государства. Однако, с падением Римской империи в 480 году древнейший этап глобализации прервался, большинство достижений (как положительных, так и не отрицательных) было утрачено. Процесс глобализации прервался на целых 9 веков. Именно в XII веке бурное развитие приобретает международная торговля. По водному пути «Из Варяг в Греки» 2 , наземным путям, налаживается торговля по всей европейской части Евразийского континента. Благодаря ряду географических открытий европейские торговцы распространяются по всему миру, а открытие Америки начинает новую эпоху в мировой экономической истории.

Россия, как следует уточнить, в период с 1240 года по 1480 года находилась под гнетом монголо-татарского ига 3 . Что крайне негативно сказалось на экономической стороне быта всей Руси. О причинах последствиях монголо-татарского ига написано достаточно много, однако, следует отметить такую крайне ошибочную точку зрения части историков, как оценку силы гнета русского народа монголо-татарами. Да, действительно, в период со второй половины XIII до середины XV века монголо-татары не вели политику тотального уничтожения русского населения, ограничиваясь редкими набегами, подавлением восстаний, и сбором дани. Однако, в подготовительный период, а именно со второй половины XII века, начиная с походов Чингисхана 4 , и позже его внука Батыя было уничтожено и в течении десятилетий не восстанавливалось множество городов, все население которых от грудных детей до глубоких старцев уничтожалось 5 . Ремесленники частично угонялись в Золотую Орду, что в совокупности привело к сильному упадку многих ремесел, часть из которых не была восстановлена никогда. В этот период, как и много позже, Русь своей грудью защитила Европу от набегов и гнета монголо-татар, не позволив им осуществить волю Чингисхана – дойти до «крайнего моря» 6 . Таким образом, ценой заметного регресса в науках и ремеслах, позволила Европе относительно мирно жить и развиваться.

Много позже, с 1602 года Ост-Индская компания став первой в истории Транснациональной корпорацией, положила начало новому витку развития глобализации. Компания просуществовала чуть менее 200 лет, и, по мнению компетентных членов клуба Енох, могла существовать много дольше, если бы озаботилась вопросами производства продукции. В дальнейшем процессы глобализации развивались достаточно быстрыми темпами, и своего пика получили после Второй Мировой Войны. Значительно облегчило процессы глобализации применение современных технологий, таких как телефонная, телеграфная связь, совершенствование транспортных средств.

Характеризуя процесс глобализации следует выделить ряд его особенностей:

1. Главное действующее лицо: Транснациональные корпорации (далее по тексту ТНК ).

2. Цель процесса: извлечение максимальной экономической выгоды, посредством размещения производств в странах с низкой стоимостью трудовых ресурсов.

3. Организация международного разделения труда (поставщик сырья – одна страна, производитель комплектующих или продукции – другая страна, покупатель – третья)

4. Повышение комплексной зависимости государств, при которой отрицательная экономическая обстановка в одной из стран оказывает неизменное влияние на экономическое положение в других государствах.

5.Формальное уничтожение границ, или максимальное снижение их значения, что проявляется, главным образом, в унификации международного права, реформации и упрощения таможенного, визового, налогового законодательства стран – участниц процесса глобализации, ввод в оборот единой валюты.

6. Усреднение уровня жизни населения в разрезе по странам, данных признак в современных условиях, является скорее теоретическим.

7. Усиление роли межнациональных организаций (Всемирная Торговая Организация, UNIDO, МБРР и т.д.) в деятельности конкретной страны.

Данные отличительные признаки процесса глобализации позволяют однозначно определить участие любой страны в процессе глобализации. Анализируя сложившуюся, в настоящий момент, ситуацию в мире, следует отметить, что в настоящий момент процесс глобализации наименее остро захватил ряд стран Африканского континента, Кубу (в настоящий момент готовиться ряд реформ, исход которых неизвестен и трудно прогнозируем), Австралия, Гренландия, Ливия (по угрозой). В настоящий момент, можно с уверенностью говорить о том, что нет ни одной страны, абсолютно не участвующей в процессе глобализации.

Чем же грозит процесс глобализации? Какие последствия для государств и их граждан в нем скрыты? Фактически, как и большинство других явлений, процесс глобализации подразумевает как положительное влияние на экономику и соответственно на жизнь населения, так и отрицательное. Отрицательное влияние заключается, главным образом, в усилении зависимости стран друг от друга, возрастающая роль ТНК на жизнь населения в целом. Именно эти два момента формально становятся основой для деятельности так называемых антиглобалистов. Положительное влияние заключается в возможности улучшения уровня жизни для населения отдельных стран, за счет создания новых рабочих мест, повышения заработной платы за счет ее усреднения. Нейтральное влияние оказывают такие процессы как усреднение законодательств, процесс усреднения (как в экономической, так и в социальной жизни). Однако, необходимо учесть факт неотвратимости процесса глобализации. Однажды встав на рельсы, и запустив локомотив глобализации, остановить данный процесс фактически не представляется возможным. Да и останавливать, в сущности, не зачем. Процесс глобализации буквально постучался в каждый дом, затронул каждого жителя большей части земли. Остановить процесс глобализации, в настоящий момент, значит выбросить банковские карты и отказаться от продукции ТНК (большая часть производимого и потребляемого товара). Таким образом, следует сделать вывод о невозможности отказа от процесса глобализации, что делает бессмысленным деятельность антиглобалистов и прочих общественных организаций и движений, ратующих против деятельности ТНК.

Именно из-за неотвратимости данного процесса, необходимо максимально использовать его положительное влияние, по возможности снизить негативное. Второй цели могут послужить такие меры как разработка международного законодательства в сфере оказания срочной экономической помощи странам-участницам международных организаций (ЕС, ООН) для автоматизации процесса устранения причин экономических кризисов в отдельных странах, с целью локализации и минимизации последствий данных кризисов для остальных стран.

В настоящий момент нет единой организации, объединяющей представителей государственной власти стран, и ТНК, на деятельность которой может оказывать влияние население, однако создание такой организации – дело недалекого будущего.

Подводя итог, необходимо отметить, что прогнозируя относительно близкое будущее (2050-2060 г.г.), можно с уверенностью заявить об окончательном падении государственных границ, создании единого экономического и правового поля, а также дальнейшее развитие процесса укрупнения бизнеса.


Ханыгин Кирилл Сергеевич

Ведущий консультант компании «Чистая Марка»

Учредитель общественной организации «Народный Фронт»

Описание

Довольно часто нам приходиться слышать с экранов телевизоров и в радиопередачах, а также читать на страницах газет и журналов о глобализации, о каких-то антиглобалистах, о вреде или же пользе такого явления современной цивилизации как глобализация. Что ж это за зверь такой? Съедобен ли? И нужен ли нам, россиянам? Давайте вместе разберемся в этом вопросе.

Глобальные проблемы и неизбежность глобализации человечества

Исходно термин «глобализация» с XIX века связывали с рыночной цивилизацией обмена и международной торговлей, в течение XX столетия определение этого понятия значительно расширилось. Теперь оно связывается в большей мере с последствиями глобального наступления рыночной цивилизации, с глобальными проблемами, угрожающими выживанию в биосфере человечества как вида. Глобальными называют проблемы, которые требуют для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов. Как отмечал Н. Н. Моисеев, актуальнейшей задачей человечества становится разработка «стратегии человека», согласованной со «стратегией природы». Стратегия человечества выступает как органический идеал его целеполагающей деятельности в планетарном масштабе. Эта стратегия не может быть реализована несколькими избранными народами, это дело человеческого сообщества в целом. Таким образом, под понятием «глобализация» мы понимаем неизбежный процесс интеграции человечества для разрешения глобальных проблем своего выживания. Анализ этих проблем является достаточно крупной научной проблемой, имеющей сложную мировоззренческую структуру, логически связанную со всей историей познавательно-практической деятельности человечества. Систематизация глобальных проблем с выделением «проблем-причин» и «проблем-следствий» (на основе результатов исследований глобальных проблем, проведенных российскими и зарубежными учеными) показывает следующее

1. Глобальные проблемы выживания человечества сводятся к трем комплексным группам: глобальной экологической проблеме, глобальной цивилизационной проблеме человечества, глобальной антропологической проблеме. 2. Глобальные проблемы выживания человечества тесно взаимосвязаны. Комплекс цивилизационных проблем человечества является причиной глобальной экологической проблемы, а причиной цивилизационных проблем является комплекс антропологических проблем. 3. Глобальный «антропологический кризис» определяет систему негативных тенденций современного общества, ведущих к патологическим и другим отрицательным явлениям в природе человека и заметно снижающих его личностный потенциал. Идея устойчивого развития возникла в ответ на глобальные проблемы человечества. Наиболее логично, на наш взгляд, концепция устойчивого развития представлена в работах ученых Международного университета природы, общества и человека «Дубна» . Согласно этой концепции существуют два мировоззренческих взгляда, определяющих выбор направления разрешения глобальных проблем человечества: 1) Земля — замкнутая система, и жизнь возможна только на ее территории. При таком миропонимании возникает идея «предела развития» и искушение геноцида «лишнего населения» (идея «золотого миллиарда», достойного для дальнейшего проживания на Земле); 2) Земля — открытая система, и все живое на ней есть космическое явление.

Здесь возникает не только идея сохранения развития человечества на Земле, но и идея продолжения развития человечества в космосе. Первый мировоззренческий подход основан на механической картине мира, «теории обмена как кредо образа жизни» (по выражению А. С. Панарина) и активно реализуется в неолиберальном проекте глобализации человечества. Теоретики «золотого миллиарда» считают Землю закрытой системой, а жизненные ресурсы ограниченными, потому готовы уничтожить лишних людей. Сочетание инструментального рационализма с наличием глобальных целей превращает неолиберальный проект в «машину интенсивного хищничества». Второй подход миропонимания базируется на современной научной картине мира — универсальном эволюционизме и наследии русского космизма. Русский космизм как целое в философии, науке и искусстве осуществил необходимую для человечества глобальную рефлексию для генезиса универсального эволюционизма. Русские космисты, понимая, что невозможно остановить рост человечества, распахивают ему путь во Вселенную. Они считают Землю системой преимущественно открытой, «колыбелью человечества» и полагают, что настала пора для освоения человечеством космоса и его ресурсов.

Перестройка всех оснований науки, ее отход от позиций механицизма к органицизму осуществлялись в течение всего XX века, и к его завершению окончательно сформировался универсальный эволюционизм как общенаучная картина мира. Вклад русских космистов и их последователей — российских ученых — в последнюю версию научной картины мира никто отрицать не может. Смена масштаба хронотопа у космистов приводит их к новому пониманию человечества как части космического разума, а отсюда, от целого, возникают новые цели бытия и новая космическая нравственность.

В работах русских космистов человечество уже существует как единый новый организм, новое целое с новыми свойствами. Движущей силой исторического развития общества являются люди, способные генерировать и реализовывать в жизнь идеи, обеспечивающие рост возможностей не только для текущего времени, но и в будущем. Таким образом, воспроизводство и формирование людей, способных генерировать и воплощать идеи непрерывного развития общества, — основная идея и правило концепции устойчивого развития человечества. Вызовы, стоящие перед Россией Как отмечает А. С. Панарин: «Монетаризм — больше, чем одно из экономических течений. Он является сегодня, может быть, самой агрессивной доктриной, требующей пересмотра самих основ человеческой культуры. Вопрос не в обмене как таковом, вопрос в том, чтобы все на свете сделать отчуждаемым — причем в глобальном масштабе».

Монетарная глобализация совершает экологическое преступление против жизни на Земле, так как оказалась неспособной оберегать и накапливать экологические блага. Это означает отсутствие такой специфической характеристики цивилизации, как интенсивный путь развития. Решение глобальных проблем требует интенсивного рывка, качественного развития человека и преобразования практик в природопользовании, но неолиберализм привязан к экстенсивной экономической практике. Теперь, когда мы наблюдаем действительные последствия безграничной рыночной либерализации, важно распознать тайну «обаяния» рыночной теории.

Она заключена в праве на гражданскую пассивность: рыночный автоматизм якобы столь чудодейственно устроен, что безо всякого напряжения политической и моральной воли, при полной социальной пассивности граждан и государства сам по себе даст наилучшие экономические результаты. Акцент делается на меновой теории, народ превращается в неорганизованный конгломерат безответственных менял, которые выносят на глобальный рынок все. Меновая теория допускает и тотальное превращение населения страны в сообщество конкурирующих между собой менял. Современные апологеты рентабельности не проговаривают всех вытекающих отсюда следствий, а прямо указывают на непримиримый конфликт двух типов рациональности: кратковременной экономической и долговременной социальной — из разных научных картин мира.

Сегодня итоги холодной войны выдают за победу либерализма над коммунизмом. Однако в тот период все знали, что в ходе нее сталкиваются два больших проекта, каждый из которых вышел из европейского Просвещения, связанного с созиданием единого большого пространства и единого в своей направленности большого исторического времени. Речь шла не о разности целей, а о разном понимании способов их достижения, цели провозглашались единые: свобода, равенство, благосостояние, просвещение и пр. СССР строился по проекту, в котором соединились учения Мора и Кампанеллы, Оуэна и Сен-Симона, Маркса и Лассаля. Всех их объединяла идея рационально организованного общества, преодолевшего стихии природы и истории.

Сегодня Россия стала мишенью, против которой направлены усилия игроков на понижение. Ее репутация чернится всеми способами. Без представления России в качестве источника мирового зла и беспорядка невозможно закрепить плоды победы в новой холодной войне. Когда «либеральные» теоретики рассуждают о тоталитаризме, они делают упор на традициях русской общины, на причудах неисправимого национального менталитета, словом — на особенностях природы русского человека. Научный анализ подменяется своеобразной расистской антропологией, назначение которой — изобличить неисправимую наследственность, якобы ставящую русский народ в конфликтное отношение к демократической современности. Без всемерного ослабления и дробления такой исторической субстанции, как народ, невозможно добиться победы неолиберального проекта глобализации.

Глобальный ментальный конфликт, с которым человечество столкнулось при попытке разрешить цивилизационные и экологические проблемы, состоит в том, что одновременно сосуществуют не только топо-типологически, но и хроно-исторически разные ментальности. И Россия может синтезировать единый менталитет устойчивого развития человечества и предъявить человечеству свою формулировку общечеловеческих ценностей как инвариант ценностного освоения мира, который будет разделен всеми народами. Эти общечеловеческие ценности применимы к человечеству в целом в его отношениях к природе, космосу, самому себе, процессам воспроизводства.

Гармонизация свободы общества и свободы личности, когда личность, сохраняя свою индивидуальность, поднимаясь в своем сознании до проблем общечеловеческого бытия, использует свою свободу, свое творчество и свой интеллект — ради выживания человечества. Все существующие сегодня логики относительно будущего развития человечества, на наш взгляд, сводятся к металогике устойчивого развития человечества в XXI веке, или к управленческой парадигме развития человечества. Управленческая парадигма становится и условием, и императивом выживания человечества. В своем выступлении на саммите АТЭС «Бизнес и глобализация» в 2000 году В. В. Путин отметил: «Наш соотечественник В. И. Вернадский еще в начале XX века создал учение об объединяющем человечество пространстве — ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природы и общества, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития».