Французская модель смешанной экономики кратко. Модели смешанной экономики

При образовании промежуточного периода необходимо развивать российскую модель смешанной экономики. Разные модели смешанной экономики действуют и служат признанными в мире. Российская модель предназначена как для общих характерных компонентов смешанной экономики, так и для специфическими объективных и субъективных, исторических и современных условиях России, с ее экономикой и обществом.

Основными компонентами смешанной экономики являются:

  • 1) Разнообразие форм владений, в которой системообразующие функции делают государственная собственность и ее субъект - государство;
  • 2) Смешанный экономический механизм, в котором неотделимо сочетаются рыночный механизм самоорганизации и государственное регулирование экономики;
  • 3) Многообразие форм распределения предметов потребления и прибыли;
  • 4) Многообразность форм предпринимательской деятельности, в системе которых неотделимо сочетается частное и государственное предпринимательство и т.д.

Своеобразность Российской модели смешанной экономики заключается в том, что это государственно-частная система управления, в которой государство исполняет роль дирижера, а государственная собственность системообразующую функцию в системе взаимоотношений собственности. При этом государство должно быть носителем публичной власти, которая может выражать объединенный общественный процент, с одной стороны, в этой структуре скорее всего учитываются нужды частных собственников и субъектов государственной собственности, предпринимателей, менеджеров, наемных рабочих и т.д., то есть, всех слоев общества. С другой стороны, этот институт публичной власти выделяется от какой-либо собственности. Ее субъектом может быть социальное целое как некое особо важное совокупное лицо граждан страны, которое стоит над частноправовыми субъектами частной собственности. Объектами прав публичной власти могут быть не объекты частной собственности, а ее субъекты, ведь именно через них государство как носитель публичной власти, задает вектор развития частной собственности, не владея ею.

Приведенная нами истина дает начало для вывода о том, что любые крепкие попытки побудить экономику в России против исторически сложившегося процесса увеличения роли государства в экономике не может иметь достаточных научных оснований.

Усиление роли государства в условиях эшелонированной продажности, когда чиновники подминают всю свою деятельность не качеству оказываемых ими услуг, а извлечению статусной ренты, имеет лишь негативные последствия. Роль государства необходимо внутренне связывать с качеством экономической политики и эффективностью её проведения. В сложившихся для России условиях государство должно было стать самым главным субъектом нарастающих инновационных процессов и структурной реконструкции российской экономики на прогрессивной технологической основе. Эксперимент с созданием технопарков в регионах России показывает нам о действиях правительства в правильном направлении. Но они являются видно поздними, неполными, то есть не подчинены единой программе вложений и инновационного развития страны. Кроме того, они выполняются окружении не устраненной продажности. Цепь точечных шумных процессов в этом направлении очень быстро заглохла, как и неожиданно началась. Так же, заслуживает внимание попытка реконструкции системы государственной власти и управления, предпринятая Президентом РФ. Странно, что при этом не были решены самые главные вопросы: 1) Какова цена вопроса и где будут взяты необходимые средства. Государственное строительство так же стоит огромных средств, без которых нельзя достичь серьезных результатов. Для ликвидации продажности, легальная прибыль государственных чиновников должна составлять серьезную задачу для незаконной прибыли. Прибыль в правоохранительных органах должна соперничать с прибылью их оппонентов. Экономический мнение усиления государства состоит в перераспределении этих потоков доходов. Важно выделить хотя бы два направления:

  • 1) Для увеличения государственного русла нужно отдать в него хотя бы часть прибыли, которая извлекается в сфере теневой экономики. Это поможет усилить государство и ослабить его экономически неблагоприятных конкурентов.
  • 2) Государство так же должно освоить потоки прибыли, основу которых может составить монопольная прибыль и природная рента (табак, алкоголь, сырьевые ресурсы).

Значительно важно для условий переходной экономики России является так же формирование модели или типа экономики. Функция государства здесь особая и об этом будет сказано ниже.

Анализы в области российской модели рыночной экономики перешли в проблему российской модели смешанной экономики. Это более широкий взгляд на образование экономической системы пореформенной России. Проблему эту еще предстоит исследовать. Предварительно могут быть обозначены ее некоторые ошибки.

Исследование этой проблемы так же имеет позитивное и нормативное значение для России.

  • 1. Если посмотреть эту проблему со стороны производственных сил - это соединение разных технологических строений, включая так же самый современный информационный режим.
  • 2. Если посмотреть эту проблему со стороны технико-экономической - это новый уровень сливания, где так же высока стадия энергетической, информационной и иной суровой взаимозависимости субъектов экономики. Эти уровни технико-экономического сливания требуют соответствующие им уровни субъектов управления и контроля, в особенности, в связи с тем, что рост сливания сопровождается ростом опасности и масштабов техногенных аварий.
  • 3. Со стороны собственности - это разнообразие ее форм. В нынешнее время выигрывает акционерная собственность, которая сама по себе является сложной формой, которая включает в себя элементы частного и коллективно-общественного производства. Кроме того, так жена индивидуальная, государственная, партнерская, кооперативная и другие формы. Процессы сливания так же воздействуют на содержание и структуру имущества. Рассмотрим такой пример, как обеспечение безопасности использования сложных технических систем, контроль над едиными энергосистемами и другие направления государственного участия в технико-экономическом управлении и его контроле, которые расщепляют права собственности, ограничивают абсолютизацию частной формы. Экономическая политика прямо воздействует на потоки похищаемой прибыли. Государственное имущество, которое рассматривается не как запасы, а как потоки, которые включают в себя бюджет, позволяемые права на недра земли, воздушное и водное пространство, массивы информации, права на вещательные частоты и т.д. Если хорошо рассмотреть государственное имущество, то мы можем увидеть не только долю государственного сектора экономики, а тенденцию к росту во всех развитых странах с рыночной экономикой.
  • 4. В последние время очень хорошо получило распространение понятие "социальная смешанная экономика" или "социальная рыночная экономика". Но нет расшифровки прилагательного "социальная". Преобладает объяснение, связанное с реализацией социальных программ на основе распределительных процессов.

Данный подход выше был дополнен производственным объяснением социализации. Имеется еще одно мнение об этой проблеме, связанное с социальной конструкцией общества. Это мнение имеет особую актуальность для переходной экономики России. Суть этого вопроса состоит в следующем: в пользу каких социальных слоев общества перераспределяются ресурсы, потоки прибыли вообще экономическая власть в переходные экономики России. Вариант с наиболее общим ответом оказывается в пользу запланированного социального ряда предпринимателей. Это верно только в самом общем виде. На самом деле сам этот ряд предпринимательства неоднороден. "Первое издание" капитализма в России сопровождалось бурным ростом экономики, техническим развитием, поскольку весь ряд предпринимателей был экономически заинтересован в инновациях, техническом прогрессе, росте производства и конкурентоспособности.

Доходы - важнейший элемент экономической реализации собственности и интересов. Каждый участник этих экономических процессов может претендовать на долю прибыли, в создании которых сам принимал участие. Прибыль от естественных ресурсов и монопольных товаров, не будучи результатом экономической деятельности отдельных физических и юридических лиц, так же должна приписываться государством и служить реализации общегосударственных или общенациональных интересов. Не может быть экономического оправдание передаче природных и монопольных процентов частным лицам.

К государственному имуществу можно отнести приносящую прибыль фонд. Это очень необычная сфера функционирования государственной собственности, где точно можно увидеть, как проявляется отсутствие контроля со стороны социального субъекта общенародного уровня. Это проявляется в очень низкой доходности корпоративных акций, которые принадлежат государству. А через высокодоходные инструменты государственного заимствования потоки доходов направлялись в сектор спекуляции, который разоряет бюджет государства.

Следующим элементом собственности является государственный бюджет, который в исследованиях по собственности остается в тени и не включается в содержание собственности государства. Объясняется это тем, что в трактовке содержания собственности государства преобладал ресурсно-факторный подход или "вещный" подход. Между тем, государственный бюджет представляет собой важный поток доходов (и расходов), который реализует социально определенные интересы.

В условиях рыночной экономики, государственный бюджет, служит главным фактором реализации общегосударственных и общенациональных интересов. Правда, речь в данном случае идет об экономической возможности, которая осуществляется не автоматически, а под взаимодействием социально-политических сил в процессе бюджета.

Важно отметить, что государство при соответствующей направленности ее экономической политики может быть активным, эффективным и состоятельным участником и субъектом новой экономики.

Наша позиция о роли собственности государства в структуре отношений собственности нуждается в некотором уточнении. Когда она измеряется исключительно принадлежащим государству имуществом, то искажается ее действительная величина. Приватизаторы в России ссылаются на то, что в развитых странах (например, в США) невелика доля собственности государства. Отсюда делается вывод: чтобы стать развитой страной надо до приватизировать все, что еще осталось неприватизированным. Предлагается даже приватизировать учебные заведения, учреждения культуры, детские дошкольные учреждения и т.д.

Россия пока еще очень далека от формирования подобного рода политики. В условиях коррупции, высокой доли теневой экономики, олигархизации общества приватизация является неэффективной, поскольку ее результаты направлены на усиление указанных негативных тенденций. В этих условиях в России следует укрепить собственность государства и прежде всего в отраслях, где доходы не имеют основы предпринимательства.

Все экономические системы, которые существуют в реальном мире являются смешанными (с усиленным влиянием государства или рынка). В таких системах государство и система рыночных отношений делят между собой ответственность за выполнение пяти экономических функций:

  • § Формирование и осуществление правовой и социальной деятельности
  • § Поддержание конкуренции на рынках
  • § Перераспределение доходов
  • § Перераспределение ресурсов
  • § Стабилизация экономики страны

Данные экономические функции способствуют укреплению и упрощению работы рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении достижения экономических и социальных целей общества.

В ходе макроэкономического регулирования государство выполняет следующие экономические функции:

  • § Разрабатывает и утверждает правовые основы экономики
  • § Определяет приоритеты макроэкономического развития т.е. выделяет среди макроэкономических целей те, которые являются важнейшими на данном этапе экономического развития.
  • § Обеспечивает нормальные условия для работы рыночного механизма, в том числе осуществляет антимонопольную политику.
  • § Осуществляет регулирование экономической деятельности для достижения поставленных целей на основе проведения определённой экономической политики.
  • § Дополняет рыночный механизм в тех сферах экономической деятельности, где недостаточная эффективность.
  • § Решает проблемы социальной защиты населения, обеспечивая его социально-экономические права и более справедливо распределяя доходы между членами обществ.

Каждая страна имеет свою модель смешанной экономики. Рассмотрим некоторые из них. Эти модели (американская, немецкая, китайская и др.) имеют как общие черты, так и свою специфику.

Общим в них является, во-первых, то, что они основаны на принци­пах свободного предпринимательства (многообразие форм собствен­ности, конкуренция, свободные цены); во-вторых, их объединяет то, что они порождены новым этапом развития производства - его пост­индустриальной стадией, которая определила необходимость укруп­нения собственности (от частной к акционерной), переходом к новой организации труда (с ведущей ролью системы Интернет), увеличением роли человеческого фактора, государственного регулирования и соци­альных гарантий населению.

Специфика моделей определяется ресурсной базой страны, исто­рической традицией населения, материально-технической базой об­щества и другими факторами.

Американская модель. Размеры государственной собственности в ней невелики. Главные позиции в экономике занимает частный ка­питал, развитие которого регулируется институциональными струк­турами, правовыми нормами и налоговой системой. Однако государ­ственное вмешательство достаточно значимо. Оно осуществляется следующими методами:

Система правительственных заказов. Она вовлекает в осуществ­ление государственных программ частный бизнес и формирует этим обширный государственный рынок. Через эту систему пе­рераспределяется основная масса бюджетных средств;

Обеспечение производственной и социальной инфраструктуры, научной и информационной базы, создание которой не под силу или невыгодно частному капиталу;

Главное воздействие на экономику государство осуществляет че­рез косвенные рычаги - госбюджет, кредитно-денежную систе­му, хозяйственно-правовое законодательство.

Система социального обеспечения в США включает в себя: соци­альное страхование (пенсии, пособия, медицинские услуги лицам, охваченным страховкой, страховые пособия по безработице) и по­мощь малоимущим. Эти выплаты идут из госбюджета. Но государ­ственные ресурсы как бы дополняют затраты на социальные услуги частного сектора, который является главным источником социального финансирования. Несмотря на то что американская экономика в пол­ной мере является постиндустриальной, перемены в социальной сфе­ре значительно отстают от экономических преобразований.

Британская модель. Смешанная экономика Великобритании фор­мировалась под воздействием активной роли государственного регу­лирования. После Второй мировой войны в Великобритании была проведена частичная национализация ряда отраслей, создана единая система государственного здравоохранения и социального обеспече­ния. В результате были созданы обширный государственный сектор и разветвленная система государственного регулирования, которое выражалось:

В обеспечении частного сектора правительственными заказами;

В развитии ВПК;

В финансировании НИОКР;

В финансировании социальной сферы и т. д.

Но к 1980 г. в Великобритании произошло снижение эффективно­сти хозяйства и ослабление ее позиций в мировой системе. Все это по­требовало ограничения государственного вмешательства в экономику и предоставления большей свободы рыночным силам: в 1980-1990 гг. была проведена приватизация большинства государственных пред­приятий, в том числе естественных монополий - телефонной связи, газо- и электроснабжения, водоснабжения и т. д. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства. Проводилась так­же политика дерегулирования: ликвидировался контроль над ценами, зарплатой, дивидендами. Усилился адресный характер бесплатной медицинской помощи. Все это позволило повысить эффективность и конкурентоспособность британской экономики.

Французская модель. Система государственного регулирования во Франции - одна из наиболее развитых в Западной Европе. Франция - единственная европейская страна, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе индикативного планирования, позаимствованного из опыта СССР. Пятилетние планы во Франции составляются с 1947 г. Государственные планы-программы во многом определили успехи реконструкции и экономического роста в послево­енный период. Франция позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, но крупномасштабная приватизация не устранила, а лишь усложнила формы государственного регулирова­ния. Попытки усилить свободный рынок не привели к уходу государ­ства из экономики.

Итальянская модель. Смешанная экономика в Италии - это свое­образный вариант западноевропейской модели, который характеризу­ется:

Обширным государственным сектором;

Высокоразвитым крупным частным бизнесом;

Укладами, оставшимися от раннего капитализма;

Большим удельным весом малого бизнеса;

Развивающимся кооперативным сектором.

Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные ре­формы не внесли радикальных изменений в положение государствен­ного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характери­зуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.

Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). Особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с ве­сомой ролью (особенно в Швеции) общественного сектора. Существен­ную роль (особенно в Дании) играет кооперативный сектор в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, бан­ковском и страховом деле.

Для Скандинавских стран характерна высокая степень социализа­ции экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной части ВВП, что позволяет проводить актив­ную социальную политику. Шведская модель смешанной экономи­ки весьма популярна благодаря книге Класа Эклунда «Эффективная экономика» (М.: Экономика, 1991).

Японская модель. Особенность смешанной экономики в Японии - оптимальное сочетание тенденций мирового подхода с национальной спецификой. Реформы японской экономики начались после Второй мировой войны, когда японская буржуазия совместно с американским монополитическим капиталом решили превратить Японию в «мастер­скую Азии». Хребтом реформ стал роспуск дзайбацу, т. е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Акции были пущены в свободную продажу. Таким образом, из-под контроля хол­дингов вышло много фирм, а благодаря разукрупнению гигантов образовались новые фирмы. Была проведена аграрная реформа, в ре­зультате которой 80% помещичьих земель за выкуп передано крестья­нам. Основная ставка в развитии страны делалась на новые (пусть даже заимствованные) технологии и развитие человеческого капитала. Важ­ным источником гибкости японской экономики служит широкое раз­витие среднего и мелкого предпринимательства. Для Японии харак­терна более высокая степень контроля государственной власти над экономикой по сравнению с другими индустриально развитыми стра­нами. Особенностью японской модели смешанной экономики явля­ется ее ориентация на сбережение, производство и экспорт при вспомо­гательной роли личного потребления. Такие институты, как приоритет производителя над другими правами человека, система пожизненно­го найма, «зарплаты по старшинству», коллективная ответственность и инициатива, сыграв положительную роль в экономическом успехе страны, не отвечают потребностям развития современного общества. Назрела смена моделей экономического развития.

Германская модель. Корни современной смешанной экономики Германии уходят в 50-е гг. XX в., когда стала давать плоды экономи­ческая программа, разработанная рядом видных немецких экономи­стов под руководством министра экономики Баварии Людвига Эрхарда. Реформа Эрхарда началась с непопулярной денежной реформы, которая заключалась в отмене хождения на территории Германии рейхс­марки и замене ее дойчмаркой. Через 3 дня после денежной последо­вала реформа цен, которые были отпущены на свободу. Главная ставка в ходе дальнейших реформ была сделана на развитие малого и среднего бизнеса - «основы благосостояния для всех», которому обеспечива­лись максимально благоприятные условия. Вмешательство государ­ства в экономику было существенно ограничено. Были ограничены расходы на оборону, поддержание безопасности и государственное управление.

Результаты реформы Эрхарда оказались потрясающими. Уже 1953 г. был назван «годом потребителя», а к началу 60-х гг. страна вошла в де­сятку наиболее экономически развитых стран мира. В 60-е и 70-е гг. несущей опорой экономического развития стали крупные корпорации, повысилась роль государства, которое провозгласило курс на построе­ние общества социально-партнерских отношений с высокой степенью социальной защиты населения. Социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической стали характерной чертой немецкой модели смешанной экономики. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды.

Китайская модель. Основное отличие Китая от других стран состо­ит в том, что он является страной, которая не отреклась от социалисти­ческой доктрины и возглавляется коммунистической партией. После Второй мировой войны в Китае было проведено несколько экономи­ческих реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим за­дачам и методам. Первыми были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китай­ской и иностранной буржуазии.

С 1956 по 1958 г. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобще­ствления средств производства и собственности. В это время по всей стране были созданы народные коммуны. С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Однако вскоре, в 1966 г., в стране нача­лась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г. и вновь за­тормозившая экономический рост.

К концу 70-х гг. сложились основные черты экономической систе­мы Китая. Ее характерная особенность - сверхцентрализация. Госу­дарство полностью изымало все доходы предприятий и покрывало все их расходы. Отрицалась роль рынка и товарная (рыночная) экономи­ка. Обычным стал товарный дефицит.

В 1978 г. на партийно-государственном уровне был принят курс на рыночные реформы.

Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор де­лался на сельские районы. Важным элементом новой политики был переход на семейный подряд, в результате основной хозяйственной единицей в деревне стал крестьянский двор.

Второй этап хозяйственных реформ начался в 1984 г. с реформи­рования городской экономики и промышленности. Смысл реформ сво­дился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность пред­приятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Разрешалась деятельность небольших частных и коллективных предприятий, кустар­ных мастерских, допускалось частное предпринимательство в сфере торговли и обслуживания, привлекался иностранный капитал. Начал­ся курс на трансформацию директивно-плановой экономики в рыночно-смешанную, социально ориентированную. В результате страна выш­ла на динамично высокий уровень экономического роста.

Российская модель только начинает складываться. В соответствии со статьей 7 Конституции России Российская Федерация объявлена социальным государством.

В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:

· Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.

· Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.

· Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.

· Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.

Наличие разных моделей экономики объясняется различными возможностями, традициями тех или иных стран.

1. Американская модель

Для США характерно прогнозирование и стратегическое планиров ание. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. При разработке стратегического плана учитывается ряд важнейших факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рыночные, международные, конкурентные.

Система стратегического планирования рассматривается как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований:

· прогнозирование в системе государственного регулирования;

· внутрифирменное планирование;

· коммерческое прогнозирование.

На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений - федеральные, а также штаты, и местные органы власти.

Система государственного регулирования состоит их многих звеньев:

· регулирующий механизм федерального правительства;

· механизм штатов и местных органов власти;

· государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);

· аппарат административно правового регулирования деятельности различных отраслей экономики. Кэмбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: Учебник. 14-е издание. - М.: Инфра-М, 2002.-с.265.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством, прежде всего, для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста.

Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеется и три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов управления. Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов. Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местные органы власти.

В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Для этого она наращивает расходы на НИОКР в области новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам.

В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров распространения технологий тратится в общей сложности 50 млн. долларов в год.

Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.

В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.

В США целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», потому что в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х гг. федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые приходилось около 24% ВНП (гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь были национализированы). Но регулирование отраслей все больше оказывалось направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому в США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность.

2. Японская модель

Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в и спользовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование носит индикативный характер. Планы социально-экономического характера не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей.

Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.

Цель таких планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны.

Стратегию развития экономики определяют управления и министерства совместно с Министерством финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов.

Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.

Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.

Вторая особенность общегосударственного регулирования состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

В последние годы, когда японская промышленность вышла на открытую борьбу с фирмами США и ЕЭС за рынок высококвалифицированных рабочих и продукции, правительство и частный сектор вынуждены были резко увеличить затраты на науку и технологии (в 1989г. они достигли почти 3% от ВНП - больше, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой), притом средства стали направляться прежде всего в базовые исследования. Плетников Ю. Смешанная экономика: труд, собственность, человек // Свободная мысль. - 1994. - N 4. - С.73..

Особый интерес для нас представляет использование Японией экономических рычагов и стимулов.

Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации. Так, управление по науке и технологии разработало ежегодно обновляемый перечень тематики исследований, номенклатуры новых изделий и услуг, в отношении которых представляются льготы при кредитовании и налогообложении. В частности по предприятиям, выпускающим новую продукцию, налоговые льготы могут достичь 25 или 50%, а в отношении особо важных изделий разрешается производить в первый год амортизационное отчисление до 25% объема продаж. Дополнительно могут применяться и специальные налоговые льготы. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять 20%-ное снижение дохода, подлежащего налогообложению. Существуют и другие виды налоговых льгот.

Ускоренная амортизация введена для компаний, применяющих энергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование и не наносящих вред окружающей среде. Нормы ускоренной амортизации колеблются в пределах от 10 до 50%, однако, наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15-18%.

Основной источник финансовых ресурсов для технологического обновления - льготное кредитование. Одним из направлений поддержки рискованных инновационных проектов являются долгосрочные кредиты. Гарантии иногда распространяются на 80% общей суммы займа новой фирмы, но не могут превышать 40 тысяч долларов. В случае успешной реализации поддержанного таким образом проекта фирма выплачивает государству определенное вознаграждение. Особенностью Японии является умелое преодоление кризисных явлений. Темы экономического роста в Японии достаточно высокие (6-10% в год). Но это не означает, что в ходе хозяйственного развития не встречалось никаких проблем. В течение последних 20 лет Японии пришлось столкнуться с двумя крупными проблемами: нефтяным кризисом 1973г. и кризисом «высокой иены» в 1985г Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Экономика: Учебник: для студентов техн. вузов / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко - М.: Высшая школа, 2000. - 132.

В первом случае Японии удалось выйти из депрессии через 16 месяцев за счет изменения промышленной структуры, практически исчезли предприятия, занимающиеся выплавкой алюминия, которые требовали чрезвычайно много электроэнергии в процессе производства, и поднялась электронная индустрия.

Выход из второго кризиса был найден через 17 месяцев. Трудности, вызванные ростом курса иены, были преодолены за счет расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения производительности труда на основе НТП.

Еще один признак умелого преодоления кризисных явлений - это проведение антидепрессионной политики правительства, которое в период ухудшения общеэкономической конъюнктуры увеличивало ассигнования на общественные строительные работы, снижало налоги и ставку учетного процента банка Японии.

3. Шведская модель

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появи лся в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов , что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовём главные из них.

· высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);

· в экономической сфере - высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);

· в социальной области - возрастание среди традиционных факторов производства (труд - капитал - технологии - природные ресурсы) значения человеческого фактора - высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции «человеческого капитала» и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация). Современная экономика. Многоуровневое учеб.пособие для вузов. Науч.ред.О.Ю.Мамедов - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. с.484.

Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант «общества всеобщего процветания», хотя и «продвинутый».

Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В шведском «доме для народа» высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер. Настенко А. Смешанная экономика и рыночно-плановые отношения // Диалог. - 1998. - N 7. - С.38.

Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство.

Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики. 1 Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. - М., 1991г.- с.79

Страна продолжает сохраняться в основных своих чертах, несмотря на смены правительств и изменения внешнеэкономической ориентации. В последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократические правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения - в 4, в то время как на потребительские товары - только в 2 раза.

Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников, автомобилестроение, черная металлургия, электротехника, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, самолетостроение, фармацевтика, производство специальных сталей.

Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства - видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.

Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.

Правительство каждой страны понимает, что от экономики зависит уровень жизни всего государства. По этой причине очень важно не ошибиться с выбором. Смешанная система экономики – один из самых эффективных вариантов. Какие называют черты смешанной экономики и в чем ее преимущества и минусы?

Что такое смешанная экономика?

Благодаря смешанной экономике, предприниматели и даже физические лица могут принимать независимые решения в сфере финансов. Их автономия ограничивается тем, что общество, либо государство имеет приоритет в данных финансовых вопросах. Смешанная экономика – это система, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов, материальных благ в стране.

Зачастую идеи смешанной экономики лояльны к демократичному социализму. В рамках данной системы государство и частные предприятия, а также разные корпорации способны управлять производственными средствами, заниматься перемещением товаров, производить сделки купли-продажи, принимать на работу и увольнять сотрудников, фактически являясь равноправными игроками на рынке.

Каковы главные цели смешанной экономики?

У данной системы есть свои важные задачи. Специалисты называют не одну цель смешанной экономики:

  1. Обеспечение занятости населения.
  2. Правильное использование производственных мощностей.
  3. Стабилизация цен.
  4. Обеспечение единовременного роста производительности труда и оплаты.
  5. Уравновешивание платежного баланса.

Признаки смешанной экономики

Во многих странах с очень высоким уровнем достатка применяется смешанная система экономики. Здесь юридические и физические лица могут принимать решение о распределение и движение финансовых средств самостоятельно. Жители таких стран знают, что свойственно смешанной экономике:

  1. Частичное объединение производства в рамках нации и за ее пределами.
  2. Государственная и частная собственности являются объединенными.
  3. Отсутствует бюджетное ограничение.
  4. Производительность труда стимулируется при помощи факторных доходов.
  5. Организация производства происходит по принципу «спрос = предложение».
  6. Присутствие на рынке конкуренции.
  7. Государство занимается регулированием национальной экономики.
  8. Присутствует теневая экономика и запрещенные правительством товары.

Смешанная экономика - плюсы и минусы

Ни одну из современных систем нельзя назвать идеальной. Данный вид экономики имеет как свои плюсы, так и недостатки. Среди плюсов смешанной экономики:

  1. Сочетание экономической эффективности с потребностями населения.
  2. Отсутствие монополии и дефицита, что способно негативно отразиться на государстве.
  3. Социальная ориентированность экономики.
  4. Обеспечение не только экономичного роста, а и развития.

Однако принципы смешанной экономики имеют и свои негативные стороны:

  1. Она, в отличии от традиционной, не способна изжить такие негативные моменты как инфляция, безработица, заметный социальный разрыв между богатым и бедным населением.
  2. Возможный застой производственных фондов.
  3. Ухудшение качества товаров.
  4. Торможение процесса выхода производителей на новые рынки сбыта.

Плюсы смешанной экономики

Большинство экономистов утверждают, что смешанный тип экономики имеет немало преимуществ:

  1. Государство и производители, потребители имеют важное значение в решении основополагающего вопроса экономической системы – что, как, для кого и в каком объеме требуется производить. Это дает такую возможность сочетать экономическую эффективность с удовлетворением потребностей всего населения, что может уменьшить социальное напряжение внутри всего государства.
  2. В системе все сбалансировано и отсутствует монополия, и нет дефицита, который способен расшатать государство изнутри.
  3. Социальная ориентированность экономики, где сочетается сохранение конкуренции, рыночная свобода и защита населения на государственном уровне от не очень добросовестных участников рынка и отрицательных последствий рыночной экономики.
  4. Обеспечивает как экономический рост, так и развитие.

Минусы смешанной экономики

Невзирая на массу преимуществ, называют и недостатки смешанной экономики:

  1. Она не способна искоренить , безработицу, разрыв между состоятельным и бедным населением.
  2. Возможное снижение качества товаров и застой производственных фондов.
  3. Торможение выхода производителей на новые рынки сбыта.

Модели смешанной экономики

Специалисты говорят, что современная смешанная экономика имеет такие модели:

  1. Неоэтатистская смешанная экономика – при ней развит национализированный сектор, политика является активной антициклической и структурной, развита система так называемых трансфертных платежей.
  2. Неолиберальная смешанная экономика – характерна антициклическая политика. Здесь государство стремится обеспечить условия для результативной работы рынка.
  3. Модель согласованного действия – в основе определенная согласованная работа и сотрудничество представителей социальных структур – правительства, профсоюзов и работодателей.

Американская модель смешанной экономики

Экономисты утверждают, что американской модели смешанной экономики присуще:

  1. Возможность всех рынков функционировать самостоятельно, без контроля их деятельности со стороны правительства.
  2. Возможность как юридических, так и физических лиц обладать частной собственностью без контроля правительства.
  3. Производители могут работать на конкурентной основе, что может обеспечивать качество услуг и низкие цены.
  4. Потребитель своим спросом может определить производство товаров и услуг.

Немецкая модель смешанной экономики

Свои особенности смешанной экономики имеет немецкая модель. Среди ее характерных отличий:

  1. Социальная ориентация.
  2. Разделение социальной политики от экономической.
  3. Источник для социальной защиты населения – не прибыль предприятий, а социальные бюджетные и внебюджетные фонды.

Шведская модель смешанной экономики

Шведская модель экономики привлекла к себе внимание еще в далеких шестидесятых годах благодаря существенному росту экономики в сочетании с комплексом ряда реформ и стабильным обществом. У данной модели есть две основные цели:

  1. Создать приемлемые условия для обеспечения занятости населения.
  2. Выравнивание черты доходов.

Здесь характеристика смешанной экономики основывается на политической и экономической устойчивости, прогрессивном росте и высоком уровне жизни людей. Это стало реальным после внедрения на государственном уровне таких принципов:

  1. В стране действует как корпоративная, так и политическая культура на высоком уровне, которая позволяет разрешать даже самые непростые споры, опираясь на дипломатические переговоры и взаимные уступки.
  2. Конкурентоспособность промышленности, взаимодействующая одновременно с научными, частными и государственными институтами.
  3. Поддержка правительства в области развития инновационных технологий, которые сориентированы на оптимизацию экономических процессов.

Японская модель смешанной экономики

Жители страны восходящего солнца говорят, что смешанная экономика в Японии имеет свою специфику. Среди ее особенностей:

  1. Очень сильные национальные традиции, влияние которых можно проследить на многих этапах хозяйственного процесса.
  2. Специфичные взаимоотношения руководства и подчиненного.
  3. Сохраняющийся институт наследственности.
  4. Выраженное вмешательство государства во все процессы.
  5. Социальная справедливость.

Смешанная экономика - книги

Описана смешанная рыночная экономика в литературе. Среди самых интересных и популярных книг:

  1. «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит . Здесь обобщены идеи и мысли современников автора, разработана система категорий, принципов и способов экономики.
  2. «Капитализм и свобода» Милтон Фридман . В издании описывается множество постулатов, которые в будущем могут стать настоящим фундаментом, на котором и основываются многие либеральные реформы.
  3. «Великая ложь» Пол Кругман . Известный американский экономист пишет о самых популярных американских проблемах и способах их решения.

Каждая страна имеет свою модель смешанной экономики. Рассмотрим некоторые из них. Эти модели (американская, немецкая, китайская и др.) имеют как общие черты, так и свою специфику.

Общим в них является, во-первых, то, что они основаны на принципах свободного предпринимательства (многообразие форм собственности, конкуренция, свободные цены); во-вторых, их объединяет то, что они порождены новым этапом развития производства – его постиндустриальной стадией, которая определила необходимость укрупнения собственности (от частной к акционерной), переходом к новой организации труда (с ведущей ролью системы Интернет), увеличением роли человеческого фактора, государственного регулирования и социальных гарантий населению.

Специфика моделей определяется ресурсной базой страны, исторической традицией населения, материально-технической базой общества и другими факторами.

Американская модель. Размеры государственной собственности в ней невелики. Главные позиции в экономике занимает частный капитал, развитие которого регулируется институциональными структурами, правовыми нормами и налоговой системой. Однако государственное вмешательство достаточно значимо. Оно осуществляется следующими методами:

система правительственных заказов. Она вовлекает в осуществление государственных программ частный бизнес и формирует этим обширный государственный рынок. Через эту систему перераспределяется основная масса бюджетных средств;

обеспечение производственной и социальной инфраструктуры, научной и информационной базы, создание которой не под силу или невыгодно частному капиталу;

главное воздействие на экономику государство осуществляет через косвенные рычаги – госбюджет, кредитно-денежную систему, хозяйственно-правовое законодательство.

Система социального обеспечения в США включает в себя: социальное страхование (пенсии, пособия, медицинские услуги лицам, охваченным страховкой, страховые пособия по безработице) и помощь малоимущим. Эти выплаты идут из госбюджета. Но государственные ресурсы как бы дополняют затраты на социальные услуги частного сектора, который является главным источником социального финансирования. Несмотря на то что американская экономика в полной мере является постиндустриальной, перемены в социальной сфере значительно отстают от экономических преобразований.

Британская модель . Смешанная экономика Великобритании формировалась под воздействием активной роли государственного регулирования. После Второй мировой войны в Великобритании была проведена частичная национализация ряда отраслей, создана единая система государственного здравоохранения и социального обеспечения. В результате были созданы обширный государственный сектор и разветвленная система государственного регулирования, которое выражалось:


в обеспечении частного сектора правительственными заказами;

в развитии ВПК;

в финансировании НИОКР;

в финансировании социальной сферы и т. д.

Но к 1980 г. в Великобритании произошло снижение эффективности хозяйства и ослабление ее позиций в мировой системе. Все это потребовало ограничения государственного вмешательства в экономику и предоставления большей свободы рыночным силам: в 1980–1990 гг. была проведена приватизация большинства государственных предприятий, в том числе естественных монополий – телефонной связи, газо– и электроснабжения, водоснабжения и т. д. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства. Проводилась также политика дерегулирования: ликвидировался контроль над ценами, зарплатой, дивидендами. Усилился адресный характер бесплатной медицинской помощи. Все это позволило повысить эффективность и конкурентоспособность британской экономики.

Французская модель . Система государственного регулирования во Франции – одна из наиболее развитых в Западной Европе. Франция – единственная европейская страна, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе индикативного планирования, позаимствованного из опыта СССР. Пятилетние планы во Франции составляются с 1947 г. Государственные планы-программы во многом определили успехи реконструкции и экономического роста в послевоенный период. Франция позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, но крупномасштабная приватизация не устранила, а лишь усложнила формы государственного регулирования. Попытки усилить свободный рынок не привели к уходу государства из экономики.

Итальянская модель . Смешанная экономика в Италии – это своеобразный вариант западноевропейской модели, который характеризуется:

обширным государственным сектором;

высокоразвитым крупным частным бизнесом;

укладами, оставшимися от раннего капитализма;

большим удельным весом малого бизнеса;

развивающимся кооперативным сектором.

Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные реформы не внесли радикальных изменений в положение государственного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.

Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). Особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью (особенно в Швеции) общественного сектора. Существенную роль (особенно в Дании) играет кооперативный сектор в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, банковском и страховом деле.

Для Скандинавских стран характерна высокая степень социализации экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной части ВВП, что позволяет проводить активную социальную политику. Шведская модель смешанной экономики весьма популярна благодаря книге Класа Эклунда «Эффективная экономика» (М.: Экономика, 1991).

Японская модель . Особенность смешанной экономики в Японии – оптимальное сочетание тенденций мирового подхода с национальной спецификой. Реформы японской экономики начались после Второй мировой войны, когда японская буржуазия совместно с американским монополитическим капиталом решили превратить Японию в «мастерскую Азии». Хребтом реформ стал роспуск дзайбацу, т. е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Акции были пущены в свободную продажу. Таким образом, из-под контроля холдингов вышло много фирм, а благодаря разукрупнению гигантов образовались новые фирмы. Была проведена аграрная реформа, в результате которой 80 % помещичьих земель за выкуп передано крестьянам. Основная ставка в развитии страны делалась на новые (пусть даже заимствованные) технологии и развитие человеческого капитала. Важным источником гибкости японской экономики служит широкое развитие среднего и мелкого предпринимательства. Для Японии характерна более высокая степень контроля государственной власти над экономикой по сравнению с другими индустриально развитыми странами. Особенностью японской модели смешанной экономики является ее ориентация на сбережение, производство и экспорт при вспомогательной роли личного потребления. Такие институты, как приоритет производителя над другими правами человека, система пожизненного найма, «зарплаты по старшинству», коллективная ответственность и инициатива, сыграв положительную роль в экономическом успехе страны, не отвечают потребностям развития современного общества. Назрела смена моделей экономического развития.

Германская модель . Корни современной смешанной экономики Германии уходят в 50-е гг. ХХ в., когда стала давать плоды экономическая программа, разработанная рядом видных немецких экономистов под руководством министра экономики Баварии Людвига Эрхар-да. Реформа Эрхарда началась с непопулярной денежной реформы, которая заключалась в отмене хождения на территории Германии рейхсмарки и замене ее дойчмаркой. Через 3 дня после денежной последовала реформа цен, которые были отпущены на свободу. Главная ставка в ходе дальнейших реформ была сделана на развитие малого и среднего бизнеса – «основы благосостояния для всех», которому обеспечивались максимально благоприятные условия. Вмешательство государства в экономику было существенно ограничено. Были ограничены расходы на оборону, поддержание безопасности и государственное управление.

Результаты реформы Эрхарда оказались потрясающими. Уже 1953 г. был назван «годом потребителя», а к началу 60-х гг. страна вошла в десятку наиболее экономически развитых стран мира. В 60-е и 70-е гг. несущей опорой экономического развития стали крупные корпорации, повысилась роль государства, которое провозгласило курс на построение общества социально-партнерских отношений с высокой степенью социальной защиты населения. Социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической стали характерной чертой немецкой модели смешанной экономики. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды.

Китайская модель . Основное отличие Китая от других стран состоит в том, что он является страной, которая не отреклась от социалистической доктрины и возглавляется коммунистической партией. После Второй мировой войны в Китае было проведено несколько экономических реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим задачам и методам. Первыми были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии.

С 1956 по 1958 г. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. В это время по всей стране были созданы народные коммуны. С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Однако вскоре, в 1966 г., в стране началась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г. и вновь затормозившая экономический рост.

К концу 70-х гг. сложились основные черты экономической системы Китая. Ее характерная особенность – сверхцентрализация. Государство полностью изымало все доходы предприятий и покрывало все их расходы. Отрицалась роль рынка и товарная (рыночная) экономика. Обычным стал товарный дефицит.

В 1978 г. на партийно-государственном уровне был принят курс на рыночные реформы.

Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор делался на сельские районы. Важным элементом новой политики был переход на семейный подряд, в результате основной хозяйственной единицей в деревне стал крестьянский двор.

Второй этап хозяйственных реформ начался в 1984 г. с реформирования городской экономики и промышленности. Смысл реформ сводился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность предприятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Разрешалась деятельность небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допускалось частное предпринимательство в сфере торговли и обслуживания, привлекался иностранный капитал. Начался курс на трансформацию директивно-плановой экономики в рыноч-но-смешанную, социально ориентированную. В результате страна вышла на динамично высокий уровень экономического роста.

Российская модель только начинает складываться. В соответствии со статьей 7 Конституции России Российская Федерация объявлена социальным государством.