Большая энциклопедия нефти и газа. «о мерах по обеспечению граждан российской федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»

Институт Экономических Проблем Переходного Периода

ЭКОНОМИКО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
В РОССИИ

ФЕВРАЛЬ 1997 ГОДА

В этом выпуске:

Экономико-политическая ситуация января-февраля: В ожидании политического кризиса. 2

Состояние государственного бюджета. 3

Денежно-кредитная политика 6

Финансовые рынки 7

Инвестиционные процессы в реальном секторе экономики 12

Положение в промышленности 13

Конъюнктура промышленности 14

Ситуация в агропромышленном комплексе 15

Внешняя торговля. 16

Некоторые институциональные преобразования в 1996 г.: рынок корпоративных ценных бумаг и финансовые посредники 17

Экономико-политическая ситуация января-февраля:
В ожидании политического кризиса.

На протяжении первых месяцев 1997 года проявился комплекс факторов, противоречиво воздействующих на перспективы развития экономической и политической ситуации в России.

С одной стороны, налицо ряд позитивных тенденций, которые, при определенном развитии событий, могут стать первыми признаками преодоления посткоммунистического кризиса. Прежде всего это отмеченный в январе рост объемов производства по сравнению с январем 1996 года, а также быстрый рост фондового рынка при снижении доходности ГКО и, соответственно, ставки рефинансирования. С другой стороны, продолжился ряд негативных тенденций, особенно остро давших о себе знать в 1996 году - падение собираемости налогов, бюджетный кризис и на этом фоне ухудшение общего социально-политического кризиса в стране.

Болезнь Президента и активизировавшиеся слухи о его предстоящем уходе со своего поста в той или иной форме оказывали негативное, хотя и не фатальное, воздействие на ход экономической жизни. Скачкообразное развитие рынка корпоративных ценных бумаг в известной мере свидетельствовало об ослаблении зависимости поведения экономических агентов от соотношения сил на вершине властной пирамиды. Хотя здесь надо принимать во внимание небольшие масштабы этого рынка и доминирование на нем иностранного капитала. Иными словами, пока в этом секторе экономики риски минимизированы самим характером приходящего на него капитала, что несколько снижает зависимость фондового рынка от политических негативных политических событий.

В гораздо большей мере новая болезнь Б.Ельцина повлияла на ситуацию в Правительстве, которое в обстановке политической неопределенности оказалось неспособным брать принимать значимые решения. Неэффективность деятельности кабинета в условиях жесткого бюджетного кризиса в настоящее время для всех достаточно очевидна, и перспектива правительственного кризиса с заменой правительства коалиции на правительство команды на протяжении последних двух месяцев обсуждается все активнее. Резкая критика Кабинета со стороны Президента делает эти изменения в марте практически неизбежными.

Другой вопрос - о характере этих перемен. Сам факт неизбежности замены коалиционного правительства правительством команды не дает еще однозначного ответа на вопрос о характере этой команды, о ее политических ориентирах. При всем значении Президента, именно глава Правительства играет определяющую роль при формировании экономической политики страным. А выбор премьера в настоящее время (в конце февраля) еще не сделан.

Перспектива правительственного кризиса явилась фактором, способствовавшим усилению союза кабинета с коммунистическим большинством обеих палат Федерального Собрания. Наиболее наглядно это проявилось в поддержке правительственного проекта федерального бюджета, против которого голосовало большинство депутатов демократической ориентации. Эта поддержка нужна Правительству для обоснования своей стабилизирующей роли, связывая серьезные реформы исполнительной власти с неизбежностью нарушения хрупкого политического равновесия в Москве. Для коммунистического же большинства нынешнее правительство удобно и тем, что его пассивность способствует росту привлекательности лево-националистических сил, и тем, что формирование левого Кабинета в условиях жесткого бюджетного кризиса отнюдь повысило бы электоральные шансы КПРФ в случае досрочных выборов.

Значимым экономико-политическим событием февраля стало (точнее, может стать) назначение министра внутренних дел на пост вице-премьера с введением в сферу его компетенции ряда экономических ведомств (прежде всего налоговых). Такое решение можно оценивать двояко. С одной стороны, оно означает понимание и признание того факта, что налоговый кризис является в настоящее время феноменом не чисто экономическим, но прежде всего политическим, связанным отчасти с общей деградацией налоговой системы, а отчасти с формированием мощных групп давления, все благосостояние которых основывается на системе взаимозачетов. С другой стороны, экономические взгляды А.Куликова, в основе которых лежит этатизм и неприятие самого понятия Укоммерческая тайнаФ, вызывают естественную тревогу как у бизнесменов, так и у аналитиков.

За последние недели произошло явное усиление роли натовской проблематики в российских политических дискуссиях. Будучи изначально чисто политическим, этот фактор может со временем стать одним из важнейших при формировании экономического курса. Сложившийся консенсус вокруг неприятия расширения НАТО (формирование включающей представителей всех фракций групп УАнтиНАТОФ в Думе, провозглашенное А.Чубайсом согласие по этому поводу с Г.Зюгановым и В.Жириновским) может опасным образом трансформировать политический курс страны, внеся в ощутимые элементы истерии, что, в свою очередь, резко сузит возможности экономического маневра в обстановке, когда такой маневр становится жизненно необходимым для продолжения посткоммунистических реформ.

Предстоящее 6 марта представление ежегодного президентского послания скорее всего станет критерием для определения перспектив экономико-политического развития России на ближайшие 2-3 года. Принимая во внимание остроту постстабилизационных проблем (прежде всего бюджетного кризиса) и характер электорального цикла, именно настоящий момент является наиболее благоприятным для интенсификации реформенного процесса и начала экономического роста. Ключаевая задача здесь - глубокая реформа бюджетного сектора, и прежжде всего социальной сферы и армии. В случае отказа от начала решения этих проблем в текущем году бюджетный кризис преобретет гораздо более устойчивый характер с неизбежными в таком случае результатами всех предстоящих выборов в пользу жесткой оппозиции.

Состояние государственного бюджета.

Согласно предварительным данным об исполнении федерального бюджета в январе 1997 года, налоговые поступления снизились на 4,5% ВВП, что может быть объяснено обычным снижением активности начале года. По сравнению с предыдущим годом, падение в некоторой степени было скомпенсировано ростом неналоговых доходов.Параллельное падение расходов государственного бюджета привело к снижению величины дефицита бюджета (см. Таблицу 2).

По итогам года, величина дефицита консолидированного бюджета составила 4,17% ВВП (см. рисунок 1). При этом, как видно из таблицы 3, дефицит местных бюджетов снижался всю вторую половину 1996 года, в основном за счет наращивания перечислений из федерального бюджета.

Таблица 1. Исполнение республиканского бюджета России (в % ВВП)


I квартал

I полугодие

III квартал

Налог на прибыль

Подоходный налог

Налог на добавленную стоимость, спецналог и акцизы

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

Прочие налоги, сборы и платежи

Итого налогов и платежей

Неналоговые доходы

Всего доходы

По данным Всемирной торговой организации, в 2011г. объем мировой торговли увеличился на 5%. Ранее ВТО прогнозировала, что рост мировой торговли в 2011г. составит 5,8%. Темп роста мирового производства снизился до 2,4% в 2011 г. против 3,8% в 2010 г. Для стабильного роста мировой экономики все еще сохраняются серьезные риски (европейский кризис суверенного долга, растущие цены на нефть, беспорядки в арабских странах), что отражается на состоянии мировой торговли. В 2012 г. ожидается дальнейшее замедление этого показателя до 3,7%.

В рейтинге ведущих экспортеров товаров, включая страны - участницы Европейского союза (ЕС), по итогам 2011 г. Российская Федерация заняла 9 место. В 2010 г. Россия находилась на 12 позиции. В годовом исчислении объем российского экспорта вырос на 30%, что позволило ей опередить Бельгию, Великобританию и Гонконг. В рейтинге ведущих импортеров в 2011 г. Российская Федерация заняла 17 место. В 2010 г. по этому показателю Россия находилась на 18 месте.

В феврале 2012 г. российский внешнеторговый оборот, рассчитанный по методологии платежного баланса, составил 70,3 млрд долл., что на 15% превышает аналогичный показатель 2011 г.

Динамика российского экспорта в феврале 2012 г. ухудшилась по сравнению с предыдущими месяцами. Если в течение 2011 г. среднемесячный темп роста экспорта был 30,3%, в январе 2012 г. - 32,2% по отношению к аналогичному месяцу предыдущего года, то в феврале - всего 14,7%. Ухудшение динамики экспорта можно объяснить тем, что в феврале экспорт нефти в физическом выражении увеличился всего на 2,2%, при этом рост происходил за счет увеличения поставок в страны СНГ по ценам ниже, чем она продается в страны дальнего зарубежья. Вывоз нефти в физическом выражении в страны дальнего зарубежья сократился в феврале 2012 г. по сравнению с февралем 2011 г. на 9,2%. Аналогичная ситуация наблюдалась и по экспорту нефтепродуктов.

Тем не менее благоприятная конъюнктура мирового рынка нефти обеспечила рост доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов: в феврале 2012 г. они увеличились по сравнению с аналогичным месяцем 2011 г. на 17,5%. Доля нефти и нефтепродуктов в общем объеме российского экспорта в феврале 2012 г. составила 58,8%.

В январе-феврале 2012 г. значительно выросли физические объемы экспортных поставок меди (на 66,5%) и никеля (в 2,1 раза). В результате при существенном снижении контрактных цен (на никель - на 30,2%, медь - на 25,0%) стоимостной объем экспорта никеля увеличился на 52,6%, меди - на 23,9%. В общем стоимостном объеме экспорта доля продукции металлургического комплекса в целом снизилась с 9,2% до 8,8%

Стоимостной объем экспорта машин, оборудования и транспортных средств по итогам января-февраля 2012 г. вырос на 37,1% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. Стоимостные объемы экспорта легковых автомобилей увеличились в 3 раза, исключительно за счет роста поставок в страны СНГ. Закупки российских легковых автомобилей странами дальнего

зарубежья сократились на 20%.

Экспорт продовольственных товаров и сырья для их производства увеличился в 2,1 раза, при этом доля в общем объеме экспорта выросла с 1,3% до 2,3%. Рост стоимостного объема этой группы товаров был вызван значительным увеличением физических объемов экспорта, в том числе возобновлением экспорта зерна, а также ростом физических объемов экспорта масла подсолнечного (в 15 раз).

По данным Института конъюнктуры аграрного рынка, с 1 июля 2011 г. по 15 апреля 2012 г. Россия экспортировала 18,5 млн тонн пшеницы. Таким образом, был побит рекорд 2009-2010 сельхоз года, когда данный показатель составил 18,275 млн тонн. Всего экспорт пшеницы к концу текущего сельскохозяйственного года (то есть по 30 июня 2012 года) составит 20,5 млн

тонн. Это позволит России уверенно занять второе место после США в рейтинге мировых экспортеров пшеницы. В основном российская пшеница экспортируется в страны Северной Африки, Ближнего Востока и Турцию.

Рост российского импорта также замедлился. В феврале 2012 г. импорт составил 25,2 млрд. долл., что превышает аналогичный показатель прошлого года на 15,6%, при том, что в 2011 г. среднемесячный темп прироста составлял 32,2%, в январе 2012 г. - 20,1%.

По причине хорошего урожая в России в 2011 г. - начале 2012 г. сократился импорт продовольственных товаров и сырья для их производства. Доля этой группы товаров снизилась с 16,7% в январе-феврале 2011 г. до 13% в первые два месяца 2012 г. Так, значительно сократился импорт сахара, масла подсолнечного и овощей.

Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. № 559-р утверждена Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, в которой предусматривается к 2020 году довести долю российского производства

в товарных ресурсах (с учетом переходящих запасов) по сахару - до 96,7% в общем объеме, растительному маслу - до 84%, мясу и мясопродуктам - до 88,3%; пищевым рыбным товарам - до 82%, молоку и молокопродуктам - до 85,3%.

Высокие темпы роста сохраняются в импорте машин и оборудования. В январе-феврале 2012 г. этот показатель в годовом сопоставлении увеличился на 47,1%, что обусловлено всплеском инвестиционного спроса в первые два месяца года.

Положительное сальдо торгового баланса в феврале 2012 г. увеличилось по сравнению с февралем прошлого года на 13,6% и составило 19,8 млрд долл.

По оценке Центрального банка, в I квартале 2012 г. внешнеторговый оборот РФ составил 208 млрд долл., что на 16,7% превышает аналогичный показатель 2011 г. В том числе экспорт - 134,7 млрд долл. (рост 19%), импорт - 73,3 млрд долл. (рост 12,6%). Таких высоких показателей за I квартал не было за весь период наблюдений.

В сентябре 2011 г. все планшетные компьютеры, оснащенные GSP-модулем, были признаны Федеральной таможенной службой (ФТС) не вычислительными машинами, а навигаторами. В связи с чем импорт этой техники ФТС начал облагать ввозной пошлиной в размере 5%.

Чтобы пошлина не взималась, производители планшетов должны были доказать, что их продукция - не навигаторы, а вычислительная техника.

Фирма Apple в феврале 2012 г. через Ассоциацию предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) отправила в

ФТС письмо, в котором подробно объяснялось, почему iPad является именно вычислительной машиной, а не навигатором. С 10 марта 2012 г. пошлина для планшетов Apple была отменена.

Таким образом, Apple получил преимущество перед другими участниками рынка, чем заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По мнению ФАС, решение ФТС нарушило законы конкуренции, так как ввозимые на территорию Таможенного союза

планшеты других компаний, при наличии GPS модуля, по- прежнему облагаются пошлиной в размере 5% от стоимости устройства. ФАС предложила в течение двух недель уточнить перечень товаров, классифицирующихся по субпозиции 8471 (вычислительные машины), и включить в него планшетные компьютеры без указания марки и производителя.

В настоящее время ФТС России готовит проект решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по классификации «планшетных компьютеров» с учетом позиции Комитета по гармонизированной системе Всемирной таможенной организации (ВТО), выработанной на весенней сессии. После принятия этого документа классификация современных многофункциональных технических устройств будет осуществляться на системной основе.


На рубеже 1980-1990-х гг. экономико-политическая ситуация в России обусловливалась наложением целого ряда кризисов: экономико-политического кризиса позднего социализма, макроэкономического кризиса, структурного кризиса индустриальной системы. Ошибки правительства (прежде всего политика популизма) только усугубили ситуацию.
С 1988 г. начался спад производства в сельском хозяйстве, с
  1. г. - в промышленности. Продолжала разрушаться финансовая система. Дефицит бюджета в 1989 г. равнялся 11% ВНП, в
  2. г. - уже 16%. Внешний долг к концу 1991 г. превысил 60 млрд дол. Золотой запас в 1985-1991 гг. сократился в 10 раз и составил в конце 1991 г. всего 240 т. Резко выросли темпы инфляции: если в 1990 г. инфляция фиксировалась на уровне 10%, то в конце 1991 г. она достигла уже 25% в неделю. Нарастал товарный дефицит. Государство утратило контроль над финансовыми процессами и денежным обращением. Началось бегство от рубля, вытеснение товарно-денежных отношений бартером; росли административные ограничения межрегионального товарообмена.
После провала попытки государственного переворота и административной стабилизации в 1991 г. единственной неопробованной моделью выхода из кризиса стала радикальная либерализация экономики. СССР как единое государство разрушался: экономические и политические ориентиры республик все более расходились, а попытки воссоздать союзные структуры путем образования Межреспубликанского экономического комитета оказались безрезультатными. В этой ситуации руководство России приняло на себя ответственность за осуществление экономических реформ, с тем чтобы не допустить национальную катастрофу, учитышы что в промышленных регионах существовала опасность голода.
Финансовая сфера была признана ключевой на первом этап»" реформирования экономики. Для финансовой стабилизации три буется меньше времени, чем для приватизации, демонополиы ции, формирования других рыночных структур, причем сама ста билизация становится базой для проведения институциональных преобразований.
Либерализация цен, осуществленная в январе 1992 г., была на целена на решение нескольких проблем. Она должна была умень шить финансовую несбалансированность в экономике; быстро лик видировать «денежный навес», обусловленный инфляционной дс нежно-кредитной политикой предыдущих лет; создать предио сылки для более эффективного распределения производственных ресурсов; ввести конкурентные начала в поведение и взаимодейс і вие предприятий. Либерализация цен привела к быстрому напол нению потребительского рынка, товарный дефицит перестал быть вечной проблемой жизни россиян, что отразилось на поведении домашних хозяйств, резко уменьшивших ажиотажный спрос, и также непродуктивные затраты времени на ожидание в очередях Результатом последовавшей за отпуском цен либерализации на лютной политики, которая сопровождалась введением единою курса валюты (внутренней конвертируемости рубля) летом 1992 г. стало уменьшение импортных субсидий предприятиям.
Несмотря на усилия Правительства, стабилизационная поли тика 1992 г. оказалась сорванной. Вскоре после начала реформ стало быстро нарастать лоббистское давление на исполнитель ную власть с требованиями усиления финансовой поддержки различных социальных групп. Необходимость такой поддержки обосновывалась объективными трудностями переходного перио да. Вопросы поддержки отечественной промышленности, сель ского хозяйства и других отраслей, а также преодоления кризисл неплатежей решались путем расширения объемов кредитования народного хозяйства Центральным банком. Кредиты выдавались на льготных условиях при ставке рефинансирования ниже инфляции, что означало бесплатную раздачу средств. Слабость политических позиций Правительства делала его уязвимым перед лоббистами, в значительной мере представленными в законодательной среде.
С мая по август 1992 г. было принято почти двадцать законов Российской Федерации, указов Президента и постановлений Правительства о направлении на социальные цели дополнительного финансирования, составившего примерно 2,5% годового ВВП. Политика поддержки отечественной промышленности, сельского хозяйства и других отраслей, а также преодоления кризиса неплатежей строилась на увеличении расширения объемов кредитов Центробанка. Всего за июль-сентябрь 1992 г. таких кредитов было выдано в размере 9% годового ВВП. Кредиты предоставлялись по ставке ниже уровня инфляции. В результате инфляция в 1992 г. составила 2500%. Дефицит бюджета в первой половине 1992 г. достиг 6,6% ВВП и продолжал нарастать.
Решить задачу денежной стабилизации удалось только к 1995 г. Длительное воспроизводство макроэкономической нестабильности было обусловлено рядом факторов, преимущественно политических и правовых. Это, во-первых, отсутствие современных конституционных основ взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти, подчиненность Центрального банка парламенту. Во-вторых, коалиционный характер исполнительной власти, в состав которой входили представители различных групп давления, что приводило к произвольности и непоследовательности принимаемых решений. В-третьих, неразвитость рыночных институтов (финансовой инфраструктуры рынка и др.). Негосударственный финансовый сектор полностью отсутствовал в советской России со времен нэпа. Высокая инфляция и нестабильность на валютных рынках сделали банковскую деятельность высокорентабельной и стимулировали быстрый рост числа кредитных организаций, продолжавшийся вплоть до 1996 г. Вместе с тем особенностью складывавшейся финансовой системы стало распыление капитала - существование большого числа мелких кредитных организаций, зачастую «привязанных» к конкретным предприятиям. Таким образом, вновь созданная банковская система была не способна обеспечить достаточно высокое качество услуг, а сложности управления большим количеством средних и мелких банков (при расплывчатости банковского законодательства) не могли не сказаться на устойчивости всей системы. В-четвертых, неурегулированность отношений і республиками бывшего СССР, отсутствие четких таможенных границ и сохранение на протяжении 1992-1993 гг. единого руб левого пространства (российские власти не имели возможности и полной мере контролировать денежное предложение).
Принятие новой Конституции России (1993 г.) и изменение политической системы способствовали проведению стабилиза ционного курса. Благодаря значительной концентрации власти и руках Президента было покончено с зависимостью правительств;! от популистски настроенного парламента. Новая Конституция упорядочила процедуры принятия экономических (прежде всею бюджетных) решений. Центральный банк стал независимым им ститутом. Наметились изменения и в поведении экономических агентов, в том числе в банковском секторе. Постепенно интересы мелких банков (прибыль от инфляционных «дешевых» денег) и крупных банков (экспансия как внутрибанковская, так и в реальном секторе) стали противоречить друг другу. Формирование внутри банковского сектора условно «антиинфляционной» группы также сыграло роль стабилизирующего фактора. Новая финансовая инфраструктура позволила обеспечивать неэмиссионное финансирование дефицита государственного бюджета за счет заимствований на финансовых рынках.
Осенью 1994 г. российское правительство поставило перед собой задачу во что бы то ни стало добиться в 1995 г. финансовой стабилизации. Эта цель приобретала особое политическое значение из-за предстоявших парламентских и президентских выборов. Для обеспечения финансовой стабилизации были приняты важные решения. Во-первых, утвержденный Государственной Думой 10 марта 1995 г. Закон о федеральном бюджете предусматривал существенное по сравнению с 1994 г. сокращение бюджетного дефицита. Во-вторых, тот же закон запрещал использование эмиссионных кредитов Центрального банка для финансирования правительства. В-третьих, в марте 1995 г. МВФ согласился предоставить России резервный кредит в размере 6,5 млрд дол., что обеспечивало неэмиссионное покрытие значительной части бюджет- ного дефицита. Таким образом, шанс на достижение финансовой стабилизации в 1995 г. был вполне реальным.
Необходимость привлечения значительных ресурсов для финансирования дефицита бюджета вынудила власти заняться созданием соответствующих условий. Главными конкурентами рынка государственных ценных бумаг и одновременно важнейшими источниками дополнительных ресурсов для рынка ГКО-ОФЗ выступали валютный рынок и рынок межбанковских кредитов.
Руководителем всей правительственной команды, нацеленной на достижение финансовой стабилизации, стал А. Чубайс, административный статус которого был повышен до первого заместителя Председателя Правительства. Он же возглавил Комиссию по ценным бумагам при Президенте Российской Федерации, Комиссию по кредитной политике и Комиссию по неплатежам Правительства Российской Федерации, а также стал управляющим от Российской Федерации в МВФ и Всемирном банке, ответственным за взаимоотношения с этими международными финансовыми организациями. Валовые обороты на каждом рынке в первой половине года достигали 15-25 трлн р. в месяц.
Резкий переход от девальвации рубля к его ревальвации в мае-июне, а затем и введение валютного коридора лишили валютный рынок спекулятивной привлекательности и фактически свели его на нет в середине лета; после августовского кризиса объем рынка межбанковского кредита (МБК) сократился почти в 10 раз. Финансовые ресурсы, высвободившиеся после резкого сокращения объемов этих двух рынков, были направлены на рынок государственных ценных бума.
Наряду с жесткой бюджетной политикой это сделало возможным осуществление в 1995 г. денежной стабилизации, хотя, по выражению Е.Г. Ясина, стоит говорить не о преодоленной, а об отложенной инфляции. Созданная на тот момент финансовая структура была весьма уязвима. Разрастание государственного долга и рынка по торговле облигациями способствовало также усилению стагнации на фондовом рынке. В условиях низкого спроса на корпоративные бумаги, обусловленного сохранением неустойчивости экономической и политической ситуации, и переизбытка предложения на рынке акций приватизированных компаний потенциальные инвесторы предпочитали приобретать гораздо более доходные и менее рискованные государственные бумаги. Доля кредитов коммерческих банков предприятиям и на селению в сводном балансе банковской системы в течение года также сократилась - с 18,8 до 17,5%.
Таким образом, политика финансирования бюджетного дефицита за счет ресурсов финансового рынка в условиях неподам ленной инфляции привела к резкому сокращению масштабов валютного рынка и рынка межбанковских кредитов, способствова ла усилению стагнации фондового рынка и обеспечила сохрани ние высокого реального уровня процентных ставок в основных сегментах финансового рынка. Концентрация на операциях с го сударственными ценными бумагами сделала российский финан совый рынок более неустойчивым, а банковскую систему - в высшей степени зависимой от государственной политики.
Очевидным следствием катаклизмов на финансовом рынке стало радикальное изменение его структуры. В то время как с ян варя 1995 г. по январь 1996 г. доля валютного сегмента финансо вого рынка во всем его объеме упала с 44,3 до 6,0%, а доля рынка МБК - с 35,3 до 13,1%, рынок государственных обязательств стал абсолютно господствующим. Его удельный вес возрос почти вчетверо - с 20,4 до 80,9%. Доля государственных бумаг в сводном балансе коммерческих банков повысилась с 2,3% в конце 1994 г. до 8,6% в конце 1995 г. Уровень инфляции в 1995 г. снизился до 231,3% в год, среднемесячный темп инфляции опустил ся ниже условно-запретительного для инвестиций уровня в 10 15%. Уже в 1996 г. среднемесячный темп инфляции составил 1,7%, а за год цены выросли по отношению к 1995 г. на 121,8%.
Достижение денежной стабилизации (снижение инфляции) не сопровождалось достижением фискальной стабилизации.
На протяжении 1990-х гг. неотъемлемой чертой экономики России оставался бюджетный кризис. Суть его заключалась в устойчивом превышении расходов государства, уровень которых сложился при социализме, над доходами и ресурсами, доступными для финансирования бюджетного дефицита. В таких условиях были возможны два направления реформирования системы государственных финансов. Первое - это стабилизация доходов бюджета путем проведения налоговой реформы. Второе предполагало сокращение расходов бюджета и их реструктуризацию, для чего необходимо было провести ряд системных преобразований: военную реформу, реформы госуправления, жилищно-коммунальной сферы и т.д. Однако политические ограничения реализации этих и других реформ приводили к нарастанию бюджетного дефицита: власти оказывались неспособными ни сокращать бюджетные обязательства, ни получать доходы, соответствующие уровню принимаемых ими обязательств. Особенно остро стояла проблема накапливающейся задолженности по поступлению налогов в федеральный бюджет, причем это была проблема преимущественно политического характера: всплески налоговых неплатежей происходили в моменты резкого ослабления власти федерального центра.
Весьма болезненной оставалась проблема бюджетного федерализма. Вслед за развалом СССР угроза распада нависла над независимой Россией. Регионы создавали ассоциации или в одностороннем порядке декларировали переход к одноканальной налоговой системе, предполагающей поступление всех налогов к субъектам Федерации с последующим взносом.в федеральный бюджет на федеральные программы. Республики в составе Российской Федерации, прежде всего Татарстан, Башкирия, Якутия, подписали с федеральным центром договоры о разграничении полномочий, предусматривающие льготный режим перечисления налогов в федеральный бюджет. Уже в 1994-1995 гг. центр пытался ограничить практику индивидуальных договоренностей в пользу единых правил межбюджетных отношений, однако проблема осталась нерешенной. В 1995 г. 70 из 89 регионов Российской Федерации были дотационными.
Таким образом, стабилизация оказалась неполной (непоследовательной). Власти не смогли обеспечить бездефицитность бюджета, что привело к наращиванию государственного долга (краткосрочного внутреннего в виде ГКО-ОФЗ и долгосрочного валютного). Непосредственным результатом неспособности бюджета выполнить свои обязательства в полной мере стал рост задолженности бюджета перед получателями его средств, проявлявшийся в виде систематического секвестрования бюджета, .і также в задержках по выплатам зарплат и пенсий.
За этим следовало новое наращивание налоговой задолжеи ности перед бюджетом, в том числе в виде бартеризации экоио мики - различных схем безденежных взаимозачетов долгов меж ду поставщиками и клиентами, а также между предприятиями и государством (казначейские обязательства, налоговые освобож дения и т.д.). Нарастали масштабы бегства капитала из страны Массовое уклонение от уплаты налогов, достигшее небывалых размеров в 1996 г., одновременно означало переход налоговою кризиса в качественно новую стадию. В 1995-1996 гг. возросшие масштабы уклонения и существование многочисленных индиви дуальных льгот по уплате налогов привели к тому, что соблюдение налогового законодательства ставило добросовестных налогоплательщиков в заведомо невыгодное положение, делающее невозможной эффективную предпринимательскую деятельность В условиях формирования цен с учетом доминирующего уровня уклонения от налогов соблюдение налогового законодательств.! не обеспечивало среднего уровня прибыли.
Правительство все больше попадало в зависимость от держателей внутреннего долга (18,7% ВВП на 1997 г.), который сконцентрировался в руках нескольких крупнейших банков, что позволяло последним использовать госдолг как мощный рычаг дав ления на Правительство.
Продолжавшийся спад производства, сохранение экспортной ориентации экономики, неспособность государства решить проблемы бюджета, все возрастающая зависимость экономической ситуации в стране от ситуации на финансовых рынках - все эти факторы способствовали поддержанию обстановки нестабильности. В условиях мирового финансового кризиса и ухудшения мировой конъюнктуры на рынке энергоносителей нестабильность реализовалась в августе 1998 г. полномасштабным кризисом финансовой системы.

Экономическая и политическая ситуация

в СССР накануне «перестройки»

Для советского общества середины 1980-х гг. характерны отчуждение населения от собственности и власти, идеологизация всей общественной жизни, сверхцентрализация политической системы. Реальная власть в обществе принадлежала КПСС. В экономике действовали командно-административные методы управления. Готовность такого общества к переменам была ограничена жесткими рамками политической системы. Советская экономика была способна достаточно успешно решать задачи, которые стояли перед обществом, переходящим от аграрного к индустриальному. Эта система обеспечивала миллионы людей стандартным жильем, одеждой, стандартными гарантиями социального государства. Постепенно люди желали улучшить качество жизни, а ресурсов для удовлетворения новых потребностей не хватало. Индустриальная система, основанная на массовом стандартизированном производстве, лишении работника инициативы, бюрократическом управлении, не могла обеспечить дальнейший рост эффективности производства. Но руководство страны не было готово к решению постиндустриальных задач. Переход к постиндустриальным отношениям требовал отказа от всеобщей управляемости в пользу большей самостоятельности и интеллектуальности личности и коллективов, более равноправных связей. Для внедрения компьютерных технологий требовались не командные связи между людьми, а автономия творческих групп, интенсивный обмен информацией.

Важнейшим фактором существования советской экономики был военно-промышленный комплекс. Это объяснялось советской политической системой, ориентированной на военное противостояние с Западом. Производство военной техники в общем объеме продукции машиностроения составляло более 60%, доля военных расходов валового национального продукта – около 23%. Зарубежные источники свидетельствуют, что в начале 1980-х гг. СССР выпускал танков в 4,5 раза больше, чем США, БТР – в 5 раз, артиллерийских орудий – в 9 раз, атомных подводных лодок – в 3 раза. В оборонной промышленности СССР работало 5–8 млн человек, в США – 2,2 млн. Этот «перекос» привел к диспропорциям в советской экономике.

СССР как мировая сверхдержава несла тяжесть военных расходов, помогала дружественным странам, проявляла жизнеспособность советской системы, конкуренцию с развитыми странами. Советское государство доказывало свою состоятельность прорывами в отдельных секторах, например, в космосе, отдельных видах вооружений и т. д. СССР, являясь одной из сверхдержав, поддерживал геополитический баланс. Однако этот баланс нарушался вследствие более высоких темпов развития западных стран. Когда экономика развитых стран Запада к началу 1980-х гг. совершила переворот в производстве, науке, технике, сфере услуг и поднялась на новую стадию научно-индустриального развития, экономика СССР продолжала оставаться на индустриальной стадии. Передовые страны сделали ставку на ресурсосбережение, технический прогресс, информатику и компьютеризацию, а в СССР приоритеты оставались за экстенсивным производством. Советская экономическая система оказалась неспособной реагировать на последствия научно-технической революции и продолжала работать в традиционном для индустриального общества направлении – машиностроение, энергообеспечение, металлургия. Это привело к тому, что во второй половине 1980-х гг. СССР лидировал в мире по производству низкокачественной техники.

В СССР оставался неудовлетворенным потребительский спрос. Так, в советском государстве было в 10 раз меньше телефонов, чем в США, в 100 раз меньше компьютеров, не все города и поселки были снабжены водопроводом и канализацией.

Советская экономика теряла свою эффективность. Так, вложения в сельское хозяйство за 1976–1985 гг. составили 150 млрд долларов, а зерно закупалось в Канаде. Страна собирала зерновые в несколько раз меньше, хотя производила зерноуборочные комбайны в среднем в 12 раз больше, чем в США.

Неэффективность плановой экономики компенсировалась «легкими» деньгами от продажи нефти за границу. Это позволяло государству закупать импортные товары и продукты питания для насыщения внутреннего рынка. Но дефицит товаров продолжал усиливаться, а страна все больше становилась зависимой от импорта. В 1980 г. на мировом рынке произошло падение цен на нефть, что привело к уменьшению доходов от экспорта, сокращению покупок импортных товаров. При этом военные расходы страны составили 27% валового национального продукта (в США – 6,5%). Значительные затраты на производство оружия, продажа его в долг странам третьего мира обостряли социально-политическую обстановку в СССР.

Особую роль в экономике СССР выполняла «теневая экономика». К середине 1980-х гг. треть спроса населения страны на услуги погашалась частными лицами. «Теневая экономика» компенсировала неразвитость бытового и других секторов обслуживания населения. Это ставило под сомнение одно из достижений советского строя – бесплатность образования, здравоохранения и жилья. Капиталы «теневой экономики» были сопоставимы с финансированием отдельных отраслей бюджета. Наиболее криминализированными оказались торговля и сфера обслуживания.

Управленческий аппарат был слишком раздут, наделен большими полномочиями, сращен с партийным. В то же время Советы не имели реальной власти. В результате советские граждане были отстранены от реального участия в управлении и решении государственных дел. Это сковывало инициативу, активность народа.

Коммунистическая партия отставала от общественного развития, продолжая верить в свою незыблемость. Подменяя собой хозяйственные органы и отдавая команды, КПСС все более возвышалась над обществом. Тем самым партия подрывала свои основы, а общество утрачивало веру в справедливость. Длительная монополия КПСС на власть превращала ее в бюрократическую структуру. Бюрократизм стал тормозом на пути развития страны. Курс Л.И. Брежнева на стабильность кадров привел к их несменяемости, к старению руководства партии.

К середине 80-х гг. численность КПСС составила более 19 млн человек. В партию пришло много политически пассивных людей, карьеристов, людей, связанных с теневой экономикой.

Конституция СССР 1977 г. провозглашала самую демократическую процедуру выборов, независимость советского суда, демократические свободы и т. д. В действительности демократические выборы с альтернативными кандидатами, подлинная свобода отсутствовали. Конституция утверждала руководящую и направляющую роль КПСС в советском обществе.



Каждые 5 лет собирались съезды партии, на которых провозглашалась задача выработки концепции внешней политики и основных направлений пятилетних планов в экономической сфере. На самом деле съезды постепенно превращались в заранее срежисированные спектакли, которые основная масса участников съезда одобряла. Политические решения принимались не на съездах, а на заседаниях Политбюро.

В СССР в течение десяти предперестроечных лет происходило изменение идеологии, утрачивался идеал построения коммунизма. В период руководства страной и партией Л.И. Брежнева была сформулирована концепция «совершенствования развитого социализма». За этой формулировкой терялся коммунизм как высшая цель.

В начале 1980-х гг. советское общество столкнулось с продовольственным кризисом. Между обществом и политическим руководством произошел конфликт, который выразился в первых крупных забастовках, в несогласии населения с социальными ценностями и нормами. Активизировалось правозащитное и диссидентское движения.

11 марта 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС был избран новый Генеральный секретарь ЦК КПСС. Им стал М.С. Горбачев, который в первые месяцы осуществил перестановки в партийно-политическом руководстве страны. На пенсию были отправлены наиболее консервативные руководители. Новый Генсек начал формировать свою команду, в первоначальный состав которой вошли: Н. Рыжков – Председатель Совета министров, Е. Лигачев – секретарь ЦК по идеологии, Б. Ельцин – секретарь ЦК по вопросам строительства, Э. Шеварднадзе – министр иностранных дел.

Основная задача внутренней политики нового руководства состояла в укреплении власти, защищающей интересы номенклатуры, принятие мер по ликвидации кризисного состояния общества. Руководство долго искало методы преодоления кризиса. Поиск альтернатив был назван «перестройкой». Но у руководства отсутствовала готовая программа преобразований. «Перестройка» сводилась к модернизации существующей системы, к обновлению социализма на основе демократизации жизни.

1. Существовала ли в СССР в первой половине 1980-х гг. необходимость экономических и политических преобразований? Ответ аргументируйте.

2. Что такое «перестройка»?