В понятие осуществление внутреннего контроля не входят. Цель, задачи и принципы системы внутреннего контроля

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О бухгалтерском учете» включение в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторского заключения необходимо только для тех организаций, которые подлежат обязательному аудиту в соответствии с федеральными законами. В остальных случаях аудиторская проверка как форма внешнего контроля является добровольной. Она осуществляется по решению руководства предприятия.

Внутренний контроль обязателен для каждого предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, величины и отраслевой принадлежности. На крупных предприятиях могут быть организованы специальные подразделения внутреннего контроля - отделы внутреннего аудита. Цель внешнего независимого контроля - подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Как только аудиторская проверка закончена и аудитор выдал аудиторское заключение, цель считается достигнутой.

Цель внутреннего контроля - обеспечение соблюдения всеми сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации. Цель внутреннего контроля во времени непрерывна, перманентна и достигается только на короткое время.

Потребителями информации, являющейся результатом внешнего независимого контроля, являются внешние пользователи.

Информация, являющаяся результатом осуществления внутреннего контроля, готовится для внутренних пользователей - в частности для руководителей и менеджеров организации. Внешний независимый контроль основан на общепринятых нормах - стандартах (правилах) аудиторской деятельности, которые регулируют основные принципы, цели, правила поведения, порядок исследования и сбора аудиторских доказательств, оформления результатов, взаимодействия с третьими лицами и руководством проверяемой организации. Таким образом, внешний контроль до определенной степени централизован и регламентирован.

Внутренний контроль организуется исходя из целей и задач управления предприятием. Государством регламентируются только основные направления внутреннего контроля - порядок проведения инвентаризаций, правила организации документооборота, рекомендации по организации аналитического учета, определение должностных обязанностей управленческого персонала и некоторые другие. Кроме того Государство регламентирует организацию внутреннего контроля в некоторых областях хозяйственной жизни, в частности в банковской сфере. В настоящее время порядок организации внутреннего контроля в банках устанавливается в соответствии с приказом ЦБ РФ от 28 августа 1997 г. № 02-372 «О введении в действие Положения «об организации внутреннего контроля в банках».

Так как целью внешнего контроля является подтверждение достоверности бухгалтерского учета, который ведется в российской валюте - рублях, в рублевой оценке должна быть составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность.

При организации и осуществлении внутреннего контроля используются как денежные, так и не денежные измерители. Успешно применяются натуральные показатели: штуки, метры, тонны, литры - в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. Для измерения рабочего времени применяются такие показатели, как часы, машино-часы.

Объектами внешнего контроля являются разделы и участки бухгалтерского учета - основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, расчеты, уставный капитал, кредиты и займы и др. По каждому разделу и участку бухгалтерского учета применяются тесты средств контроля и тесты оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета.

При осуществлении внутреннего контроля объектами организации контроля и, соответственно, объектами проверки являются циклы деятельности предприятия:

¦ снабжения - совокупность хозяйственных операций, предполагающих осуществление закупок товарно-материальных ценностей и платежей по ним, а также проведение соответствующих мероприятий и процедур контроля, действие которых распространяется на такие хозяйственные операции, как направление заказа на закупку, получение товарно-материальных ценностей, оплата заказанных и полученных материальных ценностей;

¦ производства - совокупность хозяйственных операций, предполагающих производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, а также наличие соответствующих мероприятий на такие хозяйственные операции, как поддержание уровня запасов, передача товарно-материальных ценностей в производство, начисление и выплата заработной платы и др.;

¦ реализации (сбыта) или получение дохода - совокупность хозяйственных операций, предполагающих мероприятий и процедур контроля, результаты которых распространяются на такие хозяйственные операции, как получение заказов на продажу продукции предприятия, отгрузка продукции и получение выручки.

При внешнем контроле хозяйственная деятельность предприятия воспринимается как единое целое.

При осуществлении внутреннего контроля основное внимание уделяется центрам ответственности - структурным подразделениям, возглавляемым руководителями, которые несут ответственность за результаты их работы. К центрам ответственности относятся:

¦ на промышленном предприятии - цех, участок, бригада;

¦ на предприятии торговли - секция;

¦ в научно-исследовательской организации - отдел;

¦ в лечебном учреждении - отделение и т.д.

В отличии от управленческого учета, согласно принципам которого в сферу ответственности руководителя подразделения включаются лишь такие показатели издержек и выручки, на которые он может оказывать реальное воздействие, внутренний контроль включает в себя и соблюдение руководителями подразделений своих должностных обязанностей, нормативных документов, внутренних инструкций.

В управленческом учете различают центры ответственности:

¦ затрат;

¦ выручки;

¦ прибыли.

Для целей внутреннего контроля все центры ответственности являются прежде всего и центрами контроля.

Обязательный внешний контроль, осуществляемый внешней (независимой) аудиторской организацией, проводится не чаще одного раза в год. Аудиторским заключением подтверждается годовая бухгалтерская отчетность. Внутренний контроль осуществляется непрерывно. Отдельные контрольные мероприятия проводятся по мере надобности. Руководство предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки периодичность контрольных процедур. Главный принцип организации внутреннего контроля - целесообразность и экономичность. Аудиторское заключение по результатам обязательной аудиторской проверки в составе своей первой и третьей частей (вводной и итоговой) является открытым документом. Каждый заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетности экономического субъекта может ознакомиться с аудиторским заключением по данной отчетности. Конфиденциальной информацией предприятия является только аналитическая часть аудиторского заключения и письменная информация аудитора руководству проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита. При публикации бухгалтерской отчетности указываются и результаты аудиторской проверки.

Все документы внутреннего контроля носят сугубо конфиденциальный характер.

При внешнем аудите аудитор должен оценивать достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных аспектах. Это значит, что оценки аудитора не могут быть абсолютно точными.

Внутренний контроль зачастую не связан с операциями на счетах бухгалтерского учета. Руководство предприятия заинтересованно в предотвращении случаев мошенничества на своем предприятии, однако атмосфера всеобщей подозрительности, тотального надзора за каждым сотрудником не должна быть целью работы предприятия. Таким образом, внутренним контролем используются приблизительные, но оперативные оценки.

В то же время для внутреннего контроля важна каждая деталь. Своевременно не замеченный симптом может привести к существенным нарушениям, мошенничеству. Внешний аудит изучает финансово-хозяйственную деятельность организации. В соответствии с принципом документальной обоснованности бухгалтерские проводки выполняются после совершения хозяйственной операции. Таким образом, основной целью внешнего контроля является оценка достоверности отражения в учете того, что уже свершилось.

Внутренний контроль призван организовать структуру контроля, а также поддерживать ее в таком состоянии, чтобы в каждый момент времени она соответствовала целям предприятия. Если предприятие имеет только один вид деятельности и реализует свою продукцию только по договору поставки, ему соответствует одна структура внешнего контроля, если это же предприятие организует реализацию своей продукции в розницу через торговый павильон, структура внутреннего контроля должна быть изменена. Таким образом, основной целью внутреннего контроля является ведение деятельности в соответствии с установленными правилами.

контролирующий нарушение потребитель работодатель

Глава 1. Роль внутреннего аудита и контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия

1.1. Место внутреннего финансово-хозяйственного контроля и аудита в структуре управления организации

Любая деятельность в организации происходит в пределах двух систем. Первая – это операционная (организационная) система, она основана на достижении заданных целей. Вторая – это система контроля, составными частями которой будут являться политика, бюджеты, правила, инструкции, системы учета и отчетности, направленные на то, что в конечном счете компания достигнет поставленных целей.

Аудит – деятельность, направленная на контролирование прибыли. Аудиторы должны пользоваться такими методами проверок, которые позволили бы затратить как можно меньше времени на проведение проверки, при этом качество проверок не должно быть низким.

Особенности аудита заключаются в том, что аудитор должен подтвердить во всех существенных отношениях отчетность, ее достоверность, обеспечить разумную уверенность пользователей в отсутствии существенных искажений в ней.

Аудит, базирующийся на риске, – это вид аудита, при котором проверка проводится выборочно, исходя из условий работы фирмы. Чтобы потратить на проверку как можно меньше времени, аудиторскую работу следует проводить в той области, где возможен наиболее высокий риск. Считается, что это может быть более эффективным с точки зрения затрат.

Внутренний контроль представляет собой процесс, направленный на достижение целей компании. Внутренний контроль и является результатом действий руководства по организации, планированию, мониторингу деятельности организации и ее структурных подразделений.

Внутренний контроль организуется руководством предприятия и определяет законность совершения хозяйственных операций, их экономическую целесообразность. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от других видов контроля. Независимый аудит проводится независимым аудитором, он же устанавливает формы и виды итоговых действий.

Ревизию проводит штатный ревизор какого-либо ведомства, процедура проведения которой также устанавливается этим ведомством.

Внутренний контроль – это система мер, которые применяются руководством предприятия для наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их значение для предприятия.

Прежде всего менеджеры компании должны поставить цели и определить задачи организации и отдельных подразделений, затем построить структуру организации. Для достижения поставленных целей и решения задач менеджерам организации необходимо обеспечить функционирование эффективной системы документирования и отчетности, разделение полномочий.

Прежде чем говорить о результатах контроля, необходимо знать его цели. Внутренний контроль полезен только тогда, когда направлен на достижение определенных целей.

Этапы деятельности организации – снабжение, производство, реализация – являются объектами внутреннего контроля.

Выполнение работниками организации своих должностных обязанностей является важнейшей функцией внутреннего контроля.

При осуществлении внутреннего контроля используются различные методы, они включают в себя такие элементы, как:

1) бухгалтерский финансовый учет (инвентаризация и документация, счета и двойная запись);

2) бухгалтерский управленческий учет (распределение обязанностей, нормирование издержек);

3) аудит, контроль, ревизия (проверка документов, проверка верности арифметических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризация, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание);

4) теория управления.

Все вышеперечисленные методы составляют единую систему и используются в целях управления предприятием.

Руководству предприятия и управленческому персоналу данные внутреннего контроля помогают быстро получить полную информацию об отклонениях от нормальных условий совершения хозяйственных операций.

Проведение внутреннего контроля является обязательным для каждого предприятия. На крупных предприятиях могут быть организованы специальные подразделения внутреннего контроля – отделы внутреннего аудита.

Информация, полученная в ходе внутреннего контроля, используется внутри предприятия. Она необходима для руководителей и менеджеров организации.

Контроль включает в себя проверку соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Контроль следует проводить не только на плохо функционирующих организациях, но и на предприятиях, имеющих нормальные результаты деятельности.

Слово «аудит» произошло от латинского audio, означающего «слушатель» или «слушающий». Именно по результатам аудита определяется экономическое состояние предприятии, филиалов, банков и т. д.

Внутренний аудит – применяемая внутри организации система контроля, отвечающая за правильность ведения бухгалтерского учета и осуществление внутреннего контроля. Внутренний аудит проводится работниками данной фирмы. Вне-больших организациях проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на основе договора.

Согласно Федеральному закону от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Объекты внутреннего аудита могут быть различными. Это зависит от особенностей организации и требований его руководства. Внутренний аудит является частью управленческого контроля фирмы. Внутренний аудит может подчиняться внешним учредителям, а не исполнительному органу организации.

Руководство не имеет возможности заниматься повседневным контролем деятельности предприятия. Поэтому возникает потребность во внутреннем аудите. Он подтверждает достоверность отчетов менеджеров организации. По результатам внутреннего аудита проводят необходимые изменения внутри предприятия.

К функциям внутреннего аудита относятся:

1) проверка бухгалтерской и оперативной информации, изучение отдельных статей отчетности, остатков по бухгалтерским счетам;

2) проверка точности ведения бухгалтерского учета и внутреннего контроля, рекомендации по улучшению этих систем;

3) проверка деятельности различных структур управления;

4) проверка соблюдения законов, требований учетной политики, решений и указаний руководства организации;

5) проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества предприятия;

6) оценка проведения внутреннего контроля;

7) изучение и оценка контрольных проверок на дочерних предприятиях;

8) контроль за отдельными элементами системы внутреннего контроля;

9) оценка используемого предприятием программного обеспечения;

10) специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в хищении, краже, злоупотреблении своими полномочиями;

11) разработка предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций для структуры управления. Все вышеперечисленные функции определяют нормы поведения аудитора.

На аудитора возлагается ответственность за проведенную работу перед руководством и собственниками организации.

При проведении внутреннего аудита происходит контроль не только за наличием активов, но и за политикой и качеством менеджмента.

Согласно Правилу (стандарту) «Рассмотрение работы внутреннего аудита», утвержденному постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», при достижении понимания и осуществлении оценки эффективности функций внутреннего аудита нужно учитывать следующие важные критерии:

1) организационный статус, то есть конкретный статус службы внутреннего аудита в структуре аудируемого лица и влияние этого статуса на способность такой службы быть объективной (в идеальной ситуации служба внутреннего аудита отчитывается перед высшим руководством аудируемого лица и освобождена от другой управленческой подотчетности; любые ограничения, налагаемые руководством на службу внутреннего аудита, должны быть тщательно изучены, в частности, внутренние аудиторы должны иметь возможность свободного общения с внешним аудитором);

2) объем функций, то есть характер и объем поручений, выполняемых службой внутреннего аудита (внешний аудитор также определяет, следует ли руководство аудируемого лица рекомендациям службы внутреннего аудита и как это подтверждается);

3) профессиональная компетентность (выполняется ли внутренний аудит лицами, имеющими адекватные профессиональные навыки и опыт, достаточные для работы в качестве внутренних аудиторов, например, внешний аудитор может проанализировать принципы и конкретные процедуры найма и обучения внутренних аудиторов, их опыт и профессиональный уровень);

4) должная профессиональная добросовестность (надлежащим ли образом внутренний аудит планируется, контролируется и оформляется документально, то есть должно быть рассмотрено наличие адекватных аудиторских пособий, рабочих программ и рабочих документов).

1.2. Цели и задачи внутреннего контроля и аудита

Рассмотрим цели и задачи аудиторской деятельности. Как было сказано ранее, главная цель аудита – дать точные, достоверные сведения о проверяемой организации. Аудиторство представляет собой независимый анализ финансовой отчетности предприятия. Целью аудиторства является определение достоверности финансовой отчетности, ее полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Для достижения главной цели необходимо придерживаться следующих требований ведения аудиторской деятельности:

1) составление плана и программы проведения аудита;

2) независимость и объективность при проведении проверок;

3) конфиденциальность;

4) профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора;

5) использование методов статистики и экономического анализа;

6) применение новых информационных технологий;

7) умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки;

8) доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам;

9) ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок;

11) выражение мнения по результатам аудита о достоверности финансовой отчетности.

Целями внутреннего контроля на предприятии являются:

1) осуществление эффективной деятельности предприятия;

2) обеспечение соблюдения требований руководства каждым работником предприятия;

3) обеспечение сохранности имущества предприятия.

Для достижения вышеперечисленных целей необходимым условием является согласованность системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, так как система двойной записи, лежащая в основе любой системы бухгалтерского учета (в том числе автоматизированных систем бухгалтерского учета), определяет порядок регистрации хозяйственных операций и обеспечивает определенный контроль.

В состав бухгалтерского учета входят сбор данных, их регистрация и обработка. Организации на свое усмотрение выбирают метод ведения таких процедур: вручную либо с помощью компьютеров.

Компьютерная система обычно включает в себя процедуры как ручные, так и компьютеризованные. Именно взаимодействие двух методов обеспечивает регистрацию данных по хозяйственным операциям с самого начала и до занесения в Главную книгу. Ведение бухгалтерского учета обеспечивается автоматизированной программой учета «1С Бухгалтерия. 7.7».

Эффективная система бухгалтерского учета должна обеспечивать :

1) отражение в учете всех без исключения факторов хозяйственной деятельности;

2) недопустимость расхождений между хозяйственной операцией и фактом хозяйственной деятельности при отражении их в первичных документах;

3) точность оценки стоимости активов, обязательств и хозяйственных операций в денежном выражении (валюте РФ);

4) отражение хозяйственных операций в момент их совершения и отнесение к этому моменту фактов хозяйственной деятельности;

5) своевременное формирование внешней и внутренней отчетности.

Вышеперечисленные задачи устанавливают, что между бухгалтерским финансовым и бухгалтерским управленческим учетом с системой внутреннего контроля существует неразрывная связь.

Ручная система бухгалтерского учета может использоваться для обработки счетов-фактур на реализацию продукции. Целью использования данной системы является контроль за процессом реализации в случае, если:

1) все счета-фактуры и документы на отгрузку были предварительно пронумерованы;

2) были выявлены отсутствующие или неподходящие документы и откорректированы лицами, которые не имеют отношения к отгрузке или составлению счетов-фактур;

3) персонал службы контроля провел проверку и утвердил вышеуказанные процедуры.

Система внутреннего контроля – это очень сложный и тонкий организм, неотъемлемыми частями которого являются абсолютно все подразделения предприятия, все сферы его деятельности и деятельность каждого работника предприятия.

В зависимости от организационной структуры предприятия, численности персонала, наличия дочерних предприятий, степени централизации бухгалтерского учета и других причин определяется степень сложности внутреннего контроля.

1.3. Внутренний контроль в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета

Контроль за своим имуществом, ресурсами и сотрудниками руководство предприятия осуществляет на уровне законов. Так, согласно ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

С утверждением Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета (утв. постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.1992 г. № 3708-1 «О государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики») разработан ряд нормативных документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения разнообразных средств внутреннего контроля в практику российских предприятий. Эти документы затрагивают как вопросы бухгалтерского учета в целом, так и его контрольной функции в частности.

В настоящее время существует определенная система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Значимость нормативных документов определена Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и представлена тремя уровнями.

1. Законодательный уровень включает Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н).

Вышеуказанные документы предназначены для обеспечения единообразного ведения учета хозяйственных операций, а также установления единых принципов внутреннего контроля в организации.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. постановлением Совета Министров Правительства РФ от 12.02.1993 г. № 121 «О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной программе систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики») основными задачами бухгалтерского учета являются:

1) формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности (инвесторам, кредиторам и др.);

2) обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

На основании этого закрепляются функции бухгалтерского учета по контролю за деятельностью всех должностных лиц, которые участвовали в хозяйственных операциях и хозяйственной жизни организации.

2. Нормативный уровень включает в себя нормативные акты, методические указания и рекомендации, регулирующие вопросы бухгалтерского учета (документы Министерства финансов России). К этому же уровню относится План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н).

3. На управленческом уровне общепринятые правила ведения бухгалтерского учета и внутреннего контроля указываются в учетной политике организации.

Учетная политика предприятия является основой для организации внутреннего контроля на предприятии.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ при формировании учетной политики утверждаются:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;

2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3) методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

4) порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;

6) порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Сводные учетные документы составляют на основе первичных документов. Создание таких учетных документов необходимо для осуществления контроля в организации.

Согласно п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49) основными целями инвентаризации являются:

1) выявление фактического наличия имущества;

2) сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

3) проверка полноты отражения в учете обязательств.

Согласно п. 5.1 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив – документооборот) регламентируется графиком. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя предприятия (п. 5.2 вышеуказанного положения). График должен предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей, через которых будет проходить каждый первичный документ, определять минимальный срок его нахождения в подразделении. График документооборота должен способствовать улучшению всей учетной работы на предприятии, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня механизации и автоматизации учетных работ (п. 5.3 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете).

В соответствии с п. 1.3 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утв. письмом Минфина России от 30.12.1993 г. № 160) целями учета долгосрочных инвестиций являются:

1) своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по видам расходов и по учитываемым объектам;

2) обеспечение контроля за ходом выполнения строительства, вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств;

3) правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;

4) осуществление контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Таким образом, российским законодательством в настоящее время созданы объективные предпосылки для становления и развития на отечественных предприятиях современных систем внутреннего контроля с учетом ранее накопленного опыта и сложившихся традиций.

Считается, что применение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) выгодно только крупным компаниям. Сейчас предпринимается попытка развеять данное представление. При этом особое внимание обращают на управленческие плюсы руководителя и пользу от усовершенствования и повышения качества учетной информации. Здесь же необходимо сравнить выгоды, связанные с переходом на МСФО, с соответствующими издержками. К издержкам относятся затраты на приобретение и обновление компьютерных программ, повышение квалификации персонала и различные тренинги, а также возможное снижение конкурентных преимуществ в связи с увеличением объема информации, которая становится доступной для внешних пользователей.

Организация обязана организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. А если ее отчетность подлежит обязательному аудиту, то она обязана вести внутренний контроль ведения бухучета и составления отчетности. Такие требования установлены статьей 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.Вопрос: Какими нормативными актами должна прописать организация ведение внутреннего контроля? На кого целесообразно возложить внутренний контроль? Должно ли быть отдельное положение о внутреннем контроле? С какой периодичностью проводиться проверка и каким документом это оформляется? Есть ли типовое положение о внутреннем контроле согласно 402-фз?

1) до 2013 г. вопрос создания службы внутреннего контроля являлся правом организаций. С 1 января 2013 г. согласно статье 19 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ все экономические субъекты должны осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а те, которые подлежат обязательному аудиту, также и внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Однако, Минфин России до сих пор не разработал рекомендации по организации и осуществлению организациями внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Типового положения о внутреннем контроле законодательством не предусмотрено. Образец Положения о внутреннем контроле над финансово-хозяйственной деятельностью представлен в материалах в полном ответе;

2) для осуществления контроля за соблюдением порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности может быть организован отдел внутреннего контроля (аудита);

3) организация самостоятельно определяет периодичность проведения и оформления результатов проверок (например, это может быть внутренний отчет о проведении проверки). Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления внутреннего контроля.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» коммерческая версия.

1.Статья: Положение о внутреннем контроле, которое защищает от мошенничества

ИВАН БОРОДИН, финансовый директор кадрового холдинга «Анкор»

За счет чего: создан отдел по внутреннему контролю, разработаны контрольные процедуры и квартальные графики проверок, регулярно проводятся сплошные инвентаризации основных средств.

Компания «РусТоргИнвест» специализируется на оптовой продаже автомобильных дисков, шин, а также автозапчастей. В планах предприятия на 2012–2013 годы – увеличение продаж на 30 процентов, в том числе и за счет экспансии на региональные рынки. Привлечь финансирование на эти цели собственники бизнеса планируют за счет дебютной эмиссии облигаций или продажи доли в компании стратегическому инвестору.

Топ-менеджмент задумался о повышении прозрачности и инвестиционной привлекательности бизнеса заранее. В 2011 году была проведена реорганизация, выстроена понятная и прозрачная юридическая структура. В рамках финансового департамента созданы два отдела: международного учета и внутреннего контроля. Кроме того, были утверждены учетная политика и дополнительный план счетов по МСФО.

Следующим этапом стала регламентация работы новых отделов. В частности, разработано Положение о внутреннем контроле над финансово-хозяйственной деятельностью, в котором четко прописаны основные принципы и контрольные процедуры, а также перечислены обязанности и полномочия сотрудников и руководителя отдела внутреннего контроля.*

Главная задача документа – защитить компанию от мошенничества и ошибок собственных сотрудников. Для этого ряд контрольных функций передан структурным подразделениям компании, они самостоятельно отслеживают риски по своим направлениям деятельности.

В соответствии с основными пунктами положения контрольные процедуры предполагают не только проверку заключаемых договоров на соответствие бюджету и выборочный контроль первичных документов, но и анализ показателей, приведенных в отчетности компании на соответствие действительности.

Отдельное внимание в документе отводится нестандартным операциями. Например, со всеми новыми клиентами «РусТоргИнвест» работает на условиях 100-й предоплаты, отступление от этого правила допускается в исключительных случаях. Тогда решение о предоставлении отсрочки платежа принимается только после согласования с руководителем отдела внутреннего контроля, который анализирует кредитоспособность потенциального покупателя.

Реализованные методы контроля позволяют «РусТоргИнвест» нивелировать существующие риски и защитить компанию от злоупотреблений со стороны сотрудников.

Комментирует
Алевтина Яшкина,
финансовый директор компании «РусТоргИнвест»

Положение о внутреннем контроле над финансово хозяйственной деятельностью (извлечение)*

Вы можете скачать полную версию Положения о внутреннем контроле над финансово-хозяйственной деятельностью, разработанного в компании «РусТоргИнвест», по ссылке в конце статьи.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о внутреннем контроле над финансово-хозяйственной деятельностью ООО «РусТоргИнвест» (далее – «положение») утверждено в соответствии с Гражданским кодексом РФ, уставом ООО «РусТоргИнвест» (далее – «общество»).

1.2. Настоящее положение является внутренним документом общества, определяющим правила и подходы к обеспечению внутреннего контроля над финансово-хозяйственной деятельностью общества (далее – «внутренний контроль»).

1.3. В настоящем положении определены цели и задачи системы внутреннего контроля, принципы его функционирования, направления и процедуры внутреннего контроля, субъекты, ответственные за осуществление процедур внутреннего контроля, а также субъекты, ответственные за контроль над осуществлением процедур внутреннего контроля.

2. Основные термины и определения

Для целей настоящего положения используются следующие термины и определения.

«Внутренний контроль» – процесс, призванный обеспечить разумные гарантии достижения поставленных целей общества и результативного использования ресурсов общества, сохранности активов, соблюдения законодательных требований и представления достоверной отчетности, предотвратить возможные злоупотребления со стороны должностных лиц общества.

Под процедурами внутреннего контроля подразумевается не только анализ финансово-экономических показателей, но и существующих бизнес-процессов.

«Процедуры внутреннего контроля» – документально зафиксированная совокупность мер по обеспечению эффективного внутреннего контроля над осуществлением финансово-хозяйственной деятельности общества, выявлению и совершению нестандартных операций, предупреждению, ограничению и предотвращению финансовых и операционных рисков и возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц общества, а также мер по взаимодействию субъектов внутреннего контроля между собой в процессе реализации процедур внутреннего контроля.

«Субъекты внутреннего контроля» – совет директоров, генеральный директор, подразделение общества, уполномоченное осуществлять внутренний контроль, а также иные структурные подразделения и сотрудники общества, ответственные за выполнение закрепленных за ними (внутренними документами общества) функций внутреннего контроля.

4. Функции и полномочия отдела внутреннего контроля

4.1. Отдел внутреннего контроля создается на основании приказа генерального директора общества (далее – «директор»).

4.2. Отдел создается для осуществления контроля над:

Для определения достоверности отчетности используются данные о результатах деятельности за прошедший период и прогнозы на будущий период, предоставленные финансовым департаментом и подразделениями компании.

  • основными направлениями финансово-хозяйственной деятельности;
  • соблюдением финансовой дисциплины;
  • обеспечением сохранности денежных средств и обоснованности расходования денежных средств и материальных ценностей;
  • полнотой и достоверностью бухгалтерского, налогового и управленческого учета общества
  • соответствием договоров с третьими лицами и организациями финансово-хозяйственным интересам общества;
  • соблюдением требований нормативных актов, а также внутренних документов общества;
  • исполнением бюджета общества;
  • реализацией планов финансово-хозяйственной деятельности;
  • соблюдением требований действующих нормативных актов и внутренних процедур, установленных в обществе.

Кроме того, в задачи отдела входит:

  • проведение мероприятий по охране имущества;
  • содействие созданию оптимальной организационной структуры общества;
  • предотвращение и ограничение финансовых и операционных рисков, а также возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц.

При необходимости для проведения проверок могут привлекаться сотрудники подразделений или сторонние консультанты.

4.3. Руководитель отдела проводит проверки в соответствии с разработанным им годовым или квартальным планом – графиком проверок, который подлежит согласованию с советом директоров общества и утверждается (корректируется) директором общества (иным лицом по его поручению), а также внеплановые проверки по решению директора общества или лица, уполномоченного им.

4.4. Организационное обеспечение и представление необходимых документов для проведения проверок осуществляются руководителями структурных подразделений общества в течение трех рабочих дней, по запросам руководителя отдела или директора общества.

К акту проверок должны прилагаться пояснительные записки, а также копии документов, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений, подписанные руководителем проверяемого подразделения.

4.5. Результаты проверок, проведенных отделом, оформляются актом проверки, который подписывается членами создаваемой комиссии и руководителями подразделений, филиалов и представительств общества, деятельность которых проверялась.

4.5. Руководитель отдела ежеквартально информирует совет директоров общества о выявленных в результате проверок нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности, в том числе о фактах неисполнения, ненадлежащего исполнения утвержденных в обществе внутренних документов, и выносит предложения об их устранении.

5. Обязанности и полномочия руководителя отдела внутреннего контроля

5.1. Руководитель отдела внутреннего контроля:

До начала каждой проверки разрабатывается программа ее проведения, которая содержит сроки, порядок действий и указания на то, что и как именно будет проверяться.

  • распределяет обязанности между сотрудниками своего отдела, планирует и организует его работу;
  • по каждой проверке, планируемой отделом, формирует и утверждает программу ее проведения;
  • созывает и проводит заседания и совещания для обсуждения вопросов, относящихся к компетенции отдела;
  • запрашивает у органов управления и структурных подразделений общества документы и информацию, необходимые для проведения процедур внутреннего контроля;
  • имеет право беспрепятственного доступа во все помещения проверяемых структурных подразделений общества;
  • имеет право организовывать проведение сплошных или частичных инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов с контрагентами;
  • вправе получать от сотрудников общества объяснения и комментарии, необходимые для проведения процедур внутреннего контроля;
  • вправе требовать от сотрудников общества предоставления информации об исполнении решений органов управления общества;
  • вправе привлекать сотрудников иных структурных подразделений общества к проведению проверок и служебных расследований;
  • вправе вносить предложения о применении материальных и нематериальных мер поощрений к сотрудникам общества;
  • вправе вносить предложения по вопросам привлечения к ответственности за допущенные нарушения виновных сотрудников общества;

9. Органы управления и подразделения общества, ответственные за внутренний контроль

9.1. Совет директоров общества определяет политику внутреннего контроля и осуществляет общую оценку эффективности процедур внутреннего контроля, а также мер, принятых для устранения выявленных нарушений.

9.2. Генеральный директор общества несет ответственность за функционирование процедур внутреннего контроля общества.

9.3. Внутренний контроль осуществляется по основным направлениям финансово-хозяйственной деятельности общества, в том числе:

  • финансовой деятельности;
  • экономической деятельности;
  • инвестиционной деятельности;
  • по иным направлениям деятельности общества.

9.4. Руководители подразделений общества в рамках своих полномочий, утвержденных локальными нормативными актами, несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им структурных подразделениях.

9.5. В целях обеспечения системного характера контроля финансово-хозяйственной деятельности общества проведение процедур внутреннего контроля осуществляется отделом общества во взаимодействии с другими органами и подразделениями общества.

2.Информация Минфина России № ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

«ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ

В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 402-ФЗ экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда руководитель экономического субъекта принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления указанного внутреннего контроля».*

Бурцев В.В.

Введение

Контроль - объективно необходимое слагаемое хозяйственного механизма при любом способе производства. На микроэкономическом уровне, т.е. на уровне управления экономической единицей, различают внешний контроль , осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, контрагенты по финансово -хозяйственным договорам, потребители, общественность), и внутренний контроль , осуществляемый субъектами самой организации (собственники, администрация, персонал). От эффективности внутреннего контроля зависит эффективность функционирования хозяйствующих субъектов (экономических единиц), а эффективность функционирования хозяйствующих субъектов в совокупности - одно из условий эффективности всего общественного производства. В современных условиях внутренний контроль как управленческая функция должен осуществляться на всех уровнях управления . Система внутреннего контроля должна ориентироваться на:

1) устойчивое положение организации на рынках;

2) признание организации субъектами рынка и общественностью;

3) своевременную адаптацию систем производства и управления организации к динамичной внешней.

Место и роль контроля в системе управления организацией

На любой стадии процесса управления неизбежны отклонения фактического состояния объекта управления от планируемого. Для своевременной информации о качестве и содержании таких отклонений необходим внутренний контроль .

Внутренний контроль организации - это осуществление субъектами организации таких действий, как:

а) определение фактического состояния организации (объекта контроля );

б) сравнение фактических данных с планируемыми;

в) оценка выявляемых отклонений и степени их влияния на аспекты функционирования организации;

г) выявление причин зафиксированных отклонений.

Цель внутреннего контроля - информационное обеспечение системы управления для получения возможности принятия эффективных решений.

Особенность внутреннего контроля - в его двойственной роли в процессе управления организацией. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем . Любая управленческая функция обязательно интегрирована с контрольной . Поэтому теоретически рассматривая каждую стадию как отдельный элемент процесса управления , можно допустить, что элемент контроля присутствует на каждой стадии. Для оптимального хода любой из стадий процесса управления над каждой из них необходим контроль .

На стадии планирования реализуются следующие контрольные функции:

  • оценка рациональности возможных вариантов плановых решений;
  • соответствие плановых решений принятым установкам и намеченным ориентирам, а также общей стратегии.
Для обеспечения рациональности и адекватности окружающим условиям самого курса действий и общей стратегии, для обеспечения соответствия управленческих решений самой возможности их успешной реализации (с точки зрения потенциалов организации) также необходим контроль. Если в стадию планирования не «включить» элемент контроля, ошибочность планирования в лучшем случае проявится на стадии организации и регулирования.

На стадиях организации и регулирования реализации управленческих решений необходим контроль правильности хода реализации принятых плановых решений для достижения необходимых результатов. Необходимо контролировать и рациональность осуществления организации и регулирования принятых решений.

На стадии учета должен быть обеспечен контроль за:

1) наличием и движением имущества;

2) рациональным использованием производственных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

3) состоянием выданных и полученных обязательств;

4) целесообразностью и законностью хозяйственных операций организации, и т.д.

Данные учета служат информационной базой для контроля. C другой стороны, необходим контроль качества самого учета.

На стадии анализа осуществляется оценка информации о результатах выполнения управленческих решений на основе ее разложения на различные составляющие и их соотнесения между собой. Контроль и анализ глубоко интегрированны. Данные контроля часто являются основой для проведения анализа. На стадии анализа реализуются и контрольные функции, например контроль уровня обеспеченности запасов и затрат источниками формирования. Методы анализа, используемые на стадиях осуществления контрольной деятельности, оценивают степень приближения фактических результатов к конечному пункту какой-либо управленческой программы независимо от того, изложена она в общих или конкретных выражениях. Контроль качества проведения анализа - необходимый этап при оценке информации относительно результатов выполнения управленческих решений.

Таким образом, внутренний контроль организации является:

1) неотьемлемым элементом каждой стадии процесса управления;

2) «обособленной» стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.

Функция контроля глубоко интегрированна с другими функциями управления. Вместе с тем существует информационная интеграция внутри функции контроля. Интеграция контроля и других функций на одном уровне управления - это горизонтальная интеграция, а информационная интеграция функций контроля на разных уровнях управления (контроль на уровне рабочего места, бригады, участка, цеха, организации) - это вертикальная интеграция.

В результате интеграции по горизонтали достигается согласование отдельных элементов управления с целью решения какой-либо управленческой проблемы или достижения какой-либо цели управления. При вертикальной же интеграции функция контроля реализуется на разных уровнях управления, но на базе одной и той же информации, подвергаемой агрегированию (укрупнению). Вертикальная интеграция необходима для контроля со стороны вышестоящего звена (системы) управления.

Чтобы глубже понять сущность контроля как важной управленческой категории, раскрыть механизм функционирования выражаемых ею отношений, выявить специфические особенности различных ее составляющих, необходимо его классифицировать.

Важнейший классификационный аспект внутреннего контроля - формальный. В экономической литературе на данный момент нет общепринятого определения понятия формы внутреннего контроля и общепризнанных выделений его форм по сравнению, например, с формами бухгалтерского учета - мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная, упрощенная.

В качестве форм внутреннего контроля организации, по нашему мнению, нужно выделить:

  • внутренний аудит;
  • структурно-функциональную форму внутреннего контроля.
Выбор формы внутреннего контроля зависит от:
  • сложности организационной структуры;
  • правовой формы;
  • видов и масштабов деятельности;
  • целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности;
  • отношения руководства организации к контролю.
Организация внутреннего контроля в форме внутреннего аудита присуща крупным и некоторым средним организациям, в основном обладающим следующими особенностями:
  • усложненной оргструктурой - дивизиональная, матричная или конгломератная структура организации;
  • многочисленностью филиалов, дочерних компаний;
  • разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования;
  • стремлением органов управления получать достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления.
Кроме задач чисто контрольного характера внутренние аудиторы могут решать задачи экономической диагностики, выработки финансовой стратегии, маркетинговых исследований, управленческого консультирования.

К институтам внутреннего аудита относят и ревизионные комиссии (ревизоров), деятельность которых регламентирована действующим законодательством. Этот институт в основном распространен в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и производственных кооперативах.

Во многих организациях нет отдела (сектора, бюро, группы и т.п.) внутреннего аудита и ревизионной комиссии (ревизора). В этом случае для осуществления внутреннего контроля целесообразно использовать структурно-функциональную форму внутреннего контроля организации. Понятие «структурно-функциональная форма внутреннего контроля» отражает необходимые взаимодействия единиц оргструктуры (линейно-функциональной, дивизионной, матричной), соответствующие их контрольным функциям. Например, осуществление контроля, непременно входящее в должностные обязанности любого руководителя, должно включаться в функции любого ответственного лица. Данная форма, соответствующая содержанию первичной ступени развития внутреннего контроля, применяется всеми организациями наряду с более развитыми формами и независимо от них.

К форме внутреннего контроля в некоторой степени приближено понятие контроллинга. Но именно приближено, так как непосредственно к форме внутреннего контроля контроллинг, на наш взгляд, отнести нельзя.

Контроллинг в современной экономической теории и практике - сложное синтезированное понятие, имеющее много различных определений. Например, Альбрехт Дейли и Беата Штайгмайер рассматривают контроллинг как предмет деятельности любого менеджера независимо от занимаемой им ступени в иерархической лестнице управления организацией. В Германии под контроллингом часто понимают систему учета и анализа затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Один из крупнейших специалистов в области контроллинга Д. Хан в своей концепции контроллинга первое место отводит задачам общефирменного планирования и контроля результатов на базе информации внутреннего производственного учета. По американской концепции (Financial Executives Institute - FEI) к задачам контроллера относятся внутрифирменное планирование, составление отчетов об исполнении планов, консультирование, разработка налоговой политики, составление отчетов для государственных служб, ревизия, народно-хозяйственные исследования. Таким образом, контроллинг обобщающает в себе понятия самых различных элементов управления; он значительно шире понятия формы внутреннего контроля. Поэтому непосредственно к форме внутреннего контроля контроллинг отнести нельзя.

Особое место занимает классификация по типам внутреннего контроля. В основу типологии, как известно, должен быть положен существенный признак. На наш взгляд, в основу типологии внутреннего контроля должен быть положен существенный признак - уровень автоматизации контроля, определяющий уровень производительности труда (выражается в отношении объема работы по контролю к затраченному времени). Может ли уровень автоматизации определять форму внутреннего контроля организации (известно, например, что одна из форм бухгалтерского учета - автоматизарованная)? Форма контроля организации - это способ выражения процедур контроля всех объектов (в том числе их систем) коммерческой организации, тогда как автоматизация контрольных процедур возможна лишь на уровне отдельных объектов или их систем. Невозможно, например, полностью автоматизировать все стороны контроля качественной и количественной сохранности материальных ценностей предприятия; автоматизация контроля взаимоотношений в рабочих коллективах в настоящее время не представляется возможной. Исходя из этого уровень автоматизации следует рассматривать определителем не форм, а именно типов внутреннего контроля.

Известны следующие типы внутреннего контроля:

  • неавтоматизированный;
  • неполностью автоматизированный;
  • полностью автоматизированный.
Неавтоматизированный внутренний контроль осуществляется непосредственно его субъектами без применения автоматических средств.

Неполностью автоматизированный внутренний контроль осуществляется его субъектами с применением автоматических средств регистрации, обработки, измерения и т.п. (например, контроль качества работы производственного оборудования с помощью технологии штрихового кодирования обрабатываемых узлов и деталей).

Полностью автоматизированный внутренний контроль осуществляется полностью в автоматическом режиме под управлением субъектов внутреннего контроля. Примеры этого типа внутреннего контроля: автоматическое обнаружение и исправление ошибки прикладной компьютерной программой; работа программ, обеспечивающих выделение или перечисление тех пунктов, которые не соответствуют установленным критериям (например, если сумма по счетам на закупку находится вне установленных пределов); работа антивирусных программ; программные проверки типа подсчета общих сумм для контроля правильности расчетов (например, согласование суммы счетов на закупки с общей суммой счетов, рассчитанной в результате другой операции); программные проверки на соответствие данных и выдача информации по отсутствию соответствия (например, сравнение неоплаченных счетов-фактур на закупку с файлами записей по полученным товарам, производимое программой перед оплатой счета продавца); работа контрольных модулей корпоративных систем; самодиагностика программных средств.

Прежде чем классифицировать внутренний контроль в аспекте иерархичности объектов, необходимо дать определение объекта внутреннего контроля и его предмета.

Объект внутреннего контроля организации - это управляемое звено системы управления организацией, воспринимающее контрольное воздействие. Объекты внутреннего контроля организации:

  • человеческие, финансовые, материальные, нематериальные и информационные ресурсы организации;
  • средства и системы информатизации;
  • технические средства и системы охраны и защиты материальных и информационных ресурсов;
  • управленческие решения;
  • процессы, происходящие в организации или вне ее, если они имеют к ней какое-либо отношение;
  • результаты функционирования организации;
  • аспекты времени.
Объекты внутреннего контроля выбираются в соответствии с его целями.

Необходимо разграничивать объект внутреннего контроля и предмет внутреннего контроля. В философской трактовке предмет познания - это определенная сторона, свойство и отношение объекта, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. Предмет определяет границы, в пределах которых изучается объект исследования.

Предметом внутреннего контроля является наличие, состояние и (или) действие управляемого звена системы управления организацией. Какие-либо материальные ресурсы организации - это объекты внутреннего контроля; фактическое наличие данных ресурсов, их состояние, аспекты их функционирования - это предметы внутреннего контроля.

Целесообразно различать контроль системы объектов в целом (т.е. всей организации), контроль ее подсистем и контроль элементов (отдельных объектов). Такой подход позволяет рассматривать функцию контроля в связи с объектами любой сложности и целевой ориентации.

Внутренний контроль целесообразно классифицировать по значимости субъектов внутреннего контроля с точки зрения их участия в общей, т.е. совокупной, деятельности по внутреннему контролю на предприятии.

Субъект внутреннего контроля организации - это работник или участник (владелец) организации, совершающий контрольные действия при исполнении возложенных на него обязанностей либо только на основании соответствующих прав.

Если член ревизионной комиссии не является участником или работником данной организации, он считается субъектом внутреннего контроля в период исполнения соответствующих обязанностей.

Всех субъектов внутреннего контроля целесообразно распределить по следующим уровням с точки зрения значимости в совокупном контрольном действии:

1) субъекты внутреннего контроля первого уровня - это участники (собственники) организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвенно (с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов);

2) субъекты внутреннего контроля второго уровня. В их обязанности непосредственно не входит контроль, но в силу производственной необходимости они выполняют и контрольные функции (рабочий, контролирующий качество работы оборудования);

3) субъекты внутреннего контроля третьего уровня - выполняют контрольные функции для реализации служебных обязанностей (функций), которые за ними закреплены непосредственно (работники планово-диспетчерского, планово-экономического отделов, отдела кадров);

4) субъекты внутреннего контроля четвертого уровня. В их обязанности входят контрольные и другие функции (административно-управленческий персонал; персонал, обслуживающий компьютерные системы; сотрудники отдела бухгалтерского учета, служб коммерческой и физической безопасности);

5) субъекты внутреннего контроля пятого уровня. В их функциональные обязанности входит только осуществление контроля (сотрудники отдела внутреннего аудита и члены ревизионной комиссии, сотрудники отделов входного и технического контроля и т.п.).

В основе рассмотренной выше классификации признак значимости субъектов внутреннего контроля. В теоретическом аспекте (в условиях идеальной системы внутреннего контроля) и в реальной жизни значимость конкретного субъекта может возрастать (снижаться) в зависимости от его личного вклада в совокупное контрольное действие.

Полная классификация внутреннего контроля организации представлена в таблице.

Принципы эффективности и основные требования к организации внутреннего контроля

Ключевое условие успешного функционирования системы внутреннего контроля организации - это соблюдение принципов эффективности - основных правил, охватывающих контрольную деятельность в целом.

  1. Принцип ответственности гласит: каждый субъект внутреннего контроля, работающий в организации, за ненадлежащее выполнение контрольных функций должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность. Ответственность должна быть формально установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и формально закрепленной за конкретным субъектом. В противном случае субъект не будет в должной мере осуществлять контроль.

Таблица

Классификация внутреннего контроля

Признак классификации

Элементы класса внутреннего контроля

Форма контроля
  1. Внутренний аудит
  2. Структурно-функциональная форма внутреннего контроля
Уровень автоматизации контроля (признак типологии внутреннего контроля)
  1. Неавтоматизированный внутренний контроль
  2. Неполностью автоматизированный внутренний контроль
  3. Полностью автоматизированный внутренний контроль
Методические приемы контроля
  1. Общенаучные методические приемы контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, редукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.)
  2. Собственные эмпирические методические приемы контроля (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическая проверка, письменный и устный опросы и др.)
  3. Специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики)
Значимость субъектов внутреннего контроля (с точки зрения контрольной деятельности)
  1. Контроль, осуществляемый субъектами внутреннего контроля 1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го уровней
Иерархичность объектов контроля
  1. Контроль системы объектов в целом (всей коммерческой организации)
  2. Контроль подсистем системы объектов
  3. Контроль отдельных объектов
Стадии проведения контроля
  1. Предварительный контроль
  2. Промежуточный контроль
  3. Конечный контроль
Функциональная направленность контроля
  1. Администраторский контроль
  2. Финансово-экономический контроль
  3. Бухгалтерский контроль
  4. Правовой контроль
  5. Технический контроль
  6. Технологический контроль
  7. Кадровый контроль
  8. Контроль, направленный на обеспечение безопасности коммерческой организации
Характер взаимоотношений контролирующего контролируемого работников
  1. Контроль, обусловленный отношениями подчиненности
  2. Контроль, не обусловленный отношениями подчиненности
Временная направленность контроля
  1. Стратегический контроль
  2. Тактический контроль
  3. Оперативный контроль
Пространственный аспект
  1. Входной контроль
  2. Процессный контроль
  3. Выходной контроль
Величина (сложность) объекта контроля
  1. Тематический контроль
  2. Комплексный контроль
Источники данных контроля
  1. Документальный контроль
  2. Фактический контроль
  3. Автоматизированный контроль
Способ взаимоотношений работников
  1. Односторонний (функционально-принудительный) контроль
  2. Взаимный (двусторонний или многосторонний) контроль
Этапы получения информации
  1. Первичный контроль
  2. Сводный контроль
Характер отношения к объекту
  1. Направляющий контроль
  2. Фильтрующий (этапный) контроль
Характер контрольных мероприятий
  1. Плановый контроль
  2. Внезапный контроль
Периодичность проведения контрольных мероприятий
  1. Систематический контроль
  2. Периодический контроль
  3. Эпизодический контроль
Полнота охвата объекта контроля
  1. Сплошной контроль
  2. Несплошной контроль
Время осуществления контрольных действий
  1. Предварительный контроль
  2. Текущий контроль
  3. Последующий контроль
Интенсивность проведения контроля
  1. Контроль, осуществляемый в облегченном режиме
  2. Контроль, осуществляемый в нормальном режиме
  3. Контроль, осуществляемый в усиленном режиме
Фазы воспроизводственного цикла
  1. Контроль снабженческо-заготовительной деятельности
  2. Контроль производственной деятельности
  3. Контроль финансово-сбытовой деятельности
  1. Принцип сбалансированности, неразрывно связанный с предыдущим, означает: субъекту нельзя предписывать контрольные функции, необеспеченные средствами для их выполнения; не должно быть средств, несвязанных той или иной функцией. При определении обязанностей субъекта контроля должен быть предписан соответствующий объем прав и возможностей и наоборот.
  2. Принцип своевременного сообщения об отклонениях гласит: информация об отклонениях должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки. Если сообщение запаздывает, нежелательные последствия отклонений усугубляются; объект переходит уже в другое состояние (действие), что лишает смысла сам проведенный контроль. При предварительном контроле несвоевременное сообщение о возможности возникновения отклонений также лишает смысла проведенный контроль.
  3. Принцип интеграции гласит: любой элемент управления не может существовать обособленно. Контроль необходимо рассматривать в корреляции с другими элементами в едином контуре процесса управления. При решении задач, связанных с контролем, должны создаваться надлежащие условия для тесного взаимодействия работников различных функциональных направлений.
  4. Принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем гласит: степень сложности системы внутреннего контроля должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы. Успешно справиться с разнообразием в подконтрольной системе может только такое контролирующее устройство, которое само достаточно разнообразно. Необходимо, чтобы адекватность достигалась в главном, в принципиальном, чтобы звенья системы внутреннего контроля могли гибко настраиваться на изменения соответственных звеньев системы объектов внутреннего контроля организации.
  5. Принцип постоянства гласит: постоянное адекватное функционирование системы внутреннего контроля позволит вовремя предупреждать о возможности возникновения отклонений и своевременно их выявлять.
  6. Принцип комплексности гласит: объекты различного типа должны быть охвачены адекватным контролем; нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив контроль только над относительно узким кругом объектов.
  7. Принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев системы внутреннего контроля гласит: в различных сопряженных звеньях системы внутреннего контроля должно обеспечиваться согласование передачи данных. Смысл быстродействия компьютерной программы, контролирующей отпуск товаров на предмет соблюдения лимита, теряется, если «узким местом» оказывается скорость обмена информацией между отделом сбыта (коммерческим) и бухгалтерией, или ввод данных вручную сотрудником, не имеющим должной подготовки.
  8. Принцип разделения обязанностей гласит: функции между служащими распределяются таким образом, чтобы за одним человеком не были закреплены одновременно следующие функции: санкционирование операций с определенными активами, регистрация данных операций, обеспечение сохранности данных активов, осуществление их инвентаризации. Во избежание злоупотреблений и для эффективности контроля эти функции должны быть распределены между несколькими лицами.
  9. Принцип разрешения и одобрения гласит: должно быть обеспечено формальное разрешение и одобрение всех финансово-хозяйственных операций ответственными официальными лицами в пределах их полномочий. Формальное разрешение - это формальное решение либо относительно общего типа хозяйственных операций, либо относительно какой-либо конкретной операции. Формальное одобрение - это конкретный случай использования общего разрешения, выданного администрацией. Без наличия формально установленных процедур санкционирования невозможно считать систему внутреннего контроля организации эффективной.
Все перечисленные выше принципы взаимосвязаны, порядок их сочетания зависит от конкретных обстоятельств.

Основные требования к организации системы внутреннего контроля хотя и не являются принципами, но также обусловливают эффективное функционирование системы внутреннего контроля.

  1. Требование подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации. В должностных инструкциях необходимо предусматривать следующее условие: выполнение контрольных функций каждого субъекта должно быть подконтрольно на предмет качества другому субъекту внутреннего контроля без какого бы то ни было дублирования. В надлежащем исполнении контрольных функций такими субъектами внутреннего контроля, как председатель правления, президент, вице-президент, главный исполнительный директор, неисполнительный директор, главный аудитор, главный контроллер, председатель ревизионной комиссии заинтересованы прежде всего владельцы организации. Поэтому деятельность перечисленных выше субъектов должна контролироваться собственниками организации посредством услуг независимых экспертов различного профиля, в том числе внешних аудиторов.
  2. Требование ущемления интересов. Необходимо создавать специальные условия, при которых любые отклонения ставят какого-либо работника или подразделение организации в невыгодное положение и побуждают их к регулированию «узких мест». Необходимость таких условий обусловливается возможностью появления отклонений, в которых определенные работники или коллектив заинтересованы.
  3. Недопущение концентрации прав первичного контроля в руках одного лица. Сосредоточение первичного контроля в одних руках может привести к недостоверному учету в интересах данного лица.
  4. Требование заинтересованности администрации. Функционирование системы внутреннего контроля не может быть эффективным без честности, должной заинтересованности и участия должностных лиц управления.
  5. Требование компетентности, добросовестности и честности субъектов внутреннего контроля. Если персонал организации, в служебные функции которого входит осуществление контроля, не обладает этими характеристиками, то даже идеально организованная системы внутреннего контроля не сможет быть эффективной.
  6. Требование приемлемости (пригодности) методологии внутреннего контроля. Ставящиеся перед центрами ответственности контрольные цели и задачи должны быть рациональными. Необходимо целесообразное распределение контрольных функций. Программы внутреннего контроля и применяемые методы должны быть целесообразными.
  7. Требование непрерывности развития и совершенствования. Со временем даже самые прогрессивные методы управления устаревают. Система внутреннего контроля должна быть построена таким образом, чтобы можно было гибко ее «настраивать» на решение новых задач, возникающих в результате изменения внутренних и внешних условий функционирования организации, и обеспечить возможность ее расширения и модернизации.
  8. Требование приоритетности. Абсолютный контроль над обычными незначительными операциями (например, мелкими расходами) не имеет смысла и только отвлекает силы от более важных задач. Но если высшее руководство считает, что какие-либо области деятельности организации имеют стратегическое значение, то в каждой такой области обязательно должен быть налажен контроль, даже если эта область с трудом поддается измерению по принципу «затраты-эффект».
  9. Исключение ненужных этапов шагов процедур в проведении контроля. Контроль необходимо организовывать рационально, так как это часто связано с дополнительными затратами труда и средств.
  10. Требование оптимальной централизации (или адекватности оргструктуры). Динамичность, устойчивость, непрерывность функционирования системы внутреннего контроля обусловливается единством и оптимальным уровнем централизации оргструктуры организации. Оргструктура должна соответствовать размерам и степени сложности организации. Конечно, у каждого типа оргструктур есть свои недостатки, например, медленное движение информации и принятие решений в линейно-функциональной структуре или несовпадение интересов «верхов» и «низов» в многоуровневой иерархии дивизиональной структуры. Необходимо оценивать сильные и слабые стороны каждого варианта.
  11. Требование единичной ответственности. Каждая отдельная контрольная функция должна быть закреплена только за одним центром ответственности. Во избежание безответственности недопустимо закрепление отдельной функции за двумя или несколькими центрами ответственности. Но закрепление нескольких контрольных функций за одним центром ответственности вполне допустимо. Например, отдельной контрольной функцией главного бухгалтера является контроль осуществляемых хозяйственных операций на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации. Он же должен нести ответственность за недоведение до руководства информации о нарушениях. Контрольная функция внутреннего аудитора в этом случае - осуществление проверки на предмет качества исполнения бухгалтером своей контрольной функции. Аудитор оценивает и законность отраженных операций, но ответственность он должен нести за необнаружение негативных операций, отраженных бухгалтером. Данное требование не распространяется на ситуации, когда во избежание ошибок илии злоупотреблений отдельных должностных лиц (центров ответственности) принимается коллегиальное решение (например, принятие решений по сбытовой политике).
  12. Требование потенциального функционального замещения. Временное выбытие отдельных субъектов внутреннего контроля не должно прерывать контрольные процедуры. Для этого каждый работник (субъект внутреннего контроля) должен уметь выполнять контрольную работу вышестоящего, нижестоящего и одного-двух работников своего уровня во избежание потери адекватной связи с объектом контроля за время их выбытия. Данный принцип распространяется и на центры ответственности.
  13. Требование регламентации. Эффективность функционирования системы внутреннего контроля прямо связана с тем, насколько подчинена регламенту контрольная деятельность в организации. Насколько деятельность подчинена четкому регламенту - настолько можно ожидать от нее успеха. Конечно, все предусмотреть невозможно; приходится принимать решения в условиях неопределенности, но там, где это возможно, необходимо формально установить правила, регулирующие порядок деятельности.
  14. Требование взаимодействия и координации. Контроль должен осуществляться на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации. Необходима четкая координация их усилий для решения поставленных задач контроля.
Совокупность указанных выше принципов и требований - основа эффективного функционирования системы внутреннего контроля.

Основные этапы организации системы внутреннего контроля

Организация системы внутреннего контроля в общем случае находится под воздействием следующих факторов:

  • отношение руководства к внутреннему контролю (т.е. насколько правильно понимает руководство роль внутреннего контроля в управлении организацией);
  • внешние условия функционирования организации, ее размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности;
  • количество и региональная неоднородность (разветвленность) месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний;
  • стратегические установки, цели и задачи;
  • степень механизации и компьютеризации деятельности;
  • ресурсное обеспечение;
  • уровень компетентности кадрового состава.
В любом случае организация эффективно функционирующей системы внутреннего контроля - это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы:
  1. Критический анализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с ее возможностями.
  2. Разработка и документальное закрепление новой (соответствующей изменившимся условиям хозяйствования) деловой концепции организации (что собой представляет организация, каковы ее цели, что она может, в какой области имеет конкурентные преимущества, каково желаемое место на рынке), а также комплекса мероприятий, способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке. Такими документами должны быть положения о финансовой, производственно-технологической, инновационной, снабженческой, сбытовой, инвестиционной, учетной и кадровой политике. Данные положения должны разрабатываться на основе глубокого анализа (с проведением необходимых расчетов) каждого элемента политики и выбора из имеющихся альтернатив наиболее приемлемых для данной организации. Документальное закрепление политики организации в различных сферах ее финансово-хозяйственной деятельности позволит осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль всех аспектов ее функционирования, отраженных в соответствующих пунктах (элементах) политики.
  3. Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Необходимо разработать положение об организационной структуре, в котором должны быть описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности, функции, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям. То же самое относится и к положениям о различных структурных подразделениях (отделах, бюро, группах и т.д.), к планам организации труда их работников. Необходимо разработать (уточнить) план документации и документооборота, штатное расписание, должностные инструкции с указанием прав, обязанностей и ответственности каждой структурной единицы. Без такого строгого подхода невозможно осуществлять четкую координацию функционирования всех звеньев внутреннего контроля организации.
  4. Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций. Это позволит упорядочить взаимоотношения работников по поводу контроля финансово-хозяйственной деятельности, эффективно управлять ресурсами, оценивать уровень достоверности (качества) информации для принятия управленческих решений.
  5. Организация отдела внутреннего аудита (или другого специализированного контрольного подразделения).
  6. Определение путей совершенствования системы внутреннего контроля с учетом перманентного развития организации и непрерывно меняющихся внутренних и внешних условий ее функционирования.
При организации системы внутреннего контроля должны приниматься во внимание все ее принципы. Значение показателя ее результативности (совокупной результативности отдельных элементов системы внутреннего контроля), полученного на основе экспертных оценок и несложных расчетов, должно быть больше ее стоимости с учетом неполученного альтернативного дохода.

Подводя итоги, следует сказать, что организация эффективной системы внутреннего контроля позволит:

  • обеспечить эффективное функционирование, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях конкуренции;
  • сохранить и эффективно использовать ресурсы и возможности организации;
  • своевременно выявлять и минимизировать коммерческие, финансовые и внутрифирменные риски в управлении организацией;
  • сформировать адекватную современным перманентно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.
В связи с этим особую актуальность приобретают задачи разработки типовых программ организации, развития и совершенствования системы внутреннего контроля (для различных организаций в плане организационно-правовых форм, видов и масштаба деятельности, размеров, организационных структур управления). Данные программы должны быть разнообразны. Их следует разрабатывать с учетом: различных начальных условий и возможностей организаций; тенденций развития экономики страны в целом и действующих механизмов ее функционирования; сложившихся национальных и местных традиций; менталитета персонала. Со временем в России должны быть созданы «библиотеки» таких программ для различных типовых условий.

Потребление электроэнергии без договора: как избежать негативных правовых последствий. Организатор: Высш.школа госаудита МГУ