Торговый сбор: кто, как и когда должен его платить. А что на практике

77 город Москва

Дата публикации: 17.11.2015

О применении положений главы 33 «Торговый сбор» Налогового кодекса Российской Федерации

Вопрос: Доведены разъяснения согласованные с Минфином России по вопросам применения положений главы 33 «Торговый сбор» Налогового кодекса Российской Федерации

Ответ:

Федеральная налоговая служба, в связи с поступающими обращениями налоговых органов и налогоплательщиков по вопросам применения положений главы 33 «Торговый сбор» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), сообщает следующее.

1. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 413 Кодекса торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

торговля через объекты нестационарной торговой сети;

торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Объектом осуществления торговли в целях главы 33 Кодекса признаются: здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор.

В соответствии с пунктом 1 статьи 990 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершать одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

В связи с этим комиссионер, осуществляющий торговую деятельность с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества, приобретает обязанность плательщика торгового сбора.

2. Согласно пункту 2 статьи 411 Кодекса от уплаты торгового сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которой нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен сбор, освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого и или недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 4 статьей 346.3 Кодекса налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение указанного в абзаце первом настоящего пункта ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 Кодекса, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

При этом глава 26.1 Кодекса не содержит норм, предусматривающих уплату иных налогов и сборов. В связи с этим указанные налогоплательщики при утрате права на применение единого сельскохозяйственного налога уплачивать торговый сбор за период до утраты указанного права не должны.

3. В соответствии с пунктом 1 статьи 412 Кодекса объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее в настоящей главе – объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

Согласно подпункту 1 пункта 2 указанной статьи Кодекса, в целях главы 33 Кодека, датой возникновения объекта обложения сбором признается дата начала использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор.

В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, имеющие объекты осуществления торговли, но фактически их для торговой деятельности не использующие, представлять в налоговые органы уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора до начала использования указанных объектов для торговой деятельности, не должны.

Позиция по вопросам, указанным в настоящем письме согласована с Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 19.10.2015 № 03-11-09/59842).

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.

Государственный советник
Российской Федерации 3 класса
Д.С. Сатин



Федеральная налоговая служба обращает внимание пользователей справочной базы данных на то, что направляемые Вами сведения о случаях невыполнения налоговыми органами разъяснений ФНС России не являются: :

  • обращением в смысле, придаваемом ему Федеральным законом Российской Федерации от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
  • жалобой на действие (бездействие) должностных лиц налоговых органов в соответствии с нормами, установленными статьями 138-141 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данная информация будет использована Федеральной налоговой службой в целях повышения качества налогового администрирования и работы с налогоплательщиками.


Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ раздел X настоящего Кодекса дополнен главой 33, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Глава 33. Торговый сбор
Источник ГАРАНТ

Торговый сбор в соответствии с настоящей главой (в редакции Федерального закона от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ) может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 1 июля 2015 г. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона

Статья 410. Общие положения К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Глава 33/(19342)

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 410 НК РФ

1. Торговый сбор (далее в настоящей главе - сбор) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Глава 33/(19344)

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Глава 33/(19345)

2. Устанавливая сбор, представительные (законодательные) органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют ставку сбора в пределах, установленных настоящей главой. К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Глава 33/(19346)

3. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения. К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Глава 33/(19347)

Статья 411. Плательщики сбора К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Глава 33/(19348)

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 411 НК РФ

1. Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Глава 33/(19350)

2. От уплаты сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен сбор, освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества. К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Глава 33/(19351)

Статья 412. Объект обложения К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Глава 33/(19352)

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 412 НК РФ

1. Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее в настоящей главе - объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала. К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Глава 33/(19354)

2. В целях настоящей главы используются следующие понятия: К:Налоговый кодекс Российской Федерации:Глава 33/(19355)

1) дата возникновения объекта обложения сбором - дата начала использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор;

В 2015 году вступил в силу закон о торговом сборе № 382-ФЗ. Пока налог действует только в столице. Торговый сбор в Москве в 2019 году платят организации и ИП, ведущие торговую деятельность. Предприниматели должны встать на учет в налоговой инспекции по месту регистрации розничной точки.

Торговый сбор - налог, который уплачивается каждый квартал. Кто и сколько должен платить - узнайте из наших статей:

Скачайте уведомление в налоговую и платежное поручение для уплаты:

  • Уведомление о постановке на учет плательщика торгового сбора. Форма ТС-1
  • Уведомление о снятии с учета плательщика торгового сбора. Форма ТС-2

Налоговый кодекс о торговом сборе

Главу 33 Налогового кодекса «Торговый сбор» ввели 382 Федеральным законом от 29.11.2014. Она состоит из 9 статей - с 410 по 418.

Согласно главе 33 НК РФ, сбором облагаются те, кто торгует:

  • через объекты стационарной сети с торговыми залами и без них, кроме автозаправок;
  • через объекты нестационарной сети (палатки, лотки, машины и другие временные объекты);
  • со склада;
  • а также те, кто занимается организацией розничных рынков.

Сбором облагается движимое и недвижимое имущество, которое используется для торговли хотя бы один раз в квартал.

В Московской области торговый сбор не вводился. Но платить все же придется, если юрлицо зарегистрировано в Подмосковье, а торговая точка - в столице.

Закон о торговом сборе в Москве

Московский закон №62 «О торговом сборе» устанавливает ставки налога, льготы и сроки уплаты. В нем также указано, кто собирает, обрабатывает, проверяет и передает в ФНС информацию об объектах обложения.

В 2018 году торговый сбор действует только в Москве. Предприниматели обязаны рассчитывать и уплачивать этот налог ежеквартально.

Если ваш бизнес попал под торговый сбор, вам нужно встать на учет в налоговую - подайте туда уведомление по форме ТС-1. В документе укажите вид деятельности и характеристики точки.

Постановление Правительства Москвы о торговом сборе

Постановление столичных властей № 401-ПП от 30.06.2015 утверждает порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений о торговых объектах. Оно уточняет, как определить площадь торгового зала для расчета налога.

В Санкт-Петербурге и Севастополе в 2015 году установили трехлетний мораторий на введение торгового сбора. Не исключено, что его продлят до 2019 года.

Торговый сбор - серьезный вызов для многих московских предпринимателей. Некоторым пришлось повысить цены, уменьшить площади или даже закрыть дело. Чтобы выдержать нагрузку, ведите бизнес продуманно и рационально: старайтесь снижать операционные расходы, планируйте закупки, контролируйте финансы. Все это удобно делать в онлайн-программах для учета торговли. А для розничной торговли используйте недорогие инструменты для автоматизации магазина - вместо дорогих POS-систем. Вы сможете контролировать выручку в разрезе торговых точек в реальном времени.