Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образует финансовые отношения. Сущность и функции финансов

К субъектам финансовых отношений относят:

- государство;

- хозяйствующие субъекты (предприятия, организации и т. п.);

- домашние хозяйства.

Таким образом, финансы как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта .

8.Финансовая система РФ.

Финансовая система РФ - совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

1. Государственную бюджетную систему;

2. Внебюджетные специальные фонды;

3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

4. Фонды страхования (имущественного и личного);

5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ. Система финансово-кредитных органов - система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Центральный банк РФ является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности.



Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Федеральная налоговая служба входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее ФТС РФ. Финансовые институты:

9.Финансовая политика

Финансовая политика – часть экономической политики. Однако финансовая политика – это сложное, многослойное явление. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики. В теоретических разработках ученых за последние годы в определении финансовой политики обращается внимание как на роль государства в мобилизации финансовых ресурсов, так и на формы и методы организации финансов. Одни экономисты определяют финансовую политику как «совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использование для осуществления своих функций и задач». Другие же считают, что «финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов». Третьи под финансовой политикой понимают самостоятельную сферу деятельности государства в области финансовых отношений, направленную «…на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития»

10.Управление финансами.

Управление финансами - целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них , деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов.

Управление финансами с точки зрения общей теории управления включает основные составляющие: объекты управления, субъекты управления, формы и методы управленческой деятельности .

11.Финансовое планирование и прогнозирование.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации. Основными целями этого процесса являются установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.

Прогнозирование состояния как внешней, так и внутренней, экономической, финансовой среды организации осуществляется путем систематического анализа основных факторов. Качество прогноза определяет и качество финансового плана.

12.Финансовый контроль

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

13.Финансовый рынок. (от лат. financia - наличность, доход) в экономической теории - система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника.На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве. А совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов изаёмщиков разных стран образует мировой финансовый рынок.

14.Понятие государственных финансов, их роль и основные звенья.

Понятие финансы - это одна из самых важных, сложных и противоречивых экономических категорий. Правильное понимание сущности этой категории является очень важным. Оно позволяет формировать финансовую сферу и осуществлять финансовое управление адекватно уровню развития национальной и международной экономики. Финансы имеют как видимую, так и немного скрытую форму проявления.

Видимость финансов проявляется в потоках денежных средств, которые двигаются между субъектами финансовых отношений, формируют содержание фондов, обеспечивающих экономические транзакции. Скрытая сторона понятия финансов связана с обменными и распределительными отношениями, которые возникают во время формирования, распределении и перераспределении имеющегося валового внутреннего продукта.

15.Государственный долг, государственный кредит.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, июридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

1. Госуда́рственный внебюдже́тный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетовсубъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение,социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

16.Внебюджетные фонды - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетовсубъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение,социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

17.Территориальные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.

18.Финансы предприятий как звено финансовой системы РФ.обслуживает процесс создания и распределение общественного продукта и национального дохода.В зависимости от форм собственности финансы предприятий подразделяют на финансы государственных предприятийи финансы субъектов негосударственных форм собственности (частные, кооперативные, совместные предприятия).Финансы предприятий выполняют распределительную и контрольную функции.

19.Финансовые риски предприятия.

Финансовые риски возникают в связи с движением финансовых потоков и проявляются в основном на рынках финансовых рисков. Эти риски характеризуются большим многообразием, и в целях эффективного управления ими целесообразно классифицировать их по различным признакам.

По возможности страхования финансовые риски подразделяются на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые.

Риск страхуемый - это вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование. Страховщик обязан возместить потери доходов в полном объеме или частично при наступлении следующих событий:
- остановка производства и сокращение объема производства в результате оговоренных событий;
- банкротство;
- непредвиденные расходы;
- неисполнение договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке;
- понесенные застрахованным лицом судебные расходы;
- иные события.

Задача предприятия - рисковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой возможно банкротство.

20.Прибыль предприятия, ее планирование и распределение

Планирование прибыли - составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности организации (предприятия).

Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений. В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет.

При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период - квартал, полугодие.

Планирование прибыли использует все параметры бизнес-плана и является решающим в определении финансового результата от всей деятельности предприятия.

Следует усвоить связь планирования прибыли с параметрами производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на прибыль. Это поможет глубже понять факторы, влияющие на рост прибыли.

В планировании прибыли используются методы прямого счета, аналитический и метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага.

21.Кредит как форма движения ссудного капитала.

Ссудный капитал и кредит – это одна из составных частей финансовых отношений обеспечивающих жизнедеятельность и функционирование рыночного хозяйства.

Под влиянием многих факторов кредитные и финансовые отношения претерпевают ряд изменений, поэтому постоянное изучение мирового опыта на рынке ссудного капитала и кредита представляет большой интерес для формирования позиции способствующей определить плодотворные шаги в непростой, современной рыночной экономике.

22.Кредитная система- совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения.

Существуют два звена кредитной системы: банковские учреждения - банки и парабанковские учреждения.

Банки - кредитные учреждения, выполняющие большинство кредитно-финансовых услуг и поэтому являющиеся универсальными (коммерческие банки, инвестиционные, сберегательные, ипотечные, земельные и т.д.).

Парабанковская система образована специализированными кредитно-финансовыми и почтово-сберегательными институтами, ориентированными на выполнение круга финансовых услуг или обслуживание определённого типа клиентуры (ломбарды, страховые и инвестиционные компании, лизинговые, факторинговые фирмы, негосударственные пенсионные фонды, клиринговые палаты).

Основой кредитной системы является банковская система, которая несет основную нагрузку по кредитно-финансовому обслуживанию всего хозяйственного оборота.

23.Центральный банк РФ.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) - главный банкпервого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институтРоссийской Федерации, разрабатывающий и реализующий во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическимилицами.

24.Коммерческие банки.

Комме́рческий банк - кредитное учреждение, осуществляющее банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции) .

Процентные ставки по выданным кредитам выше процентных ставок по вкладам. Разница между этими показателями является банковской прибылью - маржой. Эпитет «коммерческий» в отношении банка условен, потому что означает, что главной целью деятельности организации является получение прибыли. В то же время встречаются банки, специализирующиеся более глубоко на отдельных банковских услугах.

25.Экономическая сущность страхования.

Страхова́ние - особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей (или организаций) и их интересов от различного рода опасностей.

Страхование (страховое дело) в широком смысле - включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.

Страхование в узком смысле представляет собой отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счётденежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).

Отношения между страховщиком и страхователем, определяющие, каким именно образом будет формироваться страховой фонд и каким образом он будет расходоваться, представляют собой метод создания страховых продуктов. В процессе исторического развития было выработано три метода создания страховых продуктов - самострахование, взаимное страхование, коммерческое страхование.

26. Правовая основа страховой деятельности

Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.

Правовое регулирование страхования. Страхование является одним из видов экономической деятельности, в котором правовое регулирование играет заметную роль. Это связано с необходимостью государственных гарантий в условиях асимметрии информации, а также высокой значимостью страхования для экономической и социальной жизни любой страны.

27.Валюта: понятие, классификация.

Валюта (англ. Currency ) в широком смысле этого слова представляет собой любой товар, способный выполнять функцию денег при совершении обмена товарами на рынке внутри страны или на международном рынке . В узком смысле валю́та представляет собойденежную единицу - ключевой элемент денежной системы государства, а такжерегиональной или мировой валютной системы: денежный знак, полноценная монета,счётная денежная единица и другие выполняющие функции денег меры стоимости, средства обращения и платежа. Данные денежные единицы в соответствии с законодательством данного государства (территории) или международными соглашениями являются :

28.Валютный курс.

Валю́тный курс - цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.

Понятие «обмен валюты» связано с такой её характеристикой, как конвертируемость. Степень конвертируемости валюты определяется механизмом государственного регулирования валютных операций. Валюту называют свободно конвертируемой, если в стране этой валюты к резидентам и нерезидентам не применяют какие-либо ограничения на осуществление валютных сделок, и неконвертируемой, если в стране этой денежной единицы действуют законодательно установленные ограничения почти на все виды операций с ней. Частично конвертируемой считается валюта стран, в которых действуют ограничения и регламентации на некоторые виды обменных операций или для некоторых участников этих операций. Свобода конвертации валюты должна опираться на экономическую стабильность страны, то есть одного законодательного разрешения обмена валюты недостаточно, необходимы доверие к валюте и оценка экономической состоятельности страны. [источник не указан 534 дня ] Таким образом, конвертируемость - это способность валюты свободно обмениваться на другие валюты и обратно на национальную валюту навалютных рынках.

«Сущность и функции финансов» - Экономическая сущность финансов. Совокупность способов управления финансовыми отношениями. Регулирующая функция. Функции финансов. Сущность финансов. Денежные средства. Совокупность денежных отношений. Распределительная функция. Денежные отношения. Нефинансовые денежные отношения. Сущность и функции финансов.

«Общая теория финансов» - Введение в теорию финансов. Бюджетная политика РФ. Финансовая система и ее элементы. Политика РФ в области международных финансов. Задачи финансового контроля. Виды финансовых отношений. Фондовый рынок. Финансы домашних хозяйств. Бюджетная система РФ. Налоговая политика. Финансы выступают одновременно и экономической, и исторической категорией.

«Управление финансами» - Банковский контроль. Казначейство и его территориальные органы. Важнейшие функции внутрихозяйственного контроля. Планирование на уровне хозяйствующего субъекта. Финансовые прогнозы могут быть среднесрочными. Управление финансами. Деятельность. Служба финансово-бюджетного надзора. Субъекты управления.

«Лизинг в Узбекистане» - Объекты лизинга. Переход на лизингополучателя риска. Гражданский кодекс. Описание объекта лизинга. Надлежащим образом пользоваться объектом лизинга. Порядок и сроки выкупа. Понятие лизинга. Права и обязанности лизингодателя. Затраты. Нормативно-правовая база функционирования лизинга в Узбекистане. Обеспечение по договору лизинга.

«Финансово-хозяйственное право» - Финансирование государственных учреждений. Правовой режим финансов государственных учреждений. Основное отличие. Государство. Большинство органов государственной власти. Смета. Общая характеристика финансово-хозяйственного права. Классификация юридических лиц. Предприятия. Порядок составления. Финансы министерств.

«Риски лизинга» - Управление рыночными рисками в лизинговой компании. Три вида рисков. Инструменты контроля. Валютный риск. «Кризисные» сценарии. Равенство валютных активов. Рыночные риски. Максимальный лимит. Риск минимален. Регулярный контроль за исполнением коэффициентов. Процентный риск. Процентная ставка. Риск потери ликвидности.

Всего в теме 16 презентаций

· денежный характер;

· распределительный характер;

· императивность;

· безэквивалентность.

Понятие финансов и их состав.

Совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других потребностей. Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы состоят из:



Денежных фондов.

Инвестиций.

Коммуникативных финансовых отношений.

Взаимосвязь и отличия экономических категорий «деньги» и «финансы»

Важнейшее отличие между «Деньгами» и финансами – их функции:

1. Объем понятия финансы – понятие значительно шире, в состав которого входят и денежные отношения.

2. Происхождение «деньги» появилось на заре современной цивилизации и использовалось в качестве универсального товара. Финансы возникли вместе с централизацией государственной власти и развитием экономических институтов.

3. Деньги служат для накопления, платежа, определения стоимости, международных расчетов. Финансы призваны направлять и перераспределять денежные потоки, стабилизируя цены, контролируя доходы и расходы.

4. Деньги всегда можно подсчитать, подобрать эквивалент определенной сумме и найти ей выражение (камни, золото, металл и т.д.). Финансовые отношения представляют совокупность денежных потоков, поэтому выразить их в какой-либо форме можно далеко не всегда.

Характеристика объектов финансовых отношений.

Объектом данных отношенийявляется Национальное богатство и производственный ВВП.

С одной стороны распределение ВВП является законом, необходимостью, а с другой именно ВВП как объект финансовых отношений характеризует нормальную финансовую ситуацию: общество распределяет и соответственно потребляет или накапливает то, что оно создает.

В условиях, когда объектом является национальное богатство, для формирования доходов используется то, что создано предыдущими поколениями или дано природой.

Формирование финансовой системы рыночного типа в Российской Федерации.

Либерализация цен

В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни.



Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991-1995 гг. ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 %, уровень жизни большинства населения резко снизился, инвестиции за 1991-1998 годы упали на 70 %.

Либерализация цен привела к галопирующей инфляции, росту неплатежей, обесценению заработной платы, обесценению доходов и сбережений населения, росту безработицы, а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков.

Вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств.

Либерализация цен привела к тому, что рост цен значительно обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие.

Приватизация

Летом 1992 года началось осуществление программы приватизации. К тому времени в результате проведённой либерализации цен российские предприятия остались практически без оборотных средств. Реформаторы стремились провести приватизацию максимально быстро, потому что главной целью приватизации они видели не создание эффективной системы хозяйствования, а формирование слоя собственников как социальной опоры реформ. «Обвальный» характер приватизации предопределил её практически бесплатный характер и массовые нарушения законодательства.

В результате приватизации в России сформировался класс так называемых «олигархов». В то же время появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности.

Одним из основных аргументов за приватизацию и ликвидацию структур хозяйственного управления в СССР и в России были слишком большие размеры предприятий, а также монополизация и централизация советской экономики. Ради демонополизации любому входящему в объединение предприятию было разрешено приватизироваться отдельно от этого объединения. Как правило, это приводило к тяжким негативным последствиям

Программа 500 дней

После выборов народных депутатов РСФСР (1990) повое российское руководство (Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б. И. Ельцин), как и лидеры других республик Союза, попыталось предпринять собственные шаги по экономическому реформированию. Летом 1990 г. Г. Явлинский, академик С. Шаталин и другие экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала за этот срок провести приватизацию государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть центра. Но Горбачев отказался от поддержки этой программы.

В этих условиях руководство России заявило, что начнет осуществление предложенной программы в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада.

Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997 г. Однако этот план не был даже обсужден из-за осложнения политической ситуации. В июне 1991 г. Президентом России был избран Б. Н. Ельцин. Его избрание трактовалось как поддержка почти 60% участниками выборов курса на радикализацию и ускорение экономических реформ.

Образование в России Министерства финансов, его становление и роль в развитии финансовой системы государства.

Образовано: 8 сентября 1802 г. (кстати, наш профессиональный праздник). Манифестом Александра I

Первый министр: ВАСИЛЬЕВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ.

Задачи на тот период: управление доходами, расходами и план расходов на следующий год.

В состав минфина входило множество департаментов, в том числе: Внеш. торговли; Мануфактур и внутр. торговл; деп-т податей и сборов и т.д.; и управления: Монетной, Горной и Соляной части

Минфин Российской империи просуществовал до 1917 г. В 1917 Учреждён Наркомат финансов.

С 1946 г. Министерство финансов СССР

1992 г. – создание Министерства финансов РСФСР (в том же году переименовали РСФСР в РФ)

Во 2й половине 19 века роль Минфина возросла в связи с проводимыми в стране реформами. В том числе: Крестьянская реформа и связанной с ней выкупной операцией (которой руководил Минфин). Также увеличился гос аппарат, развивалась торговля и промышленность. Минфин управлял казенной промышленностью и вел надзор за частной промышленностью и торговлей. Руководил кредитно-банковской системой. Занимался акцизами и в целом «питейными делами».

Минфин СССР - обеспечивало проведение в жизнь финансовой политики СССР и осуществляло общее руководство организацией государственных финансов в стране

Минфин РФ- федеральное министерство, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, осуществляющее общее руководство в области организации финансов в РФ

48. «План финансов» М.М.Сперанского, его содержание и значение.

В первые годы царствования Александра I эмиссия ассигнаций усилилась особенно заметно.

Потребовали крупных расходов войны с Турцией (1806-1812 гг.) и Швецией (1808-1809 гг.). Инфляционный процесс в России обесценивал денежные накопления имущих слоев. Обесценение ассигнаций делало невыгодным предоставление кредитов. И все это вместе взятое сдерживало развитие капиталистических отношений.

В этих условиях правительство Александра I предприняло мероприятия, способствовавшие стабилизации денежного обращения, в основу которых был положен «План финансов», подготовленный в 1809 г. известным государственным деятелем этой эпохи М.М. Сперанским при содействии профессора Н.С. Мордвинова

В соответствии с «Планом финансов» денежную реформу предполагалось провести путем изъятия и уничтожения всех ранее выпущенных ассигнаций , а также учреждения нового эмиссионного банка , который должен был располагать достаточным запасом серебра для обеспечения банкнот, планировавшихся выпустить в обращение.

Помимо этого, по «Плану» предполагалось улучшить организацию монетной системы России, основой которой должен был стать серебряный рубль .

Сперанский отрицательно относился к неразменным бумажным деньгам и считал необходимым ликвидировать их обращение в стране. Сперанский предложил меры по улучшению организации системы внутреннего государственного кредита, в основе которых лежала идея трансформации (консолидации) части текущего беспроцентного долга в виде выпущенных в обращение ассигнаций в долгосрочный долг с уплатой государством процентов кредиторам. Для этого Сперанский предлагал выпустить долговые процентные обязательства - облигации долгосрочного государственного займа и продать их всем желающим за ассигнации.

Из «Плана финансов» в жизнь были претворены только некоторые положения. В Манифесте 2 февраля 1810 г. все выпущенные ранее в обращение ассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской империи, говорилось о прекращении дальнейшего выпуска ассигнаций и о решении погасить указанный долг путем заключения внутреннего заема. Кроме того, этим же Манифестом увеличивались подати и налоги с целью повышения расходов в бюджет государства.

Однако этот заем был сразу же обречен на провал. Он был реализован лишь на 3,2 млн руб. из 100 млн ассигнационных рублей. Дефицит свободных денежных капиталов в стране стал одной из основных причин неудачи займа.

В результате в Российской империи получил развитие особенный вид государственного кредита, возникший при Екатерине II и получивший развитие в правление Александра I, - постоянные заимствования из казенных банков кредитных ресурсов, поступавших в качестве вкладов от частных лиц и учреждений.

Идеи М.М. Сперанского были забыты, а правительство не могло завершить реформы в связи с начавшейся войной в 1812 г.

49. Особенности финансовых отношений в ходе революционных преобразований России в 1917 году.

Временное правительство, управлявшее страной с марта по ноябрь 1917 года (по новому стилю), впервые в истории России ввело рационирование (карточное распределение) хлеба и некоторых других продуктов для городского населения. Оно выпустило собственные бумажные деньги, слившиеся с царскими деньгами в одну обесценивающуюся массу.

В рамках политики революционного насилия захват Государственного банка и национализация коммерческих банков были одними из первых мероприятий советской власти. Овладение Госбанком означало непосредственно, во-первых, переход в руки большевиков той части золотого запаса России, которая хранилась в Петрограде, во-вторых, контроль над эмиссией бумажных денег.

Все государственные займы царского и Временного правительств отменялись.

Хотя вклады в банках формально не были конфискованы или аннулированы, на деле использовать эти деньги стало невозможно.

Единственной формой «сбережений», доступной населению, оказались бумажные деньги. Реальности большой инфляции не сразу стали очевидны народу, особенно крестьянству.

Декретами в 1918 году владение драгоценными металлами и иностранной валютой было запрещено под угрозой жесточайших наказаний; эти ценности подлежали сдаче в учреждения Народного банка.

Советская власть продразверсткой изымала у крестьян всю продукцию сверх физически необходимой части (а часто и эту часть). Она пыталась дать мужику в порядке продуктообмена промышленные товары, но этих товаров катастрофически не хватало.

Карточное снабжение, дифференцированное по классовому признаку, производилось по искусственно низким твердым ценам, которые не имели ничего общего с ценами вольного рынка.

Специфические черты финансовых отношений как особой сферы денежных отношений.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

По мнению ученых Мельникова В.Д., Ильясова К.К. сущность финансов раскрывается с помощью следующих специфических признаков:

· денежный характер;

· распределительный характер;

· движение денежных фондов различного целевого назначения;

· императивность;

· безэквивалентность.

Первые два признака – денежный характер и распределительный характер – лишь ограничивают круг финансовых отношений, а свойственная финансам фондовая форма существования, обязательный, безэквивалентный характер движения стоимости в одностороннем порядке подчеркивают специфические особенности финансов как особой экономической категории.

Российский экономист Родионова В.М. отмечает, что финансам присущи денежная форма стоимости; распределительный характер; формирование денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Таким образом, выясняя сущность и специфику финансов, можно выделить три их признака: денежный характер, распределительный характер, а также формирование и использование финансовых ресурсов.

Тема «Финансы» Финансы - это совокупность денежных отношений, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством экономических, социальных и политических задач.

Предпосылки появления финансов Первая предпосылка В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и, самое главное, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.

Предпосылки появления финансов Вторая предпосылка Формирование и использование бюджета стали носить системный характер, т. е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

Предпосылки появления финансов Третья предпосылка Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Условно можно выделить: Государственные финансы – это часть финансовой системы общества, охватывающая движение денежных средств, необходимых государству для осуществления его функций. Финансы предприятий – это денежные активы, образующиеся, распределяющиеся и использующиеся в процессе экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Финансы населения – это часть финансовой системы, которая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.

Финансовые ресурсы на уровне государства включают: налоги, формирующие федеральный бюджет; средства социальных внебюджетных фондов; средства фондов НИОКР; средства прочих фондов; амортизационные отчисления; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от приватизации и коммерческого использования государственной собственности.

Финансовые ресурсы предприятия включают: прибыль; амортизация; кредиторская задолженность; средства от продажи ценных бумаг; различные взносы; средства от реализации залога.

Функции финансов Распределительная и перераспределительная функция. Воспроизводственная функция. Учетно-контролирующая функция. Стимулирующая функция. Регулирующая функция. Социальная функция. Политическая функция.

Финансовая система РФ включает: 1. Государственные и муниципальные финансы: государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит. 2. Финансы предприятий различных собственности. 3. Финансы страхования: - личное страхование; - страхование рисков; - страхование ответственности; - имущественное страхование. 4. Финансы граждан (домохозяйств). форм

Принципы организации финансовой системы в РФ: принцип единства финансов; принцип сбалансированности; целевая направленность; принцип диверсификации источников финансирования и вложений ресурсов.

Финансовая политика государства представляет собой совокупность методов и приемов воздействия государства на функционирование финансовой системы. Главная цель осуществления финансовой политики – укрепление экономического потенциала государства.

Помимо этого финансовая политика имеет следующие цели: проведение эффективной налоговой политики; укрепление финансовой и платежной дисциплины; преодоление бюджетного кризиса; последовательное снижение уровня инфляции; проведение реформирования предприятий; повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов; оздоровление и структурная перестройка экономики; достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Типы финансовой политики Классическая теория практически отводила государству «роль ночного сторожа» . Основа финансовой политики, по мнению «классиков» , достижение полной свободы рыночных отношений. Именно рынок является основным регулятором, способствующим во всех случаях экономическому росту и сбалансированности ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определёнными правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.

Планово – директивная теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово – распределительных функций государства на основе жёсткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивало превалирование натуральных показателей, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов и финансов государственных предприятий. Это предусматривало жёсткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых средств, создаваемых в экономике.

Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Дж. М. Кейнса и его последователей, предусматривает вмешательство государства в циклическое развитие экономики с помощью определённых финансово – кредитных инструментов (бюджета, налогов, ставок процента и другие).

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач говорят: о финансовой стратегии. Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач. о финансовой тактике. Финансовая тактика ориентирована на решение задач конкретного этапа развития экономики на основе своевременного изменения способа финансовых связей.

Правильность выбранной финансовой политики зависит от соблюдения «железного правила» экономической теории – при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать реальную экономическую ситуацию в стране, а не такую, какой ее хотелось бы видеть.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: - в области налогообложения и регулирования государственных расходов (фискальная политика). Основным механизмом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. - в области регулирования бюджета (бюджетная политика). Бюджетную политику можно разделить на рефляционную и дефляционную.

Для успешной реализации финансовой необходим финансовый механизм. политики Финансовый механизм – совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых для обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

Формы и методы управления финансами финансовое планирование; прогнозирование; программирование; финансовое регулирование; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Органы, осуществляющие управление финансами в РФ Общее управление финансами в РФ в соответствии с Конституцией РФ возложено на высшие государственные органы власти: Государственную Думу Федерального Собрания РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Администрацию Президента РФ, Аппарат Правительства РФ. Счетная палата Российской Федерации. Центральный Банк Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации. Главное управление Федерального Казначейства.

Финансовый контроль это законодательно регламентированная деятельность специально созданных для этого учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всеми хозяйствующими субъектами, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовой деятельности.

Система органов финансового контроля в большинстве развитых стран включает: ведомство главного ревизора – аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно президенту или парламенту страны; налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству либо министерству финансов, которое контролирует поступление налоговых доходов и других денежных средств в государственный бюджет;

контролирующие структуры в составе министерств и ведомств, которые осуществляют проверки и ревизии подведомственных им учреждений; аудиторские фирмы, которые на коммерческой основе осуществляют проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности финансовых операций хозяйствующими субъектами; службы внутреннего контроля (внутренний аудит), основной задачей которых является снижение производственных издержек, оптимизация потоков денежных средств и увеличение прибыли предприятия.

Методы проведения финансового контроля: документальные и камеральные проверки; обследование; надзор; анализ финансового состояния предприятия; наблюдение (мониторинг); ревизия.

Виды финансового контроля Государственный финансовый контроль представляет собой систему экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на Конституции РФ других законах. Его задача – отслеживать стоимостные пропорции распределения валового внутреннего продукта. Главная цель – максимизация поступления денежных средств в государственный бюджет и недопущение их нецелевого расходования. Негосударственный финансовый контроль. Его задачей является повышение эффективности использования средств предприятия.

Финансы предприятия это денежные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, в результате которых формируется собственный капитал, целевые централизованные и децентрализованные фонды денежные средств, происходит их накопление, распределение и использование.

Принципы организации финансов предприятия Принцип экономической эффективности. Принцип финансового контроля. Принцип финансового стимулирования. Принцип материальной ответственности.

Денежные фонды предприятий можно разбить на пять, групп: 1. Фонды собственных средств: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; фонд накоплений; целевые финансирование и поступления; прочие.

Денежные фонды предприятий можно разбить на пять, групп: 2. Фонды заемных средств: кредиты банков; займы; коммерческие кредиты; факторинг; лизинг; кредиторы; прочие.

Денежные фонды предприятий можно разбить на пять, групп: 3. Фонды привлеченных средств: фонд потребления; расчеты по дивидендам; доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов и платежей.

Денежные фонды предприятий можно разбить на пять, групп: 4. Оперативные денежные фонды: для выплаты заработной платы; для выплаты дивидендов; для платежей в бюджеты и внебюджетные фонды; для погашения кредитов и займов; прочие.

Денежные фонды предприятий можно разбить на пять, групп: 5. Фонды, образуемые за счет различных источников: оборотных средств; инвестиционный; валютный; прочие.

Это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач,
Каковы предпосылки возникновения финансов? Ведь человечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство. Почему только в средние века возникли данное явление и термин, отражающий его?
Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное - произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств -бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.
Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX в. Там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX в. на эти цели выделялось в бюджете Англии 1,05%, Франции - 2,01, Пруссии - 3,9, России - 2,7% общего объема государственных рас-
4
ходов. Интересен и тот факт, что практически до сих пор неизменной (11-13%) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды.
Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.
Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения - часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение -формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы вместе с тем - и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.
Можно выделить два основных этапа развития финансов.
Первый этап - неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.
По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.
В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития - второй этап. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этапе финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.
5
В зависимости от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства финансы, обладая практически одинаковыми институтами, часто имеют качественно различное содержание. Например, до недавнего времени в мире существовали две политические и экономические системы. Все финансовые отношения капиталистических стран были направлены на воспроизводство рыночных экономических отношений, а социалистических стран - на воспроизводство авторитарного режима и соответственно централизованного управления экономикой.
Рассмотрим подробнее этапы развития финансов в СССР и России. Ранее было отмечено, что финансовые отношения организует государство исходя из задач, стоящих перед ним на том или ином этапе развития общества с учетом реально сложившихся условий.
Строительство социалистических финансов началось только после окончания гражданской войны. Экономические условия в это время были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные предприятия промышленности и торговли национализированы, но йсе еще велика доля частника, особенно в оптовой и розничной торговле. Так, удельный вес\"частного сектора в 1923-1924 гг. в розничном товарообороте достигал 57,7%. Эти годы характеризовались неупорядоченным снабжением, стихийными ценами, непредсказуемыми результатами хозяйственной деятельности, отсутствием условий для планирования таких показателей, как доход, прибыль, себестоимость.
Основными задачами в это время были, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства даже с помощью частника и кулачества, с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника,
Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а задачи подъема экономики требовали заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать этим требованиям.
В связи с этим государство создает три основных общегосударственных фонда денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных с их формированием и использованием.
Первым общегосударственным фондом стал государственный бюджет, главными источниками поступлений - налоги.
6
Налоговая система данного периода характеризовалась особой множественностью налогов.
К первой группе налогов следует отнести прямые налоги. Это налог на доход, промысловый налог, рента с городских земель, налог на строения, подоходный налог с населения, сельскохозяйственный налог и т.д. Значительную долю приносил налог на доход (прибыль) государственных предприятий, так как почти весь он перечислялся в бюджет. Небольшая доля оставалась на предприятии для расширения производства, создания фонда улучшения бьпа рабочих и служащих. Средства фонда прежде всего направлялись на строительство жилья. На эти же цели предприятиям выделялись значительные суммы из бюджета.
В тот период жилищная проблема стояла чрезвычайно остро, поэтому такой подход решал и политическую задачу: происходил мощный отток рабочей силы из частного сектора в государственный. Несмотря на преимущества налога на доход (прибыль), он имел серьезный недостаток - не обеспечивал устойчивость доходной базы государственного бюджета. Условия хозяйствования были таковы, что результат деятельности мог быть определен только по окончании квартала, года; соответственно и взносы в бюджет могли поступать с такой же периодичностью.
Чтобы обеспечить регулярные поступления в бюджет, необходимо было найти объект налогообложения, который в хозяйственной деятельности любого предприятия имел постоянный характер. Такими объектами стали отдельные акты производственной и торговой деятельности. Например, взимался государственный гербовый сбор со сделок, счетов, векселей, железнодорожных накладных и т.д.
Особое место в налоговой системе занимал промысловый налог, которым облагались промышленные и торговые предприятия, единоличные ремесла и промысловые занятия. Налог состоял из двух-самостоятельных платежей - патентного и уравнительного сборов. Патентный сбор взимался при выдаче патентов на право промышленной и торговой деятельности. Уравнительным сбором облагались обороты предприятий. Характерной чертой данного налога была многократность обложения, т.е. один и тот же товар облагался налогом на всем пути движения от производителя к потребителю.
Регулярность поступлений в бюджет обеспечивали и такие прямые налоги, как подоходный налог с населения и сельскохозяйственный налог. Первый уплачивали трудящиеся предприятий, организаций всех форм собственности, второй - крестьянство.
7
Вторую группу налогов составляли косвенные налоги в виде акцизов на товары народного потребления.
Широко использовалась система доходов от государственного имущества. Сюда относились арендная плата за земельные угодья, лесной доход, плата за добычу угля и т.д.
Вся налоговая система была направлена на подавление частника в промышленности и торговле и кулачества в сельском хозяйстве. Эту задачу превосходно решали дифференцированные налоговые ставки. Для укрепления позиций социалистического сектора применялись пониженные ставки с доходов государственных и кооперативных предприятий и организаций, система льгот. Для частного сектора ставки платежей устанавливались, как правило, в два раза выше. Аналогичное положение было и при исчислении подоходного налога с физических лиц. По Положению о подоходном налоге 1924 г. высшая прогрессивная ставка составляла 37,5% и распространялась на всех плательщиков. Но уже s 1926 г. ставки диффен-цировали по группам плательщиков.
Максимальная ставка для капиталистических элементов была повышена до 67,5%, а с 1927 г. - до 81%. Кроме того, в 1931 г. был введен специальный сбор на нужды культурного и жилищного строительства. С рабочих, служащих и кооперативных кустарей он взимался в виде небольшой надбавки к окладу подоходного налога; для частников эта надбавка достигла 200%, т.е фактически изымался не только доход частника, но и значительная часть его капитала.
Вторым по значению общегосударственным фондом денежных средств был фонд государственного имущественного и личного страхования. Этот фонд формировался за счет обязательных и добровольных взносов страхователей. Обязательному страхованию подлежало имущество предприятий и организаций всех форм собственности, так как даже для государственных предприятий в бюджете не были предусмотрены средства на возмещение ущерба, и обеспечение непрерывности процесса производства являлось функцией самого предприятия. Добровольному страхованию подлежало имущество, здоровье и жизнь граждан.
Третьим общегосударственным фондом был фонд государственного социального страхования, обеспечивающий сохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц, использующих наемную рабочую силу.
Вышеуказанная система финансовых отношений обеспечила выполнение поставленных государством задач. Уже к 1930 г. в про-
8
мышленности государственный сектор становится господствующим, здесь производилось 94,4% валовой продукции. Главными производителями сельхозпродукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации.
Основным производственным звеном стали предприятия, действующие на началах хозяйственного расчета в условиях централизованного планового управления народным хозяйством. Все показатели деятельности предприятий планировались и носили директивный характер. На этом этапе у государства уже другие задачи: реконструкция всех отраслей народного хозяйства на базе социалистической индустриализации. Но ограниченность финансовых ресурсов и отсутствие какой-либо помощи извне обусловили продолжение политики жесткой централизации средств, предназначенных как для накопления, так и потребления. Новые условия и новые задачи требовали коренного изменения системы финансовых отношений. Основной же группой финансовых отношений выступают денежные отношения между юридическими лицами и бюджетом, поэтому изменения коснулись прежде всего их.
Налоговая реформа 1930-1931 гг. обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет. Например, налог с оборота объединил 53 ранее действующих платежа. Данный налог просуществовал до 1992 г., не меняя основополагающих признаков. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и полностью поступал в государственный бюджет по мере реализации товара. Поэтому он обеспечивал регулярную и устойчивую мобилизацию денежных ресурсов в народном хозяйстве для бесперебойного финансирования плановых заданий предприятий.
Доля налога с оборота в общем объеме доходов государственного бюджета всегда была очень высока. Например, в 1940 г. она составляла 58,7%, в 1950 г. - 55,8, 1960 г. - 40,7, 1970 г. - 31Д 1975 г.-30,4, в 1980 г.-31,1%.
Вторым по величине источником доходов бюджетов всех уровней становятся отчисления от прибыли: в 1940 г.-12,1%, I960 г. -24,2, 1970 г. - 34,6, в 1975 г. - 31,9%. Этот доход, наоборот, претерпел существенные изменения.
Итак, в результате налоговой реформы 1930-1931 гг. подоходный налог с государственных предприятий и некоторые другие платежи были заменены отчислениями от прибыли. На этом же этапе
9
был принят следующий порядок распределения прибыли. Прежде всего отчисления шли в поощрительные фонды предприятия (фонд улучшения быта рабочих и служащих, фонд премирования рационализаторов производства), на плановые капитальные вложения, прирост норматива собственных оборотных средств и другие плановые потребности. Естественно, все отчисления осуществлялись по нормативам, устанавливаемым вышестоящими организациями (специализированными наркоматами). Свободный остаток прибыли перечислялся в соответствующий бюджет (в зависимости от подчиненности предприятия). В результате такого распределения предприятие получало около 28% прибыли, из них 12% направлялось на капитальные вложения, 8% - на прирост норматива собственных оборотных средств, 5% - в поощрительные фонды и 3% - на другие цели. В бюджет вносилось 72% прибыли.
В сельском хозяйстве сохранился сельскохозяйственный налог, но его ставки еще жестче воздействовали на необобществленный сектор сельскохозяйственного производства.
Данная организация финансов позволила государству даже в условиях Отечественной войны 1941-1945 гг. выполнить поставленные задачи, и к 60-м годам по уровню развития промышленности страна становится одним из крупнейших индустриальных государств мира. Были построены и введены в действие десятки тысяч новых крупных промышленных предприятий. Число отраслей и производств в промышленности возросло с 81-87 в 1925-1927 гг. более чем до 300 в 1966 г. Особенно значителен был рост отраслей в машиностроении, химической промышленности. Почти вдвое увеличилось количество отраслей в легкой и пищевой промышленности.
Масштабы производства обусловили процесс децентрализации в управлении экономикой, так как стало невозможным из центра решать конкретные задачи отдельного предприятия. Но, передавая часть своих функций предприятиям, социалистическое государство должно было обеспечить их соответствующими денежными ресурсами. Возникла необходимость формирования фондов денежных средств не только на уровне государства, но и на уровне отрасли и предприятия. Следовательно, условия этого этапа вызвали к жизни совершенно новые группы финансовых отношений: денежные отношения между предприятием и государством по поводу формирования и использования отраслевых фондов и фондов предприятия. В связи с этим значительно возросла роль прибыли как основного их источника.
10
Экономическая реформа 1965 г, утвердила новую систему распределения и использования прибыли, в основу которой были положены следующие принципы:
повышение заинтересованности работников предприятий в общих результатах работы, в связи с чем размеры материального поощрения работников были поставлены В\" зависимость от роста реализации, прибыли и уровня рентабельности;
создание на предприятиях более широких возможностей для осуществления за счет прибыли и части амортизационных отчислений мероприятий по обновлению оборудования, совершенствованию производства и других мер по внедрению новой техники, расширению производства;
введение платности за пользование производственными фондами, предоставляемыми государством предприятию в целях создания их заинтересованности в лучшем использовании фондов;
повышение материальной ответственности предприятий за выполнение плана прибыли и сохранность собственных оборотных средств,
Финансовые отношения по поводу распределения прибыли представляют сложную систему взаимоувязанных нормативов, методик расчета налогооблагаемых баз, очередности отчислений, льгот и санкций. В первую очередь осуществлялись платежи в бюджет в виде платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства и платежи банку процентов за кредит. Плата за фонды исчислялась по устанавливаемым на ряд лет нормативам (в основном 6%) от среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Таким образом, сумма платы за фонды представляла собой величину, зависящую не от результатов деятельности предприятия, а. от фактического наличия у предприятия производственных фондов. Такой порядок заставлял предприятия либо эффективно использовать все имеющиеся мощности, либо избавляться от них.
После первоочередных отчислений оставалась расчетная прибыль, которая направлялась в основном на формирование отраслевых и децентрализованных фондов. Сумма отчислений рассчитывалась по установленным нормативам и была связана с рядом показателей деятельности предприятия. Оставшаяся часть прибыли шла на покрытие таких плановых затрат, как финансирование капиталовложений и погашение долгосрочного кредита, предоставленного на эту цель, покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и др.
11
Так как затраты второго (использование фонда материального поощрения - ФМП, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства - ФСКМ И ЖС, фонда развития производства - ФРП) и третьего (финансирование капитальных вложений, погашение долгосрочного кредита, погашение среднесрочного кредита, выданного на восполнение собственных оборотных средств, финансирование прироста собственных оборотных средств и т.д.) уровней планировались и утверждались министерствами, то, безусловно, их объемы устанавливались ниже планируемой и утверждаемой прибыли, т.е. в централизованном порядке обеспечивались условия возникновения свободного остатка прибыли, который целиком направлялся в бюджет.

Из табл. Ы видно, что
Анализ данных финансовых отношений показывает, что социалистическое государство очень неохотно выпускало из своих рук финансовые ресурсы, хотя условия этого настоятельно требовали. В самый жесткий период государство забирало у предприятий 72%
12
прибыли, а провозгласив политику децентрализации системы управления экономикой - в среднем 60%. В итоге произошло несовпадение организованных государством конкретных групп финансовых отношений с задачами производства. Жесткое централизованное нормирование затрат сковывало инициативу предприятий, снижало заинтересованность в повышении эффективности производства, что не только не привело к улучшению положения в экономике, но способствовало появлению убыточных предприятий и целых отраслей.
Стремясь изменить положение, государство в 80-е годы осуществляет ряд мероприятий, связанных с некоторым совершенствованием методов распределения прибыли, сохраняя в неизменном виде налоговую систему в целом. Такими мерами были: внедрение нормативного метода распределения прибыли, первой и второй моделей хозяйственного расчета. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентируясь на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие, серьезно снизились темпы роста производительности труда и другие показатели эффективности. Треть предприятий оказалась убыточной. Народное хозяйство, располагающее огромными ресурсами, натолкнулось на их нехватку. Образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием. Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался дефицитным. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов - государственных, отраслевых, региональных,
К 1992 г. в стране произошла смена политических ориентиров, государство провозгласило курс на демократизацию и рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности, Огромное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т.д.; институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д.
Рыночная экономика привела к усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду
13
с традиционными возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, те, самовозрастающей стоимостью. В-третьих, происходит смена приоритетов: постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне.
В результате финансовая политика приобретает революционные черты. Многие экономисты сравнивают современный этап с этапом становления социалистических финансов.
Переход страны на новые экономические отношения чреват большими трудностями. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и т.п В этих условиях финансовая политика неустойчива, часто меняется. Вместе с тем четко вырисовываются следующие тенденции:
1 Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде. Если при административно-командной системе более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете, то сейчас - не более 40%. Крупные средства перераспределяются через такие государственные фонды, как Пенсионный, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования и другие, обладающие автономностью.
2. Значительное снижение государственных доходов из ранее действующих источников или их потеря компенсируется увеличением их количества Основной упор сделан на налоги, поэтому с 1992 г. налоговая система представляет собой сложную, противоречивую, во многом не отвечающую даже интересам новых хозяйствующих субъектов систему. Были введены такие новые налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и физических лиц, -налог на операции с ценными бумагами и др Налоговый пресс привел к еще большему спаду производства, падению инвестиций, уходу от уплаты налогов, утечке капиталов, расцвету теневой экономики.
3. Невмешательство государства в экономику подтверждается следующими цифрами: в 80-е годы более 57% бюджета страны расходовалось на народное хозяйство, в последние годы - не более 12% Если раньше 78% всех капитальных вложений финансировалось из бюджета, то в настоящее время бюджет развития вынесен в отдельный раздел и в основном не обеспечен финансированием.
14

Еще по теме Финансы:

  1. №4. Государственные финансы: понятие, структура (федеральные финансы, финансы субъектов федерации)
  2. Тема 1. История финансов. Понятие финансов Возникновение финансов
  3. 1. 1. Наука о финансах и ее задачи. История возникновения и необходимость финансов.
  4. Финансы как особая форма экономических отношений Сущность финансов
  5. Экономическая сущность и функции финансов. Роль финансов в условиях рынка.
  6. § 1 Финансы и их роль в регулировании экономики Финансы: что это такое
  7. 4. Финансы хозяйствующих субъектов как основное звено системы финансов, состав финансовых ресурсов организаций.
  8. 17. Сущность и происхождение финансов. Функции финансов и их роль в экономике.
  9. 46 Модуль «Финансы». Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
  10. Раздел. Финансы экономических субъектов. Тема. Основы функционирования финансов в разных сферах деятельности.
  11. Неизвестный. Деньги, кредит, банки. Финансы. Инвестиции. Финансы организаций. Ответы на государственный экзамен, 2015