Экономическое развитие 1993 - 1998 гг. осложнялось нестабильной политической ситуацией. В Верховном Совете, а затем в Государственной думе большинство принадлежало оппозиции. С 1994 г. началась война в Чечне, потребовавшая колоссальных средств.
Правительству удалось в целом обеспечить финансовую стабилизацию и снизить инфляцию. Однако продолжался спад производства, особенно в отраслях ВПК и в целом в обрабатывающей промышленности. Противники реформ утверждали, что спад вызван приватизацией. Реформаторы отвергали упрек, подчеркивая, что состояние приватизированных предприятий лучше государственных и чем ниже доля собственности, оставшаяся за государством, тем меньше спад производства на предприятии. Вместе с тем они признавали, что приватизация повлекла за собой спад, но спад производства неконкурентоспособной продукции.
Правительство в 1995 г. разработало программу стимулирования инвестиций, но реализовать ее не смогло. Росту инвестиций препятствовали нестабильная политическая ситуация, война, отсутствие частной собственности на землю, полноценного законодательства (Земельного кодекса, Налогового кодекса и т. п.). Отечественные предприниматели предпочитали вывозить деньги за границу или "прокручивать" их в коммерческих банках. Из-за непомерно высоких и разорительных налоговых ставок широкие масштабы приобрело уклонение от уплаты налогов (использование бартерных сделок, "черного нала", подпольных счетов и т. п.). Население предпочитало не вкладывать деньги в покупку акций отечественных предприятий, а покупать наличную иностранную валюту, преимущественно доллары и марки. Продолжали нарастать неплатежи предприятий друг другу.
В то же время Дума, стремясь усилить социальную поддержку различных слоев населения, принимала законы, требовавшие больших затрат и не позволяла сформировать реальный жесткий бюджет.
В результате казна столкнулась с нехваткой средств для выплаты зарплаты бюджетникам, особенно работникам науки, учителям, врачам и военным. Нерегулярно выплачивалась зарплата и работникам акционированных предприятий, особенно шахтерам и работникам оборонных отраслей. Задержки зарплаты составляли в ряде регионов до полугода.
Основными источниками пополнения бюджета стали доходы от приватизации, внутренние и внешние займы. Государственный долг быстро рос. В 1997 г. по инициативе А. Б. Чубайса, ставшего первым вице-премьером, был осуществлен секвестр расходных статей бюджета.
В 1997 г. в экономике появились признаки оздоровления. Золотовалютные ресурсы возросли в первом полугодии с 2,8 до 10,7 млрд долл., уровень инфляции снизился до 9,3% за восемь месяцев против 16,2% за тот период 1996 г. Наметился небольшой экономический рост. Казалось, худшее уже позади.
Августовский кризис 1998 г.
Однако с осени 1997 г. экономика России подверглась новым тяжелым испытаниям. Разразился азиатский финансовый кризис, одновременно резко упали цены на нефть - основной продукт российского экспорта.
Весной 1998 г. Б. Н. Ельцин отправил в отставку В. С. Черномырдина и назначил главой правительства С. В. Кириенко, сторонника радикальных реформ. Процедура утверждения С. В. Кириенко Думой из-за сопротивления левой оппозиции затянулась. Новое правительство столкнулось с острейшими проблемами: шахтерские забастовки, сопровождавшиеся перекрытием железнодорожных магистралей, стремительный рост государственного долга, резкое падение валютных запасов Центрального банка. В апреле 1998 г. государственные доходы впервые превысили расходы. Однако привлечь инвесторов все же не удалось. Бремя долгов стремительно нарастало, особенно в связи с ростом процентных ставок по государственным краткосрочным обязательствам (ГКО).
В результате 17 августа 1998 г. правительство провело девальвацию (границы ранее установленного валютного коридора были расширены с 6 руб. до 9,5 руб. за 1 доллар) и объявило дефолт (отказ платить долги). Был введен мораторий на выплату долгов коммерческих банков иностранным инвесторам. 23 августа Б. Н. Ельцин отправил правительство С. В. Кириенко в отставку.
После отставки Кириенко валютный курс превысил 20 рублей за 1 доллар. Российская банковская система оказалась на грани краха. Многие крупные банки и фирмы разорились. Вклады населения в коммерческих банках упали на 15% в рублевом исчислении, а в реальном выражении на 52%. Вкладчики не могли получить свои деньги из коммерческих банков иногда в течение нескольких месяцев. Во многих случаях выплаты проводились по старому курсу. Резко увеличились цены на товары широкого потребления. Сотни тысяч людей, принадлежавших к "среднему классу", потеряли работу и доходы.
Парламентские выборы 1993 г. 2 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу 1-го созыва. 225 депутатов избирались по одномандатным округам, 225 - по партийным спискам.
За активное участие в событиях в Москве 3-4 октября 1993 т. ряд общественных организаций были лишены права участвовать в выборах. В их числе - Фронт национального спасения (лидеры - И. Константинов, А. Макашов), Российская коммунистическая рабочая партия (В. Анпилов), Общественный клуб «Союз офицеров» (С. Терехов), Союз социально-правовой защиты военнослужащих, военнообязанных и членов их семей «Щит» (В. Уражцев), Российский коммунистический союз молодежи (И. Моляров), Русское национальное единство (А. Баркашов).
Из 13 избирательных блоков и объединений, допущенных к участию в выборах, 5%-ный барьер, необходимый для вхождения в Думу, преодолели 8. Сенсацией выборов стала победа Либерально-демократической партии России (ЛДПР, лидер В. Жириновский). Ее партийный список получил более 25% голосов. Но с учетом депутатов, избранных на персональной основе, победителем стал блок «Выбор России» (Е. Гайдар). Его стали называть правящей партией.
В январе 1994 г. прошедшие в Госдуму партии и объединения сформировали фракции и депутатские группы. Их численность составила: «Выбор России» - 76 мест; ЛДПР - 63; Аграрная партия России (М. Лапшин) - 55; КПРФ - 45; блок «Яблоко» (Г. Явлинский, Ю. Болдырев, В. Лукин) - 25; Демократическая партия России (Н. Травкин) - 15; «Новая региональная политика» (первая группа, сложившаяся после открытия Госдумы, В. Медведев) - 65; Партия российского единства и согласия (С. Шахрай) - 30; фракция «Женщины России» (А. В. Федулова, Е. Ф. Лахова, Н. Г. Гундарева) - 23. Председателем Государственной Думы стал И. П. Рыбкин (АПР), его первым заместителем - М. А. Митюков («Выбор России»).
12 декабря 1993 г. была избрана и верхняя палата российского парламента - Совет Федерации. В этот орган входили по два депутата от каждого субъекта РФ. В 1995 г. был принят закон, не предусматривавший выборность членов Совета Федерации. В Совет Федерации стали входить «по должности» выборные главы исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации. Первым председателем Совета Федерации стал В. Ф. Шумейко.
Таким образом, с декабря 1993 г. высшим законодательным органом в России стало Федеральное Собрание, состоявшее из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).
Конституция РФ 1993 г. 12 декабря путем всенародного голосования была принята новая Конституция РФ. В голосовании приняло участие 55% избирателей, около 60% из них (треть от общего числа избирателей) сказали «да» новому Основному Закону страны, сменившему Конституцию РСФСР 1978 г.
Конституция провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституция утвердила в стране президентскую форму правления, а Россию - президентской республикой. Президент провозглашался главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент сосредоточил в своих руках всю исполнительную власть и наделялся законодательными полномочиями. Он мог налагать вето на решения Федерального Собрания, для преодоления вето требовалось две трети голосов в каждой из палат. В сравнении с другими президентскими республиками мира в России президент наделялся наибольшими прерогативами: фактически власть его была бесконтрольна. Это позволяло резко ускорить процесс реформирования страны.
Помимо президента государственную власть в России осуществляли, согласно Конституции, двухпалатное Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство, федеральные суды.
Конституция декларировала широкий круг прав и свобод человека и гражданина, включая право частной собственности, охраняемое законом.
Конституция закрепила новое федеративное устройство, сложившееся после заключения Федеративного договора 1992 г. Субъектами Федерации стали 89 национально-государственных и административных образований: 21 республика, 6 краев, 2 города (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область (Еврейская), 10 автономных округов. Конституция признала субъектом РФ Чеченскую республику.
После трагических событий октября 1993 г., принятия новой Конституции и выборов в Государственную Думу политическая активность в России резко упала. Она возрастала преимущественно во время парламентских и президентских выборов и была сосредоточена главным образом в парламенте.
Первой крупной акцией Государственной Думы стало амнистирование 23 февраля 1994 г. обвиняемых по «Делу ГКЧП» и участников событий 3-4 октября 1993 г. в Москве. Использовав свое конституционное право на амнистию, Госдума положила начало процессу общественного примирения в стране. Эта инициатива была поддержана президентом, и в апреле 1994 г. между руководством всех ветвей власти и представителями крупнейших общественно-политических объединений был подписан «Договор об общественном примирении и согласии». Политические партии и общественно-политические движения страны обязались вести свою деятельность парламентскими средствами в рамках Основного Закона.
Второй политической акцией Государственной Думы, получившей широкий общественный резонанс, стало принятие в марте 1994 г. постановления о признании недействительным решения о ликвидации СССР, закрепленного «Беловежским соглашением» 8 декабря 1991 г. Однако это постановление так и не приобрело силы закона.
Парламентские выборы 1995 г. 17 декабря 1995 г. состоялись выборы в Государственную Думу РФ 2-го созыва. В них приняли участие около 65% избирателей, на 10% больше, чем в 1993 г. Из 43 избирательных блоков и объединений, внесенных в избирательный бюллетень, 5%-ный барьер преодолели четыре: КПРФ (22,3%), ЛДПР (11,2%), «Наш дом - Россия» (НДР, 10,1%), «Яблоко» (6,9%). Эти объединения получили право на формирование депутатских фракций. Из 225 партийных мандатов КПРФ получила 99, ЛДПР - 50, НДР - 45, «Яблоко» - 31. Кроме этих фракций в Думе были образованы Аграрная депутатская группа (37 человек), депутатская группа «Народовластие» (37 человек) и депутатская группа «Российские регионы» (42 человека). Поскольку относительное большинство в Госдуме составили коммунисты, ее прозвали «красной» (общая численность фракции КПРФ с учетом проголосовавших по партийному списку и по одномандатным округам составила на момент регистрации 183 человека). Представитель КПРФ - Г. Н. Селезнев - был избран председателем Думы, его первым заместителем - А. Н. Шохин (НДР).
Парламентские выборы 1995 г. укрепили российский парламентаризм, сделали многопартийность в России устойчивой реальностью. К началу 1996 г. министерство юстиции зарегистрировало 83 партии. Российское общество совершило серьезный шаг в развитии политико-правовой культуры и демократии.
В январе 1996 г. был сформирован новый состав Совета Федерации. Две трети его состава были избраны в субъектах Российской Федерации, остальные - главы исполнительной власти - были назначены указами президента (осенью 1996 г. система назначений была заменена системой выборов). Председателем Совета Федерации второго созыва стал глава администрации Орловской области Е. С. Строев.
Президентские выборы 1994 г. В июне-июле 1996 г. состоялись президентские выборы - первые выборы Президента суверенной России. Они проходили в условиях политической нестабильности общества, вызванной ухудшением социально-экономического положения и военных неудач в Чечне. Рейтинг (популярность) президента среди избирателей был крайне низок (10% в мае 1996 г.).
Благодаря массированной агитационно-пропагандистской кампании, в которой главную роль играло общественно-политическое движение «Наш дом - Россия» во главе с председателем правительства В. С. Черномырдиным, авторитет президента стал расти. Однако на выборах 16 июня победить своих соперников (на пост президента претендовало 10 человек) он не смог. Ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов избирателей, а за бывшего Президента СССР М. С. Горбачева проголосовало менее 1% избирателей, принявших участие в выборах.
Во втором туре президентских выборов (3 июля 1996 г.) Б. Н. Ельцин, победив кандидата от оппозиции, лидера КПРФ Г. А. Зюганова, был избран президентом страны на второй срок.
После выборов президент активизировал процесс реформирования экономики, приостановленный накануне выборов. Весной 1997 г. он усилил в правительстве В. Черномырдина позиции реформаторов, введя в состав кабинета в качестве первых вице-премьеров А. Чубайса и Б. Немцова (губернатора Нижегородской области). В их руках оказались ключевые экономические ведомства - Минфин, Минтопэнерго. Обновленное правительство получило название кабинета «молодых реформаторов».
Ключевой фигурой кабинета в сфере публичной политики стал Б. Немцов. Под его руководством радикальные демократы развернули мощную кампанию против «консерваторов» в правительстве и президентских структурах (В. Черномырдина, Е. Примакова, С. Шахрая, А. Тулеева, В. Серова) и левой оппозиции во главе с Г. Зюгановым. Поводом для этого послужил договор Союза России и Белоруссии, подписанный в апреле. Радикалы расценили его как «тихий, или ползучий», государственный переворот, проводимый с целью фактического отстранения Президента России от власти, которая якобы должна была перейти в руки Высшего Совета Союза, где большинство было за представителями прокоммунистических и консервативных сил.
В мае 1997 г. «младореформаторы» обнародовали одобренную президентом политическую декларацию о целях деятельности правительства - «Программу семи главных дел». Этими делами были: реструктуризация естественных монополий, бастионов государственного капитализма (РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС), переход к системе адресной социальной помощи и отмене неоправданных социальных льгот, борьба с коррупцией, ликвидация института уполномоченных банков, создание жесткой системы распределения бюджетных ресурсов, секвестирование (сокращение) госбюджета на 1997 г., проведение налоговой и бюджетной реформ. Эта программа получила название программы «второй либеральной революции».
Реализация этой программы требовала слома сопротивления со стороны естественных монополии, региональных лидеров, силовых ведомств, госаппарата, а также левой оппозиции. Первые вице-премьеры выступили с инициативой роспуска «красной» Государственной Думы
и хотели в своей борьбе опереться на Совет Федерации. Однако в июне 1997 г. 92 сенатора подписали заявление «О поддержке конституционного строя в стране», где предупредили исполнительную власть о недопустимости попыток неконституционного роспуска Думы.
Правительственные кризисы 1998 г. Под давлением «консерваторов» президент был вынужден снять с министерских постов правых радикалов, но вскоре отправил в отставку их главного противника, председателя правительства В. Черномырдина (23 марта 1998 г.). Он предложил Государственной Думе утвердить на пост премьер-министра С. В. Кириенко, бывшего первого заместителя Б. Немцова в правительстве, члена его «нижегородской команды». Это вызвало конфликт президента с Думой. Она дважды отклоняла предложенную кандидатуру. Однако в апреле 1998 г., оказавшись перед угрозой роспуска, была вынуждена отступить.
Новый премьер-министр, продолжив курс прежнего правительства, за пять месяцев привел страну к финансовому кризису августа 1998 г. и был отправлен в отставку. В. Черномырдин вновь на короткое время (23 августа - 10 сентября 1998 г.) вернулся к руководству правительством в качестве исполняющего обязанности премьера. 10 сентября дважды отвергнутый Думой на пост главы правительства, он снял свою кандидатуру. Новый правительственный кризис закончился назначением на пост председателя правительства министра иностранных дел Е. М. Примакова (сентябрь 1998 - май 1999 г.).
Попытка импичмента президента. Осенью 1998 г. по инициативе фракции КПРФ Дума возбудила процесс отрешения президента от должности. Коммунисты обвиняли его в нарушении Конституции, которое выражалось, прежде всего, в проведении социально-экономической политики, приведшей к обнищанию народа, «яблочники» - в незаконном развязывании кровопролитной войны в Чечне.
Президент в отличие от угрозы первого импичмента весной 1993 г. не опасался быть отстраненным от власти законным путем. По Конституции 1993 г. процедура отрешения президента была чрезвычайно сложна и практически неосуществима. Решение Думы могло стать лишь первым этапом этой процедуры. Но оно не состоялось. Голосование по пяти пунктам обвинения, которое прошло в апреле 1999 г., не набрало в Государственной Думе квалифицированного большинства.
8 мае 1999 г. Б. Ельцин отправил в отставку Е. Примакова, которого соратники президента обвиняли в поддержке сторонников импичмента. 12 мая премьер-министром стал С. В. Степашин.
9 августа 1999 г. указом президента в правительстве была введена дополнительная должность первого заместителя председателя правительства и этим же указом на эту должность был назначен В. В. Путин. В тот же день указом президента кабинет Степашина был отправлен в отставку, а Путин был назначен временно исполняющим обязанности председателя правительства. В телеобращении к народу Б. Ельцин назвал В. Путина своим преемником на посту президента. 16 августа 1999 г. Государственная Дума с первого голосования утвердила В. В. Путина Председателем Правительства РФ.
Чеченская проблема. Главным дестабилизирующим фактом общественно-политического развития России в 1990-е гг. стала Чечня. В октябре - ноябре 1991 г. чеченские националисты во главе с генералом Д. Дудаевым разогнали законно избранные органы власти Чечено-Ингушской республики, вывели Чечню из ее состава, провозгласили независимую республику Ичкерию, заявив о выходе из состава России.
Руководство страны оказалось в сложном положении. С одной стороны, оно было заинтересовано в отстранении от власти сил, поддержавших ГКЧП (к ним относился и Верховный совет Чечено-Ингушской республики), с другой - чеченский сепаратизм создал угрозу разрушения России.
Политическая борьба между ветвями власти не позволила руководству России решить чеченскую проблему в 1992-1993 гг. Тем не менее, самопровозглашенная Чеченская республика была признана, но не как независимая от России, а как один из ее субъектов. Это было закреплено в Конституции РФ 1993 г., однако Чечня оставалась самым слабым звеном в цепи российской государственности. Сепаратисты проводили активную политику по подрыву конституционного порядка в республике. В декабре 1994 г. с целью восстановления конституционного порядка в Чечню были введены федеральные войска. Чеченские сепаратисты встретили их огнем из оружия, которое в 1992 г. в огромном количестве было оставлено в Чечне российским военным руководством в процессе вывода частей Северо-Кавказского военного округа из Ичкерии. Вооруженный конфликт стал затяжным и кровавым. Несколько раз он прерывался мирными переговорами и вновь разгорался. В августе 1996 г. между руководством РФ (секретарь Совета безопасности РФ А. Лебедь) и сепаратистов (А. Масхадов) была достигнута договоренность («Хасавюртовские соглашения») о прекращении военных действий, выводе федеральных войск из Чечни, проведении в 1997 г. президентских выборов в республике (состоявшиеся выборы принесли победу А. Масхадову). Решение вопроса о политическом статусе Чечни откладывалось до 2000 г. Федеральные войска начали покидать Чечню. Однако соглашение поощрило чеченских сепаратистов не только форсировать процесс выхода из состава Российской Федерации, но и вовлечь в этот процесс другие северокавказские субъекты России, прежде всего Дагестан. В борьбе за свои интересы чеченские сепаратисты стали на путь террора. В эффективности этого средства борьбы они убедились в 1995- 1996 гг. Захватывая больницы с тысячами заложников в городах Буденновске и Кизляре, террористы добивались от правительства России уступок. В августе 1999 г. вооруженные группы боевиков напали на соседние с Чечней районы Дагестана. Тогда же террористы взорвали жилой дом в Буйнакске (Дагестан), в сентябре 1999 г. - два жилых дома в Москве. Террористические акты унесли жизни сотен людей.
В ответ в сентябре 1999 г. правительство России начало широкомасштабную антитеррористическую операцию в Чечне.
Контрольные вопросы и задания :
1. Каковы особенности социально-экономического развития России в начале 90-х гг. ХХ в.?
2. Какими были результаты первых экономических реформ?
3. Назовите причины политического кризиса 1993 г.
4. В чем выразился кризис и его последствия.
5. Перечислите особенности Конституции России 1993 г.
6. Дайте оценку парламентским и президентским выборам 90-х гг.
7. В чем проявились правительственные кризисы?
8. Расскажите об основных этапах чеченской войны.
Любые реформаторы в России в конце 1991 г. должны были исходить из объективных условий: валютные резервы СССР были истощены; государственный внешний долг вырос до 105 млрд. долл.; рост инфляции достигал 30% в месяц. Неблагополучие в производственной и денежно-финансовой сферах привело к распаду потребительского рынка. В разряд дефицитных перешли практически все виды товаров. Большинство городов страны было охвачено карточной системой. В условиях системного (общего) кризиса новое руководство сделало вывод, что советская система не реформируема в принципе и заслуживает только разрушения, а правительство должно решать не частные задачи текущего момента, а провести быструю смену общественного строя в стране.
Началом перехода к политике реформ стали решения V съезда народных депутатов РФ. 28 октября 1991 г. с его трибуны Ельцин заявил, что «поле для реформ разминировано» и выступил с программой радикальных экономических реформ, предусматривающих либерализацию цен и зарплат, свободу торговли и приватизацию. Депутаты в целом одобрили программу и наделили президента дополнительными полномочиями на один год для ее проведения. В начале ноября было сформировано правительство во главе с Ельциным, в котором ключевую роль играли два вице-премьера: Г.Бурбулис (бывший преподаватель философии и научного коммунизма, отвечавший за политические вопросы) и 35-летний экономист, доктор наук, внук двух знаменитых советских детских писателей П.Бажова и А.Гайдара, Е.Т. Гайдар (министр экономики и финансов). При правительстве также действовал институт советников, где ведущая роль принадлежала американскому экономисту-либералу Д.Саксу. Таким образом, осуществление реформ оказалось в руках радикально настроенных, ориентированных на Запад молодых либерал-демократов, полностью отвергавших советский опыт и фанатически веривших, что только рынок способен все расставить на свои места. К тому же, реальная обстановка в экономике крайне сужала возможности правительства для маневров и компромиссов.
Основными элементами проводимых реформ стали т.н. «шоковая терапия»: монетаризм, заимствованный у Чикагской школы экономики; либерализация цен, приватизация государственного хозяйства. Радикальные экономические реформы начались в России 2 января 1992 г., когда вступил в силу президентский указ об освобождении цен. В январе вышел указ «О свободе торговли». Была отменена монополия внешней торговли, практически всем предприятиям разрешалось вести экспортно-импортные операции. На первое место была поставлена задача бездефицитного бюджета. Правительство резко сократило затраты на содержание армии и производство вооружения.
Первые полгода «шоковой терапии» фактически превратили Россию в совершенно новую страну, с новыми условиями жизни. В результате либерализации цен большинство населения оказалось на грани или за чертой бедности, поскольку в течение 1992 г. цены на продовольственные товары выросли в 36 раз. Страну захлестнула инфляция. Большинство расчетов стало производиться в долларах. «Шоковая терапия» обернулась свертыванием социальных программ, включая те, которые были ориентированы на наименее защищенные слои населения. Реформой не была предусмотрена индексация сберегательных вкладов населения, что привело к одномоментному их обесцениванию – в огне инфляции сгорели многолетние сбережения населения. Равнодушие властей к этой острой проблеме вызвало резкое недовольство. Даже приватизация жилья, сделавшая миллионы людей собственниками недвижимости, не могла заменить в общественном сознании потери наличных средств. Тем более что все помнили как российское руководство в 1990-1991 гг. настойчиво убеждало население в том, что необходимые меры возможно осуществить без снижения уровня жизни, а президент Ельцин заверял, что «ляжет на рельсы», если это произойдет.
Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада. Тяжелое положение складывалось в промышленности и аграрном секторе, где наблюдались сокращение производства и платежный кризис, поскольку правительство, стремясь создать бездефицитный бюджет, прекратило финансирование убыточных предприятий. Экономика страны стремительно приобретала бартерный (обменный) характер. Фермерское движение, о котором много говорили, получило преимущественно моральную поддержку: не были решены вопросы его финансового, материально-технического и правового обеспечения. В то же время меры по либерализации внешнеторговой деятельности привели к тому, что в страну хлынул поток товаров самого различного ассортимента и качества, а тысячи людей были вовлечены в «челночный» бизнес (ездили за товаром в Турцию, Китай, Польшу и другие страны).
Все это привело к тому, что в 1992 г. политическая поддержка курсу реформ Гайдара-Ельцина кардинально сократилась. Начиная с середины 1992 г., между либералами-рыночниками и «старой» хозяйственной элитой начинает оформляться компромисс, который нашел свое выражение в смягчении денежно-кредитной политики и восстановлении дотаций предприятиям, а также в привлечении в правительство представителей директорского корпуса. В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов РФ добился отставки Е.Гайдара. Премьер-министром был избран бывший руководитель нефтяной и газовой промышленности СССР В.С.Черномырдин. С его приходом началась корректировка правительственного курса в сторону умеренного реформирования.
Таким образом, реформы, связанные с именем Е.Гайдара, продолжались около 15 месяцев. Другие исследователи считают, что эта экономическая политика проводилась до конца 90-х гг. Однако во всех случаях в качестве грани выделяют 1998 г., когда, по утверждению многих, «закончился важнейший цикл рыночных реформ в России». Одним из самых сложных и спорных направлений экономической политики 1992-1998 гг. стала приватизация государственной собственности. Концепция приватизации была разработана Госкомимуществом России во главе с А.Б.Чубайсом. Было проведено акционирование государственных предприятий. 51% акций распределялись между работниками предприятий, а остальные поступали в открытую продажу. Каждому россиянину выдавался приватизационный чек (ваучер) стоимостью в 10 тыс. рублей (сумма была определена исходя из оценки имущества российских предприятий на 1 января 1992 г. в 1 трлн. 260,5 млрд. руб.). С 1 января 1993 г. на ваучер можно было приобрести акции любого предприятия. По всей стране создавались чековые инвестиционные фонды, задачей которых была аккумулирование средств населения и обеспечение инвестиций в производство. В социальном плане приватизация преследовала цель: «создание класса собственников». Однако, вследствие инфляции, ваучеры полностью обесценились: если в конце 1991 г. 10 тыс. руб. составляли примерно половину стоимости автомобиля (типа «Жигулей»), то в конце 1993 г. это была цена 3-4-х бутылок водки. Многочисленные инвестиционные фонды, собиравшие ваучеры у населения, один за другим объявляли себя банкротами. Фактически произошел бесплатный раздел огромной части государственного имущества между чиновниками и представителями бывшей партийной, комсомольской и хозяйственной номенклатуры. Приватизация все более принимала криминальный характер.
Второй этап приватизации начался в 1995 г. Цель его была в «создании эффективного собственника». От ваучерной приватизации перешли к денежной. К этому времени расслоение общества резко усилилось. С одной стороны, произошло крушение надежд большинства народа, которое обозвало этот процесс «прихватизацией». С другой – почти все лучшие предприятия с экспортным потенциалом оказались в руках небольшой группы московских банкиров, которые находились ближе всех к «телу» власти. Важно подчеркнуть, что современные российские олигархи свое состояние не заработали, а получили из рук государства. Вместе с тем государство ушло от ответственности за созданную при его попустительстве сеть мошеннических организаций, обманом присвоивших себе приватизационные чеки и трудовые сбережения граждан.
В 90-е годы в стране были созданы все виды рынков: недвижимости, товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов и т.д. Государство больше не контролировало и не устанавливало цены на товары, не ограничивало размер заработной платы. Ушли в прошлое хронические дефициты на потребительские товары, исчезли очереди в магазинах.
В 1992-1998 гг. в центре внимания российского руководства стояла проблема финансовой стабилизации, добиться которой предполагалось через борьбу с инфляцией и сокращение бюджетного дефицита. Однако, несмотря на заметные результаты в этой области (в 1996 г. инфляция равнялась 21%), основные макроэкономические показатели за этот период ухудшились. Так, российский ВВП (валовой внутренний продукт) по официальным данным сократился почти на 44%, объем промышленного производства – на 56%. Надо понимать, что часть ВВП, уходя от налогов, находится в т.н. «тени». Дефицит бюджета уменьшился до 4,8%, что было достигнуто за счет отказа государства от традиционных обязательств в медицине, образовании, науке, социальной сфере. В то же время потребительский рынок был наполнен разнообразными товарами, но эта проблема решалась не в результате развития собственного производства, а через повышение цен и, главное, за счет увеличения импорта в обмен на топливно-энергетические ресурсы, цветные металлы и другие сырьевые материалы. Сохранялся и углублялся экспортно-сырьевой характер российской экономики.
Отечественную экономику охватил глубочайший инвестиционный кризис (бегство денег из сферы производства), причины которого носили комплексный характер. Многие предприятия были лишены возможности обновлять свою техническую базу. Для покрытия дефицита бюджета государство постоянно заимствовало средства как внутри страны, так и за рубежом. К советским долгам правительство «младореформаторов» добавило еще около 60 млрд. долл. Значительная доля этих средств тратилась на консультационные услуги западных спецов и закупку западного же оборудования и потребительских товаров, т.е. фактически оставалась в Европе и Америке. Расходы по обслуживанию государственного долга росли и достигли в 1998 г. 33% государственного бюджета. Чтобы вернуть экономике необходимую динамику и избавиться от политического соперника, весной 1998 г. Ельцин принял решение об отставке правительства Черномырдина. Новым премьер-министром стал 35- летний малоизвестный банкир из Нижнего Новгорода С.В.Кириенко, считанные месяцы проработавший министром топлива и энергетики. Новое правительство, лишенное поддержки парламента и ведущих финансово-промышленных групп, пыталось изменить акценты в экономической политике, сделав ставку на стабилизацию финансовых рынков и разрешение бюджетного кризиса. По оценкам специалистов, кабинет Кириенко принимал хотя и верные, но запоздалые решения. 17 августа 1998 г. правительство объявило трехмесячный мораторий на выплату банками долгов иностранным кредиторам. Разразился острейший финансовый кризис, который назвали словом «дефолт». Его социально-экономическими последствиями стали девальвация рубля, стремительный рост цен, разрушение банковской системы и уничтожение большей части сбережений населения, заметное увеличение безработицы, подрыв позиций среднего класса, но одновременно улучшение ситуации для отечественного производства на внутреннем и внешнем рынках.. Кризис продемонстрировал неэффективность проводившегося с 1992 г. курса реформирования и нанес мощный удар по политическому авторитету тех, кто за ним стоял.
В этой ситуации новое, самое «левое» после 1992 г. правительство Е.М. Примакова объявило курс на усиление государственного регулирования в экономике, восстановление государственной монополии на производство спирта и ужесточение контроля над сбытом алкогольной продукции, решительную борьбу с экономическими преступлениями и коррупцией. В соответствии с лозунгом «Жить по средствам» правительство предложило Государственной думе и Совету Федерации весьма жесткий бюджет на 1999 г. Впервые за ряд лет предполагался небольшой профицит бюджета (превышение доходов над расходами) за счет, прежде всего, решительного сокращения многих статей бюджета. Правительство Примакова сделало шаги в сторону поддержки реального сектора. Вместе с тем, финансовый кризис привел к определенному оздоровлению экономики. Рубль значительно «подешевел» по отношению к иностранным валютам (к доллару примерно в пять раз). В результате импорт сократился, и это объективно усиливало позиции отечественных производителей. В то же время все аналитики сходились в том, что экономическое положение России крайне сложно и выход из создавшейся ситуации при самых благоприятных условиях потребует длительного времени. Осталась актуальной и проблема долга. К началу 1999 г. совокупный внешний государственный долг России составлял около 150 млрд. долларов, что в пересчете к внутреннему валовому продукту составило почти 90 %. Начиная с 2000 г. Россия должна ежегодно выплачивать внешним кредиторам свыше 10 млрд. долларов.
Подведем некоторые итоги. К концу XX в. экономические позиции России значительно ухудшились. По совокупным показателям экономического развития страна оказалась на 55-ом, а по промышленным показателям на 95-ом месте в мире. Результатом экономических реформ 1990-х гг. стало возникновение острых противоречий между постепенным формированием рыночной инфраструктуры на производстве, в торговле и финансовой сфере, созданием фондового рынка, появлением сотен тысяч собственников и обнищанием значительной части населения, резким углублением социального неравенства, появлением безработицы и других болезней рыночной экономики. Безработными стали около 10 – 15% трудоспособного населения. Так называемый «децильный» коэффициент, т.е. соотношение доходов 10% наиболее благополучных граждан и 10% с наиболее низкими доходами, вырос примерно в четыре раза и составил 14:1. За чертой бедности оказалась фактически треть населения страны. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Продолжала ухудшаться демографическая ситуация. Численность населения сократилась примерно со 150 млн. до 146 млн. человек. Естественную убыль населения смягчил приток миллионов беженцев из бывших союзных республик. Огромный размах приобрели наркомания, заболевания СПИДом, туберкулезом и другими опасными болезнями.
За годы реформ рыночные отношения в России приобрели откровенно криминальный характер. В публицистике и научной литературе часто пишут о коррумпированности власти, признают усиление влияния преступности на развитие экономики и общества, беспрецедентность масштабов взаимодействия госчиновников и криминальных группировок. Это, в частности, нашло отражение в появлении нового смысла известного слова «крыша», а также термина «наезжать». С начала реформ сложилась ситуация, когда большинство предприятий и фирм вынуждено платить неформальным (чаще всего преступным) объединениям дань за «охрану», «взыскание» долгов, замену арбитража и судебных органов, которые из-за несовершенства законодательства работают неэффективно. Криминальные группировки, а их в 2003 г. в стране насчитывалось 10 тысяч, поделили между собой районы крупных городов и целые территории.
С криминализацией экономической жизни связано расширение теневой, «неофициальной» экономики, которая включает и некриминальные виды предпринимательской деятельности, находящиеся вне системы государственного учета и регулирования и, как правило, вне сферы официальных налоговых обязательств. Точных данных о масштабах «теневизации» экономики нет, но в литературе можно встретить оценки, согласно которым в теневом секторе производится от 40 до 50% товаров и услуг. Причина заключается в том, что на смену административному управлению экономики, существовавшему 75 лет, пришло если не полное отсутствие государственного регулирования, то его явная недостаточность. Для многих граждан, занятых в сфере «теневой» экономики, такого рода деятельность является возможностью выжить. Легализации «теневой» деятельности препятствуют всевластие чиновников, несовершенство налогового законодательства и другие политические, экономические, правовые факторы.
Одной из важных составляющих «теневой» экономики является коррупция, понимаемая как поборы, которые вынуждены нести граждане в ходе своей трудовой и иной деятельности. Согласно исследованиям, проведенным в 2000-2001 гг., на взятки в России ежегодно тратят как минимум 37 млрд. долларов, что почти равно доходной части годового бюджета страны. Коррупция за годы реформ приобрела тотальный характер, поскольку охватила практически все сферы жизни.
Итоги первого года реформы в России подводились на VII Съезде народных депутатов РФ в декабре 1992 г. Он признал работу правительства неудовлетворительной и отправил Е.Т. Гайдара в отставку. Новый кабинет возглавил В.С. Черномырдин. Прежний курс на создание в стране рыночной экономики был сохранен, преобразования продолжались в заданном направлении. Своими приоритетами новое правительство объявило финансовую стабилизацию, укрепление рубля, борьбу с инфляцией, т.е. налицо был прежний монетаристкий подход.
В течение 1993 г. завершилась либерализация цен - были отпущены цены на энергоносители и сельхозпродукты, над которыми до этого сохранялся контроль. И хотя элементы их регулирования в ряде случаев остались, к концу года государство практически перестало вмешиваться в процесс торговли и ценообразования.
Либерализация экономической деятельности способствовала появлению в России иностранного капитала. Западные компании попытались проникнуть в самые доходные отрасли - нефтяную промышленность, металлургию, лесное хозяйство. Однако их быстро вытеснили оттуда российские предприниматели. Деятельность иностранцев оказалась более успешной в пищевой, парфюмерной, косметической и т.п. промышленности. Там они, как правило, сразу занимали ведущие места в отрасли и начинали теснить российских конкурентов. Собственностью иностранцев стали пивной завод "Балтика", кондитерская фабрика "Покров" и другие хорошо известные потребителю предприятия. Западный капитал давал российской промышленности инвестиции (так, Nestle, купив кондитерскую фабрику "Россия", вложила в нее 80 млн. долл.), предоставил возможность российским предприятиям делать займы в западных банках под гарантии иностранных акционеров, принес опыт управления и организации производства, приучал отечественного потребителя к новому качеству продукции, а получал то, за чем пришел в Россию - большие доходы.
Активно шла приватизация госсобственности. На ее первом этапе было разгосударствлено около 14 из 25 тыс. крупных и средних государственных предприятии и свыше 106 тыс. муниципальных. Магазины, кафе, рестораны предприятия бытового обслуживания к концу 1994 г стали в основном частными. Было также приватизировано около 40% дорожно-транспортных предприятии. Интенсивно формировалась финансовая инфраструктура, включавшая в себя банки, валютно-финансовые биржи, страховые компании, кредитные организации. В сфере финансовых услуг тоже стали преобладать частные фирмы. За первые три года реформ около 60% работников страны переместились в частный сектор.
С июля 1994 г. начался второй, денежный, этап приватизации государственной собственности. Предприятия стали продаваться через аукционы, на которые государство выставило "по смешным ценам" локомотивы российской индустрии - нефтяные, металлургические и т.п. компании. Борьба за раздел собственности продолжилась, но теперь олигархи проявили себя публично. После недолгой подковерной борьбы лучшие предприятия с богатым экспортным потенциалом также оказались в их руках.
Олигархи, первоначально обосновавшиеся преимущественно в банковской сфере, интенсивно концентрировали капитал, поглощая другие крупные и средние банки, вели агрессивную экспансию в регионы. "Материнские" банки быстро рождали целые семейства различных компаний из посреднических фирм, торговых домов, промышленных предприятий, и таким образом в России появились холдинги, или финансово-промышленные группы (ФПГ). В других случаях ФПГ создавались промышленными гигантами (Газпром, ВАЗ, ЛУКойл), учреждавшими для своих нужд финансовые структуры. К началу 1996 г. в России было официально зарегистрировано 28 ФПГ. Крупнейшие из них назывались "империями": империя Менатепа (включавшая около 60 юридических лиц), Моста (42 юр. лица), ОНЭКСИМ банка (более 30 юр. лиц), Инкомбанка (более 30 юр. лиц) и т. д.
Олигархический характер политики российских властей еще отчетливее обозначился, когда с осени 1995 г. начались залоговые аукционы. Государство, нуждавшееся в средствах, стало передавать в залог по символическим ценам государственные пакеты акций крупнейших промышленных объектов частным компаниям, как правило, банкам, на короткий срок (передача "в доверительное управление"). Если государство не возвращало в срок долг, что стало правилом, банки становились владельцами предприятий. Самыми "громкими" событиями в этом ряду, вызвавшими скандалы, в том числе политические, стали передача РАО "Норильский никель" финансово-промышленной группе "ОНЭКСИМ" за 170 млн. долл. и продажа ей же "по дешевке" государственного пакета акций компании "Связьинвест".
Получив огромное богатство, олигархи стали крупными работодателями. Они привлекали лучших специалистов, платя им непривычно высокие зарплаты. В крупных компаниях появились новые стандарты работы - точность, дисциплинированность, безукоризненный внешний вид, знание не только своей профессии, но и компьютера, иностранного языка. Богатели фирмы, обслуживавшие эти компании. Олигархи способствовали развитию невиданной в советские времена службы сервиса. Быстро менялась среда обитания богатых, а попутно хорошели и крупные города. Именно олигархи, а не государство формировало российский средний класс.
Самой сложной проблемой в ходе проведения реформы оказалось достижение финансовой стабилизации -установление контроля за инфляцией и снижение ее до минимума, а также формирование бюджета, в котором расходы государства лишь в незначительной степени (не более чем на 6% от ВВП) превышали бы доходы.
Снижению инфляции правительство уделяло первостепенное внимание, поскольку она была главным ограничителем развития экономики в первые годы реформ. На этом пути были достигнуты некоторые успехи. Проделав несколько скачков, инфляция, ежегодно снижаясь, уменьшилась до 12,5% в 1997 г. Но это произошло на искусственной основе - благодаря завышению курса рубля с помощью установленного правительством в 1995 г. фиксированного обменного курса, т.н. "валютного коридора", а также хронической задержке зарплаты бюджетникам и спаду вследствие этого платежеспособного спроса населения.
Большие трудности у правительства вызывало формирование сбалансированного (бездефицитного) бюджета. Проблема наполнения его доходной части казалась неразрешимой. Неупорядоченность налоговой системы (очень высокие налоговые ставки и в то же время наличие сотен налоговых льгот, самовластие региональных бюджетов и т. п.) привела к тому, что предприятия и физические лица в массовом масштабе стали уклоняться от уплаты налогов - в 1994-1996 гг. налоговые поступления составляли лишь 70% от запланированной суммы. Не смогла навести порядок даже созданная в октябре 1996 г. ВЧК - Временная чрезвычайная комиссия по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины при президенте России. Бюджет недополучал также большую часть экспортной выручки и средств от начавшейся массовой продажи госпредприятий в частные руки. В то же время в возрастающих масштабах шла утечка капиталов из России за границу.
Недоборы в доходную часть бюджета и, соответственно, недостаток средств вызвали рост задолженности государства населению по зарплате, пенсиям и социальным выплатам. Власти пытались уменьшить дефицит бюджета с помощью сокращения военных расходов, ассигнований на здравоохранение, образование и культуру. Но при этом не сокращали, а увеличивали расходы на содержание выросшего в несколько раз государственного аппарата, сохраняли всевозможные льготы в нефтяной и газовой промышленности, в сельском хозяйстве, внешней торговле. В результате бюджетный дефицит так и не был преодолен и составлял 12-15% в 1994-1996 гг.
Несмотря на постепенное замедление инфляции, сокращение темпов спада производства, признаков экономического роста в стране не возникало. Более того, ВВП снизился за 1993-1996 гг. на 28%. Шел устойчивый спад промышленного производства, достигавший в отдельных отраслях 50-70%. "Шоковая терапия" вызвала развал целых отраслей промышленности, в первую очередь ВПК. В особо тяжелом положении оказались наукоемкие отрасли (электроника, точное машиностроение и др.), которые являются основой современного экономического роста. "Коридорная" валютная политика (удержание цены доллара на низком уровне) провоцировала рост импорта, что создавало иллюзию изобилия на прилавках и губительно сказывалось на отечественных производителях. Не выдерживали конкуренции легкая, пищевая и другие отрасли промышленности, ориентированные на внутренний рынок. Устойчиво развивались только работавшие на экспорт топливно-энергетические и сырьевые отрасли. С 1990 по 1996 гг. доля ТЭК в общем объеме промышленного производства выросла с 11 до 36%, металлургии - с 11 до 16, а доля машиностроения за тот же срок сократилась с 30 до 17%, легкой промышленности - с 12 до 2%. Таким образом, Россия фактически превращалась в сырьевой придаток мировой экономической системы.
Обозначились очень тревожные процессы - преступность, коррупция, уродливые формы бизнеса, особенно малого, в значительной мере оказавшегося под контролем криминальных структур. Самыми криминальными сферами оказались внешняя торговля и финансы. В 1992-1993 гг. из государственных кредитов, проходивших через коммерческие банки, было похищено несколько триллионов рублей. Летом 1994 г. начались финансовые скандалы, связанные с деятельностью т.н. "пирамидальных" частных компаний (АО "МММ", "Властелина", Русский Дом "Селенга", "Хопер-инвест", "Тибет" и др.), которые выплачивали дивиденды своим акционерам за счет следующих вкладчиков. Обещанием огромных прибылей они выманили у людей и присвоили огромные суммы. Только в Москве от них пострадали 2 млн. чел.
Падение производства вызвало массовую безработицу. Снизился жизненный уровень населения. За пять лет с начала преобразований реальная зарплата уменьшилась на 40%. Сократился объем потребляемых населением благ. Ухудшилась структура расходов из-за роста затрат на продукты питания. До невиданных размеров дошла дифференциация в уровне денежных доходов и потребления населения разных социальных групп и разных регионов. Обострились старые социальные проблемы, появились новые. Стремительно стала расти смертность и падать рождаемость. Обобщенным выражением социального неблагополучия России стала начавшаяся в 1992 г. депопуляция - естественная убыль населения. Характерной чертой российской экономики в первой половине - середине 90-х гг. были, с одной стороны, утечка российских капиталов за рубеж, а с другой, крупномасштабные государственные внешние займы, с помощью которых правительству удавалось поддерживать бюджет. Россия вступила в Парижский клуб стран-кредиторов, размещала на Западе еврооблигации. Займы усиливали зависимость России от МВФ и развитых стран Запада. Российский внешний долг (вместе с полученным по наследству долгом СССР) вырос с 1992 по 1995 с 69 до 130 млрд. долл.
Испытывая хроническую нехватку финансов, правительство широко использовало для пополнения государственной казны внутренние источники, занимая деньги, где только можно. С 1994 г. оно, подобно частным фирмам, начало строить пирамиду заимствований из государственных долговых бумаг ГКО и ОФЗ под невиданно высокие в мире "доходы". Поначалу они доходили до 200%, что позволило хозяевам банков, в том числе и российских, покупателям этих бумаг, присвоить значительные средства. Созданная финансовая пирамида государственных краткосрочных обязательств (ГКО) позволила российскому правительству в течение ряда лет привлекать огромные средства и затыкать бюджетные дыры, но в итоге сыграла роковую роль. Если в первые несколько лет реформы основной угрозой для развития экономики была инфляция и борьба с ней являлась первоочередной задачей правительств, то в середине 90-х гг. (1996-1997 гг.) место инфляции заняла другая "угроза" - стремительно увеличивающийся внутренний государственный долг, образовавшийся в результате выпуска ГКО. Пирамидальная архитектура российской экономики стала главным, хотя и не единственным, препятствием для ее развития.
В 1997 г. формирование сбалансированного госбюджета стало приоритетной задачей для властей и отодвинуло все другие экономические проблемы. Основной упор был сделан на соблюдение жесткой финансовой дисциплины и сокращение расходов. Был произведен секвестр госбюджета в социальной части. В результате повсеместным явлением стала невыплата зарплаты разным категориям работников. Выросло социальное напряжение в стране, начались забастовки. Шахтеры в знак протеста стали перекрывать железные дороги, подрывая и без того слабую российскую экономику. Выплачивая по внутренним долгам держателям ГКО высокие проценты, правительство "скармливало" финансовым спекулянтам огромные суммы, а наемные работники, пенсионеры, больные и дети лишались средств к существованию: им не выдавались их мизерные зарплаты, пенсии, детские пособия, медицинские страховки. За гранью бедности или у ее черты оказалось около половины населения страны.
В 1993 году чековая приватизация продолжалась. К концу года было приватизировано почти 40 тысяч предприятий. Росло количество частных банков (к концу года их стало 2000) и бирж (303). В сельском хозяйстве на долю предприятий с государственной формой собственности приходилось не более 15% земельных угодий. Однако главными производителями продукции по-прежнему оставались 24000 колхозов. Из-за роста трудностей прекратили свою деятельность 14 тысяч фермерских хозяйств. Тем не менее в негосударственном секторе экономики было занято 40% работающих. Продолжался спад производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. В первом случае он составил 16, 2%, во втором – 4% по сравнению с.1992 г. По этой причине сократилось число грузовых перевозок, на 25% увеличился объем незавершенного строительства. Бюджетный дефицит составил свыше 12 трлн. рублей.
Осложнение экономической ситуации не могло не вызвать и обострения социальных проблем. Цены на потребительские товары за 1993 г. выросли в 9 раз, а на платные услуги – в 25 раз. Ускорилось расслоение общества на богатых и бедных. К началу 1994 г. доходы 10% наиболее обеспеченных в 11 раз превышали доходы такой же доли наименее обеспеченных. К этому времени 40 млн. человек имели денежный доход ниже прожиточного минимума. Численность безработных составила почти 8 млн. человек. Однако, несмотря на угрожающую статистику, число забастовок в стране сократилось по сравнению с 1992 г. в 4 раза. Первые годы реформ привели к демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования. Завершилась первая стадия приватизация, в результате чего почти полностью истребленная прежде частная собственность вновь стала реальностью. Произошла определенная адаптация производителей и потребителей к рынку. Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли привела к тому, что заработал потребительский рынок. Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить, внутреннюю конвертируемость рубля, пополнить золотой и валютный запасы. Россия постепенно интегрируется в мировое хозяйство.
2.3.Современный российский рынок.
Приватизация системы материально-технического снабжения, проведенная по отдельным фрагментам и даже организациям (базам, складам и т.п.), привела к разрушению ранее сложившейся схемы движения товаров и финансовому ослаблению оптовых организаций. В условиях высокой инфляции многие из них для «выживания» стали выполнять функции мелкооптовых и даже оптово- розничных организаций, сдавать в аренду складские помещения и оборудование. По своим масштабам и «старые» (приватизированные), и «новые» организации оптовой торговли несопоставимы с универсальными и специализированными организациями материально-технического снабжения и не могли обеспечивать массовые закупки продукции предприятий за собственный счет; возможности делать это за счет заемных средств были на первых этапах ограничены высоким ссудным процентом и нехваткой средств у коммерческих банков.
Произошло разрушение инфраструктуры оптового рынка, и предприятия- производители стали выходить на него со значительной частью своей продукции непосредственно.
Согласно официальной статистике, на современном российском оптовом рынке промышленной продукции большой удельный вес в продажах занимают производители – около 80%.
Основная масса сделок крупным оптом осуществляется предприятиями. Причем они реализуют не только собственную продукцию, но и перепродают продукцию, полученную по бартеру, включая потребительские товары.
В то же время предприятия, особенно крупные, получившие в ходе реформ прямой выход на оптовый рынок, оказались в организационно-техническом и финансовом плане не готовы к условиям работы на этом рынке. Это объясняется не только широким распространением бартерных сделок в российской экономике (по оценкам экспертов, примерно 70% продаж), но и суммарным представлением в официальной статистике продаж продукции предприятиями конечным потребителям и мелким посредникам.
Тенденцию продажи промышленных товаров видно увеличение объема продаж и товарных сделок на оптовом ранке РФ в период с 1996 по 1997г. Однако, предприятиям приходится работать на нестабильном рынке, где нет «демпфирования» спроса и предложения, обычно осуществляемого крупными организациями оптовой торговли. Величина спроса на их продукцию колеблется в значительном диапазоне, ее изменение, а также динамику цен трудно прогнозировать.
Спрос на таком рынке формируется в значительной мере «случайными» партнерами, а это предполагает, что из всего, возможного спектра сделок на оптовом рынке преобладают сделки с наличным товаром деспот), для осуществления которых предприятия должны иметь резервы готовой продукции, то есть замораживать часть своих оборотных средств. В этих условиях предприятия берут на себя функции оптовой торгов, ли в части стабилизации рынков.