Проблема «безбилетника» в теории общественных благ. Дилемма заключенного

Эффект безбилетника - экономический феномен, который проявляется в том, что потребитель общественного блага старается уклониться от его оплаты.

Проблема безбилетника возникает, когда индивид сознательно не желает платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без всякой оплаты.

Одним из ярких примеров проявления проблемы безбилетника является феномен уклонения граждан от уплаты налогов, идущих (в числе прочего) на обеспечение общественных благ.

Бремя затрат на получение общественного блага может распределяться между членами потребляющего его сообщества не только в форме денежных выплат. Во-первых, налагаемые на индивидов обязанности способны принимать формы натуральных повинностей. Во-вторых, индивид способен вносить вклад в производство или приобретение общественного блага, не только выполняя обязанности, наложенные на него сообществом, но и добровольно, по своей личной инициативе. Добровольное участие в производстве общественных благ, либо ихфинансировании, несомненно, предпочтительнее принудительного. С одной стороны, подверженность принудительно наложенным обязательствам, при прочих равных условиях, сама по себе снижает уровень благосостояние индивида. Итак, повинность не только сама обладает, вообще говоря, отрицательной полезностью для несущих ее индивидов, но и влечет за собой избыточное расходование ресурсов, имеющих для них положительную полезность. Задача состоит в том, чтобы свести указанные потери к минимуму. Максимизируя собственную функцию полезности, каждый из индивидов стремится свести свою долю затрат к минимуму. Следовательно, заинтересованность в общественных благах совместима с уклонением от участия в коллективных действиях, необходимых для получения этих благ. Формулируемая таким образом проблема «безбилетника» занимает основное место в теории коллективных действий и принципиально важна для экономики общественного сектора. Но, если речь идет о смешанном общественном благе, издержки принудительного вовлечения в коллективное действие способны иногда превышать затраты, с помощью которых удалось бы ввести некоторые ограничения доступа, преодолев тем самым неисключаемость.

Существуют два основных подхода к изучению этого вопроса, которые не противоречат друг другу. Ключевую роль в одном из них играет понятие избирательного стимула, в другом – понятие взаимности. Избирательными стимулами являются частные блага, получение которых увязывается с участием в коллективных действиях. В случае уклонения от участия в коллективном действии к «безбилетникам» можно легко применить санкции, исключив их из организации, а тем самым из числа пользователей частных благ, которые выступают в роли избирательных стимулов. В то же время ограничить доступ «безбилетников» к результатам коллективного действия как такового трудно или вообще невозможно. Другой подход акцентирует значение взаимной лояльности для решения проблемы «безбилетника». Рациональное максимизирующее поведение предполагает, что, принимая решение об участии в коллективном действии или уклонение от него, индивид не обязательно избирает путь «безбилетника», а стремится, прежде всего, оценить вероятность сотрудничества или уклонения своих потенциальных партнеров. Если коллективные действия носят повторяющийся характер, создаются предпосылки для образования устойчивых групп, связанных взаимным доверием. Оно становится экономически значимым ресурсом, обладание которым существенно повышает эффективность функционирования сообщества. Итак, первый подход привлекает внимание к способности сообщества избирательно вознаграждать своих членов частными благами, второй – к характеру взаимных ожиданий. С позиций обоих подходов важно, чтобы вклад каждого индивида в коллективные действия был ясно различим для других членов сообщества, и они могли, не прибегая к принуждению, согласованно и оперативно реагировать на изменения данного вклада.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Проблема безбилетников и пути ее решения.:

  1. 59. Глобальные проблемы современности, их происхождение и пути решения.
  2. 39 Глобальные экономические проблемы мировой цивилизации и пути их решения
  3. 20.Проблемы внедрения системы поставок «точно в срок» и пути их решения.
  4. 90. ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В РОССИИ
  5. 89. ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В РОССИИ
  6. 86. ПРОБЛЕМА РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  7. 18.Филосовские проблемы взаимодействия общества и природы. Происхождение и сущность глобальных проблем, пути их решения.
  8. 57.Современная международнаяполитика и глобальные проблемы: понятие, причины возникновения, виды и пути решения глобальных проблем.
  9. 42. Особенности назначения и производства технической экспертизы документов (ТЭД). Криминалистическое распознавание как метод диагностики в ТЭД. Современные проблемы ТЭД и пути их решения.

Проблема безбилетника в экономике (по англ. The free rider problem) — это рыночный просчет, который возникает, когда люди используют общий ресурс или коллективное благо, не платя за него, как это имеет место, когда граждане страны используют общественные товары, не выплачивая справедливую долю в налоги. Проблема безбилетника возникает только на рынке, где предложение не уменьшается количеством людей, потребляющих его, и потребление не может быть ограничено. Товары и услуги, такие как национальная оборона, присутствие полиции, системы борьбы с наводнениями, доступ к чистой воде, инфраструктура, библиотеки и услуги общественного вещания, могут быть получены бесплатно.

Проблема безбилетника заключается в том, что потери от налогов которые недополучит налоговая система могут быть причиной чрезмерной эксплуатации природных ресурсов и могут даже привести к исчезновению предложения, если достаточно большое количество людей используют их и не платят достаточную стоимость за благо. С психологической точки зрения, люди мотивированы использоваться благо бесплатно, не понимая того, что в скором времени оно закончится.

Поскольку проблема безбилетника в экономике часто возникает с общественными благами, правительствам, как правило, необходимо обеспечить максимально возможное регулирование, чтобы удержать людей от участия в практике. В Соединенных Штатах Америки Служба внутренних доходов (IRS) является органом, ответственным за сбор налогов и соблюдение налогового законодательства, в других государствах это налоговые службы. Преступление в попытке уклониться от уплаты налогов несет максимальный штраф в размере пяти лет тюрьмы и / или штраф в размере 250 000 долларов США, что составляет 500 000 долларов США для корпораций.

Проблема безбилетника также происходит на рабочем месте, которое частично связано с профсоюзом, потому что все сотрудники компании испытывают повышение заработной платы и улучшают условия труда, независимо от того, принадлежат ли они профсоюзу и вносят ли они отчисления в фонд профсоюза.

На более глубоком уровне проблема безбилетника отражает тенденцию поведения, склонность уклоняться от ответственности или работать, когда последствия этого минимальны или когда негативные последствия не оказывают немедленного и прямого воздействия. Эта тенденция является одной из сил, ведущих к тому, что был придуман Гарреттом Хардином в 1968 году термин как «Трагедия общин», когда благосостояние общества или конкретного рынка упускается из виду для личной выгоды.

Проблема безбилетника проявляется на таких естественных примерах как-то, что обильное использование сельхозугодий перегружена до такой степени, что поле становится бесплодным и подвержено эрозии почв. Вылов трески у берегов Ньюфаундленда испытала трагедию, когда новые технологии рыболовства позволили рыбаку поймать значительно большее количество рыбы, что в конечном итоге привело к краху промышленности, которая существовала в течение сотен лет.

Проблема безбилетника существенный недостаток экономики. Недостаточный контроль и распространение которой, может привести к уведанию ранее процветающего общества. С другой стороны, необходим контроль и над правительством, которое осуществляет политику, что бы налоговые отчисления использовались строго по назначению.

Если Вам была полезна статья делайте репост и оставляйте свои комментарии. Спасибо!

Бремя затрат на получение общественного блага может распределяться между членами потребляющего его сообщества не только в форме денежных выплат. Во-первых, налагаемые на индивидов обязанности способны принимать формы натуральных повинностей.

Во-вторых, индивид способен вносить вклад в производство или приобретение общественного блага, не только выполняя обязанности, наложенные на него сообществом, но и добровольно, по своей личной инициативе.

Добровольное участие в производстве общественных благ, либо их финансировании, несомненно, предпочтительнее принудительного. С одной стороны, подверженность принудительно наложенным обязательствам, при прочих равных условиях, сама по себе снижает уровень благосостояние индивида.

Итак, повинность не только сама обладает, вообще говоря, отрицательной полезностью для несущих ее индивидов, но и влечет за собой избыточное расходование ресурсов, имеющих для них положительную полезность. Задача состоит в том, чтобы свести указанные потери к минимуму.

Максимизируя собственную функцию полезности, каждый из индивидов стремится свести свою долю затрат к минимуму.

Следовательно, заинтересованность в общественных благах совместима с уклонением от участия в коллективных действиях, необходимых для получения этих благ.

Формулируемая таким образом проблема «безбилетника» занимает основное место в теории коллективных действий и принципиально важна для экономики общественного сектора.

Но, если речь идет о смешанном общественном благе, издержки принудительного вовлечения в коллективное действие способны иногда превышать затраты, с помощью которых удалось бы ввести некоторые ограничения доступа, преодолев тем самым неисключаемость.

Существуют два основных подхода к изучению этого вопроса, которые не противоречат друг другу. Ключевую роль в одном из них играет понятие избирательного стимула, в другом – понятие взаимности.

Избирательными стимулами являются частные блага, получение которых увязывается с участием в коллективных действиях.

В случае уклонения от участия в коллективном действии к «безбилетникам» можно легко применить санкции, исключив их из организации, а тем самым из числа пользователей частных благ, которые выступают в роли избирательных стимулов. В то же время ограничить доступ «безбилетников» к результатам коллективного действия как такового трудно или вообще невозможно.

Другой подход акцентирует значение взаимной лояльности для решения проблемы «безбилетника». Рациональное максимизирующее поведение предполагает, что, принимая решение об участии в коллективном действии или уклонение от него, индивид не обязательно избирает путь «безбилетника», а стремится, прежде всего, оценить вероятность сотрудничества или уклонения своих потенциальных партнеров. Если коллективные действия носят повторяющийся характер, создаются предпосылки для образования устойчивых групп, связанных взаимным доверием. Оно становится экономически значимым ресурсом, обладание которым существенно повышает эффективность функционирования сообщества.

Итак, первый подход привлекает внимание к способности сообщества избирательно вознаграждать своих членов частными благами, второй – к характеру взаимных ожиданий.

С позиций обоих подходов важно, чтобы вклад каждого индивида в коллективные действия был ясно различим для других членов сообщества, и они могли, не прибегая к принуждению, согласованно и оперативно реагировать на изменения данного вклада.

Когда люди могут получить благо независимо от того, заплатили они за него или нет, у них меньше стимулов платить. У них есть соблазн стать безбилетниками: людьми, которые пользуются выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с обеспечением этих выгод. В связи с этим возникает такая проблема: будет ли у кого-нибудь должный стимул, чтобы создавать эти выгоды, или все будут надеяться получить их в качестве внешнего эффекта от действий других людей?

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром.

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить "провалы" рынка помогает государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику.

Наиболее простым методом исключения безбилетников является ограничение их доступа к потреблению блага, т. е. сделать благо исключаемым благом, благом, которое представляет собой тот тип благ, доступ к которым легко ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления.

Введение платы в качестве инструмента регулирования доступа к благу может быть использовано в том случае, когда степень избирательности в потреблении блага зависит от количества потребителей, т.е. в отношении перегружаемых благ.

Заключение частных контрактов может быть эффективным механизмом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления. Контракты на совместное владение предполагают участие в потреблении блага только на определенных условиях, например внесение взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества.

Когда благо не находится в постоянном пользовании потребителя, а круг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения «зайцев» может служить создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению которого обусловлен членством в ней на основе внесения установленного взноса, например пользование бассейнами, площадками для гольфа и тенниса и т.п.

Так же решением проблемы может стать взаимообусловленное финансирование. Один из методов такого финансирования - увязывание предоставления потребителю обладающего неисключаемостью блага с исключаемым благом, т.е. продажа их в едином пакете. Так, финансирование общественного радио- и телевещания может осуществляться путем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников.

Такое финансирование производства общественных благ может осуществляться и за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, которые либо высоко оценивают возникающие при потреблении блага положительные внешние эффекты, либо стремятся за счет этого приобрести определенные нематериальные выгоды - общественный имидж. В качестве примера можно привести финансирование частными организациями и лицами программ охраны окружающей среды и защиты животных.

Cтраница 1


Проблема безбилетника (или неплательщика) возникает, когда один из экономических субъектов может получить выгоду от действий другого субъекта, не оплачивая это. Фактически это свидетельствует о наличии положительных внешних эффектов, плохо поддающихся интернализации. Если с этой точки зрения рассматривать возможность обеспечения производства неисключаемых благ, то окажется, что в сущности никто из потенциальных потребителей, несмотря на свою заинтересованность в потреблении таких благ, не будет склонен оплачивать это потребление. Ведь заплативший за данное неисключаемое благо потребитель не получает никаких преимуществ перед незаплатившим. При этом обычные рыночные сделки теряют свой смысл: если я не могу помешать другому потреблять данное благо просто так, то как же мне его заставить купить это же благо9 Иначе говоря: если я не могу в данном положении эффектилпо защитить свое право собственности от посягательств на него посторонних лиц, то как же тогда вынудить кого-нибудь заплатить за приобретение такого слабомощного права деньги. Ясно, что ни одной сделки по купле-продаже такого блага в обычных условиях не состоится.  

Межфирменные соглашения о НИОКР могут отчасти решить проблему безбилетника. Но они могут также повлечь за собой нежелательное сокращение суммарных расходов на НИОКР.  

Аргументом в пользу таких предприятий является то, что соглашение обеспечивает выживание профсоюза в условиях существования проблемы безбилетника (free rider) и создает более стабильную обстановку в отношениях между рабочими и администрацией. Профсоюзы обычно утверждают, что такая форма организации рабочих является демократичной, так как для того, чтобы вести переговоры о ее введении необходимо сначала получить большинство голосов рабочих. Аргументы против таких соглашений обычно указывают на проблему вынужденного пассажира (forced rider): работника принуждают против его воли вступать в чисто частную организацию для того, чтобы сохранить свою работу. Этот недостаток сопоставляется с выгодой от стабилизации отношений в промышленности, которая возникает при снижении давления конкурирующих профсоюзов.  

Под безбилетниками понимаются субъекты, которые пользуются выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с обеспечением этих выгод. К слову сказать, проблема безбилетников одна из самых трудноразрешимых проблем функционирования рыночной экономики, связанная с производством и предоставлением так называемых общественных товаров, или товаров коллективного пользования. Она вызвана тем, что в условиях, когда невозможно устранить от потребления блага тех, кто его не оплатил, у людей меньше стимула оплачивать данное благо.  

Что касается рынка, то он не в состоянии не допускать или ликвидировать тот ущерб, который наносит обществу неконтролируемое поведение субъектов рынка. Хейне (Экономический образ мышления), возникает проблема безбилетника. Под безбилетником подразумевается человек, который непрочь пользоваться какими-то выгодами, не оплачивая их. Однако если никто не платит за блага, то кто же станет их производить. Только государство способно справиться с регулированием внешних эффектов. Это становится одной из его функций.  

Суть дела состоит в том, что рационально действующий индивид ограничивается той информацией о действиях государства, которую можно получить без больших затрат. Иному поведению препятствует, с одной стороны, проблема безбилетника, а с другой - необходимость согласовывать свои решения с решениями других людей с несхожими предпочтениями. Пассивное отношение к сбору информации, существенной с точки зрения общественного выбора, принято называть рациональным неведением.  

Что касается рынка, то он не в состоянии не допускать или ликвидировать тот ущерб, которые наносит обществу неконтролируемое поведение его субъектов. Хейне (Экономический образ мышления), возникает проблема безбилетника. Под безбилетником подразумевается человек, который не прочь пользоваться какими-то выгодами, не оплачивая их. Однако если никто не платит за блага, то кто же станет их производить. Только государство способно справиться с регулированием внешних эффектов. Это становится одной из его функций.  

Что касается рынка, то он не в состоянии не допускать или ликвидировать тот ущерб, который наносит обществу неконтролируемое поведение субъектов рынка. Хейне (Экономический образ мышления), возникает проблема безбилетника [ 3, с. Под безбилетником подразумевается человек, который не прочь пользоваться какими-то выгодами, не оплачивая их. Однако если никто не платит за блага, то кто же станет их производить. Только государство способно справиться с регулированием внешних эффектов. Это становится одной из его функций.  

В условиях, когда финансирование производства общественных благ является делом добровольным, объем их предоставления оказывается ниже оптимального. В первую очередь это связано с наличием так называемой проблемы безбилетника, суть которой состоит в следующем. Члены общества (или группы) могут оказаться склонны уклоняться от несения своей доли издержек, ожидая, что необходимые для производства общественного блага средства будут предоставлены другими. Таким образом, члены группы, придерживающиеся стратегии безбилетника, рассчитывают - благодаря свойству неисключительности общественных благ в потреблении - бесплатно воспользоваться плодами усилий своих коллег.  

Вынужденными безбилетниками являются те, кто ценит денежные и неденежные выгоды от принадлежности к организации, принуждающей к членству в ней, ниже, чем связанные с этим денежные и неденежные издержки. При использовании принуждения с целью ликвидации проблемы безбилетников возникает проблема вынужденных безбилетников. Но существование общественных благ может быть необходимым, но не достаточным условием для появления безбилетников. Кроме того, утверждается, что общественный характер некоторых услуг, особенно предоставляемых профсоюзами, был значительно преувеличен в теории общественного выбора.  

Средние затраты на чистое общественное благо увеличиваются при росте его производства. Если его выпуск финансируется за счет добровольных взносов, а проблема безбилетника может быть в данном случае успешно разрешена, то будет ли такое благо производиться и как отразится итоговый результат на бюджетах потребителей данного блага.  

В третьем случае индивид понимает, что все выиграют при всеобщем соблюдении правил, однако для себя он сочтет наилучшей моделью неэтичное поведение. Третий случай как раз и служит иллюстрацией проблемы, которая с развитием рыночной системы хозяйства становится все более острой - с упоминавшейся выше проблемой безбилетника. Проблема морального безбилетника состоит в том, что индивиды хотят пользоваться преимуществами нравственного состояния и при этом не участвовать в затратах на него, состоящих в ограничении неэтических побуждений. Иными словами, каждый в отдельности заинтересован в том, чтобы все следовали правилам и чтобы реализовывалось общее для всей группы благо, однако каждый в отдельности подвергается искушению сделать для себя лично исключение из этих правил.  

Отметим, что с этой сложностью практически не сталкивались маленькие сообщества, где поведение каждого члена группы контролировалось. В современном обществе в результате увеличения рынка и расширения коммуникаций становится невозможным непосредственный контроль и неформальное давление в целях соблюдения правил, в частности, посредством механизма общественного мнения. Следовательно, проблема безбилетника становится все более важной с ростом числа членов группы и с уменьшением обозримости их поведения.