Построение графиков экономика. Кривая спроса: её значение и факторы, влияющие на неё


В этой статье мы разберем такой математический инструмент как график. И поймем, как он используется в экономике, и для чего.

Помните, что такое декартова система координат? Это две перпендикулярные оси (которые называются системой координат ), с помощью которых можно определить точное местонахождение любой точки на плоскости. Каждая точка на такой плоскости имеет две координаты – координату на вертикальной оси и координату на оси горизонтальной. Поэтому в такой системе можно легко задавать соответствие между двумя величинами.

Что дают нам графики? Первое, понять зависимость одно фактора от другого. А понимая зависимости мы можем установить точную взаимосвязь между ними и показать их количественные изменения. Ничего не понятно?!) Опять это научный язык?!) Ну, тогда начнем с примеров! Здесь вы точно все поймете! А если будут вопросы, смело задавайте их в комментариях!

Вот так, например!


Это простой математический пример графика функции у=х. По вертикальной оси расположена зависимая (функция) величина (у ), а по горизонтали независимая (аргумент) величина (х ). Какое значение примет независимая величина (х ), ей будет соответствовать единственное значение зависимой величины (у ). На графике видно, что если взять значении 0,1 на оси абсцисс, то на оси ординат значение принимает 10. Если вести от точки 0,1 до точки 10, то там окажется точка их соприкосновения. Вот это точка и есть точка координат. И имеет она два значения (х; у), где первая координата (х ) представляет независимую величину, а вторая (у ) зависимую величину. И дальше все просто. Увеличивая значение аргумента, мы получаем единственное соответствующее ему значение функции. Т.е. при х=0,2 мы получаем у=20, и так далее… Эта функция называется прямо пропорциональной . При увеличении одной переменной, растет и другая, при уменьшении аналогично, но в сторону уменьшения.

Теперь разберем это на конкретном примере. На примере спроса в экономике. Возьмем данные цены и объема спроса. И обозначим их на нашем графике соответственно точками.

Кстати, по традиции, в экономической теории цена откладывается на вертикальной оси, а количество - на горизонтальной (математики, обычно откладывают наоборот - аргумент (х) на горизонтальной оси, а значение функции (y) на вертикальной).

Итак, на вертикальной оси мы отложили цену, а на горизонтальной спрос. Зависимость спроса от цены называется функцией спроса Qd = f (P) , где Q – это спрос , а P – цена . Спрос выражается в количестве (кг, штук), цена в денежной единице (рубли, доллары, евро).

На вертикальной оси мы отметили две точки (цены) P 1 и Р2 это две цены. На горизонтальной оси мы отметили также две точки Q 1 и Q 2 – это спрос. Точке P 1 Q 1 , а точке P 2 соответствует значение точки Q 2 . Таким образом, мы пришли к тому, что каждому значению точек на вертикальной оси соответствует единственное значение точек на горизонтальной оси. Но это все математика, скажете вы! И будете правы. А теперь мы перейдем к экономике. Мы применим математические знания о функциях и графиках к экономике. Продемонстрируем это на всем известном явлении в экономике, явлении спроса.

Что показывает нам график? Он показывает, что при цене P 2 Q 1 . А при цене P 2 люди готовы покупать товар в количестве Q 2 . Как мы видим, при цене P 2 спрос на товар больше, чем при цене P 1 . И это естественно, чем ниже цена, тем более привлекателен товар для приобретения, и чем выше цена, тем менее он привлекателен. Обозначив эти две точки на графике, и соединив их линией, мы получаем график. Это график в экономике называется графиком спроса. И показывает он зависимость величины спроса от цены. И зависимость это обратно пропорциональная . Растет цена, падает спрос. Падает цена растет спрос. Если брать вместо наших точек конкретные цифры и конкретный спрос на какой-то товар, то мы увидим изменение спроса от цены, но уже в конкретном случае. И чем больше точек мы расположим на графике, тем точнее будет динамика кривой спроса. И тем более детальную картину мы увидим. А линия, соединяющая все точки носит название «кривая спроса».

Спрос рождает предложение! Предложение рождает спрос ! Стоп! Не сегодня, друзья! Мы обязательно поговорим об этом, но в следующих наших постах в экономической колонке. Следите за нашими постами и читайте нас на сайте школы бизнеса RONUM . RU .

Джалялов Ремзи, специально для Клуба миллионеров Golden MSN Club ®


Экономисты славятся способностями к построению графиков и ссылками на цифры. Иногда они делают это одновременно. Графики и статистика позволяют экономистам брать абстрактные идеи, касающиеся экономических отношений, и придавать им форму, которую они могут представить визуально и запомнить. Г рафики, которые вы увидите в этой книге, напоминают те, которые вас учили рисовать на школьных уроках математики. В конечном счете, используя графики, вы должны чувствовать себя увереннее. Подобно моделям, графики позволят нам избежать некоторых «запутанностей» и визуально выделять важные взаимосвязи. Экономисты используют графики, чтобы продемонстрировать принципы и теории, отражающие то, что происходит в реальной действительности.
Некоторые графики иллюстрируют изменения в определенных экономических данных за определенный период времени, например рост и спад в обрабатывающей промышленности или изменение стоимости жизни. Эти графики часто помещают в газетах или показывают в телевизионных программах новостей, чтобы помочь людям визуально представить, что происходит в экономике. Большинство графиков, с которыми вы ветре-

титесь в этой книге, не носят описательного характера. Это - аналитические графики, отражающие характерную модель взаимосвязи между двумя переменными.
Любой тип графика - это просто визуальное представление взаимосвязи между двумя переменными, которую можно записать в таблице. Рассмотрим взаимосвязь между рейтинговой оценкой теста по микроэкономике, проведенного в середине семестра, и количеством часов в неделю, отведенных на изучение микроэкономики. Гипотетические данные для восьми студентов могут выглядеть примерно так, как показано в таблице 1.1. Между оценкой и средним количеством часов существует положительная зависимость. Это означает, что рост одной величины влечет за собой увеличение другой. На рисунке 1.1 показано графическое изображение этих цифр. Основная мысль, представленная на этом графике, состоит в том, что более высокие оценки являются результатом большего количества часов обучения.
Таблица 1.1 Положительная зависимость

Часы, отведенные на изучение предмета, мы называем независимой переменной, поскольку она является причиной более высокой оценки. Рейтинговая оценка - зависимая переменная, поскольку (мы полагаем) она зависит от количества изучаемых часов, при этом присущие ей свойства и другие сопутствующие факторы остаются неизменными. Между рейтинговой оценкой и изучаемыми часами существует положительная зависимость, которая означает, что рост независимой переменной (изучаемых часов) вызывает увеличение зависимой переменной (рейтинговой оценки). Вы можете изобразить комбинации, представленные в таблице 1.1, точками на рисунке 1.1. Например, комбинация в 12 часов и оценка 60 отмечены точкой А. Проведенная слева направо под наклоном линия, которая проходит через точки, представляет собой визуальный вариант взаимосвязи между изучаемыми часами и рейтинговой оценкой.
Мы можем также показать отрицательную зависимость, используя так называемую «кривую спроса» (которую мы подробно рассмотрим в главе 3). Экономисты обнаружили, что цена любого товара оказывает самое важное единичное влияние на количество покупаемых потребителями товаров. В данном случае цена - независимая переменная. Потребители покупают меньшее количество товара по более высоким ценам, чем по более низким. Кривая спроса на рисунке 1.2 - изображение данных, представленных в таблице 1.2. На рисунке 1.2 показана отрицательная зависимость между

Таблица 1.2. Отрицательная зависимость

ценой печенья Wagon Wheels и количеством покупателей, желающих его купить. По цене 1 ф.ст. за Wagon Wheel покупатель не приобретает Wagon Wheels. По цене 20 пенсов за Wagon Wheel покупатель приобретает 12 Wagon Wheels в неделю (см. точку В). Как вы можете видеть на графике, линии, проведенные под наклоном вниз слева направо, показывают отрицательную зависимость.

Пример 17. При оплате за поездку в такси взимается некоторая сумма – b за посадку, а далее оплата зависит от стоимости одного километра поездки – k и покрытых километров – x . Требуется построить график, отражающий зависимость оплаты за поездку от километража.

Исходя из условия задачи ясно, что формула для расчета оплаты за поездку будет следующей: y=kx+b. То есть мы имеем уравнение прямой с угловым коэффициентом – k и свободным членом – b.

Следует построить график по алгоритму, аналогичному в примере 10, взяв произвольные значения коэффициента и свободного члена, например: 5 и 3.

Калькулятор , выполнив команду: Вид>Панели >Вычисления.

Графики, выполнив команду: Вид>Панели >Графики.

Установите курсор в то место рабочей области, куда следует вводить формулу.

2. Наберите требуемую функцию, у нас f(х):=5х+3 (не путать знак := со знаком = ), используя клавиатуру и панель Калькулятор , и нажмите клавишу .

5.Для построения графика заданной функции:

ü нажмите на панели Графики кнопку [График] – и в рабочем поле появится прямоугольник, представляющий собой декартовы координаты;

ü напишите на оси абсцисс в маркере-шаблоне имя переменной х , а на оси ординат в таком же маркере – имя функции f(х) .

Запомните (!), что в качестве имени функции следует набирать: f(x), y(x), – а не f, y .

ü щелкните мышью на рабочей области – на экране появится график требуемой функции (рис. 33).

Рис. 33. Определение зависимости платы за проезд от километража

Пример 18 . На склад, где имеется запас продукции на некоторую сумму – b, поступило два вида новой продукции в количестве: k1 и k2, по цене: x1 и x2 соответственно. Построить график зависимости стоимости продукции от цен.

Зависимость общей суммы за продукции от цен может быть представлена уравнением вида: y=k1*x1+k2*x2+b. Мы имеем уравнение поверхности, и алгоритм построения графика, например, при k1= 10, k2=20, b=15 будет таким:

1. Для записи функции выведите на экран панель Калькулятор , выполнив команду: Вид>Панели >Вычисления.

2. Для работы с графиками выведите на экран панель Графики, выполнив команду: Вид>Панели >Графики.

3.Установите курсор в то место рабочей области, куда следует вводить формулу.

4. Наберите на клавиатуре требуемую функцию, например, y(х1,x2):=10*х1+20*x2+15 (не путать знак := со знаком = ), используя панель Калькулятор , и нажмите клавишу .

4.Для построения графика заданной функции:

ü нажмите на панели Графики кнопку [Поверхностный График] – на экране появится область для построения поверхности, в которой лишь один маркер-шаблон;

ü ведите в этот шаблон только имя функции, не указывая аргументы;

ü щелкните мышью на рабочей области – на экране появится график требуемой функции (рис. 34).

Рис. 34. График зависимости суммы от цен

Пример 19 . В начале НЭП (Новая экономическая политика) в СССР функционировало несколько систем денежных единиц, – екатеринки, рубли, золотые десятки, американские доллары, злотые. В Национальный банк частные ростовщики сдавали деньги в различных денежных единицах.

Определить сданные в банк суммы в рублях, если известны: сданные суммы и соответствующие коэффициенты перевода одних денежных единиц в другие. Найти также общую сумму сданных денег.

Сведем данные задачи в таблицу 3, введя в ней условные обозначения:

Денежные единицы Таблица 3

№ n/n ФИО ростовщика Сданная сумма Единицы измерения Коэффициент перевода Сумма, руб.
F 1 C 1 E 1 K 1 S 1
n F n C n E n K n S n
Итого:

Общая сумма сданных денег будет вычисляться так: Y= С1*К1+С2*К2 . Полученную формулу можно рассматривать как уравнение поверхности с переменными С1, С2 и коэффициентами К1, К2. Алгоритм построения этого графика при К1=10 И К2=15 аналогичен предыдущему примеру и представлен на рис. 35.


Рис. 35. График поступления денег в банк

Явления, наблюдаемые в экономике, часто выражаются в числах. Это и цены, и количество проданного товара, и затраты на его производство. Количественные экономические переменные могут быть взаимосвязаны. Например, если цена товара растет, то в большинстве случаев его покупают меньше. Простой и наглядный способ представления таких взаимосвязей заключается в построении графиков. Рассмотрим методы изучения математических зависимостей между переменными с использованием графиков.

Графики зависимости двух переменных

Временной ряд — совокупность значений экономической переменной, распределенных по периодам. Временные ряды представляются графиками зависимости изучаемой переменной от времени. Например, на рис. 1.3 представлен график временного ряда, отражающий средние цены на сахар в нашей стране в период с 2004 по 2008 г. поданным государственной службы статистики1. График отражает динамику цен на сахар во времени.


Рис. 1.3. График временного ряда цены на сахар в стране

График двух переменных в системе координат

Экономистов часто интересуют зависимости между парами самых разнообразных переменных. Эти зависимости они представляют на графике в системе двух координат.
Например, вы хотите изучить зависимость между доходом семьи и величиной суммы денег на карманные расходы, которую получает студент от родителей. При опросе студентов вы записываете пары чисел: сумму месячного дохода семьи и сумму денег, выдаваемую ежемесячно студенту на карманные расходы. Пусть доход семьи Владимира 30 тыс. руб., он получает на карманные расходы 1500 руб., а доход семьи Юли — 100 тыс. руб., на карманные расходы она получает 5000 руб. Остальные студенты назвали промежуточные величины карманных расходов и доходов семей.
Представим полученные данные в двумерной системе координат. Первое число каждой пары — координата А показывает горизонтальное расположение точки графика, второе — координата К показывает ее вертикальное расположение.
Точка, в которой X и К равны нулю, называется началом координат. Две координаты показывают положение точки относительно начала координат. Положительные координаты располагаются правее начала координат, а координаты Y — выше его. График на рис. 1.4 отражает зависимость суммы денег, выдаваемых студенту на карманные расходы, от величины доходов его семьи.


Рис. 1.4. Зависимость карманных расходов студента от дохода семьи
Точки, расположенные на плоскости правее, соответствующие большим доходам семьи, также размешаются выше, что соответствует большим суммам на карманные расходы студентов. Из этого следует: количество денег, выдаваемых студентам на карманные расходы, возрастает с увеличением доходов его семьи, т.е. между рассматриваемыми переменными существует прямая зависимость. Величина одной переменной — суммы карманных расходов студента прямо пропорциональна величине другой — сумме доходов семьи.
График на рис. 1.4, конечно, не точно определяет прямую пропорциональную зависимость между рассматриваемыми переменными. Вероятно, на величину карманных расходов влияет не только величина дохода семьи, но и другие переменные. В частности, на карманные расходы может влиять количество членов семьи. Для проверки этого предположения можно продолжить исследование и построить график зависимости суммы карманных расходов от средней величины дохода, приходящегося на одного члена семьи студента. Возможно, это позволит получить более явно выраженную и точную прямую пропорциональную зависимость.
Экономистов, как и других ученых, например физиков, часто интересует зависимость между двумя какими-либо переменными при допущении, что все другие остаются постоянными величинами.

Кривые спроса

Кривая спроса: её значение и факторы, влияющие на неё.

Кривая спроса отражает влияние цены на количество товара, которое купят потребители. Это один из самых важных графиков, рассматриваемых в экономической теории.
Для построения примера кривой спроса рассмотрим табл. 1.1, в которой показано, как количество фильмов на ДВД-дисках, которые купит в месяц студентка, обожающая кино, зависит от цены диска и величины месячного дохода, приходящегося на каждого члена ее семьи.
Таблица 1.1 Покупки студенткой фильмов на DVD-дисках

Дешевые диски студентка может покупать в больших количествах, но по мере роста цены диска она вынуждена покупать их в меньших количествах. Подобным же образом при любой данной цене студентка покупает фильмов больше, если ее семья имеет больший доход. При любом данном уровне дохода данные о ценах и величине спроса студентки на фильмы можно показать на графике. В результате будут построены кривые спроса студентки на фильмы (рис. 1.5 и 1.6). Табл. 1.1 включает три переменные: цена фильмов, душевой доход, количество купленных фильмов.
Чтобы представить данные табл. 1.1 в виде графиков, необходимо принять одну из трех переменных за константу и показать зависимость между двумя оставшимися. Кривая спроса отражает зависимость между ценой и спросом, поэтому примем душевой доход в семье студентки за постоянную величину и покажем, как количество фильмов, которые она покупает, зависит от их цены.
Предположим, душевой доход в семье студентки 40 тыс. руб. в месяц. На оси А отметим количество фильмов, которые покупает студентка, а на оси Y— цену фильмов. Соединив полученные по данным таблицы точки, получим линию, представленную на рис. 1.5, — кривую спроса студентки на фильмы, показывающую, сколько дисков она хотела бы купить при данной цене. Кривая направлена вниз, что отражает обратную зависимость между количеством фильмов, на которые существует спрос, и их ценой.


Рис. 1.5. Кривая спроса студентки при душевом доходе в семье 40 000 руб.
Предположим, в связи с экономическим кризисом душевой доход в семье студентки сократился до 20 тыс. руб. в месяц. При любой данной цене теперь студентка купит меньше фильмов, чем при более высоком доходе. Построим новую линию, используя значения из нижней строки табл. 1.1. Новая кривая спроса прочерчена на рис. 1.6 тонкой линией и расположена вдоль старой кривой, прочерченной жирной линией. Новая кривая похожа на линию старой кривой справа. Таким образом, рост доходов в семье студентки привел к сдвигу или смешению ее кривой спроса влево.


Рис. 1.6. Сдвиг кривой спроса при снижении душевого дохода до 20 000 руб.
Расположение кривой спроса студентки на фильмы зависит от величины дохода в ее семье. Чем меньше доход, тем меньше фильмов она будет покупать при любой данной иене, что вызывает сдвиг ее кривой спроса влево. Чем больше доход в семье, тем больше фильмов она будет покупать при любой данной цене, что вызовет сдвиг ее кривой спроса вправо.
Жирная линия показывает первоначальную кривую спроса студентки при душевом доходе 40 тыс. руб. в год. Если доход в ее семье уменьшается до 20 тыс. рублей в месяц, кривая спроса переместится влево.
В экономической теории важно различать движение вдоль кривой и сдвиг кривой. Как мы видели на рис. 1.5, если в семье студентки душевой доход 40 тыс. руб. в месяц, а один фильм стоит 200 руб., то за месяц она купит 8 фильмов. Если цена фильма упадет до 100 руб., количество купленных фильмов возрастет до 12, но кривая спроса остается на одном и том же месте.
Если цена фильмов остается неизменной — 200 руб., а доход в семье снизится до 20 тыс. руб. в месяц, студентка уменьшит количество покупок фильмов с 8 до 6 в месяц. Так как студентка покупает меньше фильмов по каждой возможной цене, ее кривая спроса смешается влево, как показано на рис. 1.6.
Если переменная, которую мы принимали за константу, изменится, это приведет к сдвигу кривой. А когда изменяется переменная, отражающаяся на оси координат графика, кривая не сдвигается. Такое изменение отражается движением вдоль кривой.

Наклон кривой спроса

В какой степени воздействует цена фильмов на покупки студентки. Взгляните на кривую спроса на рис. 1.7. Если кривая очень крутая, количество покупаемых студенткой фильмов при увеличении или уменьшении цены изменяется незначительно. Если кривая более пологая, то небольшое изменение цены приводит к тому, что число покупаемых девушкой фильмов значительно увеличивается или уменьшается. Ответить на вопрос, как одна переменная реагирует на изменения другой, позволяет использование понятия наклона кривой.


Для оценки наклона кривой спроса следует рассмотреть изменения координат К и А как перемещение из точки А (250 руб., 6 фильмов) в точку Б (150руб., 10 фильмов).
Наклон линии — это отношение изменения координаты У(250 — — 150 = 100) к изменению координаты Х(6 — 10 = —4). Это отношение равно —25. Наклон линии — это отношение вертикального изменения координат точки к горизонтальному изменению координат по мере движения вдоль линии. Математически это определение описывается следующим образом:


где буква Д (дельта) означает величину изменения переменной.
Таким образом, наклон линии равен изменению по вертикали (изменению Y), разделенному на изменение по горизонтали (изменение X). Пологая линия, стремящаяся вверх, характеризуется наклоном, выраженным маленьким положительным числом, крутая — большим положительным числом. Линия, направленная вниз, имеет наклон, характеризующийся отрицательным числом.
Наклон горизонтальной линии равен нулю, потому что в этом случае координаты переменной по оси Y не изменяются. Наклон вертикальной линии равен бесконечности, потому что значение переменной по оси У может быть любым, независимо от изменения значения переменной по оси X.
Одесская библиотека бизнес литературы

полезные книги для бизнеса

Для того чтобы добиться успехов в изучении экономики, вам необходимо научиться обращаться с графиками. Они так же необходимы экономисту, как молоток столяру. Поэтому если вы не знаете, как пользоваться графиками, вам придется потратить немного времени.
Что представляет собой график? Это наглядное изображение зависимости между двумя или больше рядами данных или переменными. Графики играют важную роль в экономической теории по многим причинам, но прежде всего потому, что позволяют нам анализировать экономические концепции и изучать исторические тенденции.
В этой книге вы встретитесь с огромным количеством разнообразных графиков. Одни из них показывают, как переменные меняются во времени (посмотрите, например, на вторую и третью страницы обложки), другие - отражают зависимость между различными переменными (как в примере, к рассмотрению которого мы сейчас перейдем). Каждый график этой книги поможет вам понять важный экономический закон или тенденцию.

ГРАНИЦА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Первый график, с которым вы уже встретились в этой книге, представлял собой график границы производственных возможностей. Как мы уже говорили в главе 1, граница производственных возможностей, или ГПВ, показывает максимальное количество двух видов товаров или услуг, которое может быть произведено при данных ресурсах, при условии полного их использования.
Давайте рассмотрим такой важный случай, как выбор между производством продуктов питания и производством станков. Необходимые для построения ГПВ данные представлены в табл. 1, которые очень похожи на цифры, использованные в табл. 1.1. Вспомните, что мы имеем возможность производить продукты питания и станки в определенном соотношении. Если будет увеличиваться количество продуктов питания, то производство станков будет уменьшаться. Таким образом, если экономика производит 10 единиц продуктов питания, то она может выпустить максимум 140 станков, а если выпуск продуктов питания составит 20 единиц, то удастся произвести только 120 станков.

ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Данные, представленные в табл. 1, также могут быть представлены в графической форме. Для построения графика мы обозначим каждую пару данных из таблицы точкой на двухмерной плоскости. Рис. 1 отображает в графической форме соотношение выпуска продуктов питания и выпуска станков из табл. 1. Таким образом, строка А табл. 1 отображена на рис. 1 как точка А. То же самое касается точек В, С и т.д.
На рис. 1 вертикальная линяя слева и горизонтальная линия в нижней части графика соответствуют двум переменным - продуктам питания и станкам. Переменная - это величина, которая может быть определена и измерена и значение которой может изменяться во времени и пространстве. Наиболее важными переменными, которые изучаются в курсе экономической теории, являются следующие: цена, количество, время работы, площадь земли, величина дохода и т.д.
Горизонтальную линию на графике обычно называют горизонтальной осью, или иногда осью X. На рис. 1 по горизонтальной оси откладывается выпуск продуктов питания. Вертикальная линия называется вертикальной осью, или осью Y. На рис. 1 на ней отображено количество произведенных станков. Точка А на вертикальной оси соответствует 150 станкам. В самом нижнем левом углу, где пересекаются две оси, находится начало координат. Оно соответствует нулевому выпуску продуктов питания и станков.
Плавная кривая
Колебание переменных, характеризующих большинство экономических взаимосвязей, может происходить в очень широком диапазоне: от едва ощутимых до очень существенных, это наглядно отражено на рис. 1. Поэтому обычно мы изображаем экономические взаимосвязи в виде непрерывной кривой. На рис. 2 ГПВ изображена в виде плавной кривой, соединяющей точки А, В, F.

На рисунке в графической форме отображены данные табл. 1. Цифры те же, но пред-ставлены они более наглядно.
Сравнив табл. 1 с рис. 2, мы можем понять, почему графики так популярны в экономической теории. Плавная линия ГПВ показывает все варианты выбора, имеющиеся у экономики. Она наглядно демонстрирует доступность различных товаров, информирует о количественных ограничениях. Глядя на график, вы видите взаимосвязь между производством продуктов питания и станков.