Порядок учета валютных операций. Новая инструкция цб снижает нагрузку на резидентов при совершении валютных операций

Рассмотрим основные новшества по валютному регулированию, с которыми мы начали работать в 2017 году или начнем в 2018-м. Касаются, по большей части, компаний и ИП.

Основные новшества в валютное регулирование в РФ в 2017 г. внесены следующими документами (в хронологическом порядке):

  • Указанием Банка России от 25.04.2017 N 4360-У (вступило в силу 22 июля 2017 г.);
  • «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (зарег. в Минюсте России 31.10.2017 N 48749), вступает в силу 1 января 2018 г.;
  • Федеральным законом от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (действует с 14 мая 2018 г.);
  • Федеральным законом от 27.11.2017 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» (опубликован и вступил в действие 27 ноября 2017 г., положения применяются с 1 января 2018 г. )
Напомним, что контроль за соблюдением правил валютного регулирования осуществляют органы и агенты валютного контроля, — это Банк России, ФТС и ФНС.

Если сумма договора менее 1000 долларов, нужна только справка

С 22 июля 2017 г. Указанием Банка России от 25.04.2017 N 4360-У был упрощен документооборот для резидентов (юрлиц и ИП) по операциям, где сумма договора (контракта) не превышает 1 тыс. долларов США.

Теперь при операциях по валютным счетам резидент должен предоставлять только справку о валютных операциях . Другие документы обязательными не являются.

Если валюта списывается с рублевого счета, резидент обязан представить только расчетный документ по валютной операции .

Дата, на которую определяется сумма операции — это либо дата заключения договора, либо, если договор был изменен относительно суммы, дата последних изменений.

Курс валюты к рублю рассчитывается также по состоянию на эту дату.

Также отменена обязанность представлять в банки статистическую форму учета перемещения товаров (установлена Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза).

Новый порядок предоставления банкам подтверждающих документов

По заявлению ЦБ, требования новой инструкции направлены на «либерализацию действующих требований валютного контроля в части снижения нагрузки на резидентов при совершении ими валютных операций».

Действие документа распространяется на резидентов-юрлиц (кроме кредитных организаций и Внешэкономбанка), ИП и лиц, занимающихся частной практикой, а также на нерезидентов-юрлиц.

Новшества заключаются в следующем:

1. Требование об оформлении паспорта сделки отменено. Вместо паспорта банк ставит на учет контракт. Контракту присваивается уникальный номер, после чего его заносят в базу «Банк-ФНС». Номер указывается при оформлении платежей. Порядок постановки на учет контракта банк утверждает самостоятельно.

2. Увеличено значение суммы обязательств , при котором необходима постановка контрактов на учет (сегодня это 50 тыс. долларов США):

  • для импортных контрактов или кредитных договоров — 3 млн. рублей;
  • для экспортных контрактов — 6 млн. рублей (п. 4.2. Инструкции).
Сумма определяется на дату заключения контракта либо на дату заключения последних изменений к контракту по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю;
ВНИМАНИЕ! 01.01.2018 все действующие паспорта сделок закроются, данные перенесут в реестр действующих контрактов (п.18.2). Проконтролируйте процесс.
3. Требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях отменено . Сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;

4. При зачислении на транзитный счет или списании с расчетного счета валюты в сумме 200 и более тысяч рублей по договору с нерезидентом резидент предоставляет банку вместо справки информацию о коде вида операции (приложение 1 к Инструкции). Требование об указании кода вида операции относится и к нерезидентам;

5. Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов — не позднее следующего рабочего дня после предоставления всех необходимых данных (п.5.5 Инструкции).

Ужесточение ответственности — 325-ФЗ

Федеральным законом ФЗ-325 внесены изменения в ст.ст. 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ и усилена ответственность за административные правонарушения в этой сфере, предусмотренные КоАП РФ.

У резидентов появилась прямая обязанность указывать сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам, заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности (ч. 1.1 ст. 19 ФЗ-173). Действующая сегодня редакция нормы предусматривает предоставление банкам информации «об ожидаемых максимальных сроках» получения валюты от нерезидентов и передаче ими товаров и услуг по договорам.

Изменениями, внесенными в абз.4 ч. 5 ст. 23 ФЗ-173, предусмотрено право уполномоченных банков отказывать в проведении валютной операции еще на нескольких основаниях (пока что отказ возможен только в случаях, если возникают подозрения, что операция проводится для легализации преступных доходов и финансирования терроризма).

С мая 2018 г. отказать могут в случаях, если операция нарушает положения ФЗ-173, касающихся:

  • валютных операций между резидентами (ст.9 ФЗ-173);
  • счетов резидентов в банках за пределами РФ (ст.12 ФЗ-173);
  • прав и обязанностей резидентов при валютных операциях (ст; 14 ФЗ-173).
Отказ в операции будет в случае непредставления требуемых ФЗ-173 документов, представления недостоверных либо не соответствующих требованиям закона документов, а также если банк решит, что эта операция противоречит любым актам валютного законодательства.

Этим же ФЗ-325 внесены изменения в ст. 15.25 КоАП «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» — увеличились штрафы.

Осуществление незаконных валютных операций (ч. 1 ст. 15.25) грозит штрафом для граждан, ИП и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Штраф за невыполнение резидентом в срок обязанности по получению на свои банковские счета в банках валюты (ч.4 ст. 15.25) для ИП и юрлиц составит 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы, зачисленной с нарушением срока, за каждый день просрочки и (или) в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.«

Штраф за такое же правонарушение по внешнеторговым контрактам, для которых предусмотрено оформление паспорта сделки по ч.4.1 ст. 15.25 для ИП и юрлиц от 40 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Штраф за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ сумм, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в страну товары/работы и пр. По ч.5 ст. 15.25 — для ИП и юрлиц — 1/150 ключевой ставки от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением срока, за каждый день просрочки и (или) в от 3/4 до одного размера этой суммы; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Как дополнительная мера ответственности должностных лиц для них предусмотрена дисквалификация .

Международный обмен информацией — ФЗ-340

Реализация Россией плана BEPS продолжается — в рамках автоматического обмена информацией между налоговыми органами разных стран принят новый закон, устанавливающий правила сбора, предоставления и обмена информацией о финансовых счетах и отчетностью о финансово-хозяйственной деятельности международных групп компаний (МГК).

В этих целях НК РФ дополнен главой 14.4-1 и разделом VII.1. «Данные требования соответствуют международным стандартам, которые были разработаны ОЭСР и одобрены Группой двадцати», — отмечает налоговая служба в информации ФНС от 28 ноября 2017 г.

МГК — это группа юрлиц или структур без образования юрлица, участники которой одновременно:

  • связаны между собой владением и/или правом контроля за решениями;
  • являются налоговыми резидентами разных государств;
  • составляют консолидированную отчетность.
Правила действуют в отношении участников МГК, общая годовая сумма дохода (выручки) которой по консолидированной финансовой отчетности превышает 50 миллиардов рублей. Такие компании обязаны предоставлять в налоговые органы ряд сведений, в т.ч. так называемые страновые сведения.

Страновыми сведениями по МГК считаются сведения о доходах, расходах, налогах и пр., полученных (понесенных) в связи с деятельностью участников МГК в РФ. Включают в себя глобальную и национальную документацию, а также страновой отчет МГК по государствам, налоговыми резидентами которых являются ее участники.

Новые положения НК РФ предусматривают предоставление страновой отчетности МГК за финансовые года, начинающиеся в 2017 году, в течение 12 месяцев с даты окончания финансового года. Налогоплательщики-участники МГК также имеют право представить страновую отчетность добровольно за финансовые года, начинающиеся в 2016 году. В этом случае они смогут избежать вторичного истребования отчетности через дочерние подразделения в других государствах.

Кроме того, ФЗ-340 введена обязанность для российских организаций финансового рынка проводить процедуры по выявлению среди своих клиентов и их бенефициаров иностранных налоговых резидентов и ежегодно представлять сведения об их счетах в ФНС России.

С 01 марта 2018 года вступает в силу новая Инструкция Банка России от 16.08.2017 № «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», которая отменяет действие Инструкции № , способствуя либерализации действующих требований валютного контроля в части снижения нагрузки на резидентов при совершении ими валютных операций.

Банк России отмечает, что введение в действие Инструкции 181-И взамен 138-И снизит нагрузку на резидентов в части оформления документов валютного контроля, что будет способствовать уменьшению оснований для привлечения резидентов к административной ответственности, упростит механизм взаимодействия резидентов и банков, повысит оперативность работы резидентов-экспортеров, перераспределяет нагрузку в части валютного контроля с резидентов на уполномоченные банки.

Валютные операции ведутся предприятием на валютных счетах, количество которых не ограничено, однако, открыть их можно только в уполномоченных банках. Порядок открытия валютного счета аналогичен порядку открытия расчетного счета, в том числе обязательным является представление в банк пакета документов. На их основании банк откроет предприятию 2 счета:

текущий валютный счет – для учета валюты, находящейся в распоряжении предприятия;

транзитный валютный счет – для зачисления валюты и проведения ряда валютных операций, например, для зачисления на счет валюты, поступившей от учредителя в качестве вклада в уставный капитал, для оплаты экспортных таможенных пошлин и т.д.

специальный транзитный валютный счет – для учета валюты, купленной на внутреннем валютном рынке.

Обо всех совершаемых операциях банк сообщает предприятию в выписке в двух валютах: в иностранной и в рублевом эквиваленте.

РУБЛЕВЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ это пересчитанная в рубли сумма инвалюты по курсу ЦБ РФ на день совершения операции .

Бухгалтерский учет валютных опера ций регламентируется ПБУ 03/2006 “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” и организуется на счете 52 “Валютные счета” (А), к которому могут быть открыты субсчета:

52-1 “Текущий валютный счет”;

52-2 “Транзитный валютный счет”;

52-3 “Специальный транзитный валютный счет”.

Независимо от вида используемых валют бухгалтерский учет валютных операций ведется в рублях, поэтому активы и обязательства, стоимость которых выражена в инвалюте, необходимо пер е считывать в рубли по официальному курсу.

Когда осуществляется пер е счет Что пересчитывается
1. На дату совершения

операции в инвалюте

а) величина УК (80);

б) стоимость приобретенных ОС и НМА (08), материалов (10), товаров (41);

в) долгосрочные финансовые вложения (вклады в УК, долговые ценные бумаги) (58).

В дальнейшем при изменении курсов валют пересчет этих статей не производится .

г) стоимость денежных средств.

2. На дату составления

отчетности

Стоимость денежных средств :

наличная валюта и денежные документы (50),

− средства на счетах в банках (52, 55),

− средства в расчетах (60, 62, 71, 73, 75, 76),

− краткосрочные финансовые вложения (58),

заемные средства (66, 67), предоставленные займы (58),

− остатки средств целевого финансирования в инвалюте (86).

3. По мере изменения курсов валют (при необходимости) Наличная валюта и средства на счетах в банках

Официальный курс рубля изменяется во времени. По этой причине в учете могут возникать курсовые разницы (КР): положительные и отрицательные. Если курс валюты вырос , то на акти в ных счетах возникают положительные КР, а на пассивных − отрицательные. Если курс валюты снизился, то наоборот.

Сумма положительной КР включается в состав прочих доходов:

Д 50 (52, 60, 62, 66 . . .) – а) отражена положительная КР

К 91 б) включена в состав прочих доходов сумма положительной КР

Сумма отрицательной КР включается в состав прочих расходов:

Д 91 – отражена отрицательная КР

К 50 (52, 60, 62 . . .)

Исключением в порядке учета КР является учет курсовых разниц, возникающих при расчетах с учредителями, когда вклад учредителя-нерезидента объявлен в иностранной валюте. В этом случае возникающие КР относятся на изменение добавочного капитала. Например,

Д 75 – увеличен добавочный капитал предприятия на сумму положительной КР

«О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления». Документ направлен на либерализацию действующих требований валютного контроля в части снижения нагрузки на резидентов при совершении ими валютных операций, поясняется в сообщении пресс-службы ЦБ.

В частности, новая инструкция, зарегистрированная Минюстом РФ 31 октября и вступающая в силу с 1 января 2018 года, отменяет требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки. Вместо требования об оформлении паспорта сделки вводится порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров. Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки контрактов на учет. Она осуществляется банками в течение одного рабочего дня. Новый порядок исключает основание для отказа банка в постановке контракта на учет.

Пороговая сумма обязательств, при которой необходима постановка на учет по внешнеторговым экспортным контрактам, увеличена до 6 млн рублей. В Центробанке напоминают, что в настоящее время в соответствии с инструкцией от 4 июня 2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» пороговая сумма обязательств, при которой резиденту необходимо оформлять в уполномоченном банке паспорт сделки по внешнеторговому контракту, составляет 50 тыс. долларов США.

Инструкция отменяет требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, являющихся формами учета, с сохранением требования о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций.

«Документ вводит порядок, исключающий необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций, по договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами, сумма обязательств которых в эквиваленте составляет менее 200 тыс. рублей», - указано в сообщении регулятора.

Инструкция снижает нагрузку на резидентов в части оформления документов валютного контроля, что будет способствовать уменьшению оснований для привлечения резидентов к административной ответственности, упрощает механизм взаимодействия резидентов и банков, повышает оперативность работы резидентов-экспортеров, перераспределяет нагрузку в части валютного контроля с резидентов на уполномоченные банки, подчеркивается в релизе.