Основные средства от 100000 с года. Налоговый учет основных средств

Для средневекового сознания весь смысл жизни человека заключался в трех словах: жить, умереть и быть судимым. Ка­ких бы социальных и имущественных высот человек ни дос­тиг, перед Богом он предстанет нагим. Поэтому не о суете ми­ра сего нужно заботиться, а о спасении души. Средневековый человек считал, что на протяжении всей жизни против него накапливаются улики - грехи, которые он совершил и в кото­рых не исповедался и не раскаялся. Исповедь же требует столь характерной для Средневековья раздвоенности - человек выступал одновременно в двух ролях: в роли обвиняемого, ибо держал от­вет за свои дела, и в роли обвинителя, поскольку сам должен был произвести анализ своего поведения перед лицом представителя Бога - исповедника. Свою завершенность личность получала только тогда, когда давалась окончательная оценка жизни инди­вида и содеянного им на всем ее протяжении:

«Судебное мышление» средневекового человека совершало свою экспансию и за пределами земного мира. Бога, Творца понимали как Судью. Причем если на первых этапах Средне­вековья Его наделяли чертами уравновешенной суровой не­преклонности и отцовской снисходительности, то в конце данной эпохи это уже беспощадный и мстительный Господь. Почему? Чрезвычайное усиление проповеди страха перед грозным Божеством философы позднего Средневековья объясняли глубоким социально-психологическим и религиозным кризисом переходного периода.

Божий Суд имел двойственный характер, ибо один, част­ный, суд происходил, когда кто-нибудь умирал, другой. Все­общий, должен состояться в конце истории рода человече­ского. Естественно, что это вызывало огромный интерес философов к постижению смысла истории.

Самой сложной проблемой, порой непонятной современному сознанию, была проблема исторического времени.

Средневековый человек жил как бы вне времени, в посто­янном ощущении вечности. Он с охотой сносил повседневную рутину, подмечая лишь смену суток да времен года. Ему не нужно было время, ибо оно, земное и суетное, отвлекало от работы, которая сама по себе была лишь отсрочкой перед главным событием - Божьим Судом.

Теологи утверждали, линейное течение исторического вре­мени. В концепции сакральной истории (от лат. sacer - свя­щенный, связанный с религиозными обрядами) время течет от акта Творения через страсти Христовы к концу света и Второму Пришествию. В соответствии с этой схемой строи­лись в XIII в. и концепции земной истории (например, Винцента из Бове).

Философы пытались разрешить проблему исторического времени и вечности. А проблема эта была не проста, ибо, как и всему средневековому сознанию, ей тоже свойственен определенный дуализм: ожидание конца истории и одновре­менно признание ее вечности. С одной стороны - эсхатологическая установка (от греч. eschatos - последний, конечный), то есть ожидание конца света, с другой - история представ­лялась как отражение сверхвременных, надысторических «священных событий»: «Христос однажды родился и больше родиться не может».

Большой вклад в разработку этой проблемы внес Августин Блаженный, которого нередко называют одним из первых философов истории. Он попытался объяснить такие категории времени, как прошлое, настоящее и будущее. По его мнению, действительно только настоящее, прошлое связано с человеческой памятью, а будущее заключено в надежде. Все вместе раз и навсегда соединено в Боге как Абсолютной Вечности. Такое понимание абсолютной вечности Бога и реальной изменчивости материального и человеческого мира надолго стало основой христианского средневекового мировоззрения.

Августин занимается «судьбой человечества», руководствуясь, однако, библейской историографией, утверждающей, что предреченное пророками за много столетий сбывается в установленные сроки. Отсюда вытекало убеждение, что история, даже при уникальности всех ее событий, принципиально предсказуема, а, следовательно, наполнена смыслом. Основание этой осмысленности заключено в Божественном Промысле, провидении, Божественной опеке человечества. Все, что должно произойти, служит реализации изначального Божественного плана:

наказанию людей за первородный грех; испытанию их способ­ности сопротивляться человеческому злу и испытанию их воли к добру; искуплению первородного греха; призванию лучшей части человечества к построению священного сообщества пра­ведников; отделению праведников от грешников и оконча­тельному воздаянию каждому по его заслугам. В соответствии с задачами этого плана история делится на шесть периодов (эонов). Августин, как правило, воздерживается говорить о вре­менной продолжительности каждого из периодов и считает все библейские эсхатологические сроки чисто символическими.

В противоположность своим христианским предшествен­никам и средневековым последователям Августин больше ин­тересуется не хронологией, а логикой истории, чему и был посвящен его главный труд - «De civitafe Dei» («О граде Божьем»). В книге речь идет о всемирном сообществе людей, сообществе не политическом, а идеологическом, духовном .


5.Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики, монах Фома Аквинский (1225/26-1274), ученик знаменитого теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого (1193-1280), как и его учитель, пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учения Аристотеля. При этом последнее было преобразовано таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа.

У Фомы высшее начало есть бытие. Под бытием Фома понимает христианского Бога, сотворившего мир, как об этом повествуется в Ветхом Завете. Различая бытие и сущность, Фома не противопоставляет их, а наоборот, (вслед за Аристотелем) подчеркивает их общий корень. Сущности, или субстанции, согласно Фоме, обладают самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различие субстанциональных и акцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении - что нечто разрушилось. Акцидентальная форма - источник определенных качеств, а не бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное состояния, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. На этом основании, он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от их степени актуальности.

1. На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи (causa formalis); сюда относятся неорганические стихии и минералы.

2. На следующей ступени форма предстает как конечная причина (causa finalis) вещи, которой поэтому присуща внутренняя целесообразность, названная Аристотелем "растительной душой", как бы формирующей тело изнутри. Таковы, по мнению Аристотеля (и соответственно Фомы), растения.

3. Третий уровень - животные, здесь форма есть действующая причина (causa efficient), поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех уровнях форма по-разному преобразуется в материю, организуя и одушевляя ее.

4 .На последней, четвертой, ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи (forma per se, forma separata). Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не связанная с материей, человеческая душа не погибает со смертью тела.

Конечно, в построенной Фомой Аквинским моделью есть какая-то логика, но по-моему его взгляды ограничивались теми знаниями, которыми владело человечество в XIII веке. Я, например, склонен считать, что никакой принципиальной разницы между растениями и животными нет, по крайней мере, опираясь на знания биологии. Безусловно, между ними есть какая-то грань, но она весьма условна. Существуют растения, которые ведут весьма активный двигательный образ жизни. Известны растения, которые от одного прикосновения мгновенно сворачиваются в бутон. И наоборот, известны животные, которые очень малоподвижны. В этом аспекте нарушается принцип о движении, как действующей причине.

Генетикой доказано (кстати, был период, когда генетика считалась лженаукой), что и растения, и животные построены из одного и того же строительного материала- органики, и те, и другие состоят из клеток (почему же не поставить клетку на первую ступень? наверное, потому что о ней тогда еще ничего не было известно), оба имеют генетический код, ДНК. Основываясь на этих данных, есть все предпосылки объединить в один класс растения и животных, да и собственно, чтобы впоследствии не было никаких противоречий, все живое. Но если капнуть еще глубже, то сама живая клетка состоит из органических элементов, которые сами состоят из атомов. Почему бы не спуститься до такой глубины рекурсии? В какое-то время данное решение было бы просто идеальным, когда считалось, что атом - это неделимая частица. Однако знания в области ядерной физики свидетельствуют о том, что атом не является наименьшей неделимой частицей - он состоит из еще более мелких частиц, которые в свое время назвали элементарными, потому что считалось, что дальше идти уже некуда. Прошло время. Науке стало известно достаточно большое количество элементарных частиц; тогда задались вопросом: а действительно ли элементарные частицы сами по себе элементарны? Оказалось, что нет: существуют еще более мелкие "гиперэлементарные частицы". Сейчас уже никто не дает гарантии, что когда-нибудь не обнаружат еще более "элементарные" частицы. Может, глубина рекурсии вечна? Поэтому, я считаю, не стоит останавливаться на какой-то конкретной ступени и назначать ее базовой. Я бы поделил все сущее на следующие три класса:

1. Пустота (не материя).

2. Материя (не пустота).

3. Дух, если он существует.

Совсем бы недавно можно было бы добавить сюда поле (электромагнитное, гравитационное, и т.п.), но сейчас уже известно, что поле состоит из тех "элементарных" частиц, которые следуют за элементарными по степени вложенности.

Вернемся к четвертой ступени классификации бытийности вещей. Разумная душа у Фомы называется "самосущей". В отличие от нее, чувственные души животных не являются самосущими, а потому они не имеют специфических для разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела - мышления и волнения; все действия животных, как и многие действия человека (кроме мышления и акта воли), осуществляются с помощью тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как человеческая душа - бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной природе.

Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле, прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием.

В мире Фомы подлинно сущими оказываются индивидуумы. Этот своеобразный персонализм составляет специфику как томистской онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого - действие индивидуальных "скрытых сущностей", душ, духов, сил. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз, то есть по мере убывания актуальности бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице.

Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признало его. Это учение возрождается и в XX веке под названием неотомизма - одного из наиболее значительных течений западной католической философии .


Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

В средневековой философии проводится различение бытия, или существования (экзистенции), и сущности (эссенции). У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на четыре вопроса: 1. Есть ли вещь? 2. Что она такое? 3. Какова она? 4. Почему (или для чего) она есть? Первый вопрос, как видим, требует установить существование, а второй и последующие -- сущность вещи. У Аристотеля, всесторонне исследовавшего категорию сущности, еще не было проведено столь определенного различения сущности и существования, хотя некоторые подходы к нему и намечались. Четкое различие этих понятий дает Боэций (ок. 480--524), чья разработка проблем логики оказала решающее влияние на последующее развитие средневековой схоластики. (Термин «схоластика» происходит от греч. schole-- «школа»; «схоластика» --значит «школьная философия»). Согласно Боэцию, бытие (существование) и сущность -- это вовсе не одно и то же; только в боге, который есть простая субстанция, бытие и сущность совпадают. Что же касается сотворенных вещей, то они не просты, а сложны, и это прежде всего выражается в том, что их бытие и их сущность не тождественны. Чтобы та или иная сущность получила существование, она должна стать причастной к бытию или, проще говоря, должна быть сотворена божественной волей.

Сущность вещи выражается в ее определении, в понятии этой вещи, которое мы постигаем разумом. О существовании же вещи мы узнаем из опыта, то есть из прямого контакта с вещами, так как существование возникает не из разума, а из акта всемогущей воли творца, а потому и не входит в понятие вещи. Таким образом, понятие существования как не принадлежащего к самой сущности вещи вводится для осмысления догмата творения.

Отношение к природе в средние века

В средние века формируется новое воззрение на природу. Последняя не есть теперь нечто самостоятельное, как это по большей части было в античности. Учение о божественном всемогуществе лишает природу самостоятельности, поскольку бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному ходу вещей, то есть творить чудеса.

В христианском вероучении внутренне связаны между собой догмат о творении, вера в чудо и убеждение в том, что природа «сама для себя недостаточна» (выражение Августина) и что человек призван быть ее господином, «повелевать стихиями». В силу всего этого в средние века меняется отношение к природе. Во-первых, она перестает быть важнейшим предметом познания, как это было в античности (за исключением некоторых учений, например софистов, Сократа и других); основное внимание теперь сосредоточивается на познании бога и человеческой души. Эта ситуация несколько меняется только в период позднего средневековья -- в XIII и особенно в XIV веках. Во-вторых, если даже и возникает интерес к природным явлениям, то они выступают главным образом в качестве символов, указывающих на другую, высшую реальность и отсылающих к ней; а это -- реальность религиозно-нравственная. Ни одно явление, ни одна природная вещь не открывают здесь сами себя, каждая указывает на потусторонний эмпирической данности смысл, каждая есть некий символ (и урок). Мир дан средневековому человеку не только во благо, но и в поучение.

Символизм и аллегоризм средневекового мышления, воспитанный в первую очередь па священном писании и его толкованиях, был в высшей степени изощренным и разработанным до тонкостей. Понятно, что такого рода символическое истолкование природы мало способствовало ее научному познанию, и только в эпоху позднего средневековья усиливается интерес к природе как таковой, что и дает толчок развитию таких наук, как астрономия, физика, биология.

Человек в культуре средневековья

Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого общества, то философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V--XV века). Однако неверно было бы представлять себе дело так, что переход от одного к другому общественному укладу произошел, так сказать, внезапно: на самом деле период формирования нового типа общества оказывается очень продолжительным. И хотя чаще всего начало средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 год), такая датировка весьма условна. Завоевание Рима не могло в одночасье изменить ни социальных и экономических отношений, ни жизненного уклада, ни религиозных убеждений и философских учений рассматриваемой эпохи. Период становления средневековой культуры, нового типа религиозной веры и философского мышления справедливо было бы датировать I--IV веками н. э. В эти несколько столетий соперничали между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, выросшие на старой, языческой почве, и формирующиеся очаги новой веры и новой мысли, составившие впоследствии основу средневековой теологии и философии. При этом христианская мысль нередко пыталась ассимилировать достижения античной философии, особенно неоплатонизма и стоицизма, включая их в новый, чуждый им контекст.

Греческая философия, как мы видели, была связана с языческим многобожием (политеизмом) и при всем различии представлявших ее учений в конечном счете носила космологический характер, ибо тем целым, в которое включалось все сущее, в том числе и человек, была природа.

Что же касается философской мысли средних веков, то она уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а бог.

В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов -- от церкви. Как отмечал Ф. Энгельс, «церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления. Юриспруденция, естествознание, философия -- все содержание этих наук приводилось в соответствие с учением церкви»

Человек в философии средневековья

На вопрос, что такое человек, средневековые мыслители давали не менее многочисленные и разнообразные ответы, чем философы античности или нового времени. Однако две предпосылки этих ответов, как правило, оставались общими. Первая -- это библейское определение сущности человека как «образа и подобия божьего» -- откровение, не подлежавшее сомнению. Вторая -- разработанное Платоном, Аристотелем и их последователями понимание человека как «разумного животного». Исходя из этого понимания, средневековые философы ставили такие примерно вопросы: чего в человеке больше -- разумного начала или начала животного? Какое из них существенное его свойство, а без какого он может обойтись, оставаясь человеком? Что такое разум и что такое жизнь (животность)? Главное же определение человека как «образа и подобия бога» тоже порождало вопрос: какие же именно свойства бога составляют сущность человеческой природы -- ведь ясно, что человеку нельзя приписать ни бесконечность, ни безначальность, ни всемогущество.

Первое, что отличает антропологию уже самых ранних христианских философов от античной, языческой,-- это крайне двойственная оценка человека. Человек не только занимает отныне первое место во всей природе как ее царь -- в этом смысле человека высоко ставили и некоторые греческие философы,-- но и в качестве образа и подобия бога он выходит за пределы природы вообще, становится как бы над нею (ведь бог трансцендентен, запределен сотворенному им миру). И в этом существенное отличие от античной антропологии, две основные тенденции которой -- платонизм и аристотелизм -- не выносят человека из системы других существ, в сущности, даже не дают ему абсолютного первенства ни в одной системе. Для платоников, признающих подлинной сущностью в человеке лишь его разумную душу, он есть низшая ступень в длиннейшей лестнице -- иерархии разумных существ -- душ, ангелов, демонов, богов, разнообразных умов разной степени «чистоты» и т. д. Для Аристотеля человек прежде всего животное, то есть живое тело, наделенное душой,-- только у людей, в отличие от зверей и насекомых, душа еще и разумна.

Для средневековых же философов, начиная с самых ранних, между человеком и всей остальной Вселенной лежит непроходимая пропасть. Человек -- пришелец из другого мира (который можно назвать «небесным царством», «духовным миром», «раем», «небом») и должен опять туда вернуться. Хотя он, согласно Библии, сам сделан из земли и воды, хотя он растет и питается, как растения, чувствует и двигается, как животное,-- он сродни не только им, но и богу. Именно в рамках христианской традиции сложились представления, ставшие затем штампами: человек -- царь природы, венец творения и т. п.

Но как понимать тезис, что человек -- образ и подобие бога? Какие из божественных свойств составляют сущность человека? Вот как отвечает на этот вопрос один из отцов церкви -- Григорий Нисский. Бог -- прежде всего царь и владыка всего сущего. Решив создать человека, он должен был сделать его именно царем и владыкой над всеми тварями. А царю необходимы две вещи: во-первых, свобода, независимость от внешних влияний; во-вторых, чтобы было над кем царствовать. И бог наделяет человека разумом и свободной волей, то есть способностью суждения и различения добра и зла: это-то и есть сущность человека, образ божий в нем. А для того чтобы он мог сделаться царем в мире, состоящем из телесных вещей и существ, бог дает ему тело и животную душу -- как связующее звено с природой, над которой он призван владычествовать.

Однако же человек -- это не только владыка всего сущего, занимающий первое место во всей природе. Это -- лишь одна сторона истины. У того же Григория сразу после панегирика царственному великолепию человека, облаченного в пурпур добродетелей, золото разума и наделенного высочайшим божественным даром -- свободной волей, следует сокрушенный, горестный плач о человеке, опустившемся ниже любого скота, находящемся в самом позорном рабстве у своих страстей и влечений: ведь чем выше положение, тем страшнее падение. Налицо трагическая расколотость человека, заложенная в самой его природе.

С 2016 года увеличен минимальный размер стоимости, который позволяет отнести имущество к основным средствам в налоговом учете. При этом в бухгалтерском учете значение данного показателя осталось прежним. В результате недорогие объекты в НУ и БУ теперь отражаются по-разному, и это вызывает при применении ПБУ 18/02 (см. «Как применять на практике ПБУ 18/02 «Учет по организаций»»). В настоящей статье мы расскажем, как нужно учесть временные разницы, а также отложенные налоговые обязательства и активы.

Материалы по теме

Сегодня

Минфин: при выявлении фактов хищения или порчи имущества обязаны провести инвентаризацию

В каких случаях выручка от продажи товара отражается в бухучете как прочие доходы

Как отразить в учете выставочные образцы товара

Вводная информация

Начиная с января 2016 года, малоценные основные средства в бухгалтерском и налоговом учете отражаются по-разному.

В налоговом учете применяется новая редакция пункта 1 статьи 257 НК РФ, согласно которой основными средствами признаются средства труда первоначальной стоимостью свыше 100 тысяч рублей. Соответственно, более дешевые объекты не относятся к ОС, и их стоимость списывается в текущие расходы. Напомним, что данное разграничение применяется в отношении имущества, которое введено в эксплуатацию 1 января 2016 года и позже (см. «Изменения в НК РФ: увеличена стоимость амортизируемого имущества и основных средств, а для уплаты квартальных авансов по налогу на прибыль введен новый лимит выручки»).

Правила бухучета разрешают отражать основные средства, первоначальная стоимость которых не превышает лимита, в составе материально-производственных запасов. Величина лимита составляет 40 тысяч рублей (п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Это значит, что объекты до 40 тысяч рублей можно принять к учету одним из двух способов: либо как основные средства, либо как МПЗ. Что же касается имущества стоимостью 40 тысяч рублей и более, то для него выбора нет — оно в любом случае отражается в качестве основного средства.

Для наглядности мы сопоставили в таблице правила, по которым с 2016 года следует учитывать ОС в налоговом и бухгалтерском учете.

Как соотносятся правила учета основных средств, действующие в НУ и в БУ

Первоначальная стоимость объекта

Как отразить в налоговом учете

Как отразить в бухгалтерском учете

до 40 000 руб.

организация вправе выбрать один из двух способов:

Включить в состав МПЗ и списать на текущие расходы при вводе в эксплуатацию;

от 40 000 руб. до 100 000 руб. включительно

списать на текущие расходы при вводе в эксплуатацию

включить в состав ОС и амортизировать

свыше 100 000 руб.

включить в состав ОС и амортизировать

включить в состав ОС и амортизировать

Когда появляются временные разницы

В отношении каждого объекта, который в бухгалтерском учете отражается иначе, нежели в налоговом, необходимо показать разницу. Такое требование установлено в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

В данном случае разница будет временной, потому что по окончании срока полезного использования первоначальная стоимость объекта окажется списанной как в НУ, так и в БУ. Следовательно, расхождения между обоими видами учета со временем сведутся к нулю (подробнее об этом читайте в статье «Как применять на практике ПБУ 18/02 «Учет рас четов по налогу на прибыль организаций»»).

Это относится ко всем без исключения основным средствам, первоначальная стоимость которых попадает в диапазон от 40 тысяч рублей до 100 тысяч рублей включительно. Также временные разницы появляются в случае, если в бухучете компании объекты стоимостью менее 40 тысяч рублей отражаются в составе основных средств, а не в составе МПЗ.

Какие проводки нужно создать

Так как при отражении малоценного ОС в налоговом учете первоначальная стоимость списывается сразу, а в бухгалтерском учете постепенно через амортизацию, «налоговая» прибыль оказывается меньше, чем «бухгалтерская». Значит, временная разница является налогооблагаемой. Возникает отложенное налоговое обязательство (ОНО), которое показывают по дебету счета 68 и счета 77. Величина ОНО равна налогооблагаемой временной разнице, умноженной на ставку налога на прибыль (20%).

При начислении ежемесячной амортизации, напротив, «налоговая» прибыль превышает «бухгалтерскую», ведь в БУ делаются амортизационные отчисления, а в НУ их нет. Из-за этого возникает временная разница, которая является вычитаемой. Она порождает отложенный налоговый актив (ОНА), который показывают по дебету счета 09 и кредиту счета 68. Величина ОНА равна вычитаемой временной разнице, умноженной на ставку налога на прибыль.

Пример 1

В феврале 2016 года торговая организация приобрела основное средство первоначальной стоимостью 86 400 руб. и сроком полезного использования 4 года (что составляет 48 месяцев). В этом же месяце объект был принят к учету и введен в эксплуатацию.

В бухгалтерском учете объект отражен в качестве основного средства. Согласно учетной для целей БУ применяется линейный метод начисления амортизации. Бухгалтер определил, что годовая норма амортизации составляет 25% (100%: 4 года). Соответственно, годовая сумма амортизационных отчислений равна 21 600 руб.(86 400 руб. х 25%), а ежемесячная — 1 800 руб.(21 600 руб.: 12 мес.).


ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 60
- 86 400 руб. — принято к учету основное средство.

В налоговом учете первоначальная стоимость полностью списана на текущие расходы. В результате образовалась налогооблагаемая временная разница в размере 86 400 руб.

Бухгалтер сделал проводку:
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 77
- 17 280 руб.(86 400 х 20%) — отражено ОНО.

В период с марта 2016 года по февраль 2020 года (всего 48 месяцев) бухгалтер ежемесячно начисляет амортизацию и делает проводку:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 02
- 1 800 руб. — начислена амортизация.

При этом возникает вычитаемая временная разница в размере 1 800 руб. В связи с этим ежемесячно делается проводка:
ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68
- 360 руб.(1 800 руб. х 20%) — отражен ОНА.

По истечении срока полезного использования суммарная величина ОНА достигает 17 280 руб. (360 руб. х 48 мес.). Это значение равно величине ОНО, отраженного при вводе объекта в эксплуатацию. Бухгалтер делает проводку:
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 09
- 17 280 руб. — погашены ОНО и ОНА.

Досрочное выбытие объекта

Не исключено, что компания продаст или ликвидирует ОС до окончания срока его полезного использования. При этом и налогооблагаемая, и временная разница останутся частично непогашенными. В такой ситуации отложенное налоговое обязательство и отложенный налоговый актив нужно списать на счет 91.

Пример 2

В феврале 2016 года торговая организация приобрела основное средство первоначальной стоимостью 90 000 руб. и сроком полезного использования 2 года (что составляет 24 месяца). В феврале 2016 года объект был принят к учету и введен в эксплуатацию.

В бухгалтерском учете объект отражен в качестве основного средства. Согласно учетной политике для целей БУ применяется линейный метод начисления амортизации. Бухгалтер определил, что годовая норма амортизации составляет 50% (100%: 2 года). Соответственно, годовая сумма амортизационных отчислений равна 45 000 руб. (90 000 руб. х 50%), а ежемесячная — 3 750 руб.(45 000 руб.: 12 мес.).
В июне 2016 года объект был продан.

В феврале 2016 года бухгалтер сделал проводку:
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 60
- 90 000 руб. — принято к учету основное средство.

В налоговом учете первоначальная стоимость полностью списана на текущие расходы. В результате образовалась налогооблагаемая временная разница в размере 90 000 руб. Бухгалтер сделал проводку:
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 77
- 18 000 руб. (90 000 х 20%) — отражено ОНО.

В период с марта по май 2016 года (всего 3 месяца) бухгалтер ежемесячно начисляет амортизацию и делает проводку:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 02
- 3 750 руб. — начислена амортизация.

При этом возникает вычитаемая временная разница в размере 3 750 руб. В связи с этим ежемесячно делается проводка:
ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68
- 750 руб.(3 750 руб. х 20%) — отражен ОНА.

На момент продажи объекта суммарная величина ОНО достигла 2 250 руб. (750 руб. х 3 мес.). Бухгалтер сделал проводки:
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 91
- 18 000 руб. — списан ОНА;
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 09
- 2 250 руб. — списано ОНО.

Остальные критерии отнесения объектов к ОС - наличие права собственности на объект, СПИ более 12 месяцев, использование для извлечения дохода в качестве средств труда - в наступившем году остались неизменным ип. 4 ст. 346.16 , п. 1 ст. 256 , п. 1 ст. 257 НК РФ .

В бухучете сохранилась прежняя планка стоимости для ОС - более 40 тыс. руб. (или в меньшей сумме, если организация установит это в своей учетной политик е)п. 5 ПБУ 6/01 . Из-за этого в 2016 г. у вас могут быть объекты стоимостью больше 40 тыс., но менее 100 тыс. руб. включительно, которые в бухучете будут учтены как ОС, а в «упрощенных» целях сразу списаны в материальные расходы.

Рассмотрим вопросы, которые возникнут у применяющих УСН налогоплательщиков в связи с этим новшеством.

К каким объектам применяется новый лимит на УСН

Явно к тем, которые введены в эксплуатацию и оплачены в 2016 г. Поэтому если выполняются прочие условия отнесения объекта к ОС, то подсчитайте его первоначальную стоимость по правилам бухучет ап. 3 ст. 346.16 НК РФ ; п. 3.10 приложения № 2 к Приказу Минфина от 22.10.2012 № 135н . И если она:

  • <или> больше 100 тыс. руб. - это ОС. Списывайте стоимость такого объекта равномерно до конца текущего года, то есть включайте ее в «упрощенные» расходы равными долями на конец каждого квартал аподп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ ;
  • <или> не превышает 100 тыс. руб. - имущество относится к материальным расхода мподп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ . В расчет «упрощенного» налога стоимость имущества включите единовременно на дату оплат ыподп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ . А если вы заплатили за него авансом - то на дату получения (перехода к вам права собственности, если это происходит позже получения имуществ а).

А что, если:

  • дата ввода в эксплуатацию объекта и дата его оплаты находятся «по разные стороны» от 01.01.2016;
  • при этом первоначальная стоимость объекта составляет от 40 до 100 тыс. руб.;
  • выполняются все нестоимостные условия отнесения объекта к ОС?

Чем такое имущество будет в целях применения упрощенки - ОС или материальными расходами? Давайте посмотрим.

Выяснить это важно еще и для решения вопроса о необходимости пересчета налоговой базы по «упрощенному» налогу при продаже такого имущества в будущем. Напомним, в случае реализации ОС до истечения 3 лет (а если его СПИ более 15 лет - до истечения 10 лет) с конца квартала, в котором вы начали учитывать его стоимость в «упрощенных» расходах, вы обязаны пересчитать налоговую базу за все прошедшие с тех пор отчетные и налоговые период ып. 3 ст. 346.16 НК РФ . Нужно убрать из расходов затраты на ОС и включить в расходы начисленную за все это время по правилам гл. 25 НК амортизацию. А вот для имущества, учитываемого в составе материальных расходов, такого ограничения нет - при его продаже ничего пересчитывать не нужно.

Ввод в эксплуатацию в 2015 г., оплата - в 2016-м

Очевидно, что в этой ситуации стоимость объекта с «переходной» стоимостью попадет в расходы 2016 г.п. 2 ст. 346.17 НК РФ Но как и в каком качестве - единовременно на дату оплаты в составе материальных расходов или равномерно до конца года как расходы на ОС?

В целях применения упрощенки в состав основных средств включаются те ОС, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с «прибыльной» гл. 25 НКп. 4 ст. 346.16 НК РФ . Именно в этой главе, а точнее, в ст. 256 НК и установлен стоимостный порог признания имущества ОС. В Законе, которым он был с 01.01.2016 повышен до уровня более 100 тыс. руб., есть такое указание: положения ст. 256 НК в новой редакции применяются к тем объектам амортизируемого имущества, которые введены в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 г. Действует ли это указание и для упрощенки тоже или же оно установлено только для налога на прибыль?

«Удорожание» ОС дает право сразу списать в расходы бо´ ль -шую сумму, чем в 2015 г., но в переходный период некоторым упрощенцам придется нелегко

Сомнения возникают из-за того, что на УСН, в отличие от налога на прибыль, для признания стоимости ОС в «упрощенных» расходах одного только ввода в эксплуатаци юподп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ недостаточно. Необходима еще оплат ап. 2 ст. 346.17 НК РФ . Только после того, как выполнены оба этих условия, стоимость ОС может быть учтена в расходах на упрощенке.

Однако расходы на ОС можно включать в расчет налоговой базы и при частичной его оплате - в пределах уплаченной сумм ыподп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ . Из этого следует, что квалификация имущества как ОС в целях «упрощенного» учета, в принципе, может происходить и ранее его полной оплаты, в нашем случае - в 2015 г. на дату ввода в эксплуатацию. Именно тогда вы определяете, чем является ваш объект, и, если это ОС, оформляете документы на ввод его в эксплуатацию именно в таком качестве (приказ, акт ОС-1 - в зависимости от вашей учетной политики). Поэтому стоимость такого имущества должна учитываться в составе «упрощенных» расходов на ОС.

Такое же мнение нам высказал и специалист Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Начальник отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

п. 1 ст. 256 , п. 1 ст. 257 НК РФ , введенный в эксплуатацию в 2015 г., а оплаченный в 2016 г., относится в целях УСН к основным средствам. Его стоимость учитывается в расходах в 2016 г. равномерно начиная с того квартала, в котором произошла оплат аподп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ . Дело в том, что на УСН в состав основных средств включаются те ОС, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФп. 4 ст. 346.16 НК РФ .

А в целях применения гл. 25 НК РФ новый стоимостный критерий отнесения материальных ценностей к ОС действует только для тех объектов, которые введены в эксплуатацию начиная с 01.01.2016п. 7 ст. 5 Закона от 08.06.2015 № 150-ФЗ ; п. 1 ст. 256 НК РФ ” .

Оплата - в 2015 г., ввод в эксплуатацию - в 2016-м

В этой ситуации первым делом смотрим, на какой год попадает дата перехода права собственности на имущество с «переходной» стоимостью. Если на 2016-й, то есть вы оплатили имущество авансом, отнесите его к материальным расходам 2016 г.п. 2 ст. 346.17 НК РФ ; Письмо Минфина от 03.04.2015 № 03-11-11/18801

Сложнее, если объект и право собственности на него получены в 2015 г. и есть документы, из которых видно, что использовать объект вы начали только в 2016 г., а не раньше (например, акты на работы по доведению до готовности к эксплуатации).

Тогда учесть его стоимость в расходах на ОС в 2015 г. нельзя, так как списание ОС в расходы возможно не ранее ввода в эксплуатаци юподп. 1 п. 3 ст. 346.16 , подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ , а он состоялся только в 2016 г. Однако на дату ввода в эксплуатацию в 2016 г. объект уже не соответствует определению ОС, так как стоит 100 тыс. руб. или меньше. И получается, что он должен быть списан в составе материальных расходов. Но момент учета в материальных расходах - им является дата оплаты независимо от даты начала использовани яподп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ - уже позади, в прошлом году.

Что делать? Остается воспользоваться правилом о толковании всех неустранимых сомнений и противоречий в пользу налогоплательщик ап. 7 ст. 3 НК РФ . То есть учесть стоимость имущества в материальных расходах 2016 г. в I квартале - независимо от квартала ввода в эксплуатацию.

Ведь в относимое к материальным расходам имущество объект превратился уже 01.01.2016, а дата начала его использования для материальных расходов неважна. В графе 2 «Дата и номер первичного документа» раздела I книги доходов и расходов укажите реквизиты платежного документа 2015 г. на оплату этого имущества.

Аналогичные разъяснения относительно «переходного» учета нам дал специалист Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Объект с первоначальной стоимостью от 40 до 100 тыс. руб. включительно, в отношении которого выполняются все нестоимостные условия отнесения к основным средства мп. 1 ст. 256 , п. 1 ст. 257 НК РФ , оплаченный применяющей УСН организацией и полученный ею в собственность в 2015 г., а введенный в эксплуатацию только в 2016 г., в целях применения УСН не относится к основным средствам. Его стоимость включается в материальные расходы в 2016 г. на 01.01.2016, то есть в I квартал е” .

Минфин России

Вы применяете УСН с 01.01.2016, а в 2015 г. были на ОСН или ЕНВД

В этом случае вы вправе учесть в расходах по УСН стоимость оплаченных и уже эксплуатируемых по состоянию на 01.01.2016 ОС, недосписанную на том режиме, который вы применяли до перехода на упрощенку. Для этого нужно принять ОС к новому налоговому учету - в рамках УСН - и сформировать их новую стоимость, которую вы и будете списывать в «упрощенные» расходы. Определяется она по каждому ОС как цена его приобретения (сооружения, изготовления, создания) за вычетом суммы амортизации, начисленной до перехода на УСН в соответствии с требованиям ип. 2.1 ст. 346.25 НК РФ :

  • <если> в прошлом году вы были на ОСН - гл. 25 НК РФ;
  • <если> на УСН вы пришли с вмененки и приобрели ОС в период ее применения - законодательства о бухучете.

Получившуюся в результате стоимость вы будете списывать в составе «упрощенных» расходов в течение срока, который зависит от СПИ объект аподп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ .

А что, если получившаяся остаточная стоимость попадает в промежуток от 40 до 100 тыс. руб.? Как материалы ее списать нельзя, поскольку имущество уже введено в эксплуатацию как ОСподп. 4 п. 1 ст. 346.25 НК РФ . Ее нужно списывать именно по названным правилам для «переходящих» на УСН основных средств. Ведь пересматривать квалификацию объектов ОС при переходе на УСН гл. 26.2 НК не разрешает.

Состав ОС, стоимость которых в 2016 г. должна уложиться в 100-миллионный лимит

Организации, у которых остаточная стоимость ОС превышает 100 млн руб., не вправе применять упрощенк уподп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ . Начиная с квартала, в котором остаточная стоимость ОС превысит этот лимит, с УСН нужно уйти на общий налоговый режи мп. 4 ст. 346.13 НК РФ . При этом:

  • сама остаточная стоимость определяется по данным бухучета;
  • нужно брать остаточную стоимость только тех ОС, которые в соответствии с «прибыльной» гл. 25 НК подлежат амортизации и являются амортизируемым имуществом. Остаточную стоимость остальных ОС нужно убрать из подсчета. Поэтому все новое имущество со стоимостью приобретения, сооружения, изготовления, создания от 40 до 100 тыс. руб., введенное в эксплуатацию в 2016 г. (дата оплаты тут уже не важн а)п. 7 ст. 5 Закона от 08.06.2015 № 150-ФЗ , хоть и числится как ОС в бухучете, в подсчет остаточной стоимости ОС в целях сравнения с лимитом не входит.

А нужно ли включать в этот подсчет старые объекты, которые вы начали использовать до 2016 г. и первоначальная стоимость которых превышает 40 тыс. руб. и при этом составляет до 100 тыс. руб.?

С одной стороны, гл. 25 НК предполагает включение объекта в состав амортизируемого имущества на дату ввода в эксплуатацию. То есть если правила гл. 25 НК применить к каждому из ваших нынешних ОС на момент ввода в эксплуатацию, то названные объекты следует признать амортизируемым имуществом и, следовательно, включить в подсчет.

С другой стороны, с лимитом сравнивают основные средства на текущий момент. А в 2016 г. подобные объекты в соответствии с той же гл. 25 НК уже к ОС не относятся. Поэтому их из расчета сравниваемой с лимитом суммы нужно исключить. С этим согласен и специалист Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ В 2016 г. на УСН не должна превышать 100 млн руб. совокупная остаточная стоимость всех основных средств налогоплательщика, имеющих первоначальную стоимость больше 100 тыс. руб., независимо от того, когда они были введены в эксплуатацию - до 1 января 2016 г. или посл еподп. 16 п. 3 ст. 346.12 , п. 4 ст. 346.13 , п. 1 ст. 256 НК РФ . Остаточная стоимость ОС, у которых первоначальная стоимость - 100 тыс. руб. и менее, независимо от даты ввода их в эксплуатацию в расчет сравниваемой с лимитом величины остаточной стоимости ОС не включаетс я” .

Минфин России

Еще один вопрос возникает при продаже в 2016 г. старого ОС, стоимость которого превышает 40 тыс. руб. и при этом составляет до 100 тыс. руб. включительно, то есть имущества, стоимость которого вы до 2016 г. начали списывать в составе «упрощенных» расходов на основные средства. На момент продажи оно уже не удовлетворяет определению ОС. Можно ли на этом основании не пересчитывать налоговые базы прошлых периодов, если с конца квартала, в котором вы начали списывать стоимость этого имущества в расходы, прошло меньше 3 лет (меньше 10 лет, если СПИ превышает 15 лет)?

Нет, пересчитать налоговые базы вы все равно обязан ып. 3 ст. 346.16 НК РФ , равно как и включить в расходы 2016 г. сумму рассчитанной по «прибыльным» правилам амортизации за период с начала года и до момента продажи объекта. Ведь в этом случае важна квалификация объекта как ОС на дату начала списания его стоимости в «упрощенные» расходы, то есть по старому стоимостному критерию.

Изменение с 2016 г. для целей исчисления налога на прибыль организаций лимита стоимости основных средств влечет возникновение временных разниц между данными бухгалтерского и налогового учета. Можно ли избежать таких разниц, то есть отразить одну и ту же сумму расходов на приобретение имущества в бухгалтерском и налоговом учете?

Какое имущество признается амортизируемым с 01.01.2016?

С 1 января 2016 г. в п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ внесены изменения по увеличению первоначальной стоимости амортизируемого имущества с 40 000 до 100 000 руб. При этом в ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) первоначальная стоимость имущества, признаваемого амортизируемым, изменена не была. Для целей бухгалтерского учета лимит может быть установлен в учетной политике в пределах 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01, Письмо Минфина России от 17.02.2016 N 03-03-07/8700).

С 1 января 2016 г. в п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ внесены изменения по увеличению первоначальной стоимости амортизируемого имущества с 40 000 до 100 000 руб. При этом в ПБУ 6/01 "

В свою очередь, разные лимиты стоимости основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета приводят к формированию временных разниц, что не всегда удобно.

С какого момента начисляется амортизация?

Следовательно, организации, решившей воспользоваться обозначенным правом, нужно внести изменения в учетную политику. Текст изменений может быть сформулирован так.

Для целей налогового учета имущество стоимостью:

  • до 40 000 руб. списывать единовременно в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию;
  • от 40 001 до 100 000 руб. списывать с учетом срока его использования, который определять в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Точное количество месяцев списания определяется приказом по организации. Признавать в расходах равномерно со следующего месяца после ввода в эксплуатацию.

Пример. В марте организация (находится на ОСНО) приобрела компьютер стоимостью 80 000 руб. (без НДС) и ввела его в эксплуатацию. Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, компьютеры относятся к амортизационной группе со от 2 до 3 лет (код 14 3020000 "Техника электронно-вычислительная"). Приказом по организации установлено, что по данной группе амортизация начисляется 25 месяцев.
В соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета амортизация начисляется линейным способом.
В бухгалтерском учете с апреля организация должна ежемесячно начислять амортизацию по компьютеру в размере 3200 руб. (80 000 руб. / 25 мес.). В целях налогообложения прибыли данное имущество не признается амортизируемым, но списывается в расходы согласно ст. 254 НК РФ и положениям налоговой учетной политики ежемесячно в сумме 3200 руб. с апреля.

По нормам Налогового кодекса налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости имущества, не являющегося амортизируемым как раз из-за его стоимости. В связи с этим организация может закрепить порядок отражения таких расходов в учетной политике и включать в состав расходов и по данным бухгалтерского, и по данным налогового учета равные суммы, избегая тем самым возникновения временных разниц.

Примечание. Имеется риск использования подхода автора статьи. Он заключается в том, что пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ говорит о возможности списания стоимости имущества на материальные расходы в течение более одного отчетного периода, а не более одного отчетного (налогового) периода. Понятия отчетных периодов и налогового периода даны в ст. 285 НК РФ. Таким образом, нельзя утверждать, что положения пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ позволяют налогоплательщику распределять затраты на приобретение имущества стоимостью от 40 001 до 100 000 руб. на несколько налоговых периодов. Ведь из буквального прочтения нормы следует, что это можно сделать только в течение нескольких отчетных периодов, то есть в течение нескольких месяцев календарного года (в течение квартала, полугодия, девяти месяцев календарного года).