Основные проблемы экономики. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом

Отдельный человек может обеспечить себя необходимыми благами различными путями: произвести их самостоятельно или обменять на другие блага. Общество не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Располагая информацией о своих производственных возможностях, любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса:

Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов Ограниченность ресурсов – недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества. Потребности безграничны Ресурсы ограниченны Главные вопросы экономики Что надо производить Как надо производить Кто будет потребителем

Любое общество, независимо от уровня благосостояния, должно уметь определить, какие товары, как и для кого производить. 1. ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ? Организации, предприятия, фирмы, учитывая спрос потребителя, ограниченность ресурсов, постоянно принимают решения о том, какие товары и услуги должны быть произведены с использованием имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

. 2. КАК ПРОИЗВОДИТЬ? 1. Происходит выбор: -Экономические ресурсы - Технологии -Место размещения предприятия - Использование финансовых, технических затрат - Трудовые ресурсы

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.

. 1. Рассматривается экономическая эффективность, т. е. выполняется экономический расчет как выполнить объем продукции при наименьших затратах. Для этого производитель использует следующие способы: - внедрение и использование новых технологий; -экономное и бережное использование ресурсов; - привлечение работников высокой квалификации; ВЫВОД: производители должны решать: помощью каких технологий, из каких ресурсов и кем должны быть произведены блага, как должно быть организовано производство.

. 3. ДЛЯ КОГО ПРОИВЗОДИТЬ ПРОДУКТ? Производитель учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами и решает для кого производить: для богатых (предметы роскоши), для массового потребителя (товары повседневного спроса), для бедных (дешевые товары). Посредством выбора решается проблема распределения экономических благ.

Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения. Поскольку количество созданных благ ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими благами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю или должны быть бедные и богатые? Какова должна быть доля тех и других? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.

. Кто станет потребителем произведённых благ? Эта проблема напрямую связана с этапом распределения произведённых благ. На разном этапе развития общества, вопрос распределения решался по-разному. Вариантами распределения можно считать: исходя из социального статуса; в зависимости от физического или интеллектуального развития; от качества и количества потраченного труда; всем поровну (уравнительное распределение) и так далее.

Какой из вариантов следует предпочесть? Важно, что выбранный способ распределения влияет и на эффективность производства, и на результативность расходования ресурсов. Получается, что в любой последовательности основные проблемы экономики, выраженные выше вопросами «что» , «как» и «кто» , взаимоувязаны.

В процессе взаимодействия людей, которое направлено на решение этих проблем, организуется хозяйственная жизнь общества. А способ организации этой жизни, в результате которого связи между производящими и потребляющими блага упорядочиваются определённым образом, образует экономическую систему общества.

. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ФУНКЦИИ Существует несколько вариантов организации экономической жизни, т. е. это ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить.

. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 1. ТРАДИЦИОННАЯ Основана на использовании ручного труда, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене. Основные экономические вопросы решаются в соответствии с традициями и обычаями (все делать так как раньше). Ведущая отрасль принадлежит сельскому хозяйству. В настоящее время традиционная экономика сохранилась в Центральной Африке, в Южно и Юго-Восточной Азии

. Традиционная экономика – экономическая система, отличительными чертами которой являются: 1) крайне примитивные технологии; 2) преобладание ручного труда; 3) все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями; 4) общинная собственность на средства производства; 5) организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

. 2. КОМАНДНАЯ (ПЛАНОВАЯ) Государство является собственником всех экономических и природных ресурсов. Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ. Основные экономические решение принимает государство. Что как и для кого производить государство планирует из единого центра на основе приказов, законов, плановых заданий. Производители превращались в исполнителей чужих распоряжений. Такая экономическая система была в СССР и других социалистических странах. Ведущая роль принадлежит производственной индустрии (промышленность) В настоящее время такая экономика присутствует в Северной Корее, на Кубе

. Командная (централизованная) экономика – система, отличительными чертами которой являются: 1) государственная собственность практически на все экономические ресурсы; 2) сильная монополизация и бюрократизация экономики; 3) централизованное, директивное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма; 4) непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра; 5) государство полностью контролирует производство и распределение продукции; 6) командно-административные методы в хозяйственной деятельности.

3. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА Рынок – совокупность экономических отношений, проявляющиеся в сфере обмена и совершения сделок Рыночная экономика основана на частной собственности, предпринимательство, конкуренция, свободное ценообразование. Каждый производитель самостоятельно принимает экономические решения в соответствии с собственными интересами и потребностями: что производить, как производить, для кого производить. В условиях свободной рыночной экономики действует правило – спрос рождает предложение.

4. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА Современное хозяйство – активную роль играет и рынок и государство. Используются различные формы государственного регулирования. Частная собственность и государственная взаимодействуют. Например в хорошо развитых странах США, Япония. ВЫВОД: экономическая система способствует решению задачи эффективного использования ограниченных ресурсов. Основная задача – привести в соответствие безграничные потребности и ограниченные возможности членов общества через решение вопросов: что, как и для кого производить?

Использованный материал: 1. «Обществознание» 8 кл. учебник под ред. Боголюбова Л. Н. Изд. Просвещение, 2011 г. 2. Интернет-ресурс narod. ru

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Располагая информацией о своих производственных возможностях, любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса.

Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве?

Как эти товары и услуги надо производить?

Кто купит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?

Что производить?

Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Развитые страны, например, прилагают немало усилий к улучшению производства ограниченного круга товаров для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами. Это могут быть автомобили, ЭВМ или другие товары.

Иногда выбор может быть очень трудным. Так называемые «слаборазвитые страны» настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население страны. В таких странах поднять жизненный уровень можно путем наращивания производства. Но поскольку рабочая сила занята полностью, то увеличить уровень общественного производства нелегко. Можно, конечно, провести модернизацию оборудования с целью увеличения объема производства. Но для этого необходима перестройка национального хозяйства. Часть ресурсов будет переключена с производства потребительских товаров на производство капитальных товаров, строительство производственных зданий, выпуск машин и оборудования. Такая перестройка производства снизит жизненный уровень во имя его будущего повышения. Однако в странах с низким жизненным уровнем даже незначительное снижение выпуска товаров массового потребления может поставить большое число людей на грань нищеты.

Как должны быть произведены товары и услуги?

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей.

Одни здания строят частные лица, другие - государство (например школы). Решение о строительстве автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы. Использование земли может осуществляться либо по желанию фермеров, либо с участием или решением государственных органов.

Для кого произведен продукт?

Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет - интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития

Еще по теме § 3. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом:

  1. Тема 3. Основные проблемы экономической организации общества
  2. ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  3. 3.1. Триада основных проблем экономического развития общества

Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский Заочный Финансовый Институт

Контрольная работа по дисциплине экономическая теория

Тема:

«Основные проблемы экономической организации общества»


Выполнила: студентка 1курса.

факультета Финансы и кредит.

Антиповская Валерия Александровна


г. Архангельск 2010 г.


План

Введение

Основные проблемы экономической организации общества

Экономические ограничения. Граница производственных возможностей

Используемая литература


Введение


Экономическая теория зародилась и сформировалась в недрах , а затем отделилась от неё в рамках общего процесса наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями. В экономическую теорию начинают преподавать в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов; в появляются особые экономические факультеты, специализированные экономические высшие и средние специальные учебные заведения, экономику начинают изучать в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах, формируется круг профессиональных экономистов.

Экономическая теория - дисциплина экономической науки. Представляет собой и основание экономической науки. Состоит из множества и направлений. Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в исторической ретроспективе занимается .

Основная задача экономической теории - дать объяснения происходящих событий в экономической жизни с помощью действительности, отразить в себе .

В своей контрольной я хотела бы подробнее рассмотреть основные проблемы экономической организации общества.


1. Основные проблемы экономической организации общества


Во все времена своего существования люди объединялись для решения жизненно важных проблем, образуя хозяйственную общность, представляющую упорядоченную каким-либо образом систему связей между производителями и потребителями благ. Это означает, что в хозяйственной деятельности людей не существует хаоса. Процессы производства, обмена, распределения и потребления благ, осуществляемые в разнообразных формах, всегда оказываются организованными. Однако всякий раз этим процессам предшествует принятие решений по основным проблемам экономической организации общества: что, как и для кого производить. Что производить – это принятие решения о том, какие именно блага, в каком количестве, в какие сроки должны быть произведены. Как производить – это принятие решения о том, какие ресурсы и в каких сочетаниях применять, какие использовать технологии для производства благ. Кто будет потреблять, т. е. для кого производить – проблема, связанная с распределением благ. Её решением определяется тот, кому достанутся произведенные блага, кто получит возможность их потребления или использования. Возможны различные подходы к решению проблемы распределения:

– уравнительное распределение;

– по количеству и качеству труда;

– по физической силе или по интеллекту;

– по социальному статусу и т. д.

Какой из них выбрать? Во внимание принимается факт влияния выбранного способа распределения произведенных благ на результативность производства, эффективность использования ограниченных ресурсов. В учебном курсе эти проблемы предоставлены в виде триады основных вопросов экономики: «что», «как», «кто» .

В понятии «экономическая система» получила отражение совокупность производственных отношений и институтов, образующая экономическую структуру общества. Экономические системы различаются темпами экономического развития и механизмами решения основных экономических проблем: механизм принятия решений на основе традиций, обычаев, привычек; механизм командно-административного, централизованного принятия решений государственными органами; механизм рыночный. В зависимости от характера механизма, преобладающего в принятии решений по основным проблемам экономики, экономические системы можно представить в виде трех моделей: традиционная, командно-административная, рыночная.


Экономические ограничения. Граница производственных возможностей

Экономические ресурсы, которые могут использоваться в обществе для удовлетворения потребностей, всегда ограничены, имеют количественный и качественный пределы. Умение обходить частные ограничения принципиально ничего не меняет. Ограниченность ресурсов является фундаментальной проблемой экономической науки: если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме.

В экономической теории выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает, что ресурсы в принципе невозможно увеличить. Относительная ограниченность означает, что определенные ресурсы могут быть увеличены, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей.

Ограниченность ресурсов предполагает необходимость определения (оценки) производственных возможностей. Производственные возможности – это наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов общества.

Поскольку ресурсы ограничены, то общество вынуждено постоянно делать выбор, т.е. решать, какие из потребностей следует удовлетворять, а какие – нет. Таким образом, ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования, обусловливает необходимость альтернативного выбора из числа исключающих друг друга возможностей (альтернатив). Из множества допустимых вариантов использования ресурсов выбирается наиболее оптимальный с точки зрения целей общества.

Альтернативный выбор между направлениями использования ресурсов может быть отражен в виде шкалы производственных возможностей (табличная форма) или в виде кривой производственных возможностей (графическая форма).

Для иллюстрации можно воспользоваться следующим примером, который приводит П.Самуэльсон. Предположим, необходимо произвести два вида благ – автомат калашникова и зерно. Все ресурсы можно направить на производство какого-то одного блага или же обоих благ, но в определенной пропорции (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1.

На основе представленных данных можно построить график производственных возможностей, который иначе еще называют кривой трансформации (см. рис. 2.1).

Экономический смысл трансформации состоит в том, что общество должно осуществить технологический выбор в экономике, определить необходимый объем производства каждого блага и обеспечить соответствующее распределение ресурсов.

Множество точек на кривой производственных возможностей отражает те состояния в экономике (A, B, C, D, E, F), когда обеспечивается полное использование имеющихся ресурсов и достигается наибольший выпуск благ.

В случае неполного использования имеющихся в распоряжении у общества ресурсов (в случае безработицы или неполной загрузки производственных мощностей) соотношение между производством благ задается точкой (например, X), которая оказывается расположенной ближе к началу координат (по сравнению с точками на кривой трансформации). При таком варианте возможно увеличение выпуска этих благ за счет более полного задействования ресурсов. Производство благ в объемах сверх тех, которые заданы кривой производственных возможностей, в точках, расположенных выше кривой (например, Y), невозможно, т.е. выйти за ее рамки на данном уровне развития производительных сил нельзя.

На основе анализа кривых трансформации, если они построены для разных стран, можно судить об их производственном потенциале.

Здесь следует также заметить, что не исключается переход с более низкой к более высокой кривой производственных возможностей, который становится возможным в результате применения новых технологий и техники, научных открытий и изобретений.

По форме графика можно видеть экономические последствия (своего рода «цену») принятия решения о пропорциях производства благ. В данном случае цена не всегда выражается в деньгах, но она всегда отражает альтернативную стоимость, или вмененные издержки (издержки отвергнутых возможностей).

Под альтернативной стоимостью (вмененными издержками) понимают то количество благ одного вида, от которого следует отказаться (отдать, «принести в жертву»), чтобы получить определенное количество благ другого вида (более предпочтительных).

В нашем примере, чтобы увеличить производство зерна от 0 до 1 млн. кг, нужно отказаться от производства 1 тыс. автоматов (их производство уменьшится с 15 до 14), т.е. вот эта 1 тыс. автоматов – и есть альтернативная стоимость (вмененные издержки).

Для увеличения производства зерна еще на 1 млн. кг, т.е. с 1 до 2 млн. кг, уже придется отказаться от производства 2 тыс. автоматов (14 тыс. – 12 тыс.) и т.д. Последнее приращение объема производства зерна (с 4 млн. кг до 5 млн. кг) потребует отказаться от 5 тыс. автоматов (5 тыс. – 0 тыс.).

Таким образом, за каждый дополнительный миллион килограммов зерна обществу придется платить все большую «цену» в виде непроизведенных автоматов.

Аналогичная закономерность действует и в обратном направлении, т.е. при переходе от производства зерна к производству автоматов. Отказ от каждого последующего миллиона килограмма зерна будет выражаться во все меньшем приросте производства автоматов.

Приведенные примеры являются иллюстрацией действия закона возрастающих вмененных издержек: производство дополнительных единиц одного блага влечет за собой жертвование возрастающим количеством единиц другого блага.

Важным направлением исследования общественного производства является анализ его структуры, который проводится по различным критериям:

1. По функциональному назначению общественное производство подразделяется на две составляющих: производство средств производства и производство предметов потребления. В зависимости от их соотношения можно делать вывод о том, что составляет приоритет функционирования национальной экономики (экономический рост или удовлетворение потребностей).

2. По сферам приложения труда и капитала в составе общественного производства выделяют материальное и нематериальное производство. Согласно официальной статистике в материальное производство включаются отрасли и предприятия, которые производят материальные блага (промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.), а также те, которые оказывают материальные услуги (транспорт, связь и т.п.). Нематериальное производство (непроизводственная сфера) включает отрасли и предприятия, производящие нематериальные блага (здравоохранение, просвещение, культура, искусство, спорт).

3. По отраслевому признаку общественное производство характеризуется преобладающими группами (комплексами) отраслей или их соотношением (промышленность, сельское хозяйство, военно-промышленный комплекс и т.п.). По этому критерию национальная экономика может быть охарактеризована как аграрная, индустриальная или аграрно-индустриальная.

4. В зависимости от масштабов в системе общественного производства различают:

1. Единичное (индивидуальное) производство – форма организации производства, при которой различные виды продукции изготовляются в одном или нескольких экземплярах. В единичном производстве используется широкая номенклатура материалов, универсальные технологии. Оно распространено в тяжелом машиностроении.

2. Серийное производство – форма организации производства, для которой характерен выпуск изделий большими партиями (сериями), повторяемыми через некоторые промежутки времени, возможно, с последующей их модернизацией. Серийное производство может быть специализировано на продукции относительно узкой номенклатуры.

3. Массовое производство – форма организации производства, специализированного на выпуске в больших количествах, однородных по назначению и конструктивно-технологическим признакам изделий, что предполагает максимальную стандартизацию и унификацию их узлов и деталей. Для массового производства характерна высокая степень комплексной механизации и автоматизации всех основных технологических процессов.


Используемая литература


1. Бродская Т.Г, Видяпин В.И, Добрынин А.И. и др. Экономическая теория: Учебное пособие, М.: РИОР, 2008.

2. Микроэкономика: теория и российская практика. Учебное пособие. Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2005.

3. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник. - М.: КноРус, 2006.

4. Экономика / Под ред. Булатова А. С. – М.: Экономистъ, 2005.

5. Экономическая теория. Учебник. Под ред. И.П.Николаевой. - М.: Проспект, 2006.

6. Экономическая теория. Под ред. Грязновой А.Г., Чечелевой Т.В. М.: Экзамен, 2005.

Основные экономические проблемы. Изучение экономики принято начинать с анализа некоторых самых общих закономерностей. Эти закономерности действуют в любые эпохи и в любой стране. Они проявляются в процессе решения людьми так называемых основных (центральных) экономических проблем:

1 Что производить? (Какие блага и в каком количестве?)

2. Как производить? (По какой технологии? С какими затратами?)

3. Для кого производить? (Какой уровень благосостояния будет обеспечен, кому достанутся произведенные блага?)

Три центральные экономические проблемы являются выражением взаимосвязи потребностей, ресурсов и производства.

Потребности и благосостояние. Потребности - это необходимость нужда человека в чем-то. В обществоведении обычно выделяют материальные, духовные и социальные потребности. Развитие, возвышение потребностей, выражая процесс развития человека в окружающем его мире, и состоит в том, что по мере удовлетворения материальных потребностей, особенно самых насущных, элементарных (потребности в пище, одежде, жилье), усиливается настоятельность, значимость духовных и социальных потребностей.

Этот подход использован в известной классификации А. Маслоу (рис. 1-1), в которой американский психолог ранжирует потребности по мере движения от первичных (элементарных) к высшим (потребностям в самовыражении).

Для решения вопроса о том, что производить, раскрытия взаимосвязи «потребности - производство» наиболее «работающей» является классификация потребностей, которая основывается на концепции деятельностного подхода в развитии человека. Эта концепция исходит из того, что возвышение потребностей человека представляет собой процесс развития его жизнедеятельности, основных ее форм: труда, семейно-бытовой деятельности, досуга. В соответствии с этим подходом в структуре потребностей современного человека выделяются (рис. 1-2):

1. элементарные потребности (потребности в пище, одежде, жилище);

2. потребности в общих условиях жизнедеятельности: потребности в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности;

3. потребности в деятельности, в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге.

Степень развития и удовлетворения элементарных потребностей и потребностей в общих условиях жизнедеятельности определяется показателями объема и структуры потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, показателями развития материальной базы сферы услуг.

К числу показателей, характеризующих удовлетворение и развитие потребностей в деятельности, относятся:

1) мотивация человека, т.е. мотивы, которые побуждают человека к данному виду деятельности;


2) затраты времени на каждую из форм деятельности;

Рассмотрим, например, использование этих показателей при определении степени удовлетворения и развития потребности в труде.

Выделяют следующие виды трудовой мотивации: 1) средство к жизни; 2) интересная творческая работа; 3) стремление сделать карьеру; 4) желание участвовать в управлении производством; 5) стремление принести пользу организации, общине, своему народу, всему человечеству. Так, труд, работа могут интересовать работника лишь постольку, поскольку они обеспечивают ему заработок, позволяющий приобрести необходимые жизненные блага. Такая трудовая мотивация характеризует отношение к труду, как средству к жизни. Трудовая мотивация, как правило, бывает сложной, в ней присутствует несколько мотивов трудовой деятельности. Например, работника может интересовать и заработок, и интересная работа, и участие в принятии управленческих решений.

Для каждого уровня экономического и социального прогресса существует общественно-нормальный уровень затрат рабочего времени. Так, в наши дни нормальной воспринимается продолжительность рабочей недели в 36 - 42 часа, хотя в XIX в. даже в передовых капиталистических странах она составляла более 70 часов и сводила у наемных работников практически к нулю время досуга в будни. Если же человек трудоспособен, ищет, но не может найти работу, то это означает, что он не может удовлетворить свою потребность в труде. Содержание труда определяется образованием и квалификацией, структурой трудовых функций (что конкретно делает человек), а также соотношением умственных и физических затрат, исполнительских и управленческих функций.

Деятельностный подход к изучению потребностей позволяет системно подойти к изучению благосостояния, т.е. уровня и качества жизни, под которыми понимаются степень развития и удовлетворения потребностей.

Ресурсы. Экономическая эффективность. Ресурсы (факторы производства, производительные силы) - это все, с помощью чего производятся товары и услуги.

В курсах «экономикс» выделяют четыре основных вида ресурсов: труд, земля, капитал, предпринимательский талант.

Труд (рабочая сила) - это физические и умственные способности, а также умение и желание работника использовать свои способности. Особенность человеческого фактора производства заключается в том, что работник является одновременно и ресурсом, и субъектом потребностей. Работая, он создает блага для удовлетворения и развития своих же потребностей. Способность человека к труду и его благосостояние неразрывно связаны. Поэтому здоровье, образование, квалификация работника, содержание его труда и отношение к нему являются показателями и благосостояния, и качества рабочей силы.

Земля - так называют все естественные ресурсы, предоставляемые природой. К ним относят плодородную почву, лес, запасы полезных ископаемых, энергию ветра и солнца, воду, воздух и т.д.

Капитал - это все созданные людьми средства для производства благ (машины, оборудование, сырье и т.д.). В данном случае речь идет о материальном, физическом капитале. Деньги и другие финансовые активы, сюда не включаются.

Предпринимательский (организаторский) талант - это способность творчески руководить использованием всех остальных ресурсов, брать на себя ответственность и риск.

Некоторые экономисты выделяют еще один фактор производства под названием информация - данные о новаторских приемах использования других ресурсов, выраженные, как правило, в знаковой форме (книжные тексты, программы для компьютеров). Если предпринимательский фактор неотрывно связан с личностью человека, то информация отделяется от ее создателя и может функционировать вполне самостоятельно (торговля патентами, «ноу-хау» и т.д.). Подобно капиталу, информация является вторичным фактором, она используется для производства жизненных благ. Но в отличие от капитала (и от других ресурсов) информация может тиражироваться. «Если у меня есть рубль и у тебя есть рубль, то после обмена у каждого останется по рублю, - гласит пословица. - Но если у меня есть идея и у тебя есть идея, то, поменявшись ими, каждый будет иметь по две идеи.»

Существует и другой подход к классификации ресурсов, широко используемый в хозяйственной практике. Средства производства, к которым относят материально-вещественную часть производительных сил (по ранее предложенной классификации - это капитал и земля), разделяют на средства труда и предметы труда. Средства труда, или основные производственные фонды, многократно участвуют в производственном процессе и изнашиваются постепенно. К ним относятся машины, оборудование, здания, сооружения и т.п. Предметы труда, или оборотные производственные фонды (сырье, материалы, и т.п.), расходуются в одном производственном процессе.

Все перечисленные факторы производства существовали практически всегда и везде (информация - с момента возникновения письменности). Однако их значение существенно менялось. В доиндустриальных обществах главными факторами были физический труд и земля. При капитализме первенство переходит к капиталу и предпринимательству. С развертыванием НТР основное значение получают творческий труд и информация, «человеческий капитал». Известный американский экономист Г. Беккер предложил это понятие для обозначения имеющихся у работника запасов знаний, навыков, мотиваций - способности к творческому самостоятельному труду, которые позволяют увеличивать его доход.

Для анализа использования ресурсов в процессе производства применяется система показателей эффекта и эффективности.

Эффект - конечный результат производства. Различают экономический эффект (результат производства как сумма произведенных товаров и услуг) и социальный эффект (благосостояние населения).

Под экономической эффективностью понимают соотношение экономического эффекта (как результата) и затрат ресурсов. Система показателей экономической эффективности производства включает в себя три основных показателя: производительность труда, фондоотдачу и материалоотдачу (табл. 1-1). Они характеризуют соответственно эффективность использования рабочей силы, основных и оборотных производственных фондов.

Таблица 1-1. Основные показатели экономической эффективности производства

Материальные потребности общества

контрольная работа

4. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса:

Ш что из товаров и услуг должно быть произведено, и в каком количестве?

Ш как эти товары и услуги надо произвести?

Ш кто, получит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?

Рассмотрим поподробнее каждый из вопросов.

1. Что производить? Отдельный человек может получить какие-либо товары различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие вещи, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего - вообще отказаться.

Развитые страны, например, прилагают немало усилий к улучшению производства ограниченного круга товаров для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами. Это могут быть автомобили, ЭВМ или иные товары.

Иногда выбор может быть очень трудным. Так называемые слаборазвитые страны настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население страны. В таких странах поднять жизненный уровень можно путем наращивания производства.

Но поскольку рабочая сила занята полностью, то увеличить уровень общественного производства нелегко. Можно, конечно, провести модернизацию оборудования с целью увеличить объем производства. Но для этого необходима перестройка национального хозяйства. Часть ресурсов будет переключена с производства предметов потребления на производство капитальных товаров, строительство производственных зданий, выпуск машин и оборудования. Такая перестройка производства снизит жизненный уровень во имя его будущего повышения. Однако в странах с низким жизненным уровнем даже незначительное снижение выпуска товаров массового потребления поставит большое число людей на грань нищеты.

2. Как д олжны быть произведены товары и услуги? Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации национального хозяйства?

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности.

По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей.

Одни здания строят частные лица, другие - государство (например, школы). Решение о строительстве автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы. Использование земли может осуществляться либо по желанию самих фермеров, либо с участием или решением государственных органов.

3. Для кого произведен продукт? Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю, или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет-интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.

Акционерное предпринимательство

Порядок управления акционерными обществами типичен для всех предпринимательских фирм с ограниченной ответственностью участников таких фирм. Высшим органом управления любым АО всегда является общее собрание акционеров...

Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО "Федеральная пассажирская компания"

1. Обеспечить получение прибыли по дерегулированным видам бизнеса и как минимум безубыточность в регулируемом сегменте за счет реализации кластерной стратегии оказания услуг по перевозке...

Анализ хозяйственной деятельности КУ ЖРЭП "ЖРЭТ Октябрьского района"

Конкуренция, ее виды и роль в развитии экономики

Пивоваренная отрасль в России является одной из наиболее перспективных и конкурентных среди других отраслей пищевой промышленности. Рост деловой активности предпринимательских структур и денежных доходов населения...

Конъюнктура как основная характеристика мирового рынка. Экономическая политика. Патентные лицензии

Реализация потенциала роста российской экономики: краткосрочные и среднесрочные задачи экономической политики Данные из пресс-конференции...

Особенности развития сельского хозяйства в России

Особенностью современного сельскохозяйственного производства является необходимость формирования оптимальной взаимосвязи экологии и экономики...

Предмет и функции экономической теории

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить...

Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы

Проблема безработицы и другие проблемы рынка труда в нашей стране сложны, противоречивы, а порой и вовсе абсурдны. Конечно же, на российском рынке труда обнаруживаются как общие закономерности, наблюдаемые и в других странах мира...

Развитие малого предпринимательства в России

Современное предпринимательство развивается на основе следующих экономических принципов: - Экономической свободы; - Экономической заинтересованности; - Непрерывной экономической разведки; - Гибкость и мобильности; - Умение...

Роль добровольных объединений в экономике в Украины

Проблема деятельности добровольных объединений в Украине и их влияние на экономические и политические процессы в государстве на сегодняшний день является одним из наиболее актуальных. При этом главный вопрос...

Собственность акционерных компаний на примере ЗАО "Лисавенко"

Характеризуя функции наблюдательного совета, как правило, отмечают его роль в качестве контрольного органа. Выполняя функции контроля за хозяйственным управлением фирмой...

Современное состояние малого бизнеса в России

Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Наличие прослойки...

Социальные технологии и роль социальных услуг в воспроизводстве индивидуального человеческого капитала

Экономическое будущее любой страны определяется формированием человеческого капитала...

Экономическая политика России

Все основные проблемы экономики вытекают из того, что мировое хозяйство вынуждено функционировать с учетом ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей...

Экономические проблемы предприятия

Среди наиболее актуальных проблем белорусских предприятий на сегодняшний день можно выделить следующие: привлечение инвестиций; наращивание экспортных поставок; повышение технического уровня производства; повышение качества продукции...