Налоговые ставки налога на землю. Принцип дифференцирования и установления

Понятие земельного налога можно объяснить как с точки зрения налогового права, так и земельного :

  • Земельный налог является налогом платой средств, накладываемая на земельный участок – это государственный сбор, который налагается на физических и юридических лиц, являющихся собственниками земли. .
  • Государственный сбор с земли – это налог на прибыль, получаемую хозяевами земли, владеющими территорией на разных правах (бессрочное владение или наследственный переход участка).

Простыми словами: земельный налог это налог который платит землевладелец за то, что его земля находится на территории государства.

Земельный налог относится к категории налогов общественных. Есть ли другие категории?

Выплаты, налагаемые государством на землю, относятся к категории общественных. Лица, владеющие собственными участками земельного типа, какими-либо долями территории, а также землепользователи обязаны по закону выплачивать часть своих доходов от земли.

Арендующие и производящие инвестицию физические и юридические лица не входят в число налогоплательщиков.

Что же касается земельного налога: местный он или региональный , нужно понимать, что данный вид сборов, не входит в группу федеральных выплат, которые назначаются, видоизменяются и снимаются налоговым кодексом Российской Федерации, а также охватывают всю территорию государства и обязательны для всех. Налог на земельный участок относится к категории местных. Они урегулируются законодательными актами и законами Российской Федерации субъектного типа. Земельные сборы имеют право, как устанавливать, так и отменять органы местного самоуправления.

Также уточним, что земельный налог ни федеральный, ни региональный — он может быть только МЕСТНЫМ!

Сущность земельного налога состоит в том, что все собранные с участка денежные средства поступают в бюджет местных организаций. Платить налоги должны владельцы в индивидуальном порядке.

Характеристики земельного налога, раскрывающие его специализацию следующее:

  1. Способствует более рациональной эксплуатации земельных зон.
  2. Улучшает свойства почвы, удовлетворяющие всем необходимым условиям и потребностям для существования растительного мира.
  3. Выполняет охранную функцию.
  4. Выполняет контроль общего состояния природной среды с точки зрения с точки зрения условий проживания людей и существования животных и растений.

Определенного круг лиц волнует вопрос (как мы узнали из нашего опроса в группе ВК): земельный налог прямой или косвенный?

Для физ. лиц и юр. лиц он ПРЯМОЙ!

Основания для уплаты

Облагается ли земельный участок налогом или нет ? Физические и юридические лица автоматически обязуются платить единый земельный налог в таких случаях:

  • Если имеются документы, подтверждающие права на собственность, пользование, аренду и владение землей, то появляются основания для взыскания налога и арендных сборов.
  • Если лицо получило право на владение участком, которое одобрено государством, осуществив регистрацию данной территории (пункт 2 ст. 8 ГК РФ — Утратил силу с 1 марта 2013 г.). Это послужит обязательной причиной для уплаты земельных государственных сборов.Регистрироваться государством могут как права собственного владения, так и права, обеспечивающие возможность обладателям своими действиями извлекать прибыль из участка в целях собственной выгоды ().
  • Если имеет место на взыскание земельных сборов, подтверждающая регистрацию недвижимости, а также сделок, которые производятся с ним.

Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 4

  1. Правительство Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными частью 7 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Главным основанием на наложение государственных сборов на землю и взыскания денежных выплат является данное свидетельство. Имеются и ряд других документов, которые обязуют граждан быть налогоплательщиками.

Земельный и имущественный налоги — взаимосвязь

Определение земельного налога для физических лиц, накладываемого на землю, было уже рассмотрено, а что касается имущественного, то это вид выплаты, устанавливаемый на имущество организаций и частных лиц.

Имущественный налог (налог на имущество — земельный участок) требуют от граждан, которые имеют право собственности на какой-либо вид сооружения, транспорта или земли. Таким образом, если у вас имеется дом, собственный магазин, ферма, гараж, автомобильная стоянка, а также другие виды собственности, занимающие определенную земельную территорию, то вы становитесь не только имущественным налогоплательщиком, но и земельным.

Земельный налог, вместе с транспортным и непосредственно имущественным выплатами относят к общему классу имущественных (для физических лиц).

Образовательные учреждения

Существует понятие, согласно которому сборы государственного характера не взимаются с земель, подлежащих общему пользованию. Законы подвергаются частым ежегодным изменениям.

Согласно действующему законодательству, налогоплательщиками льготной категории являются образовательные учреждения (не смотря на второй пункт третьей статьи из первой части налогового кодекса Российской Федерации, не допускающего взыскание денежных средств с общественных учреждений).

Действия при отсутствии прихода оплаты на земельный налог РФ

Почему не приходит налог на земельный участок и что делать в таком случае?

По причине частых нововведений в законы о налоговых выплатах, отмене или преобразовании некоторых законопроектов органами управления, оплата на взыскание средств с земельного участка может не приходить некоторое время.

В этом случае, необходимо установить к какой Федеральной налоговой службе относится ваш участок земли, и обратиться в этот орган за помощью, предоставив свидетельство, подтверждающее государственную регистрацию. В век технологий не обязательно ехать в учреждение, это можно сделать и на официальном сайте. Затягивать с выплатами, подвергая себя , не рекомендуется.

Особенности налогообложения земельных участков

  1. Земельный налог ИЖС – сбор денежных средств, которые взымаются с территории, используемой под индивидуальное жилищное строительство. Налогоплательщиками, являются лица обладающими вещным правом. Налог ИЖС начисляется с одноразовой периодичностью за год. Он имеет для инвалидов первой и второй группы, а также семей многодетного типа. Отменен для заслуженных героев России, СССР и труда. Источником, который отвечает за начисление выплат и денежные средства, остается налоговый кодекс Российской Федерации.
  2. Земельный налог на дачный участок . Дачный вид недвижимости облагается одновременно несколькими государственными взысками, включающими в свое число и земельный. Расчет налога для дачников производится по прежней схеме – кадастровой стоимости. Она предполагает публичный эквивалент стоимости дачи, учитываемый при расчете государственных выплат с земли, стоимости выкупа, арендной платы, оплаты за снятие запрета на строительство и некоторых других платежей.
  3. Земельный налог на участки сельскохозяйственного назначения . Налоги на объекты сельскохозяйственной деятельности накладываются в зависимости от их денежной оценки, установленной на один гектар, и измеряются в процентном соотношении.С пахотных земель, лугов, полей и пастбищ выплаты колеблются около цифры 0,1. С участков, обросших многолетними растениями, приблизительно 0,03.
  4. вы узнаете платят или нет земельный налог пенсионеры.
  5. Как рассчитать земельный налог в СНТ? Садоводческое некоммерческое товарищество обязано выплачивать государству, требуемые сборы,со всего имеющегося во владении участка, а также с площадей, находящихся в общем пользовании (согласно закону, принятому 11.10.1991 года № 1738-1 «О плате за землю»). Площади садоводческих товариществ, находящиеся во владении физических лиц платы земельного налога не требуют. Налог рассчитывается индивидуально для всех участков, входящих в состав СНТ, как кадастровая стоимость, которая может быть снижена на 10 000 рублей на одного налогоплательщика, для суммы необлагаемой налогом (пункт 5 ст. 391 налогового кодекса Российской Федерации). В входят: герои России и СССР, инвалиды первой, второй и третьей групп, а также детства, ветераны боевых действий и Великой Отечественной войны и люди, работающие в условиях высокого риска для здоровья.

Получить льготный можно, предоставив, соответствующий документ в местный орган управления, подчинению которого принадлежит садоводческое товарищество.

Смело осуществляйте покупки земельных участков, не боясь налоговых выплат. Регистрируйте право на собственность участка и своевременно вносите выплаты за земельное угодье. А также не забывайте следить за изменениями законопроектов!

В 2018 году вступают в действие очередные изменения, которые затрагивают принципы расчета налога на землю. Местные власти продолжат увеличивать размер налога, при этом сумма платежа будет определяться на основании кадастровой оценки участка. В некоторых случаях представители бизнеса могут оспорить сумму платежа.

В 2018 году налог на землю будет определяться с помощью кадастровой оценки земельных наделов. Поэтапный переход на новый принцип расчета произошел в 2015-2016 гг. До этого власти использовали балансовую стоимость участка, которая в разы отличалась от кадастровой оценки.

Использование кадастровой оценки позволяет увеличить поступления в местные бюджеты, что стало особенно актуальным после начала кризиса. Правительство остановилось на поэтапном переходе на новый принцип расчета, рассчитанном на 5 лет. На переходном этапе к итоговой сумме налога применяется поправочный коэффициент, который позволяет снизить сумму платежа. Ежегодно коэффициент корректируется, пока не достигнет единицы в 2020 году. Главное нововведение при расчете налога на землю в 2018 году – очередное увеличение платежа на 20%.

Налог на землю в различных регионах может отличаться. Местные власти могут по своему усмотрению устанавливать ставку налога в пределах 0,1-1,5%. При этом регионы могут применять дифференцированный подход, предоставляя льготы для отдельных видов деятельности.

Дополнительные поступления помогут местным властям профинансировать модернизацию объектов инфраструктуры. В нынешних условиях регионы испытывают острый дефицит финансовых ресурсов, с трудом выполняя взятые на себя обязательства. Без повышения налогов власти не смогут обеспечить развитие инфраструктуры, подчеркивают эксперты.

Переход на кадастровую оценку станет новым испытанием для представителей бизнеса. Согласно оценкам экспертов, в некоторых регионах платежи в бюджет увеличатся в 7-8 раз. При этом основной проблемой остается методика, по которой чиновники определяли кадастровую стоимость.

Проблемная оценка

Основная цель перехода на кадастровую оценку – рассчитывать сумму налога по стоимости, которая соответствует реальной цене земельного надела. Для определения оценки каждого участка были системно проанализированы существующие предложения о продаже земли. Чтобы определить, какой будет сумма налога на землю в 2018 году, достаточно найти стоимость конкретного участка на сайте Росреестра и умножить ее на ставку налога с учетом корректирующего коэффициента.

Эксперты считают, что выбранная методика определения кадастровой оценки имеет существенные недостатки. Власти взяли за основу цену продавца, которая может значительно превышать реальную сумму сделки.

Дополнительные факторы, которые не берутся в учет для конкретных участков – расположение, инфраструктура и транспортная развязка. В результате стоимость участков с различной удаленностью от населенных пунктов практически не отличается, что приводит к некорректной оценке.

Если собственник участка считает кадастровую оценку завышенной, то он имеет право обратиться в суд для ее пересмотра. Действующая судебная практика доказывает эффективность данной меры для отстаивания своих интересов. В результате новый принцип расчета налога на землю, который останется актуальным в 2018 году, вызывает критику со стороны экспертов.

Слабые и сильные стороны нововведений

Повышение налоговой нагрузки в нынешних условиях абсолютно необходимо, уверены эксперты. Однако властям необходимо разработать комплексный подход, направленный на стимулирование экономического роста. Пример реформирования налога на землю демонстрирует, что чиновники намерены решать краткосрочные задачи.

Критика экспертов связана с поспешностью и несовершенством методики при определении кадастровой оценки. В результате было спровоцировано огромное количество судебных процессов, чего можно было бы избежать при более взвешенном подходе.

При этом широкие полномочия регионов при определении итоговой суммы налога будут иметь положительное воздействие. В результате будет учтена местная специфика, что позволит избежать негативных последствий для бизнеса.

В 2018 году произойдет очередное повышение налога на землю. В рамках переходного периода, власти увеличат налог на 20%. При этом полноценный размер налога будет оплачиваться в местные бюджета только в 2020 году. Кроме того, регионы могут использовать дифференцированный подход для различных секторов экономики.

Новый принцип расчета налога предполагает использование кадастровой оценки, которая вызывает критику экспертов. Если стоимость участка завышена, собственник может скорректировать оценку в судебном порядке.

Кадастровая оценка дачных участков приведет к разорению многих россиян

Если у вас есть и ездите летом, или домик строили не вы, а родители, которые там живут постоянно, или даже домика нет, а только сараюшка и огород, в любом случае готовьтесь к сюрпризу.

В начале 2016 года вам придет уведомление из налоговой инспекции, которое, возможно, сильно вас удивит, поскольку сумма налога на землю будет превышать всякие мыслимые пределы.

Хотя может быть и другой вариант: сумма окажется вполне посильной, не сильно превышающей ту, что вы платили раньше. Зато ваш сосед будет волосы рвать от отчаяния: с него за такой же участок потребуют в пять раз больше, чем с вас.

От чего это зависит? Почему налоги на одинаковые участки отличаются в разы? Как снизить зашкаливающий налог?

«МК» попытался разобраться в причудливых обновлениях земельного законодательства.

А теперь — сюрприз!

Налог на недвижимость — в том числе и на землю — раньше определялся ее инвентаризационной стоимостью. Она была очень низкой, поэтому за свои участки люди платили символические деньги.

С 2015 года земельный налог в Подмосковье рассчитывается исходя из кадастровой цены участка, которая равна рыночной.

Но прежде чем вводить такой налог, власти, конечно, должны все участки по-рыночному оценить.

В Подмосковье оценка проводилась в 2013 году. Если вы еще не знаете, во сколько оценили ваш участок, это легко узнать.

Проще всего — по Публичной кадастровой карте. Она висит на сайте Росреестра. Ее надо открыть, ввести в поисковую строку кадастровый номер того участка, который вас интересует, и на экране появятся все его данные, включая стоимость.

Можно найти участок и без кадастрового номера, если вы помните его ориентиры. Я, например, так и сделала. Нашла на карте близлежащий поселок, потом — наше садовое товарищество, отсчитала проулки от въезда — и вот он, наш участок, второй от угла. Оценен в 298 с чем-то тысяч рублей. У соседей — точно так же.

Цена, в общем, справедливая. Участки по 6 соток у нас в СНТ сейчас так и продают — тысяч по 300. Есть еще по 10 соток, они дороже. Но и в Публичной кадастровой карте у них тоже проставлена другая цена — больше 400 тысяч. Так что нам не приходится жаловаться на завышенную оценку. По крайней мере — на данный момент.

Но не всем так повезло.

Мои родственники живут в поселке малоэтажной застройки, у них дом и участок 12 соток, который оценен в 3 млн руб. Налог за него может достигать 9 тысяч. Это очень много для них. Они пожилые люди, на пенсии. О том, чтоб переехать в более дешевое жилье, поменяться на квартиру, не хотят даже думать. В этом доме жили еще родители мужа, а участок их кормит и мобилизует, без грядок и курятника они жизни не представляют.

Соседи у них в таком же точно положении. Новый налог на землю для них — беда. При этом никто не может понять, почему земля оценена так высоко. В их поселке за такие деньги ее не покупают.

Оценка от фонаря

Оценку земли в 2013 году проводили независимые оценщики, которых выбирали на аукционах региональные и местные власти.

Участник этого процесса на условиях анонимности рассказал «МК», что за победу на таких аукционах коммерческие предприятия, выигравшие контракт, отдавали властям большой процент от его суммы. Соответственно, на проведение оценочных работ у них оставалось гораздо меньше денег, чем предусмотрено объективными расчетами. За этот минимум они и делали минимум.

«Вы у себя на даче видели оценщиков от районной администрации? — говорит председатель Совета Московского союза садоводов, депутат Госдумы Андрей Туманов. — И никто их не видел. Они не выезжали на места. Оценка велась «от фонаря».

Независимые оценщики искали по компьютеру объявления о продаже земли в том или ином районе, чтоб понять, по какой цене ее там продают. Оценка проводилась в отношении земель разного назначения — не только под садоводство и дачи, но и под бизнес, гаражи, учреждения. Объявления о продаже земель сортировались по видам пользования, для каждого вида выводили среднюю цену за квадратный метр и умножали на площадь оцениваемого участка.

При этом никто не принимал в расчет тот факт, что цена, за которую участок земли предлагается, и цена, за которую он в итоге продается, — совсем не одно и то же. Они могут различаться в разы.

«Государственная кадастровая оценка земельных участков, проведенная в 2013 году в Московской и Рязанской областях, основывалась на информации из открытых источников СМИ о цене предложения сделки. В то же время сведения о реальной цене сделки оценщиками не учитывались. Кроме того, при определении кадастровой стоимости земельного участка данным методом зачастую не учитывались отдаленность земель от крупных городов, развитие транспортной сети, инфраструктуры, а также иные факторы, оказывающие влияние на рыночную стоимость земельного участка».

Счетная палата в ходе проверки обнаружила удивительные случаи, когда стоимость соседних участков даже в одном кадастровом квартале отличается так, будто один в Урюпино, а другой — на Майами.

Одинцовский район, например, деревня Сивково. У одного участка кадастровая стоимость — 5 млн 673 тысяч, у другого участка, такого же по площади — всего 608 тысяч.

Или тот же район, деревня Бутынь, две участка по 1227 кв. метров: один оценен в 2 млн 688 тыс. 639 руб. 21 коп., другой — в 4 млн 967 тыс. 423 руб. 61 коп.


В жизни все не так, как в кадастре

«Расхождения в определении кадастровой стоимости достигают десятков раз, и в отдельных случаях государственная кадастровая оценка земель оказывается значительно выше, чем цена реализации земельных участков», — утверждается в отчете Счетной палаты.

В Чеховском районе в одном и том же кадастровом квартале разброс цен на соседние земельные участки за один кв. м — от 1359 до 2235 руб., в другом кадастровом квартале — от 748 до 2158 руб.

В Орехово-Зуевском разброс цен за кв. м в границах одного кадастрового квартала — от 742 до 1371, в Дмитровском — от 660 до 1334, в Мытищинском — от 3797 до 5122, в Воскресенском — от 360 до 1390, в Клинском — от 724 до 1748 руб. за кв. метр.

Некоторые участки из-за этого хаоса оказываются оценены так дорого, как их не продашь ни за что на свете.

Счетная палата, понятно, не могла проверить, за какие деньги граждане продают участки друг другу — соответствуют ли суммы кадастровой оценке. Но она выборочно проверила договора, по которым отчуждаемые земли продавала администрация Красногорского района. Оказалось, что в 44 из 68 случаев участки продавались в 5 и более раз ниже их кадастровой оценки. К примеру:

— 12 га для размещения дома отдыха с кадастровой стоимостью 261,5 млн проданы всего за 10 млн;

— 0,76 га для размещения образовательного учреждения с кадастровой стоимостью 35 млн проданы за 6,5 млн;

— 0,22 га для автомобильной стоянки со стоимостью 10,4 млн проданы за 1,8 млн.

«Средние значения удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов по г. Химки, г. Котельники, г. Балашихе, г. Королеву превышают 5,0 тыс. рублей, — пишет Счетная палата. — Так, участок в 10 соток в данных муниципальных образованиях имеет кадастровую стоимость около 5,0 млн рублей, и при ставке земельного налога 0,3% сумма налога составит 15 тыс. рублей, что превышает среднемесячную пенсию по Московской области на 3,0 тыс. рублей.

В целом превалируют факты превышения кадастровой стоимости над рыночной стоимостью земельных участков, в связи с чем участились случаи обращения в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земель».

Кто бы чесался, если б не выборы

Месяц назад Минимущество Московской области утвердило исправления кадастровой стоимости почти 800 земельных участков сельского поселения Веселевское Наро-Фоминского района. Там земли оценили так дорого, что люди были готовы взбунтоваться.

В 2013 году, когда проводилась кадастровая оценка, цена за квадратный метр в 13 из 33 населенных пунктов поселения была повышена в 4 раза — с 620 до 2317 рублей. Земельный налог за 30 соток при цене 2317 за кв.м доходил до 21 105 руб.

Раньше они платили 2 тысячи, а тут их как мешком по голове: теперь несите 21, новые песни придумала жизнь.

Но больше всего людей возмутило, что землю-то им оценили по-разному. В Шустикове налог за 30 соток поднялся до 5532 рублей, а в Новоалександровке, в двух километрах, за те же 30 соток налог оказался в четыре раза больше.

21 тысяча! Представляете, что это за деньги в деревне? Месячный доход всей семьи, если не больше.

Веселевчане тыкались в разные инстанции и дошли наконец до Минмособлимущества, где их проблема была решена. Чиновники связались с оценщиком, потребовали перерасчета кадастровой стоимости и утвердили исправления. Так что теперь там все в порядке, в этом Веселовском поселении.

Судя по сигналам, которые иногда подают власти Московской области, им прекрасно известно про косяки с оценкой земель, и они, затаившись, ждут весны 2016 года, когда жители области получат платежки из налоговой. Потому что сейчас никто не знает, сколько и где накосячено и какая пойдет реакция. А год-то будет ответственный, в сентябре — выборы в Госдуму. Электорат лучше не нервировать.

По этой причине оспорить сейчас цену на землю вполне реально, хотя и хлопотно. К тому же нужно заказывать переоценку земли за свой счет, что как-то не очень правильно: не люди же виноваты в том, что государственные оценщики криво оценили их недвижимость. Но власти хотя бы не препятствуют оспариванию, а даже, наоборот, пытаются содействовать.

При каждом управлении Росреестра по Московской области созданы согласительные комиссии. Это первая инстанция, куда обращаются несогласные с оценкой налогоплательщики.

«В этих комиссиях работают обычно люди, которые живут в этом же районе, — говорит депутат ГД Андрей Туманов. — И они прекрасно знают, сколько здесь стоит земля. И если они видят, что ваш участок действительно оценили в нереальную цену, они идут навстречу. В 70% случаев стоимость участка удается оспорить на уровне согласительной комиссии. Но если там все-таки откажут, тогда — в суд. В суде вы стопроцентно выиграете, потому что оценщик не сможет подтвердить документально, что оценка проводилась по определенной методике».

На март 2015 года были поданы заявления на оспаривание результатов кадастра в Подмосковье по 14 849 земельным участкам.

Всего же в Московской области 3,3 млн земельных участков. То, что их владельцы пока молчат, не говорит о том, что они согласны с оценкой.

«Сегодня можно только предположить, как отреагируют граждане, малый и средний бизнес, получив в 2016 году налоговое извещение, рассчитанное от кадастровой стоимости недвижимости, — сказал зампредседателя Мособлдумы Никита Чаплин в апреле на парламентских слушаниях. — Наша задача — предусмотреть возможные последствия обращений налогоплательщиков, выработать механизм рассмотрения обращений и, возможно, предложить дополнительные льготы отдельным категориям граждан, а также субъектам малого и среднего предпринимательства».

Ставка на зеро

Земельный налог можно снизить, не только оспорив результаты оценки своего участка, но и добившись снижения процентной ставки.

Ставка земельного налога устанавливается местными депутатами. Для садоводов, дачников, владельцев индивидуальной застройки она не может быть выше 0,3% от кадастровой стоимости их участка земли. Для бизнеса — не выше 1,5%.

Эти цифры — потолок. Выше нельзя, а ниже можно, поэтому депутаты могут установить процентную ставку и 0,2%, и 0,1%, и даже нулевую.

«Обычно в СНТ половина членов — москвичи и половина — местные жители. . Поэтому они должны брать депутатов за шкирку и требовать, чтоб те снижали процентную ставку, по которой исчисляется земельный налог, — считает Андрей Туманов. — Депутатам нужны голоса, они вынуждены будут идти навстречу».

Как выяснила Счетная палата, в 2013 году 47 из 288 муниципальных образований Московской области установили ставки земельного налога ниже установленных значений. Чаще всего пониженную ставку устанавливали для садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Но и бизнес тоже кое-что отщипнул. В 15 муниципальных образованиях установлена пониженная ставка для автостоянок, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, гостиниц, офисных зданий.

«В ряде образований налоговые льготы введены в отношении хозяйствующих субъектов, основная цель деятельности которых направлена на получение прибыли», — заключает Счетная палата.

В реальности это обычно выглядит так, что местные коммерсанты всеми правдами и неправдами избираются депутатами и устанавливают для себя такие процентные ставки, какие им нужно, то есть очень низкие.

Не жили богато, нечего начинать

В заключение нужно напомнить, что земельный налог пополняет бюджеты муниципалитетов.

Это те деньги, на которые местные власти должны ремонтировать дороги, школы, больницы, строить стадионы, открывать кружки и спортивные секции, поддерживать в рабочем состоянии систему водоснабжения и вообще делать все то, что жителям необходимо для достойной, комфортной жизни, но в одиночку никто для себя этого сделать не может, надо всем вместе.

На это «всем вместе» жители как раз и скидываются своими налогами на землю и прочую недвижимость.

Актуализированный налог, соответствующий рыночной цене земли, должен был актуализировать возможности муниципалитетов, добавив им денег — чтобы местные власти смогли уже что-то реальное делать для жителей, а не только платить зарплату местным чиновникам, как сейчас.

Однако в процессе реализации здравый смысл всего начинания был упущен. Средства, выделенные на кадастровую оценку земель, сами же власти между делом распотрошили. Оценку провели халтурно. Когда халтура полезла из дыр, схватились за голову. Стали пытаться ее исправлять, отыгрывать назад: давайте снижать оценочную стоимость, давайте снижать процентные ставки. Черт с ними, со школами и ремонтами, лишь бы не раскачалась лодка. Хотя сами халтурным своим отношением сделали все, чтоб ее раскачать.

Задумка то есть была правильная. Хотели как лучше.

Но получилось точно по незабвенному Виктору Степановичу — как всегда.


Ставка земельного налога – это размер выплат, которые должен осуществлять собственник земельной территории в местную казну. Сумма определяется с учетом характеристик земли, а также ее кадастровой цены. Рассмотрим основные аспекты этого вопроса более детально.

Общие положения

По 31 главе Налогового Кодекса и региональным правовыми документам, устанавливается определенный налог на землю, который вносится в местный бюджет. Выплачивать его обязаны должны юридические и физические лица, обладающие имуществом, которое причисляется к объектам налогообложения.

Законодательная база подразумевает под ними любые участки, которые географически размещены в муниципальных регионах, где действует внутренний налог (жители Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга оплачивают налоги по законам, работающим на их территории).

Налогообложению не подвергаются такие типы объектов:

  • территория, приписанная к домам жилого фонда;
  • земля лесничества;
  • участки, изъятые из оборота по законам РФ;
  • территория с размещенными на ней культурными ценностями, заповедниками и т.д.

Какие факторы влияют на размер налога?

Величина ставки налога на землю не зависит от доходности имущества, плодородности, а определяется исключительно по статическим характеристикам – размер, тип участка, его местоположение и т.д. В качестве налоговой базы, определяющей величину ставки, всегда принимается кадастровая цена, указанная в Реестре.

Конечная сумма рассчитывается с учетом следующих факторов:

  • кадастровая цена земли;
  • ставка, установленная в регионе местными регулирующими органами;
  • наличие или отсутствие льгот у плательщика.

Уточнить кадастровую цену, а также границы своего участка можно, обратившись в ФНС.


Более подробно о кадастровой цене и том, как она влияет на сумму налога на землю, можно узнать из видео:

Кто определяет ставки земельного налога?

Закон федерального уровня № 131-ФЗ устанавливает, что отмена, введение, изменение и сбор налогов входит в компетенцию представительных органов региональных образований. По Налоговому Кодексу, относящийся к местным, регулируется непосредственно НК РФ и законодательными учреждениями муниципального образования.

Соответственно, определение налоговых ставок на земельные участки является обязанностью муниципальных органов. Если говорить о городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), там ставка устанавливается государственными властями.

Сроки выплаты

Срок выплаты земельного налога может устанавливаться как местными, так и федеральными законами. Для физических лиц предусмотрено внесение всей суммы до 1 октября. То есть, если вы оплачиваете налог за 2016 год, то платеж должен поступить не позже, чем 01.10.2017. Расчет ставки физлицами не осуществляется, сумма указывается в уведомлениях, которые рассылаются ФНС на почту налогоплательщика.

Если говорить о юрлицах, то они обязаны сами рассчитывать авансовые платежи, ставку налога, а также составлять декларацию и подавать ее в ИФНС. Порядок уплаты земельного налога для организаций является следующим:

  • По истечению первого квартала организация должна внести первый залог, а также подать декларацию.
  • После второго и третьего квартала осуществляются отчисления в бюджет и подается отчетность.
  • По завершению отчетного года, но не позднее 1 февраля, юрлица обязаны оплатить всю установленную сумму и подать налоговую декларацию.

Ставка земельного налога для физических и юридических лиц

Ставка земельного налога как для юридических, так и физических лиц исчисляется по одному и тому же принципу. Величина уплачиваемого налога регулируется в соответствии со ст. 394 НК РФ.

Ставка составляет 0,3% для земель следующего назначения:

  • сельскохозяйственные участки;
  • участки жилых зданий и коммунальной инфраструктуры;
  • спецземли, которые ограничены в обороте;
  • участки, выделенные под огороды/сады.
Для любых других типов участков величина составляет 1,5%.

В законодательной базе предусмотрены дифференцированные налоговые ставки на земельные участки, которые могут определяться муниципальными органами. Например, в Ярославской области величина составляет от 1% до 1,5%. Подобные поправки, как правило, охватывают только объекты определенного типа и назначения.

Узнать о дифференциальных налоговых ставках можно в муниципальных органах. Для каждого региона их размер отличается.

Как определить ставку земельного налога, пример расчета

Владелец участка имеет возможность самостоятельно определить ставку земельного налога. Для этого используется формула:

Ставка ЗН = КС x Д x НС x КВ, где


КС – кадастровая цена участка, узнать которую можно в онлайн-режиме на сайте Росреестра;
Д – доля владения;
НС – налоговая ставка, которая определена в регионе;
КВ – коэффициент владения, который вводится в случае, если участок находится в использовании неполное количество лет.

Для лучшего понимания, как работает эта формула, рассмотрим пример. Имеется участок в Московской области, где налоговая ставка составляет 0,3%, с кадастровой стоимостью в 2,5 млн рублей. Приведем возможные случаи расчетов:

  • За полный год пользования участком . В данной ситуации никаких поправочных коэффициентов не вводится. Формула будет иметь вид:

    ЗН = 2 500 000 x 0,3/100 = 7500 (ЗН = КС x НС)

  • За неполный год пользования участком . В такой ситуации в формулу вводится КВ. Предположим, что участок был в пользовании 4 месяца в году. Соответственно, КВ составит 4/12=0,33. Формула примет вид:

    ЗН = 2 500 000 x 0,3/100 x 0,33 = 2475 (ЗН = КС x НС x КВ)

  • За долю пользования земельным участком . Предположим, что участок находится во владении лишь на 3/4. Соответственно, формула примет вид:

    ЗН = 2 500 000 x 0,3/100 x 3/4 = 5625 (ЗН = КС x Д x НС)

Некоторым категориям граждан налоговая ставка на земельный участок начисляется с определенными льготами. В таком случае от полученной суммы необходимо отнимать размер субсидии. То есть, формула примет вид:

ЗН = КС x Д x НС x КВ – Л, где Л – льготы.

Льготы на налоговую земельную ставку

Ст. 395 НК РФ устанавливает, что некоторым физическим и юридическим лицам позволено осуществлять оплату налога по льготным тарифам. В соответствии с вышеуказанным документом, упрощения в системе налогообложения касаются следующих организаций:
  • религиозных учреждений;
  • автодоров;
  • тюрем;
  • некоторых общественных организаций и т.д.
Касательно физических лиц, на льготы имеют право:
  • инвалиды различных групп;
  • ветераны и инвалиды ВОВ;
  • лица, входящие в состав групп особого риска;
  • лица, перенесшие лучевую болезнь или получившие инвалидность после облучения.
На всей территории РФ действует единая льгота, которая составляет 10 тыс. рублей. То есть, при расчете налоговой ставки из конечной суммы вычитается эта величина.

В различных регионах страны могут действовать свои льготные программы, отличающиеся не только суммой, но и перечнем лиц, которые могут на них претендовать. Уточнить все нюансы и условия можно в местных представительствах ФНС.

Правильный расчет ставки на земельный налог является залогом того, что вы не будете переплачивать за пользование участком, а в некоторых случаях сможете даже уменьшить сумму налогообложения. За окончательным расчетом необходимо обратиться в местные органы управления.

Система налогообложения Российской Федерации продолжает претерпевать серьезные изменения, вызванные кризисом двухгодичной давности, причем в некоторых сферах деятельности изменения происходят сразу, а в некоторых постепенно. Неудивительно, что многих сегодня волнует вопрос о том, какой налог на землю будет в 2018 году, поэтому игнорировать данный вопрос не стоит.

Законопроект, касающийся увеличения налоговых выплат на земельное имущество, власти одобрили еще в начале 2016 года, после чего россияне получили первые квитанции на оплату налогов, по которым они и должны были разобраться с новыми правилами. Стоимость налога было решено поднимать постепенно, чтоб не сильно шокировать граждан большими суммами, поэтому обсудить новшества 2018 года стоит каждому.

Основные изменения коснуться того, что стоимость налоговых объектов в связи с обновленными правилами будет рассчитываться на основании кадастровой цены земельного участка, которая имеет более высокую стоимость, а значит и налоговая выплата будет крайне большой. Как уже было сказано выше, налоговые изменения будут происходить постепенно, то есть их стоимость будет повышаться примерно на 20% в год, поэтому окончательной она станет только в 2020 года. Более того, изменения в налоге на землю в 2018 году, будут касаться еще и того, что налоговые отчисления теперь будут наполнять не федеральный бюджет, а региональный, соответственно, местные власти смогут использовать их для собственных нужд, тем самым улучшая условии жизни граждан, которые проживают на той или иной территории.

Сразу нужно сделать акцент на том, что налоговые выплаты на земельные участки в разных областях страны, могут отличаться друг от друга. Местные власти получают право на самостоятельное устанавливание налоговой ставки, но находиться она должна будет в пределах 0,1-1,5%. Некоторые категории граждан могут получать в качестве льгот минимальную ставку, а другим придется выплачивать в казну полную ее стоимость – будет практиковаться дифференцированный подход. Новые финансовые поступления в государственный бюджет позволят властям существенно улучшить свое материальное положение, и это очень важно, потому что в современное время большинство регионов использует серьезный финансовый дефицит и с огромным трудом выполняет свои социальные обязательства перед властями. Соответственно, увеличенный налог на землю в 2018 году, изменения для юридических лиц волнуют практически всех россиян, является единственным способом наполнения государственного бюджета, и отказываться от него власти не планируют, поэтому ожидать, что законопроект будет пересмотрен, не стоит.

О каких проблемах стоит знать?

Нельзя не сделать акцент на том, что кадастровая оценка цены станет отдельным испытанием для представителей бизнеса, потому что налоги при том возрастут в 7-8 раз (сравнительно с прошлыми годами). Однако проблемой в данном случае является то, как именно власти рассчитывают кадастровую цену объектов. В соответствии с новыми правилами, новая методика будет учитывать реальную (что немаловажно) стоимость земельного участка. Определить стоимость налоговых выплат можно при помощи системного анализа существующих предложений на рынке по продажи недвижимости, стоимость того или иного объекта можно найти на конкретном сайте (государственном портале услуг), после чего умножить ее соответствующую региональную ставку и получить окончательную сумму.

Нужно еще и сделать акцент на том, что большинство экспертов считают методику оценки объектов крайне губительно для населения, потому что власти решили принимать во внимание цену продавца, которая может в несколько раз превышать стоимость реальной сделки.

Рассказывая о том, как рассчитать налог на землю для физических лиц, нужно сделать акцент на том, что теперь в методике не будут учитываться инфраструктура вокруг объекта, его местоположение и транспортная развязка. Получается, что цена тех или иных участков с разной удаленностью от областных центров будет практически одинаковой, а значит оценка может являться не корректной. Однако власти оставляют за человеком право на обращение в суд, если его не устраивает кадастровая цена участка, причем на практике уже стало понятно, что данная мера достаточно эффективна в отстаивании собственных интересов, но прибегать к ней часто, естественно, не стоит.

Льготы по обновленной системе налогообложения остаются прежними, и отдельно стоит сказать о том, что изменения для пенсионеров в налоге на землю в 2018 году не предусмотрены. Они как и прежде могут рассчитывать на то, что отсутствие налоговых выплат для них будет предусмотрено только для одного земельного участка, а если у них в собственности будут несколько объектов, то за остальные им придется платить. Подобным образом члены правительства решили бороться с коррупцией, потому что ранее собственники переписывали на льготников свое недвижимое имущество, чтоб не платить, а сегодня они больше поступать подобным образом не смогут.

Льготные категории останутся прежними, ведь к ним будут относиться ветераны труда, участники ликвидации ЧАЭС, и дети-войны. В будущем их список, безусловно, может быть расширен, но пока в государственном бюджете не средств на проведение подобных мероприятий, поэтому рассчитывать на то, что в данном вопросе что-то изменится в обозримом будущем, никому не стоит, хотя следить за новостями властей все-таки необходимо.

О чем стоит сказать напоследок?

Обсуждая то, какой будет налог на землю в 2018 году для физических лиц, эксперты подчеркивают тот факт, что в современных условиях без увеличения налоговой нагрузки обойтись попросту не получится. Однако они еще делают акцент на том, что властям необходимо задуматься над созданием нового комплексного подхода, направленного на . Реформирование системы налогообложения является свидетельством того, что власти уже приступили к наполнению государственной казны, причем делать они намерены это в максимально короткие сроки.

Методику критикуют по причине того, что оценка кадастровой стоимости несовершенство, о чем говорит большое количество судов по этому вопросу. Более возвышенный подход и усовершенствование методики позволили бы улучшить ее функционирование. Положительные стороны в вопросе также есть, потому что регионы получают расширенные полномочия, что позволяет им учитывать местную специфику при устранении негативных последствий для кризиса.

Говоря о том, сколько будет налог на землю в 2018 году, нужно сказать, что его ожидает очередное повышение на 20%, соответственно, он увеличится на 60% относительно уровня 2015 года, а в полном размере он будет оплачиваться не ранее 20-го года. Регионы будут использовать дифференцированный подход при системе налогообложения, что позволит улучшить функционирование разных секторов экономики. Любой человек получит право на скорректированные кадастровой стоимости земельного участка посредством суда, и в этом плане в 2018 году ничего не изменится.