Налог на прибыль местный или федеральный. Понятие региональных и местных налогов

Виды налогов и основания их классификации могут быть самыми разными. Виды налогов и сборов в Российской Федерации можно сгруппировать по различным признакам: субъектам, объектам, ставкам, целевому назначению и т.п. Один из главных критериев для группировки видов налогов и сборов в РФ – это тот уровень, на котором утверждается порядок уплаты этих обязательных платежей. В соответствии с данным признаком налоги бывают федеральные, региональные и местные. Основным нормативным документом, регулирующим систему налогообложения в РФ, является НК РФ. Именно этот документ содержит понятие и виды налогов и сборов и все базовые принципы формирования налоговой системы. В частности, НК РФ содержит и закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов (ст. 13, 14, 15). Рассмотрим виды налогов в РФ. Таблица, в которой перечислены виды налогов и их классификация в зависимости от уровня, находится ниже.

Виды налогов в РФ

Федеральные налоги

Все хозяйствующие субъекты на территории РФ платят налоги этой группы по одним и тем же правилам. Данные правила, а также любые вносимые в них изменения для этих налогов определяются только положениями НК РФ.

Среди федеральных налогов особую категорию составляют спецрежимы (раздел VIII.1 НК РФ).

Их особенность в том, что при использовании любого спецрежима налогоплательщик имеет право не платить некоторые другие федеральные, региональные и местные налоги.

Кроме того, с 2017 г. НК РФ регулирует и уплату обязательных платежей в социальные фонды (гл. 34). Хотя перечисленные страховые взносы, строго говоря, и не относятся к налогам (т.к. не являются безвозмездными платежами, а предполагают в будущем получение страхового возмещения), но их тоже можно условно отнести к «федеральной» группе.

Несмотря на свое название, далеко не все налоги этой группы зачисляются в федеральный бюджет. Полностью в него попадают только НДС, водный налог, акцизы (не все, только для отдельных видов товаров) и налог на добычу полезных ископаемых в части углеводородного сырья. Остальные вилы федеральных налогов частично, в различных пропорциях, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ (гл. 7-9), зачисляются в региональные и местные бюджеты. Так проявляется одна из основных функций налогов – регулирующая. Правительство, перераспределяя финансовые потоки между различными бюджетами, стимулирует развитие приоритетных отраслей или регионов.

Региональные и местные налоги

Эти виды налогов не полностью регулируются НК РФ. Им определяются только основные принципы, на которых базируется их взимание (вид налоговой базы, период, сроки, диапазон ставок). Точные значения ставок, критерии для формирования налоговой базы, а также льготы устанавливаются конкретными регионами РФ или муниципалитетами. Соответственно, в разных регионах отдельные условия по этим налогам могут отличаться.

Среди действующих в России федеральных, региональных и местных налогов и сборов можно выделить торговый сбор. Его особенность в том, что кодекс устанавливает для этого обязательного платежа «территориальное» ограничение. На текущий момент вводить на своей территории данный сбор могут только три города - субъекта РФ: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь (а на практике он введен только в Москве).

Виды налогов для ИП

Индивидуальные предприниматели платят меньшее количество налогов, чем юридические лица. Но среди этих обязательных платежей присутствуют как федеральные налоги (НДС, НДФЛ), так и налоги более «низкого» уровня (транспортный, на имущество, торговый сбор). Каких-либо специальных правил для ИП, касающихся обязательных платежей того или иного уровня, не существует. Порядок уплаты предпринимателем обязательных платежей зависит только от особенностей его деятельности и выбранного режима налогообложения.

Выводы

По уровню установления в РФ выделяются следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные налоги. Общий порядок начисления и уплаты для налогов, независимо от уровня, прописывается в первую очередь в НК РФ. Кроме того по региональным и местным налогам конкретные правила утверждаются местными органами власти. Порядок, в соответствии с которым основные виды налогов в РФ распределяются между уровнями бюджета, определяется Бюджетным Кодексом РФ. Данное распределение используется правительством для стимулирования развития тех или иных регионов или отраслей экономики.

Налоги – это необходимый элемент любой финансовой системы, источник пополнения доходов бюджетов. Именно они исполняют роль эффективного инструмента, необходимого при государственном регулировании отношений социально-экономического характера. Доля налоговых поступлений среди доходов бюджета РФ составляет более 84 %. Важное место занимают региональные налоги и сборы.

Классификация налогов и сборов в РФ

Классификация проводится по нескольким основным критериям.

  1. Уровень установления. Данный критерий предполагает выделение федеральных, региональных и местных налогов.

Ст. 12 Налогового Кодекса РФ (НК РФ) дает определение федеральных налогов – платежей, уплата которых является обязательной для всей страны с ее территориальными единицами. Установление, отмена и изменение их возможна в соответствии с законодательными нормами, в частности, порядок определен НК РФ.

Перечень налогов, относящихся к региональному уровню, установлен НК РФ. Они подлежат уплате субъектами налогообложения в регионах РФ. Федеральное законодательство предоставляет возможность властным структурам субъектов РФ осуществлять право ввода или отмены налоговых платежей относительно своей территории, а также право изменения отдельных элементов налогообложения.

Состав и особенности налоговых платежей на местном уровне регламентированы нормативными документами, принятыми на уровне Федерации, и в законах субъектов. Органы власти в муниципалитетах обладают правом ввода или отмены на своей территории местных сборов.

  1. Метод взимания. Данный критерий предполагает выделение налогов прямого и косвенного типа.

В качестве основания для взимания прямых налогов выступает владение и использование дохода или имущества.

Отличительная характеристика косвенных налогов – их непосредственное включение в стоимость товаров, работ или услуг и уплата покупателями или потребителями. В качестве примера можно назвать уплату акцизов.

  1. Использование. В зависимости от этого критерия характерно выделение общих и специальных видов. Общие характеризуются обезличиванием и расходованием на различные цели после того, как они поступают в бюджет соответствующего уровня.

Уплата специальных налогов (транспортного) обладает строгим целевым предназначением и закреплением за конкретными расходами.

  1. Принадлежность к определенному бюджетному уровню предполагает разделение на закрепленные и регулирующие платежи. В отличие от закрепленных, предназначенных для поступления в бюджет конкретного уровня, поступление регулирующих налогов происходит сразу в несколько бюджетов разных уровней. Пропорции их распределения определяются согласно бюджетному законодательству.

Специфика региональных налогов

Региональные налоги имеют признаки, отличающие их от других видов, а именно:

  • порядок установления через НК РФ и путем принятия законов органами с соответствующей компетенцией на уровне субъектов РФ;
  • обязательность уплаты исключительно на территории регионов РФ;
  • возможность изменения отдельных элементов региональными властями (налоговой ставки, порядка и периода уплаты, налоговых льгот).

Ввод и прекращение действия осуществляется согласно определенным Налоговым Кодексом и нормативными актами субъектов РФ нормам.

Установлением платежей и сборов занимаются органы законодательной власти субъекта РФ. При этом они самостоятельно определяют отдельные элементы налогообложения, например, необходимо, четкое закрепление налоговых ставок, порядка и сроков уплаты.

Какие налоги относят к региональным?

Состав региональных налогов определен статьей 14 НК РФ. Их характеристика представлена в таблице 1.

Таблица 1

Состав и характеристика региональных налогов по элементам

Элемент налогообложения Налог на имущество организаций Налог на игорный бизнес Транспортный налог
Субъект Организации, в собственности которых находится имущество, которое признается в качестве объекта налогообложения Организации, занимающиеся осуществлением предпринимательской деятельности в игорном бизнесе Лица, имеющие зарегистрированные на их имя транспортные средства, подлежащие налогообложению
Объект Наличие движимого и недвижимого имущества, состоящего на балансе организации Необходима регистрация следующих объектов налогообложения: игрового стола, игрового автомата, процессинговых центров, пунктов приемов ставок В ст. 358 НК РФ представлен полный перечень объектов, включая наличие в собственности автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, прочих средств транспорта
Налоговая база Для определения нужен расчет среднегодовой стоимости имущества Определение производится отдельно по каждому из объектов Налоговая база может быть выражена в качестве мощности двигателя, паспортной статической тяги реактивных двигателей. Также для некоторых объектов она подразумевает валовую вместимость, единицу транспортного средства
Налоговая ставка Согласно 380 НК РФ ее размер не может быть больше 2,2% Ст. 369 НК РФ Определены в ст. 361 НК РФ по каждому из объектов
Налоговый период Календарный год Календарный месяц Календарный год
Льготы по налогу Подробный перечень организаций, освобождаемых от уплаты, перечислен в ст. 381 НК РФ Не предполагает налоговых льгот Условия освобождения физических лиц от уплаты указаны в ст. 361.1 НК РФ

Особенности уплаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Порядок уплаты

Порядок и сроки осуществления уплаты На имущество организаций На игорный бизнес Транспортный
Уплата происходит согласно установленному в законодательном акте субъекта порядку.

Уплата осуществляется в бюджет по месту, где находится организация – субъект налогообложения

Уплата в бюджет по месту, где была осуществлена регистрация объектов налогообложения.

Срок уплаты составляет число не позднее того, когда необходимо подать налоговую декларацию по соответствующему налоговому периоду

Уплата в бюджет по месту, где находятся транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения.

Налоговый орган обязан направить налоговое уведомление налогоплательщикам, в частности, физическим лицам

Экономическое содержание региональных налогов и сборов в 2016 году

Экономическое содержание региональных налогов проявляется через выполнение ими следующих функций:

  • обеспечение органов власти необходимыми денежными средствами для выполнения ими своих обязательств;
  • осуществление распределения и использования сформированных фондов денежных средств;
  • контрольная функция.

Основное предназначение их заключается в обеспечении бюджета субъекта РФ собственными доходами, необходимыми для покрытия расходных обязательств. Между тем их доля в доходной части бюджетов субъектов страны значительно меньше, чем доля от отчислений регулирующих налогов с других уровней.

Размер поступлений налоговых платежей и сборов на уровне региона и его динамика в период с 2014-2016 гг. представлена в таблице 3.

Таблица 3

Размер поступлений в динамике

Динамика показывает, что 2016 год характеризовался увеличением размеров поступлений всех региональных налогов.

Наибольшим удельным весом обладает налог на имущество организаций, наименьшим – на игорный бизнес, но и его доля увеличилась практически в 2 раза.

Рост поступлений собственных налогов на уровне регионов является положительным фактором. Необходимо сохранение их высокой доли и на долгосрочную перспективу. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности налоговых систем, стимулированию экономического роста и обеспечению необходимого уровня доходов.

Заключение

  1. Налоговые платежи и сборы классифицируются в зависимости от различных критериев. Основным является их деление на федеральные, региональные, местные. Региональные налоги – важная составляющая бюджета субъекта РФ.
  2. Выделяют три налога, взимаемых на уровне региона. Каждый из них обладает своими элементами, рассмотренными в статье.
  3. Основное назначение – формирование сильной финансовой основы на уровне субъектов РФ, обеспечение их необходимыми денежными средствами. Поддержание самостоятельности бюджетов на всех уровнях должно быть одной из основных задач проводимой налоговой политики.

Вконтакте

Классификацию налогов по различным критериям мы рассматривали в и указывали, что налоги и сборы по уровню бюджетов бывают федеральными, региональными и местными. Приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов в нашем материале.

Список федеральных, региональных и местных налогов и сборов

То, что налоги бывают федеральные, региональные и местные, определяет различия в порядке их введения в действие, применения и отмены. К примеру, местные налоги, устанавливаемые НК РФ и правовыми актами муниципальных образований или законами городов федерального значения, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований или городов федерального значения (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Например, торговый сбор введен лишь на территории г. Москвы (п. 1 ст. 410 НК РФ , п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ , Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62).

А земельный налог действует на всей территории РФ, но органы власти муниципальных образований и городов федерального значения по земельному налогу устанавливают налоговые ставки в пределах предусмотренных НК РФ, налоговые льготы, а также порядок и сроки уплаты налога организациями (п. 2 ст. 387 НК РФ).

В отличие от местных налогов, федеральные налоги (за исключением спецрежимов) устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (п. 2 ст. 12 НК РФ).

Приведем в таблице федеральные, региональные и местные налоги, включая специальные налоговые режимы:

При этом необходимо иметь в виду, что зачесть между собой федеральные, региональные и местные налоги и сборы нельзя: зачет производится в рамках налогов одного вида (федеральные налоги зачитываются в счет федеральных, а местные - в счет местных) (

Федеральные налоги вкупе с региональными и местными бюджетными платежами вносятся в казну в порядке и размере, определенном НК РФ. В материале приведены краткие характеристики этих групп налогов, а также указаны нормы Налогового кодекса, на основании которых они вносятся в бюджеты.

Статья 12 Налогового кодекса определяет, что федеральные налоги должны поступать исключительно в бюджет Российской Федерации независимо от того, в каком регионе зарегистрирован налогоплательщик. Более того, федеральные налоги должны уплачивать и нерезиденты РФ, если того требуют условия их деятельности на территории России.

Ставки федеральных налогов , порядок их начисления и сроки внесения в бюджет устанавливаются только НК РФ. Никакие законодательные акты регионального и тем более местного уровня данный вид платежей не регулируют.

Федеральные, региональные и местные налоги распределяются банками в автоматическом режиме на основании кодов бюджетного платежа (КБК). Нынешние значения КБК установлены Минфином (приказ от 16.12.2014 № 150н). Кодовые обозначения проставляются налогоплательщиками в платежных поручениях, которые представляются в банковское учреждение.

Налоги регионального значения

В областях, краях и автономных республиках РФ установлены бюджетные платежи ниже уровнем – региональные налоги . Как и федеральные налоги , региональные и перечень их на 2016 год установлены Налоговым кодексом, в котором определены и предельные значения их ставок. Однако в связи с тем, что соответствующие средства предназначены для региональных бюджетов, законодателям, например областей, предоставлено право детализировать ставки в установленных коридорах, определять необходимость введения льгот, утверждать сроки подачи налоговых деклараций, уплаты данных налогов.

Опишем ситуацию с транспортным налогом, относящимся к региональному уровню. В п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ установлены размеры ставок по данному налогу для различных видов транспортных средств. Здесь же указано, что субъекты РФ имеют право менять ставки в 10 раз, причем как в большую, так и в меньшую сторону. Для федеральных налогов такая опция не предусмотрена.

Ориентируясь на это положение, регионы принимаются свои законы, устанавливающие величину региональных налогов и сборов . Например, в Санкт-Петербурге повышающий коэффициент равен 1,5. То есть базовая ставка налога увеличена в полтора раза, хотя властям города разрешено десятикратное ее увеличение.

Обратите внимание! Некоторые виды налогов могут иметь двойное назначение. Например, налог на прибыль отнесен НК РФ к группе федеральных налогов . Тем не менее при поступлении в банк он сразу разделяется на два потока - в федеральный центр (2%) и на региональный уровень (18%). Доля распределения тоже установлена НК РФ.

Местные налоги и сборы

Местные налоги устанавливаются по тому же принципу, что и региональные. То есть НК РФ определяет виды платежей и рамки ставок, а на местном уровне законодатели конкретизируют ставки и утверждают льготы. Данный вид платежей носит такое название, поскольку средства полностью поступают в бюджеты местных уровней.

В качестве примера можно привести торговый сбор. Этот платеж утвержден законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ, ему даже посвящена отдельная глава НК РФ - 33-я. Но ставки полностью находятся в компетенции местных органов власти.

Таблица налогов

Чтобы посетителям нашего сайта было проще ориентироваться, мы свели все налоги - федеральные региональные и местные - в таблицу. В ней также приведены статьи НК РФ, которые регулируют сферу применения каждого конкретного вида бюджетного платежа. Скачайте ее с нашего сайта по нижеприведенной ссылке.

Специальные режимы налогообложения - перечень

Законодательство РФ предусматривает возможность применения специальных режимов налогообложения. Такие спецрежимы заменяют сразу несколько бюджетных платежей, в число которых входят даже федеральные налоги .

Например, индивидуальные предприниматели, использующие спецрежимы, не платят НДС (при соблюдении определенных условий), налог на прибыль, НДФЛ, имущественный налог.

В России разрешено применять следующие виды спецрежимов:

  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • единый сельхозналог (ЕСХН);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Перечень всех бюджетных платежей установлен НК РФ. При этом только федеральные налоги платятся по ставкам, указанным в этом законодательном акте. Для налогов и сборов, относящиеся к региональным и местным уровням, установлены лишь базовые ставки и коридоры, в пределах которых они могут быть изменены властями на местах.