Лежачие «Камушки» все же снесут. Переселение из района камушки

Квартал № 804 «Камушки» снова взялись переселять. «Камушки» это 32 здания, включая 24 пятиэтажки на участке в 11 га к северу от Московского международного делового центра (ММДЦ) Москва-Сити.

Для переселения жителей зарезервировано три площадки, сообщила пресс-служба префектуры ЦАО.

Первая - приобретенная в госсобственность территория завода «Красная Пресня» по адресу: Пресненский Вал, вл. 14 (квартал № 627). Общая площадь квартир составит 60 тыс. кв. м. Еще около 100 тыс. кв. м жилья планируется построить на ул. Сергея Макеева, вл. 11/9 (квартал № 796) и на Шелепихинской наб., вл. 2А (квартал № 809).

«Начало первого отселения на ул. Пресненский Вал запланировано на 2014 год. На двух других территориях жилье будет строиться в течение двух-трех лет», - сообщил префект ЦАО Сергей Байдаков.

Решение о переселении жителей «Камушек» было принято еще в 2008 году, причем это единственный в Москве квартал, расселение которого регламентируется не постановлением правительства города, а отдельным законом столицы.

На самом деле подготовка документов по переселению квартала началась еще в 2003 году, после того, как возобновились строительные работы в Москва-Сити. Точнее, начались, после строительства башни «Багратион» на правом берегу, моста «Багратион» и пятилетнего рытья котлована на основной территории на левом берегу Москвы-реки.

Считалось, что в 2010 году строительство Москва-Сити будет завершено и тут же начнется строительство второй очереди - «Большого Сити» или «Москва-Сити-2». К этому времени, как предполагалось, завершится и переселение квартала «Камушки» - стартовой площадки «Большого Сити».

Два года назад, при вступлении в должность столичного мэра Сергей Собянин назвал строительство Москва-Сити «градостроительной ошибкой», усугубившей транспортную ситуацию в центре столицы. По зрелом размышлении было принято решение максимально сократить долю коммерческих площадей в еще не построенных объектах в пользу жилых, чтобы сбалансировать транспортные потоки.

В декабре 2011 года Сергей Собянин поручил своему заместителю по градостроительной политике и строительству Марату Хуснуллину проработать концепцию жилой застройки квартала «Камушки».

В начале октября градоначальник озвучил несколько парадоксальную идею: «Мы развернули инвестиционный локомотив в другую сторону. Идеология состоит в том, чтобы создавать рабочие места на окраине, а жилье строить ближе к центру. Таким образом, развитие Москвы становится более предсказуемым, а город - более комфортным для проживания».

Как рассказали сайт в префектуре ЦАО, «ближе к ТТК, в конце 2-го Красногвардейского проезда, встанет многофункциональный центр с социальной инфраструктурой и гостиницами. Далее - жилье и апартаменты бизнес-класса, ближе к сахарорафинадному заводу - жилье и апартаменты более высокого класса».

Настоящий Закон в соответствии жилищным законодательством, Градостроительным кодексом Российской Федерации и Генеральным планом города Москвы определяет комплекс мероприятий, направленных на развитие застроенной территории квартала № 804 Пресненского района города Москвы (далее - квартал № 804), и обеспечивает гарантии города Москвы по защите законных интересов граждан, проживающих на данной территории, их жилищных прав и права на благоприятную среду жизнедеятельности. Статья 1. Об утверждении Городской адресной программы развития застроенной территории квартала № 804 Пресненского района города Москвы на 2008-2014 годы Утвердить Городскую адресную программу развития застроенной территории квартала № 804 Пресненского района города Москвы на 2008-2014 годы (приложение). Статья 2. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 25 июня 2008 года № 29 Приложение к Закону города Москвы от 25 июня 2008 года № 29 Городская адресная программа развития застроенной территории квартала № 804 Пресненского района города Москвы на 2008-2014 годы 1. Паспорт Программы Наименование Городская адресная программа развития Программы застроенной территории квартала № 804 Пресненского района города Москвы на 2008-2014 годы (далее - Программа). Основания 1. Жилищное законодательство. разработки 2. Градостроительный кодекс Российской Программы Федерации. 3. Генеральный план города Москвы. 4. Постановление Правительства Москвы от 8 февраля 2005 года № 54-ПП. 5. Постановление Правительства Москвы от 27 марта 2007 года № 201-ПП. Государственный Департамент градостроительной политики, заказчик - развития и реконструкции города Москвы. координатор Программы Основной Департамент градостроительной политики, разработчик развития и реконструкции города Москвы. Программы Цели Программы 1. Защита законных интересов граждан, проживающих на территории квартала № 804, их жилищных прав и права на благоприятную среду жизнедеятельности. 2. Развитие территории квартала № 804 с учетом строительства на прилегающей к нему территории Московского международного делового центра (далее - ММДЦ). Ожидаемые 1. Обеспечение жителей квартала № 804 результаты благоустроенными жилыми помещениями, реализации находящимися на территориях районов Программы административного округа города Москвы, которые соответствуют градостроительным и экологическим требованиям, или в других административных округах города Москвы, - на основании соответствующих письменных заявлений жителей квартала № 804. Переселение осу-ществляется в соответствии с жилищным законодательством и договором об условиях переселения, указанных в подпунктах 3.1.2 и 3.1.3 раздела 3 настоящей Программы. 2. Строительство общественно-жилого градостроительного комплекса общей площадью не более 500 тыс. кв. метров, в том числе жилых помещений - не менее 200 тыс. кв. метров, включающего: 1) специализированный жилищный фонд для временного проживания граждан, связанных с деятельностью в ММДЦ; 2) объекты обслуживания и иные объекты общественного назначения для граждан, связанных с деятельностью в ММДЦ, и жителей Пресненского района города Москвы; 3) помещения для создания субъектами малого предпринимательства новых рабочих мест в сфере обслуживания, торговли, досуга, выставочной деятельности и культуры. 3. Объемы строительства определяются по результатам разработки проекта планировки территории квартала № 804, архитектурно- градостроительного решения застройки и проектной документации. Этапы и сроки Программа реализуется в два этапа: выполнения 1) 2008-2011 годы; Программы 2) 2012-2014 годы. Объемы и источники 1. Общий объем финансирования (в ценах 2007 финансирования года) на период 2008-2014 годов (прогноз) - Программы 30 млрд. рублей. 2. Годовые объемы финансирования определяются исходя из затрат, предусмотренных на переселение жителей квартала № 804, подготовку и инженерное обеспечение территории, реализацию отдельных инвестиционных проектов, благоустройство территории. 3. Финансирование осуществляется за счет внебюджетных источников. Исполнители 1. Инвестор. мероприятий 2. Органы исполнительной власти города Программы, органы Москвы: исполнитель-ной 1) Департамент градостроительной политики, власти города развития и реконструкции города Москвы; Москвы, 2) Центрального административного ответственные за округа города Москвы; выполнение 3) управа Пресненского района города Москвы; мероприятий 4) Департамент жилищной политики и жилищного Программы фонда города Москвы; 5) ; 6) экспертизе проектов и ценообразования в строительстве . Контроль (в лице первого исполнения заместителя Мэра Москвы в Правительстве Программы Москвы, руководителя Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы). 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Территория квартала № 804 занимает площадь около 11 гектаров и ограничена: на севере - съездом с Третьего транспортного кольца и Шмитовским проездом, на северо-востоке - улицей Антонова-Овсеенко, на юго-востоке - 1-м Красногвардейским проездом, на юго-западе - 2-м Красногвардейским проездом, на западе - Третьим транспортным кольцом. По состоянию на начало 2008 года на территории квартала № 804 зарегистрированы 2 993 человека, проживающих в 1 399 квартирах (из них 542 приватизированы). Всего на территории квартала № 804 расположены 32 здания и строения, из них 24 жилых дома, 1 детский сад. Большинство жилых домов построено в 50 - 60-е годы ХХ века и не в полной мере соответствует современным требованиям. Строительство объектов ММДЦ привело к: 1) ухудшению условий жизнедеятельности жителей квартала № 804. При строительстве объектов ММДЦ и объектов транспортной инфраструктуры территория квартала № 804 подвержена неблагоприятным воздействиям (шум, загрязнение атмосферного воздуха, вибрация, иные воздействия). Устранение всех негативных внешних воздействий на условия жизнедеятельности жителей квартала № 804 инженерно-техническими методами (шумозащитные экраны, защитные зеленые полосы) не представляется возможным; 2) усугублению проблемы обеспечения квартала № 804 объектами социальной, транспортной, инженерной инфраструктур и территориями общего пользования, а также проблемы доступности указанных объектов для населения. После завершения строительства ММДЦ и транспортных магистралей, окружающих территорию квартала № 804, условия доступности для жителей квартала № 804 объектов инфраструктуры, расположенных вне квартала, ухудшатся. Земельные участки для строительства на территории квартала № 804 новых объектов инфраструктуры отсутствуют. В связи с невозможностью создания на территории квартала № 804 условий, соответствующих экологическим, санитарным и градостроительным нормам, необходимо переселение жителей квартала № 804. В целях рационального использования территории квартала № 804 после переселения жителей целесообразной является реорганизация указанной территории путем сноса расположенных на ней объектов и создания на этой территории градостроительного комплекса, включающего специализированный жилищный фонд для временного проживания граждан, связанных с деятельностью в ММДЦ, и общественную застройку, ориентированную на обслуживание как ММДЦ, так и жителей соседних районов. Решение указанных проблем требует использования программных методов (привлечение значительных инвестиционных средств, обеспечение переселения жителей квартала № 804 и развитие территории данного квартала в конкретно установленные сроки, комплексный подход к реализации Программы, эффективное взаимодействие органов исполнительной и инвестора). Адресный перечень объектов, расположенных на территории квартала № 804 и подлежащих сносу, указан в таблице. 3. Мероприятия Программы, сроки их выполнения, органы исполнительной , ответственные за выполнение мероприятий Программы 3.1. Мероприятия по переселению жителей квартала № 804 № Наименование Сроки Органы п/п мероприятия выполнения исполнительной мероприятия власти города (годы) Москвы, ответственные за выполнение мероприятия 3.1. Подготовка и 2008-2009 Департамент жилищ- 1. согласование с жителями ной политики и квартала № 804 графика жилищного фонда переселения с указанием горо-да Москвы, для каждой семьи префектура сведений о занимаемом до Центрального переселения жилом административного помещении, адреса, типа округа города и площади жилого Москвы, управа помещения, в которое Пресненского планируется переселение, района города и срока переселения. Москвы. 3.1. Заключение с 2009-2010 Департамент жилищ- 2. собственниками, ной политики и нанимателями жилых по- жилищного фонда мещений в квартале № 804 города Москвы, договоров об условиях префектура переселения с указанием Центрального сроков, типов и площади административного жилых помещений, в округа города которые планируется Москвы, управа переселение. Пресненского района города Москвы. 3.1. Переселение жителей 2010-2011 Департамент жилищ- 3. квартала № 804 в ной политики и соответствии с графиком жилищного фонда переселения и договорами горо-да Москвы, об условиях переселения. Центрального административного округа города Москвы. помещений осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством, Законом города Москвы от 31 мая 2006 года № 21 , постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года № 1035-ПП и иными правовыми актами города Москвы. 3.2. Мероприятия по развитию территории квартала № 804 № Наименование Сроки Органы п/п мероприятия выполнения исполнительной мероприятия власти города (годы) Москвы, ответственные за выполнение мероприятия 3.2. Разработка, 2008-2009 Комитет по 1. согласование, архитектуре и утверждение проекта градостроительств планировки территории у города Москвы. квартала № 804. 3.2. Разработка и 2009-2011 Комитет по 2. согласование архитектуре и архитектурно-градострои- градостроительств тельного решения у города Москвы; застройки территории Комитет города квартала № 804. Москвы по Разработка, проведение государственной государственной экспертизе экспертизы проектной проектов и документации. ценообразования в строительстве. 3.2. Снос существующих и стро- 2012-2013 Департамент 3. ительство новых объектов градостроительной на территории квартала № политики, 804. развития и реконструкции города Москвы. 3.2. Комплексное 2013-2014 Префектура Цент- 4. благоустройство рального территории квартала административного № 804, ввод объектов в округа города эксплуатацию. Москвы, управа Пресненского района города Москвы. 4. Договор о развитии застроенной территории квартала № 804 Договор о развитии застроенной территории квартала № 804 (далее - договор) заключается в лице уполномоченного органа исполнительной с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с частями 25 и 28 статьи 46? Градостроительного кодекса Российской Федерации. Основанием для подготовки и заключения договора является Программа и принимаемое в соответствии с ней решение Правительства Москвы о развитии застроенной территории квартала № 804. 5. Эффективность и социально-экономические последствия реализации Программы В 2009-2011 годах жители квартала № 804 будут переселены в новые жилые помещения. Реализация Программы улучшит социально-экономическую и градостроительную ситуацию в Пресненском районе города Москвы, обеспечит благоприятные условия жизнедеятельности на территориях, прилегающих к ММДЦ. К концу 2013 года - началу 2014 года должны быть построены и введены в эксплуатацию объекты общественно-жилого комплекса квартала № 804. Будет сделан еще один шаг в реализации стратегической градостроительной инициативы органов государственной , направленной на формирование ММДЦ. Появятся учреждения и предприятия, необходимые для удовлетворения социальных и экономических нужд сотрудников и гостей российских и зарубежных компаний, а также граждан, проживающих на территориях, прилегающих к ММДЦ. Важной составляющей экономического эффекта реализации Программы является выполнение программных мероприятий без привлечения средств бюджета города Москвы. Таблица Адресный перечень объектов, расположенных на территории квартала № 804 и подлежащих сносу № Адрес п/п Жилые помещения 1. ул. Антонова-Овсеенко, 1/18, корп. 2 2. ул. Антонова-Овсеенко, 3 3. ул. Антонова-Овсеенко, 5, корп. 2 4. ул. Антонова-Овсеенко, 5, корп. 6, стр. 2 5. ул. Антонова-Овсеенко, 7 6. ул. Антонова-Овсеенко, 9 7. ул. Антонова-Овсеенко, 11 8. 1-й Красногвардейский пр., 18, корп. 2 9. 1-й Красногвардейский пр., 18/1, корп. 3 10. 1-й Красногвардейский пр., 20 11. 1-й Красногвардейский пр., 20 А 12. 2-й Красногвардейский пр., 2 13. 2-й Красногвардейский пр., 4 14. 2-й Красногвардейский пр., 6, стр. 1 15. 2-й Красногвардейский пр., 6 Б 16. 2-й Красногвардейский пр., 6 А 17. 2-й Красногвардейский пр., 6 В 18. 2-й Красногвардейский пр., 8, стр. 1 19. 2-й Красногвардейский пр., 10 20. 2-й Красногвардейский пр., 10 А 21. Шмитовский пр., 31, корп. 1 22. Шмитовский пр., 33, стр. 1 23. Шмитовский пр., 35, стр. 1 24. 2-й Красногвардейский пр., 8 А Нежилые помещения 1. Шмитовский пр., 31, корп. 2, стр. 1 2. 2-й Красногвардейский пр., 8, стр. 4 3. 2-й Красногвардейский пр., 4 А, стр. 1 4. 2-й Красногвардейский пр., 4 Б 5. 2-й Красногвардейский пр., 12, стр. 2 6. Шмитовский пр., 33, стр. 3 7. ул. Антонова-Овсеенко, 5, стр. 3 8. ул. Антонова-Овсеенко, 3, стр. 2

Как Сити постепенно убивает историческую Пресню

Петр Мирошник

Неоклассический трехэтажный доходный дом 1912 года постройки в Большом Тишинском переулке, надстроенный в советское время еще двумя этажами, сегодня предстанет перед членами Комиссии при Правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия.

Рабочая группа комиссии уже согласилась со сносом, не найдя никаких аргументов против. Казенное предприятие Москвы «Управление гражданского строительства», внесшее предложение о сносе, не знает других свободных участков в Пресненском районе и просит снести дом, чтобы освободить место под строительство жилья для переселенцев.

А переселенцы ждут уже давно. Именно чувство вины перед переселенцами, чувство, которое давно испытывает каждый московский чиновник (а большинство членов комиссии – чиновники), не позволило возразить. Московский чиновник знает, что есть такой район «Камушки». Но не каждому под силу разобраться во всех деталях истории, в результате которой на месте одного старого дома может появиться другой, новый.

Основным обстоятельством дела можно назвать историю, корни которой в далеком прошлом. Больше 20 лет назад возникла идея построить небоскребы для международного делового центра на промышленной окраине. Тогда вокруг были железнодорожные пути, река и гаражи. Сегодня это место известно как Москва-Сити.

Строительство, начавшееся в середине 1990-х, не завершено до сих пор. Заложниками бесконечной стройки оказались жители «Камушков». Квартал – это два десятка пятиэтажек и еще несколько домов позднесоветской постройки повыше. Непрестижное массовое жилье на окраине, утратившей всю свою промышленность.

В нескольких выборных кампаниях последних лет тема переселения «Камушков» была отработана всеми кандидатами. Каждый раз представители городской власти рассказывают о новых участках, на которых будет построено жилье, называются новые цифры, и количество квадратных метров постоянно растет. Но как только начинается строительство и техника выходит на площадку, разыгрывается другой сценарий – дома для переселенцев оказываются обычным коммерческим строительством.

По состоянию на 2012 год расселить предполагалось 3757 человек (1565 семей), занимавших 66, 250 квадратных метров в 24 жилых домах. В 2012-м же году в СМИ упоминались несколько стройплощадок, расположенных рядом, на Пресне, и готовых к строительству. Например, на улице Сергея Макеева планировалось выстроить 47 000 квадратных метров.

Сегодня этот участок стремительно застраивается жильем, правда, жильем коммерческим. О том, что туда будут кого-то переселять, сведений нет. Зато в интернете есть несколько сайтов, где рассказывается о том, что скоро здесь появится жилой комплекс, включающий в себя 200 000 кв. м. жилья и детский сад. Квартиры площадью от 44 кв. м. продаются по цене от 205 600 р. за метр.

Судя по предложениям в интернете, свои квартиры в пятиэтажках жители «Камушков» оценивают даже дороже: 210 – 250 тысяч рублей за квадратный метр.

Но даже при таких ценах реализовать городской закон «О городской адресной программе развития застроенной территории квартала N 804 «Камушки» Пресненского района города Москва на 2008-2014 годы» и раз и навсегда закрыть вопрос стоит около 15 миллиардов рублей. Проблема в том, что в законе черным по белому написано, что его реализация потребует 30 миллиардов, да еще и с оговоркой «в ценах 2007 года».

Другой участок, расчищаемый для тех же целей, еще недавно был заводом «Красная Пресня», но, пройдя вышеупомянутую комиссию, стремительно превратился в свободный участок. От завода осталась одна фасадная стена. Теперь здесь планируется построить 670 квартир общей площадью 40 156 кв. м., способных, согласно опубликованному проекту , принять 2007 человек. К слову, максимальная возможная площадь застройки на этом участке в соответствии с выданным градостроительным планом земельного участка составляет 113100 кв. м. Площадь всех строений «Камушков», включая гаражи, нежилые строения и детский сад — около 70 000 кв. м.

Третий участок расположен на Шелепихинской набережной, по сведениям 2012 года, там планировалось построить еще 22 000 квадратных метров.

В соседнем с «Камушками» квартале, занимаемом сахарным заводом (производство давно выведено), Моспроект — 2 по заказу Москомархитектуры разработал в 2012 году проект планировки, предполагающий использовать около 25 000 кв. м. территории под жилую застройку (общая площадь участка 236 100 кв. м.).

Сайт Росреестра сообщает, что даже участок, находящийся вплотную к дому, о котором этот рассказ, предназначен для жилищного строительства (на участке находится двухэтажный частный дом 1953 года постройки площадью 654 кв. м.), на сегодня свободен от инвестконтракта и принадлежит городу.

На Преснее последнее время строят много, участков хватает.

Вот-вот будет сдана гостиница на Рочдельской улице, 22. При площади 12 300 кв. м. она вмещает лишь 27 номеров. Гостиница выстроена на «свободном участке», именно так сказано в постановлении «Об освоении свободного земельного участка Центрального административного округа» . Другая гостиница будет выстроена на Пресненском валу, 21. В официальных документах она носит название «гостиницы с номерами квартирного типа» . 23 тысячи квадратных метров.

Все перечисленные участки и строящиеся здания находятся на территории Пресненского района. Эта оговорка специально для тех, кто требует строить жилье для переселенцев именно на Пресне. Для них же цитата из городского закона о переселении «Камушков»: «Обеспечение жителей квартала N 804 благоустроенными жилыми помещениями, находящимися на территориях районов Центрального административного округа города Москвы, которые соответствуют градостроительным и экологическим требованиям, или в других административных округах города Москвы, — на основании соответствующих письменных заявлений жителей квартала N 804.»

Других подробностей нам пока и не надо. Можно предположить, что есть еще какие-то тайные обстоятельства, не позволяющие вот уже больше пяти лет начать переселение, а можно ограничиться арифметикой.

Но перейдем к нашему герою, которому может не посчастливиться уже совсем скоро из красивого старого дома, самого старого в округе, стать очередным свободным участком.

Выше были перечислены аргументы против сноса достаточно отвлеченные. Такие аргументы можно и нужно приводить даже когда сносить хотят не столетний дом, построенный по индивидуальному проекту. Аргументы от архитектуры и градостроительства просты, очевидны, отыскать их под силу любому, кто видит в окружающем городском ландшафте не только квадратные метры, имеющие рыночную стоимость.

Это просто красивый дом. Еще красивей его можно сделать, разобрав два дополнительных этажа, выстроенных в годы городской тесноты в середине ХХ века и отремонтировав фасады. Замазанный неровно штукатуркой и выкрашенный одной грязно-бурой краской дом все равно демонстрирует классическое членение. Рустованные первый этаж и углы, лучковые сандрики над окнами второго этажа, стоит перекрасить этот фасад в два цвета, и 90 процентов любителей архитектуры поверят, что этот дом пережил огонь 1812-го. Вот для сравнения дом-школа Матвея Казакова.

Это не копирование, это умение архитектора работать в предложенном стиле, знание ордера и понимание гармонии. При этом утилитарная практичность доходного дома никак не противоречит торжественной симметричной композиции. Два подъезда во дворе поставлены в углах П-образного дома.

Красивый город, состоящий из красивых домов, повышает цену квадратного метра, а московская скученность давно должна бы привести городские власти к простой мысли: снимать уродливые надстройки со старых красивых домов полезно для города во всех отношениях. Это даже может стать источником дохода. Старая фотография дает представление о масштабе застройки переулка. Возвращение к своим истинным размерам возвращает «воздух» всей окружающей среде и гармонизирует ее.

Красота нашего героя еще и в том, что называется городским разнообразием. Будучи последним домом Большого Тишинского переулка перед городским валом, он выходит своим углом на площадь, так и не ставшую площадью полноценной. Здесь не возникло заставы, но с выходом города за валы на картах прослеживается перекресток, по настоящему расширенный только в 1950-е годы. Логичным решением было бы наконец осознать перекресток как городскую площадь. Год назад один из сегментов этого пространства был отчищен от частных гаражей, и круглая форма проявилась заметней. Начать можно было бы с новой транспортной схемы. Круговое движение, уже заложенное в окружающей архитектуре, способно мягко ограничить максимальную скорость транспорта, повысив безопасность.

Ощущение безопасности позволит местным жителям поднять голову, осмотреться и увидеть окружающий их город. Ансамбль не до конца проявившейся площади самый пестрый: старейший дом – наш герой, 1912 года постройки, его двухэтажный сосед, дом 43/20 стр. 2, возможно, старше, но официальные сведения датируют его 1917-м.

Недавно он был отремонтирован собственником и выглядит великолепно. На другой стороне площади два крупных объема: красный конструктивистский цилиндр Хлебозавода имени Зотова 1929–33 гг. и серый параллелепипед Автобазы Министерства обороны 1941 года.

Еще одно конструктивистское здание – жилой дом 1928 года, типичный для рабочих поселков, стоит напротив. Стилевое разнообразие архитектуры ХХ века завершают два типовых жилых дома 1970-х годов и двухэтажный немного провинциальный домик 1950-х годов в глубине квартала.

Градостроитель, пытающийся видеть будущее хотя бы на десять лет вперед, задумается, что из имеющегося на этой площади делает город лучше, что делает его хуже, что нужно выкорчевывать (сносить), а что окучивать и поливать (сохранять и ремонтировать). Возможно, один маленький дом способен помочь сохранить окружающее разнообразие.

Вынося предложение о сносе, авторы деструктивной идеи видят (или хотят заставить нас поверить, что видят) в ней только одно измерение – социальное. «Надо построить людям жилье, комфортное, в том же районе, других участков у нас нет ». Вместе с тем измерений этого вопроса существует множество.

Плоды одного из последних положительных решений сносной комиссии пожинают сегодня жители Малой Грузинской улицы, где после сноса конструктивистской фабрики-кухни оказалось, что стройплощадка заняла часть прилегающих дворов. Любое новое строительство в сложившемся старом районе болезненно.

Как ветер разносит семена нового сорняка, не встречающего адекватного сопротивления со стороны эндемиков и за несколько лет заполняющего все пространство вокруг, так и московский Сити распространяется и трансформирует до неузнаваемости окружающий ландшафт. Не желая искать наименее болезненное решение, городской стройкомплекс только рад этому самосеву.

История переселения жителей Камушков уже много лет дает хлеб журналистам, пишущим на темы социальные. Каждый раз возникает новая, украшенная актуальными подробностями иллюстрация теории о том, что город воспринимается его руководством как грядки – где солнца побольше (стоимость квадратного метра выше, инфраструктура развитей), там можно побогаче урожай снять. Тут же обязательно возникает какая-нибудь шутка про «Камушки в огород», радуются и автор, и читатель.

А тот, кто распахивает новую грядку, помнит и о том, что овощей на рынке продать больше, чем купят, невозможно, что овощи портятся, а значит, не всякую грядку надо сразу распахивать, некоторые подождут следующего сезона. А с некоторых сегодня надо снимать два урожая, а там пусть хоть трава не расти.

P. S. (февраль 2016)

Комиссия согласилась со сносом. Дом простоял еще почти два года. За несколько дней до истечения срока действия решения комиссии (для жилых домов этот срок — 2 года), в середине февраля 2016 самый старый дом в Большом Тишинском переулке снесли.

к этой записи. Вы можете

Депутаты Мосгордумы защитят права жителей ЦАО, чьи дома попали под программу сноса. 7 мая они вынесут на рассмотрение поправки, согласно которым жителей ЦАО, как и жителей других округов Москвы, можно будет переселять только в пределах их районов, а не округов, как это сейчас указано в городском законе. Поводом к этой инициативе стал проект закона «О Городской адресной программе развития застроенной территории квартала №804 «Камушки» Пресненского района города Москвы на 2008–2013 годы», принятый накануне городскими депутатами. Как рассказали РБК daily в пресс-службе Мосгордумы, планируется, что около 3 тыс. жильцов квартала переселят в рамках Центрального округа. Тем временем эксперты отмечают, что это решение повлечет за собой протесты жителей.

В 2008 году завершится ввод в действие первой очереди «Москва-Сити». Квартал №804 «Камушки», на территории которого зарегистрировано 2 тыс. 993 человека, проживающих в 24 домах, вплотную примыкает с юга к ММДЦ «Москва-Сити». С остальных сторон квартал оказался зажатым между территорией Краснопресненского сахарорафинадного завода и Третьим транспортным кольцом. Понятно, что квартал «Камушки» подвергается разнообразным неблагоприятным воздействиям: шум, загрязнение воздуха, вибрация и другим. Исходя из этого, авторы Городской адресной программы сформулировали ее главные цели следующим образом: «создание современных условий градостроительного развития территорий, прилегающих к ММДЦ «Москва-Сити»; создание комфортных условий проживания жителей квартала №804 путем переселения в благоустроенные жилые помещения, расположенные на территории Центрального административного округа города Москвы».

Тем не менее эксперты отмечают, что переезд вызовет бурю негодования у жильцов квартала №804 «Камушки». Дело в том, что, согласно городскому закону «Об обеспечении прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве», жители Центрального округа переселяются в пределах округа, тогда как жителей других округов переселяют в пределах района. На месте сносимого квартала столичные власти к 2013 году планируют построить 200 тыс. кв. м комфортабельного жилья и 300 тыс. кв. м нежилых помещений.

По оценкам экспертов, новый микрорайон станет одним из самых престижных в столице. При этом они сомневаются, что жильцам предложат сопоставимую альтернативу, ведь Центральный округ большой, и районы его по уровню развития инфраструктуры сильно различаются. Скорее всего, людям придется переехать в менее престижные и дорогие районы округа. «Эти люди могут потерять от 10 до 20% стоимости своей недвижимости. Стоимость квартир по ЦАО может разниться на 20–30, а иногда и на 40%. Очевидно, что людей будут пытаться переселить в менее престижные, а значит и более дешевые районы», – сказал РБК daily генеральный директор информационно-аналитического агентства RWAY Александр Крапин.

Подобные ситуации – не редкость для Москвы. В настоящий момент жильцы дома на улице 2-я Филевская, а также трех домов на Молодогвардейской улице борются за свои права. Столичные власти признали их сталинские дома аварийными, и хотят переселить их в квартиры меньшей площади. «Это оскорбление. Новые панельные дома, в которые переселяют людей, гораздо менее комфортны. Там низкие потолки, неудобные планировки. При этом такие выселения происходят только в так называемых «лакомых» районах города. Инвесторы хотят заполучить престижные площади любой ценой», – сказал РБК daily депутат Мосгордумы Сергей Митрохин.

Эксперты отмечают, что избежать конфликта можно только внесением поправок в городское законодательство. «Жильцы ЦАО тоже должны гарантированно переселяться внутри района, а не округа. Иначе это нарушает их права. Власти должны закрепить это положение в законодательстве и гарантировать его выполнение», – подчеркнул г-н Митрохин.

Тем временем юристы отмечают, что бороться с произволом столичных властей можно только через суд. «Единственным выходом для людей, попавших в подобную ситуацию, остается нанять независимого оценщика и через суд требовать и столичных властей равноценную квартиру, пуская даже в другом районе. Во всяком случае эти люди не потеряют в деньгах», – резюмировал г-н Крапин.