Какие есть налоги в беларуси. Подоходный налог в республике беларусь

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Налоги на бизнес в Республике Беларусь

Налоги на бизнес в Республике Беларусь можно условно разделить на несколько групп:

  1. Налоги, уплачиваемые с хозяйственной деятельности.
  2. Налоги с дивидендов.
  3. Налоги с фонда оплаты труда.

Налоги с хозяйственной деятельности

Налоги с хозяйственной деятельности можно уплачивать по общей или по упрощенной системе налогообложения. При применении общей системы налогообложения, налогооблагаемая база уменьшается на расходную часть, относимую по законодательству Республики Беларусь на себестоимость. Как минимум общая система налогообложения (ОСН) включает налог на прибыль (ставка 18%) и налог на добавленную стоимость (ставка 20%). Упрощенная система налогообложения может применяться без уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и с уплатой НДС. В первом случае ставка налога составляет 5% от валовой выручки, во втором случае – 3%.

Налоги с дивидендов

Налоги с дивидендов в 2016 году для физических лиц – 13%, для юридических лиц налог на прибыль с дивидендов составляет 12%.

Налоги с фонда оплаты труда

Налоги с фонда оплаты труда включают:

  • подоходный налог;
  • платежи в Белгосстрах (страховка от несчастных случаев);
  • платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления).

Под фондом оплаты труда мы понимаем сумму заработной платы, начисленной работникам предприятия за календарный месяц. Обращаем внимание: заработная плата в Республике Беларусь должна выплачиваться минимум 1 раз в месяц.

Ставка подоходный налог составляет в 2016 году 13% (есть ряд льгот для применения ставки подоходного налога в размере 9%). Сумма подоходного налога удерживается из заработной платы работника. Отчисления в Белгосстрах оставляют менее 1% от фонда оплаты труда. Размер отчислений устанавливается в зависимости от вида деятельности, который осуществляет организация.

Платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления) крайне важны для граждан Республики Беларусь, так как согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 №534 «О вопросах социального обеспечения» право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии стажа работы с уплатой в ФСЗН не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Особенностью платежей в ФСЗН с 2016 года стала обязанность их уплаты для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые работают в Республике Беларусь.

В 2016 году взносы в ФСЗН уплачиваются организацией и за индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по управлению организацией, в том числе, если эти индивидуальные предприниматели – управляющие являются одновременно и учредителями, собственниками имущества. В 2016 году становиться на учет в ФСЗН и уплачивать взносы также должны и представительства иностранных организаций, аккредитованные в Республике Беларусь.

Неуплата или неполная уплата взносов в ФСЗН влечет административную ответственность. На индивидуального предпринимателя или организацию налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Общий размер отчислений в ФСЗН составляет 35% от фонда оплаты труда, при этом 1% от заработной платы удерживается с работника, 34% – уплачивает наниматель.

5 налогов, которые недавно появились в Беларусии

2010 год: налог на собак

Этот налог появился благодаря решению Минского областного Совета депутатов № 49 в декабре 2010 года. Налог должны платить владельцы собак в возрасте старше трёх месяцев. Правила платы определены ст. 270 Налогового кодекса Республики Беларусь. Ставки зависят от высоты собаки в холке. В каждом регионе свои расценки. Например, в Слуцке такие:

до 40 см – 0,05 БВ в месяц;

40−70 см – 0,1 БВ в месяц;

более 70 см, а также за опасных собак – 0,3 БВ в месяц.

Для того чтобы платить налог, владельцы животных должны обратиться в ЖЭУ по месту жительства.

2014 год: налог на дороги

Официально налог на дороги называется «Госпошлина на выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении». Платить её автовладельцы стали с 1 января 2014 года.

Пошлиной облагаются физические лица и организации перед тем, как пройти техосмотр. Например, в 2014 году за обычный легковой автомобиль (вес 1,5–2 тонны) белорусы платили 5 БВ. Однако с начала 2015 года эту сумму подняли до 6 БВ.

Как показала жизнь, не все готовы платить этот налог. В этом году в Слуцке и Солигорске прокатилась волна использования и поддельных штампов в документах на техосмотр. Автовладельцы платили от $40 до $120, чтобы в сертификат им поставили поддельный штамп. Это дешевле, чем пройти процедуру легально. Но в итоге дороже, когда рука закона настигает хитреца.

2015 год: налог на долги

С января 2015 некоторые белорусы должны платить налог в 13% с суммы кредита иностранного банка, не имеющего представительства в РБ, или денег, одолженных у друзей и знакомых (не у родственников). Как правило, это происходит, если человек купил себе что-то дорогостоящее и тем самым привлёк внимание налоговой. Например, если неработающий житель Слуцка приобрёл квартиру за одолженные у друга деньги. Средства, полученные в белорусских банках, и индивидуальных предпринимателей, налогом на долги не облагаются.

2015 год: налог на тунеядство

2 апреля 2015 года был подписан Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», который люди и чиновники именуют «налогом на тунеядство».

Инициатива привлечь безработных к ответственности исходила от премьер-министра Михаила Мясниковича. Он выступил с заявлением на этот счёт в середине 2013 года на совещании с руководителями Могилёвской области. Инициативу поддержал также Александр Лукашенко: «Принять меры, чтобы все работали, заставить всех работать!» – потребовал он в октябре 2014 года на совещании по вопросам занятости и миграции населения. Декрет был принят, его основные положения можно изложить так: граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т. е. не уплачивающие налоги в бюджет, обязаны уплатить налог в размере 20 БВ.

2016 год: налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начнёт действовать с апреля 2016 года. С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года

Помимо постоянных редакционных изменений нововведения 2017 года несут в себе и ряд отрицательных для налогоплательщиков изменений, целью которых является увеличение поступлений в бюджет за счет роста налоговой нагрузки на белорусскую экономику.

Существенное ухудшение вводится для налога на прибыль. Так, с 2017 года вводится понятие экономически обоснованные затраты. Экономическое обоснование затрат, как всегда отдано на усмотрение налоговых органов, которые по своему усмотрению будут определять экономически обоснованы затраты или нет. Исходя из имеющейся правоприменительной практики известно, что все спорные вопросы налоговая инспекция будет трактовать в свою пользу. Не смотря на общую неопределенность с трактовкой экономической обоснованности затрат, уже сегодня можно определить в каком направлении будут работать контрольные органы.

Так уже с 1 января 2017 года экономически обоснованными не могут быть затраты в следующих случаях, если:

  • фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
  • работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица;
  • работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.

Фактически в Налоговом кодексе закрепляется уже действующее положение, по которому не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты лжепредпринимателей, которые считаются фактически не оказанными. Также законодательством предусмотрен новый подход согласно которому человек, состоящий в трудовых отношениях с предприятием не может оказывать ему услуги в качестве индивидуального предпринимателя, также исключаются затраты по работам, услугам взаимозависимых лиц. Очевидно, что государство пытается бороться со всеми известными ему проявлениями налоговой оптимизации, а по сути, ограничивает возможности для ведения бизнеса в государстве, а, следовательно, ухудшает деловой климат в государстве, способствует продолжению экономического кризиса в Республике Беларусь.

Анализ изменений налогового законодательства на 2017 год выявляет две существенные проблемы в процедуре нормотворчества, мешающие преодолению экономического кризиса в Республике Беларусь.

  • Во-первых, изменения законодательства, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют интересам экономики и связаны с непониманием или нежеланием понять текущую экономическую ситуацию в государстве. Данный недостаток можно преодолеть только путем повышения экономической грамотности чиновников.
  • Во-вторых, большинство законодательных изменений носят редакционный характер, которые не только не ведут к дополнительным поступлениям в бюджет, но зачастую оказывают отрицательное влияние на белорусский бизнес. Данный недостаток можно преодолеть только путем сокращения общего количества чиновников посредством сокращения количества функций, выполняемых чиновниками, либо ограничением нормотворческих функций чиновников путем введения 3-5 летнего запрета на внесение любых изменений в законодательство.

Видео

Министерство финансов взялось за корректировку Налогового кодекса и налоговой системы в целом. По задумке, она должна стать более простой, понятной и удобной. А в перспективе даже не исключается снижение ставок подоходного налога и налога на прибыль. Но, учитывая интересы людей и бизнеса, важно не оголить бюджет государства. Ведь за налоговыми отчислениями, сборами и пошлинами стоят наши медицина, образование, зарплаты бюджетникам и пенсии, безопасность, новые дороги, жилье. О том, как найти баланс в этом вопросе, рассуждает доктор экономических наук, профессор Елена Киреева.

- Елена Федоровна, в любой стране налоги могут либо тормозить, либо стимулировать развитие экономики и бизнеса. А что у нас? Как бы вы оценили уровень налоговой нагрузки в стране?

Сегодня налоговая нагрузка к ВВП без отчислений в Фонд соцзащиты составляет примерно 25 процентов. Проще говоря, государство “забирает” в бюджет у предприятий, физлиц четверть заработанных доходов. Много это или мало? Для сравнения скажу, что еще 10 лет назад эта цифра была 35 процентов. С 2008 по 2012 год в стране вдвое сократили количество налогов. Если сравнивать с другими странами, то меньше, чем у нас, налоговая нагрузка в США, Японии, Китае. В то же время в Германии, Франции, Дании, Швеции она значительно выше.

В этих 25 процентах и подоходный налог, и налог на прибыль, на имущество, акцизы. Но самые большие поступления в бюджет от НДС - более 30 процентов. Кроме собственно налоговых платежей предприятия еще производят отчисления в Фонд соцзащиты. Они составляют сегодня 34 процента от заработной платы, но граждане перечисляют только один процент. Остальное берет на себя наниматель.

- И как раз эти платежи существенно увеличивают фискальную нагрузку на субъекты хозяйствования?

Именно. И проблема не в том, что эти взносы большие, а в том, что сложно их снизить. Потому что эти деньги формируют базу для финансирования социальных проектов, выплаты пенсий, пособий и так далее. Если же социальные выплаты переложить с плеч нанимателя на работника, то нам с вами придется расставаться с половиной зарплаты (подоходный плюс 34 процента взносов в Фонд соцзащиты). Психологически люди к этому не готовы.

Кроме того, существует еще такой показатель как уровень централизации финансовых ресурсов. В Беларуси он составляет чуть более 40 процентов от ВВП. То есть 40 процентов от стоимости всех произведенных товаров и услуг перераспределяется через бюджет. По сравнению с другими странами здесь мы в крепких середняках. Например, в Западной Европе эти суммы еще выше, чем в Беларуси. А у наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу этот показатель в среднем 30 процентов. Но в России и Казахстане совсем другая структура экономики. Они могут позволить себе более низкие ставки, имея подушку безопасности в виде нефтедолларов и пополняя бюджеты за счет природной ренты, которая не влияет на субъекты хозяйствования.

Тут важно понимать одну закономерность. Социально ориентированное государство априори не может иметь низкого уровня централизации доходов бюджета. Иначе придется делать платными медицину, образование, сокращать декретные отпуска, детские пособия, господдержку на строительство жилья и многое другое из социального пакета.

Есть ли прямая связь между деловой активностью, темпами экономического роста и уровнем налоговой нагрузки?

Безусловно. Инвестор быстрее придет в ту страну, где проще налоговая система. Но не только налоги могут “разогревать” либо сдерживать экономику. Есть и другие факторы для успешного бизнеса. Например, уровень безопасности в стране, гарантии прав собственности, отсутствие административных барьеров, льготные позиции на экспортно-импортные операции и так далее. Например, в Мексике одна из самых низких налоговых нагрузок в мире. Но там очень высока коррупция, сильная наркомафия, что, конечно, отталкивает бизнес.

К тому же налоги - это такая вещь, что эффект от тех или иных мер приходит не сразу. Если сегодня мы снижаем ставку налога на прибыль, завтра ничего не произойдет. Потому что экономические субъекты должны сначала эту прибыль сформировать. Рассчитывать, что за снижением налоговой нагрузки последует экономический взрыв, не стоит.


- Среди экспертов “гуляет” такое мнение, что для эффективного и справедливого налогообложения достаточно, мол, всего трех налогов: с розничных продаж, акцизов и единого подоходного налога с физлиц в 10 процентов. Ваше отношение к столь радикальному предложению?

Любая идея имеет право на существование. При такой системе исключается НДС, у которого сегодня много критиков. Это один из самых сложных налогов, и не только в нашей системе. Но все наши торговые партнеры по ЕАЭС используют НДС. Если мы применяем другой механизм, то обрываем эту цепочку, что в свою очередь усложнит внешнеторговую деятельность. Не изобрело человечество еще ничего такого, что позволило бы всем находиться в равных условиях и соблюсти социальную справедливость. Например, у нас есть такой вид деятельности как игорный бизнес. Это не промышленность, не сельское хозяйство. Нельзя для него предложить один вариант: налог на прибыль, подоходный налог либо еще что-то. Земля, имущество - это блага, которыми кто-то пользуется, получает от этого доход, значит, должен платить налоги.

Другое дело что надо стремиться к совершенствованию, упрощению администрирования налогообложения. Как только мы устанавливаем много льгот, различные шкалы, ставки, налоговая система становится непростой и недешевой в обслуживании.

А что делать с подоходным налогом? Представители бизнес-ассоциации считают несправедливым, когда людей, которые работают за 300-400 рублей в месяц, облагают по той же ставке, как и тех, кто зарабатывает по несколько тысяч долларов.

У нас была прогрессивная шкала налогообложения. Она очень тяжело администрируется. К тому же чем больше ставки, тем больше человек будет стремиться скрыть свои доходы, уйти “в тень”. А это криминал и уж точно отсутствие социальной справедливости. Поэтому переход на плоскую шкалу (что сделали практически все страны, которые вступали на рыночный путь) позволил уменьшить долю теневой экономики. Кроме того, в нашей стране нет ярко выраженного расслоения общества по доходам и нет такого количества миллиардеров, как в России, США или Китае. Стало быть, не имеет смысла устанавливать разные ставки подоходного. А для большей справедливости можно применять, допустим, высокие акцизы на предметы роскоши. Либо коррелировать ставки налога на недвижимость.


- К слову, Минфин не исключает возможности снижения после 2020 года ставки подоходного налога до 10 процентов.

Сама по себе ставка еще ничего не показывает. У нас есть две вещи: ставка и база. Например, сегодня действуют определенные налоговые вычеты: социальные, имущественные. Можно сделать ставку 6 процентов и все убрать. И будем собирать ту же сумму, но уже без льгот. Свою роль играет и демографический фактор. При 20-миллионном населении и ставке подоходного в 10 процентов сумма налогов будет больше, чем при 10-миллионном и 13-процентной ставке. Кстати, в нашей стране подоходный налог один из самых низких в мире.

Повторюсь, дело не только в размере ставок и количестве платежей. Хотя в складывающейся ситуации оправданным видится снижение ставок прямых налогов при одновременном усилении роли косвенных. Такая тенденция полностью совпадает с европейской налоговой политикой. В последние десять лет в Европе растут ставки НДС и снижаются ставки корпоративных налогов.

Однако не менее важно дальнейшее упрощение налогового администрирования. Есть определенные расходы, которые требуют тщательной проработки. Это может быть оптимизация управленческого аппарата (на отдельных предприятиях управленческие штаты излишне раздуты), пересмотр действующего пакета налоговых льгот и порядка их предоставления, снижение расходов на те отрасли, которые сами должны развиваться, либерализация налоговых наказаний, декриминализация бизнеса. И, конечно же, надо менять сознание людей, повышать налоговую культуру.

Особенностью налогового законодательства Республики Беларусь является то обстоятельство, что Налоговый кодекс состоит из двух частей (общей и особенной), принятых с большим временным промежутком.
Общая часть, приятая 19.12.2002 года, гласит, что налоговое законодательство состоит из:

  • Налогового кодекса
  • соответствующих ему законов
  • международных договоров
  • актов Президента и Правительства
  • акты органов государственной власти и местного самоуправления.

Общая часть устанавливает общую систему налогов, вводит, изменяет, прекращает на территории страны их действие, дает определения основных терминов и понятий, регламентирует все общие вопросы налогообложения.

Особенная часть , принятая 29.12.2009 года, содержит детальное описание всех налогов, различных налоговых режимов, действующих в стране.

Все налоги в Беларуси делятся на: республиканские и местные

Республиканские налоги

Налог на добавленную стоимость . Плательщики – организации и предприниматели, а при импорте некоторых товаров также и физлица. Объект – реализационные обороты по некоторым видам товаров, работ и услуг, а также импорт. Налоговая база – денежные и иные поступления от реализации этих работ, услуг и товаров. Минимальная ставка равняется десяти процентам.

Акцизы . Плательщиками являются производители и импортеры подакцизных товаров. К подакцизным традиционно отнесены спиртосодержащая и табачная продукция, некоторые виды топлива и топливных масел, средства дезинфекции и бытовой химии. Ставки зависят от вида продукции и устанавливаются как в твердой сумме, так и в процентном соотношении к его стоимости.

Налог на прибыль . Плательщики – организации. Объект – валовая прибыль, база – разница между доходами и расходами в определенном периоде. Общая ставка равна восемнадцати процентам, льготные ставки установлены для наукоемких отраслей и производителей высокотехнологичных товаров.

Налог на доходы иностранных организаций , не осуществляющих деятельности на территории республики через постоянное представительство. Налоговая база – прибыль за минусом подтвержденных расходов. Ставка зависит от вида осуществляемой деятельности и варьируется от шести до пятнадцати процентов.

Подоходный налог с физических лиц . Общая ставка равна тринадцати процентам. Льготная ставка в девять процентов установлена для работников, получающих доходы от резидентов и нерезидентов Парка высоких технологий. Ставка для предпринимателей и нотариусов равна шестнадцати процентам, выигрыши облагаются четырехпроцентной ставкой.

Налог на недвижимость . Плательщики – собственники и законные владельцы недвижимого имущества. Налоговая база определяется исходя из остаточной балансовой стоимости имущества или данных его оценки. Ставка варьируется от 0.1 до одного процента в зависимости от вида имущества и наименования плательщика.

Земельный налог . Плательщики – собственники и законные владельцы земельных участков. База – кадастровая стоимость земли. Ставки различны для земель разных категорий.

Экологический налог . Плательщики – лица, осуществляющие вредные выбросы в окружающую среду, а также захоронение отходов. База – объемы таких выбросов. Ставка зависит от вида вредного воздействия.

Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов . Плательщики – все лица, осуществляющие такую добычу, кроме государственных организаций. База – объем добычи. Ставка устанавливается в зависимости от вида полезного ископаемого.

Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования. Ставка зависит от вида транспорта и его массы. Облагается транспорт массой свыше пяти тонн.

Оффшорный сбор . Плательщики – резиденты. Объект – перечисление денежных средств в оффшорную зону и исполнение иных (неденежных) обязательств перед нерезидентом, имеющим регистрацию в оффшоре. База – стоимость перечисления либо цена договора. Ставка – пятнадцать процентов.

Гербовый сбор . Объект – операции с векселями. База – сумма векселя. Ставка по прямо предусмотренным законом случаям разнится от пятнадцати до двадцати пяти процентов в зависимости от вида операции, а также сторон сделки. В случаях, прямо законом не оговоренных, ставка сбора составляет 0.1 процента.

Консульский сбор, государственная пошлина, патентные пошлины . Объект – различные юридически значимые действия, осуществляемые по обращениям граждан и юрлиц соответственно: дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями республики, различными уполномоченными госучреждениями, государственным учреждением "Национальный центр интеллектуальной собственности". Ставки зависят от вида истребуемого действия.

Также имеется ряд сборов и пошлин, отнесенных Налоговым кодексом РБ к налоговым платежам, ставки и порядок взимания которых регулируются иными нормативными актами.
К таким сборам относятся:

  • таможенные пошлины и сборы (устанавливаются указами Президента РБ)
  • утилизационный сбор (установлен указом Президента РБ от 04.02.2014 года)
  • сбор на финансирование государственных расходов (установлен декретом Президента РФ от 02.04.2015 года "О предупреждении социального иждивенчества").

Местные налоги и сборы

Налог за владение собаками . Плательщики – собственники животных. Объект – собаки старше трехмесячного возраста. Ставка рассчитывается, исходя из роста собаки.

Курортный сбор . Плательщики – физические лица. Объект – факт нахождения в оздоровительных учреждениях. База – цена оказанных услуг или путевки. Ставки различны, но не могут быть больше пяти процентов.

Сбор с заготовителей . Плательщики – лица, осуществляющие сбор и заготовку грибов, растений, другого сырья с целью их дальнейшей промышленной переработки и реализации. База – стоимость заготовленного, ставка может быть не выше пяти процентов.

Особые налоговые режимы

На территории республики предусмотрено действие большого количества специальных налоговых режимов, к коим относятся:

  • упрощенная система налогообложения
  • единые налоги: с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, для производителей сельскохозяйственной продукции
  • налог на игорный бизнес
  • налог на осуществление лотерейной деятельности
  • сбор за осуществление: ремесленной деятельности, деятельности в области агроэкотуризма
  • единый налог на вмененный доход

Данные режимы упрощают налогообложение для определенных сфер деятельности, как правило, заменяют полностью или частично несколько налогов в разных сочетаниях.

Заключение

Оценивая налоговую систему Беларуси, необходимо отметить, что ее основной налоговый закон является современным, понятным, подробным. Наблюдается тенденция к стимулированию развития отраслей, занимающихся деятельностью в области высоких технологий, а также производителей сельскохозяйственной продукции. Осуществляется это путем предоставления данным категориям налогоплательщиков льгот и преференций.

Законодательством тщательно проработано большое по сравнению с другими странами СНГ количество специальных упрощенных налоговых режимов, что благотворно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса.

Налоговые ставки по основным налогам (подоходному, НДС, на прибыль) являются весьма либеральными. Однако общее количество налогов в стране является немалым.

Даже при весьма общем анализе основных положений налогового законодательства особенно бросается в глаза то обстоятельство, что чрезмерным является количество налогов, собираемых с физических лиц. Помимо традиционных налогов наличествуют и такие, которых нет более ни в одном государстве СНГ: налог с владельцев собак, сбор на финансирование государственных расходов, курортный сбор.

Оценить, хорошо это или плохо, сложно. При условии финансовой стабильности и высокого уровня доходов населения наличие данных налогов положительно сказывается на интересах государства, поскольку при невысоких ставках для налогоплательщиков эти сборы и налоги не являются слишком обременительными. Но если уровень доходов населения невысок, то взимание, помимо основных, и таких второстепенных сборов, не представляется справедливым и правильным.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

Налогообложение ООО в Беларуси в рамках льготных режимов раскрыто в следующих публикациях настоящего сайта:

Системы налогообложения.

Налогообложение ООО условно можно разделить на 3 системы, для ведения хозяйственной деятельности можно выбрать одну из ниже перечисленных систем:

  • Упрощенная система налогообложения (УСН) со ставкой 5% от выручки без налога на добавленную стоимость (НДС).
  • Упрощенная система налогообложения (УСН) со ставкой 3% от выручки с налогом на добавленную стоимость (НДС) с общей ставкой 20%.
  • Общая система налогообложения со ставкой 18% налога на прибыль и общей ставкой 20% налога на добавленную стоимость (НДС).

Особенности упрощённой системы налогообложения.

Стоит отметить, что УСН не может применяться при определенных видах деятельности:

  • страховая деятельность;
  • риэлтерская деятельность;
  • производство подакцизных товаров;
  • лотерейная деятельность;
  • банковская деятельность;
  • маркетинговые услуги;
  • игорная деятельность и др.

Также УСН предполагает наличие лимитов по годовой валовой выручке и количеству работников . По состоянию на 30.09.2019 лимит по выручке составляет 1 337 415 белорусских рублей (порядка 550 000 Евро). Лимит работников – 50 наёмных лиц.

Выручка индивидуального предпринимателя не должна превышать 420 000 белорусских рублей.

Однако в большинстве случаев основную налоговую нагрузку составляют налоги, уплачиваемые в зависимости от выбранной системы налогообложения. Потому к её выбору необходимо отнестись ответственно. Чтобы перейти на УСН после открытия ООО даётся 20 рабочих дней для подачи соответствующего уведомления в налоговый орган по месту регистрации . В противном случае по умолчанию будет применяться общая система налогообложения и на УСН можно будет перейти лишь со следующего календарного года. С УСН на общую систему можно перейти в любой момент, но со следующего налогового периода.

Налоги вне зависимости от системы налогообложения.

В независимости от выбранной системы налогообложения уплачиваются следующие налоги и обязательные платежи:

  • При выплате дивидендов участникам удерживается подоходный налог по ставке 13%;
  • Налоги на заработную плату работников:
  1. Подоходный налог по ставке 13% за счёт работника;
  2. Взнос в Пенсионный фонд по ставке 1% за счёт работника;
  3. выплаты по социальному страхованию (ФСЗН) по ставке 34% за счёт ООО;
  4. обязательное страхование от несчастных случаев (Белгосстрах) по ставке 0,6% за счёт ООО.

Кроме данных налогов в зависимости от вида деятельности ООО могут уплачиваться:

  • экологический налог;
  • акцизы;
  • оффшорный сбор;
  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • иные налоги.

Как выбрать правильную систему налогообложения?

Невозможно дать универсальных советов по поводу выбора системы налогообложения с точки зрения экономической целесообразности. Так, в отношении УСН существуют ограничения по выручке и количеству работников, так что если вы собираетесь открывать крупное производство с многомиллионными оборотами, то УСН Вам не подойдет. Но поскольку большинство ООО открываются в сфере малого и среднего бизнеса, в настоящее время большее значение приобретает соотношение затрат и выручки.

В таких сферах как строительство, производство, торговля зачастую большая часть выручки расходуется в процессе деятельности, а отнюдь не оседает в карманах учредителей. В тоже время, в сфере услуг зачастую затраты ограничиваются арендой помещения и заработной платой сотрудников.

Неоспоримым преимуществом УСН является простота ведения бухгалтерского и налогового учёта .

Неоспоримым преимуществом УСН является простота ведения бухгалтерского учета. Так, при проведении проверки организации с общей системой налогообложения потеря или тотально неграмотное ведение бухгалтерского учета повлечет финансовые потери вплоть до банкротства ООО. При УСН же, особенно УСН без НДС, отсутствие учета хотя и может повлечь штрафные санкции, но размеры убытков будут несопоставимы.

Вернуться к списку статей




Упрощенную систему на­лого­об­ло­жения можно применять с момента создания компании либо перейти на нее со сле­ду­юще­го года. В течение года перейти на нее нельзя. На уп­ро­щен­ную систему налогообложения с нового года вправе перейти только те субъекты хозяйствования, у которых в течение первых 9 месяцев текущего года:

  1. Организации, осуществляющие:
  • риэлтерскую деятельность;
  1. Организации, являющиеся:
  • участниками холдинга;
  • микрофинансовыми, в т.ч.

    ломбарды.


  1. 3% от валовой выручки:

В данной статье приведена общая ин­форма­ция о на­лого­об­ло­жении предп­ри­ятий Беларуси. Выбор системы на­лого­об­ло­жения я нас­то­ятель­но ре­комен­дую делать только после изучения На­лого­вого кодекса Рес­публи­ки Беларусь и вместе со спе­ци­алис­том в данной сфере.

Что нужно делать, чтобы открыть свой бизнес? Какие налоги платить? И какие меры предпринять, если дело не пошло? Ответы на эти вопросы узнаете из нашей статьи.

Шаг 1: перед тем, как открыть ИП…

Для начала давайте рассмотрим случаи, при осуществлении какого вида деятельности не нужно открытие ИП.

Вход на сайт

Если вы решили заняться репетиторством, стать фотографом или ведущим на свадьбах, то вам не нужна регистрации ИП. Достаточно сообщить о вашей деятельности в налоговую инспекцию и оплатить единый налог. Со списком всех видов деятельности, которые можно осуществлять без оформления ИП, вы можете ознакомиться в статье 295 Налогового кодекса Республики Беларусь. Также в Указе Президента Республики Беларусь №337 «О регулировании деятельности физических лиц» (от 19 сентября 2017 г.) вы можете узнать, какие виды экономической деятельности можно осуществлять в качестве индивидуального предпринимателя.

Шаг 2: подаем документы

Для того чтобы открыть ИП нужен ваш паспорт и фотография на документы. Вы приходите в исполком по месту регистрации с этими документами, заполняете заявление и платите пошлину. Также можно зарегистрировать ИП и на сайте Единого государственного регистра юрлиц и ИП, только понадобится ключ электронной цифровой подписи. Его можно приобрести в Информационно-издательском центре по налогам и сборам и в Национальном центре электронных услуг (78,74 р.). Но первый способ будет надежней. Ведь вам и так нужно будет помотаться по городу. Чтобы оплатить пошлину, нужно уточнить в исполкоме реквизиты. Стоимость пошлины составляет 0,5 базовой величины или 11,5 р. На квитанции обязательно должна быть печать банка с подписью работника, потому что без нее документы не примут. Важно в заявлении указать правильно вид деятельности, которой вы решили заняться. Виды деятельности определяются в соответствии с ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности».

Шаг 3: получаем свидетельство о регистрации

По некоторым данным регистрация ИП занимает приблизительно 20 минут. По закону свидетельство о государственной регистрации вам должны выдать уже на следующий день. В Минске вам могут его выдать в день регистрации. После регистрации ИП, если хотите, вы можете изготовить печать. Но для ипешников ее можно не делать.

Шаг 4: куда становиться на учет?

Далее необходимо стать на учет, как индивидуальный предприниматель, в налоговых органах, Фонде социальной защиты населения, «Белгосстрахе», органах статистики. В решении данного вопроса помогает исполком (бесплатно). Обычно, на это уходит пять рабочих дней после регистрации ИП. Также в налоговой инспекции вам нужно будет зарегистрировать книгу замечаний и предложений. Ее можно приобрести в торговой сети издательства «Белбланквыд» (бывают в киосках ИМНС). Заполненную книгу замечаний и предложений нужно принести в «Одно окно» в своей ИМНС и довести дело до финала.

Шаг 5: открываем счет в банке

Чтобы открыть счет в банке, нужно заполнить на месте заявление на открытие счета, копия свидетельства о регистрации ИП, паспорт и печать (при ее наличии).

Шаг 6: для торговли и бытовых услуг

Если вы планируете заниматься торговлей, то вам необходимо еще зарегистрироваться в Торговом реестре. Для этого пишите заявление по образцу, которому вас скажут в торговом отделе исполкома по месту регистрации ИП (здесь его и сдаете). Если вы планируете оказывать бытовые услуги, то вам необходимо зарегистрироваться в реестре бытовых услуг. Также с формами заявлений о регистрации в торговом реестре и реестре бытовых услуг, инструкциями по их заполнению можно ознакомиться на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ).

Шаг 7: деньги через кассу…

Многим индивидуальным предпринимателем необходимо иметь кассовый суммирующий аппарат (КСА). Кому не нужен кассовый аппарат, можно ознакомиться на сайте Министерства по налогам и сборам. Речь об этом идет в постановлении Нацбанка и Совета министров Республики Беларусь №924/16 от 06.07.2011. Модели КСА, которые можно использовать, вы найдете в специальном реестре. В ИМНС вам также помогут с регистрацией КСА.

Шаг 8: получаем лицензию

Если вы решили оказывать юридические услуги, заниматься перевозками пассажиров или открыть ломбард, то вам нужна лицензия. Ознакомиться с полным списком деятельности, где обязательно нужна лицензия, вы можете в указе президента Республики Беларусь №450 от 01.09.2010.

Шаг 9: оплачиваем налоги

При некоторых видах деятельности нужно уплачивать единый налог. Его должны платить парикмахеры, водители и компании, занимающиеся уборкой помещений. Подробнее о том, кто должен уплачивать единый налог, вы можете ознакомиться в статье 296 Налогового кодекса Республики Беларусь. Важный момент! Если вам не нужно платить единый налог, то вы можете сами выбрать систему налогообложения. Кто отказался от единого налога (кто имеет право), оплачивают 16% с дохода или платят налог по упрощенной системе — 5% от всей выручки, или 3% от выручки с НДС. Для того чтобы платить налог по упрощенной системе, вам нужно в течение 20 рабочих дней с момента регистрации ИП подать заявление в ИМНС по месту регистрации. Форма заявления утверждена постановлением МНС Республики Беларусь №42 от 24.12.2014 и также есть на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Шаг 10: если дело не пошло…

Если дело не пошло, и вы решили закрыть ИП, то на это уйдет около двух месяцев. Вы должны знать, что пока ИП существует, с вас высчитывают налоги в Фонд социальной защиты населения. Первым делом, вам необходимо подать платное объявление о прекращении предпринимательской деятельности в журнале «Юстиция Беларуси» (стоит 9 р.), а также написать соответствующее заявление в регистрирующий орган. С сентября 2017 года уведомлять «Юстицию Беларуси» о начале процедуры ликвидации ИП будет исполком.

В ТЕМУ!

Ставки подоходного налога:

для физических лиц – 13%;

для физических лиц на доходы от сдачи недвижимости, если они за 2017 год не превышают 5 555 бел.руб. — фиксированная сумма;

для физических лиц на доходы от выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных от белорусских организаторов азартных игр — 4 %;

для индивидуальных предпринимателей на доходы, полученные от предпринимательской деятельности — 16 %;

для нотариусов и адвокатов на доходы, полученные от нотариальной и осуществляемой индивидуально адвокатской деятельности — 16 %;

на доходы, исчисленные налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами — 16 %;

на доходы, связанные с парком высоких технологий — 9 %.

Подготовила Дарья Шевцова

Система налогообложения в Республике Беларусь

Вернуться к списку статей

Как ра­зоб­рать­ся в системе налогообложения

Налоговый кодекс Рес­публи­ки Беларусь ус­та­нав­ли­ва­ет следующие системы налогообложения:

  • Общий порядок налогообложения;
  • Особые режимы налогообложения;

Один из самых частых вопросов, которые задают мне клиенты при открытии компаний, звучит так: «Какие налоги платят предп­ри­ятия в Беларуси?».

В этой статье я пос­та­ра­юсь дать вам полное предс­тав­ле­ние о налоговом бремени ор­га­низа­ций и расс­ка­зать об основных нормах на­лого­вого законодательства.

Сначала поговорим об юри­дичес­ких лицах.

Общая или уп­ро­щен­ная система налогообложения

Любое юри­дичес­кое лицо не­зави­симо от организационно-правовой формы может выбрать одну из двух систем налогообложения: общую или упрощенную. Уп­ро­щен­ная система налогообложения предусматривает еще две под­систе­мы – с уплатой налога на до­бав­ленную стоимость (далее НДС) и без уплаты НДС.

Независимо от того, какую систему выбирает предприятие, оно осу­щест­вля­ет обя­затель­ные платежи, связанные с:

  • выплатой за­работ­ной платы работникам: (при создании юри­дичес­ко­го лица, обя­зан­ность на­нима­теля — принятие на работу сот­рудни­ков согласно штатному рас­пи­санию организации).

34% от фонда оплаты труда компания обязана уплатить в Фонд со­ци­аль­ной защиты (далее ФСЗН) – это от­числе­ния на обя­затель­ное со­ци­аль­ное страхование;

0,6% от фонда оплаты труда пе­речис­ля­ет­ся в качестве обя­затель­но­го стра­хова­ния от нес­част­ных случаев на производстве.

13% по­доход­но­го налога и 1% взносов в ФСЗН на­нима­тель обязан удержать из за­работ­ной платы работника и пе­речис­лить в бюджет и в ФСЗН, т.е. это не относится к бремени организации, но это важно знать для понимания обя­зан­ностей нанимателя.

  • ввозом товаров на тер­ри­торию Рес­публи­ки Беларусь: по общему правилу ввозной налог на до­бав­ленную стоимость уп­ла­чива­ет­ся по ставке 20% от стоимости ввозимого товара, при ввозе некоторых товаров ставка может быть 10% (некоторые про­доволь­ствен­ные товары и товары для детей).

А теперь расс­мот­рим подробнее налоги, связанные с осу­щест­вле­ни­ем предп­ри­нима­тель­ской деятельности.

Общая система на­лого­об­ло­жения пре­дус­матри­ва­ет уплату:

  • НДС по ставке 20% от оборота при ре­али­зации товаров, работ, услуг, иму­щест­вен­ных прав.
  • Налога на прибыль по ставке 18% от по­лучен­ной прибыли.
  • Иных налогов при наличии объектов на­лого­об­ло­жения (земельный налог, налог на недвижимость, акцизы, эко­логи­чес­кий налог и т.д.)


Упрощенная система налогообложения

Упрощенную систему на­лого­об­ло­жения можно применять с момента создания компании либо перейти на нее со сле­ду­юще­го года. В течение года перейти на нее нельзя.

Памятка по упрощенной системе налогообложения

На уп­ро­щен­ную систему налогообложения с нового года вправе перейти только те субъекты хозяйствования, у которых в течение первых 9 месяцев текущего года:

  • численность ра­бот­ни­ков сос­тавля­ет не более 100 человек в среднем;
  • размер валовой выручки на­рас­та­ющим итогом сос­тавля­ет не более 1 542 600 бе­лорусс­ких рублей, а для ин­ди­виду­аль­ных предп­ри­нима­телей (далее ИП) - не более 168 900 бе­лорусс­ких рублей.
  • численность ра­бот­ни­ков сос­тавля­ет не более 50 человек в среднем:
  • размер валовой выручки на­рас­та­ющим итогом сос­тавля­ет не более 1 058 400 бе­лорусс­ких рублей

Не вправе применять уп­ро­щен­ную систему налогообложения:

  1. Организации и ин­ди­виду­аль­ные предприниматели:
  • производящие по­дак­цизные товары;
  • реализующие ювелирные и другие бытовые изделия из дра­гоцен­ных металлов и дра­гоцен­ных камней.
  • реализующие иму­щест­вен­ные права на средства ин­ди­виду­али­зации участ­ни­ков граж­данс­ко­го оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, ге­ог­ра­фичес­кие указания и другое);
  • являющиеся ре­зиден­та­ми свободных эко­номи­чес­ких зон, спе­ци­аль­но­го туристско-рекреационного парка «Ав­густовс­кий канал», Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского ин­дуст­ри­аль­но­го парка «Ин­дуст­ри­аль­ный парк «Великий камень»;
  • предоставляющие в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное воз­мезд­ное или без­возмезд­ное поль­зо­вание ка­питаль­ные строения, их части, машино-места, не на­ходя­щи­еся у них на праве собственности, хо­зяй­ствен­но­го ведения, опе­ратив­но­го управления;
  • оказывающие услуги «интернет-площадок»;
  • являющиеся про­фес­си­ональ­ны­ми участ­ни­ками рынка ценных бумаг;
  • осуществляющие: ло­терей­ную деятельность; розничную торговлю через интернет-магазин; де­ятель­ность в рамках простого товарищества; де­ятель­ность по ор­га­низа­ции и про­веде­нию элект­рон­ных ин­те­рак­тивных игр;
  1. Организации, осуществляющие:
  • риэлтерскую деятельность;
  • страховую де­ятель­ность (страховые организации, в том числе общества взаимного страхования, объеди­нения страховщиков);
  • банковскую де­ятель­ность (банки);
  • деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • посредническую де­ятель­ность по страхованию;
  1. Организации, являющиеся:
  • участниками холдинга;
  • микрофинансовыми, в т.ч. ломбарды.

Кроме того, не могут применять уп­ро­щен­ную систему налогообложения организации, про­из­во­дящие на тер­ри­тории Рес­публи­ки Беларусь с/х- продукцию и уп­ла­чива­ющие единый налог для про­из­во­дите­лей с/х-продукции; ИП в части деятельности, по которой уп­ла­чива­ет­ся единый налог; организации, яв­ля­ющиеся пла­тель­щи­ками единого налога на вмененный доход; унитарные предприятия, собс­твен­ни­ком имущества которых является юри­дичес­кое лицо, а так же ком­мерчес­кие организации, более 25% акций которых при­над­ле­жат одной или нес­коль­ким организациям.

Ставки налога при уп­ро­щен­ной системе налогообложения:


  1. 3% от валовой выручки:
  • для ор­га­низа­ций и ин­ди­виду­аль­ных предпринимателей, уп­ла­чива­ющих НДС;
  • для осу­щест­вля­ющих розничную торговлю и не уп­ла­чива­ющих НДС ор­га­низа­ций с чис­ленностью ра­бот­ни­ков в среднем за период с начала года по отчетный период вклю­читель­но не более 15 человек и ин­ди­виду­аль­ных предпринимателей, валовая выручка которых на­рас­та­ющим итогом с начала года сос­тавля­ет не более 410 000 бе­лорусс­ких рублей, - в отношении выручки от ре­али­зации в розничной торговле при­об­ре­тен­ных товаров.
  1. 5% от валовой выручки – для ор­га­низа­ций и ин­ди­виду­аль­ных предпринимателей, не уп­ла­чива­ющих НДС.
  • Эту ставку налога без уплаты НДС могут применять только предп­ри­ятия с чис­ленностью ра­бот­ни­ков в среднем за период с начала года по отчетный период вклю­читель­но не более 50 человек, если размер их валовой выручки на­рас­та­ющим итогом с начала года сос­тавля­ет не более 940 000 бе­лорусс­ких рублей.
  1. 16% в отношении без­возмезд­но по­лучен­ных товаров (работ, услуг), иму­щест­вен­ных прав, денежных средств.

Друзья! В данной статье приведена общая ин­форма­ция о на­лого­об­ло­жении предп­ри­ятий Беларуси. Выбор системы на­лого­об­ло­жения я нас­то­ятель­но ре­комен­дую делать только после изучения На­лого­вого кодекса Рес­публи­ки Беларусь и вместе со спе­ци­алис­том в данной сфере.