Функции налогов и их классификация. Сущность, функции и классификация налогов

Понятие и сущность налогов

Налог - это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) МО.

Признаки налога:

  • Обязательность - уплата налогов - обязанность гражданина (ст. 57 Конституции РФ).
  • Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность - налоги передаются государству в собственность и за их перечисление не предусматривается никаких компенсаций налогоплательщику. Уплата налогов не порождает встречной обязанности государства к конкретному лицу.
  • Денежный характер - все налоговые платежи уплачиваются в денежной форме.
  • Публичное предназначение - налоги взимаются для финансового обеспечения деятельности государства и его органов.
Сущность налогов проявляется в их функциях:
  • Регулятивная - функция по регулированию экономических отношений.
  • Фискальная - функция по сбору средств на осуществление деятельности государства.
  • Контрольная функция - осуществление контроля за движением денежных средств в РФ.

Соотношение налогов и иных обязательных платежей

Налоги необходимо отличать от пошлин, сборов или взносов.
Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами МСУ, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Государственная пошлина - это обязательный и действующий на всей территории РФ сбор, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
Уплата сбора или пошлины сопровождается целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства. Сборы и пошлины - индивидуальные платежи. Цель налогов - удовлетворить публичную потребность государства или МО, цель сборов - удовлетворение определенных потребностей.
Налоги - основной источник доходов бюджета. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.
Налоги - безусловные платежи, сборы оплачиваются взамен услуг.
Налогам свойственна периодичность, сбор носит разовый характер.

Классификация налогов и сборов

  • Виды налогов:
Федеральные:
Налог на добавленную стоимость (НДС).
Акцизы.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
Налог на прибыль организаций.
Налог на добычу полезных ископаемых.
Водный налог.
Государственная пошлина.
Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.
Региональные:
Транспортный налог.
Налог на имущество организации.
Налог на игорный бизнес.
Местные:
Налог на имущество физических лиц.
Земельный налог.
  • Специальные налоговые режимы:
Упрощенная система налогообложения (УСНО).
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
Патентная система налогообложения.
Единый сельскохозяйственный налог (единый налог для сельскохозяйственных производителей).
Система налогообложения при выполнении или соглашении о разделе продукции.

Правовой механизм налога и его элементы

Налог считается установленными, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Наличие императивно закрепленных элементов налогообложения характеризует налог как целостный правовой механизм.
Элементы налога.
1. Субъект налога - это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается обязанность по исчислению и уплате налогов. Может иметь общие и специальные признаки (например, физическое лицо - общий признак, обладатель транспортного средства - специальный признак). Налоговый агент - это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается обязанность по исчислению, удержанию и оплате налога за налогоплательщика (например, работодатель, казино).
2. Объект налога - это то, с наличием чего связано возникновение обязанности по исчислению или уплате налога.
3. Единица налогообложения - это единица стоимостного, физического или количественного показателя, который является основой для исчисления налога (например, НДФЛ - рубли, транспортный налог - мощность лошадиных сил и т.д.).
4. Налоговая база - это часть объекта налогообложения, на которую производится начисление налога.
5. Ставка налога - это размер налога на единицу обложения. Ставки:

Пропорциональная (например, НДФЛ - 13%).
Прогрессивная (увеличивается с увеличением объекта).
Комбинированная.

Адвалорная (в %).
Специфическая (в твердой денежной сумме).
Комбинированная.
6. Налоговый период - это период, по окончании которого налогоплательщик должен провести полную уплату налога, а также представить документы, подтверждающие исчисление налога.
7. Отчетный период (факультативный элемент) - это период, по окончании которого налогоплательщик представляет отчетную документацию, а также производит авансовую или частичную оплату налога.
8. Порядок и сроки уплаты налога.
9. Льготы по налогам (факультативный элемент):
Снижение % ставки для льготных категорий объектов или субъектов.
Освобождение от уплаты налога для отдельных категорий налогоплательщиков.
Предоставление налоговых вычетов и т.д.

Понятие системы налогов и сборов, принципы её построения и функционирования

Система налогов и сборов - это совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке на территории РФ. В системы налогов и сборов также включаются специальные налоговые режимы.
Принципы построения системы налогов и сборов:
Принцип единства системы налогов и сборов (НиС).
Принцип налогового федерализма.
Принцип определенности системы НиС.
Принцип стабильности системы НиС.
Принцип недискриминационного характера системы НиС.
Принцип экономической обоснованности установления НиС.
Принцип подвижности (эластичности) системы НиС.
Принципы налогового права:
Всеобщность (каждый должен платить установленные НиС).
Прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщика.
Однократность налогообложения.
Очередность взимания налогов из одного источника.
Временное ограничение налоговых притязаний (3 года).
Определенность налогообложения (должен быть установлен правовой механизм налогообложения).
Приоритет ратификации международных норм.

Лекция, реферат. НАЛОГ: понятие, признаки, сущность. Классификация налогов, налоговая система государства - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

Финансовая деятельность государства: понятие, методы, формы

Понятие, элементы и виды финансовых правоотношений
Понятие и роль финансов, финансовая система Российской Федерации
Правовой статус Правительства РФ как участника финансового правоотношения
Исполнительные и представительные органы субъектов РФ и муниципальных образований как участники финансовых правоотношений
Правовой статус Министерства финансов РФ как участника финансового правоотношения
Правовой статус Счетной палаты РФ как участника финансового правоотношения
Правовой статус Федерального Казначейства РФ как участника финансового правоотношения
Правовой статус Федеральной налоговой службы РФ как участника финансового правоотношения
Правовой статус Центрального банка РФ как участника финансового правоотношения
Правовой статус Федеральной службы финансово-бюджетного надзора как участника финансового правоотношения
Понятие, задачи и функции финансового контроля. Виды финансового контроля
Бюджетное право: понятие, предмет, система
Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
Состав доходов и расходов бюджетной системы. Дефицит бюджета
Понятие и общая характеристика бюджетной компетенции (прав) Российской компетенции, её субъектов и муниципальных образований
Понятие, правовые формы и роль государственного и местного бюджета. Консолидированный бюджет
Понятие бюджетного процесса, его участники
Бюджетная классификация
Понятие и виды межбюджетных отношений. Межбюджетные трансферты
Понятие и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства
Внебюджетные государственные фонды
НАЛОГ: понятие, признаки, сущность. Классификация налогов, налоговая система государства

Понятие и значение государственного и муниципального кредита. Государственный долг, выпуск государственных долговых обязательств; гос. гарантии
Банковская система РФ: структура, принципы функционирования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика сущности и видов налогов – главного источника доходной части бюджета. Анализ основных функций налогов: фискальной, регулирующей, распределительной. Отличия федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Специальные налоговые режимы.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Понятие и признаки малых предприятий. Сущность и функции налогов, их классификация. Принципы налогообложения предприятий малого бизнеса. Характеристика общеустановленной системы налогообложения. Анализ практики налогообложения в ООО ТД "Мотордеталь".

    дипломная работа , добавлен 26.12.2010

    Понятие налогов и их виды. Основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Принципы построения системы налогообложения в России и США.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2014

    Процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. Понятие, основные виды, признаки и функции налогов и сборов. Порядок исчисления налога. Современные принципы налогообложения.

    презентация , добавлен 01.10.2014

    Субъекты малого бизнеса. Формы налогообложения малого бизнеса и критерии применения упрощенной фискальной системы. Порядок исчисления и уплаты единого налога по данным ООО "Печать-инфо" Перспективы развития специальных режимов налогообложения в РФ.

    дипломная работа , добавлен 28.01.2012

    Сущность и функции налогов. Принципы налогообложения. Классификация налогов. Виды налогов. Характеристика основных видов налога. Косвенные налоги. Прямые налоги. Налоговые льготы. Пути совершенствования налоговой системы в Украине.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2004

    Основные функции и суть налогов, характеристика элементов налогообложения. Особенности общегосударственных и местных налогов и сборов, законодательное регулирование налогового режима, его практическое применение. Суть упрощенной системы налогообложения.

    Сущность любой экономической категории раскрывается посредством ее функций. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

    Конкретная формулировка функций налогов вытекает из самого понятия налогов. В числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, контрольная.

    Фискальная функция налогов проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности.

    Фискальная функция налогов отражает форму принудительного лишения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности в форме капитала или заработка и может рассматриваться как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства.

    Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы.

    Сформированные преимущественно налоговым методом бюджетные ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс.

    Отсюда следует, что налоговые отношения включают стимулирующую функцию, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

    Существуют следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты в форме отсрочки взимания налогов; прочие налоговые льготы.

    Преференции могут устанавливаться в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

    Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между хозяйствующим субъектом и налоговым органом.

    Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного кредита может предоставляться любому хозяйствующему субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в бюджет.

    Для стимулирующей функции характерно стимулирование социально-экономической деятельности налогоплательщика, приоритетных для государства направлений. Стимулирующее воздействие оказывается возможным через введение различных видов налоговых льгот и преференций. Никакая другая функция налогов непосредственно стимулирующими свойствами не обладает.

    Из сущности налогов вытекает и распределительная, а точнее перераспределительная, функция. Она обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода. При этом одна его часть направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другая часть - в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

    Через налоги реализуется главное их общественное назначение - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства (политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и др.).

    Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает государство в крупнейший экономический субъект. Распределительная функция налогов носит объективный характер, как и объективно само существование и функционирование государства. Она возникла вместе с появлением государства, которому требуются средства для выполнения своих функций.

    Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально распределительная функция налогов носила сугубо фискальный характер, но с развитием государства, развитием экономики в стране у этой функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм.

    Сегодня регулирующие возможности налогов настолько велики, что их можно рассматривать как проявление регулирующей функции налогов. Налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики. Экономические функции государства усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и одновременно ответственности за результаты производства.

    Регулирующая функция неотделима от других функций налогов. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении всех функций в процессе производства. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений .

    Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия - на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а подведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.

    Состав налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Классификацию налогов Беларуси по основным классификационным признакам можно представить следующим образом(рисунок 1.1,1.2).

    Рисунок 1.1 - Классификационный состав налогов по признакам

    Рисунок 1.2 - Классификационный состав налогов по признакам

    Данная классификация необходима как для составления налоговых расчетов, составления отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию, как налогоплательщиков, так и государства.

    Классификация налогов по определенным признакам является значительным вкладом в систематизацию учета налогов и налоговых групп и на этой основе введение для налогоплательщиков классификационных кодификаторов и идентификационных номеров.

    Классифицирую налоги по различным признакам, следует отметить, что по характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, т. е. по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.

    Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Прямые налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги. Личные налоги - это налоги, взимаемые с доходов и имущества налогоплательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.

    Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Основными видами косвенных налогов являются акцизы,и государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.

    В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (обложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.

    Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек, пива) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.

    Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенной является классификация по следующим четырем признакам:

    По происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные);

    По целям взимания: фискальные, протекционные, сверх-протекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические;

    По характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины;

    По характеру отношений: конвенционные и автономные.

    Конвенционная пошлина представляет собой платеж помеждународному договору, устанавливающий принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.

    Автономная пошлина - вид таможенного тарифа, которыйот договорного тарифа.

    Таможенные пошлины бывают возвратные и дифференциальные.

    Таможенная пошлина возвратная - сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезенного товара; применяется как способ повышения конкурентоспособности.

    Таможенная пошлина дифференциальная - вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года.

    Одним из классификационных признаков налогов являетсяих деление на общие и специальные (целевые).

    Общие налоги - налоги, которые обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.

    Специальные целевые налоги - налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги.

    В зависимости от органа, взимающего налог и в распоряжении которого он поступает, налоги классифицируются следующим образом:

    Поскольку в унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит, как правило, из двух основных звеньев - республиканского бюджета и местных бюджетов - существуют государственные налоги, устанавливаемые верховной властью, взимаемые на основе государственного законодательства и поступающие в госбюджет, и местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты.

    Такая бюджетная система функционирует во Франции, Италии, Японии, где имеются центральный и местные бюджеты. Аналогичным является бюджетное устройство и в Республике Беларусь;

    В федеральных государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев. В США, например, есть федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система в Германии, где членами федерации являются земли, имеющие бюджеты земель. В России существует также трехзвенное бюджетное устройство: федеральный бюджет, региональные бюджеты (центральные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты.на федеральные налоги, налоги субъектов федерации, местные налоги.

    В последние годы появился особый вид межгосударственных налогов. В Европейском сообществе действует единый налог на импортную продукцию (из третьих стран) сельскохозяйственного производства, средства которого поступают в бюджет этого сообщества.

    Возможно появление особых видов межгосударственныхналогов в рамках СНГ для финансирования совместных межгосударственных программ.

    Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закрепленных и регулирующих.

    Закрепленные налоги - налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

    Регулирующие налоги - налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.

    Классификация налогов может быть осуществлена и в зависимости от трех способов налогоизъятия:

    1) кадастровый. Предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубежных странах действует земельный кадастр, при составлении которого типичные участки земли группируются в зависимости от качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой установлена ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры устанавливаются государственными органами.

    На таких же принципах построен и используется для исчисления налога на землю земельный кадастр в Беларуси. В нем представлен систематизированный свод, перечень сведений, данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях, а также приводится описание земельных угодий, участков, указывается их площадь и место расположения, конфигурация, качество, оценка стоимости. Однако такой подход к составлению земельного кадастра имеет определенные недостатки. Во-первых, его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции. В прошлом кадастры широко использовались для переписи лиц при обложении подушным налогом.

    2) декларационный. Предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.

    3) административный. Предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность от его уклонения. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием сразу в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.

    Применяются следующие методы уплаты налога:

    Наличный платеж, когда плательщик вносит в государства определенную сумму денег в наличной форме;

    Безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;

    Гербовыми марками, т.е. с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклеивания их на официальный документ, после чего документ имеет законную силу .

    Таким образом, сущность налогов как экономической категории проявляется в их функциях. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц.

    Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Она важна для организации рационального управления налогообложением. Группирование налогов необходимо как для упрощения налоговых расчетов, составления отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований.

    Пользуясь классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому и местным бюджетам, к финансовому состоянию, как налогоплательщиков, так и государства. Это облегчает систематизацию учета налогов и налоговых групп, введение на этой основе классификационных кодификаторов и идентификационных номеров налогоплательщиков.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Существует несколько принципов классификации налогов:

    По способу взимания налогов;

    По субъекту налогообложения (налогоплательщику);

    По объекту налогообложения;
    -по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

    По целевой направленности введения налога.

    Выделяют четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.

    Фискальная функция - собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция - суть основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

    Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.

    Регулирующая функция налогов стала осуществляться до тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

    Спекулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключении, преференций (предпочтений);

    Дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового времени препятствует развитию определенных социально экономических процессов. Как правило,
    действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов.

    Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны воспроизводи вея. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра - всегда. Поэтому. эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;

    Подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

    Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

    Классификация на/югов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

    Тот или иной способ классификации налогов основан на ряде критериев. Множественность способов классификации налогов имеет то положительное свойство, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к различным группам, получает различные опенки и характеристики, что способствует его всестороннему изучению и познанию. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его содержание и суть.

    Созданная на основе принципов налогообложения налоговая система включает различные виды налогов, классифицирующихся по разным признакам. Группировка налогов по методам их установления, взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т. д. представляет собой классификацию налогов.

    В зависимости от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит его в действие. Налоги подразделяются на государственные и местные. Исходя из федерального устройства отдельных государств, в том числе и Российской Федерации, государственные налоги подразделяются на федеральные и региональные (налоги субъектов федерации).

    По характеру налогового изъятия (в зависимости от метода взимания налогов) налоги делятся на прямые и косвенные.

    Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика - основанием для налогообложения служат владение и пользование доходами и имуществом. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов).

    Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг (включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем). Примеры косвенного налогообложения - налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.

    Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги еще называют налогами на потребление, то есть предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога - потребителем этого товара (работы или услуги).

    Государство в силу особенностей косвенного налогообложения использует и прямые налоги, чтобы под на­логовое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика, создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочую силу, потребляемые в производстве ресурсы, доход. Результат - устойчивость налоговых поступлений и усиливается зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

    Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения строилась, исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения.

    Уровень собираемости прямых налогов значительно превышает аналогичный показатель для косвенных налогов.

    На практике нередко проводят разделение прямых налогов на реальные и личные.

    Реальными налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика (земельный налог, налоги на имущество, налог на недвижимость и некоторые другие).

    Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с физических и юридических лиц, или у источника Дохода, или по декларации (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц).

    Косвенные налоги, в свою очередь, подразделяются на акцизы, государственную фискальную монополию и таможенные пошлины.

    На практике нередко проводят разделение налогов в зависимости от их использования : общие и специальные.

    К общим относится большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются, расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

    Специальные же налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. В РФ примером специального налога может служить единый социальный налог.

    Если в качестве классификационного признака налогов рассматривается субъект налогообложения , то различают налоги, уплачиваемые юридическими лицами; налоги, уплачиваемые физическими лицами; налоги, уплачиваемые юридическими и физическими лицами.

    В Российской Федерации к налогам и сборам, уплачиваемым только физическими лицами, относятся: налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц.

    К налогам и сборам, уплачиваемым только юридическими лицами, относятся: налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций.

    Наиболее многочисленную группу составляют налоги и сборы, пла­тельщиками которых могут одновременно выступать как физические, так и юридические лица. В Российской Федерации к таким налогам относятся: НДС, акцизы, ЕСН, таможенная пошлина, единый налог на вмененный доход, земельный налог, другие виды налогов и сборов.

    В зависимости от объекта налогообложения налоги подразделяются:

    На налоги на реализацию товаров и услуг;

    Налоги на доходы;

    Налоги на имущество;

    Налоги на определенные виды расходов (с 2005 г. относится единый социальный налог, поскольку для работодателей он представляет собой налог на определенный вид расходов: выплату заработной платы и вознаграждений по трудовым договорам);

    Налоги на совершение определенных операций (государственная пошлина);

    Налоги и сборы за право осуществления отдельных видов деятельности.

    В зависимости от источников уплаты налоги разделят на группы :

    1. Косвенные налоги, которые включаются в цену продукции (товара) сверх оптовой цены: НДС, акцизы.

    2. Налоги, которые в соответствии с законодательством включаются в себестоимость продукции (работ, услуг): земельный налог, таможенная пошлина, отчисления во внебюджетные фонды.

    3. Налоги, уменьшающие финансовый результат деятельности предприятия до налогообложения прибыли: налог на имущество организаций.

    4. Налог на прибыль организаций, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

    5. Налоги, относимые на чистую прибыль предприятия: налог на прибыль организаций в части выплат дивидендов.

    По периодичности взимания: периодические и разовые.

    Под периодическими налогами обычно понимаются те налоги, платежи по которым осуществляются с определенной регулярностью (налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, периодические налоги на потребление: акцизы, НДС).

    К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с какими-либо особыми событиями, не образующими систему (налоги на наследство и дарение, таможенные пошлины).

    По регулярности взимания: регулярные (налоги, действующие в течение длительного периода) и чрезвычайные (налоги и сборы, установление которых вызвано наступлением каких-либо чрезвычайных обстоятельств).

    В зависимости от адресности зачисления платежей: закрепленные и регулирующие.

    Закрепленными налогами и сборами называются налоги и сборы, поступления по которым на длительный период полностью или частично закрепляются в качестве доходного источника определенных бюджетов (таможенные пошлины, подавляющее большинство местных налогов и сборов).

    К регулирующим налогам и сборам относятся налоги и сборы, по которым могут устанавливаться нормативы отчислений в бюджеты различных уровней (большинство федеральных, а также все региональные налоги и сборы).

    Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

    Упрощенная система налогообложения;

    Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

    Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Особенностью этих налогов является то, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

    Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства и как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

    В настоящее время в экономической науке нет единой, устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. При этом одни ученые называют только две такие функции - фискальную и экономическую. По мнению других, кроме фискальной функции налоги выполняют по меньшей мере еще три: распределительную, стимулирующую и контрольную.

    Таким образом, основными функциями налогов являются:.

    1. Фискальная.

    2. Экономическая. Включает следующие подфункции:

    Регулирующая - воздействие налогов на экономику (Лаффер);

    Распределительная - инструмент перераспределения ВВП;

    Стимулирующая - дифференциация налоговых ставок, применение налоговых льгот и т.п.;

    Социальная (учет социальных платежей при определении налогооблагаемой базы; финансирование социальных программ из бюджета);

    Воспроизводственная - использование бюджетных средств на проведение природоохранных мероприятий, строительство дорог и т.п.;

    3. Контрольная. (контроль правильности и полноты уплаты налогов; оценку экономических изменений на основе анализа динамики налоговых поступлений.

    Фискальная функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, ведь главное предназначение налога - образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций - обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и Ряда других задач.

    Благодаря фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. в процесс перераспределения части стоимости ВВП, а также реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношению к этой. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например экономические или социальные.

    Распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их установ­лению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по территориям страны.

    Регулирующая функция направлена прежде всего на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства.

    Анализируя этот аспект налоговых отношений, следует выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

    Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений. Она реализуется через систему льгот и освобождений.

    Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов, установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин и др.

    Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют налоги на природные ресурсы.

    Механизм контрольной функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством.