Европа. Общая характеристика стран Европы


Входящий контроль 2. Назовите две причины большой доли старших возрастов в доли старших возрастов в возрастной структуре населения возрастной структуре населения стран Западной Европы: 1) _____________________________ _______________________ 2) _____________________________ _______________________ Ответ







































Факторы ориентации машиностроения На трудовые ресурсы На трудовые ресурсы На научную базу и инфраструктуру На научную базу и инфраструктуру Более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные Более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные






Химическая промышленность занимает 2 место в структуре хозяйства До Второй Мировой войны химическая промышленность ориентировалась на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи До Второй Мировой войны химическая промышленность ориентировалась на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи Переориентация отрасли на углеводородное сырьё привела к тому, что она сдвинулась «к нефти» Переориентация отрасли на углеводородное сырьё привела к тому, что она сдвинулась «к нефти» В западной части региона этот сдвиг нашёл выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны В западной части региона этот сдвиг нашёл выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны В восточной части региона сдвиг «к нефти» привёл к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов, например, главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов. В Болгарии нефтехимия «сдвинута» к побережью Чёрного моря В восточной части региона сдвиг «к нефти» привёл к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов, например, главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов. В Болгарии нефтехимия «сдвинута» к побережью Чёрного моря




Топливно-энергетическое хозяйство В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь ещё сохраняется, причём не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь ещё сохраняется, причём не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Всё большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии оказывает сооружение АЭС Всё большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии оказывает сооружение АЭС На Дунае и его притоках, на Роне, Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады На Дунае и его притоках, на Роне, Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады




Металлургия Чёрная металлургия Получила развитие в ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии Получила развитие в ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии После Второй Мировой войны крупные металлургические комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешёвой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооружённых в морских портах, находится в Таранто (Италия) После Второй Мировой войны крупные металлургические комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешёвой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооружённых в морских портах, находится в Таранто (Италия) Цветная металлургия Важнейшие отрасли алюминиевая и медная промышленность Важнейшие отрасли алюминиевая и медная промышленность Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия) Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия) Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Югославии Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Югославии


Лёгкая промышленность Лёгкая промышленность в значительной мере утратила своё былое значение Лёгкая промышленность в значительной мере утратила своё былое значение Старые текстильные районы: Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии, Лодзинский район Польши Старые текстильные районы: Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии, Лодзинский район Польши В последнее время лёгкая промышленность смещается в Южную Европу, где ещё есть резервы дешёвой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только США В последнее время лёгкая промышленность смещается в Южную Европу, где ещё есть резервы дешёвой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только США


Лесная промышленность Ориентируется на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона Ориентируется на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона






СРЕДНЕЕВРОПЕЙСКИЙ СРЕДНЕЕВРОПЕЙСКИЙ преобладание молочно-мясного животноводства, свиноводства и птицеводства, значительная часть пахотных земель занята кормовыми культурами преобладание молочно-мясного животноводства, свиноводства и птицеводства, значительная часть пахотных земель занята кормовыми культурами






ТРАНСПОРТ: ГЛАВНЫЕ МАГИСТРАЛИ И УЗЛЫ Каркас транспортной сети Зарубежной Европы составляют международные магистрали меридианного и широтного направления Главный транспортный путь для внутриконтинентальных стран – судоходные рекиГлавный транспортный путь для внутриконтинентальных стран – судоходные реки




Выводы Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мировом хозяйстве по размерам экономики и уровню экономического развития Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мировом хозяйстве по размерам экономики и уровню экономического развития Регион имеет крупномасштабные и разносторонние внешнеэкономические связи Регион имеет крупномасштабные и разносторонние внешнеэкономические связи Мощный экономический потенциал способствовал формированию высоких стандартов жизни основной массы населения Мощный экономический потенциал способствовал формированию высоких стандартов жизни основной массы населения


Экономико-географическое обоснование развития и размещения двух–трёх отраслей промышленности в одной из стран Зарубежной Европы 1. Используя различные источники информации, постройте схему производственных связей важнейших отраслей промышленности отдельных стран Зарубежной Европы, отражающую причины возникновения и развития двух - трёх отраслей промышленной специализации, для этого: а) с помощью условных знаков укажите факторы, влияющие на формирование данных отраслей хозяйства (природные, трудовые ресурсы и т.д.) б) покажите стрелками влияние различных факторов на формирование отдельных отраслей хозяйства в) стрелками другого цвета покажите возникающие межотраслевые связи между различными отраслями г) условными знаками обозначьте основные экспортируемые и импортируемые товары д) выделите отрасли международной специализации страны (см. образец выполнения работы) 2. Сделайте вывод об индустриальном развитии данной страны


Вариант 1. Экономико-географическое обоснование развития и размещения энергетики, алюминиевой и лесной промышленности Норвегии Вариант 2. Экономико-географическое обоснование развития и размещения металлургии, машиностроения и химической промышленности Германии Вариант 3. Экономико-географическое обоснование развития и размещения лёгкой и пищевой промышленности Португалии Вариант 4. Экономико-географическое обоснование развития и размещения алюминиевой промышленности, машиностроения и пищевой промышленности Венгрии Вариант 5. Экономико-географическое обоснование развития машиностроения и лесной промышленности Финлян дии Вариант 6. Экономико-географическое обоснование развития чёрной металлургии, машиностроения и химической промышленности Польши




Составление картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Европы 1. На контурной карте Европы подпишите названия соседних 1. На контурной карте Европы подпишите названия соседних регионов, а также морей и океанов, омывающих её берега 2. Обозначьте условными знаками главные районы 2. Обозначьте условными знаками главные районы добывающей промышленности европейских стран 3. Условными знаками обозначьте на карте важнейшие 3. Условными знаками обозначьте на карте важнейшие промышленные районы Зарубежной Европы, отразив их промышленные районы Зарубежной Европы, отразив их промышленную специализацию. Не забудьте подписать названия промышленную специализацию. Не забудьте подписать названия промышленных районов! 4. Условными знаками обозначьте страны, в структуре энергетики которых преобладают ГЭС и АЭС 5. Различным цветом заштрихуйте территорию стран с разными типами сельского хозяйства 6. Сделайте вывод о развитии промышленности и сельского 6. Сделайте вывод о развитии промышленности и сельского хозяйства Зарубежной Европы Входящий контроль 1. На карте Зарубежной Европы обозначены красным цветом: 1) абсолютные 1) абсолютные монархии 2) конституционные монархии 3) государства 3) государства Британского Содружества 4) федеративные 4) федеративные государства Следующий вопрос


Входящий контроль 2. Назовите две причины большой доли старших возрастов в доли старших возрастов в возрастной структуре населения возрастной структуре населения стран Западной Европы: 1) постарение населения, т.к. низкая доля детей в возрастной структуре из-за сокращения рождаемости 2) первый тип воспроизводства населения или «демографический кризис» 2) первый тип воспроизводства населения или «демографический кризис» Следующий вопрос







Дисциплина "Страноведение Европы" Лекция 1

Введение

Зарубежная Европа занимает территорию в 5,4 млн. км2 с населением 500 млн. человек (1995 г.). Здесь расположены около 40 суверенных государств, связанных между собой общностью исторических судеб, тесными политическими, экономическими и культурными отношениями. Зарубежная Европа - один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. И хотя, как вы уже знаете, эпоха «европоцентризма» ушла в прошлое, этот регион и в наши дни занимает очень важное место в мировой политике и экономике.

Общая характеристика зарубежной Европы

Территория, границы, положение

Территория зарубежной Европы простирается с севера на юг (от о. Шпицберген до о. Крит) на 5 тыс. км, а с запада на восток более чем на 3 тыс. км. Среди европейских стран есть более и менее крупные, но в большинстве своем они сравнительно невелики. Экономико-географическое положение стран зарубежной Европы определяется двумя главными чертами. Во-первых, соседским положением этих стран по отношению друг к другу. При сравнительно небольших размерах территории, малой ее «глубине» и хорошей транспортной «проходимости» эти страны либо непосредственно граничат, либо разделены небольшими расстояниями. К тому же их границы проходят преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей. Во-вторых, приморским положением подавляющего большинства стран, многие из которых расположены вблизи от самых оживленных морских путей. В западной части региона нет места, удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной - на 600 км. Вся жизнь Великобритании, Нидерландов, Дании, Норвегии, Исландии, Португалии, Испании, Италии, Греции с древних времен тесно связана с морем, «дочь моря» - так можно сказать про каждую из них. Политическая карта региона на протяжении XX в. претерпевала большие изменения трижды: после первой и второй мировых войн и в 90-е годы (объединение Германии, приобретение независимости странами Балтии, распад Югославии, Чехословакии, изменение общественного строя в странах Восточной Европы). В зарубежной Европе представлены как республики, так и монархии, как унитарные, так и федеративные государства.

Природные условия и ресурсы

Природные предпосылки для промышленности зарубежной Европы сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых. Однако их состав в северной (платформенной) и южной (складчатой) частях региона существенно различается. В северной части распространены как рудные полезные ископаемые, связанные с Балтийским щитом и зоной герцинской складчатости, так и топливные, «привязанные» прежде всего к осадочному чехлу платформы и ее краевым прогибам. Среди каменноугольных бассейнов особенно выделяются Рурский в ФРГ и Верхне-Силезский в Польше, среди нефтегазоносных - Североморский, среди железорудных - Лотарингский во Франции и Кируна в Швеции. В южной части преобладают рудные месторождения как магматического, так и осадочного (бокситы) происхождения, но запасы топливных ресурсов здесь значительно меньше. Таким тектоническим строением территории в значительной мере объясняется «некомплектность» набора полезных ископаемых в отдельных странах.

Гидроэнергетические ресурсы зарубежной Европы довольно велики, но приходятся в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор. Природные предпосылки для сельского хозяйства региона относительно благоприятны и широко используются уже в течение многих столетий. В результате резервы для расширения обрабатываемых земель практически уже исчерпаны, а «нагрузка» на них возрастает. Поэтому небольшие приморские страны, и прежде всего Нидерланды, продолжают наступление на прибрежные участки морей. В Нидерландах на протяжении многих столетий с помощью дамб и плотин у моря отвоевана почти 1/3 всей территории страны. Недаром здесь существует поговорка: «Бог создал землю, а голландцы - Голландию». Завершается осушение озера Эйсселмер, бывшего ранее морским заливом, и осуществление так называемого «Дельта-плана», предусматривающего полную защиту побережья.

Агроклиматические ресурсы региона определяются его положением в умеренном, а на юге - в субтропическом поясах. В Средиземноморье устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении. Больше всего орошаемых земель в Италии и Испании.

Наибольшими природными предпосылками для ведения лесного хозяйства обладают Швеция и Финляндия, где преобладают типичные лесные ландшафты: леса покрывают низменности и возвышенности, берега рек и озер, подступают к населенным пунктам. Недаром в народе говорят: «Финляндия без леса, что медведь без шерсти». Зарубежная Европа обладает также большими и разнообразными природно-рекреационными ресурсами.

Население: воспроизводство, миграции, национальный состав, урбанизация

В последнее время население зарубежной Европы стало возрастать очень медленно. Как вы уже знаете, это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В некоторых странах происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей. Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Теперь здесь насчитывается 12 - 13 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временных гостей-рабочих (по-немецки «гастарбайтеров»). По национальному составу население зарубежной Европы относительно однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. При этом родственные языки славянской, романской, германской групп имеют значительные черты сходства. То же свойственно и языкам уральской семьи. Тем не менее этническая карта региона, складывавшаяся на протяжении тысячелетий, не так проста. Наряду с однонациональными, здесь немало государств со сложным национальным составом, в которых в последнее время наблюдается обострение межнациональных отношений; примером такого рода может служить Югославия. Во всех странах зарубежной Европы господствующая религия - христианство. В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной - протестантство; а в Средней они находятся в разных соотношениях. В Риме расположен мировой центр католицизма - Ватикан. Зарубежная Европа - один из наиболее густонаселенных регионов мира. При этом размещение населения в нем прежде всего определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет 73%, а в некоторых странах более 80% и даже 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая. Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западноевропейский тип города, корни которого восходят к временам Римской империи и средневековья. Характерная черта урбанизации зарубежной Европы ~ очень высокая концентрация населения в больших городах и городских агломерациях, которых здесь больше, чем в США и Японии вместе взятых. Самые крупные из них - Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская. В 70-е гг. после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров (ядер) сначала в ближние и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность («зеленая волна»). В результате число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Милана и многих других городов либо стабилизировалось, либо даже стало сокращаться. Этот процесс получил в науке наименование субурбанизации. Согласно прогнозам уровень урбанизации в регионе к концу XX в. может возрасти до 85%.

Хозяйство: место в мире, различия между странами

Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма. Понятно, что экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «большую семерку» стран Запада - ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось. Роль лидера перешла к ФРГ, экономика которой на путях реиндустриализации развивается более динамично. Великобритания же, бывшая «мастерская мира», утратила многие свои прежние позиции. Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. В отличие от четырех главных стран их экономика специализируется прежде всего на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание. Малые и средние страны особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах. Особое место на экономической карте региона занимают страны Восточной Европы, где с конца 80-х гг. происходит переход от прежней системы общественной собственности и централизованного планирования к системе, основанной на рыночных принципах.

Промышленность: главные отрасли

«Лицо» зарубежной Европы в международном географическом разделении труда в течение более 200 лет определялось, да и теперь еще во многом определяется развитием промышленности. Регион производит больше металлообрабатывающих станков, промышленных роботов, точных и оптических приборов, автомобилей, тракторов, нефтепродуктов, пластмасс, химических волокон, чем США. Машиностроение- ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные. Но при этом для каждой из многочисленных подотраслей самого машиностроения типичны свои особенности ориентации. В Великобритании по развитию электротехники, электроники, приборостроения, авиаракетно-космической промышленности выделяется район Лондона, по развитию станкостроения и автомобилестроения - район Бирмингема, текстильного машиностроения - район Манчестера, судостроения - район Глазго. Один из крупнейших промышленных узлов зарубежной Европы - столица Венгрии Будапешт, где в этой отрасли занято более 0,5 млн. человек. Здесь производится более 1/3 всей промышленной продукции страны. Но есть и такие районы и даже целые страны, в которых машиностроение очень рассредоточено. В ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии предприятия этой отрасли имеются почти в каждом городе. Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой «химизированной» стране не только этого региона, но и всего мира - ФРГ. До второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась «к нефти». В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу. В восточной части региона сдвиг «к нефти» привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов. Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов, по которым поступают нефть и природный газ. В Болгарии по той же причине нефтехимия «сдвинута» к побережью Черного моря. В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе. Крупнейшие в зарубежной Европе буроугольные бассейны находятся в Польше (Белхатув), Чехии (Северо-Чешский) и Германии (Нижне-Лаузицкий, Галле-Лейпцигский). На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики - особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии - оказывает сооружение АЭС, которых в регионе уже более 80. На Дунае и его притоках, на Роне, Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады. Самый большой из гидроузлов на Дунае построен в начале 70-х гг. в ущелье Железные ворота совместными усилиями Румынии и Югославии. Мощность ГЭС - 2,1 млн. кВт, выработка электроэнергии - 11 млрд. кВт ч в год. Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем, - ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии. Южная металлургическая база Польши сформировалась на основе Верхне-Силезского каменноугольного бассейна. В ее состав входит около двух десятков заводов, и в том числе два очень крупных комбината - «Хута-Краков» и «Катовице». После второй мировой войны крупные металлургические комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия). Его мощность - более 10 млн. т стали в год. В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы. Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем. Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Югославии. Лесная промышленность, ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона. Легкая промышленность, с которой, как вы уже знаете, начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Конечно, старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только США. Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т. д.

Сельское хозяйство: три главных типа

По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в ее сбыте на внешних рынках. После второй мировой войны в их аграрном строе, в системе землевладения и землепользования произошли значительные изменения, связанные с переходом от универсального мелкого крестьянского хозяйства к крупному специализированному высокотоварному хозяйству, включенному в систему агробизнеса. Основным типом сельскохозяйственного предприятия стала крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе еще преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов. Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы - растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства: 1) североевропейский, 2) среднеевропейский и 3) южноевропейский. Для североевропейского типа, распространенного в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве - кормовых культур и серых хлебов. Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления а также свиноводства и птицеводства. Очень высокого уровня достигло животноводство в Дании, где оно уже давно стало отраслью международной специализации. Эта страна - один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, сыра, свинины, яиц. Недаром ее нередко называют «молочной фермой» Европы. Растениеводство не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и «работает» на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами. Для южноевропейского типа характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда (который с древнейших времен служит символом плодородия и изобилия), оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря - главный «сад Европы». Все средиземноморское побережье Испании и особенно район Валенсии обычно называют «уэрта», т. е. «сад». Здесь выращивают различные фрукты и овощи, но больше всего - апельсины, сбор которых продолжается с декабря по март. По экспорту апельсинов Испания занимает первое место в мире. Рыболовство давно уже стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии.

Транспорт: главные магистрали и узлы

Региональная транспортная система региона относится в основном к западноевропейскому типу. По дальности перевозок она намного уступает системам США и России. Зато по обеспеченности транспортной сетью стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Очень высока и густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных дорог в большинстве стран сокращается, и крупные новостройки в 50 - 70-х гг. были характерны только для некоторых стран Восточной Европы (Польша, Югославия, Албания). Конфигурация транспортной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение. Речные пути также имеют меридиональное (Рейн) или широтное (Дунай) направления. Особенно велико транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250 - 300 млн. т грузов в год. После ввода в эксплуатацию водного пути Рейн - Майн - Дунай, который соединил обе важнейшие водные артерии зарубежной Европы, он должен значительно возрасти. В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. По существу такими узлами являются и морские порты, обслуживающие прежде всего международные перевозки. Многие мировые порты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр) находятся в устьях-эстуариях рек, которые связывают их с глубинными районами. Все они фактически превратились в единые портово-промышленные комплексы. Для них характерно развитие отраслей морского хозяйства и особенно так называемой «портовой промышленности», работающей на привозном, заморском сырье. Самый крупный из них - Роттердам. Грузооборот Роттердамского порта составляет 250 - 300 млн. т в год. Расположенный на одном из рукавов Рейна в 33 км от моря, он выполняет функции главных морских ворот для многих европейских стран. С глубинными районами он связан водными путями по Рейну и Мозелю, железными и шоссейными дорогами, нефтегазо-проводами. Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную (одноцентровую) конфигурацию, как во Франции, где «все дороги ведут в Париж», либо многоцентровую, как, например, в ФРГ.

Наука и финансы: научно-исследовательские парки и банковские центры

По примеру «Силиконовой долины» в США в зарубежной Европе также возникло много научно-исследовательских парков, которые уже в значительной степени определяют географию науки ряда стран. Самые крупные из них находятся в окрестностях Кембриджа (Великобритания), Мюнхена (ФРГ). На юге Франции, в районе Ниццы, формируется так называемая «Долина высокой технологии». В зарубежной Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых банков. Эталоном страны-банкира давно уже стала Швейцария: в сейфах ее банков лежит половина всех ценных бумаг мира. Особенно выделяется «экономическая столица» страны - Цюрих. В последнее время в страну-банкира превратился и Люксембург. Но все же крупнейшим финансовым центром был и остается Лондон.

Отдых и туризм: главный туристский регион мира

Как вы уже знаете, зарубежная Европа - главный район международного туризма. «Рекордсмен мира» по туризму - Франция, которую ежегодно посещает свыше 50 млн. человек; это значит, что на каждого француза приходится примерно по одному приезжему иностранцу! К числу самых популярных туристских стран принадлежат также Испания, Италия, Швейцария, Австрия, Великобритания, Чехия, Венгрия, Португалия, Греция. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако, обслуживание туристов давно уже служит главным источником доходов. Здесь на каждого жителя приходится по сто туристов. В зарубежной Европе наиболее широко представлены туристе – корекреационные районы двух типов - приморские и горные. Главный район приморского туризма - Средиземноморье, которое ежегодно посещают от 100 до 150 млн. человек. Особенно популярны побережье Лагурийского моря, где находится защищенный с севера Альпами Лазурный берег (Ривьера) с центром в Ницце, побережье Адриатического моря в Хорватии, побережье Испании, Балеарские острова. Главный район горного туризма - Альпы. Нижний пояс гор используется главным образом для лечения и пешеходного туризма, средний - для занятия горнолыжным спортом, верхний - для альпинизма. Наряду со странами, «продающими свой климат», туристов и отдыхающих привлекают «старые камни Европы» - достопримечательности ее городов. Своеобразной «туристской Меккой» стали Париж, Рим, Мадрид, где в июле - августе местных жителей, наверное, меньше, чем приезжих. Множество туристов бывает также в Лондоне, Амстердаме, Вене, Дрездене, Праге, Будапеште, Венеции, Неаполе, Афинах.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы: преодоление угрозы

В результате высокой плотности населения, давней промышленной и сельскохозяйственной освоенности территории природная среда зарубежной Европы в наибольшей мере стала географической средой человеческого общества. Здесь широко распространены все виды антропогенных ландшафтов. Но одновременно это привело к обострению многих природоохранных и экологических проблем. Все страны региона проводят государственную экологическую политику и принимают все более решительные меры по охране окружающей среды. Изданы строгие природоохранительные законы, возникли массовые общественные организации и партии «зеленых», ведется пропаганда использования велосипедов, расширена сеть национальных парков и других охраняемых территорий. Все это привело к первым положительным результатам. Но тем не менее во многих странах экологическая обстановка все еще остается сложной. В первую очередь это относится к Великобритании, ФРГ, Бельгии, Польше, Чехии. В 80-х гг. в Польше были выделены 27 ареалов повышенной экологической опасности, в которых живет 35% населения страны. Старинный город Краков, в котором расположен крупнейший в Польше металлургический комбинат, был объявлен местом экологического бедствия. В целом экологическая ситуация в восточной части зарубежной Европы значительно хуже, чем в западной.

К зарубежной Европе относят страны, находящиеся за пределами СНГ. Их территория составляет более 5 млн квадратных километров, на которых проживает практически пятьсот миллионов человек. Говоря о зарубежной Европе, мы имеем в виду приблизительно сорок суверенных государств, связанных не только исторической судьбой, но и самыми тесными экономическими, политическими и культурными нитями.

Зарубежная Европа является одним из основных очагов человеческой цивилизации. Это родина городских агломератов, больших географических открытий, а также великих промышленных переворотов. И несмотря на то что эра «европоцентризма» уже в прошлом, зарубежная Европа занимает немаловажное место не только в политике мира, но и в его экономике.

Хозяйство

Изучая промышленность зарубежной Европы (11 класс - время, когда этой теме уделяется внимание в школе), мы рассматриваем ее как целостный регион. При этом, по данным экспертов, страны, находящиеся на его территории, занимают первое место во всем мире по направлениям сельскохозяйственного и промышленного производства. Не упускает регион ведущие позиции по экспорту услуг и товаров, по запасам валюты и золота, а также по развитию международных туристических связей.

Экономическая мощь зарубежной Европы заключена в четырех странах, входящих в «большую семерку». В их списке Франция и ФРГ, Италия и Англия. Именно эти государства имеют наиболее широкий комплекс разнообразных производств и отраслей. Однако соотношение сил между четырьмя ведущими странами претерпевает определенные изменения. Так, за последние десятилетия роль лидера завоевана ФРГ. И это не удивительно. Ведь экономика данной страны развивается весьма динамично. При этом свой престиж «мастерской мира» утратила Великобритания.

Остальные страны зарубежной Европы, хозяйство которых имеет наибольшую экономическую значимость, это Швейцария и Испания, Бельгия, Нидерланды и Швеция. В этих государствах развиты лишь отдельные отрасли, которые имеют мировое признание.

Особое место в регионе занимают страны, находящиеся в Восточной Европе. В них, начиная с конца восьмидесятых годов, происходит активный переход от имевшей место системы централизованного планирования и общественной собственности на рельсы рыночных отношений.

Развитие промышленности

Основу хозяйства зарубежной Европы составляет индустрия. Она играет главенствующую роль, даже несмотря на то что во многих странах региона львиную долю экономики составляют сельскохозяйственная отрасль и услуги. Промышленность зарубежной Европы уже несколько веков является ее своеобразным лицом.

Особенности

Развитие человечества и исторические обстоятельства тем или иным образом постоянно трансформировали мировой рынок. Подвергалась изменениям и модель промышленности зарубежной Европы. Так, если до 2-й мировой войны регион славился дорогостоящей уникальной продукцией, то после окончания боевых действий его предприятия переориентировались на нужды массового потребителя.

Основная доля наукоемкой и сверхсложной продукции поступала из США. Промышленность зарубежной Европы стала славиться станками и автомобилями, электроникой и технологическим оборудованием. В регионе начался выпуск товаров для массового пользователя.

Подобная тенденция не менялась вплоть до конца семидесятых годов. В данный период промышленность зарубежной Европы дала толчок к своеобразному разделению труда между государствами региона. Так, Средиземноморские страны продолжили выпуск товаров для широкого круга покупателей. В это время в Англии, Франции и ФРГ активно развивалось производство авиации и судов. Все это сократило отставание региона от США.

Рассмотрим основные зарубежной Европы, которые имеют вес в настоящее время.

Машиностроение

Если вас попросят: «Укажите главную зарубежной Европы», то стоит рассмотреть ту сферу, в которой занято более тридцати процентов жителей региона. Ею является машиностроение, обеспечивающее один из самых широких ассортиментов продукции в мире.

Эта главная зарубежной Европы представлена практически во всех странах региона. Однако уровень развития данной сферы в отдельных государствах различен. Например, в Европе существует определенная группа лидеров. В этих странах имеется практически весь комплекс отраслей промышленности, работа которых не только удовлетворяет внутренние потребности региона, но и позволяет отправлять продукцию на экспорт.

Есть в зарубежной Европе и страны, обладающие только одним или несколькими высокоразвитыми направлениями машиностроительного производства. При этом потребности в отдельных видах продукции ими удовлетворяется за счет импорта.

В группу лидеров, прежде всего, входят Германия и Англия, а в меньшей степени к ним относятся Франция и Италия. Одно или несколько направлений машиностроительной отрасли имеется в Нидерландах и Бельгии, Швеции и Швейцарии.

Характеристика промышленности зарубежной Европы не может не затронуть и такие страны, как Дания и Австрия, Финляндия и Норвегия. В этих государствах машиностроение развито слабо. Однако и в них находятся одна или две отрасли, которые завоевали признание на мировом рынке. Так, Финляндия славится своим целлюлозно-бумажным оборудованием, Норвегия - судостроением и т. д.

В целом машиностроительная промышленность стран зарубежной Европы выпускает практически двадцать пять процентов мировой продукции данного сегмента. Из стран региона поставляется текстильное, электротехническое, технологическое оборудование, контрольно-измерительные и научные приборы, грузовые и легковые автомобили, а также тракторы.

Кто что производит?

Наиболее развита промышленность зарубежной Европы в сфере автомобилестроения. В ФРГ успешно работают такие концерны, как «Даймлер», «Фольксваген», «Мерседес» и БМВ. Из Франции поставляются автомобили марки «Пежо-Ситроен» и «Рено». Италия славится своими «Фиатами».

В Германии, Нидерландах и Англии находится высокоразвитое судостроение. Всему миру известны такие фирмы, как «Бош» и «Филипс», «Мулинекс» и «Тефаль». Их основные производства по выпуску телефонов, компьютеров и бытовой техники построены в ФРГ, Франции и Нидерландах. В Швейцарии осуществляется выпуск высококачественных часов.

Машиностроительная отрасль зарубежной Европы ориентируется, прежде всего, на имеющиеся трудовые ресурсы. Кроме того, развитию главной отрасли индустрии способствует научная база региона и высокий уровень его инфраструктуры.

Химическая промышленность

Это вторая по величине авангардная отрасль в регионе. Химическая промышленность зарубежной Европы, так же как и машиностроение, во второй половине прошлого века развивалась очень бурными темпами. Причем это было характерно для всего региона.

Интересно, что химическая промышленность освоила новую сырьевую базу. Она перешла на использование нефти и ее полупродуктов как главного источника органических химикатов. Это сырье и стало основой продукции данной индустрии. Так как в период до Второй мировой войны отрасль ориентировалась на бурый и каменный уголь, поваренные и калийные соли, а также пириты, то все ее производства находились в районах их разработок.

С переориентацией данной сферы произошло ее смещение к источникам нефти. Так, в западной части региона появились крупные центры нефтехимии, возведенные в эстуариях Рейна и Темзы, Эльбы и Сены, а также Роны. В этих регионах данная отрасль великолепно сочетается с нефтепереработкой.

Переориентация отрасли затронула и восточные регионы Западной Европы. Здесь на магистралях газо- и нефтепроводов были созданы нефтехимические комбинаты и НПЗ. Основные предприятия подобного типа находятся в Польше, Словакии, Венгрии и Чехии. Они возведены вдоль трассы газопроводов и международного нефтепровода, ранее перекачивавших сырье из Советского Союза, а сегодня - из России.

Кроме того, до начала 2-й мировой войны определение уровня развития химической отрасли состояло в измерении объемов выпущенной ею серной кислоты. В настоящее время этот показатель напрямую зависит от количества произведенной пластмассы.

Распределение химических производств

Развитие второй по величине авангардной отрасли зарубежной Европы происходит неравномерно. Так, производства Италии и Англии, Германии и Франции полностью удовлетворяют свои внутренние потребности в химических продуктах, являясь, кроме того, и их крупными экспортерами. Что касается стран Скандинавии, то на их территории хорошо развиты лишь отдельные производства, такие, например, как выпуск азотных удобрений. При этом большое количество наименований химической продукции ввозится ими из-за границы.

Есть в зарубежной Европе и страны, специализирующиеся только на узком ассортименте производств. Так, в Швейцарии развита фармацевтика, в Нидерландах и Бельгии - нефтехимическая отрасль. Но, несмотря на это, данные страны имеют тесные связи с мировым рынком, экспортируя на него до 65 процентов своей продукции.

А в целом государства зарубежной Европы являются крупными продавцами искусственных и синтетических волокон, пластмасс, красок и лаков, фармацевтики, красителей и азотных удобрений. При этом регион потребляет новые и новейшие продукты химической отрасли, поставляемые из США.

Если вам нужна характеристика одной из отраслей промышленности зарубежной Европы, то стоит внимательно изучить современное состояние химической сферы региона. В последние десятилетия здесь наметилась тенденция к сокращению импорта. Однако в этом случае не обошлось без участия американских монополий, которые активно создают в Европе свои предприятия. Их работа направлена на создание новейших химических продуктов.

Топливно-энергетический комплекс

Эта хозяйственная сфера зарубежной Европы, так же как и химическая промышленность, ориентируется на природный газ и нефть. Данное сырье добывается в Северном море и импортируется из России и развивающихся стран. В настоящее время произошло резкое сокращение добычи и потребления угля в Германии и Англии, Бельгии, Нидерландах и Франции. Ориентация на это топливо сохранилась пока в восточных частях региона. Так, в Польше и Чехии большую долю сырья для ТЭК составляет бурый уголь. На него ориентируется множество работающих здесь ТЭС. Причем уголь берется не только из собственных бассейнов. Его импортируют и разгружают в крупных портах Европы.

География и структура электроэнергетики региона все больше и больше зависят от АЭС. Они уже работают в Германии и в Бельгии, в Чехии и Венгрии, Болгарии и Великобритании, а также во Франции.

В притоках Рона и на Дунае электроэнергию производят ГЭС. Однако за исключением Швейцарии, Швеции и Норвегии гидроэлектростанции играют, как правило, вспомогательную роль. В последнее время в зарубежной Европе стали строиться экономичные ГАЭС.

Металлургическая промышленность

Данная отрасль индустрии сформировалась в регионе еще до наступления эпохи Прежде всего, черная металлургия развивалась в тех странах, где имелось собственное металлургическое топливо или сырье. К таким государствам относятся Германия и Франция, Англия и Испания, Люксембург и Испания, Чехия и Польша. После окончания 2-й мировой войны наиболее крупные комбинаты были возведены или расширены на территориях, находящихся в непосредственной близости к морским портам. Это произошло из-за ориентации на импорт металлолома и высококачественной железной руды.

На сегодняшний день самый современный и большой комбинат, находящийся неподалеку от морского порта, построен в итальянском Таранто. Однако в последнее время в регионе преимущественно строятся мини-заводы.

К важнейшим отраслям цветной металлургии зарубежной Европы можно отнести алюминиевую и медную промышленность. Производства по выпуску алюминия находятся в странах, имеющих запасы бокситов. Это Италия и Франция, Румыния, Греция и Венгрия. Подобные производства находятся также и в Австрии и Германии, Швейцарии и Норвегии. Здесь нет собственного сырья, зато вырабатывается большое количество электроэнергии.

Производство меди развито во Франции и Германии, Польше, Англии и Бельгии.

Лесная и легкая промышленности

Какие еще отрасли индустрии получили широкое развитие в регионе? Одна из них - лесная промышленность зарубежной Европы. Прежде всего она ориентируется на собственные источники сырья. Именно поэтому данная отрасль особенно развита в Финляндии и Швеции. Эти страны - традиционные лидеры по лесопилению и заготовкам древесины, экспорту бумаги и целлюлозы.

Особого внимания заслуживает легкая промышленность зарубежной Европы. Именно с этой отрасли и начиналась вся индустриализация региона. На сегодняшний день легкая промышленность зарубежной Европы утратила свои былые позиции.

В регионе немаловажный вес имеют такие текстильные районы, как Фландрия (Бельгия), Йоркшир и Ланкашир (Англия), Лион (Франция), а также Милан (Италия). Все эти центры производств одежды и обуви возникли еще в 19-м веке, во времена зарождения промышленной революции. Активно работают они и сегодня. Однако в последнее время наметилась тенденция смещения легкой промышленности в Это объясняется имеющимися здесь резервами дешевой рабочей силы. Например, главной швейной фабрикой региона в настоящее время можно назвать Португалию. Италия же производит такое количество обуви, что по ее объемам уступает лишь Китаю.

Народы многих государств Европы сохраняют национальные традиции, находящие выражение при производстве музыкальных инструментов и мебели, украшений и изделий из металла и стекла, игрушек и т. д.

Например, Бельгия известна своими охотничьими ружьями (браунингами), а также обработкой алмазов. Не случайно мировой центр по торговле бриллиантами находится в городе Антверпене. В Лихтенштейне построено самое крупное в мире предприятие, выпускающее искусственные зубы. Эти изделия продаются более чем в ста странах мира.

Легкая, лесная промышленность зарубежной Европы хоть и не играют ведущих ролей в индустрии региона, но являются неотъемлемой частью всей его экономики.

Занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.

Ее хозяйственному развитию способствует:

  • выгодное (большинство стран региона имеют приморское положение, расположены вблизи важнейших морских путей);
  • хорошая обеспеченность ресурсами рабочей силы и кадрами высококвалифицированного труда (плотность на
  • высокий уровень транспортного обеспечения (по уровню технической оснащенности, разносторонности развития и густоте транспортной сети Зарубежная Европа опережает все крупные регионы мира);
  • развитие интеграционных процессов между странами региона.

Основа хозяйства Зарубежной Европы - . Ведущая отрасль промышленности - , на которое приходится 1/3 всей промышленной продукции и 2/3 ее экспорта. Зарубежная Европа — родина машиностроения, крупнейший в мире производитель и экспортер машин и промышленного оборудования.

Машиностроение ориентируется здесь на наличие высококвалифицированной рабочей силы, развитую научную базу и инфраструктуру.

Широкое развитие получили все основные отрасли машиностроения:

  • производство станков и кузнечно-прессовых машин (ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Швейцария, Чехия и др.),
  • производство энергетического оборудования, электронной техники, теле- и радиоаппаратуры (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды и др.),
  • автомобилестроение (Франция, ФРГ, Италия, Швеция, Испания, Чехия, и др.), судостроение (ФРГ, Швеция, Великобритания, Испания, Франция, Нидерланды, Польша, ).
    Крупных размеров достигло военное машиностроение, в частности самолетостроение (выделяются ФРГ, Франция, Великобритания).

Характеризуется отсутствием в этом регионе территориальных узлов общеевропейского масштаба. Эта отрасль представлена почти в каждом крупном городе региона.

Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мире также в производстве и экспорте продукции (пластических масс, синтетических и искусственных волокон, фармацевтики, азотных и калийных удобрений, лаков и красок). Химическая промышленность в Европе занимает второе место после машиностроения.

Сырьевую базу отрасли составляют (как собственные, так и импортируемые), попутные нефтяные газы и продукты нефтепереработки, ресурсы местных месторождений каменного и бурого угля, калийной и поваренной соли.

В производстве и экспорте продукции особенно велика доля ФРГ, Великобритании, . В химической промышленности многие страны региона имеют четкую специализацию:

  • ФРГ – красители и пластмассы;
  • Франция – синтетический каучук;
  • Бельгия – химические удобрения и содовое производство;
  • Швеция и Норвегия – лесохимия;
  • Швейцария, Венгрия – фармацевтика;

В отличие от машиностроения химическая промышленность региона характеризуется наличием ряда крупных центров. Наиболее крупные центры нефтехимии возникли в эстуариях Рейна (Роттердам), Сены, . В Восточной Европе центры нефтехимии построены на трассах нефте- и газопроводов.

Одна из старейших отраслей промышленности Зарубежной Европы - . получила развитие в странах, традиционно располагающих металлургическим топливом и сырьем: ФРГ, Великобритания, Франция, Швеция, Польша и др. В последние годы в этой отрасли наблюдается сдвиг к портам. Крупные металлургические комбинаты созданы в морских портах (Генуя, Неаполь, Таранто в и др.) с ориентацией на импортное сырье и топливо.

Важнейшие отрасли - алюминиевая, свинцово-цинковая и медная также получили преимущественное развитие в странах, имеющих источники минерального сырья и дешевой электроэнергии (Франция, Венгрия, Италия, Норвегия, Швейцария, Великобритания специализируются на выплавке алюминия; ФРГ, Франция, Польша выделяются по выплавке меди; ФРГ, Бельгия - свинца и цинка).

Отраслями международной специализации являются лесная промышленность, ориентирующаяся на источники сырья (Швеция и Финляндия), швейная () и обувная (Италия, ФРГ, Чехия, Словакия и др.), ориентирующиеся на резервы дешевой рабочей силы.

В топливно-энергетическом балансе Зарубежной Европы ведущее место занимают нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе, так и импортируемые из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, СНГ (Россия) и др.

Большая часть добычи нефти и природного газа приходится на Северное море (сектора Великобритании и ) и Нидерланды (месторождение Гронинген на северо-востоке страны). Добыча угля (каменного и бурого) ведется в ФРГ, Великобритании, и Словакии.

В большинства стран Зарубежной Европы (Франция, Бельгия, ФРГ, Великобритания, Польша, Швеция и др.) велика роль ТЭС и АЭС. Исключение - Норвегия и Исландия, где ГЭС - основной вид электростанций.

Урок 31. Население Зарубежной Европы

08.07.2015 11361 0

Цели: сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.

Оборудование: карта «Народы мира» или «Народы Европы», «Плотность населения Европы».

Тип урока: изучение нового материала.

I. Изучение нового материала

Комментарии для учителя. Работу по изучению демографических показателей населения Европы можно выполнить в группах. Каждая

группа получает задание найти черты сходства и черты отличия по одному из показателей населения в разных регионах Европы.

Можно предложить на этом этапе урока изучение нового материала в виде самостоятельной работы. В любом варианте изучение населения Европы очень удобной для систематизации новых знаний на уроке будет данная таблица. Сначала строки таблицы: «численность», «плотность», «форма правления» и «административно-территориальное деление» заполняется учащимися самостоятельно с помощью различных источников информации (учебник, атлас). Затем эти строки таблицы проверяется.

Сравниваемые черты

Северная Европа

Южная Европа

Западная Европа

Восточная Европа

Черты сходства

1. Численность

2. Тип правления

3. Форма административно-территориального деления

4. Тип воспроизводства

5. Возрастная структура

6. Демографическая политика

7. Плотность населения

8. Уровень урбанизации

9. Национальный состав

10. Религиозный состав

Оставшиеся разделы таблицы заполняются на основе докладов учащихся, рассказа учителя, совместной работы учителя и учеников, практикумов и т. д.

Учитель. Зарубежная Европа - регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом, такое явление демографы называют демографической зимой. После второй мировой войны рождаемость в регионе повысилась, но в 50-е годы отчетливо наметилась тенденция к снижению рождаемости. В результате она упала до 13 человек на 1000 жителей (в сравнении с мировым показателем 26 промилле). В среднем европейская женщина производит 2,1 ребенка, при таком уровне рождаемости воспроизводство населения не обеспечивается.

Причины такой низкой рождаемости разнообразны. Главной среди них считается увеличение средней продолжительности жизни, что приводит к постепенному старению населения, а также резкое возрастание «цены» ребенка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии.

Задание: Проанализируйте таблицу «Воспроизводство населения в Зарубежной Европе». Найдите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста. Проанализируйте причины такого распределения. (В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста, это связано с влиянием мусульманства. Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким рождаемости - Болгария, Греция, Испания, Италия, ФРГ.)

В каких странах особенно остро стоит демографическая проблема? {В странах с низкой рождаемостью и низким и естественным приростом.)

Какой вывод о типе воспроизводства населения можно сделать? (Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: низкую рождаемость, низкий естественный прирост.)

Воспроизводство населения в Зарубежной Европе

Страны

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

Австрия

10,6

Албания

20,0

Бельгия

12,6

10,6

Босния

15,7

Герцеговина

10,7

12,2

Болгария

13,9

11,2

Великобритания

12,2

13,7

Венгрия

10,1

Греция

12,4

11,9

Дания

19,0

10,0

Ирландия

Италия

19,0

12,0

Исландия

10,4

Испания

14,1

13,0

Латвия

15,3

10,7

Литва

19,0

11,8

Македония

13,2

Нидерланды

14,3

10,7

Норвегия

14,0

11,0

Польша

16,0

10,0

Португалия

13,6

10,7

Румыния

17,1

10,3

Словакия

13,8

10,4

Словения

13,2

10,1

Финляндия

13,5

Франция

10,1

11,1

ФРГ

13,0

11,1

Хорватия

13,6

13,1

Чехия

12,3

Швейцария

14,5

11,1

Швеция

14,1

12,3

Эстония

15,0

Сравним регионы Европы по данным показателям. Самая неблагоприятная ситуация в странах Восточной Европы. Это связано с тем, что долгое время в условиях административного правления этими странами проводилась жесткая демографическая политика. Так, например, в Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим пять и более детей, а за незаконный аборт врачам грозило тюремное заключение. Ввоз и продажа контрацептивов были запрещены. Но после снятия таких ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному естественному приросту.

В Западной Европе ситуация также неблагоприятная. Правительство этих стран вынуждено проводить демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, причем без ограничений на аборты и использование контрацептивов. Но, тем не менее, расширенное воспроизводство населения наблюдается не во многих странах, а в некоторых, таких как ФРГ, наоборот, проявляется естественная убыль.

В Южной Европе до 80-х годов ситуация была благоприятной, но сейчас также наблюдается низкий уровень рождаемости.

В северной Европе благоприятная демографическая ситуация наблюдается только в Ирландии и Исландии.

Миграции

На этом же этапе урока учитель предлагает проанализировать направления, динамику трудовых миграций. Для этого следует использовать рисунок в учебнике на с. 164. Учитель обращает внимание учащихся, что существует закономерность между странами эмиграции и иммиграции. В чем она заключается? (Страны эмиграции - страны бывшие колонии, страны иммиграции - страны метрополии.)

Урбанизация

Задание: С помощью карт атласа разделить страны Европы на сильно-, средне -, и слабоурбанизированные, результаты оформить в виде схемы.

Проанализируйте полученные результаты. (В группе слабоурбанизированных стран преобладают страны Южной Европы. Это связано с тем, что в этом регионе благоприятные условия для развития сельского хозяйства, сохраняются традиции многодетных семей и т. д.).

Задание: Пользуясь картой городских агломераций в учебнике, выделите крупнейшие агломерации. Проанализируйте причины появления городов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся. Результаты оформите в виде схемы.

Классификация городов - миллионеров по их географическому положению:


Сравните страны по числу городов-миллионеров. Какой вывод можно сделать? (Самое большое количество городов миллионеров находится в Великобритании - 7, ФРГ - 6, Италия - 5, Франция - 3, Польша - 3, крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора - центральная ось развития.)

Вопрос: Пользуясь текстом учебника, определите основные этапы урбанизации в Европе. {Долгое время для Европы была характерна высокая степень урбанизации. Большая часть населения жила в крупных городах, однако в 70-е годы XX века начался отток населения в пригороды и в сельскую местность. Такое явление называется субурбанизацией. Субурбанизация объясняется многими причинами: изношенностью жилого фонда, скученностью населения в центральных районах городов, ухудшением состояния окружающей среды, переносом в пригороды предприятий, дороговизной земли и жилья в центре города, желанием жить в собственном доме. В тоже время субурбанизация характеризуется растеканием городского образа жизни и формирования обширных урбанизированных зон)

Национальный состав населения Европы

Вопрос: Вспомните, какие страны называются однонациональными, какие двунациональными, а какие - многонациональными? Какие из Европейских государств относятся к каждой из этих групп? Результаты работы можно оформить в виде таблицы.

Языковой состав населения Европы

Задание: Пользуясь картами атласа, приведите примеры народов Европы, относящихся к различным языковым группам. Заполните таблицу:

Индоевропейская семья

Уральская семья

Славянская

группа

Балтийская

группа

Германская группа

Кельтская

группа

Романская

группа

Греческая группа

Албанская

группа

Финно-угорская

группа

При изучении национального состава региона, можно заслушать доклады учащихся на тему «Межнациональные конфликты в Европе».

Проблема межнациональных конфликтов в Европе

Половина стран Европы считаются однонациональными. Но остальные являются многонациональными и двунациональными. Именно в этих странах возникают национальные конфликты.

Примером страны, в которых существуют межнациональные конфликты, является Бельгия. На государственном гербе начертан девиз: «В единении наша сила». Но достичь такого единения не удалось со времени образования этого государства, а именно с 1830 года. В этой стране живет два народа: фламандцы и валлоны. Фламандцы живут на севере страны, валлоны - на юге, их родным языком является французский. Причиной межнационального конфликта является то, что долгое время экономическим ядром страны считался юг, то есть Валлония. Здесь добывался уголь, была развита черная металлургия, ремесла, населения было богаче, жили здесь и аристократы. Государственным языком считался валлонский, он же был и литературным языком. Фландрия же выполняла функцию сельскохозяйственного придатка. Ее население подвергалось экономической и национальной дискредитации. Но после второй мировой войны ситуация коренным образом поменялась. Районы юга стали старопромышленными, а север стал развивать наукоемкие отрасли. Выросло и значение Антверпена. Благодаря более благополучной демографической ситуации, численность населения Фландрии выросло. Все это резко обострило межнациональные отношения между фламандцами и валлонами. Для выхода из кризиса правительство постановило осуществить переход к федеративному устройству страны. Теперь в страны два государственных языка, все вывески и документы производятся сразу на двух языках.

Непростые национальные проблемы есть и в Испании. К коренным народам относятся испанцы (71%), каталонцы (18%), галисийцы (8%) и баски (2,4%). При этом каталонцы сходны в культурном отношении с французами, галисийцы с португальцами, а баски вообще своеобразный народ, не схожий ни с одним из народов Пиренейского полуострова. Национальная проблема возникла после того, как каталонцы и галисийцы были лишены некоторых привилегий. Во времена правления Франко любое проявление их национальных чувств преследовалось. Например, нельзя было исполнять национальные песни и танцы. В 1978 году была принята новая конституция, которая признала автономии Каталонии, Галисии и страну Басков, но радикально настроенные баскские националисты ведут бессмысленную террористическую борьбу. Поэтому национальный вопрос в Испании нельзя признать полностью решенным.

Особой остротой отличаются национальные проблемы в Восточной Европе. Так, в Румынии в конце 80 гг. началась кампания по ликвидации тысяч деревень под предлогом создания крупных агропромышленных центров городского типа. Это привело к эмиграции венгров и ухудшению румыно-венгерских отношений.

В Болгарии туркам было запрещено пользоваться родным языком, носить национальную одежду, совершать мусульманские обряды. В результате тысячи турков эмигрировали из страны.

В конце 80-х гг. ухудшились и национальные проблемы в Югославии (СФРЮ). Федерация распалась на пять государств. Но и в новых странах национальные проблемы не решены, так как вновь образованные государства - многонациональные, кроме Словении. В Сербии есть проблема автономного края Косово, населенного албанцами, требующими присоединения к Албании. Для Хорватии основной национальной проблемой является проблема с Сербской Краиной, провозгласившей в 1991 году выход из Хорватии. Для Македонии это проблема албанского меньшинства. Для Боснии и Герцеговины эта проблема заключается в том, что в стране живут сербы, хорваты и хорваты - мусульмане. Недовольными в стране являются мусульмане, что привело к войне, в которой погибло более 200 тыс. человек. Кроме перечисленных национальных проблем, Югославия является районом компактного проживания приверженцев нескольких религий: сербы, черногорцы и македонцы - православные, словенцы, хорваты - католики, часть хорватов, сербов в результате долго Османского владычества приняли мусульманскую веру.