Теория кейнсианства. Экономический кризис показал, что саморегуляция рынка при помощи «невидимой руки», тезис, который утверждался со времен А

Страница 1

Курсовая работа на тему

«Кейнсианская экономическая теория и ее историческое значение»

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Исторические предпосылки и условия возникновения кейнсианства……………………………………………………………………5
1.1. Дж. М. Кейнс – ученый-экономист и видный деятель в области международных финансовых отношений………………………………………5

1.2. Работа Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», как критическое переосмысление классических и неоклассических теорий об автоматическом самоисцелении от кризиса…………………………………...7

Глава 2. Основные положения кейнсианской экономической теории..10

2.1. Связь проблем безработицы и совокупного спроса………………….…10

2.2. Роль кредитно-денежной и бюджетной теорий в увеличении инвестиций…………………………………………………………………….…13
2.3. Эффект мультипликатора………………………………………………..…15

Глава 3. Историческое значение идей Дж.М. Кейнса для экономической науки…………………………………………………………………………..…18

3.1. Практическое воплощение теоретических концепций Дж. М. Кейнса.…18

3.2. Значение кейнсианской теории в истории экономической мысли………19

Заключение…………………………………………………………………..…22

Список использованной литературы……………………………………24

Введение

В 2011 году научный мир в области экономики отмечает 75-летие со дня опубликования работы Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Эта работа критически переосмыслила господствующую в то время неоклассическую теорию об эффективности саморегулирования рыночного хозяйства и породила понятие «кейнсианская революция».

Главная идея Кейнса состояла в том, что в зрелой рыночной капиталистической экономике нет механизма, автоматически приводящего к полной занятости, отсутствию спадов производства. Поэтому государство должно осуществлять определенное регулирование в области занятости и совокупного спроса.

Особенность кейнсианской теории заключается в том, что она строилась как макроэкономическая теория, рассматривающая функционирование экономической системы в целом. В центре внимания оказались факторы, определяющие эффективность совокупного спроса (личное потребление, частные инвестиции, государственные расходы).

В 1950-60 годы кейнсианская модель стала общепризнанным теоретическим обоснованием стабилизационной и антициклической политики многих европейских государств. На основе кейнсианских рецептов во многих странах ускорился экономический рост .

Критика кейнсианской теории существовала всегда, но особенно усилилась в 70-е, начале 80-х гг. XX века, когда возникли кризисные явления в экономике развитых стран. Уже с середины 70-х гг. стали возникать теории неолиберального направления, которые возвращали экономическую науку, а, следовательно, и практику к принципу наименьшего вмешательства государства в экономику. Тем не менее, даже противники основных положений кейнсианской теории открыто признают, что современную экономическую науку нельзя представить себе без того, что было привнесено в нее творчеством Джона Кейнса .

С переходом к рыночным отношениям в России возник интерес к изучению кейнсианской теории, и ее роли в разрешении множественных проблем российской экономики.

Цель данной курсовой работы состоит в изучении и раскрытии основных положений кейнсианской теории.

Задачи работы направлены на рассмотрение:

Исторических предпосылок и условий возникновения кейнсианства;

Ведущих положений труда Д. Кейнса;

Исторического значения идей Д. Кейнса для экономической науки.

Глава 1. Исторические предпосылки и условия возникновения кейнсианства
1.1. Дж. М. Кейнс – ученый-экономист и видный деятель в области международных финансовых отношений

Выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) опубликовал в 1936 году книгу «Общая теория занятости, процента и денег», которая стала основой учения, названного «кейнсианством». Именно оно вывело западную экономику из состояния глубокого кризиса, т.к. дало убедительный ответ на вопрос, почему в 30-е гг. XX в. возник глубокий спад производства в развитых капиталистических странах, и что следует предпринять, чтобы не допустить его в дальнейшем.

Немаловажную роль в том, почему именно Джон Кейнс оказал такое огромное влияние на экономическую теорию и практику, сыграли особенности его личности. Он был не только квалифицированным ученым-экономистом, получившим образование в Итоне и Кембридже, но был еще весьма активным и многосторонним человеком. Теоретические исследования Кейнса тесно связывались с его государственной службой и политической деятельностью .

Сразу после окончания кембриджского университета он два года проработал в Министерстве финансов в департаменте по делам Индии, в Королевской комиссии по индийским финансам и валюте. В этот период он написал свою первую книгу - «Денежное обращение и финансы Индии» (1913) и диссертацию по проблемам вероятностей, основные результаты которой были в 1921 г. опубликованы в работе «Трактат о вероятности». После защиты диссертации Кейнс начал преподавать в Королевском колледже. После этого он был назначен главным представителем Британского казначейства на Парижской мирной конференции во время Первой мирной войны, заместителем канцлера казначейства, членом Совета директоров Английского банка, членом попечительского Совета Национальной галереи, председателем Совета по поддержке музыки и искусств, казначеем в Королевском колледже, редактором кембриджского «Экономического журнала», возглавлял журналы «Nation» и «New Statesmen», а также Национальное общество по страхованию жизни .

В своих многочисленных книгах, статьях, он рассматривал проблемы теории вероятностей, монетарной политики, последствия мирного договора, заключенного после Первой мировой войны. В 1929 г., когда начался экономический кризис. Кейнс стал членом английского правительственного Комитета по финансам и промышленности. Затем в том же году он был назначен председателем правительственного Экономического Совета по делам безработицы.

Основательная экономическая подготовка Джона Кейнса, а также опыт работы в учреждениях государственного аппарата побудили его к пересмотру прежней неоклассической экономической теории и разработке основ новой макроэкономической концепции, изложенной им в «Общей теории занятости, процента и денег». В этой работе Кейнс на основе мирового экономического кризиса 1923-1933 гг. обосновал необходимость государственного регулирования экономики и тем самым сделал попытку заложить теоретический фундамент антикризисного развития капиталистической экономики .

В докейнсианской экономической теории господствовал микроэкономический подход к решению экономических проблем. В центре анализа стояла отдельная фирма, её задачи по минимизации издержек производства и максимизации прибыли. Кейнсианская теория, в свою очередь, доказала необходимость регулирования экономических процессов не только на уровне отдельных предприятий, но и в масштабах национальной экономики в целом. Это предусматривало активное воздействие государства на процесс воспроизводства в масштабах всей национальной экономики.

Становление кейнсианской теории было обусловлено потребностями регулирования капиталистической экономики в условиях резкого спада производства, растущей безработицы в 30-е гг. XX в.

Теория, разработанная Кейнсом, полностью соответствовала тем антикризисным мерам, которые применил американский президент Франклин Рузвельт для выхода из кризиса. В связи с этим в декабре 1933 г. в письме Рузвельту Кейнс выразил своё удовлетворение тем, что президент США, осуществляя антикризисные меры, «порвал с ортодоксальной экономической политикой и прибегнул к таким всеобъемлющим мерам, которые раньше допускались лишь для целей войны и разрушения» .

1.2. Работа Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», как критическое переосмысление классических и неоклассических теорий об автоматическом самоисцелении от кризиса

Дж. Кейнс в работе «Общая теория занятости, процента и денег» начинает изложение своих взглядов по вопросам занятости, процента и денег с критики аргументов и выводов классической и неоклассической теорий, на которых, по его словам, он сам воспитывался.

Концепции экономистов неоклассической школы опирались на сформулированный французским экономистом Ж.Б. Сэем закон рынка. Суть этого закона в том, что товаропроизводитель продает свой товар, чтобы купить другой, т.е. каждый продавец обязательно становится затем покупателем. Следовательно, предложение автоматически порождает соответствующий спрос, а поэтому общее перепроизводство невозможно. Возможно лишь перепроизводство отдельных товаров, в отдельных отраслях, которое быстро ликвидируется. Кейнс отверг подобную точку зрения, указывая, что капиталистическая экономика основана не только на обмене товара на товар, она представляет собой обмен с помощью денег. Денежный фактор играет весьма активную самостоятельную роль: накапливая денежные знаки, осуществляя функцию сбережения, экономические агенты сокращают совокупный платежеспособный спрос. Таким образом, реально может возникнуть общее перепроизводство.

В противовес неоклассикам, считавшим, что проблема спроса не является существенной и разрешается сама собой, Кейнс поставил её в центр своих исследований и сделал исходным пунктом макроэкономического анализа. Факторы, лежащие на стороне спроса, по Кейнсу, играют решающую роль в объяснении проблем занятости .

До Кейнса последователь кембриджской школы профессор А. Пигу, автор книги «Теория безработицы», исходил из существования только двух видов безработицы: фрикционной, имеющей в качестве причины плохую информированность рабочих о предложении рабочих мест, их нежелание менять место жительства, и добровольной, образующейся в тех случаях, когда рабочие или не хотят трудиться за плату, равную предельному продукту труда, или оценивают «тягостность труда» выше, чем предлагаемая заработная плата.

Кейнс не оспаривал существования фрикционной и добровольной безработицы. Однако в условиях глубочайшего кризиса 30-х гг. он счел необходимым признать, что существует еще и вынужденная безработица.


В целом неоклассическая теория утверждала, что занятость зависит от двух факторов: предельной производительности труда (определявшей спрос на труд) и «предельной тягостности труда», оцениваемой рабочими их реальной заработной платой (определявшей предложение труда). И если рабочие согласятся на более низкую реальную заработную плату, тем выше будет их уровень занятости. Отсюда основной вывод неоклассической теории: уровень занятости зависит от самих рабочих. Соглашаясь на понижение реальной заработной платы, рабочие способствуют уменьшению безработицы .

Кейнс выступил против этого утверждения неоклассиков, считая, что величина и изменение занятости не зависит от поведения рабочих. Он писал: «… готовность же работников согласиться на пониженную денежную заработную плату отнюдь не является лекарством от безработицы».


Уровень занятости Кейнс определял не несогласием рабочих на изменение заработной платы, а динамикой эффективного спроса, складывающегося из ожидаемых расходов на потребление и инвестиции. Сам же эффективный спрос целиком и полностью зависит от ожидаемой нормы прибыли. Другими словами, проблему занятости Кейнс связывал с целями предпринимательства.
Глава 2. Основные положения кейнсианской экономической теории

2.1. Связь проблем безработицы и совокупного спроса

В качестве исходной проблемы своего анализа в 30-е гг. XX в. Кейнс взял занятость, поскольку в то время безработица была катастрофически велика. В США её уровень составлял 25%.

Как уже было сказано выше, Кейнс связывал безработицу с проблемой спроса. Главной формой безработицы он считал вынужденную безработицу в масштабах всего общества, обусловленную состоянием спроса или, по его словам, «эффективного спроса». Имеется в виду совокупный спрос, включающий потребительский спрос и инвестиционный спрос.
Личное потребление зависит от денежного дохода. Кейнс считал, что существуют причины, вызывающие недостаток спроса на личное потребление, что приводит к безработице. Для объяснения причин, уменьшающих спрос на предметы потребления, Дж. Кейнс ввёл понятие «основного психологического закона», согласно которому люди по мере роста их дохода склонны увеличивать своё потребление, но не настолько, насколько растут их доходы. Часть доходов они сберегают. Итак, с ростом доходов склонность к потреблению падает, а склонность к сбережению возрастает .

Склонность к потреблению равна отношению уровня потребления к размеру дохода (C/Y).

Склонность к сбережению – это отношение уровня сбережения к размеру дохода (S/Y).

Отношение приростных величин – прироста потребления и прироста сбережения к приросту дохода – Кейнс называет соответственно предельной склонностью к потреблению и предельной склонностью к сбережению:

MPC = ΔC/ΔY; MPS = ΔS/ΔY.

С ростом реальных доходов предельная склонность к потреблению уменьшается.

Отсюда Кейнс делает вывод, что компенсацией снижения потребительского спроса может служить только рост инвестиционного спроса. Иначе неизбежен рост безработицы (U) и падение темпов роста национального дохода (Y).

Размер инвестиций Кейнс считал главным фактором эффективного спроса, а через его посредничество – главным фактором занятости и роста национального дохода. Поэтому постоянно расширяющийся объем сбережений должен постоянно поглощаться растущим спросом на инвестиции .

Для обеспечения нормального размера инвестиций необходимо решить проблему перевода всех сбережений в реальные капитальные вложения. Отсюда известная формула кейнсианства: инвестиции должны быть равны сбережениям (I = S). Но в реальной действительности это равенство нарушается, хотя представители неоклассического направления исходили из предположения, что акт сбережения одновременно превращается в акт инвестирования. Кейнс отрицал такие предположения. Он утверждал, что сбережения могут быть не равны инвестициям, поскольку уровень и динамика сбережений и инвестиций зависят от действия разных факторов.

Сбережения определяются ростом доходов. Размер инвестиций зависит от:


  • ожидаемой рентабельности капитальных вложений;

  • уровня процентной ставки;

  • размеров налогового обложения;

  • ожидаемой степени риска, уверенности в целесообразности инвестирования;

  • состояния конъюнктуры.
Главное внимание Кейнс обращает на ожидаемый доход капиталовложений, или их предельную эффективность (ΔP/ΔI, где P – прибыль, I – инвестиции) и норму процента. Предприниматели продолжают процесс инвестирования, пока предельная эффективность капиталовложений остается выше нормы процента. Если же прибыль и процентная ставка равны, то вкладчики не смогут получать высокие доходы. Спрос на инвестиционные товары падает .

Существующая норма процента определяет, по Кейнсу, нижний предел прибыльности будущих инвестиций. Чем она ниже, тем при прочих равных условиях будет оживленней инвестиционный процесс.

Кейнс отрицает неоклассический тезис, что процент – это цена сбережения. Сбережения делаются лишь тогда, когда потребности удовлетворены, поэтому повышение ставки процента не стимулирует рост сбережений. Процент, по Кейнсу, - это цена, которую платят за отказ от ликвидности. Это определение он дает, исходя из второго открытого им психологического закона: стремление к ликвидности, т.е. желания держать свои свободные средства в наиболее ликвидной форме – деньгах, чтобы иметь возможность обратить их в определенный момент в выгодные инвестиции. Неустойчивая конъюнктура на денежном рынке усиливает «склонность к ликвидности», поэтому для ее преодоления требуется высокий процент. Стабильность денежного рынка напротив, понижает «предпочтение ликвидности», а вместе с ней и процентную ставку.
Формирование нормы процента Кейнс рассматривал в качестве связующего звена, с помощью которого денежная сфера влияет на производство национального дохода: M (монетарный фактор) – V (норма процента) – I (инвестиции) – Y (национальный доход). Имеется в виду, что когда количество денег в обращении растет, предложение в ликвидной форме увеличивается, в то же время покупательная способность денег падает, что делает хранение сбережений в денежной форме всё менее привлекательным . Процентная ставка понижается, инвестирование усиливается.
Кейнс выступал сторонником максимального снижения уровня процента как способа поощрения использования накоплений на производственные цели. Также он был сторонником присутствия большого количества денег в обращении, что, по его мнению, мало влияло на снижение процентной ставки. Именно от Кейнса берет начало концепция дефицитного финансирования, что на практике означает использование инфляционных тенденций как способа поддержки деловой активности на высоком уровне.

2.2. Роль кредитно-денежной и бюджетной теорий в увеличении инвестиций


По мнению автора, кредитно-денежная политика должна заключаться во всемирном понижении ставки процента. Это уменьшит нижний предел эффективности будущих капиталовложений и сделает их более привлекательными. Чтобы достичь этого, государство должно обеспечить такое количество денег в обращении, которое позволило бы снизить процентную ставку (так называемая политика дешевых денег).
Впоследствии Кейнс пришел к выводу, что кредитно-денежное регулирование малоэффективно в условиях глубочайшего спада производства, имевшего место в 30-е гг. XX в. В этих условиях инвестиции очень слабо или совсем не реагируют на понижение ставки процента. Следовательно, кредитно-денежная политика неэффективна как инструмент для преодоления кризисов .

Анализируя изменения предельной эффективности капитала в условиях цикла, Кейнс полагал, что эта эффективность определяется субъективными факторами, в частности – оценками будущих выгод от капитала и восстановлением уверенности в предпринимательской среде. Но восстановить уверенность только понижением ставки процента невозможно. Кейнс утверждал, что «…при нынешней организации рынков и при тех влияниях, которые на них господствуют, рыночная оценка предельной эффективности капитала может подвергаться таким колоссальным колебаниям, что их нельзя в достаточной мере компенсировать соответствующими нормами процента… На этом основании я делаю вывод, что регулирование объема текущих инвестиций оставлять в частных руках небезопасно» .

Еще Кейнс понимал, что эффективность денежной политики ограничена тем, что за определенным порогом экономика может очутиться в так называемой «ликвидной ловушке», при которой накачивание денежной массы практически не снижает норму процента.
Более действенным методом стимулирования роста инвестиций Кейнс всё же признал бюджетную политику. При этом он имел в виду увеличение расходов самого государства. Он писал: «Я рассчитываю на то, что государство, которое в состоянии взвесить предельную эффективность капитальных благ с точки зрения длительных перспектив и на основе общих социальных выгод, будет брать на себя всё большую ответственность за прямую организацию инвестиций». Кейнс имел в виду финансирование частных предпринимателей из государственного бюджета, поскольку частные инвестиции в условиях депрессии резко сокращаются. Это сокращение происходит в силу пессимистических взглядов относительно получения прибыли.

Главный критерий успеха для государственной стабилизационной бюджетной политики, по мнению Кейнса, - это увеличение платежеспособного спроса, даже если траты денег государством по внешней видимости будут бесполезны. Государственные расходы на непроизводительные цели он считал предпочтительнее в условиях кризиса перепроизводства, так как они не сопровождаются ростом предложения товаров.

В целях увеличения объема ресурсов, необходимых для увеличения частных капиталовложений, предусматривалась также организация государственных закупок товаров и услуг.

В целом, Кейнс настаивал не на государственных инвестиций, а на государственном инвестировании текущих инвестиций.


Как уже было сказано выше, первостепенное значение для достижения эффективности спроса и через его посредничество увеличение занятости и роста национального дохода, Кейнс придавал стимулированию инвестиций.

Однако в завершающей части «Общей теории…» он приходит к мысли, что всё-таки надо использовать два способа расширения производства: и увеличение инвестиций, и увеличение потребления. Главным фактором воздействия на рост склонности к потреблению автор признавал организацию общественных работ, а также потребление государственных служащих. В своей работе Кейнс высказывал мысль о целесообразности уменьшения имущественного неравенства путем перераспределения части доходов в пользу групп с наибольшей склонностью к потреблению. К таким группам относятся лица наемного труда, особенно лица с низкими доходами. Эти рекомендации соответствуют «основному психологическому закону» Кейнса, согласно которому при низком доходе склонность к потреблению выше. Следовательно, эффективность государственной поддержки населения будет ощущаться сильнее .

2.3. Эффект мультипликатора

В 10-ой главе своей работы «Общая теория…» Кейнс рассматривает концепцию мультипликатора в отношении к масштабам инвестиций и занятости. Кейнс придаёт большое значение роли инвестиций в экономике, так как объём национального дохода, по Кейнсу, а, следовательно, и совокупного спроса находится в определённой количественной зависимости от общего объёма инвестиций.

По его словам, понятие мультипликатора было введено в экономическую теорию Р.Ф. Канном. Кейнс развил теорию мультипликатора и связал ее с предельной склонностью к потреблению.

Излагая теорию мультипликатора, Кейнс доказывал, что увеличение национального дохода находится в зависимости от роста размеров инвестиций и потребления. При этом в результате роста инвестиций увеличение национального дохода будет происходить в гораздо большем размере, чем первоначальные дополнительные инвестиции. Это вытекает из того, что инвестиции приводят к мультипликационному (нарастающему) эффекту. На практике это выражается в том, что капиталовложения в какую-либо отрасль на расширение производства и занятости влекут за собой такой же эффект в последующих взаимосвязанных отраслях. Этот множительный эффект, влияющий на размеры общего дохода, и называется мультипликационным эффектом. Образно этот процесс характеризуют так: «камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и инвестиции, «брошенные» в экономику, вызывают цепную реакцию в виде роста доходов и занятости» .

Теорию мультипликатора Кейнс предложил связывать с практикой так называемых общественных работ, под которыми он понимал строительство дорог, плотин. Имелось в виду, что государство в кризисных обстоятельствах должно финансировать эти общественные работы. Широкое осуществление этих работ сможет обеспечить развитие взаимосвязанных сфер производства и усилит спрос на инвестиции и потребительский спрос. Увеличится занятость, возрастут зарплаты.

Дж. Кейнс исследовал кризисную ситуацию 30-х гг. XX в., поэтому советовал вкладывать средства именно в общественные работы, поскольку речь шла о кризисе перепроизводства. Следовательно, не нужно было производить дополнительные товары, которые и так в избытке.


В связи с тем, что не весь доход потребляется, а часть его сберегается, процесс мультипликации дохода имеет предел. Следовательно, предельная склонность к сбережению устанавливает определенный предел процессу мультипликации. Замедление роста потребления приводит к сокращению объемов инвестиций, которые выступают главным мультипликационным фактором.

Таким образом, мультипликатор равен обратной величине MPS – предельной склонности к сбережению, т.е.:


Мультипликатор = 1/MPS.

Когда же происходит прирост инвестиций, то доход вырастает на величину, которая в К раз больше прироста инвестиций.


Мультипликатор – это показатель, на который должно быть помножено изменение в инвестициях, чтобы узнать, на сколько изменится доход.

Степень роста дохода общества будет зависеть от размера дополнительного потребления, то есть от предельной склонности к потреблению .

Глава 3. Историческое значение идей Дж.М. Кейнса для экономической науки

3.1. Практическое воплощение теоретических концепций Дж. М. Кейнса

Теоретическое обоснование расширения и усиления государственного вмешательства для стабилизации экономики было предложено Дж. Кейнсом в 30-е гг. XX в. Практическое воплощение эти идеи получили в знаменитом «Новом курсе» президента США Ф.Д. Рузвельта в 1933-41 гг.

Экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий денежно-кредитный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран. Эта концепция завоевала довольно сильные позиции, причем не только в сфере экономики, но и в сфере образования, здравоохранения, права и т.д. Одной из составных частей государственных органов управления стала федеральная контрактная система (ФКС). Именно через ФКС с 70-х годов ежегодно перераспределяется от 60 до 70 млрд. долларов или до 1/3 средств федерального бюджета на размещение и управление правительственными программами заказов на товары и услуги, причем более 75% из них падает на новую военную и гражданскую технику .

Таким образом, несмотря на наличие децентрализованной структуры органов управления, в демократических экономически развитых странах происходит объективное усиление централизации органов управления, обеспечивающих необходимую координацию и управляемость системы, что подтверждается ростом числа федеральных органов управления, численности занятых в них служащих и усилением масштабов их воздействия.

Что же касается России, то в период проведения реформ с целью перехода к рынку, а практически к капитализму, возникли вопросы о применимости кейнсианских рецептов для стабилизации экономики страны. В 90-е гг. в России наблюдался большой спад инвестиций в основной капитал и связанное с этим спадом сокращение реального ВВП. Поэтому кейнсианские идеи по регулированию совокупного спроса, особенно инвестиций, могут быть использованы в долгосрочной перспективе. Однако у российской экономики, существуют нерешенные проблемы (недостаточное развитие рыночного механизма, большой износ основного капитала), которые не предполагают абсолютного перенесения кейнсианских рецептов на российскую действительность .

3.2. Значение кейнсианской теории в истории экономической мысли

В истории экономической мысли XX в. Дж.М. Кейнсу принадлежит особое место. Даже самые ярые его критики не могут отрицать того факта, что без него иной была бы не только экономическая наука, но и экономика. Революционный характер теории Кейнса часто оспаривался, но вряд ли кто-либо сегодня может говорить о независимости от Кейнса, стремятся ли от него дистанцироваться или опереться на него.

В чем же состоит революционность или, по крайней мере, если избегать этого слова, новаторство Кейнса и в чем его истоки? Длительная временная дистанция, отделяющая его от нас, отчасти облегчает поиск ответа на этот вопрос.

Кейнс основной темой рассмотрения сделал вопрос об уровне производства и факторах, его определяющих, и в его рамках поставил проблему безработицы. Сегодня проблема безработицы - неотъемлемая часть экономической теории, а между тем до Кейнса, она рассматривалась скорее как социальная проблема - проблема бедности.

Кейнс признал за экономической наукой не только право, но и обязанность решать те социально-экономические проблемы, которые общество считает наиболее важными, и рассматривать такие средства их решения, которые это общество считает приемлемыми.

Кейнс высказал положение об отсутствии у капиталистической системы внутреннего механизма равновесия, позволяющего после сокращения совокупного спроса вернуться к прежнему уровню производства и занятости, признал опасность попадания экономической системы в длительную ловушку депрессии. Тем самым он выступил как критик капитализма и доктрины laissez-faire. Но его критика была принципиально иная по сравнению с существовавшей ранее .

Дело в том, что многочисленные критики капитализма в XIX в. так и не смогли найти экономических оснований для опровержения доктрины laissez-faire. С точки зрения аллокации ресурсов система свободной конкуренции представлялась наилучшей и обеспечивающей рост совокупного производства и потребления, при том, что тяжелые социальные последствия свободного рыночного механизма признавались очень многими.

Кейнс показал, что эта система дает сбои в области аллокации ресурсов и не обеспечивает полного использования важнейшего ресурса - рабочей силы. Одновременно он поставил задачу решения проблемы безработицы в рамках демократической системы. Большую роль в ее решении Кейнс отводил экономической науке и ее представителям, выступающим вместе с остальной частью образованного общества в качестве направляющей силы в преодолении системного кризиса.

Важнейшей чертой современной цивилизации, Кейнс считал демократию, поэтому предлагал способы решения проблем, пусть и нетрадиционные для науки и практики предшествующего периода, но приемлемые для демократического общества, озабоченного социальными проблемами.

Сегодня Кейнса критикуют за отход от идеалов свободного общества, за оправдание диктата государства и т.д. Но не следует забывать, что он предлагал свои рецепты в тот период, когда реальными альтернативами экономическому и социальному хаосу были русский большевизм и германский фашизм. Возможно, усиление регулирующей функции государства было тогда единственным способом сохранения демократии.

Активная позиция Кейнса не только как теоретика, но и практика проявилась в области международных экономический отношений, прежде всего в разработке новых механизмов регулирования и создании институтов, обеспечивающих это регулирование (Международного валютного фонда и Мирового банка) .

Кратко характеризуя вклад Кейнса, можно сказать, что он продемонстрировал относительность экономической мудрости в мире меняющихся условий и ценностей.

Заключение

Кейнсианство – экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством широкого использования государством фискальной, денежно-кредитной политики и других активных мер воздействия на рыночный механизм. Джон Мейнард Кейнс – «отец-основатель» кейнсианской теории, выдающийся английский экономист, изложивший свои идеи в не менее известном труде «Общая теория занятости, процента и денег». Это событие в истории формирования экономической науки может по праву называться революцией.

Теоретические положения и выводы главной работы Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» сыграли положительную роль не только для развития экономической мысли, но и для активного использования на практике. Они помогли многим развитым странам создать во второй половине XX в. новые механизмы регулирования капиталистической экономики, позволяющие не допустить кризисных потрясений, подобных спаду 30-х гг.

Основная идея работы Кейнса состояла в том, что система рыночных экономических отношений не является саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

Значение теории Кейнса как исходной основы развития экономической мысли и экономической политики обусловлено:


  • использованием макроэкономического метода исследования;

  • обоснованием зависимости занятости и роста дохода от «эффективного спроса»;

  • анализом кредитно-денежной и бюджетной политики и их влияния на рост инвестиций;

  • развитием теории мультипликатора для обеспечения роста национального дохода.
В течение ряда десятилетий в 40-60-е гг. (исключая военное время) кейнсианская модель государственного регулирования экономики, применяемая на практике в странах Запада, ослабила циклические колебания и способствовала стабилизации развития этих стран .

В период проведения реформ в России и перехода к рыночной экономике стали обсуждаться вопросы о применимости кейнсианских рецептов для обеспечения стабилизации экономики страны.


Анализ экономического развития в России в 90-е гг., когда происходило резкое сокращение совокупного спроса, особенно инвестиций, свидетельствовало о возможности управления инвестиционным процессом со стороны государства. Однако у российской экономики нет еще вполне сформированного рыночного механизма, что не предполагает абсолютного перенесения кейнсианских рецептов на российскую действительность.

Список использованной литературы


  1. Андрианов В. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии // Общество и экономика. – 2001. - № 11-12. – C. 117 -129.

  2. Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий // Общество и экономика. - 2003. - N 4-5. - С.74-87.

  3. Белаш Т.В. Зарубежный опыт государственного регулирования конкурентоспособности национальной экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2000. - 24с.

  4. Горяинова Л.В. История экономических учений. М.: ММИЭИФП, 2004. - 85 с.

  5. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / под ред. Платоновой Н.А., Шумаева В.А., Бушуевой И.В. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 652с.

  6. История экономических учений: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.С. Автономова и др. М.: ИНФРА-М, 2002. - 783 с.

  7. Капканщиков Г.П., Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: Ульяновск: УлГТУ, 2000. – 164 с.

  8. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Перевод с английского. – М.: «Прогресс», 1978. – 298 с.

  9. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. М.: Академический проект, 2000. - 368 с.

  10. Курс экономики. / Под ред. Райзберга Б.А. - М.: Инфра-М, 2006. - 715с.

  11. Курс экономической теории. Под редакцией Чепурина М.Н. – Киров: «АСА», 1997. – 274 с.

  12. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2005. - 634 с.

  13. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику.5-е изд., испр. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. - 511 с.

  14. Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики. М.: Юнити-Дана, 2002. - 255 с.

  15. Осадчая И. Кейнсианство сегодня. // МЭ и МО, 2005, № 8. – С. 24 – 32.

  16. Осадчая И.М. Эволюция кейнсианства// Вопросы экономики, 1980. №12.

  17. Сосновская Л. Джон М. Кейнс: «Идеи правят миром»//Бизнес,1991. №4. – 201 с.

  18. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. – М.: Прогресс, 2001. – 167 с.

  19. Тамбовцев В.А. Теории государственного регулирования экономики: Учеб.пособое.М: ИНФРА-М, 2008. – 158 с.

  20. Устиян И. Кейнсианство - доктрина регулируемой рыночной экономики. // Экономист, 2005, № 9. – 429 с.

  21. Худокормова А.Г. История экономических учений: Современный этап. – М: Инфра-М; 2007. – 208 с.

  22. Шаститко А. Неоклассическая экономическая теория: критический анализ предпосылок. // МЭ и МО, 2005, № 10. – 326 с.

  23. Экономика. Учебник. /Под ред. Булатова А.С. - М.: БЕК, 2006. – 430 с.

  24. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 320 с.

  25. Ясин Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики. – 1997. - № 6. – C. 13-21.

страница 1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КЕЙНСА

Наиболее видным представителем сторонников “регулируемого” капитализма” был английский вульгарный экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1846). Он был сыном Джона Невилля Кейнса, автора книги “Предмет и метод политической экономии”, опубликованной в 1853 г. Он получил образование в Итоне и Кембридже. В 1905 г. А.Маршалл написал Кейнсу: “Ваш сын великолепно работает в области экономической науки. Я говорил ему, что был бы очень рад, если бы он решил посвятить себя карьере профессионального экономиста” .

В 20-х и 30-х годах Кейнс выступил с рядом работ по экономическим вопросам, но особую известность получил его главный труд “Общая теория занятости, процента и денег (1936). В связи с выходом этой книги буржуазные экономисты выдвинули версию о так называемой кейнсианской революции, о “новой экономической науке”. Ученик вульгарного экономиста А. Маршалла он по основным теоретическим проблемам - стоимость, капитал, заработная плата, рента т др. - разделял его взгляды. Он исходил из примата психологических факторов, отрицал теорию трудовой стоимости и прибавочной стоимости, использовал концепцию факторов производства .

Кейнс выдвинул вопрос о необходимости государственного вмешательства в экономику в целях исправления ее недостатков, которые до Кейнса вообще отрицались: большинство буржуазных экономистов до Кейнса считали кризисы случайными явлениями. В отличие от своих предшественников, изучавших проблемы увеличения производства товаров, Кейнс на первый план поставил вопрос об “эффективном спросе”, т.е. о потреблении и накоплении, из которых складывается эффективный спрос. он выдвинул макроэкономический метод исследования, т.е. исследование зависимостей и пропорций между макроэкономическими величинами - национальным доходом и накоплениями.

Основное содержание общей теории занятости Кейнса сводится к следующему. Кейнс утверждал, что с увеличением занятости растет национальный доход и, следовательно, увеличивается потребление. Но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста доходов у людей усиливается стремление к сбережению. Т.е. по Кейнсу психология людей такова, что рост доходов ведет к увеличению сбережений и к относительному сокращению потребления. Последнее, в свою очередь, выражается в уменьшении эффективного (действительно предъявляемого, а не потенциально возможного) спроса, а спрос влияет на размеры производства и таким образом на уровень занятости.

Кейнс не считал безработицу и кризисы неизбежным явлением в капиталистическом обществе. Он считал, что сам механизм капиталистической системы хозяйства оказывается не в состоянии автоматически обеспечивать “устранение” этих явлений. Возникает “жизненная необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне, в основном предоставлены в частной инициативе...”, - пишет Кейнс.

В качестве решающего средства для повышения общего объема занятости Кейнс выдвигает увеличение частных и государственных капиталовложений (инвестиций). В качестве средства для стимулирования частных инвестиций Кейнс предлагал регулирование нормы процента. Норма процента по Кейнсу (плата за заем), ”есть вознаграждение за расставание с ликвидностью на определенный период”, т.е. за расставание с ликвидной, денежной формой богатства. Кейнс считал, что государство имеет возможность регулировать уровень процента путем увеличения количества денег в обращении. Проводя “политику экспансии”, государство должно взять на себя стимулирование частных инвестиций за счет снижения налогов и увеличивать свои расходы путем расширения государственного сектора или увеличения дотаций потребителям (пенсий, пособий, стипендий). Особые надежды возлагаются на дефицитное финансирование из бюджета, покрываемое за счет выпуска и размещения на рынке крупных правительственных займов. Путем дополнительного выпуска денег в обращение государство может влиять на снижение нормы процента. Все это повышает покупательную способность в экономике и, следовательно, общий объем спроса. При этом возникает эффект мультипликатора: первоначальный стимул “умножает сам на себя”. Рост покупательной способности вызывает рост производства и занятости, что еще больше увеличивает рост спроса .

Особо практическое значение теории Кейнса проявилось при разработке “плана Маршалла”, т.к. в послевоенный период кейнсинианский подход к экономическому регулированию - стимулирование спроса через достижение полной занятости путем государственного манипулирования налогами и расходами стал весьма актуален.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Негиши Т. История экономической теории: Учебник/ Пер. с англ. под ред. Л.Л. Любимова и В.С. Автономова.- М.: АО “Аспект Пресс”, 1995. - 462с.

2. История экономических учений: Учебник для экон. спец. вузов/ Рындина М.Н., Василекский Е.Г., Голосов В.В. и др. - М.: Высш. школа, 1983 г. - 559с.

3. Павлова И.П. История экономических учений: Учеб. пособие; СПбГААП, Изд.2-е. СПб.,1996.


Ликвидность - деньги или вещи, которые можно быстро и легко превратить в деньги без потери или при небольшой потере их покупательной способности.

«Великая депрессия» конца 20-х - начала 30-х годов XX в. поставила перед экономистами принципиально новые вопросы, заставила решать новые задачи. Неспособность микроэкономической неоклассической теории найти сколько-нибудь приемлемые решения проблем и противоречий капитализма этого времени привела к глубокому кризису экономической науки. Именно тогда и выступил с книгой «Общая теория занятости, процента и денег» известный английский экономист Джон Мейнард Кейнс. Его работа, опубликованная в 1936 г., оказала столь большое воздействие на западную экономическую мысль, а также на экономическую политику государств, что Дж. М. Кейнс по общему признанию как его последователей, так и его противников был признан крупнейшим экономистом XX века. книга Кейнса положила начало новому направлению экономической мысли, названному в честь основателя кейнсианством.

Кейнсианство занимает в истории экономической мысли XX столетия особое место. Дж. М. Кейнс, его ученики и многочисленные последователи, живущие в разных странах и на разных континентах, впервые предложили теоретическое обоснование экономической политики, практическое осуществление которой привело к формированию смешанной экономической системы, сочетающей рыночное и государственное управление экономикой. В частности, основные положения кейнсианства получили практическое применение в период «нового курса» Ф. Д. Рузвельта. Прежде чем рассматривать основные положения кейнсианства, рассмотрим причины, которые привели к возникновению кризиса, и соответственно - кейнсианской теории.

Иногда 20-е годы XX в. в истории США называют «ревущими двадцатыми», желая передать дух и особый размах деляческой инициативы, спекулятивной горячки и показного оптимизма, которые придали специфическую окраску этому периоду. Говоря о положении фермерства, эта дефиниция пригодна в том смысле, что его протестующий голос был особенно громким в силу прямого и самого значительного по своим масштабам обнищания под ударами затяжного аграрного кризиса. Все время раздвигающиеся «ножницы» между ценами на промышленные товары, потребляемые фермерами, и сельскохозяйственными продуктами (первые непрерывно росли, вторые так же непрерывно снижались) сделали большинство хозяйств мелких и средних фермеров хронически убыточными. Все увеличивающееся бремя задолженности, разорения буквально сгоняли с земли фермерство, которое бежало в города, пополняя армию безработных, малоимущих групп населения.

Оказавшееся в тисках кризиса перепроизводства, напрасно взывающее о помощи со стороны правительства и, пожалуй, больше всех тогда заинтересованное в правительственном вмешательстве, фермерство и в целом аграрный сектор экономики были прообразом ближайшего будущего всей экономики. Удивительнее всего, однако, было то, что столь явно заявившие о себе симптомы заболевания, свидетельствующие о надвигающемся крахе, не вызывали общественной тревоги, а отдельные трезвые прогнозы тонули в шумной разноголосице восхвалений в адрес экономической стратегии крупного капитала. Даже циничная ревизия социальной доктрины «прогрессивной эры» не привела к пробуждению публики и не заставила ее выйти из состояния апатии и безмятежности. Как должное и как последнее слово философии делового успеха были восприняты многими нападки на вильсоновских либералов за допущенные ими «расширительные» толкования конституции, которые якобы ослабляли правовую защиту против социалистических посягательств на собственность. Здесь в первую очередь имелось в виду некоторое расширение договорных прав профсоюзов, якобы наносящих непомерный ущерб собственническим интересам бизнеса. Идеология застоя, обращения вспять движения к переменам, отказ от поиска новых правовых форм общественных отношений, разумной социальной политики, диктуемой изменившимися условиями, жизнью, нашли свое законченное выражение в постулате, выдвинутом председателем Верховного суда У. Тафтом еще в 1921 г.: «Лучше терпеть зло, нежели прибегать к разрушительным нововведениям, в ходе которых эти нововведения могут оказаться хуже зла» Цит. по кн.: Мальков В. Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии: Историко-документальные очерки. - М., 1988. - С. 15..

Получив столь авторитетную моральную санкцию, «зло» в виде ущемления прав трудящихся, гонений на их организации, стачечную и политическую деятельность, безудержной проповеди индивидуализма и расизма, презрения к неудачникам и обездоленным пустило глубокие корни, порождая новое зло и создавая условия, как выразился однажды Рузвельт, возвращения эпохи «нового экономического феодализма» - абсолютного, ничем не ограниченного произвола олигархической верхушки общества Там же. - С. 15.. В 1929 г. продолжительность рабочего дня американского рабочего была больше, чем в других индустриально развитых странах. Системы социального страхования по безработице не существовало, в то время как в европейских государствах она давно уже служила средством защиты (пускай слабой) трудящихся от превратностей экономической конъюнктуры. Использование детского труда, дискриминация черных и женщин ставили Соединенные Штаты вровень с самыми отсталыми странами мира. В Америке и в годы «процветания» большие массы населения оставались во власти вопиющей нищеты и бесправия, глубина и масштабы которых были неизвестны за пределами Соединенных Штатов.

К осени 1929 г. капиталистический способ производства восстал против способа обмена, но на этот раз сила взрыва всех противоречий не знала себе равных. США стали эпицентром мирового экономического кризиса, именно отсюда поступали разрушительные импульсы, подрывающие мировое хозяйство и оказывающие дестабилизирующее воздействие на международную обстановку в целом.

Страна была ввергнута в водоворот мирового экономического кризиса в тот момент, когда еще не улеглись страсти избирательной кампании 1928 г., памятной безудержным бахвальством республиканцев в отношении достижений «новой эры», обещаниями их лидера Герберта Кларка Гувера сделать американцев «еще богаче» и натужными усилиями демократов убедить избирателей, что они могут делать все то же самое, только лучше и скорее «великой старой партии».

Лавина банкротств, падение производства (до самой низшей отметки в 1932 г.), многомиллионная безработица смыли румяна «процветания» и обнажили все противоречия капиталистической экономики и глубину социального неравенства в стране. В кричащей форме проявилась необеспеченность широчайших слоев населения, иллюзорность, призрачность их благополучия. Общество, привыкшее судить о себе по красочным рекламным щитам, обнаружило, сколь мало еще доступность и дешевизна тех или иных потребительских ценностей выражают прочность основы, которая позволяет ему не только гармонично развиваться, но и просто существовать. Вмиг сотни тысяч семей, еще вчера пользовавшихся благами высокоиндустриализованной цивилизации, с потерей кормильцем работы оказались один на один с нищетой и голодом, без всякой поддержки и, что хуже всего, без права получить такую поддержку.

Самым тяжелым последствием господствующей социально-экономической доктрины была полнейшая незащищенность трудовой Америки от губительных ударов безработицы. Общество же отвернулось от своих сограждан, терпящих бедствие и просящих помощи и участия, но наталкивающихся на равнодушие и подозрительность. По словам помощника Рузвельта Г. Гопкинса, «существовала тенденция обвинять безработных в отсутствии патриотизма, в попытке жить за чужой счет» Там же. - С. 17.. Между тем государственная политика США в вопросе социального страхования по безработице на протяжении многих десятилетий выражалась в неуклонном следовании формуле «твердого индивидуализма». В переводе на обычный язык это означало, что забота о миллионах американцев, оказавшихся жертвами кризиса, является их личным делом или в крайнем случае прерогативой местных властей и частных благотворительных фондов. По мнению того же Гопкинса, этой «социальной слепоте» не было оправдания. «Мы сталкивались со значительной безработицей, - говорил он, - на протяжении 40 лет, но официально для решения этой проблемы вплоть до самого последнего времени не делалось ничего другого, кроме того, что ее упорно игнорировали» Там же. - С. 17..

В сложившихся условиях становилось ясно, что существующая экономическая теория не способна найти пути решения проблем, рыночные отношения должны регулироваться единым механизмом. В условиях тех лет таким механизмом могло стать только государство, но оно не было готово к этой непривычной задаче. Кроме того, большинство производителей по-прежнему полагали, что все проблемы удастся решить привычными методами, и не желали подчиняться никакому регулированию «сверху». Между тем кризис продолжался, уровень жизни катастрофически падал, масштабы безработицы превысили все мыслимые пределы, и многие правительства не без оснований опасались мощного социального взрыва.

В этих условиях один из наиболее оптимальных выходов из кризиса предложил в середине 30-х гг. XX в. английский экономист Дж. Кейнс. Он разработал широкий комплекс мер государственного регулирования экономики путем изменения бюджетных расходов в соответствии с экономической и рыночной конъюнктурой.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обрушился с колоссальной силой как на развитые, так и неразвитые в промышленном отношении страны. Поэтому именно в 1929-1933гг. закончился период «скрытого» развития экономики; то было время конца целого ряда старых и открытия новых технологических горизонтов, проблеска новой цивилизованной системы.

Если «сила» неоклассической экономической теории конца XIX - начала XX в. распространялась главным образом на микроэкономический анализ, то в условиях нетипичного, можно сказать, кризиса, сопровождавшегося всеобщей безработицей, стал необходим и иной - макроэкономический анализ, к которому, в частности, обратился один из величайших экономистов нынешнего столетия английский ученый Дж. М. Кейнс.

Итак, мировой экономический кризис 1929-1933 гг. предопределил возникновение новых научных исследований, которые не утрачивают своей актуальности ив наши дни, ибо основное их содержание - это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. С тех пор берут свое начало нацеленные на решение этих проблем два теоретических направления. Одно из них опирается на учение Дж. М. Кейнса и его последователей и называется кейнсианским (кейнсианство ), а другое, обосновывающее альтернативные кейнсианству концептуальные решения, называется неолиберальным (неолиберализм ).

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) учился у основателя Кембриджской школы экономической мысли А.Маршалла. Но, вопреки ожиданиям, не стал его наследником и едва не затмил славу своего учителя.

Своеобразное осмысление последствий самого длительного и тяжелого экономического кризиса 1929-1933 гг. отразилось в положениях изданной Дж.М. Кейнсом в Лондоне книги под названием «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Это произведение принесло ему широкую известность и признание, поскольку уже в 30-е годы послужило теоретико-методологической базой программ стабилизации экономики на уровне правительств в ряде государств Европы и США. А сам автор книги был советником в составе правительства Великобритании и разработал многие практические рекомендации в области экономической политики. За всю парламентскую историю Великобритании Дж.М. Кейнс стал первым среди ученых-экономистов, кто был удостоен английской королевой титула лорда, дающего ему право участия в качестве пэра в заседаниях верхней палаты парламента в Лондоне.

В числе его публикаций: «Трактат о вероятности» (1921), «Трактат о денежной реформе» (1923), «Экономические последствия мистера Черчилля» (1925), «Конец свободного предпринимательства» (1926), «Трактат о деньгах» (1930) и некоторые другие.

«Общая теория» Дж.М. Кейнса явилась поворотным пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время. Ее главная новая идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику .

Новаторство экономического учения Кейнса в методологическом плане проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, сделавшим его основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории, и, во-вторых, в обосновании (исходя из некоего «психологического закона») концепции о так называемом эффективном спросе , т.е. потенциально возможном и стимулируемом государством спросе.

Опираясь на собственную, «революционную» по тем временам методологию исследования, Кейнс в отличие от своих предшественников говорил о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной толпы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов.

По Кейнсу, психологическая склонность человека сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит перманентное получение дохода. Что касается предельной склонности человека к потреблению, то она, по мнению автора «Общей теории», постоянна и может поэтому обусловливать устойчивое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем дохода.

В методологии исследования Кейнса учитывается немаловажное влияние на экономический рост и неэкономические факторы, как-то: государства (стимулирующего потребительский спрос на средства производства и новые инвестиции) и психологии людей (предопределяющей степень осознанных взаимоотношений хозяйствующих субъектов).

Кейнс не отрицал влияния меркантилистов на созданную им концепцию государственного регулирования экономических процессов. Его общие с ними суждения очевидны:

В стремлении увеличения массы денег в стране (как средство их удешевления и соответственно снижения ставок ссудного процента и поощрения инвестиций в производство);

В одобрении роста цен (как способ, стимулирующий расширение торговли и производства);

В признании того, что недостаток денег служит причиной безработицы;

В понимании национального (государственного) характера экономической политики.

В его учении отчетливо прослеживается мысль о нецелесообразности чрезмерной бережливости и накопительства и, наоборот, возможной пользе всемерного расходования средств, поскольку, как полагал ученый, в первом случае средства, скорее всего, приобретут неэффективную ликвидную (денежную) форму, а во втором - могут быть направлены на увеличение спроса и занятости. Он также резко и аргументирование критикует тех экономистов, которые привержены догматическим постулатам «закона рынков» Ж.Б. Сэя и другим сугубо «экономическим» законам, называя их представителями «классической школы».

Кейнс делает контрвывод: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». Для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов ее внешнего (государственного) регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики».

Между тем наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект. Последний, получивший в экономической литературе название эффекта мультипликатора , означает, что «увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций».

Дж.М. Кейнс назвал его «мультипликатором инвестиций», который характеризует положение о том, что «когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в n раз превосходит прирост инвестиций». Причина такого положения заключается в «психологическом законе», в силу которого «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть».

Далее он приходит к выводу о том, что «принцип мультипликатора позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызывать такие колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются гораздо большей амплитудой».

Но, по его убеждению, «хотя в бедном обществе размеры мультипликатора сравнительно велики, влияние колебаний в размерах инвестиций на занятости окажется много сильней в богатом обществе, так как можно предположить, что именно в последнем текущие инвестиции составляют гораздо большую долю текущей продукции».

Итак, суть эффекта мультипликатора действительно проста. Решающим моментом при этом является побуждение инвестировать. Спустя несколько десятилетий, разделяя идеи Кейнса о «склонности людей к сбережению», Дж.К. Гэлбрейт писал, что «эти доходы должны быть инвестированы и, таким образом, истрачены (или компенсированы затратами кого-либо еще). В противном случае покупательная способность будет снижаться. Товары будут оставаться на полках, объем заказов уменьшится, объем производств упадет, безработица увеличится. В результате произойдет спад».

Итогом своего исследования Кейнс считал создание теории, которая «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе... Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами», ибо «именно в определении объема занятости, а не в распределении» труда тех, кто уже работает, существующая система оказалась непригодной». Но все же остаются широкие возможности для проявления частной инициативы и ответственности».

Эффективность регулирования государством экономических процессов, согласно Кейнсу, зависит от изыскания средств (государственные инвестиции, достижения) по полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Он при этом полагал, что государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы. При этом исходным для себя он считал такое положение о количественной теории денег, в соответствии с которым в реальной действительности «вместо постоянных цен при наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих пропорционально количеству денег в условиях полного использования ресурсов, мы практически имеем цены, постепенно растущие по мере увеличения занятости факторов».

Для Кейнса полная занятость зависит от правильного соотношения процентной ставки и заработной платы и может быть достигнута скорее путем понижения первой, чем сокращения второй. Фундаментальная причина безработицы у Кейнса состоит в том, что ставка процента в долгосрочной перспективе остается слишком высокой

«Новый курс» Рузвельта. Кризис 20-х гг. был такой катастрофой, что экономисты стали говорить о конце капитализма, о том, что в прежнем виде капиталистическая экономика не сможет продолжать существование. Учение Кейнса и послужило теоретической основой государственно-монополистического капитализма.

Сущность государственно-монополистического капитализма в том, что государство начинает регулировать хозяйственное развитие, управлять им, организует программирование экономики, т.е. приобретет функции, которых прежде капиталистическое государство не имело. Поэтому правильней говорить о государственном регулировании экономики.

Как это происходило в США? Новый президент США Франклин Д. Рузвельт провозгласил систему мер оздоровления экономики - так называемый «новый курс». При правительстве была создана «Национальная администрация по восстановлению промышленности». Во главе ее встал «мозговой трест» - совет из крупнейших экономистов и промышленников, который и стал осуществлять государственное регулирование хозяйства.

Промышленность была разделена на 17 отраслевых групп. Во главе каждой группы был поставлен свой орган и для каждой группы были введены свои правила - «кодексы честной конкуренции». «Кодексы» устанавливали объем производства, цены и т.д., ставили производство в определенные рамки в соответствии с емкостью рынка сбыта, т.е. с расчетом не производить продукции больше, чем может поглотить рынок.

Другим направлением курса Рузвельта была организация больших государственных работ, на которые было ассигновано свыше 3 млрд. долл., - строительство дорог, аэродромов, школ, больниц и других сооружений в основном в сфере инфраструктуры. Для организации этих работ было построено 2,5 тысячи палаточных лагерей, куда и собирали безработных.

Эти работы уменьшали безработицу и увеличивали рынок сбыта, потому что бывшие безработные теперь получали зарплату и покупали товары, да и для самих работ приобретались с рынка стройматериалы, строительные механизмы и многое другое. Таким образом, эти работы поглощали товары с рынка, не производя товаров, и это рассасывало кризис.

Соответствующие меры были приняты и в сельском хозяйстве. Государство стало скупать земли у фермеров, оставляя эту купленную землю как пустошь, без использования, стало выплачивать премии за сокращение поголовья скота, за сокращение продукции, т.е. старалось сократить объем сельскохозяйственного производства, привести его в соответствии с возможностями сбыта.

Такое государственное регулирование было необычным для старого капитализма и воспринималось как нечто некапиталистическое. Поскольку меры Рузвельта ограничивали свободу предпринимательства, Верховный суд США признал политику Рузвельта противоречащей конституции, и в 1934 г. большинство мероприятий «Нового курса» было запрещено.

После окончания кризиса подъем был довольно слабым. В 1937 г. качался новый кризис. Промышленное производство упало на 36%, число безработных выросло до 10,5 млн. Выход из этого кризиса был связан уже с началом второй мировой войны.

В годы второй мировой войны для США повторилась ситуация первой. Военные действия проходили в Европе, ее хозяйство разрушалось. В войну США вступили позже других стран, но и после этого не испытали ее разрушительного действия: на территории США военные действия не велись. Людские потери на территории США составили б человек, погибших от взрыва бомбы, запущенной из Японии на воздушном шаре. Согласно проведенным обследованиям американское население в годы войны одевалось и питалось лучше, чем в довоенные годы.

Вклад США в победу над Германией был преимущественно материальным. 46 млрд. долл. составили поставки по ленд-лизу, т.е. передача участникам войны против Германии различных военных материалов. Это не было подарком. Президент Трумэн справедливо отмечал: «Деньги, истраченные на ленд-лиз, безусловно, спасли множество американских жизней».

Но ленд-лиз был выгоден не только этим. Чтобы отправить снаряжение союзникам, оно закупалось у американских корпораций; ленд-лиз вызвал патриотическое оживление, увеличение занятости, новые доходы, новое строительство.

В годы войны увеличился вес государства. Военные промышленные предприятия строило тогда государство. Было построено 2,5 тыс. новых заводов, оснащенных передовой техникой. После войны эти предприятия были проданы монополиям, причем продавались они в 3-5 раз дешевле, чем обошлись государству. Естественно, что в этих условиях война обеспечила новый скачок в экономическом развитии США. Промышленное производство выросло с 1938 по 1948 гг. более чем в два раза.

Выросла и доля США в мировом производстве. Если перед войной США давали 40% мировой капиталистической промышленной продукций, то к концу войны - 62%

Теория Кейнса ознаменовала новый подход к вопросу о роли и месте государственных финансов в процессе воспроизводства. Важнейшим положением этой теории служит утверждение, что экономика не является саморегулирующейся самостоятельно развивающейся системой и для поступательного развития она нуждается в активном вмешательстве государства. Приверженцы кейнсианства доказывают, что при капитализме не существует механизма, способного обеспечить полную занятость, и полагают, что автоматическая взаимосвязь между ставкой кредитного процента, соотношением цен и заработной платы отсутствует.

В подтверждение своей позиции они приводят такой аргумент, как слабая взаимосвязь между уровнем сбережений населения и размером процентной ставки по депозитам, поскольку в домашнем хозяйстве решение о сбережении некоторых сумм принимается под влиянием таких мотивов, как сбережение денег на случай потери работы или совершения крупной покупки. Кроме того, решения о сбережениях и инвестициях принимаются разными людьми, и при принятии инвестиционного решения размер стоимости заемных средств является лишь одним, причем не определяющим фактором, поскольку для потенциального инвестора более весомыми аргументами являются норма чистой прибыли, наличие политической стабильности в стране-реципиенте, состояние фондовых рынков, наличие платежеспособного спроса, совокупность рисков и т.д. В результате, как отмечал Кейнс, размеры сбережений домохозяйств и инвестиций предпринимателей могут совпасть только случайно.

Дж. М. Кейнс сформулировал постулат о том, что рыночная система никогда не была конкурентной. На основе данного положения и анализа реалий экономики первой трети XX в., он сделал вывод о том, что существование производителей-монополистов препятствует практическому применению положений классической теории об эластичности цен и заработной платы. Кроме того, существование организованных профсоюзов, политические факторы и фактор выборности органов государственной власти не дадут практической возможности реализовать курс на широкомасштабное снижение заработной платы.

Приверженцы этой теории особо подчеркивали ошибку представителей классиков, считавших, что снижение цен и заработной платы не приведет к росту безработицы. Действительно, поскольку заработная плата является основным источником доходов населения, то ее снижение вызовет падение доходов подавляющей части населения и последующий обвал спроса на продукцию. В этих условиях предприниматели не только будут ограничивать численность новых работников, но и, скорее всего, проведут сокращение числа занятых на предприятии. Развивая свою теорию, Кейнс доказывал факт нестабильности совокупного спроса, необходимость общего воздействия на экономику посредством активной государственной экономической политики, особенно в области финансов и кредитно-денежного регулирования. Большое значение придавалось фискальной политике. По этому поводу Кейнс писал, что "государство должно будет осуществлять свое руководящее влияние на склонность к потреблению частью путем соответствующей системы налогов, частью фиксацией нормы процента и частью, может быть, еще и другими способами".

Как полагали кейнсианцы, количество произведенных товаров и услуг, т. е. объемы производства, а соответственно и совокупная занятость, находятся в прямой зависимости от величины совокупных расходов на приобретение вышеупомянутых произведенных товаров и услуг. Поэтому первоочередная задача государства - регулировать размер совокупных расходов с целью смягчения циклического характера развития экономики и стимулирования экономического роста.

В данной теории выделяются четыре элемента совокупных расходов: потребление, инвестиции, расходы на чистый экспорт (за вычетом импорта), государственные расходы.

Очевидно, что наибольшее значение для определения размера потребительских расходов, как и уровня сбережений населения, имеет величина чистого дохода субъекта экономики, т. е. дохода, остающегося после уплаты налогов (поскольку инвестиционные затраты находятся под действием налоговых ставок и ставки процента, которая во многом определяется политикой центрального банка, экспорт и импорт также зависят от уровня налогообложения и таможенных пошлин). Наконец, государственные расходы, представляющие собой значительную часть совокупного спроса и непосредственно воздействующие на производство, занятость и уровень цен, зависят от размера государственных доходов, которые обеспечиваются налоговыми поступлениями. Следовательно, делали вывод кейнсианцы, и государственные расходы также зависят от уровня налогообложения и размеров налоговых ставок.

Важнейшее место в системе государственного регулирования кейнсианская теория отводила государственным расходам. Финансировать их предполагалось за счет займов и эмиссии денег, сознательно допуская дефицит бюджета. Однако при финансировании государственных расходов за счет займов происходит рост государственного долга, что имеет целый ряд негативных последствий для экономики. Во-первых, рост государственного долга обусловливает и увеличение расходов, связанных с его обслуживанием. Следствием такой ситуации будет неизбежный рост налогового бремени, который может погашать стремление к инвестициям, предпринимательству в целом. Эта ситуация, в частности, демонстрирует, как существование большого государственного долга может подорвать экономический рост.

Конечно, государство может использовать методы рефинансирования и частично переложить реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущего поколения. Однако в этом случае неизбежно будет иметь место значительный "эффект вытеснения", заключающийся в том, что выход государства на рынок ссудного капитала в качестве крупного заемщика неизбежно вызовет рост процентных ставок на рынке капитала. Такой рост ставок неизбежно сократит инвестиционный потенциал, поскольку рост процентных ставок сужает возможности частных фирм и населения по использованию заемного капитала. Соответственно, имеются все основания полагать, что повышение стоимости заимствований на рынке кредитных ресурсов приводит к сокращению объемов инвестиций и потому уменьшает размер фондов, остающихся следующим поколениям.

Воздействие государства на субъекты экономики, согласно теории Кейнса, подразделяется на фискальную политику, кредитно-денежную и комбинированную. Рассматривая значение финансов в государственном регулировании экономики, кейнсианцы обращали внимание на налоги не столько как на инструмент фиска, сколько как на элемент регулирования экономической политики, имеющий важное стабилизационное значение.

Кейнс впервые ввел понятие налоговых стабилизаторов и создал целую концепцию встроенных налоговых стабилизаторов экономики, которая получила весьма широкое распространение. Согласно данной концепции роль стабилизаторов призваны играть именно прогрессивная система налогообложения и социальные выплаты государства.

Задача государства состоит в том, чтобы сглаживать последствия экономических циклов и содействовать стабильности экономического положения, поскольку, как отмечал Кейнс, во время экономического подъема облагаемые доходы растут быстрее, чем налоговые поступления, а при кризисе налоговые поступления уменьшаются быстрее, чем падают доходы, и тем самым достигается относительное равновесие в обществе. Другими словами, объем налоговых доходов бюджета зависит не только от величины ставки налога, но и от изменения величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале налога. Колебания происходят автоматически и более значительны в уровне налоговых поступлений, нежели в уровне доходов. Сокращаясь (за счет изменения налоговой ставки, налоговых льгот), размер налогового бремени способствует росту доходов, что стимулирует и "склонность к потреблению", т. е. спрос. Кроме того, кейнсианцы полагали необходимым освобождение от подоходного налога малообеспеченных граждан параллельно с применением прогрессивного подоходного налогообложения для богатых слоев населения, обосновывая это не только доказательствами стимулирующей роли таких мер, но и тем, что подобная система является социально справедливой.

Следует отметить, что кейнсианская теория была "порождена" Великой депрессией. Сегодня, как реакция на современный мировой финансовый кризис, эта теория приобретает второе дыхание и, с определенными изъятиями, находит отражение в современной финансовой политике многих государств.

Послевоенное противоречие протекционизма и тенденций начинающейся глобализации мировой экономики, резкое ускорение научно-технического прогресса, распад Бреттон-Вудской валютной системы, растущая инфляция и общее падение уровня контроля национальных правительств над процессами, идущими в мировой экономике, вновь повысили актуальность поиска новой макроэкономической модели регулирования экономики.