Страхование азс. Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - вид опасного объекта, технологическая система которого предназначена для хранения и использования сжиженного углеводородного газа (СУГ) с избыточным давлением не более 1,6 МПа и заправки этим газом автотранспортных средств.

По двум признакам опасности - обращение опасного вещества (СУГ) и использование оборудование под избыточным давлением свыше 0,07 МПа - АГЗС относятся к опасным производственным объектам. При регистрации в реестре Ростехнадзора АГЗС получают наименование «Станция газозаправочная (автомобильная)».

Как и все ОПО, станции газозаправочные (автомобильные) подлежат обязательному страхованию согласно п.п. 1 п. 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ.

Условия и тарифы на страхование АГЗС прописаны в уже указанном Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ, а также в Указании ЦБ России от 19 декабря 2016 г. № 4234-У «О страховых тарифах…»

Так, страховая сумма (страховое покрытие) для ОПО «Станция газозаправочная (автомобильная)» составляет 10 000 000 рублей. Страховой тариф, от значения которого напрямую зависит стоимость полиса, - 0,066.

Обратите внимание ! Каждая АГСЗ страхуется отдельно. Если у вас на площадке и в Свидетельстве о регистрации ОПО несколько «Станций газозаправочных (автомобильных)», то на каждую из них оформляется отдельный полис обязательного страхования .

За работу на АГСЗ без страхового полиса вас оштрафуют!

Так, работа на АГЗС без страховки дает право Ростехнадзору оштрафовать владельца объекта согласно ст. 9.19 КоАП «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Эксплуатация ОПО без полиса на обязательное страхование опасных объектов влечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет;
  • на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей.
Сколько стоит страхование АГЗС

Мы отметили выше, что страховая сумма (страховое покрытие) для АГЗС составляет 10 000 000 рублей, а страховой тариф - 0,066.

Теперь подставим эти данные в формулу расчета страховой премии, т.е. стоимости полиса:

Формула : СП = (СС*СТ)/100, где СП - страховая премия (стоимость полиса), СС - страховая сумма, СТ - страховой тариф.

Расчет : (10 000 000*0,066)/100 = 6600 руб.

Таким образом, стоимость полиса на одну АГЗС составит 6600 рублей . Вы также можете застраховать объект со скидкой до -40%. Для этого применяется так называемый понижающий коэффициент, который зависит от текущего технического состояния и безопасности объекта.

Формула меняется : СП = (СС*СТ*ПК)/100, где ПК - понижающий коэффициент.

Расчет : (10 000 000*0,066*0,6)/100 = 3960 руб. - стоимость страхования АГЗС с максимальной скидкой.

Рынок страхования АЗС ожидает передел

Страховщики готовы предложить владельцам АЗС довольно широкий спектр услуг - от обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта в силу требований Закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (ред. от 07.08.2000) до минимизации налогов через страхование жизни и большинства видов имущественного страхования

Позиция страховщиков

Если с обязательным страхованием все относительно ясно, то в добровольном страховании страховщики видят достаточно привлекательную сферу для приложения собственных сил.
Наталья Семенова, эксперт отдела страхования ответственности страховой группы “Спасские ворота”, сообщила: “В нашей компании разработано комплексное предложение для АЗС, дающее возможность максимально полной страховой защиты не только по обязательным видам страхования. У нас в Петербурге накоплен опыт страхования объектов — источников повышенной опасности, поэтому процесс оформления договора и полиса страхования осуществляется в короткие сроки”.
Более конкретен главный андеррайтер СО “Прогресс-Нева” Александр Потитов: “Кроме ответственности АЗС в этой сфере мы несколько раз страховали строительно-монтажные работы, имущество как залог при получении кредита и при лизинге оборудования и другие имущественные риски”.
Аргументы страховщиков достаточно разумны. На практике каждый директор АЗС держит вне оборота некоторую сумму на случай форс-мажорных обстоятельств. Страхование же позволяет предельно уменьшить эту сумму, а резервы пустить в оборот.
Кроме того, любая страховая фирма в случае страхования гражданской ответственности перед третьими лицами берет на себя бесплатное юридическое обслуживание застраховавшейся стороны, чтобы свести размеры выплат к минимуму.
Ну и третий плюс — это то, что при страховании любого проекта страховщик, чтобы определить стоимость страховки, проводит собственную экспертизу. И значит, если страховщик выставляет не запредельные тарифы — его экспертиза свидетельствует о высокой надежности проекта. То есть клиент получает косвенную оценку своих начинаний.

Позиция АЗС

Однако, несмотря на оптимизм противоположной стороны, владельцы АЗС пока проявляют осторожность. И тому тоже есть причины. Во-первых, достаточно посмотреть законодательные и нормативные акты разрешающих, лицензирующих и сертифицирующих госорганов, чтобы поверить в то, что нет в любом населенном пункте места более безопасного, чем территория АЗС. А значит, и реальная угроза жизни и здоровью находящихся рядом граждан и их имуществу сведена к минимуму.
Страховые же тарифы назначены или нормативно, без учета реальной вероятности, или привнесены из других, “менее безопасных”, областей и — цитируя владельцев АЗС — в обоих случаях завышены. Именно поэтому во исполнение обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта владельцы АЗС почти исключительно все выбирают минимальный тариф. Для них это всего лишь форма еще одного налога.
Во-вторых, в частной беседе один из директоров (наемный работник) АЗС сообщил: “Представьте, что у меня произошло ЧП. В этом случае я сделаю все возможное, чтобы его замять, чтобы эта история не просочилась ни в органы госконтроля, ни в прессу, не дошла до ведома моего начальства. Страховая же компания в страховом случае при определении размеров ущерба руководствуется только официальными документами. А значит, огласки не избежать. Мне это надо?”.
Добавим к этому еще и низкий уровень общей правовой грамотности клиентов. Поэтому лицо, пострадавшее в той или иной мере при ЧП на АЗС, далеко не всегда спешит обратиться с требованием о возмещении ущерба.

Рыночные отношения

В ходе опроса основными игроками в этой области называли “Ингосстрах-СПб”, “РОСНО”, “РЕСО”, “Прогресс-Нева” и “Русский мир”. Базовые тарифы по обязательному страхованию АЗС утверждены ВСС в стандартных “Правилах страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей среде в результате аварии на опасном производственном объекте”.
На итоговый тариф влияют такие факторы, как расстояние от жилой зоны, срок эксплуатации АЗС, емкость резервуаров, количество топливораздаточных колонок, и некоторые другие. Причем данные коэффициенты могут увеличивать тариф в 2-3 раза. Естественно, что при большом количестве АЗС страховщики готовы пойти навстречу и предоставить скидку.
Наталья Семенова отметила: “Решение страховаться у конкретного страховщика, как правило, принимает региональный директор, если у нефтетрейдера в целом нет централизованной системы решения вопросов страхования. При выборе же страховщика свою роль играют и тарифы, и политические интересы, причем больше последние, поскольку, во-первых, тарифы у всех приблизительно одинаковые, а, во-вторых, стоимость страхования по данному виду достаточно невысокая”.
Начальник отдела страхования имущества СК “Русский мир” Виктор Алексеев уточнил: “В последнее время гораздо важнее даже не сам тариф, а объем страхового покрытия”.
Причем все опрошенные респонденты единодушны в том, что на этом рынке есть место для новых страховщиков. А с учетом участившейся смены владельцев АЗС ввиду прихода на рынок вертикально-интегрированных нефтяных компаний можно всерьез рассчитывать на передел сфер влияния страховых игроков.
Впрочем, в рыночной ситуации есть еще один ракурс. На самом деле требование обязательного страхования АЗС в Законе “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” не столь однозначно и признается даже не всеми страховщиками.
Так, начальник отдела страхования имущества СК “Русский мир” Виктор Алексеев заявил: “Для АЗС нет обязательных видов страхования. АЗС не подведомственны Госгортехнадзору, поэтому на них не распространяется даже страхование ИПО”.
Однако нынешняя редакция закона требует: “Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте”.
И до последнего времени Лицензионная палата банально не выдавала лицензии не застраховавшимся АЗС. Однако сейчас в связи с подписанным М.Касьяновым 28 августа постановлением Правительства РФ № 637 “О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки” вопрос лицензирования АЗС перешел в сферу компетенции нефтяной инспекции. Так что без неких нововведений не обойдется: ведь у каждой госструктуры — свой подход.
Впрочем, особо хозяевам АЗС обольщаться не стоит, во всех действиях правительства отчетливо прослеживается тенденция на расширение спектра обязательного страхования. И вряд ли топливный рынок минет чаша сия.

09.11.2005 Закон об обязательном страховании АЗС и НПЗ необходим, считает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Однако смысл страхования должен быть изложен иначе, чем в законопроекте "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта".

В настоящее время аналогичное страхование опасных производственных объектов производится в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21.07.1997 г. N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Обоснованность распространения требований по обязательному страхованию ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде на владельцев автозаправочных станций сопряжена с известными правовыми противоречиями, заключающимися в том, что АЗС не является производственным объектом. Минимальный размер страховой суммы при этом для АЗС составляет 1 млн рублей ($34.965).

В законопроекте автозаправочные и газонаполнительные станции, а также базы, на которых осуществляются хранение, оптовая торговля моторным топливом и другими горюче-смазочными материалами, включены в 1 группу опасных объектов для расчета страховых сумм и тарифов. Однако такое объединение некорректно - по степени опасности используемых веществ (бензин или сжиженный нефтяной газ); несопоставимости объемов их хранения (АЗС, АГЗС или нефтебаза); неадекватности последствий от возможных чрезвычайных ситуаций на этих объектах (горение автомобиля на АЗС или взрыв емкости со сжиженным газом); принципиальных различий в действующих нормативных требованиях к обеспечению безопасности(АЗС в городе или на загородной автомагистрали).

Кроме того, при отсутствии в России независимых механизмов оценки социальных и экономических потерь от воздействия техногенных чрезвычайных ситуаций является сомнительной приведенная в финансово-экономическом обосновании законопроекта на основании данных МЧС РФ минимальная страховая сумма в 54 млн рублей ($1,888 млн), предназначенная для возмещения возможного ущерба от воздействия местной чрезвычайной ситуации на объектах 1 группы и являющаяся основой для расчета страховой премии.

Как сообщил Au92 Григорий Сергиенко, в финансово-экономическом обосновании законопроекта в качестве основы для расчета общего количества АЗС и газонаполнительных станций в России, вероятности возникновения страховых случаев на них приняты данные по Петербургу, что некорректно:

Отношение числа автомобилей к числу заправочным станций (различным видом топлива) - 916. Поскольку в Российской Федерации зарегистрировано 30.000.000 единиц автотехники, то количество заправочных станций составляет 32.750 единиц. (Статья 3. Автозаправочные и газонаполнительные станции. Проект Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта").
В результате основанная на полученной таким расчетным путем вероятности наступления страхового случая (0,001), брутто-ставке базового страхового тарифа (0,212%) ежегодная минимальная страховая премия с каждой АЗС составит 114.480 рублей ($4.000). Базовый страховой тариф, устанавливаемый Правительством РФ на основе приведенных данных, может изменяться в результате умножения на коэффициенты к нему, которые устанавливаются на основе производимой МЧС РФ оценки уровня технической безопасности опасного объекта. Помимо этого экспертиза безопасности опасного объекта назначается также страховщиком при заключении договора обязательного страхования.

Если страховые компании берут на себя часть функций по обеспечению безопасности через экономические механизмы (выплаты страховых потерь), то они должны активно участвовать в предупредительных мероприятиях, а также в оценке технического состояния защищенности потенциально опасных объектов. Но в этом законопроекте предусмотрено, что предварительно надзорный государственный орган должен оценить степень технической защиты потенциально опасных объектов, дать заключение страховой компании и по этим данным будет рассчитана страховая премия. Не ясно, как страховая компания сможет доверять заключению госоргана по АЗС, который при этом не несет ответственности за само заключение. Естественно, страховая компания должна принимать активное участие в оценке технической укрепленности и на основании этого принимать соответствующее решение - говорит Григорий Сергиенко.

С переходом обеспечения безопасности на экономическую основу надзорные и административные функции со стороны государства должны уменьшаться, поэтому должны быть исключены планы МЧС по ликвидации разливов и т.п., т.к. все возможные потери будут компенсироваться системой страхования, резюмирует Григорий Сергиенко.

Кроме того, по тексту законопроекта есть ряд противоречивых положений, отмечает Григорий Сергиенко.

Расчет возможного ущерба проводится владельцем опасного объекта на основании результатов декларирования безопасности опасного объекта и экспертизы деклараций безопасности опасного объекта, либо на основании заключения экспертной организации, аккредитованной в установленном порядке уполномоченным федеральным органом (Статья 6. Страховая сумма. "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта").

Для того, чтобы опередить возможный ущерб на АЗС, владельцу необходимо обратиться в эту экспертную организацию, которая за экспертизу, скорее всего, потребует больше $4.000, и рассчитает возможный ущерб. Однако потом этот расчет необходимо будет представить в страховую организацию, страховой специалист которой сам будет рассчитывать повторно возможный ущерб на АЗС.

"Тогда возникает вопрос - зачем платить сначала одной организации, чтобы потом это заключение было поставлено под сомнение страховой компанией?" - спрашивает Григорий Сергиенко.