Совершенствование системы сбора налогов в эпоху Ивана Грозного. Посошное и подворное налогообложение в период становления русского централизованного государства

Общая перепись 1646 г., поголовно укрепляя крестьян за владельцами без срока давности для розыска беглых, вместе с тем переводила прямое обложение с сошного письма на подворное обложение. Основанием подворного податного обложения служили переписные книги , составленные в ходе проведения повторнойподворной переписи 1678-1679 гг . Они описывали рабочие силы, которые платили подать: тяглые дворы и население. Таким образом, со времени закрепощения крестьян в сфере сельскохозяйственного производства налогом облагалась уже не земля, а рабочие руки с их инвентарем.

Для каждого податного округа назначался средний подворный оклад подати и высчитывалась общая сумма податных платежей по числу тяглых дворов, а сумму плательщики сами распределяли между отдельными дворами в зависимости от уровня достатка. Подворное обложение избавило казну от потерь, какие она терпела от перехода крестьян с больших участков на меньшие, с пахотных участков на пустошные.

Крепостное право разбило все тяглое население страны на два разряда: вольные городские и сельские жители платили подать целиком государству, а крепостные делили свой труд между казной и землевладельцем. Переход к подворному обложению помог казне найти новых налогоплательщиков: с подворной переписи 1678 г. началось зачисление холопов по их дворам в тягло наравне с крестьянами.

Согласно подворной переписи 1678 г., к последней четверти XVII в. в стране насчитывалось 888 тыс. городских и сельских тяглых дворов. Из них посадские и черные (вольные) крестьянские дворы составляли – 10,4%, церковные, архиерейские и монастырские – 13,3%, дворцовые – 9,3%, боярские – 10%, дворянские – 57%. 5 Переписными книгами 1678 г. правительство пользовалось при расчете податного обложения населения даже при Петре I.

Реформы Петра I

Начавшееся на рубеже XVI и XVII вв., юридическое прикрепление крестьян к земле продолжалось до начала XVIII в. и фактически завершилось при Петре I.

В 1718 г. Петр дал указание произвести ревизию – подушную перепись населения с тем, чтобы распределить «по душам» содержание армии, которую он сделал регулярной и всесословной. Работы эти продолжались вплоть до кончины Петра в 1725 г. и закончились значительными переменами в жизни государства.

Во-первых, был крайне упрощен общественный состав русского общества. Все промежуточные слои населения, в том числе и класс вольных людей, были ликвидированы путем переведения в два основных сельских состояния – государственных крестьян и крепостных людей. В тягловое состояние были переведены и холопы. Из этих же слоев происходила, в основном, и вербовка солдат в армию. В результате в крепостной неволе, близкой к состоянию полного холопства, оказалась большая часть населения страны.

Во-вторых, была введена подушная система налогообложения , заменившая подворную. К платежам было привлечено все трудоспособное население страны, что привело к заметному увеличению доходов государства. С введением подушной подати отпала необходимость в количественном и качественном учете конкретных угодий. Были прекращены кадастровые описания земель, ликвидирован Поместный приказ. Вотчинная коллегия, созданная на его базе, занималась только разбором дел и укреплением прав на недвижимое имущество, а межевания осуществлялись теперь только по указаниям учреждений или по просьбам частных лиц. Это привело к сокращению государственных расходов на сбор налогов и, вместе с тем, к путанице в земельных отношениях и возникновению новых земельных споров.

В-третьих, Петр юридически соединил черты вотчинного и поместного владений, создав новый вид землевладения – наследственного, неделимого, служилого. Было введено новое понятие «недвижимая собственность», или «имение».

Еще одним важным преобразованием Петра I стала секуляризация, или ограничение монастырского, церковного землевладения и изъятие части этих земель в пользу государства. Секуляризация земель продолжалась и в эпоху Екатерины II, когда в 1764 г. в казну было передано около 1 млн. душ мужского пола синодальных, монастырских и церковных крестьян. После этого указа крестьяне вместо повинностей в пользу синода, архиерейских кафедр и монастырей стали платить государственный оброк.

К числу важнейших мероприятий этой эпохи относятся также межевание прибалтийских земель и составление карты России.

Испокон веков россиянин страдает от двух напастей: великого изобилия и разнообразия властей и неуклонного стремления государства различными способами ободрать его как липку. Федор Алексеевич указал ликвидировать многообразие местных властей и налогов, количественно сократив последние.

Царь, несомненно, надеялся найти отклик в сердцах россиян: «В городех быть одним воеводам, а горододельцом, и сыщиком, и губным старостам, и ямским прикащиком, и осадным, и пушкарским, и засечным, и у житниц головам, и для денежнаго и хлебнаго сбору с Москвы присыльщиком - не быть!» Чтобы подданные не кормили этакую ораву властей, их функции велено «ведать воеводам одним, чтоб впредь градским и уездным людем в кормех лишних тягостей не было".

Федор Алексеевич специально давал народу выплеснуть эмоции: губные избы, которые можно было бы использовать, было указано «во всех городах сломать», а все бывшее начальство (кроме подьячих) - «написать в службу… кто в какую пригодится». Кормиться воеводский аппарат должен был от услуг населению (судные и прочие пошлины и «нескладные доходы»), причем содержание самого воеводы (получавшего по чину государево жалованье) не предусматривалось: плакала старинная система «кормлений»!

К этому указу царь шел давно. В 1676 году он именным указом запретил воеводам и местным приказным людям «ведать" денежные сборы с таможенных и кружечных дворов, поскольку головы и целовальники, которые „денежную казну собирают мирским выбором за верою“, объяснили недобор косвенных налогов „воеводскими налогами и приметами“. В 1677 году Федор Алексеевич специально выступил против разных способов „приметываться“: запретил воеводам менять выборных голов и целовальников, сажать их в тюрьму, загружать поручениями и т. п.

Однако введение воеводского единовластия было невозможно без радикальной финансовой реформы, лишавшей воевод «кормления». Поэтому-то указ от 27 ноября 1679 года объявлялся вместе с указом о полном управлении длинного списка денежных налогов, «которые… платили наперед сего по сошному письму в розных приказех и сверх того по воеводским прихотям (так!)». Все было велено из-за тягости для населения «оставить и впредь до валовых писцов… не сбирать».

Федор Алексеевич исходил из верной оценки новой социально-экономической ситуации, когда большая часть производительного населения не владела ни землей, ни угодьями, подлежавшими обложению по сошному письму. Валовое (сплошное) описание Российского государства, задуманное в 1677 году и выполненное к осени 1679 года, позволило перейти на подворное налогообложение, охватившее государственным «тяглом» и бобылей, и задворных кабальных и добровольных людей, и монастырских «детенышей», и сельских ремесленников.

Суть реформы сводилась к тому, чтобы вместо многочисленных налогов (которые надо было платить разным чиновникам и в разные московские приказы) собирать один - стрелецкие деньги, разверстывая установленную поуездно (об этом просили общины) сумму платежей по дворам - «по животам и по промыслом» их владельцев. При этом царь простил все старые недоимки и снизил оклад в целом!

Царь вполне сознавал, что потрясает основы (когда это у нас снижали налоги?), и делал это в высшей степени публично. По всей стране объявлялось, что государь не просто изменил систему обложения, а велел «польготить», брать «с убавкою», «чтобы им (налогоплательщикам) в том лишние волокиты и убытков не было». Федор Алексеевич ратовал за справедливость раскладки сумм, «чтобы богатые и полные люди пред бедными в льготе, а бедные перед богатыми в тягости не были».

В грамотах каждому уезду подробно излагалось, сколько брали налогов раньше и насколько (в целом и на один средний двор) новый налог меньше именно по данному уезду, сколько его жители задолжали казне и сколько недоимки царь простил, «чтоб наше великого государя жалованье и милостивое призрение… было ведомо».

Поскольку в части уездов налог брали хлебом, а насчет обмера сборщики всегда были горазды, Федор Алексеевич ввел, велел изготовить в нужном количестве и внедрил в практику «торговую таможенную орленую (то есть под печатью) меру» из меди. Но уж тем, кто не оценит этих милостей и не выплатит в срок и полностью налог, государь обещал «великую опалу и жестокое наказанье безо всякие пощады».

Учитывая, что Стрелецкий приказ, куда должен был стекаться новый налог, возглавлял боярин князь Ю.А. Долгоруков, среди полководческих деяний которого не последнее место занимал разгром восстания Разина, угроза была реальна. Новая недоимка быстро нарастала, но Федор Алексеевич вновь, прежде чем по доброй старой традиции возопить «Запорю!» и «Разорю!", решил разобраться в ее причинах.

В результате совещания с гостями (сословной группой богатейших купцов) после трудной и драматичной борьбы в «верхах" появился царский указ от 5 сентября 1681 года. Вопрос о налогообложении был представлен на рассмотрение самим налогоплательщикам: комиссии московских купцов и собору «двойников" - выборных представителей по двое от каждого уездного города. Федору Алексеевичу удалось отстоять свою налоговую политику, хотя сбалансировать бюджет во время войны можно было лишь чрезвычайными мерами.

Уже с весны 1678 года пустая казна потребовала экстренного налога, вводившегося царскими указами «по совету» с патриархом и по «разговору» с боярами, «на избавление св. Божиих церквей и для сохранения православных христиан… против наступления турского султана". С дворцовых (царских), церковно-монастырских и частновладельческих крестьян (за исключением земель воевавших дворян) брали по полтине с двора, а с купцов, промышленников и горожан - десятую деньгу со стоимости имущества!

Сборы проводились ежегодно, причем полтинный налог государь требовал выплатить «за крестьян своих» их владельцам - и сам платил за дворцовые села. С задержавших выплату духовных лиц Федор Алексеевич грозил взять вдвое, а дворян, которые, имея средства, «возьмут с крестьян своих", обещал отправить в действующую армию! Кроме того, экстренно собирали подводы с проводниками и деньги на лошадей под артиллерию и обоз.

Казна выскребалась до дна: ведь регулярная армия требовала жалованья, вооружения и снаряжения, припасов и продовольствия. В 1680 году Федор Алексеевич провел генеральную ревизию всех приходо-расходных дел приказов, требуя и даже прося «очистить» в текущем году всю массу накопившихся недоимок, а в 1681 году указал каждую найденную копейку прямо «отсылать в Розряд на дачу в… жалованье ратным людям».

Не без пользы для вразумления сторонников войны царь в 1680 году потребовал от всех чинов Государева двора вернуть казне долги, взятые еще до 1676 года, и выплатить поруки за неисправных подрядчиков и «винных уговорщиков», за которых придворные много, лет безнаказанно ручались. Верный Д.М. Башмаков составил в Печатном приказе сводную ведомость о долгах всероссийского дворянства по всем нейтральным ведомствам: их велено было выплатить под угрозой конфискации «животов» и имений.

Острая нужда в наличных вынудила царя ввести откупа на косвенные налоги, дававшие основную прибыль. В 1679/80 финансовом году, например, из прихода в один миллион двести двадцать тысяч триста шестьдесят семь рублей пятьдесят три процента дали таможенные и кабацкие сборы, сорок четыре процента - прямое обложение и две целых семь десятых процента - мелкие пошлины (шестьдесят два и две десятых процента расходов ушло на армию).

Продажа водки и без откупов столь повреждала нравы, что в 1678/79 году патриарх Иоаким предложил голов и целовальников «к вере не приводить» - все равно своруют, лучше ужесточить контроль и наказания, но не губить души заведомо ложной клятвой. «А бояре говорили: и за верою у голов и у целовальников было воровство многое, а без подкрепления веры опасно воровства и больше прежняго!»

Присягу отменили, в кабаках, конечно, «объявилось воровство многое, но недостачу выборные объясняли конкуренцией откупщиков, буквально обложивших кабаками окрестности городов (куда их не пускали). Немедленно после заключения мира с Турцией и Крымом откупа были отменены и экстренные налоги отставлены. Вскоре Федор Алексеевич по просьбе „посадских и уездных людей“ простил все недоимки 1676-1679 годов.

Сниженный прямой налог выстоял, и царь сделал новый шаг, обратившись к собору «двойников» с вопросом: «Нынешний платеж… платить им вмочь или невмочь, и для чего невмочь?» Выслушав ответы, Федор Алексеевич девятнадцатого декабря 1681 года вообще простил все недоимки, еще раз снизил общую сумму обложения и подробно разъяснил льготы для каждого уезда в грамотах.

Основанием для снижения налога стал перерасчет расходов на содержание армии в мирное время. Сумму распределили по десяти разрядам в соответствии с экономическим развитием каждого района, чтобы в глухих углах брать от восьмидесяти копеек до одного рубля с двора, а в крупнейших торгово-промышленных центрах - свыше двух рублей с двора. Совершенствуя сбор косвенных налогов, Федор Алексеевич добился огромного роста казенной прибыли, используя выборных голов и целовальников, но сознавая, что служба «за верою» является тяжелой повинностью для тех кто не ворует.

Уравнению казенных повинностей был посвящен второй вопрос государя к собору «двойников», повторенный в указе от 11 декабря 1681 года, поручавшем возглавить собор Б.В. Голицыну. Как обычно, Федор Алексеевич требовал принятия решения на основе полной справки о повинностях по всему государству и указывал, что предложения должны быть направлены на то, «чтоб всем по его государскому милостивому рассмотрению служить и всякие подати платить в равенстве и не в тягость».

Незамедлительно после смерти государя, 6 мая 1682 года, «двойники» были без дела распущены по домам. Даже В.В. Голицын, который с наибольшим основанием может считаться советником Федора Алексеевича, сделавшись после его смерти главой правительства и канцлером, не продолжил ни это, ни какое-либо другое реформаторское начинание, касающееся тяглецов.

К перечню прямых налогов в России относят фискальные платежи, которые связаны непосредственно с итогом осуществления хозяйственно-финансовой деятельности, а также ростом стоимости имущества, оборотами капитала, повышением ренты. Такие сборы прямо пропорциональны платежеспособности частного либо юридического лица. Вопрос расчета

Их преимущество в простоте адаптации к размеру семьи, возрасту гражданина, доходу и т.п. Для наглядности уточним, что к ним относятся: подоходный, на имущество, прибыль, платежи за пользование природными ресурсами.

Бремя таких налоговых платежей сложно перенести на конечного потребителя. Из перечисленного списка проще всего дела обстоят со сборами на земельный участок и прочую недвижимость.

Косвенные налоги и прямые налоги — деление понятий, различие, примеры

В чем различие и что такое косвенные и прямые налоги , — попробуем разобраться.

Прямые налоги и весь их перечень служат надбавкой к цене. Они исчисляются в зависимости от величины добавленной стоимости, товарного оборота, проведенных работ и оказанных услуг.

Косвенные платежи формируются из хозяйственных актов и оборотов, денежных операций (в частности, НДС, пошлина на таможенные операции, на операции с акциями, облигациями и пр.).

Акциз относится к косвенным платежам. Это федеральный платеж, напоминающий налог с продажи. Только акциз платится не со всех товаров, а только с избыточных. С реализации табачных изделий, алкоголя, косметических препаратов и пр.

Любой косвенный налог из перечня отражается на покупателе в зависимости от эластичности спроса на облагаемую продукцию. Чем спрос не эластичнее, тем большая часть платежа перекладывается на покупателя. Когда предложение более эластичное, тем меньшая часть налогового бремени перекладывается на потребителя, а львиная доля выплачивается за счет вырученной прибыли.

В отличие от прямых, у косвенных небольшие размеры. Собираемость последних выше, поскольку они определяются степенью розничной или оптовой реализации.

Косвенные сборы называют также безусловными. Так как, они не зависят напрямую от дохода налогоплательщика и взимаются независимо от того получен убыток или прибыль.

Самым простым примером служит подоходный. В случае с предприятием, это налог на заработанную прибыль, можно сказать чистый доход. Оба эти платежа прямые и реальные. Поясним, что к реальным относятся сборы, собираемые с конкретных видов имущества и доходов.

Прямые и косвенные налоги их виды и характеристика — перечень

К таким видам относятся следующие для организации сборы:

  • корпорационный или уже упомянутый налог на прибыль;
  • на имущество;
  • земельный.

Прямые налоги с населения:


  • подоходный;
  • с имущества;
  • на собственников транспортных средств.

Еще раз подчеркнем, что они уплачиваются с имущества, а личные – с полученного дохода. В данном случае, в качестве признака классификации служит не объект налогообложения, а то обстоятельство, учитывается ли при исчислении фискального сбора платежеспособность лица.

Реальные начисления не учитывают уровня платежеспособности плательщика. Объясним почему. Они рассчитываются независимо от этого фактора. А личные, напротив, находятся в прямой зависимости от величины дохода. В качестве простого примера: при нулевой зарплате вам не нужно платить подоходный. А вот, если имеется недвижимость в собственности, то сбор начисляется вне зависимости от того, есть ли источники для его выплаты.

Транспортный — это косвенный или прямой налог?

Транспортный — прямой и имущественный сбор из перечня того, что представлен в нашей стране. Он взимается со всех владельцев автотранспорта. Ими выступают физические, юридические лица и ИП.

Подоходный

Налоговый сбор на доходы граждан или, как чаще говорят, подоходный - это главный вид из перечня прямых налоговых платежей, пополняющих государственную казну. Он рассчитывается в процентах от общего дохода частных лиц за минусом официально подтверждённых расходов.

НДФЛ платят с доходов:

  • от продажи дома или квартиры, находившихся в собственности меньше 3-х лет;
  • от аренды имущества;
  • полученных за пределами Российской Федерации;
  • от разного типа выигрышей.

В указанных случаях, законом предусмотрено заполнение соответствующей декларации.

НДС

НДС - косвенный платеж из перечня тех, что взымаются в пользу государства. Отчетный период – квартал. Кто его исчисляет? Продавец при реализации товаров клиенту. Для последнего НДС, по сути, напоминает сбор с продаж. Почему? Продавец суммирует его к стоимости реализуемой продукции или предоставленной услуги.

Но в отличие от налогового сбора с продажи, если покупатель также выступает плательщиком НДС — покупает эти товары либо услуги для использования, скажем, в последующей перепродаже то он при расчете суммы своих бюджетных обязательств, имеет право вычесть, ту величину, которую он уже выплатил поставщику.

Указанный платеж является косвенным. Но обязанность по его оплате в итоге ложится не на торговцев, а на рядовых покупателей.

Перевод всех основных прямых налогов на подворный принцип обложения

В течение всего XVII в. развивалась система финансового управления, в основе своей возникшая в предыдущем столетии. Налоги поступали в многочисленные ведомства, и эта раздробленность управления сбором податей между разными приказами даже усилилась. Ряд областей управлялись особыми территориальными приказами, куда поступало большинство причитавшихся с них сборов. В отличие от четвертей эти приказы не были по преимуществу финансовыми органами, а занимались множеством других вопросов по управлению той или иной территорией. Крупнейшими из них были Казанский и Сибирский приказы. Правда, основная масса налогов, собиравшаяся в Сибири, там и расходовалась. В Сибирский приказ надлежало только предоставлять соответствующие отчеты. Большинство городов к югу от Москвы, которые имели большое значение для обороны страны от набегов со стороны степи и где находились многочисленные гарнизоны служилых людей, управлялись из Разряда, являвшегося в первую очередь военным ведомством. Но в Разряд поступали и многие налоги с этих городов. Наконец, самой Москвой управлял Земский приказ, сосредоточивший административную и полицейскую власть в столице. Он же занимался и сбором налогов с обширного московского посада.

Целый ряд центральных приказов занимался сбором налогов, связанных с их компетенцией. Так, в Стрелецкий приказ поступал стрелецкий хлеб и стрелецкие деньги, в Ямской - ямские деньги. Монастырский приказ получал налоги с земель, находившихся во владении монастырей и церковных иерархов. Конюшенному приказу доставались пошлины с продажи лошадей, которые шли на содержание дворцовых конюшен. Печатный приказ взимал пошлины за подтверждение разного рода жалованных грамот посредством прикладывания к ним государственной печати, которая хранилась в этом приказе. Ряд небольших приказов, ведавших по преимуществу судом в отношении некоторых групп населения (Московский судный, Холопий судный и др.), получали в свою пользу судебные пошлины. Таким образом, практически каждый приказ собирал какие-либо налоги или пошлины.

Вместе с тем наличествовало несколько центральных ведомств, по преимуществу финансового характера. Специализированным финансовым учреждением оставался Приказ Большого прихода, но его компетенция по сравнению с XVI в. значительно сузилась, основной его задачей стал сбор таможенных пошлин. Зато большого развития достигает система четвертных приказов или четвертей. В XVII в. их было пять: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская и Устюжская. Между ними были распределены почти все города и уезды центра, севера, северо-запада страны. Причем ни одна из четвертей в отличие от ранних четвертей, существовавших в XVI в., не управляла каким-либо сплошным регионом. Причисленные к любой из них города и уезды располагались чересполосно, находились в разных регионах страны. В четверти поступала большая часть налогов с подведомственной территории. Кроме того, в XVII в. время от времени возникали ведомства, занимавшиеся сбором определенного налога. Самый яркий пример - Приказ Новой четверти, которому был поручен сбор кабацких доходов 157 .

Оставался еще один собственно финансовый приказ - Большая казна. Как уже говорилось, его история восходит к великокняжескому казначейскому ведомству XV-XVI вв., от которого постепенно отпочковывались разного рода ведомства (Большой приход, четверти и пр.), в связи с чем этот приказ терял свои функции по организации сбора податей. В XVII в. роль Большой казны в этой сфере управления долгое время была незначительной. С другой стороны, этот приказ имел большое значение в организации государственных финансов, поскольку ведал обширным казенным хозяйством, заводами, промыслами, торгами, управлял денежными дворами. Таким образом, к концу XVII в. сложность и раздробленность финансового управления стала чрезмерной. Но на рубеже 70-х и 80-х гг. в управлении сбором налогов происходят определенные перемены.

Они связаны с целым рядом реформ, проведенных в сфере финансовой и налоговой политики в правление царя Федора Алексеевича, старшего брата Петра I. Сейчас его вспоминают нечасто, а если и вспоминают, то больше говорят о его слабом здоровье, увлечении лошадьми и одеждой по польской моде. Между тем в его правление предпринимаются усилия по централизации финансового управления, упорядочению сбора податей. В 1679-1681 гг. резко сокращается количество ведомств, собиравших налоги. Были упразднены четверти, причитавшиеся им налоги было велено направлять в Приказ Большой казны, сюда же стали поступать и таможенные пошлины, ранее собиравшиеся в Большой приход. В результате Приказ Большой казны стал одним из основных органов по управлению сбором податей и пошлин 158 . Но все же единого органа, ведавшего финансами страны или поступлением налогов в казну, тогда не возникло и не могло возникнуть, поскольку оставался в силе принцип специализации налогов. Единого бюджета не существовало. Многие налоги вводились для удовлетворения определенной потребности, в связи с чем их и поручали собирать соответствующему ведомству. Так, один из основных налогов - стрелецкие деньги, как и прежде, поступал в Стрелецкий приказ. Тем более, что в правление царевны Софьи происходит некоторая ревизия мероприятий Федора Алексеевича в сфере финансового управления. В 1683 г. восстанавливаются четверти, им поручается сбор стрелецких денег и разного рода оброков с подведомственных им городов 159 .

При Федоре Алексеевиче новый импульс получила тенденция слияния прямых налогов, начавшаяся сразу после Смуты, что также способствовало централизации сбора и упрощению его порядка. В 1679 г. отменялось взимание таких важных налогов, как данские деньги и ямские деньги. Ямские деньги объединялись с полоняничными. Вместо данских денег и других упраздненных налогов увеличивался сбор стрелецких денег, которые становятся главным и наиболее существенным из прямых налогов. Это явилось значительным шагом к установлению повсеместного и однородного налога 160 .

В правление Федора Алексеевича в целом завершается переход к подворному обложению, начатый еще в 40-х гг. XVII в. В 1678-1679 гг. проводится новое подворное описание 161 . Из тягла исключалось множество запустевших дворов, которые значились в прежних писцовых описаниях. В сентябре 1679 г. выходит указ о переводе всех основных прямых налогов на подворный принцип обложения 162 .

Введение новой единицы обложения позволило точнее учесть хозяйства и дворы купцов, ремесленников: прежнее сошное письмо больше было ориентировано на описание земледельческих угодий, а кузницы, лавки и т.п. полагались в соху из примерного расчета.

Переход к подворному принципу вовсе не означал, что отныне каждый дворохозяин платил в казну ту сумму, которая была установлена для отдельного двора. В полной мере сохранялась роль общины в распределении и взимании податей «по животам и промыслам», ее ответственность перед государством за своевременное и правильное поступление тягла, возложенного на нее. Другое дело, что общая сумма налога определялась теперь в зависимости от учтенных в составе каждой общины дворов («дворового числа»). Распределение налогов «по живущим четвертям», основанным на старинном сошном письме, постепенно уходит в прошлое. Так государство с его налоговым аппаратом все ближе подбирается к конкретному плательщику. Раньше множество плательщиков объединялось в масштабах обширной сохи, затем гораздо более узкая их группа в составе нескольких дворов выделялась в рамках «живущей четверти», теперь государство учитывает уже каждый двор. Остался еще один шаг - учесть каждого плательщика отдельно и распределять налоги в зависимости от количества конкретных «душ», положенных в тягло. Этот шаг будет сделан в правление Петра I.

Таким образом, в течение XVI-XVII вв. Российское государство эволюционировало в направлении усиления централизации, преодоления последних пережитков удельной старины. Туже эволюцию претерпевала и налоговая система. Наметились тенденции, которые в следующем столетии привели к формированию налоговой системы абсолютизма. В их числе следует прежде всего назвать централизацию управления сбором податей, стремление ввести такую единицу обложения, чтобы учесть как можно больше конкретных плательщиков. Продолжается процесс перевода натуральных повинностей на деньги. В этом нельзя не видеть результат дальнейшего развития товарно-денежных отношений в стране. В связи с этим предпринимаются попытки расширить казенные доходы за счет расширения косвенного обложения. Большое внимание уделяется системе таможенных пошлин, других сборов с торговли, происходит их существенное упрочение и унификация, что отвечало не только фискальным потребностям государства, но и интересам купечества. Государство само все более активно включается в товарно-денежное обращение, учреждаются казенные монополии, заводятся казенные производства, доходы от этих так называемых регалий становятся важной статьей поступлений в казну наряду с налогами. И вместе с тем в связи с дальнейшим развитием крепостнических начал во многих сферах экономики и социальной жизни усиливается прикрепление податного населения к тяглу. В результате в XVII в. достигает расцвета налоговая система допетровской эпохи, достаточно централизованная, но сохранившая еще немало архаичных черт прежних эпох.

Нерешенными оставались многие проблемы: отсутствовало единое ведомство, куда поступали бы все казенные доходы, не существовало специальных налоговых органов на местах, перечень податей был чрезмерно обширен, не вполне ясной была фискальная политика в отношении разных сословий, тем более что таких сословий или «чинов» было много, границы между ними были размытыми.

157 Лаппо-Данилевский А. Указ. соч. С. 475-476.
158 Демидова Н.Ф., Морозова Л.Е., Преображенский А.А. Первые Романовы на Российском престоле. М., 1966. С. 187.
159 Милюков П.Н. Государственное хозяйство... С. 64.
160 Богословский М.М. Указ. соч. Т. 2. С. 109.
161 Милюков П.Н. Спорные вопросы... С. 123-124.
162 Устюгов Н.В. К вопросу о раскладке повинностей по дворовому числу в конце XVII в. // Академику Борису Дмитриевичу Грекову ко дню семидесятилетия. М., 1952. С. 221.