Россия реализует проект «Черноморское кольцо. BesTToday

Госдума ратифицировала совместное соглашение причерноморских государств о создании кольцевой автомагистрали вокруг моря. Дорога длиной 7250 км воссоздает легендарный Великий Шелковый путь — старинный транспортный мост между Европой и Азией. Каждая страна будет строить свой участок за собственные деньги, зато скорость на ней составит 150 км/ч.

География сближения
По предложению РФ государства - члены Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) договорились привести в порядок и отчасти достроить дорогу еще в апреле 2007 года. Проект назвали «Highway Black Sea Road» (HWBSR), у нас укоренилось — «Черноморское кольцо». В проекте Россия предложила привести трассу к современным стандартам международного сообщения.

В первом варианте плана длина кольца должна была составить 7140 км (со временем протяженность увеличили на 110 км), с двумя, как минимум, полосами движения в каждом направлении.

Основной маршрут HWBSR проляжет через города Стамбул - Самсун - Трабзон (Турция) - Батуми - Поти (Грузия) - Новороссийск - Ростов-на-Дону - Таганрог (РФ) - Мариуполь - Мелитополь - Одесса (Украина) - Кишинев (Молдавия) - Бухарест (Румыния) - Хасково (Болгария) - Эдирне (Турция) и замкнется в Стамбуле.

Основным считается и полотно от Комотини через Александруполис (Греция) в Стамбул.

Проект предусматривает многочисленные ответвления:


  • Бухарест — Константа (Румыния);

  • Александруполис (Греция) — Едирне (Турция);

  • Поти — Тбилиси (Грузия) — Баку (Азербайджан);

  • Хопа — Артвин (Турция) — Вале — Ахалсиче — Кхашури (Грузия);

  • Ахалсиче (Грузия) — Гюмри — Ереван — Раздан (Армения) — Тбилиси (Грузия);

  • Гюмри — Ваназдор (Армения) — Тбилиси (Грузия).

В результате "кольцо" заключит в свои объятия не выходящие к Черному морю Армению, Азербайджан, Албанию и Сербию.

Российский причерноморский участок проложат на удалении пяти километров от береговой линии, он соединит одной нитью Адлер, Сочи, Лазаревское, Туапсе, Джубгу, Геленджик, Новороссийск, Анапу и порт Кавказ. Общая протяженность по территории Краснодарского края составит 350-360 км. Еще один участок: Ростов-на-Дону — Волгоград — Астрахань.

Экономическая прагматика
Что вызвало необходимость «окольцевать» море? Министр транспорта России Игорь Левитин заявил, что дорога позволит воссоздать легендарный Великий Шелковый путь — старинный транспортный мост между Европой и Азией.

Если же говорить на языке экономистов-прагматиков, дорога призвана обеспечить надежную автотранспортную связь между морскими, речными и воздушными портами в зоне транспортного коридора ЧЭС, а также сделать доступными выходы в рекреационные зоны государств Черноморского бассейна. Чисто российский интерес — повысить привлекательность наших транспортных коридоров, ускорить комплексную модернизацию и обустройство железнодорожных, автомобильных, морских и речных пунктов пропуска через государственную границу РФ.

Сейчас большегрузные автомобили, следующие в Турцию, приходится переправлять на паромах, — пояснил представитель Минтранса Андрей Трубицын. — Другой пример: грузинский участок практически не используется. Чтобы пересекать мосты в пределах этой страны, каждому большегрузному автомобилю требуется специальное разрешение. Когда же страны-участницы проекта реализуют свои обязательства, грузовикам повсюду будет «гореть зеленый свет». Например, после окончания строительства стартовавшая в Новороссийске фура сможет объехать посуху вокруг всего моря, чего сегодня сделать невозможно.

Как пояснил А. Трубицын, речь идет не столько о строительстве дорог, сколько о приведении существующих к требованиям, установленным для международных магистралей. Скажем, сейчас средняя транспортная нагрузка на российском участке составляет около 10 тонн, чего недостаточно для полноценного сообщения (при этом российский участок далеко не худший). После завершения проекта эта нагрузка на всем протяжении кольца поднимется до 11,5 тонн.

Солидарное развитие
Единого бюджета у проекта нет: каждая страна должна оплачивать стройки на своих участках из национальных фондов и бюджетов, различных субсидий, подключать частный капитал. Европейские фонды, Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Мировой банк и др. тоже смогут участвовать в финансировании.

"Черноморское кольцо" на российской территории будет финансироваться в рамках федеральных целевых программ. Суммарные затраты, по словам Игоря Левитина, составят 300 млрд. рублей

Назвать полную цифру солидарных затрат всех стран-участниц сложно — проект развивается. Скажем, российская сторона предложила превратить «кольцо» в дорогу первой категории. Это означает, что автомобили смогут двигаться по ней со скоростью до 150 км/ч. РФ выступила с инициативой расширить проект до уровня задачи создать трансконтинентальный коридор — от стран Евросоюза через Украину, Россию, Казахстан в Среднюю Азию. Другие члены ОЧЭС хотели бы продлить трассу к южным странам Персидского залива.

Кратное ускорение
Стройка может потребовать больших капиталовложений и в силу «внутренних» российских инициатив. Скажем, частью «кольца» может стать новая четырехполосная прямая автомагистраль вдоль Черноморского побережья от Джубги до Сочи. Сейчас 170 километров между двумя городами машины проходят за 4-5 часов по горному серпантину. Представители местной власти подсчитали: на строительство этого отрезка, где придется возвести около 40 эстакад, потребуется около 500 млрд. рублей. Они рассчитывают получить деньги из федерального бюджета. Зато время в пути сократиться втрое-вчетверо.

По настоянию Украины в программу стройки, скорее всего, будет включено возведение Керченского моста, им займутся Украина и Россия. О финансировании этой стройки уже проведены переговоры с «Внешэкономбанком». Россия и Казахстан вместе строят мост в районе Астрахани, он тоже станет частью HWBSR.

Определить сроки проекта "Черноморское кольцо" Министерство транспорта РФ не берется. Работы на российском участке займут не менее 15-20 лет.

По предложению РФ государства - члены Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) договорились привести в порядок и отчасти достроить дорогу еще в апреле 2007 года. Проект назвали «Highway Black Sea Road» (HWBSR), у нас укоренилось - «Черноморское кольцо». В проекте Россия предложила привести трассу к современным стандартам международного сообщения.

В первом варианте плана длина кольца должна была составить 7140 км (со временем протяженность увеличили на 110 км), с двумя, как минимум, полосами движения в каждом направлении.

Основной маршрут HWBSR проляжет через города Стамбул - Самсун - Трабзон (Турция) - Батуми - Поти (Грузия) - Новороссийск - Ростов-на-Дону - Таганрог (РФ) - Мариуполь - Мелитополь - Одесса (Украина) - Кишинев (Молдавия) - Бухарест (Румыния) - Хасково (Болгария) - Эдирне (Турция) и замкнется в Стамбуле.

Основным считается и полотно от Комотини через Александруполис (Греция) в Стамбул.

Проект предусматривает многочисленные ответвления:

  • Бухарест - Константа (Румыния);
  • Александруполис (Греция) - Едирне (Турция);
  • Поти - Тбилиси (Грузия) - Баку (Азербайджан);
  • Хопа - Артвин (Турция) - Вале - Ахалсиче - Кхашури (Грузия);
  • Ахалсиче (Грузия) - Гюмри - Ереван - Раздан (Армения) - Тбилиси (Грузия);
  • Гюмри - Ваназдор (Армения) - Тбилиси (Грузия).

В результате «кольцо» заключит в свои объятия не выходящие к Черному морю Армению, Азербайджан, Албанию и Сербию.

Российский причерноморский участок проложат на удалении пяти километров от береговой линии, он соединит одной нитью Адлер, Сочи, Лазаревское, Туапсе, Джубгу, Геленджик, Новороссийск, Анапу и порт Кавказ. Общая протяженность по территории Краснодарского края составит 350–360 км. Еще один участок: Ростов-на-Дону - Волгоград - Астрахань.

Экономическая прагматика

Что вызвало необходимость «окольцевать» море? Министр транспорта России Игорь Левитин заявил, что дорога позволит воссоздать легендарный Великий Шелковый путь - старинный транспортный мост между Европой и Азией.

Если же говорить на языке экономистов-прагматиков, дорога призвана обеспечить надежную автотранспортную связь между морскими, речными и воздушными портами в зоне транспортного коридора ЧЭС, а также сделать доступными выходы в рекреационные зоны государств Черноморского бассейна. Чисто российский интерес - повысить привлекательность наших транспортных коридоров, ускорить комплексную модернизацию и обустройство железнодорожных, автомобильных, морских и речных пунктов пропуска через государственную границу РФ.

Сейчас большегрузные автомобили, следующие в Турцию, приходится переправлять на паромах, - пояснил представитель Минтранса Андрей Трубицын. - Другой пример: грузинский участок практически не используется. Чтобы пересекать мосты в пределах этой страны, каждому большегрузному автомобилю требуется специальное разрешение. Когда же страны-участницы проекта реализуют свои обязательства, грузовикам повсюду будет «гореть зеленый свет». Например, после окончания строительства стартовавшая в Новороссийске фура сможет объехать посуху вокруг всего моря, чего сегодня сделать невозможно.

Как пояснил А. Трубицын, речь идет не столько о строительстве дорог, сколько о приведении существующих к требованиям, установленным для международных магистралей. Скажем, сейчас средняя транспортная нагрузка на российском участке составляет около 10 тонн, чего недостаточно для полноценного сообщения (при этом российский участок далеко не худший). После завершения проекта эта нагрузка на всем протяжении кольца поднимется до 11,5 тонн.

Солидарное развитие

Единого бюджета у проекта нет: каждая страна должна оплачивать стройки на своих участках из национальных фондов и бюджетов, различных субсидий, подключать частный капитал. Европейские фонды, Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Мировой банк и др. тоже смогут участвовать в финансировании.

«Черноморское кольцо» на российской территории будет финансироваться в рамках федеральных целевых программ. Суммарные затраты, по словам Игоря Левитина, составят 300 млрд. рублей

Назвать полную цифру солидарных затрат всех стран-участниц сложно - проект развивается. Скажем, российская сторона предложила превратить «кольцо» в дорогу первой категории. Это означает, что автомобили смогут двигаться по ней со скоростью до 150 км/ч. РФ выступила с инициативой расширить проект до уровня задачи создать трансконтинентальный коридор - от стран Евросоюза через Украину, Россию, Казахстан в Среднюю Азию. Другие члены ОЧЭС хотели бы продлить трассу к южным странам Персидского залива.

Кратное ускорение

Стройка может потребовать больших капиталовложений и в силу «внутренних» российских инициатив. Скажем, частью «кольца» может стать новая четырехполосная прямая автомагистраль вдоль Черноморского побережья от Джубги до Сочи. Сейчас 170 километров между двумя городами машины проходят за 4–5 часов по горному серпантину. Представители местной власти подсчитали: на строительство этого отрезка, где придется возвести около 40 эстакад, потребуется около 500 млрд. рублей. Они рассчитывают получить деньги из федерального бюджета. Зато время в пути сократиться втрое-вчетверо.

По настоянию Украины в программу стройки, скорее всего, будет включено возведение Керченского моста, им займутся Украина и Россия. О финансировании этой стройки уже проведены переговоры с «Внешэкономбанком». Россия и Казахстан вместе строят мост в районе Астрахани, он тоже станет частью HWBSR.

Определить сроки проекта «Черноморское кольцо» Министерство транспорта РФ не берется. Работы на российском участке займут не менее 15–20 лет.

В Москве члены организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) определили предварительный маршрут прохождения кольцевой магистрали вокруг Черного моря. Их не смущают даже политические конфликты между черноморскими странами.

Россия временно (до октября 2006 года) председательствует в ЧЭС. Проект строительства кольцевой магистрали стал одной из основных «российских» идей в этой международной организации. В основу ее обсуждения был положен меморандум о взаимопонимании по вопросу облегчения грузовых автомобильных перевозок в регионе организации ЧЭС, вступивший в силу 20 июля. Этот документ был принят еще 6 марта 2002 года в Киеве, но его ратификация потребовала почти четырех с половиной лет.

В меморандуме страны – участницы ЧЭС сформулировали четыре основные цели. Прежде всего либерализация грузовых перевозок в регионе и облегчение выдачи виз профессиональным водителям. В рамках ЧЭС, кроме того, должна быть создана общая информационная система, отслеживающая данные о взимаемой с автомобильных перевозчиков плате. Наконец, организация намерена присоединиться к ряду международных соглашений (они определяют максимально разрешенный вес и габариты автотранспорта, порядок перевозки опасных грузов и социальное регулирование).

Для координации работ по реализации меморандума предполагается создать так называемый Руководящий комитет ЧЭС. В него войдут по одному представителю от каждой страны-участницы.

Четкий график реализации положений меморандума в Москве предложил заместитель генерального секретаря Союза дорожно-транспортных ассоциаций ЧЭС Адриан Альбу. Согласно этому графику на выполнение положений меморандума отводится 10 лет. От создания Руководящего комитета на встрече министров транспорта стран ЧЭС в Сочи (запланировано на сентябрь 2006 года) до полной интеграции автотранспортного рынка в регионе в 2016 году. Сам этот план нареканий не вызвал, но некоторые участники семинара опасаются возникновения политических преград (см. интервью с Игорем Руновым на этой странице).

Физическим воплощением интеграции черноморских стран и должна стать Международная кольцевая автострада вокруг Черного моря. Эта трасса протяженностью около 7 140 км замкнет, как планируется, разрозненные сейчас национальные автодороги стран ЧЭС. Магистраль пройдет (см. карту) через турецкие города Стамбул, Самсун и Трабзон на грузинские Батуми и Поти. Дальше дорогу предполагается провести через российские города Новороссийск, Ростов-на-Дону, Таганрог. Потом трасса продолжится на Украине через Мариуполь, Мелитополь и Одессу на Кишинев в Молдавии, Бухарест в Румынии и Хасково в Болгарии. Замыкаться дорога должна в Греции, проходя через города Комотини и Александруполис. Как сообщил на семинаре ЧЭС консультант департамента Министерства транспорта РФ Андрей Трубицын, примерно 1 тыс. км кольцевой автодороги пройдет по территории России.

В Москве эксперты ЧЭС лишь обсудили маршрут кольцевой магистрали, предложенный Россией. Окончательную же карту кольцевой дороги должны утвердить министры транспорта стран ЧЭС на сентябрьской встрече в Сочи. Хотя сейчас никто не готов поручиться, что маршрут удастся согласовать за два месяца. Не секрет, что политические разногласия существуют между многими черноморскими странами: Турцией и Грецией, Турцией и Арменией, Грузией и Россией.

Пока же эксперты касались только экономических аспектов создания кольцевой магистрали. Начальник отдела министерства транспорта, строительства и туризма Румынии Дана Патраску призвала своих коллег сосредоточиться на упрощении процедур получения виз. «Трудов только министерств иностранных дел недостаточно, – сказала она. – Усилия должны приложить все связанные с автомобильными перевозками ведомства». В ответ руководитель департамента министерства транспорта Турции Йилмаз Килавуз предложил кардинальное решение этой проблемы – вообще отказаться от виз для профессиональных водителей. «Стоит рассмотреть возможность пропуска водителей на границе по профессиональным водительским сертификатам, – полагает представитель минтранса Турции. – Такая система действует в Европейском союзе, и ее можно перенять».

Хотя никто не отрицает экономической выгоды от создания КМ, политическая воля для согласования маршрута определенно потребуется. Грузинские перевозчики надеются на быструю ликвидацию политических барьеров для реализации проекта.

Как заявил «Гудку» президент Грузинской ассоциации международных дорожных перевозчиков Александр Чхеидзе, ведь несмотря ни на что, в грузинской политике есть понимание, что с Россией надо договариваться.

    Справка «Гудка»

    Организация Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) создана в 1992 году. В организацию входят Россия, Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Греция, Молдавия, Румыния, Сербия, Турция и Украина.

Схема прохождения Кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря


Кольцевой маршрут дает широкий простор для маневра

Ответственный управляющий постоянного международного секретариата организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) Андрей КОНОНЕНКО рассказал «Гудку», с чего начнется реализация проекта Черноморской кольцевой автодороги.

– План организации кольцевого автомаршрута вокруг Черного моря был объявлен на семинаре ЧЭС. Но в своем выступлении вы упомянули, что работа над его созданием ведется еще с 1994 года. Почему проект не стартовал раньше?
– Это не совсем так. Я говорил о разработке кольцевого транспортного коридора, где автотрасса рассматривалась как одна из его составных частей. Тем более, возможность реализовать концепцию кольцевой магистрали появилась только сейчас. Раньше мешали причины как экономические, вроде падения объема перевозок в середине 1990-х годов, так и политические. Они связаны с существованием внутренних конфликтов в ряде причерноморских государств. Теперь ЧЭС вернулась к идее создания кольцевой автодороги для перевозки как грузов, так и пассажиров.
На каждом этапе, с учетом обстоятельств, мы ставим разные задачи. Если в начале мы хотели лишь преодолеть барьеры на пути товаров между различными странами, то теперь мы все больше ориентируемся на обеспечение более эффективного транзита через Черноморский регион. И в настоящее время мы выбираем наиболее эффективные маршруты, уже не внутренние, а транзитные. Внутри тех международных коридоров, которые были рассмотрены Европейской комиссией, Европейской экономической комиссией ООН и Европейской конференцией министров транспорта.

– И чем нынешний вариант магистрали отличается от варианта 1994 года?
– Они, в принципе, похожи. Но в варианте 1994 года речь шла о перевозках не только автомобильным, но и железнодорожным, и морским транспортом. И на картах представлены были морские маршруты, существующие участки железной дороги, которые связывают крупнейшие порты. Это, по существу, была карта основных путей сообщения, существующих в Черноморском регионе.
На встрече организаций ЧЭС в греческих Салониках в январе 2005 года определенный маршрут автотрассы вообще не рассматривался. Там речь шла только о концепции создания такой дороги как необходимом условии реализации транзитного потенциала региона. Была обоснована сама необходимость создания такой автомагистрали.
Сейчас началась работа по определению конкретных пунктов прохождения трассы. И практика показывает, что здесь помимо чисто экономических критериев будут рассматриваться и политические. Например, есть ряд проблем с переходом границы между Арменией и Турцией.

– Но концепция Черноморского кольцевого транспортного коридора осталась? Или теперь обсуждается только автомаршрут?
– Концепция транспортного коридора предполагает не постройку физической инфраструктуры, а обеспечение возможности доставки груза в любую точку региона. В основе реализации концепции кольцевой магистрали лежит современное понимание модели доставки груза как мультимодальной перевозки. И поэтому на Черном море в первую очередь должны сочетаться автомобильный и морской транспорт. И, безусловно, железнодорожный транспорт входит сюда в качестве третьей составляющей.

– Вы можете назвать те транспортные коридоры, в которые впишется Черноморская кольцевая автомагистраль?
– Она не вписана в какой-то конкретный коридор. Черноморская дорога войдет в систему существующих и создаваемых транспортных коридоров.

– Все участники семинара ЧЭС в Москве получили в материалах описание вполне определенного маршрута. Его еще необходимо согласовывать?
– Это тот вариант маршрута, который представлен страной, разработавшей проект меморандума, – Россией. Мне он представляется достаточно логичным. Я не исключаю, что этот маршрут и будет окончательным. Но в данный момент это лишь проект. Возможно, маршрут кольцевой автодороги не будет соответствовать полностью перечисленным сейчас в карте точкам.

– Предусматривает ли эта концепция строительство новых мультимодальных логистических центров или в ней будут использоваться уже существующие?
– Вне всякого сомнения, магистраль изменит объемы и направления перевозок. Существующие центры найдут себе применение, но если в каких-то странах будет необходимо создание новых – они сделают это.
Конкретнее пока сказать трудно, поскольку сейчас мы не знаем точного маршрута. Его прокладка как раз и предполагает оценку объема перевозок, и уровня развития инфраструктуры. А также таких важных моментов, как система пересечения границ, тех трудностей, с которыми сталкивается перевозчик на дорогах. До тех пор пока не сформирован маршрут, пока мы не определились с объемами и номенклатурой перевозок, говорить об организации логистических центров преждевременно.

– Почему в конечном итоге решено организовать именно автомобильный маршрут, а не железнодорожный или автомобильно-морской?
– По той причине, что это наиболее мобильный транспорт. Он обеспечивает гибкие возможности при перевозке. Прежде всего контейнеров из стран Юго-Восточной Азии в Европу. К тому же всегда есть возможность использовать автомобильный транспорт совместно с морским.

– Какова основная функция магистрали? Она свяжет морские порты между собой или есть и другие задачи?
– Естественно, по кольцевой дороге машины «круги нарезать» не будут. Речь идет о том, что перевозчик сможет выбрать либо автомобильный участок пути, либо морской маршрут. Возможно комбинированное использование и того, и другого варианта. Иногда будут задействованы и железнодорожные линии. Это зависит от характера груза и от географических точек происхождения груза.
Речь не идет о том, что после создания кольцевой автодороги приоритетным или единственно возможным для стран ЧЭС станет использование автомобильного транспорта.

– Автобусный туристический маршрут вокруг Черного моря будет возможным?
– Может быть. В этом случае не понадобится пересаживать пассажиров на паромы. В любом случае магистраль упростила бы выбор маршрута туроператорам.

– Вероятно, сами дороги физически уже существуют, и надо лишь организовать пропускные пункты, договориться о контроле, ввести единые правила разметки дорог?
– Не совсем так. Действительно, дороги в каком-то приближении к этому понятию в регионе есть. Но в реальности значительная часть этих дорог вряд ли может по своему качеству быть признана международными трассами. Их не могут пока использовать автоперевозчики. Поэтому необходимо привлечь средства для реконструкции попадающих в кольцевую магистраль участков. Чтобы по всему периметру этого кольца качество дороги и связанной с ней инфраструктуры было если и не одинаково высоким, то максимально близким к этому.

– Это главное препятствие на пути реализации проекта?
– Помимо самой дороги важны и условия, обеспечивающие нормальную перевозку. Нужно согласовывать, например, порядок прохождения границ. Обсуждение условий займет еще какое-то время.

– Значит, пока правительства стран ЧЭС не согласуют тысячи вопросов, создание инфраструктуры международной трассы будет стоять?
– Иногда разговоры тоже дело. В экономической дипломатии существует некоторая последовательность действий. Сначала оценивается ситуация, формулируется задача, потом ее начинают решать. В данном случае мы находимся только на этапе постановки задачи. Подписанный 6 марта 2002 года в Киеве меморандум («О взаимопонимании по вопросу облегчения грузовых автомобильных перевозок в регионе организации Черноморского экономического сотрудничества». – «Гудок») вступил в силу только на прошлой неделе.
В июле в Москве эксперты из стран – участниц ЧЭС обсудили подробный план действий по проведению проекта создания Черноморской кольцевой автомагистрали в жизнь. Он мне показался логичным и очень понравился. Поэтому отношусь к нему с осторожным оптимизмом. Хорошо, что меморандум вступил в действие. Дальше дело за исполнением предложенного плана действий и контролем.

– Так что же дает перевозчикам меморандум?
– Реализация документа относится к компетенции правительств государств ЧЭС. И при согласовании разных вопросов наступят «тяжелые времена». Очень многое будет зависеть от политической воли стран ЧЭС. И я тут вижу несколько групп по интересам. Некоторые из стран ЧЭС (например Украина и Молдавия) активно стремятся к евроинтеграции. У некоторых, как у России, особое отношение к проекту.

– Что это за «особое отношение России» к черноморской магистрали?
– Я бы сказал так: экономические планы нашей страны, как всегда, являются заложниками общей большой политической игры. Как всегда, автомобильный транспорт остается на обочине.

– В чем это выражается для перевозчиков?
– Проблема получения виз, например. В последнее время у России наладились в этом вопросе отношения с рядом государств Европы. В частности, с Францией и Италией. Но в других странах сохраняется полный беспредел со стороны визовых чиновников. Для получения профессиональной визы с водителя требуют представить до 20 документов. Это настоящее безумие.

Россия не отказалась от идеи кольцевой скоростной дороги вокруг Черного моря и уже в ближайшее время вложит в свой участок гигантского транспортного коридора около 80 млрд рублей. Особняком стоит проблема с Украиной, которая выступает категорически против прокладки маршрута через Крым.


Общая протяженность участков автомобильных дорог, включенных в российский участок кольцевой автодороги вокруг Черного моря (КАЧМ), составляет 2230 км, сообщили «Газете.Ru» в Минтрансе. Наиболее оптимальным вариантом в ведомстве считают строительство дорог класса 1А с максимальным скоростным режимом 130 км/ч.

Маршрут следующий: граница Российской Федерации с Украиной (в настоящий момент эта территория подконтрольна так называемой ДНР) — Таганрог — Ростов-на-Дону — Павловская — Армавир — Минеральные Воды — Нальчик — Владикавказ — Нижний Ларс — граница Российской Федерации.

Вторая часть маршрута это Павловская — Краснодар — Горячий Ключ — Джубга — Сочи — граница Российской Федерации с Абхазией.

Между этими отрезками будет несколько соединений. Первое: Владикавказ — Грозный — Махачкала — Дербент — граница России. Второе: Джубга — Новороссийск — Анапа — порт Кавказ — Керчь — Феодосия — Джанкой — Армянск — граница России. И третье: Краснодар — Новороссийск.

По словам главы Минтранса Максима Соколова, строительство своего участка международного коридора России может обойтись примерно в 80 млрд руб.

Предполагается, что в проект может войти и Крымский полуостров, однако этот вопрос придется согласовывать с другими участниками проекта, одним из которых является Украина. Ее представители на встречу министров транспорта стран ЧЭС не приехали. До начала обострения ситуации на Украине именно она настаивала на включении в проект кольца будущего Керченского моста, который украинские власти хотели строить вместе с Россией.

Однако после присоединения Крыма и обострения двусторонних отношений, как сообщили в Минтрансе России, у Украины иные взгляды на ситуацию.

Так, в рамках ЧЭС украинской стороной поднят вопрос по изменению маршрута КАЧМ и исключению его крымского участка, а также о правовом статусе дорожной сети Республики Крым.

В предлагаемом Украиной варианте расстояние от Херсона до Сочи по маршруту Одесса — Херсон — Мариуполь — Новоазовск — Ростов-на-Дону — Новороссийск — Сочи составляет 1177 км. А если считать протяженность этого участка не через украинские города, а через Крым (Джанкой — Феодосия — Керчь), то длина дороги составит 740 км. Это почти на 40% короче предложенного украинской стороной. Однако этот маршрут исключает часть украинских городов из кольца (Мариуполь и Новоазовск). По мнению российской стороны, дорога с учетом Крыма будет более экономически рентабельной.

Как подчеркнули в Минтрансе, российская сторона готова к началу консультаций по поиску взаимоприемлемого технического решения вопроса внесения изменений в трассировку КАЧМ по территории Республики Крым. «Российская сторона исходит из того, что предложение об исключении трассы маршрута, проходящей по территории Республики Крым, не соответствует интересам международных автомобильных перевозчиков Черноморского региона, — заявили «Газете.Ru» в Минтрансе. — Учитывая, что в течение последних месяцев значительно возросло количество перевозок в Республику Крым, а в условиях блокады полуострова автомобильные перевозки имеют критическую значимость для обеспечения жизнедеятельности социальной инфраструктуры полуострова».