Развитие частной медицины в россии связано с институтом государственно-частного партнерства.

Ведущий: Здравствуйте. Сегодня с нами Глеб Владимирович Михайлик, генеральный директор медицинской компании «АВА-ПЕТЕР». Речь пойдет о самой важной для всех теме – это здоровье и здравоохранение. Сегодня мы будем обсуждать вопросы государственно-частного партнерства в медицине. Глеб Владимирович, в редакцию пришло очень много вопросов, и мы постарались выбрать самые интересные.

И первый вопрос: что же такое государственно-частное партнерство?

Глеб Михайлик: Существует достаточно много толкований термина государственно-частное партнерство. Некоторые понимают это как простое привлечение частных медицинских компаний для осуществления государственного заказа в здравоохранении. Есть и другие толкования. Но в классическом понимании государственно-частное партнерство – это объединение средств, усилий государственных организаций и частных компаний для достижения социально значимых целей на взаимовыгодной основе.

Ведущий: Насколько государственно-частная медицина будет доступна среднестатистическому россиянину? Имеется в виду не бизнес-элита и не средний класс, а обычные люди с доходом от 15 тысяч рублей в месяц?

ГМ: Сами проекты государственно-частного партнерства организовываются для того, чтобы услуги частных медицинских организаций были доступны всем гражданам Российской Федерации в рамках программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

Ведущий: Александр Алексеевич из Перово интересуется: "Врачи в вашей клинике преимущественно иностранцы или же россияне, стажировавшиеся заграницей?"

ГМ: В данный момент в нашей клинике работает более 450 врачей различных специальностей. Все они граждане Российской Федерации. Все основные специалисты проходили переподготовку в зарубежных клиниках или в существующих клиниках сети «АВА-ПЕТЕР». Наши ведущие специалисты стараются принимать участие в большинстве самых главных и значимых медицинских конгрессах, проходящих как в России, так и по всему миру.

Ведущий: Алла из Москвы спрашивает: "«АВА-ПЕТЕР» – это клиника для богатых, или обычный человек может прийти и получить помощь?"

ГМ: В настоящее время, если мы говорим о хозрасчетной деятельности «АВА-ПЕТЕР», то мы рассчитаны на достаточно состоятельных граждан Российской Федерации, которые имеют достаточно средств для оплаты наших услуг. Однако мы строим нашу деятельность и стараемся строить взаимоотношения с органами государственной власти для того, чтобы участвовать в программах бюджетного финансирования наших услуг. Начиная с 2007 года, мы принимаем участие в различных программах, как в Санкт-Петербурге, так и в Вологодской области. Сейчас мы выходим на рынок Казани и работаем в рамках государственного заказа, то есть бесплатно для граждан Российской Федерации. В данном случае услуги наших клиник оплачивает бюджет региона.

Ведущий: В чем заключается преимущество государственно-частного партнерства для всех участников имеется в виду и частный бизнес, и государство, и потребители медицинских услуг?

ГМ: Начнем с пациента, потому что он является потребителем медицинских услуг. Для пациента преимущество в том, что качественными услугами хорошо управляемого медицинского учреждения он сможет воспользоваться бесплатно. Если мы говорим о государстве как заказчике и, собственно говоря, субъекте, который оплачивает эти услуги, – ну, вы знаете, сколько нареканий и сколько проблем вызывает современное здравоохранение. С моей точки зрения, привлечение частного бизнеса, который имеет опыт и возможность более качественного управления, приводит к повышению качества оказания медицинских услуг. И если медицинская организация переходит в программу государственно-частного партнерства, то, однозначно, повышается качество медицинской услуги, что, конечно, должно устраивать государство. Ну, и последнее – это сама медицинская организация. Не секрет, что на данный момент частные организации во многом отделены от программ государственного финансирования медицинских услуг. Существует огромное количество проблем включения в программы государственных гарантий, ну, начиная с тарифов и заканчивая бюрократическими препонами. И если в программы государственно-частного партнерства удается войти и согласовать все эти проблемы, то медицинская организация получает гарантированный заказ на достаточно длительный промежуток времени, что позволяет и прогнозировать, и планировать деятельность и планировать свое развитие.

Ведущий: А какие, в свою очередь, существуют риски и для бизнеса и для государства?

ГМ: Если бы не было рисков, конечно бы, программы были бы очень серьезно распространены. К рискам для государства, наверное, надо отнести возможность появления недобросовестного партнера в программе государственно-частного партнерства. Представьте себе, если даже не совсем качественной медицинской организации передается управление частному юридическому лицу, и, не дай Бог, эта организация не справляется с программой государственных гарантий и прекращает свое функционирование. Это вызовет достаточно серьезный общественный резонанс, потому что общественное здравоохранение – это, конечно, очень чувствительная сфера общества. И поэтому, конечно, государство весьма консервативно подходит к программам государственно-частного партнерства. Риски для частных медицинских организаций – ну, поймите, что, во-первых, программа государственно-частного партнерства – эта программа рассчитана на достаточно большой промежуток времени. Как… и в любом инвестиционном проекте, всегда возникают риски, связанные как с макроэкономической средой, так и риски взаимоотношений с органами государственной власти, с риском, предположим, недостаточного наполнения государственного бюджета. Проблема в том, что в программах государственно-частного партнерства мы всегда имеем дело с наполнением бюджета здравоохранения – либо через Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, либо напрямую платежи из бюджета, которые должны быть выделены и принимаются каждый год. То есть эти риски в любом случае существуют. Это риски, связанные с тем, что существующие тарифы – недостаточно высоки, и сложно поднять эти тарифы для отдельно взятой медицинской организации. Предположим, если все государственные клиники работают по тому тарифу, который существует сейчас (а в программе ГЧП этот тариф должен каким-то образом обосновываться экономически), то возникает проблема взаимоотношений между остальными государственными организациями медицинскими и той, которая работает в программе государственно-частного партнерства. В общем, рисков достаточно много. Но с другой стороны, если это грамотно организовать, если прописать все эти риски в соглашении о государственно-частном партнерстве, в принципе, это все можно решить.

Ведущий: Какие требования выдвигаются к клиникам при реализации государственно-частного партнерства?

ГМ: Начнем с того, что все-таки инициатором программы государственно-частного партнерства все-таки должны выступать органы государственной власти. То есть если в регионе у вас такая возникает потребность в привлечении дополнительных средств в модернизацию системы здравоохранения, в повышение качества, то регион формулирует эти критерии и объявляет конкурс на привлечение медицинских организаций, которые могут осуществить эту программу. Так как общественное здравоохранение – это очень чувствительная сфера общества, то государство выставляет весьма серьезные требования, потому что я прекрасно понимаю, что государство должно быть уверено в том, что приходящий инвестор сможет эту программу выполнить и ни в коем случае эта программа не будет провалена, потому что в противном случае государство получит проблемы, связанные с жителями, проживающими в субъекте федерации, потому что они пользовались услугами, пускай и не очень качественными, пускай устаревшими, в государственной клинике, но если приходящий инвестор не сможет выполнить программу и закроет эту клинику, то тогда возникнут вполне серьезные претензии со стороны населения. И поэтому я прекрасно понимаю, что государство выставляет серьезные требования: первое – по опыту работы, второе – по финансовой состоятельности медицинского учреждения, по наличию опыта взаимодействия с бюджетами различного уровня и так далее, и тому подобное. И требования по объему инвестиций, по срокам инвестиций также весьма и весьма конкретные и весьма серьезные. Повторяю, что это вполне обосновано тем, что это сфера общественного здравоохранения.

Ведущий: Скажите, пожалуйста, существуют ли успешные примеры государственно-частного партнерства?

ГМ: Давайте разделим этот вопрос, потому что программы государственно-частного партнерства – они становятся все более и более востребованы в Российской Федерации. Ну вот, возьмем программу создания аэропорта «Пулково-3», возьмем программу создания пассажирского терминала на Васильевском острове – это вопросы о государственно-частном партнерстве, в принципе, они успешно решаются. Сейчас разрабатываются другие программы, но не в здравоохранении. В здравоохранении пока, к сожалению, о реальном государственно-частном партнерстве говорить сложно. Мы сейчас заключили концессионное соглашение в рамках государственно-частного партнерства на управление Республиканского центра планирования семьи и репродукции республики Татарстан. Этот проект только что начат, и вот две недели назад нам передали имущественный комплекс этого медицинского учреждения. Ну, в этом году мы должны выполнить наши обязательства, и тогда, наверное, мы сможем сказать о том, что этот проект успешно реализован. Но он рассчитан на 10 лет.

Ведущий: Ксения задала нам такой вопрос. Она пытается решить проблему бесплодия и спрашивает в чем преимущество государственно-частного партнерства в ее случае?

ГМ: В программах государственно-частного партнерства можно получить более высококачественную медицинскую услугу, которая оказывается в рамках программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. Другой вопрос – что в области бесплодия сейчас программ государственно-частного партнерства практически нет. Более того, этих программ нет в принципе, потому что, если раньше мы работали с бюджетом Санкт-Петербурга и оказывали определенное количество медицинских услуг за средства регионального бюджета, то начиная с 2009 года выполнение государственного заказа в этой области было полностью передано в государственные организации, без проведения какого-либо конкурса. Ну, причины мне лично объяснить сложно, потому что тарифы, по которым работают государственные организации и частные организации, – они абсолютно одинаковые. Более того, мы готовы работать даже по более низким тарифам. В этом случае государство, собственно говоря, не вкладывает никаких средств ни в создание специализированных медицинских учреждений, ни в управление этими организациями. И качество – конечно, не во всех государственных медицинских учреждениях, но сравнительно ниже, по простой причине: потому что здесь чрезвычайно важен опыт и знания, которые накапливаются годами. За нами 15-летний опыт работы в области лечения бесплодия, за нами квалификация наших врачей и опыт наших эмбриологов, и это, скажем, то, что невозможно купить никакими инвестиционными вложениями средств государственного бюджета.

Ведущий: Скажите, пожалуйста, вы ориентируетесь на какой-то западный опыт?

ГМ: Слепо копировать опыт европейских, и не только европейских стран в области государственно-частного партнерства, наверное, глупо, учитывая то, что мы живем в России. Но с другой стороны, даже в самых продвинутых, самых состоятельных странах мира проекты государственно-частного партнерства в области здравоохранения весьма востребованы по простой причине: что ни один самый богатый, ни даже самый богатый бюджет страны не в состоянии профинансировать качественного и доступного здравоохранения. И здесь, с моей точки зрения, чрезвычайно важно объединять усилия только для того, чтобы привлечь дополнительные инвестиционные средства и инвестиционные ресурсы в государственную систему здравоохранения. И государство может сосредотачиваться не на создании материальной базы, во что сейчас вкладываются огромные средства, а на оплату медицинских услуг по экономически обоснованным тарифам.

Ведущий: Скажите, пожалуйста, а как удалось получить награду «Сделано в Петербурге», если клиника принадлежит финским акционерам?

ГМ: Мы работаем и оказываем наши медицинские услуги в Санкт-Петербурге и для граждан Российской Федерации, жителей Санкт-Петербурга. Собственно говоря, наши медицинские услуги мы оказываем в Санкт-Петербурге.

Ведущий: Есть ли разница между российскими и западными больными?

ГМ: Разница существует – не в физиологическом плане, конечно, а в плане психологическом. Прежде всего пациенты, которые приезжают к нам для того или иного вида лечения, более требовательны, они, скажем так, воспитаны пониманием того, что врач – это специалист высочайшей категории, но человек, который тоже должен предоставлять медицинскую услугу высокого уровня качества. Поэтому они, конечно, требуют, прежде всего, качества. Причем этот термин включает не только саму медицинскую услугу, но и такие составляющие, как сервис, доступность, удобство... Хотя за последние 15 лет, что мы работаем, в общем-то, эта разница сглаживается, то есть наши пациенты, граждане Российской Федерации, также весьма и весьма требовательны тогда, когда они, во-первых, понимают, куда они идут, и, во-вторых, они понимают, что это реальная услуга, которая реально оплачивается.

Ведущий: Есть ли в вашей клинике очереди?

ГМ: Знаете, что понимать под этим словом. Есть определенное время ожидания приема наиболее востребованных, наиболее популярных специалистов. Но физического понятия «очередь» в нашей клинике нет, то есть люди не сидят у кабинетов, потому что все наши приемы расписаны, время резервируется либо через интернет, либо через наши call-центры, и люди приходят в назначенное время. Хотя повторяю, что это не значит, что вы к нашим наиболее востребованным специалистам можете попасть в любое время дня и ночи. Они достаточно востребованы, и их время резервировано на определенный период времени вперед.

Ведущий: С чем связано то, что ваши клиники открываются повсеместно, кроме Москвы?

ГМ: нельзя же объять необъятное, во-первых. То есть мы на данный момент сконцентрировали наше развитие в Санкт-Петербурге и сейчас выходим на рынок столицы республики Татарстан, города Казани, с двумя проектами, хотя в последнее время, в последние несколько месяцев наши акционеры ставят задачу выхода на московский рынок. Но это вопрос не сегодняшнего и, наверное, даже не завтрашнего дня.

Ведущий: Сейчас очень модно приглашать специалистов нетрадиционной медицины, например, гомеопатов. Что вы думаете по этому поводу?

ГМ: Мне не приходится думать над этим вопросом, потому что наши ключевые акционеры, которые являются медицинской компанией в Финляндии, изначально запретили нам использовать нетрадиционные медицинские технологии, поэтому мы сконцентрированы на нормальной классической медицине и не планируем привлечения ни гомеопатов, ни знахарей, ни кого-либо еще.

Ведущий: Михаил Семенович задал нам такой вопрос: "Первая общероссийская ассоциация врачей частной практики предложила оптимальную модель развития ГЧП, которая заключается в следующем: реализация государственных инвестиций в инфраструктуру вновь создаваемых больниц и поликлиник с последующей передачей их на конкурсной основе в управление или пользование частными медицинскими организациями при гарантии госзаказов." Что вы думаете об этом?

ГМ: Это совсем идеальный вариант, который, конечно, меня бы весьма устроил. Но работая в российском здравоохранении уже достаточно большое количество времени, я склоняюсь к тому, что государство если и пойдет на сотрудничество с частными организациями в рамках программ государственно-частного партнерства, оно, конечно, будет передавать те клиники, которые по различным причинам не соответствуют требованиям сегодняшнего дня, для того чтобы привлечь инвестиционные ресурсы частных организаций в развитие системы здравоохранения. Это наивысший уровень сотрудничества, когда государство, имея очень много денег, вкладывает их в развитие системы здравоохранения, а потом может передать их в управление кому угодно. Но я не верю, что в Российской Федерации в ближайшее время это случится.

Ведущий: Как вы считаете, не противоречит ли ГЧП недавней инициативе президента Медведева о том, что нужно максимально снизить влияние государства на бизнес?

ГМ: Я думаю, что, наоборот, оно соответствует заявлению нашего президента Дмитрия Анатольевича Медведева, потому что если частные медицинские организации будут включаться в программы государственно-частного партнерства, это даст им значительно большие возможности для развития спектра своих услуг. А с точки зрения бюрократического давления, участие государства…Ну, почему нет?

Ведущий: Сколько сотрудников работает в вашей компании?

ГМ: В нашей компании сейчас работает более 1100 сотрудников, из которых более 450-ти врачей и порядка 400 медицинских сестер.

Ведущий: Пенсионер Никонов интересуется: "Где лечится ваша семья?"

ГМ: Прежде всего, мы стараемся вести нормальный образ жизни, избегать вредных привычек и не болеть, потому что времени на то, чтоб болеть, у нас просто нет. Если возникает необходимость, мы пользуемся услугами многопрофильной клиники «Скандинавия», которая входит в медицинскую компанию «АВА-ПЕТЕР», и получаем всю необходимую медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования, к программе которого прикреплены наши сотрудники.

Ведущий: Какие у вас планы на дальнейшее развитие, и как вы собираетесь их реализовать?

ГМ: Планов достаточно много, но реализовывать их есть только один способ – это много и усердно работать.

Ведущий: Расскажите о секретах вашего успеха, где можно об этом прочитать?

ГМ: На самом деле время писать мемуары еще, конечно, не пришло, но я могу сказать одно: что в каждом отдельно взятом случае рецепт успеха свой, и повторить его или дать какие-то исчерпывающие рекомендации, наверное, не представляется возможным.

Ведущий: Евгений Александрович спрашивает: "Какими ветрами занесло вас из ВМФ в частную медицину, и как может руководить медицинским центром человек без медицинского образования?"

ГМ: Это было достаточно давно, уже больше 16 лет назад. Это были ветры перестройки. Сейчас, наверное, это сложно представить, но вот случилось так, как случилось. Тогда рушилось все то, чему отдавали определенное время жизни, и встал вопрос о том, собственно говоря, чем заниматься и как кормить семью – ну, подвернулась такая возможность, собственно говоря, вопрос сначала ставился так: «Сначала вы построите клинику, а потом управлять будут профессионалы, то есть врачи». Но после того как мы построили клинику и достаточно успешно стартовали, наши акционеры вышли с предложением, чтобы я продолжил деятельность в должности генерального директора. Ну, вот за 15 лет, начав с полного нуля, то есть не было ничего, мы вышли на тот уровень, где мы сейчас находимся. Наверное, это отвечает на вопрос, может ли управлять медицинской организацией человек, не имеющий профильного медицинского образования.

Ведущий: А что было самым сложным при смене деятельности?

ГМ: Наверное, самое сложное было – переключиться от того коллектива, которым управлял на флоте (стопроцентный мужской коллектив), к управлению коллективом, где 80 процентов составляют женщины. Это совсем другая атмосфера и другая и другие подходы к управлению.

Ведущий: Глеб Владимирович, трудно ли быть директором крупной частной клиники в России, есть ли проблемы и какие?

ГМ: Трудно первые 10 лет, потом привыкаешь. На самом деле появляется определенный опыт работы в тех условиях, в которых находится клиника. Ну, а дальше, в общем-то, каждый день решаешь те проблемы, которые поступают, и, надеюсь, удается решать это успешно.

О компании

Многопрофильная медицинская компания «АВА-ПЕТЕР» – «Скандинавия» (ООО «АВА-ПЕТЕР») работает на рынке частной медицины с 1996 года и является крупнейшей медицинской компанией на Северо-Западе России.

ООО «АВА-ПЕТЕР» входит в состав международной сети медицинских клиник AVA, которая принадлежит компании Scanfert (Финляндия).

Западная Европа:

«АВА-Тампере» (Финляндия)

«АВА-Турку» (Финляндия)

«АВА-Лиссабон» (Португалия)

«АВА-Рига» (Латвия)

«АВА-Баку» (Азербайджан)

Россия:

«АВА-ПЕТЕР» (Санкт-Петербург)

«АВА-ПЕТЕР» (Вологда)

«Скандинавия» (Санкт-Петербург)

«Северная клиника» (Санкт-Петербург) – проект в стадии реализации

Казань - Республиканский центр планирования семьи и репродукции

«АВА-КАЗАНЬ» (Казань, республика Татарстан) – проект в стадии реализации

Клиника «АВА-ПЕТЕР» специализируется на лечении бесплодия методами вспомогательных репродуктивных технологий. Клиника открылась в 1996 году в центре Санкт-Петербурга по адресу: Невский пр., 22-24.

В 2008 году в Московском районе было открыто дополнительное отделение клиники. За время работы клиники «АВА-ПЕТЕР» с помощью ее специалистов на свет появились более 3500 малышей.

В 2008 году «АВА-ПЕТЕР» первой из российских клиник репродуктологии прошла сертификацию системы контроля качества по международному стандарту ISO 9001.

Клиника «Скандинавия» предоставляет полный спектр медицинских услуг. В состав клиники входят: амбулаторное отделение, диагностическое отделение, родильное отделение, травматологическое отделение, стоматологическое отделение, отделение эстетической медицины, дневной стационар хирургический госпиталь, служба скорой помощи.

Также в составе клиники работают различные центры: Центр неврологии и реабилитации, Центр детского развития и реабилитации, Центр лечения головной боли, Центр лечения храпа и остановок дыхания, Центр коррекции веса, Центр коррекции зрения.

Клиника приняла первых пациентов в начале 2004 года. Отделения клиники находятся в Центральном, Приморском, Выборгском, Московском, Фрунзенском, Кировском, Курортном, Василеостровском районах Петербурга. Ежегодно в «Скандинавию» обращаются около 70000 пациентов.

В 2009 году высокое качество услуг клиники было отмечено победой на конкурсе «Сделано в Петербурге». Чтобы качественная медицинская помощь стала еще доступнее петербуржцам, клиники «Скандинавия» и «АВА-ПЕТЕР» активно развивают сеть районных отделений.

Медицинский центр в Казани

Холдинг «АВА-ПЕТЕР» вышел на общероссийский уровень. Совместно
с администрацией города Казани компания реализует проект строительства перинатального центра «АВА-КАЗАНЬ». В состав медицинского центра войдут отделение вспомогательных репродуктивных технологий, женская консультация, роддом, амбулаторное отделение и стационар. Планируемый срок завершения строительства – 2011 год.

Новая клиника на севере Петербурга

К 2012 году планируется ввести в эксплуатацию крупнейший в Петербурге многопрофильный медицинский центр в Приморском районе («Северная клиника»). В его состав войдут амбулаторное отделение, стационар, роддом и отделение вспомогательных репродуктивных технологий.

В финансировании проектов принимает участие Всемирный банк, на примере ООО «АВА-ПЕТЕР» убедившийся, что частная медицина в России может быть успешной.

Биография

Окончил с отличием Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского Комсомола и Военно-морскую академию имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров при Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов.

С 1982 по 1996 г.г. проходил службу в ВМФ РФ.

В настоящее время генеральный директор ООО «АВА-Петер», председатель совета директоров ОАО «АВА-Казань».

Увлекается подводным плаванием. Член всемирного клуба Петербуржцев.

Женат, двое сыновей.

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошло заседание Подкомитета по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении и фармацевтической индустрии Комитета ТПП РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России и Комитета ТПП РФ по государственно-частному партнерству на тему «Государственно-частное партнерство в здравоохранении».

В нем приняли участие председатель Комитета ТПП РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России Екатерина Попова, председатель Подкомитета по международному сотрудничеству в сфере модернизации и инновациям в здравоохранении и фармацевтической индустрии Иван Бланарик, советник министра здравоохранения РФ Игорь Ланской, заместитель министра здравоохранения Московской области Константин Герцев и другие.

Открыла и вела заседание Екатерина Попова. Она рассказала о положении дел с государственно-частным партнерством в мире и в России. В западных странах за 10 лет ГЧП получило широкое распространение, имеет множество форм и направлений. Проекты с участием частного капитала осуществляются в сферах инфраструктуры, транспорта, строительства жилья и т.д.

В России ГЧП пока распространено в основном в строительстве дорог, и форм взаимодействия власти и бизнеса в этом плане пока немного. В связи с этим готовится несколько рамочных законов, касающихся ГЧП. Что касается медицины, то, по словам Екатерины Поповой, на модернизацию системы здравоохранения необходимы инвестиции в размере 2,2 трлн. рублей, одних только региональных больниц требуется построить более 500, только силами государства на это ушло бы 80-100 лет. В данное время существует лишь одна форма ГЧП в здравоохранении - BOT(Built-Own-Transfer), при этом отмечается отсутствие гибкости федерального закона и типового концессионного соглашения. Были отмечены императивных характер типовых концессионных соглашений и невозможность реализации схемы ГЧП, в рамках которой инвестор бы брал в аренду и управление уже готовые объекты с обязательством по их дооборудованию и использованию.

Игорь Ланской сообщил, что в период 2005-2013 гг. министерство выделило на модернизацию здравоохранения 1 трлн. 632 млрд. рублей. Тем не менее, до сих пор более трети фонда нуждается в обновлении, при этом, главным вопросом, стоящим перед государством, остается обеспечение права потребителя на выбор медицинских услуг. Кризис ударил по социальным программам государства, лимиты госфинансирования исчерпаны, и власти необходимы частные партнеры.

По направлению ГЧП министерство занимается сбором позитивного опыта и предложений, выработанных в регионах. Игорь Ланской выделил Брянскую, Челябинскую области, Чувашию. Государственно-частное партнерство уже сегодня начинает развиваться по таким направлениям, как МРТ, гемодиализ, стоматология. Среди перспективных направлений Игорь Ланской назвал создание мобильных медицинских центров для отдаленных населенных пунктов, диспансеризацию по договорам с государственными клиниками, массовое тестирование на онкологию.

Важным элементом сотрудничества министерство считает подготовку и переподготовку профессиональных кадров, повышение квалификации, а главным вызовом сегодня является внедрение системы непрерывного обучения по механизму ГЧП.

Исполнительный директор Центра развития государственно-частного партнерства Олег Шагако выступил с докладом, посвященным опыту и основным проблемам реализации проектов ГЧП в здравоохранении в России, и привел статистику по концессионным соглашениям и соглашениям ГЧП. В настоящее время в регионах реализуется 23 проекта, из них 18 - на основании концессионных соглашений. Среди лидеров - Татарстан и Новосибирск, где реализуется по 3 таких проекта, уже построен медицинский центр с использованием механизма ГЧП. Также Олег Шагако рассказал о сравнительных преимуществах различных форм ГЧП.

Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович назвала основные проблемы, которые, по ее мнению, возникнут при развитии института ГЧП в здравоохранении - отсутствие контроля за эффективностью проектов, недостаточная мотивация частных инвесторов. Кроме того, при глубоких формах взаимодействия могут возникать проблемы с окупаемостью проектов в случае, если они окажутся недостаточно популярными у потребителей. Совместное владение объектами, по мнению Ларисы Попович, возможно, вообще не подойдет для ГЧП в здравоохранении. Выходом может стать такая форма, как менеджерские контракты.

Также выступил ряд других докладчиков и экспертов, осветившие вопросы совершенствования законодательства в сфере государственно-частного партнерства, применения схем ГЧП за рубежом, сотрудничества бизнеса с научным медицинским сообществом.

По итогам мероприятия была принята Резолюция, в которой эксперты собрали предложения по использованию механизмов ГЧП в целях привлечения инвестиций в отрасль, совершенствования законодательства и внедрения передовых медицинских технологий.

  • ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ОБЪЕКТ
  • СОГЛАШЕНИЕ О ГЧП
  • ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
  • ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
  • ЭКОНОМИКА

В представленной статье излагаются особенности государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения. Рассмотрены понятие и регулирование государственно частного партнерства. Подчеркивается актуальность данной темы в реалиях современной экономической и социальной обстановки стране. Основной целью работы является анализ применения ГЧП в области здравоохранения. В статье так же освещаются критерии организационно-правовой формы ГЧП, трудности реализации проектов ГЧП в области здравоохранения.

  • Проблема кадрового обеспечения муниципальных учреждений здравоохранения
  • Государственно-частное партнерство как одно из направлений развития рекреационной сферы

Государственно-частное партнерство в последние три десятилетия стало самым популярным способом управления конкуренцией в мире, в Российской Федерации функционирует в разных формах и масштабах порядка 15 лет «от базовых отраслей промышленности и НИОКР до оказания общественных услуг…» .

Мировой опыт свидетельствует о том, что долгосрочные проекты совместного тандема государства и бизнеса тяготеют к 1980 году – попытки привлечения развитыми странами частных инвестиций в инфраструктурную сферу, в частности, Великобритания стала первой из развитых стран развивать механизм ГЧП (государственно-частного партнерства) – «Частная финансовая инициатива» (PFI) .

Государственно-частное партнерство является одним из способов развития общественной инфраструктуры, основанном на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона (бизнес) участвует не только в создании объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации и / или техническом обслуживании в интересах публичной стороны . Вместе с тем, даже по состоянию на текущий период времени сформировать категориальный аппарат оказалось довольно сложным по той причине, что формулировка категорий ГЧП зависит от конкретной страны и от того, применительно к чему оно рассматривается: здравоохранению, образованию, промышленности .

В Российской Федерации законодательно на федеральном уровне абстрагировано от сферы деятельности государственно-частное партнерство рассматривается как юридически оформленное на конкретный срок и основанное на объединении ресурсов и распределении рисков взаимодействие публичного и частного партнера, что находит отражение в ФЗ № 224 от 13.07.2015 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , и ФЗ от 21.07.2005 N 115 «О концессионных соглашениях».

Независимо от организационно-правовой формы ГЧП должно удовлетворять следующим обязательным критериям :

  • долгосрочный характер партнерства (более 3х лет);
  • распределение рисков и ответственности между партнерами;
  • полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частным партнером.

Применительно к сфере здравоохранения, на которой акцентируем внимание, целесообразно рассмотреть Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 37 от 04.02.2015 «Об утверждении комплекса мер, направленных на развитие государственно- частного партнерства в здравоохранении, на 2015-2016 годы» (с изменениями на 14 июля 2015 года) , Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по применению механизмов государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения, одобренные на заседании Координационного совета Министерства здравоохранения Российской Федерации по государственно- частному партнерству 10 марта 2015 года.

В настоящее время в сфере здравоохранения на различных стадиях реализации находятся 25 проектов ГЧП в 11 российских регионах, а совокупный объем заявленных инвестиций в медицинские ГЧП приближается к 10 млрд руб. . Следует отметить, что данные проекты, как правило, представляют классические формы ГЧП – концессии, совместные предприятия, контракты жизненного цикла и другие партнерства, в которых государство выступает соучредителем, вкладывает имущество и финансовые средства

Первый крупный в России проект в сфере здравоохранения на основе ГЧП планируется к реализации в Санкт-Петербурге, в июле 2015 года комитет по инвестициям Петербурга объявил открытый конкурс на соглашение о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства лечебно-реабилитационного корпуса городской больницы N40 в Курортном районе . Предполагается, что партнер, который подпишет соглашение с Петербургом, примет на себя обязательства по финансированию строительства и эксплуатации нового лечено- реабилитационного корпуса на срок - 10,5 лет, совокупный планируемый объем инвестиций - около 7 млрд. рублей .

Удачные примеры ГЧП демонстрирует Красноярский край, где услуги оплачиваются по очень высокому тарифу фондом ОМС, по такому же принципу работают московские клиники. В столице за невысокую плату в месяц сдаются приличные площади в хороших районах под создание медицинских учреждений поликлинического профиля, таким образом частники получают возможность работать с ФОМС, пусть и по минимальным тарифам, параллельно зарабатывать на оказании специализированной помощи .

Проблема ГЧП в здравоохранении состоит в доступности и качестве медицинской помощи, точнее, в отсутствии здоровой конкуренции, очевидным является конфликт интересов государственных ЛПУ, Минздрава, профильных региональных ведомств и частного медицинского бизнеса, который представлен достаточно хорошо.

Все приведённые выше примеры показывают, что при реализации проектов в сфере здравоохранения на основе ГЧП заинтересованы две стороны, как государство, так и бизнес, ведь они обе в процессе сотрудничества получают ряд определённых выгод.

Исходя из проведённого исследования, можно сделать вывод о том, что:

  • проекты ГЧП являются хорошей системой для развитие всей сферы здравоохранения;
  • обе стороны партнёрства получают необходимые им выгоды, вместе с тем развивая область в которой существуют;
  • ока система регулирования ГЧП не чёткая и хаотичная, но решить эту проблему в состоянии будущий федеральный закон.

Если федеральный закон будет утверждён, то ГЧП получит ещё более благоприятную почву для своего развития. Использование механизмов государственно-частного партнерства в рамках концепции двойной (государство-бизнес) и «тройной спирали» (государство – бизнес – наука) будет способствовать активизации инвестиционно- инновационных процессов, росту и повышению эффективности российской системы здравоохранения.

Список литературы

  1. Власть, бизнес и общество: развитие взаимоотношений Валиева А.Р. Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2010.
  2. Стратегия и тактика реализации корпоративных интересов в системе властно-управленческих отношений в современной россии Валиева А.Р. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Уфа, 2007.
  3. Валиева А.Р., Максютова Р.И. Теоретические основы государственного обеспечения энергетической безопасности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/54631 (дата обращения: 31.03.2016).
  4. Бердникова Е.Ф. Развитие кластеров медицинских инноваций / Е.Ф. Бердникова // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – № 7. – С. 85-92.
  5. Киреева А.В. Государственно-частное партнерство как инструмент поддержки инноваций / А.В. Киреева, И.А. Соколов, Т.В. Тищенко, Е.В. Худько; под ред. И.А Соколова. – М.: Издат. дом «Дело» РАНХиГС, 2012. – 516 с.
  6. Макарченко М.А. Антонов А.А., Организационная культура в системе факторов инновационного потенциала организации // Научный Журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2013. №1.
  7. Морозова Т.В. Теоретические основы обеспечения социально-политической безопасности РФ // Проблемы экономики и управления: Сб. научных трудов молодых ученых. – Ульяновск: филиал ФГБОУ ВПО РАНХ и ГС при Президенте РФ, 2014. – С. 2-6.
  8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 37 от 04.02.2015 «Об утверждении комплекса мер, направленных на развитие государственно-частного партнерства в здравоохранении, на 2015-2016 годы» (с изменениями на 14 июля 2015 года).
  9. Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по применению механизмов государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения, одобренные на заседании Координационного совета Министерства здравоохранения Российской Федерации по государственно-частному партнерству 10 марта 2015 года
  10. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  11. Фирсова А.А. Теория и методология инвестирования инновационной деятельности на основе государственно-частного партнерства. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2012. – 320 с.
  12. Шишкин С. Частный сектор здравоохранения в России: состояние и перспективы развития / С. Шишкин, Е. Потапчи, Е. Селезнева // Вопросы экономики. – 2013. – № 4. – С. 165-179.
  13. «Эффективное здравоохранение: компетенции для эффективного управления в здравоохранении» Экспертная дискуссия в рамках Гайдаровского форума 2015 «Россия и мир: новый вектор» [электронный источник]: http://viablehealthcare.ru/competence/

Не уверен, что пациент задумывается о том, нужна ему частная медицина или нет. Человеку нужна медицинская помощь, он хочет получить ее максимально качественно, быстро и комфортно. Оценивают при этом не только (и, может быть, даже не столько) качество именно медицинской услуги, а качество сервиса вокруг. И с этой точки зрения частная медицина имеет преимущество перед многими государственными клиниками. Она нужна как альтернатива. Другое дело, что целый ряд медицинских вмешательств частникам просто не выгодно выполнять. Они либо очень дорогие, либо заболевание, с которым приходит пациент, редкое, и частная клиника просто не берется.

Может быть, с глобальной точки зрения лучше развивать государственный сектор, наращивать качество сервиса, создавать конкурентную среду?

Это хороший подход. Мы как глобальная компания видим в разных странах разные модели устройства отрасли, это касается и бывших республик СССР. Например, в Грузии вообще не осталось государственных больниц, здравоохранение полностью частное. Есть страны, в которых, наоборот, медицина только государственная. И та, и другая модели имеют свои преимущества. Современное здравоохранение требует значительных финансовых вложений: постоянное обновление парка техники, большие площади обслуживаемых помещений, непрерывное обучение врачей и т.д. У нас на здравоохранение тратится около 4% ВВП, в некоторых странах этот процент в разы выше. В принципе можно развивать только государственную медицину, но нужно соответствующим образом поднять уровень расходов на нее. Лучший выход на сегодняшний день — соблюдать баланс, привлекая частные инвестиции.

По какому сценарию, по вашему мнению, может развиваться рынок частной медицины в России?

Все идет к тому, что направлений будет два. На этом сходятся большинство экспертов. Во-первых, будет развиваться собственно рынок частной медицины. И, во-вторых, сегмент государственно-частного партнерства. Регулятор и на федеральном, и на региональном уровнях постоянно говорит об этом. Сейчас для частных инвесторов будет открываться ниша, в которой государство предлагает дополнить свои институты. Например, коллеги из компании Fresenius активно развивают сеть диализных центров. Это классический пример ГЧП, когда инвестор вкладывает средства, государство обеспечивает поток пациентов и оплату услуг по оговоренным тарифам. У нас есть похожий пример с учетом того, что для Phillips приоритетным является развитие в области кардиологии. Государство вложило значительные средства в создание так называемых сосудистых центров по всей стране. Они оборудованы системами, позволяющими выполнять вмешательства на сосудах в случае инфарктов или инсультов. Программа работает, позволяет значительно снизить смертность от таких заболеваний. В этой области при всех успехах есть куда развиваться. Во-первых, сосудистых центров может быть больше, еще есть регионы, где время доставки пациента до врача не оптимально из-за большого расстояния (по стандартам в случае инфаркта миокарда она не должна превышать двух часов от начала развития симптомов). Во-вторых, оборудование, которое было установлено в рамках проекта модернизации, изнашивается и требует замены. Мы создали для инвесторов готовый проект частного ангиографического кабинета «под ключ». Ведем переговоры с региональными властями. Мы видим интерес к этому проекту даже со стороны непрофильных инвесторов. Это не гигантский проект, когда государство отдает крупные медицинские центры в концессию. Это небольшой бизнес, узкий, но с гарантированным потоком пациентов.

Какие еще ниши могут быть заняты частными компаниями, а в каких всегда будет приоритет у государственных клиник?

Частнику довольно трудно выжить на платежах со стороны населения. Особенно за пределами Москвы. Поэтому многие компании пойдут в систему ОМС, в той ее части, где тариф покрывает расходы на лечение в полном объеме. Ангиографические вмешательства, о которых мы говорили ранее, относятся именно к таким процедурам. По мере появления таких тарифов будут открываться дополнительные возможности. Например, в Москве в тариф ОМС включено проведение ПЭТ-КТ (компьютерная томография, совмещенная с позитронно-эмиссионной) в рамках диагностики и лечения онкологических заболеваний. Это дорогостоящая методика, и тариф оказался на рыночном уровне. Вообще ниша лучевой диагностики по-прежнему остается довольно привлекательной.

Какие предстоит решить вопросы, чтобы частная медицина заняла значительное место в экономике?

Прежде всего оптимизация тарифов ОМС в части их соответствия реальным расходам на проведение медицинских манипуляций. С другой стороны — допуск частных компаний в поле ОМС в полном объеме. Сейчас не все региональные отделения ФОМС охотно работают с негосударственными лечебными учреждениями. Думаю, что можно развивать идею «ОМС плюс», когда пациенту будет предложено самостоятельно оплачивать какие-то опции, отличающиеся от базового жизнесохраняющего набора. Сейчас, напомню, принцип такой: либо вы получаете набор бесплатных услуг, либо полностью оплачиваете свое лечение самостоятельно. Комбинировать нельзя. Но подвижки уже есть. Например, государственным клиникам разрешили использовать деньги страховой медицины для закупок оборудования.

Как вы считаете, есть ли смысл вообще сейчас инвестировать в отрасль здравоохранения в России?

Без сомнений. Это длинные инвестиции, но они с понятной историей и будущим. Но если медицина является для вас непрофильным бизнесом, лучше воспользоваться услугами специалистов по организации процессов в области здравоохранения. Так, мы готовы консультировать инвесторов по широкому кругу вопросов, включая создание многопрофильных клиник «под ключ». Philips создал отдельное консалтинговое подразделение в России и СНГ. Мы детально просчитываем все аспекты до начала проекта: оцениваем географию, трафик, платежеспособность пациентов, другие возможные источники поступления денежных средств. После приступаем к созданию бизнес-плана, включающего рекомендации по организации всех процессов — от закупки необходимого оборудования и IT-решений до маршрутизации пациентов в клинике и подбора немедицинского персонала. Нам есть что предложить и владельцам клиник: осуществляем экспертизу ведения бизнеса и даем рекомендации по оптимизации работы и увеличению прибыли.

Какова доходность инвестиций в медицинскую отрасль?

Могу сказать, что специализированные фонды, создаваемые для инвестиций в здравоохранение, оценивают доходность на российском рынке как значительную.

Проект закона о государственно-частном партнёрстве обсуждался на протяжении долгого времени, в том числе в контексте здравоохранения и фармацевтической отрасли. Наконец, 14 июля 2015 г. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о ГЧП) был подписан Президентом РФ и вступит в силу с 1 января 2016 г.

Ограниченная сфера действия

В ходе обсуждения перспектив ГЧП в сфере здравоохранения и фармацевтики неоднократно высказывались мнения о необходимости учесть специфику данных отраслей в создающемся законе. Ещё более крайняя точка зрения сводилась к принятию отдельного закона о ГЧП в здравоохранении.

Однако на практике специфика различных отраслей, в том числе здравоохранения и фармацевтики, не была учтена. Прежде всего, необходимо отметить, что Закон о ГЧП распространяется только на отношения, связанные со строительством или реконструкцией объекта. Таким образом, за рамками нового закона остаются другие модели возможного сотрудничества государства и частного сектора, в том числе связанные с текущим и капитальным ремонтом объекта, непосредственное оказание бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС, передача на аутсорсинг отдельных функций учреждений здравоохранения (в том числе юридическое сопровождение деятельности, уборка территорий, управление коммуникациями и др), совместное создание инновационных лекарственных средств.

Вторым ограничением можно считать возникновение права собственности частного партнёра на объект. Таким образом, из сферы действия закона были исключены модели ГЧП, основанные на арендных отношениях. Например, аренда с обязательством по проведению капитального и текущего ремонта или по оказанию бесплатной медицинской помощи.

Наконец, третье ограничение связано с самим объектом соглашения о ГЧП. Во-первых, сам перечень объектов является закрытым и во многом повторяет положения Закона о концессионных соглашениях. Более же существенным препятствием для развития ГЧП в сфере здравоохранения и фармацевтики может стать условие об обязательном нахождении объекта, который должен быть реконструирован, в публичной собственности. Кроме того, не допускается передача в частную собственность объектов, находящихся на праве хозяйственного ведения ГУП (МУП) или праве оперативного управления бюджетных учреждений. Учитывая, что зачастую организации в сфере здравоохранения и фармацевтики осуществляют свою деятельность именно в этих ОПФ, то тем самым нивелируется один из возможных стимулов потенциальных инвесторов.

В целом, характеризуя сферу действия Закона о ГЧП и её значение для здравоохранения и фармацевтики, следует признать, что она необоснованно сужена и лишает возможности развития различных моделей ГЧП, не менее востребованных в социально значимых отраслях. Оставив за рамками конкретные механизмы ГЧП, стоит признать, что новый закон с точки зрения сферы действия не представляет ничего принципиально нового в контексте рассматриваемых областей.

Ограничения для иностранных юридических лиц

Не секрет, что несмотря на стремление государства к снижению доли зарубежных лекарственных средств (далее - ЛС), здравоохранение и фармотрасль заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций. Так, например, Стратегия развития фармацевтической промышленности на период до 2020 г. содержит положение о необходимости использования зарубежного научно-технического и производственно-технологического потенциала путем привлечения прямых иностранных инвестиций в производство и разработку ЛС.

Однако Закон о ГЧП ограничивает возможности иностранных инвесторов в данной сфере. Так, согласно ст. 5 Закона о ГЧП частным партнёром может быть только российское юридическое лицо, в отличие от, например, Закона о концессионных соглашениях, который позволяет иностранным юридическим лицам выступать в качестве частного партнёра (в понятиях Закона о концессионных соглашениях - концессионер). Заметим, что и многие региональные законы о ГЧП не ограничивали участие иностранных юридических лиц. Однако теперь они должны быть приведены в соответствие с федеральным законом, а, значит, прямое участие иностранных юрлиц не допускается. С одной стороны, такое ограничение кажется необоснованным, учитывая потенциальную полезность иностранных инвестиций в социально значимых проектах. В то же время непреодолимым данный запрет не является. Закон о ГЧП не огранивает участие в ГЧП соглашениях юридических лиц с иностранным участием, созданных в рамках российского законодательства. Кроме того, не исключены иные варианты косвенного участия в ГЧП-проектах, например, в рамках предпринимательских объединений с российскими юридическими лицами (холдинги, консорциумы и т.п.). И, соответственно, третий путь заключается в использовании ранее существующих механизмов, а именно концессионных соглашений, законодательство о которых содержит менее жёсткие требования к субъектному составу соглашения.

Распределение рисков

Одним из принципов ГЧП, закреплённых в новом законе, является справедливое распределение рисков. Реализация данного принципа в том числе отражается в том, что критерий распределения рисков используется для оценки проекта, а несоответствие принципам ГЧП может стать основанием для отказа в реализации проекта.

Говоря об оценке, отметим, что одним из параметров сравнительного преимущества проекта является объём обязательств публичного партнёра, возникающих в случае рисков. Иными словами, государство таким образом выбирает наиболее безопасные для себя проекты, не учитывая при этом потребности частных инвесторов.

Ещё один вопрос возникает в связи с толкованием понятия «справедливое распределение рисков», которое является субъективным и оставляет возможность для злоупотреблений со стороны публичного партнёра. Очевидно, что государственные (муниципальные) органы постараются отдавать предпочтение проектам с минимальной степенью рискованности для себя. Хотя представляется, что в отношениях между публичным и частным партнёром должен сохраняться паритет по этому вопросу. В то же время многое будет зависеть от методики определения сравнительного преимущества, которая должна быть утверждена уполномоченным органом.

Предоставление земельного участка

По сравнению с законодательством о концессионных соглашениях в Законе о ГЧП более подробно урегулирован порядок предоставления частному партнёру земельного участка. Хотя, в целом, механизм аналогичен: земельный участок предоставляется без проведения торгов на срок, предусмотренный земельным законодательством, но не превышающий срок соглашения.

Заметим, что Закон о ГЧП предусматривает более быстрый процесс оформления арендных соглашений: 15 дней вместо 60 дней, указанных в Законе о концессионных соглашениях. Важным положением Закона о ГЧП является возможность заключения соглашения до формирования земельного участка (в этом случае соглашение должно быть заключено в 60-дневный срок).

Проблемой, на наш взгляд, может стать положение Закона о ГЧП о том, что на момент передачи земельного участка частному партнёру участок должен быть свободен от прав третьих лиц. Никаких изъятий «если иное не предусмотрено соглашением» в законе не содержится. Иными словами, например, исключается передача земельных участков, обременённых сервитутами, наличие которых обеспечивает необходимую инфраструктуру объекта.

Наконец, стоит отметить законодательно предусмотренную невозможность приобретения земельного участка по ст. 39.20 Земельного кодекса РФ до истечения срока соглашения о ГЧП.

Право частной собственности

Возникновение права собственности частного партнёра на объект является одним из обязательных элементов соглашения о ГЧП. Исключением являются случаи, когда суммарная стоимость публичного финансирования и рыночной стоимости имущества превышает частные инвестиции. Как уже отмечалось, такой подход ограничивает использование моделей ГЧП, не приводящих к возникновению частной собственности на объект.

Если соглашение, обязывающее передать объект публичному партнёру, прекращено досрочно, то объект подлежит передаче при компенсации затрат частного партнёра, уменьшенной на сумму убытков публичного партнёра и третьих лиц в связи с досрочным прекращением соглашения о ГЧП. При досрочном прекращении в связи с нарушением обязательств частным партнером объект подлежит передаче публичному партнёру. При этом регистрация права собственности осуществляется на основании решения суда.

Права на объекты интеллектуальной собственности

В силу специфики сферы регулирования Закона о ГЧП минимум внимания уделено выше обозначенному вопросу. В то же время данный аспект крайне важен для фармацевтической отрасли. Единственное, что можно отметить: стороны вправе самостоятельно в соглашении определить особенности передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности.

ProetContra

В заключительном разделе мы оценим привлекательность нового Закона о ГЧП для инвесторов, в том числе учитывая наличие альтернативы в виде Закона о концессионных соглашениях, а также специфику здравоохранения и фармацевтики.

Закон о ГЧП предусматривает как частную, так и публичную инициативу, что обеспечивает больше возможностей для развития ГЧП, поскольку учитывает потребности как государства, так и частных инвесторов и позволяет запустить механизм ГЧП в отношении интересующего их объекта.

Одним из преимуществ является обязанность частного инициатора и участников конкурса по предоставлению независимой гарантии в размере 5% от прогнозируемого финансирования. Такой механизм является неким фильтром, отсеивающим недобросовестных участников.

В то же время стоит подчеркнуть, что не урегулирован порядок взаимодействия между сторонами до подачи инициативы, хотя он бы значительно упростил задачу частного партнёра по представлению проекта, в наибольшей степени соответствующего потребностям государства.

Среди преимуществ можно выделить достаточно продуманную систему гарантий. В то же время, она практически полностью повторяет положения Закона о концессионных соглашениях. Например, обязанность публичной стороны соглашения обеспечить окупаемость инвестиций в случае законодательных изменений. В контексте Закона о ГЧП особо отметим содействие публичного партнёра в получении частным партнёром необходимых разрешений, а также возможность частного партнёра приостановить исполнение соглашения в предусмотренных ситуациях.

Наконец, плюсом Закона о ГЧП является возможность передачи объекта соглашения и (или) прав по нему в залог (напомним, что Закон о концессионных соглашениях такого права не содержит). Однако залог в данном случае может выступать только в качестве обеспечения обязательства перед финансирующим лицом при наличии прямого соглашения.

Дополнительной гарантией для частного инвестора является минимальный срок соглашения о ГЧП, равный 3 годам. Для сравнения, Законом о концессионных соглашениях минимального срока не предусмотрено.

Главным минусом, как мы уже отмечали, является отсутствие специфического регулирования, которое бы принимало во внимание потребности фармацевтики и здравоохранения. Закон ограничивает множество моделей ГЧП, которые востребованы в этих отраслях.

Резюмируя, подчеркнём, что Закон о ГЧП обладает рядом преимуществ перед уже существующими механизмами взаимодействия государства и частного сектора (в частности, перед концессионной моделью). В то же время с точки зрения здравоохранения и фармацевтики Закон о ГЧП не создаёт принципиально новых моделей взаимодействия, кроме того, в ряде аспектов ограничивает участие потенциальных инвесторов (например, иностранных компаний). Таким образом, необходимо дальнейшее развитие законодательства о ГЧП в сфере здравоохранения и фармацевтики, которое бы учитывало специфику этих отраслей. Среди возможных вариантов, выделим разработку отдельного закона о ГЧП в сфере здравоохранения.

Последние новости

Prev Next

Дайджест регулирования российской фармацевтической отрасли за январь 2019 г., подготовленный Юридической фирмой «BRACE»

Предлагаем Вашему вниманию очередной Дайджест регулирования российской фармацевтической отрасли за январь 2019 г., подготовленный Юридической фирмой «BRACE». Традиционно, в связи с началом года, в январе 2019 года нормотворческая активность была на достаточно низком уровне. При этом ряд важных нормативно-правовых актов все же был принят.

Дайджест правового регулирования закупок за январь 2019 г., подготовленный Юридической фирмой «BRACE»

Предлагаем Вашему вниманию очередной Дайджест правового регулирования закупок за январь 2019 г., подготовленный Юридической фирмой «BRACE». С января 2019 года вступило в силу достаточное большое количество изменений в законодательство о закупках. При этом начало года, как часто бывает, характеризуется относительно слабой нормотворческой активностью органов государственной и акцентом на декларирование планов законодателей и Правительства России на текущий и последующие годы. Так, например...

Дайджест наиболее значимых изменений законодательства о закупках за 2018 г. и изменений, вступающих в силу с 2019 г., подготовленный Юридической фирмой «BRACE»

Уважаемые коллеги! В 2018-м году произошло большое количество законодательных изменений в сфере правового регулирования государственных и корпоративных закупок, выделить главные из которых представляется не простой задачей. Предлагаем Вашему вниманию подготовленный нами Дайджест наиболее значимых изменений законодательства о закупках за 2018 г. и изменений, вступающих в силу с 2019 г.

Дайджест правового регулирования закупок за декабрь 2018 г., подготовленный Юридической фирмой «BRACE»

Главные новости Предлагаем Вашему вниманию очередной дайджест правового регулирования закупок за декабрь 2018 г., подготовленный Юридической фирмой «BRACE». Среди главных изменений можно отметить принятие изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» относительно обеспечения исполнения контракта, возможности изменения цены контракта и осуществления закупок у единственного поставщика. Указанными...

Дайджест регулирования фармацевтической отрасли за декабрь 2018 г., подготовленный Юридической фирмой «BRACE»

Главные новости Предлагаем Вашему вниманию очередной дайджест регулирования российской фармацевтической отрасли за декабрь 2018 г., подготовленный Юридической фирмой «BRACE». Среди важных изменений необходимо отметить новый правовой статус клинических рекомендаций, которые планируется полностью пересмотреть в срок до 31.12.2021.

Дайджест наиболее значимых изменений и разъяснений законодательства об обращении медицинских изделий за 2018 г., подготовленный Юридической фирмой «BRACE»

1. Внесены изменения в Правила государственной регистрации медицинских изделий. Постановление Правительства РФ от 31.05.2018 № 633 «О внесении изменений в Правила государственной регистрации медицинских изделий» Данное постановление расширило перечень документов, которые представляются для государственной регистрации медицинского изделия. В заявлении о государственной регистрации медицинского изделия появилась необходимость указывать информацию о товарном знаке и иных средствах индивидуализации в случае их нанесения на упаковку и...