Разновидности сэз и их основные черты. Свободная экономическая зона Виды сэз

С помощью создания свободных экономических зон того или иного типа различные государства «третьего мира» пытаются решать разнообразные по своей природе задачи . В обобщенном виде они могут быть сведены к следующим целям:

Росту доходов страны в свободно конвертируемой валюте, расширению экспорта готовой продукции, рационализации импорта;

Росту притока иностранного производственного капитала;

Стимулированию технического развития, изменению структуры производства, ускорению инновационных и внедренческих процессов;

Сокращению безработицы;

Подготовке квалифицированных специалистов.

Практика функционирования свободных экономических зон, соперничества между ними за привлечение иностранного капитала привели к унификации условий, на которых в зону приглашаются инвесторы. Для каждого типа СЭЗ разработан определенный набор базовых льгот и стимулов, которые дополняются специальными формами поощрений, повышающих эффективность СЭЗ. Последние направлены либо на решение конкретных задач (например, ускоренное создание транспортной инфраструктуры), либо на стимулирование отдельных видов деятельности (переработка местного сырья на экспорт, банковские услуги).

Классификация СЭЗ

1. Комплексные СЭЗ - создаются с установлением льготного режима хозяйствования на территориях отдельных административных образований. К ним относят:

Особые экономические зоны;

Территории особого режима;

Специальные экономические зоны;

Зоны свободного предпринимательства.

2. Сервисные зоны - территории, обладающие льготными режимами предпринимательской деятельности для организаций и фирм, которые оказывают страховые, финансово-экономические и другие услуги:

Туристические

Банковские и страховые

Оффшорные

3. Промышленно-производственные экономические зоны - это СЭЗ второго поколения, которые появились в результате преобразования торговых зон после того, как туда стали ввозить помимо товаров еще и капитал:

Экспортно-импортозамещающие

Экспортно-производственные

Импортозамещающие

Промышленные парки

Научно-промышленные парки

4. Технико-внедренческие экономические зоны относят к зонам третьего поколения. Они концентрируют иностранные и национальные исследовательские организации, которые используют единую систему налоговых льгот:

Инновационные центры

Технопарки

Технополисы

5. Торговые зоны - самая простая форма СЭЗ, которые появились в 18-19 вв. (на Гибралтаре СЭЗ появилась в 1704 году, в Сингапуре в 1819 году и в Гонконге в 1848 году). Торговые зоны работают в большинстве стран, но большая их часть располагается в развитых странах:

Торгово-производственные

Свободные порты

Бондовые склады

Свободные таможенные

Согласно данным различных экспертных источников в мире существует несколько тысяч СЭЗ различных функциональных типов. Динамика темпов роста СЭЗ как в количественном отношении, так и по общему объему производства продукции в них, говорит о большой перспективе данного направления в нашей стране и в мире в целом.

Многолетняя позитивная практика зарубежных стран по созданию и функционированию свободных экономических зон свидетельствует об эффективности такого метода развития экономики.

Вводя на части своей территории особый режим внешнеэкономической деятельности, страны решают такие задачи, как повышение конкурентоспособности национального производства, увеличение притока капитала как от экспорта товаров и услуг, так и в виде внешних инвестиций, ускоренное освоение производства новых товаров и услуг. В развитых странах с помощью таких зон упрощается выход национальных фирм на внешние рынки, увеличивается прибыльность внешнеторговых и связанных с ними операций.

и т. п.) , либо на привлечение в зону инвесторов определенного типа (мелкий или крупный бизнес) .

Тема 13. Государственное регулирование регионального развития и местное самоуправление

Сущность государственного регулирования регионального развития

Региональная экономика и региональная политика

Специфика региональный комплексных программ развития и их структура (с/р)

Регион как объект хозяйствования и управления

Самоуправление

Особенности нашей страны (масштабность, региональное многообразие и др.) требуют более активной по сравнению с типичной мировой практикой деятельности государства по устранению диспропорций в национальном экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития всех регионов и страны в целом.

Государственное регулирование регионального развития с помощью экономического механизма осуществляется на различных уровнях управления – федеральном, региональном, межрегиональном и местном.

Федеральные органы управления – должны регулировать процессы организации производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; реализацию крупных экологических и социальных программ; организацию межрегиональных и межгосударственных экономических связей.

Региональные органы управления – занимаются вопросами использования местных ресурсов, рационализации структуры хозяйств, экологическими и социальными проблемами

Специфика регионов предопределяет целесообразность использования в каждом конкретном случае определенного набора экономических рычагов и стимулов. Успешное проведение экономических реформ требуют учета этой специфики.

А области финансовой и налоговой политики в связи с расширением экономической самостоятельности регионов следует повысить долю бюджетов республик, краев, областей в общих бюджетных ресурсах. Одновременно необходимо обеспечить на всей территории РФ функционирование единой налоговой системы с федеральными, местными и муниципальными налогами, механизм → и перераспределения доходов между регионами.

Наличие многоканальной системы определяется необходимостью иметь самостоятельные, устойчивые источники доходов федерального бюджета для решения тех задач, которые в соответствии с федеративным договором отнесены к ведению федеральных органов власти.

Вместе с тем, исходя из уровня эк. и соц. развития, безработицы, экологической обстановки в регионах возможна региональная дифференциация ставок регулирующих налогов, оставляемых на местах.

Централизованные средства (субвенции) из федерального бюджета необходимо выделять регионам лишь на достижение таких целей, которые невозможно решать за счет др. источников финансирования (преодоление последствий стихийных бедствий и ЧС, решение критических соц. проблем), а также на реализацию региональных гос. программ.

Основная цель регионального аспекта социальной политики – недопущение в регионах острых соц. конфликтов, снятие напряженности в районах повышенной социальной опасности. Основным источником финансирования региональных соц. программ становятся бюджеты республик, краев, областей, местные бюджеты. Для поддержки малообеспеченных групп населения сформированы Республиканский федеральный и территориальные фонды соц. поддержки населения.

Основные средства реализации социальной политики – предоставление бюджетных и внебюджетных субсидий, установление более высоких уровней з/п работникам бюджетных отраслей, доплат к пенсиям, пособиям и т.п.

В области инвестиционной политики в условиях сокращения гос. централизованных КВ упор делается на создание условий для привлечения частных и иностранных инвестиций, средств акционерных компаний. Необходимо стимулировать проекты, позволяющие рационализировать территориальную структуру производства, способствующие повышению уровня комплексности хозяйства региона и решению народнохозяйственных задач.

В целях повышения инвестиционной активности регионов предусматривается выплата инвестиционных премий за сооружение объектов, гарантий на ссуду, помощь в приобретении земель под строительство, предоставление льготных кредитов на инвестирование, создание территориальных и межпроизводственных консорциумов, АО для завершения ранее начатого строительства и т.п.

Большое значение придается налоговым и амортизационным льготам в целях стимулирования структурной перестройки экономики регионов.

Региональный аспект имеет важное значение для реформирования ВЭД . В настоящее время под давлением руководства отдельных республик, краев и областей правительство предоставляет местным администрациям ряд льгот и особых прав по квотированию экспорта товаров, уплате экспортных пошлин, обязательной продажи экспортерами части валютной выручки органам исполнительной власти. Эта деятельность мало упорядочена. Результат: увеличивается нестабильность бюджета, усложняется общероссийское регулирование ВЭД. Поэтому необходимо пересмотреть деятельность регионов на внешнем рынке, создав примерно равные возможности для всех. Это не ущемляет права субъектов федерации, а обеспечивает экономическую безопасность России. Исключение – свободные эк. зоны.

Соц.-эк. особенности регионов требуют разработки дифференцированных мер реализации эк. реформ. Необходима минимизация требований к централизации ресурсов на федеральном уровне и их межрегиональному перераспределению. Это одно из важнейших условий стабильности, надежности соц.-эк. и политической систем РФ. Необходимость поддержки кризисных и слабоосвоенных регионов, а также обеспечения межрегиональных коммуникаций предопределяет значительный объем централизованных инвестиций. Поддержание минимального уровня жизни населения во всех регионах требует аккумулирования и межрегионального перераспределения бюджетных средства и соответствующего формирования федеральной налоговой системы.

Гос. регулирование осуществляется в той или иной мере постоянно. Однако его методы, цели и приоритеты являются конкретно-историческими. Все их рассмотреть невозможно.

Основные направления гос. регулирования, которые активно применяются в настоящее время:

Совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными на то учреждениями, общественными организациями в целях адаптации соц. и эк. структур и процессов к условиям, порожденным рыночными отношениями;

Корректировка, дополнение действий объективных эк. законов, закономерностей и тенденций.

Это нормальная реакция самозащиты рыночного типа организации государства от свойственных ее механизмам недостатков, чем и определяется необходимость проведения соответствующих акций регулирования;

Гос. регулирование, при наличии определенного уровня эк. развития, концентрации производства и капитала, их пространственной дифференциации;

Гос. регулирование в «узком» (дотации, финансирование, закупки, госзаказы) и «широком» (создание общих экономических и др. предпосылок и условий для эф. действия в регионах рыночного механизма хозяйствования, для выбора хозяйственными и инфраструктурными институтами наилучших способов своей деятельности с ориентацией на общенациональные цели и задачи) смыслах;

Поиск компромисса между многочисленными и разнообразным (а подчас и разнонаправленными) интересами.

В гос аппарате, в т.ч. в органах регионального управления и структурах местной власти, с трудом осознается необходимость перехода от прямого управления к регулированию. В ряде случаев наблюдается неумение использовать апробированные методы, побуждать субъекты экономики на основе материальной и иной мотивации действовать в целях достижения желаемых общественно значимых целей.

Фундаментальное значение для развития практики гос. регулирования имеет перераспределение значительной части валового внутреннего продукта (ВВП) через бюджетную систему и соответствующие фонды. Послевоенный период характеризуется возрастанием доли гос. расходов в общем объеме ВВП. Если в 60-е годы средняя доля таких расходов в развитых странах составляла около 28%, то к началу 1980-х она уже приближалась к 43%.

Финансовую помощь регионам предполагается осуществлять посредством специальных фондов (созданных или создаваемых):

Фонд регионального развития – представляет территориальный разрез инвестиционной части федерального бюджета, ориентируется на поддержку инвестиций производственного назначения (сущест.).

Фонд развития региональных финансов предусматривается создать за счет ресурсов международных экономических структур (банков, фондов) и использовать преимущественно в регионах, выдерживающих стандарты реформ и выполняющих функции «точек роста».

Федеральный фонд финансовой поддержки регионов (сущест.) - используется в качестве инструмента выравнивания среднедушевых показателей исходя из минимальных гос. соц. стандартов.

Основные меры гос. регулирования устойчивости экономики регионов в ближайшей перспективе должны заключаться в следующем. На федеральном уровне необходимо уточнить Концепцию перехода РФ к устойчивому развитию, в частности выделить положение об особой роли устойчивого развития экономики российских регионов, преодолеть неразбериху в использовании терминов в принимаемых документах.

Соответствующие изменения следует внести и в статистическую базу территориального управления. В системе региональной статистики имеется 30 разделов и используется около 600 показателей. Проблема их агрегирования не разрешена, что существенно затрудняет их использование и в Центре, и на местах. Гос. статистика не позволяет достоверно оценить меру устойчивости и устойчивого развития регионов страны в целом. Ориентация на среднероссийские, среднерегиональные и др. данные становится все менее полезной: используя эти данные, можно утратить ориентиры и принять ошибочные решения.

По имеющимся оценкам, статистическая информация лишь на 2/3 содержит данные, необходимые для прогнозирования. Практическому выполнению этой ключевой функции препятствует дефицит показателей, который достигает 40%. Статистика по этой причине все более страдает от субъективизма, односторонности и утрачивает свое предназначение базы для принятия решений ц условиях усиливающейся неопределенности. По оценкам специалистов лишь 60% данных, получаемых по технологиям современной статистической системы, можно считать достаточно надежными.

Причины этого различны:

Возникновение и усиление информационных барьеров в деятельности экономических структур разных форм собственности, политических и др. организаций;

Нарушение принципа государственного централизма в сфере обработки информации;

Монополизация права собственности на информацию;

Высокая стоимость организации территориальных, отраслевых и проблемно-ориентированных баз данных.

Возрастающая потребность практиков в данных, характеризующих социально-эк. процессы, обусловила выполнение др. статистических и аналитических работ. Для мониторинга критических точек в динамике экономики регионов необходимо в первоочередном порядке ввести показатели, характеризующие:

Нарушения внутрисистемных и внесистемных экономических связей региона и предельные параметры этих отклонений;

Динамику производства естественных монополистов (эл/энергетика, транспорт, связь и др.) по сравнению с ценами на их продукцию и тарифами на услуги;

Степень монополизации местных рынков и динамику локальных монополий, допустимые их значения для территории;

Развитие экономики в связи с динамикой уровня жизнеобеспечения населения и показателями устойчивости хозяйственных комплексов регионов разного типа и ранга;

Соблюдение минимальных государственных социальных стандартов, скорректированных с учетом региональных различий и др.

Для того, чтобы концепция управления устойчивостью экономики регионов была реализована на практике, необходима также разработать методические материалы, организовать соответствующую переработку кадров.

Исходя из изложенного, следует констатировать, что эк. система регионов РФ сложилась в ходе длительной эволюции, находится в целом в благоприятных геополитических, инфраструктурных и др. условиях (за исключением отдельных регионов: Калининградская область, Чеченская республика и др.).

Регулирование устойчивости и экономики региона в пределах полномочий и ответственности субъекта федерации м.б. обеспечено только при целостном подходе, на основе тесного взаимодействия со структурами Федерального Центра как собственниками большей части ОФ, находящихся в регионах.

Устойчивое развитие регионов будет в значительной мере зависеть от качества управленческих решений, принимаемых в Центре и касающихся эл/энергетики, машиностроения, химического сектора, аграрной сферы.


Таганрог: ТРТУ, 2005

Тема 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ (СЭЗ)

1.Классификация СЭЗ

Со времени подписания в 1973г. Киотской конвенции, определяющей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. Международные корпорации рассматривают СЭЗ как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль (норма прибыли в СЭЗ в среднем составляет 30-35%, а в азиатских зонах – более 40%). Сроки окупаемости капиталовложений в СЭЗ сокращаются в 2-3 раза.

Выделяют следующие типы СЭЗ: таможенные зоны; беспошлинные торговые зоны; таможенные свободные зоны; зоны свободной торговли; внешнеторговые зоны; предпринимательские зоны; зоны технико-экономического развития; зоны развития новой и высокой технологии; научно-промышленные парки; экспортно-производственные зоны; свободные промышленные зоны; оффшорные центры; свободные банковские зоны; туристические центры и др.

СЭЗ – это часть национальной территории, имеющая расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей.

Классификацию СЭЗ осуществляют по 4 критериям:

1. По характеру деятельности.

2. По степени интегрированности в мировую и национальную экономику.

3. По отраслевому признаку.

4. По характеру собственности.

I. По характеру деятельности выделяют:

1. Зоны свободной торговли представляют собой ограниченные участки территории, в пределах которой установлен льготный режим хозяйственной, в т.ч. внешнеэкономической, деятельности. Возникли еще в XVII – XVIII вв. Функции их сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров. Иногда допускается незначительная обработка иностранных товаров в целях их дальнейшего реэкспорта. К числу ЗСТ можно отнести магазины «дьюти фри» в международных аэропортах и свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.

2. Экспортно-производственные или промышленно-производственные зоны. Их относят к зонам 2-го поколения, возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товары, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами.

3. Научно-промышленные парки или технико-внедренческие зоны. Относятся к зонам 3-го поколения (70-80-е гг. XXв.). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

Наибольшее число таких зон функционирует в США (технопарки), Японии (технополисы), Китае (зоны развития новой и высокой технологии). В них организуется разработка и выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции.

4. Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). Они привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой тайны, лояльностью государственного регулирования. В этих зонах концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность.

Налоговые гавани отличаются от ОЗ тем, что в них все фирмы (местные и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности.

В н.в. в мире более 300 оффшорных центров, среди них около 70 НГ. В числе стран, где функционируют оффшорные компании, Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, Остров Мэн (Великобритания), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария.

Компании в ОЗ либо не подлежат налогообложению, либо облагаются небольшим паушальным налогом. Также отсутствуют валютные ограничения и таможенные пошлины для иностранного инвестора, существует свободный вывоз прибылей, низкий уровень уставного капитала.

Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных капиталов, получении дохода от пребывания компаний в ОЗ, создании дополнительных рабочих мест.

II По степени интегрированности в мировую и национальную экономику различают:

1. СЭЗ экстравертивного типа (ориентированы на внешний рынок, экспорт составляет от 75 до 90% всей производимой продукции).

2. СЭЗ интровертивного типа (интегрированы в национальную экономику).

Классификация по отраслевому признаку затруднена тем, что в экспортно-промышленных зонах располагаются ПП различных отраслей. Но существует и определенная специализация на одной или нескольких отраслях промышленности.

По характеру собственности выделяют СЭЗ: государственные; частные; смешанные.

К наиболее распространенным типам СЭЗ относятся зоны; свободной торговли, свободные таможенные, производственноторговые, технико-внедренческие, сервисные, офшорные, комплексные.

1. Зоны свободной торговли (ЗСТ) . Товары могут складироваться, храниться, подвергаться незначительной доработке (укрупнение или дробление партий, упаковка, маркировка, сортировка и т.п.). Разрешена торговля. Ввоз и вывоз товаров осуществляется беспошлинно, но если товар вывозится в глубь страны, он облагается пошлиной как обычный импортный товар. ЗСТ – это один из самых распространенных типов зон, известных еще с глубокой древности.

В 1930-е гг. в США было создано несколько десятков зон внешней торговли с целью активизации предпринимательской активности в ряде регионов страны. Современной и распространенной их разновидностью выступают магазины беспошлинной торговли (duty free) в международных аэропортах, морских и речных портах. Первый такой магазин был открыт еще в 1950-е гг. в международном аэропорту Шэннон (Ирландия), в СССР – в 1980 г. в аэропорту Шереметьево. Создание ЗСТ не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на экономику организующей ее страны и имеет, скорее, региональное значение.

  • 2. Свободные таможенные зоны (склады, терминалы, порты, причалы и т.д.) . Осуществляется погрузка-разгрузка судов, железнодорожного подвижного состава, ремонт и обслуживание судов. Здесь также товары могут складироваться, храниться, допускаются незначительные операции по улучшению товаров, операции по страхованию без уплаты пошлин и НДС, однако торговля не разрешена.
  • 3. Производственно-торговые зоны . Встречается несколько их разновидностей, в том числе свободные промышленные зоны, экспортно-производственные, импортзамещающие производственные зоны, зоны совместного предпринимательства и т.д. Наиболее эффективно такие зоны используются в развивающихся странах, поскольку в них привлекается на льготных условиях иностранный капитал для организации производства разнообразных товаров. В таких зонах могут осуществляться первичная переработка сырья, сборочное производство, а также полный цикл выпуска товаров. Большинство из них являются экспортно ориентированными, т.е. организуется производство товаров, предназначенных для продажи на мировом рынке, но некоторое число таких зон – импортзамещающие, т.е. в них организуется выпуск товаров с целью ликвидации их дефицита на внутреннем рынке, для замещения импорта. Такие зоны, как правило, являются специализированными, т.е. выпускают однородные товары (бытовую электротехнику, электронику, швейные и обувные изделия и т.д.). Но часть из них – универсальные.

При создании такого типа зон используется территориальный принцип: выделяется особая компактная территория вблизи морских или речных портов, крупных железнодорожных узлов для организации бесперебойного снабжения запчастями, деталями, полуфабрикатами и вывоза товаров за границу, создается администрация для управления зоной. Доступ в такую зону возможен только для работающего в ней персонала. Для открытия зоны на выбранной территории осуществляется строительство производственных и офисных помещений, коммуникаций, жилых помещений. При создании таких зон в Китае там даже вводился свободно конвертируемый юань.

При создании промышленно-производственных зон принимающее государство ставит масштабные задачи: привлечение иностранного капитала и иностранных технологий, увеличение рабочих мест, повышение качества рабочей силы, увеличение экспортных доходов, облагораживание экспорта и рационализация импорта, повышение доходов населения, отработка механизмов взаимодействия национального и иностранного капитала, использование каналов сбыта ТНК для продвижения своих товаров на мировой рынок, а также заимствование иностранного производственного, коммерческого, технологического опыта и т.д.

Для привлечения иностранного капитала в таких зонах используется множество льгот, прежде всего, финансового характера:

  • беспошлинный ввоз и вывоз товаров;
  • безвизовый въезд иностранцев;
  • беспрепятственный вывоз за рубеж законно полученной прибыли;
  • пониженное налогообложение, "налоговые каникулы";
  • в отдельных случаях субсидирование предпринимателей, льготное кредитование;
  • сниженные тарифы на пользование водой, электроэнергией, газом, телефонной связью;
  • изъятия из трудового законодательства страны (сокращенный оплачиваемый отпуск, удлиненный рабочий день, сниженный возрастной ценз);
  • запрет на создание профсоюзов, политических партий, проведение забастовок и демонстраций и т.д.

Наиболее удачный опыт создания и функционирования таких зон, оказывающих существенное стимулирующее воздействие на всю экономику, демонстрируют Китай, Бразилия, Южная Корея, Малайзия. Например, в 1980-е гг. через СЭЗ проходило до 2/3 внешнеторгового оборота Китая.

4. Технико-внедренческие зоны . Как правило, они создаются вблизи авторитетных научно-исследовательских центров (университетов). Их основная задача – помочь скорейшему внедрению инноваций в практику. В зонах подобного типа такой признак, как беспошлинная торговля, либо отсутствует, либо имеет второстепенное значение, зато первостепенное значение приобретают различные налоговые и иные льготы, а также сниженные коммунальные тарифы для компаний, осуществляющих инновации. В технико-внедренческих зонах формируется благоприятный климат для развития венчурного (рискового) предпринимательства, суть которого в соединении интеллектуального и производительного капитала. При этом особый импульс для своего развития получают малые инновационные фирмы, которые объединяют свои усилия с промышленными компаниями, учеными и венчурными фондами в создании и скорейшем продвижении на рынок передовых инноваций в высокотехнологичных отраслях – биотехнологии, микроэлектронике и т.п. Исторически первой такой зоной стала Силиконовая долина в США (1950-е гг.). Она остается крупнейшим в мире центром, где создается более половины мировых электронных новинок.

Разновидностями технико-внедренческих зон выступают технопарки, технополисы, инновационные центры и т.п. образования, получившие развитие в ФРГ, Голландии, Японии и других странах.

  • 5. Сервисные зоны . Это такой тип зон, где льготы получают все компании, которые действуют в той или иной отрасли сферы услуг, например в сфере туризма, страхования, банковском деле, – той, которая является отраслью специализации для страны. При этом льготами пользуются все компании независимо от места их расположения в стране.
  • 6. Офшорные зоны . Служат своего рода налоговыми оазисами, обслуживающими мировой финансовый рынок. По легенде, режим хозяйствования в таких зонах исторически восходит к так называемому "режиму капитуляций", согласно которому иностранцы в колониальных и полуколониальных странах были изъяты из-под действия местной юрисдикции и подчинялись юрисдикции своих консулов.

"Режим капитуляций" получил свое наименование от жалованных грамот, или капитуляций, которыми турецкие султаны предоставляли соответствующие льготы тому или иному иностранному христианскому государству, начиная со второй половины XV в. (сначала Генуе и Венеции, затем Франции, далее Англии и Голландии). Этот режим действовал позднее также в Британской империи. Например, английские компании, расположенные в Индии, платили налоги прямо английской короне и обладали экстерриториальностью. Затем он возродился во второй половине XX в. в виде офшорного режима, в соответствии с которым фирма только регистрируется на обозначенной территории. Но всю хозяйственную деятельность ведет за ее пределами и за это получает освобождение от налогов на прибыль либо существенное их уменьшение. Поскольку в международном праве действует правило уплаты налогов "у источника", то страны-организаторы, таким образом, предоставляют иностранным компаниям безналоговый режим.

Офшорные зоны первоначально стали организовывать страны, которые по тем или иным причинам непривлекательны для иностранного капитала (небольшая территория, к тому же затерянная на просторах мирового океана, незначительная и неквалифицированная рабочая сила и т.п.), а затем и многие другие, в том числе развитые (Великобритания, Швейцария, Ирландия, Кипр и др.).

Стимулом служила также возможность получать регистрационные взносы – чем больше компаний регистрируется, тем больше доходы принимающей страны. Классический вариант офшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в зоне только нерезидентов.

Офшорные зоны дают использующим их хозяйствующим субъектам ряд преимуществ: налоговые льготы, значительную свободу в бизнесе, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, анонимность, секретность финансовых операций (действует в основном лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). В офшорных зонах Ирландии и Либерии налоги не взимаются, в Швейцарии взимаются, но по сильно сниженной ставке. В офшорах Лихтенштейна, Панамы, Антильских островов в момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается паушальный (единовременный) налог. В ряде стран от офшорных компаний требуется лишь минимальный бухгалтерский учет, в других (Либерии, Панаме, Лихтенштейне) не выдвигается даже такое требование.

Поскольку отсутствует контроль за происхождением капитала, то такие зоны превратились в "прачечные для отмывания грязных денег" , так как в офшоры главным образом устремились капиталы откровенно криминального происхождения (доходы от торговли оружием, наркобизнеса, торговли людьми) или полукриминального, когда от налогообложения уходят капиталы, происхождение которых жестко контролируется государством (например, от игорного бизнеса), или те, которые облагаются высокими налогами (например, наследства).

7. Комплексные зоны . Они имеют многофункциональный характер, сочетающий различные направления деятельности, масштабный характер, характеризуются большими объемами привлекаемого капитала. В качестве примера можно привести бразильскую зону "Манаус", аргентинскую "Огненная земля", "Шэньчжэнь" и другие экономические зоны в Китае.

Помимо отмеченных типов зон формируются и новые их виды. Например, с 1990-х гг. активизировался процесс формирования международных СЭЗ. Это могут быть СЭЗ в приграничных областях нескольких государств. Например, известность приобрела комплексная зона "Туманган" на Дальнем Востоке, где сходятся границы Китая, Северной Кореи и России (в районе реки Туманная). Предполагается, что помимо перечисленных стран в ее деятельности будут участвовать Япония, Южная Корея, Монголия. В качестве цели создания зоны было заявлено развитие района Туманган через скоординированную стратегию развития в нем транспорта, инфраструктуры, торговли, промышленности, туризма, развития организационных и законодательных форм, человеческих и природных ресурсов и защиты окружающей среды.

Перспективной формой взаимодействия между странами во внешнеэкономической сфере можно считать образование так называемых еврорегионов. Европа – одна из наиболее подходящих для этого территорий, поскольку здесь компактно расположено много государств. Еврорегион представляет собой добровольное объединение приграничных областей различных государств в хозяйственной сфере. На данный момент в Европе насчитывается уже около сотни еврорегионов, а первым стал еврорегион "Гронау", созданный еще в 1958 г. на границе ФРГ и Нидерландов. В состав другого еврорегиона "Рейн – Вааль", созданного в 1993 г., вошли немецкие и голландские города, общины и другие территориальные единицы. Еврорегион "Айфель – Арденны", который включает федеральную общину Прюм (ФРГ), город Санкт-Вит (Бельгия) и общину Клерво (Люксембург), является рабочим сообществом муниципальных образований. Они сотрудничают не только в экономической сфере, но также в области культуры, образования, транспорта, здравоохранения, охраны окружающей среды. Органами управления ЕС еврорегионам передаются функции для самостоятельного решения ряда вопросов на локальном уровне. Широкомасштабное приграничное сотрудничество формирует своеобразные свободные экономические зоны с участием не только стран – членов ЕС, но и других государств, куда в больших масштабах устремляются иностранные инвестиции, способствующие экономическому подъему этих территорий.

  • Название буквально переводится как "вне берега" в силу того, что первыми этот тип СЭЗ стали создавать мелкие островные государства Карибского бассейна.
  • Термин берет начато из США, где в 1930-е гг. в период "сухого закона" итальянские мафиози занимались нелегальным производством алкоголя, а для легализации доходов от бутлегерства скупили сеть прачечных и смешивали прибыль от легальной деятельности с прибылью от подпольной.

Для улучшения инвестиционного климата в стране, для привлечения зарубежных инвесторов и развития экономики государства в целом в мировой практике применяется успешная модель развития регионов, которые заключаются в особые экономические зоны. Они создаются в разных регионах под определенные отрасли, они по-разному выглядят в охвате территорий и т.д.

Какую суть несут свободные экономические зоны?


Свободные экономические зоны создаются только с одной основной целью для привлечения инвестиций. В качестве инвесторов могут выступать, как отечественные, так и зарубежные компании. За счет привлеченных инвестиций строятся научно-технологические, промышленно-производственные объекты, которые необходимы для развития экономики страны.
То есть свободные экономические зоны необходимы для развития регионов.

Такие зоны могут быть искусственно созданные, так и иметь естественный природный ландшафт. Искусственно созданные, когда государством выделяется земля, на которой могут развернуть свою деятельность и построить заводы, и прочую отраслевую инфраструктуру компании инвесторы. В таких зонах государство берет на себя изначально обязательство по обустройству территорий для создания привлекательности свободной зоны.

Свободные экономические зоны в естественном ландшафте представлены в основном в туристическо-рекреационном направлении. И в качестве зоны выступают целые регионы или природные объекты. Например, к ним можно отнести полуостров Крым, «Долина Алтая», «Ворота Байкала».

Если дать определение, то свободной экономической зоной называют территорию, за которой закреплен особенный юридический статус, гарантирующий льготные налоговые условия для ведения предпринимательской деятельности, как российским, так и зарубежным компаниям.

В чем отличие свободной зоны от остальных регионов?

  1. Свободные зоны получают максимальные привилегии по налогообложению, например, как сокращение налоговых ставок, так и полное освобождение от уплаты налогов на какой-то период.
  2. Таможенные льготы могут быть выражены в освобождении от уплаты пошлин или сокращении таможенных тарифов для ввоза импортных материалов и комплектующих, необходимых в производстве, а также экспорте продукции.
  3. Льготные коммунальные услуги за электроснабжение, воду, за аренду офисных помещений.
  4. Упрощение процедуры регистрации и документального оформления.

Как можно стать резидентом особой экономической зоны?

Для того чтобы стать полноправным инвестором-резидентом свободной зоны. Надо соответствовать определенным критериям:

  1. Чтобы деятельность бизнеса соответствовала определенным направлениям. В частности в России, чтобы попасть в ее экономическую свободную зону, надо проводить деятельность в направлениях:

— туристическо- рекреационном;
— промышленно-производственном;
— транспортной логистике, в частности портовой логистике
— научно-технологическом.

  1. Также проверяется государством бизнес –план, а именно сколько по нему будет вложено инвестиций, сколько рабочих мест будет создано и т. д. Например, чтобы стать резидентом в свободной экономической зоне, как Крым, не обходимо вложить инвестиций в бизнес 150 млн. руб., для среднего и малого бизнеса сумма инвестиций меньше более чем в 2 раза, а также чтобы число сотрудников было больше 10 человек.

Какие льготы по налогам в особых зонах?

Привлекает свободная зона и льготными налоговыми условиями. Какие привилегии дает государство? Рассмотрим на примере свободной зоны, как Крым.


Для другой СЭЗ, как «Алабуга» действуют льготы в отношении имущественного, транспортного, земельного налога, ставка по ним 0% в течении 10 лет.
Налог на прибыль тарифицируется по ставкам в течении 5лет по ставке 2%, последующие 5 лет 7%, остальные года до 2055г по ставке 15,5%.
Действует ускоренный режим амортизации с повышающим коэф.2%.
Также в отношении таможенных сборов, отменены пошлины на импорт и экспорт готовой продукции, сырья, материалов.

В зависимости от расположения, количества инвестиций в экономическую зону будут действовать разные налоговые преференции.

Где в России находятся свободные зоны?

В России создано 29 свободных экономических зон. Некоторые из них привлекли достаточно много инвестиций, а какие-то совсем не оправдали ожиданий правительства.
СЭЗ условно поделены на 4 вида. Деление происходит по отраслевой принадлежности: промышленный кластер, технологический, логистический, туристический. Среди лидеров признаны регионы, развивающие промышленные и технологические отрасли. На третьем месте логистическая отрасль и меньше всего инвестиций в туристических СЭЗ.
Какие же регионы удостоены звания СЭЗ?

1. В промышленную зону вошли 6 СЭЗ:

— «Алабуга», расположенный в республике Татарстан в Елабужском районе.
— «Моглино» Псковской области
— «Тольятти» в Самарской области
— «Липецк» в Липецкой области
— «Титановая долина» Свердловская область
— «Людиново» Калужская область

2. В технологический кластер вошли:
— «Дубна» в Московской области
— «Санкт-Петербург»
— «Зеленоград» Московская область
— «Томск» в Томской области.

3. Логистический кластер:
— «Ульяновск» в Ульяновская область
— «Советская гавань» Хабаровский край

4. Туристический кластер:
— «Долина Алтая» — алтайский край
— «Байкальская гавань» республика Бурятия
— «Бирюзовая Катунь» Алтайский край
— «Ворота Байкала» Иркутская область
— «Архыз», «Ведучи», «Эльбрус Безенги», «Мамисон», «Цори и Армхи», «Матлас», «Лагонаки», «Каспийский прибрежный сектор», «Бальнеологические курорты» все расположены на Северном Кавказе.
— «Иннополис» в республике Татарстан.
— Республика Крым

Основным представительством этих СЭЗ, за исключением туристических зон Серверного Кавказа и Крыма, является РОСОЭЗ www.russez.ru

По истечении нескольких лет СЭЗ проявляют себя не всегда заявленным ожиданиям. Например, СЭЗ Северного Кавказа не оправдали себя, т.к. не привлекли к себе инвесторов.
Каждая зона, имеет свои условия получения статуса резидента, свои налоговые и льготные преференции.

В чем минус СЭЗ?

В основном изложенный до этого материал показывал, что СЭЗ это прекрасно. Особые зоны привлекают инвестиции, помогают развивать регионы и в целом экономику России. Только не все так безоблачно.
Порог входа в такую зону достаточно высок, и в основном себе могут это позволить очень крупные компании. Например, чтобы стать резидентом в «Алабуге» необходимо инвестировать в первый год 1млн евро, а в последующие годы до 10 млн евро. Такие инвестиции сможет вложить не каждый предприниматель.

Благоприятнее развитие предпринимательства складывается в регионах, когда действует единый закон для всего бизнеса. Когда понижаются налоги не для избранных предприятий, а для всей бизнес индустрии. Хотя государство в этом случае не дополучает налоги, зато дает возможность развиться региону, а потом уже получать с него нормальные налоговые сборы.

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, сущность ОЭЗ, виды ОЭЗ

Свободная, особая или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Цели создания с точки зрения государства:

привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг;

создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;

развитие экспортной базы;

импортозамещение;

апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов:

освоение новых рынков сбыта;

приближение производства к потребителю;

минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин;

доступ к инфраструктуре;

использование более дешёвой рабочей силы;

снижение административных барьеров;

развитие территории.

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По функциям

Зона свободной торговли (ЗСТ ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).

Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

Технико-внедренческая зона (ТВЗ ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

Туристско-рекреационная зона (ТРЗ ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)

Комплексные зоны . Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

По степени интеграции в экономику

Зоны, интегрированные в национальную экономику , ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.

Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны , в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

По системам льгот

Налоговые : налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль.)

Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий , упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности :

  • инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;
  • благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы;
  • предоставляется ряд налоговых преференций;
  • система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами.

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

- Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

- Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.

- Портовые зоны.

- Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ.

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ "Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г.

Промышленные ОЭЗ

Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

Автомобилей и автокомпонентов;

Строительных материалов;

Химической и нефтехимической продукции;

Бытовой техники и торгового оборудования.

Инновационные ОЭЗ

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

Нано- и биотехнологии;

Медицинские технологии;

Электроника и средства связи;

Информационные технологии;

Точное и аналитическое приборостроение;

Ядерная физика.

Туристические ОЭЗ

Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.

Портовые ОЭЗ

Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.

ОАО «Особые экономические зоны» — управляющая компания, в ведении которой находятся действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 24 действующих ОЭЗ 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 13 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.