Принципы организации налоговой системы рф. Налоги и налоговая система

Налоговая система РФ и принципы построения

Налоговая система это совокупность существующих в данный момент налогов, пошлин и сборов, взимаемых государством в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия (изменения, отмена и т.п.) и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия, льготам эти системы существенно отличаются друг от друга и кажутся на пер вый взгляд несравнимыми. Однако при более тщательном анализе можно выявить две главные общие черты:

1) постоянный поиск путей увеличения налоговых доходов государства;

2) стремление к построению налоговой системы на базе общепринятых принципов экономической теории.

Принципы организации налоговой системы

В настоящее время налоговая система России основана на следующих принципах: единства налоговой системы; подвижности; стабильности; множественности налогов; исчерпывающего перечня региональных и местных налогов; однократности налогообложения; равенства и справедливости налогообложения.

Принцип единства налоговой системы

Единство финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции Российской Федерации и прежде всего в подпункте «б» ст. 114, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Это положение развивало одну из основ конституционного строя России принцип единства экономического пространства (см. ст. 8 Конституции РФ). Это означает, что на территории России не допускается установления таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств.

Кроме того, в Налоговом кодексе в ст.3 указывается на то, что «не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федера ции товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций», а также «недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав».

Принцип единства налоговой системы обеспечивается также единой системой федеральных налоговых органов. Налоговые органы в субъектах федерации являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами этих субъектов. Конституцией РФ также не допускается установление налогов, нарушающих единство экономического пространства страны, т.е. недопустимо введение региональных и местных налогов, ограничивающих свободное перемещение товаров (работ, услуг) и финансовых средств в пределах единого экономического государства, а также недопустимо их введение, позволяющее формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других территорий.

Принцип подвижности

Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства. По мере изменения общественно-политической и экономической ситуации государство должно иметь возможность адаптироваться и адекватно реагировать на новые политические и экономические условия. Кроме того, подвижность налогообложения проявляется в регулярном заполнении правовых провалов в налоговом законодательстве страны. В большинстве случаев подвижность выступает в качестве контрмер государства против активных действий части непослушных налогоплательщиков. Поскольку не все налоги обладают одинаковой подвижностью, налоговая система должна содержать в себе и такие налоги, которые при росте потребностей можно было бы увеличить. Однако подвижность вовсе не означает качественное реформирование налоговой системы, напротив это постепенное внутреннее ее развитие.

Принцип стабильности

Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Во многих зарубежных странах с давних пор сложи лась нормотворческая практика, согласно которой любые изменения и дополнения налоговых законов могут вступать в силу только с начала нового финансового года. Именно такое правило следует установить в налоговой системе РФ при внесении соответствующих изменений и дополнений.

Этот принцип обусловлен не только интересами налогоплательщиков. Необходимо помнить, что смена налоговой системы объективно повлечет за собой резкое сокращение налоговых поступлений в бюджет и для восстановления равновесия потребуется несколько лет. Кроме того, по мнению многих иностранных экспертов, частые и непредсказуемые изменения налогового законодательства являются одной из самых серьезных причин, по которым они отказываются работать в России, так как это не позволяет произвести точный расчет экономических показателей при инвестировании в России, что существенно снижает и инвестиционный рейтинг.

Принцип множественности налогов

Данный принцип включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинация различных налогов и объектов обложения должна образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени между налогоплательщиками. Другим аспектом этого принципа выступает недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходная часть бюджета может просто не состояться.

Множественность налогов позволяет создать предпосылки для проведения гибкой налоговой политики государством, в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, выровнить и сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан и фирм, воздействовать на потребление и накопление. Кроме того, из принципа множественности следует эффект взаимодополняемости налогов, согласно которому искусственная оптимизация по одному налогу неизменно повлечет за собой рост платежей по другому налогу.

Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов

Единое экономическое пространство России предопределяет политику Российского государства на унификацию налого вых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Данное положение проявление государственно-правовой идеи фискального федерализма между федеральными и региональными властями, а также органами самоуправления. В соответствии с Налоговым кодексом федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются данным Кодексом. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с настоящим Кодексом.

Принцип однократности налогообложения

Данный принцип означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

Принцип равенства и справедливости налогообложения

В Налоговом кодексе отмечается, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала за исключением ввозных таможенных пошлин.

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):

Принцип законности налогообложения . Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.

Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).

Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Принцип экономической обоснованности налогообложения . Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Принцип единства экономического пространства Российской Федерации . В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Принцип установления налогов и сборов в должном порядке . Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.

Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений , противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

Однократность налогообложения . Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

Для уяснения сущности налогообложения и характера налоговой деятельности государства определенный интерес представляет вопрос о принципах налогообложения.

Историческую известность получили принципы налогообложения, предложенные Адамом Смитом. Эти принципы, названные позднее «Декларацией прав налогоплательщика», получили эпитет «классических» и воспроизводятся ныне во всех учебниках по налогообложению.

А.Смит назвал четыре основных принципа, а именно:

1) каждый должен участвовать в поддержке государства соразмерно своему доходу, которые он получает под охраной государства.

В настоящее время данное положение трактуют как принцип справедливости (всеобщности и равномерности) налогообложения;

2) налог должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

Это формирует принцип определенности налогообложения;

3) налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщиков. Этим выражается принцип удобства налогообложения;

4) в кассу государства должна поступать сумма, соразмерная той, которая убывает из кармана плательщика, т. е. сбор налогов должен производиться при минимальных издержках 1 .

Наиболее очевидные общие правила налогообложения в качестве его принципов стали закрепляться в законодательстве и даже в конституциях. Не стала исключением и Российская Федерация, где Конституция и Налоговый кодекс уделили этому вопросу определенное внимание.

Т.Ф. Юткина делит принципы на классические (именуя их еще общенациональные, всеобщие, фундаментальные), которые «определяют фундамент налоговых отношений вне зависимости от пространства и времени», и внутринациональные, подразделяемые ею на экономико-функциональные и организационно-правовые. На основе последних создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития конкретной страны 1 .

Говоря об экономических принципах налогообложения, прежде всего следует отметить, что данные принципы не есть, как полагают некоторые экономисты, нечто объективное, существующее само по себе в недрах экономических отношений и действующее вне воли и сознания людей и государства.

Налог является установлением государства, поэтому он всегда несет в себе определенное субъективное начало. Устанавливая конкретный налог и формируя налоговую систему в целом, государство руководствуется определенными представлениями по поводу того, каким должен быть каждый налог и их совокупность, образующая налоговую систему. Эти представления в конечном счете и формируются в качестве принципов, которые государство закладывает при формировании системы налогообложения.

Рассмотрим основные принципы налогообложения в России.

К числу экономических принципов можно отнести следующие принципы налогообложения.

1. Принцип экономической обоснованности налога. Обычно этот принцип увязывают с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса, согласно которому «налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

В самом общем виде этот принцип означает недопустимость построения налогообложения, отрицательно сказывающегося па состоянии экономики или выступающего тормозом ее развития.

2. Принцип соответствия условий налогообложения требованиям рыночной экономики. Конституция определяет, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств 1 . Статья 74 Конституции также предусматривает, что «на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств». Кстати, правила, предусматривающие недопустимость установления налогов, препятствующих свободе перемещения товаров, встречаются в конституциях и некоторых зарубежных стран.

Согласно пункту 4 статьи 3 Налогового кодекса, «не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций».

Однако пункт 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, из которой и вытекает рассматриваемый принцип налогообложения, говорит не только о едином экономическом пространстве и свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, но также и о поддержке конкуренции, а также, что важно подчеркнуть, свободе экономической деятельности. Поэтому и Налоговый кодекс говорит о недопущении установления налогов, которые ограничивают или создают препятствия экономической деятельности налогоплательщиков. Речь, разумеется, идет в первую очередь о тех из них, которые являются субъектами предпринимательской деятельности.

3. Принцип учета возможностей налогоплательщиков. Данный принцип сформулирован в Налоговом кодексе следующим образом: «При установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога» (пункт 1 статьи 3).

Некоторые авторы считают принцип справедливости, который был обозначен еще Адамом Смитом, самостоятельным и причем одним из важнейших принципов налогообложения. По их мнению, «согласно принципу справедливости, каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям» 1 .

Другие же авторы отнеслись к этому принципу довольно скептически. Так, А. М. Эрделевский полагает, что требование об определении способности налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости является слишком неопределенным и вряд ли пригодным для практического применения.

Что же касается принципа учета возможностей налогоплательщика в том виде, в каком он сформулирован в Налоговом кодексе в настоящее время, то само его наличие следует признать безусловно прогрессивным и своевременным явлением нашего законодательства.

Принцип учета возможностей налогоплательщиков основывается на положениях пункта 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации, предусматривающего защиту частной собственности (а уплата налога всегда означает лишение лица его собственности), пункта 1 статьи 34 Конституции, обеспечивающего свободу предпринимательской деятельности и статьи 35 Конституции, направленной на защиту частной собственности. Эти статьи в своей совокупности должны оградить налогоплательщика от необоснованного налогообложения и чрезмерного налогового бремени.

4. Принцип всеобщности налогообложения. Этот принцип выражается в том, что все физические лица и организации, приобретая статус налогоплательщика, обязаны финансировать деятельность государства посредством передачи ему денежных средств в форме налога. Принцип всеобщности налогообложения основывается на статье 57 Конституции Российской Федерации, предусматривающей обязанность каждого платить законно установленные налоги. Налоговый кодекс устанавливает такую обязанность уже в отношении «каждого лица», что охватывает собой и юридические лица.

5. Принцип равенства налогообложения. Принцип равенства налогообложения предусмотрен пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса, где говорится, что законодательство о налогах и сборах основывается на равенстве налогообложения. В дополнение к этому пункт 2 этой же статьи устанавливает, что налоги не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Равенство всех перед налоговым законом является частным проявлением общего конституционного принципа, предусмотренного статьей 19 Конституции Российской Федерации.

Принцип равенства налогообложения не тождественен принципу справедливости налогообложения, поскольку каждый из них исходит из собственных посылок.

6. Принцип максимальности налогообложения. Принцип максимальности налогообложения не упоминается ни в законодательстве, ни в литературе. Но фактически он применяется во все времена существования государства и налогообложения. Сущность его проста: государство посредством налогов стремится добыть себе как можно больше денег, исходя из предположения, что чем оно богаче, тем лучше как для него самого, так и для общества, поскольку богатое государство эффективней осуществляет свои функции и больше может дать обществу (больше вложить инвестиций в развитие экономики, значительней будут всякого рода государственные пенсии и пособия, лучше будет обеспечена общественная безопасность, лучше будет осуществляться правосудие и т. п.). Ограничителем данного принципа выступают, принцип налоговой платежеспособности (принцип учета возможностей налогоплательщика) и принцип экономической обоснованности налога.

Юридические принципы налогообложения получили более четкое освещение в законодательстве. В их числе можно назвать следующие принципы.

1. Принцип верховенства представительных органов при установлении и отмене налогов. Этот принцип вытекает из положений Конституции Российской Федерации, а также норм Налогового кодекса, предусматривающих, что право установления, введения, изменения и отмены налогов принадлежит представительным (в соответствующих случаях - законодательным) органам государственной власти. Таким образом, налоговое законодательство в основном представлено актами представительных органов государственной власти. Посредством этих актов устанавливаются и основные элементы налогообложения.

2. Принцип соответствия актов законодательства о налогах Конституции Российской Федерации. Данный принцип определяется пунктом 2 статьи 4 Конституции, согласно которому Конституция Российской Федерации имеет верховенство на всей территории Российской Федерации, и пунктом 1 статьи 15, устанавливающего, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Следовательно, акты налогового законодательства, противоречащие или иным образом не соответствующие Конституции Российской Федерации, не могут считаться правомерными.

Кроме того, статья 125 Конституции Российской Федерации устанавливает, что акты (в том числе, естественно, и налогово-правовые) или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Принцип конституционной законности нередко подменяется принципом целесообразности, когда финансовые интересы государства ставятся выше требований Конституции. Это имеет место не только в практике налоговой деятельности государства, но и при принятии актов налогового законодательства, включая Налоговый кодекс.

3. Принцип возникновения налогового обязательства лишь на основе законно установленного налога. Статья 57 Конституции Российской Федерации предусматривает, что только законно установленные налоги порождают обязанность их уплаты. Аналогичная норма, с распространением ее на всех лиц (т. е. физических лиц и организаций), содержится и в Налоговом кодексе.

Данный принцип предусматривает, что налоги могут устанавливаться, вводиться, изменяться и отменяться только представительными органами государственной власти: федеральные налоги - Государственной Думой с одобрения Совета Федерации, региональные налоги - законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации с учетом положений, предусмотренных Налоговым кодексом, местные налоги - представительными органами местного самоуправления с учетом положений Налогового кодекса. И это должно производиться правовым актом определенной юридической формы. Так, федеральные налоги должны устанавливаться Налоговым кодексом Российской Федерации, региональные налоги - законами субъектов Российской Федерации и частично Налоговым кодексом Российской Федерации, местные налоги - нормативными актами представительных органов местного самоуправления и частично Налоговым кодексом. При этом данные акты должны приниматься в определенном порядке (в частности, некоторые из них - при обязательном участии исполнительных органов государственной власти). Поэтому налоги, установленные, введенные или измененные с нарушением установленного порядка, обязанности по их уплате не порождают, и лица, не уплатившие таких налогов, к юридической ответственности за нарушение налогового законодательства привлекаться не должны.

Частичным проявлением этого принципа является принцип верховенства Налогового кодекса в системе налогового законодательства. Это выражается в том, что, во-первых, федеральные налоги и сборы устанавливаются, вводятся, изменяются и отменяются исключительно через Налоговый кодекс Российской Федерации. Во-вторых, весь перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации (т. е. федеральных, региональных и местных) определяется Налоговым кодексом. В-третьих, целый ряд условий налогообложения (или элементов налогов) устанавливается только в Налоговом кодексе. В-четвертых, нормативные правовые акты о налогах и сборах, не соответствующие Налоговому кодексу, признаются в установленном законодательством порядке недействительными.

К этому примыкает и принцип приоритета налогового закона над неналоговым, который, правда, касается в основном федеральных налогов - эти налоги устанавливаются исключительно через Налоговый кодекс Российской Федерации.

4. Принцип установления всех элементов налога непосредственно в актах законодательства о налогах. Пункт 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает следующее: «При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения».

Данный принцип основывается на положениях статьи 57 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что лишь законно установленный налог порождает обязательство по его уплате. Налог, по которому не определены все элементы налогообложения, считается неустановленным.

Установление порядка, в соответствии с которым само наличие налога (федерального, регионального или местного), который может существовать на территории Российской Федерации, определяется Государственной Думой с одобрения Совета Федерации и фиксируется непосредственно в Налоговом кодексе Российской Федерации, вытекает из принципа возникновения налогового обязательства лишь на основе законно установленного налога, который был рассмотрен выше. В рассматриваемом же принципе речь идет о том, кто и посредством какого правового акта устанавливает элементы налога. В связи с этим возникает также вопрос: допустимо ли расщепленное (поэтапное) установление налога, когда одни элементы налога устанавливаются, скажем, представительными органами, а другие - исполнительными.

В конечном счете все элементы всех видов налогов (федеральных, региональных и местных) устанавливаются только теми правовыми актами, которые входят в состав особой разновидности законодательства - законодательства о налогах и сборах.

В заключение данного принципа отметим, что, как отмечается в литературе, «отсутствие хотя бы одного элемента означает, что обязанности налогоплательщика по уплате налога не установлены. Следовательно, налогоплательщик вправе не платить данный налог» 1 .

5. Принцип отрицания обратной силы налоговых законов, ухудшающих положение граждан. Статья 57 Конституции Российской Федерации предусматривает, что «законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Соответственно этому Налоговый кодекс устанавливает, что акты законодательства, устанавливающие новые налоги, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

6. Принцип соблюдения конституционных прав граждан при установлении налогов. Статья 2 Конституции Российской Федерации торжественно провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Соответственно этому Налоговый кодекс предусматривает: «Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав» 2 . К этому примыкает требование Налогового кодекса, запрещающее установление налоговой, ограничивающих или создающих препятствия осуществлению не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций 3 .

7. Принцип правовой определенности налогового обязательства.

Этот принцип реализует себя в нескольких моментах.

Во-первых, в обеспечении информированности налогоплательщиков о состоянии налогового законодательства, что в первую очередь выражается в установлении процедуры обязательной публикации налоговых законов. Конституция Российской Федерации устанавливает следующее: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (пункт 3 статьи 15 Конституции). Кроме того, статья 29 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право получать информацию (в том числе и касающуюся налогообложения) любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Это положение иногда в литературе именуют «принципом публичности и гласности в налоговых отношениях».

Во-вторых, Налоговый кодекс устанавливает, что «акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить» 1 .

Организационные принципы налогообложения определяют формирование налоговой системы государства и ее строение. Организационные принципы, как правило, прямо не обозначены в законодательстве, и их можно вывести лишь на основе его анализа.

В качестве организационных принципов налогообложения, которые реально используются в Российской Федерации, можно назвать следующие.

1. Принцип налогового федерализма. Поскольку Россия является федеративным государством, то ее налоговой системе объективно присущ принцип налогового федерализма.

Этот принцип проявляет себя в следующих моментах.

Во-первых, налоговая система Российской Федерации, наряду с федеральными налогами, знает налоги субъектов Федерации, которые именуются Налоговым кодексом «региональными налогами». При этом, согласно статьи 71 Конституции, федеральные налоги находятся в ведении Российской Федерации.

Во-вторых, согласно статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В-третьих, субъекты Федерации обладают определенными правами в области налогообложения. Выражается это, в частности, в том, что региональные налоги вводятся в действие на территории субъекта Федерации решением самого этого субъекта. Он же устанавливает и ряд элементов данного налога. При этом субъекты Федерации действуют на основании принципа равенства прав в принятии собственного налогового законодательства, что вытекает из статьи 5 Конституции Российской Федерации.

В-четвертых, применительно к бюджетной системе федеральные налоги являются доходным источником федерального бюджета, а региональные налоги - бюджетов субъектов Российской Федерации (статьи 50 и 55 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Налоговый кодекс определил эти принципы, имея в виду прежде всего, что регулировать явления, обозначенные им качестве «основных принципов налогообложения», будет сам Кодекс, т. е. федеральный центр. Причем перечень этих принципов является открытым, поскольку оговорен словами «в том числе».

В числе этих принципов названы следующие:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

2. Принцип единства налоговой системы.

Несмотря на то, что налоговая система Российской Федерации состоит из трех видов налогов: федеральных, региональных и местных, эта система характеризуется единством, поскольку весь перечень налогов, который является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, определен одним правовым актом - Налоговым кодексом. Каких-либо иных видов налогов, не предусмотренных Налоговым кодексом, на территории Российской Федерации существовать не может. Соответственно этому субъекты Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления неправомочны устанавливать и вводить на своей территории налоги, не предусмотренные в Налоговом кодексе. Этим обеспечивается унификация видов налогов и сборов, применяемых и действующих на территории Российской Федерации.

Единство налоговой системы в организационном плане подкреплено единой системой налоговых органов государства: Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его органы в субъектах Федерации являются единой системой, полномочия налоговых органов определяются федеральным законодательством.

С теоретических позиций принцип единства налоговой системы обычно обосновывается необходимостью обеспечения единства экономического пространства Российской Федерации, которое предусмотрено статьей 8 Конституции, а также проведением единой финансовой политики, что в соответствии с подпунктом «б» статьи 114 Конституции возложено на Правительство Российской Федерации. Ссылка на указанный подпункт как на конституционное обоснование единства налоговой системы Российской Федерации представляется спорной, поскольку установление налоговой системы является предметом исключительного ведения законодательного органа в лице Федерального Собрания, а не Правительства, что и составляет сущность принципа парламентаризма в сфере налогообложения.

3. Принцип налоговой централизации.

Принцип налоговой централизации выражается в следующем:

1) в соответствии с пунктом 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения устанавливаются федеральным законом, т. е. федеральным центром;

2) налоговая система Российской Федерации определена федеральным центром в Налоговом кодексе, утвержденном федеральным законом;

3) все элементы федеральных налогов и основная часть элементов региональных и местных налогов установлены федеральным центром в федеральных законах;

4) распределение налогов в качестве доходных источников между различными звеньями бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Бюджетным кодексом Российской Федерации, т. е. правовым актом федерального центра. Причем налогов, которые обозначены в Налоговом кодексе в качестве региональных и местных налогов, явно недостаточно для покрытия расходов соответственно бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления. Поэтому для сбалансирования этих бюджетов требуются всякого рода дотации, субвенции и субсидии из федерального бюджета. Иначе говоря, налоговая и бюджетные системы сконструированы федеральным центром посредством принятия своих законов таким образом, чтобы постоянно держать регионы в финансовой зависимости от этого центра;

5) основным нормативным правовым актом, который регулирует (причем, весьма тщательно и подробно) налоговые отношения, является федеральный акт в виде Налогового кодекса Российской Федерации;

6) система налоговых органов Российской Федерации является единой централизованной системой федерального подчинения. Налоговые органы в субъектах Федерации являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами этих субъектов, т.е. собственных налоговых органов субъекты федерации по существу не имеют.

4. Принцип множественности налогов. «Золотой мечтой», можно сказать, человечества является применение единого налога: ясного - в понимании, простого – в исчислении, доходного - в размере. Множественность налогов выгодна государству, поскольку она обеспечивает, во-первых, более широкий круг налогоплательщиков, во-вторых, охватывает больший круг денежных источников налогоплательщиков, в-третьих, дает государству более значительные денежные средства, в-четвертых, обеспечивает календарную равномерность поступления денежных средств в доход государства. Отсюда стремление государства «добраться» до каждого потенциального налогоплательщика, охватив налогами как можно больше объектов обложения.

Налоговый кодекс значительно уменьшил количество налогов по сравнению с ранее действующим законодательством. Однако их количество по-прежнему остается весьма велико и по крайней мере об едином (единственном) налоге говорить не приходится.

5. Принцип эластичности налогов. Смысл его заключается в том, что государство может повышать или понижать ставки налогов в зависимости от своих текущих потребностей. Принцип эластичности налогов не зафиксирован в налоговом законодательстве. Отметим также, что он противоречит другому принципу налогообложения, которого постоянно требует общественность - принципу стабильности налогов.

2. ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Согласно стать 379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. . Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Согласно статьи 380 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу установлен статьей 382 НК РФ. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. В свою очередь, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 382 НК РФ, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Необходимо отметить, что сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период в соответствии с пунктом 4 статьи 376 НК РФ.

Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, указанных в пункте 2 статьи 375 НК РФ, исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку. В том случае, если возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объект недвижимого имущества иностранных организаций, указанный в пункте 2 статьи 375 НК РФ, исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного объекта недвижимого имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный объект недвижимого имущества находился в собственности налогоплательщика, к числу месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено статьей 382 НК РФ.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу определяется статьей 383 НК РФ. Так, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 НК РФ.

В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных статьями 384 и 385 НК РФ. В то же время, в отношении объектов недвижимого имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», налог перечисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации пропорционально стоимости этого имущества, фактически находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах. В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, указанных в пункте 2 статьи 375 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.

Особенности исчисления и уплаты налога по местонахождению обособленных подразделений организации охарактеризованы статьей 384 НК РФ. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения.

Особенности исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения определяется статьей 385 НК РФ. Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

Особенности исчисления и уплаты налога на имущество организаций резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области определяются статьей 385.1. Резиденты указанной экономической зоны уплачивают налог на имущество организаций в соответствии с настоящей главой в отношении всего имущества, являющегося объектом налогообложения по указанному налогу, за исключением имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области. При этом резиденты исчисляют сумму налога на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, отдельно.

Для резидентов в течение первых шести календарных лет, начиная со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, устанавливается в размере 0 процентов.

В период с седьмого по двенадцатый календарный год включительно со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, составляет величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на пятьдесят процентов.

Особый порядок уплаты налога на имущество организаций не распространяется на ту часть стоимости имущества (созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области), которая использована для производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект. При этом доля стоимости имущества, которая использована для производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект, считается равной доле дохода от реализации таких товаров (работ, услуг) в суммарном объеме всех доходов резидента.

Разница между суммой налога на имущество организаций в отношении налоговой базы по налогу на имущество организаций (созданное или приобретенное при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области), которая была бы исчислена резидентом при неиспользовании особого порядка уплаты налога на имущество организаций, установленного настоящей статьей, и суммой налога на имущество организаций, исчисляемой резидентом в соответствии с настоящей статьей в отношении налога на имущество организаций, созданное или приобретенное при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, не включается в налоговую базу по налогу на прибыль организаций для резидентов.

В случае исключения резидента из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области до получения им свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации резидент считается утратившим право на применение особого порядка уплаты налога на имущество организаций, установленного настоящей статьей, с начала того квартала, в котором он был исключен из указанного реестра. В этом случае резидент обязан исчислить сумму налога в отношении имущества, созданного или приобретенного им при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, по налоговой ставке, установленной в соответствии со статьей 380 НК РФ.

Исчисление суммы налога производится за период применения особого порядка налогообложения. Исчисленная сумма налога подлежит уплате резидентом по истечении отчетного или налогового периода, в котором он был исключен из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период в соответствии с пунктом 1 статьи 383 НК РФ.

При проведении выездной налоговой проверки резидента, исключенного из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, в части правильности исчисления и полноты уплаты суммы налога в отношении имущества, созданного или приобретенного им при реализации инвестиционного проекта, ограничения, установленные абзацем вторым пункта 4 и пунктом 5 статьи 89 НК РФ, не действуют при условии, если решение о назначении такой проверки вынесено не позднее чем в течение трех месяцев с момента уплаты резидентом указанной суммы налога.

Список использованной литературы

    Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.

Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Общая характеристика налоговой системы России

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных .

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития .

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены и . В России действует трехуровневая налоговая система , состоящая из , и , что соответствует мировому опыту федеративных государств.

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи , сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения :

  • принцип справедливости , который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности , заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии , который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I , третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:
  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Критерии качества налоговой системы:
  • сбалансированность . Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
  • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
  • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
  • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
  • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.
Основные тенденции развития налоговой системы:
  • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
  • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
  • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
  • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
  • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
  • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
  • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
  • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков;
  • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
  • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Критерии оценки налоговых систем

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов . Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности . Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Критерии оценки налоговых систем:

1. Равенство обязательств . Данный критерий основывается на принятом в обществе пониманиисправедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

  • Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.
  • Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

Принципы налогообложения в РФ

Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Налоги подразделяются на следующие виды:

Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

Налоговым кодексом устанавливаются также , определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговый федерализм

Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

В основу налогового федерализма положены следующие принципы:
  • Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.
  • Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.
  • Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.
  • Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

Существуют несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:

  • Кумулятивный — соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня власти. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным налогам одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка едина на всей территории страны, а региональная и местная — устанавливаются в пределах лимита (например, налог на прибыль: на федеральном уровне — 2%, на региональном — до 18%, но не ниже 13,5%).
  • Нормативный — устанавливаются нормативы, т. е. проценты, в пределах которых происходит распределение дохода от налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента).
  • Дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем их перераспределение между звеньями бюджетной системы.
  • Фиксированный — разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма. Способы разграничения и распределения налогов различны.
Распределение налогов между уровнями бюджетной системы Таблица 3

Вид налога

Определение

управление

Комментарии

Налоговой базы

Налоговой ставки

Налог на прибыль

Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент

Налог на доход физических лиц

Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база

Многоуровневый налог с продаж (НДС)

Децентрализированное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах

Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов

Налог на недвижимость

Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод

Распределение налогов между уровнями бюджетной системы в РФ в 2008 году Таблица 4

По объекту налогообложения налоги делятся на:

  • налоги на доходы;
  • налоги на имущество;
  • налоги на потребление;
  • налоги на капитал.

По субъекту-налогоплательщику можно выделить следующие виды налогов:

  • налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
  • налоги с организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.).
Следующая классификация налогов — по способу изъятия. В данном случае налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это деление осуществляется по трем признакам:
  • по способу уплаты;
  • по способу взимания;
  • по экономическому признаку.

Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Исходя из второго признака к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; а к косвенным налогам — налоги, взимаемые по тарифам. В соответствии с экономическим признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.

Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают.

Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.

При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.

Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:
  • Э — коэффициент эластичности;
  • X — начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • X 1 — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • Y — начальный уровень определяющего фактора (например, ВВП и др.);
  • Y 1 — прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.

Основные термины налогообложения

Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения (ст.38 НК РФ);
  • налоговая база (ст. 53 НК РФ);
  • налоговый период (ст. 55 НК РФ);
  • налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);
  • порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);
  • порядок и сроки уплаты налога (ст. 57 НК РФ).

Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики имеют право:

  • пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие права на льготы по налогам;
  • знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
  • предоставлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;
  • в установленном порядке обжаловать решение налоговых органов и действие их должностных лиц;
  • другие права.

Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ). Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • вести бухгалтерский учет;
  • составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет;
  • предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
  • известить о прекращении своей деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • предупредить об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения;
  • выполнять другие обязанности.

Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц — организация-работодатель.)

Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период — календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).

Порядок исчисления налога — в соответствии со ст. 52 Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок и сроки уплаты налогов — уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством, в или . Конкретный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом применительно к каждому налогу. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Принципы построения налоговой системы определяют взаимоотношения налогоплательщиков и государства. Какая система действует натерритории России? Каковы принципы построения системы налогов в РФ? Об этом мы поговорим в данной статье.

История построения налоговой системы в нашем государстве

Для того чтобы понять принципы построения налоговой системы в России, рассмотрим несколько исторических моментов, связанных с ее формированием. История построения налоговой системы в нашей стране довольно длинная.

Первым упоминанием о сборах с населения является дань. Она была прямым налогом и служила в качестве главного дохода казны древнерусского государства в конце IX века. Со становлением Киевского государства дань перешла в следующую форму — подать. Она взималась «подымно», то есть с печей и труб домашних хозяйств. Также была принята стрелецкая подать.

В период Золотой Орды было введено множество сборов с простого населения, так как разоренное в результате непрерывной войны русское государство нуждалось в поступлениях в казну и уплате дани монгольским ханам.

В XIV веке в Московском государстве сформировалась система кормлений — сборов за управление определенной территории в пользу великого князя.

Глобальными налоговыми реформами отличился император Петр I. Он ввел чрезвычайные налоги: рекрутские, драгунские, корабельные сборы. Также известны подушные подати, гербовые сборы, знаменитый налог за бороды, налог с орехов, продажи продуктов питания и другие. Примечательно, что именно Петр I принял на государственную службу прибыльщиков, которые следили за уплатой податей и сборов, а также придумывали новые налоги. Это стало своего рода прототипом современной налоговой службы.

При Александре II система налогообложения была изменена ввиду отмены крепостного права в 1861 году. Было введено обложение земельных угодий и доходов от недвижимого имущества, приняты винный и табачный акцизы (за продажу спиртной продукции — чем не прототип современных акцизов?), соляной налог, таможенные сборы. Остался и подушный налог.

О том, кому сегодня положено платить акцизы, см. в материале «Кто является плательщиками акцизов (нюансы)?» .

Главным событием в экономической жизни Советской России стала НЭП (новая экономическая политика), введенная в 1921 году. Она фактически вернула ту налоговую систему, которая существовала до Революции. Были введены так называемые классовые налоги — индивидуальное обложение сельскохозяйственным налогом кулацких хозяйств.

Период с 1930 по 1932 год ознаменован кардинальными переменами в налоговой жизни государства. Была полностью упразднена система обложения акцизами, предприятиям был вменен налог с оборота и прибыли.

В военной и послевоенной России вводились весьма любопытные налоги, например, налог на холостяков (действовал вплоть до 1990 года). В связи с экономической ситуацией в стране граждане СССР дополнительно уплачивали военный налог, сбор с владельцев домашнего скота. С 1986 по 1991 год действовал налог с продаж, а также государственные пошлины за регистрацию и выдачу определенных документов. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая в дальнейшем была переименована в Государственную налоговую службу.

Становление современной налоговой системы России началось с распада СССР в конце 1991 года и принятия закона «Об основах налоговой системы в РФ». Новый закон с января 1992 года вводил в действие такие налоги, как НДС, подоходный налог, акцизы и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, а в 2000-м — 2-я часть. Они объединили воедино все налоги и сборы, действовавшие на территории нашей страны. НК РФ стал главным законодательным актом в области налогообложения и определил взаимоотношения между государством и налогоплательщиками.

В 1998 году появилось Министерство РФ по налогам и сборам, которое затем было ликвидировано, а его функции переданы Минфину РФ. С 2004 года деятельность по контролю в сфере налогообложения осуществляет уже привычная нам Федеральная налоговая служба.

Принципы построения налоговой системы в РФ

Налоговая система Российской Федерации — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются в пользу государства с физических и юридических лиц.

Об характеристиках основных элементов налога читайте

В РФ действует трехуровневая налоговая система, которя состоит из федеральных, региональных и местных налогов .

Она строится на определенных принципах и регулирует налоговые взаимоотношения государства и плательщиков налогов и сборов.

Принципы налоговой системы РФ можно найти в Налоговом кодексе, в частности, в ст. 3 прописаны основные понятия. Если их обобщить, то можно выделить несколько принципов построения налоговой системы РФ:

  • Принцип определенности

Каждый налог должен быть установлен НК РФ и иметь все необходимые элементы: объект налогообложения, налоговая база, период и ставка, порядок исчисления налога и сроки его уплаты. Все неопределенности налогового законодательства толкуются в сторону плательщика.

  • Принцип справедливости

Он предполагает всеобщность налогообложения. Каждое юридическое или физическое лицо должно уплачивать налог, если оно признано плательщиком по нему. Налогоплательщик должен принимать участие в пополнении бюджета РФ и финансировании его расходов.

  • Принцип удобства

Каждый налогоплательщик должен знать о тех налогах и сборах, которые он обязан платить в определенные НК РФ сроки и порядке. Прежде всего, этот принцип направлен на исполнение плательщиком своих налоговых обязательств, а также предотвращение злоупотребления властью со стороны налоговых органов.

  • Принцип экономии

Государство должно стремиться к сокращению затрат при взимании налогов и сборов с плательщиков. Здесь применима всем известная фраза: «Экономика должна быть экономной!».

  • Принцип равенства

Все налогоплательщики несут одинаковую налоговую нагрузку в соответствии с налоговым законодательством РФ независимо от положения и социального статуса. Каждый участник налоговых отношений (плательщики и государство) имеет право на отстаивание своих интересов в суде.