Представители классической школы.

Изучив эту главу, вы будете знать :

  • причины, обусловившие формирования классической политической экономии в России;
  • особенности развития классической школы политической экономии в России;
  • основных представителей отечественной классической политической экономии;
  • общие черты и особенности взглядов представителей классической школы.

Основные понятия: "теория цивилизации", теория народного благоденствия, крестьянский социализм, гипотетический метод исследования (метод предположительных определений), общинное землевладение, экономическая теория трудящихся.

Общая характеристика классической политэкономии в России

В XVIII в. – 60-х гг. XIX в. Россия – крупнейшая страна мира, обладавшая огромными природными ресурсами, отставала в экономическом развитии от передовых государств Западной Европы. Главной причиной была существовавшая тогда феодально-крепостническая система. В сельском хозяйстве, составлявшем основу российской экономики, принудительный труд крепостных крестьян был крайне неэффективным, не позволял использовать передовые и современные формы и методы ведения хозяйства. В промышленности и торговле сохранение крепостничества, сословных ограничений сдерживали инициативу, предприимчивость нарождавшегося капиталистического класса, тормозили развитие рыночных отношений. Сословная организация общества делала невозможным воплощение в жизнь принципа свободной конкуренции, способной ускорить экономическое развитие страны. Не последнюю роль на хозяйственное состояние страны оказывало государство. Экономическая политика властей была направлена на поддержание и обеспечение необходимыми материальными и финансовыми ресурсами внешней политики страны. Российская империя в конце XVIII – начале XIX в. вела длительные войны, оказывавшие в целом негативное влияние на народное хозяйство. Об этом свидетельствовал, например, постоянный дефицит государственного бюджета. В начале XIX в. расходы государства почти вдвое превышали доходы.

Классическая политическая экономия, зародившаяся в Англии, к тому времени получила распространение и в других странах, в том числе и в России. Однако более низкий по сравнению с ведущими европейскими странами уровень ее социально-экономического развития не позволял российским экономистам оказывать серьезное влияние на развитие этой теории. Вместе с тем, некоторые оригинальные идеи, получившие известность, оставили след в истории экономической мысли.

Классическая политическая экономия в России развивалась в двух направлениях:

  • первое было представлено университетской экономической наукой, имевшей прочные связи с академическими и учебными центрами Западной Европы и формировавшейся в рамках классической политэкономии;
  • второе – социалистическая ветвь классической политэкономии.

Академическое направление классической политической экономии

Одним из первых представителей классической политэкономии в России являлся Йозеф Ланг (1776–1820), выпускник Фрайбургского университета, приглашенный в 1803 г. в только что открытый Харьковский университет. В своих работах он разрабатывал сначала трехсекторную, по несколько иную, чем у Ф. Кенэ, а затем четырехсекторную модель народного хозяйства. Для обозначения секторов экономики Й. Ланг, так же как и Ф. Кенэ, использовал понятие "класс". В его модели перераспределение валового национального продукта осуществлялось между производителями первичного продукта (сельское хозяйство и добывающая промышленность), производителями вторичного продукта (обрабатывающая промышленность), коммерческим и служилым классами. Он использовал линейные уравнения и статистические данные. Но, к сожалению, работы Й. Ланга не были замечены современниками.

Идеи классической политической экономии активно пропагандировались Иваном Третьяковым (1735–1776) и Семеном Десницким (1740–1789) – профессорами юридического факультета Московского университета. Они получили образование в университете г. Глазго, где в то время преподавал А. Смит, к тому времени еще не написавший "Исследование о природе и причинах богатства народов", но уже рассматривавший в своих лекциях экономические проблемы, которые позже вошли в его известное произведение. В целом они разделяли экономические взгляды А. Смита, но, в отличие от него, не были сторонниками "экономического либерализма", выступали за протекционизм во внешней торговле и государственное стимулирование отечественного производства. Большое внимание ученые уделяли вопросам денежного обращения, кредита и финансов. С. Десницкий выдвинул концепцию общественного развития, разделив всю историю экономики на четыре стадии – охотничью, скотоводческую, земледельческую и коммерческую. Его периодизация предвосхитила аналогичные схемы исторической школы, появившиеся в Германии в середине XIX в.

В начале XIX в. идеи А. Смита в России получили широкое распространение. В 1802–1806 гг. его программное произведение было переведено за государственный счет на русский язык. В это же время курс политической экономии вошел в учебные программы российских университетов. Новую учебную дисциплину читали в основном иностранные профессора, например, в Московском университете Христиан Августович Шлецер (1774–1831) – автор первого учебника политэкономии в 2 частях "Начальные основания государственного хозяйства или науки о народном богатстве" (1805); в Харьковском университете Людвиг Якоб, профессор, написавший работы по экономике России и т.д.

Крупнейшим представителем этого иаправлеиия был Генрих (Андрей ) Карлович Шторх (1766–1835) . Круг его научных интересов охватывал историю и экономику Российской империи. Из ранних его работ можно выделить "Статистический обзор наместничеств Российской империи" (1795), "Материалы к познанию Российской империи" (1796–1798), "Летопись царствования Российской Императрицы Екатерины II" (1798), "Россия в царствование Александра I" (1804–1808). Но основным произведением Г. Шторха стал "Курс политической экономии , или изложение начал, обусловливающих народное благоденствие " в 6 томах (1815).

В 1815 г. эта работа была переведена на французский язык и принесла Г. Шторху европейскую известность. Но после выхода ее в свет у автора возник конфликт с Ж.-Б. Сэем, который обвинил Г. Шторха в плагиате. Однако многие из европейских ученых придерживались другого мнения. Так, ближайший друг и последователь Д. Рикардо Дж. Р. Мак-Куллох писал: "Сие сочинение доставило великую известность своему автору... Кроме ясного и искусного изложения важнейших начал... производства богатства... сочинение Шторха имеет много превосходных разысканий о предметах, которые мало привлекли внимания английских и французских экономистов... Сочинения Шторха по всей справедливости можно поставить во главе всех сочинений о политической экономии, привезенных с континента в Англию".

Предмет политэкономии. В предисловии своей книги Г. Шторх дал определение предмета политической экономии как науки: "До настоящего времени Политическая Экономия рассматриваема была как наука о богатстве государств; я же постарался показать, что она объемлет их благосостояние вообще и что теория просвещения составляет также значительную ее часть, тесно соединенную с существенным предметом науки, т.е. с понятием о ценностях" .

Экономические категории. В первой части курса "Теория народного богатства" (1-4-й тома) анализируются такие фундаментальные категории политической экономии, как богатство, ценность и благо, дается классификация ценностей как "внешние блага – богатство и внутренние блага – образование". Г. Шторх приходит к выводу о том, что: "Материальные предметы способны не только быть овладеваемы, но и передаваемы: поэтому, лишь только мнение многих лиц признает в них полезность, они могут иметь меновую ценность, или цену; предметы невещественные, напротив могут быть владеемы, но, за исключением весьма ограниченного числа, передавать их нельзя, а потому они имеют только прямую ценность и сделаться меновою ценностью никогда не могут. Их нельзя ни купить, ни продать; только труд, который их производит, может быть покупаем и продаваем.... Вся масса богатств, существующая в народе, составляет его народное богатство; а масса благ внутренних, им владеемых, – его образование. Их этих двух предметов и состоит народное благоденствие".

Г. Шторх распространил понятие богатства и капитала на нематериальные блага, к которым он относил различные услуги, в том числе обеспечивающие человеку здоровье, знания, художественный вкус, досуг, безопасность и т.п. Он расширительно трактовал категорию производительного труда, которую он вывел за рамки материального производства. К непроизводительному классу Г. Шторх относил только собственников, получающих за свою собственность процент или ренту, и пенсионеров. В "Курсе политической экономии" исследуются, в частности, категория земельной ренты, проблема общественного производства и распределения и др.

Во второй части "Курса политической экономии" (5– 6-й тома) излагается "теория цивилизации" . Г. Шторх считал ее своим важнейшим вкладом в экономическую науку, которая дополняла теорию богатства А. Смита. "Теория цивилизации" вытекала из его теории стоимости, близкой теории Ж. Б. Сэя. Однако, если Ж. Б. Сэй при определении стоимости основное внимание уделил факторам производства, то Г. Шторх – полезности вещи, исходя из приоритета полезности, а не материальности.

Объединенные теории богатства и цивилизации ученый назвал теорией народного благоденствия . Его идеи, в частности идея нематериального или так называемого человеческого капитала, получили второе рождение в XX в.

Академик Л. И. Абалкин, давая оценку значения творчества Г. Шторха, писал: "Его работы были широко известны на Западе и получили высокую оценку. К. Маркс анализировал взгляды Шторха во всех томах “Капитала”. Многое из его теоретического наследия сохраняет свою значимость и сегодня. А это говорит о том, что уже в начале XIX в. российская школа экономической мысли была одним из лидеров мировой экономической теории... Интеллигентность и духовность Андрея Шторха, его нравственные качества и честность делают его жизнь и труды столь актуальными в наши дни. Ведь многие из этих качеств сегодня утрачены. В стране действуют прямо противоположные силы. Борьба с ними нелегка. Но без восстановления духовности, честности, порядочности и интеллигентности как высочайшей требовательности к себе, к результатам своего труда на благо общества у России нет светлого будущего" .

В 1847 г. в России вышел первый полный учебник политической экономии, написанный на русском языке, – трехтомник Александра Бутовскою (1817–1890), ставший в последующее десятилетие основным учебником в университетах России.

Представителями классической политэкономии в России являлись также И. Горлов, И. Вернадский и др. В 1859 – 1862 гг. профессор Петербургского университета Иван Горлов (1814–1890) выпустил двухтомный учебник политэкономии, сменивший учебник Бутовского. Профессор Московского университета Иван Вернадский (1821 – 1884) опубликовал первое в России фундаментальное исследование по истории экономических учений "Очерк истории политической экономии" (1858). Эти ученые выступали за развитие в стране промышленного капитализма, за фермерский путь развития сельского хозяйства. Их деятельность совпала с периодом реформ в России. С 60-х гг. XIX в. началось объединение двух направлений развития российской политической экономии. Капиталистическое производство стало предметом изучения как экономистов- теоретиков, так и экономистов-практиков.

Во второй половине XIX в. классическая политэкономия в России, как и во всем мире, формально еще сохраняла свое господство, но ее творческий потенциал уже иссяк. В 1870–1880-е гг. она постепенно вытесняется идеями исторической школы. Среди российских представителей классической политэкономии в последней трети XIX в. можно выделить только "киевскую школу" в лице Н. Бунге, А. Антонович, Д. Пихно и других, которая занималась в основном исследованием ценообразования в условиях изменения спроса и предложения.

  • X. А. Шлецер родился в 1774 г. Выпускник Геттингенского университета. С 1801 г. преподавал в Московском университете, с 1804 г. читал курс политической экономии.
  • Г. К. Шторх родился в 1766 г. в Риге. Окончил Йенский и Гейдельбергский университеты в Германии. По приглашению приехал в Россию, преподавал историю и литературу в первом кадетском корпусе в Петербурге, служил в Департаменте иностранных дел. Стал первым российским академиком по специальности "политическая экономия и статистика", а с 1830 по 1835 г. являлся вице-президентом Академии наук. Умер в 1835 г.
  • Шторх А. К. Курс политической экономии, или изложение начат, обусловливающих народное благоденствие // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: в 5 т. М.: Мысль, 2004. Т. 1. С. 640.
  • Абалкин Л. И. Очерки по истории российской социально-экономической мысли. М.: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. С. 13, 20.

Министерство образования и науки Украины

Черниговский государственный институт

Экономики и управления

Тема: А. Смит - представитель классической школы экономической науки

Реферат по экономической истории

Чернигов

  • Вступление
  • 1. Адам Смит - выдающийся английский экономист
  • 2. Методология А. Смита
  • 4. Теория стоимости
  • 6. Принцип «невидимой руки»
  • 7. «Динамика капиталов» в учении А.Смита
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Вступление

Курс экономической истории рассматривает и изучает становление и развитие экономических взглядов разных народов, школ и направлений. Одной из школ экономики является - классическая школа.

Адам Смит - выдающийся представитель классической школы экономической науки. Он успел разработать за свою жизнь несколько теорий и учений, которые частично легли в основу классической школы экономической науки, а также были использованы многими экономистами как в теоретических разработках, так и на практике.

Его труды и сегодня актуальны и исследуются многими современными учеными-экономистами.

Для написания данной работы мной использовались современные источники, такие как «История экономических учений» Костюка В.Н, «История экономических учений» Ядгарова Я.С., «Економическая история Украины и мира» Лановика Б.Д., «Советский энциклопедический словарь», а также была рассмотрена монография Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».

1. Адам Смит - выдающийся английский экономист

Адам Смит (1723--1790) -- родоначальник классической экономической науки. Родился 5 июня 1723 г. в семье таможенника в шотландском городке Кирколде. Он был просвещеннейшим человеком своего времени, обучался в Глазговском и Оксфордском университетах, где изучал не только философию, литературу и историю, но физику и математику. В 1748 г. Смит начал читать публичные лекции в Эдинбурге, в 1751 г. был избран профессором университета в Глазго, а затем возглавил там кафедру общественных наук. Костюк В.Н. История экономических учений. - Москва: Центр, 1997. С. 26. В 1759 г. на базе прочитанных лекций, посвященных философским проблемам этики, Смит издает свою первую книгу «Теория нравственных чувств».

В 1764 г. Смит в качестве воспитателя молодого английского аристократа уезжает в Европу. В Швейцарии он встречался с Вольтером, во Франции познакомился с Дидро и физиократами Кенэ, Тюрго, Д"Аламбером и другими французскими учеными, которые оказали на него огромное воздействие. Вместе с физиократами он отстаивал принцип естественной свободы, но, в отличие от них, считал промышленный и торговый капитал производительным.

В 1766 г. он вернулся на родину и приступил к созданию главного произведения своей жизни -- «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М, 1960., которое было опубликовано в марте 1776 г. В этом труде обобщены ранее накопленные человечеством экономические знания и на основе общих теоретических принципов превращены в систему экономической науки.

«Исследование о природе и причинах богатства народов» состоит из пяти книг. В первой книге Смит исследует проблемы стоимости и доходов, во второй -- накопление капитала и его природу, в третьей -- показывает экономическое развитие в Европе в период феодализма и становления капитализма, в четвертой -- раскрывает свое отношение к меркантилизму и учению физиократов, в пятой книге подробно характеризует государственные финансы. Эта работа при жизни Смита переиздавалась пять раз. Она заинтересовала широкие общественные круги не только в Англии, но и за рубежом.

Работа Смита оказала большое влияние на все последующее развитие экономической мысли в мире и экономическую политику многих государств.

2. Методология А. Смита

Общество Смит трактовал как совокупность индивидов, от природы наделенных определенными свойствами для жизни. Если в учении о нравственности А. Смит заявлял, что человеку свойственно чувство симпатии, то в экономическом учении он отстаивает идею о том, что человеку от природы присущ эгоизм. По Смиту, который исходит из идеи естественного порядка, люди движимы эгоизмом и всегда думают о своей выгоде, действуют в соответствии со своей природой. Он исходил из того, что люди, оказывая услуги друг другу, обмениваясь трудом и его продуктами, руководствуются стремлением к личной выгоде. Но, преследуя личную выгоду, каждый человек, утверждал он, способствует интересам всего общества -- росту производительных сил.

Исходя из идеи естественного порядка, он пишет о «невидимой руке», которая управляет "сложным взаимодействием хозяйственной деятельности людей. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена объективным закономерностям, которые не зависят от их воли и сознательных устремлений. Это позволило Смиту сделать вывод о том, что экономические явления определяются стихийными и объективными законами.

Как Петти и другие представители классической школы, Смит стремился проникнуть во внутреннюю физиологию общества и в связи с этим широко пользовался методом логической абстракции. Но не менее важной задачей политической экономии Смит считал необходимость показать конкретную картину экономической жизни, выработку рекомендаций для экономической политики.

3. Теория разделения труда и денег

Страна богатеет, когда производит больше, чем тратит. Смит показывал, что поскольку каждый индивид в обществе специализируется на производстве одного предмета, постольку все индивиды оказываются зависимыми друг от друга. Общество же является трудовым союзом, построенным на разделении труда, а труд в свою очередь связывает людей в единое целое. Источником богатства Смит считал труд, причем не обязательно земледельческий. Общество есть меновой союз, где люди обмениваются результатами труда, преследуя исключительно свои личные интересы. Обмен взаимовыгоден, поскольку каждый из его участников экономит свой труд.

Рост богатства достигается развитием обмена, разделением труда и накоплением капиталов в условиях экономической свободы. Прежде всего, свободным должен быть труд. Смит считал, что свободное распоряжение своим трудом является наиболее священным и неприкосновенным видом собственности. Поэтому он стоит за отмену привилегий ремесленных корпораций, закона об обязательном ученичестве и закона об оседлости.

Смит также подчеркивал, что обмен и разделение труда взаимосвязаны. Уверенность в возможности обменять весь тот излишек продукта своего труда, который превышает его собственное потребление, на ту часть продукта других людей в которой он может нуждаться, побуждает каждого человека посвятить себя определенному специальному занятию и развить до совершенства свои природные дарования в данной специальной области.

Через разделение труда происходит сотрудничество людей в создании национального продукта. Ремесленник, снимая с плеч земледельца заботу об изготовлении одежды, способствует росту сельскохозяйственного продукта, а земледелец, освобождая ремесленника от посева зерна, способствует росту промышленности.

Благодаря разделению труда и специализации в экономике происходит: 1) совершенствование ловкости работника; 2) сбережение времени, теряемого при переходе от одного вида труда к другому, 3)изобретение машин, облегчающих и сокращающих труд. Резко повышается производительность труда. Например, разделение процесса изготовления булавки на несколько десятков операций позволяет изготавливать в среднем на одного рабочего 4800 булавок вместо одной. Интенсивность разделения труда ограничена размерами рынка.

4. Теория стоимости

В теории стоимости Смит различал потребительную стоимость (полезность) и меновую стоимость. Первая позволяет непосредственно удовлетворять потребности человека, вторая дает возможность приобретать другие предметы. Эти виды стоимости не совпадают (алмаз имеет малую полезность и огромную меновую стоимость, а вода наоборот).

Для экономики интересна лишь меновая стоимость. О ее природе Адам Смит высказал две различные гипотезы. Первая: меновая стоимость определяется трудом, затраченным на изготовление предмета. Это позволяет сравнивать между собой стоимости различных товаров. «Труд есть действительная мера меновой стоимости», «единственное средство для сравнения стоимости различных товаров во все эпохи и во всех странах» Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М, 1960. С. 51..

Вторая концепция начинается с замечания о том, что «только в примитивных обществах количество труда, обычно употребляемое на приобретение или производство блага, является единственным обстоятельством, определяющим ценность» Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М, 1960. С 51.. Для анализа экономики в более сложно устроенных обществах надо принимать во внимание не только труд, во также капитал и землю. Поэтому меновая стоимость товара определяется издержками его производства, т. е. рентой, прибылью, заработной платой и ценой сырья. «Заработная плата, прибыль и рента суть три первичных источника как всякого дохода, так и всякой меновой стоимости» Там же.С.53..

Чтобы разобраться с тем, какая из этих гипотез правильна, необходимо провести различие между стоимостью и ценой, а также продвинуться в рассмотрении природы капитала.

Меновую стоимость Смит сопоставляет с действительной, или естественной, ценой. Она лишь немного перекрывает издержки, необходимые для того, чтобы вызвать поставку продукта на рынок. Естественной цене противопоставляется текущая рыночная цена, определяемая спросом и предложением товара на рынке. Связь между ними определяется тем, что в условиях конкуренции естественная цена совпадает со средней рыночной ценой.

Механизм установления естественной цены Смит связывает с платежеспособным спросом и свободной конкуренцией. Если спрос больше предложения, то возникает конкуренция между покупателями. Боясь остаться без нужного товара, они соглашаются купить его по более высокой цене. Рыночная цена растет. Если предложение превышает спрос, то возникает конкуренция между продавцами. Пытаясь сбыть весь товар, они понижают цену. Когда спрос и предложение примерно равны, то рыночная цена соответствует примерно естественной. Естественная цена составляет, средоточие, к которому постоянно стремятся цены всех товаров. И когда рыночная цена равна естественной, то товар продается «именно за то, что он стоит».

В каждом обществе, в каждой местности существует средняя, или обыкновенная (естественная) величина прибыли на капитал, земельной ренты и заработной платы. Если в какой-то момент времени предложение больше, чем спрос, то рыночная цена ниже естественной, а потому или зарплата, или прибыль, или рента будут возмещены ниже своей естественной нормы. Тогда интерес капиталистов (или землевладельцев, или рабочих) заставит их изъять из производства какую-то часть своего ресурса. В итоге предложение сократится, рыночная цена поднимется до естественного уровня, а прибыль (или заработная плата, или рента) поднимется до ее естественной нормы. Если спрос больше предложения, то в производство дефицитного товара вовлекается дополнительный ресурс (капитала, труда или земли). Предложение возрастет, цена упадет до естественного уровня, вызывая понижение до естественной нормы прибыли, заработной платы и ренты.

Естественные нормы прибыли, заработной платы и ренты определяют естественную цену товаров. Однако в ходе экономического развития естественные цены не остаются неизменными. В долговременной перспективе сельскохозяйственные продукты поднимаются в цене, тогда как цены на промышленные изделия понижаются.

5. Учение о доходах и капитале

Анализ понятия естественной цены приводит Смита к выделению в ней трёх основных частей: заработной платы, прибыли и ренты, каждая из которых представляет собой чей-то доход. Заработная плата является доходом наемных рабочих, прибыль -- доходом капиталистов, рента -- доходом землевладельцев. Соответственно, можно говорить о трех основных классах общества.

Далее, поскольку все произведенные за год товары в стране продаются и покупаются, то и весь годовой продукт продается и покупается. Сумма цен всех продаж есть валовой годовой продукт страны в денежном измерении.

Чистый годовой продукт страны равен сумме всей заработной платы, всей прибыли и всей ренты. Это первичные виды дохода, образующие в сумме национальный доход. Всякий остальной доход вторичен (получается тем или иным перераспределением первичного дохода).

Естественные цены, однако, устанавливаются лишь при экономической свободе. Если она нарушается государством, то возникает монополия. Цена, назначаемая монополией, есть самая высокая, какую только можно получить. Естественная цена, вытекающая из свободной конкуренции, напротив, самая низкая. Из этого Смит сделал вывод о том, что равновесная (естественная) цена соответствует, при прочих равных условиях, максимальному выпуску продукции.

Действительно, пусть на протяжении некоторого времени совокупный доход Y (= РQ) постоянен:

где Р - средняя естественная величина, а Q -совокупный выпуск при этой цене.

На этом основании Смит считал свободу хозяйственной деятельности непременным условием роста благосостояния нации. Свободная конкуренция, уравнивая нормы прибыли и снимая ее излишки, приводит к оптимальному распределению труда и капитала между отраслями.

К монополии Смит относил и препятствия к перемещению рабочей силы. Он отмечал, что всё, что препятствует свободному обращению труда от одного промысла к другому, стесняет равным образом и обращение капиталов, так как количество последних находится в большой зависимости от количества обращающегося в ней труда.

Рост благосостояния вызывается ростом капиталов. Капитал - это запасы, необходимые для дальнейшего производства и позволяющие производителю преодолеть интервал во времени между затратой ресурсов и появлением конечного результата. Он делится на основной (приносит прибыль, не обращаясь) и оборотный (дает прибыль в обращении). Основной капитал: машины, здания, а также навыки и знания работников. Его назначение состоит в развитии производительной силы труда, или в доставлении возможности прежнему числу рабочих доставить большее количество товаров. Оборотный капитал: деньги, запасы сырья и непроданных товаров.

Размер заработной платы определяется соглашением между рабочим и капиталистом. Рабочие стремятся получить больше, хозяин дать меньше. Однако потребность хозяина в работнике меньше, чем работника в хозяине, что понижает заработную плату. Минимум заработной платы определяется ценой средств существования работника: минимальная заработная плата должна быть достаточной для «порядочной пищи, одежды и помещения».

Смит писал, что «ни одно общество, без сомнения, не может быть признано счастливым, если значительная часть его бедна и несчастна. Да кроме того, простая справедливость требует того,. Чтобы люди, которые кормят, одевают и строят жилища для всего народа, получали такую долю продуктов своего собственного труда, чтобы сами могли иметь основные средства существования».11 Смит А. Цит. соч. С. 73.

Средняя заработная плата растет с ростом доходов и капитала. Возвышение заработной платы вызывается не существующим количеством народного богатства, а его постоянный увеличением. Поэтому самые высокие цены за труд существуют не в самых богатых местностях, а в странах, движущихся сильнее других к благосостоянию. В странах с быстрым развитием экономики спрос на рабочую силу превышает предложение, повышая ставки заработной платы, тогда как в «малоподвижных» странах заработная плата не поднимается выше прожиточного минимума. Существуют и сезонные колебания заработной платы. В годы изобилия, когда цены на хлеб низкие, рабочие часто покидают своих хозяев и стремятся добывать себе пропитание самостоятельным промыслом, вызывая нехватку рабочей силы и рост заработной платы. Напротив, в годы дороговизны, когда все рабочие возвращаются на рынок труда, уровень заработной платы падает.

Прибыль на капитал, по мнению Смита, связана с дополнительной ценностью, порождаемой работником, и пропорциональна величине используемого капитала. «Ценность, придаваемая работником сырому материалу, разбивается на две части, из которых одна покрывает содержание работника, а другая служит прибылью для предпринимателя на его капитал, употребленный на заработную плату и на приобретение сырых материалов. Для него не было бы побудительной причины заказать труд работнику, если бы он не надеялся продажею изготовленной им вещи получить что-нибудь кроме возвращения своего капитала, и для него не было бы побудительной причины употребить в дело скорее больший, чем меньший капитал, если бы его прибыль не была пропорциональна величине употребленного капитала».

Таким образом, прибыль -- это дополнительная стоимость, которая возникает потому, что работник своим трудом прибавляет к предмету труда новую стоимость. Величина этой новой стоимости, однако, частично зависит от того, насколько хорошо организован процесс взаимной связи труда и капитала, так как любое богатство может уменьшиться из-за «нерасчетливости» капиталиста.

6. Принцип «невидимой руки»

В ходе экономического развития норма прибыли (т.е. прибыль на единицу вложенного капитала) снижается как из-за взаимной конкуренции, когда «капиталы многих богатых купцов вкладываются в одну и ту же отрасль», так и вследствие того, что с накоплением объема капиталов все труднее находить их прибыльное применение.

При этом важно, что каждый предприниматель стремится к получению наибольшей прибыли в системе, основанной на конкурентных ценах. В результате цены становятся равновесными (естественными), а выпуск максимальным (для данного уровня производительности), причем все это делается автоматически, без центрального руководства или коллективного решения. Конечный результат этого процесса состоит в том, что каждый неизбежно старается, насколько может, увеличить годовой доход общества. Правда, обыкновенно он вовсе не имеет этого в виду. В этом случае, как и во множестве других, он направляется невидимой рукой к достижению целей, о которых он вовсе не помышляет.. Преследуя свою собственную выгоду, он часто работает на общую пользу более действенным образом, чем если бы задался такой целью.

Получается, что рыночная экономика, не подчиненная единому плану и общему центру, работает тем не менее по вполне определенным строгим правилам. Влияние каждого отдельного индивида при этом неощутимо. Он платит те цены, какие с него запрашивают, выбирая интересующие его товары и услуги с учетом величины его дохода. Но совокупность всех этих отдельных действий устанавливает цены, а тем самым доходы, издержки и прибыли. Тем самым действие рынка обеспечивает результат, не зависящий от воли и намерения отдельных индивидов. Расширение масштабов рынка со временем увеличивает преимущества, связанные с разделением труда и обеспечивает этим долговременный рост богатства.

Это и есть знаменитый принцип «невидимой руки». Вопреки распространенному взгляду о том, что общественное благо выше личного и что надо стремиться к всеобщей пользе, Смит показал, что во главу угла надо поставить индивидуальные интересы, т. е. «естественное стремление каждого человека к улучшению своего положения». Рост общественного богатства и приоритет общественных ценностей установятся тогда сами собой (рыночная саморегуляция экономики). Стремление людей улучшить свое положение, обладать деньгами и получать прибыль наведет порядок и реализует общественные идеалы спонтанно, независимо от желания кого-либо.

Смит ссылается на то, что разделение труда и деньги появились самопроизвольно. Самопроизвольно регулируются цены, нормы прибыли и распределение капитала по отраслям. По существу, им был открыт принцип отрицательной обратной связи, причем задолго до К. Бернара, Д.К. Максвелла и Н. Винера.

Исходя из этого принципа, Смит решительно выступал против правительственных предписаний экономике. Вмешательство государства в экономический процесс должно быть минимальным, оно должно в основном защищать права каждого. Государство должно охранять жизнь, свободу и собственность граждан. Смит прекрасно понимал, что «невидимая рука» рынка, основанная на личных интересах, ведет к гармонии и экономическому росту только тогда, когда свободные индивидуальные интересы включены в соответствующие правовые и институциональные рамки.

Кроме того, у государства существуют и специфические обязанности. В частности, хотя свободная торговля наиболее эффективна, государство должно временно проводить протекционистскую политику как способ защиты новых и потому еще слабых отечественных отраслей, а также в качестве ответной меры против иностранных тарифов. Оно берет под защиту навигационные законы Англии, так как «оборона страны гораздо важнее, чем богатство».

В итоге Смит выделяет три основные обязанности государства: обеспечение военной безопасности, отправление правосудия и обязанность создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, «которые, будучи в самой высокой степени полезными для общества в целом, не могут, однако, своей прибылью возместить расходы отдельного человека или небольшой группы людей». В частности, государство, учитывая, что рост разделения труда делает человека более ограниченным, должно заботиться об образовании работников.

Чтобы иметь возможность выполнять свои минимальные обязательства, государство должно иметь средства, и эти средства доставляются налогами. Налоги должны платить все -- пропорционально их имуществу. Смит сформулировал четыре правила взимания налогов: 1) пропорциональность; 2) определенность (надо четко указать время и сумму); 3) удобство для плательщика; 4) минимальность (налоги должны покрывать только насущные нужды).

7. «Динамика капиталов» в учении А. Смита

Большое внимание Смит уделяет динамике капиталов, так как рост капиталов есть причина увеличения производства. При нехватке капиталов большая часть капиталов возникающего общества направляется прежде всего к земледелию, затем к промышленности и, наконец, к торговле чужими землями.

Накопление капитала есть результат бережливости, состоящей в том, что полученная прибыль используется для расширения и совершенствования производства, а не проедается. «Непосредственная причина увеличения капитала состоит в сбережении, а не в труде. Правда, что труд доставляет предметы для сохранения путем бережливости, но без сохранения и скопления их посредством экономии капитал никогда бы не мог увеличиться». К бережливости нас побуждает желание улучшить наше положение, которое, в конце концов, оказывается сильнее стремления к наслаждениям, толкающим к расходам.

Важным стимулом развития капиталов служит открытие новых рынков. Открытие Америки, говорит Смит, обогатило Европу не золотом и серебром (вследствие обилия американских рудников, металлы эти стали дешевле), а тем, что «открыв всем европейским товарам новый, почти безграничный рынок, оно вызвало новые разделения и новые усовершенствования в труде, которые не были возможны в тесных границах прежней торговли».

По мере роста производства и капиталов увеличиваются и размеры денежного капитала. Деньгам, впрочем, Смит уделяет меньшее внимание, так как истинное богатство состоит не в деньгах, а в земле, строениях; предметах потребления. Деньги служат лишь мерилом их ценности и «колесом обращения». Если количество денег больше, чем нужно для обращения, то цены возрастут.

Функционирование денег невозможно без доверия к ним граждан, особенно при переходе на бумажные деньги. Соответственно, основная функция банков состоит в экономии запаса драгоценных металлов, поскольку общее количество бумажных денег «ни при каких условиях не может превышать ценности золотой и серебряной монеты, которую они заменяют». Любой избыток бумажных денег будет предъявлен банкам в обмен на золото (закон «обратного притока денег»).

Впрочем, кредитная функция банков также важна. С некоторыми оговорками Смит одобряет действовавшие в его время законы об ограничении процентных ставок нормой в 5% годовых, поскольку более высокий процент могут выплатить только расточители и спекулянты Таким образом, при чрезмерно высокой процентной ставке «значительная часть капитала страны не будет попадать в руки именно тех людей, которые, скорее всего, могут дать им выгодное и прибыльное применение».

Прибыль на капитал пропорциональна величине рыночного процента, а норма прибыли понижается с ростом числа капиталов. Однако в этом нет ничего страшного, поскольку «большой капитал возрастает обыкновенно скорее от маленькой прибыли, нежели маленький капитал от большой прибыли».

Вместе с тем падение нормы прибыли (и, соответственно, величины процента) ведет к важным социальным последствиям: слой рантье сокращается. «Только весьма богатые люди смогут жить на проценты, доставляемые их капиталами. Все люди, имеющие ограниченное или среднее состояние, принуждены будут лично управлять своим капиталом. Всякий человек необходимо должен будет заняться делом, или принять участие в какой-либо отрасли промышленности» Смит А. Цит. соч. С. 205..

8. Вопросы внешнеэкономических связей в теории А. Смита

Значительное внимание Смит уделяет внешнеэкономическим связям. Внешняя торговля так же построена на специализации и разделении труда, как и внутреннее производство. «Если какое-нибудь иностранное государство может доставить нам товары дешевле, чем если бы мы изготовили их дома, то, разумеется, было бы выгоднее для нас купить их за часть товаров нашего собственного труда, приложенного к более выгодной для нас отрасли промышленности».

Свободная внешняя торговля выгодна для всех, чём богаче партнер, тем лучше. Допустим, говорит он, что при свободной торговле между Францией и Англией торговый баланс постоянен в пользу Франции. Из этого вовсе не следует, что такая торговля разорительна для Англии. Если французские вина лучше и дешевле португальских или если французские полотна лучше и не так дороги, как немецкие, то для Великобритании выгоднее покупать необходимые для нее вина и полотна во Франции, нежели в Португалии и Германии. «Хотя стоимость ввозимых из Франции товаров через это значительно повысится, стоимость всего нашего ввоза уменьшится на ту сумму, на какую другие товары того же достоинства окажутся дешевле товаров, привезенных из других стран. Поэтому Смит выступал против предписаний меркантилистов, рекомендовавших ограничить ввоз дешевых иностранных товаров и платить премии своим экспортерам. Искусственное превышение экспорта над импортом увеличит количество денег в стране и поднимет внутренние цены, что через некоторое время приведет к росту импорта и падению экспорта. Кроме того, это ущемляет внутреннего потребителя. «Потребитель наш должен заплатить, во-первых, налог на покрытие расходов на премию и, во-вторых, еще более тяжкий налог из-за вздорожания товара на внутреннем рынке».

Долговременное значение для богатства страны имеют не протекционистские меры, искусственно создающие временное положительное сальдо торгового баланса, а экономический рост, приводящий к тому, что совокупный доход рано или поздно превысит внутреннее потребление. Если меновая стоимость годового производства превышает меновую стоимость годового потребления, то капитал страны необходимо должен ежегодно возрастать в размерах этого превышения. В таком случае общество живет за счет своих доходов, а то, что им ежегодно сберегается, естественно присоединяется к его капиталу, и идет на усиление его годового производства. Положительность или отрицательность внешнеторгового сальдо в этом случае не имеет большого значения. Смит, таким образом, заложил основы теории платежного баланса страны.

Принцип «невидимой руки», развитый Смитом первоначально применительно к одной стране, распространяется им затем на весь мир, делая все страны похожими в экономическом отношении «на провинции одного и того же государства». Полностью свободная международная торговля уменьшает дороговизну и увеличивает производство во всем мире.

Идеи Смита постепенно нашли практическое применение вначале на его родине, а затем и во всем мире.

Заключение

Адам Смит исследовал идеи естественного порядка, стремился проникнуть во внутреннюю физиологию общества, при этом видел необходимость показать конкретную картину экономической жизни, выработку рекомендаций для экономической политики.

Источником богатства А. Смит считал труд. Рост же богатства по Смиту достигается развитием обмена, разделением труда и накоплением капиталов в условиях экономической свободы. Много внимания Смит уделил рассмотрению меновой стоимости, а также таким экономическим категориям как «капитал», «доход», «естественная цена». Значительное внимание Адам Смит также уделял внешнеэкономическим связям.

Основным трудом А. Смита стало “Исследование о природе и причинах богатства народов”, который оказал большое влияние на всё последующее развитие экономической мысли в мире и экономическую политику многих государств.

Список использованной литературы

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М, 1960.

Костюк В.Н. История экономических учений. - Москва: Центр, 1997. С. 26.

Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов.2-е издание. - М.: ИНФРА - М, 1997.

Економічна історія України і світу: Підручник / За ред. Б.Д. Лановика. - К.: Вікар, 1999.

Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. А.М. Прохоров.- 4-е изд.- М.: Сов. энциклопедия, 1986.

Относится к числу зрелых направлений экономической мысли, оставивших глубокий след в истории экономических учений. Экономические идеи классической школы не потеряли своего значения до наших дней. Классическое направление зародилось в XVII в. и расцвело в XVIII и начале XIX в.

Величайшая заслуга классиков состоит в том, что они поставили в центр экономики и экономических исследований труд как созидательную силу и стоимость как воплощение ценности, положив тем самым начало трудовой теории стоимости . Классическая школа стала провозвестницей идей экономической свободы, либерального направления в экономике. Представители классической школы выработали научное представление о прибавочной стоимости, прибыли, налогах, земельной ренте . В недрах классической школы, по сути, зародилась экономическая наука.

Первым представителем и прародителем классической школы следует считать английского экономиста Уильяма Петти (1623-1687), которого К. Маркс назвал «отцом политической экономии и в некотором роде изобретателем статистики». Петти принадлежат научные разработки в области налогообложения, таможенных пошлин. Источником экономического богатства он считал сферу производства, что сближает его с авторами трудовой теории стоимости.

Классическая школа представлена несколькими основоположниками и рядом талантливых их популяризаторов и толкователей. Если не вдаваться в более тонкий анализ, то вся так называемая классическая экономическая школа может быть представлена по крайней мере четырьмя именами: (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), Томас Мальтус (1766-1834), Джон Стюарт Милль (1806-1873).

Как и их предшественники, основатели классической школы рассматривали экономическую науку как учение о богатстве и способах его увеличения. Фундаментальный труд А. Смита, увидевший свет в 1776 г., так и назывался: «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит исходит из того, что воплощено в продукции, которая потребляется народом, населяющим данную страну. Чем больше соотношение между количеством потребляемой продукции и численностью населения страны, тем выше уровень материального богатства. Само же соотношение, в свою очередь, зависит от таких двух факторов, как производительность труда и пропорции деления общества на производительный и непроизводительный класс. Первый фактор, по А. Смиту, следует рассматривать как наиболее значимый. Производительность труда определяется так называемым разделением труда и уровнем накопления капитала. Следовательно, прогресс общества, рост богатства зависят в конечном счете от уровня накопления капитала и способов его использования.

Разделение труда , представляющее функциональную специализацию работников в рамках отдельного предприятия, рассматривается как естественный и непременный путь развития производства. Чем выше степень специализации производств, тем сильнее связи между ними, тем значительнее склонность к рыночному обмену. Интересно, что если по Аристотелю в процессе обмена обязательно выигрывает либо продавец, либо покупатель, то по А. Смиту обмен одинаково выгоден и продавцу, и покупателю. В основе цены сделки, согласно А. Смиту, лежит стоимость , которая представляет собой не что иное, как количество труда, затраченного на производство товара. Таким образом, чем выше степень разделения труда и уровень накопления капитала, тем больше продукции может быть произведено. Возникает естественный вопрос: каким образом в хозяйстве должен идти процесс перераспределения капитала между различными отраслями? А. Смит не видит в этом проблемы. Если на рынке цена товара оказывается выше «естественной цены», которая определяется по затратам труда, количество продавцов, желающих производить и продавать этот товар, возрастет и капитал будет накопляться на предприятиях, производящих именно этот товар. Таким образом, «невидимая рука » рынка сама отрегулирует процесс накопления капитала в нужных размерах и нужном направлении.

Интересно, что при такой трактовке хозяйственной жизни всякие действия правительств по экономическому регулированию следует оценивать лишь негативно, так как они нарушают эффективную работу «невидимой руки» рынка и приводят к замедлению процесса накопления капитала и как результат — к снижению производительности труда. «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; вес остальное сделает естественный ход вещей», — писал А. Смит. Отсюда со времени А. Смита и до наших дней пользуется популярностью девиз проведения экономической политики по принципу «laissezfaire», что означает «пусть все идет само собой, естественным образом. без внешнего принуждения». Смит был сторонником механизма рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения.

О том, насколько многогранным было проникновение А. Смита в экономическую теорию, свидетельствует содержание его фундаментального труда «Исследование о природе и причинах богатства народов», состоящего из пяти книг:

  • «Причины увеличения производительности труда и порядок, в соответствии с которым его продукт естественным образом распределяется между классами народа»;
  • «О природе капитала, его накоплении и применении»;
  • «О развитии благосостояния у разных народов»;
  • «О системах политической экономии (очерк истории экономических учений)»;
  • «О доходах государя или государства (учение о финансах)».

Адам Смит не только вписал свое имя золотыми буквами в историю экономической науки, но и вошел в нее как первооткрыватель, заслуживший титул «отца экономики».

Значение экономической концепции, предложенной А. Смитом, настолько велико, что остается лишь сослаться на высказывание по этому поводу историка Генри Бокля, автора «Истории цивилизации в Англии». Он писал: «Об Адаме Смите можно сказать, не боясь опровержения, что этот одинокий шотландец изданием одного сочинения больше сделал для благоденствия человечества, чем было когда-либо сделано совокупно взятыми способностями всех государственных людей и законодателей, о которых сохранились достоверные сведения в истории».

Яркий, своеобразный вклад в экономическую науку внес представитель классической школы англичанин Т. Мальтус. Трактат Т. Мальтуса «Опыт о законе народонаселения», опубликованный в 1798 г., произвел и производит на читающую публику такое мощное впечатление, что дискуссии об этой работе ведутся по настоящее время. Диапазон оценок в этих дискуссиях предельно широк: от «гениальное предвидение» до «антинаучный бред».

Т. Мальтус был не первым, кто писал о демографических проблемах , но, пожалуй. был первым, кто попытался предложить теорию, описывающую закономерности изменения численности населения . Что касается его системы доказательств и статистических иллюстраций, то к ним уже в те времена была предъявлена масса претензий. В XVIII-XIX вв. теория Т. Мальтуса стала известна главным образом благодаря тому, что ее автор впервые предложил опровержение широко распространенного тезиса о том, что путем социального реформирования человеческое общество может быть усовершенствовано. Для экономической же науки трактат Т. Мальтуса ценен теми аналитическими выводами, которые были впоследствии использованы другими теоретиками классической и некоторых других школ.

Как известно, А. Смит исходил из того, что материальное богатство общества представляет собой соотношение между объемом предметов потребления и численностью населения. Главное внимание основатель классической школы уделял изучению закономерностей и условий роста объема производства, вопросы же, связанные с закономерностями изменения численности населения, им практически не рассматривались. Эту задачу и взял на себя Т. Мальтус.

С точки зрения Т. Мальтуса, существует противоречие между «инстинктом продолжения рода» и ограниченностью земель, пригодных дня сельскохозяйственною производства. Инстинкты заставляют человечество размножаться с очень высокой скоростью, «в геометрической прогрессии». В свою очередь, земледелие, а только оно производит необходимые для людей продукты питания, способно производить эти продукты с гораздо меньшей скоростью, «в арифметической профессии». Следовательно, любое увеличение объема производства продуктов питания будет раньше или позже поглощено увеличением численности населения. Таким образом, причиной бедности является соотношение темпов прироста населения и темпов прироста жизненных благ. Любая попытка улучшить условия жизни путем социального реформирования сводится тем самым на нет возрастающей людской массой.

Относительно низкие темпы прироста продуктов питания Т. Мальтус связывает с действием закона убывающего плодородия почв . Смысл этого закона состоит в том, что количество земельных угодий, пригодных для сельскохозяйственного производства, ограничено. Объем производства может расти лишь за счет экстенсивных факторов, и каждый следующий земельный участок включается в хозяйственный оборот все с большим количеством затрат, естественное плодородие каждого следующего земельного участка ниже, чем предыдущего, а поэтому общий уровень плодородия всего земельного фонда в целом имеет тенденцию к снижению. Прогресс в области технологии сельскохозяйственного производства вообще идет очень медленно и не способен компенсировать снижение плодородия.

Таким образом, наделяя людей способностью к безграничному размножению, природа через экономические процессы налагает на род человеческий ограничители, которые регулируют рост численности. Среди этихофаничителей Т. Мальтус выделяет: ограничители морального характера и слабость здоровья, которые приводят к снижению рождаемости, а также порочную жизнь и нищету, которые приводят к росту смертности. Снижение же рождаемости и рост смертности в конечном счете определяются ограниченностью средств к существованию.

Из такой постановки проблемы в принципе можно сделать совершенно различные выводы. Некоторые комментаторы и толкователи Т. Мальтуса увидели в его теории человеконенавистническую доктрину, которая оправдывает нищету и призывает к войнам как методу ликвидации излишнего населения. Другие считают, что Т. Мальтус заложил теоретические основы политики «планирования семьи», которая используется в последние годы во многих государствах мира. Сам же Т. Мальтус лишь всячески подчеркивал только одно — необходимо каждому человеку заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою непредусмотрительность.

Еще один представитель классической школы — Д. Рикардо — не получил систематического образования и был профессиональным биржевиком. Сколотив приличное состояние, он увлекся философскими и экономическими теориями и только в 30 лет опубликован свой первый труд. Самым крупным произведением Д. Рикардо стала изданная в 1817 г. работа «Начала политической экономии и налогового обложения». Став в 1819 г. членом парламента, он принимал участие в разработке многих законодательных актов экономического характера.

Являясь строгим последователем Л. Смита и Т. Мальтуса, Д. Рикардо внес существенный вклад в разработку и уточнение различных специфических проблем экономической теории. Исходя из трудовой теории стоимости и общей концепции классического анализа, им была предложена теория «сравнительных издержек» (сравнительных преимуществ), которая стала теоретической основой политики «фритредерства» (свободной торговли) и в современных вариантах используется для обоснования и разработки так называемой политики «открытой экономики».

Общий смысл этой концепции состоит в том, что, если правительства различных стран не налагают каких-либо ограничений на внешнюю торговлю друг с другом (пошлины, запреты на экспорт или импорт отдельных товаров, квоты), экономика каждой страны начинает специализироваться на производстве тех товаров, изготовление которых требует меньших затрат рабочего времени. Это приводит к эффективному использованию ресурсов и обеспечивает более высокий объем производства, чем до специализации. Продавая часть дополнительно произведенной продукции, нация может приобретать больше тех товаров, которые сама не производит. При этом все участники внешней торговли оказываются в выигрыше. Следовательно, свободная торговля позволяет странам потреблять не меньшее (а возможно, и большее) количество товаров, чем до специализации, минимизируя расходы рабочего времени, необходимые для создания данного объема товаров.

Практическая проблема, которая вытекала из теории «относительных издержек», состояла в том, чтобы, во-первых, законодательными методами снять большинство ограничений на внешнюю торговлю в Великобритании и, во-вторых, убедить или заставить сделать то же самое правительства других стран, с которыми торгуют английские предприниматели. Нельзя сказать, что правительство Великобритании преуспело в практической реализации теории Д. Рикардо, так как оно само периодически вводило ограничения на импорт различных товаров, идя на поводу у различных слоев общества. Но на официальном уровне по отношению к другим государствам Европы фритредерство стало своеобразным знаменем английской политики в XIX в.

Четвертый представитель классической школы -Дж.С. Милль — получил поразительное по объему и содержанию образование и свои первые работы по экономической теории опубликовал уже в 16 лет. Современники называли его мыслящей машиной. Дж.С. Милль служил вначале в Ост-Индской компании, затем был членом парламента, однако все свободное время, а он работал по 14 часов в сутки, уделял интеллектуальной деятельности. Им было опубликовано множество работ по философии, социологии и экономике. Венцом его научной деятельности стала объемная книга «Принципы политической экономии» (1848), которая во второй половине XIX в. была энциклопедией и основным учебным пособием по экономической теории в большинстве стран мира.

Сам Милль старался всячески избегать упоминаний о своем вкладе в разработку экономической теории классического толка и видел свою задачу лишь в написании обновленного, более систематизированного варианта работ своих предшественников с учетом нового уровня научных знаний и передовых для ею времени идей. Поэтому многими теоретиками «Принципы политической экономии» Милля рассматриваются в лучшем случае как талантливая компиляция. В действительности же им было высказано много очень тонких и ценных идей, мыслей, замечаний по поводу классического наследия и заложены основы ряда фундаментальных понятий и положений, которых не было у предшественников и которые стали активно использоваться в экономических теориях уже в XX в.

Необходимо отметить, что наследие классической школы крайне разнообразно и может быть представлено еще добрым десятком имен теоретиков этого направления. Заинтересованный читатель может познакомиться с детальным анализом классического направления, обратившись к другим, более фундаментальным исследованиям.

Переходя к следующему разделу, необходимо отметить, что во второй половине XIX в. единый поток экономической теории как бы разделился на два самостоятельных потока. С одной стороны, выделилось направление экономического анализа, которое впоследствии получило обобщенное название марксизма. С другой стороны, появляется так называемая маржинальная теория, которая затем превращается в крупнейшую неоклассическую школу.

Чтобы не нарушать логики изложения, поскольку экономическая концепция марксизма во многом опирается на классическую теорию, вначале дадим общую характеристику коммунистической экономической теории.

Министерство образования и науки Украины

Черниговский государственный институт

Экономики и управления

Тема: А. Смит - представитель классической школы экономической науки

Реферат по экономической истории

Чернигов


Вступление

2. Методология А. Смита

4. Теория стоимости

5. Учение о доходах и капитале

6. Принцип «невидимой руки»

7. «Динамика капиталов» в учении А.Смита

8. Вопросы внешнеэкономических связей в теории А. Смита

Заключение

Список использованной литературы

Вступление

Курс экономической истории рассматривает и изучает становление и развитие экономических взглядов разных народов, школ и направлений. Одной из школ экономики является – классическая школа.

Адам Смит – выдающийся представитель классической школы экономической науки. Он успел разработать за свою жизнь несколько теорий и учений, которые частично легли в основу классической школы экономической науки, а также были использованы многими экономистами как в теоретических разработках, так и на практике.

Его труды и сегодня актуальны и исследуются многими современными учеными-экономистами.

Для написания данной работы мной использовались современные источники, такие как «История экономических учений» Костюка В.Н, «История экономических учений» Ядгарова Я.С., «Економическая история Украины и мира» Лановика Б.Д., «Советский энциклопедический словарь», а также была рассмотрена монография Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».

1. Адам Смит – выдающийся английский экономист

Адам Смит (1723-1790) - родоначальник классической экономической науки. Родился 5 июня 1723 г. в семье таможенника в шотландском городке Кирколде. Он был просвещеннейшим человеком своего времени, обучался в Глазговском и Оксфордском университетах, где изучал не только философию, литературу и историю, но физику и математику. В 1748 г. Смит начал читать публичные лекции в Эдинбурге, в 1751 г. был избран профессором университета в Глазго, а затем возглавил там кафедру общественных наук. В 1759 г. на базе прочитанных лекций, посвященных философским проблемам этики, Смит издает свою первую книгу «Теория нравственных чувств».

В 1764 г. Смит в качестве воспитателя молодого английского аристократа уезжает в Европу. В Швейцарии он встречался с Вольтером, во Франции познакомился с Дидро и физиократами Кенэ, Тюрго, Д"Аламбером и другими французскими учеными, которые оказали на него огромное воздействие. Вместе с физиократами он отстаивал принцип естественной свободы, но, в отличие от них, считал промышленный и торговый капитал производительным.

В 1766 г. он вернулся на родину и приступил к созданию главного произведения своей жизни - «Исследование о природе и причинах богатства народов» , которое было опубликовано в марте 1776 г. В этом труде обобщены ранее накопленные человечеством экономические знания и на основе общих теоретических принципов превращены в систему экономической науки.

«Исследование о природе и причинах богатства народов» состоит из пяти книг. В первой книге Смит исследует проблемы стоимости и доходов, во второй - накопление капитала и его природу, в третьей - показывает экономическое развитие в Европе в период феодализма и становления капитализма, в четвертой - раскрывает свое отношение к меркантилизму и учению физиократов, в пятой книге подробно характеризует государственные финансы. Эта работа при жизни Смита переиздавалась пять раз. Она заинтересовала широкие общественные круги не только в Англии, но и за рубежом.

Работа Смита оказала большое влияние на все последующее развитие экономической мысли в мире и экономическую политику многих государств.

2. Методология А. Смита

Общество Смит трактовал как совокупность индивидов, от природы наделенных определенными свойствами для жизни. Если в учении о нравственности А. Смит заявлял, что человеку свойственно чувство симпатии, то в экономическом учении он отстаивает идею о том, что человеку от природы присущ эгоизм. По Смиту, который исходит из идеи естественного порядка, люди движимы эгоизмом и всегда думают о своей выгоде, действуют в соответствии со своей природой. Он исходил из того, что люди, оказывая услуги друг другу, обмениваясь трудом и его продуктами, руководствуются стремлением к личной выгоде. Но, преследуя личную выгоду, каждый человек, утверждал он, способствует интересам всего общества - росту производительных сил.

Исходя из идеи естественного порядка, он пишет о «невидимой руке», которая управляет "сложным взаимодействием хозяйственной деятельности людей. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена объективным закономерностям, которые не зависят от их воли и сознательных устремлений. Это позволило Смиту сделать вывод о том, что экономические явления определяются стихийными и объективными законами.

Как Петти и другие представители классической школы, Смит стремился проникнуть во внутреннюю физиологию общества и в связи с этим широко пользовался методом логической абстракции. Но не менее важной задачей политической экономии Смит считал необходимость показать конкретную картину экономической жизни, выработку рекомендаций для экономической политики.

3. Теория разделения труда и денег

Страна богатеет, когда производит больше, чем тратит. Смит показывал, что поскольку каждый индивид в обществе специализируется на производстве одного предмета, постольку все индивиды оказываются зависимыми друг от друга. Общество же является трудовым союзом, построенным на разделении труда, а труд в свою очередь связывает людей в единое целое. Источником богатства Смит считал труд, причем не обязательно земледельческий. Общество есть меновой союз, где люди обмениваются результатами труда, преследуя исключительно свои личные интересы. Обмен взаимовыгоден, поскольку каждый из его участников экономит свой труд.

Рост богатства достигается развитием обмена, разделением труда и накоплением капиталов в условиях экономической свободы. Прежде всего, свободным должен быть труд. Смит считал, что свободное распоряжение своим трудом является наиболее священным и неприкосновенным видом собственности. Поэтому он стоит за отмену привилегий ремесленных корпораций, закона об обязательном ученичестве и закона об оседлости.

Смит также подчеркивал, что обмен и разделение труда взаимосвязаны. Уверенность в возможности обменять весь тот излишек продукта своего труда, который превышает его собственное потребление, на ту часть продукта других людей в которой он может нуждаться, побуждает каждого человека посвятить себя определенному специальному занятию и развить до совершенства свои природные дарования в данной специальной области.

Через разделение труда происходит сотрудничество людей в создании национального продукта. Ремесленник, снимая с плеч земледельца заботу об изготовлении одежды, способствует росту сельскохозяйственного продукта, а земледелец, освобождая ремесленника от посева зерна, способствует росту промышленности.

Благодаря разделению труда и специализации в экономике происходит: 1) совершенствование ловкости работника; 2) сбережение времени, теряемого при переходе от одного вида труда к другому, 3)изобретение машин, облегчающих и сокращающих труд. Резко повышается производительность труда. Например, разделение процесса изготовления булавки на несколько десятков операций позволяет изготавливать в среднем на одного рабочего 4800 булавок вместо одной. Интенсивность разделения труда ограничена размерами рынка.

4. Теория стоимости

В теории стоимости Смит различал потребительную стоимость (полезность) и меновую стоимость. Первая позволяет непосредственно удовлетворять потребности человека, вторая дает возможность приобретать другие предметы. Эти виды стоимости не совпадают (алмаз имеет малую полезность и огромную меновую стоимость, а вода наоборот).

Для экономики интересна лишь меновая стоимость. О ее природе Адам Смит высказал две различные гипотезы. Первая: меновая стоимость определяется трудом, затраченным на изготовление предмета. Это позволяет сравнивать между собой стоимости различных товаров. «Труд есть действительная мера меновой стоимости», «единственное средство для сравнения стоимости различных товаров во все эпохи и во всех странах» .

Вторая концепция начинается с замечания о том, что «только в примитивных обществах количество труда, обычно употребляемое на приобретение или производство блага, является единственным обстоятельством, определяющим ценность» . Для анализа экономики в более сложно устроенных обществах надо принимать во внимание не только труд, во также капитал и землю. Поэтому меновая стоимость товара определяется издержками его производства, т. е. рентой, прибылью, заработной платой и ценой сырья. «Заработная плата, прибыль и рента суть три первичных источника как всякого дохода, так и всякой меновой стоимости» .

Чтобы разобраться с тем, какая из этих гипотез правильна, необходимо провести различие между стоимостью и ценой, а также продвинуться в рассмотрении природы капитала.

Меновую стоимость Смит сопоставляет с действительной, или естественной, ценой. Она лишь немного перекрывает издержки, необходимые для того, чтобы вызвать поставку продукта на рынок. Естественной цене противопоставляется текущая рыночная цена, определяемая спросом и предложением товара на рынке. Связь между ними определяется тем, что в условиях конкуренции естественная цена совпадает со средней рыночной ценой.

Понятие организации

· Проблема определения.

Организация в управленческих дисциплинах понимается:

1.Организация как социальный процесс. Содержание процесса – объединение людей и регламентация их поведения при осуществлении совместной деятельности. Итог процесса – достижение определенного уровня порядка и согласия.

2.Организация как функция управления. Это процесс создания предварительных условий труда, то есть формирование системы рабочих мест, структуры организаций, подбор, расстановка и обучение персонала.

3.Организация как субъект и объект коллективной деятельности – объединение, которое занимает определенное место в обществе и предназначено для выполнения более или менее ясно определенной функции.

· Характеристики организаций.

Ниже описаны основные характеристики организации:

  1. Наличие ресурсов. Организация преобразует ресурсы для достижения своих целей.
  2. Зависимость от внешней среды. Пример: Nestle на рынке индии (шоколад), молодые или старые туристы (реакция на возраст), жвачка в Гонконге (реакция на ценности).
  3. Подразделения – части организации, которые выполняют конкретные задания.
  4. Горизонтальное и вертикальное разделение труда.
  5. Размер организации зависит, как правило, от количества работников. У больших организаций высокая степень специализации, разнообразные правила и инструкции, развития система поощрений, многочисленные вспомогательный персонал. Для небольших организаций характерны неформальный стиль управления, низкая степень разделения труда, отсутствие жестких правил и инструкций.

· Виды организаций

1.Организация как искусственная и естественная система:

· Организация как искусственная система является инструментом для решения какой-либо задачи. Она изменяется в зависимости от цели, причем такое изменение возможно только без людей, так как они хуже всего поддаются изменению. Критерием эффективности является достижение цели.

· Организация как естественная система описывается в биологических терминах. Критерием эффективности является выживание организации.



2. Организация как закрытая и открытая система:

· Закрытая система в техническом смысле представляет собой черный ящик o. Но на самом деле в этом случае тип получаемого ресурса и продукта не изменяются. Эта система крайне эффективна в условиях не насыщенного рынка и стабильного спроса – времена Файоля, Форда и Сталина.


· В открытой системе тип получаемого ресурса и продукта постоянно изменяются (Pepsi). Необходимыми условиями для эффективного функционирования являются насыщенный рынок и турбулентность внешней среды.

3. Формальная и неформальная организации:

3.Классическая школа в теории организаций

· Специфические черты подхода. Персоналии (основные представители).

Признаки школы:

Географическое объединение

Единый язык

Знание работ коллег.

Классическая школа начала существовать в последнюю четверть 19 века и вплоть до 40-х годов 20 века. Период расцвета – на это время приходятся основные работы и публикации – начало 20 века и 20 годы 20 века. Название достаточно условно, так как школа не объединена географически и иногда представители не были знакомы с работами коллег. Классическая школа в США, Западной Европе (Франция, Германия), в Восточной Европе (Польша), в Советской России. Представителей классической школы делят на 2 поколения:

1.Тейлор, Эмерсон, супруги Гилбрет (США), Файоль (Франция), Вебер (Германия).

2.Гьюшек, Урвик (начали работать в Западной Европе, продолжили в США), Муни, Рейли (США), Грайкунас (Франция), Керженев (Советская Россия – создатель сталинской системы управления).

Общие черты:

1. работали с крупными промышленными предприятиями (от 1000 человек) во время расцвета индустриального общества, то есть это эпоха ненасыщенного рынка, когда стоял вопрос не продать, а больше произвести. Надо выпустить больше и дешевле.

2.острая политическая борьба на предприятиях, сильные профсоюзы.

Методологические принципы.

· Школа крайних рационалистов. Они верили, что можно найти один идеальный принцип, на основе которого будут существовать идеальное общество или идеальная организация.

· Нормативизм – верили, что один принцип подойдет для всех типов организаций.

· Использовали идею разделения труда Адама Смита.

· Придерживались централизации управления.

· Концепция рационализации и организации управления Фредерика Тейлора.

Тейлор (1856-1915)смотрел на организацию снизу вверх, его интересовал исполнительный труд. Основные публикации Тейлора:

1. Тарифная система – 1895 г.

2. Цеховой менеджмент – 1903 г.

3. Принципы научного менеджмента – 1911 г.

«Человек ленив, туп и жаден». Тейлор критиковал систему управления США. Он считал, что управление должно быть организовано не по отраслевому принципу, а в зависимости от человека. «Ничем, кроме человека, управлять нельзя». Особенностью человека является то, что человек это единственный ресурс управления, стоимость которого возрастает по мере его использования. «Человек работает с прохладцей». Причины такой работы:

· Существует заблуждение, что если работать хорошо, то это приводит к значительному сокращению штата.

· Ошибочная система управления, которая принуждает рабочих работать медленно

· Непроизводительные методы производства.

Система Тейлора .

1.Отнять у рабочего все интеллектуальные функции.

2.Упростить работу до предела, разбить на операции и специализировать.

3.Специализировать орудия труда.

4.Отбор работников по требованию позиций. От Тейлора идет создание современных отделов кадров и использование психологических тестов при приеме на работу.

5.Необходимо ликвидировать все коллективные оплаты труда.

6.Человек должен быть загружен до предела своих возможностей, но не перегружен.

7.Человек должен много зарабатывать, но именно зарабатывать, а не получать.

Тейлора критиковали все и коллеги – из-за высокой заработной платы рабочих, и профсоюзы, потому что он эксплуатировал рабочих.

Функциональная структура Тейлора.



Контроль:

· Инспектор, который следит за тем, чтобы рабочий хорошо усвоил чертежи и инструкции.

· Артельный староста следит за тем, чтобы рабочий правильно закрепил изделие в станке.

· Надзиратель за скоростью следит за тем, чтобы станок работал с необходимой скорость.

· Мастер по ремонту – помогает починить оборудование.

Исследование:

· Надзиратель по ремонту дает указания в отношении чистки и ухода за оборудованием.

· Регистратор времени дает указания в отношении учета рабочего времени и количества выработки.

· Заведующий общим распорядком работы следит за передвижением изделия по мастерским завода

· Дисциплинарный надзиратель разбирает конфликты рабочих и мастеров.

Основные признаки функциональной структуры.

  1. в управлении функция исследования оторвана от функции контроля.
  2. сфера исследования специализирована
  3. сфера контроля специализирована
  4. у каждого подчиненного несколько начальников.

Эта структура приводит к позиционному конфликту – ситуация когда 1 работник получает противоречивые приказы от разных начальников.

· Концепция организации и административного управления Анри Файоля.

Файоль (1841-1925) сразу пришел на завод как руководитель, следовательно он смотрел на организацию сверху вниз. Его основная работа «Общее и промышленное управление» - 1916 г. «В чем суть деятельности администратора?» (управленец, руководитель)

Функции администратора:

  1. предвидение, которое распадается на Целеполагание и планирование.
  2. координация
  3. контроль
  4. распорядительство – распределение обязанностей между подчиненными
  5. организация.

Потом из этого будут выделены основные функции менеджмента.

Определение понятия организации:

· организация в широком смысле – процесс создания материальных и социальных посылок для управления деятельностью.

· Организация в узком смысле слова – это процесс проектирования структуры под цель с определением места и функций каждого.

Администратор – человек, талант которого поверхность. Качества администратора:

1. здоровье

4. общее образование

5. специальные знания

Файоль знаком с трудами Тейлора. В своих работах он опирается на 2 основные идеи:

· согласен, что необходимо разделить должность мастера на контроль и исследование.

Линейно-штабная структура.

Вебер как представитель классической школы.

· Экономическая модель организации общества.

Вебер (1864 – 1920) не являлся управленцем практиком, он был теоретиком, социологом религии. Он задается 2 вопросами:

1. возможно ли развитие крупных организаций без ущерба для духа предпринимательства (будет ли большая организация похожа на маленькую в плане риска и зарабатывания денег)?

2. возможно ли, управлять крупной компанией вне зависимости от ее сферы деятельности?

Его подход отражен в названии работ:

· Социальная и экономическая организация обществ.

· Протестантская этика

Критикует Маркса:

· Развитие производственных сил, по Марксу, создает определенный тип экономических отношений, а экономически е отношения, в свою очередь, приводят к определенным социальным отношениям. В производственные силы включается техника и технология. Вебер: необходимость к производственным силам + человек, который владеет определенной культурой.

· Идея прогресса по Марксу: поступательное развитие (рабовладение → феодальное общество→коллективизм→социализм). По Веберу капитализм существовал уже в древнем Египте и даже еще раньше.

· По Веберу в 1517 вместе с протестантским движением появляется 2 типа капитализма. Он отличается типом экономического субъекта и типом культуры, которой этот субъект наделен.

Вебер: типы хозяйственного экономического субъекта:

1. традиционный хозяйственный субъект – это 2 типа капитализма

2. этический хозяйствующий субъект соотношений 1 к 9

Вебер: типы рынка:

1. азиатский или посреднический рынок – рынок работает. Все хотят продать, но производство не работает.

2. этический или протестантский рынок – особое внимание уделяется производству.

Традиционный человек – 90% Этический или протестантский человек -10%
Работает чтобы жить Живет чтобы работать
Профессия - бремя. Ее не выбирают. Родился в семье гончара, вот и будешь гончаром. Профессия – форма служения Богу, призвания, образ жизни
Ориентировка на деньги.
Заработать сразу и как можно больше, и по возможности не работать Зарабатывать и вкладывать в производство, чтобы его состояние улучшалось из года в год.
Работает много, но недолго и непостоянно Работает на пределе своих возможностей каждый день, но не перегружается.
Готов обманывать ради денег или ради богатства. Честность – лучшая политика, так как со своим клиентом нужно ориентироваться на долгосрочные отношения и сотрудничество.
Деньги – средство обмена Деньги – символ успеха

Субъект готов производить в условиях рынка, и тогда идея прогресса связана не с производственными силами по Марксу, а с религией.

Вектор развития.


Мусульмане Православные Католики Протестанты

Важно продать важно произвести.

Протестанты – это историческая случайность, повторить которую нельзя.

· 3 типа господства. Модели формирования организации.

Господство – способность одних людей менять поведение других людей в своих интересах. Любая власть основывается на готовности людей подчиняться. Основания (факторы) для готовности к подчинению:

1. ситуативные факторы. Сегодня есть, завтра нет:

2. легитимные факторы или законные. Это факторы, которые основываются на общепринятых законах. На основании этих факторов Вебер выделяет 3 типа господства:

· Традиционное отношение к власти базируется на традиции, то есть природа власти одинакова и неизменна (всегда было так). Есть господа, потомки особых людей или героев, а есть их слуги и есть их подданные, с чьей помощью правят те, кем правят.


Подданные

Новшества в такой организации общества невозможны. Как происходят:

o отыскивается прецедент

o всегда есть сфера, где нет традиций и поэтому они создаются вновь.

· Харизматическое отношение к власти базируется на готовности подчинения людей на основании личного авторитета, то есть люди признают, что человек обладает уникальными личными качествами. Харизма – это не качество человека, а признание другими людьми этих качеств уникальными. Человек сам может не меняться, но может стать невостребованным. Во всем противоположен требованиям, этот человек не следует нормам, а сам их создает.

Ученики (идейная и духовная близость к руководителю)

Подданные.

1. либо утратит свою харизму

2. либо его поведение стает нормой.

· Легальный тип – лидер или элита может получить власть как по наследству, так и в результате выборов. Лидер руководит через штаб специалистов-проффесионалов.

Подданные

Только на основании типа государства можно построить организацию. Почему:

1. этот тип власти обеспечивает условия для последовательных действий руководителя.

2. рационален, потому что должность в штабе получают на основании конкуренции

3. руководитель получает власть законными методами

4. все уровни власти четко определены.

Модель формирования организации по Веберу.

Организация – бюрократия – исключительно хорошо, лучше не бывает. Особый тип административного штаба, который состоит из ведомств (отделов) и создан для рациональной организации деятельности – самый эффективный тип организации за всю историю человечества. Чиновники специализируются в определенной деятельности, работают по найму, оплата зависит от места в иерархии. В работе полагаются на правила и инструкции, а если их нет, то на целесообразность.

Основные признаки бюрократии по Веберу:

1. разделение труда на элементарные, простые операции, следовательно, можно определить ответственность каждого члена организации.

2. иерархия власти – каждый служащий отвечает перед вышестоящим лицом не только за себя, но и за всех своих подчиненных.

3. система правил, регулирующих деятельность организации – стандарты и инструкции, которые обеспечивают единообразное выполнение каждого задания (винтики).

4. безличность руководителя – никаких эмоций, они снижают эффективность организации.

5. все члены организации должны соответствовать занимаемой должности. Продвижение либо по старшинству, либо по успешности деятельности.

подробные строгие стандарты нужны для уменьшения индивидуальных различий между сотрудниками (элиминировать). Без разницы кто на какой должности работает, результат всегда один.

Хейнс и Мэсси в современных исследованиях берут от Вебера 4 принципа:

· принцип одного начальника – ни один сотрудник не должен докладывать больше чем одному начальнику.

· Принцип диапазона управления – ни одно лицо не должно нести ответственность больше чем за 7 – 8 человек.

· Принцип исключения – начальник должен делегировать все внутренние вопросы подчиненным.

· Скалярный принцип – каждая организация должна иметь четкую иерархическую структуру.


Бюрократическая организация. Органическая структура.

Поведение можно предсказать. Поведение можно спрогнозировать.

Основана на стандартах в организации. Определяется по отсутствию стандартов.

· Основные выводы по классической школе.

Оказала огромное влияние на формирование (на основании или на полемике) всех остальных направлений.

Все отношения в организации рассматриваются как рациональные, стандартные, формализованные.

Чаще всего встречаются принципы разделения труда, жесткой иерархии и специализации деятельности.

Важнейшие достижения:

1. попытка осознания природы организации.

2. определение путей рационализации и повышения эффективности деятельности организации

3. создание первых научно обоснованных организованных структур.

4. формулирование принципов специализации исполнительного и управленческого труда.

Важнейший недостаток: игнорирование человеческого фактора