Правовое положение товарных и фондовых бирж. Правовое положение членов и участников товарных и фондовых бирж

Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Основной целью деятельности товарной биржи является организация и регулирование биржевой торговли. Являясь носителем исключительной хозяйственной компетенции, товарная биржа не вправе заниматься деятельностью, непосредственно не связанной с организацией биржевой торговли, в том числе торговой, торгово-посреднической, осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, не имеющих цели ведения биржевой деятельности.

Правовое положение товарных бирж определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 (в ред. от 27.07.2010 г.) «О товарных биржах и биржевой торговле».

Товарная биржа характеризуется перечисленными ниже специфическими особенностями.

1. Ее деятельность связана с товаром, определяемым родовыми признаками, который реализуется оптом (партиями). Индивидуально-определенные вещи не могут составлять предмета деятельности биржи.

2. Товарная биржа является носителем исключительной компетенции. Основной целью ее деятельности является организация и регулирование биржевой торговли, т.е. она должна стать местом средоточения оптовых сделок, которые бы отражали объективную цену данного товара на основе соотношения на бирже спроса и предложения. Под регулированием понимается создание и поддержание на бирже обстановки, исключающей воздействие случайных причин, влияющих на ценообразование, предупреждающей искусственное завышение или занижение цен путем сговора, распространения ложных слухов и т.д.

3. Гласность и публичность торгов, что позволяет выполнять функцию котировки цен, т.е. установления в масштабах региона или всей страны объективного уровня цены на данный товар в данное время с учетом всех факторов, воздействующих на этот уровень. Это отличает биржу от оптовых баз.

4. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%. В учреждении биржи не могут принимать участие: служащие данной или иной товарной биржи; юридические лица, руководителями которых являются служащие данной биржи; органы государственной власти и местного самоуправления, банки и кредитные учреждения, страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность (например, государственные и муниципальные служащие).

5. Члены биржи (лица, участвующие в формировании уставного капитала, либо вносящие членские и иные целевые взносы в имущество биржи) не только имеют право участвовать в управлении ее делами, но и быть участником биржевой торговли в качестве членов биржи.

6. Создание биржи как предприятия осуществляется в обычном порядке, но биржевая торговля может проводиться только на основании лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам РФ.

В биржевой торговле принимают участие две категории членов биржи:

1) полные члены - члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах во всех секциях биржи, а также на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи;

2) неполные члены - члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции биржи.

Кроме того, в торгах могут принимать участие посетители биржевых торгов - лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Они могут быть постоянными и разовыми и приобретают право на участие в биржевой торговле в течение определенного срока за соответствующую плату. Статья 21 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» ограничивает время участия постоянных посетителей в торгах на конкретной бирже тремя годами, а их общее количество не может превышать 30% от общего числа членов биржи. Разовые посетители имеют право на совершение сделок только на реальный товар от своего имени и за свой счет. Биржевые сделки не могут осуществляться от имени и за счет биржи.

Члены и посетители биржи имеют право совершать биржевые сделки:

Непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами;

Через организуемые ими брокерские конторы;

На договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами, независимыми брокерами, т.е. биржевыми посредниками;

Непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром без права на биржевое посредничество.

В зависимости от вида биржевого товара выделяют следующие виды биржевых сделок:

Реальные сделки, предусматривающие взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара;

Форвардные, предусматривающие взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара с отстроченным сроком его поставки;

Фьючерсные, предусматривающие взаимную передачу прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;

Опционные, предполагающие уступку прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара, и др.

Не являясь участником сделок, биржа не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Однако Закон предусматривает следующие гарантии в биржевой торговле.

Биржа обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании.

Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками. Однако биржа имеет право устанавливать отчисления в свою пользу от получаемых биржевыми посредниками комиссионных, различные платежи с членов биржи и участников биржевых торгов за оказываемые ею услуги, штрафы за нарушение правил биржевой торговли.

Биржа обязана проводить по требованию участника биржевой торговли экспертизы качества реальных товаров.

Фондовой биржей признается организатор торговли на рынке ценных бумаг не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств.

Под деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг Закон о РЦБ понимает предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Правовое положение фондовых бирж установлено Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. от 04.10.2010 г.) «О рынке ценных бумаг».

Фондовая биржа организует торговлю только между членами биржи. Другие участники рынка ценных бумаг могут совершать операции на бирже исключительно через посредничество членов биржи. Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие на данном рынке профессиональную деятельность: брокерскую, дилерскую, по управлению ценными бумагами, клиринговую и др.

Контроль над данным видом деятельности возложен на Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг.

Основы правового положения товарных бирж установлены Законом РФ от 20 февраля 1992 г. "О товарных биржах и биржевой торговле" (далее - Закон о биржах), другими законодательными и подзаконными нормативными актами, а также локальными нормативными актами, принимаемыми самой биржей. Это, например, Устав биржи, Правила биржевой торговли, Положение о биржевой арбитражной комиссии и о порядке рассмотрения споров.

Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время но установленным ею правилам.

Основной целью деятельности товарной биржи является организация и регулирование биржевой торговли. Являясь носителем исключительной хозяйственной компетенции, товарная биржа не вправе осуществлять деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли, в том числе торговую, тор го во-посредническую, осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, не имеющих цели осуществления биржевой деятельности.

Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Сделки, не соответствующие данным требованиям, не являются биржевыми, и на них не распространяются гарантии биржи. Под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный кон факт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.

В зависимости от вида биржевого товара выделяют следующие виды биржевых сделок:

  • реальные сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;
  • форвардные сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки;
  • фьючерсные сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;
  • опционные сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара.

Анализ Закона о биржах дает возможность сделать вывод о том, что биржа не может быть унитарным предприятием (так как "доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать десяти процентов"), открытым акционерным обществом (в силу требуемой законом персонификации ее членов и особенностей управления).

В учреждении биржи не могут участвовать высшие и местные органы государственной власти и управления; кредитные организации; страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Участниками биржевой торговли являются члены биржи и посетители биржевых торгов. Члены биржи - это лица, участвующие в формировании ее уставного капитала (учредители) либо внесшие членские или иные целевые взносы в ее имущество. Членство на бирже дает право участвовать в биржевой торговле; в принятии решений на общих собраниях, а также в работе других органов управления; получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами, и другие права. Члены биржи, являющиеся учредителями, могут иметь особые права и обязанности вне сферы биржевой торговли, предоставляемые не более чем на три года с момента государственной регистрации биржи.

Закон о биржах выделяет две категории членов биржи:

  • а) полные члены ~ с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи;
  • б) неполные члены - с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции (отдела, отделения) биржи.

Посетители биржевых торгов - это лица, не являющиеся членами бир жи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и разовыми. Они приобретают право на участие в биржевой торговле в течение определенного срока за соответствующую плату.

Члены и посетители биржи имеют право совершать биржевые сделки:

  • непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами;
  • через организуемые ими брокерские конторы;
  • на договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами, независимыми брокерами, то есть биржевыми посредниками;
  • непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром, без права на биржевое посредничество.

Закон о биржах ограничивает время участия постоянных посетителей в торгах на конкретной бирже тремя годами, а их общее число не может превышать тридцати процентов от общего числа членов биржи. Разовые посетители имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет. Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи.

Не являясь участником правоотношения, биржа не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Вместе с тем Закон о биржах предусматривает некоторые гарантии в биржевой торговле. Так, биржа обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании. Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками. Вместе с тем биржа имеет право устанавливать отчисления в свою пользу от получаемых биржевыми посредниками комиссионных, различные платежи с членов биржи и участников биржевых торгов за оказываемые ею услуги, штрафы, взимаемые за нарушение устава и правил биржевой торговли. В обязанности биржи входит проведение, по требованию участника биржевой торговли, экспертизы качества реальных товаров. Споры, связанные с заключением биржевых сделок, могут рассматриваться в судебном порядке, а также биржевой арбитражной комиссией, которая исполняет функции третейского суда и действует в соответствии с положением, утверждаемым биржей.

Государственное регулирование создания и деятельности товарных бирж осуществляется специально созданной для этих целей при федеральном антимонопольном органе Комиссией по товарным биржам, которая ведет лицензирование биржевой торговли, контролирует соблюдение законодательства биржами и выполняет иные функции, предусмотренные ст. 34 Закона о биржах и Положением о ней. Среди правомочий Комиссии отказ в выдаче лицензии, аннулирование или приостановление действия лицензий; направление бирже обязательных для выполнения предписаний о прекращении правонарушений, внесении изменений в правила биржевой торговли; применение к бирже и биржевым посредникам санкций в случае нарушения ими законодательства. Непосредственный контроль за соблюдением биржей и биржевыми посредниками законодательства осуществляет Государственный комиссар, назначаемый Комиссией по товарным биржам.

Нормативно-правовая база ФЗ от 22. 04. 96 г. № 39 -ФЗ «О рынке ценных бумаг» Закон РФ от 20. 02. 92 г. № 2383 -1 «О товарных биржах и биржевой торговле» Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 19. 12. 96 г. № 23 «Об утверждении Временного положения о Постановление Правительства РФ от 24. 02. 94 г. требованиях, «Об утверждении Положения о Комиссии по № 152 предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг» товарным биржам при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на Положение о лицензировании биржевой деятельности на территории РФ, Положение о государственном рынке ценных бумаг, товарных биржах» комиссаре на утвержденное Минфином РФ от 13. 04. 92 г. № 20

Понятие Под товарной биржей понимается Фондовой биржейправами юридического организация с признается организатор торговли на рынке оптовый рынок путем лица, формирующая ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации и регулирования биржевой торговли с другими видами деятельности, торговли, осуществляемой в форме кроме депозитарнойторгов, проводимых в гласных публичных и деятельности по определению взаимных обязательств. заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам

Цели деятельности Основной целью деятельности товарной биржи Деятельность по организации торговли на является рынке ценных бумаг – основное организация и регулирование биржевой торговли. Биржевая деятельность фондовых направление деятельности представляет собой систему биржевых сделок. Биржевая сделкабирж. Это предоставление услуг, зарегистрированный гражданско-правовых сделок непосредственно биржей договор, заключенный участниками биржевой торговли в отношении с ценными бумагами между участниками биржевого товара. рынка ценных бумаг.

Организационно-правовая форма фондовых бирж организационно-правовая форма Акционерное общество ОАО 1. Учредител и ЗАО Государственные органы и органы Местного Самоуправления не могут Выступать Учредителями общества, если иное не Установлено Федеральными законами (ч. 2 п. 1. ст. 10 Закона об АО) Не могут выступать учредителями РФ, субъекты РФ и Муниципальные образования Федерации или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и Муниципальных предприятий) (п. 4 Некоммерческое Партнерство Профессиональные участники рынка ценных бумаг (ч. 3 п. 3 ст. 11 Закона «О РЦБ»)

2. Учредительные документы 3. Органы управления Устав (ст. 11 Закона об АО) 1. Высшим органом управления является общее собрание акционеров 2. Единоличный исполнительный орган 3. Коллегиальный исполнительный орган 4. Совет директоров (наблюдательный совет) (п. 1 ст. 47, ст. 65, 69, 70 Закона об АО) Устав Учредительный договор – по усмотрению учредителей (п. 1 ст. 14 ФЗ «О НКО») 1. Высший орган 2. управления некоммерческой организацией – общее собрание членов. Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание:

постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого относится решение вопросов компетенции высшего органа управления, не входящих в его исключительную компетенцию. Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. (ч. 2 п. 1 ст. 29, п. 3 ст. 29, п. 1 ст. 30 ФЗ «О НКО»)

Организационно-правовая форма товарных бирж Параметры Организационно-правовая форма Некоммерческое партнерство 1. Учредители Биржевые ассоциация и союз Хозяйственное общество 1. Биржа может учреждаться юридическими и (или) физическими лицами и подлежит государственной регистрации в установленном порядке. 2. В учреждении биржи не могут участвовать: - государственные органы и органы местного самоуправления; - банки и кредитные учреждения; - страховые и инвестиционные компании и фонды; - общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; - физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность. (ст. 11 Закона о биржах)

2. Учредительные Устав (ч. 11 Устав документы ст. 14 ФЗ «О и учредительный НКО») договор (ч 2 Учредительным ст. 14 ФЗ «О договор – по НКО») усмотрению учредителей (ч 5 ст. 14 ФЗ «О НКО») Для ООО и ОДО– учредительный договор и устав, для АО – устав. (ст 17 Закона об ООО, ст. 11 Закона об АО)

3. Органы управления Высший орган управления – общее собрание членов. Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого относится решение вопросов компетенции высшего органа управления, не входящих в его исключительную компетенцию. Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. 1. Высшим органом управления является общее собрание акционеров, собрание участников общества, общее собрание членов биржи (ст. 16 Закона о биржах). 2. Единоличный исполнительный орган. 3. Коллегиальный исполнительный орган. 4. Совет директоров (наблюдательный совет). Ревизионная комиссия (ревизор) общества.

Лицензирование фондовых бирж 1. Вид лицензии Лицензия фондовой биржи 2. Лицензирующий орган ФСФР (Федеральная Комиссия по ценным бумагам РФ) 3. Основные лицензионные требования 1. 2. 3. 4. 5. Соответствие собственных средств лицензиата и иных его финансовых показателей нормативам достаточности собственных средств и иным показателям, ограничивающим риски по операциям с ценными бумагами, установленным ФКЦБ России Требования к квалификации и стажу работы единоличного исполнительного органа, контролера или руководителем службы внутреннего контроля участника Требования к корпоративной структуре биржи Наличие и соответствие требованиям ФКЦБ (ФСФР) программно-технического обеспечения, необходимого для осуществления деятельности биржи Требования к предоставляемым документам (п 8 Постановления № 10 от 15. 08. 2000 года)

4. Срок действия лицензии Лицензия выдается без ограничения срока действия. 1. Соискателю лицензии, не имеющему лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на момент принятия ФКЦБ России решения о выдаче лицензии, лицензия выдаётся сроком на 3 года. (п 7 Постановления № 10 от 15. 08. 2000 года) 5. Основания приостановления Выявление лицензирующим органом, действия лицензии государственными надзорными и контрольными органами, действующими в пределах своей компетенции, нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий. Невыполнение лицензиатом решений лицензирующего органа, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

6. Основания прекращения действия Истечение срока действия лицензии Ликвидация лицензиата или его прекращение в случае реорганизации. Аннулирование лицензии. 7. Контроль ФСФР

Лицензирование товарных бирж 1. Вид лицензии Лицензия на организацию биржевой торговли 2. Лицензирую щий орган Федеральная Служба по финансовым рынкам (ФСФР) (Ранее - Комиссия по товарным биржам при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур) 3. Лицензионные требования 1. Наличие собственных средств в размере не менее 50 млн. рублей 2. Требования к предоставляемым документам. 3. Наличие соответствующего

5. Основания приостановления действия лицензии Нарушение исчерпывающего списка требований закона о биржах, положения о лицензировании товарных бирж и других законодательных актов РФ 6. Основания прекращения Биржа продолжает действия лицензии допускать нарушения положений закона о биржах – уполномоченный орган вправе аннулировать лицензию. Санкция применяется в судебном порядке 7. Контроль ФСФР

Участники фондовой биржи Организационно-правовая форма биржи Право на участие в биржевых торгах 1. Некоммерческое партнерство Только члены биржи – профессиональные участники РЦБ. 2. Акционерное общество Только брокеры, дилеры и управляющие ценными бумагами. Порядок допуска к участию в торгах и исключения из числа участников торгов определяется правилами, устанавливаемыми фондовой биржей. Запрет на установление неравноправного положения участников торгов. Передача права на участие в торгах на фондовой бирже третьим лицам не допускается.

Права основных участников торгов на фондовой бирже Брокеры Совершают гражданско-правовые сделки с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера. Действуют на основе договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера. Дилеры Совершают сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счёт путём публичного объявления цен, покупки и (или) продажи ценных бумаг. Доверительные управляющие Осуществляют управление ценными бумагами, денежными средствами клиентов от своего имени за вознаграждение.

Члены товарной биржи Наделение статусом 1. а) участие в формировании уставного капитала биржи б) внесение членских или иных целевых взносах. 2. признание их таковыми в соответствии и в порядке учредительных документов Не могут быть членами 1. служащие данной или какой-либо другой товарной биржи (работающие по трудовому договору); 2. организации, если их руководители (заместители их руководителей или руководители их филиалов и других обособленных подразделений) являются служащими данной биржи (работающие по трудовому договору); 3. высшие и местные органы государственной власти и управления (федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ);

4. банки и кредитные учреждения, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление банковских операций, страховые и инвестиционные компании и фонды (кредитные и страховые организации, инвестиционные фонды и компании). При этом указанные учреждения могут быть членами фондовых и валютных секций (отделов, отделений) товарных бирж; 5. общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; 6. физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность (не имеющие статуса индивидуального предпринимателя)

Категории членов. 1. полные члены - с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи. 2. неполные члены - с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общем собрании секции биржи. Классификация членов биржи по объему участия в биржевой торговле. Брокерские фирмы и независимые брокеры Не являющиеся биржевыми брокерами

Права членов биржи по Брокерские фирмы объему участия в биржевой и независимые торговле. брокеры участвуют в биржевой торговле непосредственно без ограничений. Члены, которые не являюся биржевыми брокерами непосредственно от своего имени - только при торговле реальным товаром за свой счет, без права на биржевое посредничество; через организуемые ими брокерские конторы; на договорной основе с брокерскими фирмами, осуществляющими свою деятельность на данной бирже

Права членов торговой биржи Права членов биржи - участвовать в биржевой торговле; - участвовать в принятии решений на общих собраниях членов биржи, - участвовать в работе других органов управления биржей - в соответствии с положениями, установленными в учредительных документах, и другими правилами, действующими на бирже; - получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами биржи, - другие права, предусмотренные учредительными документами биржи. Члены биржи, являющиеся учредителями биржи, могут иметь особые права и обязанности на бирже вне сферы биржевой торговли при условии, что эти права и обязанности определены в уставе биржи и не нарушают равенства прав учредителей и других членов биржи в биржевой торговле. Указанные права предоставляются учредителям не более чем на три года с момента государственной регистрации биржи.

Возможность сдавать в аренду право на участие (уступать на определенный договором срок) в биржевой торговле только одному юридическому или физическому лицу. Не допускается субаренда (переуступка). Договор подлежит регистрации на бирже

Посетители торгов. 2. 1. Определение. Юридические и физические лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Не могут участвовать непосредственно иностранные физические и юридические лица, не являющиеся членами биржи. Они могут участвовать в биржевой торговле исключительно через биржевых посредников. 2. 2. Классификация посетителей. Постоянные Разовые 2. 3. Объём участия в биржевой Нет ограничений торговле Только реальный товар – от своего имени и за свой счет 2. 4. Ограничение на число Не более 30% от общего посетителей. числа членов биржи Нет ограничений 2. 5. Срок права на участие в биржевых торгах Не более чем 3 года разово

Ответственность фондовых бирж Гражданско-правовая ответственность Вред, причиненный в результате нарушения законодательства РФ о ценных бумагах, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Возмещение убытков производится по соглашению сторон, а в случае наличия спора - по решению суда.

Уголовная ответственность В Уголовном кодексе РФ определены следующие виды преступлений и уголовной ответственности за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг: 1) за злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК), т. е. внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг, а равно размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству (более 1000000 рублей). 2) за злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации (ст. 185. 1 УК) содержащей данные об эмитенте, о его финансовохозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами, лица, обязанного обеспечить указанной информацией инвестора или контролирующий орган, либо предоставление заведомо неполной или ложной информации, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству (более 1000000 рублей).

Административная ответственность Нарушение эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг (ст. 15. 17 Ко. АП) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц эмитента в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей. Совершение профессиональными влечет наложение административного участниками рынка ценных бумаг штрафа на должностных лиц в сделок с ценными бумагами, отчет об размере от пяти тысяч до десяти итогах выпуска которых не тысяч рублей; на юридических лиц зарегистрирован (ст. 15. 18 Ко. АП) от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Непредставление эмитентом или влечет наложение административного профессиональным участником штрафа на должностных лиц в рынка ценных бумаг инвестору по его размере от двадцати тысяч до требованию предусмотренной тридцати тысяч рублей или законодательством информации либо дисквалификацию на срок до одного представление недостоверной года; на юридических лиц - от информации (п. 1 ст. 15. 19 Ко. АП) пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Нарушение эмитентом, влечет наложение административного профессиональным участником рынка штрафа на должностных лиц в ценных бумаг или лицом, размере от тридцати тысяч до оказывающим услуги по публичному пятидесяти тысяч рублей или представлению раскрываемой дисквалификацию на срок от одного информации, порядка раскрытия года до двух лет; на юридических лиц информации на рынке ценных бумаг, - от семисот тысяч до одного обязанность по раскрытию которой миллиона рублей. предусмотрена законодательством (п. 2 ст. 15. 19 Ко. АП) Использование служебной информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг лицами, располагающими такой информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, а равно передача служебной информации для совершения сделок третьим лицам (ст. 15. 21 Ко. АП) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

биржа Нарушение порядка информирования членов биржи и участников биржевой торговли о предшествовавших и предстоящих торгах, порядка осуществления контроля за механизмом ценообразования нарушение биржей положений учредительных документов о максимальном количестве членов биржи наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20000 до 40000

УК РФ не содержит составов преступления за нарушения на товарном организованном рынке. Вопросы гражданско-правовой ответственности должны решаться в общем порядке, гражданское право не содержит специальных норм.

Товарные и фондовые биржи являются организаторами торговли на товарном рынке и рынке ценных бумаг, т.е. предоставляют услуги, непосредственно способствующие заключению сделок с биржевыми товарами и ценными бумагами между участниками биржевой торговли. Биржи являются инструментом выявления рыночных цен и развития конкуренции. Основная задача бирж - организация и проведение гласных и публичных торгов.

Товарная биржа определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-I "О товарных биржах и биржевой торговле"*(430) (далее - Закон о товарных биржах) как организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Товарная биржа является специальным субъектом, исключительную правоспособность которого составляет организация и регулирование оптовой торговли биржевыми товарами.

Товарная биржа не вправе заниматься деятельностью, непосредственно не связанной с организацией биржевой торговли, в том числе торговой, торгово-посреднической, осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, не имеющих цели ведения биржевой деятельности. Незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании и (или) рекламе слов "биржа" или "товарная биржа", а также образованных на их основе слов или словосочетаний влечет административную ответственность (п. 2 ст. 14.24 КоАП РФ). Требования к организационно-правовой форме товарной биржи законом не установлены.

В учреждении биржи не могут участвовать высшие и местные органы государственной власти и управления, кредитные организации, страховые и инвестиционные компании и фонды, общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10 процентов. Следовательно, товарная биржа не может быть организована в форме унитарного предприятия.

Товарные биржи могут создавать объединения (ассоциации, союзы) для представления и защиты общих интересов.

Органы управления товарной биржей организуются в зависимости от организационно-правовой формы биржи. Структура органов управления определяется биржей самостоятельно в Правилах биржевой торговли и других локальных нормативных актах. При этом, учитывая специальное назначение товарной биржи, на бирже организуются товарные секции и функциональные подразделения (котировальная, регистрационная комиссия и др.). Высшим органом управления биржей является общее собрание членов биржи. На бирже проводятся очередные и внеочередные собрания. Очередные собрания проводятся не реже одного раза в год. Внеочередные собрания созываются в порядке, установленном учредительными документами биржи. В обязательном порядке образуется биржевая арбитражная комиссия, выполняющая функции третейского суда. В законе предусмотрена обязанность биржи организовать расчетное обслуживание совершаемых сделок путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании.

Биржевая деятельность является лицензируемым видом деятельности.

Участниками биржевой торговли являются члены биржи и посетители биржевых торгов. Служащие биржи не имеют права участвовать в биржевых сделках или создавать брокерские фирмы.

Членами биржи являются лица, участвующие в формировании уставного капитала биржи (учредители) или внесшие членские или иные целевые взносы в ее имущество. Членам биржи предоставляется право участвовать в биржевой торговле, принимать решения на общих собраниях и участвовать в работе других органов управления, получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами, и другие права. Учредителям могут быть предоставлены особые права, но на срок не более чем три года с момента государственной регистрации биржи.

В Законе о товарных биржах предусмотрены две категории членов биржи: полные и неполные. Полные члены наделены правом участвовать в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи.

Неполные члены вправе участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общем собрании секции биржи.

Участвовать в биржевых торгах помимо членов биржи вправе посетители (постоянные и разовые), которые приобретают это право на определенный срок и за соответствующую плату. Общее число постоянных посетителей не может превышать 30 процентов от общего числа членов биржи. Постоянные члены получают право участвовать в биржевых торгах на срок не более чем три года.

Правом заключения всех видов биржевых сделок обладают биржевые посредники - члены биржи, являющиеся брокерскими фирмами и независимыми брокерами, деятельность которых по совершению фьючерсных (сделок с возможностью перепродажи контрактов) и опционных сделок (с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта) подлежит лицензированию. Остальные члены биржи и посетители участвуют в биржевой торговле только реальным товаром и за свой счет, а также через организуемые ими брокерские конторы либо на договорной основе с брокерскими фирмами или независимыми брокерами. Разовые посетители имеют право только на совершение сделок с реальным товаром от своего имени и за свой счет.

Государственное регулирование создания и деятельности товарных бирж осуществляет специально созданная для этих целей Комиссия по товарным рынкам, руководство и обеспечение работы которой в связи с проведением административной реформы осуществляет в настоящее время Федеральная служба по финансовым рынкам*(431).

Комиссия по товарным биржам выдает*(432) лицензии на организацию биржевой торговли; осуществляет или контролирует лицензирование биржевых посредников, биржевых брокеров; контролирует соблюдение законодательства о биржах; разрабатывает методические рекомендации по подготовке биржевых документов; организует рассмотрение жалоб участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушение законодательства в биржевой торговле; разрабатывает и представляет в Правительство РФ предложения по совершенствованию законодательства о товарных биржах.

Комиссия вправе направлять биржевым посредникам предписания о прекращении противоречащей законодательству деятельности, применять к бирже или биржевым посредникам соответствующие санкции в случае нарушения ими законодательства, неисполнения или несвоевременного исполнения предписаний Комиссии, организовывать аудиторские проверки деятельности бирж и биржевых посредников, направлять в судебные органы материалы для применения предусмотренных законом санкций к биржам и их членам, нарушившим законодательство.

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"*(433) предусматривает возможность осуществления юридическим лицом деятельности фондовой биржи в организационно-правовой форме акционерного общества или некоммерческого партнерства. В первом случае на деятельность фондовой биржи распространяется Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах", во втором случае - Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О некоммерческих организациях", если иное не предусмотрено в Законе о рынке ценных бумаг.

Так, одному акционеру фондовой биржи или его аффилированным лицам не может принадлежать 20 и более процентов акций каждой категории (типа), а одному члену фондовой биржи некоммерческого партнерства не может принадлежать 20 и более процентов голосов на общем собрании членов такой биржи. Данные ограничения не применяются к акционерам (членам) фондовой биржи, которые являются фондовыми биржами. Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг. Фондовые биржи, являющиеся некоммерческими партнерствами, могут быть преобразованы в акционерные общества при принятии решения о преобразовании членами фондовой биржи большинством в три четверти голосов всех членов этой фондовой биржи.

Деятельность по организации торговли вправе осуществлять только юридические лица, имеющие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли и (или) лицензию на осуществление деятельности фондовой биржи. Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг производит Федеральная служба по финансовым рынкам.

Фондовая биржа не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи, клиринговой деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду. В случае совмещения юридическим лицом деятельности валютной биржи и (или) товарной биржи и (или) клиринговой деятельности с деятельностью фондовой биржи для осуществления каждого из указанных видов деятельности должно быть создано отдельное структурное подразделение.

Участниками торгов на фондовой бирже могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции на фондовой бирже исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов.

Участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут быть только члены такой биржи. Неравноправное положение участников торгов на фондовой бирже, а также передача права на участие в торгах на фондовой бирже третьим лицам не допускаются.

Государством устанавливаются и требования к организации структурных подразделений фондовой биржи*(434).

Фондовая биржа, являющаяся акционерным обществом, должна иметь совет директоров. На фондовой бирже должен быть также создан коллегиальный исполнительный орган управления. Фондовая биржа должна иметь специальный комитет совета директоров (иного уполномоченного органа, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством) по аудиту, к функциям которого относятся оценка кандидатов в аудиторы и представление результатов такой оценки совету директоров (иному уполномоченному органу) фондовой биржи, рассмотрение заключения аудитора фондовой биржи до его представления высшему органу управления фондовой биржей.

Фондовая биржа должна также иметь биржевой совет. При наличии на бирже нескольких секций (торговых площадок, подразделений и т.п.) вместо биржевого совета биржа вправе создать совет для каждой секции. Биржевой совет осуществляет предварительное обсуждение проектов наиболее важных локальных нормативных актов (правил допуска к участию к торгам; правил допуска к торгам ценных бумаг; правил проведения торгов и др.), заключения отдела листинга о включении ценных бумаг в котировальный список и об исключении их из списка и дает рекомендации по данным вопросам совету директоров биржи. Биржевой совет (совет секции) формируется из числа должностных лиц (работников) фондовой биржи, участников торгов на фондовой бирже (участников торгов на данной секции), эмитентов, управляющих компаний инвестиционных фондов и иных заинтересованных организаций, а также независимых экспертов. Количественный состав биржевого совета (совета секции) утверждается советом директоров фондовой биржи (или иным уполномоченным органом, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством), но не может быть менее пяти человек. На заседаниях биржевого совета (совета секции) вправе присутствовать представитель, назначаемый приказом Федеральной службы по финансовым рынкам.

В качестве отдельного структурного подразделения на бирже должен быть создан отдел по листингу, который осуществляет контроль за соответствием ценных бумаг и их эмитентов установленным требованиям.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за рынком ценных бумаг, является Федеральная служба по финансовым рынкам.

  • 15.1. Понятие и классификация бирж.
  • 15.2. Правовое регулирование деятельности товарной биржи.
  • 15.3. Правовое регулирование деятельности фондовой биржи.
  • 15.4. Правовое регулирование валютных бирж.

Понятие и классификация бирж

Биржа является субъектом хозяйствования и ведет хозяйственную деятельность, выступая посредником между покупателями и продавцами. В связи с этим биржа обладает определенными, но достаточно специфическими правами и обязанностями.

Сущность биржи заключается в том, что она - особый вид рынка, где производится торговля заменимыми ценностями, причем эти ценности и плата за них не предъявляются.

Биржа - организованный рынок, т.е. в ней есть органы для определенных функций, связанных с управлением, поддержанием порядка, нормировкой биржевых сделок и т.д.

Помимо четкой организационной структуры каждая биржа использует принцип саморегулирования, т.е. имеет внутрибиржевые нормативные акты, которые являются основой биржевой деятельности конкретной биржи. К ним относят учредительный договор, устав и правила проведения торгов.

Биржа - организация, имеющая своей целью не только торговлю заменимыми ценностями, на также и установление цен. Установление цен на бирже происходит регулярно и под общим контролем, т.е. прикрывается авторитетом всего собрания или его правления. Где нет такой официальной котировки цен, там нет и биржи. Благодаря бирже каждая ценная бумага, каждый товар, котирующийся на ней, получают точную отметку своей меновой стоимости, и эта отметка становится для коммерческого мира тем уровнем, на который ориентируются также те, кто заключает сделки вне биржи.

Биржи можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от вида товара, являющегося предметом купли-продажи на бирже, выделяют биржи:

  • - товарные (купля-продажа товаров по стандартам или образцам);
  • - фондовые (купля-продажа ценных бумаг);
  • - валютные (купля-продажа валюты).

По номенклатуре товаров, являющихся предметом купли-продажи на бирже, они делятся на:

  • - универсальные (проводят торги по разнообразным товарам);
  • - специализированные (проводят торги по узкому перечню товаров либо по одному товару).

В зависимости от видов операций, совершаемых на бирже, выделяют: биржи реального товара; фьючерсные; опционные; смешанные биржи.

В зависимости от характера участия в торгах биржи подразделяются на:

  • - закрытые - в торгах участвуют только постоянные члены биржи, являющиеся биржевыми посредниками;
  • - открытые - кроме постоянных членов биржи к участию в торгах допускаются посетители.

С правовой точки зрения биржи делятся на коммерческие и некоммерческие. По законодательству Республики Беларусь биржа - это коммерческая организация.

Правовое регулирование деятельности товарной биржи

Правовое регулирование деятельности товарных бирж осуществляется на основании Закона Республики Беларусь от 5 января 2009 года №10-З "О товарных биржах". Закон определяет товарную биржу как организацию с правом юридического лица, осуществляющую организацию и регулирование биржевой торговли посредством проведения в заранее определенное время гласных публичных торгов по установленным правилам (ст. 1 Закона "О товарных биржах").

Согласно ст. 10 Закона "О товарных биржах" товарная биржа вправе осуществлять только деятельность, связанную с организацией и регулированием биржевой торговли. Торгово-посреднической и иной деятельностью, не связанной с организацией биржевой торговли, биржа не вправе заниматься. Биржа не имеет права вкладывать свой капитал во внебиржевые структуры.

Основными задачами товарной биржи являются: содействие развитию организованного рынка товаров; повышение эффективности экспорта товаров белорусских производителей и устойчивости их материально-сырьевого обеспечения; упрощение процедуры поиска продавцов и покупателей товаров; создание торгового механизма, имеющего максимально прозрачную систему заключения биржевых сделок по установленным правилам (ст. 11 Закона).

К основным функциям товарной биржи относятся: создание условий для проведения биржевых торгов; проведение биржевых торгов; регистрация биржевых сделок; организация экспертизы качества биржевого товара в случаях, предусмотренных правилами биржевой торговли товарной биржи; выявление спроса и предложения товаров; котировка цен; изучение факторов, влияющих на динамику биржевых цен (ст. 11 Закона).

Товарная биржа регистрируется в общем порядке, и согласно ст. 9 Закона "О товарных биржах" она может быть создана только в фоне акционерного общества.

Органы управления товарной биржей соответствуют организационно-правовой форме биржи. Как правило, на товарной бирже организуются помимо товарных секций различные функциональные подразделения. В основном это такие комитеты или комиссии, как торговая, экспертная, регистрационная, котировальная и другие. На каждой бирже обязательно формируется биржевая арбитражная комиссия и расчетная комиссия.

В Законе "О товарных биржах" предусмотрено, что биржевая арбитражная комиссия создается как орган, осуществляющий примирение сторон или выполняющий иные функции третейского суда. Решение биржевой арбитражной комиссии может быть оспорено в установленном порядке в суде, хозяйственном суде.

Также при универсальной товарной бирже действует координационный совет по биржевой торговле, который является межведомственным постоянно действующим органом, осуществляющим свою деятельность в целях обеспечения взаимодействия государственных органов с товарными биржами по вопросам организации биржевой торговли. В своей деятельности координационный совет руководствуется Законом Республики Беларусь от 5 января 2009 года "О товарных биржах", иными актами законодательства, а также Положением о координационном совете по биржевой торговле, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №1039 "О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О товарных биржах"".

Торги на каждой бирже проводятся по установленному порядку, определенному в правилах биржевой торговли. Типовые правила универсальной товарной биржи Республики Беларусь утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №1039.

Торги проводятся гласно и публично. Их проводит маклер. Маклером согласно ст. 1 Закона "О товарных биржах" является работник товарной биржи, уполномоченный осуществлять ведение биржевых торгов и контроль за надлежащим выполнением в ходе биржевых торгов правил биржевой торговли товарной биржи.

Согласно п. 6 Правил для того чтобы стать посетителем биржевых торгов или биржевым брокером, необходимо пройти аккредитацию. Аккредитация заявителя осуществляется товарной биржей на основании представленных документов путем заключения договора на биржевое обслуживание и внесения сведений в информационную торговую систему товарной биржи. Товарная биржа в течение одного месяца принимает решение об аккредитации или об отказе в аккредитации и сообщает заявителю о принятом решении.

Биржевой брокер обязан зарегистрировать своего клиента на товарной бирже до подачи заявки на продажу или покупку биржевого товара в интересах такого клиента.

Перечень биржевых товаров (групп товаров), допущенных к биржевой торговле на товарной бирже, утверждается уполномоченным органом товарной биржи. Наименования товаров (групп товаров) должны соответствовать наименованиям товарных позиций в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (п. 11 Правил).

Выставление биржевого товара на биржевые торги производится путем подачи участником биржевой торговли в установленном товарной биржей порядке заявки на продажу товара, допущенного к биржевой торговле.

Участник биржевой торговли, желающий приобрести биржевой товар, подает в установленном товарной биржей порядке заявку на покупку биржевого товара. Все поданные участниками биржевой торговли заявки на продажу и покупку биржевого товара означают их согласие заключить биржевую сделку на условиях, указанных в таких заявках. Заявки на продажу и покупку биржевого товара, соответствующие установленным товарной биржей требованиям, подлежат включению в информационную торговую систему товарной биржи.

Как уже было сказано, целью биржевых торгов является заключение биржевой сделки. Биржевая сделка оформляется договором купли-продажи по установленной товарной биржей форме.

В статье 1 Закона "О товарных биржах" биржевая сделка определена как договор купли-продажи, заключенный участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

Предметом биржевой сделки является биржевой товар. Под биржевым товаром понимают любые веши, определяемые родовыми признаками, не изъятые из оборота, а также имущественные права, если иное не предусмотрено настоящим Законом и (или) Президентом Республики Беларусь, допущенные товарной биржей к биржевой торговле в соответствии с законодательством (ст. 1 Закона).

Товары, в отношении которых законодательством установлены фиксированные цены (тарифы), а также имущественные права на объекты интеллектуальной собственности, к биржевой торговле не допускаются (ст. 18 Закона).

Перечень биржевых товаров, допускаемых к биржевой торговле на товарной бирже, определяется товарной биржей в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 г. №714 (в редакции от 2 сентября 2009 г. №1140).

Согласно п. 3 постановления №714 на биржевых торгах открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа" обязаны заключать сделки:

  • - организации, имущество которых находится в республиканской собственности, хозяйственные общества, доли (акции) в уставном фонде которых принадлежат Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, с товарами, включенными в перечень;
  • - юридические лица и индивидуальные предприниматели при поставке на экспорт включенных в перечень товаров, происходящих с территории Республики Беларусь;
  • - юридические лица, ведущие лесное хозяйство, при продаже древесины на корню в объемах, установленных в соответствии с законодательством;
  • - юридические лица и индивидуальные предприниматели с включенной в перечень деловой древесиной в заготовленном виде на внутреннем рынке Республики Беларусь.

Биржевой товар должен быть определенного рода и качества. Товар должен быть строго стандартизирован, что позволяет торговать наряду с реальным товаром и контрактами. Товары должны быть однородны по качеству, это позволяет производить торговлю при отсутствии товара при заключении сделки.

Биржевая сделка должна быть зарегистрирована на бирже. Порядок регистрации и оформления сделок устанавливается биржей по правилам биржевой торговли. Как правило, в процессе биржевых торгов маклер, ведущий торги, фиксирует устное соглашение сторон на заключение сделки. Затем как во время торгов, так и в течение установленного биржей времени происходит оформление и регистрация сделок в специальном отделе регистрации сделок.

Договоры считаются заключенными с момента их регистрации в соответствии с установленными биржей правилами.