Особые острова: зачем нужны русские офшоры. Офшоризация: современные тенденции развития и влияние на мировую экономику

Бурное развитие офшорной «экономики» (особо акцентируем внимание читателя на кавычках в слове «экономика», поскольку создание офшоров не имеет никакого отношения к нормальной экономике, удовлетворяющей естественные потребности человека) оказывает разрушающее воздействие на «материнскую экономику» не только потому, что подрывается её производственный потенциал.

Одновременно происходит снижение эффективности управления «материнской экономикой» со стороны государства. В пределе наступает полная потеря управляемости «материнской экономикой».

В качестве примера можно привести Российскую Федерацию. Процесс создания офшоров российскими компаниями разных секторов, включая банковский, начался сразу же после образования РФ. Цели этого различны: уход от налогов; обход различных запретов и ограничений на вывоз капитала (в 1990-е годы такие запреты и ограничения ещё существовали); выстраивание такой системы управления бизнесом, которая позволяла скрывать истинных хозяев компаний.

В начале 2010 года председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ ЕЛ. Фёдоров обнародовал некоторые цифры и факты, относящиеся к офшорной деятельности российского бизнеса. По его данным, 95% компаний российской экономики (промышленности, банковского сектора, других секторов) находились в собственности офшорных структур. Контролирующие и надзорные органы РФ не имеют чёткого представления, какая часть офшорных структур, контролирующих российские компании и банки, находится в руках иностранцев, а какая - в руках граждан Российской Федерации. Впрочем, до конца эту картину нельзя прояснить хотя бы по той простой причине, что многие граждане Российской Федерации имеют двойное и даже тройное гражданство (т.е. само понятие «резидент» и «нерезидент» сегодня достаточно размыто). Даже если офшорная фирма принадлежит 100-процентному гражданину Российской Федерации, это, по мнению депутата Е.А. Фёдорова, не означает, что российская компания, принадлежащая через офшорную структуру такому гражданину, может управляться государством Российской Федерации8.

Фактически возникает ситуация, когда российская компания оказывается как в российской юрисдикции, так и юрисдикции офшорного государства. Поскольку многие российские олигархи и предприниматели более «мелкого калибра» получали в 1990-е годы активы в результате приватизации с большими нарушениями российского законодательства, то эти олигархи и предприниматели решили «подстраховаться» от рисков возникновения претензий к ним со стороны российского государства.

Для этого они и выстроили офшорную структуру управления бизнесом, уйдя под «флаг» других юрисдикций и рассчитывая в случае возникновения претензий найти защиту в иностранных судах.

Яркий пример того, к чему приводит офшорная структура управления компаниями, - история с российской нефтяной компанией ЮКОС, которой в 2003-2004 гг. были предъявлены серьёзные претензии со стороны государства в связи с неуплатой больших сумм налогов. Расследование государства показало, что компания имела многоуровневую систему управления, которая замыкалась на офшорную структуру, в которой ключевую роль играл Яков Ротшильд, который, естественно, резидентом Российской Федерации не являлся. Как известно, компания ЮКОС была расформирована, а её активы были проданы различным компаниям (прежде всего «Роснефти») для возмещения убытков государства по неуплаченным налогам. Однако на истории с ЮКОСом рано ставить точку. Иностранные инвесторы, которые участвовали в капитале офшорных структур, управлявших активами ЮКОСа в Российской Федерации, стали подавать судебные иски в иностранные суды с требованием возместить ущерб, вызванный продажей активов нефтяной компании. В 2010 году группа таких инвесторов- нерезидентов подала иск в Страсбургский суд на сумму 98 млрд долл.

Очевидно, что пребывание компаний, реально функционирующих на территории Российской Федерации, под двойной юрисдикций (российской и офшорной) резко снижает эффективность управления такими компаниями со стороны российского государства. Уже сегодня видно «невооружённым глазом», что министерства и ведомства Российской Федерации почти не управляют хозяйством страны, а лишь делают вид, что управляют. Одна из главных причин неуправляемости российской «экономики» - её офшорный характер9.

Впрочем, проблема снижения эффективности управления «экономикой» со стороны национального государства в связи с усилением офшорного характера «экономики» - проблема глобальная. Она актуальна и для США. Особенно рельефно эта проблема высветилась в конце текущего десятилетия: начался мировой экономический кризис, возникла необходимость более активного вмешательства государства в разные сферы национальной «экономики», а результаты такого вмешательства оказались более чем скромными. Именно поэтому, например, новый президент США Б. Обама с самого начала своего нахождения на высоком посту озаботился проблемой офшоров и фактически объявил войну офшорам10.

Еще по теме Офшоры - угроза суверенной экономике:

  1. Раздел II. СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Аннотация: в статье раскрывается содержание и основные тенденции развития офшоризации в мире. В статье рассмотрено понятие офшоризации, а также история развития офшорных зон. Был проанализирован российский и зарубежный опыт взаимодействия с офшорными структурами.

Ключевые слова: офшоризация, офшорные зоны, свободные экономические зоны, офшорная компания.

На сегодняшний день, процесс глобализации мировой оказал значительное влияние как на трансформацию механизма функционирования мирового хозяйства, так и на приобретение им качественно новых характеристик развития. В тоже время, резкое усиление взаимодействия экономик большинства стран мира, экономической гомогенизации международных отношений, а также формирование глобальных рынков капитала, труда и услуг, создание и развитие глобальной инфраструктуры вывели на новый уровень борьбу за повышение глобальной конкурентоспособности национальных экономик и бизнес-структур, а также активизировали появление новых форм мирохозяйственного взаимодействия.

На фоне реализации вышеуказанных процессов особую актуальность приобретает в мире процессы образования свободных экономических зон, создание условий для развития офшоризации, а также формирование стратегий развития офшорного бизнеса, ориентированного, в первую очередь, на привлечение и обслуживание международных потоков капитала. Феномен явление «офшоризация» на сегодняшний день сосредотачивает большое количество внимания среди всего научного сообщества. Во многом, определение специфики офшорных зон содержится в понятии «свободная экономическая зона», поскольку современное научное сообщество в большей степени склоняется к трактовке понятия «офшор», как территориальное образование (в рамках целого государства, либо его административной единицы), в рамках которого созданы особые благоприятные условия и льготы для регистрирующихся на его территории субъектов, ведущих лишь экстерриториальную бизнес-деятельность .

Как правило, в рамках международной нормативноправовой базы свободные экономические зоны предполагают под собой часть национальной территории (иногда выделенной из общего таможенного пространства государства), имеющей расширенную самостоятельность в решении экономических вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей (VII Киотской конвенции 1973 г. по упрощению и согласованию таможенных процедур) . В исторической ретроспективе развитие офшорного дела занимает весьма значительный промежуток времени. Например, описывая экономические системы Древнего мира, следует констатировать о наличии свободных экономических зон в рамках территориальной системы всего Средиземноморья: в период полисной античной Греции остров Родос, Афины; далее, Остия - в Древнем Риме. В Средние Века идея офшора представляются средневековыми ярмарками вольных городов Священной Римской империи и городов-государств (Венеция), формирующая на рынках особый льготный статус в вопросах беспошлинности и освобождения от налогов в отношении иностранных купцов.

Однако, они были лишены главных свойств офшоров постоянства существования и обеспечения конфиденциальности в отношении ведения дел предпринимателями. В эпоху Возрождения, с развитием капиталистических систем, подобная практика стала совершеннее: государством предоставлялось право на определенной территории хранить и даже реализовывать товары беспошлинно при условии уплаты фиксированного сбора. Позднее в этих зонах начинается формирование инфраструктуры ранних форм свободного предпринимательства. Примером таких зон свободной торговли являются Гибралтар, остров Мэн, ставшие известными еще с XVI века. В эпоху Нового времени (Британская империя), в значительной степени обособленные от метрополии территории, с позволения английской короны, устанавливали у себя более льготные режимы ведения предпринимательской деятельности.

В странах континентальной Европы также появились такие налоговые оазисы, как Люксембург, Лихтенштейн и др., в рамках которых впервые после средневековых ярмарок льготному налогообложению стали подвергаться нерезиденты. Однако, именно в XX в. сформировались основные характерные черты офшорного бизнеса. Тогда же произошел качественный скачок в его развитии, бурный рост, особенно в послевоенные годы, что в основном было вызвано такими причинами, как интенсификация процессов интернационализации в экономическом развитии планеты и глобализационные тенденции; усиление роли транснациональных корпораций и транснациональных банков, как следствие предыдущего; усиление роли государства в регулировании экономики; распад мировой колониальной системы; научно-технический прогресс .

В рамках существующей мировой экономической системы специфика процесса офшоризации заключена в его развитии от макроуровня, представленном отдельными национальными экономиками, к микроуровню бизнес-субъектов и далее к мегауровню мировой экономики: 1. На макроуровне, это офшорные юрисдикции, являющиеся полноналоговыми территориями и не предоставляющие льгот независимо от того, ведет ли компания деятельность на данной территории или нет. Чаще всего к офшорным зонам относят: Австрию, Великобританию, Венгрию, Грецию, Данию, Ирландию, Исландию, Испанию, Италию, Канаду, Люксембург, Нидерланды, Новую Зеландию, Португалию, США, Францию. Как правило, офшорные страны выступают промежуточным звеном в схемах использования офшорных зон; 2. На микроуровне данный процесс описывается понятием «офшорная компания», местом регистрации и деятельности которой является полноналоговая территория. В научной литературе такие компании получили название «компания специального назначения» или «проектная компания», создаваемая для определенной цели, позволяющая эффективно управлять финансовыми потоками; 3. Мегауровень представлен офшорным центром государством или же его административной единицей, предоставляющие финансовые услуги нерезидентам в размере, значительно превышающем финансовый сектор их собственной экономики.

В настоящий момент времени, актуальность развития офшоринга обеспечивается рядом современных тенденций: повышением обеспеченности мировой экономики капиталом; ускорением оборота финансовых активов в международном масштабе, их более эффективное использование; снижением рисков путем перемещения капитала в экономически стабильные и безопасные страны.

Однако в данном случае, развитие офшоринга вырабатывает ряд негативных последствий: подрывают налоговых баз стран, резиденты которых пользуются этим услугами; рост предпосылок отмывания в офшорах нелегальных доходов и финансирования терроризма в условиях финансовой анонимности; неконтролируемость потоков «горячих денег», дестабилизирующих глобальную финансовую систему. Стоит все же отметить, что использование офшорных налоговых схем очень выгодно для налогоплательщиков.

При этом с точки зрения государства можно выделить следующие основные негативные последствия применения таких схем, помимо снижения уровня налоговых поступлений: хозяйствующие субъекты существенно снижают свои налоговые издержки и получают необоснованное конкурентное преимущество; постепенная монополизация рынка, подрывающая стабильность и эффективность функционирования конкурентной среды; дестабилизация инвестиционного климата.

Тем не менее, в условиях современных рыночных отношений офшоринг необходим ориентированному на внешние рынки крупному бизнесу, поскольку позволяет ускорить привлечение иностранных инвестиций и кредитов, создавать более эффективную юридическую базу разрешения споров. В ряде случаев без офшорных компаний вряд ли возможно реализовать крупные международные проекты — такие, например, как экспортные газопроводы «Голубой поток» или «Северный поток». Использование офшоров оправдано при проведении сделок слияния/поглощения, проведении IPO на зарубежных финансовых рынках, при размещении заказов на морские суда, при экспорте сложного оборудования, в т. ч. спецтехники, с целью минимизировать правовые риски и риски неплатежа. Показательным примером может служить корпорация «Боинг», имеющая свой экспортный хаб на Каймановых островах.

Создание офшорных расчетных центров как формы финансового аутсорсинга может быть целесообразным при реализации долгосрочных контрактов. Например, по поставкам газа в Европу, тем более когда они частично заложены под полученные ранее кредиты от западных банков. Что касается юридических лиц, которые регистрируются в таких юрисдикциях, то здесь перечень выгод может быть намного больше. В частности, очень часто за счет учреждения офшорной компании можно достичь операционной экономии. Учреждая за рубежом подобное предприятие, можно сократить затраты на продвижение на внешний рынок и сбыт своей продукции. При помощи офшорного звена можно оптимизировать такие затраты, как маркетинг, снабжение, учет и др. Информационный эффект основополагающий мотив для введения в структуру бизнеса офшорного звена, поскольку рынок и конкурентные преимущества компаний изменяются очень быстро. Поэтому может быть принято решение о выделении какого-либо звена компании в отдельную структуру и перемещение ее в офшор: с целью получения дополнительных возможностей поиска информации, как о состоянии рынка, так и о сегменте, в котором данная структура работает, с целью влияния, как на рынок, так и на принятие конкурентами деловых решений .

Стоит отметить, что национальная политика в отношении офшоров во многом зависит от баланса издержек и выгод для каждой конкретной страны, от того как решаются противоречия между интересами государства и бизнеса. В данном случае показателен японский опыт. Японское законодательство рассматривает офшоры не как средство оптимизации налогов, а как операционную базу для обслуживания зарубежной сети и иностранных клиентов, выпуска ценных бумаг, покупки активов, слияний и поглощений, организации аутсорсинга, а также для валютных операций за границей.

К оттоку капитала через офшоры относятся как к неизбежному и даже необходимому аспекту глобализации японского предпринимательства — поскольку перенос производственных и сбытовых операций за границу стимулирует разработку новых технологий и работу над созданием новых экспортных ресурсов. Отсюда специфика японского регулирования офшоров: направлять движение капитала за границу, не допуская свободного хода финансовых потоков из офшорных зон в Японию. В политике страны в отношении офшоров в последнее время параллельно развиваются две тенденции. С одной стороны, совершенствуются правовые условия движения капитала между Южной Кореей и офшорами. Власти выдвинули концепцию превращения страны в региональный финансовый хаб; в эту перспективу вписывается идея формирования собственных офшоров. С другой стороны, усиливаются репрессивные меры против лиц и компаний, скрывающих свои доходы от налогообложения. Китайские бизнес-структуры широко используют офшорные территории как часть стратегии внешнеэкономической экспансии.

Целью использования офшоров является повышение конкурентоспособности китайского промышленного экспорта и зарубежное инвестирование в инфраструктуру и добычу сырье, а также обретение более широкого доступа к производственным сферам и финансовым ресурсам, являющимся предметом специального регулирования. Особое место в политике, касающейся офшоров, принадлежит Гонконгу. В ряде случаев Китай активно использует Гонконг для офшорной торговли юанем в качестве политического инструмента. Действующую стратегию в отношении Гонконга, планируется распространить на Тайвань с целью более глубокой интеграции острова в экономику КНР. В российской практике развития офшорных взаимосвязей сопряжено с комплексом противоречий между интересами государства и бизнеса.

В данном случае, государству наносится большой экономический ущерб, поскольку взаимоотношение с офшорными структурами не реформировано в большей степени. При этом, мотивация и характер использования офшоров российским бизнесом имеют и существенные отличия от мировой практики. Для российских компаний офшор, в первую очередь, это защита бизнеса и прав собственности от криминального и чиновничьего рейдерства. Особенно остра эта проблема для регионального бизнеса.

Доля офшоров в экспорте и импорте прямых инвестиций в десятки раз выше, чем в других странах. Так, например, в Германии и Франции доля офшоров в накопленных прямых инвестициях за рубежом составляет соответственно 1,9% и 2,3%. У нас доля Кипра в экспорте прямых инвестиций — свыше 40%, других офшоров — 15-20%. Схожая ситуация и по притоку прямых иностранных инвестиций. Т. е. во многом участие России в международном обмене прямыми инвестициями обеспечивается преимущественно деньгами российского происхождения. Негативность придает и существенная доля экспорта нефти, металлов, леса и удобрений, осуществляемого через офшоры.

Сопоставление данных внешнеторговой статистики России и статистики импортеров показывает не только значительную разницу в географии и объемах торговых потоков, но и в удельной стоимости сырья на границе России и на границах конечных потребителей нашей продукции. Такая разница может свидетельствовать об использовании через офшоры двойных контрактов по экспорту. Причинами таких негативных проявлений в российской практике использования офшоров определяются рядом факторов: характером приватизации, слабостью российской банковской системы, неразвитостью фондового рынка, значительными масштабами теневого сектора и коррупции .

Таким образом, офшоризация процесс планетарного масштаба, характеризующийся увеличением потоков товаров, услуг, капиталов, информации, рабочей силы через национальные границы, что приводит к взаимопроникновению как отдельных национальных рынков, так и экономик в целом, и являющийся важнейшей тенденцией современной мировой экономики, противостоять которой самостоятельно на данном этапе развития неспособно ни одно национальное государство.

Список литературы

1. Никулина О.М. Значение офшорного сегмента в развитии российской экономики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2014. № 2 (26). - С. 110-119.

2. Матусевич А.П. Офшорные зоны: история, тенденции развития, влияние на российскую экономику // Вестник Международного института экономики и права. 2013. № 1. - С. 37-48.

3. Панова Г.С., Туруев И.Б., Ярыгина И.З. Деофшоризация как фактор развития национальной экономики // Вестник МГИМО Университета. - 2014. № 1. - С. 102-112.

4. Татулов Г.А. Офшоры в международном движении капиталов // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 1. - С. 125-129. 5. Туруев И.Б. Офшоры тормоз развития или экономическая необходимость // Вестник МГИМО Университета. 2014. № 1. - С. 136-139.

Все на войну с офшорами. Российские власти, кажется, всерьез озаботились оттоком средств из страны. Оно и понятно. За последние 20 лет в офшоры ушло, по разным оценкам, от 800 миллиардов до триллиона долларов, и этот процесс продолжается. 12 декабря Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию, признал, что борьба с офшорами не принесла сколько-нибудь заметных успехов, а значит, назрела необходимость более решительных мер. "Каковы плюсы и минусы новых предложений власти по деофшоризации российской экономики, помогут ли они на этот раз решить проблему с оттоком капиталов", - выясняли эксперты раздела " " интернет-издани я "Биржевой лидер".

Смелый план российского правительства.

Давно не секрет, что офшоры являются главным фактором оттока средств из России, а значит, и замедления экономического роста. Ведь доходы отечественных компаний вместо того, чтобы работать на развитие экономики России и повышение уровня жизни россиян, поддерживают экономику зарубежных стран. Как считает финансов Антон Силуанов, деофшоризация экономики могла бы пополнить российский бюджет на десятки миллиардов , заметим, совсем даже не лишних в условиях замедления экономического роста.
Что же предложил президент для преодоления офшоризации экономики? Среди новых и не очень новых мер можно отметить следующие:
- отлучить офшорные компании от госконтрактов и господдержки в любой форме, включая кредиты Внешэкономбанка. В самом деле, если главной целью офшорного бизнеса является уклонение от , то почему государство должно поддерживать такую компанию;

Изымать налоги с таких сделок в пользу российского бюджета принудительно. поставил задачу продумать систему, как эти деньги будут изыматься;

Отказаться от соглашения об избежании двойного с офшорами. Как считает Игорь Сечин, много времени этот вопрос не займет, достаточно лишь уведомить иностранных партнеров о выходе из такого соглашения. Что же касается , то, как сообщил Силуанов, с ним уже договорились о раскрытии информации "в более подробном формате, нежели существовал ранее";

Компании должны раскрывать своего владельца, что позволит определить, где бизнес зарегистрирован и платит ли налоги. Путин уже подписал поправки в Налоговый кодекс , которые вводят 30 процентный штрафной налог с пассивных доходов, выплачиваемых за , если не раскрыт бенефициар иностранной фирмы.

Другими словами, как сказал , "хочешь пользоваться льготами, господдержкой и получать прибыль, работая в России, регистрируйся в российской юрисдикции".

Таким образом, такие крупные российские компании, не зарегистрированные в стране, как алюминиевый холдинг "Русал", металлургический "Евраз", "Вымпелком", ЕВРАЗ, Мечел, ММК, "Силовые машины", Кировский завод и многие другие останутся без господдержки со стороны правительства или должны будут выйти из офшорной зоны. То есть поставлена задача сделать увод денег из России максимально невыгодным.

Если брать во внимание международный опыт борьбы с офшорами, то, к примеру, в тех же существуют специальные штрафы, офшорные фонды, покупающие активы в стране, облагаются налогами по повышенным ставкам. А в ЕС существует уголовная ответственность за минимизацию налогов при международной торговле с офшорами.

Российские эксперты, в целом, поддерживая давно назревшие меры, полагают, что переломить ситуацию с офшорами будет все же непросто. Как известно, чтобы мечта стала планом, она должна сбыться, а вот с этим явно будут проблемы.

При этом в ходе оценки различных экономических параметров в редких случаях могла похвалиться показателями, характерными для наиболее успешных развивающихся европейских стран. Так, информационно-коммуникационные технологии, электроэнергетика, железнодорожная инфраструктура и состояние рынка капитала в России получили от специалистов ЕБРР, как ни странно, довольно высокие оценки.

"Курс рубля на валютном рынке Forex продолжает торги в восходящем тренде, причем ближайшее важное сопротивление располагается в области майского максимума - 33,53", - отмечают в аналитическом отделе брокерской компании (входит в рейтинг рекомендованых брокеров Форекс Академии Masterforex-V). Поддержки расположены на уровнях наклонного канала МФ и пивота МФ 31,64.

Как невозможное сделать возможным.

Признаем, бизнес всегда искал и будет искать возможность сэкономить на налогах и получить максимальную защиту своего капитала. Российские компании, понятно, не являются исключением из этого правила. Даже сделка по приобретению "Роснефтью" компании ТНК-ВР была проведена через офшоры. Понятно, что решить эту проблему в одночасье не получится. Не получится уже потому, что четыре из первой пятерки крупнейших поставщиков иностранных инвестиций в Россию - это офшоры или квазиофшоры, на них приходится около 60 процентов из общего объема иностранных инвестиций в российскую экономику. Как свидетельствует Росстат, к концу сентября в российской экономике было накоплено инвестиций из Кипра на 78 миллиардов долларов, из Нидерландов - на 59 миллиардов, из Люксембурга - на 39 миллиардов и из Виргинских островов - на 12 миллиардов. Фактически это российский капитал, и если резко прикрыть офшоры, то он может уйти с рынков России навсегда в другие страны.

Другими словами, чтобы избавиться от офшоров одного "кнута" в виде угрозы отказать в господдержке не только недостаточно, но в чем-то и опасно. Тут без "пряника" никак не обойтись. Поскольку к апитал более всего ценит хороший деловой , стало быть, надо работать над его улучшением. Без этого борьба с офшорами останется не более чем сотрясением воздуха, делом абсолютно неперспективным. Пока же борется не столько с причинами офшоризации российской экономики, сколько с ее следствием. Так в чем популярность офшоров в России, помимо желания сэкономить на налогах? Очевидно, что в недостаточной защищенности прав собственности внутри страны, недоверии к отечественной судебной системе, сложности ведения бизнеса. Что делать?

Рецепты эти давно известны, здесь нет никакого секрета:

Обеспечить законодательное обеспечение возвращения капиталов из офшоров в российскую юрисдикцию. Нельзя сказать, что в этом отношении ничего не делается. Так, Госдума уже заявила о готовности в ближайшее время принять решение об исключении офшорных компаний из сферы закупок. Следственный комитет разработал законопроект, по которому под удар попадет практика получения кредитов из офшоров. С другой стороны, не будем преувеличивать реактивность отечественного парламента, к примеру, он еще в декабре 2012 собирался рассмотреть законопроект о повышении налогов для анонимных акционеров, но о его дальнейшей судьбе общественность так ничего и не узнала. Важно при этом закрыть все возможные щели. Уже прозвучали предположения, что компании, чтобы избежать проблем и не поткрять господдержку, могут завести себе российские "прокладки" между собой и офшорами;

- налоговые преимущества. К примеру, стандартная ставка для офшорной компании Кипра - 4,25% от прибыли, а в России - 20% с возможным снижением до 13,5%;

Снятие коррупционной составляющей бизнеса. Между тем Путин в своем выступлении перед Федеральным Собранием практически ничего не сказал о борьбе с коррупцией;

Упрощение процедуры регистрации компаний в России;
- предоставление режима банковской тайны;
- защита собственности и прав миноритариев. Между тем уже сейчас борьбу с офшорами некоторые объясняют желанием властей поставить под контроль те или иные сферы крупного бизнеса.

Редколлегия раздела "Новости России" журнала "Биржевой Лидер", совместно с экспертами Академии Masterforex-V, проводят опрос вДискуссионном клубе Академии Masterforex-V: удастся ли довести до логического конца деофшоризацию российской экономики?

Да, отлучение офшорных компаний от госконтрактов и господдержки действенная мера;
. нет, права собственности внутри страны не защищены;
. время покажет.

Госдума приняла в третьем чтении пакет законов о создании в России так называемых офшоров — специальных административных районов (САР) на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининграде. Там будут действовать низкие налоговые ставки и смягченный контроль. Стать резидентами русских офшоров смогут только зарегистрированные за рубежом компании. Михаил Мельников объясняет, зачем нужны такие территории и что они дадут стране.

Собственный дракон

Общий смысл в том, чтобы создать на двух островах режимы специального административного района со множеством исключений из общих налоговых правил. В частности, в России от налогов на дивиденды освобождены лишь материнские компании, владеющие более чем 50% дочерней, но в «русских офшорах» эту норму понизят до 15%. Там можно регистрировать компании за один день. Там не надо платить налоги с доходов, полученных за пределами России. Отчетность оттуда не будет публиковаться в открытых источниках.

Районы с особым налоговым режимом создавались в России много раз. Это в первую очередь «территории опережающего развития» (ТОРы), особые экономические зоны (ОЭЗ) и зоны территориального развития (ЗТР). Но ранее законодатели ориентировались в первую очередь на российских инвесторов и на размещение их производства на этих территориях и в зонах. Особого успеха все эти меры не принесли. Специальные административные районы же рассчитаны строго на иностранные компании (это уточнение появилось между первым и вторым чтениями) и не требуют даже открытия представительств на островах.

С началом «войны санкций» России потребовались механизмы возврата и хранения капитала внутри страны. Тогда и возникла идея «русских офшоров». Но по-настоящему актуальной она стала весной 2018 года, когда стало ясно, что зарубежные активы российских корпораций в опасности. А поскольку все предыдущие попытки «деофшоризации бизнеса» не увенчались успехом, правительство наконец вспомнило старый рецепт Евгения Шварца: избавиться от чужих драконов можно лишь заведя своего собственного.

Не стоит всерьез воспринимать поправку о том, что регистрация в русских офшорах доступна только иностранным компаниям. У нас какое крупное предприятие ни поскреби – везде в структуре обнаружатся кипрские или виргинские учредители. Для них-то и создаются специальные административные районы.

Новые риски

Определенные риски во всей этой затее есть. Страны, поддерживающие на своей территории офшорный бизнес, могут быть подвергнуты международным санкциям только за это. Именно поэтому большинство территорий фиктивной регистрации носят странный статус «ассоциированных», «зависимых» и так далее. Кстати, популярный у российских предпринимателей Кипр, строго говоря, не офшор — он подчиняется законам Евросоюза, публикует информацию о директорах, секретарях и акционерах компаний, взимает небольшие налоги, подписывает договоры об избежании двойного налогообложения… Классический же офшор предполагает полную закрытость информации, нулевой или чисто символический налог, упрощенную до смешного систему отчетности. Острова Русский и Октябрьский, согласно новому законопроекту, куда ближе к понятию офшора, чем Кипр.

Ранее, кстати, в качестве «русских офшоров» предлагалось использовать частично признанные государства — Абхазию и Южную Осетию. С точки зрения международного законодательства к этим территориям весьма сложно предъявить претензии по поводу нарушения антиофшорных правил: не слать же возмущенные письма в Тбилиси! Однако Россия избрала «честный» путь, что, безусловно, может стать еще одной проблемой во взаимоотношениях нашей страны с мировыми финансами.

Мы признаем, что этими законопроектами, конечно, в первую очередь смогут воспользоваться крупные компании, которые имеют профессиональных юристов, экономистов, которые все могут грамотно просчитать и составить для себя бизнес-планы.

В то же время никто не запрещает малому бизнесу, открыв юридическое лицо за рубежом, впоследствии перевести его в «русский офшор».

Офшорные перспективы

Встает также вопрос: а так ли хочет российский капитал, замаскированный под иностранный, возвращаться на родину? К сожалению, в России слишком часто меняются правила игры, и у бизнеса нет гарантий, что завтра правительство не скажет: «Спасибо за легализацию на нашей территории, открывайте дверь товарищам следователям».

Воспользуются ли нашими офшорами «настоящие» иностранцы? Безусловно. Будет ли их бизнес честным и прозрачным, а деньги чистыми? Едва ли. Нужно ли отказываться от таких регистраций? Ни в коем случае. Уж точно не стране, из которой через «чужие» офшоры выводятся огромные суммы, заниматься чистоплюйством.

Сейчас в зарубежных офшорных юрисдикциях хранится порядка 60-65 триллионов рублей – более чем две трети валового внутреннего продукта. Эти средства почти вдвое превышают всю денежную массу России, но при этом работают на какую угодно экономику, кроме российской. Для возвращения хотя бы части этих денег – или привлечения вместо них иностранных финансов – пригодны все разумные средства. И специальные административные районы, то есть «русские офшоры», ничем не хуже других.