Основные черты англо американской модели бухгалтерского учета. Сравнительная характеристика международных моделей бухгалтерского учета

Применяется в Великобритании; Австралии; Канаде; Кипре; Нидерландах; США. Для нее характерна ориентация бухгалтерского учета на нужды инвесторов и кредиторов предприятия. Данная модель возможна в странах с высокоразвитым рынком ценных бумаг, с высоким профессиональным уровнем бухгалтеров, с большим количеством крупных корпораций. Эта модель очень гибкая, регламентируется не государственными органами, а стандартами, которые разрабатывают профессиональные организации бухгалтеров.

Континентальная

Ее используют Европейские страны с развитой рыночной экономикой: Австралия; Греция; Египет; Италия; Франция; Германия; Швейцария; Швеция; Япония и д.р. Для нее характерны следующие элементы:

– подробная юридическая регламентация бухгалтерского учета и отчетности

– ориентация учета и отчетности на интересы налоговых органов

– большая зависимость от банковского кредитования

Эта модель отличается жесткой регламентацией бухгалтерского учета на государственном уровне.

Латиноамериканская

Аргентина; Бразилия; Перу; Чили и д.р.

Учет и отчетность этих стран ориентирована на требования государственного планирования. Государственные органы оказывают влияние на унификацию отчетности компаний. Относительная экономическая отсталость этих стран ставит налоговые требования преобладающими.

Во исполне­ние Программы реформирования бухгалтерского учета в соот­ветствии с международными стандартами финансовой отчетнос­ти, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283, и распоряжения Правительства РФ от 21 марта 1998г. №382-Р в России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на ведении четырехуровневой системы нормативных документов.

С нормативной базой тесно связана Концепция бухгалтерс­кого учета в период перехода к рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института про­фессиональных бухгалтеров в декабре 1997 г., в которой были сформулированы принципы построения российской системы бух­галтерского учета в ближайшие десять-пятнадцать лет.

Цель реформы: привести национальную систему в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО.

Задачи реформы:

1. Построить систему стандартов учета и отчетности.

2. Обеспечить взаимоувязку системы бухгалтерского учета в России с МСФО.

3. Оказать методическую помощь организациям по трансформации их бухгалтерского учета.

Чтобы достичь этих задач, нужно:

– усовершенствовать законодательство РФ по бухгалтерскому учету;

– сформировать систему национальных стандартов;

– подготовить высокопрофессиональных бухгалтеров;

– активно работать в международных организациях, перенимать их опыт.

На сегодняшнем этапе наблюдаются следующие тенденции трансформации учетного процесса.

Национальная система бухгалтерского учета представляет собой систему национальных бухгалтерских стандартов.

В настоящее время выделяют 3 основные модели учетных систем:

Англо-американская (англо-саксонская) модель;

Континентальная (европейская) модель;

Южно-американская модель.

На развитие англо-американской модели оказывают влияние национальные стандарты США US GAAP (Generally Accepted Accounting Principles), разработка которых началась в начале 1930-х г.г. Учетные принципы US GAAP стали применяться при котировке акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. На этой основе возникла современная система национальных стандартов США (ГААП), получившая распространение в Канаде, Австралии, Великобритании, Ирландии, Новой Зеландии, Нидерландах, Израиле, Индии, Венесуэле и ряде других стран и положенная в основу становления англо-американской модели учета.

Для англоязычных стран характерно не государственное регулирование учета, а профессиональное: лучшие специалисты в области бухгалтерского учета объединяются в ассоциацию и разрабатывают методику учета, а государственные органы признают её.

Основные пользователи бухгалтерской отчетности - инвесторы и собственники компаний. Имеются существенные различия между бухгалтерским и налоговым учетом. В целях налогообложения составляются специальные налоговые отчеты.

Континентальная модель применяется в следующих странах: Австрия, Бельгия, Франция, Алжир, Греция, Испания, Италия, Дания, Норвегия, Португалия, Германия, Швейцария, Япония. Финансирование компаний осуществляется в основном банковским сектором, а не через фондовые рынки. Таким образом, бизнес имеет тесные связи с банками. Банковская деятельность контролируется государством, поэтому ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности в этих странах регулируется государством. Финансовая отчетность ориентирована на удовлетворение информационных потребностей налоговых и других государственных органов.

Южно – американская модель объединяет национальные учетные системы стран Южной Америки. Использование этой модели базируется на общности языка и на общем историческом прошлом. Отличительная особенность модели учета заключается в следующем: при составлении финансовой отчетности учетные данные корректируются на темпы инфляции. Финансовая отчетность ориентирована на удовлетворение информационных потребностей государственных плановых органов.

В последние годы быстрое развитие получила так называемая исламская модель в странах Азии и Африки, исповедующих ислам. На ведение учета и формирование финансовой отчетности сильное влияние оказывает религиозное мировоззрение.


Самой молодой моделью является трансконтинентальная модель, которая применяется в трансконтинентальных корпорациях, работающих на всех континентах в разных странах. Филиалы корпорации учитывают особенности ведения учета по месту их географического нахождения.

Различия национальных систем бухгалтерского учета вызваны объективными факторами:

Общая экономическая ситуация в стране;

Расстановка политических сил в обществе;

Пользователи финансовой информации и цели, которые они преследуют;

Влияние теоретических концепций бухгалтерского учета, доминирующих в стране;

Национальные исторические традиции.

Сравнительная характеристика моделей национальных систем бухгалтерского учета

Тема: Сущность и характеристика международной системы учета и отчетности.

      Характеристика международной и национальных систем бухгалтерского учета.

1.2 Назначение международной стандартизации бухгалтерского учета.

1.3 Международные профессиональные бухгалтерские организации, их роль и назначение.

1.4 Необходимость создания международной системы учета и отчетности.

      Характеристика международной и национальных систем бухгалтерского учета.

Совершенствование системы бухгалтерского учета в наиболее развитых странах мира происходило в период становления экономических отношений и подъема производства. В каждой стране этот процесс развивался различными темпами и в разные периоды и, как следствие этого, в настоящее время не существует двух абсолютно одинаковых систем бухгалтерского учета. В результате к концу 60-х годов в мире сформировалось более ста национальных систем бухгалтерского учета.

Национальная учетная система представлена национальными стандартами, которые отражают тенденции и направления развития бухгалтерского учета в каждой стране. Она характеризуется совокупностью методик, используемых для оценки объектов бухгалтерского учета, отражения в учете хозяйственных операций и хозяйственных процессов, систематизацией подходов к содержанию форм финансовой отчетности и способам контроля деятельности предприятий.

Национальная система бухгалтерского учета является механизмом решения экономических задач в результате разработки, принятия и строгого соблюдения законодательных актов, позволяющих принимать управленческие решения.

На организацию бухгалтерского учета в стране оказывают влияние две группы факторов: объективные и субъективные. Объективные факторы отражают особенности развития национальной экономики. Их влияние можно оценить через анализ нормативно-правовой базы, действующей в государстве.

Субъективные факторы определяют выбор наиболее оптимальных способов ведения бухгалтерского учета в условиях действующей нормативно-правовой базы. Их влияние можно оценить в результате изучения учетной политики предприятия.

Правовое регулирование системы бухгалтерского учета в государстве обеспечивается:

    наличием национальных стандартов, разработанных в соответствии с международными принципами и с учетом особенностей развития национальной экономики;

    законом о бухгалтерском учете и отчетности;

    национальным планом счетов бухгалтерского учета;

    системой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

    нормативной базой, регулирующей общеотраслевые и внутриотраслевые аспекты бухгалтерского учета;

    учетной политикой субъекта хозяйствования.

Исследование тенденций развития бухгалтерского учета в разных странах позволяет понять, как решаются проблемы учетной практики в различных экономических условиях, и почему методы и концепции учета разных стран отличаются друг от друга. По мере того, как отличия методов ведения учета в различных странах становились все более очевидными, в профессиональных бухгалтерских кругах появились первые попытки классифицировать национальные системы бухгалтерского учета.

В основу предлагаемых классификаций авторами были положены различные критерии и подходы. Среди них наибольшее признание получили группировки, основанные на определении «сферы влияния материнской страны»; на анализе методов ведения учета; на оценке типа законодательной системы; на использовании различных методов оценки объектов бухгалтерского учета и способов представления отчетных данных и другие.

Однако основным определяющим критерием, оказывающим влияние на формирование наиболее общих подходов к организации бухгалтерского учета, является характер развития рынков капитала. Основная функция развитого рынка капитала заключается в обеспечении субъектов хозяйствования дополнительными финансовыми ресурсами.

В экономике любого государства приток дополнительных источников финансирования осуществляется через кредиты финансовых учреждений (государственных и коммерческих), свободные капиталы юридических и физических лиц (инвесторов) и целевое финансирование со стороны государственных органов. Предоставляя свои финансовые ресурсы, каждый собственник (инвестор) стремится получить максимальную выгоду и гарантии возврата. Поэтому, используя для целей классификации бухгалтерских систем данный критерий, Мюллер, Жернон и Мик в 1994 году разделили все ведущие страны мира на четыре группы и определили, соответственно, четыре бухгалтерские модели:

    британо-американская (Великобритания, США, Нидерланды, Канада, Австралия и др.);

    континентальная (Германия, Австрия, Франция, Швейцария, Италия и др.);

    южно-американская (Бразилия, Аргентина, Боливия и др.);

    модель смешанной экономики (страны Восточной Европы и государства бывшего СССР).

Британо-американская учетная модель (с преобладающим влиянием систем учета Великобритании, США и Нидерландов) функционирует в условиях развитого финансового и акционерного рынков. Она ориентирована на интересы мелких и средних акционеров-инвесторов. Методология бухгалтерского учета определяется независимым профессиональным сообществом, после чего учетные стандарты утверждаются законодательно, и их соблюдение является обязательным. Применяется профессиональное регулирование методологии учета, а не ее прямая государственная регламентация. Основной принцип учета сформулирован как «достоверная и объективная (справедливая) информация».

В странах с британо-американской моделью бухгалтерского учета основным источником привлечения дополнительных финансовых ресурсов являются частные капиталы инвесторов, которым требуется постоянная и полная информация о результатах деятельности компаний, и которую они получают из публикуемой финансовой отчетности. Основным инструментом привлечения и перелива капитала здесь выступают ценные бумаги. В результате страны, входящие в британо-американскую систему учета, характеризуются высоко развитым рынком ценных бумаг и наличием большого количества транснациональных корпораций.

С точки зрения законодательного регулирования бухгалтерского учета общим для стран с британо-американской моделью является то, что их учетные системы отличаются большей многовариантностью и гибкостью. Субъектам хозяйствования здесь предоставлена значительная свобода выбора в соответствии с принципом «разрешено то, что не запрещено». Учетные правила или стандарты определяются не законодательством, а разрабатываются профессиональными организациями бухгалтеров.

Британо-американская методология учета считается наиболее либеральной и наименее консервативной, так как она содержит альтернативные варианты оценки и учета. Выбранные предприятием варианты оформляются им в виде учетной политики. Планы счетов являются профессиональными, т. е. разрабатываются компаниями самостоятельно. Общепринятым является признание высокого уровня профессиональной подготовки бухгалтеров Великобритании и США.

Достаточно демократичное законодательство позволяет сделать вывод, что в этих странах наблюдается четкое противопоставление учета финансового (бухгалтерского) учету налоговому. При этом финансовый учет направлен на удовлетворение информационных потребностей инвесторов, которые принимают решение о целесообразности и выгодности размещения своих капиталов.

Приоритеты в удовлетворении информационных потребностей инвесторов предполагают расстановку акцентов на системе формирования информации, необходимой для управления. Желая получить сведения, удовлетворяющие всем основным критериям качества информации, инвестор в организации бухгалтерского учета делает упор на профессиональное руководство. При достаточно демократичном регулировании экономических и социальных вопросов государственное руководство распространяется в основном на организацию налогового учета, что и выводит его на второй план.

В странах, относящихся к британо-американской системе учета , как правило, отсутствует единый (типовой) план счетов бухгалтерского учета. Это требует от работников бухгалтерии достаточно высокого уровня профессионализма. Начиная организацию учетного процесса на предприятии, каждый бухгалтер-профессионал должен уметь построить рациональную схему документооборота и смоделировать рабочий план счетов. При разработке рабочего плана счетов бухгалтеры используют рекомендации, предусмотренные в профессиональных национальных стандартах бухгалтерского учета.

Интересы инвесторов требуют поддержания на постоянном уровне физической и финансовой величины вложенного ими капитала. Поэтому для стран с британо-американской моделью бухгалтерского учета основной подход к определению прибыли можно сформулировать словами, принадлежащими лауреату Нобелевской премии Дж. Хиксу: «Цель исчисления прибыли на практике состоит в том, чтобы дать людям представление о сумме, которую они могут использовать на потребление, не становясь беднее». Реализация на практике данного подхода предполагает отражение в бухгалтерском учете влияния инфляционных процессов. И хотя в странах, входящих в британо-американскую систему бухгалтерского учета, уровень инфляции незначителен и достаточно стабилен, национальные стандарты этих стран содержат рекомендуемые методики оценки объектов бухгалтерского учета в условиях инфляции и самих инфляционных процессов. Использование этих методик на практике позволяет проследить, как сложившиеся подходы к оценке объектов учета влияют на формирование конечного финансового результата деятельности предприятия.

Британо-американская модель учета применяется в Австралии, на Багамских островах, в Барбадосе, Бенине, на Бермудских островах, в Ботсване, Великобритании, Венесуэле, Гане, Гватемале, Гондурасе, Гонконге, Доминиканской Республике, Замбии, Зимбабве, Израиле, Индии, Индонезии, Ирландии, на Каймановых островах, в Канаде, Кении, на Кипре, в Колумбии, Коста-Рике, Либерии, Малавии, в Малайзии, Нигерии, Нидерландах, Никарагуа, Пакистане, Панаме, Папуа-Новой Гвинее, Пуэрто-Рико, Сальвадоре, США, Танзании, Тринидаде и Тобаго, Уганде, на Фиджи, Филиппинах, в ЮАР, на Ямайке.

Таким образом, для британо-американской модели характерны:

    ориентация учета на нужды инвесторов и кредиторов;

    наличие развитого рынка ценных бумаг;

    высокий уровень профессиональной бухгалтерской подготовки;

    наличие большого количества в этих странах транснациональных корпораций.

Континентальная учетная модель ориентирована на банки, либо на государственные финансовые структуры и налоговые правила. Она имеет регламентированную основу, но в альтернативных вариантах оценки. Поэтому континентальная модель отличается наличием государственного регулирования бухгалтерского учета, который организуется в соответствии с принципом «разрешено только то, что разрешено законом». В соответствии с действием данного принципа учетные правила здесь жестко регламентированы и определяются законодательством.

Государственное регулирование бухгалтерского учета предполагает консерватизм в учетной политике, разрабатываемой субъектами хозяйствования. В такой ситуации сужается роль бухгалтерской профессии, поскольку предпочтение отдается не профессиональному суждению, а строгому следованию предписанным законам и правилам ведения бухгалтерского учета. Профессиональные качества бухгалтеров в области финансового учета оцениваются здесь с позиции грамотного и добросовестного исполнения норм и правил, установленных государством.

Учет строится в соответствии с единым национальным планом счетов, что обеспечивает применение унифицированных бухгалтерских методик и постоянство их применения. Профессиональные бухгалтерские организации играют меньшую роль, но уровень подготовки бухгалтеров (особенно в Германии и Франции) не менее высок, чем в Великобритании и США.

Вся система учета и отчетности подчинена интересам государственного регулирования налогообложения и макроэкономического планирования. Такой подход позволяет обеспечить инвесторам в лице крупных банков и государства определенные финансовые гарантии. Уровень конфиденциальности в этих странах гораздо выше, что достигается путем ограничения сферы распространения финансовой информации и повышением ее секретности. В результате степень раскрытия финансовой информации в бухгалтерской отчетности определяется государством.

Тесная связь субъектов хозяйствования с банками и государством предполагает развитие и совершенствование налогового учета, который позволяет обеспечить контроль полноты и своевременности уплаты налогов и занимает приоритетное положение.

Континентальная модель учета применяется в Австрии, Алжире, Анголе, Бельгии, Береге Слоновой Кости, Буркина-Фасо, Германии, Гвинее, Греции, Дании, Египте, Испании, Италии, Камеруне, Конго, Люксембурге, Мали, Марокко, Норвегии, Португалии, Сенегале, Съерра-Леоне, Того, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии (с элементами американского учета).

Следовательно, для континентальной модели характерны:

    тесные связи с банковской системой;

    подробная юридическая регламентация учета и отчетности;

    ориентация учета и отчетности на интересы государственного регулирования налогообложения и макроэкономического планирования.

Южно-американская учетная модель ориентирована исключительно на налоговые правила. Основным источником привлечения дополнительных финансовых ресурсов является государственное финансирование. Оно направляется, прежде всего, в приоритетные отрасли экономики, на которых специализируются эти страны в системе международного разделения труда. Вся система учета и отчетности ориентирована на требования государственного планирования. Методология бухгалтерского учета законодательно унифицирована и предусматривает обязательный пересчет отчетности на изменение цен. Учет изменений цен в этих странах имеет длительную практику в связи с многолетней и стойкой инфляцией. Южно-американская модель учета применяется в Аргентине, Бразилии, Боливии, Гвиане, Парагвае, Перу, Уругвае, Чили, Эквадоре.

В странах с южно-американской системой учета имеет место централизованная система власти, что предполагает наличие государственного контроля в бухгалтерском учете и стремление к достижению всеобщего порядка, который также является фактором единообразия.

Для большинства стран южно-американской системы учета характерным является низкий профессионализм бухгалтерской службы, поскольку развитие бухгалтерских методов и их законодательная поддержка обеспечивается государством. Поэтому именно оно дает определенные гарантии достоверности публикуемой информации, создает основу общественного доверия компаниям и атмосферу успешного развития промышленности в этих странах,

Таким образом, для южно-американской модели характерны:

    высокий уровень инфляции;

    ориентация учета и отчетности на требования государственного планирования;

    унификация принципов учета.

Бухгалтерская модель стран смешанной экономики имеет общие черты каждой их перечисленных выше моделей. В этих странах в настоящее время идет изучение и обобщения учетной практики стран с развитой рыночной экономикой и требований международных бухгалтерских организаций, начинается разработка национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности.

Обеспечение конкурентоспособности продукции стран смешанной экономики требует привлечение большого объема дополнительных инвестиций. Однако перспективы привлечения капитала международных кредитных организаций являются достаточно проблематичными. Поэтому основным источником роста инвестиций являются прямые вложения капитала иностранными инвесторами. Однако для этого должны быть созданы благоприятные условия в стране.

В качестве способа привлечения иностранных капиталов многие правительства стран Восточной Европы выбрали приватизацию и создание совместных предприятий. Подсчитано, что в Советском Союзе число зарегистрированных совместных предприятий возросло с 23 в начале 1988 года до 1000 в 1989 году, соответственно в Венгрии со 102 до 600, а в Польше с 13 до 400.

Переход к свободной рыночной экономике явился в этих странах предпосылкой реформирования бухгалтерского учета. В Венгрии, Польше, Чехии приоритетной задачей стало утверждение фондовой биржи. Правительства этих стран пошли на заключение договоров с международными компаниями на проведение исследований по совершенствованию системы бухгалтерского учета. В некоторых странах были предприняты попытки для разработки нового плана счетов, основанного на Четвертой и Седьмой Директивах ЕС.

В условиях централизованной экономики унификация бухгалтерской отчетности была обусловлена целью контроля интересов государства. Задачи бухгалтерского учета состояли в регистрации фактов жизни, а не в информационном обеспечении процессов принятия управленческих решений на уровне субъекта хозяйствования. Концепции рентабельности и акционерного капитала не принимались во внимание, а учет был призван определять затраты на производство продукции. Возможности финансового учета вообще не были востребованы.

По оценкам зарубежных практиков бухгалтерская профессия в странах Восточной Европы была развита слабо, так как в управлении деятельностью предприятия огромное значение имели центральные регулирующие органы. Внедрение международных стандартов было очень замедлено. Еще одной из основных проблем бухгалтерского учета этих стран является инертность и традиционность взглядов на пути поиска ответов на вопросы, относящиеся к финансовому контролю, оценке капитала, прибыли и инвестиций в совместные предприятия.

Специалистами отмечается возможность появления исламской модели бухгалтерского учета. Но в связи с тем, что она не представлена официальной финансовой отчетностью и работами по теории учета, она никем не освещена и не обобщена.

Таким образом, в своем развитии каждое государство в результате выбора приоритетных путей решения общеэкономических проблем и источников их финансирования приобретает признаки одной из рассмотренных выше учетных систем. Однако наличие достаточно разнообразных подходов к формированию учетных систем в мировой практике затрудняет возможность международной экономической интеграции, выход на международные рынки капитала. Решение этой проблемы возможно только при формировании показателей финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами и принципами бухгалтерского учета.

В юридическом регулировании учетных правил в западных странах сложилось в основном два подхода. В одних странах, таких, как Аргентина, Франция, ФРГ, практика такова, что все основные принципы учета подробно определены законодательными актами. Учет в этих странах базируется на принципе «Можно делать только то, что разрешено законом».

В таких странах, как США, Великобритания, система учета строится по принципу «Можно делать все, что не запрещено законом» . Здесь правила регулирования учета и отчетности определяются прежде всего профессиональными бухгалтерами, а не юристами.

Страны первого типа определяются как «страны-законодатели», второго типа – «страны-незаконодатели». Западные экономисты считают, что при строгой юридической регламентации учетных принципов система бухгалтерского учета теряет свою гибкость, в то время как при втором подходе учет оперативно отражает изменяющиеся условия предпринимательской деятельности.

Национальные бухгалтерские организации разрабатывают и/или осуществляют наблюдение за методологией учета. Первые из них появились в Великобритании и США в XIX в. Наиболее старая из них - Институт корпоративных бухгалтеров в Шотландии - начиналась с того, что в январе 1853 г. восемь высококвалифицированных бухгалтеров в Эдинбурге определили профессию бухгалтера как имеющую и общественные функции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Кафедра экономических дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Международные стандарты учета и финансовой отчетности »

Тема: «Сравнительная характеристика международных моделей бухгалтерского учета »

Выполнила: студентка 4 курса

группа Б-7

Тольятти

Введение

1. Место бухгалтерского учета в рыночной экономике

2. Национальные учетные системы

3. Классификация моделей бухгалтерского учета

4. Необходимость и предпосылки международной стандартизации учета

Заключение

Список литературы

Введение

Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России.

Одним из направлений совершенствования организации бухгалтерского учета на предприятиях в условиях становления рыночной экономики является ориентация его на Международные стандарты учета и отчетности.

Внедрение Международных стандартов учета позволит значительно повысить качество и эффективность учета и контроля, даст предприятиям определенную самостоятельность в использовании более обоснованной системы учета с отражением его особенностей, специфики техники и технологии в организации производства, труда и управления.

1. Место бухгалтерск ого учета в рыночной экономике

Бухгалтерский учет осуществляется предприятием и организациями всех стран мира. Его справедливо считают «языком бизнеса», поскольку информация бухгалтерского учета необходима пользователям для принятия управленческого решения.

В бухгалтерском учете хозяйственная деятельность отражается как система разнородных, но взаимосвязанных между собой объектов: хозяйственных средств, их источников и хозяйственных операций. Обобщение осуществляется в едином денежном измерителе путем сплошного наблюдения и измерения всех изменений в размещении и потреблении средств предприятия, всех полученных результатов. В таком системном учете объединяются как равноправные совершенно разнородные объекты.

Таким образом, бухгалтерский учет - это система, которая осуществляет измерение, обработку и передачу финансовой информации о деятельности определенного хозяйствующего субъекта.

Основная цель бухгалтерского учета - формирование информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.

В отношении информации для внутренних пользователей следует учитывать, что ее состав для каждого представителя администрации определяется в зависимости от занимаемой должности и функций, выполняемых им. Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости продукции и рентабельности производства. Собственников и совладельцев больше всего интересует прибыльность и ликвидность организации.

Руководство организации заинтересовало также в информации, представляемой внешним пользователям, и в разнообразной информации, необходимой для планирования, анализа и контроля. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется в том числе и на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам ее деятельности, изменениям в ее финансовом положении.

Внешние пользователи преследуют основные интересы в информации, формирующейся в бухгалтерском учете:

1) инвесторы и их представители заинтересованы в информации: о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций; о способности организации выплачивать дивиденды;

2) заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими займы и выплачены соответствующие проценты;

3) поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы;

4) покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации;

5) органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций: по распределению ресурсов; регулированию народного хозяйства; разработке и реализации общегосударственной политики; ведению статистического наблюдения;

6) общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.

2. Национальные учетные системы

Понятие «международный бухгалтерский учет» достаточно условно. Учет в каждой стране имеет свои особенности и специфику, которые определяются историческими традициями и уровнем экономического развития данной страны. Причем отличия в методологии и практике учета могут быть не только по форме, но и по существу.

В некоторых странах, например в США, информация, формируемая в рамках финансового учета, направлена, прежде всего на удовлетворение потребностей инвесторов и кредиторов, а ее полезность (с позиции принятия управленческих решений) является важнейшим критерием ее качества. В других странах роль бухгалтерского учета и приоритеты, выработанные в рамках его методологии, могут быть иными. Например, это могут быть предоставление достоверной информации и контроль за надлежащим исполнением государственной налоговой политики. Именно это предназначение бухгалтерского учета признается основополагающим в большинстве стран Южной Америки.

В некоторых странах система бухгалтерского учета реализуется исходя из приоритета макроэкономических целей, в части достижения заданных темпов роста национальной экономики. В этом случае на второй план могут отходить вопросы о полезности конкретной информации, о налоговых ставках, об общеэкономической политике для инвесторов и кредиторов.

3. Классификация моделей бухгалтерского учета

Можно выделить три группы стран с похожими культурным и экономическими ситуациями и одинаковыми подходами к системе бухгалтерского учета и отчетности. Это позволяет объединить национальные системы бухгалтерского учета, классифицировав их по ряду признаков. Работой по классификации систем бухгалтерского учета и отчетности занимаются ведущие ученые различных стран. В нашей отечественной литературе обычно выделяют три модели учетных систем:

· Англо-американская;

· Континентальная;

· Южноамериканская.

Характерные черты моделей бухгалтерского учета

Англо-американская модель

· Ориентация отчетности, в первую очередь, на нужды инвесторов и кредиторов предприятия.

· Применяется профессиональное регулирование методологии бухгалтерского учета, а не государственная регламентация

· Задача информационного обеспечения потребностей государства в лице налоговых органов выведена за рамки системы финансового учета и подготовки финансовой отчетности.

· Исчисление реального финансового результата деятельности предприятия деятельности предприятия имеет особую важность.

· В ведущих странах данной модели хорошо развиты рынки ценных бумаг, отмечается высокий профессионализм не только бухгалтеров, но и пользователей учетной информацией.

Континентальная модель

· Бухгалтерская отчетность ориентирована на удовлетворение потребностей налоговых и иных органов государственной власти.

· Бухгалтерский учет регламентируется законодательно, отличается значительной консервативностью и высокой степенью вмешательства государства в учетную практику.

· Ориентация финансовой отчетности на потребности инвесторов не является приоритетной задачей.

· Практика учета одной страны существенно отличается от практики учета другой.

· Бизнес имеет тесные связи с банками

Южно-американская модель

· В целом учет ориентирован на потребности государственных и налоговых органов.

· Бухгалтерский учет регламентируется законодательно.

· Методы учета, используемые на предприятиях, достаточно унифицированы.

· Отличительной особенностью этих стран является корректировка бухгалтерской отчетности на темпы инфляции.

Англо-американская модель

К странам, использующим данную модель учета, относятся: Австралия, Великобритания, Израиль, США, и другие страны.

Основные принципы этой модели были разработаны в Великобритании и США, при участии Голландии. Основная идея этой модели - ориентация учета на информационные потребности инвесторов и кредиторов. В странах, использующих эту модель, хорошо развиты рынки ценных бумаг, через которые, в большей степени, осуществляется финансирование организаций. Их также отличают высокий уровень системы профессионального образования. Для этой модели не характерна жесткая регламентация учета. Она наиболее гибкая и либеральная. К ней тяготеет наибольшее число стран в различных частях мира. Однако во всех странах данной модели велико влияние США и Великобритании.

Континентальная модель

Эта модель применяется в большинстве стран Европы: Австралии, Италии, Дании, Франции….. и в Японии. Общим для этой модели является большая зависимость организаций от банковского кредитования, что отражается в концепции бухгалтерского учета. Ориентация на управленческие запросы кредиторов (в отличие от англо-американской модели) не является приоритетной задачей учета. Континентальная модель характеризуется достаточно жесткой государственной регламентацией и отличается консервативностью. Соответствующими нормативными актами регулируется деятельность профессиональных бухгалтерских организаций и правила аудита. Система учета направлена на удовлетворение макроэкономических потребностей планирования, регулирования и налогообложения. Практика учета одной страны может существенно отличаться от практики учета другой. План счетов может быть единым или профессиональным. Уровень подготовки профессиональных бухгалтеров достаточно высок, но сами профессиональные бухгалтерские организации играют меньшую роль, чем в Англии и США.

Южно-американская модель

Данную модель используют: Аргентина, Бразилия, Перу, Чили и другие страны этого региона. Их объединяет язык. За исключением Бразилии (португальский язык) - это испаноговорящие страны. Кроме того, у этих стран общие экономические проблемы, в первую очередь, инфляция.

Основным отличием этой модели от вышеописанных является перманентная корректировка влияния учетных данных на темпы инфляции. Учет инфляции ведется в латиноамериканских странах традиционно, а Аргентина, Бразилия, Уругвай и Чили ввели нормы учета инфляции и национальное законодательство. В этих странах в качестве основного корректировочного индекса используется официальный индекс общего уровня цен, на базе которого пересчитываются данные об акционерном капитале и основных (внеоборотных) средствах, товарно-материальные запасы переоцениваются по восстановительной стоимости. Обязательства в иностранной валюте пересчитываются по курсу валют на конец отчетного года.

В целом учет ориентирован на потребности государственных и налоговых плановых органов, а методики учета, используемые на предприятиях, достаточно унифицированы.

Государственные органы в этих странах практически регламентируют методику учета. Профессиональные организации бухгалтеров не оказывают какого-либо существенного влияния на методологию и практику учета.

Распределение стран и регионов по вышеуказанным моделям приведено в таблице.

Таблица №1. Три основные организационные модели учета

Южно-американская модель

Австралия

Багамские острова

Барбадос

Бермудсткие острова

Ботсвана

Великобритания

Венесуэла

Доминиканская Республика

Зимбабве

Индонезия

Ирландия

Каймановы острова

Колумбия

Малайзия

Нидерланды

Новая Зеландия

Пакистан

Папуа- Новая Гвинея

Пуэрто - Рико

Сингапур

Танзания

Тринидад и Тобаго

Англо-американская -голландская модель

Филлипины

Центральная Америка

Шри-Ланка

Южная Америка

Континентальная модель

Берег Слоновой Кости

Болгария

Буркина-Фассо

Германия

Люксембург

Норвегия

Португалия

Сьерра - Леоне

Швейцария

Южноамериканская модель

Аргентина

Бразилия

Парагвай

Следует отметить, что приведенное выше деление весьма условно. Например, регулирование учета в Японии происходит по континентальной модели, но в то же время сильно влияние США, что является объективным следствием взаимопроникновения капиталов этих стран в экономику друг друга. Кроме перечисленных, некоторые страны используют смешанные системы с характерной местной спецификой. В результате распада социалистического лагеря в странах, ранее к нему принадлежавших, проводятся преобразования в области учета, и они воспринимают ту или иную модель либо ориентируются на международные стандарты.

4. Необходимость и предпосылки международной стандартизации учета

Являясь, информационной базой для принятия управленческих решений, своеобразным «языком бизнеса» бухгалтерский учет должен был удовлетворять все потребности в информации всех ее пользователей, как национальных, так и зарубежных. Однако, как мы видели, национальные системы учета различных стран имеют принципиальные различия. Данная проблема стала особенно актуальной во второй половине 20 века. Это обусловлено целым рядом объективных причин:

1. Экономическая интеграция

Интеграция может осуществляться в виде различных организационных форм. Одни компании организуют свой международный бизнес в виде отдельного подразделения, действующего параллельно с другими подразделениями. Другие компании предпочитают организацию отдельных производственных линий, автономно осуществляющих свою деятельность как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Третьей формой организации является обособление по функциональному признаку. В этом случае такие функции, как производство, сбыт, поисковые исследования, финансы, учет, интегрируются в отдельные функционально - производственные единицы, предназначенные для обслуживания основных структурных подразделений МНК независимо от места их нахождения.

2. Корпоративная интернационализация, примером которой является приобретение контрольного пакета акций или полное поглощение некоторых фирм другой зарубежной компанией.

3. Развитие международного финансового рынка, то есть купля-продажа ценных бумаг на биржах различных стран.

4. Формирование международного рынка капитала. Потенциальные инвесторы требуют «прозрачности» (понятности) финансовой информации о деятельности компании и отчетности, так как у инвестора должна быть возможность проследить, как используется предоставленный им капитал.

5. Усиление роли мультинациональных корпораций (МНК). Первые МНК появились более пятидесяти лет назад. В то время их влияние было незначительным. Однако сейчас они являются реальной экономической и политической силой. На долю МНК приходится более половины мирового внешнеторгового оборота. В условиях функционирования МНК проблема сопоставимости учетных данных, получаемых из различных стран, становится особенно актуальной. По международным правилам филиал МНК должен руководствоваться законами и учетными стандартами страны расположения. Следовательно, финансовые отчеты различных филиалов несопоставимы друг с другом, что затрудняет процесс формирования консолидированной отчетности.

6. Международная статистика

Представление национальных экономик в международных статистических справочниках должно быть сопоставимым.

В настоящее время к решению проблемы унификации бухгалтерского учета наибольшую известность два подхода: гармонизация и унификация.

Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в том, что в каждой стране могут существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в стране - членах сообщества, то есть находились в относительной «гармонии» друг с другом. Работа в этом направлении ведется с 1961 года. В целях формирования концепции развития учета в странах ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. Ее деятельность рассматривалась как составная часть программы гармонизации национальных версий Закона о компаниях. Результаты этой работы опубликованы в виде нормативных документов, которые были включены каждым членом ЕС в свое национальное законодательство в части бухгалтерского учета.

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую приводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности - КМСФО, разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетности - МСФО. Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применимых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов.

7) Международные бухгалтерские организации и их влияние на создание международной системы учета и отчетности

Вопросами гармонизации и стандартизации учета занимается целый ряд межправительственных и профессиональных организаций. Все их можно разделить на региональные и международные (мировые) организации.

К региональным организациям относятся:

· Европейское экономическое сообщество;

· Европейская федерация бухгалтеров - экспертов;

· Африканский Совет по бухгалтерскому учету;

· Межамериканская ассоциация бухгалтеров;

· Конференция бухгалтеров стран Азии и Тихого океана;

· Федерация бухгалтеров стран Юга-Восточной Азии;

· Южно-Азиатская федерация бухгалтеров;

· Северная федерация бухгалтеров и др.

К международным (мировым) организациям относятся:

· Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета;

· Международная федерация бухгалтеров;

· Организация Объединенных Наций;

· Межправительственная рабочая группа экспертов по международным бухгалтерским стандартам ООН;

· Комиссия по транснациональным корпорациям ООН;

· Организация экономического сотрудничества и развития и др.

Рассмотрим сферу деятельности отдельных организаций.

На региональном уровне первым (с 1957 г.) стали регулировать сопоставимость финансовой отчетности страны - члены Европейского экономического сообщества (с 1993 г. - Европейского союза). Состав членов ЕС с момента образования до настоящего времени вырос с 6 до 15 стран. Сейчас в него входят Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция.

Одной из задач ЕС является гармонизация различных систем бухгалтерского учета стран - членов ЕС. Идея гармонизации заключается в согласовании (гармонии) методологий учета различных стран. В 1961 году в целях решения поставленной задачи в рамках ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. По результатам проведенной работы был опубликован ряд директив, представляющих собой в некотором роде свод законов сообщества, которые страны - участницы интегрируют в системы своих национальных законов (в частности, в национальные версии закона о компаниях).

Так как гармонизация учета и отчетности опирается на законодательную основу, исполнение требований Директив ЕС является обязательным для всех компаний.

Наиболее важными и значимыми являются 4-я и 7-я директивы. 4-я директива ЕС была принята в 1978 году. Она содержит основные положения финансового учета, обязывает предприятие вести бухгалтерский учет по системе двойной записи, составлять отчетность и официально раскрывать особенности своей учетной политики. Она же определяет стандартные форматы бухгалтерской отчетности: два формата баланса, четыре формата отчета о прибылях и убытках и пояснения к ним. Рекомендуемые форматы отчетных форм различаются составом статей и способом их группировки. Вместе с тем жесткие ограничения на состав статей не налагаются, предлагаемые директивой структуры используются компаниями в качестве основы. Цель отчетности состоит в достоверной и объективной информации. 7-я директива ЕС была принята в 1983 году и регулирует правила составления консолидированной отчетности (отчеты групп). Положения 4-й и 7-й директив ЕС явились основой для европейского бухгалтерского регулирования отчетности.

Совершенствованием европейской методологии учета занимается и Федерация европейских бухгалтеров - экспертов. Основными задачами Федерации является консультирование комиссий ЕС по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, а также осуществление сравнительного анализа Директив ЕС и МСФО с целью выявления их совместимости.

Федерация возникла в 1986 году в результате слияния Европейского союза бухгалтеров - экспертов в области учета, занимавшегося с 1951 года стандартизацией европейского учета, и исследовательской группы бухгалтеров - экспертов, изучающей бухгалтерскую практику с 1966 года.

В настоящее время Федерация является ведущей профессиональной организацией бухгалтеров в Европе.

Африканский совет по бухгалтерскому учету (ААС) был основан в 1979 году для унификации методик учета, совершенствования профессионального образования, обмена профессиональным опытом. Его членами являются правительственные организации бухгалтеров более 20 африканских стран: Алжир, Ангола, Бенин, Бурунди, ЦАР, Габон, Гвинея, Берег Слоновой Кости, Лесото, Либерия, Мадагаскар, Мали, Марокко, Нигер, Нигерия, Сан - Томе и Принсипи, Сенегал, Судан, Того, Танзания, Верхняя Вольта, Заир, Конго. Цель деятельности Совета заключается в законодательном согласовании национальных бухгалтерских систем, унаследованных от стран-метрополий, и разработке единых стандартов бухгалтерского учета и отчетности.

Межамериканская ассоциация бухгалтеров была основана в 1949 году. В нее вошли представители 21 страны: Аргентина, Боливиа,Бразилия, Венесуэла, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Канада, Коста-Рика, Куба, Колумбия, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, США,Сальвадор, Уругвай, Чили, Эквадор. Цель деятельности состоит в унификации бухгалтерской практики в южноамериканских странах и организации профессиональных конференций. Каждые 2-3 года по результатам конференций участников публикуются научно- методические материалы.

Заключение

Несмотря на интеграцию мировых фондовых рынков, сохраняются национальные различия в правилах составления финансовых отчетов. Некоторые различия незначительны, но многих беспокоит решение таких принципиальных вопросов, как отчет о слияниях и пенсионных фондах, а также возможная необходимость отступления от традиционных базовых принципов, какова распространенная в Германии приверженность к защите интересов кредиторов.

Учет и отчетность являются продуктом развития экономических и политических систем, а потому сближение правил учета, скорее, будет результатом более широкого сближения, чем его причиной. Конкуренция между национальными фондовыми биржами за право котировать новые акции, а также пропасть между режимами регулирования в США и в других странах разожгли новый интерес к международным правилам и работе Комитета по международным правилам учета. Трудность решения проблем остается прежней, и похоже, что прогресс более вероятен в случаях, когда гибкость международных правил позволит охватить наибольшее число национальных стандартов учета. Нет сомнений, что американская Комиссия по ценным бумагам и биржам будет яростно сопротивляться установлению двухэтажного режима отчетности и попыткам фирм «эмигрировать» туда, где правила учета менее жестки и дороги, чем в США

Список литературы

1. Бакаев В.С. Бухгалтерское сообщество и программа реформирования бухгалтерского учета. М.: Бухгалтерский учет, 1998

2. Рожнова О.В. Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. М.: Экзамен, 2003

3. Стуков С.А. Международные стандарты и гармонизация учета и отчетности. М.: Бухгалтерский учет, 1998

4. Терехова В.А. Международные и национальные стандарты учета и финансовой отчетности. М.: Питер, 2003

5. Хахонова Н.Н. Международные стандарты финансовой отчетности. Ростов-на-Дону.: Март, 2002

Подобные документы

    Характеристика бухгалтерского учета. Унифицированные стандарты в области учета и отчетности. Отличия различных моделей бухгалтерского учета. Национальные системы бухгалтерского учета: британо-американская, континентальная, латиноамериканская модель.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2015

    Сравнительный анализ систем и методов бухгалтерского учета в зарубежных странах. Формирование, нормативное регулирование исламского бухгалтерского учета. Гармонизация учетных принципов и стандартов. Отличительные черты англо-американской модели учета.

    презентация , добавлен 07.11.2014

    Роль и сущность международных стандартов финансовой отчетности в развитие учета. Основные различия российских и международных стандартов бухгалтерского учета и их причины. Этапы адаптации бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2012

    Основные тенденции итальянской бухгалтерской науки. Область экономико-административных отношений (теория учета). Правила ведения регистров и их практическое использование, организация управления. Основные виды бухгалтерского учета в рыночной экономике.

    контрольная работа , добавлен 26.05.2013

    Международные правила бухгалтерского учета. Основные различия международных стандартов и их причины. Национальные проблемы GAAP. Академическое исследование аспектов международных правил учета. Реформа бухгалтерского учета в России.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2007

    Сравнение международных систем бухгалтерского учета. Анализ факторов, которые влияют на формирование систем бухгалтерского учета и определяют их специфику. Определение модели, которая повлияла на формирование российской системы бухгалтерского учета.

    реферат , добавлен 17.12.2014

    Адаптация бухгалтерского учета и отчетности в России к требованиям международных стандартов. Основные направления реформирования финансового учета в России. Необходимость создания новой нормативной базы и методического обеспечения бухгалтерского учета.

    презентация , добавлен 19.03.2015

    Понятие форм бухгалтерского учета и их основные отличия. Форма бухгалтерского учета Журнал-Главная. Сущность и понятие автоматизированной формы бухгалтерского учета. Автоматизированная форма бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2010

    Сущность бухгалтерского учета. Необходимость его реформирования в России. Классификация систем учета. Суть международных стандартов. Изменение в структуре бухгалтерского учета. Его гармонизация с международными стандартами финансовой отчетности.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2010

    Национальные и международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности. Приведение существующей системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики. Общие принципы международной системы финансовой отчетности.