Меры экономической политики. §4

Экономическая политика - это взаимосвязанная система долгосрочных и текущих целей экономического развития, которые определены государством, а также совокупность мероприятий, направленных на достижение экономических целей с использованием государственной власти в сфере экономики. Экономическая политика есть постановка и достижение определенных целей, которые можно представить в виде следующей системы:

- высшая цель экономической политики - достижение максимального благосостояния всего общества;

- главные цели экономической политики:

Обеспечение свободного развития общества;

Создание правового порядка;

Обеспечение безопасности по отношению к внешней среде;

Раз­вертывание государством инфраструктуры.

Прикладные цели экономической политики:

1. Цель экономического роста. Такая цель конкретизируется в объемах производства ВНП, уровня жизни населения. Экономическая политика в таких условиях направлена на активизацию:

1. инвестиционных процессов;

2. реструктуризацию экономики;

3. эффективную занятость;

4. рост производительности труда;

5. достаточный платежеспособный спрос населения и др.

2.Цель эффективной занятости. Как правило, она связана с первой целью и предусматривает активную экономическую политику государства.

3. Цель роста экономической активности. Достижение такой цели предусматривает долгосрочные и стратегические планы развития национальной экономики. Основой таких планов является развитие НТП, образования, науки развитие национальной экономики в системе международного разделения труда. Здесь используются средства промышленной политики.

4. Цель стабильного уровня цен. В переходной экономике такая цель достигается путем поддержки национального производителя. В развитой рыночной экономической системе такая цель достигается средствами денежно-кредитной и бюджетной политики, которые имеют антиинфляционную направленность.

5. Цель защиты и поддержки конкретного хозяйственного порядка, принципов экономической свободы. Достигается средствами антимонопольной политики, контроля за использованием экономической власти, защиты прав человека и частной собственности. Такая политика вступает в некоторые противоречия с принципами активной государственной экономической политики государственного регулирования.

6. Цель социальной безопасности и стабильности. Достигается средствами социального страхования, эффективной занятости, прогрессивным налогообложением личных доходов населения.

7. Цель равновесия внешнеторговых операций и платежного баланса, эффективного курса национальной валюты. Достигается средствами экономической политики, политики центрального (национального) банка относительно курса национальной валюты.



Цели экономической политики реализуются с помощью применения государством набора инструментов государственного регулирования . Под инструментами экономической политики понимаются средства, с помощью которых государство добивается выполнения поставленных перед собой задач. Чаще всего инструменты имеют вид формального юридического документа, составленного в письменной форме, по которому предоставляется какое-либо право или составляется договор.

Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.

Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают прежде всего такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

Наряду с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие, как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы).

Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности.

Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.

Так, например, все используемые в области финансов ценные бумаги и срочные контракты (депозиты, акции, облигации, сертификаты и т.д.) представляют собой инструменты экономической политики. Необходимо отметить, что нельзя провести четкой грани между основными видами экономической политики (например, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической, антиинфляционной) и присущими только им инструментам. Это связано с тем, что задачи экономической политики решаются комплексно, а используемый арсенал инструментов гармонично переплетается и затрагивает смежные направления экономической политики. Ярким примером этому может служить инвестиционная политика как важнейшее направление экономической политики государства.

Так, инструментами государственного регулирования инвестиционной деятельности являются не только инвестиционные программы или прямое управление государственными инвестициями, но и система налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот; предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; инструменты финансовой, кредитной и амортизационной политики, полити­ки ценообразования; антимонопольные меры, приватизация объектов го­сударственной собственности и экспертиза инвестиционных проектов.

Система регулирования экономики

Реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику. Для умения рационального их применения требуется знание структуры данных мер. В зависимости от выбранных критериев существует несколько вариантов их классификации. В частности, по способу функционирования различаются методы прямого и косвенного влияния на экономику.

Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

В качестве примера назовем налоговое законодательство, юридические правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую степень эффекта из-за оперативного достижения экономического результата. Однако у них есть серьезный недостаток - создание помех рыночному процессу.

Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики.

Преимущества данных методов воздействия на экономику заключаются в том, что они не нарушают рыночной ситуации, не вводят неожиданный дисбаланс в состояние динамического равновесия. Недостатком же является определенный временной лаг, наблюдаемый между принятием государством мер, их восприятием экономикой и полученными изменениями в хозяйственных результатах.

Обратимся теперь к еще одной, весьма важной классификации рассмотренных методов. Критерий подхода - организационно-институциональный. Данный перечень включает: административные, экономические, институциональные методы (рис. 18.5).

Административные меры

Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом - в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Их функция - обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, сохранение прав собственности и возможностей свободного принятия экономических решений.

Рис. 18.5. Система инструментов экономической политики

Административные меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения.

Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области экономики. Наиболее настойчиво они проявляются сейчас в сфере охраны окружающей среды, а также в области социальной защиты слабо обеспеченных слоев населения.

В российской экономике по отношению к административным методам прослеживается две тенденции:

В результате обострившегося политического противостояния властных структур эффективность административных мер существенно сократилась;

Наследство эпохи командной экономики привело к известной оскомине по отношению к административным рычагам. Поворот экономики к рыночной системе породил естественное стремление отречься от них. В результате срабатывания эффекта маятника отход получился чрезмерно сильным.

Экономические меры

К экономическим инструментам относят те действия государства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий на определенные аспекты рыночного процесса характер. Речь может идти о методах влияния на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики. К числу экономических мер относят:

Финансовую (бюджетную, фискальную) политику;

Денежно-кредитную (монетарную) политику;

Программирование;

Прогнозирование.

Понятие «финансовая политика» - емкая категория. В ней можно найти отражение двух подходов. С одной стороны, она представляет собой механизм по реализации целей экономической политики. С другой стороны, осуществление финансовых мер является одним из составных элементов общей экономической политики как таковой.

Категория «денежно-кредитная политика» имеет схожий многоплановый характер. По сравнению с финансовыми мерами денежно-кредитные проявляют больше характер косвенного воздействия. Это обусловлено, например, тем, что финансовую политику проводит в первую очередь Министерство финансов - составное звено правительства. Денежно-кредитная политика реализуется Центральным банком, который, как правило, имеет относительную самостоятельность от законодательной и исполнительной властей.

В условиях сложившейся рыночной экономики принято, как правило, в первую очередь рассматривать возможность денежно-кредитных мер, а затем - финансовых. Это связано с тем, что использование монетарной политики в большей степени отражает типичное соотношение рыночного и государственного начал в экономике. Зрелое народное хозяйство в основном предполагает косвенное воздействие государства на хозяйственные субъекты. Это сохраняет свободу в принятии частных экономических решений.

В условиях же трансформируемой экономики (или в случае кризиса) соотношение методов может быть иным. Финансовый (т.е. прямой) аспект регулирования выдвигается порой на первый план.

Составление программ и прогнозов отражает в основном косвенный вариант государственного регулирования. Программы носят рекомендательный характер для частного сектора. Данный процесс ориентирован в основном на обеспечение деловых кругов важной экономической информацией. В том и другом случае (при составлении программ - в более активной форме) государство косвенно может подсказать, побудить предпринимателей к действиям. Однако решения о них бизнесмены принимают сами.

Институциональные меры

Характеризуя методы государственного воздействия, можно также подчеркнуть их организационно-институциональную форму.

Понятие «институциональность» сравнительно мало используется в отечественном научном обороте. Еще слабее воспринимается оно, к сожалению, экономическим мышлением населения. Между тем, развитие экономики в рыночно-правовом варианте выдвигает необходимость гораздо более активного применения данного термина. Он отражает тот факт, что явления экономической жизни в развитом правовом государстве теряют свой случайный характер. На поверхность экономической действительности как бы накладывается сеть определенных правовых, этических, психологических, организационных норм и обычаев. Сама экономическая политика представляет собой систему организационно-оформленных действий, традиций.

Такие действия, связанные с относительно длительно существующим явлением, создают понятие «институт». По У. Гамильтону, институты - словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный способ мышления или действия, который стал привычкой для какой-либо социальной группы или обычаем для народа. В качестве примера назовем: «институт права», «институт собственности».

Среди вариантов распространения институциональных форм в современных условиях отметим:

Формирование исполнительных структур государственной власти, непосредственная задача которых - практическая реализация целей правительства;

Создание и поддержание объектов государственной собственности, т.е. государственного сектора;

Подготовка экономических программ и экономических прогнозов;

Поддержка исследовательских центров по экономике (имеющих разную форму собственности), институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов;

Обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики;

Правовая, информационная поддержка предпринимательских и профессиональных союзов, рациональных форм их взаимодействия;

Соучастие в создании форм экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам (например представителей группы «семерки»).

Институциональный аспект государственного регулирования в России проявлялся всегда с известной спецификой. Он реализовывался в отечественной практике преимущественно в форме создания большого количества самих учреждений и в меньшей степени - правовых институтов. Достаточно вспомнить, что в условиях СССР действовало около 900 министерств, ведомств, управлений. В настоящий период происходят изменения в прежних акцентах институционального подхода.

Финансовый механизм экономической политики

Финансы - одна из самых сложных категорий в экономической науке. В целом это - совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов. В традиционном курсе отечественной экономической науки под «финансами» было принято понимать, скорее, систему производственных отношений, а не само движение средств.

Процесс функционирования финансовой системы для выполнения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику. Это понятие многоплановое. Регулирование макроэкономического равновесия, достижение стабилизации с помощью доходов и расходов принято называть «фискальной политикой». Используя финансовые ресурсы, государство участвует также в решении других проблем, например, социально-распределительных. Полный спектр всех задач, выполняемых посредством государственных финансов, образует категорию «финансовой политики» (одним из элементов которой, таким образом, является фискальная политика).

Что же представляют собой государственные расходы? Под этим термином принято понимать затраты государства на приобретение материальных благ и услуг, связанных с удовлетворением общественных потребностей. Основная задача политики расходования средств состоит в воздействии на совокупный спрос. Такое влияние носит достаточно прямой характер.

В экономической теории ставится вопрос: на производство и поставку каких благ должно затрачивать средства государство? Прежде чем ответить, следует еще раз подчеркнуть общественно-политическую идею, на которой базируется экономика. Оптимальное изготовление благ в основном обеспечивает сама рыночная система. И лишь в случае отказа механизма рыночной системы в процесс вмешивается государство. При этом развитие рыночной экономики сформировало следующую закономерность: государство затрачивает средства на создание в основном лишь общественных (публичных) благ (прежде всего социального характера) и устраняет отрицательные внешние эффекты, возникающие при потреблении ряда частных благ (например, осуществляя меры по восстановлению окружающей среды).

Под «государственными доходами» принято понимать текущие денежные и имущественные переводы (трансферт) от частного сектора государству. Передача средств может осуществляться на основе получения встречных услуг или без какого-либо возмещения. Задачи, стоящие перед политикой доходов, можно свести в две группы:

Сбор средств для формирования финансового фонда, с помощью которого можно осуществлять воздействие на макроэкономическое равновесие;

Достижение регулирующего эффекта за счет самой техники изъятия ресурсов (например, манипулирование налоговыми ставками).

Практика развитой рыночной экономики показывает: политика доходов имеет более сильный регулирующий эффект по сравнению с политикой расходов. Объяснение в немалой степени имеет социально-психологический характер. Человек эмоциональнее воспринимает факт изъятия, чем случай недополучения. Кнут весомее пряника!

Формы получения государственных доходов

Существуют разнообразные формы и методы аккумуляции государственных доходов. В самом общем виде сбор финансовых средств принято делить на налоговые и неналоговые доходы. К последним относятся сборы и взносы. Наиболее развитую форму принудительного изъятия средств (без противопоставления встречной услуги) представляют налоги. Это -важнейший источник средств государства. Посредством налогов развитые государства мобилизуют от 18-21% ВВП в Японии и США, до 37% в Швеции и до 50% в Дании.

В целом налоговая система как совокупность форм и методов сбора финансовых средств - сложное явление. В нем заложено глубокое противоречие: с одной стороны, предстоит обеспечить изъятие у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, а с другой - не допустить при этом снижения их деловой активности. Решение данного парадокса осуществляется за счет разумного компромисса.

Налоговая система достигает рациональности, по мнению немецкого экономиста X. Халлера, в том случае, если соблюдаются следующие условия:

Налогообложение должно быть построено так, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно (ориентация на так называемый «принцип дешевизны обложения»);

Взимание налогов должно предусматривать, чтобы затраты налогоплательщика, связанные с процедурой выплаты, были максимально низки (принцип дешевизны уплаты налогов);

Уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для налогоплательщика с тем, чтобы не ущемлять его экономическую активность (принцип ограничения бремени налогов);

Налогообложение не должно быть помехой ни для «внутренней» рациональной организации производства, ни для его ориентации на структуру потребностей, т.е. «внешней» рациональности;

Процесс получения налогов должен быть организован так, чтобы он в наибольшей степени мог способствовать (через накапливаемые финансовые ресурсы) на реализацию политики конъюнктуры и занятости (конъюнктурная эффективность);

Данный процесс должен влиять на распределение доходов с целью придания ему большей справедливости (эффективность распределения);

В процессе определения «налоговой платежеспособности» частных лиц и уточнения расчетов с ними следует минимально требовать предъявления сведений, затрагивающих личную жизнь граждан (уважение к частной сфере);

Следует добиваться того, чтобы комбинация налогов образовывала единую систему, в которой каждый налог имеет свою конкретную цель. При этом не следует допускать ни взаимного «перехлеста» налогов, ни наличия «люков» между ними (внутренняя замкнутость).

Стабилизирующая роль налогов

В рыночной экономике налоги автоматически выполняют важную стабилизирующую роль. Согласно определению немецкого экономиста Ф. Ноймарка, понятие «автоматического стабилизатора» (или «встроенной гибкости») представляет собой антициклическую внутреннюю приспособляемость государственного бюджета, проявляющуюся автоматически, без каких-либо мер, и вытекающую из природы определенных доходов или расходов.

Процесс антициклического приспособления налогов состоит в следующем. В случае перегрева конъюнктуры происходит повышение объема национального дохода. При наличии же прогрессивно построенной шкалы налогообложения размеры выплат в бюджет возрастают, что оказывает сдерживающее влияние на дальнейшую экономическую активность. Кроме того, увеличившийся объем государственного бюджета позволяет с помощью средств социальной политики поднять уровень потребления малообеспеченных слоев и тем самым увеличить совокупный спрос, сближая его с возросшим совокупным предложением. В условиях же падения конъюнктуры происходит обратное.

Однако для того, чтобы имел место процесс автоматического приспособления, необходима предпосылка в виде высокой степени реакции налоговой системы на конъюнктуру. Различные налоги обладают разной степенью конъюнктурной эластичности. В свою очередь, это обусловлено методами построения налоговых ставок, самой основой (т.е. объектом обложения), а также техникой взимания налогов.

Повышенными антициклическими свойствами обладают те налоги, которые автоматически следуют за ходом конъюнктуры, благодаря основе, на которой они строятся (доход, оборот, прибыль и т.п.). Поскольку в развитых индустриальных странах сердцевину налоговой системы составляют налоги на доходы, прибыль и оборот, то эти налоговые системы обладают повышенной степенью конъюнктурной эластичности.

В связи со сказанным, в финансовой теории принято использовать показатель эластичности налоговых поступлений. Он рассчитывается как отношение:

Процентное (или абсолютное) изменение налоговых поступлений / процентное (или абсолютное) изменение национального дохода *100

В экономике ФРГ, например, степень налогового реагирования составляет 1,5. Это означает, что повышение или понижение национального дохода на 1 % обусловливает рост или сокращение суммы поступлений от налогов в 1,5%.

Общий вывод: степень реакции всей налоговой системы на конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов. Считается, что эффективным конъюнктурно-стабилизирующим действием система обладает тогда, когда ее уровень эластичности равен 1. Это происходит в том случае, если в налоговой системе достаточно высоко значение подоходного и корпорационного налогов.

Регулирующие возможности налоговой системы зависят не только от совокупности их видов, но и от рационально найденного уровня ставок обложения. Приведем типичные примеры, характерные для развитых стран (табл. 18.1).

Таблица 18.1 Ставки налогообложения в различных странах ОЭСР и в России (1997 г.,%)

Говоря о влиянии налоговой политики на общеэкономические показатели, следует учитывать один экономический аспект. Речь идет о так называемом «эффекте запаздывания». Это явление выражается в том, что требуется определенное время для того, чтобы вмешательство финансовой политики смогло вызывать ожидаемое изменение в экономике.

На степень регулирующей роли налогов влияет - причем достаточно двойственно - еще одно обстоятельство. В процессе уплаты налогов встречаются случаи ухода субъектов экономики от налогообложения. Недоплата налогов может происходить в двух вариантах: в легальной и нелегальной формах. Легальный вариант предполагает использование налогоплательщиком систем льгот или определенной степени условности нормативных предписаний (реальная жизнь, как известно, всегда сложнее любого предписания, выполненного в виде определенной обобщенной схемы).

Подводя итог характеристике финансового механизма, отметим, что высокая степень встроенной гибкости финансовой системы считается желательной для экономики. Встроенные финансовые стабилизаторы обладают тем позитивным моментом, что делают не столь необходимым точный диагноз и прогноз конъюнктурного положения. Вместе с тем достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить к переоценке их возможностей. Данные стабилизаторы, как правило, смягчают конъюнктурные колебания, но не могут им полностью помешать.

Кредитный механизм экономической политики

В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитные меры. Как и финансовый механизм, они имеют двойственный аспект выражения. С одной стороны, это составная часть всего комплекса экономической политики. Одновременно кредитное регулирование выступает своего рода инструментом государственного вмешательства в экономику.

По своему содержанию кредитная политика - совокупность мероприятий Центрального банка в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс. Цель данных мер выступает как частное преломление общей государственной линии, нацеленной на обеспечение равновесного и устойчивого развития экономики.

Субъектом кредитной политики является Центральный банк (ЦБ). Согласно закону, он выполняет целевые установки правительства, но в то же время не является, как правило, правительственным институтом. ЦБ имеет определенную степень самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения власти. Как показывает опыт западных стран, данный институт, обладающий относительной самостоятельностью, не является безропотным исполнителем воли государства. В условиях сложной экономической ситуации правительство не может требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денежной массы.

Совокупность задач ЦБ в деле реализации экономической политики содержит два направления. Первое - обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой. Устойчивая валюта - важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление связано с тем, что Центральному банку предписана функция влияния на кредитную деятельность частных деловых (коммерческих) банков в интересах макроэкономической политики. В сфере кредитно-денежного обращения государство проводит свою политику, используя, таким образом, кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуется своего рода тандем: «государство - центральный банк». Практика показывает высокую действенность данного сотрудничества.

Сделаем сравнение: в производственной сфере государство не имеет столь действенного рычага влияния. И это не случайно. Данный сектор должен иметь высокую степень свободы и независимости, что требуется самой рыночной природой. Государство ориентируется при этом на косвенные пути воздействия - через кредитно-денежное обращение, являющееся своего рода кровеносной системой экономики.

Инструменты

Оперируя в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует целый ряд инструментов. Большинство из них имеет косвенный характер воздействия. В этом - аналогия общим принципам действия государства в экономике. Однако некоторые операции кредитного центра также могут осуществляться более прямым образом (схожий пример - субсидии государства).

В целом структуру принимаемых ЦБ мер можно представить следующей схемой (рис. 18.6).

Рис. 18.6. Кредитная политика Центрального банка

Метод ограничения динамики кредитования заключается в том, что в некоторых странах (в Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландах) ЦБ обладает правом ограничивать степень роста кредитных вложений деловых банков в небанковском секторе. С этой целью вводится процентная норма расширения кредитных операций за определенный отрезок времени. Если условия не выполняются, ЦБ применяет санкции: банки могут быть обязаны выплатить штрафные проценты или (как это принято в Швейцарии) перевести на беспроцентный счет ЦБ сумму, равную размеру превышенного кредита.

Учетная (дисконтная) политика относится к давно используемым методам регулирования. ЦБ выступает в роли кредитора по отношению к деловым банкам. Средства предоставляются при условии переучета векселей банков и под залог их ценных бумаг. Такие полученные в центральном кредитном звене средства называются «редисконтными», или «ломбардными», кредитами. На основании закона ЦБ имеет право манипулировать ставкой процента, по которой он выдает банкам кредиты. Возможность установления «цены» кредита выступает как метод влияния на кредитную систему.

Прибегая к такому виду регулирования, как «операции на открытом рынке», ЦБ осуществляет куплю и продажу ценных бумаг (например, на бирже). За счет их продажи банк по сути изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков. В макроэкономическом плане это означает изъятие из оборота определенной массы денежных средств. Покупка Центральным банком ценных бумаг способствует образованию у коммерческих банков дополнительных балансовых резервов. Денежная масса в обращении возрастает. В итоге расширяются возможности для кредитных операций деловых банков.

Политика минимальных резервов обеспечивает обязательное хранение определенных денежных сумм деловых банков на счетах ЦБ. Этим самым банки получают определенный элемент страховки со стороны ЦБ при выполнении своих обязательств. Впервые этот метод был введен в экономике США в 1933 г.

Совокупность регулирующих мер дополняется системой так называемых «добровольных соглашений», заключаемых между ЦБ и деловыми банками. Такие договоры особенно удобны в том случае, когда ЦБ должен принимать оперативные решения, действовать быстро и без особого бюрократизма.

Проблемы практической реализации кредитной политики

Наибольшая эффективность регулирующего действия ЦБ проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности. Осуществляя воздействие на макроэкономическое регулирование, ЦБ должен учитывать как взаимосвязи национального хозяйства в рамках мировой экономики (по валютной линии), так и взаимозависимость звеньев национального хозяйства. Речь идет, в частности, о следующих проблемных ситуациях.

1. Учетная политика оказывает влияние не только на банки, но и на другие секторы экономики. Негативное воздействие процентных колебаний проявляется по отношению к тем сферам народного хозяйства, которые обременены долгами. К ним относятся: государственный сектор, капиталоемкие производства (АЭС, ГЭС), железнодорожный транспорт, домовладения, фермерское хозяйство.

2. Процентная политика приводит к растущему ценовому эффекту. Субъекты экономики стремятся уйти из-под влияния растущей учетной ставки путем переложения своих издержек на плечи клиентов (повышая, соответственно, цену своих бумаг). В итоге создается дополнительная трудность для политики государства в области сдерживания инфляции.

В рамках российской экономики, переживающей в настоящее время существенные проблемы с инфляцией, такой побочный эффект особенно болезнен. Частный сектор стремится возложить на покупателя всю дополнительную нагрузку, которая падает на него в результате регулирующих мер. Возможность такой финансовой изворотливости в России выше, поскольку степень насыщенности рынка, конкуренции слабее, чем это имеет место в развитых странах Запада.

3. Административное предписание уровня процента «сверху» не является рыночно-ориентированным действием. Ослабление рыночных основ экономики приводит к нежелательным последствиям. Например, итогом может быть усиление элементов теневой экономики.

Проведение экономического регулирования с помощью финансового или кредитного механизма выдвигает перед экономистами важный вопрос: в какой ситуации является более оптимальным тот или иной вариант? Другая проблема в следующем: какое соотношение финансовых и кредитных мер разумно практиковать в экономике?

Преобладание в ходе регулирования финансовых мер принято называть «кейнсианским» вариантом проведения экономической политики. Больший упор на кредитно-денежный механизм получил в экономической науке название «монетаризма». Практика реализации экономической политики в западных странах показала, что наиболее рациональным является сочетание обоих направлений регулирования. Однако в его рамках всегда прослеживается попеременное колебание в сторону усиления одного или другого метода в зависимости от состояния экономической ситуации

Подробное решение Параграф § 8 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Зачем государство вмешивается в рыночные отношения? Почему государство в рыночной экономике называют попечителем общественного интереса? Что выгодно экономике: рост или снижение налогов?

Все экономические системы, которые существуют в реальном мире являются смешанными (с усиленным влиянием государства или рынка). В таких системах государство и рыночная система делят между собой ответственность за выполнение пяти экономических функций:

Формирование и осуществление правовой и социальной деятельности

Поддержание конкуренции на рынках

Перераспределение доходов

Перераспределение ресурсов

Стабилизация экономики страны

Данные экономические функции способствуют укреплению и упрощению работы рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении достижения экономических и социальных целей общества.

Рынок регулирует деятельность предпринимателей и фирм, а государство функционирование рынка, исходя из его собственных законов.

Это означает минимальное вмешательство государства в деятельность предприятий и рынка и то лишь в том случае, когда возникают нежелательные явления, с которыми рынок справиться не в состоянии (война, экономические кризисы, инфляция, стихийные бедствия, массовая безработица и т.д.)

Государство является одним из участников хозяйственной жизни, но последствия его действий для экономики несравнимы с воздействием фирм или домохозяйств. Как правило, действия государства сконцентрированы вне рыночного сектора и имеют свои особенности. Чтобы эффективно действовать, государство должно располагать необходимыми средствами, получаемыми преимущественно в виде налогов, и использовать их для реализации заявленных целей.

Экономике выгодно снижение налогов.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. Как автор документа характеризует роль государственных институтов в едином рыночном пространстве? Какие, по мнению учёного, экономические функции государства способствуют стабильному развитию рыночной системы?

Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере - функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне её, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и... расширение производства общественных благ - особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, - создание правового поля в предпринимательской сфере... Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль - сохранение самой рыночной системы путём выражения общих, или общественных, интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества.

Вопрос 2. А. Н. Пороховский называет ряд социально-экономических явлений в жизни общества, находящихся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Перечислите эти явления и, опираясь на известные факты, проиллюстрируйте одно из них примером.

Расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, создание правового поля в предпринимательской сфере, национальные проекты по развитию образования, здравоохранения, поддержки семьи.

Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере - функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне её, гарантируя стабильность рыночной системы в целом.

Конкуренция - основа рыночной экономики, мощный стимул экономического роста, улучшения качества продукции, ускорения научно-технического прогресса и снижения издержек производства и цен. Побуждая предприятия снижать свои производственные затраты, приводя к ликвидации обременительных для общества убыточных производств, конкуренция способствует интенсификации, повышению эффективности общественного производства. Ориентируя товаропроизводителя на потребности рынка, конкуренция создает возможности наиболее широкого выбора товаров и услуг, наиболее полного удовлетворения производственных запасов.

Экономика это чаще всего заключение разных контрактов, договоров, а как правильно это делать, как не потерять, что было вложено в дело, как заставить своих партнеров выполнить обязательства и заплатить, как привлечь к ответственности. Без права и правовой защиты не выживешь.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику? Назовите основные методы воздействия государства на экономику.

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей. Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике следующие: стимулировать экономический рост; создавать условия экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу экономической деятельности, методы её осуществления и использования дохода от неё); обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность (способность всей экономики получить максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов); заботиться об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу); оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др.

Экономическая политика строится на сочетании перспективных и текущих целей. В экономической политике выделяют, в частности, финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику.

За государством всегда сохраняются такие классические функции, как стабилизация экономики; защита прав собственности; регулирование денежного обращения; перераспределение доходов; регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками; контроль над внешнеэкономической деятельностью; производство общественных благ и т. д.

Значительна роль государства и в тех сферах, в которых работают исключительно частные предприятия, действующие по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы вызвано проблемой внешних (побочных) эффектов или воздействий.

Внешние эффекты - это связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Экономическая деятельность одних может вызывать такие последствия, которые отражаются на людях, непосредственно не участвующих в производстве и потреблении данных товаров.

Компенсация внешних эффектов - важная функция государства в рыночной экономике.

Вопрос 2. Почему государство занимается производством общественных благ?

Общественные блага - это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др. Эти блага одинаково доступны для всех людей, и за пользование ими, как правило, не взимается плата. Вы можете сами привести примеры подобных благ.

Производство общественных благ берёт на себя государство, потому что в большинстве своём это производство невыгодно для частных производителей, а развитие таких, например, сфер, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ.

Вопрос 3. В чём заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику?

Реализация экономической политики предполагает применение определённого инструментария (методов, форм регулирования). Его выбор определяется состоянием национальной экономики, приоритетным направлением экономической политики, господствующей в данный момент теоретической концепцией регулирования.

В государственной экономической политике можно выделить два главных направления: стабилизационное и структурное. Если стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики, то структурная - на обеспечение её сбалансированного развития.

Первое направление включает в себя в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную (монетарную) политику. Второе направление использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др.

Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путём прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование предполагает использование преимущественно административных методов, а косвенное - экономических.

Проявлением прямого регулирования является прежде всего законодательная деятельность государства, расширение государственных заказов, развитие госсектора в экономике.

Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов фискальной и монетарной политики. Именно ему принадлежит приоритет в рыночной экономике. Схематично механизмы государственного регулирования рыночной экономики можно представить следующим образом:

Вопрос 4. Должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику? Если да, то почему?

Необходимость во вмешательстве государства в экономику неоспорима. Но в его контроле рыночных отношений должны существовать разумные пределы.

Своё вмешательство государство должно осуществлять, прежде всего, косвенными методами, при помощи которых оно может контролировать и совершенствовать рыночную модель. Прямое (административное) регулирование также целесообразно. Но любая из этих форм вмешательства должна быть экономически оправдана, а комплекс методов воздействия сбалансирован и направлен на компенсацию возникающих несовершенств рынка. А вот непосредственно производство (его организация, развитие и регулирование) должно происходить без прямого государственного вмешательства под влиянием рыночных законов.

Вопрос 5. Как государство оказывает поддержку рыночной экономике?

Для того чтобы были реализованы такие важные институты рынка, как частная собственность, свобода предпринимательства и свобода экономического выбора, необходима разработка специального законодательства.

Государство призвано играть активную роль в поддержании и защите конкуренции, ослаблении монополистических тенденций в экономике. Это вмешательство государства осуществляется посредством различных антимонопольных мер, разработкой антимонопольного законодательства.

Государственное регулирование рыночной экономики проявляется в виде поддержки предпринимательства. Это имеет особое значение в нашей стране, где бизнес проходит сложный этап становления на рынке. Помощь предпринимательству имеет такие формы, как льготное налогообложение в первые годы работы фирм, упрощение правил их регистрации, предоставление субсидий предприятиям малого бизнеса.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Россия имеет значительный внутренний государственный долг. Как найти эффективные пути его погашения? Аргументируйте свои предложения.

Во первых – развивать промышленность, а не газопотоки. Необходимо рационально использовать бюджет страны. Желательно развивать торгово-экономические отношения стран СНГ для более продуктивных решений накопившихся проблем.

Нужно выйти на новый экономический уровень в стране. Сегодня же мы зависим от нефти и газа, и если например, американская биржа сыграет на рынках, и нефть с газом упадёт в цене, то у нас разразится кризис.

Вопрос 2. Российскому государству удавалось на протяжении ряда лет добиваться бездефицитного бюджета. Охарактеризуйте негативное воздействие бюджетного дефицита на экономику. Какие сферы экономики могут в значительной степени испытывать это воздействие? Предложите действенные, на ваш взгляд, государственные меры по устранению дефицита бюджета в стране.

Так как экономика требует инвестиций в более емкие способы рациональной добычи и получение выгоды со всех ресурсов, добываемые правительством, дефицит бюджета вредит. Следовательно, добыча и получение ресурсов - снижена.

Скорее в материальной сфере экономики, так как уже я указал выше, то идет удар по инвестициям экономики, а именно - промышленность, сельское хозяйство и прочее другое, что относится к материальной сфере.

Пожалуй, самое действенная мера по избавлению от дефицита бюджета – это секвестрование бюджета. Такую меру можно наблюдать в США. При таком способе происходит реальная оценка происходящего и изменение льгот и налог пропорционально по приоритету в отношении дефицита.

Вопрос 3. Объясните смысл следующего высказывания: «Налоги - это цена, которую мы платим за услуги государства». Проиллюстрируйте своё мнение примерами.

Налоги - обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Выплаченные налоги идут в казну государства из которой распределяются на различные социальные поддержки, пенсии, заработную плату работникам медицины, полиции и учителям. Заплатив налоги, человек получает гарантию того, что он получи квалифицированную медицинскую помощь, будет защищён правоохранительными органами, его дети получат образования и в старости ему принесут пенсию.

Вопрос 4. В России относительно высокий уровень сбережений населения, которые можно рассматривать как потенциальный источник развития экономики. Однако сбережений достаточно много, а инвестиций (вложение денежных средств в организацию своего дела, развитие производства) не хватает. Каковы, на ваш взгляд, причины подобной ситуации?

1.Нежелание отечественных и зарубежных инвесторов вкладываться в нашу экономику т.к. велик риск краха или обмана, мошенничества.

2.Несовершенство законодательной системы, отсутствие страхования вкладов.

3.Недостаточная поддержка со стороны гос-ва и чиновничьего аппарата.

4.Уровень бюрократизма и коррупции в нашей стране высок.

5.Возможен риск недостатка спроса на малоизвестный бренд.

Вопрос 5. Опираясь на материалы параграфа и Интернета, например обзоры состояния российской экономики, Федеральной службы государственной статистики, заполните в тетради таблицу.

Достижение целей экономической политики и реализация основных ее направлений обеспечиваются различными инструментами (административными и экономическими) ГРЭ.

Административные средства базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Так, меры запрета и разрешения могут принимать форму выдачи лицензий на занятие тем или иным видом деятельности. Когда власти заинтересованы, например, в прекращении нового промышленного строительства в историческом центре города, они просто прекращают выдачу лицензий на новое промышленное строительство вместо взимания штрафов и повышения налогов. Напротив, разрешение на ведение той или иной деятельности создает новые сферы приложения капитала, расширяет хозяйственную активность. К мерам принуждения относится то, что государственные органы развитых стран обязывают предпринимателей соблюдать определенные условия охраны труда, устанавливать очистные сооружения, организовывать производственное обучение молодежи.

В развитых странах с рыночной экономикой административные методы ГРЭ используются незначительно и ограничиваются в основном охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для слабо защищенных слоев населения. Однако их роль сильно возрастает во время войны, критического состояния в экономике. Так, к крупномасштабным государственным административным акциям по регулированию экономики Западной Германии и Японии можно отнести денежную реформу и разукрупнение ведущих концернов.

Еще одно неэкономическое средство регулирования - правительственные убеждения. Сама по себе формулировка долгосрочных целей ГЭП является средством регулирования, так как она оказывает воздействие на принятие экономических решений хозяйственными субъектами. В ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа. Как правило, такие призывы находят отклики у населения.

Административные методы ГРЭ достаточно эффективны в сфере контроля над монопольными рынками (прямое полномасштабное администрирование государственного сектора и мягкий административный режим для негосударственных монополий: индикативное планирование, установление пределов колебания цен), в области экологии (создание государственных заказников, национальных парков, разработка стандартов экологической безопасности), в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице и т.п.), в протекционистской внешнеэкономической политике.

Инструменты государственной экономической политики (ГЭП) - фискальная и бюджетная политика, кредитно-денежная, внешнеэкономическая и социальная, а также политика регулирования доходов, ускоренная амортизация, индикативное планирование, экономическое программирование, договорная (контрактная) система, государственные закупки.

Основные средства кредитно-денежной политики - это регулирование учетной ставки, размеров обязательных резервов кредитных институтов в центральном банке, операции на рынке ценных бумаг. Фискальная политика -это государственное регулирование с помощью налогов, изменения их ставок, предоставления скидок, отсрочек, налоговых льгот. Бюджетная политика позволяет осуществлять прямое хозяйственное регулирование путем финансирования из средств государственного бюджета тех или иных сфер экономики.

Социальная политика государства предусматривает перераспределение доходов через налоговую систему, разнообразную помощь малоимущим, безработным в рамках специальных государственных программ, деятельность в области образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Внешнеэкономическая политика - это набор специальных инструментов непосредственного воздействия на связи с зарубежными странами, стимулирование экспорта товаров, услуг, капитала, кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов, изменение пошлин и количественных ограничений во внешней торговле, регулирование валютного курса, участие в международных экономических организациях и пр.

Эти вопросы будут рассмотрены подробно в следующих разделах данного курса. Здесь укажем только на то, что эти инструменты используются государством для изменения соотношения спроса и предложения на денежном и финансовом рынках в желательном направлении, для воздействия на деятельность субъектов хозяйства (юридических и физических лиц) и социальной стабилизации, для изменения структуры платежного баланса страны и ее места в международном разделении труда. Эти инструменты очень важны для достижения макроэкономической стабилизации экономики, но могут привести и к противоположным, дестабилизирующим результатам, если использовать их неразумно (так, в России чрезмерные государственные расходы и избыточная денежная эмиссия привели к огромным темпам инфляции и резкому снижению жизненного уровня населения, социальной нестабильности).

Особую роль среди инструментов ГРЭ играет ускоренная амортизация основного капитала и связанные с этим образование и реализация скрытых резервов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его заключается в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Варьирование норм ускоренной амортизации основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий.

Государственные закупки - денежные платежи правительства, за которые оно получает товары или услуги текущего производства. Как инструмент экономической политики они воздействуют на хозяйственную конъюнктуру, обеспечивая устойчивый рынок сбыта для продукции частных фирм и стимулируя производство в необходимых отраслях. Часто они используются в рамках высшей формы ГРЭ - государственного экономического программирования.

Программирование экономическое - инструмент государственной экономической политики, подразумевающий разработку комплексных общехозяйственных программ, отражающих предпочтительный вариант развития общественного производства и стратегическую концепцию социально-экономической политики. Носит рекомендательный характер. Воздействие на производство осуществляется путем экономического (а не административного) побуждения и в форме контрактов.

В программировании комплексно используются все элементы ГРЭ. В программах формулируются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели, определяются порядок их достижения и органы, ответственные за те или иные направления, выделяются необходимые средства и устанавливается порядок финансирования.

Программы бывают национальные среднесрочные (на 5 лет с ежегодной корректировкой), чрезвычайные (краткосрочные) и целевые. Объектами целевых программ могут быть отрасли (сельское хозяйство), регионы, социальная сфера, различные направления научных исследований. Субъекты экономического программирования - государственные органы, ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и контроль над ними. Разработка программ ведется специальным государственным органом (комитетом по планированию) или министерствами экономики и финансов с привлечением представителей центрального банка, союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов. Кроме того, создаются различные комиссии и советы экспертов. Программы утверждаются парламентом ежегодно, также раз в год заслушиваются отчеты об их исполнении.

В последние годы в развитых странах начали складываться различные формы долговременного регулирования экономики, которые называются структурной политикой. Эта политика реализуется по нескольким направлениям: контроль за состоянием общего равновесия экономической системы (расходы госбюджета на структурные цели, подготовку квалифицированной рабочей силы); развитие производственной инфраструктуры (энергетики, транспорта, связи, дорог); поддержание отраслей с низкой рентабельностью, но имеющих большое значение для национальной экономики (угольная, металлургическая); участие в финансировании предприятий, связанных с научно-техническим прогрессом; влияние на технологическую модернизацию и качество продукции через стандартизацию; регулирование внешнеэкономических связей, порожденных международной технологической кооперацией. Но развитие долгосрочного регулирования не приводит к свертыванию краткосрочного, ибо оно необходимо для конкурентно-рыночной системы.

В сфере стимулирования научно-технического прогресса государственными органами развитых стран широко используется контрактная (договорная) система. В настоящее время государство в развитых странах - основной заказчик современной новейшей сложной техники и технологии, особенно в военной и космической областях, информационных технологиях, атомной энергетике, микроэлектронике, биотехнологии и др. Реализация государственных научно-технических программ осуществляется не только благодаря действующим федеральным законам и правительственным актам, но и непосредственно на основе условий и положений государственных контрактов. Система государственных контрактов наиболее развита в США.

Контракт в США - это сложный и многообразный инструмент регулирования экономики страны. Его структура включает правовые, социальные, экономические, производственные, научно-технические требования, условия патентования, лицензирования и передачи технологий, принципы организации производства, использование информационных систем, право использования государственной собственности, привлечение сторонней и иностранной рабочей силы, получение кредитов и займов - всего того, что необходимо для выполнения государственного заказа. Государство предоставляет исполнителям программы НИОКР широкий диапазон льгот и преимуществ по сравнению с корпорациями, работающими на частном рынке: право безвозмездного использования оборудования и научных лабораторий, льготы на покупку сырья у частных и государственных поставщиков и за границей, право расходования средств на собственные НИР (до 10% стоимости контракта) и на переподготовку кадров. Предоставление контрактов осуществляется на конкурсной основе, подрядчика выбирает независимая экспертная комиссия. За нарушение условий государственного контракта предусмотрена широкая система санкций: одностороннее прекращение его без компенсации затрат подрядчику, передача другому подрядчику с возмещением ущерба за счет невыполнившего контракт, различные финансовые санкции, публикация в печати списков несостоятельных подрядчиков, виновных в срыве государственных заказов и др.

Отдельные инструменты ГРЭ могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств ГРЭ в конкретный период.

Рассмотрим механизм государственного регулирования на примере политики цен. Вопреки распространенному у нас мнению, что в странах с рыночной экономикой ценообразование происходит стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены - одна из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают интересы каждого, и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и парламентах, в правительствах и на переговорах социальных партнеров, на международных совещаниях.

Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономический политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судебной ответственности.

Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам, вносятся в парламент партийными фракциями, независимыми депутатами или правительством. Мероприятия по регулированию цен осуществляют непосредственно министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также оказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60-х и в 70-х годах были созданы межминистерские советы по ценам; они имеют наблюдательно-совещательные функции.

В каждой стране при правительстве или отдельных его органах существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев, предпринимателей и представители государственных органов. Указанные комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов.

Изначально государственные органы вели наблюдения за ценами. Этим занимались и занимаются центральные статистические управления в целях измерения роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они ни служили.

Государственное вмешательство в ценообразование осуществляется через политику ускоренной амортизации, которая завышает на бумаге издержки производства и оправдывает повышение цен; через установление цен на так называемые акцизные товары; через государственные ценовые субсидии, которые предусматривают снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю; через налог на добавленную стоимость, дифференцированные ставки которого непосредственно воздействуют на цены.

Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, значительная часть продукции которых закупается государством: военные отрасли промышленности, некоторые подотрасли строительства, - там среднеотраслевые цены устанавливаются на основе государственных контрактов, заключаемых государственными органами с отдельными фирмами.

Особым направлением ГЭП является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (или их возврат), экспортные субсидии, льготные кредиты и транспортные тарифы существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

На товары и услуги госсектора устанавливаются фиксированные цены; они обычно искусственно занижены и позволяют увеличить доходы частного капитала за счет низкой рентабельности или даже убыточности объектов государственной собственности (шахт, электростанций, железных дорог, почты и телеграфа и т.д.).

Фиксирование цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования, но оно применяется редко, в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.

Контроль за ценами на определенные виды товаров осуществляется наднациональными органами. Примерами могут служить установление цен на уголь и черные металлы Европейским объединением угля и стали (ЕОУС), ежегодное установление закупочных цен на сельскохозяйственные продукты ЕС, унификация транспортных тарифов и налогов внутри ЕС, участие стран в международных конференциях, организациях по отдельным видам товаров, тарифам на морские и воздушные перевозки.

Экономическая политика России

1.2 Методы и инструменты экономической политики государства

Реализация экономической политики предусматривает использование совокупности мер, инструментов, которые образуют механизм государственного воздействия на экономику.

Классификация методов экономической политики:

1. Меры прямого воздействия. Данные методы предполагают, что субъекты экономики принимают решения не самостоятельно, а по указаниям государства. Примеры: налоговое законодательство, правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям.

2. Меры косвенного воздействия. Суть данных методов состоит в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно лишь создает условия к тому, чтобы субъекты экономики самостоятельно выбирали экономические решения, которые соответствуют целям экономической политики .

Существуют еще одна классификация методов реализации экономической политики на основе организационно - институциональных критериев. При данном подходе выделяют: административные, экономические и институциональные методы .

Административные меры. Совокупность административных мер регулирующего действия обеспечивается инфраструктурой. Главная функция административных мер состоит в обеспечении стабильности, основанной на праве обстановки в обществе: сохранение прав собственности, защита конкурирующей среды, обеспечение возможностей свободного выбора и принятия экономических решений. Административные меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения .

Экономические меры. К экономическим мерам относят действия государства, которые с помощью экономических рычагов в отличие от принудительных мер воздействуют на рыночные отношения. Под этими мерами понимают различные методы воздействия на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики.

К экономическим мерам относят:

Финансовую политику, в том числе бюджетную, фискальную политику;

Денежно - кредитную (монетарную) политику;

Экономическое программирование и планирование;

Прогнозирование .

Институциональные меры. Институциональные меры предполагают создание, поддержание и развитие определенных общественных институтов. При этом под «институтом» понимается словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Наличие институтов, означает существование в обществе преобладающего и устойчивого способа мышления или действия, который стал привычкой для определенных социальных групп или обычаем для народа. Примеры: «институт права», «институт собственности» .

В рамках фискальной (налогово-бюджетной) политики к мерам прямого действия относится изменение государственных расходов. Через правительственные расходы осуществляется финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, делаются закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех слоев населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП. К мерам экономического воздействия в рамках фискальной политики следует отнести политику изменения налогов (видов, ставок, порядка взимания).

Регулируя капиталовложения, государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно - денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот .

В рамках денежной политики, государство влияет на денежную массу. Государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную ставку, а тем самым - на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объемы и динамику ВНП. Денежная политика оказывает большое влияние на инфляцию . Одним из направлений является система антиинфляционных мер, к числу которых может быть отнесена политика регулирования доходов, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и организаций.

Социальная политика включает в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума. Она направлена, прежде всего, на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости. Политика в сфере внешнеэкономического регулирования, включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности .

Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет роль и взаимодополняет другие. Система дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и ее составляющие не противоречат друг другу.

Денежно-кредитная политика: теория и практика в России

В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка...

Инструменты финансовой политики государства на современном этапе развития российской экономики

Инфляция в условиях переходной экономики. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику...

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики (Macroeconomic policy instruments) - это рычаги, позволяющие обществу через воздействие на макроэкономический механизм поддерживать стабильный уровень цен, стабильный рост национального объема производства...

Методы и инструменты государственного регулирования

Монетарная или денежно-кредитная политика государства

Поскольку общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы...

Основные направления экономической политики России в целях стабилизация экономики

В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь, прежде всего...

Пути и меры государственного регулирования рынка

Центральный банк страны воздействует на количество денег в обращении, проводя монетарную политику, или политику денежно-кредитного регулирования, в основе которой лежит теория денег...

Разработка государственной экономической политики

В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами...

Тенденции социально-экономического развития в реализации экономической политики

Фискальная политика государства

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства представляет собой совокупность мероприятий, направленных на управление государственным бюджетом, государственными расходами и налогообложением. Таблица 2...

Функции и роль Центрального Банка в современной экономике

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность приемов и операций...

Цели и инструменты макроэкономического регулирования

1. Административные меры Реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику...

Экономическая политика и её направления

Экономическая политика -- это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер...

Экономическая политика: понятия, цели и методы

Эффективное действие экономической политики государства возможно лишь с помощью совокупности различных мер, инструментов, образующий механизм государственного влияния на экономику. Чтобы правильно их использовать...