Какими бухгалтерскими проводками отражается приватизация жилых домов, если износ по ним учитывается за балансом? Определены правила списания с баланса многоквартирных домов.

Подскажите пожалуйста процедуру списания (снятия с баланса) нежилого здания находящиеся на балансе администрации сельского поселения. Здание в полуразрушенном состоянии. опишите, пожалуйста, порядок с самого начала. с чего начинать, какие документы будут нужны?

Ответ

Необходимость списания нежилого здания устанавливает ликвидационная комиссия учреждения, она должна подготовить акт о списании основного средства (ф. 0504104), утверждаемый руководителем учреждения, а также документы для согласования с вышестоящей организацией. В заключении комиссии акта ф. 0504104 должны быть указана дальнейшая судьба нежилого здания. До момента демонтажа или утилизации, либо до принятия решения о реализации или безвозмездной передаче нежилое здание, учитывается на забалансовом счете 02. На основании акта о списании в инвентарной карточке учёта основных средств (ф. 0504031) делается отметка о выбытии здания. Когда основное средство ликвидируют, демонтируют или разбирают, остаются отдельные материалы, которые можно использовать. Такое имущество надо оприходовать. Стоимость полученных материалов определяйте по справедливой стоимости на дату принятия к бухучету. Чтобы подтвердить необходимость ликвидации нежилого здания необходимо провести техническую экспертизу. Такую экспертизу может провести комиссия учреждения, если в ее составе находятся квалифицированные специалисты. В отношении муниципального имущества может быть требование о проведении независимой технической экспертизы, которое закреплено в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления. Результаты экспертизы оформляют актом или заключением. И этот документ, как правило, нужно подавать в вышестоящие ведомства, чтобы получить разрешение списать объект. Поэтому Вашему учреждению необходимо обратиться в вышестоящую организацию за разъяснением необходимости проведения независимой технической экспертизы.

Списанное здание нужно снять с регистрационного учета.

Обоснование

Как оформить и учесть списание основных средств

С 1 января 2018 года ввели критерии, по которым списывают имущество. Чтобы ликвидировать объект, получите решение от комиссии по активам. При необходимости согласуйте ликвидацию с вышестоящим собственником имущества. Далее оформите акты на списание и проведите операции в учете: спишите основное средство и его амортизацию. Годные материалы и запчасти, которые остались от объекта, примите к учету. В рекомендации читайте о новых критериях выбытия основных средств, этапах ликвидации и как отразить списание в учете.

Когда ОС списывают

Когда основное средство можно списать

Основные средства ликвидируют и списывают с учета, если:

 имущество морально устарело или физически износилось;

 случилась авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, и имущество нельзя восстановить;

 обнаружили хищение или недостачу узлов и агрегатов, без которых имущество невозможно использовать, а менять их нецелесообразно;

 выявили порчу имущества;

 объект реконструируют или модернизируют, в результате чего часть имущества становится непригодной;

 приняли решение, что объект не соответствует критериям актива;

 передали в аренду или безвозмездное пользование, принимающая сторона учла его в составе основных средств;

 передали учреждению госсектора, продали или подарили.

Обнаружить это комиссия может при очередной или внеплановой инвентаризации.

Когда принимаете решение списать основное средство, учитывайте критерии, по которым объект перестает быть активом:

 учреждение не контролирует актив, не несет расходы на него и не получает доходы или полезный потенциал;

 учреждение не распоряжается имуществом;

 величину дохода или расхода от выбытия можно оценить;

 прогнозируемые к получению доходы или полезный потенциал, а также прогнозируемые затраты или убытки от выбытия имеют оценку.

Это следует из пунктов 45, 46 Федерального стандарта «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 31.12.2016 № 257н, пункта 81 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности», утвержденного приказом Минфина от 31.12.2016. № 256н, пунктов 20, 51 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Если основное средство состоит из нескольких конструктивно сочлененных предметов, ликвидировать его можно частично. Демонтируйте ту часть объекта, которую нельзя восстановить. Например, чтобы не сносить здание, можно разобрать его отдельный аварийный корпус. Как оформить частичную ликвидацию, читайте в рекомендации.

Нужно ли списать и ликвидировать полностью самортизированное основное средство

Списывайте и ликвидируйте только непригодное имущество, которое нельзя восстановить или дальше использовать экономически невыгодно. Объекты, которые используете, списывать не нужно. 100-процентная амортизация не является самостоятельным основанием, чтобы списать имущество с учета (п. 45, 46 Стандарта «Основные средства», п. 51 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Поэтому продолжайте учитывать такое имущество по нулевой остаточной стоимости.

Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС от 08.02.2010 № 3-3-05/128.

Что делать при ликвидации основного средства

Основные средства списывайте в таком порядке:

1. материально ответственное лицо сообщает руководству, что имущество нужно списать, например, служебной запиской;

2. руководитель создает ликвидационную комиссию, чтобы определить целесообразность использования объекта;

3. сторонняя организация проводит независимую техническую экспертизу;

4. комиссия составляет акт о списании основного средства или дает заключение, что списывать его нецелесообразно;

5. руководитель согласовывает списание с вышестоящими органами;

6. бухгалтер делает записи в учетных документах, что объект списали.

По региональному или муниципальному имуществу

На региональном и местном уровнях порядок, чтобы списать имущество, устанавливают органы исполнительной власти. Например, в Челябинской области такой порядок установлен распоряжением Минпрома Челябинской области от 02.12.2010 № 1439-р. В пункте 9 распоряжения есть условие, что решение о ликвидации принимают с представителем исполнительного органа по управлению имуществом, который состоит в комиссии.

Когда согласовывать списание

В некоторых случаях списание основных средств нужно согласовать с органом по управлению имуществом или учредителем. По федеральному имуществу порядок согласования установлен постановлением Правительства от 14.10.2010 № 834. По региональному и муниципальному имуществу такой порядок устанавливают органы субъектов РФ и местного самоуправления.

Как проходит техэкспертиза ОС

Нужно ли проводить техническую экспертизу при ликвидации основных средств

Чтобы подтвердить ликвидацию основного средства, может понадобиться независимая техэкспертиза или оценка. Например, если этого требует законодательство или члены комиссии не могут определить, что объект восстановить невозможно.

Результаты экспертизы оценщики оформят актом или заключением. Этот документ нужно подавать в вышестоящие ведомства, чтобы получить разрешение списать объект. Например, такое требование по объектам незавершенного строительства есть в приказе Росводресурсов от 23.11.2011 № 294.

По региональному и местному имуществу техэкспертиза может быть закреплена в нормативно-правовых актах субъектов РФ или местного самоуправления. Например, в Смоленской области ее также нужно проводить, если списывают объект незавершенного строительства, реконструкции, расширения или технического перевооружения. Об этом сказано в постановлении администрации Смоленской области от 25.10.2011 № 673.

Акт техэкспертизы составляют на каждое основное средство, которое будут ликвидировать. В нем указывают:

 наименование объекта;

 инвентарный и серийный номера;

 год выпуска;

 балансовую и остаточную стоимость;

 процент износа, причины и характер неисправности, обоснование нецелесообразности ремонта;

 заключение о целесообразности дальнейшего использования.

Какими документами оформить

Как оформить акт о списании при ликвидации объекта основных средств

Если комиссия решила ликвидировать основное средство, она составляет акт о списании имущества на типовом бланке:

 для транспортных средств (ф. 0504105);

 мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);

 литературы, которую исключили из библиотеки (ф. 0504144);

 других основных средств, кроме транспортных (ф. 0504104).

В формах есть реквизит «заключение комиссии», в котором указывают причину, по которой списывают объект. То есть итог результатов осмотра.

Акт, который оформила комиссия, утверждает руководитель учреждения. По федеральному недвижимому или особо ценному движимому имуществу акт сначала согласовывают с учредителем, а потом подписывает руководитель. После этого можно проводить разукомплектование, демонтаж, разбор или утилизацию объекта. Делать это до того, как руководитель утвердит акт, нельзя.

Такой порядок предусмотрен Методическими указаниями по заполнению форм № 0504105, № 0504143, № 0504144, № 0504104, утвержденными приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н, пунктами 34, 52 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктами 9, 10, 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 14.10.2010 № 834, и разъяснен в письме Минфина от 19.12.2013 № 02-06-010/56211.

Ситуация: как обосновать списание основных средств при их моральном или физическом износе

В акте укажите, что ремонтировать и использовать имущество в дальнейшем невозможно или нецелесообразно.

Подтвердить моральный или физический износ можно актом технической экспертизы. Если экспертиза не нужна, объект спишите по решению ликвидационной комиссии, которое указывают в акте на списание. Акты комиссия составляет по унифицированным формам.

Запись, почему объект списывают, может выглядеть так: «Сервер не выдерживает возросшей нагрузки вследствие морального износа. Модернизации не подлежит ». Или: «Автомобиль дальнейшей эксплуатации не подлежит вследствие своего физического износа. Капитальный ремонт нецелесообразен ». Это позволит избежать лишних вопросов при проверке. Если спор возникнет, грамотная причина списания будет весомым аргументом для судей (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 15.04.2008 № А57-13824/06-17, Северо-Западного округа от 02.11. 2004 № А05-3112/04-12).

В каких документах необходимо проставить отметки о выбытии основных средств

По акту о списании сделайте отметки в инвентарных карточках основных средств (ф. 0504031, 0504032), что их списали с учета (Методические указания, утвержденные приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н).

Что остается после ликвидации

Когда основное средство ликвидируют, демонтируют или разбирают, остаются отдельные материалы, узлы и агрегаты, которые можно использовать. Такое имущество надо оприходовать (п. 23 Инструкции № 162н, п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н).

Бухучет

Как отразить в бухучете списание основных средств

Имущество, которое списали с учета и будете демонтировать или утилизировать, учтите на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Подробнее об этом.

Учет основных средств, которые списываете, зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Операции по основным средствам, которые выбывают, отразите проводками:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
Списание основного средства
1. Списана сумма амортизации за период эксплуатации основного средства КРБ.1.104.XX.410 КРБ.1.101.XX.410
2. Списана остаточная стоимость основного средства (по решению комиссии) КДБ.1.401.10.172 КРБ.1.101.XX.410
3. Принято имущество к забалансовому учету в условной оценке 1 руб. (по решению комиссии) Увеличение забалансового счета 02
4. Списано имущество после утилизации (по акту о списании) Уменьшение забалансового счета 02
ХХ - аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

Такой порядок установлен пунктами 10, 121 Инструкции № 162н, пункт 46 Стандарта «Основные средства».

Из ситуации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как учесть материальные запасы, полученные от ликвидации основных средств

Материальные запасы, которые получены при ликвидации основных средств, учтите на основании приходного ордера (ф. 0504207) и требования-накладной (ф. 0504204). Документы составьте на основании акта о списании объектов нефинансовых активов (ф. 0504104) - в нем должна быть отметка о получении материалов в реквизите акта «Результаты выбытия». Это следует из бланка акта, Методических указаний к формам 0504204, 0504207, 0504104, утвержденных приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н, пункта 34 Инструкции № 183н, пункта 34 Инструкции № 174н, пункта 24 Инструкции № 162н и пункта 20 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

Стоимость полученных материалов определяйте по справедливой стоимости на дату принятия к бухучету. Подтвердить размер цен можно заключением независимого оценщика или подготовив собственные материалы и расчеты. Об этом - пункты 52, 59 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

Учет поступивших материальных запасов при ликвидации (разборке, утилизации) основных средств зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Поступление материальных запасов от ликвидации (разборки, утилизации) основных средств отразите проводкой:

Такой порядок установлен пунктом 23 Инструкции № 162н.

До госрегистрации права оперативного управления на полученную недвижимость (по договору дарения, от собственника и т. д.) фактически получается, что имущество поступило в пользование или на содержание учреждения. Такое имущество учитывать на балансе в составе основных средств нельзя. Поэтому учитывайте его на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Как только право оперативного управления будет зарегистрировано и комиссия признает объект активом, учтите его на счете 101.00 «Основные средства». Если это произойдет после 1 января, но до сдачи отчетности - это событие после отчетной даты. В этом случае недвижимость поставьте на баланс датой 31 декабря прошлого года и учтите в годовой отчетности.

Такой вывод следует из пункта 8 Стандарта «Основные средства», пункта 3 Методических рекомендаций по применению Стандарта «Основные средства», доведенных письмом Минфина от 15.12.2017 № 02-07-07/84237, пункта 1.1.4 письма от 02.02.2017 Минфина № 02-07-07/5669, Казначейства России № 07-04-05/02-120.

Правительство определило процедуру списания с баланса министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, государственными предприятиями и органами местного самоуправления многоквартирных домов, в которых расположены помещения частной и других форм собственности. Соответствующий проект постановления Кабмина одобрили вчера, 30 марта, на заседании правительства, передает СтройОбзор.

Порядком списания многоквартирных домов с баланса министерств, ЦОИВ, госпредприятий и органов местного самоуправления предусмотрено, что:

  • списание с баланса многоквартирных домов осуществляется балансодержателем на основании принятого им распорядительного документа;
  • для списания многоквартирных домов с баланса образуется комиссия;
  • комиссия с целью фиксации технического состояния дома перед списанием проводит осмотр дома;
  • по результатам работы комиссии составляется акт о списании многоквартирного дома по форме согласно приложению к постановлению, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается балансодержателем.

Отметим, что согласно проекту постановления Кабмина «Об утверждении порядка списания с баланса многоквартирных домов» процедура списания следующая.

Основанием для списания дома с баланса является наличие в нем помещений частной формы собственности (приватизированные квартиры, встроенные помещения магазинов или офисов и прочее).

Инициатором списания может выступать:

  • балансодержатель, который определяет, имеющиеся в доме помещения частной собственности (может это осуществлять с помощью информации из государственного реестра недвижимости);
  • частный владелец или владельцы помещений путем обращения к балансодержателя о начале процедуры списания с баланса (процедура должна быть начата в 10-дневный срок со дня получения уведомления собственников).

О начале процедуры списания балансодержатель принимает распорядительный документ (приказ, распоряжение) и сообщает об этом жильцам дома.

Балансодержатель утверждает состав комиссии в составе не менее 5 человек (представители балансодержателя, ЖЭКа, управляющего и от совладельцев). Комиссия проводит осмотр для определения технического состояния дома и составляет акт по форме, предусмотренной проектом постановления. Акт представляется на утверждение балансодержателя, после чего процедура считается завершенной. Срок проведения процедуры списания не более 2 месяцев со дня начала процедуры (принятие решения о списании).

Если в доме есть помещения, принадлежащие государству или местному совету, но не оформлены надлежащим образом (не зарегистрированы в государственном реестре недвижимости), то такие квартиры отдельно берутся Министерством, ЦОИВ, на баланс и учет к оформлению необходимых документов.

Напомним, в мае 2015 года вступил в силу Закон Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирных домах», согласно которому ЖЭКи до 1 июля 2016 года должны с писать с баланса многоэтажки, а жильцы должны сами определить, кто будет ответственным за обслуживание их домов.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Какими бухгалтерскими проводками отражается приватизация жилых домов, если износ по ним учитывается за балансом?

К сожалению, вопрос задан нечетко. Но, видимо, речь идет о списании с баланса жилых домов, которые принадлежали предприятию, а затем были приватизированы. Исходя из такого толкования вопроса, мы и дадим ответ.
Как известно, приватизация жилых домов - это бесплатная или, другими словами, безвозмездная передача в собственность граждан занимаемого ими жилья. Поэтому такие жилые дома должны быть списаны с баланса предприятия.
В бухгалтерском учете любое выбытие основных средств (в том числе и при безвозмездной передаче жилья) отражается по кредиту счета 01 "Основные средства" и дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" (субсчет 91-2 "Прочие расходы"). Обычно эта проводка делается на остаточную стоимость основных средств. Однако списание жилых домов имеет свои особенности. Дело в том, что в бухгалтерском учете жилые дома числятся по первоначальной стоимости. Суммы начисленного износа по ним в балансе предприятия не отражаются, а учитываются по дебету забалансового счета 010 "Износ основных средств". В связи с этим объекты жилищно-коммунального хозяйства списываются с баланса предприятия по первоначальной стоимости. А суммы начисленного износа по ним отражаются по кредиту счета 010 "Износ основных средств".
Пример. На балансе государственного унитарного предприятия "Азимут" числится жилой дом, первоначальная стоимость которого 500 000 руб. Сумма начисленного износа составляет 65 000 руб.
При списании данного объекта с баланса в бухгалтерском учете ГУП "Азимут" будут сделаны следующие проводки:
Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 01
- 500 000 руб. - списан жилой дом по первоначальной стоимости;
Кредит 010
- 65 000 руб. - списан износ по жилому дому.
В соответствии со ст.146 Налогового кодекса безвозмездная передача имущества (в том числе и основных средств) облагается налогом на добавленную стоимость. Освобождается от него только имущество, передаваемое в порядке приватизации государственными и муниципальными предприятиями. Если же безвозмездно передается жилье, принадлежащее акционерному обществу, обществу с ограниченной ответственностью и т.д., то со стоимости этого имущества предприятие должно заплатить НДС.
О.Нестеркина
Эксперт "Расчета"
Подписано в печать
29.11.2002
"Расчет", 2002, N 12

...Я - ПБОЮЛ, торгую в розницу через магазин на основании свидетельства об уплате ЕНВД. Иногда предприятия рассчитываются со мной по безналичному расчету, покупая товар для хозяйственных нужд. Являются ли эти операции розничной торговлей или же признаются оптовыми операциями и облагаются налогами в общеустановленном порядке? »

Л.А. Елина, экономист-бухгалтер
С.А. Верещагин, независимый эксперт по методологии бухгалтерского учета и налогообложения

Ликвидируем ненужную недвижимость

Отражаем в бухгалтерском и налоговом учете снос здания, дальнейшее использование которого нецелесообразно

Тексты упоминаемых Писем Минфина доступны: раздел «Финансовые и кадровые консультации» системы КонсультантПлюс (информационный банк «Финансист»)

Ликвидация недвижимости - сложная и затратная операция. Как правило, недвижимость ликвидируют, если она стала мешать организации. К примеру, стала нерентабельной: затраты на ее содержание существенно превышают сумму дохода, получаемого от ее использования. Или бывает, что на месте старого объекта предполагается возвести что-то более новое (более мощное, экономичное, современное), эксплуатация или продажа чего должна принести больше дохода. С налоговым и бухгалтерским учетом ликвидации недвижимости, учтенной как основное средство, мы и будем разбираться. Но сразу оговоримся: данная статья не касается вопросов, связанных с принудительным сносом недвижимости (как, например, в случаях сноса самовольных построек).

Оформляем документы на ликвидацию

Итак, устаревшая недвижимость напрасно занимает место и не приносит должного дохода. Ее снос вызывает сложности не столько с учетно-бухгалтерской точки зрения, сколько с точки зрения организационно-согласовательной. Ведь снос зданий - это не разбор шкафа в офисе.

ЭТАП 1. Принимаем и оформляем решение о ликвидации недвижимости

Прежде всего организация должна зафиксировать на бумаге свое решение о ликвидации недвижимости.

По правилам, установленным для ликвидации основных средств, надо создать ликвидационную комиссию. Для этого руководитель должен подписать приказ о ее назначении. В состав ликвидационной комиссии надо включить главного бухгалтера (бухгалтера) и лиц, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

Также в комиссию целесообразно включить представителей технической (или инженерной) службы.

Цель работы комиссии - оценить, нужно ли сносить здание или нетп. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее - Методические указания) . Само это решение, а также его обоснование комиссия должна отразить в акте на списание объекта основных средств по форме № ОС-4.

Часто бывает, что руководитель (он же единоличный собственник) самостоятельно принимает решение о сносе здания. В этом случае создавать комиссию нет смысла. Но акт на списание объекта основных средств вам все равно лучше сделать. Поскольку форма № ОС-4 - унифицированная. И чтобы не спорить с проверяющими по вопросу того, почему вы неправильно заполнили унифицированную форму (а уж тем более вообще не заполнили ее), лучше составить акт ОС-4 по инструкции - «как надо».

Кстати, забегая вперед, скажем, что акт ОС-4 важен и для обоснования расходов, связанных со сносом здания, в налоговом учете. Ведь он (по пока еще действующим правилам) является обязательным документом, подтверждающим сам факт сноса здания.

Из авторитетных источников

Главный специалист-эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“ По действующему законодательству первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Законом «О бухгалтерском учете»п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» .

Для случаев ликвидации объекта ОС в альбомах унифицированных форм содержится форма первичного учетного документа - форма № ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 . Следовательно, при списании основного средства (здания) надо оформить именно акт по форме № ОС-4, который должен быть подписан членами ликвидационной комиссии.

На мой взгляд, самостоятельно составленный организацией документ (полностью заменяющий собой акт по форме № ОС-4) не должен быть принят к учету в качестве первичного документа” .

Итак, акт ОС-4 вам понадобится. Но будьте готовы к сложностям с его заполнением, поскольку форма этого акта не учитывает всех нюансов ликвидации недвижимости: она предназначена для списания различных основных средств.

Если решение о ликвидации выносит комиссия, а руководитель утверждает его, то, чтобы заполнить этот акт достоверно, придется вносить в него дополнительные реквизиты. Поскольку в нем надо отразить, помимо самого принятого решения о ликвидации, еще и ее результаты. Ведь ликвидировать недвижимость за 5 минут просто невозможно. В этом случае понадобятся как минимум разные строки для дат подписания первых двух разделов акта (составляемых до ликвидации) и третьего его раздела. Третий раздел называется «Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания», и составить его должна бухгалтерия по результатам ликвидации.

Но можно пойти и по другому пути. К примеру, можно составить отдельный приказ руководителя, утверждающий решение о сносе здания. А акт ОС-4 бухгалтерия составит исключительно для отражения в учете результатов сноса. Но даже в этом случае не отменяется требование о подписании данного акта ликвидационной комиссией и утверждения его руководителем.

Поиск ответов на вопросы, как же правильно заполнять акт ОС-4 при сносе недвижимости, осложняется тем, что ни Минфин, ни Росстат, ни какое-либо другое ведомство в настоящее время не могут разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов. Также они не имеют полномочий давать разъяснения по их применениюПисьмо Минфина России от 14.10.2010 № 03-04-05/8-622 . А между тем жесткая привязка Закона о бухучете к этим унифицированным формам сохраняется.

Чтобы прояснить непростую ситуацию, сложившуюся с оформлением ликвидации недвижимости в бухучете (в частности, с заполнением акта ОС-4), мы обратились в Минфин.

Из авторитетных источников

Начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России

“ Унифицированные формы первичных документов - это уже отжившее явление. Государственная функция по утверждению таких форм и установлению требований к их заполнению признана избыточной. Нет госоргана, в компетенцию которого она бы входила. В законопроекте о бухучете, который сейчас рассматривается в Думе, не предусматриваются какие-либо типовые формы документов, там есть только требования к реквизитам.

Так что вопрос о том, какие дополнительные документы (помимо акта ОС-4) нужно составлять при ликвидации недвижимости, остается на усмотрение организации. Конечно, в каждом самостоятельно разработанном документе должны быть необходимые реквизиты и он действительно должен подтверждать свершившийся факт хозяйственной жизни” .

Итак, какой бы вариант оформления документов (в том числе и акта ОС-4) вы ни выбрали, главное, чтобы из них было понятно, что и когда происходило. Поскольку эти даты могут понадобиться, в числе прочего, и для отражения операций в учете (о чем мы дальше подробно поговорим).

ЭТАП 2. Согласовываем ликвидацию недвижимости с надзорными органами

Для получения разрешения на работы по ликвидации недвижимости организациям, как правило, приходится обращаться в местную администрацию с целым пакетом документов.

Так, к примеру, в Москве собственник здания (если оно не является объектом культурного наследия и не находится на исторически сложившихся и исторически особо ценных территориях) может снести его на основаниип. 2.1.4 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП :

  • <или> разрешения на снос, выданного Главным управлением охраны памятников г. Москвы;
  • <или> распоряжения префекта административного округа (главы управы района).

Согласования разрешений на снос ценных зданий, расположенных в исторической части города, более сложные.

Кроме того, при сносе здания необходимо согласовать с московскими чиновниками и процесс утилизации и переработки строительного мусорапп. 2.3.12, 2.3.13 Правил... утв. Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП .

Также до начала работ в Технической инспекции Объединения административно-технических инспекций г. Москвы надо получить ордер на их производство. И для получения каждой бумажки понадобится целый пакет документов.

А чтобы простимулировать собственников в собирании этих документов и заинтересовать их в получении согласований, за самовольный снос зданий в Москве предусмотрен административный штрафст. 7.4. Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» :

  • для должностных лиц - от 1000 до 5000 руб.;
  • для организаций - от 200 000 до 300 000 руб.

Другой пример: Горно-Алтайск. Разрешение на снос здания в этом городе выдает Управление архитектуры и градостроительствапп. 15.2., 15.3. Правил землепользования и застройки в городе Горно-Алтайске, утв. Решением Горно-Алтайского городского совета депутатов от 15.09.2005 № 29-3 . И конечно, для получения такого разрешения тоже надо представить ряд документов (по перечню, установленному Правилами землепользования).

Во многих городах подготовку и выдачу разрешений на снос или демонтаж объектов возлагают на определенный отдел местной администрации (например, отдел архитектуры и градостроительства, отдел архитектуры и городского хозяйства и т. д.).

Поэтому четкий перечень нужных именно вам документов для согласования сноса своего здания надо узнавать в местной администрации.

ЭТАП 3. Ликвидируем недвижимость и оформляем результаты

По завершении сноса или демонтажа недвижимости, как мы уже говорили, заполняем раздел 3 акта по форме № ОС-4. Кроме того, совсем нелишним будет приложить к этому акту копию документа службы технической инвентаризации (справки БТИ о сносе и о снятии с кадастрового учета)п. 9 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета... утв. Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921 .

Также надо проставить в инвентарной карточке по форме № ОС-6утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 отметку о выбытии объекта основных средствп. 80 Методических указаний .

Заключительным этапом в документировании сноса здания будет оформление прекращения права собственности на недвижимость, которое надо обязательно регистрироватьст. 235 ГК РФ . Ведь только когда в Едином госреестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним будет сделана запись о прекращении права собственности на недвижимость, организация перестанет быть собственником этой недвижимостипп. 1, 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» . Но, как мы увидим дальше, с точки зрения бухгалтерского и налогового учета этот документ сейчас не столь важен.

Помимо вышеназванных документов, для отражения операций по ликвидации недвижимости в бухгалтерском и налоговом учете понадобятся договоры на услуги подрядчиков, акты выполненных работ, платежные документы и другие.

Разбираемся, когда и как списать остаточную стоимость ликвидируемой недвижимости

При отражении в учете ликвидации недвижимости, прежде всего, надо разобраться с тем, куда и когда мы спишем ее остаточную стоимость (конечно, если недвижимость не была полностью самортизирована). И в бухгалтерском, и в налоговом учете есть несколько интересных моментов, которые надо рассмотреть подробнее.

Решаем, как списывать остаточную стоимость недвижимости

СИТУАЦИЯ 1. Сносим здание и не планируем ничего строить в ближайшем будущем.

В налоговом учете признание остаточной стоимости в расходах зависит от метода начисления амортизации:

  • <если> амортизация начислялась линейным методом, то:
  • прекратить начисление амортизации при линейном методе вы должны с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство выбыло из состава амортизируемого имущества по любым основаниям (либо его стоимость полностью списана)п. 5 ст. 259.1 НК РФ . Значит, нельзя амортизировать здание, которое вы не используете и больше не планируете использовать в своей деятельности (даже если оно еще не снесено);
  • остаточную стоимость ликвидированной недвижимости надо полностью учесть в составе внереализационных расходовп. 5 ст. 259.1 , подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ ; . Сделать это надо уже после сноса зданияПисьма Минфина России от 07.02.2011 № 03-03-06/2/27 , от 09.07.2009 № 03-03-06/1/454 , от 21.10.2008 № 03-03-06/1/592 , от 19.09.2007 № 03-03-06/1/675 , от 17.01.2006 № 03-03-04/1/27 и отражения его результатов в акте по форме № ОС-4. Правильность такого подхода нам подтвердили в Минфине.

Из авторитетных источников

“ Амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности и используется им для извлечения доходап. 1 ст. 256 НК РФ . А начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниямп. 5 ст. 259.1 НК РФ . Таким образом, амортизация прекращает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда объект основных средств перестал использоваться в деятельности организации. При этом непосредственно снос здания может быть сделан позже.

Учесть в составе налоговых расходов остаточную стоимость снесенного здания можно только на основании полностью оформленного акта по форме № ОС-4, поскольку (как мы уже разобрались) именно он является обязательным первичным документом, необходимым для оформления данной операцииподп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ ” .

Минфин России

На всякий случай помните, что:

  • восстанавливать амортизационную премию (если она применялась) при сносе недвижимости не надо. Поскольку амортизационная премия восстанавливается только в случае реализации (а не ликвидации) основного средства до истечения 5 лет с момента приобретенияп. 9 ст. 258 НК РФ ; Письма Минфина России от 20.03.2009 № 03-03-06/1/169 , от 16.03.2009 № 03-03-05/37 ; Письмо ФНС России от 27.03.2009 № ШС-22-3/232@ ;
  • постепенно признавать в налоговом учете убыток от списания снесенного здания (объекта ОС) тоже не нужно. Ведь убыток, который нужно включать в прочие расходы равными долями в течение оставшегося срока эксплуатации, может появиться только в случае продажиподп. 1 п. 1 , п. 3 ст. 268 НК РФ ;
  • <если> амортизация начислялась нелинейным методом , то ликвидированную недвижимость надо просто исключить из амортизационной группып. 13 ст. 259.2 , подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ . Однако суммарная стоимость основных средств этой группы не изменится, и получится, что стоимость недвижимости вы будете продолжать списывать через амортизациюПисьмо Минфина России от 20.12.2010 № 03-03-06/2/217 .

СИТУАЦИЯ 2. Сносим здание для новой стройки.

Посмотрим, будут ли какие-либо отличия в случае, если вы планируете снести здание для того, чтобы на его месте построить нечто новое. Как в этом случае учитывать расходы на ликвидацию недвижимости (включая стоимость работ по сносу или демонтажу), а также остаточную стоимость:

  • <или> как самостоятельные расходы - то есть так же, как и в случае ликвидации недвижимости без последующего строительства;
  • <или> как часть капитальных расходов на строительство нового здания - ведь руины сносятся именно для того, чтобы на их месте возвести новый объект.

На этот вопрос уже дал ответ Минфин: учитывать расходы на демонтаж и ликвидацию в составе капитальных вложений в новое строительство оснований нет ни в бухгалтерском, ни в налоговом учетеПисьмо Минфина России от 11.09.2009 № 03-05-05-01/55 ; п. 31 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н ; подп. 8 п. 1 ст. 265 , подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ . Но этот ответ касается сноса для планируемого (в неопределенном будущем) строительства.

А вот будут ли какие-то особенности, когда снос здания - отдельный этап работ при новом строительстве? Ведь в этом случае расходы на снос здания, как правило, отражены в смете строительных работ. Специалисты финансового ведомства считают так.

Из авторитетных источников

“ В случае, когда расходы на снос здания учтены в смете на новое строительство, возможны две различные ситуации. Все зависит от того, откуда взялось здание, которое было снесено.

Ситуация 1. Организация купила или взяла в долгосрочную аренду земельный участок с ветхим зданием для того, чтобы строить новый объект. Это ветхое здание не нужно, его приобрели как нагрузку, а не как благо. В этом случае все затраты на его снос включаются в стоимость нового объекта недвижимости. Если организация покупала земельный участок - то в стоимость земельного участка.

Ситуация 2. Снесенное здание было ранее основным средством у самой организации. Тогда и остаточная стоимость, и затраты на снос надо отнести на текущие расходы.

Логика такая: надо смотреть, с каким доходом связаны те или иные затраты. В первом случае затраты организации сделаны ради будущих доходов. А во второй ситуации доходы от использования здания уже были получены в прошлом” .

Минфин России

Поскольку мы рассматриваем случай, когда организация ликвидирует здание, которое было у нее на балансе учтено как основное средство, то расходы на его снос и остаточную стоимость надо учесть в качестве самостоятельных расходов независимо от того, будет ли на его месте что-то построено или нет.

Определяемся, когда списать недвижимость с баланса в качестве ОС

Остаточную стоимость снесенной недвижимости можно полностью учесть в прочих расходах (на счете 91-2 «Прочие расходы»)пункт 4 , п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н . С этим все ясно (и, как мы уже выяснили, совершенно неважно, планируете ли вы что-то строить на месте своего старого здания или нет).

Вопрос - когда это можно и нужно сделать? И он особенно важен потому, что от бухгалтерской стоимости основных средств зависит налог на имуществоп. 1 ст. 374 НК РФ . Если вы спишете недвижимость раньше, чем нужно, проверяющие доначислят налог на имущество и пени. До недавнего времени (а точнее - до внесения поправок в правила бухучета, действующих с 01.01.2011, о которых мы рассказывали вам в , 2011, № 7) Минфин настаивал на том, что недвижимость нельзя списать с баланса до тех пор, пока организация не зарегистрировала утрату ею права собственности на эту недвижимостьПисьмо Минфина России от 28.01.2010 № 03-05-05-01/02 . И контролирующие органы требовали уплаты налога на имущество до этого момента.

Но бухгалтерский учет недвижимости никак не зависит от государственной регистрации перехода (прекращения) права собственности на нее. С этим уже согласен и МинфинПисьмо Минфина России от 22.03.2011 № 07-02-10/20 (подробнее об этом - на с. 5 , 2011, № 8).

Так как же определить момент списания недвижимости с баланса в качестве основного средства? За разъяснениями мы обратились к специалистам финансового ведомства.

Из авторитетных источников

“ Это сложный вопрос, потому что практика расходится с требованиями нормативных документов. ПБУ 6/01 требует списывать ОС тогда, когда оно прекратило приносить экономические выгоды организации. И получается, что не всегда это можно подтвердить датой акта о списании по форме № ОС-4. Ведь если решение о ликвидации здания принято, когда сотрудники еще работают в нем (оно используется), то это еще не списание. Списать основное средство нужно тогда, когда оно перестало использоваться и стало понятно, что его использование больше не предполагается. Это может быть приказ руководителя о прекращении использования здания и начале подготовки к сносу. Или еще какой-то документ, из которого содержательно следует, что с этой даты эксплуатация объекта прекращена и дальше предполагается его снос. При этом даже не важно, когда его фактически снесут. К примеру, пока нет денег на снос. Главное, что здание не приносит экономической выгоды и мы не можем его использоват ь” .

Минфин России

Значит, недвижимость можно и нужно списать с бухгалтерского учета в качестве ОС в тот момент, когда стало ясно, что она не может принести вам экономической выгоды - то есть вы ее уже не используете и не планируете использовать в дальнейшем. И этот момент уж точно не зависит от государственной регистрации прекращения права собственности на эту недвижимость.

Если решение о сносе здания принято вашей организацией одновременно с решением о прекращении его использования (и организация действительно перестала пользоваться зданием), то дату списания здания с учета определить несложно. Это будет дата принятия решения о сносе. Если вы не планируете сносить здание сразу, то в бухучете целесообразно отразить его условную оценку на забалансовом счете. А списать здание с забалансового учета можно будет после его сноса.

Обращаем внимание на разницу между налоговым и бухгалтерским учетом

И еще один момент. Из-за того что между днем принятия решения о сносе и днем реального сноса здания обычно проходит некоторое время, между налоговым и бухгалтерским учетом могут возникнуть разницы во времени признания недоамортизированной стоимости здания в расходах (даже если в налоговом учете амортизация начислялась линейным методом). Ведь получается, что:

  • прекратить начисление амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете надо одновременно - начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о том, что больше здание не используется и использоваться не будет;
  • на дату принятия решения о прекращении использования здания надо списать его стоимость в бухучете, а вот в налоговом учете надо дождаться реального сноса здания (полного заполнения акта ОС-4).

Если принятие решения о том, что здание больше не может приносить пользу, и его реальный снос укладываются в один квартал, то сложностей нет. А вот если этот процесс растянут на бо´ л -ьший промежуток времени, отражать временные разницы по ПБУ 18/02 придется.

Разбираемся, надо ли восстанавливать НДС с остаточной стоимости

СИТУАЦИЯ 1. Недвижимость принята к учету и введена в эксплуатацию до 01.01.2001.

Внимание

НДС по недвижимости, принятый к вычету до 2001 г., восстанавливать не нужно.

Поскольку мы рассматриваем ликвидацию недвижимости, то весьма вероятно, что речь идет о неких устаревших (морально или физически) строениях. И не исключено, что они приобретены вами довольно давно. Если это произошло до 2001 г., то у вас вообще нет обязанности восстанавливать НДС. По правилам Налогового кодекса восстанавливать надо только тот налог, который был принят к вычету по правилам этого же Налогового кодекса (гл. 21 НК РФ)п. 3 ст. 170 НК РФ . Следовательно, если входной НДС вы принимали к вычету по Закону об НДСст. 7 Закона РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» , то вам восстанавливать ничего не нужноПостановление ФАС ПО от 28.10.2008 № А65-610/2007-СА2-22 .

СИТУАЦИЯ 2. Недвижимость принята к учету и введена в эксплуатацию в 2001 г. и позднее.

Если не восстановить ранее принятый к вычету НДС по ликвидированной недвижимости, приобретенной после 2001 г., то это может привести к судебному разбирательству с налоговиками. Правда, вероятность выиграть спор почти стопроцентная.

Сразу скажем, что в этой ситуации контролирующие органы ратуют за то, чтобы организации восстанавливали НДС при ликвидации недоамортизированных в бухучете основных средств - ведь такие ОС вы больше не будете использовать в деятельности, облагаемой НДСПисьмо Минфина России от 29.01.2009 № 03-07-11/22 . Сумму восстанавливаемого налога надо определять как часть входного НДС, принятого ранее к вычету, пропорциональную остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценокподп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ . После того как вы восстановите сумму НДС, ее можно включить в прочие расходы при расчете налога на прибыльПисьмо Минфина России от 07.12.2007 № 03-07-11/617 . В бухучете этот НДС тоже можно признать расходом (учесть на субсчете 91-2 «Прочие расходы»)пункт 4 , п. 11 ПБУ 10/99 .

Однако пока в Налоговом кодексе нет обязанности по восстановлению НДС при списании (ликвидации) недоамортизированных основных средствп. 3 ст. 170 НК РФ . Поэтому арбитражные суды поддерживают организации, которые не восстанавливают входной налогПостановления ФАС МО от 27.04.2010 № КА-А40/2005-10 , от 13.01.2009 № КА-А40/12259-08 ; ФАС ЦО от 10.03.2010 № А35-8336/08-С8 ; ФАС ПО от 23.09.2010 № А12-1810/2010 , от 11.10.2007 № А55-733/2007 ; ФАС СКО от 02.08.2010 № А32-47184/2009-19/807 ; ФАС ВСО от 19.02.2007 № А33-8478/06-Ф02-375/07 .

Учитываем расходы, связанные с ликвидацией недвижимости, и НДС по ним

Помимо остаточной стоимости, как правило, будут и другие расходы. К примеру, расходы на демонтаж, на вывоз мусора, на оплату других услуг исполнителей. Не говоря уже о расходах на согласование самой ликвидации. Все эти расходы смело учитываем и в бухгалтерском учете, и при расчете налога на прибыльпункт 4 , п. 11 ПБУ 10/99 ; подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ ; Письмо Минфина России от 21.10.2008 № 03-03-06/1/592 .

А вот с НДС все немного сложнее. Если ваши подрядчики или иные исполнители работ - плательщики этого налога, то вам надо разобраться с одним непростым вопросом: можно ли принять к вычету входной НДС с «ликвидационных» услуг? В этом вопросе традиционно две позиции (разумеется, рассматриваем ситуацию, когда сносимая недвижимость ранее использовалась в облагаемой НДС деятельности).

ПОЗИЦИЯ 1. Минфиновская: НДС по работам и услугам подрядчика по ликвидации основных средств принять к вычету нельзя , от 22.10.2010 № 03-07-11/420 .

Финансовое ведомство считает, что поскольку ликвидация основных средств не относится к операциям, облагаемым НДС, то и к вычету входной НДС по ликвидационным (демонтажным) работам принять нельзяп. 2 ст. 171 НК РФ .

ПОЗИЦИЯ 2. Судебно-перспективная: входной НДС по ликвидационным работам и услугам принять к вычету можно.

К такому выводу, кстати, уже приходил Президиум ВАС РФПостановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 17969/09 . Он считает, что использование объекта основных средств в деятельности организации имеет комплексный характер и включает в себя установку, эксплуатацию, а при возникновении производственной необходимости - и ликвидацию основного средства. Из этого следует, что у организаций есть право на вычет НДС, уплаченного подрядчику при ликвидации объекта основных средств.

Вывод

Как видно из писем Минфина, на позицию контролирующих органов мнения арбитражных судов пока не повлиял иПисьма Минфина России от 02.11.2010 № 03-03-06/1/682 , от 22.10.2010 № 03-07-11/420 .

Так что если примете НДС по демонтажно-ликвидационным работам к вычету - готовьтесь к конфликту с проверяющими.

Итак, безопаснее следовать минфиновской позиции и не принимать к вычету НДС по ликвидационно-демонтажным работам.

Но здесь появляется еще одна загвоздка: что делать с не принятым к вычету НДС? Более четко вопрос можно сформулировать так: можно ли входной НДС, уплаченный подрядчику и не принятый к вычету, включить в стоимость ликвидационных работп. 2 ст. 170 НК РФ ?

Раз уж мы не приняли к вычету входной НДС, то логично было бы включить его в стоимость самих работ, а затем все вместе учесть как прочие расходы в бухучетепункт 4 , п. 11 ПБУ 10/99 и как внереализационные расходы в учете налоговомподп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ .

НДС по ликвидационно-демонтажным работам безопаснее не принимать к вычету, а включить в расходы. Так не будет споров с налоговиками.

Не будем ходить вокруг да около: налоговики против учета несостоявшегося вычета НДС в расходах. Аргументы такие: входной НДС учитывается в стоимости товаров (работ, услуг) в случае, если они приобретены для операций, не подлежащих налогообложениюподп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ , но к таким операциям ликвидация основного средства не относитсяст. 149 НК РФ . Ведь в этом случае вообще нет объекта обложения НДСп. 1 ст. 39 , п. 1 ст. 146 НК РФ . Значит, и НДС со стоимости демонтажно-ликвидационных работ нельзя учесть при налогообложении прибыли. Все эти аргументы проверяющие приводят в судах.

Однако арбитражные суды, рассматривая споры о том, куда деть не принятый к вычету НДС, позицию налоговиков не разделяют. Они не видят принципиальных различий между понятиями «отсутствие объекта налогообложения» и «операции, не подлежащие налогообложению». Поэтому раз налогоплательщик не принял к вычету НДС по демонтажным работам, то, по мнению судов, НДС надо включить в стоимость самих работ и учесть при расчете налога на прибыль как внереализационный расходПостановления ФАС МО от 14.05.2009 № КА-А40/3703-09-2 ; Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2009 № 09АП-8136/2009-АК , от 02.06.2009 № 09АП-8085/2009-АК ; ФАС СЗО от 03.09.2007 № А05-789/2007 ; ФАС ПО от 26.09.2006 № А57-31622/2005-22 ; ФАС ВВО от 26.12.2007 № А31-2632/2007-23 . Должна же ведь быть хоть какая-то справедливость.

Кстати, наш журнал уже публиковал точку зрения специалистов Минфина России по этому вопросу, которые разрешают списать на расходы НДС по работам подрядчиков, не принятый к вычету (разъяснение Е.Н. Вихляевой вы можете прочитать в , 2009, № 18, с. 58).

И пусть вас не смущает тот факт, что одни суды разрешают принять к вычету НДС, а другие разрешают этот НДС учесть в расходах. Вывод из всех этих решений можно сделать такой: суды налогоплательщиков поддерживают, как бы они ни распоряжались входным НДС по ликвидационным работам (как в случае, если они приняли его к вычету, так и в случае, когда входной НДС учтен в стоимости работ и списан на расходы).

Считаем доходы от ликвидации недвижимости

В результате разборки здания может образоваться много различных материалов. И некоторые из них вы можете либо сами использовать, либо продать. В этом случае все, что вы сочтете полезным, надо оприходовать. Для этого надо составить акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, по форме № М-35утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а .

Для оприходованных ценностей надо определить их рыночную стоимость. Ее вы должны учесть на дату списания недвижимости:

  • в бухгалтерском учете - в качестве прочих доходовп. 9 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н ; , подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ ; Письмо Минфина России от 30.09.2010 № 03-03-06/1/621 .

    Пример. Отражение в учете ликвидации объекта недвижимости

    / условие / На балансе организации находится здание (приобретенное до 2001 г.) первоначальной стоимостью 5 000 000 руб. (как в бухгалтерском, так и в налоговом учете). Для упрощения примера предположим, что сумма начисленной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете одинаковая - 3 500 000 руб.

    Организация перестала использовать здание и приняла решение о его сносе. Оба эти решения приняты одновременно (в апреле 2011 г.) и отражены в разделах 1 и 2 акта на списание объекта основных средств по форме № ОС-4.

    Для сноса организация привлекла подрядную организацию, стоимость ее работ - 450 000 руб. плюс НДС 81 000 руб. (всего 531 000 руб.). Здание снесено в мае 2011 г.

    Стоимость оставшихся после демонтажа материалов, пригодных для дальнейшего использования, установлена в размере 90 000 руб. Результаты сноса отражены в разделе 3 акта по форме № ОС-4 в мае 2011 г.

    / решение / Поскольку здание приобретено до 2001 г., нет необходимости восстанавливать НДС при сносе этого здания.

    Организация решила не принимать к вычету НДС по демонтажным работам, выполненным сторонней организацией, и включила их в стоимость этих работ.

    В бухучете будут сделаны следующие записи.

    Содержание операции Дт Кт Сумма, руб.
    Списана первоначальная стоимость ликвидированного здания 01 «Основные средства» 5 000 000
    Списана амортизация по ликвидированному зданию 02 «Амортизация основных средств» 01, субсчет «Выбытие объектов основных средств» 3 500 000
    Списана остаточная стоимость здания 91-2 «Прочие расходы» 01, субсчет «Выбытие объектов основных средств» 1 500 000
    Стоимость здания в условной оценке отражена за балансом 1 000
    В бухучете со следующего месяца амортизация больше не будет начисляться
    На дату завершения ликвидации здания и подписания акта выполненных работ по сносу здания (на дату оформления раздела 3 акта по форме № ОС-4 - в мае 2011 г.)
    Отражены расходы на оплату работ подрядной организации, включая НДС, который к вычету решено не принимать 91-2 «Прочие расходы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 531 000
    10 «Материалы» 91-1 «Прочие доходы» 90 000
    Стоимость здания списана с забалансового учета 013 «Здания, подлежащие сносу» 1 000

    Налоговый учет операций по ликвидации.

    Наименование операции Классификация дохода/расхода Сумма, руб. Документ
    На дату принятия решения о том, что здание больше не будет использоваться организацией (на дату утверждения руководителем разделов 1 и 2 акта по форме № ОС-4 - в апреле 2011 г.)
    Здание исключено из состава амортизируемого имущества, начисление амортизации по нему будет прекращено со следующего месяца (с мая 2011 г.)
    На дату утверждения руководителем результатов сноса (на дату оформления документов о сносе здания и раздела 3 акта по форме № ОС-4 - в мае 2011 г.)
    Учтены расходы в виде остаточной стоимости здания
    (5 000 000 руб. – 3 500 000 руб.)
    Внереализационный расходподп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ 1 500 000 Полностью заполненный акт по форме № ОС-4, документы о сносе здания
    Учтены расходы на работы по сносу здания
    (450 000 руб. + 81 000 руб.)
    Внереализационный расходподп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ 531 000 Договор на подрядные работы, акт выполненных подрядных работ
    Оприходованы материалы, пригодные к дальнейшему использованию Внереализационный доходп. 13 ст. 250 , подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ 90 000 Акт об оприходовании материальных ценностей по форме № М-35

    Как видим, нюансов при сносе недвижимости масса. Всем им должны уделить внимание и руководство, и бухгалтерия. И лучше сделать это ДО СНОСА.

Наверное, так можно сказать о ситуации, которая складывается с некоторыми многоквартирными домами в столице и других городах Украины.

Как известно до 1 июня 2018 года многоквартирными домами должен будет управлять специальный управитель или созданное ОСМД (ОССБ – укр. мов). Поэтому местные власти стали списывать с баланса многоквартирные дома, особенно это касается домов, которые раньше находились на балансе государственных предприятий и не создали ОСМД или не определились с управляющей компанией.

В такой ситуации, по сути, все проблемы дома ложатся на плечи жильцов. Хотя, и проблемы в других домах тоже лежат на совладельцах многоквартирного дома.

  • Конечно, в такой ситуации лучше действительно всё взять официально в свои руки и создать ОСМД. Ведь именно ОСМД позволяет самим собственникам управлять домом: выбирать поставщика услуг, управителя, формировать обслуживающий технический персонал дома, эффективно управлять общим имуществом дома (сдавать в аренду общие помещения, паркоместа, размещать рекламу и пр).
  • Обязательно делегировать своего представителя в местный орган власти (комиссию относительно вопросов выбора управителя). Стоит сказать, что действующие законодательство не устанавливает императива относительно устранения балансодержателем существующих технических проблем дома перед его списанием с баланса (раньше такое было, но с 2015 года норма была упразднена). Но, лучше составить такой список недочётов и передать в местный орган власти для информации и обоснования участия дома в программе «30/70», если будет создано ОСМД.
  • Обязательно добиваться получения копий всех документов касающихся списания с баланса дома.
  • Если дом был передан органом местного самоуправления в управления коммунальной компании (здесь могут быть и коммунальные компании и частные), то жильцам обязательно следует делегировать своего представителя в комиссию по конкурсному отбору управителя.
  • Следует ознакомиться с тарифами на управление. Ведь уборка, вывоз мусора, дополнительные услуги могут устанавливаться местными органами власти, которые могут разрешить управителю взимать дополнительные платежи, например, некоторые частные ЖЭКи установили плату за справки.

Необходимо помнить, что ОСМД может быть создано совладельцами многоквартирного дома в любой момент, если даже домом управляет выбранный управитель.

После созданий ОСМД и принятия решения о принятии на баланс ОСМД дома – все права по управлению дома переходят именно ОСМД. Власти, старые ЖЭКи, ЖЭКи которые создали застройщики должны передать всю техническую документацию на дом ОСМД. Надо сказать, что именно указанный процесс передачи идёт очень трудно – ЖЭКи, особенно частные, и которые создали застройщики, не спешат передавать документацию, ведь они теряют контроль над домом, а значит и доходы. Здесь прямая дорога в суд. И суды очень часто удовлетворяют такие иски ОСМД.

Действующее законодательство позволяет ОСМД получить бесплатно в собственность земельный участок необходимый для обслуживания собственного дома (этот вопрос был урегулирован в 2015 году). Иными словами местные власти обязаны передать такой земельный участок ОСМД, для этого необходима техническая документация на дом.

Далее ОСМД должно определиться с поставщиками услуг. Здесь тоже хватает проблем, особенно с монополистами водоканалами, поставщиками газа, отопления. Монополисты очень осторожно подходят к заключению договоров с ОСМД. Боятся, что факт создания ОСМД может быть оспорен в суде, кто тогда будет платить?

Да, проблем хватает, но свой дом надо брать в свои руки – таков вывод. И тогда списание с баланса не покажется бедой жильцов, а может обернуться позитивом для последних.