К государственным внебюджетным целевым фондам относятся. К государственным внебюджетным фондам относят

К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами. Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации. Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели - страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.

Внебюджетные фонды документы

После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов. Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах - ФОМС и ПФР. Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.

Государственные внебюджетные фонды

К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации - фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации - фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.

Органы внебюджетных фондов

Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

  • Районные филиалы территориальных фондов обя-зательного медицинского страхования;
  • Территориальные фонды;
  • Директор фонда;
  • Правление Фонда.

Фонд Социального Страхования (ФСС):

  • Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда соци-ального страхования РФ;
  • Отраслевые и региональные отделения;
  • Председатель Фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

  • Региональные организации Пенсионного фонда;
  • Исполнительная дирекция и Правление.

Система внебюджетных фондов

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы. Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов - развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью. Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

Управление внебюджетными фондами

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба. Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств. Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

К социальным внебюджетным фондам относятся:

1) Пенсионный фонд;

2) Фонд обязательного медицинского страхования;

3) Фонд социального страхования;

финансами пенсионного обеспечения в РФ.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Выплаты в соответствии с законодательством трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности;

Организация и ведение персонифицированного учета застрахованных лиц, а также государственного банка данных плательщиков страховых взносов.

Виды пенсионных выплат

Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

2) страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

3) страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

4) социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

5) средства материнского капитала.

Финансирование выплаты пенсий

Финансирование выплат страховой и накопительной частей трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:

Страховых взносов;

Средств федерального бюджета;

Сумм пеней и иных финансовых санкций;

Доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств ОПС (обязательное пенсионное страхование);

Добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

Иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

2. Фонды обязательного медицинского страхования (ОМС).

Созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования ФЗ РФ от 28.06.1991 «О медицинском страховании граждан РФ».

Фонды имеют двухуровневую структуру:

1. Государственный (федеральный) фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

2. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТОМС).

Функции ФОМС:

Выравнивание условий деятельности территориальных ОМС;

Финансирование целевых программ ОМС;

Подготовка специалистов для ОМС.

Функции ТОМС:

Финансирование ОМС, проводимое страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующую лицензию;

Предоставление кредитов страховщикам;

Создание финансовых резервов.

на территории России создаются страховые медицинские компании, заключающие с медицинскими учреждениями договора по оказанию застрахованным в них гражданам гарантированный объем медицинской помощи: «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных, помощь детям, пенсионерам, инвалидам (например, бесплатные лекарства). Субъекты ОМС представлены на рисунке 14.

Рис. 14. Субъекты ОМС

Средства фондов формируются за счет:

Страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

Ассигнований из федерального бюджета;

Доходов от использования временно свободных финансовых средств фонда и нормированного страхового запаса финансовых средств;

Добровольных взносов юридических и физических лиц и других поступлений;

Ассигнований органов исполнительной власти, осуществляющих платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, безработных, пенсионеров).

3. Фонд обязательного социального страхования (ФСС).

ФСС предназначен для управления средствами государственного социального страхования (Положение от 12.02.1994 г. № 101 «О фонде социального страхования РФ»).

Функции ФСС:

Обеспечение гарантированных государственных пособий:

На выплату пособий по временной нетрудоспособности;

Беременности, родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка;

По уходу за ребенком до 1,5 лет;

Оплату дополнительных выходных по уходу за ребенком - инвалидом; оплату путевок в санаторно-курортные учреждения;

Частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев (имеющих соответствующую лицензию);

Частичную оплату путевок в детские оздоровительные лагеря;

Частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;

Обеспечение текущей деятельности и содержание аппарата управления Фондом;

Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников.

Объектом обложения страховыми взносами во внебюджетные социальные фонды являются выплаты физическим лицам по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, договорам авторского заказа. Порядок уплаты взносов определяется Федеральным законом РФ № 212-ФЗ от 24.06.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования».


К внебюджетным фондам социального назначения относятся:
Государственный центр по выплате пенсий;
Государственный накопительный пенсионный фонд;
Фонд государственного социального страхования;
Фонд обязательного медицинского страхования;
Фонд содействия занятости.
Их функционирование регулируется Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании», «О медицинском страховании граждан», «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», в которых установлено, что средства обязательного социального стра- ховання образуются за счет страховых взносов работодателей и других поступлений. Размер взносов устанавливается и распределяется между фондами ежегодно утверждаемым Законом «О республиканском бюджете». Эти нормы приняты стабильными и составляли до 1998 г. 30% от фонда оплаты труда для юридических лиц, включая юридические лица с иностранным участием, а для представительств иностранных юридических лиц - в части фонда оплаты труда граждан Республики Казахстан. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, ежемесячно уплачивали взносы в размере одного месячного расчетного показателя на каждого работника.
По уплате взносов были установлены льгот6/для организаций инвалидов, лиц с ограниченной трудоспособностью, ветеранов, некоторых гуманитарных и детских организаций, коллегий адвокатов, для которых размер взноса составлял 5% от фонда оплаты труда.
Распределение суммы отчислений на обязательное социальное страхование принято по следующим нормативам: в Пенсионный фонд - 85% (или 23,5% от фонда оплаты труда - ФОТ);
в Фонд обязательного медицинского страхования - 10% (3% от ФОТ);
в Фонд государственного социального страхования - 5% (1,5% от ФОТ).
С 1998 г. в связи с проведением пенсионной реформы изменился порядок формирования и использования бывшего Пенсионного фонда, ныне - Государственного центра по выплате пенсий. Центр - юридическое лицо, осуществляющее пенсионные выплаты гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение за счет обязательных взносов юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, официальных трансфертов, объемы которых утверждаются законом о республиканском бюджете на соответствующий год. Пенсии из Центра получают граждане - состоявшиеся пенсионеры и имеющие стаж работы до 1 января 1998 г. (как минимум 6 месяцев).
Обязательные пенсионные взносы удерживаются юридическими и физическими лицами, занимающимися предпринимательской детельностью (работодателями) у источника выплаты дохода и относятся на издержки производства продукции, работ, услуг. Правительством установлена ставка взносов в размере 15% от фонда оплаты труда с постепенным ее понижением в последующие годы.
Граждане, начавшие трудовую деятельность с 1 января 1998 г., перечисляют (или их работодатели) пенсионные взносы в обязательном порядке в Государственный накопительный пенсионный фонд в размере 10% средств, предназначенных на оплату труда или из личных доходов. Фонд представляет собой юридическое лицо, которое производит сбор обязательных пенсионных взносов вкладчиков и пенсионные выплаты получателям в порядке, установленном правительством, а также осуществляет деятельность по формированию пенсионных активов, которые инвестирует через финансовый рынок. Пенсионные взносы накапливаются в течение 45 лет и выплачиваются после оформления пенсии из Фонда согласно пенсионному договору получателю пенсионных выплат или его наследникам.
Государственный накопительный пенсионный фонд является закрытым акционерным обществом, учредителем которого является Правительство Республики Казахстан. Он осуществляет инвестиционную деятельность путем размещения пенсионных активов в государственные ценные бумаги, депозиты государственных банков, международных финансовых организаций в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг. Размер уставного капитала государственного фонда определяется правительством. При инвестировании средств фонд получает инвестиционный доход, включаемый в пенсионные активы и служащий дополнительным обеспечением пенсионных выплат.
Лица, не достигшие к 1 января 1998 г. пенсионного возраста, дающего право на получение полных пенсий из Государственного центра по выплате пенсий, получают их после достижения этого возраста в размере, пропорциональном числу лет, отработанных при действии прежнего пенсионного законодательства; другую часть пенсии они получают в соответствии с накопленными суммами на персональных лицевых счетах в Государственном накопительном пенсионном фонде.
Таким образом, на период становления новой пенси-
ззз
онной системы общий норматив взносов на пенсионное обеспечение составляет 25% от фонда оплаты труда. В последующем, в связи со снижением ставки взносов в Государственный центр по выплате пенсий, будет установлен единый обязательный норматив отчислении, а взносы, исчисленные на его основе, будут перечисляться по выбору вкладчика на лицевые счета либо Государственного накопительного пенсионного фонда, либо в негосударственный накопительный пенсионный фонд.
Фонд содействия занятости формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей, включая юридические лица с иностранным участием и представительства иностранных юридических лиц, в части фонда заработной платы граждан Республики Казахстан в размере 2% от фонда оплаты труда. Для бюджетных организаций, обществ инвалидов-афганцев, Общества Красного Полумесяца и Красного Креста, некоторых детских благотворительных организаций размер взносов установлен в 1%. Организации инвалидов и лица с ограниченной трудоспособностью освобождаются от уплаты этой части взносов.
На формирование фондов социального назначения могут направляться средства из других источников: доходов, получаемых от размещения свободных средств в государственные ценные бумаги или в депозит государственных банков;
сумм начисленной пени в случае неуплаты взносов в установленные сроки;
в необходимых случаях - бюджетные средства и кредиты банков (при недостаточности аккумулированных средств на текущие выплаты).
Так, в Государственый накопительный пенсионный фонд направляются бюджетные средства для выплат пенсий уже состоявшимся пенсионерам до начала действия нового пенсионного законодательства; в фонд социального страхования - поступления частичной стоимости санаторных путевок, выдаваемых за счет средств социального страхования, возмещение сумм расходов, произведенных на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с трудовыми увечьями и профессиональными заболеваниями, произошедшими вследствие нарушения работодателями действующих правил по охране труда и технике безопасности.
Часть средств Фонда обязательного медицинского страхования, предназначенная для возмещения расходов медицинских учреждений по обслуживанию неработающего населения, также покрывается за счет государственного бюджета.
Взносы на обязательное социальное страхование относятся к вычитаемым расходам из совокупного годового дохода в соответствии с налоговым законодательством, а для бюджетных и других некоммерческих организаций предусматриваются в смете расходов на их содержание.
Бюджеты социальных фондов утверждаются Правительством Республики Казахстан.
Инвестирование временно свободных средств фондов обязательного социального страхования допускается только в государственные ценные бумаги, ценные бумаги Национального банка Республики Казахстан и в депозит государственных банков.
Расходы фондов дифференцированы согласно их целевому назначению.
Государственный центр по выплате пенсий и Государственный накопительный пенсионный фонд финансируют:
государственные пенсии состоявшимся пенсионерам и получателям пенсионных выплат, в пользу которых производились пенсионные взносы в указанный фонд;
социальные пособия в виде доплат, если размер пенсии ниже минимально установленного законодательством уровня.
Фонд социального страхования финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременные пособия при рождении ребенка и на погребение, оплату услуг оздоровительного характера.
За счет средств Фонда обязательного медицинского страхования возмещаются расходы медицинских организаций или лиц, занимающихся частной медицинской практикой, по оказанию застрахованным медицинских услуг в соответствии с условиями договоров. Кроме того, Фонд возмещает расходы застрахованных в рамках Базовой программы обязательного медицинского страхования в случаях получения медицинских услуг в медицинских организациях или у лиц, занимающихся частной практикой, с которыми у Фонда не заключены договоры по оказанию медицинских услуг.
Из средств Фонда содействия занятости финансируются мероприятия по реализации политики занятости и обеспечению эффективной деятельности государственной службы занятости. Сюда включаются выплаты пособий по безработице, расходы по профессиональному обучению и переподготовке безработных, а также выплате им стипендий на период обучения, расходы по созданию новых рабочих мест, финансирование общественных работ, расходы на компенсацию затрат предприятий на трудоустройство инвалидов сверх установленных норм, на их подготовку и переподготовку, возмещение до 50% расходов на организацию обучения принятых работников, высвобожденных с других предприятий, расходы на содержание службы занятости.
В целях оказания помощи беженцам и переселенцам формируется Государственный иммиграционный фюнд, который образуется:
а) из денежных средств, выделяемых из республиканского и местных бюджетов, из средств землячеств и культурных центров, из добровольных отчислений предприятий, организаций, предпринимателей, из пожертвований, в том числе валютных, зарубежных и отечественных организации и частных лиц;
б) из земельного фонда республики;
в) из жилых площадей, выделяемых государством в централизованном порядке и местными органами, а также приобретаемых местными администрациями на договорных условиях у выезжающих из республики лиц;
г) из товаров и денежных средств, выделяемых государствами, граждане которых переселяются в Казахстан.
Порядок формирования и использования Государственного иммиграционного фонда определяет Правительство республики. В связи с трудностями формирования средств фонда мероприятия по миграции финансировались в 1993-
  1. гг. из Фонда содействия занятости населения; с
  2. г. переселенческие мероприятия по установленной квоте иммиграции финансируются за счет средств местных бюджетов.
Отчеты об исполнении бюджетов фондов утверждаются Правительством Республики Казахстан.
Управление государственными пенсионными фондами, Фондом государственного социального страхования, Фондом содействия занятости находится в ведении Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. Фонд обязательного медицинского страхования является структурой при Правительстве Республики Казахстан. Структура фондов состоит из областных, городских отделений, в районах - при районных отделах социальной защиты населения, отделах труда и занятости. Контроль за целевым использованием средств фондов осуществляется местными исполнительными органами, вышестоящими органами фондов, специализированными контрольными органами Комитета финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан. Для усиления оперативного контроля за своевременной выплатой пенсий с 1997 г. образована Рабочая оперативная группа при Президенте Республики Казахстан.

Еще по теме Социальные внебюджетные фонды:

  1. 13.Государственные внебюджетные фонды. Политика правительства в области социальных государственных внебюджетных фондов.
  2. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА И СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
  3. 60 Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии страны
  4. Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии страны
  5. 4 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право -

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Однако обособленность государственных внебюджетных фондов не исключает в необходимых случаях консолидирования их в государственном бюджете.

Внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

С помощью государственных социальных целевых внебюджетных фондов можно решать ряд задач:

    оказывать социальную помощь и услуги населению путем выплаты денежных пособий, единовременной помощи;

    обеспечивать восстановление и сохранение трудоспособности человека;

    оказывать социальные услуги населению путем финансирования учреждений социальной инфраструктуры;

    финансировать пенсионное обеспечение.

Источники финансирования социальных внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер в зависимости от экономического и финансового состояния страны.

Правом образовывать целевые социальные внебюджетные фонды обладают как федеральные органы власти, так и республиканские и местные органы самоуправления.

Целевые фонды, созданные на федеральном уровне, как правило, передают средства в распоряжение территориальных органов.

Правовой основой образования государственных социальных целевых фондов является, прежде всего, Конституция Российской Федерации и Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. №1734-1.

Контроль за рациональным и целевым расходованием средств государственных (федеральных) целевых фондов осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

В зависимости от целевого назначения государственные внебюджетные фонды делятся на две группы: целевые социальные фонды и целевые экономические фонды.

К государственным целевым социальным внебюджетным фондам относятся:

    Пенсионный фонд Российской Федерации;

    Фонд социального страхования Российской Федерации;

    фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные).

К государственным целевым экономическим фондам относят: территориальные дорожные фонды; внебюджетные фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок и др.

Пенсионный фонд формирование и использование

Пенсионный фонд РФ - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Пенсия - это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

Пенсия на общих основаниях устанавливается: мужчи нам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при об щем трудовом стаже не менее 20 лет.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

Пенсионные отношения в РФ регулируются Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20 ноября 1990 г. № 340-1. Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Пенсионный фонд является самостоятельным финансо во-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятель ность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) , утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. Федерального закона от 5 декабря 1997 г.).

Согласно ст. 2 вышеуказанного Положения денежные средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд имеет в регионах Российской Федерации свои отделения.

Пенсионный фонд осуществляет следующие основные функции:

получение от плательщиков страховых взносов, необх одимых для финансирования выплат государственных пенсий;

организацию банка данных по плательщикам страхо­ вых взносов в Пенсионный фонд РФ;

индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взно­сов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров госу дарственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;

межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд РФ подотчетен Федеральному Собра нию. Денежные средства Пенсионного фонда РФ находятся в государственной собственности и не входят в состав феде рального и территориальных бюджетов.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением фонда и его исполнительной дирекцией. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой.

Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ, его региональных органов образуется ревизионная комиссия.

В целях обеспечения взаимодействия органов Пенсионного фонда России с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах Правление Пенсионного фонда приняло постановление от 9 октября 2000 г. создать управления Пенсионного фонда РФ во всех федеральных округах России.

Основными задачами Управления Пенсионного фонда в федеральном округе являются:

* координация и контроль за деятельностью отделения Пенсионного фонда в федеральном округе;

* взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации;

* координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;

* взаимодействие с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам России, государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщение сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда.

Денежные средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет:

    работодателей - предприятий и организаций, которые вносят в Фонд денежные средства в виде страхового взноса по установленным ставкам;

    взносов граждан, занимающихся индивидуальной тру­ довой деятельностью;

    дотаций из федерального и республиканского бюджетов , добровольных взносов физических и юридических лиц.

Предприятия и организации-работодатели уплачивают взносы в Единый социальный налог (взнос) один раз в месяц - в сроки, установленные для получения заработной платы.

При недостатке поступления средств в Пенсионный фонд РФ Банк России обязан предоставлять ему кредит для обес­ печения своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью его погашения в конце года.

Кроме налоговых взносов, поступающих от организаций и физических лиц, в Пенсионный фонд РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.

На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страхо вых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Средства Пенсионного фонда РФ используются на:

    выплату государственных трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

    оказание материальной помощи престарелым и нетруд оспособным гражданам;

    выплаты пособий на погребение получателям пенсий;

    финансовое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов;

    прочие расходы.

Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсионного фонда РФ подавляющую часть (до 78%) составляют страховые взносы предприятий и организаций.

В расходной части бюджета Пенсионного фонда на выплату пенсий населению приходится 97% (с доставкой и пересылкой пенсий).

С 1 января 1997 г. на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ.

Целями индивидуального учета являются:

    создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

    обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;

    развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

    создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным стра ховым номером.

Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство.

Работодатели представляют в органы Пенсионного фонда сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица. Сведения включаются в лицевой счет застрахованного лица.

Новая функция Пенсионного фонда РФ позволяет улучшить учет и контроль за правильностью отчислений страховых взносов предприятиями и организациями.

Фонд социального страхования Российской Федерации, его функции, формирование и использование

Социальное страхование - один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособия и т. п.).

Фонд начал действовать с 1 января 1991 г. До принятия постановления вопросы социального страхова­ния находились в ведении профсоюзов.

В настоящее время Фонд государственного социального страхования Российской Федерации действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоя тельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Фонд социального страхования РФ, как и Пенсионный фонд РФ, является автономным и строго целевым фондом. Он создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования.

Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.

Отделения данного фонда созданы во всех субъектах Федерации и в 14 отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и т. д.).

Управление Фондом государственного социального страх ования РФ возложено на правление фонда и его председателя. Председатель Фонда социального страхования РФ и его з аместители назначаются Правительством Российской Федерации .

Фонд государственного социального страхования РФ выполняет следующие функции:

    концентрацию денежных средств государства на социал ьное страхование;

    обеспечение гарантированных государством пособий граж данам по временной нетрудоспособности, беременности, родам и другим законным основаниям;

    оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников;

    участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхо вания;

    частное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей.

Фонд государственного социального страхования РФ - централизованный фонд денежных ресурсов общегосудар ственного назначения. Создается страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Денежные средства и санаторно-курортные учреждения фонда являются государственной собственностью.

Источниками образования фонда являются:

    взносы предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде страхового взноса по установленным ставкам;

    средства государственного бюджета (в форме дотаций);

    частичная оплата путевок в санатории и дома отдыха;

    прочие поступления.

Все организации и предприятия независимо от форм собственности вносят страховые взносы на счета, открытые органами Федерального казначейства, а затем последние производят отчисления в Фонд государственного социального страхования РФ в установленном размере.

Размер взносов, перечисляемых в Фонд социального страхования РФ, начисляется по тарифу, размер которого устанавливается Федеральным законом.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ.

Средства Фонда социального страхования РФ использу ются на следующие цели:

    на выплату пособий по больничным листам (по времен ной нетрудоспособности, беременности и родам), а также пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Доля этих расходов составляет около 70%;

    финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся;

    частичное финансирование содержания санаториев- профилакториев и оздоровительных детских лагерей;

    выплаты пособий сверх норм на лечение и оздоровлен ие трудящихся;

    финансирование исполнительной дирекции фонда.

С 1 января 1994 г. введена усовершенствованная система государственных ежемесячных пособий семьям, имеющим детей, четко разграничивающая назначение ежемесячных пособий.

1. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

2. Пособие по беременности и родам.

3. Пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения на ранних сроках беременности.

4. Единовременное пособие при рождении ребенка.

5.Единое ежемесячное пособие на ребенка.

Компенсационные выплаты лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием и осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет, на период дополнительного отпуска по уходу за ребенком (от 1,5 до 3 лет) производятся за счет средств предприятия, направляемых на оплату труда.

Выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет работающим матерям осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Выплата пособий производится по месту основной работы лица, имеющего право на пособие, либо в органах социальной защиты населения по месту жительства.

Контроль за расходованием средств на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ с участием профсоюзов.

Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении утверждаются Федеральным законом . Бюджеты региональных отделений фонда и отчеты об их исполнении рассматриваются и утверждаются правлением фонда.

Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование

Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине.

Медицинское страхование ставит целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Медицинское страхование в Российской Федерации введено в соответствии с Законом РСФСР от 28 июня 1991 «О медицинском страховании граждан в РСФСР» в редакции от 2 апреля 1993 г. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения в охране здоровья граждан.

Медицинское страхование является разновидностью общего страхования граждан. Поэтому и стороны при договоре медицинского страхования аналогичны договору обычного страхования.

Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения Российской Федерации.

Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Законом "О медицинском страховании граждан в РСФСР", вступившим в действие с 1 января 1993 г., в России созданы фонды обязательного медицинско го страхования: Федеральный фонд обязательного медицин ского страхования; территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхо вания является юридическим лицом, подотчетным Правитель ству РФ. Средства фонда находятся в государственной соб ственности. Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден Постановлением Правитель­ства РФ 29 июня 1998 г. № 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования».

Руководство деятельностью Федерального фонда осуществляют правление и исполнительная дирекция во главе с генеральным директором, который назначается Правительством РФ по согласованию с правлением фонда. Контроль за деятельностью фонда осуществляет ревизионная комиссия,

Отче ты о доходах и расходах Федерального фонда пред­ ставляют сначала в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу.

Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на выполнение следующих функций:

    обеспечение реализации Закона «О медицинском страховании граждан в РСФСР», достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;

    финансирование целевых программ.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции:

* аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование;

* осуществляет финансирование территориальной про граммы обязательного медицинского страхования;

* осуществляет финансово-кредитную деятельно обеспечению системы обязательного медицинского страхо вания;

* выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

* совместно с налоговыми органами осуществляет конт роль за своевременным и полным поступлением в территори альный фонд страховых взносов;

* осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом и другими территориальными фондами.

Для выполнения своих функций территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы.

Финансовые средства Федерального фонда обязательно го медицинского страхования образуются за счет:

* части страховых взносов по ставкам, уста

* части единого налога на вмененный доход для опреде ленных видов деятельности в установленном законодатель ством размере;

* иных поступлений, предусмотренных законодатель ством РФ;

Финансовые средства территориальных фондов обяза тельного медицинского страхования образуются за счет:

* части страховых взносов по ставкам уста новленным законодательством РФ;

* части единого налога на вмененный доход для определ енных видов деятельности в установленном законодатель ством размере;

* страховых взносов на обязательное медицинское страх ование неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправлен ия с учетом программ обязательного медицинского стра хования в пределах средств, предусмотренных в бюджетах на здравоохранение;

* иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ .

Уплата страхового взноса, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Уплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в частях, зачисляемых в Феде­ральный и территориальные фонды, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 48-ФЗ "О Едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Порядок уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды предусмотрен Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного страхования.

Порядок зачисления сумм страховых взносов в Федеральный фонд медицинского стра­дания определен Правилами зачисления взносов на счета органов федерального казначейства Минфина России и пере­числения этих средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхов ание неработающего населения уплачивают правительства субъектов Федерации и местная администрация за счет средств, предусматриваемых в бюджетах.

Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на ФФОМС.

www . etu 1621. narod . ru “Финансы и кредит” Преподаватель: Чигирь М.В.

Конспект лекций (файл 9)

Тема 9. Внебюджетные специальные фонды.

    Социально-экономическая сущность целевых внебюджетных фондов.

    Социальные внебюджетные фонды.

  1. Социально-экономическая сущность целевых внебюджетных фондов.

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетный источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются специальные общественные фонды потребления.

Общественные фонды потребления используются по финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.)

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Материальным источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход , созданный трудоспособными гражданами и прошедший перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды.

В СССР все средства общественных фондов, используемые для социальной защиты населения, направлялись в государственный бюджет государственного социального страхования, который, в свою очередь, был составной частью государственного бюджета СССР.

В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (1991г.) средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выделены из государственного бюджета, и на их основе были созданы целевые внебюджетные фонды .

Однако это не единственный путь создания целевых фондов.

В целом существуют два пути создания целевых фондов:

1 – выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение в специальный внебюджетный фонд;

2 – формирование целевого фонда с собственными источниками доходов.

Смыслом создания государственных и местных целевых фондов в начале 90-х годов было совершенствование финансовой политики , создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. В государственном бюджете не могут быть точно, конкретно связаны, скреплены друг с другом определенные доходы и определенные расходы.

Первоначально большинство таких фондов создавались как внебюджетные, причем некоторые из них существуют и сейчас в таком качестве, а другие, сохранив целевое назначение вошли в состав бюджетов.

В итоге сформировалось три вида целевых фондов :

    государственные и местные внебюджетные целевые фонды;

    целевые бюджетные фонды;

    государственные целевые фонды Правительства РФ.

Особенности и преимущества внебюджетных целевых фондов:

    наличие дополнительных средств у органов государственной власти для вмешательства в хозяйственную жизнь, маневрирования ресурсами в условиях нестабильной экономики;

    строгое целевое использование средств фондов, возможность эффективного контроля за расходованием средств ввиду обособленности от бюджета;

    возможность направления средств фондов для покрытия бюджетного

дефицита при условии наличия активного сальдо.

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение.

Внебюджетные фонды могут быть классифицированы по следующим классификационным признакам:

По целевому назначению (направленности) внебюджетные целевые фонды

можно разделить на две группы:

    социальные;

    экономические .

По уровням управления внебюджетные фонды делятся на:

    государственные (централизованные);

    региональные, местные , территориальные (децентрализованные).

К внебюджетным целевым фондам социального назначения, прежде всего, относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения.

В соответствии с законом «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов..» (1993), представительные органы власти могут принимать решения об образовании целевых внебюджетных фондов. Такие фонды могут быть созданы и на федеральном и на региональном уровнях, например, в 1994г. образованы региональные и местные внебюджетные фонды развития жилищного строительства, внебюджетный фонд развития таможенной системы РФ, впрочем последний в 1995г. был консолидирован в федеральный бюджет, равно как и Федеральный дорожный фонд.

В разное время в начале 90-х годов было создано несколько целевых внебюджетных фондов экономического назначения.

К таким целевым внебюджетным экономическим фондам относятся:

    Отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды . Эти фонды были образованы в начале 90-х годов в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов и усиления контроля за их использованием.

    Фонд НИОКР был создан для финансирования научно-исследовательских и опытно конструкторских работ, результаты которых используются в народном хозяйстве. Источником формирования средств фонда являются отчисления предприятий и организаций от реализации продукции.

    Государственный фонд конверсии . Источниками этого фонда служат в основном бюджетные ассигнования. Средства этого фонда направляются предприятиям военно-промышленного комплекса для переоснащения их на выпуск гражданской продукции.

    Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создан для оказания государственной помощи малым предприятиям. В этот фонд направляется 1% средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки.

    Фонды развития жилищной сферы создаются региональными и местными органами власти в целях мобилизации дополнительных средств на строительство жилищного фонда, поддержание технического состояния коммунальных объектов, оказание помощи малоимущим гражданам в приобретении квартир.

Однако, в настоящее время значение экономических фондов незначительно , большинство из них вошли в бюджеты соответствующих уровней. Основной целью консолидации в бюджете целевых фондов является требование усиления государственного контроля за целевыми расходами для государственных нужд. Распыление этих целевых расходов по многочисленным министерствам и ведомствам привело к неэффективному использованию государственных средств.

К внебюджетным фондам, консолидированным в бюджет относятся:

    Федеральный дорожный фонд.

    Фонд развития таможенной системы.

    Фонд восстановления и охраны водных объектов.

    Государственный фонд борьбы с преступностью.

    Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.

    Федеральный экологический фонд.

Количество и состав целевых бюджетных фондов ежегодно незначительно меняется. (Около 60% всех финансовых ресурсов приходится на федеральный дорожный фонд).

В отличии от целевых внебюджетных фондов экономического назначения, более эффективно функционируют федеральные социальные внебюджетные фонды.

Однако все внебюджетные фонды (и экономического и социального назначения) являются государственными , они создаются и формируются в соответствии с федеральными законами. Порядок деятельности, образования и исполнения бюджетов фондов регламентируется законодательством и дирекциями федеральных фондов.

Федеральные внебюджетные фонды являются государственными денежными ресурсами, управляемыми органами государственной власти РФ. Социальные внебюджетные фонды (за исключение фонда занятости) – это самостоятельные государственные финансово-кредитные учреждения, имеющие соответствующие органы центрального аппарата (управления) и региональных отделений в субъектах РФ.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются органами управления и представляются органами исполнительной власти вместе с соответствующим бюджетом (федеральным, субъектов РФ).