Инновации в россии - инновационный путь россии. Инновационная деятельность в россии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Инновационная деятельность в России

Введение

1. Понятие и сущность инноваций и инновационной деятельности

2. Инновации в России

Заключение

Список литературы

Введение

Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

В широком смысле слова инновационная деятельность - это момент жизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития.

В узком («специфически экономическом) смысле слова инновационная деятельность направлена на обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства, благодаря использованию новых научно-технических знаний.

Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.

В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий для сохранения научно-технического потенциала, его развития и поддержки.

Для России сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности.

Сегодня только государство способно приостановить разрушение накопленного научно-технического потенциала в России, обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ.

1. Понятие и сущность инновации и инновационной деятельности

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» -- «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста

Й. Шумпетера в результате анализа «новационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.

Инновация (англ. innovation) -- это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Инновация -- это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

Инновационная деятельность - процесс создания, освоения и распространения инновации.

Инновационный процесс является обязательным и основополагающим условием обеспечения конкурентоспособности производства и продукции, завоевания и удержания позиций на рынках, повышения производительности, а в итоге и эффективности как предприятия, так и экономики в целом.

Основоположник теории инновационного развития Йозеф Шумпетер выделил пять характеристик инноваций:

* изготовление продукции с новыми свойствами;

* внедрение нового метода (способа) производства;

* освоение новых рынков сбыта;

* использование нового источника сырья;

* проведение соответствующей реорганизации производства.

С возникновением расширенного воспроизводства стабилизировались тенденции экономического роста, появилась постоянно растущая потребность в усовершенствованиях - как на производстве, так и вне производственного процесса. Процессы усовершенствования были названы процессами нововведений, а затем инновационными процессами, хотя существуют различные толкования инноваций и инновационных процессов.

Инновации могут относиться к сферам производства, экономическим, правовым, социальным отношениям, областям науки, культуры, образования, другим сферам деятельности общества».

Для целей настоящей Концепции используются следующие термины:

-"инновационная деятельность" - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки;

-"государственная инновационная политика" - определение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов;

-"инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации)" - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности;

-"инновационная сфера" - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций;

- "инновационная инфраструктура" - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации);

-"инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая)" - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

Какие бывают инновации?

Инновации принято подразделять на две категории: технологические и нетехнологические. К инновациям технологической категории относятся изменения, касающиеся средств, методов, технологий производства. Нетехнологические инновации - это инновации организационного, управленческого, правового, социального, экологического характера.

Помимо видов и подвидов инновации можно структурировать по масштабу. В частности, разделяют базовые инновации - крупнейшие изобретения, революционные перевороты в технике и сознании. Внедрение таких новаций чаще всего требует длительной подготовки крупных затрат, но в то же время дает фантастический эффект. Таковыми инновациями стали, например, изобретение парового двигателя, создание компьютера, использование нефти и газа в качестве энергии. В последнее время говорят о «закрывающих» инновациях - таких, которые ставят крест на существующих сейчас отраслях производства или по крайней мере снижают их эффективность за счет предложения новой технологии или нового сырья. В нашей ситуации «закрывающей» могла бы стать инновация, которая позволила бы получать и накапливать энергию без использования электричества, нефти или газа. Или, например, если говорить о фантастических инновациях, - замена нынешних двигателей внутреннего сгорания антигравами.

Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.

При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».

Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «The Theory of Economic Development» (1934).

Существует множество определений понятия «инновация», из которых можно заключить, что инновация охватывает практически все сферы деятельности общества и может иметь как технологическую, так и организационную или процессную составляющие.

В кратком словаре менеджера инновация (нововведение) характеризуется как:

1. вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии;

2. новая техника, технология, являющаяся результатом научно - технического прогресса.

Следует различать изобретения и инновации. Изобретение - это новый продукт, инновация - новая выгода. Потребители нуждаются не в новом продукте, а в решениях, предлагающих новые выгоды. Новый товар становится успешной инновацией в том случае, если он отвечает четырем критериям:

Важность. Новый продукт или услуга должны предоставить такие выгоды, которые воспринимаются потребителями как значимые. Например, разработка новых наручных часов, на которые дается столетняя гарантия точности, возможно, и является выдающимся техническим решением, но оценят ли потребители предложенную выгоду как важную?

Уникальность. Выгоды нового товара должны восприниматься как уникальные. Если потребители уверены, что существующие продукты обладают теми же преимуществами, что и новинка, она вряд ли получит высокую оценку.

Устойчивость. Новый продукт может предоставлять уникальные или важные выгоды, но если он легко воспроизводится конкурентами, его перспективы завоевания рынка представляются весьма туманными. Иногда препятствием на пути конкурентов становятся патенты, но в большинстве отраслей наиболее эффективными средствами обеспечения устойчивости инноваций являются «расторопность» компании на рынке и «сильные» торговые марки поставщика.

Ликвидность. Компания должна иметь возможность реализовать созданный товар, а для этого он должен быть надежным и эффективным; должен продаваться по цене, которую могут себе позволить заплатить потребители; для доставки и поддержки продукта компании должна разрабатывать эффективную систему распределения.

В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении. Они в конечном счете определяют рост дохода предпринимателей, а также повышение стандартов уровня жизни населения.

Значение инновационного подхода в повышении эффективности общественной деятельности подчеркивают многие отечественные и зарубежные экономисты - ведь известно, что на долю новых и усовершенствованных продукции и технологий в ведущих странах приходится от 70 до 85 % прироста валового внутреннего продукта.

В современных условиях инновации и инновационная деятельность приобретают все большее значение для успешной финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, становятся важным инструментом конкурентной борьбы и одним из основных составляющих эффективной стратегии. Многие исследователи отмечают значительное повышение роли «технологического» фактора для экономического развития. Уровень развития инновационной сферы - науки, новых технологий, наукоемких отраслей, инновационная активность компаний, участие в международной научно - технической кооперации - формируют основу устойчивого экономического роста, являются необходимым условием успешного участия страны в мировом разделении труда, определяют перспективы и влияют на темп развития экономической сферы.

Ускоряющийся научно-технический прогресс, дифференциация рынков, требовательность потребителей товаров и услуг, появление новых конкурентов, особенно в условиях глобализации мировой экономики, вынуждает фирмы быстро реагировать и приспосабливаться к меняющейся внешней среде, разрабатывать инновационную стратегию. Инновационная деятельность - сложная динамическая система, охватывающая научные исследования, создание новых видов продукции, совершенствование оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники и передового опыта; планирование и финансирование инновационных проектов.

Тема «Инновация и инновационная деятельность» достаточно актуальна в настоящее время. Большой вклад в исследование теоретических и практических проблем инновационной деятельности внесли следующие отечественные ученые: Анисимов Ю.А., Бузько И.Р., Волков Ю.Г., Ковалев А.П., Львов Д.С., Овчинников В.Н., Палтерович Д.М., Яковец Ю.В. и других. Широко известны в России труды таких зарубежных специалистов в области исследования инноваций, как П. Друкер, Д. Крауфман, Б. Твист, Ф. Фостер, Е. Хьюз, А. Шелдон и др.

Для целей экономического анализа и контроля используется ряд классификаций инноваций. Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации.

Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:

Технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

Технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;

Организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

Информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

Социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства.

На основе обобщения и систематизации результатов исследований ученых-экономистов предлагается еще одна система классификационных признаков:

По виду объектов инновационной деятельности различают инновации-продукты и инновации-процессы. Кроме того, могут быть также отдельно выделены рыночные инновации, заключающиеся в освоении новых рынков;

По роли в реализации стратегических целей организации различают улучшающие и стратегические инновации. Стратегические инновации создают новые направления деятельности или обеспечивают успешное функционирование существующих направлений в долгосрочном периоде, улучшающие инновации проводятся в рамках развития и совершенствования этих направлений;

По значению для развития предприятия выделяют опережающие и последующие инновации. Опережающие инновации могут не являться уникальными для данной отрасли, однако должны создавать предпосылки для успешного ведения финансово-хозяйственной деятельности с учетом ожидаемых в будущем изменений внешних условий. Последующие инновации проводятся как реакция на фактическое изменение внешней среды;

По срокам реализации мероприятий: краткосрочные, долгосрочные и инновации с неограниченным временным горизонтом;

По степени охвата деятельности организации: локальные и комплексные инновации. Комплексные инновации затрагивают сразу несколько направлений деятельности (сочетают внедрение новых продуктов и новых процессов и т.п.);

По роли в процессе производства: основные и дополняющие инновации;

По значению для данного направления деятельности: базисные, модифицирующие и псевдоинновации.

Основные инновации затрагивают основные производственные, технологические или снабженческо-бытовые процессы; дополняющие инновации, как правило, вызванные основными, проводятся во вспомогательных и обслуживающих подразделениях и обеспечивают реализацию основных новшеств. Базисные инновации радикально изменяют существующее направление деятельности или формируют новое направление; модифицирующие инновации проводятся в рамках совершенствования и развития базисных.

К группе псевдоинноваций относят внешние несущественные изменения продуктов или процессов, не имеющие принципиальной новизны и не создающие каких-либо дополнительных преимуществ для потребителей. Тем не менее, псевдоинновации служат важным инструментом маркетинговой политики постоянного обновления ассортимента как мощного инструмента конкуренции на товарных рынках.

Инновационная деятельность - вид деятельности по воспроизводству поисковых, фундаментальных (необходимой части) и прикладных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ, маркетинговых действий в целях вовлечения их результатов в гражданско-правовой оборот для реализации в виде инновационного продукта. Это единый в рамках государственного и частного сектора, комплексный научно-технологический, организационный, финансовый, инвестиционный, производственный и маркетинговый процесс, посредством которого идеи и технологии трансформируются в технологически инновационные продукты (услуги) и процессы (новые методы производства), имеющие коммерческую ценность (коммерческий спрос и коммерческое использование на рынке), а также в новые направления использования существующих инновационных продуктов и услуг, в формирование инновационных рынков.

К инновационной деятельности относятся:

Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию инновационного продукта;

Комплексное научно-технологическое, индикативное планирование и целевое программирование, организация и нормативно-правовое обеспечение работ по созданию инновационного продукта;

Технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска инновационного продукта (услуги), технологии;

Проведение испытаний и освоение потребителем инновационного продукта;

Управление процессами коммерциализации технологий;

Деятельность по продвижению инновационного продукта на внутренний и мировой рынки, включая правовую защиту результатов интеллектуальной деятельности, использованных в продукте;

Создание и развитие инновационной инфраструктуры;

Передача либо приобретение прав Российской Федерацией или другими правообладателями на объекты интеллектуальной собственности, включая их вовлечение в гражданско-правовой оборот;

Экспертиза, консультационные, информационные, юридические и иные услуги (включая организацию финансирования инновационной деятельности) по созданию и реализации нового и усовершенствованного инновационного продукта.

Инновационная деятельность на предприятии преследует разные цели и обусловлена факторами технического, финансово-экономического, политического, ресурсного и рыночного характера. В управлении инновационной деятельностью на предприятиях эти факторы играют первостепенную роль.

Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций.

Инновационная деятельность страны регулируется лишь отдельными направлениями, слабо связанными между собой. Анализ успешного опыта новых индустриальных стран позволяет выделить ряд направлений инновационной политики, которые обеспечат повышение конкурентоспособности экономики:

1. Аккумулирование средств на научные исследования и инновации.

2. Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов.

3. Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощрение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхование инновационных рисков. Государство способно оказывать «инновационное давление» на хозяйствующие субъекты введением санкций за выпуск устаревшей продукции или использование устаревших технологий.

4. Создание правовой базы инновационных процессов. Важно не только формирование необходимого законодательства, сочетающего стабильность и своевременную корректировку в соответствии с общественными и технологическими изменениями, но и создание реально действующих механизмов, обеспечивающих его соблюдение. Особое место принадлежит государственной защите прав создателей научно-технической продукции и инноваторов, т. е. охране прав интеллектуальной и промышленной собственности.

5. Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в государственных учебных заведениях должно способствовать как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к инновациям.

6. Формирование научно-инновационной инфраструктуры. Государство обеспечивает деятельность информационных систем -- одного из основных каналов распространения нововведений. Государственные структуры оказывают инноваторам и другие услуги: юридические, деловые, консультационные и др. Государство может также выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под государственные гарантии и т.п.

7. Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь прежде всего выделяется создание государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и др.). Государство также содействует распространению в экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения инноваций.

8. Регулирование социальной и экологической направленности инноваций, кооперацию, а также регулирует международный трансфер инноваций.

9. Повышение общественного статуса инновационной деятельности. Государство организует пропаганду научно-технических достижений и инноваций, моральное поощрение инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и т.п.

10. Региональное регулирование инновационных процессов. Федеральные и местные власти способствуют наиболее полной реализации инновационных ресурсов регионов, в том числе путем различного рода региональных преференций (налоговых льгот и т.п.).

11. Регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновационной стратегии стимулирует международную научно-техническую и инновационную кооперацию, а также регулирует международный трансфер инноваций.

2. Инновации в России

Отметим, что в мире инновации совершаются прежде всего в интересах конкретного производителя, и потому именно коммерческий сектор, а не государство является главным производителем и потребителем инноваций. Для появления, развития и реализации инноваций необходимы рыночная экономика и конкурентная среда. Государство в принципе способно действовать как локомотив инноваций, но это приводит к перекосам экономики, неэффективному расходованию средств, а иногда даже заводит общество в тупик. Безусловно, государственная машина не может стоять в стороне от инновационного процесса, но роль ее должна быть скорее направляющей, указывающей и облегчающей путь.

В России сложная плановая советская экономика, а затем крах СССР и кризис 1990-х существенно деформировали традиционное понимание инноваций. Да и в целом об инновациях в 1990-е практически не вспоминали. Есть данные на конец 1980-х годов, когда предприятия, на которых активно внедрялись инновации, составляли 70 процентов от общего числа. В 1997 году этот показатель сократился до 4,7 процента - в 15 раз!!! За 11 лет произошли изменения в этой сфере. Так, число предприятий, практикующих инновации, возросло более чем вдвое, достигнув 10 процентов. Но все же это не такие уж обнадеживающие данные.

Доля промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение технологических инноваций, не превышает у нас 10 процентов.

Да, в 90-х с инновациями в России были большие проблемы - тогда речь шла о выживании страны. В начале 2000-х, как мы убедились, ситуация изменилась в лучшую сторону, но ненамного. При этом нельзя сказать, что государство ничего не делает для стимулирования инновационного развития. Более того, необходимо признать, что российская власть, напротив, является одним из основных локомотивов инноваций. И нежелание предпринимателей вкладывать деньги в НИОКР, в рационализацию - все это известные факты. А ведь именно бизнес должен быть главным потребителем и главным генератором инноваций. Правительство должно лишь помогать и направлять, а также подготавливать почву, кадры, совершенствовать систему образования для инновационного развития. Но делать это не вне бизнеса, а в тесном сотрудничестве с бизнесом.

В целом инновационная составляющая в ВВП России занимает лишь 5-5,5 процента, тогда как в других развитых странах эта цифра достигает 30 процентов.

За последние восемь лет государство осуществило ряд действий для форсирования инновационного развития. 30 марта 2002 года президент Владимир Путин утвердил «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». За пять лет - 1998-2003 годы - удалось удвоить рост расходов на инновации (в сопоставимых ценах), а в дальнейшем эти расходы только увеличивались. В 2005 году на высокотехнологичные наукоемкие проекты было направлено 15,3 процента всех инвестиционных расходов бюджета. В 2006 году эта доля возросла до 23,4 процента. Если в 2003 году на инновации уходило 1,3 процента ВВП, то к 2010 году этот показатель увеличится до 1,8 процента ВВП. Наконец, в соответствии с программой число ежегодно создаваемых элементов инфраструктуры национальной инновационной системы увеличится с 38 единиц в 2004 году до 200 единиц в 2010 году.

3. Проблемы инновационного развития России

В современных условиях основой динамичного развития любой экономической системы выступает инновационная деятельность, обеспечивающая высокий уровень ее конкурентоспособности. Степень развития национальной инновационной сферы формирует основу устойчивого экономического роста, является необходимым условием полноправного участия страны в мировом разделении труда. С целью активизации инновационных процессов в ряде стран начиная с середины 80-х годов сформированы национальные инновационные системы выступающие основой развития инновационной экономики. Инновационная система позволяет повысить интенсивность экономического развития страны за счет использования эффективных механизмов получения, передачи и использования в хозяйственной практике результатов научно-технической и инновационной деятельности.

Начальной стадией построения экономики инновационного типа является создание национальной инновационной системы (НИС). По своему строению она представляет дифференцированную по ряду направлений, но целостную систему знаний об эффективной стратегии функционирования хозяйственной системы.

Важнейшими характеристиками сущности НИС являются: взаимодействие между субъектами инновационной деятельности; сквозной и многоуровневый характер; включает ряд взаимосвязанных составляющих (элементов); решающая роль в ее формировании и развитии принадлежит государству; является составной частью экономической системы страны и выполняет роль связующего звена между макроэкономической политикой, наукой, образованием, наукоемкой промышленностью и рынком; направлена на достижение стратегических целей макросистемы, подчинении им всех стадий инновационного процесса; производимые знания, технологии, инновации в рамках НИС должны быть конкурентоспособными как внутри страны, так и на мировом рынке.

Простейшая модель, описывающая взаимодействие элементов НИС, сводится к тому, что роль частного сектора заключается в разработке технологий на основе собственных исследований и в рыночном освоении инноваций, роль государства - в содействии производству фундаментального знания и комплекса технологий стратегического характера, а также в создании инфраструктуры и благоприятных институциональных условий для инновационной деятельности частных компаний. Различные варианты реализации этой модели в условиях социально-экономического развития отдельных стран и формируют национальные особенности инновационных систем.

В настоящее время существуют различные точки зрения по вопросу наличия национальной инновационной системы в России, уровне ее развития и степени эффективности. По нашему мнению, несмотря на очевидные проблемы инновационного развития России, тем не менее, можно выделить ряд объективных предпосылок, позволяющих говорить о существование НИС или, по крайней мере, о положительной динамике ее формирования. Среди таких предпосылок, прежде всего, государственная инициатива по созданию НИС. В утвержденных Президентом РФ «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» в качестве важнейшей задачи предусмотрено формирование национальной инновационной системы.

Вместе с тем трудно не согласиться с утверждением о низком уровне эффективности системы и ее составляющих, наличия ряда серьезных ограничений и проблем дальнейшего ее развития, что подтверждается следующими данными: доля принципиально новых разработок в затратах на технологичные инновации составляет примерно 18% (ОЭСР -33%); из числа использованных передовых технологий всего 2,6% имеют патент на изобретения; более 90% машино-технической продукции неконкурентоспособно по сравнению с иностранными аналогами; удельный вес инновационноактивных организаций составляет менее 10%, а доля затрат на технологические инновации в общем объеме их отгруженной продукции - чуть более 4%; стоимость импорта технологий в 2,1 раза превышает стоимость их экспорта; отечественный экспорт машин и оборудования составляет лишь около 9% от общего объема, тогда как сырьевой экспорт - более 77%; на 60% расходы на НИОКР обеспечиваются за счет государственного бюджета, в развитых же странах 2/3 и более затрат покрывается частным сектором.

Система базовых показателей экономики, основанной на знании за 2010г.

Таблица 1

Показатель

США (последние данные) фактические / нормализованные

Россия (последние данные) фактические / нормализованные

Средний прирост ВВП, %

Индекс развития человеческого потенциала

Качество регулирования

Сила закона

Ученые сфере НИОКР, млн. человек

Научные статьи, млн. человек

Кол-во патентов США, млн. чел.

Грамотность взрослого населения

(% возраста 15 лет и более)

Включенность в среднее образование

Включенность в высшее образование

Телефоны в расчете на 1 тыс. чел.

Компьютеры в расчете на 1 тыс. человек

Пользователи Интернета, на 10 тыс. человек

С учетом проведенного анализа ключевых макроструктур (система производящая знания, промышленный сектор, с оценкой инновационного потенциала промышленных предприятий, механизмы передачи знаний, финансирование инноваций, производственно-научный потенциал) отечественной НИС, в работе представлена упрощенная модель ее организационной структуры.

Очевидно, что на пути преодоления разрыва между потенциальными возможностями и конечными результатами инновационного развития России важная роль принадлежит формированию адекватного институционального профиля НИС, где основная роль отводится государству. При этом государство выступает: во-первых, в роли партнера, располагающего значительными ресурсами, во-вторых, организатора развития национального инновационного предпринимательства, в-третьих, регулятора институциональной основы.

Управление инновационной деятельностью должно основываться на активном воздействии на процесс создания патентоспособных технических решений с целью повышения их продуктивности, как в количественном, так и в качественном отношении. Пока данная стратегия является недостижимой. В России доля используемых изобретений, по данным ФИПС (Федеральная служба по интеллектуальной собственности), это около 2,5% от общего числа запатентованных. По расчетам специалистов в среднем творческая активность изобретателей России составляет 1/40, т.е. всего лишь один патент выдается на сорок специалистов, а инновационная эффективность в сфере НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) России составит 1/1600. Это означает одно используемое изобретение в год на 1600 специалистов.

Для активизации инновационной деятельности бизнеса необходима государственная поддержка разработки и внедрения конкурентоспособных продуктов, обязательно основанных на патентоспособных изобретениях. Важно разработать систему предоставления льгот и субсидий предприятиям, производящим подобные продукты, поскольку они несут большие расходы и риски, нежели сами изобретатели.

В настоящий момент в России нет чётко сформулированного федерального проекта по формированию инновационной системы. В регионах нет чёткого понимания разделения функций между федеральной и региональной властями, относительно совместного стратегического развития региональной и национальной инновационных систем. Именно поэтому при формировании инновационной политики существуют такие серьезные затруднения.

Существует еще одна важная проблема - отсутствие института экспертов в сфере создания инновационных систем. Это в первую очередь связано с тем, что в России отсутствуют апробированные модели национальной и региональных инновационных систем. С другой стороны, активно формирующиеся финансовые институты развития и банки проявляют интерес к коммерциализации системных проектов. Но для них важно видение стратегии развития отраслей промышленности, которое без участия государства вряд ли можно сформулировать.

В современных условиях каждый отдельный субъект не может обособленно обеспечить высокую динамику развития, а это приводит к необходимости концентрации ресурсов на уровне межрегиональных проектов. В настоящее время в развитии процессов производственной кооперации в регионах России имеется множество проблем: недостаток информации о производственных возможностях промышленных предприятий регионов и степени их участия в производственной кооперации; отсутствие механизмов стимулирования предприятий и организаций в процессах производственной кооперации, четко выраженных инициатив по формированию межрегиональных промышленных кластеров.

Вместе с тем подъем экономики не мыслим без решения кадровых проблем. Развитие инновационной экономики столкнулось сегодня с недостатком квалифицированных работников. Это связано с наличием многих факторов, которые оказывают негативное влияние на общую ситуацию российского образования.

Наиболее важными и первостепенными шагами в сторону улучшения сложившейся ситуации, на наш взгляд является:

Пересмотр законов об инновационной деятельности для устранения возможности использования их в преступных целях;

Разработка федерального проекта по формированию промышленной и инновационной систем;

Создание на его основе региональных инновационных систем;

Изменение системы образования страны;

Разработка комплекса, совместных с бизнесом, государственных действий, направленных на развитие и поддержку области наукоемких технологий;

Образование и развитие института экспертов в сфере создания инновационных систем;

Проведение широкой пропаганды среди всех слоёв населения страны необходимости инновационного пути развития страны.

В настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.

Проблема формирования, становления и инновационного развития в России заключается в том, что данный процесс должен произойти в весьма сжатые исторические сроки при отсутствии многих условий для его развития.

Таким образом, несмотря на объективные сложности, представляется, что у инновационной экономики России есть определённые перспективы. Они во многом связаны с инновационным потенциалом Российской Академии Наук. Активно содействуя его реализации, промышленность может найти дополнительные источники для развития и увеличения конкурентоспособности на российском и международном рынках.

4. Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации

Формирование рыночных отношений в России коренным образом меняет систему государственного управления инновациями. Принципиально изменяются функции органов государственного управления в связи с переходом от ведомственно-отраслевого к программно-целевому управлению. Правительство Российской Федерации совместно с регионами управляет единой топливно-энергетической и транспортной системами, оборонными предприятиями, связью и информацией, метрологией и стандартизацией, программами фундаментальных НИР и стимулирования нововведений.

Государственная инновационная политика в России реализуется на двух уровнях деятельности: общегосударственном (федеральном) и региональном (местном).

Основной задачей федеральной инновационной политики является создание благоприятного инновационного климата для материализации государственных приоритетов научно-технического развития в экономической сфере. «Общегосударственная политика направлена на решение проблем межотраслевого и отраслевого характера, приводящим к кардинальному изменению технологической базы страны и требующих концентрации ресурсов в масштабе национальной экономики.»

Общие вопросы инновационной политики отражены в указах Президента РФ, в подготовке которых участвуют отделы аппарата Президента, а также Совет по научно-технической политике при Президенте РФ. Являясь консультативным органом, Совет информирует Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом; разрабатывает предложения о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации; подготавливает предложения по заключению межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам и т. п.

Правительственная комиссия по научно-технической политике, возглавляемая Председателем Правительства, «координирует деятельность министерств и ведомств в инновационной сфере, обеспечивая согласованную работу федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской Академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной политики в инновационной сфере, по стимулированию реализации в производстве научно-технических достижений.»

Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационной деятельности. Однако до сих пор отсутствует законодательное закрепление инновационной деятельности, прав инноваторов, механизма разработки и реализации инновационной политики. Комиссия по научно-технической политики, созданная при Правительстве РФ, для координации действий государственных органов управления в вопросах развития инновационной деятельности, приняла Положение «О приоритетных направлениях развития науки и техники и перечне критических технологий федерального уровня».

Одна из функций государства по поддержке инновационной деятельности - руководство формированием федеральных целевых программ. Разработка ведется в рамках государственных научно-технических программ. Координацию усилий государства по поддержке инновационной деятельности осуществляют три ведомства - Министерство экономики, Министерство промышленности, науки и технологий и Государственный комитет по промышленной политике.

Министерство экономики РФ, непосредственно разрабатывающее государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии отраслей национальной экономики, основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной деятельности.

Координацию выполнения стратегии развития промышленности осуществляет Госкомитет РФ по промышленной политике. Этот Госкомитет разрабатывает предложения по основным направлениям инвестиционной политике, осуществляет меры по развитию предпринимательства, конкуренции, поддержке малого и среднего бизнеса в промышленном комплексе страны. А также, Госкомитет определяет перспективные направления НИОКР в промышленности.

Бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит осуществляет Министерство финансов РФ.

Сейчас, в условия кризиса экономики России безвозвратное бюджетное финансирование распространяется только на фундаментальные исследования. Во всех остальных случаях финансирования предоставляется на срочной, возвратной и платной основе.

В России функционируют специальные государственные органы (Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства), которые финансируют предпринимательские проекты и предоставляют государственные гарантии под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур.

Государственные внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности финансируют мероприятия за счет внебюджетных фондов, создаваемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций. В РФ субъектами образования внебюджетных фондов являются:

Министерство промышленности, науки и технологии РФ, формирующее Российский фонд технологического развития;

Федеральные министерства, создающие внебюджетные фонды соответствующих министерств;

Другие федеральные органы исполнительной власти, образующие внебюджетные фонды ведомств;

Корпорации, концерны и ассоциации, которые формируют внебюджетные фонды объединений.

Федеральный экологический фонд Российской Федерации осуществляет поддержку инновационной деятельности в этой сфере. Из средств Фонда, образующихся за счет платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, финансируются научно-исследовательские работы, внедрение ресурсосберегающих экологически чистых технологий.

Общий кризис государственного финансирования мешает эффективной и скоординированной работе внебюджетных фондов.

Инновационная политика, согласно Постановления правительства, призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

Сложившийся уровень спроса на внешнем и внутреннем рынках на продукты промышленности будет определять и перспективу их развития, и структурные изменения основных производственных фондов.

Отрасли, вышедшие со своей продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), для закрепления на нем нуждаются в повышении эффективности производственного потенциала. Другие отрасли, производящие потенциально конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются в государственной поддержке, чтобы выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная в основном на внутренний рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов).

Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации отечественных достижений науки и техники.

В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:

Разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот;

Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях;

Развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники;

· развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

· совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;

· реализацию критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов.

· Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики я выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу;

Использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Государственная инновационная политика в базовых отраслях и производствах будет направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.).

В топливно-сырьевом комплексе инновационная политика будет ориентирована на разработку и внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки, в частности:

В нефтегазовом комплексе - на повышение эффективности геологоразведочных работ, увеличение дебита и извлекаемости на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами и с остаточными запасами нефти в обводненных зонах, строительство скважин в шельфовой зоне и в мерзлых породах, углубление переработки газа и конденсата с получением моторного топлива и целевых химических продуктов, а также на создание высоконадежных, экологически безопасных и низкоэнергоемких систем транспортировки;

В нефтеперерабатывающей промышленности - на увеличение производства моторных и реактивных топлив за счет развития процессов глубокой переработки нефти, разработку и создание катализаторов нового поколения, высокооктановых и кислородосодержащих добавок, а также повышение экологической безопасности и уменьшение энергоемкости;

В угольной промышленности - на улучшение потребительских свойств угольной продукции на основе создания принципиально новых систем глубокой переработки, обогащение и брикетирование углей, решение проблем приготовления, транспортирования, хранения и сжигания водоугольной суспензии, повышение эффективности открытого способа разработки угольных месторождений на базе применения взрывной технологии и новых модификаций драглайнов, а также повышение эффективности и безопасности подземных работ на базе автоматизированных комплексов и специализированных микропроцессорных контрольных сетей.

В электроэнергетике инновационная политика будет сконцентрирована на создании и использовании парогазовых установок или газотурбинных надстроек паросиловых блоков для электростанций на газообразном топливе и высокоэффективных паросиловых энергоблоков с применением новейших технологий сжигания топлива (циркулирующий кипящий слой, циркулирующий кипящий слой под давлением) для электростанций на твердом топливе, развитии экономически эффективной малой и нетрадиционной энергетики, а также решении проблемы захоронения радиоактивных отходов АЭС, получении экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортных топлив, разработке экономически эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии, и повышении эффективности систем передачи электроэнергии на большие расстояния.

...

Подобные документы

    Понятие научно-технического прогресса и инноваций. Сущность НТП и его вклад в экономический рост. Проблемы функционирования инновационной деятельности Беларуси. Повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2016

    Обеспечение правового регулирования и защита интересов участников инновационной деятельности. Формирование современной эффективной инновационной инфраструктуры. Активизация инновационной деятельности в регионах России.

    реферат , добавлен 26.10.2006

    Сущность инноваций и инновационной деятельности. Анализ регулирования и поддержки инновационной деятельности в России. Полезные примеры зарубежного опыта для российской инновационной деятельности. Перспективы развития инновационной деятельности в России.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2012

    Понятие инновационной деятельности, ее сущность и особенности, история возникновения и развития, значение в современном обществе. Классификация инноваций, их разновидности и характеристика. Анализ затрат на технологические инновации, их эффективность.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2009

    Сущность, понятие и виды инноваций. Инновационная политика: понятие, цели, задачи, направления разработки и реализации. Характеристика научно-технической деятельности в Саратовской области. Направления совершенствования разработки региональной политики.

    дипломная работа , добавлен 12.03.2013

    Инновационная и научно-техническая деятельность в сфере предпринимательства. Характеристика научно-технического потенциала России и Калининградской области. Разработка механизма финансирования и стимулирования инновационной деятельности предприятия.

    диссертация , добавлен 21.07.2011

    Принципы формирования государственной инновационной политики России и ее основные направления. Характеристика методов государственного регулирования в инновационной сфере. Деятельность органов государственного регулирования инновационного процесса в РФ.

    реферат , добавлен 27.01.2010

    Понятие, сущность и значение инноваций и инновационной деятельности. Методическое обеспечение построения системы инновационного развития муниципальных образований, оценка их инновационного потенциала, формирование конкурентных преимуществ территорий.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2016

    Методические основы, сущность и роль инновационной деятельности. Классификация видов, задачи и функции инноваций. Анализ состояния инновационного развития и показателей его эффективности на примере предприятия, роль инноваций в развитии малого бизнеса.

    дипломная работа , добавлен 02.03.2010

    Теоретические основы и основные направления государственного регулирования инновационной деятельности, а также анализ его современных проблем в России. Общая характеристика деятельности органов государственного регулирования инновационного процесса в РФ.

В России уровни, тенденции и структура финансирования науки и новых технологий не соответствуют ни текущим потребностям, ни стратегической задаче преодоления отставания от лидеров мировой экономики. Российская наука сохраняет свои позиции по некоторым результатам научной деятельности, по вкладу в мировую научную продукцию, но отставание в реализации результатов, в уровнях технологического развития, в эффективности государственной научной и инновационной политики не только от развитых стран, но и от развивающихся увеличивается.

Главные проблемы государственной научной и инновационной политики РФ — непоследовательность, неспособность сформулировать и реализовать научные и инновационные приоритеты. Снижение объемов государственного финансирования науки до уровня малых стран Западной Европы не привело к повышению эффективности государственных расходов, к прогрессивным сдвигам в структуре приоритетов. Резерв оптимизации использования бюджетных средств для решения наиболее важных текущих проблем экономики и общества, создания заделов на перспективу не использован. В результате многократное отставание от стран- лидеров в масштабах научных исследований и разработок по наиболее важным направлениям, в реальном обеспечении объявленных государственных приоритетов России за прошедшие 10-15 лет углубилось и может сохраниться в перспективе.

Инновационная деятельность, основанная на реализации крупных научно-технических проектов, не стала и приоритетом развития компаний частного сектора России. Фрагментарные данные о характере и масштабах инновационной деятельности в топливно-энергетическом комплексе и машиностроении позволяют предположить, что пока значение инновационной составляющей в функционировании важнейшей составной части нашей экономики остается довольно низким. То же можно сказать о российском автомобилестроении в целом: оно находится в сложном положении и давно отстает от глобальных лидеров но темпам инновационного обновления.

Крупные компании — лидеры российского сырьевого сектора сравнительно недавно приступили к формированию инновационных стратегий, лишь единицы при этом позиционируются как стратегические новаторы. Из всего спектра сырьевых отраслей металлургия — наиболее продвинутая в технологическом смысле отрасль, которая характеризуется высоким уровнем передела первичного сырья, наличием нескольких компаний, активно ведущих . Результатом этого стали: позитивная динамика технологической структуры, стабильно высокая инвестиционная активность, рост глобальной конкурентоспособности.

Российские компании авиастроения находятся в сложном экономическом положении, что связано как с ужесточением глобальной конкуренции в данной сфере, так и с непоследовательностью и противоречивостью государственной политики. В результате эта отрасль традиционного российского хайтска находится на граны утраты уникального научно-технического и инновационного потенциала , а небольшое число проектов международного сотрудничества пока не обеспечивает надежной основы для возрождения национальных производителей.

Среди отраслей новой экономики в России лидируют телекоммуникационные компании. Особенность инновационной модели этих компаний — широкое внедрение передовых зарубежных сетевых технологий, локализация зарубежных технологических решений, активное продвижение новых услуг и продуктов на рынке. Немногие компании формируют инновационные стратегии, связанные со ставкой на самостоятельную разработку новых технологий, целенаправленно проводят курс на построение, формирование и реализацию инновационных стратегий. Для того чтобы повысить наукоемкость продукции и тем самым сделать компании новой экономики в полном смысле высокотехнологичными, необходима целенаправленная системная работа с инновациями, включая управление интеллектуальной собственностью, взаимодействие с государственными фондами поддержки НИОКР и инноваций, разработку методов и формирование процедур оценки инновационного потенциала, создание и поддержку венчурных фондов и прочей инновационной инфраструктуры — технопарков, ИТЦ, бизнес-инкубаторов.

Один из главных источников генерации инноваций — малый инновационный бизнес — сегодня в России находится в неблагоприятных условиях. Количество вновь создаваемых малых инновационных компаний с каждым годом снижается, а уровень технологий, которые они продвигают, становится менее конкурентоспособным. Большинство успешных малых и средних инновационных предприятий было создано в начале 1990-х гг., т.е. на основе научного потенциала СССР.

Перспективы развития науки в России

В контексте мирового развития и с учетом возможностей государственной политики и предпринимательского сектора по адаптации науки и инновационной сферы к мировым тенденциям ситуация в сфере высоких технологий в России в перспективе до 2015-2020 гг. для России может развиваться, по крайней мере, по четырем вариантам.

Инерционный, пессимистический

Сохранение современных тенденций низкой фактической приоритетности научной и инновационной деятельности в общих приоритетах государства и частного сектора приведет к постепенной деградации научных коллективов по широкому спектру фундаментальных и прикладных исследований, в том числе формирующих новый технологический уклад. Это может означать окончательное закрепление за Россией статуса топливно-сырьевого придатка мирового постиндустриального ядра, с постепенной потерей долгосрочных основ конкурентоспособности технологически сложных отраслей четвертого технологического уклада (авиа- и ракетостроение, атомная промышленность, энергомашиностроение), формирующих производственную основу обороноспособности страны.

Инерционный оптимистический

Доходы от сырьевого экспорта все больше используются (при активной государственной поддержке) для модернизации базовых отраслей обрабатывающей промышленности, транспорта и связи, а также для подтягивания отраслей информационного комплекса в регионах до показателей городов и регионов-лидеров. Реализация стратегии экономического рывка с опорой на технологические наработки лидеров развитого мира, втом числе через механизмы прямых инвестиций наукоемких ТНК, может обеспечить существенную экономию времени и средств, но требует высокого уровня обоснованности и гибкости экономической политики, выстраиваемой с учетом долгосрочных тенденций мирового развития.

Умеренно оптимистический

Умеренно оптимистический вариант предполагает возможность нарастания постепенной позитивной динамики в госсекторе науки при условии его эффективной трансформации и создания «центров превосходства» на прорывных направлениях нового технологического уклада с перспективой создания экономически значимых открытий и новшеств во второй половине прогнозного периода. К этому же сценарию можно отнести возможность перехода ряда крупных компаний России, в том числе топливно-энергетических, на инновационный путь развития, к чему их подталкивает ожесточенная конкуренция на мировых рынках, все более связанная с обладанием научно-техническими знаниями, качеством человеческого капитала и реализацией организационно-управленческих инноваций. Сочетание этих тенденций в государственном и частнопредпринимательском секторах позволило бы провести глубокую технологическую модернизацию производственного аппарата добывающих и перерабатывающих отраслей, сферы услуг и жилиицно-коммунального хозяйства с опорой на национальных производителей. Этот вариант требует резкой активизации и повышения эффективности государственной научной и инновационной политики.

Оптимистический

Оптимистический, но наименее реалистичный вариант предполагает наряду с решением вышеперечисленных задач возможность создания мошною ядра экономически жизнеспособных отраслей хайтека четвертого и пятого технологических укладов и превращения на этой основе России в крупного производителя и экспортера высокотехнологичной продукции.

Во всех вариантах невозможно автаркическое развитие каких- либо наукоемких отраслей, без привязки к глобальному рынку, но маловероятна полноценная полномасштабная интеграция российских производителей в мировой рынок хайтска. В лучшем случае они сохранят и упрочат свои «нишевые преимущества» на основе международной кооперации и обеспечат потребности внутреннего рынка страны в высокотехнологичной продукции. Так или иначе, Россия скорее всего не сможет противопоставить США, странам ЕС, Японии и Китаю полного набора отраслей массового конкурентоспособного производства технологически сложных товаров и услуг.

Стив Джобс предполагал, что величайшие прорывы XXI века произойдут на стыке биологии и высоких технологий, что приведет к новой эре медицины. Тенденция последних пяти лет подтверждает его слова: разработки современных ученых наделяют приборы способностями супергероев, чем все больше привлекают внимание бизнеса. В России также работают инкубаторы и отдельные кластеры, которые поддерживают исключительно высокотехнологичные стартапы, связанные с развитием медицины. Инновации активно внедряются в разные сферы здравоохранения, а также в саму систему взаимодействия врачей с их пациентами. T&P составил обзор российских проектов, иллюстрирующий ситуацию в индустрии.

Сервис «Теледоктор» представляет собой телефонную клинику, которая исполняет роль посредника между пациентами и врачами в клиниках реальных. Кроме того, в штате «Теледоктора» состоят свои специалисты, которые консультируют и ведут электронные медицинские карты больных. С финансовой точки зрения сервис вполне доступен: единичное обращение стоит от 180 рублей, годовой абонемент - от тысячи. Основным же преимуществом платформы является все-таки принцип удаленной работы, на котором он построен. Задумка в том, что отныне пациентам не требуется тратить время и силы на ожидания в очередях: с помощью телефонного звонка можно получить доступ к нужному специалисту. Российский Forbes признал проект лучшим стартапом страны в 2014 году.

Компания Oriense разрабатывает высокотехнологичные устройства помощи слабовидящим: прибор крепится на груди слепого или слабовидящего человека, анализирует окружающую обстановку и с помощью речевого синтезатора сообщает о препятствиях и путях их обхода. Стереокамера устройства помогает ориентироваться в светлое время дня или в освещенных помещениях, а также в темноте благодаря инфракрасному датчику. Проект развивается с 2006 года в Петербурге. С момента основания компания стала резидентом «Сколково», а в марте этого года заняла 3-е место на мировом финале конкурса StartUp Cup.

Облачная медицинская CRM-система, основанная в 2008 году хабаровскими программистами Дмитрием Лазуткиным и Владимиром Ковальским. Первый загорелся этой идеей после того, как попал в одну из токийских больниц, где бумажную бюрократию полностью заменили компьютеры. Medesk - это медицинская платформа для управления клиникой, направленная на повышение ее эффективности. За шесть лет стартап сумел не только охватить немалую территорию РФ (услуги были внедрены в 21 регионе страны) и получить одобрение Дмитрия Медведева. В 2013 году он попал в рейтинг 15 самых перспективных проектов мира в сфере цифрового здравоохранения по версии Стэнфордского университета, а в 2014-м стал победителем международного конкурса высокотехнологичных компаний The Cloud Innovation World Cup. Сейчас компания масштабируется, и в обозримом будущем планирует подключить к своей системе клиники Украины, Турции, Бразилии и Аргентины.

Томская компания «Аквелит» была создана в 2005 году при содействии Фонда Бортника, одной из немногих организаций, поддерживающих отечественные инновационные проекты. VitaVallis - уникальная разработка этой компании, представляющая собой антимикробный сорбционный материал и ранозаживляющие повязки. Эта современная альтернатива антибиотикам защищает от инфекций и подходит для любых типов ран. Принцип действия материала основан на безопасном механизме, при котором рост микробов подавляется внутри самой повязки. Таким образом, инфекция уничтожается не токсически, как в случае с антибиотиками, а физически. Инновация была разработана и апробирована Институтом физики прочности и материаловедения Сибирского отделения РАН и может широко применяться в хирургии, стоматологии и многих других областях медицины.

«Мой ген» - российский сервис по анализу ДНК человека. Компания занимается определением и анализом состава генетической цепочки человека с целью получения самой разнообразной информации об организме: от наследственной склонности к тем или иным заболеваниям до этнической принадлежности его далеких предков. Все, что нужно, - оплатить заказ и сдать слюну прибывшему по вызову курьеру, по ней специалист проведет анализ вашего генома, учтя эпидемиологические данные по территориям Российской Федерации. Проект был создан при содействии ученых РАН и молодых бизнесменов. Идея пришла в Россию из западных стран, где подобный сервис появился три года назад.

Проект сравнит цены на лабораторные анализы, ЭКГ, УЗИ и другие функциональные исследования и предложит оптимальный вариант, исходя из местоположения лаборатории или клиники. Здесь же можно почитать описания анализов и сделать предварительный заказ, а также узнать о возможных скидках. Проект охватывает не только российские клиники, но также Белорусию, Казахстан и Украину. Для пользователей услуги «АнализМаркета» бесплатны.

Усилиями российских инноваторов печать органов на 3D-принтерах становится все реальнее. Проект «3D Bioprinting Solutions» создан в 2013 году и представляет собой лабораторию, которая занимается конструированием прибора с технологией трехмерной биопечати органов и тканей человеческого организма, а также самой печатью. Летом этого года специалисты компании представили первый отечественный 3D-биопринтер с собственной конфигурацией и дизайном. Научный руководитель команды - Владимир Александрович Миронов, профессор Университета Вирджинии, автор первой публикации о печати органов.

Бесплатный онлайн-сервис, связывающий пациентов и врачей частных московских клиник. «Инфодоктор» работает по принципу заказов авиабилетов в сети. Клиент заполняет критерии поиска: специализацию врача, район города и желаемую стоимость первичного приема, а после выбирает подходящий вариант, то есть записывается к врачу, работающему в одной из партнерских клиник проекта. Проект растет: ежедневно к услугам компании обращается несколько сотен пациентов, а в базе платформы состоят более пяти тысяч врачей из 443 клиник Москвы. Существует и одноименное приложение сервиса для iPhone и iPad.

Проект, призванный помочь пожилым людям, инвалидам при несчастном случае, ухудшении самочувствия или падении, вызванного им. По статистике, 30% пожилых людей старше 65 падают один раз в год или чаще. В половине случаев они не могут подняться и получить помощь самостоятельно, если рядом никого не окажется. Само устройство представляет собой мобильный телефон с единственной кнопкой, настроенной на вызов экстренной помощи. Туда также встроен GPS-трекер, благодаря которому диспетчер автоматически видит местонахождение человека. «Кнопка жизни» работает круглосуточно. После определения причины вызова дежурный врач связывается с необходимой службой помощи: скорой, полицией или МЧС, и оповещает родственников или попечителей. Проект «Кнопка жизни» стал лучшим социально значимым стартапом в 2011 году по версии нескольких рейтингов, а также прошел в финал конкурса стартапов от Forbes.

Проект разработан молодой компанией Liandri Healthcare, основанной московскими студентами и уже успевшей заинтересовать фонд «Сколково». Медицинская экспертная система iГематолог позволяет получить расшифровку анализа крови и диагностировать более 50 синдромов и заболеваний, не выходя из дома. Пациенту нужно просто ввести результаты своего анализа крови в электронный бланк на сайте и получить взамен анализ, сделанный системой автоматически. Авторы сервиса подчеркивают, что их проект не заменяет прием у настоящего гематолога, а лишь служит цели получить первичную консультацию.

ИННОВАЦИИ В РОССИИ

Отметим, что в мире инновации совершаются прежде всего в интересах конкретного производителя, и потому именно коммерческий сектор, а не государство является главным производителем и потребителем инноваций. Для появления, развития и реализации инноваций необходимы рыночная экономика и конкурентная среда. Государство в принципе способно действовать как локомотив инноваций, но это приводит к перекосам экономики, неэффективному расходованию средств, а иногда даже заводит общество в тупик. Безусловно, государственная машина не может стоять в стороне от инновационного процесса, но роль ее должна быть скорее направляющей, указывающей и облегчающей путь.

В России сложная плановая советская экономика, а затем крах СССР и кризис 1990-х существенно деформировали традиционное понимание инноваций. Да и в целом об инновациях в 1990-е практически не вспоминали. Есть данные на конец 1980-х годов, когда предприятия, на которых активно внедрялись инновации, составляли 70 процентов от общего числа. В 1997 году этот показатель сократился до 4,7 процента – в 15 раз!!! За 11 лет произошли изменения в этой сфере. Так, число предприятий, практикующих инновации, возросло более чем вдвое, достигнув 10 процентов. Но все же это не такие уж обнадеживающие данные.


Доля промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение технологических новаций, не превышает у нас 10 процентов.


Вот что в этой связи говорит глава государства Дмитрий Медведев:

«Что касается нашей системы, российской инновационной системы, у нас, с одной стороны, созданы и уже работают ее основные элементы, однако мы прекрасно понимаем: инструменты поддержки инноваций сегодня слабо увязаны друг с другом. Отдельные циклы инновационного производства разобщены и плохо состыкованы друг с другом. Наверное, сегодня в этом основная проблема. И мы просто вынуждены открыто констатировать, что сегодня, по сути, системой они не являются <...> это набор близких, но пока еще достаточно разнородных элементов. И поэтому созданные у нас элементы инфраструктуры определяющей роли в продвижении соответствующих проектов пока не имеют. Как результат – и масштаб, и сама отдача инновационной деятельности пока остаются весьма низкими.

Я приведу несколько цифр, они многим из вас хорошо известны. Тем не менее – для того чтобы нам войти в курс: доля промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение технологических новаций, не превышает у нас 10 процентов. А доля инновационной продукции в общем объеме продукции промышленного производства составляет всего 5,5 процента. Это данные статистики. <...>

Смотрите, 5,5 процента в общем объеме промышленной продукции – это инновационная продукция. А что имеется в виду? Это, видимо, имеется в виду ситуация, когда, допустим, предприятие по какому-то из видов продукции в лучшем случае зарегистрировало патент, а так это, скорее всего, просто некие технологические изменения, которые, по мнению людей, которые такую статистику проводят, создают инновационный эффект. <...> То есть достоверной статистики, реально свидетельствующей о том, что происходит в этой сфере, у нас нет. <...> Мы должны просто подумать, это наша с вами как раз задача, какие дополнительные критерии нам необходимо использовать для того, чтобы ориентироваться в том, что мы создаем. Вот эта новая продукция, которая возникает, она инновационная, или же это, по сути, традиционная продукция, которую нарядили в соответствующую инновационную одежду? Нам-то нужен качественный рост, а не просто разговоры о том, что какие-то проценты увеличились, даже если речь идет об увеличении общего финансирования и о тех цифрах, которые в рамках ВВП мною были названы».

«Что касается российской инновационной системы, у нас, с одной стороны, созданы и уже работают ее основные элементы, однако мы прекрасно понимаем: инструменты поддержки инноваций сегодня слабо увязаны друг с другом. Отдельные циклы инновационного производства разобщены и плохо состыкованы друг с другом».

Да, в 90-х с инновациями в России были большие проблемы – тогда речь шла о выживании страны. В начале 2000-х, как мы убедились, ситуация изменилась в лучшую сторону, но ненамного. При этом нельзя сказать, что государство ничего не делает для стимулирования инновационного развития. Более того, необходимо признать, что российская власть, напротив, является одним из основных локомотивов инноваций. И нежелание предпринимателей вкладывать деньги в НИОКР, в рационализацию – все это известные факты. А ведь именно бизнес должен быть главным потребителем и главным генератором инноваций. Правительство должно лишь помогать и направлять, а также подготавливать почву, кадры, совершенствовать систему образования для инновационного развития. Но делать это не вне бизнеса, а в тесном сотрудничестве с бизнесом.

«Мы планируем инновационное развитие экономики, а прирост инновационной части за будущие пять лет пока в планах правительства, на мой взгляд, крайне незначителен. Но это как раз говорит о том, что мы фиксируем внимание на этих проблемах и будем добиваться их решения».

Дмитрий Медведев в этой связи подчеркивает: «Известно, что сектор научных разработок и их эффективная коммерциализация – это основа конкурентоспособного промышленного производства. И в развитых странах развитая же инновационная система включает в себя не только инновационные проекты и реализующий их впоследствии инновационный бизнес, но и исследовательский сектор, сферу образования – все это находится в одном большом кластере. Базовыми элементами этой системы являются создаваемые сегодня наукограды, особые экономические зоны, технопарки, центры трансфера технологий, так называемые бизнес-инкубаторы и иные подобные структуры, которые появляются сейчас в довольно большом количестве. А высокая скорость и непрерывность инновационного цикла должны обеспечиваться финансовыми институтами, в том числе венчурными инновационными и инвестиционными фондами. Инновационная система – это такой приводной механизм научно-промышленного развития, который применяется в большинстве современных государств. Ее главная задача – обеспечить эффективное прохождение всего инновационного цикла. Именно на это работает целая совокупность правовых, экономических, организационных и финансовых инструментов. И именно к этой модели мы сегодня и стремимся».


В целом инновационная составляющая в ВВП России занимает лишь 5–5,5 процента, тогда как в других развитых странах эта цифра достигает 30 процентов.


За последние восемь лет государство осуществило ряд действий для форсирования инновационного развития. 30 марта 2002 года президент Владимир Путин утвердил «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». За пять лет – 1998–2003 годы – удалось удвоить рост расходов на инновации (в сопоставимых ценах), а в дальнейшем эти расходы только увеличивались. В 2005 году на высокотехнологичные наукоемкие проекты было направлено 15,3 процента всех инвестиционных расходов бюджета. В 2006 году эта доля возросла до 23,4 процента. Если в 2003 году на инновации уходило 1,3 процента ВВП, то к 2010 году этот показатель увеличится до 1,8 процента ВВП. Наконец, в соответствии с программой число ежегодно создаваемых элементов инфраструктуры национальной инновационной системы увеличится с 38 единиц в 2004 году до 200 единиц в 2010 году.

Президент России Дмитрий Медведев:

«Вот эта новая продукция, которая возникает, она инновационная или же это, по сути, традиционная продукция, которую нарядили в соответствующую инновационную одежду? Нам-то нужен качественный рост, а не просто разговоры о том, что какие-то проценты увеличились, даже если речь идет об увеличении общего финансирования».

Однако в целом инновационная составляющая в ВВП России занимает лишь 5–5,5 процента, тогда как в других развитых странах эта цифра достигает 30 процентов. При этом слабая инновационная составляющая обусловлена не отсутствием изобретений и рацпредложений, а медленным внедрением новшеств в производство. По-научному это звучит как «разрыв между этапом наработки коммерчески интересных идей и этапом их внедрения». Это естественно: бизнесу нужна быстрая отдача и скорая прибыль.

Премьер-министр России Владимир Путин:

«Мы с вами все время говорим об инновационном развитии нашей экономики. И, конечно, этому направлению деятельности в сфере налоговой политики должны уделить особое внимание. Разумеется, речь должна идти о приоритетных направлениях по НИОКР. И эти приоритетные направления правительство должно будет определить».

Вот как об этом говорит заведующий отраслевой лабораторией Росатома при МИФИ Вадим Петрунин: «Могу привести пример из собственной практики. Один предприниматель хотел профинансировать мою разработку в размере нескольких миллионов долларов. Узнав, что на реализацию проекта требуется от трех до пяти лет, он предложил значительно увеличить инвестиции с условием, что результат будет готов через два-три года. То есть российский бизнес пока не понимает того, что для воплощения научной идеи необходимо время и его нельзя ускорить только деньгами. Пока в России сырьевая экономика, процесс внедрения инноваций будет сдерживаться».


Российский бизнес пока не понимает того, что для воплощения научной идеи необходимо время и его нельзя ускорить только деньгами.


Между тем процитированные слова Петрунина верны лишь отчасти. Сырьевая экономика не является безусловным тормозом инновационного развития. Скорее даже наоборот. Инновации в сфере ТЭК сейчас внедряются очень быстро, и это действительно серьезные инновации. За собой они тянут и смежные отрасли, и так концентрическими кругами расходится инновационная инициатива по российской экономике. Конечно, есть и проблемы – чем дальше от сферы ТЭК, тем слабее инновационный потенциал. Но энергосектор России не уменьшает инновационную активность, скорее напротив, является одним из основных стимулов инвестирования в инновации.

Президент России Дмитрий Медведев:

«Скорость инновационного цикла настолько высока, что требуется очень быстро и практически непрерывно обновлять бизнес на основе самых передовых технологий. Ясно, что в условиях инновационной экономики это должно происходить в считанные дни, а не так, как сегодня это происходит, – месяцами».

Наконец, по словам премьер-министра России: «В предыдущие годы мы приняли решения в налоговой сфере, в администрировании таким образом, чтобы обеспечить – это наша главная задача – прежде всего рост перерабатывающих отраслей экономики, обеспечить инновационное развитие российской экономики. И считаю, что в этом мы уже добиваемся определенных успехов. В чем это выражается? В том, что в структуре прироста валового внутреннего продукта роль перерабатывающих отраслей уже больше, чем сырьевых отраслей нашей экономики».

О налогах необходимо поговорить подробнее, тем более что налоговое стимулирование является одним из основных инструментов воздействия государства на инновационный сектор экономики. Так, с 2008 года в целях стимулирования инновационной деятельности «установлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при передаче исключительных прав на основные виды интеллектуальной собственности. Предусмотрено также освобождение от уплаты этого налога научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ независимо от источников их оплаты». Помимо этого приняты и иные налоговые новации.

И российский бизнес уже начинает довольно активно выделять средства на инновации. Так, если еще в 2000–2003 годах преобладал абсолютно троглодитский, хищнический подход к инновациям, выражавшийся в формулировке: «пока у России есть нефть, инноваций не будет», теперь очевидно, что если предприятие не занимается инновациями, то даже если у него есть нефть, оно может проиграть в конкурентной борьбе, и нефть тут не поможет.

Премьер-министр России Владимир Путин:

«Требуется также упростить налоговую систему, минимизировав возможности произвольного толкования законодательства, вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики».

Откроем доклад АФК «Система», IT-концерна Sitronics и российской Ассоциации менеджеров за 2005 год. Из него следует, что в 2004 году Газпром вложил в НИОКР 100 миллионов долларов, ГМК «Норильский никель» – около 40 миллионов, Северсталь – более 2 миллионов. Инновационная программа по модернизации Красноярского алюминиевого завода, принятая холдингом «Русал» и рассчитанная на четыре года, оценивается в 270 миллионов долларов.

В прошлом году стало известно, что Газпром совместно с Газпромбанком планирует создать венчурный фонд для инвестиций в перспективные проекты в области энергетики. «Предполагается, что его капитал составит 100 миллионов долларов. Источники сообщали, что срок действия фонда составит 15 лет. Фонд будет инвестировать в проекты объемом 3–7 миллионов долларов с шестилетним циклом. Доходность составит 18-5 процентов годовых». Однако подробнее об инновационных проектах крупных гигантов почти ничего не известно, так как все инновации подобного рода проходят под грифом «коммерческая тайна».

Президент России Дмитрий Медведев:

«Роль глобальных компаний в достижении тех амбициозных целей по революции в области IT, в сфере коммуникаций, в том, что мы называем инновационной экономикой, – безусловно, абсолютно фундаментальная, потому что... именно на вас лежит основная часть ответственности за продвижение, если хотите, нового общества».

Между тем трудно скрыть инвестиции в знания, да предприятия и не стремятся этого делать. Так, в 2001 году «Сибирский алюминий» стал владельцем Сибирского научно-исследовательского проектно-конструкторского института алюминиевой и электродной промышленности, в 2003 году «Русал» приобрел 100 процентов акций Всероссийского алюминиево-магниевого института в Петербурге, в 2004 году «Евразхолдинг» купил петербургский проектный институт «Гипроруда». В свое время нефтяная компания ЮКОС также стремилась упрочить связи с образованием, вложив средства в РГГУ. В целом бизнес стремится к тому, чтобы оказывать на высшее образование определенное влияние, однако делает это пока не столь масштабно, чтобы можно было ожидать существенного изменения в лучшую сторону ситуации в вузах России.

Каждый год издание Popular Science выбирает лучшие инновации в области науки и техники. Эти открытия предопределят наше будущее, а некоторые из них даже могут стать прекрасным новогодним подарком. Мы выбрали 20 самых заметных инноваций 2016 года из списка Popular Science .

1. Виртуальная реальность для обычных людей: Sony Playstation VR

Sam Kaplan

Жесткие требования к высокой четкости картинки в играх с ВР требуют использования мощного компьютера. Для более 40 миллионов владельцев Sony PS4 использование PlayStation VR сводится к принципу «подключай и работай». В отличие от дешевых систем, работающих на базе смартфонов (вспомните Google Cardboard), гарнитура обеспечивает разрешение Full HD для каждого глаза и широкий обзор в 100 градусов. Например, в игре Star Wars Battlefront Rogue One вы сможете почувствовать себя пилотом X-Wing.

2. Anki Cozmo: самый разумный робот-любимец

Anki

Ученым уже давно известно, что вирусы могут спровоцировать иммунную систему атаковать рак, но для создания вируса, который не затронет наши собственные органы, потребовалось некоторое время. В конце 2015 года IMLYGIC стало первым вирусным лекарством по борьбе с раком, одобренным Управлением по контролю за продуктами питания и лекарственными средствами США. Это прорыв в области борьбы с меланомой: модифицированный вирус герпеса вводится в опухоль, где может возбудить иммунную реакцию в ответ на рак.

17. NASA – “Юнона”: путешествие к центру газового гиганта

NASA

4 июля “Юнона” – искусственный спутник, питаемый солнечными батареями, – начал вращаться вокруг полюсов Юпитера, пролетая на расстоянии в 4200 км от облаков планеты. «Ни один космический аппарат не находился так близко к Юпитеру, в центре радиационных поясов со столь высоким магнитным полем», – говорит научный сотрудник проекта Стив Левин. Защищенные от этого излучения титановым куполом научные приборы “Юноны”, в числе которых радиометр для изучения атмосферы и детектор частиц для измерения магнитного поля, позволят ученым заглянуть под облака газового гиганта. В течение следующих полутора лет наблюдений “Юноны” ученые узнают, сколько воды находится на Юпитере и обладает ли планета твердым ядром. Благодаря этому мы можем узнать, как образовалась Солнечная система и Земля. Также в ходе этой миссии были получены самые качественные изображения Юпитера в истории.

18. SpaceX – Falcon 9: посадка ракеты на морскую платформу

SpaceX

По словам руководителя Илона Маска, возможность повторного использования первой ступени ракеты - части, которая обычно падает в океан, может снизить затраты на ее запуск в сто раз. В апреле, после четырех неудачных попыток, ракета Falcon 9 на беспилотный корабль. Залог успеха: больше ракетного топлива на основе жидкого кислорода для увеличения тяги и посадка с управляемым вектором тяги вместо предыдущей, менее успешной версии с использованием парашюта.

19. Facebook – Aquila: дрон, раздающий интернет

Facebook

Facebook сделала еще один шаг на пути к своей цели – повсеместному доступу к интернету, в июле 96-минутное испытание полноразмерного дрона