Ямайская валютная система.  Простым и ясным языком про Ямайскую валютную систему

Цели создания

  1. Восстановление и резкое увеличение объёмов международной торговли.
  2. Установление стабильного равновесия системы международного обмена на основе системы фиксированных валютных курсов .
  3. Предоставление в распоряжение государств ресурсов для противодействия временным трудностям во внешнеторговом балансе .

Принципы

  • Установлены твердые обменные курсы валют стран-участниц к курсу ключевой валюты;
  • Курс ключевой валюты фиксирован к золоту;
  • Центральные банки поддерживают стабильный курс национальной валюты по отношению к ключевой валюте (в рамках +/- 1 %) с помощью валютных интервенций;
  • Изменения курсов валют осуществляются посредством их ревальвации или девальвации ;
  • Организационным звеном системы являются Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов в целях поддержки нестабильных валют, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами принципов работы их валютных систем, обеспечивает валютное сотрудничество стран.

Для доллара США был установлен золотой стандарт : 35 долл. за 1 тройскую унцию . В результате США получили валютную гегемонию, оттеснив своего давнего конкурента - Великобританию. В рамках Бреттон-Вудской системы утвердился Долларовый стандарт международной валютной системы, основанной на господстве доллара. Иногда говорили о Золотодолларовом стандарте . На тот момент США обладали 70-ю процентами всего мирового запаса золота. Доллар - валюта, конвертируемая в золото, - стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютных интервенций и резервных активов. Национальная валюта США стала одновременно мировыми деньгами.

Валютные интервенции рассматривались как механизм адаптации валютной системы к изменяющимся внешним условиям, аналогично передаче золотых запасов для регулирования сальдо платежного баланса при золотом стандарте. Курсы валют можно было изменять лишь при возникновении существенных перекосов платёжного баланса. Эти изменения валютных курсов в рамках твердых паритетов назывались ревальвацией и девальвацией валют.

Причины кризиса Бреттон-Вудской валютной системы

Такая система могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США могли обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. Однако к началу 70-х гг. произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы, а в международном обороте участвовало всё больше наличных и безналичных долларов США. Появились значительные проблемы с международной ликвидностью, так как добыча золота была невелика по сравнению с ростом объемов международной торговли. Доверие к доллару, как резервной валюте , дополнительно падало из-за гигантского дефицита платежного баланса США. Образовались новые финансовые центры (Западная Европа , Япония), и их национальные валюты начали постепенно так же использовать в качестве резервных. Это привело к утрате США своего абсолютного доминирующего положения в финансовом мире.

Отчетливо проблемы данной системы были сформулированы в дилемме (парадоксе) Триффина :

Формы проявления кризиса Бреттон-Вудской валютной системы

  • «валютная лихорадка» - перемещение «горячих» денег, массовая продажа неустойчивых валют в ожидании их девальвации и скупка валют - кандидатов на ревальвацию ;
  • «золотая лихорадка» - бегство от нестабильных валют к золоту и периодическое повышение его цены;
  • паника на фондовых биржах и падение курсов ценных бумаг в ожидании изменения курса валют;
  • обострение проблемы международной валютной ликвидности ;
  • массовые девальвации и ревальвации валют (официальные и неофициальные);
  • активная валютная интервенция центральных банков, в том числе согласованные действия сразу нескольких стран;
  • резкие колебания официальных золотовалютных резервов;
  • использование иностранных кредитов и заимствований в МВФ для поддержки валют;
  • нарушение структурных принципов Бреттон-Вудской системы;
  • активизация национального и межгосударственного валютного регулирования;
  • усиление двух тенденций в международных экономических и валютных отношениях - сотрудничества и противоречий, которые периодически перерастают в торговую и валютную войны.

История кризиса

Кризис Бреттон-Вудской валютной системы можно разделить на следующие ключевые этапы :

  1. 17 марта 1968 года . Установлен двойной рынок золота. Цена на золото на частных рынках устанавливается свободно в соответствии со спросом и предложением. По официальным сделкам для центральных банков стран сохраняется обратимость доллара в золото по официальному курсу 35 долларов за 1 тройскую унцию .
  2. 15 августа 1971 года . Президент США Ричард Никсон объявил о временном запрете конвертации доллара в золото по официальному курсу для центральных банков.
  3. 17 декабря 1971 года . Девальвация доллара по отношению к золоту на 7,89 %. Официальная цена золота увеличилась с 35 до 38 долларов за 1 тройскую унцию без возобновления обмена долларов на золото по этому курсу.
  4. 13 февраля 1973 года . Доллар девальвировал до 42,2 долларов за 1 тройскую унцию.
  5. 16 марта 1973 года . Ямайская международная конференция подчинила курсы валют законам рынка. С этого времени курсы валют не фиксированы и изменяются под воздействием спроса и предложения. Система твердых обменных курсов прекратила свое существование.
  6. 8 января 1976 года . После продолжительного переходного периода, в течение которого страны могли испробовать различные модели валютной системы, на заседании министров стран-членов МВФ в г. Кингстоне на Ямайке (Ямайская конференция ) было принято новое соглашение об устройстве международной валютной системы, которое имело вид поправок к уставу МВФ. Была сформирована модель свободных взаимных конвертаций для которой стало характерно колебание обменных курсов. Ямайская валютная система действует в мире и по настоящее время(2009), хотя в свете глобального кризиса 2008-2009 годов начались консультации о принципах новой мировой валютной системы (

Кризис Бреттон-вудской валютной системы породил обилие проектов валютной реформы. Соглашение стран – членов МВФ в Кингстоне (январь 1976 г.) было названо – Ямайское соглашение. Это соглашение, известное под образным названием “коктейль из ямайского рома”, определило контуры новой международной валютной системы.

Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт. Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:

выравнивание темпов инфляции в различных странах;

уравновешивание платежных балансов;

расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.

Новизна и особенность Ямайской валютной системы состояли в следующем: введен стандарт СДР или специальные права заимствования (“special drawing rights”), то есть “это международный резервный актив, эмиссия которого осуществляется МВФ и распределяется между странами-членами пропорционально их квотам в МВФ. СДР не имеют материально-вещественной формы существования и фигурируют лишь в виде бухгалтерской записи на счетах центральных банков, а также на специальном счете МВФ”. СДР был введен вместо золотодевизного стандарта. Отменена официальная валютная цена золота, а также заявлено о недопустимости установления государственного или межгосударственного контроля над мировыми рынками золота с целью искусственного замораживания его цены. Одновременно были приняты и решения, касающиеся использования золота, которое находилось в распоряжении МВФ. Одну шестую часть золотого запаса (а это составляло 25 млн. тройский унций, или 777,6 т.) МВФ возвратил старым членам в обмен на их национальные валюты по существовавшей до Ямайского соглашения официальной цене (35 ед. СДР за одну унцию) пропорционально их квотам в капитале Фонда. Такое же количество золото было продано в течение четырех лет, начиная с июня 1976 года по май 1980, на свободном рынке путем регулярно проводившихся открытых аукционов.

Таким образом, центральные банки получили возможность свободно покупать золото на частном рынке по складывающимся там ценам и совершать сделки в золоте между собой на базе его рыночной стоимости. Так же было упразднено существовавшее до того времени обязательство стран-участниц МВФ делать взнос в капитал Фонда в золоте. Было ликвидировано право МВФ требовать от стран-участниц золото в счет их взносов в капитал Фонда или при осуществлении каких-либо операций с этими странами.

Одним из основных принципов Ямайской валютной системы была юридически завершенная демонетаризация золота. Была отменена официальная цена на золото, были отменены золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото.


Ямайское соглашение окончательно упразднило золотые паритеты национальных валют, равно как и единицы СДР. Поэтому оно рассматривалось на Западе как официальная демонетизация золота, лишение его всяких денежных функций в сфере международного оборота. Было положено начало фактического вытеснению желтого металла из системы международных валютных отношений.

Интернационализация системы международных ликвидных активов, формирование коллективной валютной единицы призваны оказывать стабилизирующее воздействие на мировую экономику, смягчать последствия нарушений равновесия платежных балансов, служить своего рода заслоном на пути перенесения возмущений, вызываемых такого рода нарушениями, на внутреннюю экономику страны.

В соответствии с этим положением устава МВФ, относящиеся к механизму СДР, были внесены определенные изменения.

Привязка стоимости СДР к золоту прекращает свое существование.

Странам-участницам предоставляется возможность вступать по взаимному согласию в сделки друг с другом с использованием СДР без предварительного принятия Фондом какого-либо общего или специального решения по данному вопросу.

МВФ может разрешать странам-участницам производить между собой операции по использованию СДР. В мае 1979 года директорат МВФ принял резолюцию, предоставившую странам-участницам право осуществлять различные операции, такие как, погашение любого договорного обязательства без перевода валюты, в которой произведена сделка, предоставление кредитом в СДР, использование их в качестве залога при получении займов и т.п.

Право владеть средствами в СДР может быть предоставлено международным валютно-финансовым организациям, специализированными учреждениями ООН и т.д.

СДР заменяют золото и национальные валюты при осуществлении платежей странами-членами Фонду и Фондом странам-членам, и их возможное использование в операциях сделках, производимых в рамках общего департамента МВФ, должно быть расширено.

Но, итоги функционирования СДР свидетельствуют о том, что они оказались далеки от мировых денег. Более того, возникли проблемы эмиссии и распределения, обеспечения, метода определения курса и сферы использования СДР. Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством.

Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в большинстве стран в марте 1973 года не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями “горячих денег”, с валютной спекуляцией.

Ямайская валютная реформа не обеспечила валютной стабилизации. Кредитные возможности МВФ, несмотря на увеличение кредитов, остались скромными по сравнению с огромными международно-финансовыми потоками и дефицитом платежных балансов.

На фоне многочисленных проблем, связанных с колебанием валютных курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы, возникающие в мировой валютной системе.


Устройство современной мировой валютной системы было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г. Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт.

Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:

  • 1. Выравнивание темпов инфляции в различных странах;
  • 2. Уравновешивание платежных балансов;
  • 3. Расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.

Ямайская валютная система

Основные характеристики Ямайской валютной системы следующие:

  • 1) система полицентрична, то есть не на одной, а на нескольких ключевых валютах;
  • 2) отменен монетный паритет золота;
  • 3) основным средством международных расчетов стала свободно конвертируемая валюта , а также СДР и резервные позиции в МВФ;
  • 4) не существует пределов колебаний валютных курсов. Курс валют формируется под воздействием спроса и предложения;
  • 5) центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют;
  • 6) страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать его через золото;
  • 7) МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получить односторонние преимущества перед другими странами - членами МВФ.

По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.

Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей

  • - курс национальной валюты фиксирован по отношению к данной добровольно выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Обычно фиксируют курсы своих валют по отношению к доллару США, английскому фунту стерлингов, французскому франку развивающиеся страны;
  • - курс национальной валюты фиксируется к СДР ;
  • - «корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран - торговых партнеров данной страны;
  • - курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия.

В «свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях. Именно поэтому говорят об «управляемом», или «грязном», плавании валютных курсов.

Смешанное плавание также имеет ряд разновидностей. Во-первых, это групповое плавание. Оно характерно для стран, входящих в Европейскую валютную систему (ЕВС). Для них установлены два режима валютных курсов: внутренний - для операций внутри Сообщества, внешний - для операций с другими странами.

Между валютами стран ЕВС действовал твердый паритет, рассчитанный на основе отношения центральных курсов к ЭКЮ с пределом колебаний в +/-15%, установленным с 1993 г. (до этого предел колебаний курсов находился в диапазоне +/-2,25%).

Курсы валют совместно «плавали» по отношению к любой другой валюте, не входящей в систему ЕВС. Кроме того, к этой категории валютных режимов принадлежит режим специального валютного курса в странах ОПЕК. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и другие страны ОПЕК “привязали” курсы своих валют к цене на нефть.

В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или групповом плавании. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета.

Важную роль играют специальные права заимствования - СДР . В рамках Ямайской валютной системы они являются одним из официальных резервных активов. Вторая поправка к Уставу МВФ, вступившая в силу с 1978 г., закрепила замену золота СДР в качестве масштаба стоимости. СДР стали мерой международной стоимости, важным резервуаром, одним из средств международных официальных расчетов.

Участниками системы СДР могут быть только страны-члены МВФ. Однако членство в Фонде не означает автоматического участия в механизме СДР. Для осуществления операций с СДР в структуре МВФ образован Департамент СДР.

В настоящее время все страны-члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционирует только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями.

Функционирование Ямайской валютной системы противоречиво. Ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично.

Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действия стран-участниц, доступных им в рамках этой системы. Режимы обменных курсов в своем чистом виде не практикуются в течение длительного периода.

Страны, объявившие о свободном плавании своих валют, поддерживали валютный курс с помощью интервенций, то есть вместо чистого плавания фактически осуществлялось управляемое плавание.

Другой причиной является сохранение долларом США лидирующих позиций в Ямайской валютной системе. Объясняется это рядом обстоятельств:

  • а) со времен Бреттон-Вудской валютной системы сохранились значительные запасы долларов у частных лиц и правительств во всем мире;
  • б) альтернативные к доллару, признанные всеми резервные и трансакционные валюты будут постоянно в дефиците до тех пор, пока платежные балансы стран, валюты которых могут претендовать на эту роль (Германия, Швейцария, Япония), имеют стабильные активные сальдо;
  • в) евродолларовые рынки создают доллары независимо от состояния платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению мировой валютной системы необходимым средством для трансакций.

Для Ямайской валютной системы характерно сильное колебание валютного курса для доллара США, что объясняется противоречивой экономической политикой США. Это колебание доллара стало причиной многих валютных кризисов.

В январе 1976 г. соглашением стран - членов МВФ был пересмотрен статус золота и введены плавающие валютные курсы.

Ямайская валютная система была оформлена Ямайским соглашением, которое было ратифицировано в 1978 г.

Основой для принятия Ямайского соглашения было соглашение временного комитета МВФ 1976 г. о переустройстве Бреттон-Вудской системы:

    Важнейшим элементом Ямайской валютной системы является вытеснение золота из международных расчетов.

    Центральные банки стран получили возможность осуществлять операции с золотом по рыночным ценам, золотые паритеты были отменены.

    Вытеснение золота сопровождалось выдвижением СДР на роль международного резервного средства.

    Странам предоставлялось право выбора режима валютного курса, и в основном стали применяться плавающие валютные курсы, которые складываются под влиянием двух основных условий: паритета покупательной способности валют и рыночного соотношения спроса и предложения на мировых валютных рынках.

Принципы ямайской валютной системы:

1. Переход золотодевизного стандарта к мультивалютному рыночному стандарту . Был официально введен стандарт СДР. СДР был объявлен базой ямайской валютной системы и основой валютных паритетов.

СДР - это международные платежные и резервные средства. Они используются для безналичных международных расчетов путем записи на специальных счетах МВФ и в качестве расчетной единицы МВФ.

    С 1.01.70 г. была введена новая условная валюта (СДР) - специальные права заимствования (SDR - Special Drawing Rights). Сначала СДР была приравнена к доллару США (1 СДР = 1 USD).

    С 1.07.74 г. СДР стала формироваться на основе корзины валют 16 наиболее развитых стран ПРС. Однако возникли проблемы, связанные с колебаниями курсов валют.

    С 1.01.84 г. СДР стали формироваться на основе корзины 5 главных валют мира (американского доллара, немецкой марки, японской иены, английского фунта стерлингов и французского франка).

    С 1.01.02 г. СДР формируются на основе корзины 4 главных валют мира (американского доллара, евро, английского фунта и иены).

СДР относится к международным коллективным валютам и используется для безналичных расчетов стран - членов МВФ путем записей на специальных счетах. СДР не имеет материальной основы, а является валютой записи. Курс СДР устанавливается на основе валютной корзины.

Валютная корзина - это метод соизмерения средневзвешенного курса коллективной валюты по отношению к определенному набору национальных валют. Количество валют в наборе, их состав и размер валютных компонентов, т. е. количество единиц каждой валюты в наборе, устанавливаются произвольно.

2. Юридически завершена демонетизация золота , которая выражалась в том, что отменена официальная фиксированная цена на золото, введен плавающий рыночный курс золота, который определяется на биржевых торгах, отменены золотые паритеты, прекращен обмен долларов на золото.

Демонетизация золота - превращение золота из финансового актива в товар, который больше не используется как средство платежа между центральными банками стран, а переходит в сферу товарного обращения.

Фактически демонетизация золота определяется реальными условиями товарного производства, мирового хозяйства и валютных отношений:

    странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса (фиксированного или плавающего);

    усиление межгосударственного регулирования через МВФ.

В настоящее время в мире существуют две взаимосвязанные и взаимоисключающие тенденции. Это глобализация и регионализация мировой экономики. В связи с этим наряду с уже существующейМировой валютной системой в последние десятилетия формируются региональные валютные системы с созданием своей региональной валюты. Наиболее значимой и перспективной региональной валютной системой является Европейский экономический и валютный союз (ЕВС) двенадцати европейских государств (одновременно являющимися членами Европейского союза).

Кризисные явления в международных валютно-финансовых отношениях показали несостоятельность мировых валютных систем обеспечить их стабильное функционирование. Нерівнозваженість экономических показателей промышленно развитых стран и отсутствие координации их экономической политики вызвали значительные проблемы в некоторых сферах и ограничили эффективность плавающих курсов, обусловив перекосы. Значительные спекулятивные перемещения капиталов и существенные колебания валютных курсов создали условия неуверенности в валютных отношениях, снизили стимулы к инвестициям и усложнили проведение экономической политики.

Благодаря большей гибкости режима валютных курсов Ямайская валютная система была призвана препятствовать возникновению экономических и валютных кризисов, способствовать экономическому росту, устранять диспропорции в изменении валютных курсов и внутренней покупательной способности валют.

Надежды, которые возлагались на плавающие валютные курсы авторами Ямайского соглашения, в значительной степени не оправдались. Отсутствие юридически очерченных границ курсовых колебаний должна была снизить спекулятивное давление на валютные рынки и в целом обеспечить курсам реальный характер, который отражал бы темп инфляции, экономический рост, эффективность производства, конкурентоспособность экспорта. Однако на практике вместо выравнивания перекосов в движении внутренних и внешних знецінень валют, плавающие валютные курсы в начале 80-х годов XX в. стали меняться в направлении, обратном тенденции движения фундаментальных курсоутворюючих факторов.

Плавающие валютные курсы стали каналом переноса противоречий внутренней экономики стран-эмитентов резервных валют в другие страны, и наоборот. Опыт "плавание" курсов валют свидетельствует, что оно не дало автономии экономической политики отдельных стран, на которую надеялись сторонники такого режима курсов, и не устранило перенос инфляции из одних стран в другие.

В среднесрочной перспективе плавающие валютные курсы не всегда менялись согласно теории паритета покупательной способности, а реагировали на разницу в процентных ставках и другие факторы экономического и политического характера. Появление резких скачков в движении плавающих курсов, которые наносили ущерб участникам международной торговли, заставляло валютные органы отдельных стран проводить интервенции.

В условиях "плавание" курсов значительно вырос валютный риск. Этому способствовало и повышение в структуре рыночных валютных отношений доли операций чисто финансового характера. Традиционные методы прогнозирования валютных курсов не срабатывали. Увеличилась потребность валютных органов в диверсификации валютных курсов, потому что с точки зрения валютного риска больше нельзя было иметь в запасе только одну валюту, курс которой мог упасть. Валютные операции с целью страхования валютного риска стали осуществляться регулярно и в больших масштабах, уравновешивая убытки по одним валютам и прибылями по другим.

Извлечения из Устава МВФ положений, которые закрепляли денежные функции золота, означало официальное устранения золотого монометаллизма из мировой валютной системы, однако это не привело к фактическому его снижение в роли международных валютно-кредитных отношений. Золото осталось привилегированным товаром, который не только был наиболее качественным компонентом международной ликвидности, но и служил важным фактором кредитоспособности государств-должников. Переоценка золота по рыночной цене означало адекватное рост не только международной ликвидности, а и кредитоспособности стран, которые обладают значительными золотыми резервами.

В свою очередь для банков-кредиторов золотые запасы страны-должника были важным показателем ее платежеспособности. Рост мировых цен на золото увеличивало стоимость золотого запаса в долларах, что соответственно снижало чистую внешнюю задолженность страны.

Повышению роли золота и сделок с ним в США и в международных валютно-кредитных отношениях в значительной мере способствовало отмены американским Конгрессом запрета на владение золотом частными лицами и увеличение внешней задолженности как развитых стран, так и развивающихся стран.

Ямайская валютная система, позволив центральным банкам стран - членов МВФ осуществлять между собой операции с золотом по рыночной цене, создала условия для активизации мировых денежных функций этого товара. Введение плавающих валютных курсов видозмінило связь между резервными валютами и золотом. Золотые резервы превратились в своеобразные "плавающие" активы: выражение их стоимости в резервных валютах стало изменяться в зависимости от тенденций изменения курсов последних. При этом резервная функция золота усиливалась по мере повышения темпов инфляционного обесценения этих валют. В условиях острых валютных кризисов центральные банки стремились сохранить свои золотые запасы как наиболее надежный резерв международных ликвидных средств в противовес бумажным валютам.

Обесценивание доллара в 70-е годы XX в. сопровождалось значительным повышением рыночной цены золота в этой валюте, в начале 80-х годов XX в. эта тенденция изменилась на противоположную. При этом мировая цена золота в долларах снизилась не в результате роста предложения золота на рынке, а вследствие повышения курса доллара к другим валютам. Общий размер золотых резервов центральных банков стран - членов МВФ и Швейцарии в физическом выражении в течение 1979-1988 гг. XX в. практически не изменился. В то же время золотые резервы центральных банков развитых стран за этот период снизились с 789,06 млн до 781,65 млн унций, совокупные мировые резервы всех стран - членов МВФ даже выросли с 944,44 млн до 945,21 млн унций.

Таким образом, Ямайская валютная сделка, вытеснив золото с операций МВФ, не внесла значительных изменений в фактическую роль металла. В современном Уставе МВФ нет четких формулировок о признания или отрицания за золотом роли резервного актива. Золото продолжает быть конечным средством урегулирования платежных балансов стран, особенно тех, чей доступ к международному валютному кредиту ограничен. Реализация этой функции осуществляется через покупку золота на свободном рынке за доллары США.

Внесены с 1 апреля 1978 г. поправки к Уставу МВФ предусматривают постепенное превращение единицы Фонда - СПЗ - главный резервный актив мировой валютной системы. В течение первых трех лет действия системы было внедрено свыше 9,3 млрд СПЗ. В связи с ростом международной ликвидности, вызванной увеличением дефицитов платежного баланса США, дальнейшие выпуски СДР не осуществлялись до 1979 г. В следующие три года был осуществлен второй распределение СПЗ примерно на сумму по 4 млрд в год. В результате за весь период функционирования системы было эмитировано 21,4 млрд СДР, что в отношении валютных резервов ведущих стран эквивалентно примерно 5 %1,

Еще одной слабой стороной СПЗ является принцип, на основе которого осуществляется распределение определенных единиц. Выпуски СДР распределяются между странами - членами МВФ в соответствии с размерами их квот, то есть за капиталом. Сумма квоты для каждого государства - участницы МВФ устанавливается в соответствии с объемом ее национального дохода и размером внешнеторгового оборота, то есть чем богаче страна, тем выше ее квота в Фонде.

Порядок эмиссии СДР отражает кредитный характер этой единицы, поскольку ее выпуски осуществляются без какого-либо обеспечения, а полученные таким образом ресурсы предоставляются членам Фонда. Откуда и официальное название таких эмиссий - распределительная.

Таким образом, вследствие наличия жестких ограничений на операции с единицей Фонда и несовершенство определенного международного ликвидного актива, он не смог стать значительным источником резервных средств для мировой валютной системы в течение всего периода существования СПЗ3.

Ямайская валютная система практически не смогла выполнить свое важнейшее назначение - стабилизировать обратное воздействие на международную торговлю, кредитные отношения, мировое хозяйство в целом. Влияние ее регулятора - МВФ - на валютные и экономические отношения приобрел ярко выраженного асимметричного характера, поскольку вне сферы его регулирования оказались ведущие страны, валюты которых обслуживают международные расчеты всех стран1.

Ямайская валютная сделка предусматривала увеличение капитала МВФ с 29 млрд СПЗ до 39 млрд СПЗ, которое сопровождалось некоторым перераспределением сил в рамках этой организации. Так, за счет стран - экспортеров нефти в некоторой степени увеличивалась в МВФ доля квот развивающихся стран в результате снижения доли квот развитых стран, включая США. Эта перемена означала реализацию на практике юридически закрепленного принципа полицентризма в мировой валютной системе: отныне и развивающиеся страны получили право накладывать вето на наиболее важные решения Фонда, требующих большинства - 85 % голосов. Следует отметить, что в сфере принятия решений Ямайская валютная система является механизмом консервативным, чем Бреттон-Вудская.

развивающиеся Страны имели возможность блокировать реформу Бреттон-Вудской валютной системы, однако они приняли участие в Ямайской соглашении вследствие частичных уступок развитых стран в сфере кредитных отношений. К ним следует отнести прежде всего решение о создании Доверительного фонда за счет продажи золота МВФ и добровольных взносов государств; увеличение кредитования МВФ и создание Комитета развития МВФ - МБРР (объединен на уровне министров комитет Советов управляющих МВФ и МБРР по поводу реальных ресурсов в развивающиеся страны). Однако их важные требования - установление связи между финансированием развития и новыми распределениями СПЗ, увеличение квот в МВФ удовлетворены не были. Итак, проблема международных кредитных отношений стран, оказалась вне Ямайской валютной сделки. В дальнейшем именно она и стала важным фактором дестабилизации мировой валютной системы.

Принимая во внимание тот факт, что Ямайская валютная система создавалась в условиях глобального кризиса существующей на то время валютной системы, которая исчерпала свои возможности регулирования валютно-финансовых отношений, Ямайская валютная сделка имеет ряд преимуществ. Важнейшая - прекращение денежных функций золота и введение новой расчетной единицы СПЗ. Также значительным достижением является введение режима плавающих курсов. Однако ожидаемые результаты от создания нового международного валютного порядка не оправдались. Ямайская валютная система оказалась несовершенной во многих аспектах, одним из которых является то, что меры по реформированию старой валютной системы имели нерадикальний характер, в частности довольно неопределенной осталась регулирующая роль МВФ, или тот факт, что золото, несмотря на устранение его как основы установления стоимости валюты, выполняет функции международного резерва и средства международной ликвидности. Также достаточно существенный недостаток Ямайской валютной системы - неспособность урегулирования кризисных явлений и связанных с этим проблем большой задолженности развивающихся стран. Таким образом, система не отражает интересов всех стран мирового сообщества, которые имеют разный экономический уровень развития.