Ставки налогов устанавливаемые в абсолютной сумме. Твердая ставка при оплате налогов

Что такое налоговые ставки и как они устанавливаются, мы рассказывали в нашей . Напомним, что под налоговой ставкой понимается величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ). А какие налоговые ставки называются адвалорными?

Что такое адвалорные ставки?

Адвалорная ставка - ставка, установленная в % от стоимости объекта обложения.

В НК РФ понятие адвалорной ставки используется в гл. 22 «Акцизы». Так, для целей исчисления акцизов применяются 2 типа налоговых ставок (ст.ст.193 , 194 НК РФ):

  • твердые (специфические);
  • адвалорные (в процентах).

Твердая ставка по акцизам означает определенную рублевую сумму с единицы измерения налоговой базы. Например, по дизельному топливу твердая ставка акциза в 2017 году составляет 6 800 рублей за 1 тонну.

Адвалорная ставка акцизов по действующему законодательству установлена по природному газу и, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, составляет 30% от стоимости реализованного (переданного) природного газа за вычетом таможенных платежей и расходов на транспортировку такого газа за пределами территории РФ (п. 5 ст. 193 , п. 3 ст. 205.1 НК РФ).

Установлены и комбинированные ставки, сочетающие твердую и адвалорную части. К примеру, ставка акцизов на сигареты и папиросы в 2017 году составляет 1 562 рубля за 1 000 штук + 14,5 % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2 123 рублей за 1 000 штук.

Законодательством РФ предусмотрено большое количество налогов и соответствующих им ставок. Грамотная политика государства в аспекте их утверждения предопределяет эффективность бюджетной политики и развития национальной хозяйственной системы в целом. Какова специфика определения их величины? Какими могут быть основания для классификации налоговых ставок?

Что такое налоговая ставка?

Изучим особенности такого явления, как налоговая ставка. Под данным термином чаще всего понимаются начисления в расчете на единицу измерения соответствующей базы для того или иного вида сбора в бюджет. Обозначение налоговых ставок чаще всего осуществляется с помощью процентов. Например, ставка НДФЛ в России составляет 13%, НДС — 18%.

В ряде случаев соответствующий показатель определяется в виде десятичных чисел. Для НДФЛ и НДС это будет 0,13 и 0,18 соответственно. Законами также может быть предусмотрена 0 налоговая ставка (нулевая) для российских налогоплательщиков. Это может наблюдаться на примере нулевой величины НДС для предприятий, работающих при УСН. Далее мы рассмотрим данную особенность подробнее.

Виды ставок

Рассмотрим, какие есть основные виды налоговых ставок. В мировой экономической науке есть большое количество подходов к определению соответствующих показателей.

В числе самых распространенных оснований для классификации налоговых ставок — степень обременения для плательщика. В рамках данного критерия показатели могут быть:

  • базовыми (это ставки, которые не предполагают отнесения плательщика к какой-либо специфической категории с целью применения льгот и иных преференций);
  • пониженными (это показатели, которые определяются, в свою очередь, с учетом льготного или дающего право на преференции статуса налогоплательщика, вплоть до нулевой налоговой ставки);
  • повышенными (данного типа ставки предполагают, что деятельность плательщика характеризуется признаками, дающими государству право взимать с него больше налогов).

Другое основание для классификации рассматриваемых показателей — метод их установления. Так, налоговые ставки могут быть:

  • абсолютными (предполагают, что величина сбора определяется для каждой из единиц налогообложения в фиксированных значениях);
  • относительными (их величина прямо пропорциональна величине единицы налогообложения).

Если говорить о РФ, то можно выделить такое основание для классификации ставок, как отнесение налога к типу федеральных, региональных или местных. Таким образом, будет различаться юрисдикция утверждения соответствующих показателей. Для ставки определяются высшими органами государственной власти, для региональных — соответствующими структурами на уровне субъекта РФ, для местных — муниципальными учреждениями.

Основные налоговые ставки в РФ

Изучим основные налоговые ставки, установленные НК РФ. В числе самых распространенных видов сборов в российский бюджет:

  • НДФЛ;
  • на прибыль организаций;
  • на выручку (прибыль) по УСН;
  • ЕНВД;
  • транспортный налог;
  • имущественный сбор для организаций;
  • налог на недвижимость для граждан;
  • земельный налог.

Изучим их специфику подробнее.

НДФЛ

Налоговые ставки по налогам на доходы физических лиц, или НДФЛ, в России — 13% для 30% — для граждан, не имеющих такового статуса. Критерий, по которому плательщики относятся к первой категории — нахождение в России основную часть дней года. При этом не важно, является ли человек гражданином РФ, или он иностранец.

НДФЛ в России платится с самых разных доходов, которые получает человек: с зарплаты, выполнения подрядных работ и услуг, продажи имущества и т. д. Особенность данного сбора в том, что в отношении него установлены различные вычеты — социальные, имущественные, стандартные. То есть у гражданина, уплачивающего НДФЛ, есть возможность уменьшить соответствующий сбор по предусмотренным законом основаниям.

Ставка НДФЛ, исходя из оснований для классификации, определенных нами выше, может быть отнесена к категории базовых и относительных. Вместе с тем в том случае, если плательщик не имеет статуса резидента РФ, то она вполне может быть классифицирована как повышенная, так как ее размер увеличивается более чем в 2 раза.

Налог на прибыль организаций

Данный налог платят, в основном, крупные бизнесы с большими оборотами. Малые и средние предприятия стараются работать в режиме УСН. По данному сбору налоговые ставки в 2015 году составляют 20% для всех видов доходов предприятий. Законодательство не определяет каких-либо льгот для организаций, которые обязаны осуществлять соответствующие перечисления в бюджет, как при уплате НДФЛ для некоторых категорий плательщиков.

По тем основаниям для классификации ставок, которые определены нами выше, ту, что установлена для налога на прибыль, можно отнести к категории базовых и относительных.

НДС

Ставка налога на добавленную стоимость, НДС, в России — 18%. При этом платят его не все. Для фирм, работающих по УСН, установлена 0 налоговая ставка в отношении НДС. Между этим сбором и НДФЛ можно провести некоторую аналогию — законом предусмотрены различные основания для вычетов при исчислении и организациями.

Ставки по НДС можно классифицировать как относительные и базовые.

Налоги при УСН

Упрощенная система налогообложения, или УСН, — интереснейшее явление. Данного типа сборы призваны в значительной степени снизить налоговую нагрузку для предприятий, особенно это важно для начинающих бизнесов. Собственно, использовать ее могут только те организации, обороты которых относительно невелики — в пределах 60 млн. руб. в год. Законодательством РФ определено 2 типа ставок для УСН: при взимании налога с выручки предприятия — 6%, при сборах с прибыли — 15%. Предприниматель сам выбирает одну из двух указанных схем расчетов с государством.

Для предприятий, работающих при УСН, как мы отметили выше, установлена 0 налоговая ставка для НДС. Однако фирма может самостоятельно формировать документы, в силу которых у нее может возникнуть обязательство по уплате соответствующего сбора. можно отнести к базовым и относительным.

Ставки, установленные для УСН, можно отнести к пониженным (они устанавливаются как альтернатива тем, что определены для налога на прибыль) и относительным. Но некоторые юристы все же склонны классифицировать их как базовые, так как соответствующий сбор относится к отдельной категории.

УСН и сборы в государственные фонды для ИП

Полезно будет изучить корреляцию между УСН и сборами в государственные фонды — ПФР и ФФОМС, которые уплачивают за себя индивидуальные предприниматели. Данные платежи ИП осуществляют вне зависимости от того, есть у них прибыль или нет. Поэтому соответствующий тип налогов вполне можно отнести к категории абсолютных, так как их величина фиксированная (определяется на год). Например, в 2015 году соответствующая сумма составляет порядка 22 тыс. руб. Особенность законодательного регулирования уплаты сборов в государственные фонды в том, что данные платежи могут быть полностью зачтены в счет уплаты ИП налогов по УСН. Фактически, образуется 0 налоговая ставка для УСН. Данная полезнейшая особенность находит весьма положительную оценку в среде российских предпринимателей.

ЕНВД

Некоторые компании, работающие в РФ, предпочитают вести деятельность в рамках режима ЕНВД (единого налога на вмененный доход). Ставка в рамках данного типа сборов устанавливается федеральным законодательством, сейчас она составляет 15%. Но кроме нее в формуле расчета данного налога задействуются базовая доходность, физические показатели, а также коэффициенты — К1 и К2. Какова специфика правового регулирования данного сбора? Базовая доходность, физические показатели и первый коэффициент устанавливаются в федеральных законах, второй — в региональных. Работа предприятия в режиме ЕНВД предполагает, что оно уплачивает фиксированный сбор в бюджет безотносительно доходов. Ставка по данному налогу относится, таким образом, к абсолютным и базовым.

Транспортный налог

Интересен транспортный налог, относящийся к категории региональных. Ставка по нему может определяться, исходя из самых разных критериев: года выпуска автомобиля или иного транспортного средства, мощности двигателя, вместимости, отнесения к той или иной категории. Теоретически некоторые из соответствующих показателей, установленных законодательствами разных регионов, могут различаться очень значительно. Например, для легковых машин, обладающих двигателем с мощностью до 100 лошадиных сил, налоговая ставка транспортного сбора может составлять от 1 до 25 руб. за одну л. с. Однако показатели, о которых идет речь, могут быть уменьшены или увеличены властями субъектов РФ не более чем в 10 раз относительно цифр, зафиксированных в НК РФ.

Ставку по транспортному налогу можно классифицировать как относительную и базовую. Но законом предусмотрены основания, позволяющие в ряде случаев классифицировать некоторые разновидности соответствующих показателей по данному сбору как повышающие или понижающие.

Имущественный налог для организаций

Налог на имущество предприятий относится к категории региональных. Что это значит? Прежде всего то, что налоговая ставка на имущество фиксируется на уровне законов субъектов РФ. Однако в Налоговом Кодексе определен предельный ее показатель — 2,2%. Имущественный сбор уплачивают: российские организации (если у них в собственности есть движимое и недвижимое имущество, учтенное на балансе), иностранные компании (при владении недвижимостью).

Если соотнести рассматриваемый сбор и виды налоговых ставок, определенные нами в начале статьи, то мы можем классифицировать соответствующий показатель как относительный и базовый.

Налог на имущество для граждан

Необходимость уплаты налога на имущество установлена законодательством РФ также и в отношении граждан. Данное обязательство в частности должны выполнять владельцы квартир, комнат и домов. Ставки налога на недвижимость для граждан устанавливаются муниципальными властями — в интервале 0,1-0,3% от кадастровой стоимости жилья.

При этом до 2019 года в формуле исчисления соответствующих платежей применяются понижающие коэффициенты, облегчающие адаптацию граждан к данному налоговому обременению. Также при определении величины имущественных сборов для граждан используются вычеты в виде уменьшения площади жилья на заданное количество квадратных метров и пропорционального снижения его кадастровой стоимости.

В соответствии с отмеченной нами классификацией ставки по имущественному налогу для граждан можно отнести к относительным и базовым. Рассматриваемый сбор относится к категории местных. К этой категории принадлежит также земельный налог. Изучим его специфику.

Земельный налог

Как и в случае с налогом на имущество для граждан, ставки в отношении рассматриваемого сбора фиксируются в муниципальных правовых актах. Их величина не может превышать 1,5%, если речь идет о землях: используемых в сельском хозяйстве, в жилищном строительстве, а также в качестве дачных и садоводческих участков. Для остальных категорий земель предельная величина показателя — 0,3%.

Ставки по рассматриваемому сбору можно отнести к относительным и базовым. Показатель в 0,3% некоторые юристы относят к понижающим.

Изменения в налоговом законодательстве в 2015 году

Итак, в России утверждены самые разнообразные виды сборов и соответствующие им налоговые ставки. 2015 год характеризуется заметными активностями законодателя в аспекте корректировки данных показателей — на том или ином уровне регулирования обязательств налогоплательщиков перед государством.

Возможно, наиболее заметные корректировки в налоговом законодательстве коснулись имущественных сборов, которые должны перечислять государству граждане. Выше мы отметили, что данного типа налог исчисляется, исходя из кадастровой стоимости жилья. Но до 2015 года величина сбора определялась которая в общем случае существенно ниже.

Заметные изменения характеризуют также транспортный налог. Дело в том, что с 2015 года соответствующий сбор для дорогих автомобилей (от 3 млн. руб. и выше) рассчитывается с применением повышающих коэффициентов. Таким образом, год, в котором значительно реформировалась соответствующая налоговая ставка, — 2015. Транспортный налог владельцы дорогих автомобилей будут платить в рамках более строгих критериев.

Налоговая база определяется по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база исчисляется в зависимости от используемой специфической, адвалорной или комбинированной налоговой ставки.

Специфические налоговые ставки являются твердыми и применяются в абсолютной сумме (т.е. в рублях и копейках) на единицу измерения. При установлении специфических (твердых) ставок налоговая база определяется как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении. Так определяется налоговая база при реализации вин, этилового спирта, пива и т.д.

Адвалорные ставки устанавливаются в процентах. Налоговая база определяется как стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен без учета акциза и НДС. При этом надо помнить, что стоимость подакцизных товаров определяется исходя из положений ст. 40 НК РФ. Имеются особенности исчисления стоимости подакцизных товаров при их передаче, реализации на безвозмездной основе, при совершении бартерных операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда. В этих случаях налоговая база определяется как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде. Если в предыдущем налоговом периоде не было реализации этих товаров, то их стоимость определяется исходя из рыночных цен без учета акциза и НДС.

Комбинированные налоговые ставки состоят из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) ставок. Сумма акциза по комбинированным ставкам исчисляется как сумма налогов, определяемых по адвалорным и твердым ставкам.

При применении комбинированных ставок налоговая база определяется как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при использовании специфической налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной налоговой ставки.

При исчислении налога по сигаретам, для которых установлена комбинированная налоговая ставка, сумма акцизного налога будет складываться из двух составляющих, а налоговая база будет опреде-ляться и как объем партии сигарет в натуральном выражении, и как ее стоимость. Также следует иметь в виду, что для устранения возможностей уклонения недобросовестных налогоплательщиков от уплаты акциза законодательством предусмотрено увеличение налоговой базы в определенных случаях. Так, налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары. в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки, в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента по векселям или процента по товарному кредиту (ст. 189 НК).

Налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц (ст. 192 НК). Сумма акциза определяется налогоплательщиком самостоятельно по итогам каждого налогового периода по облагаемым операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду. Датой реализации (передачи) подакцизных товаров признается день отгрузки (передачи) этих товаров, в том числе структурному отделению организации, осуществляющему их розничную реализацию (ст. 195 НК).

Величина налоговых ставок акцизного налога установлена в ст. 193 НК. В период 1992-1997 гг. в РФ в основном использовались адвалорная (процентная) форма ставок акцизов. С 1997 г. начался процесс перехода от адвалорных ставок к твердым, или специфическим (абсолютная сумма в рублях на натуральную единицу). При использовании специфических ставок в отличие от адвалорных не происходит автоматического увеличения сумм налоговых поступлений при росте цен на продукцию. В связи с этим твердые ставки акцизного налога ежегодно корректируются в сторону увеличения. В настоящее время по абсолютному большинству подакцизных товарок установлены твердые, или специфические, налоговые ставки. Исключение составляют сигареты, по которым установлена комбинированная, или смешанная, ставка, которая сочетает в себе специфическую и адвалорную формы.

По каждому виду подакцизного товара установлена своя налоговая ставка (Приложение 2), а также предусмотрена дифференциация налоговых ставок внутри товарных групп. Так, по пиву устанавливаются различные налоговые ставки в зависимости от крепости продукции (объемной доли этилового спирта): чем выше крепость напитка, тем больше ставка. А по легковым автомобилям размер налоговой ставки зависит от мощности транспортного средства.

Акциз, или как его еще называют, налог на роскошь, является одним из существенных источников денежных поступлений в бюджет. Подакцизные товары могут быть самые разнообразные: в некоторых странах акциз платят производители автомобилей, во многих европейских государствах введен акциз на продукты питания, такие как чай, кофе, шоколад. Сумма акцизного платежа в бюджет зависит от количества продукции, а также от ставки налога, принятого в государстве. В сегодняшней статье мы расскажем об акцизе в России: кто должен перечислять акцизные платежи в бюджет, какие ставки акциза действуют в РФ, как рассчитать сумма платежа на тот или иной подакцизный товар.

Плательщики акциза

Ваша организация признается плательщиком акциза в случае, когда фирма производит подакцизный товар. Отечественное законодательство предусматривает, что акциз обязаны оплачивать как российские организации, так и компании-нерезиденты. Обязательства по уплате данного налога не зависит от формы собственности и режима налогообложения организации: перечислять платежи в бюджет должны как юрлица, так и предприниматели-физлица. Также обязанность по уплате акциза лежит на лицах, которые перемещают подакцизные товары через границу Таможенного союза.

Подакцизный товар

Для начала разберемся, какой товар признается подакцизным.

Законодательством зафиксирован перечень продукции, которая относится к категории подакцизной. Вы обязаны перечислять акцизный налог, если:

  • Ваша организация является производителем алкогольной продукции (винзавод, водочная компания и т.п.);
  • Вы ведете деятельность в сфере производства табачной продукции;
  • Ваша компания занимается производством этилового спирта и прочей спиртосодержащей продукции. Это может быть производство спиртовых дистиллятов, используемых для изготовления спиртных напитков. Спирт, использующийся в медицинских целях, обложению акцизом не подлежит;
  • Вы ведете деятельность по производству транспортных средств (автомобильные заводы, производители мотоциклов свыше 150 л/с);
  • Ваша компания занимается изготовлением топлива (нефтяные компании, производители бензина, авиационного топлива, моторных масел и т.п.).

Полный список товаров Вы можете найти в ст. 181 НК .

Кто перечисляет средства в бюджет

В общем порядке плательщиком данного вида налога признается производитель подакцизного товара. Но возможны частные случаи, когда средства в бюджет перечисляют иные лица, к примеру, получатели товара. Каждую из этих ситуаций рассмотрим подробно.

Оплата акциза производителем

Наиболее распространенная на практике ситуация – акциз оплачивает непосредственно производитель продукции. Если Вы производите подакцизный товар, то Вы обязаны начислить сумму налога:

  • в момент реализации товара. Данный факт подтверждается переходом права собственности от Вашей компании к фирме-покупателю;
  • при бартерных сделках и осуществлению оплаты в натуральной форме. Если Вы передаете товар в счет оплаты труда (кроме алкогольной продукции), то начислить акциз Вы обязаны в момент передачи товара работникам;
  • при передаче товара по договору залога. Следует отметить, что Вы начисляете акциз не в момент передачи залогового имущества, а только тогда, когда теряете право собственности на товар;
  • в случае, когда обнаружена недостача товара сверх установленной нормы естественной убыли;
  • при безоплатной передачи товара (например, Вами переданы образцы продукции или проведена рекламная акция);
  • в случае, когда продукция передана от Вас к другому лицу для последующей переработки. К примеру, спиртовой дистиллят передан на винный завод для производства игристого вина. В данной ситуации акциз оплачивается при передаче дистиллята на винзавод;
  • при перемещении товара внутри компании. Вы обязаны начислить акциз, если передаете товар другому структурному подразделению для использования ним продукции собственных нуждах. Также налог начисляется в случае, когда представительство получает продукцию для последующего изготовления неподакцизного товара№
  • в момент выбытия товара из организации. К примеру, Вы передаете товар приемникам или наследникам согласно завещанию;
  • при внесении товара в качестве взноса в уставный капитал.

Акциз оплачивают другие лица

В определенных случаях сумму налогового платежа в бюджет перечисляет не прямой производитель товара, а иные лица.

Вы обязаны оплачивать акциз, если Ваша организация имеет свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции. Начислить акциз Вы должны в момент оприходования на баланс денатурированного этилового спирта.

Если Вы закупаете спирт (этиловый или коньячный) с целью дальнейшего производства алкогольной продукции, то помимо начисления налога в момент поступления спирта к учету, Вы также обязаны перечислить авансовый платеж по налогу.

Для нефтеперерабатывающих заводов обязательства по начислению налога могут возникать при получении прямогонного бензина. При этом компания должна иметь свидетельство на переработку данного нефтепродукта.

Если Вы импортируете подакцизный товар, то налог Вам придется оплатить по факту ввоза товара на территории РФ. Далее при реализации продукции оплачивать налог не нужно.

Виды налоговых ставок

Законодательством предусмотрено несколько видов налоговых ставок для расчета акцизных платежей. Представим их в виде таблицы.

В настоящее время НК предусмотрено использование только двух систем налогового расчета: с применением твердой и адвалорной ставки. Последняя используется для расчета акциза на табачную продукцию.

Показатели ставок акциза

Показатели ставок, на основании которых производится расчет акцизного налога, зафиксированы в ст. 193 НК. Согласно изменениям в законодательстве, с 01.04.16 ставки налога по некоторым категориям товаров были увеличены. Также утверждены изменения в НК об увеличении ставок с 01.01.17.

Бензин и нефтепродукты

Повышение налоговых ставок в первую очередь коснулось топлива и нефтепродуктов. С 01.04.16 увеличилась сумма акциза, подлежащая уплате при реализации или передаче бензина и дизельного топлива. В связи с изменениями нефтепродукты станут дороже в среднем на 25% – 27%:

  • на 25% по сравнению с предыдущим показателем повысилась ставка налога на бензин, не соответствующий кл.5. Теперь производитель вынужден оплачивать 13.100 руб. за тонну реализованного топлива вместо 10.500 руб., как это было ранее;
  • примерно в том же размере (на 27%) увеличилась ставка на бензин кл.5. Сумма платежа с 01.04.16 составит не 7.530, а 10.130 руб. за тонну;
  • владельцы транспортных средств, использующие дизельное топливо, также ощутят на себе повышение акциза: с 01.04.16 налоговый платеж станет больше на 28%, а следовательно подорожает и само топливо. Производители же будут перечислять в бюджет уже не 4.150 руб., а 5.293 руб. за тонну.

Также с 01.04.16 вступают в силу изменения, согласно которых увеличивается налог при реализации прямогонного бензина (аналогично бензину, не соответствующему кл.5 – с 10.500 до 13.100 руб./т) и средних дистиллятов (аналогично дизтопливу – с 4.150 до 5.293 руб./т).

Прочие налоговые ставки остались неизменными:

  • при реализации моторных масел производитель должен оплатитьв бюджет 6.000 руб. за тонну;
  • ставка акциза на авиационный керосин также не повысилась и составляет 3.000 руб./т.

Спирт и алкогольная продукция

Изменения, введенные с 01.04.16, не коснулись производителей спиртосодержащей продукции и алкогольных компаний. Ставки налога для данных категорий товаров остались неизменными:

  • спиртосодержащая продукция облагается по ставке 400 руб./л. При реализации спирта для использования в косметических и медицинских целях оплачивать акциз не нужно;
  • алкоголь с долей спирта свыше 9% облагается по ставке 500 руб./л, до 9% – 400 руб./л;
  • производители игристых вин перечисляют в бюджет от 13 до 26 руб. за литр в зависимости от того, имеют ли они защищенное географическое указание. По такому же принципу облагаются вина (5 или 9 руб. за л).

С 01.01.17 вступят в силу изменения, согласно которым для производителей алкогольной и спиртосодержащей продукции ставки акцизов увеличатся по некоторым категориям товаров в среднем на 4 – 5%:

  • акциз на спиртосодержащую продукцию станет больше на 5% (повысится с 400 до 418 руб. за литр содержащегося спирта).
  • на таком же уровне (+5%) увеличатся ставки на алкоголь с долей спирта более 9% (увеличение с 500 до 523 руб. за литр). Алкоголь с долей до 9% повысится до 418 руб.;

Согласно общей тенденции, увеличение на 4 – 5% предусмотрено для пива (кроме безалкогольного, которое не облагается налогом) и вин, в том числе игристых.

С полной информацией о ставках налога, действующих с 01.04.16, а также об изменениях, которые вступят в силу с 01.01.17, Вы можете ознакомиться в ст. 193 НК.

Табачная продукция

Табачные компании, а, следовательно, и потребители табачной продукции также ощутят на себе изменения в законодательстве: с 01.01.17 повышаются ставки по всем категориям товаров данной группы. Увеличение предусмотрено на уровне от 5% до 13% в зависимости от группы продукции:

Наименование Описание Увеличение, %
Табак – жевательный, курительный, нюхательный и т.п. Предусмотрено повышение налога до 2.200 руб./кг. 10%
Сигары Акциз увеличится до 155 руб./шт. (ранее 141 руб.) 10%
Сигариллы Предусмотрено повышение налога до 2.207 руб./1000 шт. 5%
Сигареты Акциз увеличится до 1.420 руб./1000 шт. + 13% от расчетной стоимости (не менее 1.930 руб.) 13%

Формула для расчета акцизного платежа

Порядок расчета суммы акциза зависит от того, какой товар реализует Ваша компания, а следовательно, какая ставка применяется для расчета – твердая или комбинированная.

Расчет по твердой ставке

Данная схема применяется для всех категорий товаров, кроме табачной продукции. Формула расчета выглядит так:

А = ОбРеал * Ст

где ОбРеал – количество реализованной продукции в установленных единицах измерения;

Ст – утвержденная налоговая ставка.

Пример №1 .

Компания «Гильдия» производит алкогольные напитки с долей спирта более 9%.

18.05.2016 «Гильдия» приобрела безводный спирт (150 л) для последующей переработки. Цена покупки 14.520 руб., НДС 2.214 руб. Предварительно (14.04.2016) «Гильдия» перечислила в бюджет авансовый платеж в сумме 75.000 руб. (150 л * ставка 500 руб./л).

В мае 2016 «Гильдия» произвела переработку спирта и выпустила продукцию – вермут «Салют» в количестве 1.810 бутылок (содержание спирта 11%). Вермут «Салют» был расфасован в бутылки по 0,75 л. Таким образом, «Гильдией» был использован спирт в объеме 149 л (1.810 бут. * 0,75 л * 11%).

Для расчета акциза к уплате в мае бухгалтер «Гильдии» учел объем содержания спирта в реализованном вермуте:

1.810 бут. * 0,75 л * 11% * 500 руб./л = 74.500 руб.

Разница между суммой авансового платежа (75.000 руб.) и фактически начисленный акцизом (74.500 руб.) бухгалтер «Гильдии» подаст к вычету в последующих налоговых периодах.

Расчет по комбинированной ставке

Расчет одновременно и по адвалорной, и твердой ставке осуществляется только при расчете акциза на табачные изделия. Если Ваша компания занимается производством табачных изделий, то расчет акциза Вам нужно производить по формуле:

А = А тв + А адв

Где А тв – сумма налога, рассчитанного по твердой ставке;

А адв – налог, определенный адвалорной ставкой.

Порядок расчета налога по твердой ставке применяется аналогично расчету акция по прочим товарам, принцип его использования описан выше.

Для того, чтобы определить акциз по адвалорной ставке, используйте формулу:

А адв = РасчСт * Ст

где РасчСт – расчетная стоимость реализованных товаров;

Ст – утвержденная ставка акциза.

Расчетная стоимость табачной продукции определяется согласно цене реализации. По факту произведенного расчета полученную сумму налога необходимо сравнить с минимальной, установленной согласно НК. Уплатить в бюджет следует большую из двух сумм.

Пример №2.

Компания «Премьер» реализовала сигареты «Марка» – 7.420 пачек (148.400 шт.) по цене 85 руб./пачка.

Бухгалтер «Премьера» произвел расчет акциза следующим образом:

  • сумма по твердой ставке: 148.400 шт. * 1.250 / 1000 = 185.500 руб.;
  • сумма по адвалорной ставке: (85 руб. * 7.420 пачек) * 12% = 75.648 руб.;
  • итого акциз к уплате: 185.500 руб. + 75.648 руб. = 261.184 руб.

Далее бухгалтер сравнил рассчитанную сумму (261.184 руб. / 148.400 шт. * 1000 шт. = 1.760 руб./1000 шт.) с минимальным показателем (1.680 руб./1000 шт.). Следовательно, оплате подлежит сумма 261.184 руб. (из расчета 1.760 руб. за 1000 шт.).

Вопрос – ответ по теме статьи

Вопрос: АО «Слава» производит табачную продукцию и реализует ее через посредника ООО «Кисет». Кто из сторон посреднического договора должен оплачивать акциз?

Ответ: Акциз обязан оплачивать производитель товара, АО «Слава».

Вопрос: АО «Магнат» применяет УСН и осуществляет операции с приобретенным подакцизным товаром. Должен ли «Магнат» оплачивать акциз?

Ответ: Да, при осуществлении облагаемых операций с подакцизным товаром «Магнат» обязан оплачивать акциз в общем порядке.

Вопрос: Возникают ли обязательства по уплате акциза при передаче конфискованных подакцизных товаров государству для последующего уничтожения?

Ответ : Нет, в данном случае участвующие лица освобождены от уплаты акциза.

Акциз — налог, взимаемый с и при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Акциз можно классифицировать данный налог по следующим признакам: по принадлежности к уровню власти и управления, принадлежности к субъектам уплаты, по характеру использования, по способу изъятия, по способу обложения, по полноте прав пользования налоговыми поступлениями.

  1. По принадлежности к уровню власти и управления: акциз относится к федеральным налогам .
  2. По принадлежности к субъектам уплаты акцизы относятся к платежам с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей .
  3. По характеру использования акцизы — это платежи (нецелевого) общего назначения , т. е. денежные средства, полученные от их взимания, используются без привязки к конкретным мероприятиям;
  4. По способу изъятия акцизы также как и относятся к косвенным налогам ;
  5. По способу обложения акциз относится к неокладным налогам: обязанность по исчислению и уплате налога возложена на ;
  6. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями: акцизы относятся к регулирующим налогам, поскольку предусмотрено их зачисление как в , так и в региональные бюджеты.

Механизм исчисления и уплаты акциза предполагает определение суммы налога при совершении операций с подакцизной продукцией и включение сумм налога в цену товара. Это означает, что каждый экономический субъект, участвующий в обороте подакцизных товаров, осуществляет расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, и при реализации передает данную обязанность следующему контрагенту вплоть до конечного потребителя, который и несет бремя акцизного налогообложения. Таким образом, налог регулирует потребление подакцизной продукции.

Состав подакцизных товаров

Перечень подакцизных товаров достаточно узок и содержит следующие группы: спирт и спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, прямогонный и автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, автомобили . Налоговым кодексом предусмотрено освобождение некоторых видов подакцизной продукции от налогообложения при соблюдении установленных ограничений (табл. 11).

Продукция, освобождаемая от налогообложения акцизом Таблица 11

Наименование продукции

Условия освобождения от налогообложения

Внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Внесены в Государственный реестр ветеринарных препаратов и разлиты в емкости не более 100 мл.

парфюмерно-косметическая продукция,

1. с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно;

  • разлитая в емкости до 100 мл;
  • наличие пульверизатора.

2. разлитая в емкости не более 100 мл.;

  • с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно.
  • подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей;
  • образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликерово- дочных изделий;
  • соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

Плательщики акциза

Плательщиками акцизов являются , индивидуальные предприниматели, лица, являющиеся плательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Поскольку ст.179 устанавливает возникновение обязанности по уплате акцизов с момента совершения операций, признаваемых объектом налогообложения, к налогоплательщикам относятся все лица, совершающие данные операции, в том числе и иностранные экономические субъекты. Плательщиками акцизов по факту совершения операций с подакцизными товарами являются также обособленные подразделения организаций.

При совершении операций с отдельными видами подакцизных товаров установлены особенности возникновения обязанности налогоплательщика. К примеру, при налогообложении операций с прямогонным бензином налогоплательщиками признаются лишь непосредственные производители прямогонного бензина. Аналогичный подход установлен в отношении производства продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина.

Особенности возникновения статуса налогоплательщика установлены также для организаций, осуществляющих деятельность в рамках договора простого . Налоговым кодексом предусмотрена солидарная ответственность исполнения обязанности по уплате акциза в рамках договора простого товарищества. Однако возможно исполнение обязанности по исчислению и уплате акцизов как совместно всеми товарищами, так и отдельным лицом, на которого данные обязанности возложены иными участниками. Данный субъект обязан в срок не позднее дня осуществления первой операции известить об исполнении им обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества и повторно встать на учет в качестве налогоплательщика, ведущего общие дела простого товарищества, независимо от факта постановки на учет как налогоплательщика, ведущего собственную деятельность. При полном и своевременном исполнении обязанности по уплате акциза лицом, исполняющим обязанности по уплате акциза в рамках простого товарищества, обязанность по уплате акциза остальными участниками договора простого товарищества считается выполненной.

Объект налогообложения

Ст. 182 НК РФ признает объектом налогообложения определенный перечень операций, совершаемых с подакцизными товарами. К ним относятся как операции по реализации на российской территории налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров, операции по получению и оприходованию подакцизной продукции, отдельные виды передачи подакцизных товаров, в том числе на давальческой основе, операции по перемещению подакцизных товаров через таможенную границу РФ.

Согласно ст. 182 НК РФ, реализацией подакцизных товаров признается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате.

Объектом обложения акцизами признаются и некоторые операции по передаче на территории РФ произведенных подакцизных товаров:
  • передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику указанного сырья либо другим лицам;
  • передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
  • передача лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  • передача подакцизных товаров для переработки на давальческой основе;
  • передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;
  • передача на территории Российской Федерации организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества, участнику указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества.

Согласно п. 1, п. п. 6 ст. 182 НК РФ, объект возникает и в случае реализации экономическими субъектами конфискованных, бесхозяйных или подлежащих обращению в государственную или муниципальную собственность подакцизных товаров.

Под налогообложение попадает передача на территории Российской Федерации произведенных подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организации, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества. Объектом налогообложения является также импорт подакцизных товаров на таможенную территорию России.

Особенностью возникновения объекта при производстве подакцизной продукции является то, что, согласно п. 3 ст. 182 НК РФ, в целях исчисления акцизов к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого ст. 193 НК РФ установлена повышенная ставка акциза нежели на товары, использованные в качестве сырья.

В особую группу операций, вызывающих объект налогообложения, можно выделить операции получения (оприходования) подакцизной продукции. При этом объект возникает лишь при оприходовании такой подакцизной продукции, как денатурированный этиловый спирт и пря- могонный бензин. Под оприходованием понимается принятие к учету в качестве готовой продукции подакцизной продукции, произведенной из собственного сырья и материалов. Кроме того, для факта возникновения объекта обязательным условием является наличие соответствующего свидетельства.

Предприятия получают свидетельства на добровольной основе. Свидетельства не являются документом, разрешающим или запрещающим осуществлять перечисленные в них виды деятельности, и не заменяют собой соответствующую лицензию на производство денатурата или неспиртосодержащей продукции. Таким образом, свидетельство — это документ, непосредственно связанный лишь с исчислением акциза на денатурированный спирт. Свидетельства выдаются организациям при соблюдении требований, перечисленных в п. 4 ст. 179.2 НК.

Условия предоставления Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином имеют некоторые отличительные особенности. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:

  • производство прямогонного бензина, в том числе из давальче- ского сырья (материалов);
  • производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин, в том числе из давальче- ского сырья (материалов).

Для получения свидетельства на производство прямогонного бензина необходимо, чтобы у заявителя имелись мощности по производству указанного вида товаров. Производственные мощности могут принадлежать организации-заявителю на праве собственности, на праве владения или пользования либо на других законных основаниях.

Получить свидетельство на переработку прямогонного бензина можно при наличии у заявителя договора об оказании им услуг по переработке давальческого сырья, в результате которой производится прямогонный бензин. Данное условие должно сочетаться с требованием о наличии производственных мощностей по производству продукции нефтехимии. На основании договора об оказании услуг по переработке прямогонного бензина свидетельство выдается, если заявитель является собственником перерабатываемого бензина и договор заключен с производителем продукции нефтехимии.

Операции, освобождаемые от налогообложения

Ряд операций с подакцизной продукцией подлежит освобождению от налогообложения. К таким операциям в соответствии со ст. 183 относятся:
  • реализация подакцизных товаров на экспорт;
  • передача подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров между подразделениями одной организации (при условии, что эти подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками);
  • первичная реализация конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.
  • Согласно п. 2 ст. 184 НК, налогоплательщику предоставляется освобождение от уплаты акциза при совершении экспортных операций:
  • вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта;
  • ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.

В обоих случаях для получения освобождения от уплаты акцизов требуется предоставить в налоговый орган поручительство банка в соответствии со ст. 74 НК или . Кроме того, в установленный срок — документы, подтверждающие факт экспорта.

Для подтверждения факта экспорта в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации подакцизных товаров, представляются следующие документы (п. 7 ст. 198 НК РФ):
  • контракт налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров;
  • платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации на счет налогоплательщика в российском банке;
  • грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа;
  • копии транспортных (товаросопроводительных) документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товаров за пределы территории России.

Ставки акцизов

Налоговым кодексом (ст. 193) установлены единые на территории Российской Федерации ставки для налогообложения подакцизной продукции, которые подразделяются на две группы: твердые и комбинированные.

Твердые ставки установлены в абсолютном значении на единицу налоговой базы. К примеру, на 1 т. нефтепродуктов соответствующего вида, на 1 л. безводного этилового спирта, на количество единиц. Комбинированная ставка предполагает сочетание твердой (специфической) составляющей и доли от стоимостного показателя (расчетной стоимости).

Предусмотрена дифференциация ставок по видам подакцизной продукции, а также по ее подвидам. К примеру, с 2011 г. предусмотрена дифференциация ставок акцизов по классам автомобильного бензина и дизельного топлива по принципу снижения ставок на топливо более высокого качества.

Предусмотрена индексация твердых ставок акцизов в соответствии с прогнозируемым индексом потребительских цен.

Отдельные виды подакцизных товаров, например алкогольная и табачная продукция, подлежат обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными марками. В то же время марка служит способом идентификации легальности производства или ввоза товара на территорию России.

Обязательной маркировке акцизными марками подлежит табачная продукция иностранного производства, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации с целью ее реализации. Цена акцизной марки составляет 150 рублей за 1 тыс. штук без учета налога на добавленную стоимость.

В целях осуществления контроля за уплатой налогов и обеспечения легальности производства и оборота на территории Российской Федерации подлежит маркировке алкогольная продукция. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

  • алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством;
  • алкогольная продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными марками не допускается. Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность производства и оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществления контроля за уплатой налогов.

Существуют два вида маркировки: федеральная специальная марка и акцизная марка. Акцизной маркой маркируется вся продукция импортного производства, ввозимая на территорию Российской Федерации, федеральной специальной маркой — продукция отечественного производства.

Налоговая база

Налоговая база по акцизам в соответствии со ст. 187 НК РФ определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров. Для каждого вида подакцизного товара установлена своя ставка налога. Налоговая база в зависимости от установленных ставок определяется:

  • как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки;
  • как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса, без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки;
  • как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
  • как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки.

При применении комбинированной ставки по отдельным видам подакцизной продукции, в частности табачным изделиям, в Налоговом кодексе используется понятие расчетной стоимости. Расчетная стоимость — произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий, и количества единиц потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, реализованных (переданных) в течение отчетного налогового периода или ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. При этом под максимальной розничной ценой понимается цена, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована конечному потребителю. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.

Налоговый кодекс содержит требование ведения раздельного учета операций с подакцизными товарами. В частности, статьей 190 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен организовать раздельный учет операций с подакцизными товарами, по которым установлены различные налоговые ставки. Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.

В отношении различных видов подакцизной продукции также применяется особый порядок определения налоговой базы и применения ставки. К примеру, при применении ставки по алкогольной продукции налоговая база определяется как объем реализованной продукции в натуральном выражении, т. е. в литрах, что вызывает необходимость пересчета на безводный этиловый спирт.

Пример : Ликеро-водочный завод производит алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта 40%. За январь произведено 400 л. данного подакцизного товара. Применяемая налоговая ставка — 210 руб за 1 л. безводного этилового спирта. Сумма акциза по приобретенному этиловому спирту — 1400 руб. Рассчитаем сумму акциза.

1. Определим налоговую базу в пересчете на безводный спирт: 400 л. * 40% = 160 л.

2. Определим сумму акциза по реализованной подакцизной продукции:

  • 160 л * 210 руб. = 33600 руб. 00 коп.

3. Определим сумму акциза, подлежащего уплате по алкогольной продукции. Для этого исчисленная сумма акциза уменьшается на сумму налоговых вычетов.

  • 33600 — 1400 = 32200 руб. 00 коп.

Некоторые особенности определения налоговой базы установлены при ввозе подакцизной продукции на территорию Российской Федерации. Установлено, что в данном случае налоговая база определяется либо как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении по тем товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, либо, в случае применения адвалорных ставок, как сумма таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины. В отношении подакцизных товаров, по которым применяются комбинированные налоговые ставки, налоговая база формируется из следующих элементов: объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении и расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, определяемая в соответствии со ст. 187.1 НК РФ.

Налоговым периодом является календарный месяц — для организаций и индивидуальных предпринимателей, а для лиц, признаваемых налогоплательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу России — согласно Таможенному кодексу России.

Порядок исчисления акцизов

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые или адвалорные ставки, определяется по формуле:

А=НБ*Cm ,

  • А — сумма акциза;
  • НБ — налоговая база (в рублях либо в натуральном выражении);
  • Cm — ставка налога (в процентах или в рублях за единицу продукции).

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется по формуле:

А=НБ*Cm + R*Рмах ,

  • А — сумма акциза;
  • НБ — налоговая база в натуральном выражении;
  • Cm — ставка налога в рублях за единицу продукции;
  • R — доля в процентах;
  • Рмax . — максимальная розничная цена подакцизных товаров.

Общая сумма акциза исчисляется сложением всех сумм акциза по каждому виду подакцизного товара, облагаемому по разным акцизным ставкам, по итогам каждого налогового периода и применительно ко всем подакцизным операциям.

Налогоплательщик, реализующий производимые им подакцизные товары либо производящий подакцизные товары из давальческо- го сырья, обязан предъявить к оплате покупателю товаров либо собственнику давальческого сырья сумму акциза. Сумма акциза выделяется отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах. В случае реализации подакцизной продукции в розницу сумма акциза включается в цену товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма акциза не выделяется. Сумму акциза не выделяют отдельной строкой и в том случае, когда совершаемые операции с подакцизными товарами освобождены от налогообложения на основании Кодекса (например, при реализации товаров на экспорт). В расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах делается надпись или ставится штамп «Без акциза».

Согласно ст. 200 НК РФ, налогоплательщики имеют право уменьшить исчисленную сумму акциза на суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, которые в дальнейшем использованы в качестве сырья для производства подакцизных товаров. При этом налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками подакцизных товаров, в части сумм акциза, фактически уплаченных продавцам при приобретении указанных товаров. Условием применения данного вычета является списание приобретенного сырья в производство.

Важным условием вычета является факт уплаты акциза. Пунктом 3 ст. 201 также установлено, что в случае, если в отчетном налоговом периоде стоимость подакцизных товаров отнесена на расходы по производству других подакцизных товаров без уплаты акциза по этим товарам продавцам, то суммы акциза подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором произведена его уплата продавцам.

Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой акциза и суммами налоговых вычетов. В случае превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой акциза в отчетном месяце налог в данном периоде не уплачивается, а сумма превышения подлежит зачету в счет текущих (или предстоящих) платежей по акцизу.

Условия применения вычетов при расчета акциза перечислены в ст. 201 Налогового кодекса.

Сроки уплаты акцизов и предоставления отчетности

При определении сроков уплаты акцизов необходимо определить дату реализации подакцизной продукции. Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется ст. 195 НК РФ как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию. Датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, денатурированного этилового спирта.

Согласно ст. 204 НК РФ, уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту их производства, за исключением прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта. При получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, уплата акциза производится по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров. При получении прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в которых они состоят на учете, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, — не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.