Статья 129 1 налогового кодекса российской федерации. О штрафе за нарушение срока исполнения требования

Новая редакция Ст. 129.1 НК РФ

1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 настоящего Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,

влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

2.1. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных ,

влечет взыскание штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса. При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации, сведения о которой не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия лица в организации (иностранной структуре без образования юридического лица) пропорционально количеству участников.

3. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - физическим лицом налоговому органу сообщения, предусмотренного пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 129.1 НК РФ

Состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.1 Кодекса, не следует смешивать с деянием, предусмотренным ст. 126 настоящего Кодекса. Не будем утомлять читателя сравнением этих норм. Это отдельная тема для разговора.

Объектом характеризуемого налогового правонарушения служат отношения, возникающие в сфере тех или иных форм налогового контроля. Непосредственный объект - установленный порядок (а также сроки) сообщения в налоговые органы информации, необходимой для осуществления возложенных на них функций. Опасность данного налогового правонарушения состоит в том, что оно затрудняет не только осуществление этих функций, но и учет объектов налогообложения, контроль над доходами физических лиц. Оно создает благоприятные условия и для других налоговых правонарушений, а иногда и налоговых преступлений.

Объективная сторона анализируемого деяния состоит в том, что виновный допускает неправомерное (т.е. грубое) нарушение норм Кодекса:

а) несообщение налоговому органу сведений. При этом следует учесть, что:

случаи сообщения неполных сведений (т.е. частичного неисполнения упомянутой обязанности) объективной стороной ст. 129.1 настоящего Кодекса не охватываются;

к сведениям, упомянутым в комментируемой статье, относятся, в частности, данные о регистрации, ликвидации, реорганизации юридического лица; регистрации индивидуального предпринимателя и о том, что индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность; выдаче (аннулировании) лицензий; регистрации граждан по месту жительства; регистрации фактов рождения или смерти граждан; регистрации объектов недвижимости, транспортных средств, об их владельцах; сделках, подлежащих нотариальному удостоверению; другие сведения, прямо предусмотренные в тех или иных нормах Кодекса;

б) несвоевременное представление в налоговый орган упомянутых выше сведений. При этом следует учесть, что сроки представления тех или иных сведений должны быть прямо установлены в нормах Кодекса. Примерами могут служить:

десятидневный срок, установленный для сообщения в налоговый орган об открытии (закрытии) банковского счета;

трехдневный срок, установленный для сообщения в налоговый орган о принятии решения о реорганизации;

пятидневный срок, установленный для сообщения в налоговый орган об установлении опеки, попечительства и т.д.

Применяя нормы комментируемой статьи, следует учитывать, что:

а) объективная сторона предусмотренного в ней деяния налицо, если отсутствуют признаки налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 126 НК РФ;

б) в качестве квалифицирующего (т.е. отягчающего вину ответственность виновного) обстоятельства п. 2 комментируемой статьи устанавливает повторность деяния. В данном случае имеется в виду период с 1 января по 31 декабря года, когда было совершено первое налоговое правонарушение, а не двенадцать календарных месяцев с момента его совершения.

Субъектом анализируемого налогового правонарушения могут быть как организации, так и физические лица.

Привлечение организации к ответственности по ст. 129.1 не освобождает лиц, выполняющих в ней управленческие функции, при наличии соответствующих оснований, от уголовной, административной либо иной установленной законом ответственности. Так, в соответствии с п. 2 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц или физических лиц - индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно предоставления таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде - влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ.

Предусмотренная комментируемой статьей ответственность за деяние физического лица наступает, если оно не содержит признаков уголовного преступления.

Субъективная сторона характеризуемого налогового правонарушения может выражаться как в умысле, так и в неосторожной форме вины.

Рассмотрим меры ответственности, предусмотренные настоящей статьей:

Виновный привлекается к штрафу в размере тысячи рублей, а при повторном (в течение календарного года) совершении деяния - в размере 5 тыс. руб.;

Размер указанных штрафов снижается не менее чем в два раза при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства, указанного в п. 1 ст. 112 НК РФ;

Размер указанных штрафов подлежит увеличению на 100% при наличии отягчающего обстоятельства, указанного в п. 2 ст. 112 НК РФ.

Другой комментарий к Ст. 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Статья 129.1 Кодекса предусматривает налоговую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных ст. 85 Кодекса обязанностей следующих органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков (см. комментарий к ст. 85 Кодекса):

органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями (п. 1 ст. 85);

советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 85);

органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (п. 3 ст. 85);

органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85);

органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного (п. 5 ст. 85);

органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику (п. 6 ст. 85);

органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами (п. 7 ст. 85);

органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (п. 8 ст. 85).

В пункте 18 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, приведен следующий пример неправильной квалификации налоговым органом несвоевременного сообщения налоговому органу необходимых сведений по ст. 129.1 Кодекса:

суд отказал в удовлетворении требования налогового органа о взыскании с налогоплательщика штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 129.1 Кодекса, по следующим основаниям:

в силу указанной нормы лицо может быть привлечено к ответственности за несвоевременное сообщение налоговому органу сведений, которые оно в соответствии с Кодексом должно сообщить, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 Кодекса;

ответственность налогоплательщика за несвоевременное сообщение необходимых сведений установлена п. 1 ст. 126 Кодекса. Поэтому в рассматриваемом случае налоговый орган неправильно квалифицировал совершенное ответчиком деяние и применил ненадлежащие санкции.

Частью 2 ст. 15.6 КоАП установлена административная ответственность за непредставление в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, (а также за представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде) должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия. Такие деяния согласно ч. 2 ст. 15.6 КоАП влекут наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ.

Возможно ли избежать штрафа по статье 129.1 НК РФ? Требование о предоставлении документов было получено 28 июня 2013 г., а документы в ИФНС предоставлены 08 ноября 2013 г. Акт о правонарушении налоговой уже составлен и вручен организации

Штрафа избежать не удастся. Однако Вы можете попытаться снизить размер штрафа путем представления ходатайства о применении смягчающих ответственность обстоятельств

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Статья:Встречная проверка. Что нужно знать

Документы и информация

Помимо всего вышесказанного, следует иметь в виду, что статья 93.1 Налогового кодекса РФ оперирует понятиями «документы» и «информация».

Например, при проведении налоговых проверок налоговики вправе запросить по встречной проверке как документы, так и информацию.

А вот при направлении требования вне рамок проведения налоговых проверок фискалы вправе истребовать только информацию.

Документы в этом случае турфирма предоставлять не обязана.

Об этом же свидетельствуют решения, принимаемые арбитражными судами.

Оформление налоговиками запроса

Требование о предоставлении документов (информации) должно быть направлено тем налоговым органом, на учете в котором состоит турфирма.

Срок для исполнения требования в рамках встречной проверки – пять рабочих дней со дня получения требования.

К требованию должно быть приложено поручение налоговой инспекции по месту учета проверяемого лица.

В противном случае исполнять такое требование не нужно.*

Если документов или информации о проверяемом налогоплательщике (плательщике сборов, налоговом агенте) у вас не имеется, то я бы рекомендовала сообщить об этом налоговому органу, иначе вы можете быть оштрафованы за непредставление необходимых для поверки сведений.

Ответственность турфирмы за нарушения

Ответственность за неисполнение требования налогового органа, направленного в рамкахстатьи 93.1 Налогового кодекса РФ, предусмотрена статьей 129.1 Налогового кодекса РФ.*

Санкция составляет 5000 руб. Если же речь идет о повторном нарушении турфирмой законодательства в течение календарного года, то штраф составит 20 000 руб.

Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) также может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа.

Его размеры предусмотрены частью 1 статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Итак, штраф взыскивается:

С индивидульного предпринимателя (турагента) – в размере от 100 до 300 руб.;
с должностных лиц организации – в размере от 300 до 500 руб.

2. Статья: Документы, которые понадобятся вам, чтобы снизить налоговый штраф (при использовании положений статьи следует учитывать, что в настоящее время срок представления возражений на акт проверки составляет 1 месяц со дня вручения)

Когда поможет письменное обращение

Налоговые инспекторы собираются оштрафовать вашу компанию? Даже если им нечего возразить по существу, можно попробовать хотя бы снизить размер санкции. Для этого нужно проверить, нет ли в вашем случае так называемых смягчающих обстоятельств.

Когда есть хотя бы один смягчающий фактор, контролеры обязаны уменьшить штраф как минимум вдвое. Это предусмотрено пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ. Если же дело дойдет до суда, можно рассчитывать на большее. Судьи нередко уменьшают штрафы в пять, а то и в 10 раз.

Но понятно, что и в том и другом случае об основаниях для снижения штрафа надо заявить письменно. Для этого составляют ходатайство в инспекцию или уже заявление в суд, либо пишут жалобу в УФНС.*

Подчеркнем, что речь идет только о штрафах. Обращаться к налоговикам с просьбой снизить недоимку и пени смысла нет. Налоговый кодекс не позволяет уменьшать такие суммы.

Куда и когда лучше обращаться с ходатайством о снижении штрафа

Прежде всего, стоит попытаться повлиять на сумму штрафа, пока контролеры только составили акт проверки и вручили его представителю вашей компании. А итоговое решение еще не вынесли. Хотя инспекторы и должны в ходе проверки выявлять смягчающие обстоятельства (подп. 4 п. 5 ст. 101 и ст. 112 Налогового кодекса РФ).

Однако на практике они обычно этого не делают. Поэтому лучше самим подать ходатайство о снижении размера штрафа. Его образец вы найдете ниже.*

В какие сроки обратиться к ревизорам? Четко это не регламентировано. Однако компания вправе представить возражения на акт проверки в течение 15 рабочих дней после того, как его получила. Так вот, в эти же сроки имеет смысл передать налоговикам ходатайство о снижении штрафа. Тогда его наряду с другими бумагами по проверке должен рассмотреть руководитель инспекции.

А если налоговики на местах проигнорируют ходатайство? Тогда смело обращайтесь с жалобой в УФНС. Просите ревизоров все-таки учесть обстоятельства, смягчающие ответственность. Кстати, на такой порядок указывают и сами контролеры в информации ФНС России от 9 февраля 2011 г. «О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган».

Если же и вышестоящие налоговики откажут в снижении штрафа, все надежды на суд. Там вы можете найти поддержку и в том случае, когда налоговики снизили размер санкции, но недостаточно (постановление ФАС Уральского округа от 23 июня 2011 г. № Ф09-3165/11).

Как заявить в ходатайстве или жалобе о смягчающих фактах

Итак, заявить о смягчающих обстоятельствах можно в ходатайстве либо уже в жалобе в УФНС. Как в том, так и в другом документе необходимо кратко описать, в чем состоит нарушение, которое обнаружили ревизоры, и к какому штрафу оно приводит. А затем нужно обязательно сослаться собственно на смягчающие обстоятельства.

К слову, компании чаще добиваются успеха, когда заявляют сразу о целом наборе смягчающих обстоятельств. Поэтому ограничиваться только одним основанием для снижения штрафа не стоит. Из таблицы ниже вы можете взять самые распространенные на практике факты. Плюс у вас могут быть и любые другие обстоятельства. Скажем, бухгалтер внезапно заболел, и именно поэтому не удалось вовремя передать контролерам документы (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 1 сентября 2011 г. по делу № А45-22563/2010).

Какие обстоятельства можно привести ревизорам и судьям в качестве смягчающих
Что можно заявить в качестве смягчающего обстоятельства Пример судебного решения
Универсальные обстоятельства, которые можно использовать в любой ситуации
Компания совершила нарушение определенного вида впервые. Еще лучше, если раньше налоговики не находили у компании никаких ошибок Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 июля 2011 г. по делу № А81-3977/2010
У компании не было умысла нарушать закон, к тому же она признает свою вину Постановление ФАС Московского округа от 24 августа 2011 г. № КА-А40/9310-11
У организации сложное финансовое положение, в большом размере кредиторская задолженность Постановление ФАС Дальневосточного округа от 3 июня 2011 г. № Ф03-2093/2011
Организация перечисляет средства на благотворительность или спонсирует какие-нибудь культурные (спортивные) мероприятия Постановление ФАС Московского округа от 13 декабря 2011 г. по делу № А40-131669/10-127-759
Обстоятельства, на которые можно сослаться в конкретном случае
Бухгалтер компании сам выявил и исправил ошибки в декларации Пункт 17 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71
Негативные последствия для бюджета отсутствуют (например, организация добровольно погасила недоимку) Постановление ФАС Центрального округа от 6 июля 2011 г. по делу № А64-6447/2010
Компания применяла не тот режим (например, ЕНВД вместо общей системы) из-за неопределенности закона и отсутствия официальных разъяснений чиновников Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 марта 2008 г. № Ф04-1691/2008(1961-А75-29)
Сроки сдачи декларации нарушили всего на несколько дней Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 апреля 2011 г. по делу № А56-36009/2010
Период просрочки передачи запрошенных налоговиками документов незначителен Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2011 г. по делу № А27-6657/2011
Налоговики запросили большое количество документов (например, более 500) при том, что срок дали короткий. Если же вы просили продлить этот срок, но контролеры отказали, в ходатайстве нужно указать и на это Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 апреля 2010 г. по делу № А26-5099/2009
То, что компания нарушила срок сдачи документов, не привело к негативным последствиям для бюджета. Например, в итоге с их помощью удалось подтвердить правильность рассчитанной суммы налога Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 1 февраля 2011 г. по делу № А27-8969/2010

Далее советуем сослаться на положительную арбитражную практику по схожим ситуациям. Первым делом приведите позицию судей ВАС, а затем решения того округа, в котором находится ваша организация. К ходатайству (жалобе) приложите подтверждающие документы. Например, бухгалтерскую отчетность, если компания ссылается на трудности с финансовым положением.

Налоговый кодекс, N 146-ФЗ | ст. 129.1 НК РФ

Статья 129.1 НК РФ. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (действующая редакция)

1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 настоящего Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,

влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

2.1. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса. При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации, сведения о которой не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия лица в организации (иностранной структуре без образования юридического лица) пропорционально количеству участников.

3. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - физическим лицом налоговому органу сообщения, предусмотренного пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

  • Обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика, перечислены в п. 1 ст. 112 Налогового кодекса РФ. Указанные обстоятельства не освобождают от налоговой ответственности полностью, а лишь уменьшают размер назначаемого штрафа.

Какие обстоятельства с учетом сложившейся правоприменительной практики могут быть учтены налоговым органом или судом смягчающими при применении налоговых санкций к налогоплательщику?

При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем наполовину по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса РФ за совершение налогового правонарушения.

    Обстоятельствами, позволяющими смягчить ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, считаются:
  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • тяжелое материальное положение лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Последний пункт означает, что список смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим.

    Действительно, судя по правоприменительной практике, смягчающими обстоятельствами налоговыми и судебными органами признаются:
  • привлечение к налоговой ответственности впервые за весь период осуществления деятельности налогоплательщиком;
  • отсутствие прямого умысла в совершении правонарушения;
  • несоразмерность размера наложенного штрафа последствиям налогового правонарушения, что может подтверждаться тем обстоятельством, что сумма налоговой санкции составляет порядка 50% от исчисленной к уплате суммы налога по налоговой декларации;
  • отсутствие неблагоприятных экономических последствий для бюджета, поскольку уплата исчисленного в налоговой декларации налога была произведена в установленные п. 3 ст. 204 НК РФ сроки в полном объеме;
  • отсутствие существенного и необратимого вреда интересам государства;
  • отсутствие хозяйственной деятельности и дохода;
  • частичная добровольная оплата штрафных санкций;
  • незначительный пропуск срока представления налоговой декларации на один день;
  • отсутствие достаточных денежных средств для уплаты налогов и налоговых санкций, отсутствие прибыли, наличие задолженности перед контрагентами, наличие задолженности по заработной плате;
  • ошибки, сбой в работе компьютерной сети;
  • ведение социально-значимой деятельности, на пример, в таких сферах, как строительство и ремонт социальных объектов, производство сельхозпродукции, поставка продуктов питания для бюджетных учреждений и отдаленных населенных пунктов, оказание спонсорской и благотворительной помощи, финансирование общественно-культурных мероприятий.

Вместе с тем стоит отметить, что в каждом случае суд либо налоговый орган самостоятельно решают вопрос о правомерности смягчения ответственности исходя из конкретных обстоятельств.

В последнее время организации и предприниматели стали часто попадать под штрафы за непредставление (несвоевременное представление) документов и пояснений в рамках встречной налоговой проверки их контрагентов.

  • Штраф за непредоставление документов и сведений по встречной проверке налоговые органы применяют в качестве наказания налогоплательщиков, когда запрашиваемые ими документы не были представлены совсем или были направлены позже, чем того требует закон.

Однако причин неисполнения данной обязанности может быть множество. Посмотрим, какая именно ответственность налогоплательщика предусмотрена и в каких случаях она применима.

    Налоговый кодекс РФ содержит два основания, по которым можно оштрафовать налогоплательщика, не ответившее (или ответившее не должным образом) на требование налогового органа:
  • Статья 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля».
  • Статья 129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу».

В общих случаях при налоговых нарушениях по встречным проверкам должна применяться ст. 129.1 Налогового кодекса РФ. Однако на практике бывают ситуации, когда применение возможно и ст. 126 Налогового кодекса.

Вид нарушения Статья НК РФ Размер штрафа
Непредоставление документов по встречной проверке (игнорирование требования) ст. 126 НК РФ
ст. 129.1 НК РФ 5 000 руб.,
Нарушение сроков представления документов ст. 129.1 НК РФ 5 000 руб.,
за повторное нарушение в календарном году - 20 000 руб.
Отказ от представления документов и сведений ст. 126 НК РФ 10 000 руб. для организации и ИП, 1000 руб. для физлица, не являющегося ИП
Предоставление заведомо недостоверной информации ст. 126 НК РФ 10 000 руб. для организации и ИП, 1000 руб. для физлица, не являющегося ИП

Нередко налоговые инспекторы пытаются оштрафовать налогоплательщика по максимуму. Им это очень выгодно, ведь штраф по ст. 126 НК РФ вдвое больше размера санкции по ст. 129.1. К тому же формулировки статей, располагают к путанице понятий, существующих в рамках данных правоотношений.

Если мы по каким-то причинам вовремя не исполнили или не смогли исполнить требование налогового органа о представлении документов в рамках встречной проверки нашего контрагента, уплачивать предъявленный нам штраф спешить не будем. Внимательно изучим свою ситуацию и постараемся ее правильно оценить. Возможно, размер штрафа нам удастся уменьшить в разы, в том числе подав соответствующее ходатайство в налоговый орган о наличии смягчающих обстоятельств.

1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных настоящего Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,

влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

2.1. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных ,

влечет взыскание штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса. При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации, сведения о которой не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия лица в организации (иностранной структуре без образования юридического лица) пропорционально количеству участников.

3. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — физическим лицом налоговому органу сообщения, предусмотренного пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 129.1 НК РФ

Пункт 1 ст. 129.1 НК РФ содержит ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, и влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

При этом обязанность представления сведений должна быть закреплена в Налоговом кодексе РФ, за выявленное нарушение не должна быть предусмотрена ответственность по ст. 126 НК РФ.

Так, согласно ст. 93.1 НК налоговые органы вправе истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках.

В соответствии с п. 3 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации) с приложением копии поручения об истребовании документов (информации) (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).

Как указано в п. п. 5 и 6 ст. 93.1 НК РФ, лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Следует иметь в виду, что истребованные инспекцией документы должны относиться к деятельности проверяемого налогоплательщика. Если, к примеру, запрошенные сведения будут относиться только к деятельности клиента банка-контрагента, то решение налогового органа о привлечении банка к ответственности по ст. 129.1 НК РФ будет признано недействительным (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 18 октября 2011 г. N 5355/11 по делу N А55-10502/2010).

Объектом характеризуемого налогового правонарушения служат отношения, возникающие в сфере тех или иных форм налогового контроля. Непосредственный объект — установленный порядок (а также сроки) сообщения в налоговые органы информации, необходимой для осуществления возложенных на них функций. Опасность данного налогового правонарушения состоит в том, что оно затрудняет не только осуществление этих функций, но и учет объектов налогообложения, контроль над доходами физических лиц. Оно создает благоприятные условия и для других налоговых правонарушений, а иногда и налоговых преступлений.

Объективная сторона анализируемого деяния состоит в том, что виновный допускает неправомерное (т.е. грубое) нарушение норм НК РФ:

а) несообщение налоговому органу сведений. При этом следует учесть, что:

случаи сообщения неполных сведений (т.е. частичного неисполнения упомянутой обязанности) объективной стороной ст. 129.1 НК РФ не охватываются;

к сведениям, упомянутым в комментируемой ст. 129.1 НК РФ, относятся, в частности, данные о регистрации, ликвидации, реорганизации юридического лица; регистрации индивидуального предпринимателя и о том, что индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность; выдаче (аннулировании) лицензий; регистрации граждан по месту жительства; регистрации фактов рождения или смерти граждан; регистрации объектов недвижимости, транспортных средств, об их владельцах; сделках, подлежащих нотариальному удостоверению; другие сведения, прямо предусмотренные в тех или иных нормах НК РФ;

б) несвоевременное представление в налоговый орган упомянутых выше сведений. При этом следует учесть, что сроки представления тех или иных сведений должны быть прямо установлены в нормах НК РФ. Примерами могут служить:

3-дневный срок, установленный для сообщения банками в налоговый орган об открытии (закрытии) банковского счета;

5-дневный срок, установленный для сообщения в налоговый орган об установлении опеки, попечительства и т.д.

Применяя нормы комментируемой статьи, следует учитывать, что:

а) объективная сторона предусмотренного в ней деяния налицо, если отсутствуют признаки налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 126 НК РФ;

б) в качестве квалифицирующего (т.е. отягчающего вину (ответственность) виновного) обстоятельства п. 2 комментируемой статьи устанавливает повторность деяния. В данном случае имеется в виду период с 1 января по 31 декабря года, когда было совершено первое налоговое правонарушение, а не двенадцать календарных месяцев с момента его совершения.

Субъектами анализируемого налогового правонарушения могут быть как организации, так и физические лица.

Привлечение организации к ответственности по ст. 129.1 не освобождает лиц, выполняющих в ней управленческие функции, при наличии соответствующих оснований, от уголовной, административной либо иной установленной законом ответственности.

Пункт 2 предусматривает ответственность за те же деяния, но совершенные повторно в течение календарного года, и влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб.

Размер штрафа может быть уменьшен или увеличен по правилам ст. 112 и п. п. 3, 4 ст. 114 НК РФ.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. п. 2.1 ст. 129.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)») предусматривается, что неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных п. 3.2 ст. 23 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные п. 3.2 ст. 23 НК РФ. При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации, сведения о которой не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия лица в организации (иностранной структуре без образования юридического лица) пропорционально количеству участников.

В заключение отметим, что с 1 января 2017 г. в соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения ст. 129.1 НК РФ будут дополнены п. 3, в соответствии с которым неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — физическим лицом налоговому органу сообщения, предусмотренного п. 2.1 ст. 23 НК РФ, повлечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное п. 2.1 ст. 23 НК РФ.