Развитие физиократической теории в экономических исследованиях и преобразованиях. Физиократы

Физиократия (с греч. - «власть природы») - направление классической политической экономии во Франции, которое центральную роль в экономике отводило сельскохозяйственному производству. Физиократы подвергали критике меркантилизм, считая, что внимание производства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на создание изобилия «произведений земли», в чем, по их мнению, заключается подлинное благоденствие нации.

Физиократизм выражал интересы крупного капиталистического фермерства. Центральные идеи теории физиократии таковы – экономические законы носят естественный характер (то есть понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства.

Источник богатства есть сфера производства материальных благ - земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля.

Промышленность считалась физиократами сферой бесплодной, непроизводящей. Под чистым продуктом они понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта. Этот избыток (чистый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта. Бесплодной считалась и торговая деятельность.

Физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. «Первичные авансы» (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные затраты на сельскохозяй­ственное производство) - оборотному капиталу.

Деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиокра­тов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из «обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.

Физиократы дали определение «первоначальным авансам» (основной капитал) - затраты на земледельческое оборудование и «ежегодным авансам» (оборотный капитал) - ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство.

Налогообложение физиократы сводили к трем принципам: · налогообложение является источником дохода; наличие соотношения между налогами и доходами; · издержки взимания налогов не должны обременять. Основоположник школы физиократов Франсуа Кенэ (1694- 1774) был придворным медиком Людовика XV, а проблемами экономики занялся в 60 лет.

Ф. Кенэ - автор «Экономической таблицы» , в котброй показано, как совокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве, распределяется между классами: производительным (лица, занятые в сельском хозяйстве, - фермеры и сельские наемные рабочие), бесплодным (лица, занятые в промышленности, а также купцы) и собственниками (лица, получающие ренту, - землевладельцы и король). В этом произведении Ф. Кенэ представил основные пути реализации общественного продукта в виде направленного графа с тремя вершинами (классами), объединив все акты обмена в массовое движение денег и товаров, но при этом исключив процесс накопления.

Само обращение годового продукта состоит из пяти актов:

1. класс землевладельцев покупает у класса фермеров средства питания на 1 миллиард ливров. Вследствие этого к классу фермеров возвращается один миллиард ливров и одна треть годового продукта выходит из обращения

2. класс землевладельцев на второй миллиард ливров полученной ренты покупает у «бесплодного» класса промышленные изделия;

3. класс «бесплодных» на полученный за свои товары миллиард ливров покупает у класса фермеров продукты питания. Следовательно, к клас­су фермеров возвращается второй миллиард ливров и две третьи части продукта выходят из обращения

4. класс фермеров покупает у «бесплодного» класса на миллиард ливров промышленные изделия, идущие на восстановление инструментов и материалов, стоимость которых вошла в стоимость произведенного годового продукта

5. класс «бесплодных» на этот миллиард ливров закупает сырье у класса ферме­ров. Таким образом, обращение годового продукта обеспечивает возмещение использованных фондов сельского хозяйства и промышленности как предпосылку возобновления производства.

Налоги, по мнению Ф. Кенэ, должны взиматься только с земельных собственников в размере 1/3 чистого продукта.

Ф. Кенэ разработал концепцию естественного порядка , в основе которой лежат моральные законы государства, то есть интересы отдельного лица не могут идти вразрез с общими интересами общества.

Он представил "Экономическую таблицу" королю Людовику и умолял его предпринять реформу экономической политики, чтобы таким образом уберечься от неминуемого бунта голодных крестьян. Ответ короля было легко предугадать. "Врач? Так лечи. И не лезь не в свое дело!" Неудивительно, что после этого Людовик XVI нашел бесславный конец на гильотине.

Тем не менее, есть еще одна причина, по которой Кенэ и его учение важны для нас сегодня. Именно Кенэ ввел в обиход термин, который стал лозунгом экономической науки. По мнению Кенэ, наилучшая экономическая политика определяется принципом laissez faire ("лэйзэ фэр"). В вольном переводе с французского это выражение означает "оставьте как есть" или "не мешайте". В экономической науке этот принцип принято понимать как невмешательство государства в коммерческую деятельность.

Итак, все было готово для появления классической политической экономии, включая лозунг. И классическая политэкономия появилась.

Все экономисты-классики внесли огромный вклад в развитие не только экономики, но и многих других наук.

Первым из экономистов-классиков принято считать Дэвида Юма. Юм был ипохондриком. Ему были свойственны частые перемены настроения. Иногда ему казалось, что он очень болен. В таких случаях он писал своему лучшему другу: "Приезжай повидать меня, я скоро умру". Иногда ему приходили в голову странные идеи, о которых он писал все тому же другу. В одном из писем Юм упомянул об одной очень странной идее. Ему показалось, что благосостояние состоит вовсе не в золоте, а в товарах и услугах.

Его друг поначалу не придал этому внимания, но потом, видя, что идея не проходит сама собой, решил переубедить Юма. Переубедить его оказалось не просто - потребовалось написать целую книгу.

Книга эта называлась "Исследование о природе и причинах богатства народов", а человека, который ее написал, звали Адам Смит. Однако в процессе написания книги Смит все яснее и яснее осознавал, что Юм прав - благосостояние и в самом деле состоит в товарах и услугах.

Задача руководства страной, таким образом, оказывалась отнюдь не в накоплении золота. Хороший правитель должен руководить страной так, чтобы ее граждане потребляли товары и услуги, а не продавали их за рубеж в обмен на золото, которое оседает мертвым грузом в подвалах Казначейства.

Как же этого добиться? Очень просто, говорил Смит. Не мешайте (laissez faire ). Люди сами разберутся, что им нужно для того, чтобы их жизнь стала лучше. Чем лучше жизнь каждого отдельного человека, тем лучше жизнь общества в целом:

Всякий человек стремится использовать капитал свой так, чтобы продукт его наивысшую ценность имел. Не намеревается он обычно содействовать интересу общественному, да и не знает, насколько ему содействует. Стремится он только к собственной обеспеченности, собственной выгоде. И ведет его в этом некая невидимая рука к результату, коего у него и в мыслях нет. В погоне за своим интересом часто содействует он интересу общественному более, чем если бы в самом деле намеревался ему содействовать.

Этот экономический закон, открытый Смитом, впоследствии стали называть принципом невидимой руки.

Правительству остается только защищать права частной собственности. Поддерживать закон, полицию и суд, чтобы преступник не смог безнаказанно отнять собственность у законного владельца. Содержать армию и флот, чтобы этого не смогли сделать чужеземные властители. Может быть, нанять пожарных, чтобы собственность не гибла в огне.

И никаких тарифов! Установление тарифов, говорил Смит, неминуемо вызовет бунты в колониях.

"Богатство народов" вышло в свет в 1776 году. Король Георг III, однако, оставил книгу без внимания. Пророчество Смита тем не менее не заставило себя ждать. В том же 1776 году североамериканские колонии начали войну за независимость и, выиграв ее, отделились от Британской империи. Поводом к войне, как теперь известно даже школьникам, послужило. установление тарифа на чай.

Итак, Смит полагал, что, если правительство оставит торговлю и промышленность в покое, они будут производить все возрастающие количества товаров и услуг. Как же это возможно? У Смита был ответ и на этот вопрос.

Однажды Смит зашел в мастерскую, где несколько рабочих делали булавки. И вот какой разговор случился у него с одним из них:

- Сколько булавок Вы один можете сделать за день?

Примерно двадцать пять, сэр.

- А сколько здесь работает людей?

Двенадцать, сэр.

- И сколько булавок вы делаете за день все вместе?

Четырнадцать тысяч, сэр.

Смит не мог поверить своим ушам. Помножьте двадцать пять на двенадцать, и получите триста, но никак не четырнадцать тысяч. Чудо, однако, объяснялось просто. Один рабочий резал проволоку, второй заострял один конец будущей булавки, третий выполнял головку на другом конце. Каждый умел делать всего одну операцию, но очень быстро. Смит назвал это явление разделением труда . По мнению Смита, разделение труда будет способствовать бесконечному экономическому росту - ведь специализироваться могут не только отдельные люди или фирмы, но и целые страны.

"Богатство народов" давало ответ на многие вопросы. Был, однако, один вопрос, на который Смит не мог дать ответа. Этот вопрос казался ему настолько важным, что он задал его будущим поколениям исследователей в последней главе своей книги:

И я думаю - почему получается так, что алмазы, не имеющие никакой очевидной полезности за исключением сверкающего блеска драгоценностей, заслуживают такой высокой цены, тогда как вода, необходимая для нашего существования, бесплатна?

Другими словами, Смит задал вопрос: "Что есть цена?"

Именно поэтому многие и называют Смита отцом классической экономической науки. Наконец-то после тысячелетий блуждания во тьме кто-то поставил правильный вопрос.

И напоследок, стоит упамянуть еще одного выдающегося экономиста того времени. Анн Робер Жак Тюрго. Он родился во Франции и согласно семейной традиции окончил теологический факультет Сорбонны, но увлекся экономикой.

Людовик ХV вступив на престол, назначил Тюрго генеральным контролером финансов (август 1774). Убежденный сторонник сильной монархической власти, Тюрго был уверен, что при поддержке короля сумеет провести свои идеи в жизнь. Он немедленно выпустил эдикт о свободе торговли зерном (13 сентября 1774), упразднявший ограничения в этой области. Тюрго настаивал на отмене монополии и привилегий в важной для Франции торговле вином. Он ликвидировал цеха, объединения ремесленников, сковывавшие развитие производства; одновременно запрещались и союзы подмастерьев и рабочих. Была создана система регулярной почтовой связи и перевозок. Он также реформировал налогообложение: дорожная барщина была заменена денежным сбором, раскладывавшимся на все сословия. Тюрго планировал ввести взамен старых налогов всеобщий поземельный налог. Для распределения налогов на местах он собирался создать систему выборных провинциальных собраний.

Однако новшества Тюрго затрагивали интересы всех сословий Франции. Их отвергли дворянство и духовенство (Тюрго покушался на их привилегии), а также беднота, пострадавшая от спекуляций и вздорожания хлеба.

Главный труд А. Тюрго - «Размышления о создании и распределении богатств», в этой книге вслед за Кенэ и другими физиократами он отстаивал принцип свободы экономической деятельности и разделял их взгляд на земледелие как единственный источник прибавочного продукта. Впервые выделил внутри «земледельческого класса» и «класса ремесленников» предпринимателей и наемных работников.

А. Р. Ж. Тюрго впервые сформулировал так называемый закон убывающего плодородия почвы , который гласит: «Каждое дополнительное вложение капитала и труда в землю дает меньший по сравнению с предыдущим вложением эффект, а после некоего предела всякий дополнительный эффект становится невозможным».

В целом учение А. Тюрго совпадает с учением физиократов, но при этом стоит отметить следующие идеи:

· доход от капитала делится на издержки для создания продуктов и прибыль на капитал (заработная плата владельца капитала, предпринимательский доход и земельная рента);

· обмен взаимовыгоден обоим товаровладельцам, и поэтому происходит уравнивание ценностей обмениваемых благ;

· уплата ссудного процента оправдывается потерей дохода заимодавца при предоставлении ссуды;

· текущие цены на рынке, с точки зрения А. Тюрго, формируются с учетом спроса и предложения, являясь критерием, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов.

Физиократов , именно постоянное воспроизводство богатства... Н. Кондратьев отмечал, что физиократы не проводили методологической грани... принципам экономического либерализма. Подобно физиократам , Тюрго утверждал, что...

«Экономическая таблица» Ф. Кенэ.

Физиократы – французские экономисты 18 века, предвидели классической буржуазной политической экономии. Школа физиократов возникла и развивалась в переходный период от феодализма к капитализму, когда во Франции широко начал развиваться мануфактурный капитализм.

Ф.Кэне – основоположник физиократизма, глава этой школы. Он не только заложил основы физиократической школы, но и сформулировал ее теоретическую и политическую программу. Продолжил его изыскания видный государственный деятель Франции второй полвины 18 века А.Тюрго. пропагандистами идей физиократизма были Дюпон де Немур, Д’Аламбер, В.Мирабо, Г.Летрон и др. Таким образом сложилась настоящая школа физиократов, или «экономистов» как их тогда называли.Франсуа Кенэ (1694- 1774)

Основоположник школы физиократов;был при­дворным медиком Людовика XV, а проблемами экономики занялся в 60 лет. Он также сформулировал экономическую и политическую программу физиократов. Основные произведения Кенэ были опубликованы в "Энциклопедии": "Население" (1756), "Фермеры", "Зерно", "Налоги" (1757), "Экономическая таблица" (1758) и др.

К середине 18 века банкротство экономической полпиитики меркантилизма стало очевидным. Но, как уже отмечалось, центр экономических противоречий находился в сельском хозяйстве. Аграрный вопрос стал главным вопросом. Решением этого вопроса и занялись физиократы, усматривая страны упадка экономики Франции в тяжелом положении сельского хозяйства, объявляя последнее основой богатства страны.

Значение физиократов в буржуазной политической экономии определилось тем, что ни в отличие от меркантилистов перенесли исследование из сферы обращения в сферу производства и этим заложили и основы для дальнейшего научного анализ капиталистической системы производства. Маркс высоко ценил вклад физиократов в экономическую теорию назвав из «настоящими отцами современной политической экономии»; их заслуга стояла в том, что «они в пределах буржуазного кругозора дали анализ капитала».

Центральное место экономической системе физиократов заминало учение о «чистом продукте», под которым Кенэ понимал разницу между совокупным общественным продуктом и издержками производства, или, иначе, избыток продукта на издержками производства. Кенэ утверждал, что «чистый продукт» создается только в земледелии, где под воздействием сил природы увеличивается количество потребительских стоимостей. В промышленности, полагал он, лишь различным образом комбинируются потребительные стоимости, в процессе труда видоизменяется форма созданного в земледелии вещества. Но не увеличивается его количество, а потому «чистый продукт» не возникает и богатство не создается.



Величина «чистого продукта», с его точки зрения. Зависела от размера издержек производства, в состав которых входили расходы на сырье, материалы и заработная плата. А так как стоимость материалов дана, а заработная плата сведена им к минимуму средств существования, то «чистый продукт» (прибавочная стоимость), по существу, выступает как порождение прибавочного труда.

В соответствии со своими взглядами на «чистый продукт» Кенэ делил общество на три класса: производительный класс (фермеры), класс земельных собственников и «бесплодный» класс (который он называл также классом промышленников). К производительному классу он относил всех работников земледелия, понимая под ними как сельскохозяйственных рабочих, так и фермеров, то есть всех, кто, по его мнению, создает «чистый продукт».

Большой интерес представляет впервые введенное Кенэ разграничение между отдельными частями капитал по характеру их оборота. Одну часть капитала он называл первоначальными авансами и относил к ним затраты на сельскохозяйственный инвентарь, по стройки, скот и т.п.; другую часть капитала, названую ими ежегодными авансами, составляли затраты на семена, основные сельскохозяйственные работы, рабочую силу.

Кенэ использовал метод естественных наук. Поэтому он рассматривал общество как живой организм и различал в нем два состояния: здоровое (нормальное) и болезненное (ненормальное). Когда общество здорово, оно, по ошибочному мнению Кенэ, находится в равновесии. Такое равновесие он и показал в своей главной работе “Экономическая таблица” (1758 г.). В ней он впервые сделал попытку провести анализ общественного воспроизводства. Он попытался установить определенные балансовые пропорции между натуральными (вещественными) и стоимостными элементами общественного продукта).

Теоретическая система Кенэ имела для своего времени прогрессивное значение, давала практические советы (например, переложить все налогообложение на землевладельцев), носила антифеодальный характер. В “Экономической таблице” рассмотрено только простое воспроизводство, отсутствовала проблема накопления. Кенэ не показывал, как реализовывалась оставшаяся у фермеров часть сельскохозяйственного продукта. Игнорировалась необходимость восстановления средств труда у “бесплодных”. Тем не менее, “Экономическая таблица” Кенэ впервые показала условия, необходимые для осуществления воспроизводственного процесса.

Анализ воспроизводства в «экономической таблице» Ф.Кенэ. Кенэ сделал первую в истории политической экономии попытку представить процесс воспроизводства и обращения совокупного общественного продукта в целом. Это процесс схематически изображен в «Экономической таблице», в которой показывается, как произведенный в стране готовый продукт распределяется посредством обращения, в результате чего создаются предпосылки для возобновления производства в прежнем масштабе. Здесь рассматривается лишь простое воспроизводство.

В таблице нашил отражение основные стороны экономической теории Кенэ: его учение о «чистом продукте» и капитале, о производительном и непроизводительном труде, о классах; в ней видна классовая позиция автора как защитника капиталистического способа производства.

5. История экономических учений: предмет, метод, сущность исследуемых проблем.

История экономических учений – это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика». Предметом изучения этой дисциплины является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и концепций, представленных в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях.

Предметом истории экономических учений является процесс возникновения, развития и смены экономических воззрений различных идеологов социальных групп, школ, течений идеологов. Фигурально выражаясь, история экономических учений – это «научающее отражение отражения». При этом взгляды и течение экономической мысли, как правило, бывают трех типов: исторический; критический и логический.

Метод истории экономических учений, как и метод исследования вообще, состоит в своем ядре из ряда приемов способов, инструментов, применяемых в системе определений «философии истории» с целю вычленения их объект исследования своего «рамочного поля», т.е. своего собственного предмета исторического видения развития экономических теорий. Метод включает ряд принципов и конкретных исследовательских приемов.

Принцип истории состоит в последовательном и возможно более широком охвате взглядов, доктрин, концепций в течение исторического времени, с фиксацией хронологически появляющихся источников и их авторов.

Логический принцип состоит в фиксации развития внутренней логики научных теорий, системы категорий, проблемного построения анализа.

Принцип сравнения или компаративный метод состоит в сравнении теорий как друг с другим, так и действительностью с другом, так и с действительностью с помощью чего можно увидеть достижения той ил иной теории или ее специфичность.

Распространен эластический принцип, суть которого состоит в попытках синтеза различных теорий, их непротиворечивого толкования.

Методологически история экономических учений опирается на совокупность прогрессивных методов экономического анализа. К их числу можно отнести методы: исторический, индукции, логической абстракции, каузальный, функциональный, системный, математического моделирования и др.

Изучение данной дисциплины является важным подспорьем для выявлений объективных закономерностей в развитии как мировой, так и отечественной экономики. Кроме того, знания в области эволюции экономической мысли формируют у экономиста необходимую эрудицию и творческие навыки, которые позволяют ему свободно ориентироваться в проблемах экономической теории, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельно решения по практической реализации актуальных хозяйственных задач.

6. А.Маршалл – представитель неоклассицизма.

А. Маршалл (неоклассицизм) Теория этой школы заключается, главным образом в синтезе двух школ классической (основана на свободе рыночных отношений) и Кейнсианской (государственное регулирование). Т.е. когда достигнута полная занятость, начинает действовать механизм рыночного саморегулирования.

А. Маршал считал себя продолжателем учения Рикардо. Единственной формой развития Маршал считал эволюцию, постепенное развитие экономических сил автоматически должно привести к улучшению положения рабочего класса. Центральное место занимала проблема цен. Маршал представлял цены только в виде количественных отношений, в которых товары и деньги обмениваются друг на друга. За этими количественными отношениями он не видел внутреннего содержания. Выделял два фактора, влияющих на цену – предельную полезность и издержки производства. Маршал пытался увязать их при помощи спроса и предложения. Он считал, что цена, которую согласен уплатить за товар покупатель, определяется полезностью товара, полезность рассматривал как максимальную стоимость, которую может уплатить за товар покупатель. Цена, назначенная продавцом, определяется издержками его производства. Рыночные цены представляют собой результат столкновения оценок покупателей и продавцов, т.е. спроса и предложения. Маршал ввел категорию «эластичность спроса», которая показывает количественную зависимость величины спроса от уровня цен товаров. Под «эластичностью спроса» он понимал соотношение между возрастанием имеющего спрос запаса и падением цены или степенью уменьшения запаса и повышением цены. Эластичным спрос будет, если спрос на товар изменяется в большей степени, чем цена. Неэластичным спрос будет, когда изменение спроса на товар происходит в меньшей степени, чем изменение его цены.

Маршал ввел понятия положительная и отрицательная полезность. Положительная доставляет человеку прямое наслаждение, а отрицательная – страдание. Усилия рабочих и жертвы капиталистов относил к отрицательной полезности. В виде з/платы капиталист оплачивает рабочему только необходимый труд, а результат прибавочного труда присваивает в виде прибыли.

Вариантом классической политической экономии является школа физиократов. Она сформировалась во Франции в середине XVIII в. Ее основателем был Франсуа Кенэ (1694-1774). Только в земледельческом труде и земледельческом продукте физиократы видели источник богатства.

Яркими представителями классической политической экономии стали Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823). В отличие от меркантилистов классики политической экономии рассматривали ее как науку о богатстве, искали источник капиталистического богатства в сфере производства.

Переход от политической экономии богатства к политической экономии труда предприняли Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Учение К. Маркса получило широкое распространение в России. Экономическое учение К.Маркса явилось вершиной классической политэкономии.

Физиокрамтия (фр. physiocrates, от др.-греч.цэуйт -- природа и ксЬфпт -- сила, власть, господство, то есть "господство природы") -- французская школаэкономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ.

Термин "физиократы" вошел в употребление лишь в XIX в., при жизни Кенэ и его учеников они себя называли "экономистами", а свое учение -- "политической экономией" . Название "физиократия" дано Дюпон де Немуром -- первым издателем сочинений Кене -- ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Впрочем, это название могло бы характеризовать учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками "естественного порядка" (ordrenaturel) в хозяйственной жизни общества -- идеи, родственной понятиям естественного права или естественного закона в рационалистическом смысле философии XVIII в.

Статьи Кенэ, посвященные вопросам цен на хлеб и налогам, были помещены в энциклопедии Д. Дидро. Существенная заслуга физиократов, и прежде всего Кёне, по мнению К.Маркса, состояла в том, что "… они в пределах буржуазного кругозора дали анализ капитала. Эта-то заслуга и делает их настоящими отцами современной политической экономии".

Положения

Физиократы решали вопрос о том, как должны складываться экономические отношения между людьми при свободном действии естественного порядка и каковы будут принципы этих отношений. Подобно школе А. Смита и притом раньше неё, физиократы высказывали убеждение, что предоставление полной свободы действию естественных законов одно только способно осуществить общее благо. В связи с этим находятся и требование уничтожения старых узаконений и учреждений, задерживающих беспрепятственное проявление естественного порядка, и требование невмешательства государственной власти в экономические отношения -- желания, одинаково характеризующие и физиократов, и "классическую" школу. Наконец, в обоих случаях мы имеем дело с реакцией против меркантилизма, который (в своем французском варианте) односторонне покровительствовал только торговле и обрабатывающей промышленности; но физиократы впали в другую односторонность, которой избежала теория, созданная А. Смитом.

Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства, тогда как А. Смит рядом с этим фактором поставил два других, труд и капитал -- понятия, играющие такую же важную роль во всем дальнейшем развитии политической экономии, как чистой науки. В этом последнем отношении физиократов скорее можно считать предшественниками, чем основателями политической экономии.

Термин "физиократия" употребляется в двояком смысле, а именно чаще всего в более узком значении известной экономической доктрины, реже -- в более широком смысле целой теории общества, с социальными и политическими выводами. Первый взгляд на физиократов господствует у иностранцев, второй свойственен французам. Нет сомнения, что главное значение физиократы имеют в истории политической экономии, но из-за этого не следует забывать их политические взгляды, делающие их наиболее видными представителями просвещённого абсолютизма во Франции.

Происхождение теории

Английские, а за ними немецкие и русские историки политической экономии считают обыкновенно родоначальником этой науки Адама Смита, но французские и ряд других историков видит её начало в учении физиократов, которые создали первую систематическую теорию политической экономии. В своей специальной работе "О Тюрго как экономисте" немецкий учёный Шеель считает физиократов истинными родоначальниками политической экономии, называя "смитианизм" лишь "английским видом физиократизма". Такого же мнения придерживается историк С. Каплан в своем труде о политике и политической экономии Франции эпохи Людовика XV: он фактически ставит знак равенства между физиократами и либеральными экономистами -- последователями А. Смита. Сам Адам Смит был вхож в кружок физиократов Франсуа Кёнэ и собирался посвятить последнему свою главную работу "Богатство народов", но изменил свое намерение после смерти французского политэконома, произошедшей незадолго до публикации. Это прямо указывает на связь основных положений А. Смита с учением Франсуа Кёнэ и физиократов.

Появлению физиократии предшествовал так называемый меркантилизм, который был скорее системой экономической политики, чем политико-экономической теорией: меркантилисты не дали цельной научной доктрины -- она в цельном виде сложилась в виде доктрины протекционизма лишь в XIX в. В этом смысле физиократы заслуживают предпочтения в том, чтобы считаться действительными основателями политической экономии, тем более, что они оказали большое влияние и на учение А. Смита. Они первые провозгласили тот принцип, что в хозяйственной жизни общества господствует известный естественный порядок и что наука может и должна его открыть и сформулировать. Стоит только, думали они, узнать, какие законы управляют явлениями экономической жизни -- и этого будет совершенно достаточно для создания полной теории производства и распределения богатств. Отсюда их дедуктивный метод, весьма сходный с методом А. Смита и других представителей "классической школы" политической экономии.

Основные положения

Все главные основания физиократической теории как политико-экономического учения были изложены уже основателем школы, а потому о них вполне достаточное понятие даёт учение Кенэ.

В главной работе Кёне "Экономическая таблица" (1758) проведён анализ общественного воспроизводства с позиции установления определённых балансовых пропорций между натуральными (вещественными) и стоимостными элементами общественного продукта. Фактически, сгруппировав всех хозяйствующих экономических субъектов Франции XVIII века на классы: земледельцев (фермеры и сельские наёмные рабочие), собственников (землевладельцы и король) и "бесплодный класс" (промышленники, купцы, ремесленники и наёмные рабочие в промышленности) -- Кёне составил первый вариант схемы-таблицы межотраслевого баланса "затрат-выпуска", являющейся прототипом для последующих моделей экономического баланса Л. Вальраса и В. Леонтьева.

В оценке их общественной роли историки не вполне сходятся между собой, неодинаково понимая их отношение к отдельным социальным классам. Несомненно, что физиократы враждебно относились к сословному строю общества, к привилегиям дворянства и к сеньориальным правам. Некоторые историки особенно подчеркивают народолюбие физиократов. Издатель сочинений физиократов в XIX в., Дэр, ставит им в заслугу, что они "формулировали великую проблему справедливого и несправедливого" в общественных отношениях и в этом смысле "основали школу социальной морали, которой раньше не существовало". Историк XIX века А. Лихтенбергер ("Lesocialismedu XVIII siиcle") говорит, что "в известном смысле физиократы играли роль, имеющую некоторую аналогию с ролью современных социалистов, так как они стремились эманципировать труд и защищали права социальной справедливости". Не так далеко идут в своих отзывах немецкие писатели (Кауц, Шеель, Кон и др.), но и они подчеркивают симпатию к трудящимся и обременённым. В сущности, однако, физиократы были, как полагал Луи Блан, бессознательными представителями интересов буржуазии; Маркс заметил, что "физиократическая система была первой систематической концепцией капиталистического производства".

Вместе с тем, никто из физиократов не принадлежал к французской буржуазии, почти все они были представителями крупной французской аристократии или высшего католического духовенства: Виктор Рикети маркиз де Мирабо, Пьер дюПон де Немур, Анн Робер Тюрго, Мерсьеде лаРивьер, аббат Бодо, аббат Рубо и т.д. Сам Франсуа Кенэ был личным врачом и доверенным лицом мадам де Помпадур, богатой аристократки и фаворитки короля Людовика XV, которая покровительствовала экономическому кружку Кёнэ в Версале и познакомила его с королём, который оказался под сильным влиянием либеральных идей физиократов.

Не случайно поэтому физиократы были проповедниками крупного хозяйства: уже Кёнэ считал наиболее нормальным, чтобы земли, обрабатываемые под посевы, соединялись в большие фермы, которые находились бы в руках богатых землевладельцев (richescultivateurs). Только богатые фермеры составляют, по его мнению, силу и могущество нации, только они могут дать занятие рабочим рукам и удержать в деревне жителей. При этом Кёнэ объяснял, что под словами "богатый фермер" не следует понимать работника, который сам пашет, а хозяина, имеющего наёмных рабочих. Все мелкие фермеры должны были превратиться в батраков, работающих на крупных фермеров, которые и суть "истинные земледельцы". По словам аббата Бодо, "в обществе, истинно благоустроенном на основах экономических принципов", должны существовать простые земледельческие рабочие, которые жили бы только своим трудом. Отождествляя нередко землю и землевладельца, интересы земледелия и интересы сельских хозяев, физиократы очень часто, когда говорят об интересах производительного класса, имеют в виду именно только фермеров. Отсюда недалеко было до особенной заботливости о последних -- и действительно, Кене советует правительству наградить фермеров всякими привилегиями, так как в противном случае благодаря своему богатству они могут приняться за другие занятия. Заботясь об увеличении национального дохода, заключавшемся, с точки зрения физиократов, в сумме доходов отдельных сельских хозяев, они признавали необходимость благосостояния рабочих едва ли не потому только, что в интересах нации продукты должны потребляться в возможно большем количестве.

Содействовать увеличению рабочей платы физиократы вовсе не были намерены: Кене советует для жатвы брать пришлых савойских рабочих, которые довольствуются меньшей платой, чем французские, ибо от этого уменьшаются расходы производства и увеличиваются доходы собственников и государя, а вместе с ними возрастает могущество нации и фонд рабочей платы (lerevenudisponible), который доставит рабочим возможность лучшего существования. Таким образом, физиократы не умели отделить накопление капиталов от обогащения землевладельцев и крупных фермеров: наблюдая вокруг себя одну бедность, желая поднять национальное богатство, они обращали внимание исключительно на количество предметов, находящихся в стране, без всякого отношения к их распределению. Необходимость капиталов на их языке переводилась в необходимость капиталистов. Крестьянин рисовался им либо в виде мелкого собственника, едва существующего доходами со своей землицы, либо в виде половника, вечно находящегося в долгу у помещика, либо в виде безземельного батрака, которому ни тот, ни другой не могут доставить работы. По мнению физиократов, крупное фермерство, обогащая государство, могло занять свободные руки безземельного крестьянства. В этом отношении физиократы сходились с весьма многими агрономическими писателями, указывавшими, что мелкое хозяйство крестьян-собственников и половников, невежественных и бедных, не в состоянии служить основой для тех улучшений в способах обработки земли, которые требуются для подъёма её производительности.

Между теорией физиократов, благоприятной для крупной буржуазии и аристократии, и их народолюбивыми чувствами было, таким образом, довольно значительное противоречие. Раньше всего оно было отмечено Луи Бланом, когда он, например, говорил о Тюрго: "он не всегда отличался последовательностью по отношению к своим принципам; не будем его за это упрекать, ибо в этом его слава".

Некоторые современные историки полагают, что попытки применить во Франции либеральные идеи, проповедуемые физиократами, привели к массовому голоду во Франции в 1770--1771 и 1788--1789 гг. и экономическому кризису 1786--1789 гг., приведшему к массовой безработице, что вызвало социальный взрыв, обостривший события и эксцессы первого этапа Великой Французской революции.

В политическом отношении физиократы стояли на точке зрения просвещённого абсолютизма. Уже Кене, мечтая о реализации своей экономической системы, считал необходимой такую силу, которая могла бы совершить эту реализацию. Он требовал поэтому полного единства и безусловного господства верховной власти, возвышающейся во имя общего блага над противоположными интересами частных лиц. Мерсьеде лаРивьер в главном своём сочинении развивал ту мысль, что "законный деспотизм" (despotismelйgal) один в состоянии осуществить общее благо, установить естественный общественный порядок, чем вызвал резкие возражения со стороны Мабли. Нападая на теорию разделения и равновесия властей или теорию политических противовесов, Мерсье рассуждал так: если основы хорошего правления очевидны для власти и она захочет поступать сообразно с ними на благо общества, то "контрафорсы" могут лишь помешать ей -- и наоборот, в таких противовесах нет надобности, раз основы хорошего правления остаются неизвестными власти. Напрасно из боязни, что правитель может быть невежественным, ему противопоставляют людей, едва умеющих управлять самими собой. Впрочем, роль абсолютной власти понималась скорее в смысле силы, которая должна устранить все, что мешает "естественному порядку", чем в смысле силы, которая должна созидать нечто новое.

В последнем отношении интересен разговор Екатерины II с Мерсьеде ла Ривьером, которого она пригласила в Петербург для совета с ним о законодательстве. "Каких правил, -- спросила она, -- следует держаться, чтобы дать наиболее подходящие законы для народа?" -- "Давать или создавать законы -- такая задача, государыня, которой Бог никому не предоставлял", -- отвечал Мерсьеде ла Ривьер, вызвав новый вопрос Екатерины о том, к чему же, в таком случае, он сводит науку правления. "Наука правления, -- сказал он, -- сводится к признанию и проявлению законов, начертанных Богом в организации людей; желать идти дальше было бы большим несчастьем и чересчур смелым предприятием". Учение физиократов оказало влияние на французскую революцию. "Из их среды, -- говорит Бланки в своей "Истории политической экономии", -- был дан сигнал ко всем общественным реформам, какие только были совершены или предприняты в Европе в течение 80 лет; можно даже сказать, что, за немногими исключениями, французская революция была не чем иным, как их теорией в действии". Луи Блан, видевший в физиократах представителей интересов буржуазии, хотевших заменить одну аристократию другой, и потому называвший их учение "ложным и опасным", тем не менее, прославлял их как проповедников новых идей, из которых вышли все преобразования революционной эпохи. "Экономисты, -- говорит о Ф. Токвиль в "Старом порядке и революции", -- играли в истории менее блестящую роль, чем философы; быть может, они и меньше, нежели последние, оказали влияния на возникновение революции -- и тем не менее я думаю, что истинный её характер лучше всего познается именно в их сочинениях. Одни высказывали то, что можно было себе вообразить; другие иногда указывали на то, что нужно было делать. Все учреждения, которые революция должна была безвозвратно уничтожить, были особенным предметом их нападок; ни одно не имело права на пощаду в их глазах. Наоборот, все те учреждения, которые могут рассматриваться как настоящие создания революции, были заранее возвещены физиократами и с жаром ими прославлены. С трудом можно было бы назвать хотя бы одно, зародыш которого уже не существовал бы в каких-либо их сочинениях; в них мы находим все, что было наиболее существенного в революции". В сочинениях Ф. Токвиль отмечает и будущий "революционный и демократический темперамент" деятелей конца XVIII в., и "безграничное презрение к прошлому", и веру во всемогущество государства в деле устранения всех зол.

Оценивая общее значение физиократов, один из самых последних исследователей их учения (Мархлевский) называет отдельные случаи влияния физиократов на жизнь "революционными бациллами физиократизма". Несколько иначе относится большинство историков к чисто научной стороне этого учения.

После появления "Богатства народов" А. Смита школа Кене пришла в полный упадок, хотя у неё были ещё сторонники даже в XIX в.: Дюпон де Немур -- до самой своей смерти (1817), в тридцатых годах -- Ж.М. Дютан и др. В классической школе полит. экономии установилось, в общем, самое отрицательное отношение к физиократам, не всегда справедливое. В своём "Капитале" Маркс довольно часто говорит о физиократах (в примечаниях) с сочувствием; одно количество цитат указывает на то, как высоко ставил он иногда этих предшественников классической школы.

В отдельных случаях он даже находил понимание тех или других вопросов более глубоким и более последовательным у физиократов, нежели у А. Смита.

Сам вопрос о зависимости последнего от физиократов был подвергнут внимательному пересмотру, результаты которого оказались благоприятными для физиократов Сочинения физиократов изданы Дэром в "Collectiondesprincipauxйconomistes"; "Друг людей" Мирабо переиздан Rouxel"ем в 1883 г., а сочинения Кене перепечатал Онкен.

Впервые в истории экономической мысли меркантилисты создали «экономическую теорию во младенчестве» (М. Блауг). Поставили проблемы, которыми должна заниматься экономическая наука, ввели в научный оборот многие экономические категории.

Издав в 1615 г. книгу под названием «Трактат политической экономии», французский меркантилист Антуан Монкретьен ввел в научный оборот термин «политическая экономия», остававшийся безальтернативным вплоть до начала XX в.

Меркантилизм XVI-XVII вв. способствовал первоначальному накоплению капитала и ускорению развития капитализма и экономики в целом, например в Англии, Франции и других странах.

Поддержание активного торгового баланса способствовало росту занятости в этих странах.

Физиократы (франц. physiocrates , от греч. phýsis - природа и krátos - сила, власть, то есть «власть природы») - французская школа экономистов второй половины XVIII в. Основатель направления - Ф. Кенэ , видные представители - А. Р. Тюрго, В. Мирабо, П. Дюпон де Немур и др.

Исторические условия развития физиократии :

Преобладал аграрный сектор в экономике;

Развитие буржуазных отношений вступило в противоречие с феодальными отношениями.

Основные идеи физиократов :

Перенесли экономические исследования из сферы обращения в сферу производства (сельское хозяйство);

Критиковали меркантилистов: считали, что внимание правительства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на создание изобилия «произведений земли», в чем, по их мнению, и заключается подлинное благоденствие нации;

Заработная плата - это минимум средств существования, так как предложение труда опережает спрос на него.

Физиократу Жану Гурне (1712-1759) - убежденному стороннику свободной конкуренции, принадлежит знаменитая формула: «laissez faire, laisser passer » - пусть все идет, как идет.

Основные идеи Франсуа Кенэ (1694-1774):

Перенес действие естественных законов (из биологии) в сферу общества и выдвинул идею «естественного порядка». Согласно данной идее, экономика имеет свои естественные законы, не зависящие от человека. Экономика развивается на основе свободной конкуренции, стихийной игры рыночных сил и невмешательства государства;

Выдвинул учение об эквивалентности обмена. Подчеркивал, что торговля не порождает богатства, ничего не производит. В ней происходит обмен равновеликих стоимостей. Стоимость товара равна издержкам производства;


Разработал теорию о «чистом продукте». Чистый продукт - избыток продукта над издержками производства. Он создается только в земледелии, под действием сил природы. В промышленности чистый продукт не возникает и богатство не создается;

Определил производительный труд как труд, создающий чистый продукт;

- общество делил на три класса:

1) производительный класс - фермеры, сельскохозяйственные рабочие (создают чистый продукт);

2) класс земельных собственников-присваивают чистый продукт;

3) бесплодный класс - класс промышленников, занятых в сфере услуг и других отраслях;

Определил капитал как средства производства в земледелии.

По характеру оборота разделил капитал на две части:

1) первоначальные авансы-затраты на сельскохозяйственный инвентарь, постройки, скот;

2) ежегодные авансы-затраты на семена, сельскохозяйственные работы, рабочую силу.

Первоначальные авансы свой полный оборот совершают за несколько производственных циклов (лет). Ежегодные авансы оборачиваются за один производственный цикл (один год). Это, по существу, деление капитала на основной и оборотный .

Франсуа Кенэ сделал первый шаг на пути создания экономико-математических моделей экономических процессов - «

Физиократы - первая школа экономистов

Физиократизм был специфическим течением в рамках классической политической экономии. Физиократы - (франц. physiocrates; от греч. physis - природа и kratos - сила, власть, господство) - представители классической школы политической экономии 2-й половине ХVIII в. во Франции, которые исследовали сферу производства, положили начало научному анализу воспроизводства и распределения общественного продукта.

Экономическое учение физиократов соответствовало основным критериям теории классической школы. Они, в частности, перенесли исследование из сферы обращения в сферу производства. Вместе с тем, этому учению были присущи определенные особенности, отличавшие его от концепций основателей классической школы. К ним относятся: а) признание сельского хозяйства в качестве единственной сферы, где создается богатство; б) признание источником стоимости только труда, затраченного в земледелии; в) объявление земельной ренты в качестве единственной формы прибавочного продукта.

Возникновение школы физиократов было обусловлено социально-экономическими условиями, характерными для Франции в ХVIII в. В тот период с достаточной четкостью определились две проблемы, которые сдерживали в этой стране развитие капитализма. Этими проблемами были:

1) господство в стране меркантилизма;

2) сохранение в сельском хозяйстве феодальных порядков.

Поэтому критика меркантилизма приобрела у них аграрный характер. При этом они отстаивали принцип экономического либерализма.

Школа физиократов, или "экономистов", как их тогда называли, сложилась в 50-70 годах ХVIII столетия. Основоположником и главой этой школы был Франсуа Кенэ, изыскания которого продолжил его ученик Анн Робер Жак Тюрго.

Франсуа Кенэ (1694-1774) - французский экономист, который сформулировал основные теоретические положения и экономическую программу физиократизма. Свои экономические идеи он изложил в ряде произведений, главными из которых являются знаменитая "Экономическая таблица" и работа "Общие принципы экономической политики земледельческого государства". Следует подчеркнуть, что созданная Ф. Кенэ теоретическая система была первой систематической концепцией капиталистического производства, но прикрытая феодальной вывеской.

Методологической базой экономических исследований Ф. Кенэ стала концепция "естественного порядка", который господствует как в природе, так и в человеческом обществе.«Концепция естественного порядка» – концепция, в основе которой лежит идея о том, что каждый человек должен иметь полную свободу для осуществления любой правомерной деятельности. Соответственно государству не следует вмешиваться в экономику, т.к. «то, что выгодно индивидууму, выгодно и обществу. Невыгодное не будет принято обществом». Основу этого порядка, по его утверждению, составляет право собственности. Действующие в обществе законы он объявлял законами "естественного порядка", т.е., по существу, признавал их объективный характер. А под "естественным порядком" он фактически подразумевал капиталистическое производство, рассматривая его как вечное и неизменное.

Физиократическая школа развивалась в борьбе с меркантилизмом. В противовес этому учению, сторонники которого утверждали, что богатство создается в процессе неэквивалентного торгового обмена, Ф. Кенэ выдвинул идею эквивалентного обмена. Он считал, что товары вступают в обращение с заранее заданной ценой и подчеркивал, что покупки уравновешиваются с обеих сторон, их действие сводится к обмену ценности на ценность и обмен в действительности ничего не производит.

Одно из центральных мест в экономической теории Ф. Кенэ занимает учение о "чистом продукте" , под которым подразумевался прибавочный продукт. Под "чистым продуктом" он понимал избыток продукции, полученный в земледелии, над издержками производства. Создается он только в сельском хозяйстве, поскольку здесь действуют силы природы, способные увеличивать количество потребительных стоимостей.

В промышленности, которую он объявил бесплодной отраслью, "чистый продукт" не создается, поскольку здесь только придается новая форма материалу, созданному в земледелии.

Таким образом, Ф. Кенэ считал, что прибавочный продукт является даром природы. А это свидетельствует о том, что он смешивал стоимость с потребительной стоимостью. Но у него, наряду с подобной натуралистической трактовкой "чистого продукта" есть попытка рассматривать его как результат прибавочного труда земледельцев, т.е. как стоимостную величину. "Чистый продукт" он отождествлял с земельной рентой, присваиваемой землевладельцами.

В связи с учением о "чистом продукте" Ф. Кенэ высказывает свое понимание производительного и непроизводительного труда и одновременно предлагает свою схему деления общества на классы, в основу которой он положил отношение каждого из них к созданию "чистого продукта". Производительным у него является только труд, который создает "чистый продукт", т.е. труд в сельском хозяйстве. Другие виды труда являются, по его мнению, бесплодными. В соответствии с этим положением он выделил в составе общества три класса: а) производительный класс, в который он включил всех занятых в сельском хозяйстве, т.е. создателей прибавочного продукта; б) класс собственников земли, которые не создают прибавочный продукт, но потребляет его; в) бесплодный класс, включающий всех занятых в промышленности и не участвующих в создании прибавочного продукта.

Большой заслугой физиократов, и в частности, Ф. Кенэ является теоретическое обоснование положения о капитале . В отличие от меркантилистов, которые отождествляли капитал с деньгами, Ф. Кенэ считал их бесплодным богатством, которое ничего не производит. У него капитал - это средства производства, применяемые в земледелии. Ф. Кенэ, первым из экономистов, попытался выяснить внутреннюю структуру капитала. Он разграничил отдельные части капитала по характеру их оборота. Одну часть капитала, которая выступает в форме сельскохозяйственных орудий, построек и скота и используется в течение нескольких производственных циклов, он назвал первоначальными авансами. Вторую часть, представленную затратами на семена, фураж, оплату труда работников, он назвал ежегодными авансами. Тем самым он заложил основу теоретической разработки проблемы основного и оборотного капитала.



Антимеркантилистская направленность учения Ф. Кенэ проявилась в его трактовке денег . Он утверждал, что деньги являются средством облегчающим обмен и видом "бесплодного" богатства, Поэтому он был противником накопления денег, превращения их в сокровище.

Несомненной заслугой Ф. Кенэ является первая в истории экономической науки постановка вопроса о воспроизводстве и обращении всего общественного продукта. Этот процесс он изобразил в своей "Экономической таблице", где показал как произведенный в стране годовой продукт распределяется посредством обращения, в результате чего создаются предпосылки для возобновления производства в прежних размерах, т.е. простого воспроизводства.

В "Экономической таблице" нашли отражение все основные стороны экономической теории Ф. Кенэ: учение о "чистом продукте", капитале, производительном и непроизводительном труде, о классах.

Исходным пунктом процесса воспроизводства в "Экономической таблице" является конец сельскохозяйственного года. К этому времени в этой отрасли создается валовой продукт равный
5 млрд ливров, в том числе: 4 млрд ливров - продовольствие, 1 млрд ливров - сырье. Кроме того фермеры имеют 2 млрд ливров денег для уплаты собственникам земли арендной платы. А непроизводительный класс имеет на 2 млрд ливров промышленной продукции. Следовательно, совокупный продукт равен 7 млрд ливров. Его реализация происходит следующим образом. Обращение состоит из движения товаров и денег и распадается на три этапа:

а) первое неполное обращение. Землевладельцы покупают у фермеров продовольствия на
1 млрд ливров т.е. на половину суммы полученной ими в виде арендной платы. У фермеров на руках оказывается 1 млрд ливров денег;

б) второе полное обращение. Собственники земли покупают на оставшийся у них 1 млрд ливров промышленные изделия у "непроизводительного класса". А эти последние тратят полученный у землевладельцев 1 млрд ливров на покупку у фермеров продовольственных товаров на эту сумму;

в) третье неполное обращение. Фермеры покупают у промышленников на 1 млрд ливров, произведенные ими средства производства. Полученные при этом деньги промышленники тратят на закупку у фермеров сельскохозяйственного сырья.

В результате процесса реализации и обращения общественного продукта к фермерам возвращаются 2 млрд ливров денег, у них осталось еще на 2 млрд ливров сельскохозяйственной продукции (продовольствие и семена). Кроме того у них имеется на 1 млрд ливров орудий труда. Они могут начать производство в будущем году.

"Бесплодный класс" - промышленники также может продолжать свою деятельность: у него есть сырье, продовольствие и собственные орудия труда.

Земельные собственники получили "чистый продукт" в форме земельной ренты в 2 млрд ливров, реализовали его и могут продолжить существование.

Таким образом в "Экономической таблице" Ф. Кенэ была показана возможность простого воспроизводства в национальном масштабе и экономические связи между общественными классами. В свете этого становится понятным почему К. Маркс назвал ее "…в высшей степени гениальной идеей".

Дальнейшее развитие физиократическая система получила в трудах Анн Робера Жака Тюрго (1727-1781).Эта система приобрела у него наиболее развитый вид. Он продолжил и во многом развил дальше учение Ф. Кенэ, причем он попытался применить физиократические идеи на практике.