По мнению экономистов, совершенство налогового законодательства в его нынешнем виде не принесет существенных дивидендов в госказну, требуется пересмотр самих принципов налогообложения. Налоги в России – способ уничтожения экономики

Исследование бюджетных расходов и доходов было бы неполным без структурного анализа их системы в современной России по группам и видам.

Требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство ничего не сможет сделать для граждан, если граждане ничего не сделают для государства.

Н.И. Тургенев, русский экономист.

Доходы бюджетов, бюджетное устройство.

Доходы бюджетов образуются за счет: а) налоговых доходов; б) неналоговых

____________________________________________________________________

Таблица. Составлено и рассчитано по: Бюджетная система РФ/ Пол ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского 2003.

доходов; в) безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц,

международных организаций и зарубежных правительств, безвозмездных перечислений по взаимным расчетам; г) доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Структура источников формирования консолидирующего бюджета России представлена в таблице, откуда видно, что налоговые доходы являются доминирующим источником (их доля около 90 %).

СТРУКТУРА ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРУЕМОГО БЮДЖЕТА РОССИИ, %

(Доходы всего – 100%)

Источник: Российский статистический ежегодник, 2005. М., 2006.

Состав и структура доходов федерального бюджета Российской Федерации представлены в таблице за 2000-2003 гг (%).

Доходы по группам и видам

2000 2001 2002 2003

Среднее значение

Всего доходов в том числе:

1. Налоговые доходы – всего из них:

Налог на добавленную стоимость

Таможенные пошлины

Единый социальный налог

Налоги и платежи за пользование природными ресурсами

Подоходный налог с физических лиц

Налог на игорный бизнес

Лицензированные и регистрационные сборы

Налог на покупку иностранной валюты

Прочие налоги и сборы

Государственная пошлина

2. Неналоговые доходы – всего, из них:

Доходы от госуд. имущества деятельности государственных организаций

Доходы от внешнеэкономической деятельности

Прочие неналоговые доходы

3. Доходы целевых бюджетных фондов.

Подавляющую массу всех доходов составляют налоговые доходы в среднем за период за 2000-2003 гг. 91,5 %, из них наиболее крупными доходными источниками являются НДС- 38,4 %, таможенные пошлины – 16,7%, единый социальный налог – 14,2 %, акцизы – 12,7 %, налог на прибыль – 9,9%, платежи за пользование природными ресурсами – 5,2 %. Доля неналоговых доходов в общей сумме доходов колеблется в среднем в размере 6%, дивиденды по акциям, принадлежащем государству – около 13 %, платежи государственных предприятий – 18 %, отчисления от прибыли Центробанка России – 11%, прочие поступления от имуществ – 5%.

Масштабы фактической мобилизации доходов в бюджетную систему, достигаемые ценой огромных потерь, для социально - экономического развития страны, мягко говоря, неудовлетворительны. Налогообложение в целом направлено в основном на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий являются низкорентабельными. Но менее высоко налоговое давление на доходы населения, хотя формально оно представлено в виде ставки подоходного налога в размере 13 %. При этом никто не учитывает скрытую форму обложения доходов населения через косвенные налоги, носителем которых оно выступает (по под счетам около 70 % суммы косвенных налогов оплачивается домашними хозяйствами через различные цены, в которых налоговая составляющая колеблется в среднем в пределах 45-50 %. По оценкам специалистов, размер теневой экономики в России составляют минимум 30 % официального объема ВВП.

Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения – еще один негативный стереотип в налоговой политике. До 70 %

Составлено и рассчитано по: Бюджетная система Российской Федерации: О.В. Врублевская .

всех налоговых поступлений в бюджет составляют косвенные налоги на бизнес

(традиционные косвенные налоги в виде НДС, акцизов, налог с продаж, таможенных пошлин; все налоги, которые относятся на издержки производства и обращения). Такого дисбаланса налоговой структуры в пользу инфляционных регрессивных по отношению к доходам потребителей налогов, коими являются косвенные налоги на бизнес, нет ни в одной стране. Конечно, в сложных российских условиях косвенные налоги являются более надежными, стабильными и не зависящими от инфляции источниками доходов государства. Однако высокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а следственно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлений. Кроме того, конечными плательщиками косвенных налогов на бизнес становятся не только население и государственные учреждения, но и предприятия – производители (продавцы) в случае нарушения процесса реализации продукции и невозможности переложения налогов через цены на потребителей (товары могут вообще быть не проданы либо проданы по ценам, не возмещающим налоги).

Поэтому высокие косвенные налоги также влияют на финансовое состояние предприятий – производителей (продавцов), заставляют их уходить полностью или частично в сферу теневой экономики, от которых государство не получает вообще никаких налогов.

Ты можешь и не заметить, что у тебя все идет хорошо, но налоговая инспекция напомнит.

Пьер Данинос, француский журналист.

ВВЕДЕНИЕ

1. Налоги в системе финансовых отношений

2. Роль налогов в перераспределении национального дохода

3. Функции налогов (фискальная и регулирующая)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Цель данной работы – проанализировать социально-экономическую сущность налогов.

1. Налоги в системе финансовых отношений

Налоговые отношения являются составляющей частью финансовых отношений. С их помощью происходит: формирование фондов денежных средств государства, необходимых ему для выполнения соответствующих его функций; перераспределение национального дохода; регулирование и стимулирование экономики.

Финансовая категория налогов носит объективный характер, отражает действующие финансовые отношения, которые имеют место в обществе. Эта категория выражает общие закономерности свойственные всем финансовым отношениям, так как налоги находятся в тесной взаимосвязи с другими финансовыми категориями (государственными расходами, государственным кредитом, ценой, заработной платой). И поэтому требовать уничтожения налогов, значило бы требовать уничтожения самого государства. Другое дело в вопросе реализации принципов равенства и справедливости налогообложения. Государство может максимально реализовывать возложенные на него социальные функции при условии построения максимального налогообложения хозяйствующих субъектов. Таким образом, если налогоплательщик отдает часть своих доходов в пользу государства, то он вправе рассчитывать на выгоду от реализации социальных программ государства.

Финансовые отношения охватывают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. По мере развития производительных сил, роста национального богатства реализуются и финансовые отношения. Первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране ВВП, ВВП в свою очередь включает в себя оплату труда, валовую прибыль экономики и налоги. При этом налоги формируют доходы государства, как регулятора экономики и условий хозяйствования. Распределительные отношения проявляются в форме финансовых отношений, которые включают в себя налоговые на стадии распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Источником налогов при этом выступает новая стоимость национального дохода, который включает стоимость необходимого продукта и прибавочного продукта в виде денежных доходов принадлежащих членам общества. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, точнее перераспределением, где налогам принадлежит главная роль. Налоги, как часть новой стоимости принудительно мобилизуется государством, для осуществления своих функций.

Первая форма проявления сущности налогов - это денежные взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. Так что минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение его ос­новных функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Сейчас налоги - важнейший источник средств государственного бюджета (90% всех поступлений). От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор налогов, зависит эффективное функционирование национальной экономики.

Варьирование налогами и налоговыми льготами (скидками и освобождениями) позволяют воздействовать на динамику и структуру экономики, на капиталовложения и занятость, темпы развития НТП, осуществление социальной политики, обеспечение соответствующего распределения доходов и богатства. Налоговая политика может устранять и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции между сбережениями и инвестициями, доходностью различных сфер хозяйства.

Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции.

Выделяют три важнейшие функции:

1)фискальная - обеспечение финансирования государственных расходов;

2)регулирующая - предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков;

3)социальная - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Все налоги содержат следующие элементы:

o объект налога - имущество или доход, подлежащие обложению;

o субъект налога - налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

o источник налога - то есть доход, из которого выплачивается налог;

1 ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................... 2 2 1. Налоги в системе финансовых отношений............................................................ 3 3 2. Роль налогов в перераспределении национального дохода.................................. 10 4 3. Функции налогов (фискальная и регулирующая).................................................. 13 5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................. 16 6 Список использованной литературы.......................................................................... 17

ВВЕДЕНИЕ

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования

государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как

известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением

государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В

истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов,

поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей

ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только

посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени

определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций:

управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство,

тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая

система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-

кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование

всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась,

пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и

острой критики.

Цель данной работы – проанализировать социально-экономическую сущность

1. Налоги в системе финансовых отношений

Налоговые отношения являются составляющей частью финансовых отношений.

С их помощью происходит: формирование фондов денежных средств государства,

необходимых ему для выполнения соответствующих его функций; перераспределение

национального дохода; регулирование и стимулирование экономики.

действующие финансовые отношения, которые имеют место в обществе. Эта категория

выражает общие закономерности свойственные всем финансовым отношениям, так как

налоги находятся в тесной взаимосвязи с другими финансовыми категориями

(государственными расходами, государственным кредитом, ценой, заработной платой).

И поэтому требовать уничтожения налогов, значило бы требовать уничтожения самого

государства. Другое дело в вопросе реализации принципов равенства и

справедливости налогообложения. Государство может максимально реализовывать

возложенные на него социальные функции при условии построения максимального

налогообложения хозяйствующих субъектов. Таким образом, если налогоплательщик

отдает часть своих доходов в пользу государства, то он вправе рассчитывать на выгоду от реализации социальных программ государства.

Финансовые отношения охватывают производство, распределение, обмен и

потребление материальных благ. По мере развития производительных сил, роста

национального богатства реализуются и финансовые отношения. Первичные доходы

образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного

в стране ВВП, ВВП в свою очередь включает в себя оплату труда, валовую прибыль

экономики и налоги. При этом налоги формируют доходы государства, как регулятора

экономики и условий хозяйствования. Распределительные отношения проявляются в

форме финансовых отношений, которые включают в себя налоговые на стадии

распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Источником

налогов при этом выступает новая стоимость национального дохода, который включает

стоимость необходимого продукта и прибавочного продукта в виде денежных доходов

принадлежащих членам общества. Первичное распределение национального дохода

дополняется вторичным распределением, точнее перераспределением, где налогам

принадлежит главная роль. Налоги, как часть новой стоимости принудительно

мобилизуется государством, для осуществления своих функций.

Первая форма проявления сущности налогов - это денежные взносы граждан,

необходимые для содержания публичной власти. Так что минимальный размер налогового 0 0 1 Fбремени определяется суммой расходов государства на выполнение его ос новных функций:

управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Сейчас налоги - важнейший источник средств государственного бюджета (90% всех

поступлений). От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор

налогов, зависит эффективное функционирование национальной экономики.

Варьирование налогами и налоговыми льготами (скидками и освобождениями)

позволяют воздействовать на динамику и структуру экономики, на капиталовложения и

занятость, темпы развития НТП, осуществление социальной политики, обеспечение

соответствующего распределения доходов и богатства. Налоговая политика может устранять

и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции между

сбережениями и инвестициями, доходностью различных сфер хозяйства.

Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции.

Выделяют три важнейшие функции:

1)фискальная - обеспечение финансирования государственных расходов;

2)регулирующая - предполагает государственное регулирование экономики,

перераспределение в этих целях финансовых потоков; 3)социальная - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения

между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между

Все налоги содержат следующие элементы:

Объект налога - имущество или доход, подлежащие обложению;

Субъект налога - налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

Источник налога - то есть доход, из которого выплачивается налог;

Единица обложения - единица измерения объекта (денежная единица страны);

Ставка налога - величина налога с единицы объекта налога (%);

Налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога

(необлагаемый min);

Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами.

Налоги бывают двух видов.

Первый вид - налоги па доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль

корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу

(так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том

числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод

прибыли и капиталов за рубеле и другие. Они взимаются с конкретного физического или

юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид налогов - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве

развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо

включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и

ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью

переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги сложно перенести на потребителя. За исключением налогов на землю

и на другую недвижимость, которые включаются в арендную и квартирную плату, цену

сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на потребителя в зависимости от степени

эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен

спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично

предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая

уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на

потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может

привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив

капитала в другие сферы деятельности.

Также различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные

налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения,

независимо от размера дохода.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту

налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста

дохода. Прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с

большими доходами.

Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.

Чем беднее человек, тем выше его налоговое бремя.

Налоги - это один из экономических рычагов, с помощью которых государство

воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство

широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на

негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным

инструментом управления экономикой в условиях рынка.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм

собственности с государственными и местными бюджетами, с банками. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных

инвестиций, формируется прибыль предприятия. Через налоги государство может проводить

энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных

предприятий. Вообще стратегию поведения органов государственной власти в области

налогообложения, направленную на достижение социально-экономических и политических

целей, можно определить как налоговую политику, которая требует соблюдения ряда

Налоговый опыт подсказал главный принцип налогообложения: «Нельзя резать

курицу, несущую золотые яйца», то есть как бы велики ни были потребности в финансовых

средствах на покрытие государственных расходов, налоги не должны подрывать

заинтересованность налогоплательщиков в своей хозяйственной деятельности.

Для того чтобы раскрыть суть налоговых платежей, важно определить основные

принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой

системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследование

о природе и причинах богатства народов» в форме четырех положений, ставших

классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства,

каждый по возможности, то есть соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной

правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому

равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не

произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как

самому плательщику, так и всякому другому.

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее

удобны для плательщика.

4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика

возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Принципы Адама Смита благодаря их простоте и ясности не требуют никаких иных

разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих. Они стали

аксиомами налоговой политики.

Сегодня эти принципы дополнены в соответствии с требованиями нового времени.

Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило

однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.

Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с

оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся

общественно-политическим потребностям. Налоговая система должна обеспечивать

перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментов государственной

экономической политики.

Сбор за участие в бегах на ипподромах;

Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

Сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных

законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

Сбор за право проведения кино- и телесъемок;

Сбор за уборку территорий населенных пунктов;

Другие виды местных налогов.

2. Роль налогов в перераспределении национального дохода

Налоги являются неотъемлемой частью любой экономики, независимо от

политического строя страны. Различие заключается в том, какую роль налогам отводили в

регулировании экономики страны. Сейчас все большая роль отводится налогам. На начало

1995 года уже было установлено 44 налогов и сборов. Множественность налогов позволяет

решать разнообразные задачи и реализовать различные функции.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего

продукта (ВВП) и национального дохода страны(НД). В ходе распределения и

перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов.

Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику. Налоги

воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей

фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в

денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему

воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Пример тому - косвенные

налоги и разветвленная система налоговых льгот, скидок и кредитов при подоходном

обложении физических лиц. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и

предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса

населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты

перераспределения ВВП и НД, они оказывают влияние с некоторым опозданием от

действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной

связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного

принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее, налоги являются

важнейшим средством антицикличного развития экономики. В целях выравнивания темпов

экономического роста многие страны используют налоговый механизм для регулирования

спроса на инвестиции(его стимулирование в период депрессии и ограничения в период

предельного экономического подъема). Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами производства с некоторым опозданием, поскольку автоматический рост

налогов может привести к депрессии в производстве и даже его спаду. В этой ситуации

необходимо снижать налоги с целью повышения стимулов к инвестированию.

Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги - это негативное

явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности,

трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и

населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных

процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России,

когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных

источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается

одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания

налоговых ставок в нашей стране.

Необходимо отметить основные недостатки системы налогообложения населения в

1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени.

2. Нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы

и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание

налоговой системы.

3. Однобоко фискальная направленность налогообложения, недостаточное его

использование в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности.

4. Значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие

развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности и,

разумеется, приводящие к недобору поступлений.

Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются

представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы

прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов - лидеры в

обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на

заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание

иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях

теоретики опираются на кривую Лаффера.

При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается

(больше продукции - больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и

доходы государственного бюджета.

Рисунок 1 Кривая Лаффера Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40-50%)

0 0 1 Fявляется пределом, за которым ликвидиру ются стимулы к предпринимательской

инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков,

занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать

финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение

эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции

А.Лаффера, изъятие у производителей более 35-40% добавленной стоимости провоцирует

невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно

попаданию в порочный круг - так называемую «налоговую ловушку». Обычно считается,

что отношение налогоплательщиков к системе налогообложения страны характеризует

величину сосредоточенных в этом секторе средств по отношению к ВВП. Для 0 0 1 Fналого плательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15%).

Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стремятся поднять

уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-

культурную сферу части средств, поступивших в бюджет. Это определяет и рост уровня

жизни населения, что наглядно видно из данных таблицы 1.

Таблица 1. Влияние налоговой нагрузки на эффективность развития экономики Государство Налоговая нагрузка, %

ВВП Уровень жизни, долл.

Австрия 42,8 28110

Бельгия 46,6 26440 Германия 39,3 28870 Испания 35,8 14350 Канада 31,6 19020 Мексика 16 3600 США 31,8 28020 Турция 22,2 2830 Финляндия 47,3 23240 Франция 44,1 26270 Швеция 51 25710

Как видим, в странах с большой налоговой нагрузкой обеспечиваются более высокие

социальные стандарты. Примером является Швеция (налоговая нагрузка составляет 51%

ВВП), где действует тенденция снижения экономического расслоения общества.

Эффективное государственное управление направлено на приоритетное развитие наукоемких

технологий. Не случайно стремление правительства России снизить налоговую нагрузку (налог на прибыль предприятия 24%) встретило негативную реакцию ряда экономистов,

озабоченных скудостью средств, направляемых на развитие социально-культурной сферы.

Они прямо предлагают перенести налоговую нагрузку, связанную с поддержанием

образования, культуры, здравоохранения и научно-технического прогресса на

инновационный сектор, заменить социальные налоги с физических лиц корпоративным

социальным налогом. Пока корпоративный социальный налог в России платит топливно- 0 0 1 Fэнергети ческий (ТЭК), что не совсем верно, так как, во-первых, это не инновационный

сектор, его только предстоит создать; во-вторых, предприятия ТЭКа должны платить

природную ренту, присваеваемую узкой группой лиц и составляющую, по подсчетам

академика Д.Львова, 60 млрд. долл. ежегодно.

В России возникли и другие проблемы. Растет теневой сектор, уменьшается объем

перечисления средств в федеральный бюджет рядом регионов. Так, 12 регионов (Татарстан,

Челябинская область и другие) перечисляют менее 20% требуемых сумм. Еще одним

недостатком сложившейся налоговой системы является неравномерность налоговой нагрузки

по различным отраслям промышленности. К увеличению налоговой нагрузки ведут

нерациональное расходование бюджетных средств, ставившее в тяжелые условия

налогоплательщиков. В результате большинство российских налогоплательщиков платят не

в соответствии с законом исходя из созданной налогооблагаемой базы, а учитывая лишь

официально представленные финансовые возможности.

3. Функции налогов (фискальная и регулирующая)

Функции налогов-(англ. tax functions) - устойчивые внутренние свойства,

закономерности развития и отличительные формы проявления, позволяющие выявить

внутреннее содержание и назначение налогов. В современной экономической литературе нет

единообразия в их трактовке, что свидетельствует о различающихся подходах к определению

сущности налогов.

Выделяют, как правило, три основные функции налогов : фискальную,

регулирующую и контрольную, а также две подфункции: стимулирующую и

воспроизводственного назначения.

Фискальная (или бюджетная) функция вытекает из самой природы налогов и

проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для

осуществления его деятельности. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства, производится изъятие части доходов физических и юридических лиц для

сферы, которая либо не имеет собственных источников доходов (учреждения культуры -

библиотеки, архивы и др.), либо имеет их в недостаточном объеме для обеспечения должного

уровня развития (фундаментальная наука, учебные заведения, учреждения здравоохранения

и др.). Значение фискальной функции растет с повышением экономического уровня развития

общества, ростом налоговых доходов государства, что связано с расширением его функций

и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государству требуется

все больше средств на проведение экономических, социальных мероприятий, на содержание

управленческого аппарата. Благодаря использованию возможностей государства взимать

налоги и расходовать средства государственного бюджета происходит регулирование уровня

деловой активности и решение различных социальных задач.

Регулирующая функция налогов предполагает, что налоги активно влияют на

экономику: стимулируют или сдерживают темпы воспроизводства, усиливают или ослабляют

процесс накопления капитала, расширяют или уменьшают платежеспособный спрос

населения. Налоги активно используются для сглаживания экономического цикла. Таким

образом, регулирующая функция налогов связана с вмешательством государства

посредством налогов в процесс воспроизводства, что обусловлено ростом производительных

сил в условиях НТР, поднявшим на новую ступень налоговое регулирование. Развитие

рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения, отлаженной системы налогообложения, выделения дотаций из бюджета,

маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками. Центральное место в этом

комплексе экономических мер принадлежит налогам.

Государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, вводя одни и

отменяя другие налоги, изменяя условия налогообложения, способствует решению

актуальных для общества проблем: стимулирует научно-технический прогресс, регулирует

уровень безработицы, перераспределяет доходы своих граждан, направляя финансовые

ресурсы на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в

капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.

Регулирующая функция налогов носит социально-экономический характер. Это

достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления

значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или

частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Регулирующая и фискальная функция налогов находятся в тесной взаимосвязи.

Фискальная функция налогов , с помощью которой происходит огосударствление части

новой стоимости в денежной форме, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику. Расширение налогового метода мобилизации государством части

стоимости национального дохода происходит при постоянном соприкосновении с

участниками - агентами процесса производства, что обеспечивает органам государственной

власти реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии производственного

процесса. Обусловленная внутренними потребностями развития производства регулирующая

функция, как и фискальная, выражает сущностную сторону налогов и является объективным

их свойством.

Итак, налоги: 1) влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм

рыночного спроса могут содействовать производству или тормозить его; 2) размер налогов

определяет уровень оплаты труда, так как она включает налоговые платежи; 3) от налогов

зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг (оно является

определяющим в процессе использования или реализации производственных мощностей для

предпринимателей); 4) налоги влияют на инвестиционные решения предпринимателей. На

уровне корпораций важное значение имеют правила исчисления облагаемых налогом

прибылей. Дивиденды выплачиваются из суммы прибыли после уплату налогов, а затем

облагаются налогом на уровне акаунеров.

Следовательно, необходимо предусмотреть освобождение от двойного

налогообложения инвестиций, финансируемых за счет собственного капитала; снижение

налогов с основного капитала, играющее важную роль в определении прибыли инвесторов

после уплаты налогов; инвестиционные субсидии и различные методы отсрочки налоговых платежей через инвестиционные фонды. На уровне акционеров встает проблема

стимулирования инвестиционной активности при обложений налогом на процентный доход

и дивиденды, а также налогом на прирост капитала. На уровне международных

инвестиционных потоков обращают внимание на налоги, которыми облагаются иностранные

инвесторы.

Контрольная функция налогов как экономической категории состоит в том, что

появляется возможность качественного отражения налоговых поступлений и их

сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря этой

функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за

движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в

налоговую систему государства. Контрольная функция определяет эффективность налоговр-

финансовых отношений и бюджетной политики государства. Осуществление контрольной

функции налогов , ее полнота и глубина зависят от налоговой дисциплины. Суть ее

заключается в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица)

своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджета. Как правило,

налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней

государственной власти.

Налоговая система возникала и развивалась с момента образования государства.

Развитие и изменение форм государственного устройства неизменно влекли преобразование

налоговой системы. С развитием государства налоги постепенно стали главным источником

пополнения государственной казны.

Социально-экономическая сущность, роль и назначение налогов определяются

экономическим и политическим строем общества, природой и задачами государства, а также

историей становления системы налогов.

Список использованной литературы

1. Налоговый Кодекс РФ

2. Балабин В.И. Налоговое право: Теория, практика, споры. – М.: Наука, 2005. – 417с. 3. Брызгалина А.В. Налоги и налоговое право. – М., 2006. – 453с. 4. Винницкий Д.В. Основные проблемы теории налогового права. 2005. – 216с.

5. Евстигнеева Е.Н. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство. 2006. –

6. Кустова В.М., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России.2005. – 359с.

7. Мальцев В.А. Налоговое право. 2007. - С. 94-105.

8. Парыгина А.В., Тедеев А.А. Налоговое право Российской Федерации. – М., 2002. –

9. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. 2005. – 545с.

10. Русаова И.Г., Кашина В.А. Налоги и налогообложение. – М.: Изд-во Проспект, 2003. –

11. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М., 2006. – 367с.

12.Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 2007.

“Правительство, издавая законы и устанавливая налоги, подобно врачу, который должен при лечении избирать наименьшее зло”.

И.Бентам (1748-1832),

английский философ, социолог, юрист

“Требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство ничего не может сделать для граждан, если граждане ничего не сделают для государства”.

Н.И.Тургенев (1789-1871),

русский экономист, основоположник финансовой науки в России

Мировой финансовый кризис на инвестиционный климат в Казахстане не оказал существенного отрицательного влияния. Это можно объяснить тем, что развивающиеся рынки стали более привлекательными для иностранных инвесторов, а инвестиции в реальные активы, особенно в добывающей сфере, более надежными, чем портфельные инвестиции или финансовые спекуляции. В частности, в добывающий сектор Казахстана за последние годы пришли серьезные инвестиции из ряда стран, в том числе китайские. Таково мнение советника вице-премьера Республики Казахстан Каната Берентаева. На 8-м ежегодном брифинг-семинаре для журналистов “Обзор нефтяной промышленности”, организованном ассоциацией “Казахстан Петролеум”, он отметил позитивную роль правительства в данном процессе. Известный экономист напомнил, что для смягчения влияния мирового кризиса на отечественную экономику правительством было выделено свыше $20 млрд, в том числе из Национального фонда, куда стекаются платежи добывающего сектора, - $10 млрд. Кроме того, сверх антикризисных мер правительством была оказана прямая поддержка крупнейшим компаниям страны, в том числе и добывающего сектора. Это выразилось в отмене экспортной таможенной пошлины (ЭТП) на нефть, снижении ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которые в целом он оценил в $3-4 млрд. Были приняты важнейшие для роста экономики программы - Стратегия развития Казахстана до 2020 года, Государственная программа форсирования индустриально-инновационного развития до 2014 года и другие. Последовательно проводилась политика по улучшению инвестиционного климата, в частности неоднократно пересматривался основополагающий документ - Налоговый кодекс - для привлечения внимания инвесторов к реальному сектору.

Впрочем, сами инвесторы, хоть оптимизм властей по поводу перехода к посткризисному развитию и разделяют, последними изменениями в законодательство - нестабильностью контрактов, требованием пересмотра Соглашений о разделе продукции (СРП), повышением казахстанского содержания в закупках товаров и услуг, отдельными положениями Налогового кодекса и нового Закона “О недрах и недропользовании”, все же остаются явно недовольны. Нововведения в штыки были встречены добывающими компаниями, считающими, что они приведут к замораживанию целого ряда нефтегазовых проектов, особенно при низких ценах на нефть. По словам г-на БЕРЕНТАЕВА , с одной стороны, “их можно понять, так как увеличение налоговой нагрузки снижает доходы компаний”. С другой стороны, рассуждает он, “эта озабоченность вызвана достаточно узким подходом к определению инвестиционного климата и, следовательно, к решению проблем экономического развития страны.

Сравнивая в этой связи систему налогообложения нефтяных операций в Казахстане и других нефтедобывающих странах, советник заметил, что у нас налоговая нагрузка намного ниже. Например, по его сведению, стоимость нефти в устье скважины в Казахстане в 2-3 раза выше, чем в Малайзии и ряде нефтедобывающих стран, где до 80-90% прибыли добывающих компаний изымается в бюджет страны в виде налогов и других платежей. Г-н Берентаев отметил, что, если избежать всех коррупционных проявлений и сократить теневую экономику, то действующий в Казахстане Налоговый кодекс при всем его совершенствовании может обеспечить увеличение налоговых поступлений до 23-25%. “На мой взгляд, это очень мало. Совершенство налогообложения в том виде, в котором оно сейчас существует, в принципе много дивидендов не принесет. Здесь необходимо полностью пересмотреть сами принципы налогообложения. Отказаться от налогообложения прибыли и доходов, которые получают за счет предпринимательской деятельности. Перейти на принципы рентного налогообложения”, - сказал он. В этом смысле казахстанский экономист поддерживает своих российских коллег, уверенных, что “переход на рентный принцип налогообложения не означает ухудшение условий деятельности, а, наоборот, выравнивает условия деятельности на хороших и плохих месторождениях”. Хорошо бы для этого дополнить отечественное законодательство еще двумя законами - о природной ренте и о собственности, считает он.

Г-н Берентаев сообщил, что на сегодняшний день природная рента изымается во всех государствах. К примеру, в арабских странах, где владельцем нефти является эмир, изымаемая рента потом возвращается государству. В США рента входит в стоимость земли. Так, если раньше акр земли на Аляске стоил всего несколько центов, то после открытия нефтяных месторождений его стоимость выросла в сотни раз. В Казахстане, отметил он, вообще произошло смешение понятий. “Мы не правильно определяем роялти. Потому что роялти - это механизм изъятия природной ренты. А мы ввели в заблуждение общество тем, что вместо экспортной пошлины ввели рентный налог на экспорт нефти, хотя он, по сути, представляет собой экспортную пошлину. Для того, чтобы можно было при заключении контракта действительно максимально изъять природную ренту, необходимо провести рентную оценку месторождения. Это сложное дело, требует многих лет, прежде всего методического обеспечения. Изъятие природной ренты посредством роялти и величину роялти должен определять торг”, - сказал экономист.

Он процитировал Карла Маркса, сказавшего о том, что “две нации могут обмениваться между собой своими продуктами, каждая с выгодой для себя, но при этом одна нация получает больше, чем другая”. Так произошло в Казахстане, когда на заре своей независимости во время заключения контрактов на недропользование он получил “выгоду от того, что привлек иностранные инвестиции, а добывающие компании получили ренту”. Между тем г-н Берентаев привел расчеты трех-четырехлетней давности по СП “Тенгизшевройл” (ТШО), разрабатывающему гигантское по мировым меркам Тенгизское месторождение: “Когда ТШО добыл 100 млн тонн нефти, то в виде природной ренты они получили порядка $30-40 млрд дополнительной прибыли. Это только за счет природной ренты. И тем самым они окупили те инвестиции, которые были запланированы в целом по проекту”.

В этой связи г-н Берентаев, заявивший о своей приверженности превалированию принципа стабильности ранее заключенных контрактов на недропользование и СРП, одновременно выступил за их пересмотр “в связи с изменением обстоятельств”. “В этом плане скажу, что я сторонник пересмотра всех СРП. И даже тех, которые были заключены на заре независимости Казахстана”, - сказал он. Впрочем, добавил тотчас экономист, пересмотр СРП и контрактов на недропользование в одностороннем порядке не представляется возможным: “Значит, нужны другие методы для пересмотра таких соглашений. Пересмотр должен делаться не административным способом, не под давлением, а на основе переговоров. При проведении переговоров с компанией надо дать понять, что СРП ставит в неравное положение Казахстан и компанию. Нужно дать правильную рентную оценку каждому месторождению и показать, какую часть природной ренты они присваивают. Причем безвозмездно. Хотя присвоение ренты добывающими компаниями нарушает Конституцию Казахстана, в которой определено, что владельцем недр является казахстанский народ. А рентные платежи или роялти являются правом пользования этими природными ресурсами”, - заявил советник вице-премьера. Он уверен, что, “если во главу угла поставить этику, можно было бы пересмотреть все контракты”.

Продолжая тему стабильности существующих в республике СРП, старший менеджер по налоговым и юридическим услугам PriceWaterhouseCoopers Жан ЖОТАБАЕВ добавил, что недропользователи и юристы, защищающие интересы последних, на протяжении нескольких месяцев остаются в неведении по поводу дальнейших действий правительства в части планов по переводу СРП на действующий налоговый режим. Он напомнил, что Налоговый комитет Министерства финансов РК еще 1 апреля текущего года отрапортовал о проведении обзора и изучении всех СРП (их насчитывается около 14-15), передав данные в Министерство нефти и газа под грифом “для служебного пользования”. Однако никакой информации на эту тему больше не поступало. “Мы знаем, что переговоры ведутся на двусторонней основе с каждой из подрядных компаний, с каждым владельцем такого СРП. Но здесь возникает вопрос этических норм. Потому что непосредственно в кодексе, в его нынешней редакции, говорится, что налоговая стабильность сохраняется в контрактах типа СРП, контрактах, утвержденных Президентом. Тем не менее мы видим, что правительство ведет активную работу, пытаясь пересмотреть ранее заключенные СРП”, - отметил он.

“Если число книг и законов будет расти так же, как в последние пятьдесят лет, то, боюсь, в будущем каждый станет ученым или же каждый станет юристом”.

Джонатан Свифт.

“Налогообложение - это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка”.

Жан Б. Кольбер (1619-1683), министр финансов Франции с 1665 г.

По словам г-на Жотабаева, изменений в казахстанское налоговое законодательство вносится много и практически постоянно. Так, действующий Налоговый кодекс, принятый 10 декабря 2008 года и введенный с 1 января 2009 года, был принят в двух частях - это непосредственно сам Налоговый кодекс и закон о введении его в действие. Как проинформировал юрист, на сегодняшний день в закон о введении в действие Налогового кодекса уже внесено 8 изменений, а в сам Налоговый кодекс через полтора года после его официального введения - 22 изменения. “Когда мы говорим о 22 изменениях, это не означает, что всего 22 статьи поменялись. В самом деле, их гораздо больше. Они затрагивают все - от первой до последней - статьи Налогового кодекса. Их больше 600”, - сказал г-н Жотабаев. Это, по его словам, свидетельствует о том, что “наше законодательство все также находится в состоянии постоянного изменения, улучшения”, что “предела совершенству нет”.

Первое, о чем упомянул специалист PriceWaterhouseCoopers, - возобновление действия ЭТП на нефть. Как известно, впервые ЭТП на нефть была введена в Казахстане 17 мая 2008 года и отменена 26 января 2009 года. Ее размер варьировал от $109,91 за тонну (с момента введения и до 11 октября 2008 года) до $203,8 за тонну (с октября 2008 года до 19 января 2009 года). На момент отмены размер ЭТП составлял $139,79 за тонну. Благодаря правительственному решению экспортная пошлина “вернулась” с 15 августа этого года и теперь составляет $20 за тонну нефти, $99,71 за тонну легких и средних дистиллятов и $66,47 за тонну тяжелых дистиллятов. С 2011 года Минфин пообещал увеличить ЭТП на нефть до $40 за тонну. “В постановлении, сопровождавшем введение ЭТП, также говорится о том, что ставки привязаны к уровню мировых цен, и они будут меняться в зависимости от изменения мировых цен. У нас большая надежда, что будет именно так”, - отметил он.

Примечательно, однако, вовсе не это. С января 2009 года взамен ЭТП был введен рентный налог на экспорт нефти, кроме той, что добывается по контрактам на условиях СРП и по контракту, утвержденному Президентом страны (речь идет о ТШО). А накануне его введения, в декабре 2008 года, Премьер издал постановление “О внесении дополнения и изменения в постановление правительства РК от 15 октября 2005 года №1036”, нацеленное на исключение двойного налогообложения нефти, экспортируемой после 1 января 2009 года, но подлежащей таможенному оформлению по процедуре временного декларирования до 31 декабря 2008 года. Напомним, что позже нефтедобывающие компании все же столкнулись с проблемой двойного налогообложения, потерпев миллионные убытки, и даже тщетно попытались найти справедливое, на их взгляд, решение в казахстанских судах, оставшихся, впрочем, глухими к законодательным коллизиям. В этот раз правительство, похоже, решило не заменять один налог другим, “дав волю” одновременно ЭТП и рентному налогу. В PriceWaterhouseCoopers данный вопрос комментировать не стали. Возможно, сами нефтедобывающие компании отреагируют на это “нововведение” чуть позже, с ростом ставки экспортной таможенной пошлины.

Следующий момент, на который обратил внимание г-н Жотабаев, - введение в Налоговый кодекс термина “оператор”. Оператор, как правило, - отдельная компания, создаваемая подрядчиками по проекту и имеющая право недропользования с целью управления проектом, проведения работ по геологоразведке и добыче нефти и газа. То есть все функции централизованы в одном юридическом лице. “Что интересно, на самом деле многие контракты на недропользование, включая как обычные, так и СРП, сами по себе предусматривали концепцию операторства. Но получается, что только спустя многие годы этот термин и эта концепция, которая на практике уже имела место быть, появилась в Налоговом кодексе. Де-факто это уже было, теперь это возникает еще и де-юре. При этом упоминается, что роль такого оператора, помимо Налогового кодекса, должна оговариваться еще и в СРП. Оператор, не будучи лицом, заключившим контракт на недропользование, будет обладать такими же правами и обязанностями, что и подрядные компании, являющиеся официальными недропользователями”, - сказал юрист. Помимо этого, продолжил он, оператор имеет право уплачивать те или иные налоги от имени подрядных компаний при условии, что это описано в СРП. “Раньше был такой казус, что оператор по СРП имел право и обязан был вести сводный налоговый учет, но налоговое законодательство никогда не позволяло исполнять налоговое обязательство какому-либо другому лицу, чьи это налоговые обязательства”, - отметил он. - “На самом деле, это очень сильно облегчает административные проблемы”.

Г-н Жотабаев также напомнил о существовавшей год назад методологической проблеме, связанной с уплатой налога на сверхприбыль, успешно устраненной в конце прошлого года. Так, по его словам, раньше в Налоговом кодексе имелись положения, описывающие порядок расчета этого налога. Кроме того, действовали правила по составлению декларации об уплате налога на сверхприбыль, в которых фактически приводился порядок его зачисления. При этом в случае возникновения спорных вопросов необходимо было обращаться именно к кодексу, стоящему выше данных правил, но дающему “некоторые двусмысленные понятия, что вызывало серьезные опасения”: “Тем более что в практике прошлых лет мы видели случаи, когда те или иные положения при наличии двусмысленности всегда неоднозначно трактовались налоговыми органами в свою пользу”. В конце прошлого года одним из пакетов изменений в Налоговый кодекс стали как раз изменения в порядок расчета налога на сверхприбыль, “он стал действительно проще, он стал понятен”, сообщил юрист.

А вот вопрос о возмещении НДС, “особенно того, который сложился до 1 января 2009 года”, по мнению г-на Жотабаева, по-прежнему является проблемным, в частности, для “тех компаний, которые понесли основную часть затрат по разработке своих месторождений”. “Несмотря на то, что в кодексе четко прописано, что компании, которые будут осуществлять свои экспортные продажи, имеют полное право на возврат тех сумм НДС, которые они уплатили ранее, включая до 1 января 2009 года, мы столкнулись с проблемой, что на местах у налоговых органов есть боязнь принимать решения. Они фактически отказывают налогоплательщикам в возврате таких сумм. Хотя налогоплательщики имеют на то полное право по законодательству”, - констатировал он.

Другая проблема связана с отнесением НДС в зачет в условиях консорциумов. “Существующие правила говорят, что компания должна иметь для этого оригинал счета-фактуры, который был выписан непосредственно поставщиком. Но дело в том, что в тех случаях, когда используется оператор, очень часто счета-фактуры выставляются только на оператора, а не на каждую подрядную компанию. Несмотря на то, что это требуется Налоговым кодексом, существует ряд тех или иных причин, по которым этого не происходит. Многие поставщики отказываются выпускать несколько счетов-фактур. На самом деле все понимают, что все, что делает оператор, он делает по поручению компаний, в том числе осуществляет покупки работ, товаров и услуг, окончательным плательщиком за такие работы являются порядные компании. Тем не менее налоговые органы занимают достаточно формальную позицию и не обеспечивают возврат. Усугубляет ситуацию и то, что они предъявляют такие же требования даже к тем годам, когда не требовалось оформления счетов-фактур для всех участников консорциума, подрядных компаний, включая оператора”, - сказал юрист.

Говоря о ряде таких налогов, как рентный налог, НДПИ и бонус коммерческого обнаружения, г-н Жотабаев отметил, что спустя полтора года для них наконец-то приведена единая налоговая база. “На практике это означает, что теперь в одной секции Налогового кодекса устанавливается, как определяется мировая цена, за какие периоды и т.д. Теперь эта база будет определяться как для рентного налога, НДПИ, так и для определения обязательств для бонуса коммерческого обнаружения”, - отметил он.

“Настоящее всегда скрывает в своих недрах будущее”.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

“Недра правительства так же глубоки, как нефтегазовые”.

Комментируя новый Закон “О недрах и недропользовании”, подписанный Президентом РК 24 июня и вступивший в силу 7 июля 2010 года, партнер Denton Wilde Sapte Марла ВАЛДЕЗ напомнила, что он пришел на смену двум законам - Закону РК №2350 “О нефти” от 28 июня 1995 года и Закону РК №2828 “О недрах и недропользовании” от 27 января 1996 года. С его принятием с 2009 года также утратил силу Закон “Об СРП” от 8 июля 2005 года. По ее словам, в настоящее время новый закон представляет собой более полную интеграцию законов и нормативных правовых актов, содержит подробные процедуры и сроки, например: предоставление права недропользования, подготовка, ведение переговоров, подписание и регистрация контрактов, прекращение/возможное продление прав недропользования, приоритетное право государства, разрешение компетентного органа на передачу долей. Закон расширяет и уточняет полномочия различных государственных органов, дает новые определения.

Г-жа Валдез сказала, что прежде контракты на разведку предоставлялись на шестилетний срок, предусматривая два продления по два года, а также продление срока на оценку. Срок контрактов на добычу составлял от 25 до 45 лет и также разрешал пролонгацию. Контракты на совмещенную разведку и добычу предоставлялись на срок 6+25 (45) лет, с возможными продлениями. В настоящее время срок контрактов на разведку составляет 6 лет, продление возможно только один раз на два года и только для морских контрактов, предполагается также продление сроков на оценку. Срок контрактов на добычу определяется планом добычи (возможны продления). А контракты на совмещенную разведку и добычу допустимы только по стратегическим месторождениям и/или месторождениям, имеющим сложное геологическое строение.

Отныне, констатировала г-жа Валдез, при коммерческом обнаружении не позднее 3 месяцев после завершения контракта на разведку необходимо обратиться с заявлением о заключении контракта на добычу; в течение 2 месяцев стороны должны установить размер казахстанского содержания в товарах, работах, услугах и кадрах, а также выплат на социальную инфраструктуру. В течение 3 месяцев необходимо подписать протокол прямых переговоров. И в течение 24 месяцев - подписать контракт на добычу.

При этом необходимыми обязательствами по контракту являются подписной бонус (сумма и условия выплаты); выплаты на социальную инфраструктуру; процент казахстанских кадров; обучение местных специалистов; закуп отечественных товаров, работ и услуг; предоставление равных условий и оплаты труда для казахстанских кадров (включая субподрядчиков); штрафы за несоблюдение требований по казахстанскому содержанию; обязательства по переработке (утилизации) попутного газа (для контрактов на добычу). В случае несогласия с предлагаемыми условиями недропользователь теряет свое исключительное право на проведение прямых переговоров, а право на добычу выставляется на конкурс. Его победитель, принимая все условия компетентного органа, обязан в течение 3 месяцев с момента заключения с ним контракта возместить недропользователю, который произвел коммерческое обнаружение, затраты на разведку в порядке единовременной выплаты.

При этом по новому закону для любого вида отчуждения долей недропользования, так же, как и для первичного размещения акций или дополнительной эмиссии ценных бумаг на организованном рынке ЦБ, требуется отказ от приоритетного права государства и разрешение компетентного органа. Впрочем, соответствующие процедуры не применяются для последующих продаж акций или производных ценных бумаг на организованном рынке ЦБ; передачи не менее 99% дочерних организаций или аффилированных лиц, находящихся в собственности, при условии, что такая дочка не зарегистрирована на территории с льготным режимом налогообложения; передачи менее чем 0,1% акций/долей. И если прежде, как заметила партнер Denton Wilde Sapte, для отказа от приоритетного права и разрешения компетентного органа отсутствовали установленный перечень требуемых документов и временные рамки для выдачи отказа государства, то с принятием нового закона данный пробел устранен. Закон обязывает предоставлять заявку и документы на русском и казахском языках, а в случае с иностранными заявителями - прилагать нотариально заверенные переводы на оба языка. Кстати, г-жа Валдез, высказывая личное мнение относительно такого двуязычия, посетовала на то, что в данном случае английский язык остался несколько не у дел. “Если я выхожу на мировые рынки, гораздо лучше было бы иметь контракт, который был бы также подписан и на английском языке. Это было бы легче в какой-то степени и в будущем, при продаже доли в проекте. Могут быть в будущем проблемы с оспариванием. Я понимаю, что правительство желает развивать местные языки, но я не понимаю, к чему это приведет”, - сказала она. Также, по ее мнению, вызывает некоторую озабоченность недропользователей, в особенности из числа иностранных компаний, и то, что власти Казахстана предпочитают разрешать возникающие хозяйственные споры не в международном, а казахстанском суде. “В настоящее время споры подлежат разрешению в соответствии с законодательством Казахстана и международными соглашениями, ратифицированными Казахстаном. Закон “Об инвестициях” все еще действует. Однако, думаю, что это подает сигнал, что правительство не предпочитает международный арбитраж. Это чрезвычайно важное положение для любого иностранного и даже местного инвестора. Это самый крупный вопрос при инвестировании в другую страну. Мы будем продолжать надеяться на то, что это положение будет действовать”, - заявила г-жа Валдез.

Говоря об основаниях для досрочного прекращения действия контракта на недропользование в одностороннем порядке по инициативе компетентного органа, она сказала, что по новому закону таковыми являются неоднократное нарушение обязательств, установленных контрактом или проектной документацией (раньше требование предусматривало существенное нарушение); передача прав недропользования или объектов, связанных с недропользованием, без разрешения компетентного органа. Действие контракта не будет прекращаться, если нарушение полностью устранено в установленный срок. Также примечательно, что, согласно новому закону, возможно возобновление действия контракта, если прекращение было основано на недостоверных данных, в том числе когда у недропользователя по уважительной причине отсутствовали документы, подтверждающие выполнение им своих контрактных обязательств; когда неисполнение контрактных обязательств произошло по не зависящим от воли недропользователя причинам, включая события форс-мажора.

“Чем ты обладаешь, то обладает и тобой”.

Петроний Арбитр, Гай

“Оказывается, союз нефти и газа надежнее политических союзов”.

Константин Кушнер

Продолжая обсуждение новоиспеченного Закона “О недрах и недропользовании”, юрист Denton Wilde Sapte Дина БЕРКАЛИЕВА заострила внимание на вопросе о собственнике газа, добываемого попутно с нефтью на месторождениях Казахстана, и об обязательствах по его дальнейшему использованию.

По ее словам, и в старом, и новом законе понятие нефти включает сырую нефть, газовый конденсат, попутный и природный газ. Старый закон “О нефти” содержал принцип, что недра принадлежат государству. В соответствии с ним право собственности на нефть, поднятую на поверхность, определялось контрактом на недропользование. Соответственно, подрядчик был вправе распоряжаться своей долей нефти и попутных компонентов, включая долю, полученную в ходе пробной эксплуатации. При этом прежний закон не содержал никаких положений относительно права собственности на попутный газ. Такое положение было введено лишь в новом Законе “О недрах и недропользовании”. В частности, в статье 86 пункте 3 было закреплено право собственности государства на попутный газ, если иное не установлено контрактом.

“В принципе, теоретически, право собственности на попутный газ не должно применяться к тем контрактам, которые были заключены до введения нового закона “О недрах” и которые содержат ясное и четкое положение о праве собственности недропользователя на такой попутный газ”, - пояснила г-жа Беркалиева. - “В старом законе “О нефти” понятие нефти включало попутный газ, поэтому, когда контракт закрепляет право собственности недропользователя на нефть, включающую попутный газ, недропользователь имеет право собственности и на попутный газ вместе с нефтью”. Новый закон, по ее утверждению, не содержит положений, которые бы давали обратную силу для права собственности государства на попутный газ, если иное не оговорено контрактом. По общему правилу законодательный акт не имеет обратной силы, если только он не содержит прямую четкую оговорку.

Относительно контрактов, которые были или будут заключены после вступления в силу нового Закона “О недрах и недропользовании”, г-жа Беркалиева заметила, что “все достаточно очевидно: по умолчанию попутный газ является собственностью государства, если иное не указано в контракте”. Но все-таки, по ее мнению, возникает потенциальная коллизия или противоречие, ведь и в этом самом новом законе понятие нефти включает и попутный газ.

Затрагивая вопросы, связанные с правом собственности на попутный газ, точнее, с обязанностью его утилизировать или перерабатывать, юрист проинформировала, что в соответствии с прежним законом “О нефти” запрещалась промышленная разработка месторождений без утилизации газа. При этом утилизация определялась либо как использование попутного газа для внутренних технологических нужд на месторождении, либо как доведение его до товарного продукта. Новый закон, по ее словам, ввел определение переработки попутного газа в дополнение к утилизации. А саму переработку определил как комплекс мер, направленных на доведение его до товарного продукта. “Статья 86 говорит о том, что промышленная разработка месторождений без переработки и/или утилизации запрещена. В целом из этой статьи можно сделать вывод о какой-то равнозначности - переработка и/или утилизация. Но, если мы почитаем этот закон внимательнее, то один из пунктов статьи 86 говорит о том, что для тех месторождений, где переработка нецелесообразна, по согласованию с Министерством нефти и газа, Комитетом геологии и охраны недр и с Министерством охраны окружающей среды допускается утилизация. Это наталкивает на мысль о том, что законодатель рассматривает переработку как доминирующую, как более предпочтительную опцию, чем утилизация”, - отметила г-жа Беркалиева.

Упомянула она и о стороне, обязанной производить эту переработку. Обязательства по переработке попутного природного газа по контрактам, заключенным до принятия нового Закона “О недрах и недропользовании”, должны оговариваться отдельным соглашением, заключаемым между недропользователем и Министерством нефти и газа, которое должно быть дополнением к контракту на недропользование. “Само это множественное число “обязательства” наталкивает на мысль, что речь может идти об обязательствах и недропользователей, и государства. Но четко мы этого не видим”, - говорит юрист. - “Плюс новый закон позволяет Министерству нефти и газа и недропользователям совместно выполнять проекты, предусматривающие использование попутного газа. Но следующее положение нового закона требует от недропользователей разработки программ по переработке попутного газа, и все-таки мы можем говорить о том, что это обязанность недропользователя”.

Непонятно, с точки зрения г-жи Беркалиевой, и то, на какой именно стадии государство претендует на попутный газ - до или после его переработки? “Если мы говорим, что право собственности государства на попутный газ наступает после переработки, то, в каком месте и каким образом это право собственности будет передаваться государству и будут ли каким-то образом компенсироваться расходы недропользователя, который произвел такую переработку? Остается также неясным статус совместных проектов, которые предусматриваются новым законом “О недрах”, на проекты по использованию попутного газа”, - сказала она.

“В целом можно сказать, что введение новых положений о праве собственности государства на попутный газ, новой концепции переработки попутного газа, обязанности заключать дополнительные соглашения по переработке попутного газа, указанные в новом законе о недрах, конечно, поставили много дополнительных вопросов, которые необходимо будет решать. Может быть, они будут решаться в подзаконных нормативных актах, разрабатываемом в данное время проекте закона о газе”, - заключила юрист.

Рзабек АРТЫГАЛИЕВ , генеральный менеджер по связям с правительством и общественностью ТШО, в ответ на такой комментарий сообщил, что “этот проект закона называется” о газе и газоснабжении”, “мы уже рассматривали его недавно в Министерстве нефти и газа”, “там, по-моему, есть все ответы на ваши вопросы”.

Что ж. Правительство Казахстана из года в год упорно совершенствует законодательство в области недропользования. Радуя, удивляя и напрягая недропользователей одновременно. Возможно, уже в следующем году мы получим новый закон о газе и, не исключено, новые поправки в Налоговый кодекс. Но, принимая новые законы, главное - помнить, что в этом важном вопросе необходимо всегда соблюдать баланс интересов. Стабильность законодательства и предсказуемость поведения правительства, по мнению экспертов, являются ключевыми факторами привлекательности инвестиционного климата в любой стране.

Подготовила Елена БУТЫРИНА


Больше важных новостей в Telegram-канале . Подписывайся!

Налоговая система России выстроена таким образом, что она неминуемо вредит ее экономике. Еще бы: ведь у истоков создания современной налоговой системы России стоят иностранные специалисты международного валютного фонда. А фонд этот, как известно, создан для колонизации и разорения тех стран, которые этот фонд для себя присмотрел. Ведь за кредиты пустыми необеспеченными зелеными бумажками фонд забирает вполне материальные блага страны.

Все яснее становится, что власть над нами запад получил после ельцинского переворота 1993 года, имеющего все черты цветной революции. Ведь главной целью переворота было крушение социализма — плановой государственной экономики и общественной собственности на средства производства — к капитализму — рыночной стихийной конкурентной экономики и частной собственности на средства производства.

Переход от плановой экономики к рыночной произошел слишком резко. Создание всех необходимых систем для построения рыночной экономики требовало глубокого анализа существующих рыночных экономик и сопоставления их с Российскими реалиями, однако этого не было сделано. Рынок стал шоком для экономики . И создали этот шок иностранные консультанты, вводившие капитализм. В 1992 г. в России не существовало собственной налоговой теории. Её созданием и занялись иностранные специалисты, которые плохо знали Российский бухгалтерский учет, его особенности. Больше того, по признанию Путина, среди них были кадровые агенты ЦРУ. А значит, они сознательно разрушали нашу экономику. Ведь официальная цель создания ЦРУ — разрушение СССР, что и было сделано. Специалисты Министерства финансов РФ, государственной налоговой службы, которые стажировались в Дании, Голландии, ФРГ, как правило, плохо владели профессиональным языком и даже после обучения плохо понимали, как выстраивать налоговую систему в условиях рынка. Принятые в 1991 г. налоговые законы были подготовлены на скорую руку и имели массу недостатков .

Международный эксперт М. Хадсон писал: «Советы, которые получает Россия (по реформированию налоговой системы) от Международного валютного фонда, Всемирного банка и американских консультантов - не лучшего свойства. Российская налоговая система сейчас стимулирует биржевые спекуляции, а не производство... » (Налоги и налогообложение.: Уч. пособие. М.: Финансы, ЮНИИТИ, 1998, С. 451.)

Естественно, такое состояние налоговой системы привело к огромному количеству поправок, разъяснений. С одной стороны, был объявлен курс на развитие бизнеса. С другой стороны, непредсказуемость налоговой системы останавливала это развитие . Налоговые риски оценивались как очень высокие. Это снижало инвестиционную привлекательность России. Мелкий и средний бизнес начинали свою работу в тени. В первый же год налоговая система проявила свою несостоятельность серьезным дефицитом бюджета. Такого дефицита (28 % от ВВП за 3 летних месяца 1992 г.) не было со времен окончания Второй Мировой Войны. А ведь цель налоговой системы в условиях рыночной экономики - это напротив, пополнение государственного бюджета.

На сегодняшний день картина мало изменилась. Налоговая система по-прежнему остается громоздкой. Более того, эта система не способствует развитию экономики. Она ориентирована на изъятие доходов предприятий и устранение дефицита бюджета. Получается, что налоговая система развивается сама по себе, имея целью пополнение бюджета . А предприятия пытаются при этом выжить, испытывая непомерное давление налоговой системы. Это можно сравнить с крепостничеством — барщиной и оброком, которые просо грабили крестьян, создающих продукт. Сами крестьяне этого продукта вдоволь не имели. Смысл налога в экономике — обеспечить общие государственные расходы с тем, чтобы государство обеспечивало возможность продуктивно вести бизнес. Этого не происходит. Ведь Россия по размаху коррупции — воровства общенародных государственных бюджетных средств — практически впереди планеты всей. Распил бюджета — типичное российское понятие. Поскольку бюджет все больше и больше разворовывается, налоговое бремя на предприятия усиливается . Многие бизнесы становятся убыточными, закрываются или банкротятся. Этому так же способствует монополизация рынка - тенденция образования крупных холдингов, которые давят мелкие и средние предприятия, не давая им возможности конкурировать на рынке.

Налоговая политика России строится по принципу - “чем выше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики”. В результате мы имеем сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятий в развитии производства , и как результат - недобор налогов в бюджет.

Увеличивающаяся налоговая нагрузка вынуждает предприятия перекладывать свое налоговое бремя на конечного потребителя продукции, которую производит предприятие. Величина налогов включается в розничную цену готовой продукции. А значит, наша налоговая система стимулирует рост цен и как следствие - снижение доходов населения .

Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получить как можно больше выгоды для личного обогащения. В России доля косвенных налогов (которые включены в стоимость товара) постоянно растет. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличивать налоговые поступления “любой ценой”. А цена такой политики высока - экономическая стагнация, инфляция, многократный (в тысячи раз) рост цен на потребительские товары. И к научной экономике это не имеет никакого отношения, скорее — к антинаучной , грабительской системе обогащения тех, кто имеет в руках рычаги установления правил игры на рынке.

С 2014 года налоговая система России предусматривает льготы для частных инвестиций на фондовом рынке. Налоговым Кодексом РФ предусмотрено освобождение от налогов доходов от продажи ценных бумаг. А кто у нас в стране занимается куплей-продажей ценных бумаг? Явно не простые граждане. Эта мера делает богатых еще богаче, следовательно, бедных — еще беднее. То есть налоги усиливают еще и социальное неравенство. Ведь такие грабительские налоги как сейчас, оставляют малым и средним предпринимателям только один выбор: или уйти в теневую манеру ведения бизнеса, или разориться — лишиться бизнеса.

Недопустимо низкие налоговые вычеты для физических лиц стимулируют граждан уходить от налогов, а следовательно и от социальных платежей. Причем к этому стремятся все, даже те, у кого низкие зарплаты. Государство не заботится о людях, спрашивается, зачем людям заботится о государстве, платить налоги в бюджет? К тому же, в средствах массовой информации нередко выдается информация о случаях воровства, происходящих в чиновничьих кругах.

То же самое и у предпринимателей. Высокие ставки налога на прибыль и подоходного налога приводят к тому, что предпринимателям просто не выгодно увеличивать прибыль.

Согласно опубликованному отчёту аудиторско-консалтинговой компании PWC, по совокупной налоговой нагрузке на бизнес Россия обошла практически все крупные экономически развитые страны и сумела выйти на первое — не почетное! - место в Европе. Согласно оценкам экспертов компании, приводимым в докладе «Paying Taxes 2013», совокупная средняя эффективная налоговая ставка на бизнес в России составляет более 54,1% , что значительно превышает уровень налогового бремени в странах Европейского Союза (42,6%) и в целом в мировой экономике (44,7%).

Итоговую оценку по России эксперты PWC получили за счёт суммирования сразу трёх эффективных ставок налогообложения - по налогу на прибыль (7,1%), налогам на труд или заработную плату (41,2%) и по «прочим налогам» (5,8%). При этом нужно отметить, что в расчётах экспертов не был учтён целый ряд весьма значимых по совокупной нагрузке на бизнес налогов и сборов в бюджет - прежде всего, НДПИ и целый ряд акцизов и пошлин. С учётом этих сборов реальная эффективная ставка достигает 65-70% (!). Это привело к тому, что в начале текущего года в налоговых инспекциях появилась огромная очередь на закрытие малых предприятий . По данным Федеральной налоговой службы России, в 2013 году число закрывшихся индивидуальных предприятий составило 3,7 млн.

Для сравнения, средняя налоговая ставка в крупных экономически развитых странах с высоким уровнем жизни населения, входящих в состав группы ОЭСР, не превышает 42,7%. И это при условии наличия пускай и далёкой от совершенства, но, тем не менее, весьма действенной системы социальной поддержки населения.

Напрашивается вывод, что эта система больше походит на ограбление бизнеса государством, убийство бизнеса, а не на налоговую систему . Нередко налоговые службы добавляют смертоносности бизнесу, устраивая пристрастные проверки, имея план собрать определенное количество штрафов и зачастую не имея права не брать штрафов. Часто так и говорят: «Не дадите — еще увеличим, хуже будет». Например, на прошедшую Олимпиаду так и собирало государство — с миру по нитке, часто — по последней... Таким слухом мир бизнеса полнится.

В России система социальной поддержки населения хромает на обе ноги. На социальные выплаты, предусмотренные в нашем государстве, невозможно гражданам реализовать социальные потребности.

У Российского Правительства нет никаких оправданий для столь высоких налоговых ставок . Практически все предприятия вынуждены кредитоваться. При этом ставки на кредиты тоже грабительские и достигают 22%.

Анализ Российской налоговой системы позволяет сделать только один вывод: налоговая система в России фактически является инструментом, благодаря которому властьимущие пополняют бюджет в ущерб экономике и развитию предприятий. Цель пополнения бюджета очевидна - чем больше денег в бюджете, тем больше можно своровать. В существующем виде современная налоговая система фактически является тормозом развития экономики и стимулятором роста цен. Более того, она косвенно приводит к снижению и без того низких социальных выплат населению. Либо, как это сейчас принято - к сокращению бюджетников для сохранения выплат.

В результате мы имеем государство с самыми высокими налоговыми ставками, самыми высокими процентами по кредиту, самыми низкими социальными выплатами и самым низким уровнем дохода населения.

Так, видимо, завершается разрушение всего нашего государства. Ведь за время перестройки и реформ, прошедших после ельцинского переворота, в стране обанкротилось и ликвидировалось более 400 тысяч предприятий, разрушено около 40 тысяч деревень... Во время первого дефолта, устроенного в стране рыночной банковской системой, нас спасли только малые и средние предприниматели, мы выжили только благодаря им. Видимо, поэтому все сделано для того, чтобы в надвигающемся кризисе спасать нас было некому. Тогда голод и смертность коренного населения будут просто ужасающими для коренного народа, но удовлетворительными для тех, кто уже готов нашу страну заселить. Не так ли?

Светлана Лада-Русь