Камеральная и выездная налоговая проверка: что необходимо знать. Проверки: выездные, камеральные, встречные

Камеральная проверка всегда проходит после сдачи деклараций – такое право контролерам дает статья 88 Налогового кодекса. Инспекторы должны провести ее в течение трех месяцев
со дня сдачи организацией отчетной декларации. В ходе ревизии автоматизированная система связывает между собой показатели декларации и составляет протокол ошибок.
Если в отчетности обнаружены неточности, то у фирмы будут запрошены соответствующие пояснения. Если таковые будут получены, и они удовлетворят налоговиков, то проверка
для предприятия на этом будет завершена. Если же организация объяснений не представит
или они будут для инспекторов не убедительны, то согласно статье 100 Налогового кодекса будет составлен соответствующий акт.

Но наиболее эффективным способом выявления налоговых правонарушений, чреватых крупными доначислениями и штрафами, является выездная ревизия. В ходе такого мероприятия инспекторы проверяют, как фирма рассчитывает и оплачивает налоги.

На практике выездные проверки похожи на «абордаж» бизнеса, 99 процентов таких ревизий заканчиваются изъятием денег в форме доначислений, пеней и штрафов. Откуда такие «успешные» цифры? Перед тем, как выходить на ревизию к конкретному предпринимателю, налоговики проделывают в отношении него сложную аналитическую работу, и если, по их мнению, коммерсанту можно начислить крупную недоимку, то в этом случае на его предприятие высаживается «налоговый десант». Проверяя компанию, инспекторы будут фокусировать свое внимание на начислениях и платежах за три года, не считая текущего. Такие мероприятия проходят на территории организации, и в настоящее время длятся до полугода.

При отборе кандидатов на выездную проверку ИФНС проводят преданализ в соответствии с Концепцией планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. Именно такой преданализ определяет целесообразность ревизии и ее наиболее «денежно-результативное» направление. Информационная база, которую используют проверяющие, весьма обширна. Обычно организация не представляет себе тот масштаб данных, который собран на нее ревизорами. Статистика говорит, что в первую очередь в 2016 году инспекция искала кандидатов на выездную проверку среди компаний, которые:

  • игнорировали требования инспекции предоставить пояснения по НДС;
  • в ответ на любые запросы налоговиков компании сообщали, что это ошибка у контрагента;
  • сдавали много уточненных деклараций по НДС;
  • после корректировки НДС не уточнили свои декларации по прибыли.

Но спешим успокоить: не все перечисленные компании попадут под выездную проверку. Сегодня инспекторов в регионах интересуют налогоплательщики, с которых можно получить
не менее 5–10 млн рублей недоимки. В Москве ИФНС в основном интересуются предприятиями
с большими оборотами – от 500 млн рублей в год, доначисления в бюджет с которых могут составить 50 млн рублей и более.

Основные правила, которыми руководствуются контролеры, когда выходят на выездную проверку, установлены письмами ФНС от 17 июля 2013 года № АС-42/12837@ и от 25 июля 2013 года № АС-42/13622@. В этих документах содержится перечень анализируемых и оцениваемых данных, сделан акцент на информацию, которую нужно искать, а также указаны вопросы, на которые проверяющим следует обратить особое внимание. В частности, инспекторов будет интересовать выявление схем уклонения от уплаты налогов и наличия
у организаций взаимоотношений с фирмами-однодневками.

В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса, по результатам выездных мероприятий инспекторы оформляют специальную справку, в документе будет указан предмет ревизии и сроки ее проведения. Стоит отметить, что составление справки – не формальность, ее наличие ставит точку в сборе информации об организации. После ее оформления инспекторы не смогут допрашивать сотрудников или требовать предоставить еще какие-либо документы. В течение двух месяцев после завершения проверки ревизоры должны обработать имеющуюся у них информацию и составить акт с указанием правонарушений, сумм доначислений и пеней
(ст. 100 НК РФ).

Одна из главных обязанностей налоговых органов - контролировать соблюдение законов о налогах и сборах. Для этого проводят налоговые проверки, во время которых налоговые органы обрабатывают данные учета и отчетности, осматривают помещения и территории налогоплательщика, используемые для получения дохода.

В этой статье мы разберем два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Эти знания помогут налогоплательщику чувствовать себя спокойно под надзором сотрудников налоговой.

Выездные и камеральные налоговые проверки: в чем отличия?

Налоговые проверки делятся на два вида: камеральные и выездные. Их связывает общая цель - проверить, насколько качественно налогоплательщик выполняет свои обязательства.

Несмотря на это, камеральные и выездные проверки имеют весомые отличия.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа без выезда на территорию налогоплательщика. Ее проводят в течение трех месяцев после того, как налогоплательщик представил налоговый расчет.

Проверка проводится на основе налоговых деклараций, которые представил налогоплательщик, и других документов о его деятельности ( ).

Камеральная налоговая проверка позволяет:

  • проконтролировать соблюдение сроков сдачи отчетности;
  • проследить, правильно ли исчислена налоговая база и соответствуют ли законодательству льготные условия и ставки налога;
  • отследить данные бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;
  • проверить правильность заявленных налоговых вычетов.

Если камеральная проверка выявила ошибки в налоговой декларации или другие противоречия и несоответствия, налоговый орган вправе потребовать от учреждения дать необходимые пояснения или исправить ошибки в декларации в течение пяти дней (пункт 3 статьи 88 НК РФ ).

Следует отметить, что налоговый орган не информирует налогоплательщика о начале камеральной проверки. Более того, налогоплательщики могут и вовсе не узнать, что их проверили: если нарушений и ошибок нет, налоговый орган не отчитывается о результатах проверки.

Тем не менее, камеральная проверка не так безобидна, как кажется на первый взгляд. С ее помощью налоговый орган может делать определенные выводы о налогоплательщике, которые могут стать основанием для более серьезной проверки – выездной.

Выездная налоговая проверка

Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, а решение о ее проведении принимает руководитель налогового органа. Порядок проверки отражен в статье 89 НК РФ .

В отличие от камеральной проверки, налогоплательщик получает решение о проведении выездной проверки в форме, утвержденной приложением №3 к приказу ФНС от 8 мая 2015 года № ММВ-3-2/189@ .

Обычно выездная налоговая проверка продолжается не более двух месяцев. Иногда срок продлевается до четырех месяцев, реже – до шести. Проверяющий может требовать у проверяемого лица документы, необходимые для проверки ( ).

В последний день выездной проверки налогоплательщик получает справку, после чего налоговый орган оформляет результаты в акт выездной проверки в течение двух месяцев. К акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений, выявленных в ходе проверки ( ).

Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки, он имеет право подать письменное возражение (пункт 6 статьи 100 НК РФ ). Претензии рекомендуется подкрепить документами, чтобы подтвердить обоснованность.

Как подготовиться к налоговой проверке?

Чтобы оценить шансы стать объектом выездной проверки, следует изучить критерии оценки рисков, изложенные в приложении №2 к приказу ФНС от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ . Как правило, под прицелом у налоговых органов те учреждения, которые пытаются свести суммы налоговых отчислений к минимуму или даже уйти от их уплаты. Эти манипуляции чаще всего вычисляются в процессе камеральной проверки.

Впрочем, выездную проверку могут назначить и для добросовестных налогоплательщиков. Как к ней подготовиться?

Если вам предстоит выездная налоговая проверка, необходим полный порядок в документации, чтобы у проверяющих сразу был доступ к необходимым документам. Задуматься об этом стоит заранее, дабы избежать неприятностей и суматохи во время проверки.

Особое внимание нужно уделить соответствию документов организации с документами контрагентов. Контрагенты должны быть также готовы к визиту сотрудников налоговой и иметь все документы, которые подтверждают хозяйственную деятельность.

Учтите, что к налоговой проверке должен быть готов каждый сотрудник учреждения. Для этого перед проверкой необходимо проводить общий инструктаж.

Итак, чтобы свести риски к минимуму, налогоплательщикам необходимо добросовестно подходить к выполнению обязательств и знать свои права для качественной защиты организации.

Статья подготовлена

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Государственный контроль за уплатой налогов и соблюдением налогового законодательства осуществляется при помощи налоговых проверок. Из года в год проверки налоговой ужесточаются, контроль автоматизируется, однако основные виды налоговых проверок – камеральная и выездная – остаются практически неизменными.

Мы провели сравнительный анализ выездной и камеральной налоговой проверки по 10 самым существенным критериям.

Сравнение выездной и камеральной налоговой проверки показало, что, несмотря на их общую цель – изучение правильности исчисления и уплаты налогов, – между ними имеются существенные различия.

Все выявленные нами отличия камеральной и выездной налоговой проверки приведены в наглядных таблицах.

Отличие № 1. Основание для проверки

Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.

Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.

Важно!

В рамках камеральной проверки могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр. Более того, в рамках осмотра налоговикам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика. То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе.

Отличие № 4. Срок проверки

Камеральные и выездные налоговые проверки имеют установленные законом сроки проведения.

Важно!

Перечень оснований для продления проверки приведен в Приказе ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ . Например, при наличии обособленных подразделений, отнесение компании к категории крупнейших, непредставление в срок запрошенных в ходе выездной проверки документов и т.д.

К сожалению, данный перечень является открытым, поскольку одним из его пунктов являются «иные основания». Среди «иных» оснований могут быть: наличие большого количества контрагентов, взаимоотношения компании с которыми также надо проверить, необходимость перевода документов с иностранных языков на русский, необходимость истребования документов в государственных органах, в банках и др. Соответственно, на этот срок проверка может быть приостановлена. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько, однако общий срок приостановки выездной проверки не может превышать 6 месяцев.

Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет. Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни. Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках , когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании. Для того чтобы «тормознуть» выездную проверку, выносится решение о приостановлении проверки, а потом – о ее возобновлении.

Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции. Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля.

Отличие № 5. Периодичность проверки

Важно!

Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Повторные проверки чаще всего назначают тогда, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией.

Отличие № 6. Кто проверяет

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.

Важно!

В случае, если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации. При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.

«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.

Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС.

Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

В рамках выездной проверки могут проводиться так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля:

  • Запрос документов;
  • Осмотр;
  • Выемка;
  • Экспертиза документов;
  • Допрос;
  • Проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, БТИ и т.д.).

В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации.

Запрашивать дополнительные документы в рамках «камералки» налоговики могут только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточненной декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот – для их подтверждения).

Важно!

Даже в рамках камеральной налоговой проверки налоговики могут проводить осмотры, например, при «камералке» по прибыли.

Представим ситуацию: компания приобрела мега-дорогое оборудование. Полгода начисляла на него амортизацию, а потом вдруг разом списала его в расходы, ссылаясь на то, что оборудование сломалось и лежит «мертвым грузом» на складе. В таком случае инспекция обязательно захочет наведаться с осмотром на склад, а результаты своего визита оформит протоколом осмотра.

Отличие № 8. Оформление итогов

Важно!

Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении.

Отличие № 9. Последствия проверки

Отличие № 10. Средняя сумма доначислений*

*Данные по итогам первого полугодия 2018 года – см. Отчет по форме № 2-НК по состоянию на 01.07.2018 на сайте ФНС России nalog.ru.

Итак, мы рассмотрели камеральные и выездные налоговые проверки. Разобрались, чем отличается камеральная проверка от выездной.

По нашему мнению, существует еще одно важное отличие камеральной проверки от выездной: возможность избежать проверки.

  • Не существует законной возможности избежать камеральной налоговой проверки , так как, если вовремя не сдать декларацию, инспекция пришлет требование, после чего будет штраф, блокировка счета и другие неприятные последствия. Так что декларации на «камералки» компаниям безопаснее сдавать в срок.
  • Единственный надежный способ избежать выездной налоговой проверки – стать невидимкой для ИФНС . Работать в рамках закона, не выбиваться из нормативов по налоговой нагрузке и рентабельности, не иметь дел с откровенными «однодневками». Тщательно подготавливать документы по сделкам, которые потенциально могут заинтересовать ИФНС. И многое-многое другое.

Всеми хитростями и практическими навыками создания «режима невидимки» обладают специалисты нашей компании.

Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты спокойно занимались бизнесом, а не жили в постоянном страхе перед выездной налоговой проверкой и многомилионными доначислениями.


Связаться с экспертом

Камеральные и выездные налоговые проверки подчиняются разным требованиям, которые нужно различать для разрешения вопроса о законности их проведения и выстраивания линии защиты. В нашей статье читайте об особенностях нормативного регулирования и практики, по которым можно определить, законны ли действия проверяющих в каждом случае.

Правовое регулирование. Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ

Налоговым органам предоставлено право на осуществление контрольных мероприятий, в том числе на проведение проверок. Ст. 87 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) разрешает проведение камеральных и выездных налоговых проверок (далее — КНП и ВНП) в отношении плательщиков налогов и сборов, налоговых агентов.

При назначении камеральных и выездных налоговых проверок руководствуются:

  • гл. 14 НК РФ;
  • приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, утв. Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок и параметры оценки деятельности налогоплательщика (далее — Концепция);
  • письмом ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622, дающим общие рекомендации по порядку проведения ВНП;
  • письмом ФНС РФ от 16.07.2013 № АС-4-2/12705, разъясняющим процедуру КНП;
  • письмом ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12837, касающимся вопросов осуществления контрольных мероприятий во время налоговых проверок;
  • приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, установившим формы документов, используемых в процессе проведения мероприятий контроля, и др. нормативными актами.

Какие еще бывают налоговые проверки

По объему изучаемой информации налоговая проверка может быть комплексной (анализируются данные по всем налогам за определенный период) и тематической (контролируется порядок уплаты одного налога). Если КПН проводится отдельно по каждой сданной декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ), то ВНП может быть назначена по нескольким налогам одновременно (п. 3 ст. 89 НК РФ).

По порядку назначения проверки можно разделить на плановые и внеплановые. КНП проводятся регулярно, вне зависимости от наличия критериев риска в деятельности плательщика. Включение налогоплательщика в план проведения ВНП связано с показателями представленной отчетности и иных собранных документов. В соответствии с п. 11 ст. 89 НК РФ в случае реорганизации или ликвидации юридического лица необходимо проведение внеплановой ВНП.

ВАЖНО! Деятельность органов ФНС не подпадает под сферу действия закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, поэтому информация о будущих контрольных мероприятиях отсутствует в открытом доступе и не доводится до налогоплательщика в начале года путем размещения на сайтах ведомств.

Еще одним видом налоговых проверок по НК РФ является повторная ВНП, проводимая для контроля за деятельностью нижестоящих инспекций или при подаче уточненной декларации, уменьшающей сумму подлежащего к уплате налога.

По каким критериям различаются КНП и ВНП

Основные различия между камеральными и выездными налоговыми проверками, помимо сроков и места проведения контрольных мероприятий состоят в объеме представленных сотрудникам ФНС полномочий:

Во время ВНП у проверяющих лиц есть возможность воспользоваться альтернативными источниками и способами получения информации. Например, данные об имуществе предприятия могут быть подтверждены результатами инвентаризации и осмотра помещений и документов.

Перечень информации, который может быть истребован при КНП, указан в ст. 88 НК РФ. По общему правилу представляется только декларация. При выявлении несоответствий налогоплательщик дополнительно подтверждает правомерность заявленных вычетов и льгот, правильность расчетов пояснениями, приложениями к декларации и документами по его усмотрению (пп. 3, 4, 7 ст. 88 НК РФ).

При ВНП могут изучаться:

  • налоговая отчетность;
  • учредительные документы;
  • договоры, лицензии, приказы;
  • регистры бухгалтерского учета, первичные учетные документы и т. д.

Список не является закрытым (п. 5.1 письма ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Проведение ВНП может быть приостановлено на время получения ответов от третьих лиц, проведения экспертизы, осуществления перевода документов. На течение КНП сроки представления запрошенной информации и необходимость проведения дополнительных мероприятий и привлечения специалистов не влияют.

Ниже приведена таблица сравнения камеральной и выездной налоговых проверок.

Сравнительная таблица КНП и ВНП

Критерий сравнения

Основание назначения

Представление налоговой декларации (расчета)

Решение руководителя ИФНС

Информирование налогоплательщика

Место проведения

Территория налогового органа

Территория налогоплательщика

Срок проведения

3 месяца с момента представления декларации (расчета)

2 месяца с момента принятия решения о проведении проверки

Продление срока

Общий срок может быть увеличен до 4 месяцев, в исключительных случаях — до 6 месяцев

Приостановление

До 6 месяцев (в исключительных случаях — до 9 месяцев)

Полномочия проверяющих

Осмотр (в исключительных случаях).

Истребование документов

Истребование документов.

Выемка документов и предметов.

Инвентаризация имущества.

Привлечение эксперта, специалиста

Предмет контроля

Соответствие текущей декларации (расчета) требованиям законодательства и информации, имеющейся у налогового органа

Полнота и своевременность уплаты налогов и сборов за период не более 3 лет до года назначения проверки

Ограничение по количеству

По количеству деклараций (расчетов)

Не более 1 по аналогичному налогу и периоду.

Всего не более 2 за год

Последствия нарушения сроков различаются. Так, при проведении КНП акт может быть составлен за пределами 3-месячного срока. Подробнее об этом — в статье на сайте Срок проведения камеральной налоговой проверки . При нарушении сроков во время ВНП ее результаты могут быть спорными (см. пп. 27, 31 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 30.07.2013 № 57).

Являются ли результаты КНП обязательными для следующих мероприятий контроля

КНП и ВНП являются видами налоговых проверок, при этом КНП может предшествовать ВНП. Если при проведении КНП получение какой-либо информации затруднено либо невозможно и существуют основания заподозрить налогоплательщика в уклонении от уплаты налогов, информация передается в отдел планирования для решения вопроса о назначении ВНП (п. 13 письма ФНС РФ от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Проведение контрольных мероприятий в отношении ранее изученных в ходе КНП деклараций (периодов и налогов) не может считаться назначением повторных проверок. ВНП является углубленной формой налогового контроля. В определении КС РФ от 20.12.2016 № 2672-О пересмотр результатов КНП при последующей выездной проверке не ущемляет права налогоплательщика, а гарантирует соблюдение баланса публичных и частных интересов.

Даже если лицо удачно оспорило в суде результаты КНП и было освобождено от доначислений, но при проведении ВНП были обнаружены ранее не выявленные нарушения, при рассмотрении результатов ВНП суд может поддержать налоговый орган, сославшись на новые доказательства (определение КС РФ от 10.03.2016 № 571-О). Если проверяющие используют законный механизм ВНП исключительно с целью исправления собственных ошибок, допущенных при КНП, суд может встать на сторону налогоплательщика (постановление ФАС ЗСО от 29.11.2012 по делу № А46-17546/2012) .

Встречные проверки налоговых органов

Встречные проверки к видам проверок не относятся. Под этим определением скрывается право требовать представления документов о налогоплательщике или конкретной сделке у контрагентов в порядке ст. 93.1 НК РФ.

Проводящее проверку уполномоченное лицо обращается к налоговому органу по месту учета контрагента с поручением об истребовании документов. Запрошенная информация представляется налогоплательщиком в свою инспекцию на основании копии поручения и выставленного на его основе требования.

НК РФ не содержит закрытого перечня документов, которые могут быть истребованы при проведении контрольных мероприятий. Проверяемому лицу необходимо самостоятельно анализировать объем запрошенных данных на предмет их соответствия поручению и требованию.

Документы представляются в срок не позднее 5 рабочих дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). В случае отсутствия информации либо необходимости в большем времени на изготовление копий документов налогоплательщику необходимо известить об этом налоговый орган под угрозой применения ответственности по ст. 126 НК РФ.

Поскольку встречка является одним из способов контроля, количество запросов о деятельности контрагентов ничем не ограничено.

Особенности проверок обособленных подразделений юридических лиц

КНП и ВНП могут быть проведены в отношении поставленных на учет обособленных подразделений юридических лиц (филиалов и представительств), представляющих декларации (расчеты) и уплачивающих налоги по месту своего нахождения.

В случае если деятельность филиала (представительства) исследуется в рамках ВНП совместно с деятельностью головной организации, контрольные мероприятия проводит налоговый орган по месту нахождения организации с привлечением к участию сотрудников инспекции по месту нахождения подразделения. Орган ФНС вправе провести по месту нахождения филиала (представительства) самостоятельную ВНП. В таком случае ее срок не может превышать 1 месяца.

ВАЖНО! Количество отдельных ВНП филиалов (представительств) не учитывается при подсчете общего числа проверок, проведенных в отношении лица (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Итоги КНП и ВНП

При отсутствии претензий со стороны налогового органа КНП закончится без извещения плательщика, за исключением случая возмещения НДС по результатам камеральной проверки декларации. ВНП окончится составлением акта.

Критерий сравнения

Информирование налогоплательщика об окончании

Нет, исключение — проверка декларации при возмещении НДС

Да, составление справки о проведенной проверке в день ее окончания

Составление итогового акта

Нет, исключение — выявление нарушений не позднее 10 дней с момента окончания проверки

Да, не позднее 2 месяцев с момента окончания проверки

Вынесение решения

В течение 10 дней с момента окончания 30-дневного срока на представление возражений

В случае выявления нарушений КНП и ВНП имеют сходные негативные последствия для лица. Порядок вынесения решения, обжалования одинаков и предусмотрен ст. 101 НК РФ. О том, как и зачем оспорить акт налоговой проверки читайте в статье Возражение на акт камеральной налоговой проверки - образец . Налоговый орган вправе применить обеспечительные меры (наложить запрет на отчуждение имущества, приостановить операции по счетам в банке) до вступления решения в законную силу.

Может ли плательщик налогов повлиять на назначение КНП и ВНП

ВНП назначается при отнесении деятельности предприятия, финансовых и налоговых показателей к группам риска в соответствии с Концепцией. Налогоплательщик может сам сравнить данные отчетности с общедоступными критериями, по которым проводится составление плана. Высок риск назначения ВНП при истечении 3-годичного периода существования предприятия, работе с недобросовестными контрагентами, отказе в представлении запрошенных документов.

Не стоит забывать, что значительную часть информации налоговые органы получают по межведомственным запросам. Эти данные также будут учитываться при назначении проверки.

Итак, КНП и ВНП отличаются как содержательно, так и по требованиям, предъявляемым к оформлению самой проверки и ее результатов. Главное отличие КНП от ВНП в том, что она проводится по каждой декларации без решения о ее назначении. Удачное прохождение КНП не гарантирует отсутствие претензий со стороны налоговых органов при проведении ВНП.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, НК РФ.

Существуют два вида налоговых проверок: камеральные и выездные .

Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождения налоговой инспекции. Она начинается после представления в налоговую инспекцию налоговой декларации или отчетности. Какое-либо специальное разрешение на ее проведение не требуется. Дополнительные сведения и документы могут быть истребованы налоговым органом в ходе камеральной проверки. Целью камеральной проверки является выяснение, соблюдает ли налогоплательщик законодательство о налогах и сборах. Предельный срок камеральной проверки ограничен тремя месяцами со дня предоставления налогоплательщиком документов.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть предоставленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если по результатам рассмотрения будет установлен факт нарушения налогового законодательства, то составляется акт проверки и к нарушителю применяются налоговые санкции.

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Исключением является случай, когда налогоплательщик не имеет возможности предоставить проверяющим необходимое помещение. Тогда проверка проводится по местонахождению налоговой инспекции. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей главой.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.