Как считать roi в месяц. Рентабельность инвестиций

Любой инвестор согласится, что рентабельность инвестиций – необходимое условие эффективного управления деньгами, без которого невозможно достичь успеха и своей главной цели – . Показатель рентабельности имеет ценность только в том случае, если он проверяем и прогнозируем. В теории и практике инвестирования выработан целый ряд коэффициентов и индексов, которыми можно пользоваться при планировании и подсчете . Этим важным для частного инвестора показателям мы посвятим сегодняшнюю статью и ответим в ней на следующие вопросы:

  • Что это такое рентабельность инвестиций;
  • Коэффициент ROI и по какой формуле считать;
  • Что представляет собой индекс рентабельности PI.

Зачем нужно рассчитывать рентабельность инвестиций

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора , в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Понятие имеет множество названий, каждое из которых имеет право на существование и часто зависит от отрасли, в которой применяется: возврат на инвестиции, прибыль на инвестированный капитал, окупаемость инвестиций, норма доходности, доходность инвестированного капитала и др. Я предпочту использовать словосочетание «рентабельность инвестиций», потому что оно ближе по смыслу той деятельности, которой я занимаюсь. Любой инвестор, независимо от располагаемых финансовых ресурсов, ставит целью своих инвестиций получение прибыли. Казалось бы, все просто: нужно в конце срока инвестирования иметь на балансе капитал, который будет больше вложенного. Однако для достижения поставленной цели, необходимо учесть ряд факторов, которые влияют на финансовый результат:

  • Планируемый срок окупаемости проекта;
  • Доходность инвестиционного проекта;
  • Стоимость привлекаемых инвестором денег;
  • Издержки и риски, которые берет на себя инвестор в течение срока инвестирования.

Опытный инвестор рассчитывает, а затем отслеживает рентабельность своих вложений, чтобы выяснить:

  • Стоит ли вкладывать деньги в ?
  • Оправдан ли риск вложений в тот или иной ?
  • Насколько эффективными будут инвестиции в модернизацию ?
  • Станет ли результативной маркетинговая кампания?
  • Окупится ли кредит, взятый с целью инвестирования?

Коэффициент ROI и как он считается

Наиболее используемым показателем, отражающим рентабельность инвестиций, является коэффициент ROI (Return on Investment) , возврат на вложенный капитал. В Российскую финансовую систему он впервые пришел из отчетности «дочек» . ROI занимает центральное место в отчетах об эффективности использования капитала, ведь именно этот коэффициент объективно отражает, сколько прибыли или финансовых потерь получат акционеры по итогам работы компании.

Коэффициент имеет двоякий экономический смысл: его анализ важен как для действующих инвесторов, которые отслеживают текущую рентабельность и результаты своего проекта, так и для инвесторов потенциальных, которые оценивают прибыльность или убыточность вложений прежде, чем принять решение об инвестировании. На фондовом рынке ROI сигнализирует о качестве финансовых показателей того или иного эмитента. На рынке Forex использование коэффициента поможет просчитать потенциальную доходность инвестиционного портфеля. Финансовый результат, особенно на Forex, не может быть гарантированным, но даже здесь применение ROI дает общую картину окупаемости, с учетом имеющейся статистики и возможных .

Формула ROI выглядит так:

ROI = (Доход — Себестоимость) * 100%
Сумма инвестиций

Говоря проще, чистую прибыль делим на сумму инвестиций и умножаем на 100%. Для того чтобы наглядно показать практическое значение расчета рентабельности капитала, приведем простой пример. Вы вложили в управляющего 1000$. Через год вы рассчитываете вывести все средства в объеме 1400$, не снимая профит в течение всего периода инвестирования и не вводя дополнительных инвестиций. Примем во внимание, что ваш должен учитывать прямые издержки, понесенные в течение периода инвестирования. Это могут быть комиссии за ввод/вывод, конверсию, вознаграждение управляющего. Применяем формулу ROI к альтернативным счетам других управляющих и считаем по ним потенциальную доходность.

Счета Сумма инвестиций, $ Вес в инвестированном портфеле Расходная часть, $ Планируемый доход, $ ROI, %
Счет 1 1000 0.38 200 1400 120%
Счет 2 500 0.17 190 650 92%
Счет 3 1200 0.45 450 1600 85.2%
Портфель 2700 1.0 840 3650 99%

Из таблицы понятно, что счета 2 и 3 имеют коэффициент ниже 100% и их включение в под вопросом. Средний по портфелю ROI, с учетом весов инвестированных средств, близок к 100% (точка выхода в безубыток при выводе прибыли), благодаря счету 1. С помощью данного коэффициента можно также посчитать, на основании статистики прошлых периодов, потенциальную окупаемость инвестиций в биржевые акции той или иной компании либо составленного из акций портфеля (с учетом весов по количеству акций в портфеле). В приведенном выше расчете несложно заметить целый набор недостатков:

  • не берутся в расчет торговые и неторговые риски;
  • не учитывается разница в стоимости денежных средств на этапе инвестирования и в момент вывода прибыли;
  • при составлении портфеля, не учитываются веса планируемой доходности счетов, только веса по объему инвестированных средств.

Впрочем, на коэффициент ROI и не возлагается такой функции. Он эффективен только при использовании вкупе с другими показателями. Например, с учетом максимальной просадки, конъюнктуры рынка или возможных перспектив бизнеса, даже несмотря на отрицательные значения ROI в текущий момент. Если же нам нужно оценить уже завершенный инвестиционный проект, формула приобретает такой вид:

Допустим, вы купили акций определенной компании на 100к руб. В течение трех лет суммарно вы получили 80к. руб. прибыли за счет , с учетом налогов и комиссий. Продали пакет за 130к руб.

Плюсуем прибыль и разницу между ценой продажи и ценой покупки, делим на цену приобретения, умножаем на 100 %.

Индекс рентабельности PI как индикатор рентабельности

Далее, переходим к анализу еще одного распространенного индикатора – индекса рентабельности инвестиций PI (Profitability Index). Для контроля рентабельности проекта, инвестор должен проводить анализ PI на всех этапах инвестирования: в момент выбора объекта, сравнения с альтернативами, реализации и завершения. Если значение индекса больше 1, проект считается прибыльным. Если меньше 1 – убыточным. Если же индекс равен единице, необходимо провести более тщательный анализ прочих факторов рентабельности.

Определяется PI так:

NPV (Net Present Value) – чистая текущая стоимость инвестиций. Из русскоязычных аналогов NPV чаще всего встречается аббревиатура ЧДД – чистый дисконтированный доход. IC – инвестиции в проект (Invested Capital).


где:

CFt – (Cash Flow) в t-м году;

N – длительность жизненного цикла проекта (в месяцах, годах);

R – от слова Rate, ставка или норма дисконтирования.

Ставка дисконтирования — это цена в процентных пунктах, которую инвестор готов заплатить за издержки и риски проекта. Эту ставку можно назвать также стоимостью фондирования инвестиций. Она может иметь в своей основе только ставку по кредиту, но стоит предусмотреть и иные издержки: валютные и политические риски, человеческий фактор при реализации бизнес-плана и др. В любом случае, планируемая инвестором доходность проекта должна быть выше ставки дисконтирования, а дисконтированный денежный поток суммарно должен быть больше вложенных инвестиций вместе с затратами.

В качестве примера, попробуем подставить в формулу реальные данные. Допустим, вы инвестировали 300$ на 3 года. Банковский кредит обошёлся вам в 13% годовых (не рекомендую вкладывать кредитные деньги). Поскольку других затрат на привлечение средств у вас не было, мы условно приравняем это к ставке дисконтирования. Денежный поток прогнозируем, исходя из статистики аналогичных проектов и учитывая максимально возможное число факторов (риски, издержки, и т.п.). В первую очередь вычисляем коэффициент дисконтирования вложенной суммы, для каждого года инвестиционного цикла, по формуле 1 (1+R) t . В момент инвестирования 300$ мы имеет коэффициент дисконтирования, равный единице. По результатам первого года получаем коэффициент 1 (1+R) 1 = 0.885, для второго года 1 (1+R) 2 = 0.783, для третьего — 1 (1+R) 3 = 0.693. Переводим инвестиционный план в таблицу:

Год Cash Flow Коэффициент дисконтирования Дисконтированный денежный поток
-300 1 -300
1 110 0.885 97,35
2 135 0.783 105,71
3 156 0.693 108,11
ЧДД 11,17

Проект пригоден к реализации, так как NPV положительный. Делаем вывод, что чем выше ставка дисконтирования, тем ниже NPV. Индекс PI удобен при выборе из ряда альтернативных проектов того, что обеспечит наибольшую эффективность вложений. Он позволяет ранжировать проекты, имеющие схожие значения NPV. В отличие от коэффициента ROI, он учитывает риски, через применение ставки дисконтирования, а также оценивать будущие денежные потоки, с помощью коэффициента дисконтирования. Данный инструмент пригоден как для составления бизнес-плана, так и для выбора прибыльного объекта инвестирования. Недостатком PI можно назвать сложность прогнозирования ставки дисконтирования, которая иногда зависит от неконтролируемых факторов: стоимость заемных ресурсов, курсы валют, санкции.

Также в рамках формулы PI непросто спланировать будущие денежные потоки, которые могут сократиться в будущем по объективным причинам. Неточность в расчетах естественным образом возрастает при больших сроках инвестирования. Здесь полезно отметить, что в российской практике инвестирования, оценка NPV показывает, что окупаемость вложений не должна превышать 3-4 лет в зависимости от рисков. Для банковского потребительского кредитования максимальный цикл возврата инвестиций может достигать пяти лет. Это связано с большой и . Все это негативно влияет на прогнозируемость ставки дисконтирования и денежного потока. Если же говорить о , то в развитых странах положительный индекс PI планируется на горизонте от 7 лет и более.

P.S.

Всем рентабельных инвестиций!

Евгений Смирнов

# Инвестиции

Как рассчитать ROI

ROI – это коэффициент, который показывает не четкий уровень доходности, а лишь ориентировочные цифры, прогноз потенциальной прибыли.

Навигация по статье

  • Что такое рентабельность инвестиций
  • Коэффициент рентабельности инвестиций ROI: расчет и анализ показателя
  • Как рассчитать ROI: формула и примеры
  • Универсальная формула ROI
  • Формула индекса рентабельности инвестиций PI
  • Какой показатель считается хорошим?
  • Расчет коэффициента рентабельности инвестиций в бухгалтерском учете
  • Формула расчета рентабельности инвестиций в бухгалтерском учете
  • Эффективность ROI в бухгалтерском учете и недостатки
  • ROI в маркетинге (ROMI)

Инвестиции – это вид пассивного заработка, который позволяет получать дивиденды только благодаря вкладу. Чтобы оптимизировать риски и получать больший доход, используют показатель рентабельности инвестиций. Эта величина определяет отношение рисков к прибыли, и дает понять, стоит ли рассматривать тот или иной вариант для инвестирования.

Что такое рентабельность инвестиций

Главная цель инвестирования – получение прибыли. Начинающие инвесторы ошибочно могут полагать, что чем больше инвестируемый капитал, тем выше доход. Несмотря на то что инвестирование считают пассивным видом заработка, оно требует тщательных расчетов. Это значит, что инвестировать в любой предложенный проект нельзя. Перед принятием решения о вложении в проект, требуется определить рентабельность. Инвестор должен понимать, является ли бизнес (или будет ли являться в будущем, если это стартап) прибыльным.

Это не значит, что вкладывать можно в тот проект, где доход будет превышать вложения. Даже если это и так, показатель может быть минимальным, и срок окупаемости инвестиции может затянуться, что сильно увеличит риски.

Итак, рентабельность инвестиции – это показатель эффективности применения капитала (собственного или заемного), инвестированного в деятельность предприятия на долгий срок. Этот коэффициент равен отношению балансовой прибыли к среднегодовой стоимости или собственного (заемного) капитала.

Чаще всего в профессиональных кругах для определения этого понятия используют аббревиатуру ROI – return on investment или ROR – rate of return, имея в виду окупаемость вложений. Поэтому встречая в финансовых бумагах ROI, инвестор должен четко понимать, что это важный показатель отдачи на вложенный капитал.

ROI – это коэффициент, который показывает не четкий уровень доходности, а лишь ориентировочные цифры, прогноз потенциальной прибыли. Несмотря на это, его оценка поможет определить, стоит ли инвестировать в этот проект, или рентабельность капитальных вложений в другой окажется выше.

Коэффициент рентабельности инвестиций ROI: расчет и анализ показателя

Рентабельность характеризует применение материального ресурса (капитала), при котором покрываются текущие расходы и образуется прибыль. То есть, изначально подразумевая рентабельность инвестиции, следует говорить о прибыльности каждой взятой компании или предприятия. Прибыльность рассчитывается двумя способами:

  • Относительный показатель указывает именно рентабельность и измеряется в формате коэффициента либо в процентном соотношении.
  • Абсолютная величина показывает прибыль в конкретном денежном эквиваленте (то есть, сумму чистой прибыли, которая была получена за определенный отрезок времени от инвестиционной деятельности).

Эти два метода анализа ROI не взаимоисключающие, а дополняющие. Инвестору важно при принятии решения рассчитывать прибыльность как с помощью относительного, так и абсолютного способа.

На оба значения будет оказывать сильное влияние уровень инфляции, но не объемы доходов. При принятии решений также важно сравнивать итоговые показатели расчета с плановыми значениями предыдущих периодов и данными других предприятий (если это возможно). Только такой подход позволит произвести объективную оценку финансовых вложений в бизнес.

Для определения рентабельности важно конкретизировать доход от финансовых вложений. Для этого проводится анализ предприятия и финансовых ресурсов в несколько этапов:

  1. Финансовый анализ компании.
  2. Расчет размера инвестиции, необходимой для полноценного функционирования компании и получения чистой прибыли.
  3. Определение эффективности решения и расчет индекса нормы доходности инвестированного капитала.
  4. Учет дополнительных факторов при расчете. Чаще всего фундаментальных аспектов: инфляции, изменений конъюнктуры рынка сбыта.

Результаты, полученные от расчета методом рентабельности инвестиций, важно сравнивать с плановыми цифрами.

Коэффициент окупаемости в человеческий капитал показывает не среднегодовое значение, а величину общего периода инвестирования. То есть, рентабельность инвестиций – это показатель эффективности вложений за полный период инвестирования.

Если инвестиционный проект не является стартапом, то обязательным фактором при расчете будет показатель возврата на инвестиции за прошлые периоды. Это позволит составить более точный прогноз и выявить существующие проблемы как в работе предприятия, так и в процессе инвестирования.

Рентабельность капитальных вложений имеет более широкое значение и рассчитывается не только при вложении в каждую организацию и предприятие. Его используют при работе со всеми финансовыми инструментам на долгосрочную перспективу.

Доходность инвестированного капитала также рассчитывается при альтернативных вкладах:

  • депозит в банке или других финансовых структурах;
  • инвестирование в ПАММ-счета и другие виды доверительного управления;
  • вклады в различные инвест-портфели;
  • вложения в биржевые инструменты на долгосрочную перспективу.

Прибыль от инвестиций требует контроля. Это умение управлять не только уровнем доходности, но и инвестиционной деятельностью. Если сегмент для денежных вливаний кажется привлекательным, но при расчете инвестор не получил ожидаемого коэффициента окупаемости, то можно предпринять и другие действия с помощью инвестиций. К примеру, увеличение рентабельности продаж, оборота и перевода реальных активов.

Как рассчитать ROI: формула и примеры

Расчет ROI может производиться несколькими способами. Тем, кто хочет упростить себе жизнь и не заниматься рутиной, можно использовать различные программы, онлайн-калькуляторы, таблицы Excel. В них нужно просто ввести нужную формулу доходности, и расчет будет проходить автоматически.

Можно также нанять специалиста, который знает, как считать. Это может быть бухгалтер, финансист, доверительный управляющий или опытный инвестор. Но для начала лучше самому научиться понимать все факторы и рассчитывать коэффициент возврата инвестиций, чтобы самостоятельно управлять своим капиталом и понимать, как используются деньги.

Применяется 3 распространенных метода расчета окупаемости инвестиций:

  1. Первая формула рентабельности инвестиций – это отношение дохода (до уплаты налогов) к активам компании (то есть, затраченным суммам на производственные мощности и их оценки с учетом износа на конец действия вложения).
  2. Вторая формула – отношение дохода (до уплаты налогов) к объему продаж, умноженное на отношение объемов продаж к активам компании.
  3. Третья – рентабельность реализации в процентах, умноженная на оборачиваемость активов компании.

Каким способом можно получить более точный результат, определить невозможно. Вернее, каждый из этих вариантов является правильным. Дело в том, что рентабельность вложений – довольно широкое понятие, и трактоваться может по-разному для каждого отдельно взятого сегмента бизнеса, учитывая его специфику.

Универсальная формула ROI

Во всех трех формулах главными критериями для повышения РОИ являются увеличение уровня доходности от реализации и оборачиваемость активов.

Исходя их этого, выводится оптимальная формула, которая может быть применима в любой сфере бизнеса (учитывая отдельные нюансы, конечно).

Приведем конкретный пример расчета. Предприниматель решил совершить покупку торгового инструмента, например, возьмем популярные нынче криптовалюты. Сумма – инвестиции $100. Цена одной монеты измеряется в $20. Инвестор ожидает через некоторое время роста цены в $25 за единицу, после чего продает ее. Прибыль составляет 25 долларов. Таким образом:

ROI=(125-100)/100*100%=25%

ROI (рентабельность) будет равняться 25%. Эту цифру можно считать хорошей. Но это только статистический метод. Здесь нельзя посчитать другие важные факторы – инфляцию, волатильность актива, в общем, любые торговые и неторговые риски. Кроме того, показатель не является фиксированным. Он может варьироваться в связи с изменением цены актива. Поэтому важно делать периодический перерасчет.

Как видно в примере, формулу можно применять при инвестиционных стратегиях в спекулятивные активы – Форекс, биржевые инструменты, криптовалюты,

Этот метод можно использовать если нужно быстро рассчитать несколько проектов и узнать, какой из них будет наиболее привлекательным. Нужно будет знать такие данные:

  • себестоимость – затраты на производство товара, включающие в себя расходы на сырье, производственную мощность, маркетинг;
  • доход – итоговая прибыль, полученная после продажи услуг и продуктов;
  • сумма инвестиций – общий объем вложенных средств.

Формула индекса рентабельности инвестиций PI

Также рентабельность можно рассматривать с помощью индекса PI (индекс рентабельности инвестиции PI – profitability index).

Он рассчитывается как отношение суммы дисконтированных денежных потоков к начальной инвестиции. Сокращенная формула выглядит следующим образом:

  • PI – индекс рентабельности;
  • NPV
  • I – первоначальная инвестиция.

Но NPV рассчитать довольно сложно, особенно новичкам. Поэтому доверить это лучше профессионалам. Для тех, кто принял решение рассчитывать все самостоятельно, формула расчета денежных потоков (NPV) будет выглядеть следующим образом:

  • NPV – сумма дисконтирования денежных потоков;
  • n, t – временные периоды;
  • CF – поток платежей (то есть CFt – платеж через t лет);
  • R – ставка дисконтирования.

Этот показатель позволяет ранжировать проекты при ограниченных инвестиционных ресурсах и выбирать только те, что обеспечат большую эффективность вложений. Эта формула является очень эффективной при инвестиции в высоковолатильные инструменты, в частности, криптовалюту.

Формула не подходит для спекулянтов, которые инвестируют в активы в краткосрочной перспективе, в течение дня или недели.

Какой показатель считается хорошим?

Каким должен быть показатель рентабельности инвестиций? Точка безубытка равна двадцати. Это значит: если при расчете уравнение показало 10, такая инвестиция является нерентабельной. Если получилось 20, инвестору удастся только отбить вложения, а дальше пойдет чистая прибыль.

ROI может быть показателем эффективности при выборе проекта. Если по формуле ROI привлекательным проект можно считать с коэффициентом рентабельности инвестированного капитала свыше 20%, то в PI будут иные значения

Если PI определяется как меньше 1, такой показатель отрицательный, и инвестирование в этот проект можно считать нерентабельным. Средней нормой является 1: в этом случае можно рассматривать инвестиционный проект более детально – это нормативная доходность. Если же выше 1 – то, скорей всего, это перспективный проект с высокой доходностью (без учетов рисков). Такими вычислениями занимаются аналитические подразделы всех серьезных компаний.

Из других недостатков этого метода можно отметить то, что чем дольше срок вклада, тем меньше становится точность прогноза результата. Таким образом увеличивается погрешность PI.

Расчет коэффициента рентабельности инвестиций в бухгалтерском учете

Рентабельность вложенного капитала в бухгалтерском учете рассчитывается иначе. ROI также ориентируется не на оценку денежных вкладов, а на прибыль бизнеса.

Этот коэффициент показывает соотношение среднего значения дохода предприятия по бухгалтерским отчетам к среднему значению денежных вливаний. Но в отличие от предыдущих формул, расчет этого показателя происходит на основе прибыли до оплаты процентных и налоговых издержек (EBIT – earning before interest and tax) или с учетом дохода после оплаты налоговых платежей, но до вычета процентных (то есть, EBITx (1-H), H — налог на прибыль).

Чаще всего применяется второй вариант (то есть, после оплаты налога), так как он лучше указывает на выгоду, полученную от деятельности компании. При подготовке проекта или старта инвестиционных вливаний, очень важно обсуждать, какой метод анализа будет использован.

Первый метод базируется на определении ROI, в котором прибыль за год относится к показателю используемых финансовых вливаний. При этом величину годового дохода нужно рассчитывать до того года, когда будут полностью созданы производственные мощности. Для того чтобы уменьшить погрешность, расчет ROI также ведется для каждого года реализации проекта в отдельности.

В случае второго метода показатель рассчитывается не как отношение дохода за определенный год, а как среднегодовая величина к первоначальным инвестициям. При этом учитывается срок годовой амортизации для производственных мощностей.

К примеру, если компания приобретает установку стоимостью в 100 млн руб. для использования в течение 5 лет, и прирост прибыли составит около 40 млн руб., то ROI составит 20%.

Есть и третий вариант аналитики рентабельности, при котором за основу берется не первоначальная инвестиция, а средние финансовые вливания, то есть средний показатель активов, которые будут приобретены за период работы инвестиционного проекта. В этом случае можно использовать обе формулы расчета рентабельности.

Первую легче использовать, если оборудование, приобретенное за счет инвестиций, не будет продано по остаточной стоимости. Тогда за основу принимается исключительно бухгалтерский доход, уже за вычетом амортизационных отчислений.

Вторая формула эффективно применяется, если производственные мощности, которые были созданы за счет инвестиций, реально продать по остаточной стоимости, с учетом изношенности, и тогда этот фактор окажет влияние на уровень окупаемости инвестпроектов.

Формула расчета рентабельности инвестиций в бухгалтерском учете

Сумма инвестиции, к которой определяется рентабельность, будет рассчитываться как среднее между стоимостью оборудования на начало и конец учитываемого отрезка времени. Поэтому формула расчета возврата на капитал приобретет такой вид:

Где:
ROI – рентабельность инвестиций;
E(1-H) – показатель прибыли за вычетом налогов;
H – как уже говорилось, величина ставки налогооблагаемой прибыли;
C2 – стоимость активов по балансу (производственных мощностей) на конец периода;
C1 – стоимость всех активов (производственных мощностей) на начало периода;
(C2 –C1 ))/2) – среднегодовая стоимость инвестиции, которая рассчитывается как среднее между учетной стоимостью активов на начало и конец периода вложения.

Эффективность ROI в бухгалтерском учете и недостатки

Финансовый показатель окупаемости инвестиционных проектов нужно сопоставлять с другими бухгалтерскими показателями, и общее значение будет свидетельствовать о рентабельности предприятия, что позволит оценивать его бизнес-привлекательность. Четкость этого метода позволит не только стимулировать сотрудников, но и привлекать дополнительные инвестиции.

Но есть у этого метода и недостатки. При расчете во внимание не принимается динамическая ценность финансов во времени (то есть, она может меняться), и не различаются данные инвестиций, которые возникают из-за разной продолжительности эксплуатации активов, приобретенных за счет первоначальных вливаний.

Также могут возникать случаи, при которых значения рентабельности могут приравниваться к показателям внутренних норм доходности. Эти ситуации возникают при таких факторах:

  • Когда деньги инвестируются в предприятия с безграничным сроком, где имеется равенство вливаний финансов за год.
  • Когда общая сумма амортизационных отчислений будет приравниваться к сумме, необходимой для полной замены выбывшего из процесса устройства.
  • Оборотный капитал не будет меняться за весь период реализации инвестиционного проекта.

Важно! Такие методы оценки предоставляют приблизительные данные. В более точной оценке помогут другие критерии:

  • интегральная эффективность затрат;
  • коэффициент финансовых оценок отдельно взятого проекта (рентабельность, ликвидность, финансовая устойчивость);
  • точка безубытка и так далее.

Также для финансового плана понадобится определять такие факторы, как сальдо реальных накопленных средств, поток реальных средств, сальдо реальных средств.

ROI в маркетинге (ROMI)

Как известно, инвестиции требуются не только в производстве. Придется вкладывать и в маркетинг, который также должен принести прибыль.

В аспекте инвестиций в маркетинг также можно говорить об их рентабельности. Десять рублей, затраченных на рекламу, на выходе могут принести 40. Поэтому надо знать, что такое термин ROMI (от английского return on marketing investment, то есть возврат на маркетинговые инвестиции).

ROI и ROMI, в принципе, одно и то же, только РОМИ используется в более узком сегменте. А точнее, чаще всего его применяют маркетологи.

ROMI также будет иметь погрешности, ввиду того что при его анализе не учитываются финансовые и бухгалтерские аспекты. Как и в других случаях, существуют различные формулы, но базовым является следующее вычисление:

Итак, если результаты оказались меньше 100%, то это значит, что проект не будет иметь возврата инвестиций в маркетинг. Важно заметить, что для стартапов на начальном этапе проведения маркетинга, такой результат может быть нормой.

Если результаты равны 100% или больше, это значит, что инвестиции на маркетинг полностью окупаются и приносят доход, и это норма прибыли на вложенный капитал.

Этот показатель очень часто применяется именно в интернет-маркетинге:

  • Прямые продажи с помощью рассылок, товаров и услуг.
  • Обратная связь с клиентами, своевременное реагирование и разрешение конфликтных ситуаций помогает поднять репутацию и, как следствие, привлечь большее количество клиентов.
  • Различные программы лояльности, которые заключаются в сборе информации о клиентах с целью проведения мероприятий.
  • Мероприятия по сбыту товаров (sales promotion) – акции, бонусы и т. д.

Понятие ROMI или Marketing ROI тесно связывают именно с интернет-деятельностью. Для продвижения продукта и привлечения клиентов предприниматели используют каналы рекламы Яндекс.Директ, Google AdWords. Поэтому говорить о рентабельности инвестиций в маркетинг принято в аспекте конверсии, полученной от рекламы. Именно конверсия будет главным фактором, определяющим ROMI.

Однако такой подход позволяет подсчитать ROMI только для некоторых опций маркетинга. Для большинства важнейших инициатив определить, окупается ли инвестиция от маркетинга, невозможно. В первую очередь ввиду того что маркетинговые кампании носят комплексный характер – акции, упаковки, дополнительные подарки. Определить, какой из процессов дал какую конверсию, практически невозможно, а затраты на них могут быть абсолютно разные. Кроме того, маркетинговые исследования вряд ли можно анализировать в аспекте ROI.

Тем не менее, при помощи ROMI предприниматели получают возможность проводить анализ тех сегментов, отдача которых не оправдывает финансовые вливания, и диверсифицировать капитал в более перспективные направления.

Но одного показателя окупаемости маркетинговых инвестиций недостаточно для настройки полноценной программы на максимальную прибыль. Ощутимый результат он сможет принести только в совокупности с другими инструментами продвижения и необходимыми данными, а также при четком контроле и аналитике всех аспектов бизнеса.

Рентабельность инвестиции – относительный показатель. Не стоит на него ориентироваться, как на аксиому. Только общий анализ бизнеса, постоянные исследования всех его сегментов и аналитика рисков помогут принести прибыль. Приведено несколько примеров, и в них видно, что при одних и тех же цифрах возможны некоторые различия в расчете. Вот почему очень важно подходить комплексно и оценивать полную картину.

ROI (return on investment) – это коэффициент окупаемости инвестиций. Он позволяет рассчитать эффективность вложений компании. В статье расскажем подробнее, что такое ROI, как его считать, приведем формулы и примеры расчета.

В этой статье Вы узнаете:

Что такое ROI

ROI – это показатель возврата инвестиций, который используется для оценки рентабельности вложений. Он отражает прибыльность проекта в процентном соотношении – при значении больше 100%, или убыточность – при значении меньше 100%.

Вопрос оценки альтернативных предложений приобретает особую значимость в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Прежде чем вкладывать деньги, инвесторы определяют целесообразность и ожидаемую эффективность своих вложений, для чего и рассчитывают рентабельность инвестиций (ROI).

ROI формула расчета

Существует несколько формул расчета ROI. Наиболее часто используется следующая:

ROI = (Доход - Себестоимость) / Сумма инвестиций * 100%

Для расчета коэффициента ROI необходимы следующие данные:

  • себестоимость – затраты на покупку сырья и материалов, доставку, производство , затраты на маркетинг и рекламу и т.д.;
  • доход – конечная прибыль с продажи продукта или услуги;
  • сумма инвестиций – объем вложенных денежных средств.

Нормативное значение коэффициента окупаемости инвестиций

Отношение прибыли к сумме инвестиций показывает, во сколько раз первое больше второго. Если полученное значение меньше 100, то вложения не окупятся (см. также ).

Пример расчета ROI

Рассмотрим на условном примере сравнение отдачи от инвестиций в развитие трех видов продуктов:

Инвестиции в развитие

Количество

Себестоимость

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Вычисления:

Продукт 1 = ((1 350 – 1012) * 9) / 2 804 = 108,5%

Продукт 2 = ((1 450 – 1015) * 11) / 4 600 = 104%

Продукт 3 = ((980– 755) * 8) / 1 581 = 113,9%

Результаты расчетов говорят о том, что Продукт 2 имеет самое высокое значение по маржинальной рентабельности и в абсолютном значении приносит больше прибыли, однако отдача от инвестиций в него наименьшая. А вот Продукт 3 с самой низкой маржинальной рентабельностью показал наилучшие результаты по эффективности вложений. Менеджеры могут скорректировать политику продвижения продуктов: увеличить объемы по Продукту 3, оптимизировать себестоимость, чтобы повысить маржинальную рентабельность. При этом важно соблюдать баланс, чтобы активность и увеличение вложений в Продукт 3 не привели к снижению показателя ROI. Для этого важно рассчитывать его на постоянной основе и следить за динамикой, своевременно принимая управленческие решения. .

Оценка доходности за период

Если к предыдущей формуле добавить период, то она позволит оценить доходность за период владения активом и насколько объем вложенных средств вырос к концу периода:

ROI = (Общие инвестиции на конец периода + Прибыль за период - Сумма инвестиции в периоде) / Сумма инвестиции в периоде * 100%

ROI = (Прибыль + (Цена продажи – Цена приобретения)) / Цена приобретения * 100%

где прибыль – это доходы, которые получены за все время владения активом (капиталом);
Цена приобретения – это цена, по которой был куплен актив (капитал);
Цена продажи – это цена, по которой продастся актив (капитал) в конце срока владения.

ROI формула расчета эффективности рекламы

В индустрии рекламы показатель рентабельности инвестиций используют для оценки отдельных рекламных кампаний. В этом случае используется упрощенный расчет, который не учитывает затраты на закуп, логистику, зарплату и прочее. В оценку включаются только затраты на рекламную кампанию. Учитывая это, показатель корректнее называть ROMI (return on marketing investment), т.к. он оценивает эффективность маркетинговых вложений. Формула для расчета выглядит так:

  • маржинальная рентабельность или наценка (см. также расчет и анализ маржинальной прибыли на примере );
  • бюджет рекламной кампании;
  • доход от рекламной кампании.

Если значение показателя больше 100%, то это означает, что вложения в рекламу полностью окупились и принесли прибыль. Если значение равно 100%, вы заработали в два раза больше, чем вложили в рекламную кампанию. Отрицательное значение говорит об обратном – вложения в рекламу не были эффективными.

Пример расчета ROMI

Рассчитаем на примере значение ROMI, если нам известна маржинальная рентабельность (%):

  • маржинальная рентабельность 25%,
  • затраты на рекламу 190 тыс. руб.,
  • доход 970 тыс. руб.

Результат: Валовая прибыль = 970 * 0,25 = 242,5 тыс. руб.

ROMI = (242,5 – 190) / 190 *100% = 27,6%

Показатель ROMI имеет погрешности, т.к. не учитывает все траты бизнеса во время рекламной кампании. Но в данном случае важна динамика изменений – это объективный показатель. Такой анализ рекомендуется проводить не реже одного раза в месяц. Отслеживая окупаемость инвестиций появляется возможность их более грамотного распределения, чтобы увеличить отдачу от вложенных средств.

Чем отличаются ROI И ROMI

Отличия двух показателей ROI и ROMI в том, что ROI является наиболее общим понятием и показывает эффективность любых инвестиций. ROI фактически является финансовым показателем, однако маркетологи взяли этот коэффициент на вооружение и стали использовать его при оценке отдельных маркетинговых кампаний, в результате чего появился более частный случай – показатель ROMI – return on marketing investment.

Анализ ROI

ROI – это относительный показатель, при сравнительном анализе нескольких объектов инвестирования он помогает выявить тот объект, который принесет наибольшую отдачу от вложений. При этом в абсолютном значении показатели прибыли других проектов могут быть выше.

После ранжирования проектов становится очевидно, какие из них требуют дальнейшего развития и продвижения, а какие следует приостановить.

Говоря о структуре ROI, следует назвать четыре категории потенциальной прибыли, которые компания может получить в результате проекта:

  • сокращение трудоемкости (затраты на труд);
  • снижение капитальных затрат (сокращение стоимости материалов, канцелярских принадлежностей, стоимости печати, затрат на электроэнергию и т. п.);
  • увеличение производительности труда (обычно достигается от внедрения решений, приводящих к снижению времени вынужденного простоя системы или увеличению эффективности выполнения определенных задач);
  • бизнес-прибыль (как правило, это увеличение реальной прибыли компании, что может быть достигнуто за счет увеличения уровня продаж, увеличения прибыли от одного покупателя и т. д.).

Часто возникает вопрос – зачем использовать четыре различные категории, чтобы просчитать возврат. Ответ прост: каждая из категорий служит для того, чтобы показать важный аспект относительных показателей доходов / расходов. Вместе они позволяют достаточно точно оценить успех проекта в целом.

Преимущества и недостатки ROI

Серьезный недостаток коэффициента рентабельности инвестиций заключается в том, что он не учитывает сроки получения прибыли. Каждый раз, когда деньги вкладываются в проект, он «консервируется» до тех пор, пока не начнет приносить прибыль. Деньги, привлеченные в один проект, нельзя инвестировать в другой. Поэтому инвесторы должны учитывать преимущества более раннего поступления денег от инвестиций для того, чтобы иметь ресурсы для других вложений.

Существую так же другие недостатки:

  1. В основу расчета заложена бухгалтерская прибыль, которая может зависеть от различных методов учета.
  2. ROI является относительной мерой и, следовательно, не учитывает объема инвестиций.
  3. Не учитывается продолжительность проекта
  4. Игнорируется временная стоимость денег.

Однако у данного коэффициента есть и преимущества:

  • Вычисления простые и могут быть сделаны достаточно быстро.
  • Используется общеизвестная концепция измерения доходности в процентах.
  • Бухгалтерскую прибыль можно легко посчитать из финансовой отчетности.
  • Охватывает всю продолжительность проекта.
  • Менеджеры и инвесторы привыкли мыслить в терминах прибыли и поэтому данный метод для них более понятный.

Выводы

Для полноценной оценки эффективности инвестиционных вложений с точки зрения собственника, инвестора, банка или государственных органов необходимо рассматривать различные составляющие проекта. При формировании только одного набора показателей эффективности может возникнуть опасность неадекватного представления проекта с точки зрения других заинтересованных сторон.

(Intelligent Enterprise No 7’2003).

Во введении к циклу мы бегло набросали картину слухов и предрассудков относительно применимости ROI для оценки ИТ-инвестиций. Но в этой части мы практически не будем говорить об ИТ-инвестициях. Обсуждение вопросов, связанных с ROI, так или иначе требует объяснения некоторых финансовых терминов. В связи с этим логично начать с небольшого финансово-экономического ликбеза.

Несколько примеров

Давайте рассмотрим несколько конкретных примеров оценки деятельности компании. Для начала возьмем самые простые случаи.

Пример 1. Наверное, для всех более или менее очевидно, что прибыль определяется только после того, как из денег, полученных компанией, вычтены все бизнес-расходы, зарплаты, выплаты по акциям. Допустим, в некой воображаемой компании эти показатели таковы:

Что можно сказать об этих цифрах? Понятно одно: они не слишком хорошо говорят об управлении компанией - при общем объеме продаж в 20 млн долл. прибыль составила всего 500 тыс. долл. А прибыль в современном деловом мире прямо ставится в параллель с показателями качества управления и рассматривается как однозначная оценка работы менеджмента компании.

Пример 2. Допустим теперь, что та же самая прибыль получена другой компанией в результате следующего расклада:

В данном случае 500 тыс. долл. - это 9,4% от продаж. Такие показатели уже гораздо более привлекательны. На финансовом языке принято говорить, что в данном случае существует более сильная зависимость между прибылью и управлением.

Пример 3. Возьмем более сложный случай. Например, известно, что прибыль компании составила все те же 500 тыс. долл. при общем объеме продаж 3.125 тыс. долл. Как будто выглядит неплохо, однако если в игру вступает еще и величина общей стоимости производства, то картина сразу резко меняется. Например, если сумма стоимости оборудования и прочих вложений составила 25 млн долл., то ситуация описывается так: вложено 25 млн, получено 500 тыс., т. е. вернулось 2%. Формула очевидна:

ROI = прибыль/инвестиции = 500.000/25.000.000 = 0,02

Инвесторы могли бы с тем же успехом вложить деньги в государственные бумаги США - прибыль была бы на полпроцента больше (взяты данные для государственных бумаг США выпуска 2003 года). Получается, что инвесторы поступили не лучшим образом.

Универсальность ROI

Давайте теперь покажем, каким образом самые различные аспекты деятельности управления компанией или ее сегментами аккуратно интегрируются в ROI - этот универсальный и удобный в работе показатель. Для иллюстрации того, как различные механизмы функционирования и извлечения прибылей в разных компаниях могут создать иллюзию преимуществ инвестирования, возьмем две компании, поставляющие на рынок, например, коробочное ПО (дабы не отходить далеко от ИТ).

Пример 4. Представим себе, что две компании продают ПО, но одна из них поставляет недорогое, базирующееся на открытых кодах решение, которое не дает большой прибыли с каждой продажи, но благодаря своей дешевизне обеспечивает достаточно большое число клиентов из сферы мелкого и среднего бизнеса. Вторая компания продает большой и дорогой пакет ПО, и список клиентов у нее не такой обширный. Бизнес-модель первой компании строится по принципу больших оборотов и маленькой прибыли; бизнес-модель второй прямо противоположна - маленькие обороты и большая прибыль на каждой продаже. Зададимся вопросом: какая из фирм более выгодна для инвестиций?

Для ответа на этот вопрос, естественно, необходимо подробнее рассмотреть показатели прибыли в обоих случаях. Для обеих компаний маржинальная прибыль может быть вычислена по очевидной формуле:

Маржинальная прибыль = прибыль/продажи

Допустим, что первая компания получила 10.000 долл. прибыли при объеме продаж 500.000 долл. Тогда маржинальная прибыль = 10.000/500.000 = 0,02 = 2%. Однако цифра в 2% еще не отражает полностью реальное положение вещей, поскольку надо учесть первоначальный объем инвестиций в компанию. Допустим, он составил 100 тыс. долл. Здесь нам понадобится еще понятие «оборот основных фондов». Оно определяет, какая часть денег, потраченных как инвестиции в основные фонды предприятия, вернулась в виде дохода от продаж. Формула очевидна:

Оборот основных фондов = продажи/инвестиции

Соответственно для первой компании основные фонды обернулись 5 раз (500.000/100.000). Корректный показатель ROI в этом случае вычисляется так:

ROI = оборот основных фондов х маржинальная прибыль = 5 х 0,02 = 0,10

Или, в развернутом виде:

ROI = продажи/инвестиции х прибыль/продажи = (500.000/100.000) x (10.000/100.000) = 0,10

Иными словами, показатель ROI для первой компании составил 10%. Нетрудно видеть, что фактически мы пришли к той же интуитивно очевидной формуле: ROI = прибыль/инвестиции.

А что же со второй компанией, дорогое ПО которой продается небольшому количеству клиентов? Оборот основных фондов этой компании невелик, но прибыль на каждую продажу существенная. Допустим, что изначальные инвестиции были такими же, как в первой компании, - 100 тыс. долл., а продажи составили 125 тыс. долл. В этом случае:

Оборот основных фондов = продажи/инвестиции = 1,25

Таким образом, оборот фондов для второй компании ниже, но она имеет большую прибыль на каждую продажу. Допустим, что маржинальная прибыль для второй компании составляет 8%. Каковы же будут в этом случае показатели ROI?

ROI = оборот основных фондов х прибыль/продажи = 1,25 х 0,08 =0,10.

Нетрудно заметить, что ROI обеих компаний равны. Очень удобно и наглядно, не правда ли? Инвесторам по большому счету нет никакой надобности вникать во все тонкости ведения дел компаниями. ROI вносит наглядность, простоту и универсальность оценки оправданности инвестирования. Если бы мы анализировали активность, например, фотостудии или компании, занимающейся реализацией покрышек, ничего по большому счету не изменилось бы. На вложенные 100 долл. получено 10 долл. прибыли. Все просто.

Основная формула ROI

Мы рассмотрели фундаментальное отношение между прибылью предприятия и инвестициями в компанию. Из всего вышесказанного следует важный вывод: ROI зависит только от двух показателей - активности оборотов капиталов и прибыли на каждый оборот. Эту максиму можно назвать основной формулой ROI.

Выступая в качестве количественного показателя производительности, ROI дает в руки менеджменту компаний очень простой и наглядный инструмент отчетности и планирования. ROI предлагает способ сведения субъективных оценок прибыльности предприятия к математически точным показателям, что необходимо при оценке инвестиций и сравнения текущей оправданности вложений, а также для оценки альтернативных путей использования капиталов.

Менеджер может подсчитать, например, каким образом различные изменения активности и прибыли повлияют на ROI. Например, если обороты компании увеличились в 5,5 раза, но при этом прибыль на продажу упала до 1,5%, то ROI упадет с 10 до 8,25%. Руководствуясь основной формулой ROI, можно определить, какие показатели прибыли на продажу необходимо установить для того, чтобы прийти к новым показателям ROI. Допустим, обороты составили 5,5 раза, и тогда для достижения ROI в 11% необходим показатель прибыли на оборот 2%.

Рассмотренные выше примеры показывают, что ROI - это интегральный показатель, чувствительный к самым разным внутренним изменениям в бизнесе. Отсюда логично вытекает вопрос: существует ли система, позволяющая наглядно представить себе компоненты, из которых складывается интегральный показатель ROI и которые будут влиять на конечный показатель ROI?

Система финансового контроля DuPont

Система финансового контроля DuPont - первая в мире система управления, основанная на ROI, а также первая система, которая сводит большое количество разнообразных показателей в едином уравнении, позволяя получить наиболее сбалансированный результат. Корпорация DuPont первой разработала и внедрила методику, которая опирается на ROI. Сегодня многие считают эту методику панацеей от всех бед.

Основа подхода DuPont состояла в том, чтобы показать, как различные финансовые показатели взаимодействуют друг с другом, определяя прибыльность инвестиций. Прелесть методики в том, что на основании ее можно проанализировать финансовую ситуацию для любых будущих финансовых показателей. Этот метод позволяет смоделировать поведение финансовой системы в отношении ROI при изменении финансовых показателей, эту систему составлявших.

Основная проблема, с которой первой столкнулась DuPont, состояла в том, что планирование финансовых результатов некой корпорации требует от финансовых менеджеров определенных допущений в отношении рынка и динамики цен. Любое допущение содержит в себе некоторую степень неопределенности и риска. В этой связи менеджерам придется оценить степень вероятности, ассоциированной с каждым важным параметром, как то: ожидаемый рыночный потенциал, продажная цена продукта и затраты на эксплуатацию.

Принцип построения системы вполне понятен. Точно таким же образом, как мы представили изначальный ROI как оборот основных фондов, умноженный на маржинальную прибыль, и эти два базовых компонента можно представить как распадающиеся на подкомпоненты. Затем каждый из подкомпонентов распадается еще на элементы и т. д.

Система финансового контроля DuPont не только дает наглядное представление о том, какие элементы воздействуют на показатели ROI, но и показывает математические взаимоотношения между этими элементами, что позволяет без труда быстро прикинуть реальные количественные изменения ROI под влиянием тех или иных факторов на самых разных уровнях модели.

Необходимо заметить, что все компоненты системы DuPont равнопорядковые. Когда менеджеры используют графики DuPont в своей деятельности, им четко понятны возможные проблемы, которые могут возникнуть с ROI в том или другом случае, а также возможные компромиссы и способы их достижения. Например, если показатели количества наличных средств бесполезно велики, это увеличивает показатели оборотных средств, в связи с чем общий объем капиталовложений тоже будет велик, что автоматически снижает оборот основных фондов, а следовательно, и ROI.

Стоимость капитала

Для понимания принципов оценки ROI необходимо пояснить еще один термин - средневзвешенную стоимость капитала. Понятно, что минимально допустимый уровень прибыли - это такой, при котором компания выходит «в ноль», ничего не теряя и ничего не зарабатывая. На языке финансов говорится, что минимально допустимый уровень прибыли не должен быть ниже «стоимости капитала» или, вернее, «средневзвешенной стоимости капитала» - WACC (weighted average cost of capital). Термин «средневзвешенная» возник в результате того, что чаще всего общие вложения в компанию неоднородны, имеют разные источники и расходятся по разным проектам. Понятно, что от каждого из проектов ожидается разная прибыль и при этом одни проекты требуют меньших, другие - больших вложений. Чтобы понять, как все это разнообразие привести к некоторому общему знаменателю, рассмотрим конкретный пример.

Пример 5. Допустим, компания заимствовала 200 тыс. долл. и должна отчислять 20 тыс. выплат в год. Очевидно, стоимость этого капитала составляет 10%. В этом случае говорят, что реальная процентная ставка (effective rate of interest on debt) составляет 10%. Если эти 200 тыс. долл. представляют собой все деньги компании, тогда 10% и есть WACC.

Допустим теперь, что другая компания заимствовала 60% капиталов на вышеприведенных условиях и еще 40% капиталов было привлечено за счет частных финансирований, под более высокие проценты - 15%. В этом случае WACC, очевидно, рассчитывается как:

WACC= (0,1 х 0,6) + (0,15 х 0,4) = 0,06 + 0,06 = 0,12, или 12%.

Понятно, что эти расчеты будут усложняться по мере того, как в формулу будут добавляться процентные ставки налогообложений и, может быть, необходимые выплаты владельцам акций. Каждая из этих выплат, возможно, будет разбиваться на еще какие-то доли, которые будут просчитываться отдельно и «усредняться» по тому же принципу, по которому мы рассчитывали WACC. Но основная идея WACC и ее «средняя взвешенность» отсюда понятны.

Фактически процесс оценки WACC сводится к тому, что директору необходимо понять, сколько в реальности у него денег. Этот подход показывает, из чего складывается стоимость капитала. В связи с тем, что долги и инвестиции бывают самыми разными и нет общего механизма расчета WACC, эти подсчеты - достаточно деликатная задача даже для опытных менеджеров компаний. Подсчет стоимости капитала делается в предположении о том, что компания будет продолжать увеличивать капиталы пропорционально расчетным, что далеко не всегда удается в реальной жизни, и точные пропорции рушатся. Существует, однако, общее мнение по поводу того, что WACC - это хороший индикатор риска инвестиций: чем выше риск, тем выше WACC.

Принципы использования ROI

При устойчивом состоянии экономики компания приносит прибыль, если она правильно управляется. Точка зрения на вопросы управления в мире достаточно жесткая: если компания процветает, фонды увеличиваются и вкладчики получают дивиденды - эффективность менеджмента высокая, если нет - компании надо задуматься по поводу качества управления. ROI в современном мире стало мерилом и универсальным инструментом оценки того, насколько хорошо управляется компания. С другой стороны, ROI используется и менеджерами, но скорее в целях принятия правильных решений по управлению компанией. Если просуммировать некоторым образом тенденции использования ROI, получится следующая картина.

Владельцы и инвесторы используют ROI для оценки способности компании принести определенный уровень прибыли. ROI позволяет инвесторам и владельцам сравнить показатели данной компании с аналогичными показателями других компаний, а также с положением по отрасли в целом. ROI служит своего рода индикатором финансового здоровья компании, позволяя оценить эффективность менеджмента и будущие доходы. Потенциальные инвесторы могут с помощью ROI оценить перспективность инвестирования в проект и возможные прибыли от него.

Менеджеры компаний используют показатели ROI как средство оценки прибыльности и производительности компании. ROI позволяет без особого труда измерить производительность не только предприятия в целом, но и его различных подструктур в том случае, если эти подструктуры являются независимыми инвестиционными структурами.

ROI, кроме того, помогает менеджерам в построении планов управления компанией. Наиболее эффективные механизмы постановки целей управления на сегодняшний день так или иначе связываются с неким целевым показателем ROI, которого требуется достичь. ROI позволяет осуществить долгосрочное планирование в отношении таких вещей, как реконструкция, замена или расширение промышленного предприятия и его мощностей. ROI также используется менеджерами на разных уровнях управления как инструмент, позволяющий наглядно и аргументированно выбирать между различными путями потенциально возможного увеличения прибыли и создания дополнительной стоимости. ROI позволяет менеджерам оценивать капитальные инвестиционные предложения.

Преимущества использования ROI, или Почему ROI пришлось по вкусу

Возможно, наибольшая популярность ROI связана с относительной простотой этого показателя. ROI одной компании можно напрямую сравнить с ROI другой компании. В сочетании с другими показателями ROI - это наиболее используемый индикатор прибыльности и производительности. ROI - это своеобразная упрощенная форма, позволяющая привести к общему знаменателю самые разнообразные по масштабам и характеристикам промышленные процессы, которые в противном случае было бы трудно или практически невозможно сравнить. Кроме того:

  • ROI как финансовый показатель не требует от руководителя много времени для понимания.
  • Величину ROI легко сравнить со стоимостью капитала.
  • ROI наглядно показывает эффективность инвестиционных решений.

Но ROI при внешней простоте - все же достаточно деликатное средство. Поэтому сегодня, опасаясь пугающей простоты ROI, многие менеджеры избегают пользоваться им при оценке и планировании своей работы.

Не держись ROI, аки слепой - стены

Однако отнюдь не все так гладко и красиво. Как только менеджер начинает понимать преимущества ROI, он порой перестает обращать внимание на что бы то ни было еще. А это может привести к тому, что даже такое удобное средство, как ROI, становится совершенно бесполезным (хочется добавить: и несправедливым, но воздержимся от оценок). Рассмотрим пример компании с разнородной структурой.

Пример 6. Некая компания имеет четыре подразделения. Первое подразделение (А) было создано в 1990 году с инвестициями 100 тыс. долл. Два других подразделения (Б и С) были созданы в течение следующего десятилетия, когда здания и оборудование сильно выросли в цене, поэтому затраты на подъем этих подразделений составили уже 300 тыс. долл. на каждое. При этом затраты на инвентарь каждый раз составляли 100 тыс. долл. Наконец, четвертое отделение (Д), самое маленькое, создано с вложением 50 тыс. долл. (все оборудование было арендовано) для ведения бизнеса в узком секторе рынка, который дает небольшую, но стабильную прибыль. Предположим, что первые три подразделения принесли 40 тыс. долл. прибыли, а последнее дало прибыль 3 тыс. долл.

Каждое из первых трех подразделений размещено в идентичных помещениях и имеет одно и то же оборудование, каждый дает одну и ту же абсолютную цифру прибыли, но в связи с тем, что проекты создавались в разное время, когда стоимость услуг и закупок была другой, старые и новые показатели нельзя сравнивать каким бы то ни было осмысленным образом. Подразделение Д приносит наименьшую прибыль - 6%, но оно создано на другой материально-производственной базе и функционально отлично от первых трех, так что его нельзя сравнивать с ними напрямую. В этом случае попытки «выровнять» показатели ROI в подразделениях оказываются непоказательными и непрактичными.

Итак, мы кратко описали базовые понятия, применяемые при подсчете ROI. Однако это, естественно, далеко не все: остальные понятия и принципы мы будем вводить по мере надобности. А в следующей части мы вернемся, наконец, на более близкую нам почву - к ИТ-инвестициям.

От редакции

Как вы уже заметили, в данном цикле статей мы довольно серьезно занялись финансовой математикой. И это не случайно. На любой проект, в том числе и на ИТ-проект, нужны деньги, а деньги дают только «с возвратом».

Несмотря на достойную подражания обстоятельность, с которой Глеб Галкин подошел к процедуре «финансово-экономического ликбеза», мне показалось важным подчеркнуть три существенные детали.

Во-первых, обратите внимание на сам термин: ROI - это возврат на инвестицию, а не «возврат инвестиций», как говаривали лет восемь назад, да и сейчас нет-нет да и оговорятся. Иными словами, это по определению отношение - а именно отношение чистой прибыли к вложенным средствам. И любой инвестор хочет, чтобы это отношение было по существу зависимостью - не более и не менее как зависимостью размера прибыли от инвестиций.

К слову сказать, никакого «возврата инвестиций» не бывает, и это во-вторых. Вложение средств - это по определению приобретение собственности: оборудования, недвижимости, доли в бизнесе. Вкладывая средства в технику, программное обеспечение и услуги, вы получаете технику, право пользования ПО и результаты оказания услуг. В этом коренное отличие инвестиций от затрат.

И в-третьих - как вы заметили, автор пока не сказал ничего конкретного о возврате на ИТ-инвестиции. Та разновидность ROI, о которой шла речь во второй статье цикла, представляет собой ROA - return on assets, или возврат на основные фонды предприятия. В следующей статье автору предстоит перейти к показателям возврата на ИТ-инвестиции, «играть» с ROI ИТ-отделов и ИТ-проектов, а это уже не ликбез, а область исследований... В любом случае это интересно.

Камилл Ахметов

ROI (return on investment) - показатель эффективности ваших вложений в бизнес, дословно - рентабельность инвестиций. Базовая формула проста:

ROI = (Доход от вложений - Размер вложений) / Размер вложений х 100%

Под “Доходом от вложений” вы, в зависимости от задач, можете понимать Валовую прибыль или Чистую прибыль (за вычетом налогов, пеней, кредитных выплат).

Рассмотрим простейший пример формулы расчета ROI: вы вложили рубль и в результате заработали 3 рубля - ваш ROI равен 200%. Если вложили 2 рубля и заработали 1 рубль, ROI=-50%. Вернули меньше, чем вложили - получаете отрицательный ROI.

ROI - полезный инструмент бизнес-аналитики. Если вы ищете инвесторов для своего дела, первое, о чем вас спросят - оценка возврата инвестиций.

Какой ROI считается хорошим?

Для разных бизнесов этот показатель отличается. Однозначно, для безубыточного предприятия ROI должен быть положительным. При составлении бизнес-плана ознакомьтесь с кейсами, посоветуйтесь с экспертами в вашей области, изучите статистику.

При расчете окупаемости инвестиций примите во внимание и временные показатели. Сезонность, кризисные явления могут влиять на уровень ROI для разных отраслей.

Что такое ROI в маркетинге?

ROI в рекламе - что это? То же самое, что обычный ROI, но считаем мы только вложения в маркетинг. Маркетинговый ROI, он же ROMI (return on marketing investment) показывает окупаемость рекламы. Мы как интернет-компания имеем дело именно с ROMI.

Простая формула ROMI выглядит так:

Расшифруем:

ROMI = (Валовая прибыль - Затраты на маркетинг) / Затраты на маркетинг х 100%.

Валовая прибыль (в мес.) = Среднее кол-во покупок (в мес.) х Средняя цена товара х Маржа

Среднее кол-во покупок (в мес.) = Кол-во переходов на сайт х Средняя конверсия

Эта универсальная формула поможет понять, как считать roi в контекстной рекламе , SEO, при комплексном продвижении.

Пример расчета ROI для SEO

Вот пример из жизни - расчет ROMI для SEO-продвижения нашего клиента. Эти подсчеты мы делаем каждый месяц.

Возврат маркетинговых инвестиций составил 337%.

Подводные камни ROMI

ROMI - это полезный показатель, с его помощью удобно анализировать и подводить итоги, но всецело полагаться на него не стоит. Будьте внимательны и учитывайте разные факторы:

Цикл продажи

Для некоторых сделок клиент принимает решение не один месяц. Вашу рекламу клиент мог увидеть в январе, а заключить сделку - в августе. Затраты списаны в одном месяце, прибыль начислена в другом - и хорошо, если вы аккуратны со статистикой и свяжете сделку с первичным обращением и его источником. ROMI за месяц вы посчитаете, но насколько он отразит реальную картину - вопрос.

Хорошей иллюстрацией может послужить история одного нашего клиента. Компания продает и сдает в аренду торговые площади в центре города. Площади большие и дорогие, решение по сделке может приниматься полгода и больше. При этом прибыль с одной сделки с головой покрывает все расходы на маркетинг за год. Для подобных компаний считать возврат инвестиций ROI каждый месяц - бессмысленно. Поэтому мы ориентировались только на количество и качество пришедших с рекламы обращений.

Средний чек и прибыль

Для некоторых продаж сложно определить средний чек - слишком большой разброс сумм по разным сделкам. А еще размер прибыли для сделок, одинаковых по сумме, может скакать (причины: разные условия поставки, изменение логистических затрат и т.д.). Средние показатели определить проблематично.

Продажа

На прибыль влияет не только реклама, но и сторона заказчика. К примеру, компанию покинули ведущие сотрудники отдела продаж. В итоге показатель заключения сделок снизился, как следствие, понизился и ROMI, но с рекламой эти перемены напрямую не связаны.

Приведем пример. Новые подрядчики прогнозируют вам увеличение ROMI с 200 до 400%. Чтобы выполнить обещания, они отключают контекст на все низкомаржинальные товары. В итоге, ROMI вырос, а продажи упали. В отчетах - красиво, для бизнеса - убыточно.

Выводы

Поэтому при заключении договора с клиентом, мы прогнозируем не ROMI, а стоимость лидов.