Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ. Инструменты денежно-кредитной политики

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объект денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей.

Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют тактическими целями денежно-кредитной политики. Это воздействие осуществляется с помощью соответствующих инструментов.

Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия ЦБ как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы.

Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив ЦБ, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля ЦБ над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка.

Помимо прямых и косвенных различают общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики ЦБ.

Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано в решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т. д.

В мировой экономической практике ЦБ используют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:

Изменение норматива обязательных резервов или так называемых резервных требований;

Процентную политику ЦБ, т. е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у ЦБ или депонирование средств коммерческих банков в ЦБ;

Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в ЦБ. В настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы. Механизм действия данного инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

Если ЦБ увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков, которые они могут использовать для поведения ссудных операций. Соответственно это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величин депозитного мультипликатора;

При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение объема предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объеме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков.

Все остальные инструменты денежно-кредитной политики непосредственно воздействуют на размер денежной базы.

Увеличение денежной базы приводит частично к росту количества денег на руках населения, частично к увеличению вкладов в коммерческих банках. Это в свою очередь влечет за собой усиление процесса мультипликации и расширение объема денежной массы на величину большую, чем денежная база.

Процентная политика ЦБ производится по двум направлениям: регулирование займов коммерческих банков у ЦБ и депозитная политика ЦБ, которая еще может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования - это процент, под который ЦБ предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учетная ставка - процент (дисконт), по которому ЦБ учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учетную ставку устанавливает ЦБ. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, так как эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Определение размера учетной ставки - один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования.

Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в тоже время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда ЦБ намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учетную ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки ЦБ необязательны для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

Операции ЦБ на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. ЦБ продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции ЦБ на открытом рынке оказывают прямое влияние на объем свободных ресурсом, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее.

Такое воздействие осуществляется посредством изменения ЦБ цены покупки у коммерческих банков или продажи ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов со ссудного рынка, ЦБ уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым, увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного курса.

непредсказуемость результатов денежно-кредитной политики в связи с тем, что открытый рынок - это финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приводит к увеличению предложения финансовых активов, следовательно, к росту процентных ставок. В свою очередь, рост процентных ставок отразится на увеличении мультипликатора, что отчасти погасит эффект снижения денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытом рынке могут привести к увеличению спроса на финансовые активы, снижению процентных ставок и мультипликатора.

Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, роли ЦБ в экономике страны.

Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструментов, в рамках денежно-кредитной политики может использоваться и установление ориентиров роста денежной массы, а также валютное регулирование.

Управление наличной денежной массой представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые ЦБ

Валютное регулирование в качестве инструмента денежно-кредитной политики стало применяться ЦБ с 30-х годов ХХ века. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорт и импорта, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета, экономическая и политическая ситуация и т. д.

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что ЦБ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. Валютная интервенция проводится для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности.

Цели денежного регулирования достигаются посредством определенных инструментов. Инструменты денежно-кредитной политики - набор средств в распоряжении ЦБ, позволяющие ему осуществлять контроль над уровнем и структурой ликвидности в экономике Они подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым инструментам относят:

Лимиты кредитования;

Прямое регулирование процентной ставки.

К косвенным инструментам относят:

Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

Изменение нормы обязательных резервов;

Интервенция на валютный рынок;

Операции на открытом рынке .

Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномочий Центрального банка. Государство может использовать как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. В большинстве экономически развитых стран в основу денежно-кредитной политике положен косвенный контроль над денежной массой.

Административные (прямые) методы, как правило, используются в странах с развитой системой государственного планирования экономики. Правда, довольно часто административное регулирование вводилось в странах с рыночной организацией хозяйственной жизни, но лишь на период глобального кризиса. В основном используются лимиты, устанавливаемые на процентные ставки, и прямое лимитирование кредитов. Административный контроль над процентной ставкой может осуществляться путем определения величины ссудного процента или его предельного значения, процентной ставки по депозитам и сберегательным вкладам. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии. Общие кредитные потолки устанавливаются в отношении общей суммы кредитов, предоставляемых банковским сектором. При этом для всех коммерческих банков определяются одинаковые пределы для темпов или объемов роста кредита. В некоторых случаях кредит ограничивается только для определенных секторов экономики. Такой выборочный кредитный контроль называют селективным . К селективным методам денежно-кредитного регулирования можно также отнести установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков, ограничение потребительского кредита, контроль над ипотечным кредитом и т.д.

К экономическим методам регулирования совокупного денежного оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает, в основном, косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами, и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три основные группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. В основном используются лишь - нормативные и корректирующие методы.

К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций Центральным банком (когда Центробанк выступает в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.

В большинстве экономически развитых стран в основу денежно-кредитной политике положен косвенный контроль над денежной массой. На деле регулирование осуществляется посредством изменения либо денежной базы, либо нормы резервирования депозитов. При этом чаще всего используются три инструмента - операции на открытом рынке, установление нормы обязательных резервов и учетная ставка процента, подробному анализу которых будут посвящены следующие подразделы.

Стоит отметить, что при выборе конкретных инструментов в соответствии с текущими целями денежно-кредитной политики возникает ряд практических трудностей, обусловленных тем, что отдельные инструменты используются по другим важным направлениям регулирования. Например, кредиты рефинансирования, обеспечивая расширение денежного предложения, одновременно ведут к увеличению свободных резервов коммерческих банков, что не всегда желательно. Валютные интервенции параллельно с воздействием на предложение денег воздействуют и на валютный курс. Кроме того, возможности практического применения некоторых инструментов определяются развитием финансовых рынков (прежде всего это относится к операциям на открытом рынке) и правовым обеспечением.

Изменение учетной ставки

В политике рефинансирования важное место занимает регулирование ставок процента, по которым центральный банк проводит данные операции. Регулирование ставок процента часто называют процентной политикой центрального банка, а основную ставку, по которой осуществляется рефинансирование, - его официальной ставкой. Повышение последней снижает возможности коммерческих банков в получении кредитов у центрального банка, что ведет к сокращению кредитов, предоставляемых рыночной клиентуре банками, следовательно, уменьшает денежную массу и увеличивает величину рыночных ставок процента. Повышая последние, центральный банк проводит политику ограничения кредита, т. е. кредитной рестрикции, снижая, - кредитной экспансии Центральный банк обычно устанавливает ставки по операциям - дисконтную, ломбардную, для операций на открытом рынке и др. Регулируя их уровень, он воздействует на уровень ставок процента по кредитам и другим операциям коммерческих банков.

Пик использования ставок центрального банка для регулирования денежно-кредитной сферы пришелся на 1950 - 1960-е гг. Большое значение придавалось им и в 1970-е гг., когда имело место расширение международного движения капиталов. В современных условиях общая ориентация на контроль уровня ставок сохраняется, но значение этого инструмента регулирования постепенно уменьшается. Однако полностью отказаться от него нельзя в силу макроэкономического, в том числе антиинфляционного, воздействия на экономику, а также на курс национальной валюты.

В большинстве развитых стран к числу официальных ставок, с помощью которых осуществляется регулирование денежного и кредитного рынков, относится учетная ставка. Политика воздействия на денежную массу путем регулирования этих ставок получила название учетной (или дисконтной) политики .

Официальная учетная ставка - это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческих банков краткосрочных государственных облигаций и переучете коммерческих векселей. Учет векселей -- это покупка банком векселя до наступления срока платежа по нему. Банк при этом авансирует клиенту деньги и при наступлении срока платежа сам предъявляет вексель к оплате. К учету принимаются векселя, основанные на товарных и коммерческих сделках, Банк учитывает вексель, выплачивая его бывшему владельцу не всю сумму, указанную в нем, а за вычетом, так называемого, дисконта (учетной суммы) .

Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками на основе переучетных операций. Политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов. Когда центральный банк повышает учетную ставку, он тем самым удорожает кредиты рефинансирования, уменьшая кредитные возможности банков и, наоборот, когда он понижает ее, то удешевляет кредиты и увеличивает возможности банков предоставлять кредиты своим клиентам. По сложившейся в 1950 - 1960 гг. практике центральный банк фиксировал свою учетную ставку, по которой выдавал кредиты в соответствии со спросом на них, а рынок регулировал количество денег в обращении. Типичным был низкий уровень ставок центрального банка, что стимулировало обращение остальных банков к его кредитам. Поскольку все банки обращались за кредитными ресурсами к центральному, то влияние ставок последнего распространялось на всю экономику, что и служило подтверждением регулирующего воздействия учетных ставок центрального банка на общую динамику ставок процента.

В последние годы кредитование коммерческих банков по официальной учетной ставке повсеместно сокращается, например, федеральные резервные банки осуществляют эти операции выборочно и в минимальных размерах, действуя как кредиторы в последней инстанции. Учетная ставка в современных условиях служит публичным индикатором перемен политики центрального банка. Ее изменения показывают направления политики последнего, что заставляет экономические субъекты менять собственную стратегию.

В некоторых странах Центральный Банк устанавливает квоты рефинансирования для банков, а выгодные условия кредитования стимулируют к использованию этих квот .

В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального Банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального Банка, составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств.

Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше займов берут коммерческие банки у центрального банка и поэтому тем меньше величина резервов, которые они могут выдать в кредит. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньший объем кредитов они предоставляют и, следовательно, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы, изменение которой может быть подсчитано по формуле:

где?М - изменение денежной массы;

К - кредитные возможности коммерческих банков (сумма, которую они могут выдавать в кредит);

mult банк - банковский мультипликатор;

rr - норма обязательных резервов.

Изменение учетной ставки процента влияет только на величину резервов и поэтому кредитных возможностей коммерческих банков, не изменяя величину банковского мультипликатора.

Изменение учетной ставки не является гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано, как упоминалось выше, с тем, что в развитых странах объем кредитов, получаемых коммерческими банками путем займа у центрального банка, относительно невелик, например, в США не превышает 2--3% общей величины банковских резервов, так как центральный банк не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если по оценкам экспертов банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными. Кроме того, кредиты, полученные у центрального банка, коммерческие банки не имеют права выдавать своим клиентам .

Ставка процента, выступая ценой денег, формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги D ) и предложения денег S ) (рисунок 1.1).

Когда центральный банк повышает учетную ставку процента, денежная масса сокращается (сдвиг влево кривой предложения денег от М1 до М2), а рыночная ставка процента растет (от R 1 , до R 2 (рисунок 1,а)).


Рисунок 1.1. -Воздействие изменения предложения денег на ставку процента

Кривая предложения денег вертикальна, поскольку денежную массу контролирует Центральный банк и предложение денег не зависит от ставки процента. Кривая спроса на деньги имеет отрицательный наклон, так как величина спроса на деньги находится в обратной зависимости от ставки процента -- чем выше ставка процента, т.е. чем дороже кредиты, тем меньший спрос на них предъявляют экономические агенты. Равновесная ставка процента -- это ставка, при которой спрос на деньги равен предложению денег. Графически ее величина определяется в точке пересечения кривой спроса на деньги с кривой предложения денег.Поэтому, даже если Центральный банк только объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономические агенты знают, что эта мера должна привести к уменьшению денежной массы, -- экономика быстро реагирует, коммерческие банки повышают ставку процента по своим кредитам, деньги (кредиты) становятся "дорогими", и денежная масса сокращается.

Основным объектом, на который воздействует процентная политика Центрального банка, во всех развитых странах являются краткосрочные ставки. Стратегии регулирования ставок процента достаточно разнообразны. В настоящее время в большинстве стран наиболее значимой становится стабилизация максимально краткосрочных ставок денежного рынка. Однако посредством регулирования учетной ставки центральные банки воздействуют на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что в свою очередь влияет на уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. В этих условиях более привлекательными становятся депозиты или прямое финансирование. Понижение учетной ставки, наоборот, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к повышению спроса на ценные бумаги, поднимая их рыночную стоимость. Таким образом, учетная политика центрального банка представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов посредством изменения стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

Что касается ставки рефинансирования, применимой в Республике Беларусь и некоторых других странах, то она носит в основном индикативный характер и напрямую не связана с кредитными ставками, следовательно, не может действенно влиять на реальный сектор экономики.

Пересмотр резервных требований

Повсеместно распространенным методом денежного регулирования является регулирование норм обязательных резервов, т. е. уровня резервов, которые коммерческие банки в обязательном порядке должны держать на резервном счете в центральном банке.

Широкое распространение этого метода регулирования связано, во-первых, с удобством применения и контроля (простой пересмотр параметров в схеме регулирования позволяет влиять на объем и динамику банковских резервов); во-вторых, с универсальностью воздействия - изменение норм резервирования может затрагивать сразу все кредитные учреждения. Повышение нормы резерва на 1 - 2 % является действенным средством ограничения кредитной экспансии и приостановления развития инфляционных процессов. Если складывается ситуация, когда банк не имеет возможности поддерживать требуемое повышенное соотношение между обязательными резервами и депозитами, он вынужден отказаться от выдачи новых кредитов или продать ценные бумаги. Снижение норм резервов в периоды экономического спада стимулирует развитие деловой активности. В этом случае сумма фактических резервов на счетах в центральном банке превысит сумму требуемых обязательных резервов, в результате банки смогут предоставлять новые ссуды и приобретать ценные бумаги .

В то же время следует учитывать, что варьирование уровнем резервов затрагивает основы банковской системы и может оказать сильнейшее воздействие на функционирование финансовых рынков страны, вызвать изменения в объемах депозитов и величине банковских кредитов. Повышение уровня обязательных резервов в периоды экономического подъема опасно тем, что банковская система может в этих условиях не выдержать возрастающего спроса на краткосрочную ликвидность со стороны рыночных субъектов.

Воздействие резервных требований на денежную сферу отличается от воздействия других инструментов денежно-кредитной политики. Изменение резервных требований не изменяет банковские резервы и денежную базу, но изменяет денежный мультипликатор. Снижение нормы резервов увеличивает мультипликатор и соответственно денежную массу. Повышение нормы резервов снижает значение мультипликатора и уменьшает денежную массу. В то же время изменение нормы резервов может оказать воздействие на объемы кредитования реального сектора экономики. Повышение нормы обязательных резервов ограничивает возможности банков в кредитовании экономики, поскольку требует держать больший объем ликвидных средств относительно депозитов. И наоборот, снижение нормы резервов расширяет кредитные возможности банков и снижает издержки кредитования экономики .

Величина обязательных резервов (R обяз ) определяется в соответствии с нормой обязательных резервов (rr обяз), которая устанавливается центральным банком в виде процента от общей суммы депозитов коммерческого банка (D):

где, R обяз - величина обязательных резервов;

rr обяз - норма обязательных резервов;

D - депозитов коммерческого банка.

Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма.

Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам:

* во-первых, сокращаются резервы и, следовательно, кредитные возможности коммерческих банков -- сумма, которую они могут выдать в кредит, поскольку при росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет нрава использовать на цели кредитования, увеличивается.

* во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского мультипликатора. Рост нормы обязательных резервов сокращает величину банковского мультипликатора.

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам:

§ через изменение резервов и поэтому кредитных возможностей коммерческих банков;

§ через изменение величины банковского мультипликатора.

Кроме того, стабильность нормы обязательных резервов служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент редко используется в развитых странах для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (например, в США этот инструмент последний раз использовался в период кризиса 1974--1975 гг.). К тому же с начала 1980-х гг. процедура пересмотра этого показателя в развитых странах стала достаточно громоздкой и технически сложной, поэтому данный инструмент перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой .

Операции на открытом рынке

В настоящее время операции на открытом рынке являются наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования. Эти операции используются центральными банками всех развитых стран, но в разных масштабах из-за неразвитости вторичного рынка ценных бумаг и недостаточности средств для их проведения. Сущность этого метода заключается в том, что центральный банк покупает или продает ценные бумаги на открытом рынке. Объект этих операций - рыночные ценные бумаги, к которым преимущественно относятся государственные обязательства, ценные бумаги промышленных компаний и банков, а также векселя, учитываемые центральным банком. Если последний продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то остатки средств на корреспондентских счетах, открытых этими банками в центральном банке, уменьшаются на величину купленных бумаг. Вследствие этого уменьшаются возможности коммерческих банков по предоставлению ссуд своим клиентам, что приводит к сокращению денежной массы в обращении. И, наоборот, при покупке ценных бумаг у коммерческих банков центральный банк зачисляет соответствующие суммы на их корреспондентские счета, и у коммерческих банков появляется возможность расширить свои операции по выдаче ссуд.

Чаще всего для целей денежно-кредитного регулирования центральный банк использует ценные бумаги, выпущенные государством. В промышленно развитых странах государственным ценным бумагам принадлежит большая роль в финансировании государственных расходов, покрытии дефицитов бюджетов и развитии экономики в целом.

С помощью выпуска государственных долговых инструментов осуществляется:

Финансирование текущего дефицита бюджета;

Рефинансирование долга;

Финансирование государственных проектов и программ местных органов власти, а также привлечение средств во внебюджетные фонды;

Обеспечение коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов ликвидными и высоколиквидными резервными активами. В ряде стран для этой цели используются краткосрочные государственные ценные бумаги.

Вкладывая в выпускаемые правительством долговые обязательства часть своих ресурсов, кредитно-финансовые учреждения получают доход в виде процента .

Центральный банк покупает и продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам (банковскому сектору), а также населению -- домохозяйствам и фирмам (небанковскому сектору). Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков, что ведет к увеличению предложения денег.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму его резервов, что повышает кредитные возможности банка и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Если центральный банк покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм) и если продавец вкладывает полученную у центрального банка сумму на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличатся и предложение денег возрастет на ту же величину, как в случае, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги у коммерческого банка.

Таким образом, операции на открытом рынке, как и изменение учетной ставки процента, влияют на изменение предложения денег, воздействуя лишь на величину резервов и поэтому кредитных возможностей коммерческих банков. Изменения величины банковского мультипликатора не происходит.

Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика "перегрета", то в целях борьбы с инфляцией центральный банк должен продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы и в том случае, когда центральный банк продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам, и тогда, когда покупателями выступают домохозяйства и фирмы, и оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.

Итак, инъекции в банковские резервы, как результат покупки, и изъятия из них, как результат продажи центральным банком государственных ценных бумаг, приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.

Вывод: Денежно-кредитная политика представляет собой меры по регулированию денежного рынка с целью стабилизации экономики. Монетарная политика является разновидностью стабилизационной (антициклической) политики.

Высшими целями денежно-кредитного механизма государственного регулирования являются стабильный рост совокупного выпуска в экономике, полная занятость ресурсов, стабильный уровень цен и равновесие платежного баланса. Эти цели достигаются с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые оказывают влияние на реальный сектор экономики с относительно большим временным лагом. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше задачи. Для достижения поставленной целей органы кредитно-денежного регулирования формулируют промежуточные цели, которые включают в себя изменение денежной массы, денежной и кредитной эмиссий, процентных ставок и валютного курса.

Соотношение между этими параметрами в их количественном измерении определяет, в какой степени, насколько активно и какими именно инструментами кредитно-денежного регулирования будет пользоваться Центральный банк государства для решения поставленных перед ним задач.

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты денежно-кредитной политики:

  • 1. Операции на открытом рынке.
  • 2. Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования).
  • 3. Процентные ставки по операциям Центрального Банка.
  • 4. Рефинансирование кредитных организаций.
  • 5. Валютные интервенции.
  • 6. Установление ориентиров роста денежной массы.
  • 7. Прямые количественные ограничения.
  • 8. Эмиссия облигаций от своего имени.

Рассмотрим более подробно инструменты денежно-кредитной политики Российской Федерации.

Операции на открытом рынке

К экономическим мерам по регулированию денежно-кредитной политики относятся также операции Центрального банка на открытом рынке с ценными бумагами. Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.

Политика открытого рынка представляет собой орудие быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг Центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Особенно эффективно это используется в период кризиса. В период высокой конъюнктуры Центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.

Проводить такую политику Центральный банк может двумя путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи уровень и процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, Центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.

Успех политики открытого рынка зависит от многих факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у Центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда Центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность, Центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым Центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой -- так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким методом регулирования.

Рефинансирование банков

Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка. Это особенно наглядно проявляется сейчас в банковской системе России, где основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности является рефинансирование банков. По решению Совета Директоров Центрального банка в ходе реструктуризации банковской системы банкам будут предоставляться кредиты на поддержание ликвидности, повышение финансовой устойчивости, а также стабилизационные кредиты на срок до одного года в пределах ориентиров денежно-кредитной политики. По мере нормализации ситуации в банковском секторе предполагается прекратить предоставление указанных кредитов.

Кредитные рефинансирования различаются по:

  • -- форме обеспечения -- учетные и ломбардные кредиты;
  • -- срокам использования -- краткосрочные (на 1 или несколько дней) и среднесрочные (до 6 месяцев);
  • -- методам предоставления -- прямые кредиты и кредиты, реализуемые Центральным банком через аукционы;
  • -- целевому характеру -- корректирующие и сезонные кредиты.

Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки

Традиционной функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении. Коммерческие банки самостоятельно определяют размер надбавки к официальной ставке рефинансирования Центрального банка в зависимости от финансового состояния заемщика, рентабельности работы, перспективности и приоритетности кредитуемого объекта.

Центральный банк регулирует уровень процентных ставок двояким образом:

  • -- через фиксацию ставок по предоставлению коммерческим банкам кредитов, которые служат определенным ориентиром для рыночных ставок;
  • -- через контроль над ставками кредитных учреждений.

В первом случае Центральный банк, устанавливая официальную учетную ставку, определяет стоимость привлечения ресурсов банками: чем выше учетная ставка, тем выше стоимость рефинансирования банковских операций. Во втором случае регулированию подлежит лишь стоимость отдельных видов кредита или операции только некоторых банков.

Процентная политика Центрального банка в посткризисный период заключается в регулировании процентных ставок по всем операциям банка на денежном рынке с целью поддержания необходимого уровня ликвидности банковской системы.

Центральный банк непосредственно не влияет на процентные ставки по операциям коммерческих банков со своими клиентами. Эти процентные ставки определяются ими самими и зависят от количества денег в обращении и эффективности посреднической деятельности банковской системы и финансовых рынков.

На протяжении 1991-2008 г.г. Центральный банк неоднократно изменял ставку рефинансирования в зависимости от условий, складывающихся на денежном рынке. В 2008 г. Центральный банк повысил ставку рефинансирования с 10 до 12 % на 12.11.2008 г., а с 01 декабря 2008 года ставка вводится в размере 13 %.

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные Банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный Банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

Схема переучета векселей Центрального банка проста: коммерческий банк, получающий статус учетного от одного из подразделений Центрального банка, финансирует организацию-экспортера под получение простого векселя, выданного на имя учетного банка. Учетный банк, в свою очередь, переучитывает (т. е. продает до наступления срока платежа) этот вексель в Центральный банк под заранее установленный процент.

Учетные (дисконтные кредиты) -- это ссуды, предоставляемые Центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока. Согласно действующим в разных странах законам Центральный банк уполномочен покупать у банков и продавать им коммерческие и казначейские векселя исходя из установленной учетной ставки. Важный инструмент воздействия на состояние кредитно-денежного обращения -- использование количественных ограничений имеющихся в распоряжении банков учетных кредитов посредством установления лимитов общей суммы переучитываемых заимствований. Лимит распространяется на все переучитываемые Центральным банком векселя и может быть установлен в индивидуальном порядке для отдельных учреждений либо в форме ограничений на объем кредитов, предоставляемых одному заемщику. В зависимости от ситуации в денежно-кредитной сфере лимиты переучета либо сокращаются, либо увеличиваются. Повышая уровень лимита, Центральный банк стремится выровнять финансовые потери, возникающие в результате изменения рыночных условий, или увеличить кредитные ресурсы банков в рамках предусмотренного прироста денежного массы. Поэтому повышение уровня кредитного лимита не означает проведение Центральным банком экспансионистской денежно-кредитной политики, а рассматривается как механизм регулирования банковской ликвидности.

Ломбардные кредиты, предоставляемые Центральным банком коммерческим, являются процентными ссудами под залог ценных бумаг. Размеры ссуд устанавливаются в зависимости от вида залога. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардного кредита. Ломбардные кредиты предоставляют лишь при кратковременных трудностях, испытываемых кредитными институтами. Процентная ставка ломбардного кредита обычно превышает ставку учетного процента на 1-3%.

Кредиты рефинансирования Центрального банка разделяются на краткосрочные -- кредиты «овернайт», внутридневные кредиты -- и среднесрочные -- от 1-2 месяцев до 6 месяцев или до 1 года.

Обязательные резервы -- один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка -- представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы -- это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязательность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Центрального банка на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов. Порядок депонирования обязательных резервов осуществляется на основании «Положения об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации», разработанного Центральным банком в 1996 г. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Центральном банке устанавливаются Советом директоров Центрального банка. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации. Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. В случае невыполнения кредитной организацией требований взыскивается сумма недовзноса в обязательные резервы, а также штрафы за нарушение порядка резервирования в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии. После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов перечисляются на счет ликвидационной комиссии или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка.

Центральный банк образует из обязательных резервов резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются путем резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, эти средства используются в качестве кредитных ресурсов. В подавляющей части к ним относятся временно свободные средства на расчетных, текущих счетах, а также средства, внесенные во вклады и депозиты предприятиями, организациями и гражданами. Не включаются в состав этих привлеченных средств кредиты других банков.

Размер резервов -- часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка, во многом определяет кредитные возможности коммерческого банка. Он может выдавать ссуды и расширять тем самым денежное предложение только в том случае, если имеет свободные резервы, превышающие установленную законом минимальную норму. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Центральный банк может регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать предложение денег.

Регулирование минимальных резервных требований имеет двойное назначение:

во-первых, оно призвано обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков.

во-вторых, оно является важным инструментом Центрального банка для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков.

Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств, поскольку часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

Центральный банк, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т. е. увеличить кредитные вложения. Однако следует учитывать, что такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.

Если процентные ставки по обязательным резервам высоки, то Центральный банк ограничивает количество денег, находящихся в распоряжении коммерческих банков. Это снижает кредитоспособность последних и повышает проценты по выдаваемым ими кредитам. Поэтому резервируемая часть таких вкладов должна превышать, сумму вкладов с длительными сроками хранения.

На размер норм обязательного резерва влияют также уровень развития банковской системы и состояние экономики в целом. В странах с развитой банковской системой, функционирующей в условиях стабильной экономики, нормы обязательных резервов устанавливаются на относительно длинное время.

Валютное регулирование

Необходимость регулирования валютного курса обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

Центральный банк осуществляет регулирование валютного курса посредством:

  • -- проведения денежно-кредитной политики;
  • -- валютных интервенций;
  • -- использования государственных резервов международных платежных средств или иностранных займов.

На практике обычно используют две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.

Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы -- это и есть девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашений своп) национальную валюту, он увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа Центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса. Влияние валютной политики Центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритетов политики Центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.

Наряду с прямыми мерами валютного регулирования -- дисконтной и девизной политикой -- и мерами непосредственного валютного регулирования на валютный курс значительное влияние оказывают многие другие законодательные нормы. Среди них можно выделить следующие три группы норм.

  • 1. Нормы налогового законодательства:
    • -- налогообложение курсовых разниц;
    • -- форма платежей налогов по валютным операциям;
    • -- налогообложение операций по купле и продаже иностранной валюты
  • 2. Нормы, регламентирующие экономические условия развития:
    • -- законодательная регламентация расчетов в иностранной валюте на территории страны;
    • -- требования к предприятиям, желающим использовать валютный счет и кассу;
    • -- норма обязательной продажи валютной выручки;
    • -- ставка % по валютным кредитам, списываемая на себестоимость;
    • -- регламентация государственных закупок (выбор поставщиков -- отечественных или иностранных).
  • 3. Нормы банковского законодательства:
    • -- нормы обязательных резервов и форма их перечисления в Центральный банк. Многие банки практикуют временную реструктуризацию счетов перед определением сумм, перечисляемых в качестве обязательных резервов в Центральный банк, если норма резервов по валютным депозитам ниже, чем по рублевым. Сегодня она единая.
    • -- требования к банкам, желающим производить операции в иностранной валюте. Ужесточение перечисленных требований ведет, с одной стороны, к повышению профессионализма банков, ведущих валютные счета, а с другой
    • -- к изменению стоимости банковских услуг по обслуживанию валютных счетов. При этом проявляются две тенденции: снижение предложения и ограничение конкурентоспособности ведет к росту стоимости банковских услуг, а сосредоточение операций в крупных банках снижает расходы и соответственно стоимость услуг. Это в свою очередь влияет на количество предприятий, желающих иметь валютные счета. Как следствие, изменяется спрос на валютном рынке.

Установление ориентиров роста денежной массы и прямые количественные ограничения: политика таргетирования

Таргетирование, т. е. установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период.

По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений роста объемов денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров.

Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность.

Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничения. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также Центральный Банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также Центральный Банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Все выше рассмотренные инструменты относятся к косвенным методам.

Законом предусмотрено, что Центральный банк может применять и прямые количественные ограничения (установление лимитов) на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Но это бывает в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. Центральный банк может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Рыночная экономика - механизм, в достаточной мере саморегулируемый. Но в большинстве современных государств есть властные институты, которые периодически вовлекаются в управление хозяйственными процессами в силу того, что это нужно делать в целях поддержания стабильности национального рынка. Данные учреждения осуществляют денежно-кредитную политику. В чем специфика данного вида деятельности государственных структур? Какие методы они применяют при этом?

Что представляет собой денежно-кредитная политика?

Под субъектом денежно-кредитной политики, которая иногда именуется также монетарной, в общем случае принято понимать государство. Таким образом, данный вид активностей представляет собой работу органов власти, посредством которой осуществляется управление механизмом оборота денежных средств в национальном хозяйстве. Целью денежно-кредитной политики государства является сдерживание цен, обеспечение занятости граждан и стимулирование роста экономики в целом.

Главное учреждение, которое осуществляет данные активности в РФ - Центральный банк России. В узком смысле под денежно-кредитной политикой может пониматься деятельность любого экономического субъекта. Например - предприятия или муниципалитета, целью которой является повышение эффективности управления капиталом. Но чаще всего, конечно, инструменты денежно-кредитной политики задействуют государственные органы. Рассмотрим основные задачи, которые решает в данном направлении деятельности ЦБ РФ.

Задачи банка в части денежно-кредитной политики

Итак, главным субъектом, задействующим различные инструменты денежно-кредитной политики, является ЦБ России. Данному учреждению предстоит решать следующий спектр задач:

  • регулирование инфляции;
  • снижение безработицы;
  • поддержание курса национальной валюты;
  • обеспечение стабильности платежного баланса государства;
  • обеспечение функционирования банковской системы;
  • поддержание работы платежных механизмов в экономике;
  • установление адекватных процентных ставок в сфере кредитования.

Классификация принципов монетарной политики

Центральный банк может применять несколько стратегий монетарной политики. Эксперты выделяют две основные - жесткую и гибкую. В чем их специфика?

При жестком методе управления финансовыми потоками выбираются те инструменты денежно-кредитной политики, которые направлены на обеспечение оборота в экономике конкретного объема денежной массы. Гибкая модель же предполагает задействование тех подходов, что предполагают регулирование, главным образом, кредитных механизмов - чаще всего, посредством увеличения или уменьшения процентной ставки. В случае с ЦБ РФ регулируется величина ключевой ставки, которая является определяющим фактором условий выдачи кредитов частных банков своим клиентам.

Есть и иные критерии классификации монетарной политики. Так, Центробанк может практиковать стимулирующий подход. Он предполагает, что будут выбираться инструменты денежно-кредитной политики, которые стимулируют деловую активность хозяйствующих субъектов и - как следствие - рост экономики, появление новых рабочих мест.

Есть, в свою очередь, и сдерживающий подход. Он предполагает, что инструменты денежно-кредитной политики ЦБ будет выбирать те, что направлены на снижение предпринимательских активностей. Данный подход применяется прежде всего в целях противодействия инфляции. Основные инструменты денежно-кредитной политики стимулирующего типа:

  1. облегчение требований по резервам для частных банков;
  2. снижение ключевой ставки;
  3. активная покупка ЦБ государственных облигаций.

Данные меры предполагают стимулирование активностей сразу в 3 сегментах экономики - банковской сфере, бизнесе в реальном секторе, а также на фондовых рынках.

Основные инструменты денежно-кредитной политики сдерживающего типа:

  1. ужесточение требований по резервам для частных банков;
  2. увеличение ключевой ставки;
  3. продажа Центробанком ценных бумаг, которые эмитированы государством.

Аналогично эффект от задействования перечисленных инструментов наблюдается сразу в нескольких сегментах бизнеса.

Методы монетарной политики

Итак, мы рассмотрели сущность понятия «денежно-кредитная политика», инструменты денежно-кредитной политики. Но есть еще ряд нюансов, характеризующих активности, о которых идет речь. В частности, полезно будет рассмотреть то, какие методы монетарной политики могут применяться государством. Есть несколько способов их классификации. Так, распространен подход, в рамках которого выделяют прямые и косвенные методы. Изучим их сущность подробнее.

Что представляют собой прямые методы монетарной политики?

Прямые методы монетарной политики властей предполагают, что ЦБ будет задействовать главным образом административные инструменты регулирования кредитно-денежной политики. Это может быть применение лимитов на предоставление займов или же размещение депозитов частными банками. Данный подход позволяет Центробанку повлиять прежде всего на величину денежного предложения в экономике и, как следствие, получить возможность регулировать инфляцию. Главное преимущество соответствующих методов - возможность получения оперативного результата.

Как правило, те инструменты денежно-кредитной политики государства, что задействуются в подобных сценариях, приводят к быстрым изменениям в национальном хозяйстве. Однако их воздействие, как правило, не носит фундаментального характера. Поэтому достижение краткосрочного эффекта от применения прямых методов монетарного управления экономикой чаще всего требует применения ЦБ последующих мер, закрепляющих полученный результат.

Сущность косвенных методов в монетарной политике

Специфика косвенных методов в том, что их применение характеризуется задействованием, главным образом, рыночных механизмов. Например, внедрение обновленных регламентов деятельности частных банков, которые могут повлиять на политику определения ими приоритетов в выстраивании бизнес-модели.

Главное преимущество методов рассматриваемого типа - в их фундаментальности, несмотря на относительно невысокую оперативность получения результатов их применения. Можно отметить, что эксперты также классифицируют методы монетарной политики на общие и селективные. Первые, в принципе, схожи с косвенными, механизмы реализации вторых подобны тем, что характеризуют задействование прямых методов.

Итак, мы рассмотрели то, что представляет собой денежно-кредитная политика, инструменты денежно-кредитной политики, основные ее методы также были описаны. Полезно будет теперь изучить ряд практических аспектов их применения.

Практика монетарной политики: участие ЦБ в рыночных операциях

В достаточной мере эффективным и распространенным инструментом кредитно-денежной политики является участие Центробанка в рыночных операциях. Рассмотрим то, каким образом оно может осуществляться.

Активности ЦБ в сфере рыночных операций могут заключаться прежде всего в покупке или же продажи резервных активов, используя собственные резервы. Еще один распространенный вид деятельности ЦБ в рассматриваемом направлении - управление золотовалютными резервами государства. Данный вид активностей позволяет, прежде всего, осуществлять эффективное управление долговой политикой государства, а также влиять на инвестиционную привлекательность экономики страны. Еще один способ участия ЦБ в рыночных операций - участие в валютных торгах. Чаще всего оно осуществляется в виде интервенций, представляющих собой сессии продаж или покупки национальной или зарубежной валюты в целях корректировки уровня ее спроса или предложения.

Практика монетарной политики: управление учетной ставкой

Следующий практический инструмент монетарной политики - управление учетной ставкой. Его сущность в определении величины процента, который частные банки уплачивают ЦБ в обмен на денежные средства, которые занимают у него в целях использования в структуре собственного капитала. Если ЦБ снижает учетную ставку, то частные кредитные структуры, как правило, начинают занимать у ЦБ активнее - равно как и предлагать своим клиентам различные финансовые услуги.

Конечно, снижается и процент по займам для клиентов - и это является дополнительным стимулирующим фактором роста оборотов капитала в кредитно-финансовой организации. В свою очередь, повышение учетной ставки сопровождается, как правило, противоположным эффектом, но в то же время, как мы отметили выше, позволяет противодействовать инфляции.

Специальные методы монетарной политики

Центробанк и другие финансовые учреждения также могут применять и специальные методы монетарной политики. В числе таковых - стимулирование экспорта национальной продукции, технологий, капитала, различных сервисов. Данные методы реализуются посредством активизации кредитования предприятий, готовых осуществлять соответствующие поставки, подписания контрактов, по которым ЦБ гарантирует обеспечение различных инвестиционных программ. Еще один способ стимулирования экспорта - корректировка пошлин, изменение величины различных квот.

Приоритеты государства в выборе приоритетов монетарной политики зависят от многих факторов - внутренних, внешних. Часто они относятся к категории политических, то есть, не имеют прямого отношения к функционированию механизмов спроса и предложения на рынке. Компетенции ЦБ и других финансовых учреждений может оказаться недостаточно для адекватного воздействия на экономические процессы в условиях чрезмерного влияния в экономических факторов - поэтому, к регулированию хозяйственных процессов могут подключаться иные институты власти. Вопросы экономического характера могут стать приоритетными для правительства страны и высших органов власти в целом, хотя в общем случае они находятся в компетенции в достаточной мере ограниченного круга финансовых институтов.

Инструменты монетарной политики Банка России

Изучим теперь то, каковы основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России. В соответствии с положениями законодательства, к таковым следует относить:

  • определение величины процентных ставок по собственным операциям,
  • установление нормативов резервов,
  • которые вносятся на депозиты в ЦБ РФ,
  • осуществление транзакций на открытом рынке,
  • осуществление рефинансирования кредитно-финансовых учреждений,
  • проведение валютных интервенций,
  • управление критериями роста денежной массы,
  • установление количественных ограничений,
  • осуществление эмиссии ценных бумаг.

Как считают эксперты, российский Центробанк акцентирует свои действия на применении главным образом косвенных методов управления денежными потоками в экономике. Но законодательство РФ допускает, что инструменты кредитно-денежной политики РФ будут применяться те, что классифицируются как прямые. В частности, в виде количественных ограничений, которые могут выражаться в утверждении лимитов на операции по рефинансированию или же проведение кредитно-финансовыми структурами отдельных транзакций.

В общем случае Центробанк РФ действует как независимый субъект монетарной политики. Прежде всего это обусловлено тем, что данная структура имеет юридическую независимость от государственных органов власти. Однако, в ряде случаев его активности должны согласовываться с правительством РФ.

Банк России достаточно редко практикует меры прямого воздействия на работу частных кредитно-финансовых организаций - но вполне может определять для них те или иные рекомендации. Например, они могут быть связаны со снижением объемов иностранных активов в целях пресечения оттоков капитала. Также Центробанк РФ может определить для частных кредитных структур рекомендации по величине процентных ставок в рублях в целях обеспечения оптимальной ликвидности в банках.

Резюме

В РФ выстраивается рыночная экономика. Поэтому, инструменты кредитно-денежной политики России адаптированы к механизмам свободного формирования спроса и предложения в национальном хозяйстве. Возможно, этим и объясняется задействование ЦБ РФ преимущественно косвенных методов регулирования денежного оборота в экономике. Но теоретически главная кредитно-финансовая организация РФ может применить весь спектр тех инструментов монетарной политики, что рассмотрены нами выше - законодательство не запрещает этого.

Центральный банк, как главный субъект монетарного регулирования национальным хозяйством, может выбирать те инструменты и методы денежно-кредитной политики, что наилучшим образом адаптированы для текущей экономической ситуации. Если они будут прямые - то ЦБ РФ вправе ожидать оперативного, но в достаточной мере поверхностного результата, требующего дальнейшего вмешательства в экономические процессы. Косвенные методы вмешательства Центробанка в экономику не всегда дают быстрый результат, но характеризуются фундаментальным воздействием на процессы, которые проходят в национальном хозяйстве.

В ряде случаев содействие в осуществлении монетарной политики Центробанку могут оказывать другие государственные структуры. Это может быть обусловлено тем, что компетенции ЦБ может оказаться недостаточно для решения проблем, появившихся вследствие влияния факторов, не имеющих прямого отношения к экономическим процессам. Кроме того, Центробанк может иметь обязательство совещаться с другими госструктурами в силу того, что применяемые им методы могут затрагивать иные сферы, за развитие которых отвечают соответствующие структуры власти.

Кредитно-денежная политика

Кредитно-денежная политика представляет собой совокупность действий правительства, направленных на регулирование рынка денег для решения социально-экономических проблем, стоящих перед страной. Причины регулирования денежного рынка заключаются в следующем:

1) эмиссия денег является одним из способов покрытия дефицита госбюджета и благодаря монополизации эмиссии государство не может обанкротиться;

2) регулируя параметры денежной массы, государство может эффективно управлять экономикой в целом;

3) контроль над потоками денег является одним из гарантов экономической безопасности и суверенитета.

Кредитно-денежная политика обычно осуществляется независимым от правительства центральным банком или совместно денежными властями в лице центрального банка и правительства.

Проведение кредитно-денежной политики предполагает преимущественно косвенные инструменты, которые регулируют в основном предложение денег. В их числе: операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами, норма обязательных резервов, учетная ставка.

Операции на открытом рынке - это купля-продажа ценных бумаг в целях регулирования общего уровня ликвидности. Операции обычно предпринимаются в целях изъятия излишней массы денег или включения дополнительной денежной массы в обращение.

Механизм воздействия проявляется в том, что когда Национальный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков и населения, то количество денег в экономике расширяется, стимулируя тем самым деловую активность. Если НБ продает ценные бумаги, то из обращения изымается часть денежных средств, что делает их более редкими и дорогими. Как правило, этими операциями занимается специальный отдел Национального банка. Операции на этом рынке не предполагают никакого административного принуждения по отношению к кредитным учреждениям. Каждый банк и субъект принимает решение о покупке или продаже государственных ценных бумаг добровольно, на оценке выгодности этих операций. С учетом этого, воздействие данного метода является избирательным и в первую очередь затрагивает те банки, которые предпочитают иметь активы в форме государственных ценных бумаг. Привлекательностью данного метода регулирования является то, что эти операции могут осуществляться не одновременно, а с небольшими партиями ценные бумаги, что позволяет анализировать воздействие на рынок денег и гибко менять политику, в зависимости от эффекта. Использование данного метода оказывается эффективным в том случае, если существует развитый рынок ценных бумаг и развитая кредитная система. Только в этом случае изменение объема государственных ценных бумаг быстро отразится на денежном рынке и на объеме резервов коммерческих банков.


Операции на открытом рынке существуют защитные и динамические. Динамические – призваны обеспечить направленные изменения в системе банковских резервов. Защитные – операции направленные на предотвращение неблагоприятных изменений банковских резервов, вызываемыми действиями других государственных учреждений.

В ряде случаев они используются для финансирования дефицита госбюджета. В этом случае Центральный банк выступает в качестве продавца государственных долговых обязательств и выплате процентов по ним. Осуществляться операции могут на первичном и вторичном рынке ценных бумаг. В чистом виде операции на открытом рынке считаются таковыми только на вторичном рынке. На первичном рынке такие операции проводятся в тех странах, где вторичный рынок не развит.

Норма обязательных резервов – устанавливаемый Центральным банком уровень денежных резервов, который коммерческие банки должны поддерживать на специальных счетах в центральном банке. Используется в большинстве стран для обеспечения платежеспособности коммерческих банков по привлеченным депозитам и обеспечения среднесрочного регулирования ликвидности. Резервные требования обычно устанавливаются на разном уровне для разных видов депозитов: чем выше ликвидность депозита, тем выше норма требований. Поэтому самая высокая норма по депозитам до востребования. В целом рост нормы обязательных резервов приводит к сокращению денежной массы, а ее снижение - к росту.

Учетная ставка – это ставка процента, по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Обычной практикой считается предоставление в качестве залога различных государственных ценных бумаг. В развитых странах Национальный банк до 80-х годов выдавал кредиты только коммерческим банкам. В настоящее время их могут получать любые частные кредитные учреждения, имеющие право открывать чековые счета. Однако кредиты у Национального банка могут получить не все коммерческие банки. Отказ в предоставлении кредита может последовать с ссылкой на нежелательный характер финансовых операций данного заемщика.

Изменение учетной ставки всегда имеет большую информационную нагрузку, так как сигнализирует деловому миру об основном направлении регулирования денежного рынка Национальным банком. Существует тесная связь между учетной ставкой и рыночной ставкой процента. С одной стороны изменение рыночной ставкой процента вызывает соответствующее изменение учетной ставки. С другой стороны изменение учетной ставки вызывает изменение рыночной ставки процента и наоборот. Рост кредитования со стороны Центрального банка предполагает снижение учетной ставки и ведет к росту предложения денег, уменьшение кредитования ведет к сокращению денежной массы. Процентная ставка, по которой, осуществляется рефинансирование, должна быть выше рыночной, чтобы коммерческие банки использовали данный источник кредита только тогда, когда источники кредита на частном рынке исчерпаны. Хотя с учетом того, что коммерческие банки предпочитают обращаться за кредитами в Центральный Банк лишь в крайних случаях, влияние учетной ставки не оказывает существенного воздействия на цену кредитов, предоставленных коммерческие банки.

Кредитные операции Центрального банка делятся на:

· дисконтное финансирование – кредит выдается по определенной ставке рефинансирования на короткий срок и заключается в покупке государственных и частных долговых обязательств;

· ломбардное финансирование – выдача кредита под залог, в роли которого выступают государственные или первоклассные частные ценные бумаги;

· финансирование овердрафта – покрытие Центральным банком краткосрочного перерасхода коммерческими банками средств сверх остатков на их счетах;

· кредитные аукционы – механизм установления цены на кредиты Центрального банка. Используется в условиях недостаточной развитости рынка межбанковского кредита.

Использование данного метода в современных условиях ограничено так как:

1) Официальные лица, от которых зависит принятие решений, с трудом идут на изменение учетной ставки, опасаясь негативных воздействий на экономику;

2) Очень сложно предсказать изменение рыночной ставки процента в долгосрочном периоде.

Прямые инструменты – механизмы кредитно-денежной политики, непосредственно влияющие на процентные ставки или размеры выдаваемых кредитов и регулирующие предложение денег коммерческими банками.

С помощью прямых инструментов государство может непосредственно устанавливать определенные показатели развития денежного рынка. В их числе:

· контроль над ставкой процента – директивное указание на уровень ставки процента. Центральный банк может контролировать уровень, верхний или нижний предел и размах колебаний процентной ставки по всем или отдельным видам банковских операций;

· контроль над нижним уровнем ставки процента по депозитам. Обычно устанавливается на уровне или с небольшой премией к ставке рефинансирования;

· верхний уровень ставки по кредитам. Используется для регулирования прибыльности коммерческих банков и устанавливается с премией к ставке рефинансирования;

· межбанковские льготные ставки – нижний уровень ставки процента, устанавливаемый центральным банком для кредитных операций на межбанковском рынке, способствующий поддержанию ее на высоком уровне. Применяются также для переучета по более выгодной ставке процента векселей приоритетных отраслей и отдельных банков для поддержания их ликвидности;

· потолки межбанковского кредита. Применяются для сдерживания роста денежной массы через сокращение физического объема межбанковских кредитов;

· коэффициенты ликвидности – устанавливаемые соотношения размеров активов и капитала для коммерческих банков с целью сокращения риска банковских операций или стоимости кредита для заемщика. Рост коэффициентов ликвидности сокращает предложение денег;

· целевые кредиты – кредиты предоставляемые центральным банком коммерческим банкам для финансирования определенных проектов в соответствии с государственными приоритетами.