Государство как предприниматель. Государственный сектор в рыночной экономике


Для смешанной рыночной экономики характерно многообразие форм собственности. В развитых странах наряду с частной (ведущей) собственностью существует и государственная собственность. Удельный вес государственного сектора в развитых странах различен. Он крайне мал в США и Японии. На европейских же государственных предприятиях производится от 10 % (Германия) до 30,% (Австрия) валового внутреннего продукта. На них занято от 4 % (Великобритания) до 20-25 % (Австрия, Греция, Франция) рабочей силы. Государственные предприятия осуществляют от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже 1/2 (Австрия) валовых капиталовложений в экономику. В США около 1/3 всей земли находится в собственности федерального правительства.
Следовательно, государство в современной рыночной экономике - это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор научноисследовательских и опытно-инструкторских работ (НИОКР), и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.
Государственная собственность. В государственной собственности субъектом отношений владения, распоряжения и пользования выступает государство. Государственная собственность возникает двумя путями: государство строит новые предприятия за счет средств бюджета; осуществляет полную или частичную национализацию, приобретая акции частных предприятий.
В результате государственная собственность реализуется по следующим каналам: создание за счет средств государственного бюджета малоприбыльных предприятий инфраструктуры, необходимых для функционирования всей экономики (коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт, связь); развитие некоторых капитальных отраслей, связанных с научнотехническим прогрессом (электроника, авиация);
- национализация убыточных предприятий (например, предприятий угольной промышленности).
В результате в сфере государственного предпринимательства оказываются не только инфраструктура, добывающая промышленность, но и некоторые ведущие отрасли промышленности.
Государственные предприятия бывают двух видов: облагающие статусом юридического лица; не являющиеся юридическими лицами. Если государственные предприятия не облагают статусом юридического лица, они являются подразделением государственных органов и учреждений и находятся на балансе и под контролем государственных ведомств.
Государственные предприятия, обладающие статусом юридического лица, подразделяются на предприятия частного (коммерческого) права и предприятия публичного права.
Предприятия частного права - это, как правило, акционерные общества. Государству в таких обществах принадлежат все акции или их часть. В последнем случае образуется смешанные (государственно-частные) предприятия.
Предприятия публичного права - это юридически самостоятельные, хозяйственно автономные предприятия, создаваемые специальными актами законодательного органа (публичные корпорации). Их капитал не разделен на акции и целиком принадлежит государству. Деятельность государственных корпораций подотчетна парламенту, а не правительству, хотя через определенные формы (назначение директоров, предоставление субсидий) правительство может контролировать их деятельность.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой государственные предприятия подчиняются отраслевым министерствам и контролируются министерством финансов, а в некоторых странах существуют специальные министерства, а в Италии (где велика доля смешанных предприятий) они объединены в холдинговые структуры.
Отличие государственных предприятий от частных. Государственные предприятия, как правило, зависимы от государственных структур. Поэтому в их деятельности просматривается двойственность - нацеленность не только на рыночные, но и на нерыночные мотивы. Если за примером обращаться к опыту развитых стран, то это выражается в том, что, во-первых, государственные предприятия в отличие от частных обладают меньшей конкурентоспособностью. Хотя они работают на принципах самоокупаемости и рентабельности, но через государственное управление вносят в рынок элементы организованности (работа на государственный заказ, сбыт продукции по твердым ценам). У государственных предприятий нет обязательств перед другими предприятиями, им не грозит банкротство. В то же время правительство контролирует лишь определенные сферы, деятельности государственных предприятий (например, сбыт продукции), не имея возможности достаточно хорошо воздействовать на другие (например, на конкурентоспособность предприятий).
Во-вторых, государственные предприятия пользуются финансовыми льготами (в налогообложении, получении льготных кредитов, в замораживании долгов).
В-третьих, на государственных предприятиях, экономически преуспевающих стран, несколько выше заработная плата, чем на частных предприятиях, лучше условия труда. Но с другой стороны, на рабочих государственных предприятии могут обрушиться политика замораживания заработной платы, ограничение прав в трудовых конфликтах с администрацией (например, запрет на забастовки).
Следовательно, навязывание государственным предприятиям некоммерческих операций, искусственное ограждение от конкуренции, гарантирование правительством финансовой поддержки делают зачастую их в технико-экономическом и финансовом плане менее эффективными, чем частные предприятия. Это выражается в низкой производительности труда, высокой капиталоемкости, малой прибыльности, слабой восприимчивости к инновациям, раздутом управленческом аппарате и бюрократизме. Так, в Англии издержки производства на государственных предприятиях в среднем на 30 %, а В США на 20 % выше, чем на частных предприятиях.
Некоторые действия государства (директивное планирование, административный контроль над ценами) снижают эффективность государственных предприятий в условиях функционирования рыночного механизма. Поэтому периодически к государству предъявляются претензии, а при высокой доле государственного сектора в экономике ставится вопрос о разгосударствлении. Такая картина наблюдалась во всех развитых странах Запада в 80-х гг., что вызвало массовый процесс приватизации.

Еще по теме ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ:

  1. ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В СИСТЕМЕ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ

Осуществляя регулирование социально-экономических процессов, государство использует систему методов и инструментов, которые изменяются в зависимости от экономических задач, финансовых возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ мирового опыта позволяет говорить о некотором стандартном наборе методов и инструментов государственного регулирования.

Различают прямые (или административные) и кос­венные (или экономические) методы регулирования, каждый из которых представлены различными инструментами. Прямое (директивное) регулирование возможно по отно­шению к некоторым отраслям народного хозяйства (таким как оборонное производство, космические исследования и т.д.) или в случае национальных бедствий (например, сти­хийные катастрофы, технические аварии и т.п.). Оно в значительной степе­ни ограничивают свободу выбора и направлено на то, чтобы заставить делать так, а не иначе.

В рыночной экономике предпочтение отдается эко­номическим регуляторам, так как они более гибкие, на­правлены на создание у предприятий экономической заин­тересованности, оставляют для них свободу выбора. Это более демократические рычаги регулирования.

Разграничение экономических и административных инструментов довольно условно. Любой экономический регулятор несет в себе элемент администрирования, ибо контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть или должен быть экономический смысл, так как он сказы­вается на экономическом поведении субъектов рынка.

К административным инструментам регулирования рыночного поведения субъектов относятся законы и подза­конные акты: запрет отдельных видов деятельности и тех­нологий, порядок регистрации предприятий, антимоно­польное законодательство, штрафные санкции, таможен­ное регулирование, регулирование цен, директивное пла­нирование и многие другие меры. Эти средства наиболее оправданы в следующих сферах и направлениях государ­ственного регулирования:

- Антимонопольная политика, направленная на ог­раничение монополизации рынков.

- Внешние отрицательные эффекты рыночных про­цессов. Например, их последствия для окружающей среды и невоспроизводимых ресурсов.

- Социальная защита, т.е. определение и поддержа­ние минимально допустимых параметров жизни населения, регулирование планки, ниже которой жизненный уровень в цивилизованном обществе опускаться не должен. Сюда относятся гарантированный минимум заработной платы, си­стема социальных гарантий, пособия по безработице и т.п.

- Область международных экономический связей. Здесь регулирование направлено на защиту национальных интересов: лицензирование экспорта, государственный контроль над импортом, таможенная политика.

Таким образом, сфера применения административ­ных инструментов достаточно широка.

Но в рыночной экономике преобладают все же кос­венные, экономические методы регулирования. Вы­делим некоторые из них и дадим лишь общую их характе­ристику.

1. Денежно-кредитная (монетарная) политика - это политика регулирования денежной мас­сы в обращении и совершенствования кредитной сферы. Так государство может влиять на цены, инве­стиционные процессы и потребление населения, на объем национального производства и темпы экономического роста (тема 7).

2. Финансовая политика - это мероприятия государ­ства по мобилизации финансовых ресурсов, по их распределению и использованию на основе финансового законо­дательства страны (тема 6).

3. Внешнеторговая политика. Она связана со стиму­лированием экспорта и ограничением импорта. Инструментами стимулирования экспорта являются: на­логовые льготы, гарантии экспортного кредита, использо­вание двухсторонних и многосторонних экономических со­глашений, снижение валютного курса. Для регулирования импорта государство использует ставки налогов на импорт или таможенные тарифы. (курс мировой экономики)

4. Регулирование международного движения капита­лов. Экспорт капитала предполагает создание за границей гарантий безопасности инвестиций, кредитную поддержку зарубежных инвесторов. Импорт капитала предполагает ус­тановление приоритетных секторов экономики для иност­ранных инвестиций, регулирование распределения прибы­лей, налогообложения и др. (курс мировой экономики)

Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое про­граммирование. Его задача - комплексное использование в стратегических целях всех элементов государственного регулирования: административных и экономических.

По мере усложнения задач по регулированию эконо­мики правительства стали разрабатывать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные целевые программы. Объек­тами таких программ обычно являются отрасли (например, сельское хозяйство); регионы; социальная сфера (напри­мер, социально-экономическая адаптация переселенцев, их обеспечение работой и жильем); различные направле­ния научных исследований.

Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обыч­ные среднесрочные экономические программы составля­ются, как правило, на пять лет с ежегодной корректиров­кой и продлением на один год (скользящее программиро­вание). Чрезвычайные программы разрабатываются в кри­тических ситуациях, например в условиях кризиса, массо­вой безработицы, опасной инфляции. Они, как правило, краткосрочные. В инструментарии их осуществления за­метное место занимают средства административного регу­лирования.

Уровень развития государственного программирова­ния в отдельных странах различен, но практически во всех странах рыночной экономики осуществляются целевые про­граммы.

На базе опыта целевых и чрезвычайных программ в конце 60-х годов развитые страны перешли к общенациональному среднесрочному программированию, охватывающему важнейшие по­казатели народного хозяйства.

Однако в условиях рыночной экономики государственное экономическое программирование может быть только ин­дикативным, т.е. носить целевой рекомендательно-стиму­лирующий характер.

Итак, современная рыночная система немыслима без ГРЭ. Однако существуют важные ограничения для него, существует грань, за которой рыночные процессы деформируются, и эффективность общественного производства падает.

Государство способно осуществить свои экономичес­кие функции в том случае, если имеет достаточную экономическую базу. Такой базой является государственный сектор экономики.

Отечественные экономисты традиционно понимали под государственным сектором сферу экономики, в кото­рой действовали государственные предприятия и учрежде­ния (т.е. сферу государственного предпринимательства). В мировой науке государственный сектор отождествляют с совокупностью всех форм непосредственного участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. В соответствии с таким пониманием государственный сектор состоит:

1. Из сферы государственной предпринимательской де­ятельности, основанной на государственной собственнос­ти. Последняя получила развитие в 30-40-е годы прошлого века. Она возникала прежде всего в тех сферах, которые обеспечивали целостность народного хозяйства страны. Это, во-первых, отрасли производственной инфраструктуры (дороги, каналы, порты, системы водо-, электроснабжения, связи и т.д.) и отрасли социальной инфраструктуры (система образования, здравоохранения). Эти отрасли создают общие условия воспроизводства, но требуют больших капиталов, длительного периода его оборачиваемости, низкую норму прибыли. Во-вторых, сфера науки и важнейших направлений техники, т.е. там, где высока степень риска и неопределенность получения результатов. Возникала государственная собственность различными путями: национализация предприятий и отраслей; строительство государственных предприятий за счет средств государственного бюджета; создание смешанных государственно-частных предприятий.

2. Из сферы государственных финансов, центром ко­торой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется процесс перераспределения доходов. Доходы госбюджета тес­но связаны с налоговой системой, а расходы - с выпол­нением государством ряда задач и функций.(тема 6)

3. Из сферы денежного обращения, центром которой является центральный банк. Центральный банк осуществляет денежное регулирование, держит под контролем государ­ственную денежную систему (тема 7).

Размеры государственного сектора должны соответ­ствовать функциям, которые выполняет государство. Рост функций и направлений государственной деятельности вы­зывает и рост государственного сектора.

Если же государство без достаточных экономических оснований расширяет свои функции и вы­зывает рост государственного сектора, это снижает общую эффективность экономики. Это обусловлено тем, что конкурентный тонус государственных предприятий ослаблен – дотации, налоговые льготы, продление сроков выплат кредитной задолженности и т.д. В связи с этим в 80-е годы в развитых странах возникла необходимость разгосударствления и приватизации.

Наиболее распространенными современными способами разгосударствления стали:

1. Либерализация рынков: отмена барьеров для доступа на рынок новых конкурентов; стимулирование диверсификации производства и продаж; поощрение малого бизнеса, снятие ограничений для проникновения иностранного ка­питала; меры по демонополизации экономи­ки.

2. Стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-ча­стных).

3. Создание для государственных предприятий ры­ночных условий функционирования: сокращение государ­ственных субсидий, отказ от списаний банковской задол­женности, отмена налоговых льгот и т.п.

4. Приватизация государственных предприятий. При этом государственная собственность может переходить не только в руки частных лиц, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам и т.д.

Наиболее популярными формами приватизации го­сударственной собственности в развитых странах являются продажа предприятий через систему аукционов и конкурсных торгов непосредственно в частные руки; выкуп акций государственного предприятия менедже­рами («управленческие выкупы»). Кроме того, практикуется сдача государственных предприятий в аренду и заключение контракта на управле­ние предприятием.

Снижение эффективности государственного сектора может быть связано и с другими причинами: неправильный выбор методов и инструментов ГРЭ, чему способствуют эффект особых интересов у политических деятелей; бюрократизация, которую «плодит» государственный сектор.

Для смешанной рыночной экономики характерно многообразие форм собственности. В
развитых странах наряду с частной (ведущей) собственностью существует и
государственная собственность. Удельный вес государственного сектора в развитых
странах различен. Он крайне мал в США и Японии. На европейских же
государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия)
валового внутреннего продукта. Щ, них занято от 4% (Великобритания) до 20-25%
(Австрия, Гре*-ция, Франция) рабочей силы. Государственные предприятия осу-| I
ществляют от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Фран-г ция) и даже 1/2
(Австрия) валовых капиталовложений в эконо* мику. В США около 1/3 всей земли
находится в собственности" федерального правительства. ;
Следовательно, государство в современной рыночной эконо-i; мике - это и
предприниматель, и крупный инвестор, и органи-? затор НИОКР, и потребитель
конечной продукции. Оно непо4! средственно участвует в производстве,
распределении, обмене ц-> потреблении товаров и услуг. [ ;
Государственная собственность. В государственной собствен-!-" ности субъектом
отношений присвоения, распоряжения и конт4г роля выступает государство.
Государственная собственность воз-|Д никает двумя путями. Первый путь, когда
государство строит^ новые предприятия за счет средств бюджета; второй - когда
государство осуществляет полную или частичную национализа-; цию, приобретая
акции частных предприятий. f*
В результате государственная собственность реализуется по" следующим каналам:
;"
создание" за счет средств государственного бюджета мало-" прибыльных предприятий
инфраструктуры, необходимых для функционирования всей экономики (коммунальное
хозяйство, энергетика, транспорт, связь);
развитие некоторых капитальных отраслей, связанных с на-: учно-техническим
прогрессом (электроника, авиация); " "
национализация убыточных предприятий (например, пред-;" приятии угольной
промышленности). "
В результате в орбите государственного предпринимательст-i;. ва оказываются не
только инфраструктура, добывающая промыш-леннойть, но и некоторые ведущие
отрасли промышленности. >
Государственные предприятия бывают двух видов: государственные предприятия,
обладающие статусом юридического лица, и государственные предприятия, не
являющиеся юридическими лицами. Если государственные предприятия не обладают
статусом юридического лица, то они являются подразделением государственных
органов и учреждений и находятся на балансе и под контролем государственных
ведомств.
Государственные предприятия, обладающие статусом юридического лица,
подразделяются на предприятия частного (коммерческого) права и предприятия
публичного права. Предприятия частного права - это, как правило, акционерные
общества. Государству в таких обществах принадлежат все акции или их часть. В
последнем случае образуются смешанные (государственно-частные) предприятия.
Предприятия публичного права - это юридически самостоятельные, хозяйственно
автономные предприятия, создаваемые специальными актами законодательного органа
(публичные корпорации). Их капитал не разделен на акции и целиком принадлежит
государству. Деятельность государственных корпораций подотчетна парламенту, а не
правительству, хотя через определенные формы (назначение директоров,
предоставление субсидий) правительство может контролировать их деятельность.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой государственные предприятия
подчиняются отраслевым министерствам и контролируются министерством финансов. В
некоторых странах существуют специальные министерства, а в Италии (где велика
доля смешанных предприятий) они объединены в холдинговые структуры.
Отличие государственных предприятий от частных. Государственные предприятия
отличаются от частных предприятий тем, что они, как правило, зависимы от
государственных структур. Поэтому в их деятельности просматривается
двойственность - нацеленность не только на рыночные, но и на нерыночные мотивы.
Это выражается в том, что, во-первых, государственные предприятия в отличие от
частных обладают меньшей конкурентоспособностью. Хотя они работают на принципах
самоокупаемости и рентабельности, но через государственное управление вносят в
рынок элементы организованности (работа на государственный заказ, сбыт продукции
по государственным твердым ценам). У государственных предприятий нет
обязательств перед другими предприятиями, им не грозит банкротство. В то же
время правительство контролирует лишь определенные области деятельности
государственных предприятий (например, сбыт продукции), не имея возможности
достаточно хорошо воздействовать на другие (например, на конкурентоспособность
предприятий).
Во-вторых, государственные предприятия пользуются финан! совыми льготами (в
налогообложении, получении льготных креди-1 тов, в замораживании долгов). В-
третьих, на государственных пред-J приятиях, с одной стороны, несколько выше
заработная плата, че" на частных предприятиях, лучше условия труда. Но, с другой
стороны, на рабочих государственных предприятий могут обрушиться политика
замораживания заработной платы, ограничение прав в трудовых конфликтах с
администрацией (например, запрет на забастовки).
Следовательно, навязывание государственным предприятиям некоммерческих операций,
искусственное ограждение от конкуренции, гарантирование правительством
финансовой поддержки делают зачастую государственные предприятия менее
эффективными в технико-экономическом и финансовом плане, чем частные.
предприятия. Это выражается в низкой производительности труда, высокой
капиталоемкости, малой прибыльности, слабой восприимчивости к инновациям,
раздутом управленческом аппарате и бюрократизме. Так, в Англии издержки
производства на гocyдарственных предприятиях в среднем на 30%, а в США на 20% выше, чем на частных предприятиях.
Сама рыночная экономика ограничивает деятельность государства, ибо
некоторые его действия снижают эффективность государственных предприятий
(директивное планирование, административный контроль над ценами) в
условиях функционирования рыночного механизма. Поэтому периодически к
государе; ству предъявляются претензии, а при высокой доле государств_ ";"
венного сектора в экономике ставится вопрос о разгосударствле-;; нии. Такая
картина наблюдалась во всех развитых странах 3&~; пада в 80-х годах, что вызвало массовый процесс приватизации.

Государство способно осуществить свои экономические функции, лишь имея достаточную экономическую опору. Такой опорой является государственный сектор хозяйства.

Отечественные экономисты традиционно понимали под государственным сектором сферу экономики, в которой действовали государственные предприятия и учреждения (т.е. сферу государственного предпринимательства). В мировой науке государственный сектор отождест­вляют с совокупностью форм непосредственного участия государства в производстве, распре­делении, обмене и потреблении.

Государственный сектор состоит из:

а) сферы государственной предпринимательской деятельности, основанной на государст- венной собственности, на функционировании государственных предприятий и учреждений;

б) сферы государственных финансов, центрами которой являются государственный бюджет и Центральный банк. Через государственный бюджет осуществляется процесс перераспределения доходов. Доходы госбюджета тесно связаны с налоговой системой, а расходы - с выполнением

государством ряда задач и функций: социальной, управления, обороны, производства общественных товаров, экологической и др. Центральный банк осуществляет денежное регулирование, держит под контролем государственную денежную систему.

Размеры государственного сектора должны соответствовать функциям, которые выполняет государство. Рост функций и направлений государственной деятельности вызывает и рост государственного сектора.

Но бывает и так, что государство без достаточных экономических оснований расширяет свои функции и вызывает рост государственного сектора. Это снижает общую эффективность экономики и обусловливает необходимость разгосударствления и приватизации.

Развернувшийся в 80-е годы в развитых странах процесс разгосударствления экономики имеет особенности:

уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики, стремясь наилучшим образом приспо­собиться к рыночным отношениям путем изменения форм своей деятельности;

современный процесс разгосударствления не равнозначен приватизации (переход предприятий в частную собственность). Сохранение государственной собственности и эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий;

деидеологизация, когда все более редкой становится ситуация, при которой социал-демократические партии выступают за расширение государственного сектора, а их политические противники - за расширение частного.

Мировой опыт развитых стран свидетельствует о следующих наиболее распространенных современных способах разгосударствления.

Либерализация рынков: отмена барьеров для доступа на рынок новых конкурентов; стимулирование диверсификации производства и продаж, поощрение малого бизнеса, снятие ограничений для проникновения иностранного капитала; меры по демонополизации экономики.

Стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных).

Создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования: сокращение государственных субсидий, отказ от списаний банковской задолженности, отмена налоговых льгот и т.п.

Приватизация государственных предприятий. При этом государственная собственность может переходить не только в руки частных лиц, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам и т.д.

Наиболее популярными формами приватизации государственной собственности в развитых странах являются продажа предприятий через систему аукционов и конкурсных торгов непосредственно в частные руки; выкуп акций государственного предприятия менеджерами («управленческие выкупы»).

Кроме того, практикуется сдача государственных предприятий в аренду и заключение контракта на управление предприятием.

Процесс приватизации государственных предприятий в России имеет ряд особенностей:

протекает в общем русле рыночных реформ, направленных на трансформацию эконо­мической системы;

организован сверху, осуществляется централизованно путем реализации специально разработанной государственной программы;

осуществляется в очень сжатые сроки (по мировым меркам) и проходит в два этапа: а) «ваучерный» этап, б) этап денежной приватизации;

основной формой приватизации средних и крупных предприятий является их акцио­нирование.

Эффективность функционирования государственного сектора зависит от:

соответствия его размеров выполняемым функциям;

степени совершенства процедуры оценки и принятия государственных решений и программ;

правильно выбранных инструментов регулирования экономики.

Во многих странах наряду с частной (ведущей) собственностью существует и государственная собственность. Удельный вес государственного сектора в развитых странах ограничен. Он крайне мал в США и Японии. На европейских же государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) валового внутреннего продукта. На них занято от 4% (Великобритания) до 20-25% (Австрия, Греция, Франция) рабочей силы. Государственные предприятия осуществляют от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже Ѕ (Австрия) валовых капиталовложений в экономику. В США около 1/3 всей земли находится в собственности федерального правительства.

Следовательно, государство в современной рыночной экономике - это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.

Отметим, что в государственной собственности субъектом отношений присвоения, распоряжения и контроля выступает государство. Государственная собственность возникает двумя путями. Первый путь, когда государство строит новые предприятия за счет средств бюджета; второй - когда государство осуществляет полную или частичную национализацию, приобретая акции частных предприятий. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой государственные предприятия подчиняются отраслевым министерствам и контролируются министерством финансов. В некоторых странах существуют специальные министерства, а в Италии они объединены в холдинговые структуры.

Заключение.

Из изложенного материала можно сделать однозначный вывод о том, что роль государства в рыночной экономике велика и многообразна. Так, на Западе государственное регулирование превратилось в важнейший элемент хозяйственного механизма современной рыночной системы и является активным участником всех стадий воспроизводственного процесса: производства - распределения - обмена - потребления. В результате среднегодовые темпы расширенного промышленного производства в лидирующих странах мира составили к 70-м годам примерно 5,5%, что намного превышало показатели довоенного периода. Крупные государственные ассигнования на науку, обширные налоговые льготы и субсидии частномонополистическому капиталу способствовали бурному развитию НТП и структурной перестройке экономики. Значительно возросли ассигнования на социальные цели - медицину, образование, пенсионное обеспечение и др.

Однако к началу 80-х годов все чаще стали проявляться и кризисные явления, связанные с развитием госсектора и государственным вмешательством в экономику. Разбухание бюрократической структуры в системе государственного управления, снижения темпов роста, эффективности, лавинообразное нарастание инфляционных процессов, структурно-энергетические кризисы и др. - все это положило так называемому «консервативному сдвигу» в процессе государственного регулирования. Масштабы государственного регулирования постепенно ужимались, а за последние 10 лет приобрели более косвенный характер. Сегодня государственное регулирование ориентируется больше на долгосрочные цели научно-технического прогресса и экономического роста, хотя социальные расходы по-прежнему остаются важнейшей составной частью государственного бюджета.