Дошкольное образование какая отрасль экономики. Экономика образования как отрасль социально-культурной сферы

Тема 11. Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической науки

При определении границ образования как отрасли социально - культурной сферы используется следующая трактовка образования:
образование представляет собой процесс и результат освоения знаний и навыков, включенный в контекст социализации личности .

Образование –это автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы, образование – это система образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников.

Такое определение рассматривает образование как сложную систему, которая включает множество элементов, прежде всего, таких как:

· производительные силы и производственные отношения сферы образования;

· следующие подсистемы: дошкольное образование, общеобразовательная школа, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшая школа и послевузовское образование.

Отрасль образования в современных условиях характеризуется наибольшими интегрирующими свойствами. Она относится к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны. В этом ее своеобразие, которое заключается в том, что сфере образования принадлежит особая роль, т.к.

Во-первых , образование занимает особе место в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства. Именно этим предопределяется приоритетность образования.

Во-вторых , уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.

В-третьих , эта отрасль и она единственная, которая сама для себя готовит профессиональных работников – преподавательские кадры.

В-четвертых , труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства. По данным статистики, в мире в процессе образования участвуют одновременно более 1 млрд. учащихся и 50 млн. педагогов.

Основным продуктом этой сферы являются образовательные услуги – как система знаний, информации, умения и навыков, которые используются для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества и государства.

К особенностям образовательных услуг относятся:

Их неосязаемость;

Неотделимость от их непосредственного производителя;

Невозможность их хранения и транспортировки;

Непостоянство услуг.

Услуги по своему экономическому содержанию не отличаются от материально-вещественных продуктов. Они, также как и товары, служат удовлетворению потребностей человека и имеют потребительную стоимость, а также обладают стоимостью. Потребительная стоимость образовательной услуги заключается в ее способности удовлетворять все возрастающие потребности человека. Стоимость образовательной услуги определяется затратами на ее производство. В сфере образования главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Значит характерная черта сферы образования – это высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподаватели.

Предметом труда в образовательном процессе является непосредственно сам человек. Объектом педагогического воздействия выступает учащийся как личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определенными объективными законами. Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса . В настоящее время лидирующей является точка зрения, что основными субъектами в процессе оказания образовательных услуг, являются преподаватель и учащийся с его способностью потреблять образовательные услуги и быть соучастником их производства.

Образование как отрасль характеризуется тем же типом экономических отношений, который присущ остальным отраслям и всему хозяйству страны в целом. Однако отношения в сфере образования имеют особенности, которые проявляются в ограниченных возможностях использования коммерческих отношений.

Основной субъект образования как отрасли – образовательная организация. Она самостоятельно ведет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.

Определяющим звеном в экономических отношениях, как известно, выступают отношения собственности. До начала 90-х гг. ХХ века все учебные заведения были государственными. В настоящее время в Законе РФ «Об образовании» дана характеристика организационно-правовых форм образовательных учреждений, которые могут быть:

· государственными;

· муниципальными;

· негосударственными в следующих организационно-правовых формах:

Частными – например, семейные школы, корпоративные учебные заведения, индивидуальные репетиторы;

Учреждениями общественных и религиозных объединений – например, учебные заведения профсоюзных организаций, духовные семинарии и т.д.;

· смешанная форма, например, государственно-коллективная.

Самой специфической чертой отношений собственности в отрасли образования является высокий удельный вес присвоения интеллектуальной собственности, своеобразие реализации ее и образовательных услуг. Под интеллектуальной собственностью подразумеваются социально-экономические и правовые отношения по поводу владения, распоряжения и пользования продуктом интеллектуального труда. Основой этой собственности выступают интеллект, знания, опыт и предвидение. На этапе современной НТР интеллектуальная собственность превращается в главную разновидность собственности, т.к. продуктивное ее использование становится решающим фактором экономического роста.

Все эти проблемы изучает самая молодая из экономических наук (она сложилась несколько десятилетий назад) – экономика образования.

Экономика образования, раздел экономической теории, изучающий специфику различных форм образовательной деятельности как важнейших хозяйственно значимых отраслей духовного производства и нематериального накопления; научная дисциплина, разрабатывающая конкретные экономические проблемы развития образовательной сферы, рационализации педагогической и хозяйственной деятельности учреждений и органов управления образованием.



Ее предмет можно определить следующим образом: это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.

Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала». Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

Центральный раздел экономики образования - проблема эффективности. Различаются внешняя, или социальная, эффективность, отражающая воздействие образования на развитие экономики и общества, и внутренняя - относящаяся к учебным заведениям, отдельным мероприятиям, учащимся. Система образования стала не только первой из областей нематериальной сферы, но также и первой крупной областью национальной экономики вообще, к к-рой было предъявлено требование её "внешней" экономической эффективности (т.е. возник вопрос о размере вклада её "продукции" в прирост всех компонентов нац. дохода страны).

Первоначально вся огромная статистическая величина разницы в годовых или пожизненных заработках между лицами с различным уровнем образования была отнесена на долю "вклада образования" в уровень и темпы экономического роста. Результаты оказались сенсационными, поскольку на порядок превышали все затраты на обучение. Образовательный фактор был объявлен источником большей части прироста экономики, не связанного с расширением числа занятых. Эти расчёты подверглись критике. Вклад образования был уменьшен за счёт учёта влияния на заработки способностей, социального статуса работников, их семейной среды и других факторов.

При определении "внутренней" эффективности образования, относящейся к отдельным ОО, мероприятиям, программам, педагогическим инноациям и т. п., основную трудность составляет оценка конкретных результатов деятельности. Используются методы анализа: "издержки - выгоды", оперирующий денежными потоками затрат и результатов с обязательным учётом фактора времени на образование (или отдельные их составляющие); "издержки - результаты", первоначально заимствованный из практики экономической оценки систем вооружений и планирования военных операций (в качестве выражения "эффекта" выступают конкретные параметры: результаты тестирования успеваемости, показатели численности учащихся, процент отсева, социометрические данные о развитии учащихся, их выгоды потребит, характера, опосредствованные и побочные воздействия на качество жизни, т. н. "экстерналии", и т. п.).

В России первые расчеты экономического эффекта образования были проведены в 20-е гг. академиком С.Г.Струмилиным. Сопоставляя производительность труда рабочих с уровнем их образования, он пришел к выводу, что простая грамотность, достигаемая за один год обучения, повышает продуктивность труда рабочего на 30 %. Установлено, что рост уровня образования на один класс средней школы обеспечивает в среднем рост числа подаваемых рационализаторских предложений на 6% и на 50% сокращает сроки освоения рабочими новых операций.

За последние два века экономический прогресс наиболее успешно развивающихся стран мира идет параллельно с повышением уровня образования. Среднее число лет обучения за 1800-1913 гг. увеличилось: в США – с 2,1 до 8,3; в Великобритании – с 2 до 8,1; в Германии – с 2,4 до 8,4; во Франции – с 1,6 до 7; в Италии с 1,1 до 4,8; в Японии – с 1,2 до 5,4.

В 1990-е среднее число лет обучения взрослого населения, редуцированное по качеству (год высшей школы приравнивается к двум годам средней), составило: в США – 17,6; в Германии – 15,5; во Франции – 15,3; в Японии – 14,6; в Великобритании – 13,9; в Италии – 11. Продолжительность обучения американского рабочего в 1995 г. составила 14,2 года. В десятку стран, лидирующих по уровню высшего образования, входят: США (35% трудоспособного населения имеет высшее образование), Канада (30%), Швейцария (24%), Швеция (21%), Япония (21%), Финляндия (18%), Германия (17%), Англия (15%), Франция (14%), Италия (6%).

К основным темам экономики образования относятся также функции менеджеров, их место в системе образовательных учреждений, специфичные критерии для оценок и стимулирования их деятельности, плата за обучение, способы стимулирования качества работы преподавателей, теория некоммерческих организаций применительно к учебным заведениям (ее налоговый статус, возможности привлечения средств и использования доходов, формы ответственности и отчетности и др.), проектирование модели предпринимательского отношения учащихся к обучению и воспитанию, включающей как индивидуальные стимулы, так и экономический аспект - насыщение отраслей народного хозяйства квалифицированными специалистами, создание системы индикаторов развития образования, органически включающей представление о комплексном и долговременном характере ущерба от несовершенства образования, его несоответствия потребностям общества.

Перспективы развития современного образования следует рассматривать в контексте многоуровневой международной интеграции, которая наблюдается с конца XX века. Отныне никакая, даже «развитая», страна или группа таких стран не способны развиваться в закрытом состоянии. С этого времени стратегия «опоры исключительно на «собственные силы» с неизбежностью ведет к стагнации.

Обществу будущего специалисты дают разные определения: постбуржуазное, посткапиталистическое, постпредпринимательское, пострыночное, постиндустриальное, постцивилизационное, постисторическое, информационное и др. Большинству специалистов более понятна (в контексте либеральной тенденции) доктрина, подчеркивающая особую роль знаний и обозначающая нынешний социум как «знаниевую экономику», «экономику знаний».

Именно знания и образование в решающей степени определяют сегодня экономический потенциал страны, ее положение в мировом разделении труда и международной торговле. Об отраслях, производящих знание для непосредственных нужд экономики и производства (прикладная наука и образование), уже давно принято говорить как об «индустрии знаний», а с недавних пор образование рассматривают как отрасль экономики (в США она занимает 5-е место среди других областей; в 1998 году образовательная «отрасль» принесла доход в 265 млрд. долларов и обеспечила работой 4 млн. человек).

Во взглядах на образование высказывается множество точек зрения. Главное в этой ситуации - не допускать крайностей в суждениях, избавиться от устаревших стереотипов, высокомерного образовательного эгоцентризма, с одной стороны, от бездумного технократического подхода - с другой, и голого экономизма -- с третьей. Необходима сбалансированность во взглядах, рационализм в оценке ситуации. Особенно это нужно при определении образования как отрасли экономики.

«Если не можешь дать денег, дай свободу!» - гласит один из принципов либерализма. Что и делают практически все государства мира, предоставляя вузам право привлекать деньги из разного рода внебюджетных источников и прежде всего - брать плату за обучение. Государственные вузы России с каждым годом пользуются этим правом все больше. Именно эти источники в решающей мере помогли им выжить в условиях резкого сокращения бюджетного финансирования; уже в 2000 году внебюджетные поступления в вузы составили более 50%, т. е. превысили бюджетные.

Источниками внебюджетных средств для госвузов являются плата за обучение, сдача в аренду основных фондов, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений, приобретение ценных бумаг и т. д. В структуре внебюджетных средств вузов доходы только от аренды составляют: у вузов - 34,2%, средних профессиональных заведений - 48%, профессиональных училищ - около 50%.

Уже эти простые соображения и цифры говорят о том, что посредством своей внебюджетной деятельности госвузы РФ прочно вплетены в систему экономических отношений. То обстоятельство, что их активность по привлечению дополнительных источников финансирования признается некоммерческой, а налоговое законодательство устанавливает систему льгот, позволяющую вузам не исполнять свои налоговые обязательства, говорит лишь о том, что государство в поисках способов поддержки образования, компенсирующих его слабое бюджетное финансирование, просто закрывает глаза на смысл происходящего. Это меры политические. В существующей ситуации их можно понять и оправдать. Внебюджетные средства - это доход вуза, которым можно распорядиться по-разному. Его можно полностью реинвестировать в образовательный процесс. А можно, уплатив с этого дохода соответствующий налог, превратить в прибыль, то есть капитализировать - превратить в капитал и совершенно законно использовать уже на любые иные экономические проекты. И это не только содержание инфраструктуры вуза, но и какие угодно коммерческие и некоммерческие проекты. Чем и заняты многие вузы. Между тем вуз является реальным участником экономических рыночных отношений и полноправным субъектом рынка.

Одним словом, образование является экономической субстанцией. Осознанию этого мешают многие идеологические догмы и нежелание смотреть правде в глаза. Более того, в лексике работников российского образовательного сообщества не хватает адекватного экономического толкования многих категорий, понятий, терминов и, соответственно, понимания реальных процессов, происходящих в сфере образования, и особенно - высшего.

Существующие трактовки имеют ограничительный характер. Так, понятие «производство» традиционно сводится только к производству материальному, а «товар » по привычке понимается только как материальная ценность. Можно назвать и другие недостатки экономической теории: противопоставление «товара» «услуге»; отнесение образования к «нерыночным» услугам; неприятие понятий «рынок образовательных услуг», «конкуренция»; зауженное понимание образования как «общественного блага»; взгляд на высшее учебное заведение только как на «некоммерческую организацию».

«Производительные силы», «процесс производства» - это не только техника и технологии в «чистом» виде: это и знания, и «умения», и «навыки », без которых нет труда и трудового процесса. Знания, умения, навыки - предмет образования, включающий в себя еще и воспитание личности. Познание, творчество, образование, образовательный процесс - это производственный процесс, процесс нематериального (духовного) производства.

Отрасль образования в современных условиях характеризуется наибольшими интегрирующими свойствами. Она относится к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны. В этом ее своеобразие, которое заключается в том, что сфере образования принадлежит особая роль, т.к.

Во-первых , образование занимает особе место в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства. Именно этим предопределяется приоритетность образования.

Во-вторых , уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.

В-третьих , эта отрасль и она единственная, которая сама для себя готовит профессиональных работников – преподавательские кадры.

В-четвертых , труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства. По данным статистики, в мире в процессе образования участвуют одновременно около 1 млрд учащихся и 50 млн педагогов.

Основным продуктом этой сферы являются образовательные услуги – как система знаний, информации, умения и навыков, которые используются для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества и государства.

Специфика отрасли:

1. Интеллектуальная отрасль национального хозяйства

2. Огромное влияние демографических процессов

3. Повышенная «инертность» отрасли

4. Специфическое соотношение затрат живого и овеществленного труда

5. Преобладание государственного финансирования отрасли

6. Эффективность отрасли зависит не только от экономических факторов, но и от развития психологии, школьной гигиены и других наук

Самой специфической чертой отношений собственности в отрасли образования является высокий удельный вес присвоения интеллектуальной собственности, своеобразие реализации ее и образовательных услуг. Под интеллектуальной собственностью подразумеваются социально-экономические и правовые отношения по поводу владения, распоряжения и пользования продуктом интеллектуального труда. Основой этой собственности выступают интеллект, знания, опыт и предвидение. На этапе современной НТР интеллектуальная собственность превращается в главную разновидность собственности, т.к. продуктивное ее использование становится решающим фактором экономического роста.

4.Образовательные услуги – продукция системы образования. Особенности образовательных услуг

Образовательные услуги – результат образовательной деятельности.
Образовательные услуги - оказываемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем услуги по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью; (Ст. 1 «Закон Об образовании РФ»).

Понятие образовательной услуги трактуется по-разному. С одной стороны под образовательными услугами понимается само образование, как процесс получения знаний.

Услуги по своему экономическому содержанию не отличаются от материально-вещественных продуктов. Они, также как и товары, служат удовлетворению потребностей человека и имеют потребительную стоимость, а также обладают стоимостью. Потребительная стоимость образовательной услуги заключается в ее способности удовлетворять все возрастающие потребности человека. Стоимость образовательной услуги определяется затратами на ее производство. В сфере образования главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Значит характерная черта сферы образования – это высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподаватели.

Предметом труда в образовательном процессе является непосредственно сам человек. Объектом педагогического воздействия выступает учащийся как личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определенными объективными законами. Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса . В настоящее время лидирующей является точка зрения, что основными субъектами в процессе оказания образовательных услуг, являются преподаватель и учащийся с его способностью потреблять образовательные услуги и быть соучастником их производства.

Рынок образовательных услуг имеет сходство с рынком прочих товаров и в то же время ему характерны следующие особенности:
1. Образовательные услуги обладают свойством виртуальности и качество этого товара нельзя в полной мере оценить даже в процессе его потребления, не говоря даже о понятийной оценке.
2. Качество образовательных услуг зависит не только от условий их производства, но и от способностей обучающихся, принимаемых на обучение.
3. Образовательные услуги обладают свойством наращивания потенциала рабочей силы.

4.Образовательные услуги – высоколиквидный товар, его производство позволяет быстро вернуть ресурсы потраченные на получение специальности.
5. Образовательные услуги являются важным товаром не только для потребителя, но и для всего общества в целом.

Названные свойства образовательных услуг, как товара и их большая социально-экономическая значимость определяют необходимость высоких требований не только к объему этих услуг, но и к их качеству. Одним из направлений повышения качества образовательных услуг является разработка и внедрение системы государственных социальных стандартов в сфере образования.

ОУ- частично общественный товар. ОУ – обладает свойствами как частного так и общественного блага

Полезна (выгодна) как для личности, а так же создает

положительный побочный эффект для общества:

1. растет производительность труда;

2. снижается преступность;

3. повышается социальная и политическая стабильность общества

Особенности:

1. Неосязаемость

2. Неотделимы от педагогических работников

3. Сложность хранения и транспортировки

4. Оценка потребителем качества ОУ затруднена

5. Непостоянство качества

1. Особенности производства образовательных услуг.

2. Предмет, объект, субъект исследования экономики образования.

3. Экономика образования в структуре экономической теории.

4. Экономические задачи и функции образования.

Образование рассматривается в качестве важной отрасли на­родного хозяйства, что требует отдельного исследования осо­бенностей экономических отношений в этой сфере. Производ­ство образовательных услуг имеет свои существенные особен­ности, в том числе специальный вид труда - педагогический труд, особый предмет труда (объектом педагогического воз­действия выступает ученик, субъектами учебно-воспитатель­ного процесса - и преподаватель, и ученик); специфичные средства труда - материальные, вещественные средства труда имеют лишь подсобное значение, а основными являются неве­щественные (человеческий интеллект, знания, умения, лежа­щие в основе образовательных услуг). Педагог выступает не в качестве ретранслятора знаний (как, например, книга, спра­вочник), а в качестве творческой силы, адаптирующей знания применительно к конкретным, динамически изменяющимся условиям.

Предмет исследования экономики образования - образо­вательные организации и все экономические отношения, связан­ные с производством образовательных услуг, и потребители об­разовательных услуг - влияние образования на их экономичес­кий потенциал. Экономика образования как наука изучает осо­бенности проявления производственных отношений и их взаи­модействия с производительными силами, выясняет специфику экономических категорий и законов в системе образования и в процессе обучения и воспитания различных категорий населе­ния.

Объект исследования экономики образования - экономи­ческие отношения, возникающие в процессе деятельности обра­зовательных организаций и педагогического процесса.

Субъект изучения в экономике образования - часть насе­ления страны, которая участвует в производстве или потребле­нии образовательных услуг. Причём в потреблении образова­тельных услуг, например, участвуют не только сами ученики (об­щеобразовательных школ и др.), но и их родители (лица, их заме­няющие, и другие родственники), являющиеся сторонами в педа­гогическом процессе.

Рис.1 Экономика образования в структуре экономической теории.

Несмотря на то, что экономика образования - отраслевая экономическая наука и формально относится к уровню мезоэкономики, она неразрывно связана с микро- и макроэкономикой. Фактически именно на элементах этих уровней экономической теории, на их основе и в тесном сочетании сформирована эконо­мика образования.

С одной стороны, экономика образования всесторонне ис­следует экономические отношения образовательных учрежде­ний, в том числе и в качестве субъектов рынка; изучает экономи­ческие отношения, возникающие между производителями и по­требителями образовательных услуг, используя экономический аппарат микроэкономики. С другой стороны, экономика образо­вания исследует проблемы использования человеческого капи­тала, влияние образования на макроэкономические показатели (ВНП и др.), то есть на национальную экономику в целом, ис­пользуя методы макроэкономического анализа. В условиях со­временных тенденций глобализации и становления информаци­онного общества, когда основной ценностью становятся знания, информация, проблемы экономики образования выходят и на уровень мегаэкономики, возникает необходимость в изучении влияния образования на развитие всей цивилизации в планетар­ном масштабе.


Система экономических отношений в сфере образования включает такие отношения, как отношения между обществом и отдельным педагогическим работником, экономические взаимо­связи между обществом иколлективом конкретного образова­тельного учреждения или системой образования каждого из уровней; между коллективом образовательного учреждения и его членами, между руководителем образовательного учрежде­ния и педагогом, между образовательным учреждением и други­ми предприятиями, учреждениями и организациями и т.д..

В связи с ростом значения образования в развитии совре­менного общества экономика образования исследует взаимосвя­зи образования с другими отраслями и сферами народного хозяйства. Поэтому одной из важнейших задач экономики образо­вания становится разработка принципов экономического разви­тия образования на разных уровнях с учётом общемировых тен­денции развития и социально-экономических преобразований в стране.Это и определение оптимальных пропорций различных уровнен образования, и планирование подготовки квалифициро­ванных кадров необходимой квалификации для различных от­раслей народного хозяйства, а следовательно, обоснование дина­мики развития различных типов образовательных учреждений, различных форм обучения и длительности обучения.

Существенную часть предмета экономики образования со­ставляют проблемы финансирования и материально-техничес­кого обеспечения образовательных учреждений в условиях ры­ночной экономики. Это и проблемы многоканального финанси­рования, укрепления материально-технической базы в условиях экономического кризиса, оптимального сочетания бюджетной и внебюджетной деятельности образовательных учреждений, оказания платных дополнительных образовательных услуг как расширение возможностей для обучающихся и дополнение государственным образовательным стандартам.

Это ставит проблемы обновления нормативно-правовой ба­зы деятельности образовательных учреждений, совершенствова­ния бухгалтерского учёта и обеспечения льготного режима нало­гообложения образовательных учреждений и налогового стиму­лирования развития рынка образовательных услуг. Правовые ос­новы деятельности образовательных учреждений неразрывно связаны с проблемами экономики образования, так как нельзя, например, рассматривать отдельно экономические аспекты ста­туса образовательного учреждения, как юридического лица, от юридических аспектов.

Кроме того, в задачи экономики образования входит и раз­работка принципов организации оплаты труда и материального стимулирования работников образовательных учреждений в со­временных условиях. Учитывая специфику преподавательского труда в целом, необходимо выделять особенности труда различ­ных категорий педагогов и совершенствовать систему оплаты их труда, определять научно обоснованные штаты работников обра­зовательных учреждений различных видов и типов.

Столь обширный предмет экономики образования обуслав­ливает и многообразие методов исследования: методы сравне­ний, обобщений и аналогий, балансовый и диалектический мето­ды, анализ статистических данных, экономический и комплекс­ный анализ, социологический и программно-целевой методы, экономико-математическое моделирование и т.п. Необходимы системный и междисциплинарный подходы, обеспечивающие качественный анализ изучаемых тенденций и явлений.

Образование, как важнейшая составная часть народного хо­зяйства, подвержена действию объективных экономических за­конов и развивается в тесной взаимосвязи с другими отраслями. Однако действие экономических законов в сфере образования имеет свою специфику, связанную с тем, что образование являет­ся некоммерческой сферой и одним из «провалов» рынка, что требует государственного регулирования. Кроме того, связую­щим звеном образования с другими отраслями является специ­фический товар - рабочая сила, квалификацию и подготовку ко­торой обеспечивает именно система образования. Труд работни­ков системы образования качественно преобразует, трудовые способности людей и улучшает трудовые возможности рабочей силы, формирует морально-психологическое отношение к труду, создавая тем самым новую стоимость рабочей силы.

Другая важнейшая экономическая функция образования заключается в удовлетворении потребности людей в образова­тельных услугах. Производя специфический товар - образова­тельные услуги, образование, как отрасль, относится к производ­ственной сфере, хотя и нематериального производства. Роль не­материального производства в современном информационном обществе непрерывно возрастает. Экономика высокоразвитых стран фактически уже стала экономикой услуг.

Составными элементами экономики образования являются следующие подсистемы: экономика дошкольного образования, эко­номика общеобразовательной школы, экономика профессиональ­ного образования (в том числе экономика высшей школы) и т.д.

1. Конспект по плану. Можно печатный вариант. (Главное проработать материал)

2. Сформулируйте задачи экономики образования. (5-7 задач –9-10 баллов;

3-4 задачи – 6-8 баллов; 2-3 задачи – 3-5 баллов).

3. Конспект вложить в тетрадь и принести на урок в понедельник.

Перспективы развития современного образования следует рассматривать в контексте многоуровневой международной интеграции, которая наблюдается с конца XX века. Отныне никакая, даже «развитая», страна или группа таких стран не способны развиваться в закрытом состоянии. С этого времени стратегия «опоры исключительно на «собственные силы» с неизбежностью ведет к стагнации.

Обществу будущего специалисты дают разные определения: постбуржуазное, посткапиталистическое, постпредпринимательское, пострыночное, постиндустриальное, постцивилизационное, постисторическое, информационное и др. Большинству специалистов более понятна (в контексте либеральной тенденции) доктрина, подчеркивающая особую роль знаний и обозначающая нынешний социум как «знаниевую экономику», «экономику знаний».

Именно знания и образование в решающей степени определяют сегодня экономический потенциал страны, ее положение в мировом разделении труда и международной торговле. Об отраслях, производящих знание для непосредственных нужд экономики и производства (прикладная наука и образование), уже давно принято говорить как об «индустрии знаний», а с недавних пор образование рассматривают как отрасль экономики (в США она занимает 5-е место среди других областей; в 1998 году образовательная «отрасль» принесла доход в 265 млрд. долларов и обеспечила работой 4 млн. человек).

Во взглядах на образование высказывается множество точек зрения. Главное в этой ситуации - не допускать крайностей в суждениях, избавиться от устаревших стереотипов, высокомерного образовательного эгоцентризма, с одной стороны, от бездумного технократического подхода - с другой, и голого экономизма - с третьей. Необходима сбалансированность во взглядах, рационализм в оценке ситуации. Особенно это нужно при определении образования как отрасли экономики.

Применительно к образованию товаром являются не только образовательные услуги вуза, но и его выпускники-специалисты. В том смысле, что образованный человек, обладающий знаниями, навыками и умениями, которые и создают его потребительную стоимость, может предложить свои услуги для продажи, которые могут быть куплены тем, кто в них нуждается. Эти услуги и являются объектом купли-продажи, т. е, товаром. Покупается, разумеется, не человек, а его знания, способности, мастерство, талант.

При этом не суть важно, каким образом человек получил образование: бесплатно, за счет государства или за свои собственные деньги. От этого его образованность (знания, умения, навыки) не перестает быть товаром.

Ту же схему рассуждений можно применить относительно отдельного вуза и всей системы высшего профессионального образования. У населения существует потребность в образовательных услугах, которую удовлетворяет специальная отрасль - система высшего образования. Продукция этой отрасли может быть проданной и купленной. И если в этой отрасли вращаются сотни миллиардов рублей (бюджет образования РФ ныне выше расходов на оборону), то это, само собой, затрагивает всю систему экономических отношений. В этом смысле, когда образованность экспортируется (чем занимаются уже многие страны), принося государству доход, его справедливо можно назвать особой отраслью экономики.

Не вуз, а сам специалист выставляет свои знания, способности, умения и талант на торги на рынке труда, сам назначает себе цену («цена продавца»), по которой он хотел бы быть проданным, но может быть и не куплен. Вуз имеет от этого лишь косвенную выгоду: чем дороже стоят на рынке труда его выпускники, тем выше его престиж, тем выше может быть стоимость обучения. Все остальные выгоды присваивает себе носитель и владелец знаний, навыков и умений.