Борьба за влияние в африке. Самые богатые страны африки

Начиная с XVI–XVII веков, Африка является традиционной зоной, где сталкиваются геополитические и экономические интересы ведущих мировых держав.

Чем так привлекательна Африка? Ответ очевиден! Африканский континент - «Клондайк» стратегических ресурсов: природных и трудовых.

В Африке находятся разведанные месторождения почти всех известных видов полезных ископаемых. Континент занимает первое место в мире по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, золота, платиноидов, а также кобальта, ванадия, алмазов, фосфоритов, флюорита. Второе - по запасам руд меди, асбеста, урана, сурьмы, бериллия, графита. Третье - по запасам нефти, газа, ртути, железной руды. Кроме того, на материке располагаются значительные запасы титана, никеля, висмута, лития, тантала, ниобия, олова, вольфрама, драгоценных камней и пр.

Для ведущих мировых игроков привлекательность Африки обусловлена не в последнюю очередь и ее крайне выгодным географическим положением. Континент расположен между Индийским и Атлантическим океанами и обладает стратегически важными портами. Он омывается Красным и Средиземным морями, которые со времен древней истории являлись основными цивилизационными магистралями государств Евразии. На африканском побережье располагаются такие стратегические точки и зоны мировых морских коммуникаций, как пролив Гибралтар, Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив, мыс Доброй Надежды и др.

Если обсуждать конкурентную борьбу ведущих мировых держав за Африку в новейшее время, то следует говорить о нескольких этапах, со сменой которых менялись и формы борьбы, и состав участников. Не менялся и не ослабевал только интерес мировых игроков к африканскому континенту.

Во время первого, колониального этапа конкурентной борьбы «больших держав» за Африку основным механизмом приобретения позиций и влияния на континенте был прямой военный захват территорий. Что, отметим, не раз ставило конкурирующие державы на грань прямого вооруженного столкновения.

После принятия Генерального акта Берлинской конференции 1885 года, который фактически закрепил законность «состоявшихся колониальных захватов» , процесс колонизации Африки приобрел такой масштаб, что получил название «гонка за Африку». К 1914 году - накануне начала Первой мировой войны - более 90 % территории африканского континента было разделено между ведущими европейскими державами: Францией, Великобританией, Испанией, Португалией, Италией, Бельгией, Германией.

Однако уже в годы Второй мировой войны борьба за «колониальный передел» Африки вспыхнула с новой остротой. Так, масштабные боевые действия между англо-американскими и германско-итальянскими силами в Северной Африке за страны Магриба (Египет, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко) закончились разгромом итало-немецких войск. После чего, в частности, Великобритания заняла место Италии в качестве метрополии в Ливии и Эфиопии и дополнительно укрепилась в Египте.

Второй этап конкурентной борьбы за Африку открылся после окончания Второй мировой войны, когда государства континента охватил процесс деколонизации. Основные победители во Второй мировой войне - СССР и США - начали целенаправленно, в соответствии со своими интересами, проводить политику демонтажа старых колониальных владений в Африке. Вступили в конкурентную борьбу за влияние на африканском континенте и такие крупные новые державы, как Китай и Индия, получившие независимость после окончания Второй мировой войны. В этих условиях прежним метрополиям оказалось сложно или почти невозможно использовать привычные репрессивно-карательные меры для подавления национально-освободительных движений.

Третий, постколониальный этап конкурентной борьбы за Африку - это 1960–1990-е годы XX века, когда основным геополитическим фактором, влияющим на процессы, идущие на африканском континенте, стала борьба за мировое лидерство между западным блоком во главе с США и советским блоком во главе с СССР. Африка оказалась одним из ключевых регионов, где эта борьба развернулась во всех измерениях - военно-стратегическом, политико-идеологическом, экономическом. Войны в Анголе и Мозамбике, между Сомали и Эфиопией и так далее в значительной мере оказались фронтами этого биполярного противостояния. Нельзя не отметить, что с 1960 по 1991 год вооруженные конфликты происходили более чем в трети стран Африки.

Распад в 1991 году СССР, а вместе с ним разрушение биполярного мира, начали этап глубочайших трансформаций в глобальном раскладе сил, которые, конечно же, не могли не затронуть африканский континент. И это открыло следующий, четвертый этап конкурентной борьбы за Африку.

Постсоветская Россия, занятая в 1990-е годы XX века решением острейших внутренних проблем, из Африки фактически ушла. Главным претендентом на африканское «наследство» оказались США. Свою игру на африканском континенте продолжали и усиливали Китай и Индия. Активизировали политику в Африке бывшие европейские метрополии, сохранившие на континенте свои постколониальные интересы и связи, - Франция, Великобритания, Германия. В эти же годы фактически оформился новый политико-экономический субъект - Европейский союз (ЕС), который начал предъявлять в Африке собственные интересы.

При этом африканский континент продолжал оставаться одним из самых нестабильных регионов мира, где десятилетиями длились старые военные конфликты и вспыхивали новые.

Начало следующего, пятого этапа конкурентной борьбы за Африку приходится на рубеж XXI века, когда начинают происходить ощутимые изменения в глобальной расстановке сил в мире.

С одной стороны, такие страны, как Китай, Индия, Бразилия, Южная Корея, Япония, некогда считавшиеся цивилизационной периферией мира, наращивают экономическую мощь и предъявляют собственные геополитические и геоэкономические амбиции.

С другой стороны, старые центры глобализованной экономики в лице США и Западной Европы, вынужденные постепенно расставаться с позициями гегемонов в сфере управления мировым хозяйством, активизируют борьбу за главные мировые ресурсы. В том числе, за огромные ресурсы Африки.

Наконец, в последнее десятилетие о своем возвращении на африканский континент всё увереннее заявляет Россия.

При этом специфика преобладающих механизмов усиления влияния в Африке у «старых» и «новых» претендентов на ресурсы континента позволяет ряду европейских экспертов говорить о противостоянии в Африке «Западной» (имеются в виду США и Евросоюз) и «Восточной» (имеются в виду, прежде всего, Китай и Индия)«моделей проникновения». О чем здесь идет речь?

Специфика «Западной модели» состоит в том, что и США, и Западная Европа при реализации своих интересов в Африке по-прежнему считают важнейшей составляющей влияния наличие в Африке большого контингента своей собственной, а также и им подконтрольной местной военной силы.

Кроме того и США, и Евросоюз свои решения об оказании финансовой помощи странам африканского континента и реализации коммерческих и гуманитарных проектов, как правило, увязывают с выполнением этими странами обязательных жестких условий. Это и приверженность правительств демократическим (в западном понимании) принципам, и свободные выборы, гарантирующие сменяемость власти, и борьба с коррупцией, и соблюдение прав человека, свобода прессы, гендерное равенство, толерантность и т. д., и т. п.

Некоторые аналитики указывают, что сумма этих условий-требований, представляющая собой достаточно откровенное вмешательство во внутренние дела африканских государств, нацелена прежде всего на то, чтобы сделать власть в интересующих странах Африки более слабой, то есть более податливой с точки зрения реализации целей западных стран-доноров.

Однако, как утверждают многие эксперты, влияние такой «модели» и субъектов, ее проводящих, на африканском континенте падает.

Китай и Индия в свою очередь - а именно эти две великие державы сегодня имеют большое и растущее влияние в Африке - следуют иной модели укрепления своего влияния на континенте, которую в прессе иногда называют «азиатской мягкой силой», или «азиатской Soft Power». Что это значит?

Ни Индия, ни Китай, предлагая странам Африки крупные проекты, не выдвигают им каких-либо жестких политических условий, предпочитая не вмешиваться во внутренние дела государств. Они не ставят во главу угла ситуацию со свободой слова и свободы прессы. Они не требуют (как это делает Запад) «честных и свободных выборов». Без всяких подобных дополнительных условий Индия и Китай оказывают африканским государствам весьма существенную финансовую и технологическую помощь. И тем самым добиваются решения своих стратегических задач - глубокого проникновения в Африку - всё более успешно.

Поскольку борьба за мировое лидерство в XXI веке, как признают почти все политические аналитики, разворачивается прежде всего между США и Китаем, рассмотрим чуть подробнее те механизмы и инструменты, которые применяют в ходе конкурентной борьбы за влияние на африканском континенте эти два мощных соперника.

Китай начал резко усиливать свои позиции в Африке почти сразу после распада СССР. Определенную роль в этом процессе сыграл тот факт, что в начале 1990-х годов США основное внимание уделяли событиям на постсоветском пространстве, в Восточной Европе и на Балканском полуострове.

Другой важный момент, предопределивший успех Китая на африканском направлении, начиная с середины 1990-х годов, - продуманная политика Пекина, который решительно сместил акцент в отношениях с африканскими странами с идеологии на экономическое сотрудничество.

В 2000 году Пекин предложил Африке новую модель взаимодействия в формате «Форума Китай - Африка» (FOCAC), на котором обсуждаются практические направления и параметры финансовой помощи Китая странам Африки, разрабатываются программы сотрудничества и определяются сроки их реализации.

В 2006 году, в Пекине по инициативе Председателя КНР Ху Цзиньтао прошла историческая акция - Форум по китайско-африканскому сотрудничеству, в котором приняли участие главы и министры более пятидесяти африканских государств, то есть практически вся Африка. Именно это событие открыло процесс наращивания экономического присутствия Китая на африканском континенте в невероятном темпе и в поистине грандиозных масштабах. И именно эти африканские успехи Пекина впервые заставили совокупный Запад признать КНР не только важнейшей региональной державой в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и растущим глобальным игроком.

Одним из главных мотивов экономической экспансии Китая на африканский континент, безусловно, является стремление получить доступ к природным ресурсам для обеспечения своей быстрорастущей экономики.

Еще один важный фактор, определяющий стремление Пекина в Африку, - значительное повышение затрат на китайскую рабочую силу в самом Китае. По данным экспертов, заработная плата китайских рабочих ежегодно растет в среднем на 12 %, а это означает, что эпоха сверхдешевой китайской рабочей силы завершается. И Китаю теперь выгоднее переносить свое производство в другие регионы планеты с дешевой рабочей силой, в первую очередь в Африку.

Если говорить об особенностях китайской экспансии в Африку то она состоит в том, что в отличие от Запада, который в основном интересуют нефть и другие минеральные ресурсы, Китай наращивает свое участие практически в каждом секторе местной экономики и, в том числе, в инфраструктурном развитии отдельных стран и континента в целом.

Китай строит железные и шоссейные дороги, дамбы, реконструирует речные и морские порты. Особое внимание при этом уделяется сооружению объектов гражданской инфраструктуры - возводятся стадионы, школы, правительственные здания, больницы.

В результате Китай не только становится крупнейшим торговым партнером и одним из основных инвесторов на африканском континенте, но и всё более прочно привязывает экономику многих стран Африки к своим стратегическим интересам. При этом, еще раз подчеркнем, Китай действует гораздо более гибко, чем его западные конкуренты:

предоставляет кредиты без политических требований;

в отличие от США и стран Западной Европы, делится с африканскими странами своими новыми технологиями;

направляет инвестиции не через коррумпированных местных чиновников (как это делают западные корпорации), а выделяет их китайским компаниям, которые «десантируются» в соответствующие страны для реализации проектов;

в широких масштабах списывает долги «слабых» стран, активно развивает в них сельское хозяйство, готовит африканских специалистов в самых разных областях деятельности;

в рамках новой китайской стратегии «выхода за рубеж» («идти вовне») развивает торгово-инвестиционное сотрудничество со странами африканского континента. И, тем самым, включает в прибыльный коммерческий оборот те огромные деньги государственных резервов и коммерческих корпораций, которые уже не находят эффективного применения в самом Китае;

расширяет использование юаня в торговых сделках, что по мнению экспертов, является важным шагом в укреплении юаня в качестве мировой резервной валюты.

В декабре 2015 года в Йоханнесбурге прошел очередной саммит в рамках «Форума Китай-Африка» (FOCAC). Одно из главных событий - решение Китая предоставить странам Африки финансирование на сумму 60 млрд долл. Отметим, что это в 4 раза больше, чем обещал для Африки в 2014 году президент США Б. Обама.

Далее, Китай всё более активно развивает сотрудничество с африканскими странами в области науки и культуры. Пропагандирует китайский язык и национальную культуру, создает подконтрольные китайскому правительству СМИ, открывает Институты Конфуция. Обучая в своих университетах растущее число студентов из Африки, Китай всё более очевидным образом готовит значительный корпус африканских политических, инженерных и деловых элит, дружественно ориентированных на Пекин.

Китай также обеспечивает множество программ гуманитарной и миротворческой помощи в конфликтных регионах континента. Отметим, что большинство этих программ Китай координирует как с миротворчеством ООН, так и со странами-членами БРИКС.

Следует подчеркнуть, что благодаря своей «идейно нейтральной» позиции Китай усиливается на африканском континенте еще и политически. Китай успешно сотрудничает в нестабильных африканских государствах практически с любыми политическими режимами и даже иногда готов поступиться своими политическими принципами. Так, недавно Китай начал оказывать помощь Буркина-Фасо, несмотря на то, что эта страна признает суверенитет Тайваня.

Очевидно, что расширяя свое присутствие на континенте и получая доступ к сырьевым ресурсам Африки, Пекин одновременно укрепляет свою экономическую и военную безопасность и, что не менее важно, расширяет пространство своих экономических и политических связей. Причем всё более откровенно демонстрирует, что готов это пространство защищать.

Пока эта защита находится в основном в рамках программ миротворчества. Так, китайские «голубые каски» уже участвуют в миротворческих операциях ООН в Западной Сахаре, Сьерра-Леоне, Кот-д’Ивуаре и Конго. А в октябре 2015 года на Генеральной ассамблее ООН Председатель КНР Си Цзиньпин объявил о развертывании в Африке миротворческого контингента численностью до 8000 миротворцев. Причем после событий в Мали в ноябре 2015 года, когда в Бамако были убиты представители китайских корпораций, миротворческий контингент Китая фактически получил статус антитеррористического контингента.

Но Китай уже готов выходить за рамки миротворчества. В декабре 2015 года Си Цзиньпин заявил о намерении Китая создать к 2020 году, в рамках масштабного реформирования вооруженных сил страны, структуру объединенного оперативного командования, нацеленную на повышение боеспособности войск и их готовности проводить операции за рубежом. Важнейшим событием с этой точки зрения является начало строительства весной 2016 года первой китайской военно-морской базы в Джибути на побережье Баб-эль-Мандебского пролива.

«США развивали свой бизнес по всему миру и посылали своих военных защищать его интересы на протяжении 150 лет», - так прокомментировал это событие профессор из Университета Фудань в Шанхае Шэнь Динли, - «Китай будет делать теперь то, что США делали в прошлом».

База в Джибути позволит Китаю вступить в конкуренцию с США, Японией, Францией, Италией, Пакистаном (которые уже имеют здесь военные базы) в вопросе контроля за водами Баб-эль-Мандебского пролива, соединяющего Красное море с Аденским заливом и Суэцким каналом. По данным министерства энергетики США, на этот путь приходится почти 15 % мирового транзита нефти.

Одновременно Китай наращивает поставку вооружений в страны Африки, вытесняя с африканского рынка оружия западных конкурентов. В недавнем докладе лондонского Международного института стратегических исследований говорится, что уже около 70 % африканских стран закупают китайское оружие. В ряде африканских стран Китай занял доминирующие позиции в этом секторе. В Замбии, например, - 80 %, в Намибии - более 70 %, в Нигерии - почти 30 %. При этом эксперты отмечают, что Китай, как правило, предлагает свою военную продукцию по заниженным ценам, «отыгрываясь» на поставках запчастей и услугах по высоким ценам.

Но специфика китайской политики оружейного экспорта состоит еще и в том, что этот экспорт поддерживают работающие в Африке более 2,5 тыс. китайских компаний. При этом китайское правительство комбинирует и координирует различные направления делового сотрудничества, поощряя взаимодействие китайских бизнес-структур, действующих в Африке, с интересами экспортеров продукции военного назначения. В результате Китай получает возможность практиковать разнообразные схемы взаиморасчетов, разного рода пакетные сделки и, одновременно, соглашения по промышленным и инфраструктурным проектам.

Так, например, в обмен на разрешение на строительство военной базы в Джибути Китай предложил вложить 3 млрд долл. в строительство железной дороги от Джибути до столицы Эфиопии Аддис-Абебы и еще 400 млн долл. в развитие портовой инфраструктуры Джибути. Соответственно, в этой стране появятся китайские банки, а китайские компании получат ряд торговых привилегий.

Геополитические и экономические интересы США в Африке оформлены в принятом в 2000 г. в США законе «Об экономическом росте и торговых возможностях в странах Африки» (AGOA). Данный закон, срок действия которого в июне 2015 г. был продлен еще на 10 лет, является одним из ключевых торгово-экономических инструментов США в регионе.

В рамках реализации AGOA США создали в Африке три центра поддержки конкурентоспособности американских товаров. Учрежден специальный «Форум торгово-экономического сотрудничества США со странами Африки южнее Сахары». Расположенный в Вашингтоне Корпоративный совет по Африке координирует деятельность частного американского бизнеса на континенте.

Одно из центральных событий в контексте китайско-американской конкуренции в Африке - учреждение в 2008 году африканского командования США, сокращенно - АФРИКОМ. Отметим, что АФРИКОМ - единственное региональное командование минобороны США, сформированное после окончания холодной войны. Оформление этой структуры началось фактически сразу же после упомянутого саммита «Китай - Африка» 2006 года. Среди задач АФРИКОМ - охрана месторождений полезных ископаемых, их добычи и транспортировки.

В 2007 году Питер Фам, советник Госдепа и минобороны США, а также директор Африканского центра им. Майкла Ансари в Атлантическом совете в Вашингтоне, выступая перед конгрессом с защитой проекта создания АФРИКОМа, так аргументировал важность этого проекта: «...Многие аналитики ожидают, что Африка, особенно государства, расположенные вдоль богатой нефтью западной береговой линии, всё больше будет становиться театром стратегического соперничества между Соединенными Штатами и их единственным реальным, почти равным конкурентом на мировой арене - Китаем...».

В 2011 году АФРИКОМ контролировал международную военную кампанию в Ливии получившую название «Одиссея. Рассвет». «Война с Каддафи - это фактически война с Китаем и его экспансией в Африке», - так прокомментировал эту ситуацию республиканец Пол Крэйг Робертс.

Отметим, что война в Ливии, посредством которой страны западной коалиции решали свои задачи, нанесла, в том числе, серьезный удар и по интересам Китая в этой стране. Так, к 2011 году Пекин вложил в экономику Ливии более 18,8 млрд долларов. На территории Ливии реализовывали проекты 75 крупных китайских компаний. С началом войны бо льшая часть китайско-ливийских проектов была остановлена, из страны были эвакуированы 35 тыс. китайских рабочих и персонал компаний.

Среди последних событий, отражающих специфику конкурентной борьбы за африканский континент, - рост напряженности в Южно-Африканской республике. Важно здесь то, что ЮАР, являясь членом БРИКС, является и важнейшим проводником политики Китая на африканском континенте.

В сентябре–октябре 2015 года ЮАР столкнулась с попыткой организации «цветной революции» против президента Джейкоба Зумы.

Эксперты тогда отмечали, что к организации самых массовых с момента окончания режима апартеида протестов были причастны структуры проекта Democracy Works, который финансировался американским фондом NED. Интеллектуальным обеспечением протестных движений занимается леволиберальный институт SWOP Witwatersrand в Йоханнесбурге, тесно взаимодействующий с американским Институтом Альберта Эйнштейна Джина Шарпа, главного разработчика технологии «цветных революций».

Еще один примечательный эпизод 2015 года произошел в Джибути. После того как в декабре 2015 года Китай объявил о планах по строительству здесь военной базы, в столице страны произошли столкновения между сторонниками и противниками действующего президента страны Исмаила Омара Гюллеха. Оппозиционный Союз национального спасения и США использовали этот инцидент для того, чтобы обвинить власти страны в нарушении прав оппозиции на мирные собрания и свободу слова.

Европейский Союз (ЕС) рассматривает африканскую нефть как альтернативу нефти российской и ближневосточной. Также в ЕС всерьез надеются на быстро развивающийся африканский рынок, поставки товаров на который должны способствовать улучшению экономической ситуации в Европе.

В Африке страны ЕС ведут переговоры о снижении тарифов на импорт африканских сельскохозяйственных продуктов в Европу, а также стремятся расширить доступ европейских транснациональных компаний к африканским источникам сырья (нефть, алмазы, медная руда и др.). Наряду с развитием отношений в сфере экономики, торговли и энергетики, сотрудничество ЕС и стран Африки включает политические, культурные и научные связи.

Кроме того, в последнее время одна из главных целей политики Евросоюза в Африке - через стабилизацию экономической и социально-политической ситуации в Африке снизить миграционное давление на Европу.

При этом усиление влияния Китая и Индии в Африке в Западной Европе считают серьезным вызовом европейским интересам на континенте. В том числе, по той причине, что действия ряда стран Евросоюза (прежде всего Франции) в ходе событий 2011 года в Ливии и Египте многие страны Африки восприняли как проявление новой неоколониальной политики Запада. В связи с этим в ЕС сочли достаточно тревожным сигналом для Европы тот факт, что в июне 2015 года сообщество CARICOM (объединяет страны Карибского сообщества) при поддержке Венесуэлы, Перу, Боливии и ряда стран Африки потребовало от Евросоюза выплаты компенсаций за годы, когда карибские страны были европейскими колониями.

Еще одна сфера потенциальной конфликтности в отношениях ЕС со странами Африки связана с обвинениями Международного уголовного суда в отношении ряда африканских политиков.

Далее, острую реакцию в Африке вызывает критика Запада в адрес африканских стран по вопросам, связанным с правами человека. Так, 2014 год был отмечен скандалом в связи с тем, что Европарламент проголосовал в поддержку введения санкций в отношении Нигерии и Уганды после того, как эти страны приняли законы, запрещающие однополые браки.

Наконец, всё более серьезную конкуренцию Евросоюзу как структуре в Африке начинает представлять объединение БРИКС. Эксперты отмечают, что согласованные действия государств-членов БРИКС в рамках этого объединения уже сейчас заметно снижают способность ЕС отстаивать свои интересы на африканском континенте.

Япония - конкурент Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе - сегодня всё активнее стремится составить конкуренцию китайскому влиянию в Африке. Накал взаимных обвинений Японии и Китая в адрес друг друга возрастает, в том числе по той причине, что зоны интересов Японии и Китая в Африке в значительной мере географически совпадают.

Основное соперничество идет в сфере инвестиционных предложений африканским странам, которые очень внимательно анализируют пресса и эксперты Китая и Японии. В частности, Китай особенно ревностно отслеживает поездки премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Африку в рамках программ саммита «Япония - Африканский союз».

Помимо инвестиционного соперничества, Китай и Япония всё более откровенно соревнуются в гуманитарной помощи на африканском континенте. В частности, в 2013 году Япония объявила о предоставлении инвестиций на сумму 32 млрд долларов всему африканскому континенту сроком на пять лет, гуманитарной помощи Судану на сумму в 25 млн долларов и 3 млн долларов Центральноафриканской Республике.

Китай, в том же 2013 году инвестировавший в Африку около 26 млрд долларов, в декабре 2015 года объявил, кроме упомянутых выше инвестиционных планов на 60 млрд долларов, о предоставлении 60 млн долларов безвозмездной помощи Африканскому союзу «на поддержание мира и безопасности» и 156 млн долларов экстренной помощи африканским странам, пострадавшим от урагана Эль-Ниньо.

БРИКС как объединение стран-партнеров (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) явным образом быстро (и во многом согласованно) расширяет свое присутствие на африканском континенте. Однако это партнерство не исключает взаимных противоречий и столкновений интересов.

Так, Индия и Китай, являясь партнерами по БРИКС, имеют большое количество неразрешенных проблем в двусторонних отношениях. Кроме того, Китай и Индия - две крупнейшие быстроразвивающиеся региональные державы - ведут острую борьбу за лидерство на азиатском континенте. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что это соперничество за лидерство распространяется и на Африку. Причем с этой точки зрения, у Индии есть определенный «позиционный приоритет»: в 1961 году именно Индия стала одним из инициаторов Движения неприсоединения (Non-Alignment Movement), в котором на данный момент состоят 53 африканских государства.

Интерес Индии к Африке заключается в природных ресурсах континента, особенно топливных. Главными объектами индийского инвестирования являются Египет, ЮАР, Нигерия, Кения, Мозамбик, Либерия, Гана.

Центрами индийско-китайского противостояния являются Кения и Мозамбик. Индия и Китай «наперегонки» стремятся укрепить свои позиции в этих странах, которые не только богаты природными ресурсами, но и имеют важное значение с точки зрения транспортировки грузов из центральных регионов Африки к океану, а также контроля главных транзитных морских путей в Индийском океане.

Еще один потенциально важный узел индийско-китайского соперничества на континенте - Южно-Африканская Республика, где промышленные и технологические компании двух стран не первый год достаточно ожесточенно борются в тендерах на проекты в различных отраслях.

Однако связи с ЮАР имеют для Индии и Китая и дополнительное стратегическое значение. Так, ЮАР представляет собой потенциально важный компонент системы безопасности Индии в зоне Индийского океана. У берегов ЮАР проходят пути транзита грузов стратегического значения (в первую очередь, нефти и газа) из Западной Африки в Индию. Индию, кроме того, беспокоит растущая активность Пекина в развитии «военных» отношений Китая со странами бассейна Индийского океана.

Пока Индия в основном проигрывает Китаю в инвестициях в ЮАР. Но заметно выигрывает у Китая в инвестициях и политическом влиянии в Нигерии. В частности, в Нигерии, по данным экспертов, проживает до 1 млн индийцев и лишь около 50 тыс. китайцев-хуасяо, причем индийские эмигранты владеют в этой стране крупными торговыми компаниями.

Россия как правопреемница СССР медленно, но настойчиво восстанавливает свое присутствие в Африке, прерванное, по понятным причинам, в 1990-е годы XX века.

Сейчас России предстоит решить задачу по разработке своей новой стратегии в отношениях с африканским континентом. Причем, как считают некоторые эксперты, нынешняя конфронтационная политика Запада по отношению к Москве создает для России определенные новые возможности. Причина в том, что немало руководителей африканских государств видят в России перспективного партнера, своеобразный буфер, смягчающий натиск американской, западноевропейской и китайской дипломатии.

Вместе с тем нельзя не признать, что Россия возвращается в Африку с «низкого старта». Советское влияние, основанное на льготных кредитах или безвозмездной помощи (вроде строительства плотин) российскому бюджету и бизнесу пока не по силам. Эту нишу давно и успешно осваивает Китай.

Одна из сфер, где Россия успешно борется за сферу влияния в Африке, - ядерная энергетика. Наиболее агрессивными конкурентами России в этом сегменте выступают Франция и Китай. Нельзя полностью сбрасывать со счетов и японо-американских и южно-корейских игроков, которые, по мнению экспертов, свое последнее слово в Африке еще не сказали.

Сильные позиции Россия занимает и на африканском рынке вооружений и военной техники - несмотря на то, что мощными нашими конкурентами здесь являются Китай, США, Франция, Германия.

Вместе с тем, Россия, в том числе благодаря памяти о советской помощи во многих странах континента, а также активной политике в Африке в рамках БРИКС и других международных организаций, имеет для укрепления своих позиций хорошие перспективы. В частности, в Африке ценят участие России в миротворческих операциях и программах гуманитарной помощи странам африканского континента, а также большой вклад российских ученых и врачей в борьбу с распространением ВИЧ-инфекции, лихорадки Эбола и других особо опасных заболеваний.

Роль Африки как гигантского малоосвоенного ресурсного резервуара мира возрастает. Соответственно, не может не возрастать и конкуренция за Африку ведущих мировых держав. Причем в эту сферу конкуренции будут попадать не только природные ресурсы континента, но и растущая роль голосов африканских стран в международных организациях, включая ООН.

В этих условиях «азиатская Soft Power» и условный потенциал условного Востока (Китая и Индии) по отношению к Африке вполне имеет шансы переиграть традиционно жесткий диктат (под маркой либерализации и демократизации), который навязывает условный Запад.

При этом весьма вероятно, что в ситуации обострения конкурентной борьбы за влияние в Африке будет повышаться роль так называемых системных войн с использованием нетрадиционных механизмов войны - от «цветных революций» и поддержки государственных переворотов до попыток прямых вооруженных интервенций под флагом ООН или, как это было в Ливии и Сирии, от имени неофициальных и нелегитимных «групп стран-друзей» или «стран-союзников».

Морской транспорт в основном обеспечивает внешние связи стран региона. Большое значение для судоходства имеют разделяющий Африку и Европу Гибралтарский пролив (его расстояние составляет всего лишь 14 км) и соединяющий Средиземное и Красное моря Суэцкий канал.

Если рассматривать хозяйства стран региона, то необходимо отметить, что после обретения независимости в их отраслевой структуре увеличилась доля промышленности и непроизводственной сферы, но все же в большинстве стран сохраняется колониальный тип отраслевой структуры хозяйства. Его отличительные черты:

  • преобладание малотоварного, низкопродуктивного сельского хозяйства;
  • слабое развитие обрабатывающей промышленности;
  • сильное отставание транспорта;
  • ограничение непроизводственной сферы преимущественно торговлей и услугами;
  • однобокость развития экономики.

Во многих странах однобокость экономики достигла уровня монокультуры, под которой понимается монотоварная специализация хозяйства страны (узкая специализация на производстве одного, как правило, сырьевого или продовольственного товара, предназначенного главным образом для экспорта).

Страны монокультуры в Африке:

Страны

Доля в экспорте страны

Нефти и нефтепродуктов

Руд черных и цветных металлов, урана, алмазов

Продовольственных товаров и с/х сырья

Алжир

99%

Габон

82%

Египет

68%

Конго

90%

Ливия

98%

98%

Ботсвана

70%

Гвинея

95%

Конго (Заир)

51%

Замбия

90%

63%

Мавритания

51%

Намибия

74%

Нигер

80%

  • 11. Характеристика групп промышленно развитых стран. Её место в мировом хозяйстве. Промышленно развитые страны с рыночной экономикой (47 стран)
  • 12. Мировые рынки рабочей силы. Последствия миграции рабочей силы.
  • 13. 7 Ведущих государств промышленно-развитой группы стран. Их место в мировом хозяйстве.
  • 14. Внешняя торговля России пути повышения ее эффективности.
  • Основные торговые партнеры рф
  • 15. Характеристика групп развитых стран (нис, страны «опек», нрс).
  • 16. Роль прямых инвестиций в международном движении капитала.
  • 17. Характеристика стран с переходной экономикой. Страны с переходной экономикой
  • 18. Сущность и форма международной экономической интеграции.
  • 19. Международное разделение труда.
  • 20. Рынок товаров (Рынок сырья и с/х продукции. Рынок промышленных товаров).
  • 21. Международная специализация производства. Основная форма проявления мпс.
  • 22. Международные торговые организации: гатт/вто, юнктад и др.
  • 23. Международная кооперация производства. Сущность. Основные методы налаживания кооперированных связей.
  • 24. Сущность и форма международного движения капитала.
  • 25. Снс. Важнейшие показатели снс.
  • 26. Евросоюз. История создания. Современное состояние.
  • «Копенгагенские критерии» для получения членства в ес
  • 27. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.
  • Водные ресурсы: структура водного потребления в мире:
  • Неравномерное распределение минеральных ресурсов и место потребления:
  • 28. Внешняя задолженность России и пути ее разрешения.
  • 29. Трудовые ресурсы мирового хозяйства.
  • Отраслевая структура населения
  • 30. Развитие интеграционных процессов в Западной Европе: еоус, ес, еаст, еэп.
  • 31. Отраслевая структура мирового хозяйства.
  • Агропромышленный комплекс
  • 28% - Пшеница
  • 26% - Рис
  • 25% - Кукуруза
  • Топливно-энергетический комплекс тэк
  • Машиностроительный комплекс
  • Химическая промышленность
  • 32. Проблема внешней задолженности. Роль и значение «парижского клуба» и «лондонского клуба» в урегулировании вопросов внешней задолженности.
  • 33. Формы и методы организации внешней и м/н торговли. Формы ведения внешней торговли
  • Операции мировой торговли: экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт
  • 34. Интеграционные процессы в Северной Америке (Нафта)
  • 35. Научные ресурсы мирового хозяйства.
  • 36. Роль и значение мвф и мбрр.
  • 37. Сша – ведущая экономическая держава мира.
  • 38. Интеграционные процессы в Азии (асеан) и Африке.
  • 39. Бреттон-Вудская валютная система.
  • 40. Вто
  • 41. Ямайская валютная система.
  • 42. Экономические организации и система оон: экосос, проон, юнидо.
  • 4 Этапа:
  • 44. Интеграционные процессы в Латинской Америке (лааи, Карикон, Меркоср).
  • 45. Мировой рынок ссудных капиталов. Мировой денежный рынок и мировой рынок капиталов.
  • 46. Возрастание роли кнр в системе мирового хозяйства.
  • 47. Международный кредит. Сущность. Функции. Форма.
  • 48. Россия в мировом хозяйстве.
  • 49. Мировая валютная система. Сущность и этапы ее развития.
  • Золотой стандарт – 1867г., Париж
  • 50. Платежный баланс страны.
  • 51. Группа Всемирного банка.
  • 52. Юнктад
  • 53. Глобализация. Понятие. Сущность.
  • 54. Тнк и их роль в мировом хозяйстве.
  • 37. Сша – ведущая экономическая держава мира.

    38. Интеграционные процессы в Азии (асеан) и Африке.

    Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations ASEAN ) была основана 8 августа 1967 года в Бангкоке 5 странами: Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. В 1984 г. к организации присоединился Бруней, в 1995 – Вьетнам, в 1997 – Лаос и Мьянма, в 1999 – Камбоджа. Статус специального наблюдателя имеет Папуа - Новая Гвинея.

    Население стран АСЕАН составляет около 500 миллионов человек, совокупный размер ВВП – 737 млрд. $, объем торговли – 720 млрд. $.

    Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил.

    И в настоящее время АСЕАН продолжает держать курс на содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе. В начале 90-х годов она инициировала переговорный процесс между Россией и Китаем, также АСЕАН способствовала политическому решению камбоджийской проблемы.

    Ежегодно проходят министерские Конференции АСЕАН, служащие форумом по обмену мнениями по вопросам безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе между АСЕАН и ее партнерами по диалогу (Австралией, Канадой, Европейским Союзом, Японией, Новой Зеландией, Южной Кореей и Соединенными Штатами Америки).

    Подписание 8 августа 1967 года Бангкокской декларации о создании Ассоциации стран Юго-Восточной Азии положило началом сотрудничеству также в области науки и технологий, окружающей среды, культуры и информации, социального развития и др. в целях ускорения экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе, содействия активному сотрудничеству и взаимопомощи в перечисленных выше областях, а также в образовательной, технической и управленческой сферах.

    Две первые встречи глав государств АСЕАН на о.Бали (1976 год) и в Куала-Лумпуре (1977 год) провозгласили принципы существования этой организации, а именно: дружеские взаимоотношения и сотрудничества с другими нациями на основе взаимного уважения и выгоды, отстаивание интересов региона на международной арене, усиление деятельности государственных и негосударственных организаций в развитии региональной индивидуальности, и призвали к расширению сотрудничества в развитии человеческих ресурсов, в устранении бедности, болезней и неграмотности, в обеспечении рабочих мест для групп людей с низкими доходами, особенно в сельской местности, в согласованных действиях по злоупотреблению и торговле наркотиками и наркотическими средствами.

    В экономической области страны АСЕАН проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе ЮВА. Уже в 1977 году были сделаны попытки сформировать район свободной торговли. В этом году появилось АСЕАНовское соглашение по льготной торговле ( Preferential Trade Agreement - РТА ), которое явилось первым инструментом по либерализации торговли, по увеличению внутрирегиональной торговой деятельности.

    В рамках создания зоны свободной торговли проводятся мероприятия по ускорению процессов согласования тарифной номенклатуры, таможенной оценки; установление системы зеленого прохода, т.е. системы упрощенных таможенных процедур; согласование товарных стандартов. Работа по стандартизации продукции нацелена на то, чтобы снизить издержки ее производства путем выравнивания стандартов стран-членов с международными стандартами, взаимного признания требований, предъявляемых к проверке продукции и выдачи соответствующих сертификатов.

    Базой для сотрудничества в этой сфере являются соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Зоны инвестиций АСЕАН (АИА) и Схема промышленного сотрудничества (АИКО).

    Высшим органом АСЕАН является Встреча Глав Государств и Правительств АСЕАН. Этот саммит проводится каждые три года, а в промежутках между ними проводятся неформальные встречи. Встречи Министров иностранных дел проходят ежегодно. Также проводятся встречи министров, отвечающих за другие отрасли: сельское хозяйство, рыболовство, энергетика, окружающая среда, финансы, информатизация, инвестиции, труд, юстиция, искоренение бедности, наука и технологии, социальное обеспечение, международная преступность, транспорт, туризм и пр. В АСЕАН работает 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 4 00 мероприятий.

    АСЕАН имеет свои вооруженные силы - ВМС; проводятся совместные учения. В 1994 году на 27-й конференции министров иностранных дел стран-членов АСЕАН был принят флаг АСЕАН.

    В ноябре 2002 года в столице Камбоджи прошёл саммит лидеров АСЕАН и их партнёров по диалогу – руководителей правительств Китая, Республики Корея, Индии и Южной Африки, главным пунктом которого стала проблема борьбы с терроризмом. Массовые теракты, имевшие место в странах региона в конце года, подорвали доверие к туристической отрасли большинства стран АСЕАН, где туризм всегда оставался значительной статьёй доходов в государственных бюджетах, а также обеспечивал миллионы жителей этих стран рабочими местами.

    Юридической базой отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г. В настоящее время АСЕАН разработан механизм возможного присоединения к Договору внерегиональных держав, включая Россию, которая неизменно заявляет о своем позитивном отношении к этому документу.

    Важное место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимает работа по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия (соответствующий договор вступил в силу в 1997 г.).

    В 70-е годы зародилась система т.н. диалогов Ассоциации с ведущими государствами мира, поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония и ЕС. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу выступает Пакистан.

    Диалоговые отношения России и АСЕАН

    Россия участвует в совещательных заседаниях на встречах министров АСЕАН с 1991 года. В 1993 году министр иностранных дел России выразил желание оформить отношения с АСЕАН. России было предложено стать членом АСЕАНовского Регионального Форума (АРФ), и, таким образом, была признана ее роль стратегически важного государства в регионе. В апреле 1995 года в Москве прошел семинар по принципам безопасности и стабильности в АТР, который стал вкладом России в обеспечение мира и процветания в регионе.

    В июле 1996 г. Россия получила статус полномасштабного партнера по диалогу с АСЕАН. Это высшая ступень сотрудничества Ассоциации с внерегиональными странами.

    Министр иностранных дел Российской Федерации регулярно принимает участие во встречах стран АСЕАН с диалоговыми партнерами, проводимых ежегодно в конце июля по завершении Совещаний министров иностранных дел Ассоциации в рамках т.н. "Постминистерских конференций" (ПМК).

    Стремятся развивать интеграционные процессы в своем регионе и африканские государства . В 1989 г. в северной части африканского континента был образован Союз Арабского Ма-гриба с участием Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса. Договор об этом союзе предусматривает организацию широкомасштабного экономического сотрудничества на уровне региональной интеграции. Однако регион Северной Африки представляет собой пять замкнутых в национальных границах, обособленных друг от друга рынков.

    Стремление других африканских стран к экономической интеграции означает попытку отсталых, практически не имеющих между собой экономических связей государств создать в отдельных субрегионах Африки подходящие условия для развития промышленности, ориентированной на удовлетворение основных потребностей внутреннего рынка. Образовывая экономические и таможенные союзы, африканские страны планировали на основе скоординированной политики развивать взаимные экономические связи. В результате предполагалось создавать в отдельных регионах относительно емкие внутренние рынки как базу для модернизации экономики. Интеграция рассматривалась как альтернативный путь развития, во многом как способ достижения прогресса в "опоре на собственные силы". Концепция "опоры на собственные силы" предполагает, что структурная перестройка экономики может быть достигнута за счет использования, прежде всего, местных ресурсов, всемерной мобилизации внутренних факторов развития. Эта идея присутствует и в планах организации Африканского единства по созданию к 2025 г. африканского экономического сообщества. Практика интеграционных процессов в Африке, реализуемость провозглашаемых руководителями африканских государств направлений углубленного сотрудничества, показывают, что, в основном, все эти цели и задачи остаются лишь благими пожеланиями. Экономическое сотрудничество бедных и отставших стран, в традиционных его формах, не ведет к выходу из "порочного круга бедности", не обеспечивает сколько-нибудь ощутимый прогресс. Вместе с тем, идея африканского общего рынка, несмотря на все неудачи его создания, по-прежнему популярна на континенте. Сообщество развития Юга Африки (САДК /SADC - Southern African Development Community) создано в 1980 г. первоначально как Конференция по координации развития Юга Африки (САДКК). В настоящее время эта организация объединяет 13 государств (Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, ДРК, Лесото, Маврикий, Малави, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, Танзания, ЮАР). Договор о САДК был подписан в Виндхуке (Намибия) в августе 1992 г.

    САДК является одним из крупнейших и наиболее влиятельных субрегиональных объединений Африки. Общая численность населения стран-членов САДК составляет около 200 млн. чел., суммарный ВВП оценивается в 170 млрд. долл. США (2000 г.).

    Исполнительный секретариат САДК находится в Габороне (Ботсвана). Исполнительным секретарем является в настоящее время представитель Маврикия Прега Рамсами.

    Принята Программа действий САДК, включающая совместные проекты экономического и социального характера. Предпринимаются шаги по созданию благоприятного инвестиционного климата внутри САДК, унификации экономического и юридического пространства. Предусматривается создание Зоны свободной торговли (ЗСТ).

    С 1996 г. существует Орган САДК по вопросам политики, обороны и безопасности (ОПОБ), главная задача которого - способствовать предотвращению и урегулированию внутри- и межгосударственных кризисов в субрегионе.

    Страны Африки расположены на Африканском континенте численностью 57 стран.

    Африканские страны делятся на независимые государства Африки и зависимые территории Африки, зависимые в основном от стран старого света, из них 3 само провозглашённые и непризнанные.

    Государства Африки, или как их ещё называют, страны чёрного континента, большинство из них, долгое время были колониально зависимыми и находились под управлением европейских государств и начали обретать независимость только в 50--60-х годах XX века.

    По своим экономическим ресурсам Африка -- один из богатейших континентов, ее отличает не только разнообразие природных условий, но и богатство флоры и фауны, обилие земельных ресурсов, разнообразные климатические условия позволяют выращивать широкий круг ценных культур.

    Недра стран таят в себе запасы почти всех известных видов полезных ископаемых.

    Развивающиеся страны Африки в прошлом в большинстве своём колонии и полуколонии империалистических держав или зависимые от них страны, которые пользуются политическим суверенитетом, но, входя в орбиту мирового капиталистического хозяйства, остаются в той или иной степени неравноправными «партнёрами» высокоразвитых капиталистических государств.

    деколонизация африка развивающийся промышленность

    1. Развивающиеся страны Африки

    На современном облике многих развивающихся стран лежит глубокий отпечаток их исторического развития, связанного с колониальным и полуколониальным прошлым. Большинство этих государств образовалось в результате национально-освободительной борьбы народов за независимость, распада колониальной системы империализма в 50-- 60-е годы прошлого столетия.

    В большинстве государств Африки возник разбухший, непрофессиональный и неэффективный бюрократический аппарат. При аморфности социальных структур единственной организованной силой оставалась армия. Результат -- бесконечные военные перевороты.

    Диктаторы, приходившие к власти, присваивали себе несметные богатства. Капитал Мобуту, президента Конго, к моменту его свержения составлял 7 млрд. долл. Экономика функционировала плохо, и это дало простор для «деструктивной» экономики: производства и распространения наркотиков, нелегальной добычи золота и алмазов, даже торговли людьми.

    Доля Африки в мировом ВВП и её удельный вес в мировом экспорте снижались, выпуск продукции на душу населения сокращался.

    Становление государственности крайне осложнялось абсолютной искусственностью государственных границ. Африка получила их в наследство от колониального прошлого. Они устанавливались при разделе континента на сферы влияния и имеют мало общего с границами этническими. Созданная в 1963 году Организация африканского единства, сознавая, что любая попытка исправить ту или иную границу может привести к непредсказуемым последствиям, призвала считать эти границы незыблемыми, сколь бы несправедливы они ни были. Но эти границы все же превратились в источник этнических конфликтов и перемещений миллионов беженцев.

    Деколонизация стала предпосылкой современного социально-экономического развития, с одной стороны, а с другой - ускорила социальное положение, увеличила влияние на континент научно - технической революции, привела к бурному развитию городов и обострение конфронтации европейской и традиционной культур.

    За время колониальной системы решающим в определении направленности экономического развития стран Африки был внешний фактор, то есть потребности рынка метрополий и других индивидуальных центров Запада, экспорт иностранного капитала. Под влиянием этих факторов континент превратился в источник сырья великих держав, рынок сбыта их продукции.

    В большинстве развивающихся стран Африки крайне низка производительность труда, что связано с отсутствием достаточных средств для развития трудового потенциала, в частности -- крайне низкий уровень грамотности, отсутствие квалифицированной медицинской помощи, слабая материально-техническая база образования, отсутствие энергичного слоя предпринимателей, способных идти на риск, и т. д.

    Основную массу работающих по найму составляет неквалифицированная и малоквалифицированная рабочая сила, стоимость которой невысока, уступает уровню западных стран примерно в три раза. Уровень ее потребностей также ограничен вследствие характера социально-экономической среды, откуда эта рабочая сила мобилизуется. При слабой организованности малоквалифицированные работники не в состоянии добиться улучшений в оплате своего труда. Этому препятствует также огромная полная и скрытая безработица.

    Наемные работники в развивающихся странах нередко используются в условиях хищнического отношения к труду. Воспроизводство семей рабочих нередко перекладывается на традиционные уклады в сельской местности. Все это предопределяет дешевизну рабочей силы, что позволяет предпринимателям рассматривать ее как менее значимый элемент издержек производства и недооценивать условия ее воспроизводства.

    Развивающиеся страны характеризуются не только низким уровнем оплаты труда, но и огромными массивами нищеты и голода. Все это сопровождается глубокой дифференциацией индивидуальных доходов, концентрацией покупательной способности и совокупного покупательского спроса в руках узкого слоя населения. В 90-е годы имущие верхи, составляющие 10% населения, получали почти столько же национального дохода, сколько 60% жителей низших социальных групп. В последние десятилетия произошли определенные изменения в распределении между различными группами населения, однако нет явных признаков существенного сокращения разрыва в уровнях доходов.

    В условиях, когда зажиточная верхушка фактически монополизирует основную часть покупательной способности общества, рост современного производства опирается главным образом на платежеспособный спрос этих 5--20% населения. Почти половина населения, получающая низкие доходы, расходует менее 20% своих доходов на промышленные товары.

    Предъявляемый этой частью населения спрос покрывает порядка 10% общей стоимости промышленных изделий без продукции пищевой промышленности, реализованных на внутреннем рынке. Беднейшая половина населения почти не потребляет промышленные товары длительного пользования. Ограничено ее участие в спросе на продукцию пищевой промышленности. За счет необработанного продовольствия покрывалось около 70% общего спроса на продукты питания. И только у 5% жителей с высокими доходами доля промышленной продукции без товаров пищевой промышленности составляет 40%, в том числе товаров длительного пользования -- 15%.

    Особенно ощутимо изменилось соотношение между промышленностью и сельским хозяйством. В экономике развивающихся стран существуют длительные и застойные диспропорции в развитии промышленности и сельского хозяйства несмотря на то, что последняя имеет высокий удельный вес. Земельные реформы 60-- 70-х годов создали предпосылки для улучшения условий жизни крестьян, большего соответствия между уровнем товарности хозяйств и их возможностями и потребностями в рыночных связях в результате ликвидации или ограничения принудительного безвозмездного изъятия прибавочного, а нередко и части необходимого продукта. В этих условиях повышение товарного выхода продовольствия непосредственно зависело от подъема производства.

    Медленные темпы роста сельскохозяйственного производства на первом этапе тормозили процессы развития внутреннего рынка для продукции отечественной промышленности, из-за нехватки сельскохозяйственного сырья возникали затруднения в работе промышленности. Индустриализация вызывала повышенный спрос на продовольствие в силу увеличения наемного труда.

    По развивающимся странам в целом преобладающая доля прироста внутреннего валового продукта (ВВП) по-прежнему обеспечивается экстенсивным путем.

    Все страны Африки, за исключением ЮАР, развивающиеся, большинство из них беднейшие в мире (70 % населения живёт за чертой бедности). Среди них Мозамбик (валовый национальный продукт (ВНП) -- 80 долл. в год на человека), Эфиопия (100 долл.), Танзания (100 долл.), Сьерра- Леоне (140 долл.), Бурунди (180 долл.), Уганда (190 долл.), Чад и Руанда (200 долл.). атомный энергетика реактор внешнеэкономический

    На фоне экономических трудностей ведущие страны мира рассматривают развивающиеся страны как крупные регионы стратегического сырья, размещения избыточного капитала, извлечения сверхприбыли и т. д.

    На сегодня наблюдается тенденция к активизации работы африканцев над разработкой собственных программ восстановления и развития экономики. Такие программы разработаны в Нигерии (до 2010 г.) и в Гане (до 2020г.).

    Руководство африканских стран пришло к выводу о необходимости упростить законодательство относительно иностранных инвестиций. Наиболее благоприятными странами для инвестиций считаются Гана, Марокко, Тунис, Египет, ЮАР, Нигерия.

    Для экономики развивающихся стран Африки типичны такие особенности:

    • а) многопрофильность;
    • б) низкий уровень экономического развития;
    • в) аграрный характер экономики большинства стран;
    • г) резкое размежевание в сельском хозяйстве товарно-экспортного производства, натурального и мелкотоварного хозяйства, которое обслуживает местные нужды;
    • д) распространение монокультуры в сельском хозяйстве;
    • е) преобладание в промышленном производстве горнодобывающей промышленности;
    • ж) сохранение колониального характера во внешней торговле.
    • 2. Промышленность

    Африканским странам пока не удалось изменить колониальный тип отраслевой и территориальной структуры экономики, хотя темпы экономического роста несколько ускорились.

    Колониальный тип отраслевой структуры хозяйства отличается преобладанием малотоварного, потребительского сельского хозяйства, слабым развитием обрабатывающей промышленности, отставанием развития транспорта.

    Наибольших успехов достигли страны Африки в горнодобывающей промышленности.

    Обрабатывающая промышленность представлена легкой и пищевой, другие отрасли отсутствуют, за исключением ряда районов вблизи наличия сырья и на побережье (Египет, Алжир, Марокко, Нигерия, Замбия, Конго).

    Особенно велики запасы минерального сырья -- руд марганца, хромитов, бокситов и др.

    Нефть и газ добываются в Северной и Западной Африке (Нигерия, Алжир, Египет, Ливия). Колоссальные запасы кобальтовых и медных руд сосредоточены в Замбии и Конго. Марганцевые руды добываются в ЮАР и Зимбабве; платина, железные руды и золото -- в ЮАР; добыча алмазов производится в таких странах как -- в Конго, Ботсване, ЮАР, Намибии, Анголе, Гане, алмазы Африки имеют большое значение для этих стран; фосфориты добываются в Марокко, Тунисе; уран -- в Нигере, Намибии. Полезные ископаемые стран Африки имеют колоссальное экономическое значение для стран Африканского континента.

    В наши дни по добыче многих видов полезных ископаемых Африке принадлежит монопольное место в зарубежном мире.

    Доля Африки в продукции горнодобывающей промышленности:

    Поскольку основная часть добываемого топлива и сырья вывозится на мировой рынок, именно добывающая промышленность в первую очередь определяет место Африки в международном разделении труда.

    Отрасли обрабатывающей промышленности в большинстве стран находятся на стадии зарождения, исключение составляют традиционные виды индустрии - пищевая, легкая.

    В последнее время появились предприятия машиностроения, химической промышленности, черной металлургии, промышленность строительных материалов. Важное место в экономике африканских стран занимает иностранный капитал. В большей части хозяйств валовая продукция иностранных и общих предприятий близка половине валового национального продукта (Ботсвана, Габон, Гана Гвинея, Египет, Демократическая Республика Конго, Зимбабве Кения и т.п.).

    Энергетика Африки развитая слабо. В Африке сосредоточенно 1/10 запасе нефти и 1/5 гидроресурсов мира. Есть большие залежи угля. Главным топливным ресурсом в странах Африки является нефть, залежи которой сосредоточены в Нигерии, Ливии, Алжире, Египте и шельфе Западной Африки. Реки бассейнов Конго, Замбези, Нигер имеют значительный энергетический потенциал, но он используется недостаточно. Наибольшие с действующих ГЭС - Асуанская на Ниле Карибу на Замбези, Куинджи на Нигере.

    Обрабатывающая промышленность в странах Африки не приобрела особого развития. Существует три формы производственной деятельности:

    • 1) первичная - переработка экспортного сельскохозяйственного сырья (очищении хлопка, переработка кофе, какао, производство масла, сахара, вина соков) характерная для стран, которые экспортируют продукцию сельского хозяйства;
    • 2) производство товаров широкого потребления; для местных нужд (кустарное изготовление тканей, предметы домашнего употребления, местных пищевых полуфабрикатов, напитков и продукции современных предприятий легкой и пищевой промышленности (Египет, Алжир, Марокко, Тунис);
    • 3) тяжелая промышленность (кроме горно-металлургической) развита слабо. Наиболее распространенные нефтеперерабатывающие и цементные заводы. Большие предприятия горно-металлургической промышленности сосредоточенные в ПАР, Демократической Республике Конго, Замбии, Египте.

    По своим экономическим ресурсам Африка - один из богатейших континентов, ее отличает не только разнообразие природных условий, но и богатство флоры и фауны, обилие , разнообразные климатические условия позволяют выращивать широкий круг ценных культур. Недра стран таят в себе запасы почти всех известных видов . Среди других континентов она занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, золота, платиноидов, кобальта, фосфоритов, причем сырье отличается высоким качеством и добывается открытым способом.

    Сегодня Африка - экономически наиболее отсталая часть мирового хозяйства. Это во многом результат колониального прошлого, тяжело отразившегося на судьбах африканских народов. После завоевания независимости страны начали предпринимать усилия по преодолению вековой отсталости. Началась перестройка отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Наибольшие успехи на этом пути были достигнуты в горнодобывающей промышленности. В наши дни по добыче многих видов полезных ископаемых принадлежит монопольное место в зарубежном мире.

    Доля Африки в продукции горнодобывающей промышленности

    Горнодобывающая промышленность Доля в%
    Алмазы 96%
    Золото 76%
    Кобальтовые руды 68%
    Хромиты 67%
    Марганцевые руды 57%
    35%
    Фосфориты 31%
    руды 24%
    и газ 11%

    Поскольку основная часть добываемого топлива и сырья вывозится на мировой рынок, именно добывающая промышленность в первую очередь определяет место Африки в . Отрасли обрабатывающей промышленности в большинстве стран находятся на стадии зарождения, исключение составляют традиционные виды индустрии - , легкая. Отрасли обрабатывающей промышленности наиболее развиты в . Это единственная на континенте развитая страна - на ее долю приходится только 4% территории и около 6% населения, но 2/5 промышленной продукции отраслей не только добывающей, но и обрабатывающей промышленности, 4/5 выплавки стали, 1/2 автомобильного парка континента.

    Несмотря на огромный природный и людской потенциал, Африка продолжает оставаться наиболее отсталой частью .

    В сельском хозяйстве, являющемся второй отраслью экономики, определяющей место Африки в мировом хозяйстве, преобладает тропическое и субтропическое земледелие. Оно тоже имеет ярко выраженную экспортную направленность. Страны Африки выращивают какао-бобы (60% мировой продукции), арахис (27%), кофе (22%), оливки (16%). Земледелие многих стран носит монокультурный характер, связанный со специализацией практически на единственной культуре. Например, (арахис), (кофе), (какао-бобы), Мали (хлопок) и другие. Повсеместно возделывают клубнеплоды, играющие большую роль в рационе питания африканцев: батат, маниоку.

    Животноводство по отношению к носит подчиненный характер, за исключением государств, где земледелие ограничено естественными природными условиями. Это такие государства, как , Сомали, Лесото и другие. Животноводство в Африке отличается малой продуктивностью вследствие низкой породистости и низкой товарностью. Кроме того, оно опирается на отсталую производственно-техническую базу: в основном используется ручной труд. Только в странах Северной Африки животноводство организовано по европейскому образцу, используются почвообрабатывающие механизированные орудия. Слабое развитие ирригации - также одна из причин, тормозящих развитие сельского хозяйства, так как 40% подвержены периодическим засухам. Большой экономический ущерб наносят мухи цеце, распространяющие болезнь, от которой ежегодно гибнут миллионы голов зараженного скота.

    Формирование современной транспортной сети - важная задача, стоящая перед странами Африки. В эпоху колониализма развивался прежде всего морской и железнодорожный , так как подобная политика отвечала прежде всего интересам метрополий. За годы независимости начинае развиваться автомобильный, воздушный транспорт.

    Африканские страны также крупные экспортеры цитрусовых, виноградных вин, табака, тропической древесины.