Виды социального страхования.

Перечень видов страховых рисков дан в ст. 7 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». В их число включены: необходимость получения медицинской помощи; временная не-трудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание человека безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении. В научной литературе и среди специалистов, исследующих данную проблему, нет единой точки зрения по многим ее составляющим. Это, в частности, касается положения о том, что страховой риск предполагает изменение материального и (или) социального положения граждан (ст. 2 упомянутого Закона).

Социальные риски в широком смысле слова представляют собой возможность возникновения социально неблагоприятных ситуаций, связанных с необходимостью поддержки гражданина со стороны государства и общества. И когда речь идет не только о риске утраты заработка, но и о риске «материального отягощения» (например, при рождении ребенка, необходимости ухода за ним, погребении умерших членов семьи), то тоже подразумевается социальный риск в широком смысле слова.

В обязательном социальном страховании понятие риска, по мнению автора, предстоит увязать с финансовой основой данной организационно-правовой формы социального обеспечения и субъектами соответствующих правоотношений. Отчисления в страховые фонды в основном делают работо-датели (ЕСН начисляется на выплаты, которые производятся из фонда оплаты труда). Эти средства предназначены для поддержки тех, за кого сделаны платежи. Значит, фонды обязательного социального страхования призваны защищать не всех граждан в случае утраты ими заработка по независящим от них причинам, а только тех, за кого уплачивались страховые взносы. При таком подходе к проблеме становится совершенно очевидно, что признавать риском в обязательном социальном страховании следует риск утраты заработка. В связи с этим приходится согласиться с М.Ю. Федоровой, определившей социальный страховой риск как возможность утраты или уменьшения заработка или иного дохода застрахованного лица от трудовой и приравненной к ней деятельности в случаях, указанных в законе (обязательное социальное страхование) или в договоре (дополнительное социальное страхование), что предусматривает компенсацию данного риска за счет обособленного финансового источника (страхового фонда), создаваемого из страховых взносов, начисляемых на заработную плату или иной доход застрахованных лиц, примерно в одинаковой степени подвер-женных данному риску.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что объектом социального страхования сегодня выступает не только риск утраты или уменьшения заработка или иного трудового дохода, но и случаи понесения повышенных расходов, которые признаны социально значимыми. Например, пособие на погребение выдается работающим гражданам в случае смерти несовершеннолетнего члена семьи из страхового источника - Фонда социального страхования РФ. Скорее всего, было бы правильным освободить в дальнейшем фонды обязательного социального страхования от возмещения тех социальных рисков, которые не относятся к числу страховых, переложив расходы по их покрытию на бюджетные ассигнования. Сегодня в условиях экономического кризиса, когда любое перераспределение финансовых средств может повлечь за собой непредвиденные последствия, приходится исходить из данности, пре-дусмотренной действующими нормативными правовыми актами. В них социальными страховыми рисками считается возможность ут-раты (уменьшения) заработка и понесения повышенных расходов по причинам, признаваемым законодательством социально значимыми.

Если говорить о страховых случаях, то ст. 7 Закона от 16 июля 1999 г. «Виды социальных рисков. Страховые случаи» содержит только виды социальных страховых рисков (п. 1). Применительно к страховым случаям в п. 2 названной статьи сказано лишь, что при наступлении одновременно не-скольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому из них определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Думается, что формулировки страховых случаев не должны совпадать с определениями страховых рисков. Они призваны объяснять причины реализации страховых рисков, которые признаются государством уважительными. Например, утрата заработка может последовать после достижения человеком пенсионного возраста, в связи с увольнением с работы, при временной нетрудоспособности и в других случаях.

Перечисляя их в своих законодательных актах, государство показывает, когда оно считает возможным осуществлять социальную поддержку лиц, которые остались без заработка или на которых легло бремя серьезных дополнительных расходов. Так, в ст. 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу лица) в связи с наступлением страхового случая. К таковому отнесены достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Мы полагаем возможным высказать свое мнение по поводу того, каким он видит перечень страховых случаев, опираясь на положения ст. 7 Закона от 16 июля 1999 г. В ней (среди прочих событий) названы: наступление старости, инвалидность, временная нетрудоспособность.

Перечисленные три случая вполне можно объединить, поскольку в каждом из них (а не только в последнем) имеется в виду потеря человеком трудоспособности. В действующем законодательстве не содержится легальных (а также детальных) определений трудоспособности или нетрудоспособности, поэтому можно воспользоваться медицинским и социальным критериями, лежащими в основе данных понятий.

Трудоспособность как индивидуальное качество проявляется тогда, когда совокупность физических и духовных возможностей человека позволяет ему производить какие-либо потребительские стоимости, выполнять профессиональную работу определенного объема и качества. Медицинский критерий трудоспособности/нетрудоспособности - это отсутствие или наличие заболевания, его осложнений, клинический прогноз. Но не всегда больной человек нетрудоспособен.

Предположим, два специалиста разных профессий - штамповщик и учитель - имеют одинаковое заболевание, к примеру панариций, то есть гнойное воспаление пальца. Штамповщик в данном случае не сможет выполнять свою работу, а учитель способен вести урок. Врач, исходя из степени функциональных нарушений, условий труда пациента, его должности и специальности решает вопрос о выдаче листка нетрудоспособности. В данном случае был использован социальный критерий установления трудоспособности человека.

Медицинский критерий выступает ведущим при установлении факта нетрудоспособности. Утрата трудоспособности имеет место тогда, когда изменения в состоянии организма приводят к невозможности выполнять трудовые обязанности. Она может быть временной или постоянной. В первом случае нетрудоспособность характеризуется таким состоянием здоровья работника, при котором он не может трудиться, однако, по предположению компетентных лиц, основанному на медико-биологических данных, способен восстановиться за относительно короткий срок при соответствующем лечении.

Если изменения в состоянии здоровья человека носят длительный, необратимый характер, и в ближайшее время его выздоровление или значительное улучшение и восстановление трудоспособности не ожидается, то такой вид нетрудоспособности считается стойким. Стойкая нетрудоспособность влечет признание лица инвалидом и определяется как постоянная.

Достижение пенсионного возраста также говорит о нетрудоспособности гражданина (ст. 9 Закона о трудовых пенсиях называет нетрудоспособными женщин, достигших 55 лет, и мужчин после 60 лет).

Такая нетрудоспособность носит необратимый характер. В то же время по классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) старыми называются люди, достигшие лишь 75 лет.

Здесь налицо несовпадение порога наступления старости (оно названо страховым случаем в подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона от 16 июля 1999 г.) и более низкого пенсионного возраста в России. Кроме того, в подп. 3 п. 1 ст. 7 упомянутого выше закона в качестве страхового риска и страхового случая выступают трудовое увечье и профессиональное заболевание. Однако последние сами по себе страховыми случаями не являются.

Правовые последствия в области обязательного социального страхования наступают лишь в том случае, когда трудовое увечье или профессиональное заболевание повлекли наступление временной или стойкой нетрудоспособности.

И поэтому вряд ли стоит в качестве страховых случаев отдельно выделять трудовое увечье и профессиональное заболевание.

Если идти по этому пути, то придется выделять в качестве страховых случаев и такие основания временной нетрудоспособности, как уход за больным членом семьи, карантин, долечивание в санатории после пребывания на стационарном лечении, протезирование. Ведь в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» все они могут служить основанием для признания лица нетрудоспособным. А в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» под страховым случаем понимается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного лица либо его смерть вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, что влечет возникновение обязательства страховщика по обеспечению страхования.

Другое дело - виды страхового обеспечения. В ст. 8 упомянутого закона вполне правомерно оставить перечисление конкретных выплат, которые производятся при различных видах нетрудоспособности.

Целесообразно, скорее всего, соединить в один страховой случай потерю кормильца (подп. 7 п. 1 ст. 7) и смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении (подп. 9 п. 1 ст. 7), поскольку потеря кормильца и есть смерть застрахованного лица. Последствия смерти работника для членов его семьи могут быть разными (назначение пенсии по случаю потери кормильца или выплата пособия на погребение), но одновременно могут быть использованы средства из Фонда социального страхования и Пенсионного фонда РФ - все зависит от назначения той или иной выплаты.

Присутствие в числе страховых случаев факта признания гражданина безработным станет объяснимым, если, как предполагается, будет восстановлен Фонд занятости населения РФ, существовавший до 2001 года. В настоящее же время он страховым случаем не является, так как финансовую основу расходов в сфере занятости населения составляют бюджетные ассигнования, однако в число социальных рисков (в широком смысле слова) входит.

Высказанные автором предложения о разделении одних и объединении других статей и положений, уточнении отдельных понятий, очевидно, смогут в какой-то мере содействовать оптимизации содержания и повышению эффективности российских законодательных актов, характеризующих страховые риски и страховые случаи в рамках закона об обязательном социальном страховании граждан Российской Федерации.

В соответствии с ФЗ от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»:

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан вследствие:

Достижения пенсионного возраста,

Наступления инвалидности,

Потери кормильца,

Заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания,

Беременности и родов,

Рождения ребенка (детей),

Ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.

Действие ФЗ распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

    всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

    государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

    государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

    обязательность уплаты страхователями страховых взносов.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики (страховые организации), застрахованные лица (работники).

Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются: (Виды):

    оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи – медицинское страхование ;

    пенсионное страхование - пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца;

    страхование на случай временной потери трудоспособности ;

    страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка;

    социальное пособие на погребение.

Социальный страховой риск - предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Страховой случай - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.

Видами социальных страховых рисков являются:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;

3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет.

Повседневная жизнь полна самых разных социальных рисков, и любой гражданин не может быть уверенным в том, что в какой-то момент не окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальное положение. Такие события происходят довольно часто и имеют под собой объективные причины: несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, утрата заработка из-за временной нетрудоспособности или потеря самой работы.

В странах с социально ориентированной экономикой серьезное внимание уделяется политике социальной защиты населения, главными составляющими которой являются социальное страхование и социальная помощь. Проблема эта была обозначена и в принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах человека, закрепившей права каждого на защиту при помощи социального страхования.

Социальное страхование - это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда, а также частных либо коллективных страховых фондов.

Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование - это упорядоченная система денежных пособий: по нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам; пенсий по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
- государственное;
- коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
- смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

Государственное социальное страхование является обязательным и формируется из налогов, которые отчисляют все активные трудоспособные граждане. Работодатель обязан удерживать с каждого работника налоги в фонд социального страхования. Государственное страхование финансирует не только пенсии пожилым членам общества, инвалидам, но и декретные выплаты, пособия на детей, а так же пенсии детям, лишенных кормильцев.

Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности.

Смешанным социальным страхованием называются проекты, которые профсоюзы реализуют вместе с государством.

Страховые риски

Различают следующие виды социальных страховых рисков:
- временная нетрудоспособность;
- необходимость получения медицинской помощи;
- трудовое увечье и профессиональное заболевание:
- инвалидность;
- материнство;
- признание безработным;
- наступление старости;
- потеря кормильца;
- смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует и определенный вид страхового обеспечения, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Принято различать следующие виды социального страхования: от несчастных случаев на производстве, страхование на случай болезни и обязательное пенсионное страхование.

Страхование от несчастных случаев на производстве. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем. Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия. Этот вид социального страхования гарантирует выплату денежной компенсации при наступлении несчастного случая по месту работы. Выплаты производятся после составления акта по форме Н-1.

Страхование на случай болезни. В этом виде социального страхования взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. Это всем известный листок нетрудоспособности и выплата по нему осуществляется после сдачи "больничного" в бухгалтерию для расчета.

Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях. В настоящее время любой работник также может принять участие в формировании свой пенсии по программе софинансирования.

Существуют также социальные выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и др. Они также являются видами социального страхования, но формируются и выплачиваются за счет взносов работодателей и средств внебюджетных фондов.

Социальное страхование – это один из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования;
-ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля.

Участники

Участниками обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Между названными субъектами и складываются отношения по обязательному социальному страхованию. Законодатель особо говорит о моменте возникновения данных отношений. Так, у страхователя (работодателя) данные отношения возникают с момента заключения с работником трудового договора; у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком, а у страховщика - с момента регистрации страхователя. В свою очередь, у застрахованных лиц моментом возникновения данных отношений является заключение трудового договора с работодателем; у лиц же, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - уплата ими или за них страховых взносов.

Возникающие по вопросам обязательного социального страхования споры разрешаются в следующем порядке. Страхователь или застрахованное лицо могут направить письменное заявление по спорным вопросам страховщику, который должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения рассмотреть данное заявление и о принятом решении письменно сообщить заявителю в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия с принятым решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях либо в судебном порядке.

Фонды социального страхования

Материальной основой социального страхования выступают соответствующие фонды с характерными для них направлениями использования. Они функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Во главе системы социального страхования находится государственный внебюджетный Фонд социального страхования РФ.

Фонды социального страхования образуются за счет трех источников:
- страховых взносов работодателей;
- взносов работников;
- субсидий государства.

Взносы с работодателей взимаются в процентах не от общего фонда заработной платы занятых, а от заранее установленной максимальной суммарной заработной платы, т. е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Взносы застрахованных работников представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это целевой подоходный налог. Ставка взноса устанавливается в процентах к валовому заработку и является в большинстве случаев пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взносов или максимальный доход, к которому применяется ставка.

Государственные субсидии включают в себя взносы в фонды обязательного социального страхования за неработающих граждан, военнослужащих и госслужащих, дотации на покрытие дефицита этих фондов и налоговые льготы.

Направления деятельности Фонда социального страхования РФ.
1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В рамках этого направления Фонд социального страхования осуществляет следующие страховые выплаты:
- единовременное страховое пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель);
- страховое пособие по беременности и родам;
- страховое пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное страховое пособие по уходу за ребенком;
- оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет;
- страховое пособие по временной нетрудоспособности;
- страховое пособие на погребение.
2. Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Средства на этот вид обязательного социального страхования формируются за счет:
- обязательных страховых взносов работодателей;
- взыскиваемых штрафов и пени;
- капитализированных платежей, поступивших в Фонд в случае ликвидации страхователей;
- иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
3. Финансирование Фондом социального страхования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
4. Выполнение Фондом социального страхования государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ. На Фонд возложены следующие дополнительные обязательства не страхового характера:
- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета;
- обеспечение граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета;
- выплата родовых сертификатов.

Права и обязанности застрахованного лица

Согласно Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования", застрахованное лицо имеет право:
- своевременно получать страховое обеспечение (при этом в случаях, предусмотренных законодательством, такое право имеют члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении);
- вносить предложения (через своего представителя или профсоюз) о тарифах страховых взносов – страховщикам и в Правительство Российской Федерации;
- участвовать (через своего представителя или профсоюз) в управлении обязательным социальным страхованием;
- получать информацию о деятельности страховщиков и страхователей (в частности, один раз в год (бесплатно) в органах Пенсионного фонда России по месту жительства или работы – сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете);
- получать у страхователя (бесплатно) – копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд России для индивидуального (персонифицированного) учета;
- обращаться с заявлениями об исправлении сведений (в случае несогласия с ними), содержащихся в его индивидуальном лицевом счете в органы Пенсионного фонда России (включая его Правление) либо в суд;
- защищать (лично, через своего представителя или через профсоюз) свои права, в том числе в суде.

Застрахованное лицо обязано:
- уплачивать страховые взносы и (или) налоги, если такая обязанность установлена законодательством РФ;
- своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, для назначения и выплаты страхового обеспечения;
- пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда России;
- получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и предъявлять его по требованию страхователя, работников органов Пенсионного фонда России;
- обратиться с заявлением в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате страхового свидетельства;
- представить по требованию органов Пенсионного фонда России документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.

Понятие риска в страховании имеет несколько значений. В широком смысле риск -- возможность опасности, неудачи. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.

Страховой риск:

  • · конкретный страховой случай, т.е. определенная опасность, от которой проводится страхование;
  • · конкретные объекты страхования по их страховой оценке. В этом понимании в зависимости от их страховой оценки различают крупные, средние и мелкие страховые риски, а также более опасные и менее опасные риски по степени вероятности их гибели или повреждения.

Для этих рисков характерно:

  • - случайный характер потерь;
  • - непредсказуемость страхового случая и потерь для конкретного объекта

В качестве критериев классификации риска могут служить:

  • 1. классы объектов, которым угрожают риски;
  • 2. причины возникновения риска;
  • 3. возможность влияния на риски.
  • 1. Классы объектов различаются по сферам деятельности человека. В предпринимательской деятельности, например, выделяются следующие объекты риска:
    • - трудовой потенциал предприятия, который может быть измерен трудо-часами, затратами на его оплату и производительностью;
    • - имущество предприятия: здания, сооружения, оборудование, запасы сырья, материалов, готовой продукции;
    • - капитал, который может быть увеличен за счет получения прибыли или уменьшен за счет непредвиденных расходов и потерь;
    • - информация.
  • 2. По причинам возникновения можно выделить риски, связанные с: природными явлениями, над которыми человек не властен (наводнение, град, землетрясение, эпидемии и пр.);
  • 3. По возможности воздействия на риски можно выделить:
    • - экзогенные (внешние) риски, лежащие вне области решений хозяйствующего субъекта. Он может лишь бороться с их последствиями, пытаясь уменьшить возникающие ущербы;
    • - эндогенные (внутренние) риски, находящиеся в области решений предпринимателя, поэтому он может уменьшить вероятность их наступления и даже полностью избежать в некоторых случаях.

Хозяйствующий субъект самостоятельно решает вопрос о том, будет ли он страховать риски и какие именно. Для страховой компании каждый застрахованный единичный риск, для которого предусмотрена отдельная форма страховой зашиты, образует техническую единицу страхования.

Понятие социального страхового риска -- одно из ключевых в теории социального страхования. Под ним в ст. 3 Закона «Об основах обязательного социального страхования» от 26 июля 1999 г. № 165-ФЗ в ред ФЗ 24.07.2009 № 213-ФЗ понимается предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Виды социальных страховых рисков перечислены в ст. 7 Закона «Об основах обязательного социального страхования»

  • 1. Видами социальных страховых рисков являются:
  • 1) необходимость получения медицинской помощи;
  • 2) временная нетрудоспособность;
  • 3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;
  • 4) материнство;
  • 5) инвалидность;
  • 6) наступление старости;
  • 7) потеря кормильца;
  • 8) признание безработным;
  • 9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
  • 2. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

социальный страхование государственный

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.Понятие и виды социальных рисков

2.Модели страхования социальных рисков

Заключение

Список литературы

Введение

Страхование - довольно молодая сфера. Оно получило качественное развитие в России лишь после 1990 года. Одной из ветвей страхования является социальное страхование.

Социальное страхование -- установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов.

Одним из ключевых понятий социального страхования является социальный риск. Под ним в понимается предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого, осуществляется обязательное социальное страхование.

Социальное страхование выполняет функции не только компенсации социального риска, но и предупреждения неблагоприятных последствий рисковой ситуации.

Цель эссе - определить виды, модели и формы страхования социальных рисков.

Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что на сегодняшний момент страхование социальных рисков является одной из наиболее эффективно функционирующих отраслей страхования.

Многочисленные публикации свидетельствуют о том, что и данная отрасль имеет ряд проблем.

1. Понятие и виды социальных рисков

В современной литературе определение трактуется по-разному. Так, согласно российскому законодательству, под социальным риском понимается предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» .

Однако это определение можно считать неполным, так как оно не отражает сущности социального риска в целом. Сравнивая понятие, представленное в российском законодательстве с понятием, представленных в трудах различных ученых можно сделать вывод о поверхностном отражении сути социального риска. Так, М. Ю. Федорова дает следующее определение социальных страховых рисков. Социальный страховой риск - это возможность возникновения социально-неблагоприятных ситуаций, связанных с необходимостью поддержки гражданина со стороны государства, являющихся основаниями для социальной поддержки и социального обеспечения Федорова. М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования - Омск: ОМСКИЗДАТ, 2003 - с. 13 .

Е.Е Мачульская считает, что социальный риск - это вероятность наступления материальной необеспеченности из-за утраты заработка, дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания по экономическим (безработица), физиологическим (старость, инвалидность, материнство) или демографическим (многодетность) причинам» Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования.- М: ПРОСПЕКТ,2009 -430 с. .

Из вышеизложенного следует, что для полного отражения понятия социально страхового риска необходимо рассмотреть виды риска.

К видам социально страховых рисков относят три группы:

1. Необходимость получения медицинской помощи.

2. Утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

3. Дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

В российском законодательстве выделяют следующий перечень социальных рисков:

Необходимость получения медицинской помощи.

* Временная нетрудоспособность -- невозможность по состоянию здоровья выполнять работу в течение относительно небольшого промежутка времени.

* Трудовое увечье -- повреждение здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве.

* Профессиональное заболевание -- хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного производственного фактора и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

* Материнство.

* Инвалидность -- нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни.

* Наступление старости.

* Потеря кормильца.

* Признание безработным.

* Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» .

Таким образом, понятие социального риска включает в себя ряд событий (как благоприятных, так и неблагоприятных), наступление которых может привести к ограничению или прекращению трудовой деятельности человека, временной нетрудоспособности, нарушению его здоровья (здоровья членов семьи находящихся на иждивении) или смерти человека (членов семьи находящихся на иждивении). Страхование социальных рисков отличается в зависимости от различных моделей страхования рисков.

2. Модели страхования социальных рисков

Современное страхование предполагает наличие 3 основных моделей страхования социальных рисков: модель Бевериджа, модель корпоративного страхования, модель Бисмарка. Данные модели имеют свои особенности, что определяет специфику страхования социальных рисков разных стран.

Модель Бевериджа

Широко используется в Великобритании, Ирландии и некоторых других странах Северной Европы. Главной особенностью данной модели страхования социальных рисков является финансирование, которое происходит через налоговую систему. Это приводит к зависимости бюджета социального страхования от формирования государственного бюджета.

Суть «бевериджской» модели состоит а том, что любой человек имеет право на минимальную защищенность государством по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. Прикрепление к системам страхования по болезни происходит автоматически, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы. www.insor-russia.ru

Основная проблема, выделяемая в трудах исследователей, заключается в зависимости бюджета социального страхования от государственного бюджета, т.е. финансирование системы страхования социальных рисков напрямую зависит от состояния государственного бюджета, от экономических ситуаций, влияющих на его формирование.

Модель частного страхования

Используется в Бельгии, Финляндии и Португалии. Основная особенность данной модели - страхование социальных рисков строится на коммерческой деятельности частных страховых компаний.

Суть состоит в том, что при частном страховании социальных рисков страхователь сам оплачивает тот или иной социальный риск, а затем предъявляет счет страховой компании. При этом, страхование того или иного вида социального риска не предполагает полного возмещения ущерба.

Аналитики видят основную проблему в том, что, частные компании страхования социальных рисков не всегда могут добросовестно исполнять свои обязанности, а выплаты происходят в соответствии с суммой, которую страхователь внес в страховую организацию. Однако зарубежный опыт показывает, что при достаточной законодательной базе данная модель может быть довольно результативной. Курманов А.М.Стандарты новой жизни/ «Литер»,2007 - № 9- с.12-15.

Модель Бисмарка

Наиболее распространенная модель, используемая в Германии, Австрии, Люксембурге, Франции, Италии.

Суть её состоит в том, что она простроена на основе принципа сбора страховых взносов, установленных в соответствии со страховыми тарифами.

Модель устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью профессиональной деятельности. Страховая защита от социальных рисков находится в прямой зависимости от отчислений, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни человека. Социальные выплаты принимают форму страховых взносов. Социальная защита независима от государственного бюджета. Однако, в отличие от частной модели, сумма, выплачиваемая в случае наступления социального риска, формируется в соответствии со страховыми тарифами, т.е. страховой взнос страхователя корректируется в соответствии со страховым тарифом, и сумма выплат может быть выше страхового взноса.

Данная модель, в преобразованном виде, используется и в РФ. Однако существенное отличие российской модели состоит в нескольких причинах. Во-первых, в РФ перечень социальных рисков полнее, чем в других станах. Во-вторых, в РФ деятельность по страхованию социальных рисков осуществляют как государственные организации (внебюджетные фонды) - при обязательном социальном страховании, так и частные организации - при добровольном социальном страховании www.science-education.ru .

Рассматривая негативные моменты функционирования данной модели необходимо сказать о следующем: страховые взносы, при обязательном социальном страховании, вносятся ежегодно, но социальный риск может не наступить, т.е. вносимая сумма, если социальный риск не наступил, остается страховой организации.

Однако профилактика социального риска дает гарантию, что при наступлении страхового случая будут произведены выплаты, человек социально защищен.

Таким образом, специфика моделей страхования социальных рисков, обусловлена национальными особенностями. То, что используется в одной стране, не всегда целесообразно использовать в другой. Гораздо благоприятнее совершенствовать уже имеющуюся модель страхования социальных рисков, чем внедрять новую модель.

3.Формы страхования социальных рисков

Из вышеописанных моделей вытекают две формы страхования социальных рисков: добровольная и обязательная.

При обязательном страховании инициатором страхования выступает государство, с помощью законодательства обеспечивающее обязанность граждан страховать социальные риски.

Обязательное страхование социальных рисков включает в себя:

централизованно организованную, осуществляемую и контролируемую государством форму обязательного социального страхования;

децентрализованную форму обязательного социального страхования, организованную и осуществляемую в соответствии с федеральными законами, указанными в них в качестве страхователей лицами Яшин С.Н. Особенности современных форм социального страхования/«Безопасность и охрана труда» ,2007 -№4 - с. 7-11 .

К видам социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с российским законодательством, относят: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» .

Страховые взносы, в соответствии с новым законодательством, в фонды обязательного социального страхования осуществляются через страховые взносы (ранее это осуществлялось через ЕСН, который отменен с 1 января 2010года) Май И.И. Российская система обязательного и добровольного социального страхования работающих граждан/ "Управление персоналом",2008 - №10 - с. 10-12 .

В отличие от обязательного добровольное страхование в состоянии более гибко реагировать на все изменения в обществе и, следовательно, способно существенно дополнить собой обязательное страхование, формируя тем самым единый механизм социальной защиты работника.

Добровольное социальное страхование, является дополнительным. Оно призвано обеспечить более полную и своевременную защиту от социальных страховых рисков.

При добровольном страховании социальных рисков инициатива страхования исходит от лица, желающего получить страховку. Страхование осуществляется только посредством заключения договора страхования между страхователем и страховщиком.

Добровольное страхование имеет заранее оговоренный определенный срок страхования, начало и окончание которого указывается в договоре.

В системе российского социального страхования основной формой страхования является обязательная, потому что осуществляется в силу закона в отношении всех категорий граждан, подвергающихся социальным рискам Май И.И. Российская система обязательного и добровольного социального страхования работающих граждан/ "Управление персоналом",2008 - №10 - с. 10-12 .

Так как добровольное страхование социальных рисков является дополнительной формой страхования, у страхователя есть возможность самому определить перечень страховых рисков, от которых хотел бы застраховаться.

Таким образом, в мировой практике используют две формы страхования рисков: добровольную и обязательную. В каждом государстве главной является только одна из форм. В России - это обязательная форма страхования социальных рисков.

Заключение

риск социальный страхование добровольный

Под социальным риском понимается предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Модели и формы страхования социальных рисков определяют систему социального страхования страны, специфику и особенности.

Обобщая вышеизложенный материал можно сделать следующие выводы: во-первых, страхование социальных рисков в нашей стране стало развиваться только в 90-х годах и имеет ряд недоработок. Эти недоработки связаны с используемой в нашей стране модели страхования социальных рисков. Многое скопировано с бисмаровской модели, но для более высоких темпов развития страхования в РФ необходимо модернизировать существующую систему и сделать её более гибко. Например, можно объединить положительные моменты существующих моделей страхования социальных рисков и преобразовать их в качественно новую модель, соответствующую современным условиям; во-вторых, используемая в России система обязательного страхования социальных рисков довольно эффективна. Но у обязательного страхования основной недостаток в том, список социальных рисков, подлежащих обязательному страхованию, четко определен. Но для более эффективного функционирования системы страхования социальных рисков благоприятнее было бы создать смешанную систему, включающую в себя как элементы добровольного, так и элементы обязательного страхования социальных рисков.

Таким образом, страхование социальных рисков играет важную роль в экономике. Прежде чем усовершенствовать систему социального страхования необходимо проанализировать существующие модели и формы страхования социальных рисков.

Список литературы

Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»

Курманов А.М.Стандарты новой жизни/ «Литер»,2007 - № 9- с.12-15

Май И.И. Российская система обязательного и добровольного социального страхования работающих граждан/ "Управление персоналом",2008 - №10 - с. 10-12

Федорова. М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования - Омск: ОМСКИЗДАТ, 2003 - с. 13

Яшин С.Н. Особенности современных форм социального страхования/«Безопасность и охрана труда» ,2007 -№4 - с. 7-11

Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования.- М: ПРОСПЕКТ,2009 -430 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение страхования внешнеэкономических рисков, его виды, классификация рисков. Сущность и специфика страхования экспортно-импортных кредитов, его выгоды, цель и объекты страхования. Страхование прочих рисков в торговых сделках СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС.

    реферат , добавлен 15.01.2009

    Сущность и виды страхования банковских рисков. Зарубежный опыт в этой сфере. Современное состояние и проблемы в области личного, имущественного страхования и страхования ответственности в России. Перспективы развития страхования банковских рисков.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2014

    Основные этапы развития страхования в России. Правовые основы страхования. Классификация рисков в туризме. Современные проблемы и перспективы развития страхования рисков в туризме (на примере ОАО "РОСНО"). Организация страхования рисков в туризме.

    дипломная работа , добавлен 05.06.2010

    Экономическая сущность страхования: понятие, условия, особенности. Основные показатели развития фондового рынка, виды его рисков и нормативная база их страхования. Зарубежный опыт и основные направления совершенствования страхования фондовых рисков.

    дипломная работа , добавлен 16.08.2012

    Понятие, сущность, классификация, основные признаки, цель и направления развития страхования предпринимательских рисков. Виды страхования предпринимательских рисков, практикуемые в современной действительности. Порядок заключения договоров страхования.

    контрольная работа , добавлен 16.08.2010

    Функции страхования как метод возмещения материальных потерь. Виды страхования рисков. Страховой договор - юридическая форма, опосредующая взаимоотношения между участниками страхования. Предпринимательский риск: методы страхования, пути и методы снижения.

    курсовая работа , добавлен 31.08.2011

    Сущность и классификация коммерческих рисков. Возможность возникновения рисков у лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности. Страхование предпринимательских рисков согласно норм ГК РФ. Современный опыт страхования коммерческих рисков.

    дипломная работа , добавлен 26.11.2010

    Понятие страхования, основы и принципы классификации по объектам и роду опасностей. Принципы обязательного и добровольного страхования. Исследование особенностей социального, медицинского, имущественного, личного страхования, рисков и ответственности.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2014

    Исторические этапы развития и экономическая сущность страхования, его цели и задачи. Специфика страховых отношений. Субъекты, объекты и функции рисков в страховании. Признаки классификации страховой деятельности. Принципы и формы социального страхования.

    лекция , добавлен 16.02.2011

    Основы классификации по объектам страхования и роду опасностей. Принципы добровольного и обязательного страхования. Задачи и функции социального страхования, характеристика видов: медицинское, личное, имущественное, страхование рисков и ответственности.