Учетная политика правило 5 процентов по ндс. Советы для организаций, ведущих операции, которые не облагаются НДС

По общему правилу «входящий» налог на добавленную стоимость принимается к вычету при наличии облагаемого оборота. Одновременно Налоговым кодексом предусмотрены случаи, когда НДС включается в стоимость товаров (п. 2 ст. 170 НК РФ):
- если приобретенные (ввозимые) товары используются для производства (реализации) необлагаемых товаров и (или) если реализация таких товаров поименована в пункте 2 статьи 146 НК РФ;
- если товары используются для производства продукции, местом реализации которой не признается территория Российской Федерации;
- если товар приобретен организацией, не являющейся плательщиком НДС (например, «упрощенцем» или «вмененщиком»).Те организации, которые изначально приобретали
товары для реализации, облагаемой НДС, но затем передумали, должны восстановить ранее принятый к вычету налог.
Когда НДС и есть, и нет
Нередко организация имеет как облагаемый, так и необлагаемый оборот. Происходит это, как правило, когда она применяет наряду с общей системой налогообложения специальные налоговые режимы. Причем напомним, что переход на «вмененку» не зависит от воли организации. ЕНВД, как известно, вводится решениями законодательных органов власти (законами) в каждом регионе самостоятельно, и его уплата и применение обязательны. В том случае, если фирма в одном налоговом периоде (квартале) совершает одновременно облагаемые и необлагаемые операции, ей необходимо вести раздельный учет по приобретенным товарам (п. 4 ст. 170 НК РФ), но при одном условии: они используются для облагаемого и необлагаемого оборота одновременно. Имейте в виду, что если раздельный учет не ведется, то сумму НДС, предъявленную фирме продавцом, нельзя не только принять к вычету, но и включить в расходы по налогу на прибыль (письмо Минфина от 11 января 2007 г. № 03-07-15/02). На вопрос, как правильно вести раздельный учет, Налоговый кодекс четкого ответа не дает. Законодатель предложил определиться с этим вопросом самостоятельно, отразив необходимые положения в учетной политике для целей налогообложения, но при соблюдении следующего условия: отталкиваться нужно от доли облагаемого оборота в общем объеме продаж компании. Такой же позиции придерживается ФНС в своем письме от 27 мая 2009 года № 3-1-11/373@. Не забудьте, что во избежание проблем с налоговиками при расчете стоимости отгруженных за квартал товаров следует учитывать их цену без НДС (письмо Минфина от 18 августа 2009 г. № 03-07-11/208 и постановление Президиума ВАС РФ от 18 ноября 2008 г. № 7185/08).

Всё на вычет

Из положений статьи 170 Налогового кодекса, как из любого почти что правила, найдется исключение. В нашем случае это так называемое «правило 5 процентов». Согласно ему, если в общем объеме расходов за квартал доля расходов, связанных с освобождаемыми от НДС операциями, составляет не более 5 процентов - весь «входящий» налог можно принимать к вычету.
ЧТО НУЖНО ИМЕТЬ ДЛЯ ВЫЧЕТА «ВХОДЯЩЕГО» НДС ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ «ПРАВИЛА 5 ПРОЦЕНТОВ»
. Справку-расчет по методике, закрепленной в учетной политике для целей налогообложения. Документ должен соответствовать статье 169 НК РФ и постановлению Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914;
. платежное поручение с отметкой банка (выпиской по счету) или другой документ, подтверждающий оплату (квитанцию к приходному кассовому ордеру);
. другие документы, подтверждающие фактическое получение товаров (работ, услуг) в зависимости от специфики расходов (например, акты выполненных работ в строительстве или гостиничные счета за проживание командированных работников).

Дело в том, что Налоговый кодекс предоставляет организации право не применять положения пункта 4 статьи 170 НК РФ (кроме «заветного» абзаца) к тем налоговым периодам (кварталам), в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг или имущественных прав), реализация которых не подлежит налогообложению, не превышает 5 процентов от всех расходов на производство.Проще говоря - пункт 4 статьи 170 НК РФ вообще не действует для тех, у кого расходы на необлагаемый оборот «вписываются» в пятипроцентный критерий. Выходит, что необязательно не только включать в состав расходов отдельные суммы «входящего» налога, но и вести раздельный учет облагаемого и необлагаемого оборота (письмо Минфина России от 11 января 2007 г. № 03-07-15/02).
Требования к документам при оформлении вычета «входящего» НДС в данной ситуации ничем не отличаются от обычного порядка, предусмотренного статьей 172 Налогового кодекса (письмо УФНС России по г. Москве от 20 октября 2004 г. № 24-11/68949).Возникает закономерный вопрос, каким образом бухгалтер определит необлагаемый процент оборота. И самое главное, как все это доказать налоговому инспектору, который однажды придет с проверкой. Отметим, что расчет пропорции для раздельного учета осуществляется «по доходам», то есть в зависимости от облагаемого (необлагаемого) объема продаж. Это общее правило (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Как считать

Другое дело «правило 5 процентов»: здесь расчет ведется «по расходам». То есть пятипроцентный барьер не должны превышать именно расходы, связанные с производством (реализацией) товаров, освобождаемых от уплаты НДС (письма Минфина России от 14 сентября 2009 г. № 03-07-11/223, от 1 апреля 2009 г. № 03-07-07/26). Таким образом, не имеет значения, каков удельный вес в структуре продаж продукции без НДС. Еще одной особенностью можно считать возможность ставить к вычету НДС не только по косвенным, но и по прямым расходам (письмо ФНС от 13 ноября 2008 г. № ШС-6-3/827@). Как мы упоминали, формально при выполнении этого условия раздельный
учет вести не нужно. Однако определять долю ваших расходов каким-то образом все-таки придется. По аналогии с теми случаями, когда ведение раздельного учета обязательно, редакция рекомендует закреплять порядок расчета в учетной политике для целей налогообложения. Размер расходов стоит определять без учета НДС.
В отношении того, включать ли в состав расходов при расчете все затраты компании или только прямые расходы, единого мнения нет.
Чиновники в своих разъяснениях требуют, чтобы при расчете учитывались как общехозяйственные, так и прямые расходы (письмо Минфина России от 29 декабря 2008 г. № 03-07-11/387).
Однако суды смотрят на этот вопрос иначе. Так, ФАС Поволжского округа в своем постановлении от 23 июля 2008 г. № А06-333/08 признал определение доли совокупных расходов исходя из суммы прямых затрат, учитываемых на счете 20 «Основное производство», правомерным. Арбитры вынесли постановление, опираясь на наличие у организации права самостоятельно определять способ исчисления совокупных расходов и за отсутствием правового регулирования данного вопроса. По мнению редакции, во избежание проблем с налоговиками, при расчете все же стоит учитывать как прямые, так и косвенные расходы.Каких-либо форм для расчета доли расходов на необлагаемые операции, утвержденных законом или рекомендованных регулятором, нет. Поэтому расчет лучше оформить бухгалтерской справкой (см. ).

Нюансы

Обращаем ваше внимание, что по мнению налоговиков и представителей Минфина, тем, кто переведен на ЕНВД, к заветному «правилу 5 процентов» путь заказан (письмо ФНС от 31 мая 2005 г. № 03-1-03/897/8@ и письмо Минфина от 8 июля 2005 г. № 03-04-11/143). Однако закон говорит об обратном, ведь «вмененщикам» никто не запрещал быть одновременно и плательщиками НДС (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). А «правило 5 процентов» никак не ограничивает виды деятельности, для которых осуществляются расходы. Главное, чтобы эта деятельность не облагалась НДС. Кстати сказать, и судьи на стороне налогоплательщиков, о чем свидетельствуют постановления ФАС Северо-
Кавказского округа от 4 мая 2008 г. № Ф08-2250/2008 по делу № А32-19085/2007-51/420 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 15 августа 2008 г. № 10210/08), ФАС Поволжского округа от 5 февраля 2008 г. № А65-28667/06-СА2-11, ФАС Северо-Западного округа от 7 декабря 2007 г. № А05-5928/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 23 августа 2007 г. по делу № А82-6804/2005-99.
Расходы на приобретение ценных бумаг не учитываются при определении доли расходов на необлагаемый оборот. Дело в том, что затраты, связанные с приобретением ценных бумаг, к расходам на производство товаров не относятся, так как учитываются отдельно на счете 58 «Финансовые вложения». Если такими расходами будет только приобретение ценных бумаг, то доля расходов на производство товаров, не подлежащих налогообложению у заявителя, будет равна нулю (постановление ФАС МО от 29 февраля 2008 г. № КА-А40/1094-08 по делу № А40-15579/07-107-116).
По мнению редакции, данное обстоятельство позволяет принимать к вычету расходы по другим товарам (работам, услугам), не связанным с последующей реализацией ценных бумаг. Ведь принимать к вычету можно только НДС, предъявленный по товарам, используемым в производстве.Также имеется особенность при предоставлении займов. Данная операция не облагается НДС (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). При получении процентных займов для расчета пятипроцентной доли в расходах нужно учитывать не всю сумму займа, а только проценты за его использование (письмо Минфина от 28 апреля 2008 г. № 03-07-08/104).

Всеволод Журавлев
Материал предоставлен журналом "Расчет"

В соответствии с п. 4 стат. 170 НК при осуществлении компаниями облагаемых и необлагаемых НДС операций необходимо обеспечить ведение раздельного учета. При этом применяется правило 5 процентов по НДС. Что это такое? Как изменилось правило 5 процентов с 2018 года? Разберемся в законодательных нюансах и рассмотрим пример расчетов.

По общим нормам правило пяти процентов используется в целях определения, нужно ли вести раздельный учет или нет тем налогоплательщикам НДС, у которых в периоде имеются как облагаемые этим налогом хозоперации, так и необлагаемые (п. 4 стат. 170 НК). Под последними понимаются операции, освобожденные или не подлежащие обложению НДС. Соответственно, указанная норма применяется только в отношении предприятий, одновременно осуществляемых облагаемые и нет операции.

Обратите внимание! Если у компании имеются исключительно облагаемые сделки, входной налог по ним берется к вычету. Если речь идет о необлагаемых операциях, НДС по ним подлежит включению в стоимость (приобретения) предмета договора. Если же в периоде совершались оба вида операций, возникает обязанность по ведению раздельного учета.

Как применяется правило 5 процентов по НДС с 2018 года

Законодательное правило 5 процентов с 2018 г. изменилось. В октябре 2017 г. чиновники Минфина выпустили Письмо (№ 03-07-11/65098 от 05.10.17 г.), в соответствии с которым теперь запрещено брать к вычету налог по необлагаемым операциям даже при условии соблюдения лимита в 5 %. Следовательно, ранее налогоплательщики могли заявить вычет в части НДС по необлагаемым сделкам, если затраты по операциям необлагаемым не превышали лимит в 5 %. И эта позиция подтверждалась ФНС в разъяснениях – в частности, в Письме № ШС-6-3/827 от 13.11.08 г.

Теперь же сумму НДС в части необлагаемых сделок необходимо учитывать в стоимости предмета приобретения. При этом ведение раздельного учета налога является обязательным. Частичное исключение предусмотрено для тех компаний, у которых затраты по операциям необлагаемым составляют менее 5 % от совокупной суммы расходов предприятия по всем операциям. Такие фирмы вправе взять к вычету долю НДС по сделкам, совершенным одновременно для необлагаемых и облагаемых хозопераций за отдельный период (абз. 7 п. 4 стат. 170).

Раздельный учет НДС – правило 5 процентов на примере

Далее рассмотрим на примере, как рассчитать по правилу 5 процентов НДС. В НК точный порядок вычислений не утвержден. В то же время, чтобы обосновать соблюдение лимита в 5 %, компаниям необходимо вычислить пропорцию (п. 4.1 стат. 170). Алгоритм для расчетов подразумевает учет показателей стоимости отгрузки общей и по необлагаемым операциям.

При этом, что является совокупными расходами по правилу пяти процентов? Нормативно механизм расчета таких затрат не установлен. Поэтому компании могут самостоятельно утверждать методику вычислений, с закреплением выбранного способа в своей учетной политике. В обязательном порядке при расчете расходов следует учитывать не только прямые издержки предприятия, но и общехозяйственные в той величине, которые относятся на операции необлагаемые. Подтверждение этому дает Минфин в Письмах №№ 03-07-11/223 от 02.08.12 г., 03-07-11/3574 от 12.02.13 г.; а также ФНС в Письме № ШС-6-3/827@ от 13.11.08 г. Распределение общехозяйственных расходов можно выполнять на основании сумм выручки (по операциям необлагаемым в общей величине выручки) или на основании расходов прямых (по операциям необлагаемым в общей величине расходов прямых).

Правило 5 процентов по НДС – пример расчета

Предположим, прямые затраты компании за период составили:

  • По операциям облагаемым – 6000000,00 руб.
  • По операциям необлагаемым – 300000,00 руб.

При этом затраты компании по общехозяйственным нуждам равны 1500000,00 руб. Методика распределения затрат общехозяйственных установлена в пропорции к выручке. Показатели выручки за период составили:

  • По операциям облагаемым – 15000000,00 руб.
  • По операциям необлагаемым – 900000,00 руб.

Доля затрат общехозяйственных по операциям необлагаемым равна:

  • 1500000,00 Х 900000,00 / (15000000,00 + 900000,00) = 84905,66 руб.

Доля общих затрат компании по операциям необлагаемым за период равна:

  • (300000,00 + 84905,66) / (6000000,00 + 300000,00 + 1500000,00) = 4,9 %.

Как видно из расчетов, превышения лимита в 5 % нет. Значит, фирма вправе взять к вычету весь входящий НДС по сделкам, предназначенным для операций облагаемых; а также одновременно необлагаемых и облагаемых.

Проводки при правиле 5 процентов

Для контроля правильности составления проводок в учете фирмам рекомендуется открывать отдельные субсчета по сч. 19. Разделение налога следует вести в части сумм, принимаемых к вычету и включаемых в стоимость приобретения. Следовательно, чтобы корректно разнести суммы налога при приобретении какого-либо товара или иного предмета сделки, необходимо на стадии оприходования выбрать верный субсчет второго порядка к сч. 19.

Субсчета к сч. 19:

  • 1 – для отражения налога по облагаемым хозоперациям и необлагаемым.
  • 2 – этот субсчет предназначается для отражения хозопераций облагаемых. Соответственно, суммы налога по ним будут браться к вычету.
  • 3 – для отражения только необлагаемых операций. Впоследствии НДС по ним будет учитываться компанией в стоимости приобретения.

Примеры проводок:

  • Д 08 К 60 на 350000,00 руб. – поступило в организацию основное средство по договору с поставщиком.
  • Д 19.2 К 60 на 63000,00 руб. – учтен на субсчете НДС, впоследствии принимаемый компанией к вычету.
  • Д 01 К 08 на 350000,00 руб. – введен станок в эксплуатацию.
  • Д 51 К 60 на 413000,00 руб. – оплачена поставка фирме-поставщику.
  • Д 68 К 19.2 на 63000,00 руб. – сумма входного НДС принята к вычету.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Долгое время норма Налогового кодекса РФ о возможности не вести раздельный учет по НДС при совершении операций, облагаемых и не облагаемых этим налогом, вызывала споры относительно того, могут ли ее применять торговые фирмы. Благодаря поправкам, внесенным в главный налоговый документ, этот разрешен в пользу налогоплательщиков . Но проблемы остались…

Когда можно не вести раздельный учет

Итак, раньше в пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ было сказано, что организация (предприниматель) имеет право не вести раздельный учет в тех налоговых периодах (кварталах), когда доля совокупных расходов на производство товаров, работ, услуг, имущественных прав, операции по реализации личины совокупных расходов на производство. В этом случае все суммы «входного» НДС подлежат вычету.

Однако в данной норме речь шла только о «расходах на производство», поэтому возникал вопрос: распространяется ли льгота на торговые компании?

Минфин России не возражал против этого. Свое мнение по данному вопросу выразили в письмах от 30 мая 2011 г. № 03-07-11/149, от 29 января 2008 г. № 03-07-11/37. Однако такую позицию не разделяли налоговики (письмо от 22 марта 2011 г. № КЕ-4-3/4475).

С 1 октября 2011 года эта норма изложена в новой редакции. Теперь 5 процентов исчисляются от общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и реализацию товаров, работ, услуг, имущественных прав.

Так что торговые компании получили полное право на применение льготы.

Как обосновать право на льготу

Теперь рассмотрим, как торговой фирме обосновать, что она может не вести раздельный учет.

Расчет пропорции

Для использования льготы (то есть для того, чтобы не вести раздельный учет) компании или предпринимателю необходимо рассчитать пропорцию, чтобы доказать, что они соблюдают указанное пятипроцентное ограничение. А это нелегко.

Дело в том, что абзац 9 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ сформулирован настолько нечетко, что приходится растолковывать его положения (например, в письме от 29 декабря 2008 г. № 03-07-11/387).

Итак, что такое совокупные расходы? Как их определять, каким видом учета руководствоваться?

Как следует из пункта 29 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5, регистры бухгалтерского учета и на их основании принимаются арбитражными судами в качестве доказательств определения расходов для пятипроцентного ограничения.

С учетом этого разъяснения были вынесены постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 июня 2005 г. № А74-3752/04-К2-Ф02-2489/05-С1 и ФАС Северо-Западного округа от 25 ноября 2004 г. № А66-563-04.


Финансисты также пришли к выводу (письмо от 1 апреля 2009 г. № 03-07-07/26), что руководствоваться в данной ситуации нужно пунктами 5 и 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Там сказано, что расходы по обычным видам деятельности формируют:

  • расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
  • расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи товаров;
  • расходы на содержание и эксплуатацию основных средств и иных внеоборотных активов, а также на поддержание их в исправном состоянии;
  • коммерческие, управленческие расходы и др.

То есть можно сказать, что совокупные расходы на производство нужно рассчитывать по правилам бухгалтерского учета.

При этом, как указано в письме Минфина России от 29 декабря 2008 г. № 03-07-11/387, при исчислении пятипроцентного показателя совокупных расходов учитываются как прямые, так и прочие расходы.

Но ведь определенного порядка для распределения затрат, которые невозможно конкретно отнести к реализации подлежащих или не подлежащих освобождению от налога товаров, работ или услуг, нет.

Еще один важный нюанс.

Если в бухгалтерском учете компании общехозяйственные расходы не распределяются, а сразу списываются на финансовые результаты, то для целей определения пятипроцентного лимита придется делать специальный расчет по их распределению.

Период расчета

В пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ говорится о расходах в налоговом периоде. В настоящее время налоговым периодом по НДС является квартал.

>|Налоговым периодом по НДС для налоговых агентов также является квартал (ст. 163 Налогового кодекса РФ).|<

Это закреплено в учетной политике торговой организации для целей налогообложения.

Таким образом, расчет лимита будет следующим.

Во-первых , нужно установить удельный вес реализации необлагаемых товаров в общей стоимости реализованных товаров.

Он равен 11,42 процента (1 200 000 руб. / (12 400 000 руб. – 1 891 525 руб.) Ч 100).

Во-вторых , необходимо распределить общехозяйственные расходы, приходящиеся на реализацию не облагаемых НДС товаров, в соответствии с их удельным весом в общей выручке от реализации.

Их сумма составляет 108 490 руб. (950 000 руб. Ч 11,42%).

В-третьих , следует найти величину общехозяйственных расходов, приходящихся на реализацию облагаемых НДС товаров, – 841 510 руб. (950 000 – 108 490).


В-четвертых, производится расчет совокупных расходов, связанных с реализацией, за I квартал 2012 года. Их общая сумма равна 9 912 000 руб. (7 356 000 + 760 000 + 750 000 + 96 000 + 950 000), в том числе:

  • расходы, связанные с реализацией облагаемого НДС товара, – 8 947 510 руб. (7 356 000 + 750 000 + 841 510);
  • расходы, связанные с реализацией не облагаемого НДС товара, – 964 490 руб. (760 000 + 96 000 + 108 490).

Он составляет 9,73 процента (964 490 руб. / 9 912 000 руб. Ч 100).

То есть доля совокупных расходов на реализацию товаров, не облагаемых НДС, превышает 5 процентов от общей суммы совокупных расходов компании за данный налоговый период. Поэтому ей придется распределить сумму «входного» НДС между облагаемыми и не облагаемыми налогом операциями.

Или когда раздельный учет можно не вести

Продолжим обсуждение раздельного учета НДС . На этот раз расскажем, в каких случаях разделять «входной» НДС необязательно. Ведь такая возможность значительно облегчает работу бухгалтера. Но при ее практическом применении обнаруживается ряд неясностей.

Когда применяют раздельный учет

Глава 21 Налогового кодекса не определяет, что такое раздельный учет. Но бухгалтеру понятно, что его ведение требует специальных субсчетов и дополнительных расчетов. А значит увеличивает трудозатраты бухгалтерии. Поэтому так важен вопрос, можно ли от раздельного учета уклониться. Законодательство такую возможность предоставляет. Разберемся, как ею воспользоваться.

Обязанность раздельного учета операций установлена пунктом 4 статьи 149 Налогового кодекса для налогоплательщиков, осуществляющих наряду с операциями, подлежащими налогообложению, также операции, освобождаемые от налогообложения. Исчерпывающий перечень «льготных», то есть не подлежащих налого-обложению, операций представлен в пунктах 1–3 данной статьи. Кроме того, раздельный учет необходим в условиях совмещения уплаты ЕНВД с общим режимом налогообложения (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Раздельный учет нужно применять как при формировании налоговой базы по НДС, так и при учете «входного» налога (п. 1 ст. 166, п. 4 ст. 170 НК РФ).

Однако налоговое законодательство не использует понятие «раздельный учет» в связи с реализацией, местом которой не признается территория РФ, а также в случаях, при которых не возникает объекта налогообложения (подп. 2, 4 п. 2 ст. 170 НК РФ). Поэтому на эти хозяйственные операции правила раздельного учета «входного» НДС, прописанные в пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса, распространять не следует.

Но финансисты считают иначе. В письмах от 6 июня 2008 г. № 03-07-08/145, от 28 апреля 2008 г. № 03-07-08/104 и др. Минфин России приравнивает реализацию вне территории РФ к операциям по реализации, которые не подлежат налогообложению. С этим мнением можно поспорить. Ведь налоговое законодательство не допускает расширительного толкования (п. 5 ст. 3 НК РФ). В силу буквальной формулировки подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса вне территории РФ имеет место реализация, «не признаваемая объектом налогообложения». А понятие операций, «не подлежащих налогообложению», однозначно ведет свое происхождение из статьи 149 Налогового кодекса.

«Спасительная» оговорка

Избавиться от раздельного учета «входного» НДС позволяет девятый абзац пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса. Но обратите внимание – он адресован налогоплательщикам. По этой причине действие названного абзаца на плательщиков ЕНВД не распространяется. Ведь эти хозяйствующие субъекты не считаются плательщиками НДС в силу прямого указания пункта 4 статьи 346.26 Налогового кодекса. Такая точка зрения отражена в письме Минфина России от 8 июля 2005 г. № 03-04-11/143 и в письме ФНС России от 31 мая 2005 г. № 03-1-03/897/8. Зато судьи мнение чиновников не разделяют (постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2008 г. № 17АП-4390/2008-АК, ФАС Поволжского округа от 5 февраля 2008 г. № А65-28667/06-СА2-11, ФАС Северо-Западного округа от 7 декабря 2007 г. № А05-5928/2007 и др.).

В итоге без риска налоговых споров указанную норму вправе применять только налогоплательщики, использующие льготы по освобождению от НДС. Да и то лишь при определенных условиях. Увы, эти условия нужно подтверждать по истечении каждого налогового периода по НДС, то есть ежеквартально.

Итак, раздельный учет «входного» НДС можно не вести, если расходы на осуществление льготируемых операций не превышают 5 процентов от общих расходов на производство. В таком случае налогоплательщик может ставить весь «входной» НДС к вычету. В стоимость товаров, работ, услуг НДС включать не нужно. Значит, отпадает и необходимость распределения расчетным путем «общего» НДС между облагаемыми и необлагаемыми операциями. А вот от раздельного учета доходов никто налогоплательщиков не освобождал.

Сразу же бросается в глаза следующее. Окончательное распределение расходов по видам деятельности сложится на конец квартала. Разумеется, заранее неизвестно, будет ли выполнено указанное 5-процентное соотношение между расходами. Поэтому заведомо отказываться от раздельного учета «входных» сумм налога рискованно. Если окажется, что порог в 5 процентов превышен, то учет расходов за квартал нужно будет восстанавливать. А фирмам, уплачивающим ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли (п. 2 ст. 286 НК РФ), придется представлять корректирующие декларации. Их расходы возрастут за счет невозмещаемых сумм налога.

Учетную политику – под контроль

Не применять раздельный учет при соблюдении 5-процентного критерия – право налогоплательщика. Такая формулировка означает, что законодатель предоставляет налогоплательщику возможность самостоятельно выбрать способ учета «входного» НДС. Свой выбор нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения (п. 2 ст. 11 НК РФ). А если в учетной политике не оговорено, что налогоплательщик не ведет раздельный учет до достижения 5-процентного соотношении расходов? Тогда бухгалтер этой нормой пользоваться не должен (п. 12 ст. 167 НК РФ).

Налоговый период по НДС – квартал. Спрашивается, а можно ли начать применять 5-процентный критерий не только с I квартала, а со II или последующих кварталов? На этот вопрос следует ответить отрицательно. Дело в том, что при раздельном учете невозмещаемые суммы НДС учитываются при налогообложении прибыли. Но учетная политика по налогу на прибыль должна устанавливаться на год – в соответствии с налоговым периодом по этому налогу (ст. 313 НК РФ). В противном случае она не будет последовательной.

А как быть, если необлагаемые операции возникли в течение года, когда приказ об учетной политике уже сдан в налоговую инспекцию? В этом случае фирма вправе сделать дополнение к учетной политике. На основании пункта 16 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н) утверждение способа учета впервые возникших фактов хозяйственной деятельности изменением учетной политики не считается.

Является ли торговая деятельность производством?

Присмотревшись, мы обнаружим, что 5-процентный критерий введен для налогоплательщиков, осуществляющих производство товаров (работ, услуг), имущественных прав. А как быть налогоплательщикам, выполняющим торговые операции?

Минфин России в письме от 29 января 2008 г. № 03-07-11/37 согласился, что данную норму возможно применять также в отношении торговой деятельности. Правда, подобная позиция официально озвучена впервые.

Между тем сам же Минфин России в письме от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 указал, что его письма по применению налогового законодательства имеют информационно-разъяснительный, а не нормативный характер. Трактовка финансистов не препятствует налоговым органам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в ином понимании.

По этой причине «торговцам», включая индивидуальных предпринимателей, не стоит игнорировать отрицательную арбитражную практику. Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 18 июля 2007 г. № А48-602/06-18 отказ от раздельного учета был признан неправомерным, поскольку организация не являлась производителем товаров, а лишь реализовывала их. Данное решение поддержал ВАС РФ в определении от 30 апреля 2008 г. № 3302/08. Аналогичный вывод в отношении розничной торговли содержится и в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 14 июня 2007 г. № А82-6804/2005-99.

Автор согласен с позицией арбитров и считает необходимым отметить следующее. Пункт 1 статьи 11 Налогового кодекса устанавливает, что значения понятий, не раскрываемых в налоговом законодательстве, следует искать в других нормативных источниках. Для начала обратимся к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001. Из него следует, что оптовую и розничную торговлю нужно отличать от производства, поскольку эти сферы отнесены к разным разделам ОКВЭД. К аналогичному выводу можно прийти при сопоставлении пунктов 2 и 4 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н). Наконец, согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 31октября 2000 г. № 94н, расходы на производство отражают на счетах бухгалтерского учета под номерами 20–29. А в связи с торговыми операциями «производственные» счета не применяют. Торговые издержки отражают на счете 44 «Расходы на продажу». Но самое главное – отождествлять торговые операции с производством, то есть оказанием услуг, не позволяет пункт 1 статьи 39 Налогового кодекса.

Сопоставляем расходы

По окончании налогового периода бухгалтеру предстоит сопоставить общую сумму расходов на производство и сумму расходов на производство, непосредственно относящихся к льготируемым операциям по реализации. По мнению автора, расходы «смешанного» назначения, обеспечивающие производство по облагаемой и необлагаемой деятельности, в целях предстоящего расчета распределять не нужно.

Такой вывод следует из абзацев первого – четвертого пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса в их взаимосвязи. Действительно, расходы на производство льготной продукции – не что иное, как стоимость ресурсов (товаров, работ, услуг, имущественных прав), используемых для осуществления операций, не облагаемых налогом. В абзаце втором законодатель определенно указывает, что они должны иметь прямой характер. Выходить за рамки этого подхода в целях расчета доли, указанной в абзаце девятом данного пункта, оснований нет. В абзаце третьем в свою очередь говорится о прямых расходах на осуществление облагаемых операций. А в абзаце четвертом пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса речь идет о косвенных расходах. В сумме же такие затраты как раз являются совокупными расходами на производство. Уточнение «совокупные расходы» объединяет расходы на производство разных видов продукции (товаров, работ, услуг, имущественных прав), и вовсе не требует предварительного распределения косвенных расходов на статьи прямых расходов.

Дополнительным аргументом в пользу такого вывода является требование о рациональном ведении бухгалтерского учета, закрепленное в пункте 7 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н). Ведь в нашем случае речь идет о формировании показателя ниже общепринятого порога существенности.

В итоге расходы по необлагаемым операциям отбирают как прямые расходы в аналитическом учете по счету 20 «Основное производство», а также по счетам 21 «Полуфабрикаты», 23 «Вспомогательное производство» и 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» – если в последующем они не подлежат закрытию на счет 20 или друг на друга. Общие расходы на производство формируют с учетом косвенных затрат, для отражения которых предназначены счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Пример 1

Завод выпускает велосипеды и кресла-коляски для инвалидов. Реализация последних освобождена от налогообложения (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 998). Бухгалтерия отражает прямые расходы на производство этой продукции на субсчетах «Велосипеды» и «Кресла-коляски» счета 20. За IV квартал 2008 года прямые расходы на производство составили 10 000 000 руб., из которых по инвалидным коляскам – 600 000 руб., по велосипедам – 9 400 000 руб. Кроме того, понесены общепроизводственные расходы в сумме 2 000 000 руб. и общехозяйственные расходы в сумме 3 000 000 руб.

Исходя из этих данных, контрольное соотношение между расходами окажется равным 4% (600 000 руб.: (10 000 000 руб. + + 2 000 000 руб. + 3 000 000 руб.) × 100%). На этом основании бухгалтер вправе не вести в IV квартале раздельный учет «входного» НДС. Всю сумму налога, предъявленного поставщиками и подрядчиками, он предъявит к вычету.

Однако выручку, не облагаемую НДС, он покажет в разделе 9 декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом Минфина России от 7 ноября 2006 г. № 136н, по коду 1010204. А в графе 3 этого раздела отразит прямую себестоимость льготируемой продукции – 600 000 руб. Зато в графе 4 раздела 9 будет стоять прочерк.

Теперь предположим, что фирма не имеет прямых расходов по необлагаемым операциям. В такой ситуации интересующий нас процент окажется равным нулю, что заведомо меньше 5 процентов. Значит, распределять «входной» НДС необязательно.

Однозначных указаний о порядке определения соотношения расходов на льготируемое производство и общих производственных затрат законодательство не содержит. Поэтому фирмы вправе разработать собственный алгоритм расчета контрольного соотношения

Если же контрольное соотношение будет рассчитывать торговая фирма, то прямыми расходами по необлагаемым операциям у нее будет себестоимость проданных необлагаемых товаров.

Подчеркнем, что абзац четвертый пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса требует распределения НДС, а не самих косвенных расходов. Между тем ряд специалистов считают, что в расходы на льготные операции нужно включать долю косвенных расходов (со счетов 25, 26, а в торговле – со счета 44). Пожалуй, однозначных указаний о порядке определения расходов законодательство не содержит, притом условия хозяйственной деятельности бесконечно разнообразны. Поэтому полагаем, что фирмы вправе разработать собственный обоснованный подход к расчету контрольного соотношения расходов. Во избежание разногласий с налоговиками рекомендуем выбранный алгоритм подробно описать в учетной политике.

Заметим, что на экспортеров девятый абзац пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса не распространяется. По той причине, что применение ставки налога 0 процентов не является освобождением от налогообложения.

Расходы в связи с прочими доходами

До сих пор мы рассматривали расходы по обычным видам деятельности. Какие особенности возникают при учете операций, в результате которых возникают прочие доходы?

Процентные доходы по займам

Доходы в виде процентов от предоставления займов освобождены от налогообложения на основании подпункта 15 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса. При этом деятельность заимодавца квалифицируется как производство услуг. Однако сами процентные займы учитываются в составе финансовых вложений на одноименном счете 58 «Финансовые вложения». На основании пункта 9 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (утв. приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н) все прямые затраты на приобретение финансовых вложений включаются в их первоначальную стоимость. Тем самым в связи с оказанием услуг заемщику у заимодавца прямых расходов – в понимании ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н) – в принципе, не имеется. Сумма займа расходом не признается. В поддержку этого вывода дополнительно сошлемся на пункт 11 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). В нем говорится, что текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.

В отсутствие прямых расходов контрольное соотношение обращается в нуль. Поэтому раздельный учет можно не вести. Такой подход к финансовым вложениям поддержал ФАС Московского округа в постановлении от 29 февраля 2008 г. № КА-А40/1094-08. Предметом данного судебного разбирательства были, правда, не выданные займы, а учтенные организацией в качестве финансовых вложений векселя. Однако в постановлении суд сделал обобщенный вывод, касающийся всех финансовых вложений.

Как видно, метод расчета, при котором косвенные (общехозяйственные) расходы на льготируемое производство не распределяются, в ситуации с займами для налогоплательщика выгоден.

Пример 2

Прежде чем дать деньги взаймы, фирма привлекла аудиторскую организацию, которая выполнила анализ финансового положения заемщика. Стоимость услуг аудиторов – 118 000 руб., в том числе НДС – 18 000 руб. Сумма займа – 1 000 000 руб. В такой ситуации первоначальная стоимость финансового вложения зависит от учетной политики фирмы-заимодавца. Если в ней не предусмотрена возможность применения 5-процентного критерия, то НДС по услугам аудиторов нужно включить в учетную стоимость финансового вложения. Одновременно придется распределять расчетным путем НДС, относящийся к общехозяйственным затратам. А если оговорка о 5-процентном соотношении имеется и соблюдается, то все суммы НДС, включая выставленную аудиторами, принимаются к вычету.

Операции с векселями

Реализация ценных бумаг также не облагается НДС (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ). Но при вексельных расчетах вопрос о необходимости распределения «общехозяйственного» НДС по-прежнему остается дискуссионным (постановление ФАС Московского округа от 7 мая 2008 г. № КА-А40/3538-08). Если фирма все же согласна с требованием Минфина России, отраженным в письме от 6 июня 2005 г. № 03-04-11/126, то спрашивается, сможет ли она воспользоваться 5-процентным критерием? Автор полагает, что абзац девятый пункта 4 статьи 170 НК РФ в связи с вексельными операциями применять рискованно, хотя немногочисленная арбитражная практика до сих пор складывалась благоприятно (например, постановление ФАС Московского округа от 8 октября 2007 г. № КА-А40/9013-07). Эта норма адресована налогоплательщикам, осуществляющим льготное производство. Однако в обороте векселей, в отличие от выдачи займов, никакого производства не усматривается, и судьи с этим соглашаются.

А возможно ли рассматривать реализацию векселей как торговлю льготным товаром? Ответ, по мнению автора, должен быть отрицательным. Вексель – это документ, удостоверяющий имущественное право векселедержателя (постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341 «О введении в действие положения о переводном и простом векселе»). Но в налоговом законодательстве имущественное право товаром не признается (п. 2, 3 ст. 38 НК РФ).

Подводим итоги

Отказ от раздельного учета «входного» НДС снижает налоговую нагрузку фирмы, что влечет потери для бюджета. Действительно, экономия в связи с расходами по налогу на прибыль признается по ставке налогообложения 24 процента, в то время как к вычету НДС принимается в полной сумме. Поэтому налоговые органы тщательно контролируют обоснованность налоговой выгоды в связи с применением 5-процентного порога. Но мы видели, что эта норма содержит ряд неясностей. Поэтому ситуация требует взвешенных решений. Сам же по себе 5-процентный критерий для порядка учета НДС сходен с принципом существенности в бухгалтерском учете. Для него установлен тот же самый 5-процентный порог (п. 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н). Это подобие отмечено в постановлении ФАС Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2008 г. № 09АП-4395/2008-АК.