Сущность современной налоговой системы. Теоретические основы построения налоговой системы

Российская налоговая система постепенно складывалась в начале 90-х годов. Следует указать, что в СССР налоги в целом в идеологическом смысле рассматривались как чуждый для социалистического государства элемент. Считалось, что между государственными предприятиями и государством в рамках единой социалистической собственности не может быть налоговых отношений, поскольку "чистый доход, созданный в государственном секторе, полностью принадлежит государству". Изъятие прибыли происходило в различных формах ("плата за фонды", "отчисления от прибыли" и др.), в дальнейшем заменённых индивидуальными нормами платежей для каждого предприятия. По тем же идеологическим причинам утверждалось, в частности, что налог с оборота в СССР имел только "внешнюю форму налога" и им не являлся.

Появление во второй половине 1980-х гг. в СССР предприятий других форм собственности (акционерных, кооперативных, с участием иностранного капитала, "совместных" и др.), разрушение идеологических установок и постепенное изменение экономического строя общества создали условия для отказа от устаревшего догматического подхода к налогам "как форме дополнительной эксплуатации трудящихся", и уже с 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций", который установил следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы. Следует отметить, что принятию закона предшествовала длительная дискуссия о целесообразности введения "ступенчатой" или "плоской" шкалы ставок налога на прибыль, в ходе которой был преодолен соблазн использовать американскую ступенчатую систему налогообложения прибыли корпораций (такая система была принята, к примеру, в Эстонии, но от нее быстро отказались) .

Таким образом, основой налогообложения предприятий уже с 1991 г. стал налог на прибыль. Максимальная ставка налога составляла 45%, из которых 22% направлялись в союзный бюджет. Платежи, поступающие в республиканские и местные бюджеты, могли вноситься как в виде налога на прибыль, так и в форме платежей за трудовые и природные ресурсы. Общая сумма платежей (за исключением платежей за природные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции) не должна была превышать 23% облагаемой прибыли. Ставки платежей за трудовые и природные ресурсы с учетом данного ограничения устанавливали республиканские и местные органы государственной власти. В случае превышения предельного нормативного уровня рентабельности на прибыль, соответствующую этому превышению, устанавливались повышенные ставки обложения.

Для отдельных плательщиков были установлены другие размеры ставок. Для государственных специализированных и коммерческих банков - 55%; для совместных предприятий при доле иностранного участника в уставном фонде более 30% ставка налога на прибыль составляла 30%. Прибыль иностранных юридических лиц от деятельности в СССР подлежала обложению также по ставке 30%. Стимулирование развития отдельных предприятий и отраслей и использования прибыли на цели расширения производства осуществлялось через обширную систему льгот по налогу на прибыль.

Налог на экспорт и импорт представлял собой форму изъятия государством дохода, образующегося в результате различий в уровнях внешнеторговых и внутренних цен. Налог мог исчисляться по ставкам в процентах к внешнеторговой стоимости товаров или в виде разницы между ценами.

Налог, регулирующий расходование средств, направляемых на потребление, был введен вместо налога на прирост фонда оплаты труда. Его цель состояла в урегулировании пропорций между накоплением и потреблением па предприятиях. Обложению подлежало превышение средств, направляемых на потребление, по сравнению с необлагаемым минимумом. Необлагаемый размер исчислялся путем умножения величины хозрасчетного дохода текущего периода на долю этих средств за соответствующий период в предыдущем году с учетом коэффициента, обеспечивающего опережающий рост хозрасчетного дохода.

Доходы, получаемые предприятиями, объединениями и организациями от принадлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг и от долевого участия в совместных предприятиях, облагались по ставке 15%.

Таким образом, Россия "в наследство от СССР" получила уже определенный, довольно противоречивый, но "задел" для создания собственной налоговой системы. Важно, что к налогообложению прибыли стала привыкать огромная армия предпринимателей, бухгалтеров и финансистов.

В конце 1991 г. был принят, а в 1992 г. введен в действие Закон РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ", который определил основы налоговой системы, коренным образом отличной от системы платежей в бюджет советского периода. Можно сказать, что в 1992 г. произошла радикальная налоговая реформа, была сделана попытка создать налоговую систему, отвечающую требованиям рыночной экономики. Закон "Об основах налоговой системы в РФ" установил общие принципы ее построения, структуру, организацию сбора налогов, контроля за их взиманием, права и обязанности налогоплательщиков, перечень налогов и сборов, ряд иных основополагающих положений налоговой системы. Этот закон являлся базовым документом в сфере налогообложения вплоть до 1999 г., когда все его статьи, за исключением статей, определяющих перечень налогов России, были отменены. С 1 января 2007 года он полностью утратил силу. К числу основных нормативных актов в сфере налоговых правоотношений можно отнести и Закон РСФСР от 21.03.91 № 943-1 "О государственной налоговой службе в РСФСР", регулирующий вопросы организации сбора и контроля налогов, прав и ответственности налоговых органов. (После введения в действие НК РФ данный закон был переименован в Закон "О налоговых органах Российской Федерации".) Действующим законодательством предусмотрено, что налоговые органы Российской Федерации представляют собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей. Единая централизованная система налоговых органов включает в себя Федеральную налоговую службу (ФНС, ранее - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам - МНС) и её территориальные органы. ФНС является также органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством РФ. Кроме упомянутых базовых налоговых законов налоговое законодательство России включало в себя ряд законов об отдельных налогах, в которых определены элементы каждого конкретного налога.

Помимо собственно законов при рассмотрении нормативно-правовой базы, регулирующей налогообложение в России, следует назвать постановления Правительства РФ, в которых рассматриваются налоговые вопросы, отнесенные к его ведению. Постановления Правительства РФ по налогам принимаются во исполнение соответствующих законодательных актов. Правительство как орган исполнительной власти не уполномочено самостоятельно принимать решения о введении или отмене тех или иных налогов; ему лишь предоставлено право представлять и Государственную думу Федерального Собрания России соответствующие законопроекты в рамках реализации права законодательной инициативы. Окончательное решение о налоговых законопроектах, внесенных Правительством, принимает федеральный орган законодательной власти. Организационно-методическую работу по налогам проводят ФНС, Федеральная таможенная служба (ФТС, ранее - Государственный таможенный комитет) и Министерство финансов РФ, которые разрабатывают приказы, инструкции, письма, разъяснения и другие нормативные акты по отдельным вопросам применения тех или иных положений законодательных актов о налогах и сборах. Следует особо отметить инструкции МНС/ФНС РФ, которые выполняли функции методического обеспечения налогообложения. Каждому закону об отдельном налоге ранее соответствовала инструкция МНС, которая подробно описывала правила налогообложения и регламентировала специфические моменты в сфере налогообложения (в настоящее время эту роль выполняют методические рекомендации, утверждаемые приказами ФНС РФ).

Нормативные акты министерств и ведомств по налогам представляли собой огромный пакет документов, иногда противоречащих законам и друг другу. Для решения этой проблемы необходимо было принять единый свод документов, регламентирующих основные аспекты налогообложения, поэтому уже с 1995 г. стоял вопрос о принятии Налогового кодекса РФ. Однако первая попытка (1996 г.) не увенчалась успехом. Только в 1998 г. была принята I часть Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ, вступил с силу 01.01.1999) - базового акта, определившего основные положения системы налогообложения в России. Часть II Налогового кодекса, или специальная часть, состоит из глав, каждая из которых посвящена конкретному налогу. Таким образом, Налоговый кодекс РФ - документ прямого действия, регламентирующий основные правила взимания налогов в стране.

  • 15. Государственный кредит и государственный долг: их виды. Управление государственным долгом.
  • 16.Финансовые ресурсы, их классификация
  • 17. Бюджетный процесс, его стадии. Участники бюджетного процесса.
  • Вторая стадия бюджетного процесса
  • Третья стадия бюджетного процесса
  • Четвертая стадия бюджетного процесса
  • 18. Финансы граждан. Формирование доходов и особенности расходов индивидуальных предпринимателей.
  • 19. Муниципальные финансы как основа организации местного самоуправления. Особенности доходов и расходов муниципальных бюджетов.
  • 22. Понятие и элементы денежной системы. Типы денежных систем. Денежная система рф.
  • 23.Сущность и функции коммерческих банков в условиях рыночной экономики. Операции коммерческих банков по привлечению вкладов физических и юридических лиц
  • 1.2 Функции коммерческих банков
  • Основные операции и роль коммерческих банков в рыночной экономике. Создание денег банковским сектором
  • 24.Понятие валютной системы. Национальная валютная система. Эволюция мировой валютной системы.
  • Бреттон-Вудская валютная система (1944-1976 гг.)
  • Ямайская валютная система (1976 г. - по настоящее время)
  • 25.Общая характеристика и структура платежного баланса рф.
  • 26. Активные операции коммерческого банка. Классификация активных операций по назначению, степени риска, по уровню доходности, по направлениям размещения средств. Активные операции
  • 27.Пассивные операции коммерческого банка и их значение для функционирования коммерческого банка. Виды пассивных операций и их характеристика. Пассивные операции
  • 28.Основные этапы кредитной сделки. Кредитная политика коммерческого банка.
  • 30)Банковский кредит: понятие, принципы и классификация.
  • 32) Эмиссия денег и инфляция, особенности ее проявления в России. Формы и методы регулирования инфляции.
  • 33) Международный банковский кредит. Международные валютно-кредитные и финансовые организации.
  • 34) Денежный оборот и его структура. Закон денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота.
  • 35) Сущность, функции и роль кредита в экономике. Принципы кредитования в условиях рынка. Границы кредита.
  • 36) Понятие и структура кредитно-банковской системы. Банковская система России.
  • 37) Цб рф: его задачи функции и операции.
  • 38) Денежно-кредитная политика: понятие, типы. Деятельность цб рф по осуществлению денежно-кредитной политики.
  • 39) Принципы организации безналичного денежного оборота. Система безналичных расчетов.
  • 40) Особенности организации финансов хозяйствующих субъектов, их функции и принципы организации.
  • 41) Финансовые ресурсы и собственный капитал предприятия. Их классификация и факторы роста.
  • 42) Классификация доходов предприятия. Порядок формирования и использования доходов предприятия.
  • 43) Экономическое содержание, функции и виды прибыли, ее формирование, распределение и использование. Факторы роста прибыли
  • 44) Точка безубыточности, запас финансовой прочности, операционный леверидж.
  • 47) Рентабельность предприятия. Факторный анализ экономической рентабельности.
  • 48) Сущность, функции и механизм финансового менеджмента. Основные принципы финансового менеджмента. Субъекты и объекты финансового управления.
  • 49) Экономическая сущность и классификация активов предприятия. Основы управления активами предприятия.
  • 50) Управление внеоборотными активами предприятия. Способы финансирования внеоборотных активов.
  • 51) Управление оборотными активами предприятия, их состав и особенности финансового управления.
  • 52) Управление запасами предприятия.
  • 53) Управление денежными средствами предприятия.
  • 54) Управление дебиторской задолженностью
  • 55) Управление кредиторской задолженностью
  • 56) Сущность и классификация инвестиций. Объекты инвестиционного рынка.
  • 60 Базовые показатели финансового менеджмента. Платежеспособность и ликвидность организации.
  • 61Затраты на производство и реализацию продукции, их классификация
  • 63 Информационное обеспечение финансового менеджмента. Пользователи и виды финансовой отчетности.
  • 64 Управление капиталом организации. Оптимизация структуры капитала.
  • 65 Банкротство предприятия: причины и последствия. Восстановление платежеспособности предприятия.
  • 66. Экономическая сущность и классификация финансовых рисков предприятия.
  • 67. Принципы управления финансовыми рисками. Организация риск-менеджмента.
  • 68 Эффект финансового рычага и его роль в разработке политики рационального заимствования.
  • 69 Сущность, функции и виды страхования.
  • 72.Управление текущими затратами. Значение операционного анализа в текущей деятельности предприятия.
  • 73.Финансовый анализ как база принятия управленческих решений.
  • 74. Инвестиции: сущность и классификация видов.
  • 82 Учет фактора времени в управлении финансами.
  • 83. Учет фактора инфляции в управлении финансами.
  • 84 Дивидендная политика организации.
  • 85 Государственные финансы, их структура и роль в социально-экономическом развитии общества.
  • 1.Экономическая сущность, функции налогов. Налоговая система рф.

    Экономическая сущность налога заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведённого национального продукта. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и фи­зическими лицами.

    Выделяют следующие функции:

    o Фискальная. Это главная функция налогов, она означает изъятия денежных средств в казну. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога - формирование финансовых ресурсов государства.

    o Регулирующая. Она заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов.

    o Стимулирующая.. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.

    o Распределительная функция. Она состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.

    o Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства..Налоговая система РФ -это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений,складывающихся в сфере налогообложения. Понятие "налоговая система Российской Федерации" не имеет легального определения, что следует отнести к недостаткам действующего налогового законодательства РФ. Ранее закреп­ленное в ст. 2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определение было неудачным; зако­нодатель называл налоговой системой РФ систему ее "налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в обязательном порядке", фактически смешивая понятия "налоговая система" и "система налогов и сборов". Между тем второе понятие уже по своему объему. Система налогов и сборов - только часть нало­говой системы. 2. Налоговая система РФ представляет собой совокупность: системы налогов и сборов РФ;системы налоговых правоотношений; системы участников налоговых правоотношений; нормативно-правовой базы сферы налогообложения. Таким образом,элементами (подсистемами) налоговой систе­мы РФ называют не только налоги и сборы, но и налого обла­гающих субъектов, то есть таких субъектов, которые "обреме­няют подданных" обязанностями по уплате налогов и сборов:Россия, 89 ее субъектов и около 29 тысяч муниципальных об­разований;действующие от их имени налоговые (финансовые, таможен­ные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы внутренних дел, а также налогопла тельщиков и налоговых агентов, их права и обязанности.Кроме того, к элементам налоговой системы относят принци­пы ее организации и функционирования, а также нормы нало­гового права. * 3. К основным принципам налоговой системы относятся следую­щиеорганизационные и функциональные принципы: принцип единства налоговой системы; принцип организационного единства системы налоговых органов: принцип справедливости налогообложения; принцип достаточности налогообложения; принцип единства нормативно-правовой базы; принцип подвижности (эластичности) налогообложения;

      Понятие налога, сбора, элементы налогообложения. Классификация налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

    Нало́г - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований }