Страны магриба. Страны Магриба: общая характеристика

Общее название «эль-Магриб» эти государства получили в период завоевательных походов арабов. В переводе с арабского эль-Магриб - «страна, где заходит солнце» или «Запад». Понятие, противопоставленное эль-Машрику , то есть «Востоку». В 1956 году после получения независимости Марокко и Тунисом король Марокко Мухаммед V и премьер-министр Туниса Хабиб Бургиба выдвинули идею создания регионального объединения «Великий Арабский Магриб».

На протяжении многих веков народы стран Магриба вели борьбу с завоевателями, отстаивали свои политические и экономические интересы. Берберы , римская оккупация , романизация , вандалы , Византия , арабы , турки , французское колониальное владычество - все это страницы длительной и сложной истории этого края. Обретение независимости странами Магриба открыло новый этап в развитии этих государств.

В феврале 1989 года руководители Алжира , Марокко , Туниса , Ливии и Мавритании подписали договор о создании Союза Арабского Магриба (САМ) - новой региональной политико-административной организации.

Напишите отзыв о статье "Магриб"

Примечания

Литература

  • Апродов В. А. Тысячелетия восточного Магриба / Отв. ред. Е. С. Голубцова ; Академия наук СССР . - М .: Наука , 1976. - 152 с. - (Из истории мировой культуры). - 42 000 экз.

Ссылки

  • (англ.) .

Отрывок, характеризующий Магриб

Он не имеет никакого плана; он всего боится; но партии ухватываются за него и требуют его участия.
Он один, с своим выработанным в Италии и Египте идеалом славы и величия, с своим безумием самообожания, с своею дерзостью преступлений, с своею искренностью лжи, – он один может оправдать то, что имеет совершиться.
Он нужен для того места, которое ожидает его, и потому, почти независимо от его воли и несмотря на его нерешительность, на отсутствие плана, на все ошибки, которые он делает, он втягивается в заговор, имеющий целью овладение властью, и заговор увенчивается успехом.
Его вталкивают в заседание правителей. Испуганный, он хочет бежать, считая себя погибшим; притворяется, что падает в обморок; говорит бессмысленные вещи, которые должны бы погубить его. Но правители Франции, прежде сметливые и гордые, теперь, чувствуя, что роль их сыграна, смущены еще более, чем он, говорят не те слова, которые им нужно бы было говорить, для того чтоб удержать власть и погубить его.
Случайность, миллионы случайностей дают ему власть, и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти. Случайности делают характеры тогдашних правителей Франции, подчиняющимися ему; случайности делают характер Павла I, признающего его власть; случайность делает против него заговор, не только не вредящий ему, но утверждающий его власть. Случайность посылает ему в руки Энгиенского и нечаянно заставляет его убить, тем самым, сильнее всех других средств, убеждая толпу, что он имеет право, так как он имеет силу. Случайность делает то, что он напрягает все силы на экспедицию в Англию, которая, очевидно, погубила бы его, и никогда не исполняет этого намерения, а нечаянно нападает на Мака с австрийцами, которые сдаются без сражения. Случайность и гениальность дают ему победу под Аустерлицем, и случайно все люди, не только французы, но и вся Европа, за исключением Англии, которая и не примет участия в имеющих совершиться событиях, все люди, несмотря на прежний ужас и отвращение к его преступлениям, теперь признают за ним его власть, название, которое он себе дал, и его идеал величия и славы, который кажется всем чем то прекрасным и разумным.
Как бы примериваясь и приготовляясь к предстоящему движению, силы запада несколько раз в 1805 м, 6 м, 7 м, 9 м году стремятся на восток, крепчая и нарастая. В 1811 м году группа людей, сложившаяся во Франции, сливается в одну огромную группу с серединными народами. Вместе с увеличивающейся группой людей дальше развивается сила оправдания человека, стоящего во главе движения. В десятилетний приготовительный период времени, предшествующий большому движению, человек этот сводится со всеми коронованными лицами Европы. Разоблаченные владыки мира не могут противопоставить наполеоновскому идеалу славы и величия, не имеющего смысла, никакого разумного идеала. Один перед другим, они стремятся показать ему свое ничтожество. Король прусский посылает свою жену заискивать милости великого человека; император Австрии считает за милость то, что человек этот принимает в свое ложе дочь кесарей; папа, блюститель святыни народов, служит своей религией возвышению великого человека. Не столько сам Наполеон приготовляет себя для исполнения своей роли, сколько все окружающее готовит его к принятию на себя всей ответственности того, что совершается и имеет совершиться. Нет поступка, нет злодеяния или мелочного обмана, который бы он совершил и который тотчас же в устах его окружающих не отразился бы в форме великого деяния. Лучший праздник, который могут придумать для него германцы, – это празднование Иены и Ауерштета. Не только он велик, но велики его предки, его братья, его пасынки, зятья. Все совершается для того, чтобы лишить его последней силы разума и приготовить к его страшной роли. И когда он готов, готовы и силы.

Алжир. Освободительная борьба в послевоенный период. После окончания второй мировой войны французские монополии пытались усилить эксплуатацию Алжира, создавая новые предприятия обрабатывающей промышленности, и увеличить добычу полезных ископаемых- Рост промышленности привел к увеличению численности рабочего класса и изменению его национального состава. В 1948 г. в Алжире насчитывались 91 тыс. рабочих-европейцев и 215 тыс. рабочих-алжирцев, тогда как до второй мировой войны местных рабочих было значительно меньше, чем иностранных. В сельское хозяйство страны война не внесла существенных изменений. По-прежнему основными формами оставались крупные капиталистические хозяйства французских колонистов, полунатуральные хозяйства крупных арабских помещиков, и на юге - примитивное, большей частью кочевое хозяйство берберских племен.

Подъем во всем мире освободительного движения вынудил французов легализовать национальные партии Алжира. Однако дальше этого французское правительство не шло и отказывалось предоставить Алжиру независимость. Позже, весной 1954 г., был образован « Революционный комитет единства и действия ». Он выступал за решительную борьбу за независимость и с этой целью организовывал по всей стране подпольные вооруженные отряды. Деятельность комитета развивалась на фоне широкой забастовочной борьбы горняков, железнодорожников, портовых, сельскохозяйственных и других отрядов рабочих.

Война алжирского народа за независимость (1954-1962). В ночь с 31 октября на 1 ноября 1954 г. на юго-востоке Алжира началось восстание. Оно было организовано «Революционным комитетом национального освобождения» переименовавшим себя позже во Фронт национального освобождения (ФНО). Это было восстание против колониального статуса Алжира, против нищеты и безработицы, против крестьянского безземелья.

К концу 1955 г. по всей территории Алжира шли бои. Локальное восстание переросло в общенациональное, в котором участвовали все слои населения. Национально-буржуазные партии вошли в ФНО. Партизанские отряды значительно выросли и были реорганизованы в национально-освободительную армию.

Французские колонизаторы отвечали зверским террором, уничтожением целых деревень, арестами и казнями. Народ Алжира понес огромные жертвы в своей борьбе за независимость: из 9 млн тогдашнего населения более 1 млн погибли и более 2 млн находились в тюрьмах и концлагерях.

Однако успешное развитие войны алжирцев за независимость и международная поддержка этой борьбы вынудили колонизаторов признать свое поражение. 18 марта 1962 г. в Эвиане было подписано соглашение, предоставляющее алжирскому народу право самому определить статус своего государства. 1 июля 1962 г. был проведен референдум, предусмотренный Эвианским соглашением. Более 99 % избирателей высказались за независимость Алжира. Многолетняя война за свободу увенчалась успехом.

Алжирская Народная Демократическая Республика. В сентябре 1962 г. состоялись выборы в Учредительное собрание. ФНО и руководящее им политбюро выдвинули следующие лозунги: «За республиканское государство, которое гарантирует справедливость, безопасность и свободу»; «За экономическую свободу и социальную справедливость»; «За подлинную аграрную реформу и индустриализацию страны»; «За сохранение и упрочение национальной независимости».

25 сентября 1962 г. начало работу Национальное учредительное собрание страны. На первом заседании была провозглашена Алжирская Народно-Демократическая Республика (АНДР). Затем был утвержден состав правительства во главе с председателем Совета министров Ахмедом Бен Беллой (с сентября 1963 г. по июнь 1965 г. - президент АНДР).

Перед Алжиром возникло много трудностей, связанных с ликвидацией колониального наследства: острая нехватка квалифицированных кадров, массовая безработица, уродливая, подчиненная французским монополиям экономика, земельный голод крестьян.

В марте 1963 г. были изданы декреты о национализации брошенных французами поместий и промышленных предприятий. Эти декреты создали условия для развития независимой экономики Алжира. Они были дополнены в октябре 1963 г. новыми декретами, которые уже затрагивали интересы не только колонизаторов, но и местной крупной буржуазии и феодалов.

В принятой в сентябре 1963 г. конституции в качестве цели алжирского народа было объявлено создание социалистического общества. В июне 1965 г. А. Бен Белла был свергнут, но новое правительство во главе с Хуари Бумедьеном подтвердило социалистический выбор Алжира. Единственной партией оставался ФНО.

«Тройственная революция» и ее итоги. Согласно формулировке алжирских властей в стране с 1969 г. происходила тройственная революция: индустриальная, культурная и аграрная. Были приняты сначала трехлетний, затем четырехлетние планы развития. В 1971 г. правительство национализировало нефтяные и газовые месторождения, до этого эксплуатировавшиеся иностранным капиталом. В 70-х годах увеличилась добыча нефти и газа, развивалась нефтехимическая промышленность, росло производство электроэнергии, стали, добыча железной руды и фосфатов.

Огромное значение имело проведение в стране аграрной реформы, декрет о которой был опубликован в ноябре 1971 г. Земля, принадлежавшая помещикам и сельским капиталистам, конфисковывалась с выплатой компенсации. Бывшим владельцам оставлялись участки, которые они могли обрабатывать сами. Гарантировалось право собственности на землю мелких и средних крестьян. Конфискованные земли распределялись между сельскохозяйственными рабочими и безземельными крестьянами. Поощрялось вступление их в кооперативы. К лету 1975 г. 50 тыс. крестьянских семей получили 700 тыс. га земли и создали на них 2500 кооперативов.

Одновременно с декретом об аграрной революции был принят закон «о социалистическом управлении предприятиями», в соответствии с которым на фабриках и заводах госсектора вводился контроль со стороны рабочих. В эти же 70-е годы неизменно увеличивалась роль армии в обществе и государстве.

В конце 1978 г. в период болезни и смерти X. Бумедьена разгорелась борьба за власть. Ее исход решила армия, выдвинув на пост президента кандидатуру полковника Шадли Бендже-дида, представлявшего старые военные кадры.

Изменение курса развития. Едва ушел со сцены Хуари Бумедьен, как началась критика его курса. Отмечая ряд впечатляющих успехов, новое руководство заявило о неэффективности государственной экономики, которая до определенного момента гасилась доходами от нефти. Отмечался упадок в сельском хозяйстве: кооперативы оказались нерентабельными, так что после эвакуации европейских колонистов до того кормивший себя Алжир стал удовлетворять потребности в сельскохозяйственной продукции лишь на 30 % . Все это, включая и падение цен на нефть, в середине 80-х годов привело к острому кризису в экономике.

Встал вопрос об экономической реформе (1986-1987), направленной на приватизацию промышленности, предоставление определенной самостоятельности государственным предприятиям, на поощрение частного сектора в городе и деревне. Однако реформы не улучшили положения. Более того, разрушив созданное ранее, они не внесли позитивных изменений. Несмотря на рост частного сектора (а в какой-то степени именно из-за этого), в стране усилились кризисные явления, возросли безработица, инфляция и социальная напряженность.

В октябре 1988 г. правительству пришлось подавлять стихийные выступления городских низов и студентов. Под давлением изменившейся ситуации и оппозиции власти были вынуждены в 1989 г. принять новую конституцию, допускающую многопартийность.

Алжир в 90-е годы. Практически сразу после вступления Алжира в эру политического плюрализма разразилась ожесточенная борьба за власть. Наибольшую опасность для ФНО представляла исламская оппозиция, пользовавшаяся симпатиями безработной молодежи, мелкой буржуазии и некоторых других социальных групп города и деревни. Эти силы, выдвигая крайние фундаменталистские требования, объединились в Исламский фронт спасения (ИФС).

12 июня 1990 г., почти сразу после своего образования, ИФС получил большинство голосов избирателей на выборах в муниципалитеты в большинстве областей страны. Воодушевленные победой фундаменталисты стали требовать новых выборов в парламент. Этим требованием и успехами воинствующих фундаменталистов были напуганы власти, да и не только они. Многие партии, вышедшие на политическую арену на рубеже 1990-1991 гг., заняли достаточно умеренные позиции. Назначенные на лето 1991 г. выборы были в последний момент отложены на полгода. Но и отсрочка не помогла: первый тур в начале 1992 г. принес победу фундаменталистам. Тогда руководство Алжира отменило второй тур, ликвидировало результаты первого и, воспользовавшись террористическими актами сторонников ИФС, объявило это движение вне закона.

Все последующие годы проходят в обстановке жесточайшего политического кризиса. После вынужденных отставок президента Бенджаддида и премьера Хамруши власть в стране осуществляет Совет национальной безопасности (в составе новых министров и нового армейского командования). Совет распустил парламент и возложил на себя функции по охране общественного порядка. Со своей стороны приверженцы ИФС расценили решение о срыве выборов как государственный переворот и объявили правительству войну. В 90-х годах страна живет в условиях глубоких гражданских катаклизмов.

Марокко. Борьба за независимость (1945-1956). После второй мировой войны усилилась эксплуатация природных богатств Марокко, увеличились иностранные капиталовложения, развернулось сооружение военных баз. В этих условия разоренное поборами и налогами крестьянство потянулось в города, вырос рабочий класс. К началу 50-х годов в промышленности и на транспорте было занято более 400 тыс. рабочих.

После второй мировой войны увеличилась пролетаризация крестьянства. Доля издольщиков выросла до 3/5 всех занятых в сельском хозяйстве. Из-за увеличения ввоза западных товаров в послевоенные годы ухудшилось и положение ремесленников. В силу этих же причин было тяжелым положение национальной буржуазии. Колониальные власти строго охраняли интересы ее мощных конкурентов - иностранных монополий. Таким образом, все слои марокканского общества, за исключением крупных помещиков-феодалов, состоявших на службе у французских властей, и компрадорской буржуазии, были недовольны режимом протектората и стремились к его отмене.

Султан Марокко Сиди Мухаммед бен Юсуф, сочувствовавший чаяниям национальной буржуазии, в конце 1950 г. вручил два меморандума президенту Франции, настаивая на предоставлении независимости. Но французское правительство отказалось обсуждать эту проблему, что вызвало в Марокко бурю негодования.

Последующие пять лет были отмечены высоким накалом освободительной борьбы. Возглавили ее две силы, отказывающиеся сотрудничать друг с другом: созданный буржуазными партиями Марокканский национальный фронт и коммунистическая партия.

Французским колониальным властям не удалось справиться с народной борьбой ни путем террора, ни оккупающей страны. Французское правительство было вынуждено изменить свою политику и 2 марта 1956 г. предоставить Марокко независимость.

Внутренняя политика властей (60-90-е годы). Первые шаги марокканского государства в области внутренней политики состояли в борьбе за вывод иностранных войск, в укреплении национальной государственности, создании собственной армии и дипломатии. Взошедший в 1957 г. на престол с титулом короля Хасан II (ранее - султан) в 1961-1962 гг. издал «Основной закон* (конституцию) и объявил страну конституционной монархией. Правда, ее действие было приостановлено в 1965 г. на пять лет из-за введения в стране чрезвычайного положения, покушения на короля и поляризации социально-политических сил. Но в начале 70-х годов положение нормализовалось, и все последующие четверть века в политическом плане Марокко демонстрирует завидную стабильность.

По новой конституции 1972 г., дополненной в 1980 г., король Хасан II делит власть с парламентом, созванным на многопартийной основе. Провозглашена ориентация на буржуазно-демократические ценности.

Будучи в основном страной аграрной, Марокко тем не менее уверенно идет по пути наращивания промышленного потенциала. В стране преобладает частный капитал, включая иностранные инвестиции. Богатые залежи фосфоритов (третье место в мире), а также угля, металлических руд создают условия для развития горнодобывающей промышленности.

На экономическом положении крайне негативно сказался длительный военный конфликт (1979-1989) за присоединение Западной Сахары. Марокканцам успешно противостояли местные патриоты. Тем не менее Марокко по сей день является редким в Африке примером страны экономических успехов.

Тунис. Политическое развитие Туниса. Тунис, так же как и соседние страны переживший после второй мировой войны, резкий подъем национально-освободительной борьбы, получил независимость 20 марта 1956 г. К власти вместо упраздненной монархии пришла партия «Новый Дустур» («Новая Конституция»), выдвигавшая умеренно социалистические (немарксистские) лозунги. Во главе партии стоял создавший ее в 1934 г. Хабиб Бургиба, ушедший от власти лишь в 1987 г. по состоянию здоровья.

В этом же году президентом стал, согласно конституции, премьер Бен Али, возглавивший также партию «Новый Дус-тур». С 1981 г. в стране осуществляется многопартийное правление на основе выборов в парламент. Однако вышедшие на политическую арену в этот период партии пока еще не могут составить серьезную конкуренцию «Новому Дустуру».

Экономическое развитие страны. Экономическая стратегия правящей партии изначально предполагала сочетание государственного, кооперативного и частного секторов экономики. Однако примерно за десятилетие (60-е годы) такая система оказалась недостаточно эффективной. Поэтому с 1969 г. в стране начались реформы, прежде всего направленные на приватизацию государственных предприятий, либерализацию системы торговли и финансов, ликвидацию нерентабельных кооперативов. Стали активно поощряться частное владение землей и предпринимательство.

В 80-90-е годы развитие Туниса представляется достаточно стабильным. В стране добывается небольшое количество нефти, что обеспечивает собственные нужды, а небольшой ее экспорт приносит необходимую валюту. Кроме того, экспортными статьями дохода являются вывоз продуктов, обработка фосфоритов, фиников и оливкового масла. Пожалуй, самая стабильная статья дохода - туристы, которых привлекает климат, пляжи и археологические древности (в первую очередь развалины Карфагена).

Таким образом, современный Тунис демонстрирует завидную для Востока стабильность политической структуры, динамичное развитие экономики и сравнительно высокий уровень развития культуры и инфраструктуры.

6 стран Магриба и их расположение

Несколько арабских стран, расположенных на Севере Африки называются странами Магриба. В числе таких стран: Марокко, Алжир и Тунис – в западной части Северной Африки, и Ливия, Западная Сахара и Мавритания – восточная часть, Египет.

Западные страны Магриба омываются Атлантическим океаном, остальная часть – Средиземным морем. Все эти страны расположены на горах Атласа и разделяются их хребтами. Атласские горы разделяются на: Телль-Атлас (они же — Высокий Атлас), Средний Атлас и Сахарский Атлас.

Климат Магрибских стран

В зависимости от страны Магриба, климат может отличаться. Так в Марокко, в частности в городах Фес, Мекнес, Марракеш, лето особенно жаркое, так как ветер дует со стороны Сахары. В самих горах ситуация более благоприятна, особенно ночью. Однако дожди в этой части Магриба – явление очень редкое. В некоторых городах, расположенных на побережье Атлантики, например, в Адагире, по утрам бывают туманы. Танжер, напротив, — самая жаркая точка Марокко.

Зима в горах Атласа может быть с заморозками, на севере – холодно и влажно. Ифран и Азру – популярные горнолыжные курорты Атласских гор.

В Алжире ситуация обстоит немного иначе. Лето жаркое, с сильной влажностью воздуха. Зимы совершенно не суровые, часто дождливые. Но в горной местности почти всегда лежит снег. Здесь также есть горнолыжные станции. Летом в Алжире почти нечем дышать из-за приносимого ветрами песка и пыли со стороны пустыни.

Климат Туниса также зависит от его региона. В северной его части климат субтропический средиземноморский. На юге и в центральных областях — тропический пустынный. Зимы здесь теплые – минимальная температура на севере +10°С, в южной части страны +21°С. Лето довольно жаркое, но ночью в пустыне бывают заморозки. Максимальные осадки – это дождь, который в некоторых регионах случается раз в несколько лет.

В основном в Ливии преобладает тропический пустынный климат, но в северной части страны - субтропический средиземноморский. Зимы здесь довольно теплые, средняя температура составляет +12ºC, летом — до +29ºC. В некоторых областях Ливии летняя температура доходит до +36ºC. Ночи могут быть очень холодными, вплоть до 0 ºC и ниже. Дождь идет очень редко, а горячий сухой ветер с пустыни порой просто обжигает.

Западная Сахара славится сухим тропическим климатом. Ночи бывают с заморозками, а дневная температура достигает +65ºC. Именно на данной территории Магриба случаются песчаные бури, и даже смерчи.

В Мавритании климат идентичен климату Западной Сахары – тропический пустынный. Даже в зимний период тут жарко, а летом градусы поднимаются до +32 — +43 ºC. Рекомендуется посещать данную страну лишь в период с декабря по февраль, когда дует ветер со стороны океана и проносит приятную свежесть.

Население стран Магриба

Общая численность населения на данной территории составляет около 64 миллиона человек. Марокко – самая густонаселенная страна Магриба. Но самую большую территорию занимает Алжир.

С каждым годом численность населения в этих странах уменьшается из-за миграции, меньшей рождаемости, а также по экономико-демографическим причинам.

Коренные жители Магрибских стран – арабы и берберы. Кроме них с 19-20 веков сюда пожаловали французы, а также итальянцы и испанцы. Но все эти жители стран Магриба в основном говорят на арабском языке.

Кухня и старые традиции Магриба

Попав на кухню к коренному жителю одной из стран Магриба, первоначально ничего не удивляет. Все устроено довольно просто, хотя кулинарии жители этих арабских стран придают большое значение. Присмотревшись к посуде, можно заметить, что она вся выполнена из натуральных материалов: емкости – из меди либо глины. Пол на кухне жители Магриба часто выбирают каменный, выложенный из плит.

Арабы и берберы уже привыкли готовить на древесном угле. Кроме того, так они отапливают свои дома. Бросается в глаза, что на кухнях отсутствуют стулья, повара сидят просто на ковриках.

При приготовлении пищи часто используется много специй, в том числе мята, сандаловое дерево. Готовят на оливковом масле, добавляют розовую воду. Самое популярное блюдо – кускус. Его едят без хлеба, большими деревянными ложками, запивая водой или молоком.

Среди других популярных блюд чакчука, блюда из мяса, мезельмен (печенье).

Где отдохнуть туристам

Большинство туристов едут в Марокко. Здесь им нравится отдых на море. Марокко предлагает множество песчаных пляжей, а также бухт, радующих глаз отдыхающих. Популярны курорты Сайдия и Аль-Хосейма. Но многолюдными эти места назвать тяжело. Скорее, отдых здесь пройдет в спокойной обстановке. Пошумнее будет в Агадире. Европейцы любят этот город! Чуть менее востребован курорт Эс-Сувейра, тут не так жарко. Путешественники часто посещают такие города, как Рабат, Мекнес, Фес, Маракеш, и Танжер.

Коренное население стран Северной Африки состоит главным образом из арабов и берберов. В состав населения этих стран входят также переселившиеся сюда в XIX-XX вв. французы, испанцы, итальянцы.

Основной язык огромного большинства населения всех стран Магриба - арабский. На втором месте по распространенности стоит группа берберских языков с многочисленными диалектами.

В Марокко число говорящих по-арабски, включая также население, говорящее на двух - одном из берберских и арабском языках, составляет 75%; в Алжире - свыше 80%, в Тунисе и Ливии - свыше 90%.

Буржуазные исследователи нередко задавались целью определить основные черты чисто арабской культуры и, отделив их от культуры населения Северной Африки, надеялись получить таким образом «чистую культуру берберов». Антропологи пытались найти «чистый арабский тип», противополагая ему «чистый берберский тип». Все эти поиски исходили из расистских теорий, игнорирующих процесс образования современных народов и наций из различных этнических групп. Этнографы выискивали «типично арабские» племена; изучая их быт, стремились найти в нем остатки древних обычаев и верований кочевников Аравии; антропологи измеряли черепа, надеясь установить показатели чисто арабского и чисто берберского типов, чтобы затем определить в процентах различные градации смешения обоих типов. Словом, все искали то, чего не существовало.

В действительности арабы, пришедшие из Аравии, составлявшие незначительную часть коренного населения страны, растворились в основной массе берберского населения, но арабизировали большую часть его. Некоторые берберские племена приняли ислам еще в VII-IX вв., а остальные были исламизированы позднее. Теперь большая часть населения Северной Африки говорит по-арабски, одевается по-арабски, исповедует ислам и считает себя арабами. Были попытки решить вопрос при помощи антропологии. Но массовые антропометрические измерения также ничего не дали. Более того, группы, считавшиеся антропологически «наиболее берберскими», в расовом отношении не отличаются от групп «самых чистых арабов». По экономике и религии берберские племена также не отличаются от арабских. А такой источник, как предания племени о своем происхождении, не надежен. Дело в том, что многие арабские и берберские племена зачастую включают в число своих предков известных мусульманских святых или считают своими прародителями либо библейских патриархов, либо членов семьи пророка или его ближайших родственников. Историческая ценность большинства всех этих генеалогий не велика, и редкие из преданий оказываются старше XVI-XVII вв.

Однако по своему происхождению лишь незначительная часть населения - действительно потомки арабов, пришедших в Северную Африку из Аравии и Сирии в VII-XI вв. Почти все коренное население Магриба составляют потомки древних насельников страны - древних ливийцев, гетулов, маврусиев и многих других, названных общим именем берберов.

Что дело обстоит именно так, видно из того, что в быту у арабов Магриба сохраняются до сих пор многие обычаи и обряды, чуждые доисламским арабам, но бытовавшие у народов Северной Африки задолго до арабского завоевания. Они сохранились главным образом в земледельческой обрядности и^ верованиях - сюда относятся обряды вызывания дождя, праздничные обряды снятия урожая и много других обычаев, до сих пор сохраняющихся не только среди берберов в глухих районах Марокко, но и у арабов-земледельцев Алжира и Туниса. Можно отметить, что ислам Магриба резко отличается от ортодоксальных мусульманских верований- ислама древней Аравии. Особенно характерны для Северной Африки: культ святых мест, источников и деревьев, почитание марабутов, т. е. местных чудотворцев-святых - представления, чуждые исламу,- а также вера в «благодать» - барака, также несовместимая с мусульманством. Все это - остатки религиозных воззрений древних ливийцев, удержавшиеся и после принятия ислама.

Все это неоспоримо доказывает, что основу современного арабского населения Магриба составляет доарабское автохтонное земледельческое население страны. Лишь население некоторых областей, например равнин центральной части Марокко, составляют потомки арабских племен, пришедших с большинством арабов в ХТв. и поселенных марокканскими феодалами в своих владениях.

Местное население удержало свой язык и свою прежнюю доисламскую культуру лишь в некоторых изолированных горных районах Атласа и в удаленных оазисах. Только эту группу населения принято называть берберами.

Таким образом, в основе различия между берберами и арабами лежит только языковое различие, но не этническое, так как основная масса арабоберберского населения Северной Африки имеет единое происхождение.

В пределах Ливии берберы - жители оазисов - составляют всего лишь 7,2% всего населения страны. Еще меньше их в Тунисе, где берберские общины можно найти лишь на юге и на о-ве Джерба. На берберских языках в Тунисе говорит всего 1,7%, в Алжире - около 25% и в Марокко - от 43 до 50% всего населения, считая также говорящих на двух языках. Берберы сосредоточены преимущественно в горных и степных районах.

За пределами Магриба небольшие группы, говорящие на берберских языках, рассеяны на огромном пространстве. Берберы составляют основное население оазисов Алжирской Сахары, Ливии, оазиса Сива в Египте. ,К числу берберов относятся также туареги, населяющие нагорье Ахаггар, Аир или Азбен, плоскогорье Адрар й области среднего течения Нигера от Тимбукту почти до Ниамей. Кроме того, берберы зенага живут в пределах северо-восточной части Сенегала.

Общая численность населения, говорящего на берберских языках, достигает 5800 тыс.

Марокко

В Марокко живет свыше 10 млн. чел. (в том числе во сЬюаннузской зоне, по пеюешгси 1947 г..-8617 тыс. чел., и в испанской зоне и Танжере, по оценке 1951 г.,-1466 тыс. чел.). Коренного арабо-берберского населения насчитывается около 95%. Особую группу населения - около 240 тыс. чел.- составляют евреи. Европейское население состоит из французов, испанцев, итальянцев и др., общая численность которых - около 350 тыс.

Марокко населено весьма неравномерно, в зависимости от рельефа местности и плодородия почвы. Наиболее густо заселены равнины западного Марокко между массивом Джабала на севере и горами Высокого Атласа на юге, в особенности районы Гарб, Шавийя, Тадла, Дуккала и Абда. В них сосредоточено около двух пятых всех жителей Марокко. Горы в Марокко менее удобны для заселения, чем горы соседнего Алжира. Поэтому в горах Джабала, Риф и Среднем Атласе население немногочисленно.

Арабы переселились в западную часть Магриба позже, чем в Алжир и Тунис. Лишь в XII в. альмохадский халиф Абд аль-Мумин поселил в Марокко арабские племена хилаль из Туниса и восточного Алжира, где они появились в XI столетии.

Правители из берберской династии Альмохадов и сменившей ее в Марокко династии Маринидов постоянно опирались на арабские племена, сначала хилаль, затем - макиль. С их помощью они удерживали власть и расширяли свои владения в ожесточенной борьбе с соотечественниками- берберами. Мелкие берберские племена были постепенно подчинены ими или оттеснены в горы.

«Область махзен» населена потомками арабских племен, занявших все наиболее плодородные равнинные области Марокко. Потомки хилаль населяют равнины у предгорий Атласа и степи восточного Марокко, а потомки арабов макиль живут в долине верхней части течения р. Мулуйя и на равнинах Южного Атласа.

Сравнительно мало заселены южная и юго-восточная части Марокко, прилегающие к Сахаре. Население здесь сосредоточено по преимуществу в оазисах Уэд-Гир, Уэд-Зиз, Тафилельт и Уэд-Драа, Берберы, т. е. марокканцы, говорящие на берберских языках, живут в горных областях. Они составляют три группы: в северной части Марокко живут риф- ские племена (гелайя, темсаман, боттова, уриагель, бану-саид и др.), а в низовьях р. Мулуйи - бану-изнасен. Другую группу составляют берберы центрального Марокко, живущие в верховьях рек Мулуйя, Себу и Драа вплоть до оазиса Тафилельт на юго-востоке, а также между городами Фес и Мекнес и около городов Рабата и Сале. Эту группу составляют берберы зуага и брабер (иначе барабир, берабер). Наконец, третью группу составляют берберы шлух (также шлёх, или шиллух), живущие в западной части Высокого Атласа и Анти-Атласа. Они населяют всю местность южнее Могадора и Марракеша, долины гор Большого Атласа и Анти-Атласа, атлантическое побережье, прилегающее к ним, области Сус и Уэд- Бун.

Евреи живут по преимуществу в городах и отчасти среди племен Высокого Атласа. Население некоторых из городов, например Демната, почти целиком еврейское. Марокканцы различают две группы евреев. Одну из них они называют плиштим, другую - форастерос. Происхождение первой группы неясно; во всяком случае, плиштим поселились в Марокко еще до появления ислама. Вторую группу составляют евреи, бежавшие из Испании в XVI в. от гонений инквизиции.

Таковы главнейшие этнические группы, из которых складывалось в течение веков население Марокко.

Алжир

Алжир делится на две резко отличающиеся одна от другой части: территорию собственно Алжира и южные территории. Первая занимает центральную часть Магриба, т. е. средиземноморское побережье, горы Большой и Малой Каби- лии и далее, к югу, прилегающие к ним высокогорные районы Атласа. К югу от них полупустынные области Сахары, переходящие в пустыню, образуют так называемые «Территории Юга», имеющие особое управление.

Большая часть населения (более 90%) сосредоточена в северной части страны, южные же районы населены весьма слабо. Плотность населения в северной части Алжира в некоторых местах достигает 240 чел. на квадратный километр.

Алжир населен главным образом арабами и берберами. По переписи 1948 г., общая численность населения Алжира 8682 тыс.; из них 89% коренного арабо-берберского населения и 10,6% европейцев. Свыше 80% алжирцев говорит по-арабски; лишь население некоторых горных районов говорит по-берберски. В горах Большой и Малой Кабилии и в Ауресе живут кабилы. Несколько особняком в отношении этнического состава стоят мзабиты (мозабиты), населяющие оазис Гардая и прилегающие местности Берриан, Геррара, Метлили и др. в районе Уэд-Мзаб. В сельских местностях население состоите основном из арабов и берберов. Городское население по своему этническому составу гораздо пестрее: кроме арабов и берберов, а также французов, там живут испанцы, итальянцы, евреи, потомки турок - кулугли, мальтийцы, египтяне, греки, сирийцы и многие другие.

Территории Юга включают значительную часть центральной Сахары. В этой негостеприимной, выжженной солнцем каменистой пустыне кочуют со своими немногочисленными стадами верблюдов, коз и овец два племенных объединения туарегов - кель-аджер и кель-ахаггар, общая численность которых около 8 тыс. По данным 1947 г., туареги этих двух групп составляют всего лишь 1,78% общего числа всех туарегов. Основная масса их живет в пределах Французского Судана, поэтому описание их жизни дано в соответствующей главе.

Тунис

Третья, самая восточная страна Магриба - Тунис- по площади своей значительно меньше Алжира и Марокко. Но это одна из наиболее густо населенных областей Северной Африки. Щ данным 1946 г., общая численность населения Туниса достигала 3230 тыс., с огромным преобладанием арабов. По сравнению с ними европейцев - французов и итальянцев - немного (7,4%). Итальянская иммиграция всегда вызывала тревогу французского правительства, всеми мерами пытавшегося повысить численность французской части населения в ущерб итальянской. Большая часть французов - это колонисты, чиновники и купцы.

Итальянское население Туниса состоит по преимуществу из мелкой буржуазии и рабочих - каменщиков, горнорабочих (в Ле-Кефе) и сельскохозяйственных рабочих, приезжающих из Сицилии и Сардинии. Французы и итальянцы представляют собой основную массу европейского населения; остальные европейцы, мальтийцы например, составляют незначительное меньшинство. 60% европейцев сосредоточено в районе Туниса, остальные расселены в более мелких городах: Бизерте, Ферривиле, Сусе и Сфаксе. Особую группу представляют евреи - часть коренного населения страны, потомки евреев, поселившихся в Африке еще в I в. н. э. Общая численность евреев в 1946 г. определялась в 72 тыс. Больше половины всех евреев живет в Тунисском округе, остальные в городах Бизерте, Сусе и Сфаксе, а также в южной части Туниса, в Габесе и в особенности на о-ве Джерба.

Тунис арабизирован больше всех стран Магриба. Как и в Марокко, местное население, состоявшее из берберов, до XI в. оставалось почти не затронутым арабским влиянием. Первое время после завоевания арабы сосредоточивались по преимуществу в Кайруане и других городах южной части Туниса, бывших их опорными пунктами. Но с появлением в конце XI в. арабов хилаль, а за ними арабов сулайм положение изменилось. Арабские племена вытеснили берберов в горы, заняли всю страну,- в Тунисе произошло то же, что и в Марокко. Однако в то время как во многих горных массивах Марокко берберские племена сохранили свою самобытность до настоящего времени, в Тунисе они почти полностью смешались с пришельцами. Лишь в южной, пустынной части Туниса, на границе с Сахарой, сохранились группы берберов - матмата и варгамма, говорящие по-берберски и ведущие прежний образ жизни. Они живут в подземных жилищах, на весеннее время перебираются в палатки, где проводят весну и первую половину лета. Главное их занятие - скотоводство и лишь отчасти земледелие.

Ливия

Общая численность населения Ливии, по оценке 1950 г.,- около 1124 тыс. Основу ливийского народа составляют арабы. Кроме арабов, в стране живут итальянцы, мальтийцы и евреи. После второй мировой войны европейская часть населения заметно пополнилась англичанами и американцами.

Все население Ливии почти полностью сосредоточено в западной части колонии, на побережье Триполи. Прибрежные районы восточной части страны - Киренаика (Барка) - населены слабее. Там кочуют лишь немногочисленные арабские племена. Лишь на побережье, где находятся портовые города Бенгази, Дерна, Тобрук, население, состоящее по преимуществу из европейцев, более многочисленно.

Южнее, в глубине страны, жизнь возможна лишь в оазисах. Наиболее значительные из них - Джало, Джарабуб, Куфра и др. Население их занимается земледелием, садоводством и животноводством, жители некоторых оазисов говорят на берберском языке.

Население юго-западной части Ливии - Феццана и Тибести - составляет группа тиббу, или теда. Тиббу населяют безводные каменистые пустыни, полупустыни и гористые районы южной Ливии и соседних областей Французской Экваториальной Африки, сохраняя до наших дней весьма примитивный образ жизни. Численность их установить невозможно: одни определяют общее число тиббу в 3 тыс., другие - в 200 тыс. Тиббу, живущие в малодоступных районах Феццана и Тибести, занимаются охотой и скотоводством; исповедуют ислам.

Французские империалисты всегда проводили и проводят в странах Магриба провокационную политику разжигания национальной и племенной вражды, возбуждая рознь между арабами и берберами, между европейцами и «туземцами». В противовес этой империалистической политике коммунисты Франции и стран Магриба призывают все народы, населяющие эти страны, к сближению и дружбе, к объединению в общей борьбе против французских колонизаторов.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова магриб

магриб в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

магриб

МАГРИБ (араб. - запад) регион в Африке, включающий Тунис, Алжир, Марокко (собственно Магриб), а также Ливию, Мавританию, Зап. Сахару, образующих вместе с собственно Магрибом Большой Магриб, или Арабский Запад.

Магриб

(араб. ≈ запад), регион в Африке в составе Туниса, Алжира, Марокко (собственно М.), а также Ливии, Мавритании и территории Западной Сахары (исп.), образующих вместе Большой М., или Арабский Запад (в отличие от Арабского Востока ≈ Машрика). В средние века в понятие М, включалась также мусульманская Испания (Андалусия) и другие владения бывшего Арабского халифата в западной части Средиземного моря (Балеарские острова, Сардиния, Сицилия). Наряду с литературным арабским языком в странах М. распространены арабские диалекты, в том числе диалект хасания (в Мавритании и Западной Сахаре), берберские диалекты и так называемый мальтийский язык (с письменностью на основе латинского алфавита).

После достижения независимости Марокко и Тунисом (1956) король Марокко Мухаммед V и премьер-министр Туниса Хабиб Бургиба выдвинули идею создания регионального объединения «Великий Арабский Магриб». Проблеме объединения были посвящены конференции ряда стран М. в Танжере (1958) и Рабате (1963). В 1964 был создан Постоянный консультативный комитет стран М., в который вошли министры экономики Марокко, Алжира, Туниса, Ливии. В 1964≈68 созданы отраслевые комиссии при комитете и подписан ряд соглашений о сотрудничестве стран М. в различных областях экономики. С 1970 в комитете участвует Мавритания (в качестве наблюдателя). Ливия в 1970 вышла из всех региональных организаций М.

Википедия

Магриб (значения)

Магриб:

  • Магриб - регион в Северной Африке.
  • Союз арабского Магриба - панарабская организация.
  • Магриб - четвёртая по счёту молитва в исламе.

Магриб (молитва)

Магриб - вечерняя молитва в исламе, совершаемая после захода солнца.

Четвёртая по счёту из пяти обязательных ежедневных молитв совершаемая мусульманами. Пять ежедневных молитв в совокупности образуют второй из Пяти столпов ислама. Состоит из трёх ракаатов, в первых двух из которых суры из Корана произносятся вслух. Также после обязательной молитвы магриб мусульманам желательно совершить двухракаатный суннат-намаз. Персофоны называют этот намаз "шом",некоторые тюрки "ахшам". Состоит из 3 ракаатов фарза и 2 ракаатов сунната.

Время

Промежуток времени для совершения Магриб очень короткий (на низких широтах, где солнце заходит очень быстро), поэтому особенно не рекомендуется откладывать её совершение. Во время Рамадана призыв на Магриб означает окончание поста.

Период времени, в течение которого должна быть совершена молитва Магриб следующее:

  • Время начала молитвы наступает после окончания предвечерней молитвы аср, то есть когда солнце полностью зайдёт ниже горизонта;
  • Время окончания молитвы наступает перед началом ночной молитвы иша, то есть когда наступает полная темнота и с неба исчезла краснота.

Магриб

Ма́гриб - название, данное средневековыми арабскими географами и историками странам, расположенным к западу от Египта.