Особенности расселения рф. Классификация населенных пунктов

Территория современной Российской Федерации была впервые заселена людьми 10-12 тыс. лет назад. На протяжении многих веков различные племена и народы сменяли здесь друг друга, чему способствовало срединное положение территории на евро-азиатском континенте. При этом значительных сгустков населения не образовывалось, так как природные условия являлись относительно неблагоприятными для развития земледелия. Люди занимались охотой, собирательством, рыболовством, кочевым животноводством, что не способствовало высокой плотности населения.

В первые века нашей эры на территорию современной России с юго-запада начали переселяться восточно-славянские племена индоевропейской языковой семьи, занимавшиеся в основном земледелием. К этому моменту южные районы страны (в европейской части это степные территории, а в азиатской части - также лесостепные, горные и таежные) заселяли различные племена алтайской языковой семьи, главным занятием которых было кочевое скотоводство, а на юге Дальнего Востока - охота, собирательство и рыболовство. В центре и на севере европейской части и на севере Сибири проживали племена уральско-юкагирской языковой семьи, занимавшиеся в основном охотой, рыболовством и собирательством, а также оленеводством. Север Дальнего Востока заселяли палеоазиатские (чукотско-камчатские) народы, занимавшиеся рыболовством и оленеводством. На Кавказе проживали народы северокавказской семьи и иранской языковой группы индоевропейской семьи, которые занимались земледелием и животноводством. Восточно-славянские племена начали расселяться сначала в лесостепных районах европейской части, а затем и на юге.пестmi юны, постепенно смешиваясь с коренными финно-угорским пародами уральско-юкагирской семьи.

После монгольского нашествии в XIII п. единая восточнославянская этническая общность распадается. На бывшей северо-восточной окраине славянских племён формируется русский народ, представители которого начинают активно расселяться сначала в северном и северо-восточном направлении вплоть до побережья Северного Ледовитого океана - поскольку здесь проживали малочисленные финно-угорские народы. А позже - после завоевания «осколов» монгольской империи - Казанского, Астраханского и Сибирского

Ханств - в юго-восточном и восточном исправлении вплоть до побережий Каспийского моря и Тихого океана. При этом были присоединены территории, лас. к иные пародами уральско-юкагирской, алтайской, палеоазиатской, северокавказской семей. В итоге к концу XVII и (формировалось обширное многонациональное Русское государство на территории которого проживали представители различных коренных народов, но основную часть населении состовляли русские. Территория этого государства примерно совпадала с современными границами России (за исключением левобережья Днепра, относящегося сейчас к Украине, правобережья реки Урал, относящегося к Казахстану и некоторых других небольших территорий).

В следующие два века - в период существования Российской империи - в состав государства вошли обширные территории в Европе, Центральной Азии, на Кавказе, на побережье Тихого океана. Но сравнительно слабозаселенными и благоприятным для проживания, и поэтому заселенными впоследствии русскими, являлись лишь причерноморские степи, юг Дальнего Востока и побережье Финского залива (которое ранее уже принадлежало Русскому государству). Именно эти территории и вошли в состав современной России. Остальные земли - относительно плотно заселенные коренными народами ко времени их вхождения в состав Российской империи - входят сегодня в состав других независимых государств. Это европейские и азиатские республики СНГ и Прибалтики, Польша, Финляндия. Переселение русских на их территорию также происходило, но они составляли лишь небольшую долю общей численности населения.

В XX в. продолжилось переселение жителей центра и юга европейской части страны на север и восток - в районы нового освоения. Но вместе с русским стали массово переселяться и представители многих других народов - украинцы, белорусы, татары и др. В начале века переселение было связано в основном с освоением новых сельскохозяйственных земель на юге Сибири. Последний массовый "всплеск" таких миграций - освоение целинных земель в 1950-е и 1960-е гг. на юге Урала и Западной Сибири (а также на севере Казахстана - и поэтому сегодня там преобладает русское население). Начиная с 1930-х гг. переселение в основном было вызвано развитием промышленности в северных и восточных районах страны, в том числе на территориях Крайнего Севера - крайне неблагоприятных для проживания населения. При этом люди или привлекались различными льготами (повышенная заработная плата, пониженный пенсионный возраст и др.), или переселялись насильно (в ходе массовых депортаций).

В 1990-е гг. в условиях острого социально-экономического кризиса наметился отток жителей из северных и восточных районов страны (особенно с Крайнего Севера) обратно на территории старого освоения - центр и юг Европейской части России. Старая система льгот перестала действовать, и проживать в малоосвоенных районах с суровыми природными условиями стало невыгодно. Особенно быстро начали терять населения регионы с самым неблагоприятным для человека климатом - Чукотка, Таймыр, Эвенкия, Якутия. Сказался также демографический кризис, когда большинство регионов страны стали терять населения их- из-за естественной убыли. В итоге к началу XXI н. мы имеем современную картину размещения жителей по территории России.

Размещение населения показывает распределение жителей по отдельным частям территории страны. При этом части могут быть разного уровня (или ранга). Главными показателями размещения являются численность населения (или доля от общей численности) и плотности. населения (количество жителей на единицу площади) Если динамика населения страны в целом зависит в основном от естественного движения населения, то изменение размещения населения внутри России связано в петитом с миграционными процессами.

Наиболее крупными частями, на которые обычно подразделяют территорию России, являются европейская и азиатская части страны. При этом по площади.азиатская часть (3/4 общей территории России) заметно преобладает над европейской (1/4). Такое же соотношение европейской и азиатской частей по территории наблюдалось и в бывшем СССР.

По соотношению населения картина обратная. Большинство населения России традиционно проживает в европейской части страны, которая отличается более благоприятными для жизни природными условиями и откуда исторически шло развитие государства. Доля азиатской части постоянно росла, но в последнее десятилетие она IK-CKOJILKO снизилась. По населению Россия является "более европейским" государством, чем СССР. Соответствующие цифры приведены в табл. 2.4.

Следующий уровень частей, на которые можно разделить Российскую Федерацию, - это экономические районы страны. Дифференциация между районами страны по численности населения довольно велика. Различие между самым многонаселенным экономическим районом (Центральным) и самым малонаселенным (Северным) превышает 5 раз. Центральный район вообще резко выделяется среди остальных, концентрируя более 1/5 населения страны. Динамика численности населения по экономическим районам России с 1939 г. представлена в табл. 2.5.

Особенно сильно на протяжении XX и увеличилось значение Дальневосточного (рост численности населения почти в 2,5 раза) и Восточно-Сибирского (рост почти в 2 раза) экономических районов - на их территорию шёл особенно активный приток населения. Но в сумме они и в настоящее время дают лишь около 11% населения России. А Дальневосточный район занимает по численности предпоследнее место. Сократилась численность населения в Центрально-Черноземном и Волго-Вятском районах, откуда люди выезжали в районы нового освоения наиболее интенсивно.

С 2000 г. в Российской Федерации действует отличающаяся от сетки экономических районов система семи федеральных округов, которые были созданы дни улучшения административного управления страной, состоящей из многочисленных регионов - субъектов Федерации федеральные округа также значительно различаются по численности населения, как это видно из данных табл. 2.6. Самый многонаселенный округ (Центральный) превосходит самый малонаселенный (Дальневосточный) по-прежнему более чем и 5 раз.

Последний уровень, на котором можно рассматривать размещение населения в масштабах всей страны, - это уровень регионов - субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ все эти регионы имеют равные права, что выражается, в частности, при формировании Федерального Собрания Российской Федерации. Но различия по численности населения между ними огромны, что представляет собой большую проблему для государственного управления как на федеральном, так и на местном уровнях. Так, город Москва превосходит по населению Эвенкийский автономный округ почти в 500 раз. Наиболее типичными для России являются регионы с численностью населения от 1 до 2 млн. жителей. В них концентрируется около 27% населения страны.

Самыми многонаселенными регионами России являются город Москва (10,4 млн. чел. в 2004 г.) и Московская область (6 6 млн. чел.), которые с точки зрения расселения целее разно рассматривать вместе в качестве единого Московского региона В таком случае только в одном этом регионе концентрируется более 10% населения страны. Более 6 млн. чел. проживает в аналогично объединенном Петербургском per (город Санкт-Петербург плюс Ленинградская область), что составляет 4,4% населения страны. В сумме эти два крупнейших региона концентрируют 16,2% жителей России. Многонаселенными в России можно считать также регионы с населением от 3 до 5 млн. с небольшим жителей. Краснодарский край, Нижегородская, Самарская, Свердловская, Ростовская и Челябинская области, республики Башкортостан и Татарстан. В сумме на эти восемь регионов приходится 23% населения страны. Всего в многонаселенных регионах (около 10% регионов России) проживает почти 40% населения страны.

На противоположном конце распределения регионов по численности населения находятся малонаселенные субъекты Российской Федерации с населением менее 500 тыс. чел. в каждом. Самыми малонаселенными субъектами являются автономные округа Эвенкийский (17,5 тыс. млн.чел.), Корякский (24,3 тыс. чел.), Таймырский (39,4 тыс. чел.), Ненецкий (41,8 тыс.), Чукотский (51,4 тыс.) и Агинский Бурятский (72,7 тыс. жителей). Менее полумиллиона человек проживает также в республиках Адыгея, Алтай, Ингушетия, Калмыкии, Карачаево-Черкесия, Тыва, автономных округах Коми Пермяцком и Усть-ордынском Бурятском, областях Камчатском, Магаданской и Еврейской автономной области. Уже по перечню видно, что малонаселенными являются в основном автономии по национальному признаку. В сумме 17 малонаселённых регионов концентрируют около 2% населения страны.

Наиболее быстрыми темпами росли в XX и население самых северных и восточных регионом России в которых шло интенсивное освоение природных ресурсов. Так количество жителей в Мурманской области с 1926 по 1992г. выросло в 35 раз, население Ханты-мансийского автономного округа - в 30 раз, население Камчатской области - в 25 раз.

В то же время население многих областей центральной России уменьшилось (Псковской, Новгородской, Тверской, Смоленской, Тамбовской и др.). Но в последнее десятилетие века динамика численности населения и региональном разрезе сменилась практически на противоположную. Самые северные и восточные регионы страны стали терять население особенно быстро из-за массового миграционного оттока жителей. Более чем в 3 раза по сравнению с 1991 г. сократилось население в Чукотском автономном округе. Более чем на четверть - в Камчатской и Магаданской областях, Корякском и Эвенкийском автономных округах. В это же время некоторые южные и западные регионы сохраняют прирост населения или из-за значительного миграционного притока (Белгородская область, республика Северная Осетия - Алания и др.), или по причине сохранения заметного естественного прироста (республики Дагестан, Ингушетия и др.).

Средняя плотность населения составляет в России всего 8,4 чел. на 1 км2, что более чем в 4 раза ниже средне мирового показателя. Даже из государств СНГ, которые за некоторыми исключениями также не относятся к плотно населенным, плотность населения ниже, чем в России, только в Казахстане. Причем если в европейской части страны плотность населения сравнительно высока (около 30 человек на 1 км2) и сравнима со средней плотностью населения в таких регионах мира, как Африка и Америка, то в азиатской части России она является крайне низкой(2,5 человек на 1 км2). Особенно низка плотность сельского населения, которое более тесно связано с территорией, чем городское - всего 2,3 чел. на 1 км2. Именно по плотности сельского населения судят о степени освоенности территории.

Значения плотности населения по экономическим районам и федеральным округам страны представлены в табл. 2.7.

Хорошо видно, что относительно высокая плотность населения (т. е. более 50 чел. на 1 км2) наблюдается лишь в Центральном районе и в Калининградской области. Еще два района (Северо-Кавказский и Центрально Черноземный) близки к этому значению. Лишь на этих же территориях плотность сельского населения превышает 10 чел. на 1 км2, что считается по мировым стандартам достаточно освоенной территорией. Самыми слабозаселенными пунктами являются Дальневосточный, Восточно-Сибирский и Северный районы, в которых общая плотность населения состовляет менее 5 чел. на 1 км2, а плотность сельского населении менее 1 чел. на 1 км2, т. е. это фактически неосвоенные территории. Среди федеральных округов высокую плотность населения имеет лишь Центральный, а относительно плотно заселены также Южный и Приволжский округа. Остальные округа характеризуются или низкими (от 5 до 10 чел./ км2 в Северо-Западном и Уральском округах), или крайне низкими показателями плотности населения (менее 5 чел./ км2 в Сибирском и Дальневосточном округах).

Среди отдельных регионов наибольшей плотностью населения выделяется Москва с Московской областью (в данном случае Москву как город нельзя рассматривать отдельно от окружающего региона) - - около 360 чел. на 1 км2. Высокой плотностью населения выделяются также Республика Северная Осетия-Алания (более 80 чел. на 1 км2), республика Чувашия и Санкт-Петербург с Ленинградской областью (по 70 чел. на 1 км2). Более 50 чел. на 1 км2 имеют некоторые области Центральной России (Ивановская, Владимирская, Тульская, Белгородская), регионы Среднего Поволжья (Республика Татарстан и Самарская область), а также ряд регионов Северного Кавказа (Краснодарский край, республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Чечня).

Наименьшую плотность населения имеют автономные округа Восточной Сибири и Дальнего Востока: Эвенкийский (1 чел. на 40 км2), Таймырский (1 чел. на 20 км2), Чукотский и Корякский (по 1 чел. на 10 км2). Менее 1 чел. на 1 км2 плотность населения также в Республике Саха (Якутия), областях Камчатской и Магаданской, автономных округах Ненецком и Ямало-Ненецком. Все эти территории можно считать практически незаселенными.

Сильнее всего тесно плотность населения в России связана с благоприятностью для жизни природных условий. Так, наиболее высокой плотностью населения (если не считать Москву, Санкт-Петербург и окружающие их территории) характеризуются регионы юго-запада России (Северо-Кавказский, Поволжский и Центрально-Черноземный экономические районы), в которых природные условия наиболее благоприятны Для жизни людей. При движении на север и восток плотность населения постепенно уменьшается. Наименьшей плотностью отличаются северо-восточные регионы (север Восточной Сибири и Дальнего Востока), в которых природные условия самые суровые. Именно поэтому больше половины азиатской части России является фактически незаселенной территорией. Высокая плотность населения в окружении Крупнейших городов Москвы и Санкт-Петербурга связана с благоприятностью не природных, а социально-экономических условий.

В общем случае на территории России можно выделить Главную полосу расселения, которая охватывает почти всю Европейскую часть России, кроме территорий севернее линии Петрозаводск - Киров - Пермь и Прикаспийской низменности. В азиатской части страны эта полоса имеет форму клина, сужающегося к востоку и тянущегося восточнее Байкала узкой зоной вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. На Главную полосу приходится примерно треть территории России, но около 94% ее населения. В этой зоне сконцентрированы основные города, в том числе все крупнейшие города и города-миллионеры. Средняя плотность населения достигает 40 чел. на 1 км", а плотность сельского населения - 10 чел. на 1 км2, т. е. эта часть России является довольно плотно заселенной и хороши освоенной и здесь возможна интенсификация социально-экономического развития.

К северу от Главной полосы расселении расположена Северная зона очагового заселения. Она занимает 2/3 территории страны, но проживает здесь лишь 5% населения. Это районы тайги, тундры и лесотундры с суровыми природными условиями, расположенные севернее Главной полосы расселения. Средняя плотность населении здесь меньше 1 чел. на 1 км2, а сельского - менее 1 чел. на 10 км2, т.е. большая часть территории фактически не заселена и не освоена. Преобладает городское население, сконцентрированное в отдельных очагах, связанных в основном с добычей минеральных ресурсов (районы Норильска, Воркуты, М. и а да на и др.).

Сравнительно небольшую территорию на юге Сибири (республики Алтай, Тыва и некоторые прилегающие территории) занимает Южная зона очагового заселения. К ней же относится и Прикаспийская низменность. В этой зоне проживает около 1% населения России. Средний плотность здесь также низка (около 2,5 чел. на 1 км2), хоти, в отличие от Северной зоны, преобладает сельское население, т. е. это тоже практически неосвоенная территория Основная часть Южной зоны очагового заселения расположена за переделами России - на территории Казахстана и Средней Азии.

Слабая заселенность значительной части территории России является одной из серьезных проблем, препятствующих интенсификации социально-экономического развития нашей страны. В перспективе эта проблема будет обостряться, поскольку население России сокращается. По всей видимости, в будущем многие северные и восточные территории страны с наиболее суровыми природными условиями практически полностью лишатся постоянного населения. А хозяйственная деятельность в них будет осуществляться в основном вахтовым методом

Различные упорядоченные множества, которые отличаются лишь порядком элементов (т.е. могут быть получены из того же самого множества), называются перестановками этого множества. Число различных перестановок изn элементов равно

Произвольное k элементное подмножество n – элементного множества называется сочетанием из n элементов по k .

Число сочетаний изn элементов по k равно

Упорядоченные k элементные подмножества из n элементов называются размещением из n элементов по k .

Число размещений изn элементов по k равно

Методические указания к решению задач

Применяя формулы числа перестановок, сочетаний и размещений, следует исходить из определений этих понятий.

Пример 7. Задано множество
.

    Составить всевозможные перестановки этого множества.

    Всевозможные сочетания по два элемента.

    Всевозможные размещения по два элемента.

Решение:

Пример 8. Сколько существует способов выбора из 7 человек комиссии, состоящей из 3 человек?

Решение. Число возможных составов комиссии равно числу всевозможных трехэлементных подмножеств множества, состоящего из 7 человек, т.е.

Пример 9. Сколькими способами можно разместить на полке 4 книги?

Решение. Искомое число способов равно числу способов упорядочения множества, состоящего из 4 элементов, т.е.

Пример 10. В студенческой группе 25 человек. Надо выбрать старосту группы, академорга и профорга. Сколькими способами может быть сделан выбор, если каждый член группы может занимать только один пост?

Решение. В данном примере из множества в 25 элементов нужно выбрать 3 элемента, но среди выбранных 3 элементов имеет значение порядок, так как здесь играет роль то, кто какой пост займет.

Например, выбор:

староста – Иванова, академорг – Алексеева, профорг – Петров отличается от выбора:

староста – Алексеева, академорг – Иванова, профорг – Петров.

Следовательно, число различных способов выбора равно числу размещений из 25 элементов по 3,

Пример 11. На профсоюзном собрании присутствует 50 человек. Необходимо выбрать делегацию из 5 человек на профсоюзную конференцию. Сколькими способами это можно сделать?

Решение. В данном примере из множества в 50 элементов нужно выбрать подмножество из 5, порядок которых не играет роли. Поэтому число способов выбора делегации равно

Пример 12. Сколькими способами можно упорядочить множество
так, чтобы каждое четное число имело четный номер?

Решение. Здесь можно рассматривать 2 объекта: четные и нечетные числа.

Мест с четными номерами n . Таким образом, четные числа можно расставить n ! способами. Общее число искомых перестановок по правилу умножения равно

    1. Перестановки и сочетания с повторениями Основные определения и обозначения

До сих пор мы рассматривали предметы, которые были попарно различны. А теперь рассмотрим совокупности, в которых имеются одинаковые предметы.

Пусть имеются предметы k различных типов, число предметов первого типа равно , второго типа -
k - го типа -

Число различных перестановок, которые можно сделать из даных элементов, равно

Число m элементарных подмножеств, порядок в которых не принимается во внимание, равно

Вопрос размещения производства является решающим и требует тщательного анализа. Дело в том, что каждая зависит от многих факторов. Задача экономиста - найти наиболее выгодное место развития деятельности, чтобы производство было максимально рентабельным.

размещения производства

Территориальное размещение отраслей промышленности определяется под совокупным влиянием многих факторов. Их количественное и качественное соотношения образуют разные варианты размещения производственных предприятий. Такая пространственная ориентация зависит от обеспеченности страны или отдельных ее регионов природными, трудовыми, материальными ресурсами, от уровня научно-технического и экономического развития местности, имеющейся инфраструктуры и исторической особенности территории.

В экономике существует несколько трактовок понятия «фактор размещения производства». Одни ученые под факторами подразумевают ресурсы и условия, необходимые для изготовления определенного типа продукции, набор которых отличается в разных географических зонах. Другие утверждают, что делятся на природные богатства и общественные ресурсы (капитал, международные отношения, государственное влияние, деятельность крупных компаний).

Основные закономерности размещения производственных сил

Размещение производства происходит по закономерностям, которые являют собой выявление тенденции в размещении предприятия.

Эти закономерности предполагают:

  • эффективное размещение, которое бы обеспечивало наиболее рациональное использование ресурсов;
  • существование тесной связи между размещением производства и уровнем экономики в регионе;
  • зависимость предприятия от специализации местных трудовых ресурсов;
  • оценку комплексного развития хозяйственных отношений в регионе.

Анализ факторов размещения производства

Размещение предприятия имеет ключевое значение для эффективности его деятельности. Оно является своего рода экономической выгодой, результат которой проявляется в сокращении и на ее сбыт.

Для выбора наиболее выгодного размещения предприятия требуется провести детальный анализ издержек на основе знаний про факторы, влияющие на размещение производства. Так, необходимо произвести расчет следующих показателей:

  1. Затраты на аренду или покупку земли.
  2. Стоимость основного капитала - оборудование, транспорт, здания.
  3. Издержки на сырье и материалы.
  4. Стоимость рабочей силы.
  5. Транспортные затраты.
  6. Процентная ставка на кредитование.
  7. Амортизация основного капитала.

Из перечисленных видов затрат на размещение производства в наибольшей мере влияют издержки на сырье, рабочую силу, транспорт и топливо.

Классификация факторов

В зависимости от выполняемых функций различают такие факторы размещения производства:

  1. Природные - степень обеспеченности региона природными ресурсами; климатические, орографические, геологические и другие условия.
  2. Социально-демографические - наличие трудовых ресурсов и состояние социальной инфраструктуры.
  3. Научно-технические - уровень технической и технологической оснащенности региона.
  4. Экономические - развитость транспортной сети, географическое положение региона, сроки строительства, суммы капитальных и поточных затрат.
  5. Экологические - возможность создания благоприятных условий для труда и проживания местного населения, степень использования природных благ без ущерба для окружающей среды.

Каждая отрасль промышленности имеет свой набор определенных факторов. Например, ключевые факторы размещения производств машиностроения - это научно-техническая база, кооперирование, специализация и наличие трудовых ресурсов.

Эксперты провели анализ ресурсоемкости всех направлений экономики и оценили, в какой мере влияют на них главные факторы размещения производства. Таблица иллюстрирует степень зависимости основных отраслей промышленности от различных ресурсов.

Отрасли промышленности Сырье Топливо и энергетика Трудовые ресурсы Потребительская база
Электроэнергетика 0 2 0 2
Химическое производство 2 2 0 2
Черная металлургия 2 2 0 0
Цветная металлургия 3 0 0 0
Машиностроение 1 0 2 1
Производство стройматериалов 2 0 0 2
Лесная промышленность 3 0 0 2
Легкая промышленность 1 0 2 3
Пищевая промышленность 2 0 0 2

Шкала оценок: 0 - отсутствие воздействия; 1 - слабое влияние; 2 - сильное действие; 3 - фактор играет решающую роль.

По количеству баллов видно, как на разные влияют одни и те же факторы размещения производства. Таблица показывает сильную зависимость легкой промышленности от места нахождения потребителя, хозяйственного производства от ресурсных и топливно-энергетических факторов, а машиностроения от региона. Чем больше развитая страна, тем выше доля отраслей промышленности, которые тяготеют к потребителю. Таким образом, можно говорить об общемировой тенденции возрастания степени влияния потребительского фактора.

Природные факторы

Природные факторы, влияющие на размещение производства, были решающими на ранних этапах индустриализации. И только в эпоху НТР эта связь немного ослабла. Но все же для отраслей добывающей промышленности эта группа факторов продолжает оставаться главной.

Многие месторождения и бассейны природных ресурсов практически опустошены, поэтому добывающие предприятия начали передвигаться в новые места освоения, которые в большинстве случаев труднодоступные и характеризуются экстремальными условиями. Например, добыча нефти и газа в море и заливах. Однако освоение и эксплуатация новых месторождений природных ресурсов требует немалых капиталовложений и грозит загрязнением окружающей среды.

Социально-демографический фактор размещения производства

К социально-демографическим факторам относят численность населения, состояние социальной инфраструктуры, анализ качества и количества трудовых ресурсов.

Фактор рабочей силы оценивается затратами рабочего времени на единицу изготовляемой продукции. Для сравнения используют показатели заработной платы и себестоимость готового товара. Различают три группы трудозатрат производства:

  • высокотрудоемкие - большие затраты человеческого труда на производство малого количества продукции (производство телевизоров и электроники, текстильная промышленность, станкостроение);
  • среднетрудоемкие - примерно одинаковое соотношение трудозатрат с другими издержками (химическая и легкая промышленность);
  • нетрудоемкие - минимальные затраты труда работника на единицу продукции (энергетическая промышленность, металлургия).

Научный фактор размещения производства

В эпоху НТР этот фактор выделили в отдельную группу из-за его сильного влияния на размещение производства. В первую очередь это относится к наукоемким отраслям промышленности, которые в основном концентрируются в больших городах. Например, во Франции большая часть научных сотрудников работают в Париже, в Японии - в Токио. В некоторых странах создаются целые «города науки», специализирующиеся на разных исследованиях.

В период стремительного научно-технического развития возникли новые формы территориальной локализации науки - технопарки и технополисы. Сначала они охватили США затем перешли на Западную Европу, Азию и другие страны.

Технопарк - соединение исследовательских фирм, которые возникают вокруг крупной лаборатории, института или университета. Основная цель такого парка состоит в сокращении сроков практичной реализации научных идей.

Технополис - специально созданный научный городок, который занимается разработкой новых инновационных технологий, подготовкой квалифицированных кадров и развитием наукоемких отраслей производства. Основательницей технополисов является Япония, но в скором времени эту идею подхватили другие страны.

размещения производства

Современные условия рынка требуют учитывать финансовые факторы при выборе места локализации предприятия: условия инвестирования и налогообложения, наличие производственных мощностей и инфраструктуры. Благодаря финансовым льготам многие города и страны мира укрепили свою экономику (Гонконг, Сингапур, Южная Корея). Сейчас этот фактор благоприятно влияет на развитие производства в Польше, Венгрии, Чехии.

Также к экономической группе факторов относятся технологическая развитость региона, возможность привлечения инвестиций и капитала со стороны, географическое положение, транспортное соединение, экономические отношения с крупными регионами и странами, международная активность. Очень влиятельным считается транспортный фактор размещения производства. Учитывая затраты на перевозки, предприятие тяготеет к источнику сырья или к потребителю. Если издержки на ресурсы и топливо являются меньшими стоимости готовой продукции, производство можно размещать на больших расстояниях от сырья. В противоположном случае локализацию предприятия следует выбирать вблизи ресурсов, чтобы сократить транспортные затраты.

Экологическая группа факторов

Из-за резкого увеличения объема мирового производства все чаще предприятия учитывают влияющие на размещение производства. Стремительное научно-техническое развитие, нарастание темпов добычи природных ресурсов в значительной мере увеличили нагрузку на окружающую среду. В результате в некоторых регионах возникли экологические проблемы, которые в любой момент могут перерасти в природную катастрофу.

К наиболее неблагоприятным производствам относятся химическая, цементная, металлургическая, атомная энергетика и другие. Размещение предприятий этих отраслей требует особо продуманного подхода.

По типу поселения населенные пункты подразделяют следующим образом: (на картах
их названия выделяют разными шрифтами):

Поселки городского типа (рабочие, курортные и прочие поселки);


и т. п., не отнесенные официально к категории поселков городского типа;

Поселки сельского и дачного типа (станицы, села, деревни, кишлаки, аулы), а также
отдельные дворы.

На картах их названия выделяют разными рисунками шрифтов (рис. 7.5).

Рис. 7.5. Отображение типа поселения на топографических картах:

Снов - город; Новый - поселок городского типа; Локоть - поселок
сельского типа

По численности жителей населенные пункты подразделяют на следующие градации:

Города с числом жителей:

1 000 000 и более

от 500 000 до 1 000 000
от 100 000 до 500 000
от 50 000 до 100 000
от 10000 до 50 000
от 2 000 до 10 000
менее 2 000

Поселки городского типа с числом жителей:

2 000 и более
менее 2000

Поселки при промышленных предприятиях, железнодорожных станциях, пристанях
и т. п., не отнесенные официально к категории поселков городского типа, с числом жителей:

1 000 и более
от 100 до 1 000
менее 100

Поселки сельского и дачного типа с числом жителей:

1 000 и более
от 500 до 1 000

от 100 до 500
менее 100
отдельные дворы

Число жителей в населенных пунктах устанавливается по основным картографическим
материалам с использованием новейших административно-территориальных справочников
и списков. Обязательно привлекаются данные переписи населенных пунктов.

Число жителей отображается на картах высотой шрифта. На старых картах под назва
нием населенных пунктов сельского типа указывается количество дворов, а на новых - число
жителей в тысячах с округлением (рис. 7.6):

при количестве жителей менее 1 000 - до 0,01 тыс.
от 1 000 до 100 000 - до 0,1
более 100 000 - до целых тысяч.

Например, при числе жителей 1 212 345, 17 145, 40 соответственно даются подписи
1212; 17,1; 0,04.

Рис. 7.6. Указание числа жителей в населенных пунктах сельского типа:
а - на новых топографических картах в тысячных долях;
б - на старых картах с указанием числа дворов

Политико-административное значение населенных пунктов отображается на картах
выделением столиц государств, административных центров и населенных пунктов, в кото
рых расположены местные органы власти.

Кроме того, на этих картах подчерком названия населенного пункта выделяют одно
именные названия с названиями железнодорожных станций, пристаней (рис. 7.7).

Рис. 7.7. Населенный пункт Карелино, являющийся одноименным
с названием железнодорожной станции

Характер планировки. При изображении населенных пунктов на топографических
картах обязательно отображается их планировка. Города могут иметь регулярную, нерегуляр
ную и смешанную планировки.
Типичной для современных городов является регулярная пла
нировка: прямоугольная, радиальная и комбинированная. Разновидности этих планировок по
казаны на рис. 7.8.

Ре 2 улярная планировка - кварталы имеют форму правильных геометрических фигур
и относительно прямолинейные улицы.

Нере 2 улярная планировка - кварталы могут иметь произвольную форму и размеры, на
личие узких и кривых улиц.

Смешанная планировка - часть города имеет регулярную планировку, а другая часть -
нерегулярную.

Прямоу 2 ольная планировка - все улицы в городе взаимно-перпендикулярны.

Радиальная планировка - все улицы направлены к центру города.

Комбинированная планировка - часть города имеет радиальную структуру, а другая
часть - прямоугольную.


Рис. 7.8. Разновидности планировок городов:

а - регулярная (прямоугольная); б - радиальная; в - комбинирован
ная; 2 - нерегулярная; д - смешанная

Структура населенных пунктов сельского типа бывает:

Квартальная - представляет собой правильные кварталы, разделенные взаимно
перпендикулярными улицами. Застроенная часть кварталов проходит вдоль улиц.

Рядовая - представляет собой вытянувшиеся в один ряд постройки с прилегающими
с одной стороны приусадебными землями.

Участковая - представляет собой группы дворов, размещенные в беспорядке по всей
площади, занимаемой населенным пунктом.

Характер размещения населенных пунктов сельского типа на местности зависит от гео
графического ландшафта. Они могут размещаться по долинам рек, вдоль оврагов, по берегам
озер и морей, у перекрестков дорог и т. д. (рис. 7.9).


а -- квартальная; б - рядовая; в - участковое размещение;
2 - поселение в горной долине и около озера

Рис. 7.9. Типы застройки населенных пунктов сельского типа:
д - поселение по оврагу и водоразделу

Бессистемная застройка поселков сельского типа показывается условными знаками
отдельных строений. При большом количестве строений производится их отбор, при этом
в первую очередь показываются промышленные предприятия, общественные здания (шко
лы, больницы) и наиболее крупные строения. Делая генерализацию такого населенного
пункта, необходимо сохранить все крайние строения независимо от их размеров, чтобы вы
делить площадь, занимаемую этим населенным пунктом (рис. 7.10).

Рис. 7.10. Пример изображения поселка сельского типа с бессистемной застройкой:
а б
в

Рассредоточенная застройка поселков сельского типа показывается условными зна
ками отдельных дворов. Отбор дворов производится аналогично бессистемной застройке.
Крайние дворы также сохраняются, чтобы выделить общую площадь, занимаемую данным
населенным пунктом (рис. 7.11).


а - на карте масштаба 1:25 000; б - на карте масштаба 1:50 000

Рис. 7.11. Пример изображения поселка сельского типа с рассредоточенной застройкой:
в - на карте масштаба 1:100 000

Рассредоточенный тип поселения характеризуется тем, что отдельные жилые построй
ки находятся на значительном расстоянии друг от друга (более 50 м). Такой тип свойственен
для Абхазии, Средней Азии.

На топографических картах должны быть показаны, как правило, все населенные пунк
ты. При создании карт масштабов 1:50 000 и 1:100 000 на густонаселенные районы с боль
шим количеством отдельных дворов часть дворов может не показываться. На картах, созда
ваемых на необжитые и малообжитые районы, показываются все строения, в том числе и не
жилые.

На картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 показываются огнестойкие строения (камен
ные, кирпичные, железобетонные) заливкой оранжевого цвета, неогнестойкие (деревянные,
глинобитные и т. п.) - заливкой желтого цвета. На картах масштаба 1:100 000 характер огне
стойкости строений не показывается (рис. 7.12).

Рис. 7.12. Пример изображения поселка сельского типа:

а - на карте масштаба 1:25 000; б - на карте масштаба 1:50 000;
в - на карте масштаба 1:100 000

У крупных городов с числом жителей более 50 000 выделяют фоновой окраской оран
жевого цвета кварталы с плотной застройкой. К плотно застроенным кварталам относятся
кварталы или их части, в которых расстояния между строениями, как правило, не более 50 м.
В остальных городах, с числом жителей менее 50 000, кварталы даются заливкой черного
цвета (рис. 7.13).

Рис. 7.13. Пример изображения городов на картах масштаба 1:100 000:

а - крупный город с числом жителей более 50 000 человек; б - малый город
с числом жителей менее 50 000 человек

Составление населенных пунктов производится в определенной последовательности
(рис. 7.14):

1. Вначале наносят объекты, важные в экономическом отношении или имеющие значе
ние ориентиров (промышленные предприятия, сооружения башенного типа, церкви, памят
ники).

2. Дается изображение внешнего контура, магистральных и главных улиц.

3. Изображение второстепенных улиц и проездов.

4. Внутриквартальная застройка - показываются строения и сооружения в кварталах.

5. Заполнение контуров угодий условными знаками.

Рис. 7.14. Порядок составления населенного пункта

При составлении населенных пунктов всех трех масштабов необходимо точное сохра
нение очертаний и положения улиц, переулков, проездов, площадей и кварталов.

В понятие «улица» включаются проезжая часть и тротуары, зеленые насаждения между
ними и элементы благоустройства (фонари, указатели переходов, ограждения и др.).

На карте масштаба 1:25 000 показываются все улицы, проезды и тупики. На карте мас
штаба 1:50 000 не показываются некоторые второстепенные улицы, если их показ мешает
правильному отображению застройки. На карте масштаба 1:100 000 отбор улиц и тупиков
производится в зависимости от величины кварталов населенных пунктов.

Второстепенные улицы и тупики исключаются за счет объединения мелких кварталов
в более крупные. При этом необходимо сохранить планировку, форму и величину кварталов.

На карте масштаба 1:25 000 при изображении кварталов городов и поселков городского
типа показываются все строения и сооружения в них, если расстояния между ними будут не
менее 0,3 мм. Если расстояние будет меньше указанной величины, то строения следует пока
зывать с отбором. В первую очередь наносятся выдающиеся строения, затем строения,
имеющие большие размеры, а также расположенные у перекрестков улиц и на окраинах на
селенных пунктов. Примеры генерализации изображения застройки кварталов в городах
и поселках дачного и сельского типа показаны на рис. 7.15, 7.16.

Рис. 7.15. Генерализация изображения застройки в малых городах и поселках городского
типа в масштабах:

а - 1:10 000; б - 1:25 000; в - 1:50 000; г - 1:100 000

Рис. 7.16. Генерализация изображения застройки в поселках дачного и сельского типа
в масштабах:

а - 1:10 000; б - 1:25 000; в - 1:50 000; г - 1:100 000

На этих картах также выделяют парки, скверы, фруктовые, ягодные и цитрусовые сады,
виноградники, спортивные площадки, а также пустыри в кварталах населенных пунктов.

Подписи названий населенных пунктов. У всех нанесенных населенных пунктов должно
указываться их официальное название. На карте масштаба 1:100 000 можно оставлять без
подписей названий населенные пункты с числом жителей менее 50 человек, если их подписи
на данном участке нельзя разместить из-за большой перегрузки карты.

1. Какие требования предъявляются к изображению населенных пунктов на крупно
масштабных топографических картах?

2. Как классифицируются населенные пункты при их изображении на крупномас
штабных топографических картах?

3. Каким образом передается тип поселения на крупномасштабных топографических
картах?

4. Как подразделяются города, поселки городского типа и поселки сельского типа по
числу жителей?

5. Как передается число жителей на картах масштаба 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000?

6. Чем отличается показ числа жителей в поселках сельского типа на старых картах
и новых?

7. Какие названия населенных пунктов выделяются подчерком названия?

8. Какие планировки могут иметь города?

9. Чем отличается регулярная планировка города от нерегулярной планировки?

10. Чем отличаются смешанная и комбинированная планировки города?

11. Какие существуют виды застроек поселков сельского типа?

12. Дать характеристику бессистемной застройки населенного пункта сельского типа.

13. Дать характеристику рассредоточенной застройки населенного пункта сельского

14. Как производится отбор населенных пунктов на картах этих масштабов?

15. В какой последовательности составляется населенный пункт на картах этих мас
штабов?

16. Как производится отбор улиц, проездов и тупиков?

17. Как показываются выдающиеся строения?

18. До какого масштаба включительно показывается огнестойкость кварталов? Как она
передается на картах?

19. Что обозначает оранжевый цвет кварталов на топографических картах масштаба

20. Как делается отбор строений внутри кварталов населенных пунктов?

21. Как показываются плотно застроенные части кварталов?

22. Как делается отбор строений при бессистемной застройке?

23. Как делается отбор отдельно стоящих дворов при изображении населенных пунк
тов с рассредоточенной застройкой?

24. Какие населенные пункты на картах масштаба 1:100 000 можно оставлять без под
писи?

7.4. Изображение путей сообщения и их генерализация

На топографических картах дороги подразделяются по способу передвижения, мате
риалу покрытия, условиям проходимости и пропускной способности.

На топографических картах показываются:

Железные дороги;

Монорельсовые и подвесные дороги, фуникулеры и бремсберги, трамвайные линии
и наземные участки линий метрополитена;

Автомагистрали, автодороги с усовершенствованным покрытием и автодороги с по
крытием;

Автодороги без покрытия или улучшенные грунтовые дороги, грунтовые, полевые
и лесные дороги;

Караванные пути, вьючные и пешеходные тропы, зимние дороги;

Железнодорожные сооружения (станции и станции метрополитена, разъезды, плат
формы, остановочные пункты, железнодорожные вокзалы, депо, блокпосты, семафоры и све
тофоры и др.);

Мосты, туннели, эстакады, виадуки, насыпи и выемки;

Трубы, пешеходные мосты, съезды с дорог с покрытием, фашинные участки дорог,
гати, гребли;

Горные перевалы, ограды и обсадки вдоль дорог.

К картам всех трех масштабов предъявляются следующие требования:

1. Правильно передать густоту дорожной сети.

2. Точно передать местоположение дорог.

3. Правильно показать класс каждой дороги и ее состояние.

4. Четко показать пересечения дорог, участков дорог у мостов, переправ и в местах, где
затруднен объезд.

5. Подробно отобразить дорожные сооружения, характеризующие оснащенность дорог,
служащих ориентирами.

6. Ось условного знака дороги должна точно соответствовать оси ее изображения на
картографическом материале.

7. Изображение дорог должно быть согласовано с изображением других элементов со
держания карты .

Сухопутные пути сообщения по способу передвижения подразделяют на рельсовые
и безрельсовые . К рельсовым дорогам относят железные дороги, подвесные дороги, фунику
леры и бремсберги, трамвайные линии и наземные участки линий метрополитена.

Железные дороги показываются на картах с подразделением по ширине колеи (широ
коколейные с шириной колеи 1435 мм и более, в РФ - 1524 мм) и узкоколейные с шириной
колеи менее 1435 мм); по числу путей на одно-, двух- и многопутные; по виду тяги - элек
трифицированные и прочие и по состоянию полотна - действующие, строящиеся, разобран
ные (рис 7.17).

Рис. 7.17. Изображение железных дорог и сооружений на крупномасштабных топографических
картах:

а - однопутные, двухпутные, трехпутные; б - электрифицированные: однопутные, двухпут
ные, трехпутные; в - узкоколейные железные дороги и трамвайные линии; г - подвесные до
роги и фуникулеры; д - железнодорожные станции

Кроме этого показываются также монорельсовые железные дороги, трамвайные линии
(общим условным знаком с узкоколейными железными дорогами), подвесные дороги, фуни
кулеры (железные дороги на крутых подъемах, в горах с канатной тягой) и бремсберги, на
земные участки линий метрополитена.

Если линия железной дороги проходит через населенный пункт, то ее показывают без
разрыва, а при необходимости можно уменьшить толщину знака.

На картах показываются все железнодорожные станции, разъезды, платформы и оста
новочные пункты. Если станции расположены вне населенных пунктов, то обязательно дает
ся их название. На карте масштаба 1:25 000 показываются семафоры и светофоры.

Автодороги при изображении на картах подразделяются на автомагистрали, автодоро
ги с усовершенствованным покрытием и автодороги с покрытием, на улучшенные грунтовые
дороги, грунтовые (проселочные) дороги, полевые и лесные дороги, караванные пути
и вьючные тропы, пешеходные тропы (см. подразд. 5.3). Особыми условными знаками выде
ляются дороги с деревянным покрытием и зимние дороги (рис. 7.18).

Рис. 7.18. Пример классификации дорог на крупномасштабных топографических картах:

а - автомагистрали; б - автодороги с усовершенствованным покрытием; в - автодороги с
покрытием; г - улучшенные грунтовые дороги; д - автодороги с деревянным покрытием;
е - грунтовые дороги и труднопроезжие участки дорог; ж - полевые и лесные дороги;
з - зимние дороги

Автомагистрали, автодороги с усовершенствованным покрытием и автодороги с по
крытием показываются на картах данных масштабов все, независимо от густоты дорожной
сети. Улучшенные грунтовые дороги показываются также, как правило, все, только при со
ставлении карт масштаба 1:100 000 могут исключаться небольшие по протяженности дороги.

Грунтовые (проселочные) дороги на карты масштаба 1:25 000 наносятся, как правило,
все. На картах масштабов 1:50 000 и 1:100 000 дороги наносятся с отбором, если в данном
районе густая сеть дорог. При нанесении дорог низших классов предпочтение отдается:

1. Дорогам, обеспечивающим связь населенных пунктов с железнодорожными стан
циями, пристанями, аэродромами и дорогами высших классов.

2. Дорогам, являющимся продолжением главных проездов в населенных пунктах.

3. Всем дорогам, которые ведут к источникам воды, через перевалы к государственным
границам или вдоль границ.

4. Соединяющим населенные пункты по кратчайшему расстоянию.

5. Дорогам, обладающим наилучшими условиями проезда и имеющим более ровный
профиль.

При составлении дорог обязательно учитываются особенности картографируемой тер
ритории. Например, зимние дороги показываются только на картах, создаваемых на малооб
житые и труднодоступные районы, где отсутствуют дороги более высокого класса и проезд
возможен только в зимнее время.

На картах, создаваемых на малообжитые, горные и пустынные районы с редкой сетью
дорог, показываются все караванные пути и вьючные тропы.

Пешеходные тропы показываются при изображении труднодоступных районов (гор, та
ежных лесов, зарослей кустарников, болот), где нет других путей сообщения.

Обобщение контура дорог практически не делается. Обобщение допускается при изо
бражении извилистых дорог в горах, когда все извилины передать нельзя, при этом необхо
димо сохранить все основные повороты дорог.

Кроме основных дорог на картах выделяются фашинные участки дорог, гати и гребли
при длине их не менее 2 мм.

Фашины - представляют собой связки хвороста, уложенные на продольные лежни
и прижатые жердями; сверху фашины засыпают землей или песком.

Гати - сплошные настилы из бревен, размещенные по хворосту или жердям.

Гребли - невысокие насыпи из грунта, камней, и песка.

Иногда все эти примитивные сооружения по дорогам имеют местные названия, напри
мер, выстилки.

Если дороги пересекают горные хребты, то необходимо показывать перевалы с подпи
сями их отметок высот и периода доступности, например: (ГУ-Х), т. е. перевал доступен
с апреля по октябрь. Главные перевалы должны выделяться более крупным размером знака
и подписи.

При изображении автомагистралей и автодорог подписывается их техническая характе
ристика: ширина покрытия (для автомагистралей - ширина одной полосы и количество по
лос), ширина дороги с обочинами (для автодорог) и материал покрытия, а также обозначает
ся граница смены материала покрытия. Материал покрытия обозначается условными сокра
щенными подписями:

А - асфальтобетон, асфальт
Б - булыжник

Б м - битумоминеральная смесь

Б р - брусчатка

Г - гравий

К - камень колотый

Ц - цементобетон

Щ - щебень

Ш л - шлак

При изображении улучшенных грунтовых дорог подписывается только ширина проез
жей части дороги.

У изображений автомагистралей и автодорог даются подписи номеров дорог, а также
выделяют номера трансмагистральных маршрутов (европейских, азиатских и др.). Номера
определяются по новейшим дорожным картам и атласам автомобильных дорог (рис. 7.19).

У выходов за рамку листа карты условных знаков дорог подписывается их направле
ние: дается подпись собственного названия ближайшего населенного пункта и указывается
расстояние в километрах (рис. 7.19)

Порядок и правила составления дорог. Дороги на картах данных масштабов всегда
составляются в последовательности от высшего класса к низшему. Железные и автодороги
отрабатываются сразу на всем листе, а остальные - составляют по отдельным участкам.

Вначале составляются дорожные сооружения, условные знаки которых прерывают
изображение дороги (например, железнодорожные станции, туннели, мосты). Потом состав
ляется сама дорога, а только после этого наносятся все остальные дорожные сооружения.

При изображении дорог необходимо следить за тем, чтобы ось условного знака дороги
точно соответствовала оси ее изображения на картографическом материале. Векторизация
дорог делается строго по оси условного знака дороги.

Нарушение этого правила допускается только в том случае, когда произошло слияние
дороги с другими объектами. Если при составлении дорог в более мелком масштабе про
изошло слияние дороги с берегом реки, озера или моря, то смещается условный знак дороги.
Если произошло слияние двух дорог, то смещается условный знак дороги низшего класса.

Рис. 7.19. Указание номеров дорог и их направлений на топографических картах

С особой тщательностью отрабатываются на карте повороты и пересечения дорог. Изо
бражение дорог должно быть согласовано с изображением других элементов содержания
карты (гидрографии, населенных пунктов и др.).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие виды дорог показываются на крупномасштабных топографических картах?

2. Как классифицируются железные дороги?

3. Какие требования предъявляются к изображению дорог?

4. Как показывается линия железной дороги, проходящей через населенный пункт?

5. Как показываются железнодорожные станции? Какие станции подписываются?

6. Как классифицируются автомобильные и грунтовые дороги?

7. Как делается отбор грунтовых и полевых дорог на картах масштаба 1:100 000?

8. С учетом чего передается конфигурация автодорог?

9. Какая характеристика дается автомагистралям и автодорогам?

10. Как даются подписи номеров и характеристик дорог?

11. Какие дорожные сооружения даются на картах этих масштабов?

12. Каким дорогам низшего класса отдается предпочтение при их генерализации?

13. В каком случае показываются зимние дороги?

14. Что такое фашины, гати, гребли?

15. Какая характеристика дается дорогам, пересекающим горные хребты?

16. Что подписывается у выходов за рамку листа карты основных дорог?

17. В какой последовательности составляются дороги?

18. В каком случае ось дороги может быть отодвинута относительно ее положения на
исходном картографическом материале?

7.5. Изображение рельефа и его генерализация
на крупномасштабных топографических картах

Рельеф на картах всех трех масштабов изображается горизонталями, условными знака
ми
обрывов, скал, оврагов, промоин, осыпей, и т. п. и отметками высот. Изображение рель
ефа дополняется подписями абсолютных и относительных высот характерных точек местно
сти, подписями горизонталей и указателями направления скатов (бергштрихами)
(см. подразд. 5.4, 5.4.1).

В результате того, что крупномасштабные топографические карты используются для
детального изучения и оценки местности и проведения различных расчетов и измерений по
ним, то к изображению рельефа предъявляются наиболее строгие требования:

1. Необходимо наглядно передать характер рельефа и степень его расчлененности.

2. Точно отобразить расположение, размеры и формы неровностей местности, характе
ризующие ее проходимость, маскировочные и защитные свойства, а также возможность ори
ентирования на местности.

3. Наглядно и правильно передать морфологические особенности различных типов
рельефа (равнинно-эрозионного, холмисто-моренного, горного, карстового, вулканического,
рельефа песков и др.).

4. Точно и четко передать основные орографические линии и точки (водоразделов,
тальвегов, уступов, вершин, седловин и т. д.).

5. Правильно и четко отобразить направление склонов, их крутизны, а также резких
нарушений поверхности (обрывов, оврагов и промоин, выходов коренных пород и др.).

6. Расставить отметки высот таким образом, чтобы была возможность быстрого опре
деления абсолютных высот точек местности и превышений одних точек над другими .

При изображении рельефа горизонталями очень важно правильно подобрать высоту
сечения рельефа. Основная высота сечения устанавливается в зависимости от характера
рельефа картографируемой территории. В пределах одного листа карты основная высота се
чения не меняется. На топографических картах, согласно , применяются следующие вы
соты сечения (табл. 7.4).

Различие в типах воспроизводства, характер внутренних миграций, различия в истории заселения и освоения территории России, а также разнообразие природно-климатических условий привели к тому, что население России размещено крайне неравномерно. Средняя плотность населения составляет 8,7 человека на 1 км 2 , что в 4 раза меньше средней плотности на земном шаре. В европейской части России проживают 29 человек на 1 км 2 , а в Сибири – 2,5 человека на 1 км 2 . Самая высокая плотность населения в Московской области (354 чел. на 1 км 2). Самая низкая плотность населения в Эвенкийском автономном округе (0,03 человека на 1 км 2).

Под влиянием природных и социально-экономических факторов в России исторически сложились две главные зоны расселения, протянувшиеся с запада на восток: основная полоса расселения (европейская часть России, за исключением европейского Севера, юг Сибири и Дальнего Востока) и вся остальная территория, относящаяся к зоне Севера . Основная полоса расселения представляет собой своеобразный треугольник, основание которого лежит в европейской части России, а вершина – на юго-востоке азиатской части России. Северная граница полосы проходит по линии: Санкт-Петербург–Вологда–Пермь–Екатеринбург-Новосибирск, далее вдоль Сибирской железнодорожной магистрали.

Основная зона расселения (и хозяйственного освоения) отличается старым освоением, высокой плотностью населения (в среднем 50 человек на 1 км 2), большим числом крупных городов и городских агломераций. Эта широтная зона охватывает 34 % территории страны. В ее пределах проживает почти 138 млн человек.

К северу от основной полосы расселения и хозяйственного освоения простирается зона Севера , которая охватывает почти 64 % территории страны. Здесь концентрируются важнейшие природные ресурсы страны и проживает всего 11,5 млн человек при средней плотности 0,9 человека на 1 км 2 . Расселение в зоне Севера выборочное, очаговое – близ крупных ресурсных баз, по долинам рек и вдоль транспортных путей, близ портов. В зоне Севера требуется больше затрат на освоение территорий и строительство.

В настоящее время характерен отток населения из районов Крайнего Севера, где падает производство в добывающих отраслях, за исключением газовой и нефтяной промышленности.

Высокая плотность населения характерна для Северного Кавказа (49 чел. на 1 км 2) и Центрально-Чернозёмного района, что связано с высоким естественным и механическим приростом населения, так и с большой долей сельского населения и его высокой концентрацией в районах природного оптимума. Самая низкая освоенность территории отмечается на Дальнем Востоке (от 7,9 чел. на 1 км 2 на Сахалине до 0,3–0,1 чел. на 1 км 2 в Магаданской области и Чукотке). Крайне неравномерно заселена Сибирь.