Налоговое право: понятие, предмет и метод. Налоговое право: понятие, предмет, источники и методы правового регулирования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Вопрос 1. Предмет и понятие налогового права. Метод правового регулирования налоговых правоотношений

Налоговое право - система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.

Три подхода по поводу природы налогового права, его места в правовой системе:

Налоговое право - правовой институт финансового права который обособленно от него рассматриваться не должен.

Налоговое право - самостоятельная отрасль права, с собственным предметом и методом, правовыми принципами, терминологией и другими атрибутами отрасли.

Налоговое право - подотрасль финансового права, стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль.

Предмет налогового права - это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые правоотношения подразделяются на имущественные, непосредственно связанные с движением денежных средств в наличной или безналичной форме, иорганизационные (неимущественные). Первые являются основными, вторые - вспомогательными, обеспечивающими возникновение, изменение или прекращение имущественных налоговых отношений. Все налоговые отношения прямо или косвенно связаны с имуществом, материальными благами, экономической выгодой, то есть с приращением собственности.

Метод налогового права - это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения.

Признаки метода налогового права:

1. Приоритет публичных интересов над частными. Налоговые платежи - безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Налоговое право имеет фискальный характер, его главная цель - в обеспечении государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций. Все остальные задачи носят вторичный, производный характер.

2. Преобладание обязывающих и запрещающих норм. Налоги и сборы уплачиваются не вследствие инициативы плательщика, не в порядке кредитования или благотворительного взноса, а в силу конституционно-правовой обязанности. Поэтому большинство налоговых норм являются обязывающими либо запрещающими, хотя, разумеется, и дозволяющие нормы здесь присутствуют.

3. Императивность. Налоговому праву свойственны детальная нормативная регламентация и минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в рамках налогового правоотношения.

4. Обязательное участие компетентных представителей государства. Налоговые правоотношения носят вертикальный характер, характеризуются субординацией сторон.

5. Сочетание разрешительного и общедозволительного правового регулирования.Разрешительный тип регулирования характеризуется формулой «запрещено все, что прямо не разрешено законом» и применяется к государственно-властным субъектам, общедозволительный - «разрешено все, что прямо не запрещено законом» и применяется к частным лицам.

Вопрос 2. Место налогового права в системе права

Являясь подотраслью финансового права, налоговое право находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права и их составными элементами:

финансовым правом;

конституционным правом;

гражданским правом;

административным правом;

уголовным правом и др.

В рамках финансового права налоговое право более взаимодействует с бюджетным правом, так как налоги являются основным источником бюджетной системы, но и с другими составными частями финансового права оно неразрывно связано.

Конституционное право имеет основополагающее значение для установления налоговых норм. Сама Конституция РФ содержит нормы прямого действия (ст. 57 Конституции РФ), а также закрепляет основные принципы, отраженные в налоговом законодательстве.

Как и гражданское право, налоговое право регулирует имущественные отношения, однако гражданско-правовое регулирование основано на методе диспозиции, а в налоговых правоотношениях преобладает императивный метод.

Налоговое право опирается на нормы уголовного права в части наказания за преступления в налоговой сфере (ст. 194, 198, 199 УК РФ).

Вопрос 3. Принципы налогового права РФ

Принципы налогового права - это его основные начала, исходные положения. Налоговому праву как составной части российской правовой системы присущи общеотраслевые принципы, которые находят свое отражение во всех отраслях: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности и т.д.

Среди специальных, присущих в совокупности исключительно налоговому праву, необходимо выделить следующие принципы.

Принцип равного налогового бремени предполагает общеобя зательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом. Этот принцип вытекает непосредственно из статей 8 (ч. 2), 19 и 57 Конституции России.

Принцип установления налогов законами закреплен в ст. 57 Конституции России и содержит в себе два аспекта:установление налогов должно осуществляться компетентными органами государственной власти - парламентами, думами и другими представительными органами; установление налогов должно осуществляться только в установленной форме - федеральными законами.

Возлагая на плательщиков обязанности по уплате налогов, государство вместе с тем гарантирует им и защиту от незаконных налогов и сборов. Так, согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Специальным принципом налогового права необходимо назвать приоритет налогового закона над неналоговыми законами.

Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, так или иначе касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве. Следовательно, в случае коллизии норм применяются положения именно налогового законодательства.

Сущность принципа наличия всех элементов налога в налоговом законе состоит в следующем: отсутствие хотя бы одного элемента означает, что обязанности налогоплательщика по уплате налога не установлены, и следовательно, налогоплательщик вправе не платить данный налог. Данный принцип закреплен в п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ.

П. 1 ст. 17 НК РФ устанавливает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам.

Принцип сочетания интересов государства, субъектов федерации, органов местного самоуправления и налогопла тельщика в правовом регулировании налоговых отношений и при применении налогового закона декларируется совокупностью норм Конституции России, Налогового кодекса РФ, иных нормативных актов, а также этот принцип нашел применение и в судебной практике.

Вопрос 4. Система и источники налогового права

1. Налоговое право как подотрасль финансового права входит в единуюсистему российского права и, в свою очередь, является системой более низкого уровня.

Налоговое право представляет собой систему последовательнорасположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенныхвнутренним единством:*

предмета регулирования;

принципов;

методов регулирования.

Нормы налогового права группируются в две части - Общую и Особенную.

Система налогового права делится на следующие части:

* Особенную. Части системы налогового права представляют собой также системы более низкого порядка, объединяющие обособленные совокупности юридических норм:

институты;

субинституты;

* нормы. 2, Общая часть включает в себя нормы, устанавливающие:

принципы налогового права;

систему и виды налогов и сборов в РФ;

права и обязанности участников отношений, регулируемых налоговым правом;

основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов; порядок ее добровольного и принудительного исполнения;

порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля;

способы и порядок защиты прав налогоплательщиков. Большинство норм Обшей части налогового права кодифицировано и содержится в первой (Общей) части Налогового кодекса Российской Федерации.

« Особенная часть включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. В настоящее время завершается процесс их кодификации, и они включаются во вторую (Особенную) часть Налогового кодекса Российской Федерации, например:

налог на добавленную стоимость;

налог на доходы физических лиц;

единый социальный налог;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

единый сельскохозяйственный налог;

единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

транспортный налог;

налог на игорный бизнес.

Источники налогового права

Источники налогового права - это официально признаваемые государством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы. Источники налогового права включают нормативно-правовые акты, международные договоры.

Конституция РФ закрепляет обязанность уплаты каждым лицом законно установленных налогов и сборов, а также предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57). Конституция РФ разграничивает налоговые полномочия между РФ, ее субъектами и местным самоуправлением, содержит важные положения, связанные с налоговым правотворчеством. Конституция РФ создает правовые предпосылки для дальнейшего налогово-правового регулирования, определяемого конституционными и правовыми основами государства.

Налоговое законодательство включает три уровня правового регулирования - федеральный, региональный и местный. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ принятых в соответствии с НК. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах включают решения и иные акты представительных органов местного самоуправления, принимаемые в соответствии с НК.

Налоговый кодекс - важнейший источник налогового права, обладает внутренней согласованностью, сложной структурой, большим объемом, высоким уровнем нормативных обобщений.

Подзаконные нормативные акты. Налоговые реформы направлены на ограничение и постепенное вытеснение ведомственного нормотворчества из сферы налогообложения. Федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти в предусмотренных налоговым законодательством случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять налоговое законодательство. Налоговые и таможенные органы согласно п. 2 ст. 4 НК не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Международные договоры включают налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения и международные договоры о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. Если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные актами налогового законодательства, то применяются правила и нормы международных договоров (ст. 7 НК).

Судебный прецедент представляет собой правило поведения (правоположение), сформулированное в судебном решении по конкретному делу и имеющее общеобязательное значение для широкого круга лиц, включая другие суды. Прецедент служит эталоном (моделью, критерием) при рассмотрении судами аналогичных дел. В России, несмотря на безусловный приоритет нормативно-правового акта, прецедентное право де-факто имеет место. В период становления налогового права огромное значение имеет судебная практика высших судебных инстанций, особенно Конституционного Суда РФ.

Вопрос 5. Понятие, виды и особенности налоговых норм

Норма налогового права - это общеобязательное, формально-определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера, регулирующее властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Специальные признаки налоговых норм:

они регулируют общественные отношения в сфере налогообложения;

в большинстве своем имеют императивный характер, определяют рамки дозволенного и должного поведения субъектов налогового права. Участники налогово-правовых отношений не могут самостоятельно изменять (дополнять, конкретизировать) предписания налоговых норм;

санкции налоговых норм носят имущественный характер.

Акты налогового законодательства, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, а также региональные и муниципальные нормативные акты, вводящие налоги и (или) сборы,вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования, причем требуется одновременное соблюдение обоих условий. При этом решающим является условие, наступающее позднее по времени.

Иные акты, вносящие изменения и дополнения в действующее налоговое законодательство, вступают в силу: в отношении налогов - не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; в отношении сборов - не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют (ст. 57 Конституции РФ). Три варианта обратной силы актов налогового законодательства согласно НК:

акты, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение участников налоговых отношений, обратной силы не имеют:

акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей,имеют обратную силу;

акты, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Вопрос 6. Налоговые правоотношения: виды и юридический состав

Налоговые правоотношения - вид финансового правоотношения, т. в. общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права - налоговым правом, - субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими с связи с взиманием налогов.

Налоговые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с юридическими фактами - конкретными жизненными обстоятельствами, событиями. По последствиям, которые вызывают юридические факты в налоговых правоотношениях, они делятся на правообразующие (индивидуальные акты - налоговые декларации), правоизменяющиеся (рождение ребенка, отсутствие прибыли и т. п.) и правопрекращающиеся (прекращение деятельности, приносящей доход).

Основным содержанием налогового правоотношения является одностороннее обязательство плательщика внести в бюджет определенную сумму денежных средств в установленный срок. Юридическим содержанием налоговых правоотношений является возможность взыскания определенных денежных средств уполномоченными государством налоговыми органами и необходимость внесения этих сумм обязанными по закону субъектами - налогоплательщиками.

Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов, объекта и содержания.

Субъект правоотношения - это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правового отношения.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение, - обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

3) Федеральная налоговая служба и ее подразделения в РФ (налоговые органы);

4) Федеральная таможенная служба и ее подразделения (таможенные органы).

Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном НК

Статья 2 НК РФ устанавливает следующие группы налоговых правоотношений:

1) отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

2) отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;

3) отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

4) отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Систему налоговых правоотношений можно объединить в 3 группы отношений:

а) общие (общерегулятивные), содержаниекоторых определяется нормами, устанавливающими принципы налогов и правоспособность сторон конкретных отношений. Правовая связь в данном случае охватывает многих участников -- субъектов правоотношений

б) простые (конкретные) выступают формой реализации общерегулятивных налоговых правоотношений, при которой общие права и обязанности проецируются на деятельность конкретных субъектов. Направления подобной детализации могут быть самыми различными (по видам налогов: налоги на имущество, налоги на доходы или еще более узко; по плательщикам: юридические лица, физические лица, смешанные налоги);

в) комплексные налоговые правоотношения характеризуются стабильным, длящимся характером. Они находятся на своеобразном стыке простых и общерегулятивных налоговых правоотношений. С одной стороны, они достаточно узко персонифицированы, предполагая конкретного плательщика (что отличает их от общих), с другой стороны, одним из их признаков является сложный состав, что отличает их от простых.

Вопрос 7. Субъекты налогового права, их классификация

Очевидно, что изучение системы субъектов налогового права, классификация субъектов данной отрасли должны иметь место на основе анализа и обобщения действующих норм налогового права. Хотя законодательство о налогах и сборах не использует термин «субъект налогового права» и, соответственно, не решает вопросов деления субъектов налогового права на виды, ряд налоговых норм имеет непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме. Например, ст. 9 НК РФ перечисляет возможных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Кроме этого, разделы второй и третий НК РФ также в значительной своей части посвящены данному вопросу.

Статья 9 НК РФ закрепляет, что в налоговых отношениях участвуют: 1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов; 2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами; 3) МНС России и его территориальные подразделения; 4) Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения; 5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов; 6) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы -- при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ; 7) органы государственных внебюджетных фондов.

Нельзя не обратить внимание на ряд недостатков, имеющихся в принятой редакции ст. 9 НК РФ. Во-первых, содержащийся в названной статье перечень участников налоговых отношений не является полным. В число участников, например, не включены представительные органы власти Российской Федерации. В данной части ст. 9 НК РФ фактически вступает в противоречие со ст. 2 НК РФ. Часть первая ст. 2 НК РФ прямо указывает, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации. Очевидно, что основными участниками отношений по установлению и введению налогов и сборов являются представительные органы власти. Сказанное дополнительно подтверждают п. 1, 3-- 5 ст. 1, п. 5 ст. 3, п. 2--4 ст. 12 НК РФ. Во-вторых, формулировка п. 5 ст. 9 НК РФ содержит некоторые неточности. Прежде всего, налоговые органы в соответствии с установленным порядком, как правило, не осуществляют непосредственно прием налогов и сборов. Это видно хотя бы из ст. 31, 32 НК РФ, Закона о налоговых органах. Данные нормы закрепляют за соответствующими органами исполнительной власти преимущественно контрольные функции. Другой немаловажный недочет принятой редакции ст. 9 НК РФ состоит в том, что государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, полагаем, не вправе уполномочить какие-либо иные органы и каких-либо должностных лиц на прием и взимание налогов и сборов, а также на осуществление налогового контроля, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ч. 3 ст. 55, ст. 106 Конституции РФ названные выше полномочия находятся в компетенции представительных органов власти соответствующего уровня.

Вопрос 8. Права и обязанности налогоплательщиков по законодательству РФ

Налогоплательщики - организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Основу налогово-правового статуса налогоплательщиков составляет совокупность закрепленных налоговым законодательством субъективных прав и обязанностей в сфере налогообложения.

Налогоплательщики имеют право:

получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию;

получать от Минфина РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного самоуправления - по вопросам применения регионального законодательства и муниципальных нормативно-правовых актов о местных налогах и сборах;

использовать налоговые льготы;

получать отсрочку рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налогового законодательства;

не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;

обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их субъективных прав (СП) и законных интересов (ЗИ). Отличие субъективных прав от законных интересов: субъективные права всегда закрепляются нормативно; законные интересы представляют собой любые правомерные возможности (право на признание действий добросовестными, право применять налоговое законодательство наиболее выгодным способом), реализация которых не запрещена налоговым законодательством. Поскольку законные интересы не оформлены нормативно, государство юридически не обязано содействовать их реализации. С другой стороны, законные интересы наряду с субъективными правами можно защищать в административном или судебном порядке.

Юридические обязанности налогоплательщиков:

уплачивать законно установленные налоги;

встать на учет в налоговых органах;

вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;

представлять налоговым органам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;

в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Вопрос 9. Права и обязанности налоговых органов по законодательству РФ

Налоговыми органами являются Федеральная налоговая служба по налогам и сборам (ФНС России) и ее территориальные подразделения на местах. Создание каких-либо иных налоговых органов, не входящих в единую централизованную систему ФНС России, не допускается. Правовой статус налоговых органов помимо НК регулируется Законом РФ «О налоговых органах», Положением о ФНС России и целым рядом ведомственных нормативных актов. ФНС России находится в ведении Министерства финансов РФ. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия налоговому законодательству.

Основная цель деятельности налоговых органов - обеспечение полного и своевременного поступления в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов и сборов.

Налоговые органы вправе:

требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

проводить налоговые проверки;

производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, когда есть основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать в налоговые органы налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений;

приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на их имущество;

определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках;

требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений налогового законодательства;

взыскивать недоимки и пени;

требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и налоговых агентов сумм налогов и пени; и др.

Для защиты фискальных интересов государства налоговым органам предоставлено право предъявлять в суды иски: а) о взыскании налоговых санкций; б) о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; в) о ликвидации организации; и т.д.

Налоговые органы обязаны:

соблюдать налоговое законодательство;

осуществлять налоговый контроль;

вести учет организаций и физических лиц;

бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; и др.

Вопрос 10. Виды налогов

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Особенности:

имеют обязательный характер (ст. 57 Конституции РФ);

имеют индивидуальность и безвозмездность, означают, что при уплате налога у публичного субъекта не возникает обязанности указывать конкретному налогоплательщику услуг на внесенные суммы. Налог возвращается обществу в целом в виде выполнения государством возложенных на него функций и реализации стоящих перед ним задач;

уплачивается в денежной форме;

уплачивается физическими лицами и организациями, на которые при наличии определенных обстоятельств возлагается налоговая обязанность;

носят постоянный (регулярный характер), являются финансовой основой деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги можно классифицировать по нескольким основаниям:

по субъекту налога:

а) с физических лиц (налог на доходы физических лиц);

б) с организаций (налог на прибыль, налог на имущество организации);

по объекту налогообложения:

а) поимущественные;

б) подоходные;

в) на операции;

г) на действия;

по форме возложения налогового бремени:

а) прямые (обращены непосредственно к доходам и имуществу налогоплательщиков; в них юридические и фактические налогоплательщики совпадают в одном лице);

б) косвенные (в них юридические и фактические налогоплательщики не совпадают);

по назначению - предназначенные для финансирования государственных задач, без указания на конкретные цели (например, ЕСН - единый социальный налог);

по порядку установления:

а) федеральные (ст. 13 Налогового кодекса РФ);

б) региональные (ст. 14 Налогового кодекса РФ);

в) местные (ст. 15 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ существуют следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 21 НК РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 Налогового кодекса РФ.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 Налогового кодекса РФ.

Вопрос 11. Функции налогов

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.

Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.

Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры: библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития: фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция дает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Контрольная функция налога как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря такой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Распределительную функцию можно подразделить на регулирующую, стимулирующую и т.д.

Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну для содержания армии, управленческого аппарата, социальной сферы. Но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

Вопрос 12. Налоговая система РФ (понятие и элементы)

Налоговая система - совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов.

Налоговая система РФ включает:

Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом все суммы сборов должны зачисляться в федеральный бюджет РФ.

Республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

Из местных налогов общеобязательны налог на имущество физических лиц, земельный налог.

Субъекты налогов делятся на субъектов налогообложения и субъектов, ответственных за уплату налога, Среди первых следует выделить налогоплательщиков и носителей налога. Среди вторых выделяются налогоплательщики, налоговые агенты и доверенные лица. В НК РФ установлены только налогоплательщики и налоговые агенты. Уплата налогов через доверенных лиц налоговым законодательством РФ не предусмотрена.

Носители налога - понятие общеэкономическое и непосредственно с исчислением и уплатой налогов не связано, поэтому нет необходимости устанавливать его в налоговом законодательстве. Носитель налога это лицо, которое несёт экономически налоговое бремя. В большинстве случаев это физические лица, т.е. население. Это происходит потому, что в экономике работают механизмы переложения налогового бремени с одних лиц на других через систему ценообразования. Налогоплательщики это лица на которых возложена юридическая обязанность уплачивать налог из своих доходов или за счёт своего имущества. Налоговые агенты это лица, на которых возложена обязанность удерживать налог с субъекта налога при выплате ему каких-либо доходов и передавать его в бюджет. Доверенные лица (сборщики налога) это лица, которым доверена обязанность взыскать налог с налогоплательщика и передать его в бюджет.

С понятием объект налогообложения связано понятие предмет налога. Предмет налога это вещь либо иной предмет имущества или свойство, явление, процесс или денежная сумма, на основе которых строится налоговое отношение. Вообще говоря, предметом налога может быть что угодно. В отдаленной истории, а также в недавнее время в России и других странах имели место, например, такие предметы налогообложения как проезд через городские ворота, соль, ширина фасада дома, количество окон, бороды и т.п. или ордер на квартиру, кошки, собаки, лошади, участвующие в бегах на ипподромах, слова, слово- и словосочетания и многое другое.

Российское законодательство, Конституция РФ в том числе, не содержит ни каких ограничений для законодателя в данном вопросе. Законодатель сам себя ограничивает здравым смыслом и доброй волей. В этом отношении в последние годы в РФ были сделано очень много, в частности были отменены очень многие налоги, взимание которых было затруднено, или доходы бюджета от которых были настолько малы, что они не покрывали расходов на налоговый контроль за ними.

Объект налогообложения это юридический факт в отношении предмета налога, в результате чего предмет налога приобретает определенный правовой статус. В законе о налоге должно содержаться определение предмета налога и его правового статуса, в связи с которым законом устанавливается обязанность по уплате налога.

При установлении налоговой базы должны быть определены масштаб налога, т.е. параметр измерения (например, мощность двигателя, сумма в рублях, количество штук и др.) и единица измерения (например, лошадиная сила, рубль, штука и т.п.)

Налоговая база это количество единиц измерения, содержащихся в параметре измерения.

Налоговый период это период, в течение которого формируется налоговая база. С наступлением нового налогового периода налоговая база заново формируется с нуля. Кроме налогового периода выделяют отчётные периоды, т.е. периоды, за которые подаётся налоговая отчётность (налоговая декларация или специальный расчёт). Отчётный период может равняться налоговому периоду, а может быть меньше налогового периода. В таком случае налоговый период разбивается на несколько отчётных периодов.

Налоговая ставка это сумма налога, приходящаяся на одну единицу налоговой базы. Специфические налоговые ставки устанавливаются в рублях на одну натуральную единицу налоговой базы, когда последняя измеряется в натуральных единицах. Процентные или адвалорные ставки применяются, если налоговая база измеряется в рублях.

Налогообложение может быть равным, пропорциональным, прогрессивным и регрессивным. Равное или подушное налогообложение предполагает одинаковую сумму налога для всех налогоплательщиков. В настоящее время применяется только в отношении отдельных государственных пошлин. Для большей части налогов такое налогообложение неприемлемо по экономическим, социальным или административным причинам. Пропорциональное налогообложение предполагает применение постоянных налоговых ставок при любых величинах налоговой базы. Иначе это называют плоской шкалой.

При прогрессивном налогообложении могут применяться различные виды прогрессии. Простая поразрядная прогрессия предполагает равные суммы налога внутри разрядных промежутков налоговой базы, увеличивающихся по мере увеличения налоговой базы. При этом на границах разрядных промежутков налог изменяется скачком. Простая относительная прогрессия предполагает применение разных ставок в разных разрядных промежутках. При этом ставки увеличиваются по мере увеличения налоговой базы и применяются ко всей налоговой базе, попадающей в данный разрядный промежуток. Здесь также имеют место скачки суммы налога на границах разрядных промежутков. Сложная прогрессия отличается от простой относительной прогрессии тем, что налоговые ставки применяются только внутри разрядного промежутка. Это позволяет избежать скачков суммы налога и сделать налогообложение более справедливым. Скрытая прогрессия основана на применении постоянной налоговой ставки в сочетании с наличием каких-либо налоговых вычетов из налоговой базы или из суммы налога, применяемых при малых величинах налоговой базы.

Регрессивное налогообложение строится по той же схеме, что и прогрессивное, только при этом происходит уменьшение налоговых ставок с увеличением налоговой базы, либо уменьшение сумм налога в разрядных промежутках, относимых к большей налоговой базе. В скрытой регрессии вычеты применяют при больших значениях налоговой базы.

Порядок исчисления налога это совокупность правил, по которым исчисляется налоговая сумма, называемая иначе налоговым окладом, на основании налоговой базы и налоговой ставки. Если законом предусмотрено применение разных налоговых ставок к разным частям налоговой базы, то производится раздельный расчёт, после чего результаты суммируются. Порядок исчисления налога обычно закладывается в форму налоговой декларации, что облегчает налоговый контроль и процедуру подсчёта самим налогоплательщиком.

Порядок уплаты налога обычно предусматривает либо уплату всей суммы налога за налоговый период единовременно, либо разбиение этой суммы на части и уплату каждой из них отдельно. При этом могут применяться различные способы такого разбиения. В отдельных случаях может быть предусмотрено разбиение налога на суммы, уплачиваемые в бюджеты различных уровней. Сроки уплаты обычно задаются в виде последней даты после истечения налогового или отчётного периода, в которой уплата налога ещё не влечёт за собой мер воздействия (например, в виде пеней). Этот срок обычно используется и как предельный срок подачи налоговой отчётности, по истечении которого применяются штрафные санкции за несвоевременность представления налоговой отчётности.

Вопрос 13. Налоги и другие государственные изъятия и платежи

Вопрос 14. Транспортный налог

Транспортный налог относится к региональным налогам, вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего региона. Региональные законодательные (представительные) органы определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу, а также налоговые льготы и основания для их использования.

Налогоплательщиками признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства.

Не являются объектом налогообложения: весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с; автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с, полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения; промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок; тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые для производства сельскохозяйственной продукции; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы и др.

Налоговая база:

1. в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

2. в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3. в отношении иных водных и воздушных транспортных средств - как единица транспортного средства.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются в твердо фиксированной сумме - в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Порядок исчисления налога. Организации исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ.

Вопрос 15. Порядок установления и введения в действие налогов

В Конституции и Налоговом кодексе РФ указано, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В связи с этим необходимо рассмотреть содержание категории «установление» налога и близкой к ней категории «введение в действие» налогов и сборов.

Установление налога означает определение факта наличия и существования налога как такового и определение его существенных элементов. Это первичное нормотворческое действие, юридическое создание налога, определение его места в действующей налоговой системе государства.

Введение налога означает придание ему силы на определенной территории. Для того чтобы каждый конкретный налог мог быть фактически уплачен налогоплательщиком, его необходимо сначала установить, а затем ввести в действие.

До введения в действие НК РФ вопрос о разграничении процедур по установлению и введению в действие налогов был рассмотрен Конституционным Судом РФ в постановлении от 21 марта 3997 г.1 Конституционный Суд указал, что федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств. Применительно к субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления понятие «установление налогов и сборов» имеет иной юридический смысл. Право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты РФ связаны этими общими принципами. Установление налога субъектом РФ означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог.

Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д.

СЗ РФ. 1997. № 13. Ст. 1602.

Установление и введение налогов в России осуществляются в соответствии с процедурой, строго определенной НК РФ.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются федеральным законодательством, они вводятся в действие на всей территории Российской Федерации. При установлении федерального налога в федеральном законе определяются налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком.

Региональные налоги и сборы также устанавливаются федеральным законодательством (Налоговым кодексом), вводятся в действие на территории соответствующего субъекта РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ. При этом представительные органы власти субъектов РФ могут определять такие элементы налогообложения, как налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по данному региональному налогу. Так, например, налог на имущество организаций, установленный гл. 30 НК РФ, вводится в действие законами соответствующих субъектов РФ. Вводя налог, представительные органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Существенные элементы местных налогов и сборов устанавливаются федеральным законодательством, но вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. Вводя в действие местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога, а также определяют форму отчетности по данному местному налогу.

Вопрос 16. Понятие и структура системы налогов и сборов

Система налогов и сборов - это определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны.

Одним из важнейших принципов налогообложения является принцип единства системы налогов и сборов, вытекающий из Конституции РФ (ст. 8, 71, 72). Принцип единства системы налогов и сборов означает действие на всей территории страны одних и тех же налогов и сборов, что обусловлено задачей государства в области налоговой политики унифицировать обязательные платежи. Цель подобной унификации состоит в достижении равновесия между правом субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать налоги и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ (ст. 34, 35), а также конституционного принципа единства экономического пространства.

...

Подобные документы

    Налоговые отношения как предмет налогового права. Место налогового права в правовой системе России. Публичные цели налогово-правового регулирования. Преобладание обязывающих и запрещающих норм. Налоговый кодекс в системе источников налогового права.

    дипломная работа , добавлен 04.04.2009

    Понятие и виды налогоплательщиков, их юридическое положение. Характеристика физических и юридических лиц как субъектов налогового права. Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2014

    Понятие и предмет налогового права. История возникновения и развития налогообложения и налогового права в России. Место и роль налогового права в системе российского права. Основные функции налогообложения. Налогоплательщики и плательщики сборов.

    реферат , добавлен 14.04.2011

    Понятие, классификация, права и обязанности участников налоговых правоотношений: налогоплательщиков и налоговых органов. Сущность и виды представительства в налоговых правоотношениях. Роль и значение банков и налоговых агентов в налоговых правоотношениях.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2010

    Понятие, характерные особенности, предмет и источники международного налогового права. Приоритет норм МНП над национальным. Новый подход к роли, значению и принципам налогообложения. Правовые отношения, входящие в состав налоговых правоотношений.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2018

    Основные права и обязанности налогоплательщиков. Налоговый кодекс Российской Федерации. Обязанности должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. Постановка на учет в налоговых органах. Определение состава налогового правонарушения.

    контрольная работа , добавлен 07.09.2015

    Анализ правового регулирования налогообложения. Унификация системы налогов в отношении предприятий независимо от формы собственности. Порядок установления налоговых платежей, налоговое право Российской Федерации, права субъектов налоговых правоотношений.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Понятие налогового контроля как категории налогового права. Объект, предмет, цели и задачи налогового контроля. Классификация, формы и методы налогового контроля. Виды налоговых проверок. Изучение организации налогового контроля в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 21.04.2010

    Структура налогового органа и функции отделов. Формы проявления налогового контроля. Учет налогоплательщиков. Налоговые проверки и их назначение. Порядок и сроки отражения выявленных нарушений в бухгалтерском учете.

    отчет по практике , добавлен 02.04.2003

    Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия законодательству. Решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений. Международные договоры и соглашения по вопросам налогообложения.

Все отрасли или подотрасли права различаются, прежде всего, по предмету правового регулирования. При этом предмет отвечает на вопрос – что изучает данная отрасль?

Предмет налогового права – совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В сферу налогового правового регулирования входят общественные отношения:

> по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;

> возникающие в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязательств;

> возникающие в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;

> возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

> возникающие в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений;

> возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет налогового права :

> имеют имущественный характер;

> направлены на образование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

> обязательным участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование в лице компетентных органов.

Метод налогового права – совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия данной подотрасли права на отношения налоговой сферы.

Основные методы налогового права :

метод властных предписаний (императивный, командно-волевой) – способ правового воздействия, где государство самостоятельно устанавливает процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений; также определяется мера должного поведения и обеспечивается принудительное воздействие в случае неисполнения установленных предписаний.

метод рекомендаций и согласования – метод, который используется при принятии разъяснений, устанавливает функции и образцы рекомендаций, а также при определении направленности совместной работы фискальных органов, частично при определении предметов ведения по отдельным вопросам налогообложения (ст. 72 Конституции РФ).

диспозитивный метод – способ правового воздействия, связанный равноправием сторон, координацией, основанной на дозволениях.

Данный метод используется крайне редко и выражается, например, в предоставлении частному субъекту возможности формировать свою налоговую политику, получении отсрочку исполнения налоговых обязанностей, заключении договоров на получение налогового кредита или инвестиционного налогового кредита, проведении зачета задолженности государства перед поставщиками товаров (работ, услуг) посредством зачета встречного требования по исполнению налоговой обязанности.

2.3. Система налогового права

Налоговое право является подотраслью финансового права, имеющую свою собственнуюсистему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов данного регулирования… Ее построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая существенно влияет на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств.

Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенным внутренним строением.

Системе налогового права свойственны такие характерные черты , как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

По общему правилу налоговое право делится на две части – Общую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы, которые устанавливают основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.

Институты Общей части налогового права содержат те нормы права, действие которых распространяется на все регулируемые этой подотраслью правоотношения. Положения Общей части налогового права конкретизируются в институтах его Особенной части.

Особенную часть налогового права образуют нормы, которые детально регламентируют определенные виды налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, а также специальные налоговые режимы (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции).

Безусловно, в огромном множестве налогово-правовых норм неизбежно возникают коллизии и разночтения, но в своей совокупности они представляют собой единую систему с собственными внутренними закономерностями и тенденциями. Построение этой системы, которая основана на существующих налоговых отношениях, предоставляет возможность более правильного применения финансово-правовых норм и таким образом, содействует укреплению законности и выполнению налоговым правом регулирующей и охранительной функций.

Налоговое право – это совокупность финансово–правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, при этом круг отношений регулируется законом (Ч.1 ст. 2 НК). Это предмет налоговогоправа . Эти отношения делятся на 2 группы:
1. Связанные
с установлением , введением и взиманием налогов и сборов (имущ-ный хар-р) .

2. Возникающие в процессе осуществления налогового контроля (неимущественный хар-р) , обжалования актов налоговых органов, а также действие или бездействие их должностных лиц и привлечение к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Постановление Пленума ВАС от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах прим. ч. 1 НК РФ» ч.1 НК.

Представляется, что на сегодняшний день предмет налогового права четко определен ст. 2 НК РФ и включает в себя следующие группы отношений, которые характеризуются своей публично-правовой природой:

По установлению, введению и взиманию налогов и сборов;

Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;

Отношения, возникающие при обжаловании актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

Отношения, возникающие при привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Метод правового регулирования в сфере налогового обложения – это способы правового воздействия на поведение участников налоговых отношений, а также на характер взаимосвязи между ними. Налоговое право является подотраслью финансового права, основной метод – императивный. Имеет особенности:

1. Преобладание в правовом регулировании позитивного обязывания

2. Ограничение правовой инициативы участников налоговых отношений.

3. Юридическое неравенство участников налоговых отношений (выражается в различном содержании правоспособности участников налоговых отношений).

Дискуссионной в юридической литературе является проблематика метода налогового права. Проблематика данного вопроса обусловлена тем, что в литературе обосновывается наличие в налоговом праве своего собственного метода регулирования и использования в регулировании налоговых отношений диспозитивного метода регулирования. Представляется, что главный метод регулирования в сфере налогообложения предопределен самой природой налоговых отношений - императивный метод регулирования . Представляется, что императивный метод свойственен всем публично-правовым отраслям права, и проявляется в каждом их институте или подотрасли, и проявляется единообразно. Соответственно и в налоговом праве, как подотрасли финансового права, для регулирования налоговых отношений используется императивный метод регулирования. Существующие в научных работах суждения, обосновывающие наличие диспозитивного метода в налоговом праве обусловлены тем, что законодатель для обеспечения регулирования налоговых отношений использует традиционные гражданско-правовые институты, такие как поручительство, залог, банковская гарантия и др. Соответственно это влечет появление в научных работах суждений о том, что налоговому праву свойственен диспозитивный метод регулирования. Тем не менее, использование институтов гражданского права само по себе не свидетельствует о безусловном использовании диспозитивного метода регулирования в налоговом праве. Представляется заслуживающим внимания мнение В. Д. Сорокина «о реальном существовании единого предмета правового регулирования целостной системы тех общественных прав, которым система прав должна соответствовать и на которые она в свою очередь активно воздействует с помощью соответствующих социальных управленческих и регулятивных систем российского государства».

В качестве единого предмета правового регулирования выступает «социально-правовая среда», состоящая из следующих элементов:

Система многообразных конкретных связей между людьми;

Статус субъектов права, определяемый на уровне системы права в целом безотносительно к его отраслевой принадлежности;

Конкретные связи между людьми, принимающие под воздействием правового регулирования форму правового отношения - материального и процессуального и др.

Весьма интересной является позиция, высказанная указанным автором о том, что наряду с единым предметом правового регулирования существует и единый метод правового регулирования , который выражается в трех способах воздействия на поведение субъектов права и субъектов правоотношений, а именно: дозволения, предписание и запрет. В зависимости от соотношения дозволения, предписания и запрета имеются основания различать три варианта проявления единого метода правового регулирования, т. е. «три типа правового регулирования соответствующих связей и явлений, складывающихся в социально-правой среде». Таким образом, выделяются гражданско-правовой тип регулирования, административно-правовой тип регулирования и уголовно-правовой тип регулирования.

Соответственно, можно говорить о том, что в правовом механизме регулирования тех или иных общественных отношений используются не конкретные самостоятельные методы регулирования, а типы регулирования, обусловленные сочетанием способов воздействия на субъекты права, а именно: дозволение, предписание и запрет .

Исходя из предмета и метода налогового права , учитывая, что налоговое право выполняет функцию мобилизации финансовых ресурсов публичных субъектов, можно определить, что налоговые отношения являются разновидностью финансово-правовых отношений, а налоговое право является подотраслью финансового права .

Налоговое право достаточно широко взаимодействует с другими отраслями права . Связь налогового и конституционного права прослеживается через установление конституционно-правовых принципов, которые находят свое дальнейшее развитие в налоговом законодательстве. Налоговое и административное право сближает сходство метода правового регулирования. Более того, в ряде случаев нормы административного права выступают в качестве общих по отношению к налогово-правовым нормам. Это обусловлено тем, что налогообложение представляет собой часть системы государственного управления. Налоговое право, как и гражданское, регулирует имущественные отношения, связанные с институтом собственности.

При отграничении налогового права от смежных отраслей права необходимо учитывать природу его предмета, особенности метода правового регулирования и наличие системы финансового права.

Налоговое право — важнейшая отрасль юриспруденции с точки зрения исследования сферы подготовки кадров для нее, а также реализации приоритетов государства в области регулирования данных коммуникаций. В чем заключаются особенности предмета и метода данной отрасли? Какие есть нюансы в трактовках данных терминов?

Что представляет собой налоговое право?

Прежде чем рассматривать метод рассмотрим то, что представляет собой данная юридическая отрасль. Соответствующий термин может пониматься в 3 разных контекстах:

Как учебная дисциплина;

Как отрасль науки;

Как раздел национального права.

Все указанные интерпретации понятия «налоговое право» связаны между собой. Так, соответствующие учебная дисциплина и отрасль науки изучают, прежде всего, отмеченный раздел национального права. В свою очередь, издание регулирующего законодательства, а также правоприменительная практика во многом зависят от квалификации юристов, в значительной степени приобретаемой в учебных заведениях, а также уровня научной проработанности тех или иных проблем, которые имеют отношение к налоговому праву.

Предмет налогового права

Можно отметить, что для всех 3 интерпретаций соответствующего термина характерен общий предмет: совокупность правоотношений, которые формируются с участием государственных органов и налогоплательщиками в статусе физических или юридических лиц. Предметом данных правоотношений могут быть порядок установления, расчета, перечисления в бюджет, а также взимания различных налогов, а также осуществление контроля над их уплатой и реализация мер ответственности за нарушения соответствующей отрасли законодательства.

Соответствующие правоотношения могут, таким образом:

Исследоваться на уровне научной дисциплины;

Отражаться в учебных материалах;

Находиться в юрисдикции налогового законодательства.

Данные виды коммуникаций могут осуществляться с применением различных методов налогового права. Изучим их специфику.

Сущность методов налогового права

Метод налогового права — это, в соответствии с традиционным подходом, совокупность юридических механизмов, позволяющих тем или иным субъектам в той или иной степени повлиять на предмет налогового права. Например, представителями науки — изучить правоотношения, преподавателям — интерпретировать их в рамках учебной дисциплины, законодателю — отразить в нормативных актах.

Изучим то, как может пониматься метод, о котором идет речь, в контексте его рассмотрения как раздела национального права.

Метод в контексте национального права

В соответствующем контексте метод налогового права обычно характеризуется как подход законодателя к регулированию различных правоотношений в области налогов и сборов. Он может быть:

Публично-правовым;

Гражданским.

В первом случае законодатель применяет установленные действующими нормативными актами механизмы принуждения тех или иных лиц к выполнению предписаний об уплате налогов. Задействуется, таким образом, регулирования правоотношений. Во втором действия законодателя сводятся, главным образом, к рекомендациям и согласованиям. Фактически, реализуется диспозитивный метод в налоговом праве, по которому те или иные субъекты правоотношений имеют возможность выбирать способ поведения в тех или иных коммуникациях.

Рассмотрим ключевые признаки, характеризующие метод в налоговом праве.

Признаки метода налогового права

Прежде всего, он имеет публично-правовой характер. Налоговые обязательства граждан и организаций регламентируются на уровне федерального, регионального и муниципального законодательства, которое в части регламентации основных коммуникаций носит нормативный характер. Это объяснимо, прежде всего, тем, что сбор налогов — процедура, являющаяся ключевой с точки зрения формирования государственного бюджета, материального обеспечения основных институтов государства. Данная особенность понимания сущности соответствующих платежей предопределяет возникновение приоритета общественных интересов над частными. Обязательства по уплате налогов, таким образом, возлагаются в равной степени на всех граждан, а льготы по ним определяются в нормативном порядке для лиц с одинаковым статусом.

Выбор метода налогового права

Конкретный метод налогового права имеет значение с точки зрения выбора государством наиболее эффективных механизмов обеспечения исполнения гражданами своих обязательств по перечислению тех или иных платежей в бюджет. В данном случае приоритетным может быть применение именно тех подходов, которые можно охарактеризовать как императивные, предполагающие издание компетентными органами власти предписаний для налогоплательщиков, обязательных к исполнению.

Соотношение императивных и диспозитивных механизмов

Вместе с тем, повышение эффективности управления правоотношениями в сфере уплаты налогов в бюджет может требовать задействования государством также гражданских механизмов. Исследование степени их влияния может включаться в состав проблемы метода налогового права, актуальной как для сферы практического законотворчества, так, в частности, и для области научных исследований.

То, каким образом должны соотноситься диспозитивные и императивные подходы, определяется с учетом многих факторов, которые часто обнаруживаются только по факту внедрения и применения правовых норм. Они могут носить социально-экономический, институциональный характер, предопределяться внутренними процессами или же, к примеру, внешнеполитическими.

Приоритет императивного метода

Но, так или иначе, в российской правовой системе сложилась ситуация, при которой больший приоритет получают все же императивные методы налогового права. Тот или иной субъект правоотношений получает, таким образом публичные или персональные — но в порядке, установленном нормативными актами, предписания касательно своих действий в контексте исполнения обязательств по уплате налогов и сборов в бюджет.

Значение диспозитивного метода

При необходимости законодатель применяет различные методы толкования норм налогового права, закрепляет их в рекомендациях и документах разъяснительного характера, если нормы права в тех или иных положениях законодательства — диспозитивны. В отдельных случаях данный подход может быть даже более эффективным, чем императивное регулирование. Как правило, он практикуется, если тот или иной вид коммуникаций сложно регламентировать на уровне федеральных нормативных актов.

В этом случае компетентные органы — чаще всего Федеральная налоговая служба, применяет определенные средства и методы толкования норм налогового права, после чего закрепляет результаты проделанной работы в письмах и иных правовых актах, которые публикуются в установленном порядке. Во многих случаях содержание именно таких документов рассматривается налогоплательщиками в первую очередь, в то время как предписания федеральных нормативных актов не применяются де-факто в качестве регулирующих, хотя они имеют большую юридическую силу.

в федеральном законодательстве

Есть в российском законодательстве федеральные нормативы, которые диспозитивны по своей правовой природе. Например, это положения Налогового кодекса в части выбора системы налогообложения предпринимателями. При условии, что деятельность учреждаемых ими фирм по оборотам и численности штата соответствует определенным критериям, они могут, в частности, работать по упрощенной системе и платить, таким образом, существенно меньший объем налогов, чем в случае с работой по общему методу налогообложения.

В свою очередь, при определении порядка исчисления сумм конкретных платежей в бюджет методами налогового права выступают как раз таки императивные механизмы: соответствующие нормы права предписывают то, каким образом устанавливается налоговая база, ставка, налоговый период и прочие условия перечисления платежей в бюджет государства.

В общем случае регулирование правоотношений в сфере налогов и сборов регулируется на уровне федерального законодательства России. Но возможны варианты, при которых метод налогового права и его характеристика будут определяться исходя из норм региональных источников права. Рассмотрим данный нюанс подробнее.

Методы налогового права в рамках применения регионального законодательства

Действительно, основной объем норм, регламентирующих порядок исполнения гражданами и организациями обязательств в части уплаты налогов и сборов устанавливается на уровне федеральных правовых актов — прежде всего, Налогового кодекса РФ. Но в ряде случаев положения НК РФ должны дополняться нормами, принимаемыми властями российских регионов.

Например, данная особенность характеризует регулирование уплаты налога на имущество физических лиц, представленного недвижимостью. Порядок исчисления соответствующего платежа в части основных его компонентов определяется на уровне НК РФ. Но ряд ключевых на имущество определяется с учетом региональных норм права. Так, до определенного момента именно власти субъекта РФ определяют, будет ли исчисляться соответствующий платеж на основе инвентаризационной или же кадастровой стоимости недвижимости. В свою очередь, вне зависимости от того, какой конкретно вариант выберут региональные власти, ими же устанавливаются ставки по рассматриваемому налогу — но в пределах тех значений, что установлены в НК РФ.

Соотношение регионального и федерального законодательства при выборе метода налогового права

Таким образом, с точки зрения действия региональных источников норм метод налогового права будет таким же императивным, как если бы применялось федеральное законодательство: налогоплательщики, зарегистрированные в соответствующем регионе, будут обязаны следовать утвержденным в субъекте РФ положениям законодательства. В свою очередь, с точки зрения НК РФ нормы, определяющие, во-первых, схему начисления налога на имущество, а во-вторых, ставку для него, могут быть применены только в том случае, если конкретные положения источников права, устанавливающие данные элементы платежа, не приняты региональным законодателем.

Определить то, является ли конкретный метод налогового права фактически императивным на федеральном уровне в ряде случаев возможно только при выявлении закономерностей соотнесения соответствующих норм права с теми, что приняты на региональном уровне. Так, с точки зрения НК РФ некоторые нормы принимаются только в том случае, если регулирующие ту же сферу отношений положения не приняты властями субъектов РФ. В свою очередь, региональное законодательство в данном случае может рассматриваться как источник равнозначных федеральным императивных норм, несмотря на то что его юридическая сила — ниже, чем у Налогового кодекса.

Нормативность правовых актов в налоговом праве

Полезно будет изучить еще один аспект применения метода в налоговом праве: нормативность положений актов, издаваемых органами власти. Метод налогового права обычно характеризуется как способ регулирования правоотношений посредством как раз таки нормативных источников, представленных федеральными или региональными законами, в ряде случаев — подзаконными источниками.

В свою очередь, во многих случаях соответствующий метод может быть представлен и ненормативными источниками. Они также издаются органами власти, однако, их действие направлено на определенный круг лиц или даже конкретного гражданина либо организацию. Например, таким источником может быть предписание об уплате налога, который не был перечислен тем или иным лицом вовремя, вследствие чего образовалась недоимка. Однако, любое предписание соответствующего типа — будь оно 1 по счету, 2 или 3 (налоговое право, предмет, метод, место, источники его могут, таким образом, определяться на уровне ненормативных актов), должно основываться на положениях, в свою очередь, нормативных правовых актов. То есть, быть законным и обоснованным.

Таким образом, оба механизма управления правоотношениями в сфере налогов и сборов — нормативный и ненормативный, также тесно связаны между собой.

Резюме

Итак, мы изучили то, в чем заключается специфика предмета и метода налогового права. Прежде всего, имеет значение то, в каком контексте они рассматриваются — научном, учебном или же институционально-правовом. Что касается предмета налогового права, то он сохраняет свою целостность во всех 3 контекстах.

В свою очередь, метод соответствующей отрасли права будет различаться в зависимости от того, кем он применяется — исследователем, преподавателем или же законодателем. Его использование будет предопределять порядок действий того или иного субъекта коммуникаций. Например, если это законодатель, то в соответствии с выбранным методом налогового права — императивным или диспозитивным, будут формироваться положения нормативных актов, издаваемых органами власти в целях регулирования правоотношений в сфере уплаты налогов и сборов.

Метод налогового права – совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения. Предмет отрасли показывает, что" регулируют налогово-правовые нормы, метод – как, какими средствами и способами правовое регулирование осуществляется.

Особенности метода налогово-правового регулирования обусловлены публично-правовой природой налогового права и включают следующие признаки.

Публично-правовой характер. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований. Их назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, т. е. в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти (постановление КС РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П).

Приоритет публичных интересов перед интересами частными. Налогово-правовое регулирование носит фискальный характер, т. е. его главная цель состоит не в реализации интересов частных лиц, а в обеспечении государства финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций. Все остальные задачи носят вторичный, производный характер. Само существование налогового права, его обособление, повышение значения в правовой системе России обусловлены особой ролью налоговых платежей как основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней.

Доминирование в налоговом праве обязывающих и запрещающих норм. Публично-правовая цель налогообложения – обеспечить формирование централизованных денежных фондов государства. В содержании налоговых правоотношений всегда присутствует обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом одни налоговые правоотношения (основные) непосредственно выражают данную обязанность, другие (вспомогательные) обеспечивают ее реализацию. Большинство налоговых норм являются обязывающими либо запрещающими, хотя, разумеется, и дозволяющие нормы здесь присутствуют.

Императивный характер налогово-правово-го регулирования. Налоговому праву свойственны детальная нормативная регламентация и минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в рамках налогового правоотношения. Диспозитивные элементы, предоставляющие участникам право самостоятельно регулировать отдельные аспекты юридических взаимодействий, сведены к минимуму. В качестве таких элементов нередко указывают возможность для налогоплательщика по своему выбору определять налоговую и учетную политику, использовать налоговые льготы, участвовать в налоговых правоотношениях лично или через представителя. Примеромдиспозитивного регулирования выступает предусмотренная в рамках упрощенной системы налогообложения возможность выбора объекта налогообложения самим налогоплательщиком (ст. 346.14 НКРФ).

Многие диспозитивные элементы (например, залог или представительство) не обладают собственной налогово-правовой природой, а являются следствием применения гражданско-правовых институтов к налоговым правоотношениям. Это установленные законом исключения из общего правила, когда гражданское законодательство применяется к властным налоговым правоотношениям (ст. 2 ГК РФ).